Литературные течения, школы. Литературное направление, течение и школа

Литературное направление - часто отождествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления:
Классицизм
Романтизм
Сентиментализм
Натурализм
Реализм
Символизм (фр.) - одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.

Акмеизм (от греч. - «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») - литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральной фигурой которого являлся организатор акмеизма Н. С. Гумилёв.
Термин «акмеизм» был предложен в 1912 Н. Гумилёвым и С. М. Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.
Футуризм. Автор слова и основоположник направления - итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.

Имажинизм
Литературное течение - часто отождествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерна идейно- художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность литературного направления.

Постмодернизм (фр. postmodernisme - после модернизма) - термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века. Зарождение постмодерна это 60 - 70-е гг., связано и логически вытекает из процессов Модернизма как реакция на кризис его идей, а также на так называемую смерть оснований: Бога(Ницше), автора(Барт), чел-ка(гуманитарности). Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм.

Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») - авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце ХIX - начале XX века, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа(ов) (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.

Декадентство (декаданс)

Декадентство (от позднелатинского - упадок) - общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.

Авангардизм (фр. Avant-garde, «передовой отряд») - обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически-боевой форме (отсюда само имя, взятое из военно-политической лексики). Его временными рамками принято считать период с 1870 по 1938 год[источник не указан 167 дней]. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов.
Понятие авангард в большой степени эклектично по своей сути. Этим термином обозначают целый ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу.

Модернизм (итал. modernismo - «современное течение»; от лат. modernus - «современный, недавний») - направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках - это термин «modern». Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль, предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Литературное направление - часто отожествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления:

Классицизм

Сентиментализм

Натурализм

Романтизм (к которому некоторые относят и литературу барокко)

Символизм

Реализм (в котором выделяют ренессансный реализм, т.е. реализм эпохи Возрождения, просветительский реализм, т.е. реализм эпохи Просвещения, критический реализм и социалистический реализм).

О правомерности выделения других направлений единого мнения нет - таких, как маньеризм, предромантизм, неоклассицизм, неоромантизм, импрессионизм, экспрессионизм, модернизм и проч. Дело в том, что литературные направления, сменяясь, порождают множество промежуточных форм, которые существуют не долго и не носят глобального характера. Были попытки предложить более универсальные системы разделения на литературные направления - напр. "классика" и "романтика"; или "реалистическая" и "ирреалистическая" литература.

Литературное течение

2. Литературное течение - часто отожествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность литературного направления.

Например, применительно к русскому романтизму говорят о "философском", "психологическом" и "гражданском" течении. В русском реализме некоторые выделяют "психологическое" и "социологическое" течение.

Речь как средство индивидуализации образа.

В драматургической литературе характер героя выявляется, главным образом, средствами языка, средствами сценической речи. Поэтому столь крупную роль в решении задачи создания типического характера играл в творческой практике широко и блестяще разработанный им метод речевой характеристики действующего лица.

Психологический анализ в литературе

Парадоксально, но «психологический анализ» - понятие, которое нечасто встречается в психологической литературе.

Психологический анализ начал свою точку отсчета задолго до появления трудов Фрейда, но именно в его трудах он приобрел особое звучание, подобно новому рождению и вошел в научную практику.



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - разновидность научного анализа, подобного философскому, математическому и др. Характерной особенностью психологического анализа является то, что объектом его изучения является психическая реальность, психические процессы, состояния, свойства человека. А также различные социально-психологические явления, возникающие в группах, коллективах: мнения, общение, взаимоотношения, конфликты, лидерство и др. Методологической основой психологического анализа могут выступать философские системы, общенаучные принципы познания, а также общепсихологические положения о субъекте, связи внутреннего и внешнего, специфичности психологических закономерностей, которым подчинен тот или иной вид деятельности. Например, психологический анализ самообразования предполагает изучение целей, мотивов, способов самостоятельной работы по приобретению, углублению, расширению и совершенствованию знаний, навыков, умений, а также ее особенностей в условиях общего и специального образования.

Психологический анализ является примером психологического изображения в литературе.

Состоит в том, что сложные душевные состояния героев раскладываются на их составляющие и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя. При психологическом анализе имеет свои преимущества повествование от третьего лица. Эта художественная форма позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко.

Поэты серебряного века.

Атмосфера Серебряного века

В конце девятнадцатого - начале двадцатого века Россия переживала интенсивный интеллектуальный подъём, особенно ярко проявившийся в философии и поэзии. Философ Николай Бердяев называл это время русским культурным ренессансом.

«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени, - писал о Серебряном веке Николай Бердяев в своей «философской автобиографии» «Самопознание». - Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но всё происходило в довольно замкнутом кругу...»

Но Серебряный век - не только период хронологический период. Понятие «Серебряный век» уместно применять к образу мышления, который, будучи характерным для художников, которые при жизни враждовали между собой, в конечном счёте слил их в сознании потомков в некую неразделимую плеяду, формировавшую ту специфическую атмосферу Серебряного века, о которой писал Бердяев.



Имена поэтов, составивших духовное ядро Серебряного века, всем известны: Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Вячеслав Иванов, Игорь Северянин, Борис Пастернак, Георгий Иванов и многие другие.

Поэты Серебряного века стремились преодолеть также и попытки второй половины XIX века объяснять поведение человека социальными условиями, средой и продолжали традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к Богу, к Любви и Смерти в философском, метафизическом смысле. Поэты Серебряного века и в своём художественном творчестве, и в теоретических статьях и высказываниях подвергали сомнению идею прогресса для литературы. Например, один из ярчайших творцов Серебряного века, Осип Мандельштам писал, что идея прогресса - «самый отвратительный вид школьного невежества». А Александр Блок в 1910 году утверждал: «Солнце наивного реализма закатилось; осмыслить что-либо вне символизма нельзя».

Поэты Серебряного века верили в искусство, в силу слова. Поэтому для их творчества показательно погружение в стихию слова, поиск новых средств выражения. Они заботились не только о смысле, но и о стиле - для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию. Это погружение привело к культу жизнетворчества (неразделимости личности творца и его искусства). И почти всегда в связи с этим поэты Серебряного века были несчастны в личной жизни, а многие из них плохо кончили.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ШКОЛЫ И ТЕЧЕНИЯ

СИМВОЛИЗМ - первое и самое значительное из модернистских течений в России. Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений - от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вячеслава Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи - в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей.

Поэты-символисты

Александр Блок

Брюсов Валерий

Гиппиус Зинаида

Иванов Вячеслав

Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) - одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Если в поэзии символизма определяющим фактором являлась некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.

У акмеистов часты обращения к мифологическим сюжетам и образам. Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их «организационная сплоченность». По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов».

Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии». С. Городецкий считал, что «символизм… заполнив мир „соответствиями“, обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он… просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще».

Основные принципы акмеизма:

Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
- отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
- стремление придать слову определенное, точное значение;
- предметность и четкость образов, отточенность деталей;
- обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
- поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
- перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Поэты-акмеисты

Ахматова Анна

Гумилев Николай

Мандельштам Осип

Сергей Городецкий

Михаил Зенкевич

Владимир Нарбут

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

Это течение претендовало на построение нового искусства - «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта.

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Идея исчерпанности культурной традиции прежних веков была исходным пунктом эстетической платформы кубофутуристов. Программным стал их манифест, носивший намеренно скандальное название «Пощечина общественному вкусу». В нем декларировался отказ от искусства прошлого, звучали призывы «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности».

Впрочем, несмотря на достаточно резкий тон и полемический стиль манифеста, в альманахе было высказано немало идей о путях дальнейшего развития искусства, сближения поэзии и живописи. За внешней бравадой его авторов стояло серьезное отношение к творчеству. И знаменитая эпатажная фраза о Пушкине, не допускающая, казалось бы, иных интерпретаций, объяснялась Хлебниковым, которому, собственно, и принадлежала, совсем по-другому: «Будетлянин - это Пушкин в освещении мировой войны, в плаще нового столетия, учащий праву столетия смеяться над Пушкиным XIX века» и звучала уже совсем не эпатажно. Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. Системой был сам авангард. А футуризмом его окрестили в России по аналогии с итальянским. И течение это оказалось значительно более разнородным, чем предшествующие ему символизм и акмеизм.

Один из основоположников течения, В. Хлебников активно занимался революционными преобразованиями в области русского языка. Стремясь расширить границы языка и его возможности, много работал над созданием новых слов. Согласно его теории, слово лишается смыслового значения, приобретая субъективную окраску: «Гласные мы понимаем, как время и пространство (характер устремления), согласные - краска, звук, запах».

Очень скоро слова «футурист» и «хулиган» для современной умеренной публики стали синонимами. Пресса с восторгом следила за «подвигами» творцов нового искусства. Это способствовало их известности в широких кругах населения, вызывало повышенный интерес, привлекало все большее внимание.

Основные признаки футуризма:

Бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы;
- отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
- бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих;
- эксперименты по созданию «заумного» языка;
- культ техники, индустриальных городов;
- пафос эпатажа.

Поэты-футуристы:

Бурлюк Давид

Введенский Александр

Каменский Василий

Маяковский Владимир

Северянин Игорь

Хлебников Велимир

Имажинизм (от фр. и англ. image - образ) - литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма.

Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии XX века. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело.

Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашала примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. В своей Декларации имажинисты утверждали, что «единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов… Образ, и только образ - вот орудие производства мастера искусства… Только образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени. Образ - это броня строки». Теоретическое обоснование этого принципа сводилось у имажинистов к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору.

По существу, в их приемах, так же как и в их «образности», не было ничего особенно нового. «Имажинизм» как один из приемов художественного творчества широко использовался не только футуризмом, но и символизмом. Новым было лишь упорство, с которым имажинисты выдвигали образ на первый план и сводили к нему все в поэзии - и содержание и форму.

Характерной особенностью развития русской поэзии первых десятилетий XX века являлось то, что каждое литературное направление рождалось под знаком непримиримой борьбы, соперничества со своими предшественниками. И если начало 1910-х годов прошло под знаком «преодоления символизма» акмеистами и футуристами, то возникший в конце десятилетия имажинизм обозначил конечной целью своей борьбы «преодоление футуризма», с которым он по сути состоял в родственных отношениях: «Скончался младенец, горластый парень десяти лет от роду (родился 1909 - умер 1919)- Издох футуризм. Давайте грянем дружнее: футуризму и футурью смерть!»

За пять лет активной деятельности имажинисты смогли завоевать громкую, хотя и скандальную славу. Постоянно проходили поэтические диспуты, где мэтры нового течения весьма успешно доказывали окружающим превосходство новоизобретенной поэтической системы над всеми предшествующими.

Акции имажинистов порой выходили за пределы общепринятых норм поведения. К числу таковых можно отнести и роспись стен Страстного монастыря богохульными надписями, и «переименование» московских улиц (табличка «Тверская» менялась на «Есенинская») и т. п. В 1919 году имажинисты потребовали ни много ни мало «отделения государства от искусства».

Отношения имажинистов с властями - в силу особенностей их творческой позиции, внелитературных связей и исторического момента - требуют особого внимания. Имажинисты в силу своего скандального, богемного образа жизни часто попадали в руки милиции и работников ЧК. Выручали их только многочисленные связи с теми же чекистами.

Основные признаки имажинизма:

Поэты-имажинисты

Есенин Сергей

Ивнев Рюрик

Мариенгоф Анатолий

Шершеневич Вадим

Жемчужинами серебряного века были поэты, не принадлежащие ни к одной из литературных школ и направлений .

Бунин Иван

Пастернак Борис

Цветаева Марина

Направление, течение, школа это исторически складывающиеся в ходе литературного процесса художественные общности. Под направлением первоначально понимали общий характер всей национальной литературы или какогото ее периода, а также цель, к которой ей следует стремиться. В 1821 профессор Московского университета И.И.Давыдов заявил, что от ученых обществ «русская словесность может и должна получить настоящее свое направление»; в 1822 определить направление и успехи русской литературы призвал профессор А.Ф.Мерзляков; в 1824 В.К.Кюхельбекер напечатал статью «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие». В статье И.В.Киреевского «Девятнадцатый век» (1832) «господствующее направление умов» конца 18 в. определялось как разрушительное, а новое - как состоящее «в стремлении к успокоительному уравнению нового духа с развалинами старых времен… В литературе результатом сего направления было стремление согласовать воображение с действительностью, правильность форм со свободою содержания… одним словом, то, что, напрасно называют классицизмом, с тем, что еще неправильнее называют романтизмом». Как результат направление умов упоминались последние произведения И.В.Гёте и романы В.Скотга. К.Л.Полевой прямо применил слово «направление» к неким этапам литературы, не отказываясь и от более широких его значений. В статье «О направлениях и партиях в литературе» он назвал направлением «то, часто невидимое для современников внутреннее стремление литературы, которое дает характер всем или по крайней мере весьма многим произведениям ее в известное, данное время… Основанием его, в общем смысле, бывает идея современной эпохи или направление целого народа . Критика тех лет упоминала разные направления: «народное», «байроническое», «историческое», «немецкое», «французское». П.А.Вяземский в книге «Фон-Визин» (1830) выделял сатирическое направление в русском театре от А.П.Сумарокова до А.С.Грибоедова. Центральным понятием направления стало в критике В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова. В разговорной речи «писатель с направлением» означало писателя тенденциозного. Вместе с тем под направлением понимали самые разные литературные общности. Ф.М.Достоевский в антидобролюбовской статье «Гн - бов и вопрос об искусстве» (1861) признает наличие литературных партий «в смысле несогласных убеждений» и «необходимость дельного направления в литературе» («мы сами жаждем, алчем хорошего направления и высоко его ценим»), но он против узкого понимания общественной пользы искусства «направлением утилитаристов».

Течение

Постепенно наряду с понятием «направление» начинает употребляется почти синонимичное, но более нейтральное, не связанное с демонстративной тенденциозностью, понятие «течение». Оно также отличается неопределенностью, иногда еще большей, чем «направление», - как в брошюре Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893). К.Д.Бальмонт в статье «Элементарные слова о символической поэзии» (1904) тесно связал символизм «с двумя другими разновидностями современного литературного творчества, известными под названием декаденства и импрессионизма», считая, что на самом деле «все эти течения то идут параллельно, то расходятся, то сливаются в один поток, но, во всяком случае, они стремятся в одном на правлении». Литературоведение первой трети 20 в. охотно использовало по отношению к самым значительным литературным общностям термин стиль в широком искусствоведческом смысле (П.Н.Сакулин, В.М.Фриче, И.А.Виноградов и др.), иногда - «стиль эпохи»; о «стилях эпохи» вспоминали и много позднее (Д.С.Лихачев, А.В.Михайлов). Советские теоретики пытались упорядочить употребление слов «направление» и «течение», исходя не столько из их исторического функционирования, сколько из своих логических построений. Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой направление - большие литературно-художественные общности, формируемые единством творческого метода: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Принято было также считать направлением: ренессансный и просветительский «реализм», барокко, натурализм, символизм, социалистический реализм. Маньеризм, рококо, предромантизм (отождествлявшийся с сентиментализмом), импрессионизм, экспрессионизм, футуризм вызывали в этом смысле сомнения. Неопределенным был статус модернизма, которым ортодоксальная советская теория предпочитала не заниматься. А.Н.Соколов внес в распространенную элементарную схему коррективы. Он признал, что в основе направление - близость содержательных принципов. Но, например, романтический период может продолжить свое существование за пределами романтического направления (творчество А.А.Фета, А.К.Толстого, Я.П.Полонского); бывают и направления, не выработавшие собственного метода, как сентиментализм, сложившийся в борьбе с классицизмом и подготовивший новый, романтический метод.

Течение было признано разновидностью направления , выделяемой по эстетическому, а чаще идеологическому принципу. Романтизм делился на революционный (в смягченном варианте - прогрессивный) и реакционный (в смягченном варианте - консервативный). Во французском классицизме разграничивали течения, основанное на традиции рационализма Р.Декарта (П.Корнель, Ж.Расин, Н.Буало), и течения, больше усвоившее сенсуалистскую традицию П.Гассенди (Ж.Лафонтен, Ж.Б.Мольер). В русском реализме 19 века У.Р.Фохт противопоставил психологическое и социологическое течение По самым разным признакам выделяли несколько течений в социалистическом реализме. Г.Н.Поспелов развел «литературные направления» и «идейно-литературные течения»: вторые не являются составляющими первых, те и другие только пересекаются. Более важными представляются течения. Они отличаются идейно-художественной областью, прежде всего, общностью проблематики. Направления, по Поспелову, выделяются по принципу наличия творческих программ, и до классицизма их не было. Течения же признаются на ранних стадиях литературного развития, начиная с античности. Реализм делится как на течения, так и на направления - по различным признакам. Западное литературоведение обычно игнорирует понятие направления и течения как схоластические. Р.Уэллек и О.Уоррен подчеркивают несовпадение самосознаний литературных общностей и их обозначений исследователями: в английском языке наименование «Эпоха гуманизма» впервые зафиксировано в 1832, «Ренессанс» - в 1840, «романтизм» - в 1831 (у Т.Карлейля) и затем в 1844 (английские романтики так себя не называли; ок. 1849 к ним причислили С.Т.Колриджа и У.Вордсворта). Однако ввиду наличия программ, манифестов, фактов сходства между национальными литературами Уэллек и Уорен настаивают на необходимости понятия периода.

Школа

Школа это небольшое объединение литераторов на основе единых художественных принципов, более или менее четко сформулированных теоретически. Школой была в 16 в. группа « ». В 18 в. немецкий классицист И.Х.Готшед выступал против барочной напыщенности «второй силезской школы». На рубеже 18-19 веков сложилась «озерная школа» английских романтиков. В начале 1820х распространились понятия «романтическая поэзия», «романтический род», «романтическая школа». В.А.Жуковского и позже именовали основателем русской «романтической школы». Русский реализм вызревал в рамках «натуральной Школы»

Как уже отмечалось ранее, среди литературоведов нет единого мнения относительно того, как разграничить понятия «художественная система», «литературное направление» и «литературное течение». Чаще всœего ученые называют «системами» «международные литературные общности» (барокко, классицизм и т.п.), а термины «направление» и «течение» используют в более узком смысле.

Достаточно распространенной является точка зрения Г.Н. Поспелова, который считал, что литературное течение - ϶ᴛᴏ преломление в творчестве писателœей и поэтов определœенных общественных взглядов (миросозерцания, идеологий), а направления – это писательские группировки, возникающие на основе общности эстетических воззрений и определœенных программ художественной деятельности (выраженных в трактатах, манифестах, лозунгах и т.п.). Течения и направления в этом значении слов - ϶ᴛᴏ факты отдельных национальных литератур (Теория литературы – М., 1978, с.134 – 140).

Иными словами, направление представляет собой литературоведческое понятие, обозначающее совокупность фундаментальных духовно-содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества многих писателœей, ряда группировок, а также обусловленные этими важнейшими принципами совпадения и соответствия программно-творческих установок, тематики, жаров и стиля.

По словам Поспелова, литературное направление появляется тогда, когда группа писателœей той или иной страны и эпохи объединяется на основе какой-то определœенной творческой программы и создает свой произведения, ориентируясь на ее положения. Это способствует большей творческой организованности и законченности их произведений. Но не программные принципы, которые провозглашает какая-то группа писателœей, определяют особенности их творчества, а, наоборот, – идейно-художественная общность творчества объединяет писателœей и вдохновляет их на осознание и провозглашение соответствующих программных принципов.

В европейских литературах направления возникают лишь в новое время , когда художественное творчество обретает относительную самостоятельность и качестве «искусства слова», обособляясь от других нехудожественных жанров. В литературу властно входит личностное начало, становится возможным выражение точки зрения автора, выбор той или иной жизненной и творческой позиции. Направлениями в истории европейской литературы принято считать ренессансный реализм, барокко, классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, романтизм, критический реализм, натурализм, символизм, социалистический реализм. Существование этих больших направлений в ряде национальных литератур более или менее общепризнано. Правомерность выделœения других – рококо, предромантизм, неоклассицизм, неоромантизм и т.п. – вызывает споры.

Направления носят не замкнутый, а открытый характер; переход от одного к другому предполагает обычно промежуточные формы (предромантизм в европейской литературе XVIII столетия). Новое направление, приходя на смену старому, не устраняет его сразу, а какое-то время сосуществует с ним – между ними происходит творческая и теоретическая полемика.

Чередование и одинаковая последовательность направлений в европейской литературе позволяют рассматривать их как явление международное; однако то или иное направление в каждой литературе выступает с этой точки зрения в качестве национального варианта соответствующей общеевропейской модели. Национально-историческое своеобразие направлений в отдельных странах порой столь значительно, что отнесение их к единому типу оказывается проблематичным, а типологическая общность классицизма, романтизма и т.п. – весьма условной и относительной. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, при создании общей модели литературного направления приходится учитывать меру типологической общности его национальных форм – тот факт, что под флагом одного направления нередко выступают направления, качественно различные.

Возникновение в национальных литературах литературных направлений не значит, что всœе писатели обязательно принадлежали к тому или другому из них. Были и такие писатели, которые не возвышались до программирования своего творчества, не создавали литературных теорий, и их творчеству, значит, нельзя присваивать обозначений, вытекающих из каких-либо программных положений. Такие писатели не принадлежат ни к какому направлению. У них тоже есть, конечно, некоторая общность идеологического миросозерцания, создаваемая определœенными обстоятельствами общественной жизни их страны и эпохи, которая обусловливала соответствующую общность идейного содержания их произведений, а отсюда и формы его выражения. Значит, творчество этих писателœей тоже обладало какой-то общественно-исторической закономерностью. Подобная же группа писателœей была, к примеру, в русской литературе – в эпоху господства в ней классицистического направления. Ее образовали М. Чулков, А. Аблесимов, А. Измайлов и другие. Таким группам писателœей, творчество которых связано только идейно-художественной, но не программной общностью, наука о литературе не дает каких-то «собственных имен» вроде «классицизма», «сентиментализма» и т. п.

По мнению Поспелова, творчество тех групп писателœей, которые обладают только идейно-художественной общностью , следует называть литературным течением.

Это не значит, что различие между литературными направлениями и течениями состоит только в том, что представители первых, обладая идейно-художественной общностью творчества, создавали творческую программу, а представители вторых не могли ее создать. Литературный процесс – явление более сложное. Очень часто бывает так, что творчество группы писателœей определœение страны и эпохи, создавшей и провозгласившей единую творческую программу, обладает, однако, лишь относительной и односторонней творческой общностью, что писатели эти, по существу, принадлежат не к одному, а к двум (иногда и более) литературным течениям.

По этой причине, признавая одну творческую программу, они по-разному понимают ее положения и по-разному применяют их. Бывают, иначе говоря, литературные направления, объединяющие в себе творчество писателœей разных течений . Иногда писатели разных, но чем-то идейно близких друг другу течений программно объединяются в процессе своей общей идейно-художественной полемики с писателями других течений, резко враждебных им.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, направление фиксирует общность глубинных духовно-эстетических основ художественного содержания, обусловленную единством культурно-художественной традиции, однотипностью миропонимания писателœей и стоящих перед ними жизненных проблем, а в конечном счете – сходство эпохальной социально- и культурно-исторической ситуации. Но само миропонимание, то есть отношение к поставленным проблемам, представление о путях и способах их разрешения, идеологические и художественные концепции, идеалы писателœей, принадлежащих к одному направлению, бывают различными.

Походя с таких позиций к понятиям литературного направления и течения, Поспелов ставит вопрос об их существовании в национальных литературах на различных стадиях их исторического развития. По словам исследователя, на всœех стадиях развития художественной литературы (начиная с литературы Древней Греции) ее источником всœегда являлось идеологическое миросозерцание писателœей, представляющих своим творчеством различные общественные силы и отсюда часто создающих свои произведения по принципу антитезы. По этой причине, если в национальных литературах до XVII столетия не было отчетливо оформленных направлений, то различные течения в них были всœегда.

Течения существовали, к примеру, в древнегреческой литературе классической эпохи ее развития. Аттическая демократия создала в V веке до н.э. блестящую драматургию, антиаристократическую по идейной направленности, авторитарно-мифологическую по идеалам. Это было одно из базовых течений античной литературы той эпохи. Но еще ранее, с VI века до н.э. в тех древнегреческих полисах, где господствовала рабовладельческая аристократия активно развивалась лирика – и гражданская по своему содержанию (произведения Феогнида из Мегар, одическая хоровая лирика Тиртея в Спарте, Пиндара в Фивах), и чисто личная, в частности любовная (Алкей и Сапфо на Лесбосœе, Анакреонт). Это было другое основное течение или даже течения в античной литературе той эпохи. Обращение писателœей воинствующей аттической демократии к драматургии, а аристократических поэтов других полисов к лирике вытекало из особенностей творчества тех и других.

Римской классической литературе, созданной в совсœем иных условиях общественной жизни – в ранний период существования имперской власти, в «век Августа», – была свойственна некоторая двойственность ее тенденций. Поэты этого времени откликались на идейно-политические запросы новой власти и создавали литературу в какой-то мере официозную, обращаясь к жанру гражданской или философской поэмы («Энеида» Вергилия, «Метаморфозы», Овидия) В них всœецело господствовали мифологически-авторитарные умонастроения. Но наряду с этим те же поэты, а также и другие тяготели в своем миросозерцании к идейному «уходу» от суеты и превратностей жизни императорского Рима. Тяжелой атмосфере столицы они противопоставляли воображаемые радости пастушеской жизни («Буколики» Вергилия), простоту деревенского труда (его же «Георгики»), уединœенные наслаждения благами бытия («Сатиры» Горация), треволнения любовных переживаний («Любовные стихи» Овидия) или они идеализировали старые, добрые нравы («Оды» Горация, «Элегии» Тибулла). Здесь и проявлялись, при всœей мифологической авторитарности миросозерцания, стихийные гуманистические стремления этих поэтов.

Различные течения можно выявить и на протяжении последующего развития литературы. Так, к примеру, в английском романтизме исследователи выделяют три течения: революционные (Байрон, Шелли), консервативные (Вордсворт, Колридж. Саути) и лондонские (Китс, Ли Хант) романтики. Применительно к русскому романтизму говорят о «философском», «психологическом», «гражданском» течениях. В русском реализме некоторые исследователи различают «психологическое» и «социологическое» течение.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, если литературные течения существовали в национальных литературах с самого начала их исторической жизни, то литературные направления складывались в них только на относительно поздних стадиях развития и всœегда на основе идейно-художественного содержания литературы тех или иных течений. По этой причине не литературные направления дают жизнь литературным течениям и вмещают их в себя, как полагают некоторые исследователи, а наоборот – течения могут составлять на какой-то ступени своего развития единое направление, а до того или позднее существовать вне его пределов. Так, литературное течение русской дворянской революционности началось с творчества А.Н. Радищева, который не был романтиком. Позднее в нем возникли мотивы гражданской романтики (Пушкин, Рылеев и другие), и оно вошло в направление романтизма вместе с поэтами и другого, религиозно-романтического течения (Жуковский, Козлов и другие) (Поспелов Г.Н. Теория литературы – М., 1987, с. 140 – 160).

Наряду с терминами «направление» и «течение» для характеристики объединœений писателœей используется понятие «школа » и «группировка». Литературные группировки и школы предполагает непосредственную идейно-художественную близость и программно-эстетическое единство ее участников («озерная школа» в английском романтизме, группа «Парнас» во Франции, «натуральная школа» в России и т.п.).