Сент бев литературные портреты. Биографическая школа. Шарль Огюстен де Сент-Бёв. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

СЕНТ-БЁВ, ШАРЛЬ ОГЮСТЕН (Sainte-Beuve, Charles Augustin) (1804–1869), французский литературный критик, романист и поэт. Родился 23 декабря 1804 в Булонь-сюр-Мер. Завершив среднее образование в Париже, поступил в медицинское училище, однако курса так и не закончил. Хвалебная статья об Одах и балладах В.Гюго сблизила Сент-Бёва с вождем романтиков; их тесная дружба и литературное сотрудничество продолжались до 1834. В это время имя Сент-Бёва неотделимо от романтического движения. В работе Исторический и критический обзор французской поэзии и театра XVI в . (Tableau de la poésie et du théâtre français au XVIe siècle , 1828), одном из первых научных исследований этого периода, Сент-Бёв объявил П.Ронсара и других поэтов Плеяды провозвестниками романтизма. Вместе с тем, вдохновляемый Гюго, Сент-Бёв хотел прославиться и собственно литературным творчеством, опубликовав несколько сборников посредственных и скучных стихотворений, а также роман Сладострастие (Volupté , 1834), в котором изобразил историю своей несчастной любви к супруге Гюго.

В 1837 Сент-Бёв был приглашен читать лекции в Лозанне (Швейцария), где начал свою монументальную Историю Пор-Рояля (Histoire de Port-Royal , 1840–1860) – наиболее авторитетный труд по янсенизму. В 1844 он был избран во Французскую Академию. Получив кафедру литературы в Льежском университете (Бельгия), он прочел курс лекций о Шатобриане. В эти годы Сент-Бёв упрочил свой авторитет критика. Его статьи с анализом творчества писателей – современных и прошедших веков или посвященные наиболее значительным исследованиям о них, публиковались в книгах Литературно-критические портреты (Critiques et portraits littéraires , 1832–1836), Литературные портреты (Portraits littéraires , 1862–1864) и Современные портреты (Portraits contemporains , 1869–1871). Самые знаменитые литературно-критические статьи Сент-Бёва вошли в сборники Беседы по понедельникам (Causeries du lundi , 1849–1861) и Новые понедельники (Nouveaux Lundis , 1861–1866).

Сент-Бёв был основателем современной литературной критики, которая на основе углубленного исторического подхода превратилась из искусства в науку, с собственным сводом правил и требований. Для Сент-Бёва литературное произведение неотделимо от своего творца, поэтому метод его основан на скрупулезном изучении биографии автора – в том числе генеалогии, ближайшего семейного окружения, вероисповедания, образования, внешнего обличья, любовных связей, финансового положения и слабостей характера. Сент-Бёв обнаружил черты сходства у писателей разных, порою весьма далеко отстоящих эпох. Развитию метода способствовали редкостные личные качества Сент-Бёва: исключительное чувство ответственности в установлении дат, имен и названий, безграничная любознательность, мудрость и проницательность.

Шарль-Огюстен Сент-Бёв (Sainte-Beuve, 1804-1869) — французский писатель, поэт, авторитетнейший литературный критик. «Не было бы преувеличением сказать, что Сент-Бёв был самым значительным писателем XIX века. Скажем так: одним из наиболее значительных. И одним из самых влиятельных, самых французских. Он был нашим Монтенем и нашим Плутархом», — так определил место Сент-Бёва во французской литературе член Гонкуровской академии Андре Бийи. Сент-Бёв начинал как поэт. В 1829 г. была опубликована его книга «Жизнь, стихотворения и мысли Жозефа Делорма», выстроенная как духовная биография талантливого молодого поэта. Первая часть — мистифицированное биографическое повествование о жизни вымышленного персонажа Жозефа Делорма, якобы воссозданное на основе его посмертных записок. Вторая часть — стихи героя. Третья — прозаические фрагменты литературно-критического характера. Вскоре Сент-Бёв понимает, что размеры его поэтического дарования не могут сравниться с талантом Ламартина или Гюго. Изданный им в 1830 г. поэтический сборник «Утешение» не имел успеха. Писатель переживает острый нравственный и творческий кризис. Сент-Бёв сосредоточивается на литературной критике, ищет способы ее обновления. Результатом этих поисков и своего рода компесацией неудач на поэтическом поприще стал жанр литературного портрета, основателем которого был Сент-Бёв. Литературный портрет формируется как реакция на кризисное состояние не только жанра биографии, но в первую очередь современной ему литературной критики и ее форм. Генезис литературного портрета в творчестве Сент-Бёва связан с началом выработки критиком новых подходов к анализу литературных явлений, получивших впоследствии название «биографического метода», который должен был стать «противоядием» от догматической критики ХVII−XVIII вв. Сент-Бёв считал, что долг критика — «увидеть в поэте человека». Художественное произведение осмысливается Сент-Бёвом как отражение личного опыта и фактов биографии его творца. «Биографический метод» потребовал разработки новых, синтетических форм литературной критики, не похожих на тяжеловесные и наукообразные эстетические трактаты предшественников. Одной из таких форм и стал литературный портрет. По признанию Сент-Бёва, в критике он нашел способ «продолжить в несколько закамуфлированной форме роман и элегию». Литературный портрет формировался под влиянием нарастающих в недрах романтической культуры индивидуалистических тенденций, культа гения. Жанр литературного портрета возникает на пересечении нескольких жанровых традиций: салонного портрета XVII века, биографии, академической речи, литературно-критической статьи. Элементы этих жанров входят в структуру литературного портрета и используются Сент-Бёвом как средство разрушения, взрывания изнутри нормативности, педантизма, тяжеловесной серьезности догматической критики посредством создания образа творческой личности и привнесения в критику свободной интонации «causerie», непринужденной беседы с читателем о писателе, построенной на свободных переходах от биографического повествования к литературно-критическим пассажам и психологическим характеристикам. Первые литературные портреты — «Пьер Корнель», «Лафонтен», «Мадам де Севинье», «Жан-Батист Руссо» и др. — печатаются в периодических изданиях в конце 20-х гг. XIX в. Зрелые образцы жанра были представлены в сборниках Сент-Бёва «Критические статьи и литературные портреты» («Critiques et portraits littéraires», 1832), «Портреты женщин» («Portraits de femmes», 1844), «Портреты современников» («Portraits contemporains», 1846), «Последние литературные портреты» («Derniers portraits littéraires», 1852). Объектом художественного исследования в литературном портрете стал «гений», «ум» писателя, понимаемые как склад его художественного дарования, проявляющийся не только в его творениях, но и в различных обстоятельствах его биографии. Отличительными особенностями жанра литературного портрета у Сент-Бёва являются лаконизм, монофигурность, трехчастная композиция, нерубрицированная структура, наличие сжатого биографического сюжета, идеализация героя, достигаемая разрабатываемой Сент-Бёвом поэтикой лакун и умолчаний, оптикой «двойного зрения». Важнейшей конструктивной особенностью литературного портрета является «монофигурность». Речь идет не просто об однополюсности, центростремительности, свойственной и некоторым разнов

Ш. Сент-Бев. Литературные портреты. Критические очерки. Памятники мировой эстетической и критической мысли Сборник составили литературные портреты и критические очерки. Предваряет издание творческо-биографическая статья М. Трескунова «Сент-Бев». Человек выдающегося ума и огромных знаний, Сент-Бев свободно мог рассуждать о философских принципах Кузена и Жорфуа, об исторических трудах Балланша и Гизо, об учении Сен-Симона. Сент-Бев всегда находился в центре умственного движения своей эпохи и был влиятельным публицистом, к мнению которого прислушивались весьма видныелитераторы. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1970 года (издательство "Художественная литература").

Издательство: "ЁЁ Медиа" (1970)

ISBN: 978-5-458-24222-6

В My-shop

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Ш. Сент-Бёв Ш. Сент-Бев. Литературные портреты. Критические очерки. Памятники мировой эстетической и критической мысли Сборник составили литературные портреты и критические очерки. Предваряет издание… - ЁЁ Медиа, (формат: 60x90/16, 304 стр.) 1970
    2252 бумажная книга
    Ш. Сент-Бев Ш. Сент-Бев. Литературные портреты. Критические очерки Сборник составили литературные портреты и критические очерки. Предваряет издание творческо-биографическая статья М. Трескунова "Сент-Бев" - Государственное издательство художественной литературы, (формат: 84x108/32, 584 стр.) Памятники мировой эстетической и критической мысли 1970
    460 бумажная книга
    Аполлинер Гийом Собрание сочинений в 3 томах Том 1 Избранная лирика. Груди Тиресия. Гниющий чародей (переводчики: Елена Баевская, Михаил Яснов) Гийом Аполлинер - одно из самых значительных имен в истории европейской литературы. Завершив… - Книговек, Многотомные издания 2011
    1602 бумажная книга
    Шамиль Галимов Уроки человечности. Литература и Север Тридцать пять лет работает в критике Ш. 3. Галимов. И все эти годы он сохраняет верность Северу, его литературе, вносит свой вклад в общий литературный процесс страны. В книгу, которая выходит к… - Северо-Западное книжное издательство, (формат: 84x108/32, 356 стр.) 1984
    140 бумажная книга
    Владимир Вихров В поисках героя Имя Владимира Вихров а известно не только крымским читателям. Его литературно-критические и театральные статьи печатались в Москве, Киеве, Ленинграде. Ему принадлежат критико-биографические очерки… - Таврия, (формат: 84x108/32, 288 стр.) 1972
    190 бумажная книга
    Русское зарубежье о Чехове. Критика, литературоведение, воспоминания В книгу вошли критические статьи, эссе, литературные портреты, юбилейные заметки, фрагменты литературоведческих монографий, мемуарные очерки - наиболее значимые образцы разных жанров, представляющие… - Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына, (формат: 60x90/16, 304 стр.) 2010
    343 бумажная книга
    Аполлинер Гийом Собрание сочинений в 3 томах Том 1 Избранная лирика. Груди Тиресия. Гниющий чародей(переводчики: Елена Баевская, Михаил Яснов)Гийом Аполлинер - одно из самых значительных имен в истории европейской литературы. Завершив… - Книговек, (формат: 60x90/16, 304 стр.) Многотомные издания 2011
    2052 бумажная книга
    Цветаева М.И. О литературе и искусстве В книгу вошли литературно-критические очерки и воспоминания Марины Цветаевой - эссе о природе искусства, критике и творчестве, литературные портреты кумиров поэтессы, автобиографические заметки, в… - Юрайт, (формат: 60x90/16, 304 стр.) Антология мысли 2019
    890 бумажная книга
    Цветаева М.И. О литературе и искусстве В книгу вошли литературно-критические очерки и воспоминания Марины Цветаевой эссе о природе искусства, критике и творчестве, литературные портреты кумиров поэтессы, автобиографические заметки, в том… - ЮРАЙТ, (формат: 60x90/16, 304 стр.) Антология мысли 2019
    1171 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      - «Литературные памятники» (ЛП, разг. Литпамятники; 1948 н.в.) советская, с 1992 российская книжная серия академической художественной и документальной литературы, классической поэзии. Издаётся с 1948 года под эгидой Академии наук СССР; … Википедия

      - (Sainte Beuve, Charles Augustin) (1804 1869), французский литературный критик, романист и поэт. Родился 23 декабря 1804 в Булонь сюр Мер. Завершив среднее образование в Париже, поступил в медицинское училище, однако курса так и не закончил.… … Энциклопедия Кольера

      Сент Бёв (Sainte Beuve) Шарль Огюстен (23.12.1804, Булонь сюр Мер, ‒ 13.10.1869, Париж), французский критик и писатель. В книге «Исторический и критический обзор французской поэзии и театра XVI в.» (1828) утверждал романтизм как литературную… …

      - (Sainte Beuve) Шарль Огюстен (23.12.1804, Булонь сюр Мер, 13.10.1869, Париж), французский критик и писатель. В книге «Исторический и критический обзор французской поэзии и театра XVI в.» (1828) утверждал романтизм как литературную… … Большая советская энциклопедия

      Мюссе (Musset) Альфред де (11.12.1810, Париж, ‒ 2.5.1857, там же), французский писатель, член Французской академии (1852). Родился в семье чиновника, причастного к литературе. Окончил коллеж Генриха IV. Его 1 й поэтический сборник «Испанские и… … Большая советская энциклопедия

      - (Musset) Альфред де (11.12.1810, Париж, 2.5.1857, там же), французский писатель, член Французской академии (1852). Родился в семье чиновника, причастного к литературе. Окончил коллеж Генриха IV. Его 1 й поэтический сборник «Испанские и… … Большая советская энциклопедия

      - (La Fontaine, Jean de) ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН (1621 1695), французский поэт. Родился в Шато Тьерри 8 июля 1621. С детства отличавшийся непокорным нравом, был отправлен изучать право в парижскую ораторианскую семинарию. Вернувшись в родительское имение в … Энциклопедия Кольера

      - (Ronsard, Pierre de) (1524 1585), поэт французского Возрождения. Отказавшись от средневековой традиции и избрав образцом для подражания классическую литературу Греции и Рима, он оказал решающее влияние на развитие французской поэзии двух… … Энциклопедия Кольера

      Искусствознание - в узком смысле рассматривается как искусствоведение, включающее теорию искусства, историю искусства и художественную критику. Предметом теории искусства являются общие и особенные свойства конкретных видов художественного творчества.… … Эстетика. Энциклопедический словарь

      РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

      I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

    Французский литературный критик, заметная фигура литературного романтизма, создатель собственного метода, который в дальнейшем был назван «биографическим» – Шарль Огюстен де Сент-Бёв родился 23 декабря 1804 г. в Булонь-сюр-Мер.

    Завершив среднее образование в Париже, поступил в медицинское училище, однако курс не закончил. Начав литературную деятельность в годы Реставрации и широко развернув её во время Июльской монархии и Второй империи, Сент-Бёв с первых шагов примкнул к группе французских романтиков. Выступив впервые (1824) в журнале «Globe», пропагандировавшем романтизм, со статьями о Викторе Гюго, Сент-Бёв быстро сблизился с кружком Гюго и сделался присяжным критиком этой группы. Хвалебная статья о произведении В.Гюго «Оды и баллады» сблизила Сент-Бева с вождем романтиков, их тесная дружба и литературное сотрудничество продолжались до 1834 г.

    Первая крупная работа Сент-Бёва – «Историческая критическая картина французской поэзии и французского театра XVI века» (1828) – посвящена историческому обоснованию и оправданию романтизма, как завершения подлинных традиций французской литературы.

    Вместе с тем, Сент-Бев хотел прославиться и собственно литературным творчеством, опубликовав несколько сборников посредственных и скучных стихотворений, а также роман «Сладострастие» (1834), в котором изобразил историю своей несчастной любви к супруге Гюго.

    В период дружбы с кружком романтиков, художественные произведения Сент-Бёва не имели значительного успеха, и с 1837 г. он отдался исключительно историко-литературной и критической работе. В 1837 г. Сент-Бев был приглашен читать лекции в Лозанне (Швейцария), где он начал свою монументальную Историю Пор-Рояля (1840-1860) – наиболее авторитетный труд по янсенизму.

    В 1844 г. он был избран во Французскую Академию. Получив кафедру литературы в Льежском университете (Бельгия), он прочел курс лекций о Шатобриане.

    Метания Сент-Бёва заставили историков литературы ломать голову над причинами столь необычайной изменчивости и подчеркивать крайнюю сложность индивидуальности Сент-Бёва. Его интересует не общее, но особенное. Раскрытие творческой индивидуальности во всем ее своеобразии. Острый ум Сент-Бёва наталкивает его зачастую на верные догадки, зоркий глаз его умеет наблюдать и схватывать.

    Сент-Бев был основателем современной литературной критики, которая на основе углубленного исторического подхода превратилась из искусства в науку, с собственным сводом правил и требований.

    Метод Сент-Бева основан на скрупулезном изучении биографии автора, в том числе, генеалогии, ближайшего семейного окружения, вероисповедания, образования, внешнего обличья, любовных связей, финансового положения и слабостей характера. Развитию метода способствовали редкостные личные качества Сент-Бева: исключительное чувство ответственности в установлении дат, имен и названий, безграничная любознательность, мудрость и проницательность.