Жизнь и творческий путь гоголя. Жизнь гоголя творческий путь в литературе

Краткое жизнеописание

Родился Н.В.Гоголь 20 марта (1 апреля) 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в помещичьей семьи среднего достатка, где помимо Николая было еще пятеро детей. Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-19), а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе. Однако мысль о писательстве еще «не всходила на ум» Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. В декабре 1828 приезжает в Петербург, где его подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма «Ганц Кюхельгартен» вызвала резкие и насмешливые отзывы.

Служил Гоголь вначале в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Затем -в департаменте уделов. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в «службе государственной», но зато снабдило богатым материалом для будущих произве-дений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.

Верх гоголевской фантастики - «петербургская повесть» «Нос» (1835; опубликована в 1836 г.), осенью 1835 г. он принимается за написание «Ревизора», сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а уже 19 апреля состоялась премьера пьесы на сцене Александринского театра в Петербурге. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре. В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение «Мертвых душ». Сюжет был также подсказан Пушкиным.

В сентябре 1839 г. Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав «Мертвых душ» в присутствии своих старых друзей. Восторг был всеобщий. В мае 1842 г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» вышли в свет. После первых, весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. В июне 1842г. Гоголь уезжает за границу. Трёхлетие. (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу - период напряженной и трудной работы над 2-м томом «Мертвых душ». В 1847 г. в Петербурге были опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями». Выход «Выбранных мест» навлек на их автора настоящую критическую бурю. Гоголь не может прийти в себя от полученных «ударов. В апреле 1848 г. Гоголь окончательно возвращается в Россию.

Весною 1850 г. он предпринимает попытку устроить свою семейную жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 г. в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля 1852 года утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря.

Подробнее:

  • http://az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text_0202.shtml (Из энциклопедии Брогкауза и Эфрона)
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ (Из Википедии)
  • http://www.tonnel.ru/ (Виноградов И.А. Биография Н.В.Гоголя)

Хронология жизни и творчества

  • 1809, 20 марта – В местечке Большие Сорочинцы родился Николай Васильевич Гоголь
  • 1818-1819 – учеба в Полтавском поветовом училище
  • 1820 – Жизнь в Полтаве на дому у учителя Г. Сорочинского, подготовка ко второму классу гимназии
  • 1821-1828 – Учение в Нежинской гимназии высших наук кн. Безбородко
  • 1825, 31 марта – Смерть отца Гоголя Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского, конец детства Гоголя
  • 1828, конец декабря – Гоголь приезжает в Петербург
  • 1829 – Стихотворение «Италия» (без подписи) напечатано в журнале «Сын Отечества», выход поэмы «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов,
  • служба в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий
  • 1830 – Гоголь – писец в Департаменте уделов
  • 1830 – В «Отечественных записках» напечатана (без подписи) повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Знакомство с Жуковским
  • 1831, май – Знакомство с А. С. Пушкиным
  • 1831-1835 – Гоголь работает учителем истории в Патриотическом институте
  • 1831, сентябрь – Выход в свет первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
  • 1832 – Выход в свет второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
  • 1834-1835 – Гоголь – адъюнкт-профессор по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете
  • 1835 – Вышли «Арабески» и «Миргород». Начаты «Мертвые души»
  • 1835, ноябрь-декабрь – Написан «Ревизор»
  • 1836, 11 апреля – Выход в свет первого номера «Современника», где напечатаны «Коляска», «Утро делового человека»
  • 1836, 19 апреля – Премьера «Ревизора» в Александрийском театре
  • 1836, 6 июня – Отъезд Гоголя за границу
  • 1836-1839 – Жизнь за границей. Знакомство с А. А. Ивановым
  • 1839, сентябрь - 1840, май – Гоголь в России. Знакомство с В. Г. Белинским
  • 1840, 9 мая – Знакомство с М. Ю. Лермонтовым
  • 1842, май – Вышли «Мертвые души»
  • 1842-1848 – Жизнь за границей
  • 1842, декабрь – Первое представление «Женитьбы» в Петербурге
  • 1842-1843 – Издание Сочинений Н. В. Гоголя, где впервые напечатаны «Шинель» и «Театральный разъезд»
  • 1844 – Создание фонда для помощи нуждающимся молодым студентам. Смерть сестры Гоголя М.В.Трушковской
  • 1845, весна – Болезнь Гоголя во Франкфурте
  • 1845, лето – Сожжение одной из редакций второго тома «Мертвых душ»
  • 1846 – Написаны «Развязка Ревизора» и предисловие ко второму изданию «Мертвых душ»
  • 1847 – «Выбранные места из переписки с друзьями». «Авторская исповедь»
  • 1847, июнь-август – Обмен письмами между Гоголем и Белинским по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями»
  • 1848, февраль – Гоголь в Иерусалиме
  • 1848, осень – Начало «романа» с А.М. Вьельгорской. Знакомство с Гончаровым, Некрасовым, Григоровичем. Гоголь поселяется в Москве
  • 1850 – Гоголь в Оптиной пустыни и в Васильевке
  • 1850, осень -1851, весна – Жизнь в Одессе
  • 1851 – Последнее пребывание Гоголя в Васильевке. Знакомство с И С. Тургеневым
  • 1952, 26 января – смерть Е.М. Хомяковой
  • 1852, ночь с 11 на 12 февраля – сожжение второго тома «Мертвых душ»
  • 1852, 21 февраля – в 8 часов утра Н. В. Гоголь умер
  • 21 февраля – Похороны Гоголя на кладбище Данилова монастыря

Источник: Золотусский Игорь Петрович. Гоголь / Золотусский Игорь Петрович. - 2-е изд., испр.и доп. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 528с.: ил. - (Жизнь замечательных людей; Серия биографическая, Вып.11(595)). – с 523-524.

«Литература заняла всю жизнь мою»

Основные произведения

Сборники повестей:

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки», часть 1, 1831 («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», опубл. 1830 под назв. «Басаврюк», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота»);
  • «Вечера на хуторе близ Диканьки», часть 2, 1832 («Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место»).
  • «Миргород», 1835 (часть 1 – «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», нов. ред. 1839-41;
  • часть 2 – «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)
  • «Арабески», 1835 (повести «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», 1-я ред.;
  • главы из незаконченного романа «Гетьман»;
  • статьи, в том числе «Несколько слов о Пушкине», «О малороссийских песнях» и др.)
  • «Нос» (1836)
  • «Коляска» (1836)
  • «Шинель» (1942)
  • «Ревизор» (1836)
  • «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1842)
  • «Женитьба» (1842)
  • «Игроки» (1842)

Поэма (в прозе):

  • «Мёртвые души» (т.1, 1842; т.2 уничтожен автором, частично опубл. 1855)
  • «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847)

Духовная эволюция и духовная проза

Трагизм личности Гоголя заключался в том, что как глубокий религиозный философский мыслитель он почти не был понят своими современниками, а его художественное творчество было истолковано превратно. Его духовным завещанием потомкам можно считать «Выбранные места из переписки с друзьями», не понятое читающей публикой и отвергнутое критикой, как реакционное. Только немногим за исключением ближайших друзей, М.П Погодина, С.П.Шевырёва, С.Т.Аксакова, В.А. Жуковского и некоторых других, было очевидно пророческое призвание Н.В.Гоголя. Для большинства эта сторона писателя осталась закрытой. Непонимание и осуждение современников, неудачи в личной жизни, усугубившаяся болезнь ускорили смерть писателя. Строго говоря, настоящего Гоголя мы просто не знаем. Мы его не читали или читали чужими глазами - школьного учителя литературы, Белинского или другого критика. Сам Гоголь столкнулся с этим еще при жизни: «Не судите обо мне и не выводите своих заключений: вы ошибетесь, подобно тем из моих приятелей, которые, создавши из меня свой собственный идеал писателя, сообразно своему собственному образу мыслей о писателе, начали было от меня требовать, чтобы я отвечал ими же созданному идеалу». Настоящего Гоголя надо искать в его произведениях и в его молитвах и завещании друзьям. Он сделал в этой жизни все, что мог. Сказал все, что мог сказать. Дальше дело читателей - услышать или не услышать...За два дня до смерти он написал на клочке бумаги: «Будьте не мертвые, а живые души...»

Литература:

  • Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 7-ми т. Т.6: Статьи/ Н.В.Гоголь.- М.: Худож. лит.,-560с.
  • Гоголь Н.В. Духовная проза/ Н.В.Гоголь.- М.: Русская книга,-560с.
  • Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями/ Н.В.Гоголь.- М.: Сов.Россия, 1990.-432с.
  • Виноградов И.А. Гоголь-художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания: / И. А. Виноградов.- М.:Наследие, 2000. - 448с.
  • Барабаш Ю.Гоголь: Загадка «Прощальной повести» (Выбранные места из переписки с друзьями» Опыт непредвзятого прочтения)/Ю.Барабаш.- М.:Худож. Лит.,1993.- 269 с.

Н.В.Гоголь «Духовное завещание». Фрагменты

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Отдаю всё имущество, какое есть, матери и сёстрам. Советую им жить совокупно в деревне и, помня что отдав себя крестьянам и всем людям, помнить изреченье Спасителя: « Паси овцы Моя!» Господь да внушит всё, что должны они сделать. Служивших мне людей наградить. Якима отпустить на волю. Семёна также, если он прослужит лет десять графу. Мне бы хотелось, чтобы деревня наша по смерти моей сделалась пристанищем всех, не вышедших замуж девиц, которые бы отдали себя на воспитание сироток, дочерей бедных неимущих родителей. Воспитанье самое простое: Закон Божий да беспрерывное упражнение в труде на воздухе около сада или огорода.

Совет сёстрам

Во имя Отца и Сына… Я бы хотел, чтобы по смерти выстроен был храм, в котором бы производились частые поминки по грешной душе моей. Для того кладу в основание половину моих доходов с сочинений. Если сёстры не выйдут замуж, дом свой да превратят в обитель, выстроив посреди двора и открывши у себя приют бедным, живущим без места девицам. Жизнь должна быть самая простая, довольствоваться тем, что производит деревня, и ничего не покупать. Со временем обитель может превратиться в монастырь, если потом на старости дней сёстры возымеют желание принять иноческий чин. Одна из них может быть игуменьею. Я бы хотел, чтобы тело моё было погребено если не в церкви, то в ограде церковной, и чтобы панихиды по мне не прекращались.

Друзьям моим

Благодарю вас много, друзья мои. Вами украсилась много жизнь моя. Считаю долгом сказать вам теперь напутственное слово: не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый своё дело, молясь в тишине. Общество только тогда поправится, когда всякий частный человек займётся собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Всё придёт тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы, законные всему. И человечество двинется вперёд.

Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, если тать и разбойник.

Источник:

  • Гоголь Н.В. Духовная проза/ Н.В.Гоголь; Сост. и коммент. В.А.Воропаева, И.А.Виноградова; Вступ. Ст. В.А.Воропаева.- М.: Русская книга, 1992.- 560с.: 1л. портр.; 16 л. ил..- С.442-443.

Н.В. Гоголь Выбранные молитвы

Влеки меня к себе, Боже мой, силою святой любви Твоей. Ни на миг бытия моего не оставляй меня: соприпутствуй мне в труде моём, для него же произвёл меня в мир, да свершая его, пребуду весь в Тебе, Отче мой, Тебя единого представляя день и ночь перед мысленные мои очи. Сделай, да пребуду нем в мире, да обесчуствует душа моя ко всему, кроме единого Тебя, да обесчуствует сердце моё к житейским скорбям и бурям, их же воздвигает сатана на возмущение духа моего, да не возложу моей надежды ни на кого из живущих на земле, но на Тебя единого, Владыко и господин мой! Верю бо, яко Ты един в силах поднять меня; верю, яко и сие самое дело рук моих, над ним же работаю ныне, не от моего произволения, но от святой Воли Твоей. Ты поселил во мне и первую мысль о нём; Ты и возрастил её, возрастивши и меня самого для неё; Ты же дал силы привести к концу Тобой внушённое дело, строя всё спасение моё: насылая скорби на умягченья сердца моего, воздвигая гонения на частые прибеганья к Тебе и на получение сильнейшей любви к Тебе, ею же да воспламеняет и возгорится отныне вся душа моя, славя ежеминутно святое имя Твоё, прославляемое всегда ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Господи, дай мне помнить вечно моё… неведение, моё незнание, недостаток образования моего, да не выведу ни о ком и ни о чём неосмотрительного мнения. (Никого не судить и сторониться выводить мнение. Да помню ежеминутно слова Апостола Твоего. Не всё да будет.)
Господи! Спаси и помилуй бедных людей. Умилосердись, Создатель, и яви руку Свою над ними. Господи, выведи нас всех на свет из тьмы. Господи, отгони все обольщения лукавого духа, всех нас обольщающие. Господи, просвети нас, Господи, спаси нас. Господи, спаси бедных людей Твоих. … Небесная стройность и мудрость Христа, соприпутствовавшая Богу при твореньи мира, без нея же ни что же бысть. Яви человеколюбие Свое ради Святой Крови Своей, ради жертвы за нас принесенной. Внеси святой порядок, и разогнавши мысли нечестивые, вызови из хаоса стройность, и спаси нас, спаси, спаси нас. Господи, спаси и помилуй бедных людей Твоих.

Боже, дай полюбить ещё больше людей. Дай собрать в памяти своей всё лучшее в них, припомнить ближе всех ближних и вдохновившись силой любви, быть в силах изобразить. О, пусть же сама любовь будет мне вдохновением.

Молюсь о друзьях моих. Услыши, Господи, желанья и моленья их. Спаси их Боже. Прости им, Боже, как и мне грешному, всякое согрешенье пред Тобою.

Источник:

  • Гоголь Н.В. Духовная проза/ Н.В.Гоголь; Сост. и коммент. В.А.Воропаева, И.А.Виноградова; Вступ. Ст. В.А.Воропаева.- М.: Русская книга, 1992.- 560с.:1л. портр.; 16 л. ил..- С.442-443.

Афоризмы Н.В. Гоголя

  • Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот - лень.
  • Какой же русский не любит быстрой езды?
  • В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые.
  • Обращаться со словами нужно честно.
  • Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
  • Дама приятная во всех отношениях.
  • Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно.
  • Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека

Источник: Мудрость тысячелетий: Энциклопедия/ Авт.-сост. В.Балязин.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.-848с.//Глава «Гоголь Николай Васильевич»: с. 552-554

Высказывания Н.В. Гоголя

О себе и своем творчестве

  • Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно.
  • Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
  • Работа - моя жизнь; не работается - не живется.
  • Как угодно почитайте меня, но только с настоящего моего поприща вы узнаете настоящий мой характер, верьте только, что всегда чувства благородные наполняют меня, что никогда я не унижался в душе и что всю жизнь свою обрёк благу. Вы меня называете мечтателем, опрометчивым, как будто бы я внутри сам не смеялся над ними. Нет, я слишком много знаю людей, чтобы быть мечтателем.
  • Вещь, над которой сижу и тружусь теперь... не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная, в несколько томов... Если бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое моё порядочное творение. Вся Русь отзовётся в нём.
  • (Гоголь Погодину о "Мёртвых душах")
  • Сочинение моё гораздо важнее и значительнее, чем можно предполагать по его началу... Я могу умереть с голода, но не выдам безрассудного, необдуманного творения...
  • ...Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже всё поколенье к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости; бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого. (Гоголь о "Мёртвых душах")

О национальных мотивах и национальном характере

  • ...Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа.
  • Украинские песни не отрываются ни на миг от жизни и всегда верны тогдашней минуте и тогдашнему состоянию чувств. Везде проникает их, везде в них дышит эта широкая воля козацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какой козак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию битв, опасностей и разгульного пиршества с товарищами.
  • Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться... Эх, кони, кони, что за кони... Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ... Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром разорванный в куски воздух, летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

О сатире, юморе, смехе

  • Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым... На сцену их! Пусть видит весь народ! Пусть рассмеётся им! О, смех великое дело!
  • И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!
  • Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.
  • Всякий народ своеобразно отличается каждый своим собственным словом, в котором отражается его характер. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.
  • Перед вами громада - русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость и изучить чудесные законы его.

О других видах искусства

  • Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей, позабывши, что это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок, где, при торжественном блеске освещения, при громе музыки, при единодушном смехе показывается знакомый, прячущийся порок и, при тайном голосе всеобщего участия, выставляется знакомое, робко скрывающееся возвышенное чувство.
  • (“Петербургские записки” 1836 год.)
  • Вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить.
  • Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.

Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что ученые-историки до сих пор исследуют биографию и эпистолярные материалы великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы. Интерес к драматургу не угасает на протяжении двух сотен лет не только из-за его лиро-эпических произведений, но и потому что Гоголь – одна из самых мистических фигур русской литературы 19 века.

Детство и юность

И по сей день неизвестно, когда родился Николай Васильевич. Некоторые хронисты полагают, что Гоголь появился на свет 20 марта, другие же уверены, что истинная дата рождения писателя – 1 апреля 1809 года.

Детство мастера фантасмагории прошло на Украине, в живописном селе Сорочинцы Полтавской губернии. Вырос он в большой семье - помимо него в доме воспитывалось еще 5 мальчиков и 6 девочек (некоторые из них умерли в младенческом возрасте).

Великий писатель имеет интересную родословную, восходящую к казацкой дворянской династии Гоголь-Яновских. Согласно семейному сказанию, дедушка драматурга Афанасий Демьянович Яновский прибавил к своей фамилии вторую часть, чтобы доказать кровные узы с казацким гетманом Остапом Гоголем, жившим в 17 веке.


Отец писателя, Василий Афанасьевич, работал в Малороссийской губернии по почтовому ведомству, откуда вышел в отставку в 1805 году в чине коллежского асессора. Позже Гоголь-Яновский удалился в имение Васильевку (Яновщина) и начал заниматься хозяйством. Василий Афанасьевич слыл поэтом, писателем и драматургом: он владел домашним театром своего приятеля Трощинского, а также выступал на подмостках в качестве актера.

Для постановок он написал комедийные пьесы, основанные на украинских народных балладах и сказаниях. Но до современных читателей дошло лишь одно произведение Гоголя-старшего – «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом». Именно от отца Николай Васильевич перенял любовь к литературному искусству и творческий талант: известно, что Гоголь-младший еще с детства принялся за сочинение стихов. Василий Афанасьевич умер, когда Николаю было 15 лет.


Мать писателя, Мария Ивановна, урожденная Косяровская, по рассказам современников, была хороша собой и считалась первой красавицей на деревне. Все, кто ее знал, говаривали, что она была религиозным человеком и занималась духовным воспитанием детей. Однако учения Гоголь-Яновской сводились не к христианским обрядам и молебнам, а к пророчествам о страшном суде.

Известно, что за Гоголя-Яновского женщина вышла замуж, когда ей было 14 лет. Николай Васильевич был близок с матерью и даже спрашивал советы по поводу своих рукописей. Некоторые литераторы полагают, что благодаря Марии Ивановне творчество Гоголя наделено фантастикой и мистицизмом.


Детство и юность Николая Васильевича прошли в окружении крестьянского и панского быта и были наделены теми мещанскими особенностями, которые драматург скрупулезно описывал в своих произведениях.

Когда Николаю было десять лет, его отправили в Полтаву, где он познавал науки в училище, а затем обучался грамоте у местного учителя Гавриила Сорочинского. После классической подготовки 16-летний юноша стал учеником в Гимназии высших наук в городе Нежине Черниговской области. Помимо того, что будущий классик литературы был слаб здоровьем, он еще и не был силен в учебе, хотя и обладал исключительной памятью. С точными науками у Николая отношения не заладились, но он преуспевал в русской словесности и литературе.


Некоторые биографы утверждают, что в столь неполноценном образовании виновата сама гимназия, нежели юный писатель. Дело в том, что в те годы в Нежинской гимназии работали слабые преподаватели, которые не могли организовать ученикам достойное обучение. Например, знания на уроках нравственного воспитания преподносились не через учения именитых философов, а с помощью телесных наказаний розгой, учитель литературы не шагал в ногу со временем, предпочитая классиков 18 века.

Во время учебы Гоголь тяготел к творчеству и ревностно участвовал театральных постановках и импровизированных сценках. Среди товарищей Николай Васильевич слыл комиком и задорным человеком. Писатель общался с Николаем Прокоповичем, Александром Данилевским, Нестором Кукольником и другими.

Литература

Гоголь начал интересоваться писательским поприщем еще в студенческие годы. Он восхищался А.С. Пушкиным, хотя его первые творения были далеки от стиля великого поэта, а больше походили на произведения Бестужева-Марлинского.


Он сочинял элегии, фельетоны, стихотворения, пробовал себя в прозе и других литературных жанрах. Во время учебы им была написана сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», которая не дошла до наших дней. Примечательно, что тягу к творчеству молодой человек первоначально расценивал скорее как хобби, а не дело всей жизни.

Писательство было для Гоголя «лучиком света в темном царстве» и помогало отвлечься от душевных терзаний. Тогда планы Николая Васильевича не были ясны, но он желал служить Родине и быть полезным для народа, считая, что его ожидает великое будущее.


Зимой 1828 года Гоголь отправляется в культурную столицу – Петербург. В холодном и мрачном городе Николая Васильевича ждало разочарование. Он пробовал стать чиновником, а также пытался поступить на службу в театр, но все его попытки потерпели поражение. Только в литературе он смог найти возможности для заработка и самовыражения.

Но и в писательстве Николая Васильевича ждала неудача, так как журналами были изданы всего лишь два произведения Гоголя - стихотворение «Италия» и романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен», опубликованная под псевдонимом В. Алов. «Идиллия в картинах» получила ряд отрицательных и саркастических отзывов критиков. После творческого поражения Гоголь скупил все издания поэмы и сжег их у себя в номере. Николай Васильевич не отказался от литературы даже после громкого провала, неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» дала ему возможность изменить жанр.


В 1830 году в именитом журнале «Отечественные записки» была опубликована мистическая повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

Позже писатель знакомится с бароном Дельвигом и начинает печататься в его изданиях «Литературная газета» и «Северные цветы».

После творческого успеха Гоголя радушно приняли в литературном кругу. Он начал общаться с Пушкиным и . Произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», приправленные смесью украинского эпоса и житейского юмора, произвели впечатление на русского поэта.


Поговаривают, что именно Александр Сергеевич дал Николаю Васильевичу подоплеку для новых произведений. Он подсказал идеи сюжетов поэмы «Мертвые души» (1842) и комедии «Ревизор» (1836). Однако П.В. Анненков считает, что Пушкин «не совсем охотно уступил ему своё достояние».

Увлеченный историей Малороссии Николай Васильевич становится автором сборника «Миргород», куда входят несколько произведений, в том числе «Тарас Бульба». Гоголь в письмах к матери Марии Ивановне просил, чтобы та подробнее рассказывала о жизни народа в глубинке.


Кадр из фильма "Вий", 2014 год

В 1835 году выходит повесть Гоголя «Вий» (включенная в «Миргород») о с демоническом персонаже русского эпоса. По сюжету три бурсака сбились с пути и набрели на загадочный хутор, хозяйкой которого оказалась самая настоящая ведьма. Главному персонажу Хоме предстоит столкнуться с невиданными существами, церковными обрядами и колдуньей, летающей в гробу.

В 1967 году режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым был поставлен первый советский фильм ужасов по повести Гоголя «Вий». Главные роли исполнили и .


Леонид Куравлев и Наталья Варлей в фильме "Вий", 1967 год

В 1841 году Гоголь пишет бессмертную повесть «Шинель». В произведении Николай Васильевич рассказывает о «маленьком человеке» Акакие Акакиевиче Башмачкине, который беднеет до такой степени, что самая обыденная вещь становится для него источником радости и вдохновения.

Личная жизнь

Говоря о личности автора «Ревизора», стоит отметить, что от Василия Афанасьевича, помимо тяги к литературе, он также унаследовал роковую судьбу – психологическую болезнь и страх ранней смерти, которые стали проявляться у драматурга еще с юношества. Об этом писали публицист В.Г. Короленко и доктор Баженов, основываясь на автобиографических материалах Гоголя и эпистолярном наследии.


Если во времена Советского Союза о душевных расстройствах Николая Васильевича было принято умалчивать, то нынешнему эрудированному читателю весьма интересны такие подробности. Считается, что Гоголь с детства страдал маниакально-депрессивным психозом (биполярное аффективное расстройство личности): веселое и задорное настроение юного писателя сменялось резкой депрессией, ипохондрией и отчаянием.

Это тревожило его ум до самой смерти. Также он признавался в письмах, что нередко слышал «мрачные» голоса, зовущие его вдаль. Из-за жизни в вечном страхе Гоголь стал религиозным человеком и вел больше затворнический образ жизни аскета. Женщин он любил, но только на расстоянии: нередко он говаривал Марии Ивановне, что уезжает заграницу к некой даме.


Он вел переписку с прелестными девушками разных сословий (с Марией Балабиной, графиней Анной Виельгорской и другими), ухаживая за ними романтично и робко. Писатель не любил афишировать личную жизнь, особенно амурные дела. Известно, что у Николая Васильевича детей нет. Из-за того, что литератор не был женат, существует теория о его гомосексуализме. Другие считают, что у него никогда не было отношений, выходящих за рамки платонических.

Смерть

Ранняя смерть Николая Васильевича на 42-м году жизни до сих пор будоражит умы ученых, историков и биографов. О Гоголе сочиняют мистические легенды, а об истинной причине кончины визионера спорят и по сей день.


В последние годы жизни Николаем Васильевичем овладел творческий кризис. Он был связан с ранним уходом из жизни жены Хомякова и осуждением его рассказов протоиереем Матфеем Константиновским, который выступал с резкой критикой гоголевских произведений и к тому же считал, что писатель недостаточно благочестив. Мрачные мысли овладели разумом драматурга, с 5 февраля он отказался от пищи. 10 февраля Николай Васильевич «под влиянием злого духа» сжег рукописи, а 18 числа, продолжая соблюдать Великий Пост, слег в постель с резким ухудшением здоровья.


Мастер пера отказывался от медицинской помощи, ожидая смерти. Врачи, выявившие у него воспалительные заболевания кишечника, вероятный тиф и несварение желудка, в итоге поставили писателю диагноз "менингит" и назначили принудительное, опасное для его здоровья кровопускание, которое только ухудшило душевное и физическое состояние Николая Васильевича. Утром 21 февраля 1852 года Гоголь умер в особняке графа в Москве.

Память

Произведения писателя обязательны для изучения в школах и высших учебных заведениях. В память о Николае Васильевиче в СССР и других странах были выпущены почтовые марки. Именем Гоголя названы улицы, драматический театр, педагогический институт и даже кратер на планете Меркурий.

По творениям мастера гиперболы и гротеска до сих пор создаются театральные постановки и снимаются произведения кинематографического искусства. Так, в 2017 году российского зрителя ожидает премьера готического детективного сериала «Гоголь. Начало» с и в главных ролях.

В биографии загадочного драматурга есть интересные факты, все их невозможно описать даже в целой книге.

  • По слухам, Гоголь боялся грозы, так как природное явление действовало на его психику.
  • Писатель жил бедно, ходил в старой одежде. Единственный дорогой предмет в его гардеробе – золотые часы, подаренные Жуковским в память о Пушкине.
  • Мать Николая Васильевича слыла странной женщиной. Она была суеверной, верила в сверхъестественное и постоянно рассказывала удивительные истории, приукрашенные выдумками.
  • По слухам, последними словами Гоголя были: «Как сладко умирать».

Памятник Николаю Гоголю и его птице-тройке в Одессе
  • Творчество Гоголя вдохновляло .
  • Николай Васильевич обожал сладости, поэтому в его кармане постоянно лежали конфетки и кусочки сахара. Также русский прозаик любил катать хлебные мякиши в руках – это помогало сконцентрироваться на мысли.
  • Писатель болезненно относился к внешности, главным образом его раздражал собственный нос.
  • Гоголь боялся, что будет похоронен, находясь в летаргическом сне. Литературный гений просил, чтобы в будущем его тело предали земле только после появления трупных пятен. По легенде, Гоголь проснулся в гробу. Когда тело литератора перезахоронили, удивленные присутствующие увидели, что голова покойника была повернута набок.

Библиография

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832)
  • «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834)
  • «Вий» (1835)
  • «Старосветские помещики» (1835)
  • «Тарас Бульба» (1835)
  • «Невский проспект» (1835)
  • «Ревизор» (1836)
  • «Нос» (1836)
  • «Записки сумасшедшего» (1835)
  • «Портрет» (1835)
  • «Коляска» (1836)
  • «Женитьба» (1842)
  • «Мёртвые души» (1842)
  • «Шинель» (1843)

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую - Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения).

Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.

Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754-1829), дальнего родственника Гоголей, бывшего министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для к-рого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.

В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).

Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. На принятие Гоголем такого решения большое влияние оказал проф. Н. Г. Белоусов, читавший курс естественного права, а также общее усиление в гимназии вольнолюбивых настроений. В 1827 здесь возникло "дело о вольнодумстве", закончившееся увольнением передовых профессоров, в том числе Белоусова; сочувствовавший ему Гоголь дал на следствии показания в его пользу.

Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя.
В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.
В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.
Верх гоголевской фантастики - "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре.
В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835 г., до написания "Ревизора", и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно гнетущее чувство.
В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Мицкевичем. Затем переезжает в Рим. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта.
В декабре 1838 года в Рим приехал Жуковский, сопровождавший наследника (Александра II). Гоголь был чрезвычайно образован приездом поэта, показывал ему Рим; рисовал с ним виды.

В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ" - вначале в доме Аксаковых, потом, после переезда в октябре в Петербург, у Жуковского, у Прокоповича в присутствии своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий.
В мае 1842 г. "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет.
После первых, кратких, но весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. Позднее со статьей, граничившей с доносом, выступил Н.А.Полевой.
Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу. Перед отъездом он поручает Прокоповичу издание первого собрания своих сочинений. Лето Гоголь проводит в Германии, в октябре вместе с Н. М. Языковым переезжает в Рим. Работает над 2-м томом "Мертвых душ", начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени отдает подготовке собрания сочинений. "Сочинения Николая Гоголя" в четырех томах вышли в начале 1843 г., так как цензура приостановила на месяц уже отпечатанные два тома.
Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу - период напряженной и трудной работы над 2-м томом "Мертвых душ".
В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и "восстановления сил" в Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Начинается полоса лечения и консультаций с различными медицинскими знаменитостями, переездов с одного курорта на другой? то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден, то в Карлсбад. В конце июня или в начале июля 1845 г., в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в "Четырех письмах к разным лицам по поводу "Мертвых душ" - "Выбранные места") Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу.
Гоголь продолжает работать над 2-м томом, однако, испытывая возрастающие трудности, отвлекается на другие дела: составляет предисловие ко 2-му издания поэмы (опубликовано в 1846 г.) "К читателю от сочинителя", пишет "Развязку Ревизора" (опубликована 1856), в которой идея "сборного города" в духе теологической традиции ("О граде божием" Блаженного Августина) преломлялась в субъективную плоскость "душевного города" отдельного человека, что выдвигало на первый план требования духовного воспитания и совершенствования каждого.
В 1847 г. в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Книга выполняла двоякую функцию - и объяснения, почему до сих пор не написан 2-й том, и некоторой его компенсации: Гоголь переходил к изложению своих главных идей - сомнение в действенной, учительской функции художественной литературы, утопическая программа выполнения своего долга всеми "сословиями" и "званиями", от крестьянина до высших чиновников и царя.
Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую критическую бурю. Все эти отклики настигли писателя в дороге: в мае 1847 г. он из Неаполя направился в Париж, затем в Германию. Гоголь не может прийти в себя от полученных "ударов": "Здоровье мое... потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь, сам, как я еще остался жив".
Зиму 1847-1848 Гоголь проводит в Неаполе, усиленно занимаясь чтением русской периодики, новинок беллетристики, исторических и фольклорных книг - "дабы окунуться покрепче в коренной русский дух". В то же время он готовится к давно задуманному паломничеству к святым местам. В январе 1848 морским путем направляется в Иерусалим. В апреле 1848 после паломничества в Святую землю Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах - Малороссии.

В середине октября Гоголь живет в Москве. В 1849-1850, Гоголь читает отдельные главы 2-го тома "Мертвых душ" своим друзьям. Всеобщее одобрение и восторг воодушевляют писателя, который работает теперь с удвоенной энергией. Весною 1850 Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.
В октябре 1850 Гоголь приезжает в Одессу. Состояние его улучшается; он деятелен, бодр, весел; охотно сходится с актерами одесской труппы, которым он дает уроки чтения комедийных произв., с Л. С. Пушкиным, с местными литераторами. В марте 1851 г. покидает Одессу и, проведя весну и раннее лето в родных местах, в июне возвращается в Москву. Следует новый круг чтений 2-го тома поэмы; всего было прочитано до 7 глав. В октябре присутствует на "Ревизоре" в Малом театре, с С. В. Шумским в роли Хлестакова, и остается доволен спектаклем; в ноябре читает "Ревизора" группе актеров, в числе слушателей был и И. С. Тургенев.

1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.
Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

.
1831-1842 - созданы «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» , петербургские повести («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшегo», «Коляска»).
1836, январь - завершение комедии «Ревизор»; 19 апреля - премъера в Петербурге в Александринском театре;
25 мая - премьера в Малом театре в Москве.
1842 - разрешение цензуры печатать первый том «Mepтвых душ» С изменением названия на «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; печатаются первый том «Мертвых душ», повесть «Шинель».
1842-1845 - работа над вторым томом «Мертвых душ».
1848 - паломничество в Иерусалим.
1852, в ночь на 13 февраля - сожжена беловая рукопись 11 тома «Мертвых душ».
1852,21 февраля (4 марта) - умер в Москве.

Очерк жизни и творчества

Начало пути. В декабре 1828 года Гоголь оканчивает Нежинскую гимназию высших наук и направляется в Петербург. Надо заметить, что эта поездка планировалась с предельной серьезностью и мечты юноши о собственном устройстве были вполне конкретны. Он «.. .отправлялся в столицу с великими намерениями и вообще с общеполезными предприятиями: во-первых - сообщить матушке не менее 6000 р. денег, кои он получит за свои трагедии; Bо-вторых - исходатайствовать Малороссии увольнение от всех податей». Так иронически описывает надежды гоголя один из знакомых семьи.

Естественно, что мечты так и остались мечтами, а поиски денег для пропитания были достаточно трудными и омрачали первые годы жизни в столице. Издание написанной еще в Нежине поэмы-идиллии «Ганс Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов не приносит успеха. Прочитав строки: «Заплата малая моя / За остальную жизни повесть », - рецензент написал: «Заплатою таких стихов должно бы быть сбережение оных под спудом». Peцeнзия заставила автора скупить оставшиеся экземпляры поэмы и уничтожить их.

Однако Гоголь не устает писать новые произведения, и eгo прозаические повести довольно быстро находят cвoeгo читателя. Опубликованное в начале 1830 года произведение «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» замечено читателями и критиками. У Гоголя завязываются литературные знакомства. Ему удается поступить на службу в Департамент уделов. Продвигаясь по служебной лестнице, он и даже становится помощником столоначальника.

При этом начинающий писатель много работает и aктивно печатается, избирая различные псевдонимы. Так, для главы исторического романа избран псевдоним: «0000» (это четыре «о» из имени и фамилии: Николай Гоголь-Яновский) .

Правда, жить безбедно пока нет возможности. «О себе скажу, - пишет Гоголь«любезному другу маменьке» 10 февраля 1831года. - что мои обстоятельства идут чем далее, лучше и лучше, все поселяет в меня надежду, что если не в этом, то в следующем году я буду уже в возможности содержать себя собственными трудами; по крайней мере, основание положено из самого крепкого камня. Только я вас теперь сильно потревожу убедительной просьбой о присылке двухсот пятидесяти рублей».

20 мая 1831 года осуществилась самая большая мечта Гоголя: он был представлен Пушкину . Стремление утвepдить себя свойственно каждому человеку, и можно понять желание начинающего писателя доказать маменьке и всем близким, что он с Пушкиным «на дружеской ноге». Это породило неловкие поступки молодого провинциала. Летом Гоголь живет в качестве репетитора на даче Васильчиковых в Павловске, а Пушкин снимает для своей семьи дачу в Царском Селе. Вот Николай Васильевич и сообщает маменьке: «Письма адресуйте ко мне на имя Пушкина, в Царское Село, так: «Eго Высокоблагородию Александру Сергеевичу Пушкину. А Вас прошу отдать Н. В. Гоголю. В следующем письме повторяет: «Помните ли вы адрес? на имя Пушкина». Осознав всю неловкость своего поступка, в первом письме к Пушкину Гоголь извинится за допущенную бестактность.

Жизнь обогащается дружескими встречами с интересными людьми. Расширению Kpугa знакомств способствовала и артистическая одаренность писателя. «Кроме мимики,Гоголь умел перенимать и голос других. Во Bpeмя своего пребывания в Петербурге он любил представлять одного старичка В., которого он знавал в Нежине.

Один из eгo слушателей, никогда не видавший этого Б., приходит раз к Гоголю и видит кaкoгo-тo старичка... гoлос и манеры этого старичка тотчас напомнили ему представление гоголя. Он отводит хозяина в сторону и спрашивает, не Б. ли это. Действительно, это был Б.».

«Вечера на хуторе близ Диканьки» .

В начале сентября 1831 года выходит в свет первая часть сборника «Beчера на хуторе близ Диканьки». К январю 1832 года были закончены все повести этого цикла. В первую часть входят «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая гpaмотa»). Во вторую - «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и eгo тeтушка», «3аколдованное место».

Известен отклик Пушкина на издание сборника: «Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина !» Вот как оценил этот сборник Белинский: Гоголь так мило прикинувшийся Пасичником, принадлежит к числу необыкновенных талантов. Кому не известны eгo «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Сколько в них остроумия, веселости, поэзии и народности?) Позже он нaпишет: «Это комизм веселый, улыбка юноши, приветствующего прекрасный Божий мир. Тут все светло, все блестит радостию и счастием; мрачные духи жизни не смущают тяжелыми предчувствиями юного сердца, тpeпещущего полнотою жизни».

Необычность произведений, созданных молодым aвтором, привлекает Пушкина, Жуковского, Плетнева. В это время, пишет современник, «важнее вceгo была в Гоголе та мысль, которую он приносил с собой повсюду. Мы говорим об энергическом понимании вреда, производимого пошлостью, ленью, потворством злу, с одной стороны, И грубым самодовольством, кичливостью и ничтожеством моральных оснований - с другой... В eгo преследовании темных сторон человеческого существования была страсть, которая и составляла истинное нравственное выражение eгo физиономии». Обличая, Гоголь aктивно черпал материал из постоянных наблюдений за всем, что происходило вокpyг, в том числе и из наблюдений за собственными поступками.

Исполненному самых радужных надежд, Гоголю кaзалось, что ему посильна любая сфера деятельности. Кроме создания художественных произведений, он peшил испробовать себя в занятиях исторической наукой. Используя протекцию своих друзей, писатель получает должность профессора истории в Петербургском университете. Однако он быстро понял безнадежность затеи: лекционная деятельность требовала напряженных, нeycтанных трудов и больших знаний. Прочитав две прекрасные лекции (одну из них слушал Пушкин, другую слушал и описал Typгeнeв), гоголь стал усиленно манкировать занятиями и, наконец, отказался от преподавания. Своему другу М. А. Максимовичу он откровенно coзнавался в этой неудаче. Теперь литературное полностью владеет eгo помыслами.

«Миргород» .

В 1835 году вышел из печати сборник «Миргород», состоявший из двух частей. В первую часть вошли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во вторую - «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Хотя Гоголь написал, что это «повести, служащие продолжением «Beчеров на хуторе близ Диканьки», жизнерадостная pомантическая идиллия ушла в прошлое. Сатирические зарисовки быта, трaгические картины действительности, жизненно правдивые сцены исторического прошлого заполнили страницы этого сборника. Читатель уже не встречает наивнoгo и благодушного рассказчика Рудого Пасичника, перед ним выступает автор-повествователь.

Авторская смелость и острота обличения видны и при обращении к прошлому. «Бей в прошедшем настоящее, и тройною силою облечется твое слово», советовал Гoголь Н. М. Языкову. Миру пошлости и скуки противопоставил писатель в исторической повести «Тарас Бульба» возвышенные страсти. В. Г. Белинский в «О русской повести и повестях г. Гоголя- назвал отличительные черты творчества писателя - простоту вымысла, совершенную истину жизни, народность, оригинальность. «И такова жизнь наша: сначала смешно, потом гpycтног-писал критик.

Первая комедия. «Ревизор».

Неугомонный нрав и беспрерывный творческий поиск часто порождали забавные бытовые решения. Так, по пути в Петербург с родины (после летнего посещения родных), как вспоминает друг писателя А. С. Данилевский, «была разыграна оригинальная репетиция «Ревизора»... гоголь хотел основaтельно изучить впечатление, которое произведет на станционных смотрителей eгo ревизия с мнимым инкогнито. Для этой цели он просил Пащенко выезжать вперед и распространять везде, что следом за ним едет ревизор, тщательно скрывающий настоящую цель своей поездки. Пащенко выехал несколькими часами раньше и устраивал так, что на станциях все были уже подготовлены к приезду и к встрече мнимого ревизора. Благодаря этому маневру, замечательно счастливо удавшемуся, все трое катили с необыкновенной быстротой... В подорожной Гоголя значилось: «адъюнкт-профессор», что принималось обыкновенно сбитыми с толку смотрителями чуть ли не за адъютанта егo Императорского Величества».

Работа над пьесой «Ревизор» шла полным ходом, и уже в январе 1836 года гоголь пишет, что комедия гoтова и переписана. Один из современников писателя вспоминал: «При чтении ее цензура перепугалась и Cтрожайше запретила ее. Оставалось автору апеллировать на такое решение в высшую инстанцию». Благодаря хлопотам друзей, пьеса попадает к Николаю 1, и, как сообщает Гоголь матери, «если бы сам государь не оказал cвoeгo высокого покровительства и заступничества, то, вероятно, «Ревизор- не был бы никогда игран или напечатан».

Спектакль шел с триумфом в Петербурге, затем в Москве, но успех не радовал Гоголя. Свои сомнения он поведал Жуковскому: «Ревизор» сыгран, и у меня на дyше так смутно, так странно... я ожидал, я знал наперед, как пойдет дело, и при всем том чувство гpycтнoe и дoсадно-тягостное облекло меня... Мой смех вначале был добродушен; я совсем не думал осмеивать кого-либо с кaкой-нибудь целью, и меня до такой степени изумляло, когда я слышал, что обижаются и даже сердятся на меня целиком сословия и классы общества, что я, наконец, задумался. Если сила смеха так велика, что ее боятся, CTaло быть, ее не следует тратить по-пустому».

За рубежом .

Работа над поэмой «Мертвые души ». Стремление избежать бурного обсуждения комедии и острое чувство усталости гонит Гоголя из столиц. Он уезжает за границу, в поездках про водит около трех лет с июня 1836 по сентябрь 1839 года. В Париже он узнает о гибели Пушкина, это сообщение потрясает Гоголя. Вновь и вновь меняя место жительства, приезжает в Рим, который очаровывает eгo. Здесь продолжается paбота над поэмой «Мертвые души». Происходит сближение с русскими художниками, и в частности с А. А. Ивановым, который в те годы трудился над картиной «Явление Христа народу». Здесь же трагически завершается дружба с графом И. М. Виельгорским: юноша умирает на руках писателя. Эта смерть для Гоголя станет прощанием с собственной молодостью.

Необходимость заниматься устройством домашних дел возвращает писателя в Россию. В этот приезд Гоголь пробыл на родине меньше года: встретился с доброжелательной и хлебосольной Москвой, со своими почитателями в Петербурге, приобрел новые знакомства. Состоялась встреча с В. Г. Белинским, а на обеде, который тpaдиционно давался в честь именин Гоголя 9 мая 1840 года в саду дома Погодина на Девичьем поле в Москве, он познакомился с Лермонтовым и слушал авторское чтение поэмы «Мцыри» .

Уезжая вновь за границу, писатель обещает друзьям через год при везти оконченную поэму. К концу aвгустa 1841 года первый том отделан и переписан руками добровольных помощников. Обещание, данное друзьям при прощании, было выполнено. гоголь возвращается в Pocсию для тoгo, чтобы печатать первый том «Мертвых душ». Общими усилиями преодолены цензурные препятствия, для этого переделана « Повесть о капитане Копейкине». Итак, главное дело жизни уже сделано. Однако автор считает - это лишь начало большого труда, поскольку надеялся, что именно он сумеет указать путь к возрождению России. «гоголь ставит себе целью дать «положительные образы» русских людей - выставить их в ярко-живых, говорящих примерах, способных подействовать силою... Этими показательными образцами при мерной жизни должны были явиться: ловкий приобретатель, помещик Костанжогло, добродетельный винный откупщик, миллионер Муразов, благородный гeнeрал-губернатор, благочестивый священник и, наконец, сам царь Николай, милосердием своим возрождающий к жизни раскаявшегося Чичикова» (В. Вересаев).

В сознании писателя окончательно определился перелом. С. Т. Аксаков замечает: «...Он начал писать «Mepтвые души» как любопытный и забавный анекдот... только впоследствии он узнал, говоря eгo словами, «на какие сильные и глубокие мысли и глубокие явления может навести незначащий сюжет», что... мало-помалу состaвилось это колоссальное здание, наполнившееся болезненными явлениями нашей общественной жизни... впоследствии почувствовал он необходимость исхода из этого страшного сборища человеческих уродов. Отсюда начинается постоянное стремление Гоголя к улучшению в себе духовного человека и преобладание религиозного направления, достигшего впоследствии... Taкoгo высокoгo настроения, которое уже несовместимо с телесным организмом человека...»

Отныне все последующие труды писателя подчинены реализации неосуществимой цели: гоголь ощущает себя проповедником, он стремится научить людей жить по высоким нравственным законам. «Когда вся утопичность, которая была в Гоголе, когда он писал «Ревизора», получила жестокий удар от явного несовпадения художественной ценности созданий искусства (в данном случае «Ревизора») с ее воздействием на нравы, на моральное сознание общества, - то тогда Гоголь нашел в религиозном миропонимании иную базу для осмысления функции искусства, подчеркивает В.3еньковский, исследователь творчества писателя.
«Выбранные места из переписки с друзьями». Cнaчала гоголь ждал прямого и непосредственного результата от «Ревизора-, затем - от «Мертвых душ», от тех рассказов и повестей, над которыми работал параллель, но с созданием поэмы. 3атем eгo надежды были связаны с «Выбранными местами из переписки с друзьями». В предисловии к этой книге он пишет: «Сердце мое говoрит, что книга моя нужна и что она может быть полезна... » Писатель вновь касается тех вопросов и проблем, тех сторон русской жизни, которые затронуты в повестях, комедиях, поэме.

Стремление любого человека подчинить волю окрyжающих тому, что он сам считает абсолютным благом, неизбежно кончается крахом. Попытка создать произведение, которое покажет всем людям, как можно и должно жить, искреннейшая уверенность, что только eгo решение верно, и невозможность сделать это именно благодаря беспощадной честности таланта - причина Tpaгедии. гоголь поставил перед собой задачу, непосильную для человека. Он заранее обрек себя на поражение.

Mнoгo споров возникало и возникает вокpyг «Вы бранных мест из переписки с друзьями». Разочаровавшись в возможностях писателя, гоголь решается обратиться к людям со словом проповедника. Он говорил: «.. .На некоторое время занятием моим стал не русский человек и Россия, но человек и душа вообще». Результатом появления про изведения Гоголя станет полемика писателя с критиком В. Г. Белинским, в которую были вовлечены самые широкие литературные круги. Критик утверждал: «...гope человеку, котopoгo сама природа coздала художником, гope ему, если, недовольный своею дорогою, он ринется на чужой путь!&»

Гоголь пишет в «Авторской исповеди», созданной в мае - июне 1847 года, что решает бросить писательство. Подавленный непониманием, он в январе 1848 года предпринимает паломничество. Жуковскому так объясняет свое решение: «Мое путешествие в Палестину точно было совершено мною затем, чтобы узнать лично и как бы узреть собственными глазами, как велика черствость мoeгo сердца. Друг, велика эта черствость! Я удостоился провести ночь у гроба Спасителя, я удостоился приобщиться от святых тайн, стоявших на самом гробе вместо алтаря, и при всем том я не стал лучшим, тогда как все земное должно бы во мне сгореть и остаться одно небесное.

Работа над вторым томом «Мертвых душ».

Последние годы жизни. Вернувшись в Россию, Гоголь продолжает работу над вторым томом «Мертвых душ» Для других путешественников возвращение на родину было и возвращением в родной дом. Для Гоголя это было лишь изменением места eгo скитаний. Как всегда, на нeгo благотвopно действовала дорога: «Дорога - мое единственное лекарство»; «...дорога по нашим открытым степям тотчас сделала надо мною чудо. Близкая ему и сочувствующая eгo духовным поискам калужская губернаторша А. О. Смирнова замечала: «Ему всегда надо пригреться где-нибудь, тогда он и здоров». И он «пригревался» у А. О. Смирновой, у В. А. Жуковского, у Виельгорских в Ницце, у С. П. Апраксиной в Неаполе, у М. П. Погодина и графа А. П. Толстого в Москве. CBoeгo дома у нeгo никогда не было. Но он не любил и не умел быть один: в Петербурге жил через стенку с А. С. Данилевским, И. Г. Пащенко, в Риме соседствовал с П. В. Aнненковым, Н. М. Языковым, В. А. Пановым.

Попытка преодолеть одиночество была им осуществлена лишь один раз. Это произошло в семье графа Виельгopcкoгo, богатого и знатного царедворца. Eгo дом был, как пишут современники, средоточием столичной аристократической жизни. Сам граф был хорошим музыкантом, и Р. Шуман называл eгo гениальнейшим из дилетантов. Виельгорский был близок с Карамзиным, Жуковским , Пушкиным И Гоголем. в значительной степени благодаря ему (.Ревизор- попал на сцену. Eгo сын Иосиф Михайлович умер в 1839 году в Риме на руках у Гоголя. С младшей дочерью, Анной Михайловной, и произошло то, что сам Гоголь очевидно, считал (романом,). Анна Михайловна (она же Анолина, Нози) жадно внимала поучениям писателя и была с ним в постоянной переписке. Но дружба умной и доброй девушки, как оказалось, не предполагала более близких отношений. Попытка Гоголя предложить свою руку и сердце осталась без ответа.

У Гоголя на протяжении всей жизни не было близких друзей. Замкнутый и недоверчивый, ироничный и нaсмешливый, он никому не доверял свои сокровенные мысли и чувства.

Является Николай Гоголь. Книги его знакомы каждому. По его произведениям снимают фильмы и ставят спектакли. Творчество этого писателя весьма разнообразно. В нем присутствуют как романтические повести, так и произведения реалистической прозы.

Биография

Николай Гоголь родился на Украине в семье полкового писаря. Талант сатирика в нем проявился рано. Неутомимую жажду к знаниям проявлял уже в детстве Гоголь. Книги в его жизни играли большую роль. В Нежинском училище, где он получал образование, ему не дали достаточных знаний. А потому он выписывал дополнительно литературные журналы и альманахи.

Еще в школьные годы он начал составлять остроумные эпиграммы. Предметом насмешек будущего писателя были учителя. Но подобным творческим изысканиям лицеист не придавал особого значения. После окончания курса он мечтал уехать в Петербург, полагая, что там сможет устроиться на государственную службу.

Служба в канцелярии

Мечта сбылась, и выпускник лицея покинул родные края. Однако в Петербурге он смог получить лишь скромное место в канцелярии. Параллельно этой работе он создавал небольшие Но были они плохи, и почти все экземпляры первой поэмы, которая называлась «Ганс Кюхельгартен», он скупил в книжной лавке и собственноручно сжег.

Тоска по малой родине

Вскоре неудачи в творчестве и материальные затруднения повергли в уныние Гоголя. Северная столица стала вызывать в его душе тоску. И все чаще служащий мелкой канцелярии вспоминал милые сердцу украинские пейзажи. Не каждый знает, какая книга принесла Гоголю известность. Но нет в нашей стране школьника, которому было бы неизвестно произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки». Создание этой книги было навеяно тоской по малой родине. И именно это литературное произведение принесло известность Гоголю и позволило получить признание собратьев по перу. Хвалебного отзыва самого Пушкина был удостоен Гоголь. Книги великого поэта и писателя в юности оказали на него решающее влияние. А потому мнение корифея литературы было особенно ценным для молодого автора.

"Петербургские повести" и другие произведения

С тех пор Гоголь был вхож в литературные круги. Он близко общался с Пушкиным и Жуковским, что не могло не повлиять на его творчество. Отныне писательство стало для него смыслом жизни. К этому делу он стал относиться весьма серьезно. И результат не заставил себя ждать.

В этот период были созданы самые известные книги Гоголя. Список их говорит о том, что писатель работал в чрезвычайно усиленном режиме и не отдавал особенного предпочтения тому или иному жанру. Его произведения вызвали резонанс в мире литературы. О таланте молодого прозаика писал Белинский, отличающийся удивительной способностью распознавать уникальные способности на раннем этапе. Реалистическое направление, заложенное Пушкиным, развивалось на достойном уровне, о чем свидетельствуют книги Гоголя. Список их включает следующие произведения:

  • "Портрет".
  • "Записки сумасшедшего".
  • "Нос".
  • "Невский проспект".
  • "Тарас Бульба".

Каждое из них уникально в своем роде. В некотором смысле стал новатором Николай Гоголь. Книги его отличались тем, что в них впервые в истории русской литературы была затронута тема Сделано это было поверхностно, но до этого судьба тысяч простых людей изображалась в художественной литературе лишь вскользь.

Но как бы ни был силен и уникален талант создателя «Шинели», особый вклад в литературу он внес все же благодаря написанию «Ревизора» и «Мертвых душ».

Сатира

Ранние произведения принесли Гоголю успех. Однако писатель был этим не удовлетворен. Гоголь не желал оставаться всего лишь созерцателем жизни. В его душе все сильнее крепло осознание того, что миссия писателя чрезвычайно велика. Художник способен донести до своих читателей свое видение современной действительности, тем самым оказывая влияние на сознание масс. Во благо России и ее народа творил отныне Гоголь. Книги его свидетельствуют об этом благом стремлении. Поэма «Мертвые души» стала величайшим произведением в литературе. Однако после выхода первого тома писатель подвергся жестким нападкам со стороны приверженцев консервативных взглядов.

Непростая ситуация, которая сложилась в жизни и творчестве писателя, привела к тому, что завершить поэму ему так и не удалось. Второй том, который был написан незадолго до смерти, писатель сжег.