Основная цель создания комедии мещанин во дворянстве. «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии. Что означает классицизм

Художественные особенности комедии Мольера Мещанин во дворянстве

В произведениях выдающегося французского комедиографа Мольера отразились проблемы и эстетичные поиски его времени, а его судьба отобразила положение писателя в общественной жизни Франции XVII века.

В историю мировой литературы Мольер вошел как основатель «высокой комедии». Мольер создал художественно совершенные комедии с напряженным сюжетом и интересными характерами. В основе сюжетов его комедий лежит конфликт, известный классицистам, - противостояние страстей здравому смыслу. В основе комизма - несоответствие реальных событий, как они воспринимаются персонажами. Эту общую комичную установку Мольер насыщает исторически достоверными персонажами, раскрывает наиболее типичные характеры.

Как художник в свое время Мольер хорошо понял, в чем нуждается публика, и создавал пьесы, которые пользовались популярностью. Талант его заключается в том, что, развлекая зрителя, он его воспитывает, обращает к моральным ценностям. Имена многих его персонажей стали общими и означают человека, которому присущи те или другие черты.

Яркий образ создает Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве». Главный герой Журден имеет все, чего может желать человек: семью, деньги, здоровье. Но Журдену захотелось стать дворянином. Это становится его маниакальной идеей, которая наносит немало хлопот его семье, но нравится целой куче шарлатанов, которые кормятся за его счет и потешаются над ним: парикмахеры, сапожники, «учителя» этикета. Пользуется прихотью Журдена и аристократ Дорант. Он знает, что Журден влюбленный в благородную Доримену, с которой он и сам не прочь обручиться. Дорант приводит Доримену в дом Журдена, где их ожидает роскошный обед. От своего имени он дарит красавице драгоценности, которые передал ему для Доримены Журден. Возникает комичная ситуация, герои говорят, не понимая друг друга, каждый о своем: Доримена думает, что драгоценности подарил Дорант, и возмущается, когда Журден приуменьшает их ценность, желая выглядеть скромным в глазах своей избранницы. Желание стать дворянином лишает Журдена остатков здравого смысла: он не дает согласие на брак своей дочери Люсиль с Клеонтом только потому, что он не дворянин. Но остроумный слуга Клеонта находит выход. Он переодевает своего хозяина турецким пашой, сватает за него Люсиль. Комедия завершается настоящим праздником веселья. Все герои получают то, к чему стремились: три пары влюбленных соединяются (Клеонт и Люсиль, Дорант и Доримена, Ковьель и Николь), а Журден становится, хотя и причудливым, но дворянином.

Мольера справедливо называли автором «высокой комедии». «Мещанин во дворянстве» - яркое тому доказательство. За смешными событиями комедии прячутся серьезные выводы, а комичные образы становятся сатирическими. Поведение Журдена, Доранта обусловлено их положением в обществе. Журден стремится стать дворянином, чтобы доказать всем и себе свою значимость. Но Мольер показывает, что человека нужно ценить таким, каким он есть, что каждый должен делать в жизни свое дело. Дорант - аристократ, но ничего, кроме титула, у него нет: ни денег (их он берет в долг в Журдена), ни аристократических, возвышенных чувств. Он использует Журдена, чтобы произвести на Доримену впечатление богача. Маркиза дает согласие на брак потому, что считает Доранта действительно тем, за кого тот себя выдает. Ее разочарование автор мудрено вынес за пределы комедии.

В комедиях Мольера здравый смысл побеждает, но он не является залогом нравственности человека. На примере негативных персонажей автор показывает, что коварный, лицемерный человек может быть умным, и побеждают всегда человеческие добродетели.

Комедия «Мещанин во дворянстве» является одним из самых знаменитых произведений французской литературы. Как и многие другие работы Мольера, эта пьеса высмеивает человеческую глупость и тщеславие. Несмотря на легкость и обилие фарса, сатирическое отношение автора к главному герою и ситуации, в которую он попал, ставит произведение «Мещанин во дворянстве» на одну из самых высоких ступеней литературы с социальным подтекстом.

Статья рассматривает историю создания пьесы, ее анализ и краткий пересказ. «Мещанин во дворянстве» состоит из пяти действий с разным количеством сцен в каждом. Чуть ниже представлено краткое содержание каждого из них.

Мольер

Мольер - псевдоним автора, его настоящее имя - Жан Батист Покелин. Один из столпов французской литературы Мольер писал комедии, которые считаются лучшими за всю историю не только французской, но и европейской литературы в целом.

Несмотря на огромную придворную популярность, произведения Мольера часто подвергались критике со стороны жестких моралистов и приверженцев католической церкви. Однако критика не мешала автору высмеивать тщеславие и двуличие как первых, так и вторых. Как ни странно, театр Жана Батиста Мольера пользовался огромной популярностью. Многие критики приписывают Мольеру важную роль придворного шута - единственного человека при дворе короля, которому позволялось говорить правду.

Литература и театр времен Мольера

Мольер начал писать пьесы в то время, когда литература была строго разделена на классическую и реалистическую. Театр принадлежал к классической литературе, где трагедия была высоким жанром, а комедия - низким. По таким правилам полагалось писать Мольеру, однако автор не раз нарушал каноны жанров и смешивал в своих комедиях классицизм с реализмом, комедию с трагедией и фарс с жесткой социальной критикой.

В некотором роде его писательский дар находился далеко впереди своего времени. Можно с уверенностью сказать, что родителем современной комедии является Жан Батист Мольер. Пьесы, написанные им, и постановки под его руководством вывели театр на новый уровень.

История создания пьесы

В 1670 году король Луи XIV заказал Мольеру турецкий фарс - пьесу, которая высмеивала бы турок и их традиции. Дело в том, что приезжавшая в предыдущем году турецкая делегация сильно ранила самолюбие тщеславного самодержца, заявив, что у султана конь украшен богаче.

Луи был крайне обижен таким отношением, не улучшил настроение короля и тот факт, что турецкое посольство оказалось липовым и к султану не имело никакого отношения. Комедия «Мещанин во дворянстве» была создана за 10 дней и являлась практически полностью импровизированной. В своем произведении Мольер слегка вышел из рамок заказа, создав турецкий фарс с целью высмеять не турок, а французов, а точнее, собирательный образ богатого буржуа, стремящегося стать аристократом.

Фарс в этой комедии является не только турецким, что подтверждает представленное ниже краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» с самых первых строк погружает читателя или зрителя в представление внутри представления, где главный герой превращает в фарс всю свою жизнь.

Краткий пересказ сюжета

Действие пьесы почти полностью происходит в доме богатого купца по имени Журден. Его отец сколотил состояние на торговле тканями, и Журден пошел по его стопам. Однако на склоне лет ему в голову пришла сумасбродная идея сделаться аристократом. Всю свою купеческую напористость он направляет на то, чтобы без разбору имитировать представителей высшего сословия. Его потуги настолько смешны, что являются предметом насмешек не только жены и служанки, но и всех окружающих его людей.

Врожденное тщеславие и желание поскорее стать аристократом делает из буржуа слепого глупца, за чей счет кормятся учителя танцев, музыки, фехтования и философии, а также сонм портных и покровитель Журдена - некий граф Дорант. В своем стремлении к высшему сословию Журден не позволяет своей дочери выйти замуж за любимого ею молодого буржуа по имени Клеонт, что вынуждает юношу пойти на обман и затеять тот самый турецкий фарс.

В пяти действиях комедии зритель наблюдает, как предприимчивый и расчетливый купец становится одержим идеей стать не тем, кто он есть на самом деле. Его глупое поведение описывает краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» - пьеса, состоящая из пяти неравных по времени действий. Что в них происходит, изложено ниже.

Структура пьесы и оригинального спектакля

Сегодня «Мещанин во дворянстве» является одной из самых популярных комедий и ставится на сценах театров всего мира. Многие режиссеры решаются на переработанные и пересмотренные варианты постановки. Мало кто ставит эту комедию именно в той форме, в которой она была задумана Мольером. Современные постановки сокращают не только балетные, но и музыкальные, и поэтические сцены, делая комедию больше похожей на краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» в оригинальной постановке Мольера выглядит действительно как фарс в средневековом значении слова.

Дело в том, что оригинал постановки является комедией-балетом, где танец играет особую роль в сатирическом отношении к главному герою. Конечно, основная ценность комедии не теряется, если опустить балетные сцены, однако оригинальное представление способно перенести зрителя в театр XVII века. Важную роль также играет музыка, написанная Жаном-Батистом Люлли, которого своим соавтором называл сам Мольер. «Мещанин во дворянстве» использует музыку и танец в качестве литературных приемов, необходимых для раскрытия персонажей.

Сюжет и краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» по действиям

Комедия состоит из ряда эпизодов и комических ситуаций, каждая из которых описывается в отдельном акте. В каждом акте из Журдена делают дурака его же собственные неоправданные амбиции. В первом акте главный герой сталкивается с лестью учителей танцев и музыки, во втором к ним присоединяются учителя фехтования и философии, каждый из них пытается доказать превосходство своего предмета и его ценность для настоящего аристократа; спор ученых мужей заканчивается потасовкой.

Третий акт, самый длинный из пяти, показывает, насколько слеп Журден, который позволяет своему мнимому другу графу Доранту тянуть из себя деньги, подкупая лестью, ложью и пустыми обещаниями. Четвертый акт комедии дает начало турецкому фарсу, в котором переодетый слуга посвящает Журдена в ряды несуществующей турецкой знати. В пятом акте ослепленный от сбывшихся амбиций Журден соглашается на брак дочери и служанки.

Действие первое: подготовка к званому ужину

В доме Журдена дожидаются хозяина два мастера - учитель танцев и учитель музыки. Тщеславный и глупый Журден стремится в аристократы и возжелал иметь даму сердца, коей и стала маркиза Доримена. Он готовит славный пир с балетом и другими развлечениями, надеясь впечатлить знатную особу.

Хозяин дома выходит к ним в ярком халате, мотивируя это тем, что так нынче одеваются по утрам все аристократы. Журден спрашивает мнение мастеров относительно его внешнего вида, на что те рассыпаются в комплиментах. Он просматривает и прослушивает программу, встревает в исполнение пасторальной серенады и убеждает мастеров остаться взглянуть на его новый костюм, сшитый по последней моде, который ему вот-вот должны принести.

Действие второе: склока учителей и новый костюм

В дом приходит учитель фехтования и среди мастеров возникает спор о том, какое из искусств нужнее аристократу: музыка, танцы или умение колоть рапирой. Спор перерастает в потасовку с кулаками и криками. В самом разгаре потасовки входит учитель философии и пытается угомонить бушующих мастеров, убеждая их, что философия - мать всех наук и искусств, за что и получает тумаков.

Закончив драку, потрепанный учитель философии начинает урок, из которого Журден узнает, что, оказывается, он всю жизнь изъяснялся прозой. По окончании урока в дом входит портной с новым костюмом для Журдена. Буржуа сразу надевает обновку и купается в похвалах льстецов, которые только и хотят, что вытащить из его кармана еще больше денег.

Действие третье: планы

Собираясь на прогулку, Журден зовет служанку Николь, которая смеется над видом хозяина. На шум приходит и госпожа Журден. Оглядев наряд мужа, она пытается втолковать ему, что своим поведением он лишь развлекает зевак и усложняет жизнь себе и близким. Мудрая жена пытается втолковать своему мужу, что тот ведет себя глупо и на этой глупости наживаются все, кому не лень, включая и графа Доранта.

С визитом является тот самый Дорант, ласково здоровается с Журденом, накрывает его волной комплиментов относительно костюма и попутно берет у него в долг две тысячи ливров. Отведя в сторону хозяина дома, Дорант сообщает ему, что все обговорил с маркизой и нынче вечером лично сопроводит знатную особу на ужин в дом Журдена, чтобы она могла насладиться галантностью и щедростью своего тайного поклонника. Конечно, Дорант забывает упомянуть, что за Дорименой ухаживает он сам и все знаки внимания со стороны сумасбродного купца хитроумный граф приписывал себе.

Госпожа Журден тем временем пытается устроить судьбу дочери. Люсиль уже на выданье, и за ней ухаживает молодой Клеонт, которому девушка отвечает взаимностью. Мадам Журден одобряет жениха и желает устроить этот брак. Николь с радостью бежит сообщить эту новость молодому человеку, ведь и она не прочь выйти замуж за слугу Клеонта - Ковьеля.

Клеонт лично является к Журдену просить руки Люсиль, однако сумасброд, узнав, что молодой человек не благородных кровей, наотрез отказывает ему. Кленот расстроен, но его слуга - хитрый и проницательный Ковьель - предлагает своему хозяину план, с помощью которого Журден с радостью выдаст за него Люсиль.

Журден отправляет жену в гости к сестре, а сам дожидается приезда Доримены. Маркиза уверена, что ужин и балет - знак внимания к ней со стороны Доранта, выбравшего дом Журдена, дабы избежать скандала.

Действие четвертое: ужин и посвящение в мамамуши

В разгар богатого ужина домой возвращается жена Журдена. Она возмущена поведением своего мужа и обвиняет Доранта и Доримену в пагубном влиянии. Обескураженная маркиза быстро покидает застолье, Дорант отправляется за ней. Журден тоже выбежал бы за маркизой, если бы не прелюбопытные гости.

В дом входит переодетый Ковьель, который убеждает Журдена в том, что его отец был чистокровным аристократом. Гость убеждает хозяина дома, что в городе в это самое время гостит сын турецкого султана, который к тому же без ума от его дочери. Не желает ли Журден познакомиться с перспективным зятем? Совсем кстати незваный гость отлично знает турецкий язык и смог бы занять место переводчика при переговорах.

Журден сам не свой от восторга. Он ласково принимает «турецкого вельможу» и сразу же соглашается отдать ему в жены Люсиль. Переодетый в сына султана Клеонт говорит на тарабарщине, а Ковьель переводит, предлагая Журдену немедленное посвящение в ряды турецкой знати - несуществующего дворянского сана мамамуши.

Действие пятое: замужество Люсиль

Журдена одевают в халат и тюрбан, дают в руки кривой турецкий меч и заставляют его произносить клятвы на тарабарщине. Журден зовет Люсиль и вручает ее руку сыну султана. Сначала девушка и слышать не хочет об этом, но потом узнает под заморскими нарядами Клеонта и с радостью соглашается выполнить дочерний долг.

Входит госпожа Журден, она не знает о плане Клеонта, поэтому изо всех сил противится браку дочери и турецкого вельможи. Ковьель отводит ее в сторону и открывает свой план. Госпожа Журден одобряет решение мужа тотчас послать за нотариусом.

Мольер, «Мещанин во дворянстве»: краткий анализ

В некоторой мере «Мещанин во дворянстве» - это всего лишь легкая комедия-фарс, однако она по сей день является любимым произведением европейской литературы, а господин Журден - одним из самых запоминающихся персонажей Мольера. Именно его считают архетипом буржуа с аристократическими амбициями.

Образ Журдена не динамичный и неглубокий, он выделяется одной главной чертой характера - тщеславностью, что делает его односторонним персонажем. Глубиной внутреннего мира не отличаются и другие герои. «Мещанин во дворянстве» отличается минимумом персонажей. Самым глубоким и завершенным из них является госпожа Журден. Она наименее комична и олицетворяет собой голос разума в этой пьесе.

Сатира в произведении сведена к минимуму, однако явно прослеживается. Жан Батист Мольер с легкостью высмеивает тщеславие и неумение человека быть на своем месте. В лице Журдена явным насмешкам подвергается целый класс французской общественности - купцы, у которых денег намного больше, чем ума и образования. Кроме буржуазии изрядную долю насмешек получают льстецы, лжецы и желающие разбогатеть на чужой глупости.

Разделы: Литература

“Поскольку назначение комедии состоит в том,чтобы развлекать людей, исправляя их, я рассудил, что по роду своих занятий я не могу делать ничего более достойного,чем бичевать пороки моего века...”.

Ж.-Б. Поклен

Оборудование: портрет Ж. Б. Мольера, тексты комедии "Мещанин во дворянстве", слайдовая презентация, запись сюиты Штрауса “Мещанин во дворянстве”, шахматная доска, таблица.

Цели урока.

1. Рассмотреть пьесу Мольера “Мещанин во дворянстве” как классицистическое произведение.

2. Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы.

3. Проанализировать эпизоды пьесы, выражающие авторское понимание своей задачи как драматурга.

4. Воспитывать критическое отношение к себе, окружающим и действительности.

1. Вступительное слово учителя.

2. Театр Мольера.

Сравнение с шахматной игрой.

3. Принципы классицизма.

4. Характерные черты классицизма в тексте.

5. Сообщение ученика “Особенности эпохи”.

6. Слайд “Два мира”.

7. Идейно-художественное своеобразие пьесы.

8. Вывод по уроку. Особенности пьесы.

9. Актуальность пьесы.

Ход урока

1. Театр Мольера

Живут в веках гордые колонны древнегреческого Парфенона, многоцветно сияют витражи Собора Парижской Богоматери, высятся статуи Микеланджело, приводит в трепет и ныне “Сикстинская Мадонна” Рафаэля… (Слайды)

Пока физически невредимы гранит, мрамор и краски – незыблемы и сами творения резца и кисти.

У театра этого свойства нет. Он бессилен перед неумолимым ходом времени. И должен умереть в тот миг, когда иссяк срок самого представления, но зато он обладает чудодейственным свойством воскрешения из мертвых… Сценический образ, как легендарная птица феникс, возрождается из пепла, герои вновь поднимаются на сцену, и театральная ветвь снова зеленеет и распускается цветами. Быть сразу в двух эпохах – такова норма классической драмы, и театр – посредник между гениями прошлого и нами.

2. Объявление темы, цели урока. Эпиграф (Слайды)

Девиз классицистического театра: “изображая и высмеивая, воспитывать”. Как мы сегодня понимаем эти слова?

Перед вами шахматная доска. Что общего в шахматной игре и классицизме?

Назовите принципы классицизма. (Слайд)

Назовите характерные черты классицизма в пьесе. Докажите примерами из текста?

Почему М. обратился к этой теме?

Сообщение ученика “Особенности эпохи 17 в.”. (17 век - это время расцвета абсолютной монархии во Франции…).

Прежде чем обратиться к содержанию пьесы, попробуем увидеть эту непростую эпоху в остановленных мгновениях на полотнах западноевропейских художников 17-18 веков. Репродукции картин сгруппированы на доске следующим образом: одна часть - картины, отражающие жизнь придворных кругов, так называемые “галантные празднества”, другая представляет сюжеты из жизни торговцев, богатых ремесленников.

Два мира. (Презентация).

Два мира мы увидели в этих остановленных мгновениях: мир аристократов и мир буржуазии, так называемого третьего сословия.

К какому из них принадлежит главный герой комедии Мольера. Почему вы так решили? (Мир Ж.- мир покоя и уюта,комфорта, простых радостей и удовольствий. Люди, представляющие его, довольны, богаты, но просты в своих нравах.)

Есть ли в этом мире что-нибудь привлекательное. Что в нём главное? (Конечно, есть. В этом мире можно не притворяться, всё достаточно просто и понятно, деньги дают возможность получать от жизни все её радости. Ведь достаток, комфорт, уют – главные ценности этого мира)

Кто представляет его в комедии Мольера? (Журден, г-жа Ж, Люсиль, Клеонт)

Почему Ж. тянет в другой мир? Чтобы ответить на этот вопрос, взглянем на другую половину нашей выставки. Как выглядит этот мир в глазах мещанина?

(И на картинах, посвящённых жизни придворных кругов, повторяются те же сюжеты: пиршества, концерты, гулянья и т.п. Но они более изысканны, утончённы, одежды героев роскошны, позы и жесты жеманны, иногда даже искусственны. Всё это больше похоже на праздник, на карнавал, чем на повседневную жизнь. Может быть и вся жизнь аристократов - бесконечный праздник?)

Всё это так привлекательно и заманчиво для мещанина!..

Что ещё привлекает Ж. в мире дворян-аристократов?

В высшем свете Ж. привлекают изысканные манеры, изящные костюмы, приобщение к культурным ценностям, возможность общения со знатью и приближение к самому придворному кругу.

Кто представляет этот мир в комедии Мольера?

(Дорант и Доримена. Они одеты по последней моде….Это те люди, которые являются для него воплощением аристократического мира). Но с другой стороны…

Вывод. Какой вывод следует из того, что вы сказали? (Вывод, который делает Мольер, заключается в том, что дворяне, служившие Журдену образцом, вовсе недостойны его, что аристократы - плуты, воры, бездельники. Журден стоит морально выше их, он чище в своих помыслах и образе жизни).

На партах лежат карточки (озвучить). Подберите к данным словам контекстные антонимы, опираясь на текст. Вспомните, какие слова называются контекстными антонимами. (Контекстный антоним – лексическое средство выразительности. Слова противоположные по значению в контексте; словесные пары со взаимно противоположным значением в конкретном тексте)

Особенности характера Журдена.

Глупость – сметливость (чтение диалога).

Невежество – стремление к знаниям.

Прозаичность, косность – чувство языка.

Подражание дворянству – стремление к преодолению мещанской ограниченности.

Тирания, самодурство – чувство семьи.

Вывод. Образ Журдена неоднозначен. Странно. В эпоху классицизма невозможно было появление такого героя (он должен быть только отрицательным или только положительным). Как невозможно появление такой фигуры (на шахматную доску поставить чёрно-белую пешку) в шахматной игре. А у Мольера так получилось… Это является одной из особенностей в тв-ве Мольера. Раньше такое было невозможно.

Журден будто примеряет маску. Маска дворянина, а сущность мещанина. На протяжении всей пьесы М. использует противоречие между видимостью (дворянин) и сущностью (мещанин) господина Ж.

Какая черта явно доминирует в образе Ж?

(Чудачество…. Давайте выстроим цепочку нарастания смыслового и эмоционального значения. Чудачество –– страсть – мания - этот стилистический приём называется градацией.

Градация расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения как стилистический прием. (Запись на доске)

3. Идейно-художественное своеобразие пьесы.

Назовите основную идею пьесы (в словах какого героя пьесы она сформулирована).

(Клеонт: “Люди без зазрения совести присваивают себе дворянское звание, - подобный род воровства, по-видимому, вошёл в обычай. Но я на этот счёт, признаюсь, более щепетилен. Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе Небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, - это, на мой взгляд, признак душевной низости”)

К этими словами оппозиционирует чудачеству главного героя. Так ли это. Что происходит в конце пьесы. (Клеонт идёт на обман…)

Обратимся к особенностям композиции.

3. Вывод по уроку. Особенности пьесы.

В чём особенность жанра произведения?

1. Комедия-балет (отрывок).

2. Какой приём из комедии дель-арте ввёл автор? (Сцена “любовная досада” – диалог)

Кто над кем смеётся в этой сцене? Автор и зрители смеются над всеми, т.к. индивиды относятся к своим целям крайне серьёзно, они выступают” как объект чужого смеха”. Карнавальный же смех предполагает, герой смеётся над собой вместе со всеми. Сатирический и карнавальный смех довольно сложно сочетаются в пьесе.

Комедия дель-арте (в которой объединяется слово, танец, пантомима, музыка, изобразительное искусство, и черты комедии характеров, построенной на изобличении черт характера, которые вызывают смех).

Мольер стоял у истоков комической оперы - оперного жанра.

3.Отход от рамок классицизма. Нет абсолютно положительного и отрицательного героя.

4. Образ главного героя неоднозначен.

5. Две сюжетные линии. (Почему две? Первый сюжет представляет традиции французского фарса – М. изображает утратившего разум отца семейства, желающего приобщиться к дворянскому обществу. Вторая линия Клеонта и Люсиль. Она дважды пародийно оттенена - Николь и Ковель, Дорант и Доримена). Нарушает ли Мольер каноны классицизма? Нет. Обе линии связаны. Комедия характера предстаёт на фоне комедии нравов (худ. своеобразие).

6. Создал жанр социально-бытовой комедии , (сатира) в которой буффонада, юмор сочетались с изяществом и артистизмом.

8. В комедиях Мольера здравый смысл побеждает, но он не является залогом нравственности человека.

9. Веселый, жизнерадостный смех у Мольера сочетается со смехом трагикомическим и сатирическим.

10. Создал “комедию характера” на фоне “комедии нравов”.

11. Актуальность. Мольер - мостик из прошлого в будущее. Чем сегодня современному читателю, зрителю может быть интересна пьеса. Актуальна ли она?

I . Тема: Ж-Б Мольер. «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии.

II . Цель: Познакомить учащихся с характерными чертами классицизма; сопоставить с русским классицизмом; познакомиться с творчеством создателя французской комедии Жан-Батист Мольером. «Мещанин во дворянстве» - как комедия классицизма, и все в ней развивается по законам данного жанра.

III. Ход урока:

    Орг. момент (2мин)

IV . Повторение пройденного материала :

Сегодня мы с вами повторим черты русского классицизма, сравним их с французским классицизмом, рассмотрим на примере комедии классицизма «Мещанин во дворянстве», как развиваются в ней события по законам данного жанра. Узнаем над чем или над кем смеется автор и почему комедия так называется.

А) Беседа:

    Где зародился классицизм?

В 17 веке в Западной Европе начинается эпоха абсолютной монархии. Правители ограничивают свободу личности. Возвышенное и разнообразное искусство эпохи Возрождения сменяется строгим классицизмом. Начинала складываться вэпоху Позднего Возрождения в Италии, но как целостная художественная система сформировался во Франции 17 века в период укрепления и расцвета абсолютизма.Времы правления Людовика 14.

    Что означает классицизм?

(от лат.classicus –образцовый, художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века (П.Корнель, Ж.Б.Мольер, Ж.Расин)

    Какую иерархию жанров установил классицизм?

(Высокий –эпическая поэма, эпопея; трагедия, ода: всё писалось в стихах;

средний – высокая комедия, любовные и философские стихи;

низкий – басня);

    Когда зародился классицизм в России?

(Во 2-й половине 18 века в творчестве А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В.Ломоносова: началась борьба за литературный язык, завершившаяся в творчестве А.С. Пушкина).

    Какие жанры популярны в русском классицизме?

(Трагедия и комедия).

    Какие правила существовали в русском классицизме?

(Строгое единство тона и три единства: единство действия, единство места и времени)

    Почему трагедия и комедия писалась в 5 действиях?

(Потому что композиция состояла из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки).

Б) Словарная работа:

На экране вы видите ключевые слова, с которыми мы с вами уже работали и с которыми мы продолжим работу:

Классицизм, рационализм, культ разума, государственная жизнь, исторические события, воспитательный пафос, высокие жанры, трагедия, эпопея, ода, средние жанры, дидактическая поэзия, низкие жанры, комедия, сатира, басня, единство времени, места и действия, сюжет, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

V . Объяснение нового материала:

Слово учителя: Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством великого драматурга Ж.Б.Мольера, чей портрет вы видите на экране.

С биографией Жан-Батист Мольера вас познакомят девочки, они подготовили слайды, пожалуйста, встречайте:

(Текст выступления учениц):

Создатель французской комедии Жан-Батист Мольер (Поклен) родился в Париже 13 января 1622 года. Происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких лет занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Отец был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, но смелее других вышедших за его пределы, был Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра.

Жан-Батист Поклен (1622 - 1673), в своей театральной деятельности принявший имя Мольер, получил хорошее образование. Страстно любя театр, Мольер против воли отца бросил юридический факультет и вступил в театральную труппу. Несколько лет он скитался по провинции с театром, который возглавлял вместе с семьей своих друзей - актеров Бежар. На младшей их дочери Арманде Бежар он впоследствии женился.

Блестящий актер-комик, Мольер до конца жизни играл главные роли в своих комедиях. В провинции он занялся обработкой старых народных комедий (фарсов) для своего театра, а затем сам стал писать комедии. В 1658 году, показав при дворе спектакль, который понравился королю, Мольер остается со своей труппой в Париже. Здесь он работает до конца жизни в качестве придворного комедиографа, артиста и режиссера.

Творчество Мольера развивается в борьбе против католического духовенства, от расправы которого его спасает только заступничество короля. Физически надорванный этой травлей, Мольер умирает на 52-м году жизни, в расцвете творческих сил.

Важнейшие произведения Мольера созданы в 60-е годы XVII в. Народное и реалистическое начало в его произведениях выражено сильнее, чем у кого-либо из писателей классицизма. Мольер создает три величайшие комедии - "Тартюф", "Дон-Жуан" и "Мизантроп".

В комедии "Мещанин во дворянстве" Мольер дал яркий сатирический образ богатого буржуа Журдена. Герой комедии преклоняется перед дворянством, мечтает проникнуть в аристократическую среду. Он пытается рядиться в дворянскую одежду, нанимает себе учителей музыки, танцев, фехтования и философии.

Потеряв всякое достоинство, Журден не хочет признаваться в том, что отец его был купцом. Вот он заводит дружбу с дворянами и, что всего смешнее, пытается разыгрывать роль галантного поклонника дамы-аристократки. Причуды героя грозят бедами его семье: свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает человеку, которого она любит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным преодолеть это препятствие.

Комизм главного героя заключается в его невежестве и неуклюжем подражании чуждой культуре. Смешон его безвкусный наряд, шляпа, которую он надевает для занятии танцами поверх ночного колпака, его наивные рассуждения во время уроков. Так, с великим удивлением узнает он, что вот уже сорок лет говорит прозой. Мольер сравнивает своего героя с вороной в павлиньих перьях.

Многообразны человеческие характеры, представленные в комедии. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлена трезвость и здравый смысл его жены, госпожи Журден. Однако она сама далека от всяких культурных интересов, грубовата. Весь мир ее замкнут в кругу домашних дел. Здоровое начало проявляется у нее в желании помочь счастью дочери и в контакте с умной служанкой.

Веселая, смешливая Николь также критически, как и Дорина в "Тартюфе", относится к предрассудкам своего хозяина. Она тоже стремится защитить любовь его дочери от отцовского самодурства. Важную роль играют в пьесе двое слуг - она и Ковьель, остроумный весельчак, лакей Клеонта, жениха Люсиль. Они вносят в комедию жизнерадостный тон. Тему любви и ссор Николь и Ковьеля Мольер превращает в забавную параллель к взаимоотношениям их господ. В качестве развязки намечаются две свадьбы.

Мольер проявил себя мастером комедийной интриги. Удачно введен в пьесу балет. Это не просто танцевальный номер, а органическая часть развивающегося комедийного действия. "Мещанин во дворянстве" - комедия классицизма, и все в ней развивается по законам данного жанра.

Остроумны реплики, которыми обмениваются участники спектакля, особенно в тех сценах, где выступает Журден. Многие из этих реплик вошли в повседневную речь, стали крылатыми словами.

Мольер вошел в историю мирового театра как один из самых выдающихся комедиографов. Мастерство его многогранно, и во всех странах мира театры не перестают обращаться к его наследию.

Слово учителя: Спасибо, садитесь.

VI . Работа с текстом.

А теперь мы с вами, дорогие мои, откроем страницы бессмертного творения великого мастера комедийной интриги и вы насладитесь великолепными стихами великого мастера. Вопрос : Когда вы будете читать комедию, подумайте, почему она так называется?

Читаем: Действие 1, явление 1,2 (знакомство с учителями и господином Журденом); Действие 2, явление3 (поведение учителей); явление 6 (выбирает науки); Действие 3, явление2 (Николь смеется над костюмом господина Журдена); явление 4 (Дорант, обедневший дворянин, обманывающий Журдена) и Действие 4 , явление 9 (Турецкая церемония) и явление13 (посвящение).

VII . Домашнее задание:
Подготовиться к инсценированию и выразительному чтению тех эпизодов, которые вам понравились.

VIII . Закрепление нового материала:

    По каким законам развивается жанр комедии? Докажите примерами из текста?

    Какие традиции классицизма нарушил Мольер?

Итак, давайте ещё раз повторим характерные черты классицизма:

    культ разума;

    художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;

    строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;

    жизненные явления организуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;

    человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;

    активнее обращение к общественной, гражданской проблематике.

IX . Оценки за урок.

Спасибо за урок. До свидания.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Уланский районный отдел образования

Тема:

Ж-Б Мольер. «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии.

Подготовила и провела Кабдрахманова Г.Т.,

учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа имени Базылбека

Ахметова», Уланского района, ВКО

с. Ново-Одесское, 2014г.

В произведениях выдающегося французского комедиографа Мольера отразились проблемы и эстетичные поиски его времени, а его судьба отобразила положение писателя в общественной жизни Франции XVII века.

В историю мировой литературы Мольер вошел как основатель «высокой комедии». Мольер создал художественно совершенные комедии с напряженным сюжетом и интересными характерами. В основе сюжетов его комедий лежит конфликт, известный классицистам, - противостояние страстей здравому смыслу. В основе комизма - несоответствие реальных событий, как они воспринимаются персонажами. Эту общую комичную установку Мольер насыщает исторически достоверными персонажами, раскрывает наиболее типичные характеры.

Как художник в свое время Мольер хорошо понял, в чем нуждается публика, и создавал пьесы, которые пользовались популярностью. Талант его заключается в том, что, развлекая зрителя, он его воспитывает, обращает к моральным ценностям. Имена многих его персонажей стали общими и означают человека, которому присущи те или другие черты.

Яркий образ создает Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве». Главный герой Журден имеет все, чего может желать человек: семью, деньги, здоровье. Но Журдену захотелось стать дворянином. Это становится его маниакальной идеей, которая наносит немало хлопот его семье, но нравится целой куче шарлатанов, которые кормятся за его счет и потешаются над ним: парикмахеры, сапожники, «учителя» этикета. Пользуется прихотью Журдена и аристократ Дорант. Он знает, что Журден влюбленный в благородную Доримену, с которой он и сам не прочь обручиться. Дорант приводит Доримену в дом Журдена, где их ожидает роскошный обед. От своего имени он дарит красавице драгоценности, которые передал ему для Доримены Журден. Возникает комичная ситуация, герои говорят, не понимая друг друга, каждый о своем: Доримена думает, что драгоценности подарил Дорант, и возмущается, когда Журден приуменьшает их ценность, желая выглядеть скромным в глазах своей избранницы. Желание стать дворянином лишает Журдена остатков здравого смысла: он не дает согласие на брак своей дочери Люсиль с Клеонтом только потому, что он не дворянин. Но остроумный слуга Клеонта находит выход. Он переодевает своего хозяина турецким пашой, сватает за него Люсиль. Комедия завершается настоящим праздником веселья. Все герои получают то, к чему стремились: три пары влюбленных соединяются (Клеонт и Люсиль, Дорант и Доримена, Ковьель и Николь), а Журден становится, хотя и причудливым, но дворянином.

Мольера справедливо называли автором «высокой комедии». «Мещанин во дворянстве» - яркое тому доказательство. За смешными событиями комедии прячутся серьезные выводы, а комичные образы становятся сатирическими. Поведение Журдена, Доранта обусловлено их положением в обществе. Журден стремится стать дворянином, чтобы доказать всем и себе свою значимость. Но Мольер показывает, что человека нужно ценить таким, каким он есть, что каждый должен делать в жизни свое дело. Дорант - аристократ, но ничего, кроме титула, у него нет: ни денег (их он берет в долг в Журдена), ни аристократических, возвышенных чувств. Он использует Журдена, чтобы произвести на Доримену впечатление богача. Маркиза дает согласие на брак потому, что считает Доранта действительно тем, за кого тот себя выдает. Ее разочарование автор мудрено вынес за пределы комедии.

В комедиях Мольера здравый смысл побеждает, но он не является залогом нравственности человека. На примере негативных персонажей автор показывает, что коварный, лицемерный человек может быть умным, и побеждают всегда человеческие добродетели.