«Всей семьей в библиотеку»: Методические рекомендации по работе библиотек в помощь семейному чтению. Семейное чтение в библиотеке: особенности, идеи и программа Семейный праздник в библиотеке название

Именно с семьи начинается мир для ребенка. Здесь он делает свои первые шаги, выговаривает первые слова, знакомится с первыми книжками. Именно папа и мама листают малышу странички с яркими картинками, рисунками, учат переживать, удивляться, восхищаться первыми литературными героями, их судьбами и приключениями. Если родители и ребенок часто берут в руки книгу, то в семье царит духовное единство, мир и любовь. Читательская атмосфера должна стать семейной традицией. Ведь именно из книги можно брать пищу для души и сердца. Важно, чтобы книжки не превращались просто в источники информации или средства развлечения, а играли общеобразовательную и культурную роль.

Не только воспитатели в садике и учителя литературы в школе должны прививать любовь к чтению. Этим еще на самых ранних этапах развития ребенка должны заняться родители. Чтобы воссоединить усилия родителей и специалистов, во многих населенных пунктах ведется работа в библиотеке семейного чтения. Библиотекари приглашают родителей на различные мероприятия, чтобы повысить интерес детей к книгам. Что ж, предлагаем вам познакомиться с целями совместных занятий с родителями, примерной программой семейного чтения в библиотеке, ожидаемыми результатами. Подобную совместную работу библиотеки и родителей можно назвать комплексной.

Причины, из-за которых следует внедрять семейное чтение в библиотеке

В последнее десятилетие исследователи отмечают формирование следующего отношения к чтению у детей и взрослых:

  • Возрастает количество детей, которые читают только произведения школьной программы.
  • С каждым годом все меньше молодежи проводит свободное время за чтением литературы.
  • Проникновение ребенка-дошкольника в культуру книг происходит все медленнее.
  • У взрослеющих к чтению все слабеет.
  • На круг чтения детей и подростков влияет массовая культура, что приводит к популярности детективов, ужасов, повестей по мотивам телесериалов.
  • Много детей читают только для развлечения.

Важность семейного чтения в школьной библиотеке

Давайте поговорим о пользе. Но для начала выясним, что же это такое - семейное чтение в библиотеке? Мероприятия непрерывного психолого-педагогического процесса совместного чтения детей и родителей с последующим анализом, обсуждением - это и есть понятие семейного чтения. Анализ произведений может быть устным, письменным, игровым. Подобные мероприятия проводились еще во времена египетских фараонов. Исследователи нашли одну запись на папирусе того периода, где написано обращение отца к сыну с просьбой направить свое сердце к книгам.

Во времена античности семейное чтение также широко практиковалось. Один из римских правителей сам написал "Историю Рима" и изучал ее со своим сыном. Применялась такая практика и в Средние века, и в эпоху Просвещения. В XIX веке чтение в семье было распространено в дворянских семьях. Современная практика уже совмещает чтение домашнее с библиотечным. Профессиональные библиотекари приглашают вместе с детьми их родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Разрабатывается целая программа семейного чтения в библиотеке. Для чего это нужно?

Последнее время утрачивается роль чтения в обществе, падает престиж образования и знаний, молодежь ориентируется на некнижные формы культуры. А из книг черпаются общекультурные, эстетические, эмоциональные потребности. Грамотность молодежи с каждым годом падает, а также снижается уровень необходимых навыков чтения и письма. У большинства детей не сформировано осознание ценности и значения книжек, газет, журналов, электронной информации. Поэтому чтение в семейной среде играет особую роль. Совместно прочитанный рассказ или повесть, его обсуждение делают членов семьи более близкими, объединяет их духовно. К сожалению, все меньше семей обзаводятся домашними библиотеками. Таким образом, у нечитающих родителей вырастают безграмотные дети. Повысить детское чтение можно только в тандеме школы, библиотеки и семьи.

Наряду с деловым, нормативным, учебным, развлекательным, самообразовательным чтением, семейное занимает особое место. В ходе такого процесса ребенок получает различные навыки и умения, приобретает основу читательской культуры. Ведь семья - это первый и главный посредник между книгой и ребенком. Там формируется интерес к книге, развивается читательский вкус. В России работа библиотеки семейного чтения имеет глубокие корни. Она включает комплексную программу, различные формы работы с детьми и их родителями. Не зря программу для семейного чтения в библиотеке часто называют "Теплый дом".

Именно семью во всем мире рассматривают как социальную ценность. Семейные отношения формируют личность человека. Сотрудники сельских и поселковых библиотек хорошо знают многие семьи и стараются через книгу повлиять на их взаимоотношения. Именно они становятся социальными педагогами, организаторами семейного чтения в библиотеке. В школьной библиотеке это тоже возможно. Девизом такого комплексного подхода к изучению книг можно взять: "Создадим страну читателей!"

Факторы значимости чтения с родителями

Интерес к возрождению семейного чтения в детской библиотеке в последнее время возрастает. Чтение рассматривается в качестве развивающей среды. Его значимость имеет свои факторы:

  • Еще с детства малышам рассказывают сказки, читают маленькие библейские рассказы, затем - мифы, стихи о природе и животных. Это самый древний и проверенный способ воспитания человека еще до того, как он выучит алфавит. Читательскую деятельность и культуру формируют на слушании и говорении.
  • Такое чтение способствует углублению детского внимания, формированию потребности в книгах. Если такую потребность заложить ребенку с детства, то он и в зрелом возрасте будет много читать.
  • Мероприятия семейного чтения в библиотеке - залог раннего и правильного овладения родной речью. Раннее чтение помогает ребятишкам расти коммуникативными людьми. Ведь пассивную речь детей (молчание) нужно развивать.
  • На основе книг формируется эмоционально-эстетическое восприятие мира. Звучащие слова сильно влияют на детей, учат торжествовать, радоваться, грустить, печалиться, шутить, смеяться. Слова дают детишкам яркие, эмоциональные впечатления.
  • В результате совместного чтения развивается способность воспринимать художественные образы. Дети включают воображение, наглядные представления. Они учатся радоваться и печалиться вместе с литературными героями.
  • не только малышам, но и людям старшего возраста. Важно не просто слушать, но и воспринимать и пересказывать прочитанное. Пожилым людям такие занятия помогают легче перенести одиночество и передать детям свой опыт. Также взрослые могут таким образом наблюдать за духовным развитием детей.
  • Совместные чтения в библиотеке помогают социализации подрастающего поколения. Создается почва для обмена мнениями, происходит эмоциональное обогащение.
  • Подобные занятия служат профилактикой старения, стимулируют активную умственную деятельность.

Не зря считается, что библиотека - территория семейного чтения. Она является альтернативой всех видов изучения книг. Эту практику активно внедрила библиотека семейного чтения Ломоносова (городка возле Санкт-Петербурга). Квалифицированные сотрудники этой библиотеки оказывают всяческую помощь семьям в выборе книг. Мероприятий по данной семейной программе здесь проводится множество: различные краеведческие конкурсы, литературные чтения, занятия подросткового клуба "Юнта".

Услуги библиотеки для чтения семьей

Что же может предложить библиотекарь в рамках семейного чтения:


Цели подобных мероприятий

Чего же можно добиться в результате подобных мероприятий в библиотеке? Вот какие цели ставят перед собой библиотекари:

  • приобщить детей и родителей к совместному чтению;
  • развивать творческие способности детей;
  • удовлетворять людей разных поколений;
  • повысить духовное и нравственное развитие семьи;
  • поддержать семейное чтение;
  • ориентировать членов родни на совместное общение в ходе изучения книг;
  • помочь обрести взаимопонимание и общие интересы;
  • увеличить эффективность чтения.

Задачи совместных чтений

Целевая программа развития библиотеки семейного чтения может ориентироваться на выполнение следующих задач:

  • изучать информационные потребности читателей, анализировать и разрабатывать актуальные темы для информирования;
  • ориентировать старших на совместное общение с ребенком в процессе чтения;
  • способствовать дружбе взрослых и детей с книгой, добиваться их взаимопонимания;
  • совершенствовать педагогическую образованность, психологическую и методическую подготовленность родителей;
  • развивать у детей способность самостоятельного мышления после прочитанного;
  • помочь посмотреть детям и родителям на чтение как на средство межличностного общения;
  • развивать творческие способности молодого поколения;
  • координировать деятельность со школами и учителями;
  • использовать все активные библиографические формы и методы работы;
  • изучить и внедрить передовой библиотечный опыт.

Ожидаемые результаты

Правильный подбор библиотеки семейного чтения и занятия там дают следующие результаты:

  • повышается престиж книги в глазах подрастающего поколения;
  • чтение становится любимым занятием;
  • библиотеку уважают и почитают;
  • формируется любовь к чтению у самых маленьких посетителей;
  • возрождаются традиции семейных посиделок за любимыми книгами;
  • развиваются творческие способности детей.

Описание подобных проектов

Перед библиотекарями стоит серьезная задача - организовать такие занятия с родителями и детьми. Нужно создать комфортную атмосферу для подобного интеллектуального общения. Для этого книжный фонд нужно укомплектовать высокохудожественной литературой, где будут книги, периодика, электронные издания.

Организация библиотечного пространства сегодня очень важна. Современная библиотека должна быть разной и многоликой. В ней можно организовать "шумные" и "тихие" зоны, открытые пространства и уединенные места отдыха. Нужно продумать каждый уголок помещения, сделав его привлекательным для посетителей.

Библиотечное пространство делает уютным не только современный дизайн. Важно продумать и организовать интересный читателю фонд. Главное - правильно расставить литературу, чтобы к ней можно было свободно подойти. Самыми эффективными способами привлечения внимания читателей будут различные акции, выставки, вечера, круглые столы. Имидж библиотеки поднимет зрелищная информация.

Примерный план занятий в библиотеке с родителями и детьми

Продумать программу семейного чтения в библиотеке очень важно. Предлагаем вам помесячное примерное планирование подобных мероприятий:

  • В январе можно провести три мероприятия: урок семейной гармонии "Семейные портреты", библиоквест "В поисках страны здоровья", занятие с психологом "Знаем ли мы своих детей".
  • В феврале можно провести интеллектуальный бой "Вам слово, эрудиты", большой книжный фейерверк "Путешествие в мир новой литературы".
  • В марте уместно проведение читательской конференции "Самое главное слово - семья", брейнсторминга "Знаток художественной литературы".
  • Апрель - время для мероприятия-диалога "Традиции хранить и умножать", выставки творческих работ "Из поколения в поколение передаем мы чудные творения", медиа-обзора "CD в помощь обучению".
  • В мае можно провести праздник семейного чтения "Мы семья, а это значит - справимся с любой задачей", дискуссию "Семейное чтение - уходящая традиция или вечная ценность?".
  • В июне школьники с удовольствием примут участие в акции "Читаем всей семьей", в гурман-вечере сказок Пушкина "В синем небе звезды блещут".
  • В июле интересной станет конкурсно-развлекательная программа "Наша семья - книжкины друзья".
  • В августе можно провести выставку творческих работ "Мама, бабушка и я - рукодельная семья".
  • В сентябре можно воплотить в жизнь литературную шкатулку "Закружилась в небе осень", книжную выставку-совет "Семейный Читаймер".
  • В октябре желательно организовать фотоколлаж ко Дню пожилого человека "Когда душа в узоре времени", семейную игротеку "Супер-бабушка".
  • В ноябре проводится мероприятие ко Дню матери "Прекрасен мир любовью материнской", праздник национальной культуры "Природа в произведениях русских писателей и поэтов".
  • В декабре можно организовать день семейного общения в библиотеке "Я с книгой открываю мир", новогоднее конфетти "Сказочный снегопад".

Описание некоторых мероприятий

Многие библиотекари начинают работу по организации семейного чтения с проведения акции "Как пройти в библиотеку". Для этого они развешивают плакаты с приглашением прийти в библиотеку. Для взрослых распространяются специальные агитационные листовки, закладки-приглашения. На центральной площади района или площади иногда развешивают плакат "Кто куда, а я - в библиотеку". Традиции семейного чтения и методы их передачи очень разнообразны.

Под Новый год часто взрослые вместе с детьми наряжают в библиотечном помещении елку, делают символ будущего года, который потом радует посетителей. Очень привлекают детей и взрослых различные выставки: "Любимые книги нашего детства", журнальная выставка "Кроха и я", "Мой ребенок", "Мамочкина школа". Сценариев библиотеки семейного чтения существует очень много. Неплохо было бы провести несколько экскурсий по книжным полкам. В помещении можно поместить специальный ящичек в качестве "Копилки книжных удивлений". В него дети и родители будут опускать записки, в которых зафиксируют интересные факты и события, удивившие их при прочтении книг.

Библиотекарю важно учитывать, что детям интересны произведения авантюрно-приключенческого характера, где присутствуют некие волшебные силы ("Гарри Поттер", "Хоббит"). В какой-то день семейного чтения в библиотеке детям можно предложить сравнить книгу с фильмом, чтобы доказать, что она более интересна, нежели кино. Детей можно заинтересовать чтением с помощью оригинальных парадоксов. Например, они должны дочитать до определенного места и найти ответ на поставленный интригующий вопрос. Часто экспериментируют с проведением дискуссий между детьми и взрослыми по поводу прочитанных страниц.


Семейное чтение
Проблема чтения в семье рассматривается детской библиотекой как крайне важная, ибо влияние семьи на процесс становления личности ребенка очень велико. Работники библиотек города стараются объединить усилия семьи и учреждений культуры. Они преследуют единую цель: приобщить ребенка к чтению через игру, творческие задания, совместное общение в свободное время.

В 2006 г. в библиотеках, обслуживающих детей, для родителей были организованы:


  • Открытые просмотры

  • Тематические выставки («Сердце отдаю детям» - биб-ка им. Чкалова)

  • Встречи со специалистами по вопросам детства – биб-ка им. Космодемьянской

  • Праздники:
- «Моя мама лучше всех» - биб-ка им. Чуковского

- «Очень трудно мамой быть» - биб-ка им. Маяковского

- «Спасибо тебе, родная» - биб-ка им. Пушкина


  • Консультации библиотекарей

  • «День семейного чтения» - биб-ка им. Тургенева

  • «Памятки для родителей по семейному чтению»

  • Картотеки «Семейная академия» по вопросам детского чтения и подготовке детей к школе – ЦГДБ им. Ленина, биб-ка им. Некрасова
Хорошие результаты показали занятия ДТО «Фа-соль»: увеличилось количество участников и качество спектаклей. Были подготовлены праздники: «Ты одна мне несказанный свет» (Посвященный Дню Матери), «Самые красивые, самые любимые» (ко Дню 8 марта), фольклорные посиделки «Волшебная Матрешка». Останавливаясь на содержании вышеуказанного праздника, хочется отметить, что его целью было не только желание познакомить детей с кукольным символом России – матрешкой, но и сформировать у ребят понятие «народное творчество», привить уважение к мастеровым людям. В ходе праздника использовались стихи С. Маршака «Ванька-встанька», частушки, исполнялся танец матрешек. Родители принимали участие в подготовке мероприятия, в конкурсах и викторинах.

26 ноября в ЦГДБ им. Ленина состоялся праздник «Ты одна мне несказанный свет», посвященный самым любимым людям на земле – мамам.

В зале присутствовали победители творческого конкурса (5 класс «А» МСОШ № 58), написавшие самые теплые, красивые, искренние слова любви своим мамам, юные вокалисты подросткового клуба «Бригантина», лучшие читатели библиотеки.

Дети с удовольствием читали стихи о мамах и для мам, пели песни, показывали сценки, принимали участие в конкурсах «Веселые поварята», «Сказочные мамы», «Слово не воробей…» и т.д.

Родители к немалому удивлению ребят, тоже не остались в долгу и продемонстрировали свои таланты, как артистические, так и вокальные, показав «Сказку о Колобке на новый лад».

Аналогичные результаты дала деятельность досуговых клубов «Дошколенок» (библиотека им. Чкалова) и «Домовенок» (библиотека им. Маяковского).

В помощь родителям в течение года в ЦГДБ им. Ленина были подготовлены различные выставки:


  1. Выставка-предложение «Домашняя школа», предлагающая ответы на вопросы:
- Разумно ли мы любим детей?

Каковы духовные потребности ребенка?

В чем причины «нелюбви» к чтению? и др.

2. Выставка – диалог «Посидим рядком, поговорим ладком» (ко Дню семьи), на которой рядом с картотекой вопросов, заданными родителями находился рекомендательный список литературы с указанием того, где можно найти ответы на заданные вопросы, а так же книги и журналы о воспитании детей.

Для верующих детей и их родителей на младшем абонементе была продолжена работа с литературой на выставке «Дух детства». За этот год она наполнилась сценариями православных праздников, подборкой статей о домашнем воспитании в религиозных семьях, лучшими произведениями русских писателей о детях и праздновании на Руси Рождества и Пасхи.

Главное данного направления деятельности детских библиотек заключается в том, что, когда родители и дети увлечены общими интересами, игрой, творчеством, это позволяет им по-новому взглянуть друг на друга. А хорошая умная книга, в первую очередь, способствует объединению детей и родителей.
Неделя детской книги
Традиционно в дни весенних каникул в библиотеках Ростовской-на-Дону ЦБС, обслуживающих детей прошла Неделя детской книги.

Читатели детских библиотек города приняли участие в:


  • Театрализованных представлениях, посвященных юбилеям писателей и их произведений;

  • Экскурсиях по библиотекам;

  • Литературных праздниках, конкурсах, викторинах;

  • Сказочных калейдоскопах.
Ребята встретились с детскими писателями г. Ростова-на-Дону:

  • Атлановой Н.С. – библиотека им. Чкалова;

  • Майер Н. – библиотека им. Барто;

  • Коркищенко А.А. – библиотека им. Космодемьянской;

  • Лесной И.Н. – библиотека им. Лермонтова.
Мероприятия, посвященные празднованию Недели детской книги, освещались в следующих СМИ:

  • Книжкины именины в Советском районе// Мой Ростов. – 2006. - № 8 (от 9 марта). – С.2. В статье дается справка о празднике, предварительная информация о предстоящем открытии Недели детской книги в Центральной городской детской библиотеке.

  • Неделю книги открывал сам Гарри Поттер// Вечерний Ростов. – 2006. - № 57 (от 23 марта). – С.1. – материал о состоявшемся Открытии праздника в ЦГДБ им. Ленина.

  • Репортаж на радио Дон-ТР – об открытии Недели детской книги – 23 марта 2006г.

  • 23 марта - телерепортаж на 35 канале Дон-ТР о празднике книги, прошедшем в библиотеке им. Чкалова 22 марта.
Всего в библиотеках, обслуживающих детей было проведено более 150 мероприятий, в которых приняли участие – 3825 читателей.

23 марта в Центральной городской детской библиотеке им. Ленина состоялось Открытие Недели детской книги – праздник «Очарованные книгой». В его программу вошли:


  • «Поздравление Волшебницы-книги» - литературный коллаж;

  • «Коллекция доброты» - представление работ участников конкурса по толерантности «Мы разные, но мы дружим!»;

  • Музыкально-поэтическая закладка – стихи детей, музыкальные номера учащихся музыкальной школы № 7;

  • «Доброе сердце дороже красоты» – творческие зарисовки детского творческого объединения «Фа-Соль» - ЦГДБ им. Ленина.
На праздник были приглашены участники городского конкурса «Мы разные, но мы дружим!» и читатели детских библиотек города, дети от 6 до 15 лет.

Победители конкурса в ходе мероприятия были торжественно награждены грамотами, книгами и мягкими игрушками.

16 марта в библиотеке им. Барто прошел праздник «Путешествие по Книжной Вселенной». Специально к празднику была оформлена карта звездного неба, состоящая из нескольких созвездий. В каждом из них были свои звездочки – авторы детской литературы различных жанров. Ребята познакомились с писателями созвездий Фантастики и Приключений, Сказочных героев, Веселых историй. Завершился праздник встречей с писательницей Н. Майер. Читатели послушали стихи, задали автору вопросы о ее творчестве.

26 марта почетным гостем библиотеки им. Чкалова стала донская писательница Н.С. Атланова, давшая интервью ребятам и рассказавшая о своих произведениях.

В заключение праздника "Книжное царство - мудрое государство", состоявшегося в библиотеке им. Лермонтова 24 марта, выступил ростовский баснописец И.Н. Лесной, представивший ребятам свои новые стихи и басни.

13 марта в библиотеке им. Космодемьянской прошла встреча учащихся 7-х классов шк. № 66 с Алексеем Абрамовичем Коркищенко, посвященная юбилею писателя. Он рассказал ребятам о своем жизненном пути, о творчестве, о книгах, которые написал для детей. С присущим ему юмором, жизнерадостностью, искренностью, Алексей Абрамович ответил на все вопросы, интересующие ребят.

В заключение встречи прозвучали поздравления с юбилеем, пожелания счастья и крепкого здоровья с надеждой на новую встречу.

29 марта читатели детской библиотеки им. Пушкина приняли участие в «Выборах в Книжном королевстве». Во время праздника лесная нечисть решила заменить Королеву Книгу на ее посту. Однако Баба-Яга и Кощей, даже с помощью Кикиморы и Лешего продемонстрировали отвратительные знания литературы и не прошли по конкурсу на столь почетный пост. В перерывах между «экзаменами» Кощея и Бабы-Яги дети-участники праздника показали свои музыкальные номера: пели песни, исполняли танцы, играли на музыкальных инструментах. В конце праздника Королева Книга наградила самых читающих ребят.

Таким образом, была достигнута главная цель мероприятия: ребята вспомнили любимые книги, узнали о новинках, получили начальное представление о выборах, поиграли и раскрыли свои творческие способности.

Девизом праздника стали следующие строки: Под небом города Ростова,

Книгу любят и хранят,

Пусть же крепнет с каждым годом

Дружба книги и ребят!
При участии клуба «Простые истины» в библиотеке им. Ульяновой 26 марта состоялся литературно-исторический круиз «Любимые книги ваших родителей». Во время путешествия ребята рассказали о любимых произведениях своих мам и пап, поделились своими литературными пристрастиями.

Весело и познавательно прошло комплексное мероприятие «Внимательный ли ты читатель?» в библиотеке им. Лен. Внучат, получившее высокую оценку у читателей. Ребята узнали историю праздника, вспомнили пословицы и поговорки о книге и чтении; прочитали стихи о значимости книг, пользе чтения, разгадали загадки о героях популярных произведений. Игра «Книжное лото» очень развеселила ребят. Библиотекарь показывала карточки, на которых автор и название книги не соответствовали друг другу. Но дети справились и с собственным смехом, и с игрой.

Немаловажной в детских библиотеках является работа с периодическими изданиями, а именно отбор лучших для детского чтения и восприятия, презентация изданий детям-читателям библиотек.

23 марта в библиотеке им. Барто был организован «День детского журнала», цель которого состояла в том, чтобы познакомить ребят с детской периодикой. Была оформлена выставка «Журнальное море с газетными берегами».

В библиотеке им. Ильича в течение Недели детской книги проводилась игротека по периодическим изданиям «Весело играем вместе мы с журналом», особенно полюбившаяся читателям. «Классный журнал» в рубрике «Правила игры» представил игры, как на свежем воздухе, так и за столом, а детский журнал «Дисней для малышей» пригласил в увлекательное путешествие в мир игр, представленных на его страницах. Не менее увлекательные игры для ребят представил журнал «Мурзилка».

Девиз праздничной Недели в этой библиотеке:

Книга – это сказка!

Книга – это песня!

С каждой новой книгой

Жить нам интересней!»

Знакомство с периодикой в виде обзоров прошло в библиотека им. Гайдара – «Знаний не мало дают нам журналы!», им. Чкалова – «Что приносит почтальон?», им. Лихачева – «Путешествие в страну Журналию».

20 марта исполнилось 90 лет со дня рождения донского писателя Петра Васильевича Лебеденко. В связи с этим во многих библиотеках, обслуживающих детей прошли театрализованные литературные праздники, викторины.

В ЦГДБ им. Ленина состоялся литературный праздник «Здравствуй, сказка Донская!». Ему предшествовала подготовительная работа: за 2-е недели до праздника учащимся 4 кл. шк. № 117 были предложены для чтения «Сказки Тихого Дона». Начался праздник с раздольной казачьей песни. Затем ведущие познакомили читателей с литературными произведениями Петра Васильевича Лебеденко (сказками, легендами), в которых описывались красота донского края, обычаи и обряды казаков.

Особое внимание было сосредоточено на любви казаков к своей земле, к свободе, что подчеркивалось казачьими песнями.

Викторина по «Сказкам Тихого Дона» показала, что дети хорошо знают произведения из этого сборника, а сказка «Доброе сердце дороже красоты» в исполнении детского творческого объединения «Фа-Соль» очаровала всех зрителей своей добротой и простотой.

Закончился праздник веселой казачьей пляской.

В библиотеке им. Ильича Неделя детской книги завершилась костюмированным литературным праздником «Добрые сказки Тихого Дона». Зал был оформлен в казачьем стиле. Для инсценировки была выбрана одна из сказок П.В. Лебеденко «О Чуде – Чудище заморском, девице-красавице и серой волчице», играя которую дети показали, что за донскую землю боролись не только мужчины, но и женщины, одна из которых и стала главной героиней сказки. Актеры выступали в ярких красочных костюмах. При помощи инсценировки дети ближе познакомились со сказками донского автора.

Нужно отметить, что сказки юбиляра полюбились участникам праздника. Это было отражено и в их рисунках, и в полных ответах на вопросы литературных викторин по донским сказкам («Петрусь – мальчонка русский», «Доброе сердце дороже красоты!»).

Дети читали стихи о доброте, вспоминали пословицы и поговорки, слушали фольклорные песни, придававшие празднику неповторимый казачий колорит.

Во всех детских библиотеках города были представлены выставки-обзоры книг-юбиляров, новых поступлений, тематические и жанровые выставки литературы (фантастика и приключения, классика, детский детектив и др.).

Помимо вышесказанного в Неделю детской книги активно работали видеосалоны:


  • «В погоне за удачей» - салон видео-приключений, ЦГДБ им. Ленина;

  • «Мультяшка» - детское объединение при фонотеке библиотеки им. Лихачева;

  • «Твои любимые герои книг – на экране» - видеожурнал, библиотека им. Космодемьянской;

  • Видеосалон – библиотека им. Чкалова;

  • «Литературная киномания» - библиотека им. Ильича;

  • Видеозал – библиотека им. Барто;

  • Неделя русской сказки на экране – БИЦ им. Гагарина.
Работа библиотек, обслуживающих детей в летний период
С целью организации досуга детей и активизации летнего чтения в сочетании с развитием творческих способностей в детских библиотеках города в 2006 году действовали более 20 клубов, кружков, творческих объединений.

Координация деятельности организаций, занятых летним досугом детей осуществлялась с:


  • домами детского творчества;

  • детскими площадками при школах;

  • парками.
В этом году детские библиотеки Ростовской-на-Дону ЦБС работали по программе летнего чтения «33 секрета Донского лета».

В рамках реализации данной программы, в Центральной городской детской библиотеке им. Ленина состоялись мероприятия:


  • «Своя игра» «Литературная кругосветка»;

  • литературный салат «Веселые поварята»;

  • литературно-фольклорная игра «Лото народной мудрости».
Цель «Лото народной мудрости» - объяснить читателям в ходе игры, что пословицы и поговорки являются вершиной народной мудрости, концентрированной крупинкой знаний, огромного жизненного опыта русского народа.

Ставились следующие задачи:


  • Научить ребят понимать смысл пословиц и поговорок.

  • Помочь почувствовать богатство и красоту русского языка.

  • Раскрыть творческие способности, актерское мастерство ребят.
В состязании присутствовал дух соревнования, т.к. две команды стремились дать как можно больше правильных ответов по следующим темам:

  1. «Веселые художники».

  2. «О защитниках Родины».

  3. «Любитель – рыболов».

  4. «Эколото».
Игроки с азартом заполняли карточки и считали заработанные баллы.

Посредством формы игры - лото читатели познакомились с играми своих дедушек и бабушек. Несмотря на разделяющее временное пространство, ребятам было интересно, а «осовремененная» игра прошла весело и познавательно.

Во время «Литературной кругосветки» читатели ближе познакомились с произведениями о путешествиях и приключениях, а также с новыми книгами по данной теме.

Используя книги в ходе игры, дети научились правильно определять главного героя путешествия и страну, в которой происходят события. Познакомились с «морской» терминологией.

Хорошее настроение читателям-путешественникам создавал «старый морской волк» боцман Передряга. Он не только принимал у ребят экзамены по морскому делу, но и старался помешать им в поисках правильных ответов на вопросы ведущего.

Начиная путешествие от причала порта «Летоград» (библиотека), читатели побывали:


  • В порту «Сказочный»;

  • В бухте «Старый морской волк»;

  • В заливе «Нечистой силы»;

  • На «островах потерянных литературных героев».
Завершилось путешествие просмотром мультфильма «Приключения капитана Врунгеля».

Литературный салат «Веселые поварята» проводился в виде игры-состязания между четырьмя командами, каждая из которых принимала активное участие в заданиях-состязаниях:

Задание 1. Изобразить в рисунке пословицы и поговорки, в которых говорится о продуктах.

Задание 2. Из заранее подобранных библиотекарем книг выбрать те, в которых говорится о кухне, пище, ягодах и фруктах. Далее нужно составить меню – угощение, которым угостил бы герой выбранной книги.

Задание 3. Вспомнить сказки, в которых есть упоминание о воде. Кто больше и быстрее.

Задание 4. Собрать загадку: библиотекарь раздает командам конверты, в которых несколько загадок о пище, продуктах разбиты на две части. Команда должна правильно сложить загадку, отгадать ее и задать команде-противнику.

Задание 5. Театр-экспромт: инсценировка сказки «Каша из топора».

Легкая, развлекательная программа игр в летнем оздоровительном лагере была направлена не только на организацию интересного веселого досуга детей, но и помогла вспомнить интересные и любимые сказки, приобщить ребят к чтению литературы в период каникул, показала, как с помощью умных книг сделать это время особенно интересным.

В библиотеке им. Маяковского в рамках программы летнего чтения проводилась работа по привлечению детей к чтению, а также знакомству с творчеством лучших детских писателей, с историей нашей страны и традициями русского народа.

Так в библиотеке организовывались открытые просмотры, книжные выставки, беседы, литературные игры и праздники:


  • Фольклорный час «Троица – зелёные святки», состоящий из беседы «Фольклорные традиции русского народа», викторин «Что за чудо-дерево?», «Волшебный венок» и игры «Белая берёза».

  • Лирическая фольклорная композиция «В Купальскую ночь». Ее началом послужила беседа «Иван Купала, или когда зацветает папоротник», далее проводились конкурсы и викторины «Там чудеса» и «Верования наших предков», а в завершение прозвучала сказка с элементами театрализации «Цветок папоротника».

  • Литературный праздник «Бенефис маленького волшебника» (к 90-летию донского писателя П.Г. Аматуни), в программе которого прошли беседа о жизни и творчестве лётчика-писателя П.Г. Аматуни и обзор его детских и фантастических книг.
Традиционными в детских библиотеках считаются мероприятия, приуроченные к знаменательным календарным датам:

  • 1 июня – Международный день защиты детей;

  • 6 июня – Пушкинский день России;

  • 12 июня – День независимости России;

  • 22 июня – День памяти и скорби и др.
1 июня в парке Плевен и кафе «Незнайка» (парк аттракционов «Солнечный город») силами сотрудников ЦГДБ им. Ленина прошел «Праздник Солнца» - день защиты каникул.

Участники литературных викторин и веселых конкурсов, прошедших под Книжным Деревом в парке Плевен, кроме огромного удовольствия от встречи с любимыми книжками, получили рекомендательные списки и планы чтения по различным темам. С помощью этих планов ребята все лето могли знакомиться с новыми книгами, захватывающими приключениями, посещать летние кружки при библиотеке. Провели праздник юные актеры библиотечного творческого объединения «Фа-Соль» вместе с ведущим, Солнышком и мудрым Учебником.

В парке «Солнечный город» маленькие зрители театрализованного представления «Вход неряхам воспрещен» встретились с куклами Петрушкой и Айболитом, рассказавшими о том, как король Неряха попытался хитростью завоевать Королевство Чистоты. С помощью ребят коварные планы Неряхи были сорваны. Дети доказали, что могут с честью носить звание подданных Королевства Чистоты.

К Пушкинскому дню России в ЦГДБ им. Ленина состоялась игра Поле Чудес «Здесь чудеса, здесь Леший бродит». Ребята крутили «барабан» по принципу телевизионной игры и отвечали на вопросы по сказкам А.С. Пушкина. Игра так увлекла детей и зарекомендовала себя, что после празднования ее неоднократно повторяли.

В библиотеке им. Маяковского состоялся литературный утренник, посвящённый А.С. Пушкину «Что за чудо эти сказки», который включал в себя беседу о творчестве поэта, брейн-ринг «Златая цепь на дубе том», презентацию сказочной периодики, литературные викторины и кроссворд. Дети познакомились с некоторыми фактами из биографии поэта, вспомнили его лучшие произведения, творчески осмыслили нравственный смысл пушкинских сказок.

В библиотеке им. Ильича также была проведена литературная игра «Там на неведомых дорожках». В рамках игры ребята:

Читатели отдела дошкольников и младших школьников, несмотря на возраст, отлично справились с вопросами викторины, посвященной государственным символам нашей страны.

Во время проведения исторической минутки «Российский флаг – мир, согласие, единство» в библиотеке им. Ильича читатели совершили исторический марш по истории флага, прослушали обзор у книжной выставки, поучаствовали в конкурсе рисунков «Мой флаг самый лучший».

Такие мероприятия являются не только познавательными, но и помогают развивать у подрастающего поколения патриотическое сознание, пробуждать в детях чувства любви к Родине, уважения к историческому прошлому своей страны, семьи.

Самым запоминающимся мероприятием в библиотеке им. Пушкина стало путешествие по страницам журнала «Веселые картинки» (к 50-летию со дня основания издания).

Заранее был разработан сценарий, приглашены участники – читатели библиотеки. Путешествие совершали два раза, в стенах библиотеки и на сцене парка им. В. Черевичкина. В программе путешествия были веселые викторины, загадки, шутки, игры. Ребята узнали историю создания журнала, почему его так назвали, о том, кто такие веселые человечки, которые всегда красуются на обложке журнала. Прозвучала ода, посвященная выходу в свет первого номера журнала.
В большой семье советской,

Журналов и газет

Сегодня самый детский

Журнал выходит в свет!

Его читатель тоже

Еще довольно мал,

Но меньше и моложе

Читателя журнал.

Журналу и ребенку-

Счастливого пути!

Пусть будут вперегонку

Расти, расти, расти!

С.Я. Маршак.

В гости к детям пришел главный из компании веселых человечков – Карандаш. Он рассказал о конкурсе, который проводит журнал к своему пятидесятилетию, дал мастер-класс по рисованию, рассказал о своих любимых рубриках в журнале. Затем к ребятам присоединились Дюймовочка и Незнайка.

Ребятам было предложено помочь Незнайке исправить ошибки. Этот человечек любит сочинять стихи, но у него это не всегда получается. Дети с радостью согласились и помогли Незнайке, а также сочинили свои собственные стихотворения. Ведущая поговорила с малышами о лете, провела викторину на эту тему. Понравилась и веселая викторина «Узнай сказочного героя».

В парке прошла веселая подвижная игра-состязание «Воздушный шар». Дети узнали и про другие журналы, которые выпускает издательский дом «ВК», познакомились с молодыми и именитыми авторами, печатающимися в журнале, рассказали свои веселые истории. В заключении участники мероприятия занялись творчеством: одни рисовали, другие сочиняли стихи, кто–то делал поделки, а кто-то просто писал пожелания и поздравления. Все работы были посвящены юбилею любимого журнала. На протяжении всего мероприятия звучал веселый смех, ребята узнали что-то для себя новое, интересно провели время, развивали свои творческие способности.

В библиотеке-филиале № 14 им. Шолохова прошло комплексное мероприятие, посвященное Дню защиты прав инвалидов.

В рамках мероприятия прошел концерт учащихся РОЦОНУ (Ростовского Областного Центра Образования неслышащих учащихся). Выступали эстрадно-цирковая студия "Сурдинка" и ансамбль народных инструментов "Станичники".

В заключение среди учащихся средней школы № 90 и РОЦОНУ был проведен конкурс рисунка "Мир, в котором я живу". Мероприятие прошло интересно и на большом подъеме. Оказалось, что и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями видят мир в одинаково ярких красках: голубое небо, яркое солнце, синее море, счастливые родители. Победителей выбирали сами участники, голосуя аплодисментами за анонимные рисунки. Раскрывшиеся авторы–победители были награждены памятными подарками.

Практика показала, что в работе с пользователями дошкольного возраста и учащимися начальных классов наиболее эффективно использование игровых форм деятельности. Игровая ситуация делает мероприятие насыщенным, разнообразным, более привлекательным для ребенка. Такие формы позволяют моделировать ситуацию, при которой проникновение читателей в содержание художественного произведения особенно успешно.

Наибольшей популярностью у маленьких читателей пользуются фольклорные праздники. Происходит это потому, что в народных обычаях принято встречать весну, лето, да и остальные времена года, весело, красочно, шумно. Здесь уместно шалить, резвиться. Это привлекает детей, дает простор фантазии, помогает библиотекарям непринужденно использовать лучшие народные произведения литературы для приобщения читателей к чтению.

Цель: Возрождение семейного чтения через совместную деятельность библиотеки и семьи.

Оборудование: пустые коробочки от лекарств; кочки, изготовленные из бумаги, фломастеры, чистая бумага, ручки, кубики; апельсины, молоко, хлеб, печенье, крупы, макароны, овощи.

Оформление зала: воздушные шары, семейные фотографии, выставка книг для семейного чтения, рисунки детей.

ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, дорогие дети и родители! Мы пригласили вас на семейную игру «Папа, мама и я – дружная семья». Семья – самое главное в жизни человека. Семья – это близкие и родные люди, без которых не может быть нас. А когда появилось слово «семья», мы узнаем, прослушав стихотворение.

1-й УЧЕНИК. Когда появилось слово «семья»?

Когда-то о нём не слыхала земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

– Сейчас я тебе семь вопросов задам –

Кто деток родит мне, Богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

– Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева покорно ответила: «Я».

– Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева так же ответила: «Я».

– Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

«Я, я, – тихо молвила Ева, –

Я, я, я», – сказала она знаменитых семь «я».

Вот так на земле появилась семья.

ВЕДУЩАЯ. А с чего начинается семья? С понимания, доброты и заботы. Думаю, что в ваших семьях царят именно такие отношения. В мае ежегодно отмечается праздник, который связан с семьёй.

2-й УЧЕНИК. Праздника такого нет в календаре,

Но для нас он важный в жизни и судьбе,

Без него мы просто не смогли бы жить,

Радоваться миру, учиться и творить.

ВЕДУЩАЯ. О каком празднике идёт речь? Конечно, о Дне семьи, который отмечается 15 мая.

3-й УЧЕНИК. Очень много слов на свете –

Как снежинок у зимы.

Но возьмём к примеру эти:

Слово «я» и слово «мы».

4-й УЧЕНИК . «Я» на свете одиноко,

В «я» не очень много прока.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

5-й УЧЕНИК. Слово «мы» сильней, чем «я».

Мы – семья и мы – друзья.

Вместе мы и мы – едины!

Вместе мы – непобедимы!

ВЕДУЩАЯ. Итак, начинаем!

  1. Визитная карточка семьи

О каждой семье можно много рассказать, даже можно написать интересную книгу, которая называется «Семья». Представьте, что мы сейчас будем листать страницы этой книги.

(Презентация семей.)

  1. Пословицы о семье

Во все времена семья была в почёте. О ней сложено много поговорок и пословиц. (Задание: из букв нужно составить пословицу.)

– Семья в куче – не страшны и тучи.

– В семье разлад, так и дому не рад.

– Вся семья вместе – и душа на месте.

– Без корня и трава не растёт.

– Каковы родители, таковы и дети.

– Земля без воды мертва, человек без семьи пустоцвет.

– От доброго дерева – добрый плод.

  1. Конкурс знатоков

Назовите сказки, истории, в которых отражены взаимоотношения в семье. (Можно воспользоваться книгами, которые находятся на выставке, например, Ш. Перро «Красная шапочка», «Золушка», Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка»).

  1. Конкурс «Утро»

Не секрет, что многие из нас любят поспать. Так порой трудно заставить себя встать с постели. А что бывает, когда будильник почему-то не прозвенел? Давайте представим ситуацию. Утро, родители торопятся на работу, одеваются сами и одевают своих детей. Побеждает семья, которая первой оденет своего ребёнка.

  1. Конкурс «Завтрак»

Одеть-то вы деток сумели, а сейчас попробуйте их накормить. Папы чистят апельсин, а мамы делят их на дольки и отправляют в рот своему ребёнку. Чей ребёнок быстрее съест апельсин, та семья и выигрывает.

  1. Конкурс «Магазин»

Бывает так, что мамы дома нет… А кто же приготовит вам обед? Конечно, папа. Издавна ведётся, что мужчины в семье являются добытчиками. Сейчас мы посмотрим, как они купят необходимые продукты. Побеждает та семья, в которой папа приобретёт в магазине наибольшее количество продуктов.

  1. Конкурс «Аптека»

Сейчас конкурс для мам. Придя домой после работы, вы обнаружили, что заболели дети. Вы отправляетесь в аптеку за лекарствами. Побеждает та семья, чья мама быстрее приобретёт лекарства.

Сценка «Мамины помощники»

ВЕДУЩАЯ ИЗ ДЕТЕЙ. Мама приходит с работы,

Мама снимает боты.

Мама проходит в дом,

Мама смотрит кругом.

МАМА. Был на квартиру налёт?

ДЕВОЧКА. Нет.

МАМА. К нам заходил бегемот?

ДЕВОЧКА. Нет.

МАМА. Может, не наш этаж?

ДЕВОЧКА. Наш. Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

МАМА. Значит это не обвал?

ДЕВОЧКА. Нет.

МАМА. Слон у нас не танцевал?

ДЕВОЧКА. Нет.

МАМА. Очень рада, оказалось,

Что я напрасно волновалась.

  1. «Помощники»

На полу разбросано много мусора (газетные шарики). По команде дети собирают мусор в мешки. Выигрывает тот, кто больше соберет мусора.

  1. Конкурс «Семейный хоккей»

Посмотрим, как вы проводите свой досуг. Папа, передвигая кубик клюшкой, добегает до стула, обходит его и на старте передаёт кубик маме, а потом детям. Выигрывает та семья, которая быстрее закончит игру.

  1. «Четвероногие друзья»

В нашей жизни нельзя обойтись без братьев наших меньших. Домашние животные становятся членами семьи, которых мы сильно любим и заботимся о них. Этот конкурс будет посвящён четвероногим друзьям. Перед каждой семьёй – бумага и фломастер. По команде начинаем рисовать животных, по очереди: папа, мама и дети, пока рисунок не будет закончен.

  1. Конкурс «Сложный переход»

Представьте, что перед вами болото. Оно выдерживает маленьких детей, а взрослые могут утонуть. Малыши помогут переправить вас через болото на другую сторону. Детям выдаётся по три кочки, по которым будут шагать родители. А дети должны идти впереди и передвигать кочки. Этот конкурс – на быстроту и правильность выполнения.

  1. «Шагать в ногу»

Мамину ногу привязываем к папиной. Вам нужно переправить ребёнка через реку, но он не должен касаться пола. Подумайте, как вы справитесь с заданием (взять ребёнка на руки, на спину и т.д.).

  1. «Вся семья вместе»

Сначала в обруче от старта до финиша бежит папа, затем к нему присоединяется мама, ребёнок.

Игра с болельщиками (пока идёт подсчёт жетонов)

Сказки любят все: и взрослые, и дети. Многие сказки привлекают нас одним названием. Ваша задача – отгадать настоящее название сказки.

– «Пёс в рукавицах» («Кот в сапогах»)

– «Серенький кустарник» («Аленький цветочек»)

–«Домашние гуси» («Дикие лебеди»)

– «Василий Преглупый» («Василиса Премудрая»)

– «Железный замок» («Золотой ключик»)

– «Федино счастье» («Федорино горе»)

– «Зелёная кепочка» («Красная шапочка»)

– «Кубик-рубик» («Колобок»)

Аукцион «Спорт»

Победит тот, кто последним назовёт вид спорта.

Подведение итогов

ВЕДУЩАЯ. Сегодня у нас нет победителей. Самое главное, что во время игры царила дружба, внимание, веселье. Желаю каждой семье благополучия, счастья и любви, радости и понимания. Продолжать любить библиотеку и вместе читать книги.

Пусть вам семейная игра запомнится,

Пусть все невзгоды пройдут стороной,

Пусть все желания исполнятся,

И библиотека станет родной!

Post Views: 5 776

Уважаемые коллеги!

Чтению подрастающего поколения необходима поддержка – в первую очередь самых близких людей – родителей. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, то ребёнок это улавливает и впитывает. Очень важно, когда ребёнок приходит в библиотеку вместе с родителями, когда они вместе выбирают книгу, вместе читают её, обсуждают. Такое общение воспитывает больше, чем назидательные слова. «Сдружить» семью вокруг книги – задача библиотеки, для решения которой мы предлагаем вам организовать ряд мероприятий.

Для планирования работы в этом направлении мы предлагаем воспользоваться «СЕМЕЙНЫМ КАЛЕНДАРЁМ».

СЕМЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

МАРТ

8 — Международный женский день (В 1910 г. на Международной конференции социалисток в еткин предложила ежегодно проводить День солидарности трудящихся женщин всего мира. В России отмечается с 1913 г.)

20 — Международный день счастья

АПРЕЛЬ

1 — Именины Домового.

18 — День матери России

5 — День детей.

15 — Международный день семьи (Отмечается с 1994 года по решению ООН)

17 — Международный день детского телефона доверия.

ИЮНЬ

1 — Международный день защиты детей (Учрежден в 1949 году на Московской сессии совета Международной демократической федерации женщин)

8 — Международный день домохозяйки и домохозяина.

9 — Международный день друзей.

21 — Международный день отца.

ИЮЛЬ

6 — Всемирный день поцелуя (20 лет назад утвержден ООН. Придуман в Великобритании)

8 — День Петра и Февронии. Всероссийский день семьи, любви и верности. Считается счастливым для влюбленных. (Отмечается по инициативе депутатов Государственной Думы с 2008 г.)

20 — День друга.

28 — День родителей.

АВГУСТ

1 — 7 — Всемирная неделя поддержки грудного вскармливания.

СЕНТЯБРЬ

10 — День бабушек и дедушек (США)

15 — День почитания старших. День уважения возраста. (Япония)

НОЯБРЬ

7 — Всемирный день мужчин (Возник по инициативе Президента СССР, отмечается в 1-ю субботу ноября)

20 — Всемирный день ребенка (Отмечается по решению ООН с 1954 года. 20 ноября – день принятия в 1989 году Конвенции о правах ребенка)

25 — Международный день борьбы против насилия в отношении женщин.

дошкольного образования , школ, родителей и средств массовой

Всю работу следует проводить на основе объединения усилий библиотеки, учреждений дошкольного образования , школ, родителей и средств массовой информации .

Получить дополнительную информацию о читателе-ребёнке и его семье можно путём анкетирования родителей «Семья 21 века и библиотека».

«Семья 21 века и библиотека»

(анкета для родителей)

Уважаемые родители! Эта анкета предназначена для Вас!

Она поможет и Вам, и работникам нашей библиотеки правильно оценить возможности и перспективы воспитания одарённого читателя – вашего ребёнка!

  1. Какое место в жизни Вашей семьи занимают книги и чтение?
  2. Что даёт современному ребёнку чтение книг?
  3. Есть ли в Вашей семье домашняя библиотека?
  4. Как часто Вы её пополняете?
  5. Какую литературу Вы предпочитаете покупать?
  6. Как часто Вы читаете своему ребёнку вслух?
  7. Назовите детских книг , которые, на Ваш взгляд, обязательно должен прочитать Ваш ребёнок.
  8. Назовите любимую книгу Вашего ребёнка.
  9. Как Вы думаете, сохранятся ли в своём виде книги в будущем?
  10. Может ли Интернет заменить книгу?

Ваши пожелания библиотеке:

Вы ответили на вопросы. Большое спасибо! Мы ждём Вас и Вашего ребёнка в библиотеке!

Анкета позволит библиотекарю получить как можно больше сведений о ребёнке, убедить родителей в том, что семья и библиотека совместными усилиями могут воспитать одарённого читателя, обратить внимание родителей на значение домашней библиотеки в воспитании и развитии их детей, узнать, что ожидают родители от общения ребёнка с библиотекой.

Знакомство с возможностями библиотеки следует начать с создания рекламных плакатов-обращений, объявлений, приглашений и их распространением.

Лучший же способ привлечь дошкольников в библиотеку – непосредственно пригласить их родителей. Это можно сделать письмом следующего содержания. Письмо можно вручить в библиотеке или через учреждение, где находится ребенок.

Образец письма родителям дошкольников

Дорогой родитель! (Дорогие родители)

Я бы хотела предложить Вам записать Вашего ребенка (Ваших детей) в нашу библиотеку. И знакомство с ней начать с участия в мероприятиях летнего чтения. То, что Ваш ребенок еще не умеет читать, не означает, что он (она) слишком мал (мала, малы), чтобы принять участие в Программе. Наша серия мероприятий предназначена не только для тех, кто читает сам, но также и для детей, которым книги читают родители, бабушки и дедушки, сестры и братья.

Нам бы хотелось помочь Вашему ребенку развить в себе любовь к книгам и обучению. Исследования показывают, что раннее приобщение к книгам и участие в Программах чтения действительно играют важную роль в жизни ребенка. Пожалуйста, просмотрите приложенный к письму план летних мероприятий. В нём есть даты и все подробности обо всех мероприятиях, которые планируется провести летом для детей в библиотеке.
Мероприятия бесплатные, и в них легко участвовать. От Вас ничего не потребуется, кроме времени, которое Вы потратите, читая своему ребенку и разделяя с ним удовольствие от книги.

Если у Вас возникли вопросы или Вам нужна дополнительная информация, пожалуйста, зайдите ко мне или позвоните мне в библиотеку. Надеюсь на скорую встречу.

С искренним уважением ________________________

(фамилия, должность)

Для взрослых: мам, пап, бабушек, дедушек и опекунов библиотека должна стать одним из немногих мест, где они могли бы свободно обсудить свои проблемы и попытаться найти пути их решения. Им можно предложить памятку «Простые истины» о литературе по семейной педагогике, рекомендательный список «Когда мне книгу читаем мама…», тематическую картотеку «Факультет для родителей». И сделать это во время семейной экскурсии по библиотеке «Книжная вселенная»

И для детей, и для их родителей библиотека должна стать не только местом, где можно взять интересную или нужную книгу, но и пространством для общения и развития. В этом помогут циклы обзоров для родителей «Читаем вместе», «Наука семейных отношений», «Книга + Семья = добрые друзья» и бесед «О доброй традиции замолвите слово», «Семья разумная – семья читающая», «Секреты для взрослых, или Как стать идеальными родителями» и другие. Счастье семьи зависит от каждого её члена. Поэтому беседы о взаимоотношениях в семье необходимо проводить и со взрослыми, и с детьми «Искусство слышать друг друга», «Родителям о детях».

И как всегда свою деятельность по работе с семьями мы должны начать с анализа фондов литературы для семейного чтения и семейной педагогики. А раскрыть всё многообразие имеющейся в библиотеке литературы помогут книжные выставки: «Радость семейного чтения», «Наука семейных отношений», «Здоровая семья – счастливая семья», «Добрые руки семьи» и другие.

Хорошо, если в традицию библиотек войдёт проведение семейных акций «Чтение семейного масштаба», праздников: «Книжная мудрость – семейное богатство» , «Первый бал для Мамы, Папы и Младенца» ( на котором вручить молодым родителям памятку «Как вырастить книгочея»), «Книжки на вырост», «Праздник солнечного детства», праздник, посвященный Святым Петру и Февронии Муромским «День любви и супружеской верности» , Дней семейного чтения «Счастлива будет ваша семья, если чтением увлечена», «Сказки бабушки моей», в ходе которых и взрослые, и дети смогут поучаствовать в литературных викторинах, конкурсах, весёлых играх «Если бы я был на месте героя». «Вся семья журналам рада – есть в журналах всё. Что надо».

Праздник, посвящённый Святым Петру и Февронии Муромским «День любви и супружеской верности». На этот семейный праздник следует пригласить детей вместе со своими папами и мамами, дедушками и бабушками, братьями и сёстрами. В программу праздника можно включить музыкальные и драматические номера, исполненные детьми, викторины, чтение стихов, рассказ библиотекаря о Петре и Февронии Муромских. Определённый интерес вызовет у ребят конкурс пословиц и поговорок о семье. Вопросы к конкурсу следует напечатать на лепестках ромашки – символа этого праздника. В завершение праздника участники мероприятия могут одарить друг друга открытками – ласковками , которые они сами сделают, с пожеланиями любви и семейного счастья.

Важно показать, что библиотека – это не только дом, где хранятся книги, но и место, где можно многому научиться, отдохнуть, получить совет, принять участие в библиотечных делах, познакомиться с новинками литературы.

Популярны сегодня и дискуссионные формы работы , такие как «Исповедь пристрастий» (рассказы читателей о роли книги в их семье), дискуссионные трибуны «Семейное чтение: вчера и сегодня», «Семья. Книга. Библиотека», встречи поколений «Свет книг не гаснет в нашем доме», «Любимые книги в моей семье» и другие. Всё это приобщает детей и их родителей к совместной читательской и творческой деятельности.

Часы семейного общения «Любимые книги детства», «Союз семьи и книги», «Семья и книга: объединённые чтением», «Как вырастить чудо-чадо», и посиделки — читаем вслух «Любимые книжки наших мам и пап», «Радость семейного чтения», «Добрые руки семьи», и книжные кают — компании «Для талантливых детей и заботливых родителей», «Мой кроха и я», «Яркие краски детской литературы», «Родителям о детских писателях», проводимые на базе библиотек, помогут родителям наладить ещё более тесные отношения с детьми.

Чтение вслух – наиболее доступная, но немного забытая сейчас форма работы с читателями младшего возраста. Такое чтение способствует созданию у детей образных представлений, настраивает на особую эмоциональную волну, помогает заинтересовать ребёнка, может вызвать у него желание продолжить чтение самостоятельно, приучает к внимательному слушанию текста. писал: «Дети более любят слушать, нежели читать, уже и потому, что в первые 2-3 года самый процесс чтения ещё утомляет их. Кроме того, необходимо приучить детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное».

Громкие чтения: «Дружите с книгой с малых лет», «Книги для взрослых младшего возраста», «Почитай мне!», «Почитайте вашему ребёнку», «Книжица мала – малышу мила» — это прекрасная возможность привлечь в библиотеку всю семью и наладить контакты с детсадами и т. д.

Хорошо если при библиотеках будут созданы творческие семейные объединения, семейные клубы, семейные гостиные. Заседания таких объединений могут быть самыми разными: «Вместе с бабушкой – в Интернет», «Нам хорошо вместе», «Домашний праздник в библиотеке», «Книжка по наследству», «С книжкиным теплом, под маминым крылом», «Любимые книги моей семьи». На мероприятия рекомендуем пригласить психологов, педагогов, воспитателей, читателей, в семьях которых чтение книг – давняя традиция. Одним из направлений может быть организация встреч-интервью с известными людьми района, города, сельского поселения , которых можно назвать не только успешными, но и активно читающими.

Можно объявить акции «Вместе весело читать», «Мы – семья, а это значит, справимся с любой задачей», «Чтение в подарок маме», в ходе которой предложить детям сделать для мамы книжку – малышку или разучить стихотворение.

А участие в семейных конкурсах «Дом моей мечты», «Книга – семейный раритет», «Лучшая книжная мама» поможет сформировать у детей потребность в чтении и культуру чтения, расширит литературный кругозор.

Главная задача библиотек сегодня – донести до родителей мысль: от того, что сегодня читают или не читают дети, действительно зависит их жизнь, учёба, поведение, нравственный облик, характер и, в конечном счёте, судьба.

Составитель: Л. А. Потокина, методист

15 мая в России отмечается Международный день семьи, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. К этому событию в библиотеках ЦБС были оформлены иллюстрированные книжные выставки: «Семья, любовь и верность» (Афонинская сельская библиотека-филиал №16), «Островок семейных сокровищ» (Чернышихинская сельская библиотека-филиал №30), «Святые заступники семьи» (Слободская сельская библиотека-филиал №23). Для читателей проводились обзоры литературы и демонстрировались электронные презентации.

14 мая 2015 года в МБОУ СОШ с. Работки для младших школьников Работкинская детская сельская библиотека - филиал №6 провела познавательно - игровую программу «Семья – корень жизни». Дети не скучали на мероприятии. Игровая часть праздника была наполнена конкурсами: «Собери пословицу», «Кто самый хозяйственный?» и «Шустрый портняжка». Они приняли активное участие в конкурсах загадок о семье, вспоминали прочитанные книги.

15 мая в Большемокринской сельской библиотеке – филиале №31 совместно с сельским домом культуры, была проведена конкурсно - игровая программа «Семья в куче – не страшна и туча». Цель мероприятия: расширить представления детей о семье как величайшей общечеловеческой ценности, показать, что мир в семье - главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи.

Мероприятие прошло весело и интересно. В программе ребятам предстояло участие в познавательных и игровых конкурсах: «Нарисуй дом вслепую», «Дом, где будет жить большая и дружная семья», «Поможем Золушке», «Когда мамы дома нет», «Повяжи косынку, «Свет мой, зеркальце, скажи». Работники сельского Дома культуры провели веселую эстафету «Спорт – дело семейное». К мероприятию были подготовлены книжные выставки «Образ семьи в художественной литературе» и «Мы и наша семья», на которых была предоставлена литература о семейном воспитании и увлечениях, где можно отдохнуть с семьёй, как провести свой досуг. Ребята с удовольствием знакомились с рисунками, представленными на стенде «Моя семья».