Урок по русской словесности "Джек Лондон. Любовь к жизни" (7 класс). Джек Лондон "Любовь к жизни": описание, герой, анализ произведения с ее самыми глубокими корнями


Джек Лондон.

Любовь к жизни

Прихрамывая, они спустились к речке, и один раз тот, что шел впереди,

зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из

сил, и лица их выражали терпеливую покорность - след долгих лишений. Плечи

им оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нес ружье. Оба

шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз.

Он свернул налево и пошел, время от времени останавливаясь и срывая

болотные ягоды. Нога у него одеревенела, он стал хромать сильнее, но эта

боль ничего не значила по сравнению с болью в желудке. Голод мучил его

невыносимо. Боль все грызла и грызла его, и он уже не понимал, в какую

сторону надо идти, чтобы добраться до страны Маленьких Палок. Ягоды не

утоляли грызущей боли, от них только щипало язык и небо.

Когда он дошел до небольшой ложбины, навстречу ему с камней и кочек

поднялись белые куропатки, шелестя крыльями и крича: кр, кр, кр... Он

бросил в них камнем, но промахнулся. Потом, положив тюк на землю, стал

подкрадываться к ним ползком, как кошка подкрадывается к воробьям. Штаны у

него порвались об острые камни, от колен тянулся кровавый след, но он не

чувствовал этой боли, - голод заглушал его. Он полз по мокрому мху; одежда

его намокла, тело зябло, но он не замечал ничего, так сильно терзал его

голод. А белые куропатки все вспархивали вокруг него, и наконец это "кр,

кр" стало казаться ему насмешкой; он выругал куропаток и начал громко

передразнивать их крик.

Один раз он чуть не наткнулся на куропатку, которая, должно быть,

спала. Он не видел ее, пока она не вспорхнула ему прямо в лицо из своего

убежища среди камней. Как ни быстро вспорхнула куропатка, он успел

схватить ее таким же быстрым движением - и в руке у него осталось три

хвостовых пера. Глядя, как улетает куропатка, он чувствовал к ней такую

ненависть, будто она причинила ему страшное зло. Потом он вернулся к

своему тюку и взвалил его на спину.

К середине дня он дошел до болота, где дичи было больше. Словно

дразня его, мимо прошло стадо оленей, голов в двадцать, - так близко, что

их можно было подстрелить из ружья. Его охватило дикое желание бежать за

ними, он был уверен, что догонит стадо. Навстречу ему попалась черно-бурая

лисица с куропаткой в зубах. Он закричал. Крик был страшен, но лисица,

отскочив в испуге, все же не выпустила добычи.

Вечером он шел по берегу мутного от извести ручья, поросшего редким

камышом. Крепко ухватившись за стебель камыша у самого корня, он выдернул

что-то вроде луковицы, не крупнее обойного гвоздя. Луковица оказалась

мягкая и аппетитно хрустела на зубах. Но волокна были жесткие, такие же

водянистые, как ягоды, и не насыщали. Он сбросил свою поклажу и на

четвереньках пополз в камыши, хрустя и чавкая, словно жвачное животное.

Он очень устал, и его часто тянуло лечь на землю и уснуть; но желание

дойти до Страны Маленьких Палок, а еще больше голод не давали ему покоя.

Он искал лягушек в озерах, копал руками землю в надежде найти червей, хотя

знал, что так далеко на Севере не бывает ни червей, ни лягушек.

Он заглядывал в каждую лужу и наконец с наступлением сумерек увидел в

такой луже одну-единственную рыбку величиной с пескаря. Он опустил в воду

правую руку по самое плечо, но рыба от него ускользнула. Тогда он стал

ловить ее обеими руками и поднял всю муть со дна. От волнения он

оступился, упал в воду и вымок до пояса. Он так замутил воду, что рыбку

нельзя было разглядеть, и ему пришлось дожидаться, пока муть осядет на

Он опять принялся за ловлю и ловил, пока вода опять не замутилась.

Больше ждать он не мог. Отвязав жестяное ведерко, он начал вычерпывать

воду. Сначала он вычерпывал с яростью, весь облился и выплескивал воду так

близко от лужи, что она стекала обратно. Потом стал черпать осторожнее,

стараясь быть спокойным, хотя сердце у него сильно билось и руки дрожали.

Через полчаса в луже почти не осталось воды. Со дна уже ничего нельзя было

зачерпнуть. Но рыба исчезла. Он увидел незаметную расщелину среди камней,

через которую рыбка проскользнула в соседнюю лужу, такую большую, что ее

нельзя было вычерпать и за сутки. Если б он заметил эту щель раньше, он с

самого начала заложил бы ее камнем, и рыба досталась бы ему.

В отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал. Сначала он плакал

тихо, потом стал громко рыдать, будя безжалостную пустыню, которая

окружала его; и долго еще плакал без слез, сотрясаясь от рыданий.

Он развел костер и согрелся, выпив много кипятку, потом устроил себе

ночлег на каменистом выступе, так же как и в прошлую ночь. Перед сном он

проверил, не намокли ли спички, и завел часы. Одеяла были сырые и холодные

на ощупь. Вся нога горела от боли, как в огне. Но он чувствовал только

голод, и ночью ему снились пиры, званые обеды и столы, заставленные едой.

Он проснулся озябший и больной. Солнца не было. Серые краски земли и

неба стали темней и глубже. Дул резкий ветер, и первый снегопад выбелил

холмы. Воздух словно сгустился и побелел, пока он разводил костер и

кипятил воду. Это повалил мокрый снег большими влажными хлопьями. Сначала

они таяли, едва коснувшись земли, но снег валил все гуще и гуще, застилая

землю, и наконец весь собранный им мох отсырел, и костер погас.

Это было ему сигналом снова взвалить тюк на спину и брести вперед,

неизвестно куда. Он уже не думал ни о Стране Маленьких Палок, ни о Билле,

ни о тайнике у реки Диз. Им владело только одно желание: есть! Он

помешался от голода. Ему было все равно, куда идти, лишь бы идти по

ровному месту. Под мокрым снегом он ощупью искал водянистые ягоды,

выдергивал стебли камыша с корнями. Но все это было пресно и не насыщало.

нашел, но этого было очень мало, потому что травка стлалась по земле и ее

нелегко было найти под снегом.

В ту ночь у него не было ни костра, ни горячей воды, и он залез под

одеяло и уснул тревожным от голода сном. Снег превратился в холодный

дождь. Он то и дело просыпался, чувствуя, что дождь мочит ему лицо.

Наступил день - серый день без солнца. Дождь перестал. Теперь чувство

голода у путника притупилось. Осталась тупая, ноющая боль в желудке, но

это его не очень мучило. Мысли у него прояснились, и он опять думал о

Стране Маленьких Палок и о своем тайнике у реки Дез.

Он разорвал остаток одного одеяла на полосы и обмотал стертые до

крови ноги, потом перевязал больную ногу и приготовился к дневному

переходу. Когда дело дошло до тюка, он долго глядел на мешочек из оленьей

кожи, но в конце концов захватил и его.

Дождь растопил снег, и только верхушки холмов оставались белыми.

Проглянуло солнце, и путнику удалось определить страны света, хотя теперь

он знал, что сбился с пути. Должно быть, блуждая в эти последние дни, он

отклонился слишком далеко влево. Теперь он свернул вправо, чтобы выйти на

правильный путь.

Муки голода уже притупились, но он чувствовал, что ослаб. Ему

приходилось часто останавливаться и отдыхать, собирая болотные ягоды и

луковицы камыша. Язык у него распух, стал сухим, словно ершистым, и во рту

был горький вкус. А больше всего его донимало сердце. После нескольких

минут пути оно начинало безжалостно стучать, а потом словно подскакивало и

мучительно трепетало, доводя его до удушья и головокружения, чуть не до

обморока.

Около полудня он увидел двух пескарей в большой луже. Вычерпать воду

было немыслимо, но теперь он стал спокойнее и ухитрился поймать их

жестяным ведерком. Они были с мизинец длиной, не больше, но ему не

особенно хотелось есть. Боль в желудке все слабела, становилась все менее

острой, как будто желудок дремал. Он съел рыбок сырыми, старательно их

разжевывая, и это было чисто рассудочным действием. Есть ему не хотелось,

но он знал, что это нужно, чтобы остаться в живых.

Вечером он поймал еще трех пескарей, двух съел, а третьего оставил на

завтрак. Солнце высушило изредка попадавшиеся клочки мха, и он согрелся,

вскипятив себе воды. В этот день он прошел не больше десяти миль, а на

следующий, двигаясь только когда позволяло сердце, - не больше пяти. Но

боли в желудке уже не беспокоили его; желудок словно уснул. Местность была

ему теперь незнакома, олени попадались все чаще и волки тоже. Очень часто

их вой доносился до него из пустынной дали, а один раз он видел трех

волков, которые, крадучись, перебегали дорогу.

Еще одна ночь, и наутро, образумившись наконец, он развязал ремешок,

стягивающий кожаный мешочек. Из него желтой струйкой посыпался крупный

золотой песок и самородки. Он разделил золото пополам, одну половину

спрятал на видном издалека выступе скалы, завернув в кусок одеяла, а

другую всыпал обратно в мешок. Свое последнее одеяло он тоже пустил на

обмотки для ног. Но ружье он все еще не бросал, потому что в тайнике у

реки Диз лежали патроны.

День выдался туманный. В этот день в нем снова пробудился голод.

Путник очень ослабел, и голова у него кружилась так, что по временам он

ничего не видел. Теперь он постоянно спотыкался и падал, и однажды

свалился прямо на гнездо куропатки. Там было четверо только что

вылупившихся птенца, не старше одного дня; каждого хватило бы только на

глоток; и он съел их с жадностью, запихивая в рот живыми: они хрустели у

него на зубах, как яичная скорлупа. Куропатка-мать с громким криком летала

вокруг него. Он хотел подшибить ее прикладом ружья, но она увернулась.

Тогда он стал бросать в нее камнями и перебил ей крыло. Куропатка

бросилась от него прочь, вспархивая и волоча перебитое крыло, но он не

отставал.

Птенцы только раздразнили его голод. Неуклюже подскакивая и припадая

на больную ногу, он то бросал в куропатку камнями и хрипло вскрикивал, то

шел молча, угрюмо и терпеливо поднимаясь после каждого падения, и тер

рукой глаза, чтобы отогнать головокружение, грозившее обмороком.

Погоня за куропаткой привела его в болотистую низину, и там он

заметил человеческие следы на мокром мху. Следы были не его - это он

видел. Должно быть, следы Билла. Но он не мог остановиться, потому что

вернется и рассмотрит следы.

Он загнал куропатку, но и сам обессилел. Она лежала на боку, тяжело

дыша, и он, тоже тяжело дыша, лежал в десяти шагах от нее, не в силах

подползти ближе. А когда он отдохнул, она тоже собралась с силами и

упорхнула от его жадно протянутой руки. Погоня началась снова. Но тут

стемнело и птица скрылась. Споткнувшись от усталости, он упал с тюком на

спине и поранил себе щеку. Он долго не двигался, потом повернулся на бок,

завел часы и пролежал так до утра.

Опять туман. Половину одеяла он израсходовал на обмотки. Следы Билла

ему не удалось найти, но теперь это было неважно. Голод упорно гнал его

вперед. Но что, если... Билл тоже заблудился? К полудню он совсем выбился

из сил. Он опять разделил золото, на этот раз просто высыпав половину на

землю. К вечеру он выбросил и другую половину, оставив себе только обрывок

одеяла, жестяное ведерко и ружье.

Его начали мучить навязчивые мысли. Почему-то он был уверен, что у

него остался один патрон, - ружье заряжено, он просто этого не заметил. И

в то же время он знал, что в магазине нет патрона. Эта мысль неотвязно

преследовала его. Он боролся с ней часами, потом осмотрел магазин и

убедился, что никакого патрона в нем нет. Разочарование было так сильно,

словно он и в самом деле ожидал найти там патрон.

Прошло около получаса, потом навязчивая мысль вернулась к нему снова.

Он боролся с ней и не мог побороть и, чтобы хоть чем-нибудь помочь себе,

опять осмотрел ружье. По временам рассудок его мутился, и он продолжал

представления точили его мозг, как черви. Но он быстро приходил в

сознание, - муки голода постоянно возвращали его к действительности.

Однажды его привело в себя зрелище, от которого он тут же едва не упал без

чувств. Он покачнулся и зашатался, как пьяный, стараясь удержаться на

ногах. Перед ним стояла лошадь. Лошадь! Он не верил своим глазам. Их

заволакивал густой туман, пронизанный яркими точками света. Он стал

яростно тереть глаза и, когда зрение прояснилось, увидел перед собой не

лошадь, а большого бурого медведя. Зверь разглядывал его с недружелюбным

любопытством.

Он уже вскинул было ружье, но быстро опомнился. Опустив ружье, он

вытащил охотничий нож из шитых бисером ножен. Перед ним было мясо и -

жизнь. Он провел большим пальцем по лезвию ножа. Лезвие было острое, и

кончик тоже острый. Сейчас он бросится на медведя и убьет его. Но сердце

заколотилось, словно предостерегая: тук, тук, тук - потом бешено

подскочило кверху и дробно затрепетало; лоб сдавило, словно железным

обручем, и в глазах потемнело.

Отчаянную храбрость смыло волной страха. Он так слаб - что будет,

если медведь нападет на него? Он выпрямился во весь рост как можно

внушительнее, выхватил нож и посмотрел медведю прямо в глаза. Зверь

неуклюже шагнул вперед, поднялся на дыбы и зарычал. Если бы человек

бросился бежать, медведь погнался бы за ним. Но человек не двинулся с

места, осмелев от страха; он тоже зарычал, свирепо, как дикий зверь,

выражая этим страх, который неразрывно связан с жизнью и тесно сплетается

с ее самыми глубокими корнями.

Медведь отступил в сторону, угрожающе рыча, в испуге перед этим

таинственным существом, которое стояло прямо и не боялось его. Но человек

все не двигался. Он стоял как вкопанный, пока опасность не миновала, а

потом, весь дрожа, повалился на мокрый мох.

уже не страх голодной смерти: теперь он боялся умереть насильственной

смертью, прежде чем последнее стремление сохранить жизнь заглохнет в нем

от голода. Кругом были волки. Со всех сторон в этой пустыне доносился их

вой, и самый воздух вокруг дышал угрозой так неотступно, что он невольно

поднял руки, отстраняя эту угрозу, словно полотнище колеблемой ветром

палатки.

Волки по двое и по трое то и дело перебегали ему дорогу. Но они не

подходили близко. Их было не так много; кроме того, они привыкли охотиться

за оленями, которые не сопротивлялись им, а это странное животное ходило

на двух ногах, и должно быть, царапалось и кусалось.

К вечеру он набрел на кости, разбросанные там, где волки настигли

свою добычу. Час тому назад это был живой олененок, он резво бегал и

мычал. Человек смотрел на кости, дочиста обглоданные, блестящие и розовые,

оттого что в их клетках еще не угасла жизнь. Может быть, к концу дня и от

него останется не больше? Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая.

Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть - уснуть.

Смерть - это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?

Но он не долго рассуждал. Вскоре он уже сидел на корточках, держа

кость в зубах и высасывал из нее последние частицы жизни, которые еще

окрашивали ее в розовый цвет. Сладкий вкус мяса, еле слышный, неуловимый,

как воспоминание, доводил его до бешенства. Он стиснул зубы крепче и стал

выбраться на поверхность.

Он лежал на спине неподвижно и слышал, как хриплое дыхание волка

приближается к нему. Оно ощущалось все ближе и ближе, время тянулось без

конца, но человек не пошевельнулся ни разу. Вот дыхание слышно над самым

ухом. Жесткий сухой язык царапнул его щеку словно наждачной бумагой. Руки

у него вскинулись кверху - по крайней мере он хотел их вскинуть - пальцы

согнулись как когти, но схватили пустоту. Для быстрых и уверенных движений

нужна сила, а силы у него не было.

Волк был терпелив, но и человек был терпелив не меньше. Полдня он

лежал неподвижно, борясь с забытьем и сторожа волка, который хотел его

съесть и которого он съел бы сам, если бы мог. Время от времени волна

забытья захлестывала его, и он видел долгие сны; но все время, и во сне и

наяву, он ждал, что вот-вот услышит хриплое дыхание и его лизнет шершавый

язык.

Дыхание он не услышал, но проснулся оттого, что шершавый язык

коснулся его руки. Человек ждал. Клыки слегка сдавили его руку, потом

давление стало сильнее - волк из последних сил старался вонзить зубы в

добычу, которую так долго подстерегал. Но и человек ждал долго, и его

искусанная рука сжала волчью челюсть. И в то время как волк слабо

отбивался, а рука так же слабо сжимала его челюсть, другая рука

протянулась и схватила волка. Еще пять минут, и человек придавил волка

всей своей тяжестью. Его рукам не хватало силы, чтобы задушить волка, но

человек прижался лицом к волчьей шее, и его рот был полон шерсти. Прошло

полчаса, и человек почувствовал, что в горло ему сочится теплая струйка.

Это было мучительно, словно ему в желудок вливали расплавленный свинец, и

только усилием воли он заставлял себя терпеть. Потом человек перекатился

на спину и уснул.

На китобойном судне "Бедфорд" ехало несколько человек из научной

экспедиции. С палубы они заметили какое-то странное существо на берегу.

Оно ползло к морю, едва передвигаясь по песку. Ученые не могли понять, что

это такое, и, как подобает естествоиспытателям, сели в шлюпку и поплыли к

берегу. Они увидели живое существо, но вряд ли его можно было назвать

человеком. Оно ничего не слышало, ничего не понимало и корчилось на песке,

словно гигантский червяк. Ему почти не удавалось продвинуться вперед, но

оно не отступало и, корчась и извиваясь, продвигалось вперед шагов на

двадцать в час.

Через три недели, лежа на койке китобойного судна "Бедфорд", человек

со слезами рассказывал, кто он такой и что ему пришлось вынести. Он

бормотал что-то бессвязное о своей матери, о Южной Калифорнии, о домике

среди цветов и апельсиновых деревьев.

Прошло несколько дней, и он уже сидел за столом вместе с учеными и

капитаном в кают-компании корабля. Он радовался изобилию пищи, тревожно

провожал взглядом каждый кусок, исчезавший в чужом рту, и его лицо

выражало глубокое сожаление. Он был в здравом уме, но чувствовал ненависть

ко всем сидевшим за столом. Его мучил страх, что еды не хватит. Он

расспрашивал о запасах провизии повара, юнгу, самого капитана. Они без

конца успокаивали его, но он никому не верил и тайком заглядывал в

кладовую, чтобы убедиться собственными глазами.

Стали замечать, что он поправляется. Он толстел с каждым днем. Ученые

качали головой и строили разные теории. Стали ограничивать его в еде, но

он все раздавался в ширину, особенно в поясе.

Матросы посмеивались. Они знали, в чем дело. А когда ученые стали

следить за ним, им тоже стало все ясно. После завтрака он прокрадывался на

бак и, словно нищий, протягивал руку кому-нибудь из матросов. Тот

ухмылялся и подавал ему кусок морского сухаря. Человек жадно хватал кусок,

глядел на него, как скряга на золото, и прятал за пазуху. Такие же

подачки, ухмыляясь, давали ему и другие матросы.

Ученые промолчали и оставили его во покое. Но они осмотрели

потихоньку его койку. Она была набита сухарями. Матрац был полон сухарей.

Во всех углах были сухари. Однако человек был в здравом уме. Он только

принимал меры на случай голодовки - вот и все. Ученые сказали, что это

должно пройти. И это действительно прошло, прежде чем "Бедфорд" стал на

якорь в гавани Сан-Франциско.

История создания рассказа

Рассказ «Любовь к жизни» был написан американским писателем Джеком Лондоном в 1905 году, издан в сборнике рассказов о приключениях золотоискателей в 1907 году. Представляется возможным, что рассказ имеет долю автобиографичности, по крайней мере, имеет под собой реальную основу, так как писатель приобрел немалый жизненный и писательский опыт, плавая матросом на шхунах и принимая участие в покорении Севера в дни «золотой лихорадки». Жизнь обеспечила ему массу впечатлений, которые он выразил в своих произведениях.

Добавляет подлинной реальности и то, с какой географической детализацией автор изображает путь своего героя - от Большого Медвежьего озера до устья реки Коппермайн, впадающей в Северный Ледовитый океан.

Сюжет, герои, идея рассказа

Конец 19 века ознаменовался целой цепочкой «золотых лихорадок» - люди в поисках золота массово исследовали Калифорнию, Клондайк, Аляску. Типичная картина представлена и в рассказе «Любовь к жизни». Два друга, путешествующих в поисках золота (и добывших приличное количество), не рассчитали сил на обратную дорогу. Нет провизии, нет патронов, нет элементарных психических и физических ресурсов - все действия совершаются автоматически, словно в тумане. Герой, переходя через ручей, оступается и повреждает ногу. Товарищ по имени Билл без малейших раздумий бросает его и уходит, даже не обернувшись.

Главный герой остается бороться. Добыть животную пищу он не может, рыба из маленького озерка ускользает, несмотря на то, что он ручную вычерпывает из водоема всю воду. Золото пришлось бросить из-за его веса. Судьба Билла оказалась печальной - безымянный герой набрел на кучу розовых костей, лохмотья одежды и мешочек с золотом.

Кульминацией рассказа становится встреча с волком, слишком больным и слабым, чтобы напасть на человека, но явно рассчитывающим полакомиться трупом человека, когда тот умрет от истощения и изнеможения. Герой и волк сторожат друг друга, ведь он в равных условиях и в каждом из них говорит инстинкт выживания - слепая и самая сильная в мире любовь к жизни.

Главный герой притворяется мертвым, ожидая нападения волка, и когда тот нападает, человек даже не душит его - он придавливает его своим весом и прогрызает волку шею.

У самого моря команда китобойного судна замечает на берегу нелепое копошащееся существо, ползущее к кромке воды. Героя принимают на корабль и вскоре замечают его странность - он не ест хлеб, подаваемый к обеду, а прячет его под матрас. Такое помешательство развилось из-за длительного неутолимого голода, который ему пришлось испытать. Впрочем, вскоре это прошло.

Рассказ построен на противопоставлении вначале Билла и безымянного героя, затем - безымянного героя и волка. Причем Билл в этом сравнении проигрывает, так как сравнивается с учетом моральных критериев и терпит поражение, а волк остается с героем на равных, так как природа не знает жалости, как и человек, доведенный до последней черты.

Главной идеей рассказа является мысль о том, что борьба человека с природой за право существования беспощадна, несмотря на то, что человек вооружен еще и разумом. В критических ситуациях нас ведет инстинкт или любовь к жизни, и практика показывает, что выживает сильнейший. Природа не ведает жалости и снисхождения к слабому, уравнивая в правах хищников и травоядных. С точки зрения природного выживания Билл считал себя правым, избавляясь от балласта в виде раненого приятеля. Но важнее оставаться человеком до конца.

Наткнувшись в тундре на останки своего погибшего товарища, он не злорадствует и берет себе его золота. Он не бросается на останки из чувства голода (хотя накануне мы видим, как он поедал живых птенцов), и это становится последним, крайним проявлением человеческого достоинства.

Джек Лондон

ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ

Потоком времени не все поглощено.

Жизнь прожита, но облик ее вечен.

Пусть золото игры, в волнах погребено -

Азарт игры как выигрыш отмечен.

Два путника шли, тяжело хромая, по склону холма. Один из них, шедший впереди, споткнулся о камни и чуть не упал. Двигались они медленно, усталые и слабые, и напряженные их лица были покрыты той покорностью, какая является результатом долгих страданий и перенесенных лишений. К плечам их были привязаны тяжелые мешки. Головные ремни, проходящие по лбу, придерживали ношу на шее. Каждый путник нес в руках ружье.

Они шли согнувшись, выдвинув вперед плечи, с глазами, уставленными в землю.

Если бы только были у нас два патрона из тех, какие мы спрятали в нашей яме, - сказал второй человек.

Второй путник вошел в воду вслед за первым. Они не сняли обуви, хотя вода была ледяная - такая холодная, что их ноги болезненно немели.

В некоторых местах вода доходила до колен, и оба они шатались и теряли равновесие.

Путник, идущий сзади, поскользнулся о камень. Он чуть было не упал, но с большим усилием выпрямился, издав острый крик боли. Его голова кружилась, и он выставил правую руку, как бы ища опоры в воздухе.

Найдя равновесие, он двинулся вперед, но зашатался и снова чуть не упал. Тогда он остановился и посмотрел на своего товарища, который даже не повернул головы.

Он стоял неподвижно в течение минуты, как бы что-то обдумывая. Затем крикнул:

Послушай, Билл, я вывихнул себе ногу!

Билл шел, шатаясь, по известковой воде. Он не обернулся. Человек, стоявший в ручье, посмотрел вслед уходящему. Его губы немного дрожали, и видно было, как двигались темно-рыжие усы, их покрывавшие. Он пытался смочить губы языком.

Билл! - крикнул он снова.

Это была мольба сильного человека, очутившегося в беде. Но Билл не повернул головы. Человек смотрел, как спутник его уходит шатающейся походкой, нелепо прихрамывая и качаясь взад и вперед. Билл поднимался по отлогому склону низкого холма и подходил к мягкой линии окаймляющего его неба. Говоривший смотрел на уходящего товарища, пока тот не перевалил через вершину и не исчез за холмом. Тогда он перевел взгляд на окружающий ландшафт и медленно охватил взором мир. Только он - этот мир - остался ему теперь после ухода Билла.

Солнце неясно обозначалось вблизи горизонта, почти скрытое за туманом и паром, поднимающимися из долины. Эти туманные облака казались густыми и плотными, но были бесформенны и не имели очертаний.

Путник, опираясь на одну ногу, вынул часы.

Было четыре часа, и так как стоял конец июля или начало августа - точно он не знал числа, - солнце должно было находиться на северо-западе. Он посмотрел на запад: где-то там, за пустынными холмами, лежало Великое Медвежье озеро. Он знал также, что в этом направлении Полярный круг проходит через проклятую область бесплодных равнин Канады. Ручей, в котором он стоял, был притоком Медной речки, которая течет к северу и вливается в заливе Коронации в Северный Ледовитый океан. Он никогда не бывал там, но видел эти места на карте Компании Гудзонова залива.

Снова взор его охватил окружающий пейзаж. То было невеселое зрелище. Всюду кругом обрисовывалась мягкая линия неба. Всюду поднимались невысокие холмы. Не было ни деревьев, ни кустов, ни травы - ничего, кроме бесконечной и страшной пустыни, вид которой внезапно заставил его содрогнуться.

Билл, - прошептал он несколько раз. - Билл!

Он опустился посреди молочной воды, как будто окружающая ширь теснила его неодолимой и суровой своей властью и сокрушала ужасом своей обыденности. Он стал дрожать, словно в сильной лихорадке, пока ружье не выпало из его рук и с плеском не ударилось о воду. Это как будто пробудило его. Подавляя свой страх, он стал шарить в воде, пытаясь найти ружье. Он придвинул ношу к левому плечу, чтобы облегчить тяжесть для поврежденной ноги. Затем он начал осторожно и медленно, корчась от боли, продвигаться к берегу.

Он не остановился. С отчаянием, граничившим с безрассудством, не обращая внимания на боль, он спешил по направлению к холму, за которым исчез его товарищ. Его фигура выглядела еще более нелепой и странной, чем облик ушедшего путника. Снова в нем поднималась волна страха, и преодоление его стоило ему величайших усилий. Но он справился с собой и снова, отодвинув мешок еще дальше к левому плечу, продолжал путь по склону холма.

Дно долины было болотисто. Толстый слой мха, подобно губке, впитывал в себя воду и удерживал ее близко к поверхности. Вода эта проступала из-под ног путника на каждом шагу. Ноги его тонули в мокром мху, и он с большим усилием освобождал их из топи. Он выбирал себе дорогу от одного открытого места к другому, стараясь идти по следу того, кто прошел тут раньше. След этот вел через скалистые площадки, подобные островам в этом мшистом море.

Хотя он был один, но не терял дороги. Он знал, что придет к месту, где сухой карликовый ельник окаймляет берег маленького озера, называвшегося на языке страны «Тичиничили», или Страна Низких Стволов. В это озеро втекал небольшой ручей, вода которого не была молочной, подобно воде других ручьев этой местности. Он помнил хорошо, что вдоль этого ручья рос тростник. Он решил следовать по его течению до того места, где течение раздваивается. Там он перейдет ручей и найдет другой ручей, текущий к западу. Он пойдет вдоль него, пока не дойдет до реки Дизы, куда впадает этот ручей. Здесь он найдет яму для провизии - в потайном месте, под опрокинутой лодкой, с наваленной на нее грудой камней. В этой яме лежат заряды для его пустого ружья, рыболовные принадлежности, маленькая сетка для лова - одним словом, все приспособления для охоты и ловли пищи. Он найдет там также немного муки, кусок свиного сала и бобы.

Там Билл будет ожидать его, и они вместе отправятся на лодке вниз по Дизе к Великому Медвежьему озеру. Они будут плыть по озеру по направлению к югу, все южнее и южнее, пока не достигнут реки Маккензи. Оттуда они снова двинутся к югу. Таким образом они уйдут от наступающей зимы, от ее льдов и холода. Они дойдут, наконец, до Поста Компании Гудзонова залива, где растут высокие и густые леса и где пищи сколько угодно.

Вот о чем думал путник, продолжая продвигаться. Напряжению его тела соответствовало такое же усилие его мысли, пытающейся убедиться в том, что Билл его не оставил, что он, наверно, будет ждать его у ямы. Этой мыслью он должен был себя успокаивать. Иначе идти было бесцельно и надо было ложиться на землю и умирать. Мысль его усиленно работала. Наблюдая, как неясный шар солнца медленно опускался к северо-западу, он все снова и снова вспоминал малейшие подробности начала его бегства к югу, вместе с Биллом, от настигавшей их зимы. Снова и снова он мысленно перебирал запасы провизии, спрятанной в яме. Вспоминал он все время и запасы Поста Компании Гудзонова залива. Он не ел два дня, а перед этим долго, очень долго недоедал. Часто он наклонялся, срывал бледные ягоды кустарника, клал их в рот, жевал и глотал. Эти ягоды - семя, заключенное в капсюле с безвкусной жидкостью. На вкус это семя очень горько. Человек знал, что ягоды совершенно непитательны, но терпеливо продолжал жевать.

В девять часов он ушиб большой палец ноги о каменную глыбу, пошатнулся и свалился на землю от усталости и слабости. Он лежал некоторое время без движения, на боку. Затем высвободился из ремней своего дорожного мешка и с трудом принял сидячее положение. Было еще не совсем темно. В свете длящихся сумерок он ощупью старался отыскать между скалами обрывки сухого мха. Собрав кучу, он зажег огонь - теплящийся, дымный огонь - и поставил на него кипятить свой котелок.

Их было шестьдесят семь. Для верности он три раза пересчитал их. Он разделил их на небольшие пакеты, которые завернул в непромокаемую вощеную бумагу, и положил одну пачку в пустой кисет для табака, другую - за подкладку измятой шляпы, третью - под рубашку у тела. Сделав это, он вдруг поддался паническому страху, снова развернул их и пересчитал. И снова он насчитал шестьдесят семь.

Он высушил обувь у огня. Его мокасины разлезались на мокрые лоскуты. Шерстяные носки были сплошь в дырках, а ноги - изранены и окровавлены. Лодыжка горела от вывиха. Он посмотрел ее и нашел, что она распухла и стала величиной с колено. Он оторвал длинную полосу от одного из своих двух одеял и туго завязал ногу. Другими полосками он обернул ноги, пытаясь заменить этим мокасины и носки. Затем выпил кипящую воду из котелка, завел часы и полез под верхнее одеяло. Он спал мертвым сном. Но недолго было темно. Солнце встало на северо-востоке. Вернее, заря забрезжила в этом месте, ибо солнце осталось скрытым за серыми облаками.

Урок Вн. чт. Джек Лондон. «Любовь к жизни»

Цель: изображение силы человеческого духа, беспредельность возможностей в экстремальной ситуации в рассказе Д.Лондона «Любовь к жизни»

Обучающие: сформировать знания о жизни и творчестве Д.Лондона; на примере рассказа Д.Лондона «Любовь к жизни» показать, что человек всегда должен оставаться человеком, продолжать бороться за жизнь до последнего; анализировать прочитанное; выражать впечатления от текста, ориентироваться

Развивающие: развивать навыки сопоставительного анализа и умения работать с текстом.

Воспитательные: воспитывать человека сострадающего, готового помочь в трудную минуту.

Эпиграф:
Насколько человек побеждает страх.
Настолько он человек.
(Томас Корлейль, англ. писатель и историк)

Ход урока

I . Организационный момент

II . Знакомство с творчеством Д.Лондона

1. Вступительное слово учителя:
Ребята! Нам сегодня предстоит поразмышлять о героях Дж. Лондона. Необходимо будет выяснить: Какие они? Что движет ими? Что дороже всего на свете? Что такое настоящий человек? Джек Лондон сам являлся очевидцем многих событий, описанных в его произведениях.

2. Рассказ биографии (сопровождается презентацией)
Джек Лондон (1876–1916), американский писатель[Слайд 2 ].
Родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. При рождении получил имя Джон Чейни, но восемь месяцев спустя, когда мать вышла замуж, стал Джоном Гриффитом Лондоном. Его отчим был фермером, впоследствии разорился. Семья бедствовала, и Джек смог закончить только начальную школу.
Юность Лондона пришлась на время экономической депрессии и безработицы, материальное положение семьи становилось все более шатким. К двадцати трем годам он сменил множество занятий: работал на фабриках, в прачечной, арестовывался за бродяжничество и выступления на социалистических митингах.
В 1896 году на Аляске были открыты богатейшие залежи золота, и все устремились туда, надеясь на то, что разбогатеют. [Слайд 3 ].
Отправился туда и Лондон. Он был старателем на Аляске во время «золотой лихорадки». Но юноша пробыл там год и вернулся таким же бедняком, каким и уехал. Но этот год изменил жизнь: он начал писать.
Начав с коротких рассказов, вскоре завоевал литературный рынок восточного побережья рассказами о приключениях на Аляске. [Слайд 4 ].
Джек Лондон стал известен, когда в 1900 году опубликовал свои северные рассказы, среди них был и рассказ «Любовь к жизни». Их действия разворачиваются на Аляске.
В 1900 году Лондон опубликовал свою первую книгу "Сын волка». В последующие семнадцать лет он выпускал по две и даже три книги в год.
Умер Лондон в Глен-Эллене (штат Калифорния) 22 ноября 1916 году. [Слайд 5 ].

Мы видим, что Лондона ничто не сломило, потому что он был, на мой взгляд, настоящим человеком. Эпиграфом к уроку я взяла слова: [Слайд 6 ].

III . Работа по рассказу «Любовь к жизни»

1. Чтение рассказа учителем

2. Анализ рассказа:
- Мы с вами должны сегодня проследить за судьбой одного из героев рассказа Дж. Лондона. Посмотрите на начало рассказа. Какими автор показывает нам героев?
(Герои рассказа уже несколько дней в пути. Они очень устали.
«устали и выбились из сил,
лица выражали “терпеливую покорность”, “плечи оттягивали тяжелые тюки”, “шли сгорбившись, низко нагнув головы, не поднимая глаз”, говорят “равнодушно”, голос “звучит вяло” ) .

Вроде бы в такой момент они должны поддержать друг друга, но что мы видим? Почему Билл бросил товарища? [Слайд 7 ].

(Один из них попадает в беду, а другой - Билл – оставляет своего товарища, испугавших, что тот будет для него обузой, рассчитывая, что в одиночку легче спасти жизнь).

Как вы оцениваете поведение Билла? Найдите слова, характеризующие его поведение.

Билл ушёл, но главное - для оставшегося героя Билл становится целью, движением вперед, к жизни, надеждой на встречу с Биллом. (читаем)

(«… Билл его не бросил, он ждет у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, - оставалось только лечь на землю и умереть”).

Вывод: И человек начинает бороться за жизнь, продвигаясь к тайнику, потому что там есть «патроны, крючки, и лески для удочек … А ещё там есть мука и …кусок грудинки бобы», т.е . есть смысл жить.

Герой оказывается в сложной экстремальной ситуации.
- Что же такое экстремальная ситуация? [Слайд 8 ].
- (от.лат. extremus « крайний») Экстремальная ситуация - ситуация крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Герой попадает в сложную ситуацию.
- В чем сложность его положения? (Неизвестность; боль (вывих ноги); голод; одиночество)
.
-Эти сложности рождают чувство страха, отчаяние. Что, по вашему мнению, самое страшное для человека?
-
Одиночество - неприятное чувство.
Проследим по тексту , как ведет себя наш герой, оставшись один:
(“ в глазах появилась тоска, как у раненого оленя ”, в его последнем крике “ отчаянная мольба человека, попавшего в беду ”, наконец, ощущение полного одиночества не только на земле, но и во всей вселенной.)
- Описание природы ещё в большей степени помогает понять это чувство: (найдите)
(«Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь туман, который лежал плотной пеленой, без видимых границ и очертаний…» «Он взглянул на юг, соображая, что где-то там, за этими мрачными холмами, лежит большое Медвежье озеро и что в том же направлении проходит по канадской равнине страшный путь Полярного круга». И еще: «Он снова окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался теперь один. Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни травы - ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни, - и в его глазах появилось выражение страха»)
- Природа, окружающая героя, не предвещает ему ничего хорошего. "Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни тр авы - ничего кроме беспредельной и страшной пустыни, - и в его глазах появилось выражение страха".
- Как вы считаете, с какой целью, употребляются однокоренные слова страх и страшный?
(Для усиления горестного состояния человека).
Но герой не сдается , стремится к своей цели, преодолевая трудности.
- Вспомните эпизоды пути героя. Что приходится преодолевать герою? (находят и зачитывают эпизоды)
Эпизод со спичками. “Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек…Когда он проделал все это, ему вдруг стало страшно; он развернул все три свертка и снова пересчитал. Спичек было по-прежнему шестьдесят семь”. (Борьба со страхом).
Боль. “Лодыжка сильно болела…, распухла, стала почти такой же толстой, как и колено”, “суставы заржавели, и согнуться или разогнуться стоило каждый раз большого усилия воли”, “Нога у него одеревенела, он стал хромать еще сильнее, но эта боль ничего не значила по сравнению с болью в желудке. Боль все грызла и грызла его…”. (Борьба с болью).
Эпизод с куропаткой, ловля рыбы, встреча с оленем и др. “В отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал. Сначала он плакал тихо, потом стал громко рыдать, будя безжалостную пустыню…, и долго он еще плакал без слез, сотрясаясь от рыданий”. “Им овладело только одно желание - есть! Он помешался от голода”. Ему снятся пиры и званые обеды. (Борьба с голодом).
Но постепенно чувство голода ослабевает, но человек, « боясь умереть», продолжает двигаться вперёд.
(«Жизнь в нём не хотела гибнуть и гнала его вперёд»)
- На смену одним испытаниям приходят другие. Он хочет выяснить: кто сильнее.

Пересказ фрагмента «Победа волка над человеком »
- Какими показаны волк и человек?
- клыки сдавили руку, волк хочет вонзить зубы в добычу;
- человек ждёт и сжимает челюсть волка;
- другая рука хватает волка;
-волк подмят под человека;
-человек прижался к волчьей шее, во рту шерсть.

- Человек пытается выжить! Только ли человек?
– Зверь тоже.
Автор показывает человека и зверя (волка) в борьбе за жизнь рядом: кто кого?
Что символизирует волк?
(Это символ смерти , которая тащится вслед за жизнью, по всем признакам человек должен погибнуть, умереть. Тут-то она, смерть, его и возьмет. Но посмотрите, недаром смерть дана в облике больного волка: жизнь сильнее смерти.)

Мы видим, что человек и волк больны, слабы, но всё же человек одерживает победу. Что помогло человеку одержать победу над животным? (Сила духа).
- А что такое сила духа?
(Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков).
- Мы видим, что человек оказался сильнее. Но почему?
Вывод: благодаря расчету, силе духа , терпению, выносливости и любви к жизни человек побеждает страх.
- Но в тексте есть моменты, где человек напоминает нам животное? (докажите.)

Охота на куропаток. “Он бросил в них камнем, но промахнулся. Потом, ползком, как кошка подкрадывается к воробьям, стал подкрадываться к ним. Штаны у него порвались об острые камни, от колен тянулся кровавый след, но он не чувствовал боли, - голод заглушал ее”. Не поймав ни одной птицы, он стал громко передразнивать их крик.
Встреча с лисицей, с медведем. “Навстречу ему попалась черно-бурая лисица с куропаткою в зубах. Он закричал. Крик его был страшен …” . Как видим, трагизм ситуации нарастает, человек меняется на глазах, уподобляется зверю.

Найдите слова автора, прямо называющие человека животным?
“Он сбросил свою поклажу и на четвереньках пополз в камыши, хрустя и чавкая, словно жвачное животное”. Им овладело только одно желание: есть!
Эпизод с костями : “Вскоре он уже сидел на корточках, держа кость в зубах и высасывая из нее последние частицы жизни…Сладкий вкус мяса, еле слышный, неуловимый, как воспоминание, доводил его до бешенства. Он стиснул зубы крепче и стал грызть” . Последние частицы жизни уходят не только из обглоданных костей, но и из человека. Как будто рвется та ниточка, которая связывала нашего героя с людьми.

И все же, что отличает человека от животного? Какой эпизод, очень важный, помогает нам понять это?
(Эпизод с Биллом). [Слайд 9 ].

Фрагмент встречи с останками Билла. Ваши мнения, суждения?
(Билл оказался слабым, не смог преодолеть страх, он боялся за свою жизнь и бросил товарища в беде. Билл променял жизнь на золото).

Можно ли считать героя настоящим человеком? Какие качества присущи таким людям? Подтвердите свои слова фрагментами из текста.
(расчетливость (эпизод со спичками, в еде, в борьбе с волком, с золотом, путь к кораблю: “ Он сел и задумался о самых неотложных делах… ” ;
терпение (в борьбе с волком, с голодом);
рассудок (“ желудок словно уснул ”, но наш герой все равно продолжает искать себе пищу, что им движет? - разум: он должен чем-то питаться, чтобы не умереть);
“По временам рассудок мутился, и он продолжал брести дальше, как автомат”, “ Шел, не разбирая времени, и ночью, и днем, отдыхал там, где падал, и тащился вперед, когда угасавшая в нем жизнь вспыхивала и разгоралась ярче. Он больше
не боролся, как борются люди. Эта сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперед”.
- Бесстрашие;
-сила воли.

Что (кто) придало силы духу человеку? (Цель, близость цели : сначала это был Билл, потом корабль).
- Мы видим, автор не называет человеком это существо, сравнивает с червяком, который продвигается, корчась и извиваясь. Но от той “терпеливой покорности”, какую мы видели в начале рассказа, не осталось и следа: пусть двадцать шагов в час, пусть ползком, но человек идет вперед.

IV . Итог урока

1. Обобщающие вопросы :
- Как вы думаете, почему рассказ назван “Любовь к жизни”?
- Любовь к жизни помогает герою выжить.(
Любовь к жизни ) [Слайд 11 ].
Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть - уснуть. Смерть - это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?”
- Как Вы понимаете эти слова?
(«Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней».
Ему хотелось жить, поэтому “человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пил кипяток и следил за больным волком)

- Очень часто люди, в трудные минуты обращались к произведению Дж. Лондона. Почему?
Какие уроки можно извлечь из этого произведения?

2. Вывод. [Слайд 12 ].
«Любовь к жизни» - это рассказ о мужественном человеке, который выстоял в таких страшных испытаниях, как одиночество, предательство друга и борьба с суровой северной природой. Самое главное - преодолел себя, свой страх, свою боль.

V . Домашнее задание: А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (читать, пересказывать)

Исследовательская работа по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»

Многие рассказы Джека Лондона были прочитаны учащимися в течение летних каникул. Произведения американского писателя очень понравились детям. Во время первого урока литературы в сентябре я выяснила, что рассказ этого писателя «Сказание о Кише» произвёл большое впечатление на учеников. Они познакомились с бытом, нравами, обычаями народов Аляски. Но у ребят возникло множество вопросов. Чтобы приобщить шестиклассников к исследовательской работе, я предложила исследовать текст рассказа «Любовь к жизни». Дети заинтересовались. Они захотели больше узнать о самом писателе, о его рассказе, открыть для себя Аляску. Каждый ребёнок получил задание, которое ему больше всего понравилось. Когда дети по карте проследили путь, проделанный героем рассказа, измерили его ниточкой, высчитали длину пути, то пришли в настоящее изумление. И сочувствие их герою было огромным. Я же для себя как для учителя поставила свои задачи. Таким образом, у нас получился маленький проект.

Учебные задачи :

1) Помочь учащимся перейти от уровня содержания к уровню смысла.

2) Определить роль пейзажа в произведении

3) Расширить знания учащихся о географическом положении Аляски

4) Показать влияние природы на судьбу человека

5) Развивать устную речь учащихся и формировать навыки исследования литературного текста

Задания трём группам учащихся были предложены за несколько дней до урока.

1 группа

1) Приготовить сообщение о знаменитом американском писателе Джеке Лондоне

2) История Аляски

2 группа

1) Географическое положение Аляски, её климат

2) Растительный и животный мир Аляски

3 группа

1) Составить викторину по рассказу «Любовь к жизни»

2) Какой вы представляете Аляску? Нарисовать рисунки к рассказу

Для урока нам потребовались – помимо текста – физическая и климатическая карта природных зон, нитки, фломастеры, календарь погоды, рисунки учащихся.

Эпиграфом к уроку мы выбрали слова английского историка Томаса Карлейля: «Насколько человек побеждает страх, настолько он и человек».

Опишу теперь ход самого урока – так, как он получился в реальности.

1.Слово учителя. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы не только рассмотрим рассказ Джека Лондона, но и познакомимся с историей Аляски, её географическим положением. Поэтому перед вами географическая карта, рисунки.

2.Рассказ первой группы учащихся о Джеке Лондоне.(1876-1916) (индивидуальное задание).

В 1897 году на севере Америки, в Клондайке, нашли золото. Дикие просторы Аляски, страны Белого безмолвия, пустынной и холодной, вдруг показались землёй богатой и щедрой тысячам бедняков и тем, кого называют прирождёнными романтиками.

Американец Джек Лондон, тогда ещё начинающий писатель, был из их числа. Но прежде, чем стать золотоискателем. Лондон перепробовал множество профессий: он был разносчиком газет, рабочим на консервной фабрике, матросом на шхуне, гладильщиком прачечной, кочегаром. Нужда помешала ему завершить образование. Его университетом стала сама жизнь. И он горел желанием рассказать о ней миру. «У него было чистое, полное радости, нежное незлобивое сердце… Он выглядел старше своих двадцати лет: тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос…Чуткий рот – впрочем, он был способен принять и суровые властные очертания; лучезарная улыбка, взгляд, нередко устремлённый в глубь себя. Лицо художника и мечтателя, но очерченные сильными штрихами, выдающими силу воли и безграничную энергию». И в зрелом возрасте Лондон сохранил то лучшее в душе и во внешности, чем обладал в юности.

На Аляске Лондон не разбогател, но он собрал там ценнейший материал для своих рассказов, которые познакомили американцев с Севером. Оледенелые бревенчатые поселения, сорокаградусная стужа, долгие полярные ночи, споры, где побеждает сильнейший, жизнь, полная смертельного риска, в таких условиях жили и боролись герои «Северных рассказов».

3.Выступление 1 группы учащихся. Рассказ об Аляске. (Открытие Аляски В.Берингом, продажа полуострова Екатериной)

4.Слово учителя.

О противоборстве человека и природы, о мужестве и стойкости написан один из знаменитых рассказов писателя – «Любовь к жизни» Также рассказ этот о страшных последствиях предательства (путь героя оказался в воле рока после того, как его бросил товарищ).

Законы природы у Джека Лондона суровы, но справедливы. Беда приходит только тогда, когда человек отступает от этих законов, становится богатым и жадным и стремится установить неравенство. Об этом говорится и в «Северных рассказах» и в повести «Белый клык», и в других произведениях писателя.

Вопросы классу:

1) Какие события из жизни писателя легли в основу рассказа? (ответы учащихся)

2) А сейчас мы узнаем, насколько внимательно вы читали рассказ. Ответьте на вопросы викторины.

5. 3 группа учащихся проводит викторину по рассказу .

1.Сколько спичек было у главного героя? (67 спичек)

2.Сколько золота нёс с собой главный герой? (15 фунтов – 6 кг.)

3.Чего не было в тайнике, к которому стремились герои?

Патроны, крючки и лески, бинокль, компас, маленькая сеть, мука, кусок грудинки и бобы. (Не было бинокля и компаса.)

4.Что произошло с Биллом? (Погиб, его съели волки)

5.Как герой узнал, что кости принадлежат Биллу? (По кожаному мешку)

6.Куда наш герой прятал сухари? (В матрас, в подушку)

6.Слово учителя. Читатели вы внимательные. А с каким настроением вы читали рассказ? (Ответы учащихся)

Действительно, рассказ рождает грустное настроение. Мне, как читателю, ещё грустнее от того, что в наших учебниках отсутствуют цветные иллюстрации к рассказу. (Учащиеся 3 группы показывают свои рисунки классу, ребята пересказывают эпизод, изображенный на нём.) Теперь, когда «белых пятен» в содержании не осталось, вы сможете ответить на следующие вопросы.

1) Как ведётся повествование? В чём особенность? (Повествование ведётся от третьего лица, но создаётся впечатление, что автор находится очень близко к своим

2) Как вы поняли, что герои прошли уже большое расстояние? (Прихрамывали, зашатался.)

3) Почему Билл не оглянулся, когда товарищ вывернул ногу (Не захотел дополнительных трудностей, испугался)

4)Как реагирует наш герой на предательство товарища (Не верит.)

6) Всех ли героев рассказа мы перечислили? Билл ушёл. Наш герой остался один…или не один? есть ещё кто-то? (Да, природа.)

Вот об этой северной природе и пришло время поговорить.

6.Выступление 1 группы учащихся. Природа Аляски

Изначально маршрут золотоискателей был намного длиннее: они собирались идти к югу от Большого Медвежьего озера. Переправившись через него, они хотели устремиться на восток до Гудзонова залива – там было наибольшее на то время количество поселений. В районе реки Диз у путешественников был схрон с запасом продуктов питания. Они уже два месяца в своём нелёгком странствии. Но прошло две недели, как герой сбился с пути, поэтому маршрут изменился.

Путешественники вышли к устью реки Коппермайн, которая впадает в залив Коронации. И там совершенно случайно оказалось китобойное судно «Бедфорт» с представителями научной экспедиции на борту. Двое учёных и спасли героя рассказа. В каких же условиях шёл наш герой? Герой двигался в пределах до 69-70 градусов северной широты. Рельеф равнинный: низменности и возвышенности, холмы. В рассказе описывается июль-август – а это самый тёплый период в году. Но средняя температура этого времени года здесь +8 градусов. В Сибири такая температура бывает только в октябре. Погода в это время года на Аляске холодная, идут дожди, и даже бывает снег. Это тундра и лесотундра – территория, открытая для свободного проникновения воздушных масс с Северного Ледовитого океана. Плюс к этому – низкие температуры лета и зимы, плюс большое количество озёр. рек, ручьёв. Следовательно, почва насыщена влагой, но из-за низких температур она оттаивает в летний период только на несколько десятков сантиметров – от 10 до 30 см. А на остальной территории вечная мерзлота. Может ли здесь вырасти большое дерево? (Конечно, нет.)

7.Выступление второй группы учащихся.

Как мы понимаем, корневая система крупных, даже средних по размеру растений не может существовать в таких условиях, потому наш герой встречает на своём пути растительность, присущую этой природной зоне: мох, лишайник, карликовые кустарники, разнообразные ягоды, ближе к югу появляется камыш.(учащийся зачитывает отрывок из текста)

8.Животный мир Аляски

В данной природной зоне водятся олени, медведи, песцы, Лисицы, куропатки. Волки приходят сюда лишь летом на короткий период. Вот почему Билл, который ушёл вперёд, съеден волками. Потом, с наступлением холодов, они мигрировали, остался только один большой волк, который обречён на гибель здесь, так как перехода ему не выдержать.

Учитель

А теперь посмотрим, какой путь проделал герой в этих условиях. Не забудьте учесть, что он истощён, очень слаб, нёс груз 12 килограммов. Вспомним, что последние километры он преодолевал с трудом и проходил в день 2-3 мили (1609 метров), а затем и вовсе делал по 20 шагов в час. (Учащиеся высчитывают, что путь героя был очень длинным. Например, Кемеровскую область герой пересёк дважды)

В художественном произведении описание природы или, другими словами, пейзаж нужен не только для того, чтобы мы представили время и место действия, но и для того, чтобы мы могли лучше понять и состояние героя, и оценку автора, даваемую всему происходящему. Посмотрим на пейзаж с этой точки зрения.

А) Первый отрывок: «Он взобрался на небольшой холмик и осмотрелся кругом…»

Какой цвет преобладает в пейзаже и почему?

Почему в этом пейзаже нет солнца?

(Настроение героя соответствует пейзажу – ему грустно, страшно. Полная неизвестность – вот что ожидает героя.)

Б) Второй отрывок: «Он проснулся озябший и больной…»

Что изменилось в пейзаже? (серый цвет ещё больше сгустился, настроение стало

совершенно безрадостным, надежда на спасение становится ещё призрачней.)

В) Третий отрывок: «Долгое время он лежал неподвижно...»

Какие изменения помогают понять состояние героя? (Появилось солнце, оживились цвета, появилась надежда на спасение.)

Дополнительные вопросы для беседы.

1) Во время своего путешествия герой встречается со многими животными.

Но самая острая встреча с кем? (С волком)

2) Почему в смертельной схватке умирающий, обессиливший герой одерживает победу над волком? какое значение, по-вашему, имеет этот эпизод в развитии действия? (Кульминация произведения, теперь ясно, что герой не погибнет.)

3) Почему герой рассказа оказался победителем?

4) В чём смысл рассказа «Любовь к жизни»?

5) Почему он так называется?

6) Вам известны многие рассказы о смелых и мужественных людях, вспомните их.

7) Чем рассказ «Любовь к жизни от них отличается?

9.Итоги урока подводим коллективно .

Рассказ «Любовь к жизни» - рассказ о мужественном человеке, который выстоял в таких страшных испытаниях как одиночество, предательство друга и борьба с суровой северной природой. Самое главное – герой преодолел себя, свой страх, свою боль.