Традиционная культура янао, обычаи и нравы. Народные праздники и традиции коренных народов янао Роль искусства в жизни коренных народов ямала

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Декоративно-прикладное искусство Ямальских мастеров

Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа имеют вековые традиции и связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера, издавна проживающих на этой территории: ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян.

В силу территориальной протяженности ЯНАО, захватывающего арктическое побережье, тундру, лесотундру, приуральскую и таежные зоны, каждая территория имеет свои особенности в видах декоративно-прикладного творчества и использовании тех или иных материалов.

В зоне арктического побережья, частично в Тазовском и Ямальском районах, кроме материалов, связанных с оленеводством (мех, кожа, замша, рог оленя) большое применение издавна находили материалы, связанные с промыслом на морского зверя (клык моржа, шкура нерпы).

В таежной зоне (Надымский, Красноселькупский, Пуровский, Шурышкарский районы) использовалось дерево, береста, травы.

Широко применялись шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай, бурундук), а также шкурки дичи, рыбы (налима, осетра).

На сегодняшний день основными видами традиционных народных художественных промыслов и ремесел Ямала являются: * Пошив национальной одежды, обуви народов: ненцы, ханты, коми. * Художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного рога. * Художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые и праздничные). * Резьба по дереву. * Художественная обработка бересты.

Шитье и украшение одежды

Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи.

Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы, песца, белки, бобра. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой.

Меховая одежда совершенствовалась веками. Отличительные особенности меховой одежды: монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоничное сочетание оттенков меха и отделочных материалов - сукна или ровдуги.

Плетение из бисера, вышивка

Один из очень интересных видов творчества народов севера - искусство изготовления украшений из бисера. На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в 6-5 веке до н.э.

Специфика узоров

Декоративное изображение птиц, рыб, зверей, превращенных в узор называется зооморфным орнаментом. Как и растительный мотив, звериный узор не повторяет в точности облик животного, изображает его условно.

Фигурки рисовали обобщенно и упрощенно, так что их удобно использовать в орнаменте. Иногда вместо всей фигуры животного изображалась его часть. Орнамент изображали разным способом.

Изделия из кожи, кости, дерева выполняли мужчины. А с иглой и бисером лучше справлялись женщины. Нанесение орнамента занимало столько же времени, сколько изготовление вещи.

Иногда вместо всей фигуры животного изображалась его часть. Орнамент изображали разным способом. Изделия из кожи, кости, дерева выполняли мужчины. А с иглой и бисером лучше справлялись женщины. Нанесение орнамента занимало столько же времени, сколько изготовление вещи. Из глубокой древности тянутся представления, что вещь завершена и готова только тогда, когда покрыта узором.

В далекие времена узоры на бытовых изделиях служили не только украшением. Они придавали вещам свойства оберегов и играли роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментом украшали прежде всего ворот, рукава, подол, т.е. Все отверстия, через которые все болезни и злые силы могут проникнуть внутрь.

В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их древнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест – человека или бога. Орнамент выполняют из кожи, меха и сукна; украшают бисером, тесьмой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Декоративно-прикладное искусство и музыка русского народа»

Цели:воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа, познакомить учащихся с особенностями хороводных песен, частушек: развивать умение воспринимать музыку, музыкал...

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...

Слайд 2

Проект выполнили: Нистратова Дарья, Окинина Анастасия, Рыбакова София, Ситохин Иван, Аббасова Ирада - ученики 6 класса «А» ГОУ СОШ № 1970 Руководитель проекта: Карпенко Наталия Александровна - учитель русского языка и литературы

Слайд 3

За всё время своего существования человечество так и не смогло научиться жить в мире и согласии. Людям покорилась планета. Постепенно осваиваются космос и океанские глубины. Но мы так и не научились самому главному – мирно сосуществовать. Не смогли совладать с животной агрессией, которая в течение тысячелетий охватывала и терзала целые народы, ввергая их в пучину войн и конфликтов. Мы считаем, что конфликты между людьми зачастую вызваны непониманием друг друга, незнанием национально-культурных особенностей людей других национальностей. В нашей школе учатся ребята из многих регионов России. В наших семьях – разные традиции, разное воспитание. Но мы хотим, чтобы между нами было как можно меньше споров и разногласий, чтобы мы стали ближе друг к другу. Поэтому ребята нашего класса решили каждый год знакомиться с историей, культурой и традициями разных народов нашей многонациональной Родины. Мы думаем, что эти знания не только обогатят наш духовный мир, но и сблизят нас с другими народами России. Введение

Слайд 4

Изучить культурное наследие народов Севера, расширитьпредставление о творческой и духовной жизни северных народов, привлечь внимание учащихся к культуре других народов Российской Федерации. Цель проекта –

Слайд 5

1) Разработать и провести классный час «Путешествие на Ямал»; 2) подготовить презентацию в электронном виде для пополнения медиа-фонда «Библиотека будущего»; 3) разработать альманах «В гостях у народов Ямала». Задачи проекта:

Слайд 6

Мы считаем, что знакомство с историей, культурой и традициями разных народов России не только расширит кругозор учащихся, но и поможет им стать терпимее и уважительнее по отношению друг к другу. Идея проекта

Слайд 7

1. Научно-поисковые: - сбор и изучение литературы по данной теме; - проведение социологического опроса; - интервью с ребятами из других регионов России. 2. Аналитические: - анализ и синтез собранного материала; - анализ результатов опроса; 3. Систематизирующие: - систематизация полученных данных. 4. Практические: - разработка и проведение классного часа; - разработка альманаха «Путешествие на Ямал»; - компьютерная презентация. Методы

Слайд 8

Размерам полуострова Ямал могут позавидовать многие государства мира. Полуостров занимает площадь около 148 тыс. кв. км. Однако Ямалом часто называют не только полуостров, но и весь Ямало-Ненецкий автономный округ, территория которого занимает 769,3 тыс. кв. км. По размерам округ находится на 2 месте среди 7 автономных округов. Климат суровый, лето короткое, зима продолжительная, кругом тундра и тайга. 1. Географическое положение полуострова Ямал

Слайд 9

Карта Ямало-Ненецкого автономного округа

  • Слайд 10

    Каждый народ веками, тысячелетиями приспосабливался к окружающей природе, стремился максимально использовать ее ресурсы. Но, по всей вероятности, нигде на земле не проходило это так трудно, как на Крайнем Севере, где и до настоящего времени жители тундры не могут перейти к оседлому образу жизни. С раннего детства жители тайги и тундры усваивают знания, накопленные поколениями. Они хорошо знают повадки зверей, птиц, рыб, разбираются в травах, лишайниках и их питательных свойствах. Ямало-Ненецкий автономный округ образован 10 декабря 1930 года. О древнейшей истории коренных народов - ненцев, ханты, селькупов - имеются скудные сведения. Первыми источниками, в которых встречаются упоминания о ненцах, являются летописи. 2. Историческое развитие северных народов

    Слайд 11

    На Ямале проживают следующие коренные северные народы: ненцы, ханты, манси, селькупы, татары. Ненцы. Сами себя ненцы называют ненэй ненэць (буквально – ненецкий человек, человек-ненец. Буквосочетание ць близко по звучанию к русскому языку ч с придыханием). Это самый многочисленный из 26 народов российского Севера – его численность достигает 35 тысяч человек. В Ямало-Ненецком автономном округе проживает около 22 тысяч ненцев, они населяют также Ненецкий округ Архангельской области и Таймырский (Долгано-Ненецкий) округ Красноярского края. Раньше ненцев называли самоедами. Язык ненцев относится к самодийской группе уральской семьи языков. Ханты. Их в России около 21 тысячи человек. Проживают в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Александровском и Каргасоксом районах Томской области. В ЯНАО проживает 7,3 тысячи хантов. Прежнее название – остяки. 3. Национальности коренных народов севера

    Слайд 12

    Манси. Численность этого народа – около 8 тысячи человек. Проживают в основном в Ханты-Мансийском округе, на Ямале их единицы. Прежнее название – вогулы. Ханты и Манси (эти слова не принято изменять по падежам) называют ещё обскими уграми – поскольку они жили в доле Оби. Языки Ханты и Манси относятся к угорской группе уральской семи языков. Селькупы. (Остяко-самоеды) – народ, проживающий на востоке ЯНАО и насчитывающий одну и пять тысячи человек. Их язык относится к самодийской группе уральской семьи языков. Выше перечисленные народы объединены общей принадлежностью к уральской семье языков и исконным проживаниям на территории, примыкающей Полярному кругу. Татары. Особое место среди народов Ямала занимают татары. Их на Ямале около 27 тысяч, их язык относится к тюркской группе языков. Важно помнить, что сибирские татары также являются не пришлым, а коренным сибирским народом, поскольку они испокон веков жили в Сибири и потому отличаются от татар казанских, крымских, астраханских.

    Слайд 13

    Теперь приведём данные, касающиеся пришлых народов. Самыми многочисленными на Ямале являются русские (их около 300 тысяч). Затем следуют украинцы (86 тысяч) и белорусы (13 тысяч). Менее многочисленный коми (устаревшее название – зыряне) – 5,8 тысячи человек, их язык относится к финско-пермской группе уральской семьи языков. 4. Национальности пришлых народов севера

    Слайд 14

    5. Устное народное творчество

    Слайд 15

    Поговорки

    Поговорка - краткое народное выражение, характеризующее образное народное то или иное явление человека. Поговорка отличается от пословицы тем, что она более кратка и чаще всего не несёт морального смысла. Например: Семь пятниц на неделе>>; Положить зубы на полку>>; Чужими руками жар загребать>>; После дождичка в четверг>> и т. п. А вот интересная, на наш взгляд, северная поговорка:

    Слайд 16

    Пословицы

    Пословицы и поговорки северных народов часто перекликаются с русскими. Например: Сеткой воды не зачерпнёшь. – Носить воду в решете. Куда мышь бежит, туда и песец стремится. – Куда иголка, туда и нитка. Всякая сосна своему бору шумит. – Каждый кулик своё болото хвалит. Оленя узнаешь по упряжке, человека – на промысле. – Птицу видно по полёту, а человека - по труду. У неубитого рябчика перья не ощипывают. – Не дели шкурку неубитого медведя.

    Слайд 17

    Заговор (Заклинание)

    Заговор – словесная формула, якобы имеющая магическую (сверхъестественную) силу. Существуют заговоры земледельческие, охотничьи, медицинские, любовные и др. Вот пример обращения ненца к духу – Хозяину озера перед началом промысла (записано от уроженца Ямала А. Сэротэтто):

    Слайд 18

    Хозяин этого озера, где ты? Ты нужен людям. По словам шаманов и ясновидящих, Ты – как человек, только спина – как у щуки. К нам пусть подойдёт! Что мы будем обещать за хороший улов рыбы? Ясновидящие шаманы сказали: «Пусть будет человек!»

    Слайд 19

    Загадка

    Загадка – иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания. Вот загадка ненецкого писателя Прокопия Явтысия: Она, как оленья шкура, От моря до моря лежит – То рыжей, то белой, а то зелёной становится. Гусиный пух тундру заметает, А гусей нигде нет.

    Слайд 20

    Сказки

    Наверное, нет человека, который бы в детстве не любил сказок. Многие проносят эту любовь через всю жизнь, только у взрослых эти сказки называются иначе - научная фантастика, детективы, телевизионный сериал о любви.В русских сказках ум человека чаще всего торжествует над силой животного. А вот в сказках коренных народов Севера животные нередко выступают в роли учителя и наставника человека.

    Слайд 21

    Песня

    Песня для народов Севера есть нечто иное, чем то, к чему мы привыкли. Для европейцев песня – это либо торжественное произведение, например, гимн, либо же произведение, созданное для развлечения, словесно-музыкальное сопровождение обыденной жизни. В песнях северных народов – сама жизнь, отношение к миру, его восприятие и ощущение: доброе, радостное, тревожное, трагическое. В песнях ненцы, ханты, селькупы выражают сою душу, свои чувства по поводу даже самого незначительного события окружающей их жизни. То, что мы проговариваем как бы «про себя», внутри нашего сознания, северный человек склонен пропеть вслух: о себе, о своей земле, о своих способностях и возможностях, о том, что его более всего в данный момент волнует.

    Слайд 22

    Что глаз мой видит, О том и пою. Что ухо слышит, О том и пою. Что сердце чует, О том и пою. Слушай песню мою – Узнаешь душу мою. (Из народной песни)

    Слайд 23

    Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь и учебник селькупского языка были созданы Г.Н. Прокофьевым и Е.Д. Прокофьевой в 1934 – 1935 годы. Появление письменности у народов Ямала способствовало формированию национальной культуры и литературы. У её истоков стояли Илья Константинович Тыко Вылка (1886 – 1960), Иван Федорович Ного (1891 – 1947) и Иван Григорьевич Истомин (1917 – 1988). 6. Создание письменности

    Посмотреть все слайды

    Крамарь Савелий

    Народные праздники и традиции коренных народов ЯНАО. Исследовательская работа ученика 3 "Б" класса

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №7

    ЯНАО, город Губкинский

    1. Введение…………………………………………………………..3 стр.
    2. Дни большой радости……………………………………………3 стр.
    3. День оленевода...…………………………………………………3 стр.
    4. День рыбака………………………………………………………4 стр.
    5. «Медвежий праздник»…………………………………………...5 стр.
    6. Заключение………………………………………………………..6 стр.

    Введение.

    Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, то есть культуру. Традиционная культура народов ЯНАО (ханты, селькупы, ненцы) складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Это отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, ревниво оберегаются традицией, закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях.

    Дни большой радости.

    Как известно, у ненцев традиционные народные праздники, называются днями большой радости. Это - день рождения ребёнка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой семьи – свадьба. День рождение человека отмечается всего один раз в жизни после того, как отпадает пуповина у младенца. Этот праздник только для взрослых, и сам именинник до конца своей жизни не разу не отмечает день своего рождения. По случаю рождения ребёнка забивается молодой оленёнок, одариваются подарками женщины, которые принимали роды.

    Из истории известно, что ненцы поклоняются духам. Поэтому пока взрослые отмечают рождение ребёнка, дети в это время выдумывают всевозможные небылицы о том, что может ребёнка принёс какой-то дух или он сам прилетел на крыльях, как дух.

    День оленевода.

    Нам известно, что большую роль в жизни ненецкого народа играет оленеводство. Ненцы традиционно используют оленей как транспортных животных, запрягая их в нарты. Из шкур оленя шьётся одежда и обувь, строиться жильё. Мясо оленя – полезный пищевой продукт. Поэтому ненцы ежегодно устраивают национальный праздник – День оленевода, связанный с их хозяйственной деятельностью. Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространёнными являются гонки на оленьих упряжках, метание топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.

    Гонки на оленьих упряжках, красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие оценивают красоту бега оленей, их окраску.

    Для того, чтобы вырастить крепкого, быстрого и красивого оленя, оленеводу нужно заботиться о стаде. Надо следить, чтобы на пастбище хватало корма, защищать оленей от волков, лечить больных животных, следить чтобы они не отстали и не заблудились.

    Традиционным развлечением на празднике оленевода является метание тынзея (аркана) на поставленную вертикально палку. Таким образом ненцы учили своих детей как правильно заарканить оленя. Так же традиционным развлечением является бросание топора на дальность. У ненецких детей так вырабатываются ловкость, а с помощью стрельбы из лука меткость для охоты.

    Интересны на дне оленевода соревнование по прыжкам через нарты. Несколько нарт устанавливаются параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершают двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через тридцать и более нарт без отдыха. Такие соревнования ненцы устраивают своим детям, чтобы они были выносливыми и быстрыми. Одна из забав ненецкого народа перетягивание палки сидя, упершись друг в друга ступнями ног. С раннего возраста дети играют в такую игру, чтобы быть сильными.

    Но на Дне оленевода все эти виды соревнований – мужские. Женщины в этот день готовят национальные угощения (оленье мясо, струганина). Также женщины готовятся к ярмарке, на которой продают изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и так далее).

    День рыбака.

    Один из самых известных праздников коренных жителей ЯНАО, считается День рыбака. Но так как основная заповедь ненцев-рыбаков гласит: «Не вылавливай всю рыбу из озера – оставь потомкам!», то даже в этот праздник много рыбы не вылавливают. Сам праздник же празднуется в летнее время года и может сопровождаться различными соревнованиями в виде гонок на лодках, ловли рыбы. На празднике угощают ухой и устраивается ярмарка.

    «Медвежий праздник».

    В духовной культуре северных народов большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «Медвежий праздник». Этот праздник проводится, как и периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. С «Медвежьим праздником» связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство и народный театр.

    По древней легенде медведь был сыном небесного бога Нум-Торум. Думал этот сын, что жизнь на земле интереснее, чем среди звёзд. Трижды просил медведь своего могущественного отца отпустить его на прогулку вниз, пока тот не согласился и спустил сына в люльке на землю. Проголодался медведь на земле, стал проситься обратно, но родитель бросил ему лук, стрелы и огонь. Повелел жить на земле добывая себе пищу, и чинить справедливый суд над теми, кто творит зло. А в случае, если сам сын поступит несправедливо, то человек учинит расправу и над ним. Медведь не послушал предупреждений отца, много натворил бед. Убил его один из семи братьев охотников, забрал у него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди. Так рассказывает легенда.

    Праздник празднуется в жилище охотника, который убил медведя. Для этого освобождается комната для танцев и представлений. В комнате ставится «священный стол», среди угощений – хлеб, печенье, конфеты, рыба, оленье мясо. На стол ставят голову медведя. Перед ней ставят берёзовый нарост – чагу. Почётные места с обеих сторон стола должны занять шаман и охотник.

    Перед приездом охотника с медвежьей головой, должны прогреметь семь выстрелов, и в целях очищения необходимо обрызгать друг друга водой или осыпать снегом. Ведь встречают не просто зверя, а грозного предка, который может возродиться после смерти, и чтобы душа убитого не принесла людям вреда, нужно очиститься перед ней, а потом задобрить её – в этом традиционный смысл «Медвежьего праздника».

    Обряд очищения перед душой медведя заключается в том, что после того, как голову медведя бережно положат на «священный стол», к ней наклоняются для прощения. Охотнику первому нужно извиниться перед головой, просить у неё прощения за то, что выследил и убил зверя семью стрелами. После ритуальной части начинается костюмированное представление, звучат обрядовые песни. Пляшут и поют женщины и девочки.

    Раньше праздник отмечали на несколько дней. Заканчивал праздник шаман, предлагал выйти всем во двор. Но представления могли продолжаться и на улице. Все дни, в этот праздник, восхваляют медведя и извиняются перед ним. Только потом варят и съедают медведя целиком.

    Шкура, часть морда, губы, череп – считаются священными и хранятся отдельно.

    Заключение.

    Можно сказать, что народные праздники открывают путь к освоению национальной культуры, знакомят нас с традициями и обычаями народов севера.

    Существует ряд обычаев, традиций и праздников, которые сохранились до настоящего времени, благодаря которым мы узнаём и изучаем историю северных народов.

    Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...

    Арнолд М.

    Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру. Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков и тысячелетий. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

    Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особое мировоззрение, быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое. У народов, связанных единым происхождением, общими природными условиями, всегда есть много общего в укладе жизни…. А древние традиции - это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа…

    Народные промыслы

    Народные традиционные промыслы

    Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа имеют вековые традиции и связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера, издавна проживающих на этой территории: ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян.

    В силу территориальной протяженности Ямало-Ненецкого автономного округа, захватывающего арктическое побережье, тундру, лесотундру, приуральскую и таежные зоны, каждая территория имеет свои особенности в видах декоративно-прикладного творчества и использовании тех или иных материалов.

    В зоне арктического побережья, частично в Тазовском и Ямальском районах, кроме материалов, связанных с оленеводством (мех, кожа, замша, рог оленя) большое применение издавна находили материалы, связанные с промыслом на морского зверя (клык моржа, шкура нерпы). В таежной зоне (Надымский, Красноселькупский, Пуровский, Шурышкарский районы) использовалось дерево, береста, травы, корневатик. Широко применялись шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай, бурундук), а также шкурки дичи, рыбы (налима, осетра). На сегодняшний день основными видами традиционных народных художественных промыслов и ремесел Ямала являются:

    Пошив национальной одежды, обуви народов: ненцы, ханты, коми.
    . Художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного рога.
    . Художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые и праздничные).

    Резьба по дереву.

    Художественная обработка бересты. Изделия из меха.

    Одним из оригинальных видов северного народного декоративного искусства является шитье и украшение одежды, обуви и головных уборов. Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи. Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы, песца, белки, бобра. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой. Меховая одежда совершенствовалась веками. Отличительные особенности меховой одежды: монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоничное сочетание оттенков меха и отделочных материалов - сукна или ровдуги.

    Плетение из бисера.

    Один из очень интересных видов творчества народов Севера - искусство изготовления украшений из бисера. На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в 6-5 в.в. до н.э. Большего расцвета изготовление бисерных бус и украшений достигло в конце 19 начале 20 в.в. в Юго-Восточной части России, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.
    Свою меховую одежду северянки издавна украшали костяными шариками, трубочками, кружочками, их иногда даже подкрашивали. С появлением на Севере скупщиков пушнины распространился бисер. Впрочем, далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям и выдерживал морозы более сорока градусов. Стеклянный лопался и опадал. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами или заимствовали их из узоров тканых и вышитых изделий. Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, кресты, шашки и т. д. Ассортимент изделий достаточно широк: подвески к женским головным уборам, пояса, небольшие салфетки, кошельки, браслеты и другие украшения. Они выглядят эффектно, современно, изящно. Изготовленные украшения прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее.

    Художественная обработка кости.

    Косторезное мастерство является одним из древнейших видов деятельности человека, и на протяжении веков изделия этого промысла имели разное значение: от элементарных предметов быта и орудий труда до высокохудожественных произведений искусства, предметов и атрибутов роскоши. Традиционность, этнографическое своеобразие как отличительные особенности промысла являются наиболее привлекательными сторонами скульптурных композиций. Нерасторжимое единство человека с природой в большой мере обусловливает особую свежесть ямальского искусства. Сегодня мы являемся свидетелями рождения творчества целого ряда интересных художников. Основанное на древних традициях, обновленное современной жизнью, искусство ямальских мастеров имеет большую художественную ценность.

    Полярный гардероб

    В своем историческом развитии ненцы создали оригинальную культуру, приспособленную к суровым климатическим условиям. Современная их культура продолжает сохранять элементы традиционной, имеющей большую практическую ценность. Этническая специфика ненцев проявляется не только в оленеводстве и промысловой деятельности, но и в одежде, жилище, пище, в транспортных средствах, в праздниках, спортивных играх, искусстве и т.д. Роль маркера прекрасно выполняют и особенности художественной отделки вещей. Богатство фактуры и цвета используемых материалов, кисточки, опушки, бисерные нити, цепочки, металлические подвески, простые полосы и сложнейшие узоры - это и многое другое призвано служить красоте и гармонии в рукотворном мире человека.

    Наиболее полно и емко самобытное народное искусство ненцев отразилось в меховых изделиях, прежде всего в одежде. Известный специалист в области материальной культуры Н. Ф. Прыткова в составе одежды ненцев различает три древних слоя: старосамодийский (одежда без конструктивных продольных швов, «обернутая»); угорский (туникообразный покрой); древнеарктический, аборигенный (глухой покрой).

    Мужская и женская одежда - это малица без капюшона, с воротником и женская шуба без конструктивных вертикальных швов, из шкур лесных зверей, с опушкой из собачьего меха. Сейчас она бытует только в крайне западных районах расселения ненцев, хотя в XVII-XIXвеках и эпизодически в начале ХХ века была распространена во всех группах вплоть до Енисея. Позднее ее вытеснили малица с капюшоном и шуба из оленьего меха с конструктивными вертикальными швами.

    У ненцев сохраняются пережитки мужской распашной одежды. Вплоть до настоящего времени мужчины носят в чуме одежду, по покрою аналогичную женской. В связи с необходимостью кормить детей грудью распашная одежда у женщин сохранилась дольше. Однако сейчас, когда меховые вещи стали одеждой для улицы, ненки в некоторых районах начинают носить малицы.

    Традиционная плечевая мужская одежда ненцев (у тундровых - мальця, у лесных - муй), одновременно верхняя и нижняя, была широко известна на Севере не только ненцам, но и их соседям - коми и обским уграм. Малицу шили из оленьих шкур, мехом внутрь, в виде длинной рубахи с капюшоном. Характерными для нее были рукавицы, пришитые к рукавам, и так называемая панда - полоса меха шириной 17-20 сантиметров, идущая по подолу, причем рукавицы и панду делали всегда мехом наружу. Длина малицы - ниже колен, и подпоясывали ее с напуском. Существовали два типа покроя. У малицы первого типа стан шили из двух цельных больших шкур, хвостовой частью вниз. Соединяя края шкур, оставляли не сшитыми проймы для рукавов. Широкую панду всегда делали из белого пушистого собачьего меха. Капюшон (у тундровых ненцев - себя сава, у лесных - нюмя) состоял из двух частей меха: поперечной полосы, покрывающей темя, и полукруглой затылочной части. Делали его мехом наружу, вокруг лица шла широкая опушка из песцового или собачьего хвоста. Лицевую часть стягивали ровдужным ремешком. Между основанием капюшона и воротом малицы вшивали стоячий воротник луху, шириной пять сантиметров.

    У второго типа малицы - туникообразного покроя - между передом и спинкой прямоугольной формы по бокам вшивали две небольшие шкуры, перегнутые по вертикали. В них делали широкие надрезы - проймы для рукава с большой ластовицей. Снизу малицы полосой, расширяющей подол, шда панда из короткошерстной оленьей шкуры. Капюшон делали двойным и пришивали к вороту малицы. На верх капюшона, состоящий из двух частей использовали олений мех разного сорта (пешку и неблюй). Рукавицы - ова- всегда делали из оленьих камусов мехом наружу и пришивали к рукавам. Против ладони оставляли отверстие, через которое рука легко освобождалась от рукавицы.

    Украшением малицы первого типа служили цветные суконные кантики, пропущенные в швы, либо узкие полоски сукна, которые накладывали поверх основных швов. Второй тип малицы украшали узкими чередующимися полосками оленьего меха над пандой, иногда пришивали широкую орнаментирванную полосу из цветного сукна.

    При небольших морозах поверх малицы надевали парку, глухую одежду мехом наружу. Делали ее из тонких шкурок оленьих телят. Псинку парки выкраивали вместе с затылочной частью капюшона из цельной шкуры, при этом на капюшон приходилась часть шкуры, снятая с головы оленя. Отверстия от глаз и рогов зашивали, вводя в швы светлый мех и красное сукно. В отверстия у оснований ушей прикрепляли кисточки из цветных суконных полосок. Между подолом и пандой шла широкая орнаментированная полоса, выполненная техникой меховой мозаики. Такие же полосы орнамента украшали лицевой край капюшона и края парки.

    В сильные холода, при небольших снегопадах и в дальнюю дорогу поверх малицы надевали верхнюю глухую одежду с капюшоном, сшитую мехом наружу, - совик. Делали его из выростковых шкур, предпочитая мех белого цвета. Спинку совика шили из трех шкур, центральную шкуру кроили вместе с затылочной частью капюшона. Лицевую опушку капюшона из песцовых хвостов делали со вздержкой. На панду пускали собачий мех. Рукава шили широкие, на большой манжете мехом внутрь, по краю манжеты шла узкая опушка из белого меха. Украшали совик полоской меха, шириной в один сантиметр, между подолом и пандой и кистями - длинными полосками цветного сукна с нашитым оленьим мехом. Их крепили в продольные боковые швы. Осенью и весной поверх малицы надевали навершницу из сукна или хлопчатобумажной ткани, с чередующимися полосками цветного сукна над пандой. Из верхней мужской одежды подпоясывали только малицу.

    Мужская обувь различалась по сезонам. Шили ее мехом наружу, с кантиками цветного сукна (красного, желтого, зеленого), проложенного в продольные швы. Обычно богато украшали перед и носок обуви. У лесных ненцев бытовала еще обувь, сплошь орнаментированная техникой меховой мозаики, заимствованной у хантов. Обувь под коленом подвязывали поясом, сплетенным из разноцветной шерсти.

    Наиболее древние черты сохранила ненецкая женская шуба паны. Ее верхнюю часть шили из шкурок белки, выдры, бобра, лисицы, нижнюю образовывали широкие горизонтальные полосы из волчьего, лисьего, собачьего меха, а у богатых ненок даже из соболя и бобра. Между этими пушистыми полосами вставляли узкие суконные ленты. Их собирали из разноцветных кусочков, создавая яркую и разнообразную цветовую палитру. В швы шубы вставляли свободно свисающие кусочки меха и сукна. В убранстве паны использовали основной арсенал декоративных средств народа, прежде всего - умение подобрать материал с учетом его фактуры и цвета. Цветовое сочетание кусочков меха в верхней части во многом определяло настрой всего изделия: уравновешенный, спокойный при сдержанной тональности природных красок меха; импульсивный, динамичный при акценте на цветовую дисгармонию. Правило контраста или соответствия проявлялось и при выборе меха для нижней части паны.

    Верхняя женская одежда была распашной. В ней отсутствовали продольные конструктивные швы, она как бы обертывала торс женщины. Верхнюю ее часть, длиной ниже бедер, шили из отдельных полос оленьего меха черного и белого цвета, мехом наружу; ряд шкурок, расположенных вертикально, покрывал грудь и спину; в бока вставляли большие клинья (ластовицы). Нижняя часть шубы состояла из двух горизонтальных полос цветного сукна, внизу с широкой опушкой из меха, собачьего или песцового. К рукавам пришивали рукавицы из оленьего камуса. Длина такой шубы - ниже колен, полы соединялись с помощью завязок из ровдужных ремешков. Иногда к шубе пришивали воротник из песцового или собачьего хвоста. Украшали верхнюю одежду орнаментальными полосами, выполненными техникой мозаики из узких чередующихся по цвету полосок оленьих камусов. По большей части их располагали на рукавах, груди и спинке, к рукавам и верхней части прикрепляли многочисленные кисточки.

    Женская одежда этого покроя в настоящее время имеет очень ограниченное распространение. Сведения об ее бытовании у ненцев Ямала относятся к началу ХХ века.

    Второй тип одежды - туникообразный - встречается в двух вариантах. Первый имел швы на плечах и прямую спинку, у второго шкура со спинки перекидывалась через плечи и соединялась с полками спереди на груди; в спинке и боковых шкурах от пояса до подола (над пандой) делали разрезы и вставляли треугольные клинья, которые расширяли одежду книзу. Шили ее мехом наружу, она имела широкое спускное плечо и очень короткий рукав с ластовицей. Украшали шубу полосами из белого и черного оленьего камуса. В контурные швы пропускали канты из красного сукна. Если не было орнамента, отдельные части одежды выделяли с помощью кусчков меха разных оттенков, расположенных в шахматном порядке. Одежда первого варианта бытует у лесных, ямальских и тазовских ненцев. Второй вариант распространен в других группах. Характерна также верхняя женская одежда из сукна - для весны и осени. В оформлении плечевой части она совпадает с женской меховой одеждой первого типа.

    Верхнюю одежду женщины подпоясывали ткаными поясами из разноцветных шерстяных ниток русской и коми-зырянской работы. К одному концу пояса пришивали медное кольцо, другой продевали через него и завязывали.

    Женская обувь имела те же форму и покрой, что и мужская. Характерная особенность меховой обуви - украшение в виде поперечных полосок, расположенных спереди внизу голенища, и отсутствие полосок ниже колена, характерных для мужской обуви. В отличие от мужчин свою обувь женщины не подвязывали под коленом.

    Женские головные уборы ненцев разнообразны. Наиболее распространен среди всех групп, за исключением канинских ненцев, двойной меховой капор. Кроили его из трех частей: широкой полосы из двух кусков камуса, проходящей поперек головы и опускающейся на шею, полукруглой вставки на макушке из лобной шкурки оленьего теленка, с прорезами от глаз, ушек и рожек, и прямой полосы, закрывающей затылок и спускающейся на спину. Внутрь пришивали подкладку. Вокруг лица делали опушку из песцового хвоста.

    Все части капора соединяли с помощью вшитых орнаментированных полосок, выполненных техникой меховой мозаики. Прорезы от глаз, ушек и рожек зашивали кусочками цветного сукна, прикрепляя к ним кисточки, составленные из суконных полосок. На спинной части головного убора прикрепляли латунные трубочки или цветные бусы с ажурными латунными бляшками на концах. Искусство шитья капора до сих пор живо на Ямале.

    У ненок Ямало-Ненецкого автономного округа широко распространены накосники - два жгута длиной ниже колен из полосок сукна, обвитых цветными шерстяными шнурками. Украшены накосники большим количеством колец, цепочек и бляшек. Волосы заплетают в две косы и вместе с верхней частью жгутов туго обматывают шерстяными шнурками. На затылке между накосниками - полоска из кожи, покрытая красным сукном - ниже накосники соединены цепочками и нитками крупных бус. Для того чтобы они не мешали во время работы, их пропускают за пояс.

    Одежда - ценнейший источник для изучения истории народа. Материал, покрой, орнаментация, украшения выделяют костюмы ямальцев. Теплая, удобная, красивая одежда служит ненцам защитой в природных условиях Крайнего Севера, и ярко характеризует национальную культуру.

    А. М. Сязи, «Узоры северного сияния», С-П, 2005

    Традиции и быт

    Ямало-Ненецкий автономный округ, по названию полуострова неофициально именуемый словом Ямал, один из самобытных регионов России. Поверх его богатейших недр всегда существовал культурный пласт со своим неповторимым набором ценностей.

    Основу культуры Ямала составляют многонациональные культуры народов, населяющих автономный округ. Суровая среда обитания на протяжении веков сформировала традиции быта и культуры коренных народов Севера, существующие и поныне.
    В современных небольших поселках и городах округа нередко можно встретить людей, придерживающихся канонов родной культуры. Данный факт находит подтверждение в использовании в повседневной жизни национального костюма, соблюдении традиционных норм и правил, в том числе религиозных. Глубинка по-прежнему знакомит с традиционным укладом жизни коренных ямальцев, в основе которой лежат привычные для региона виды хозяйственной деятельности: рыболовство и оленеводство. Здесь можно по достоинству оценить поделки из меха, бисера, дерева, кожи и кости, которые являются не только произведениями народного искусства, но и необходимым атрибутом в бытовой культуре коренных жителей: ненцев, ханты, селькупов.

    Сегодня Ямало-Ненецкий автономный округ обладает развитой сетью учреждений культуры и искусства, которой обеспечивается непрерывность культурного развития и ориентирована на обслуживание разновозрастной и разнохарактерной аудитории.
    По состоянию на 1 июля 2009 года учреждений культуры и искусства в автономном округе насчитывается 238, из них: 87 муниципальных библиотек, 86 учреждений культурно-досугового типа, 38 учреждений дополнительного образования детей, 19 музеев, 4 государственных учреждения культуры, 4 прочих учреждения, куда входят парки отдыха, методические центры и др. Развитие отрасли поддерживает свыше 4 тыс. человек, обладают почетным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» - 55, из них, постоянно проживающих в автономном округе, - 40.
    Функцию сохранения материальной культуры на территории автономного округа осуществляют 19 учреждений культуры музейного типа: историко-краеведческие, изобразительных искусств, мемориальный, экологической направленности. Совокупный музейный фонд округа составляет более 183 000 единиц хранения.
    Одно из старейших музейных учреждений в округе - Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского, основанный в 1906 году настоятелем Обдорской духовной миссии отцом Иринархом, насчитывает более 53 000 единиц хранения. Его структурным подразделением является единственный в округе литературный музей, посвященный творчеству выдающегося ненецкого поэта Леонида Лапцуя.

    Среди самобытных музеев автономного округа большой интерес представляют: Природно-этнографический парк-музей «Живун» и Дом-музей «Коми-изба» в Шурышкарском районе, Эколого-краеведческий музей в г.Муравленко, Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств, Губкинский музей освоения Севера, Детский музей Музейного ресурсного центра в г.Ноябрьске и др.

    Научные сотрудники ямальских музеев постоянно ведут исследовательскую работу, выезжают в историко-этнографические экспедиции по округу, создают новые экспозиции и выставки, являются организаторами научных конференций, фестивалей, национальных праздников. В настоящее время в практику работы музеев активно внедряются новые информационные технологии, интерактивные формы деятельности, активно развивается процесс сотрудничества с крупнейшими музеями России.
    Большой интерес представляет декоративно-прикладное искусство мастеров художественного ремесла. В настоящее время в округе художников и мастеров более 890 человек, из них имеющих звание «Мастер декоративно-прикладного творчества Ямало-Ненецкого автономного округа» - 20. Членами Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» являются 12 человек, в 2008 году образовано Ямало-Ненецкое региональное отделение данной организации. Множество студий, кружков и мастерских декоративно-прикладного и изобразительного искусства созданы и работают в учреждениях клубного типа.

    Художественные ремёсла получают активное развитие особенно в местах традиционного бытования. В оленеводческих районах: Ямальском, Тазовском, Надымском - распространены резьба по кости и дереву, художественная обработка меха и ровдуги (кожи), шитьё из сукна. В лесотундре, например, в Красноселькупском и других районах широкое применение в быту находит береста. Раньше из нее изготовляли покрытие для чума, нарт, предметов домашнего обихода, утвари для сбора и хранения дикоросов, рыбы и т.д. В Пуровском районе бытует плетение из корневатика, изготовление изделий из шкурок мелких пушных зверей (белки, горностая). В южных районах округа Приуральском и Шурышкарском преобладает бисерное искусство, художественная обработка бересты, резьба по дереву.

    Многие современные мастера и художники широко используют местную традиционную символику в нетрадиционном исполнении. Например, Наталья Кошелева - известная ямальская художница, мастер декоративно-прикладного творчества работает в графике и в области мелкой пластики. Особое место орнаменты и узоры народов Ямала занимают в творчестве хантыйской художницы Александры Юхлымовой, члена Союза художников России, основой творчества которой стала живопись по ткани - батик.

    Число профессиональных художников в округе невелико. По-разному складывалось их творчество, но созданное ими представляет явление значительное и неповторимое, являющееся составной частью культуры Ямала. Радион Бекшенев, Олеся Бондаренко, Владимир Ушаков, Леонид Лар, Сергей Лугинин, Надежда Талигина, Василий Самбуров и др. создают живописную летопись края. Особое место в ямальской культуре занимает косторезное искусство: Алексей Гриценко, Александр Куделин, Анатолий Сотруев, Виктор Ядне и др. - мастера, формирующие золотой фонд ямальского искусства.

    Ямал - уникальный поликультурный регион, хранящий колоссальный опыт бытия, традиций, обычаев разных народов.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ

    «ГОРНЫЙ»

    Кафедра истории

    Культура и быт коренных народов Ямала

    Выполнила: студентка гр. ТЭ-15

    Гоцул Ю.Д.

    Проверил: профессор

    Афанасьев В.Г./

    Санкт-Петербург 2015 год

    Введение

    Ямало-Ненецкий автономный округ является исторической родиной малочисленных народов Крайнего Севера: ненцев, ханты и селькупов.

    Считается, что нигде в мире культура северных народов не сохранилась в таком объеме, как у нас, в России. Они так хорошо прижились к экстремальным условиям, сформировали свою культуру, что им тяжело приспособиться к новой рыночной экономике.

    Безусловно, за несколько последних десятилетий жизнь коренных малочисленных народов России существенно изменилась. Часть из них адаптировалась к современному рыночному мировому устройству: они занимают почетные места в структурах государственного аппарата и гражданского общества, а также с гордостью представляют культуру и традиции своих народов на межрегиональном, российском и международном уровнях. Остальные же продолжают заниматься оленеводством, рыболовством, морским зверобойным промыслом, сбором дикоросов и другими видами хозяйственной деятельности.

    О них, как о хранителях традиционного образа жизни, и пойдет речь в моем реферате.

    Одной из самых уникальной черт в культуре народов Ямала является её неразрывность с родной землей. «Земля - наша мать, она нас всех кормит и поит, она дает нам жизнь», - считают ненцы.

    Мир современного горожанина, пусть образованного, начитанного интеллигентного, гораздо одномернее, суше, площе, серее и бездуховнее, чем мир человека, сохранившего ценности традиционной культуры.

    При прикосновении к этой тысячелетней традиции полно и ярко всплывают лучшие стороны народного бытия, его тяготение к доброте, красоте и гармонии.

    Поэтому так важно знать об этих неповторимых народах, и помочь сохранить их самобытные традиции и обычаи.

    Тема моей работы «Культура и быт коренных народов Ямала» является очень интересной и ставит перед собой нелегкие задачи: ознакомить «городских» людей с культурой кочевых народов, а также осветить основные проблемы, с которыми сталкиваются коренные народы.

    Основные вопросы, на которых остановим свое внимание:

    Рассмотреть устройство быта у разных народов Ямала;

    Узнать о религиозных представлениях и культах;

    Выделить основные обычаи и традиции.

    1. Устройство быта

    ритуал быт коренной север

    Материальная культура северных народов характеризуется высокой приспособленностью к суровым природным условиям. Люди проявляли исключительную изобретательность в устроении своей жизни, в умелом использовании природных ресурсов. Предметы материальной культуры максимально отвечали своему назначению добыче зверя или рыбы, сохранению тепла и т.д.

    Когда мы рассматриваем вопрос о культуре кочевого народа, нельзя не сказать об устройстве быта этого народа, так как он составляет её львиную долю.

    Преимущественный образ жизни народов крайнего севера - кочевой, поэтому все устройство быта учитывает это.

    Домом для кочевника (ненца) является чум (мя") и в то же время вся осваиваемая тундра-" земля "(я), по которой проходит кочевье и устраиваются стойбища.

    Важно учитывать, что по поверьям ненцев все прямое создается человеком. Прямым должен быть тюр (хорей- шест для управления оленями), каждый из шестов чума, древко стрелы. Прямой след от нарт- признак красивой езды и, вообще, правильной жизни.

    Напротив то, что создано природой, всегда округло, и расположение людей в природе приобретает тот же рисунок: чумы на стойбище ставят не в линию, а полукругом (мядо"ёрка); загон для оленей, сооруженный из нарт и загороженный веревкой (иня"ёрка), тоже образует полукруг.

    Сам чум в основании тоже кругл. Чум вырастает на голом месте при смене стоянок, и каждый раз собирается снова, в основном женщинами. Остов чума состоит из 25-40 (иногда до 50) еловых шестов, которые устанавливаются в форме конуса. Чем больше шестов, тем вместительнее чум и богаче семья. Зимнее покрытие для чума - нюк - шилось из оленьих шкур с подрезанной шерстью, летнее из специально выделанной бересты (снятую бересту варили в течение суток в котлах, после чего складывали в два-три слоя и сшивали в большие полотнища). В настоящее время в качестве летнего покрытия используется брезент.

    Несмотря на простоту своего устройства, тундровый чум является своего рода достижение кочевой жизни. Он «соткан» из всего пространства кочевий. Без него кочевание невозможно, но и он невозможен без кочевания.

    В центре чума находится очаг. Поэтому каждый из «углов» жилища расположен на равном расстоянии от него. Поддержанием горения очага занимается женщина. В прошлом роль очага выполнял железный лист, на котором раскладывался костер. Сейчас вместо него используют металлические печи. В верхней части чума оставалось отверстие для выхода дыма, которое в случае дождя можно закрыть.

    Пространство справа и слева от очага служит жилой частью чума. По обеим сторонам очага раскладываются широкие доски - пол, за ними расстилаются циновки, сплетенные из болотной травы, хвойных ветвей или ивовых прутьев. Циновки покрываются оленьими шкурами - постелями, причем справа от входа обычно располагаются гости, слева - хозяева.

    Чум - своеобразная метафорой мира. Он не только защищает человека от ветра и холода, но и является воплощением мирового устройства. Чум, как и мир, делится на две части - «си» и «ва ав».

    «Си» -- священная часть чума, расположенная напротив входа. Половина «ва ав» символизирует подземный мир. Здесь на подушке старшей по возрасту женщины находилась «хозяйка чума» - домашний святая - мяд пухуця. Это небольшая куколка, которую одевали в паницы - женские шубы из оленьих шкур. Когда кто-нибудь из семьи заболевал, мяд пухуця могла предсказать исход болезни. Куклу поднимали, и, если она казалась легкой, больному суждено было выздороветь, если тяжелой - умереть. В благодарность за исцеление для мяд пухуця шили еще одну паницу.

    Разделение чума на две половины было очень важным, на нем был основан своеобразный «домашний этикет». Женщине категорически запрещалось переступать границу, отделяющую «си» -- священную часть чума.

    Женщина у ненцев считалась «нечистым» существом, поэтому существовало много правил и запретов, которые она должна была соблюдать. Ей запрещалось пользоваться так называемыми мужскими предметами - инструментами для строительства нарт, охотничьим снаряжением, одеждой и т.д. Если женщина случайно ставила свои пимы рядом с мужскими, брала в руки какой-либо мужской предмет, они считались оскверненными. Это сулило неудачу на охоте или в других делах. Существовал специальный обряд «очищения» оскверненных предметов.

    Чум служит «самой верхней из одежд» для кочующей семьи, а одежда -«маленьким чумом». Зимняя одежда надевается в той же последовательности, что и покрышки чума: сначала обращенная мехом внутрь малица (как мюйко чума), затем широкий, мехом наружу, совик-гусь (как внешний нюк ся). Из двух слоев - внутреннего (чулки либт) и внешнего (пимы пива)- состоит и обувь. Особенно часто пользоваться одеждой вместо чума приходится мужчинам, это связанно с тем, что во время охоты или рыбалки, они ночуют в тундре. Ненцы считают, что пока цела нарта и способны бежать олени, человеку нечего опасаться в тундре.

    Когда оленевод возвращается к своему чуму, он снимает совик-гусь, оставляет его на улице и входит в жилище уже «полураздетый»- в малице. На пороге он сбивает снег с кисов и подола малицы, используя женскую «домашнюю» колотушку - янгач (женщины вообще следят за тем, чтобы в чум заносилось как можно меньше «уличного»). Свою колотушку- лопатку (мужскую янгач), посредством которой он откапывает песцовые норы, проверяет качество мха на пастбищах, пастух оставляет на нарте. В чуме мужчина снимает с себя малицу, меняет кисы на домашние мякэця (старые меховые пимы). Свернутый пояс с амулетами и ножами он кладет в изголовье своей постели. Ложась спать, он укрывается мякы"то (женской ягушкой-одеялом). Таким образом, при переходе с улицы в чум меняет обличье, становясь мякэ (домашним, чумовым) и отдаваясь на время под покровительство женщины и очага.

    Женщина хранит благополучие чума, а под сводами этого чума-самого мужчину. При виде взаимоотношений семейной четы у очага, напрашивается на язык не совсем точное определение, что жилище мужчины - это чум его жены.

    На примере устройства быта ненцев, можно судить и о всей культуре народов крайнего севера, отметить её уникальность.

    2. Религиозные представления и культы

    Культура народов Севера развивалась под влиянием религии. Ведь религия была нравственным стержнем общества. С ней были связаны все праздники, обряды, традиции, быт.

    Рассмотрим подробнее религиозные представления и культы отдельных северных народов.

    Ненецкий пантеон богов густо населен и довольно сложен. Боги, связанные с ними культовые обычаи и обряды, со всех сторон охватывают оленевода, рыбака, охотника. Начинается это с неба. На небе находятся семь слоев с божествами, на земле также семь слоев и подземный мир. А местные боги - хозяева и охранители конкретной родоплеменной группы на ее территории.

    Верхний мир - Небо. Здесь пребывает главное божество Нум, творец всего сущего: сверхъестественное и загадочное явление.

    Нум для ненцев - божество, владеющее Миром, но как источник и податель добра, жить он может лишь на Небесах, потому что на земле совершается зло. Точный перевод понятия “Нум” дать сложно, его толкование подгонялось под уже существующие схемы. Приближенный перевод будет следующим: “небо, которое следует почитать, там проживает высший дух, дающий жизнь всему земному и владеющий им”. В некоторой степени это понятие неба, где живет бог.

    Ненцы полагали, что богу одному скучно управлять миром. Лучше, если у бога будет жена. У Нума супругу звали Яминя и по преданию, она первая жена бога, родившая ему семь сыновей. Она покровительница рожениц, отмечающая жизненный путь ребенка. Яминя - хранительница брака, домашнего очага. К ней обращаются как к целительнице женских и детских болезней.

    О сыновьях Нума известно, что им отведены семь небесных сфер, они наблюдают за жизнью ненцев и сообщают отцу о происходящем на земле. Благодаря своей сверхъестественности они вездесущи, укрыться от них невозможно.

    Под землей размещаются владения бога Нга. Они также делятся на семь слоев, где обитают помощники сил зла. Много описаний злых духов находится в народных сказаниях. Из злых сил особо выделялись наиболее опасные помощники бога Нга: Хансосяда - дух, уносящий разум; Хабуа Мирена - дух болезней; МэдНа - дух уродов; Бри Нгами - дух подземных тварей. Причиной болезни человека считалось вселение Хабца Мирена в тело человека. Недомогание продолжалось, пока за дело не брался шаман. Дух болезней питался не только человеческими душами и телами, но и животными. Поэтому предупреждение болезни или ее лечение требовало жертвоприношений, которые совершал шаман.

    Несмотря на сложную и постоянную зависимость от богов и духов, ненцы нашли свое место в мире. Им стала середина между Верхним и Нижним Миром, которая делилась на семь сфер. Видимый, материальный мир был заселен невидимыми существами - духами.

    Образны и поэтичны названия духов - хранителей, покровителей людей, животных, земли, воздуха. “Я Ерв” - хозяин земли, “Пэ Ерв” - хозяин гор, “То Ерв” - хозяин озера, “Ид Ерв” - хозяин воды. В каждом чуме ненца есть внутреннее божество - хозяйка чума “Мяд Пухуця”. Она находится в духовной связи с “Я Минией”, охраняя уют, мир, семейный очаг.

    Природа полагалась ненцами божественной, потому что она прекрасна и заслуживает поклонения. Портить землю, срывать покров тундры, сваливать мусор в реки, озера, считалось тяжким грехом. Маленький, незаметный глазу Иясебам Пэртя - хозяин оленей, восседавший на самом крупном из них - мог жестоко наказать человека за грубое, жестокое отношение к природе.

    Ненцы конкретно определяли нахождение божеств и духов, посвящая им оленей. Эти места обычно сильно выделялись на местности: необычные возвышенности, скалы, нагромождения камней. Большинство священных мест находится в районах выпаса оленей, промысла зверя, ловли рыбы.

    Главнейший жертвенник находится на Белом острове и называется Сэр Ири. Стоит он в окружении идолов - сядаев, обращенный лицом к Ямалу. Первым из европейцев его увидел и описал русский ученый В.П.Евладов во время своей экспедиции в 20 -х годах. Жертвенники это священные места родов, живущих на Ямале.

    Святилища вместе с шаманами играли большую роль в жизни кочевников. По представлениям ненцев, связующим звеном между мирами богов и человека выступает специальный человек . Им является Тадибе. В переводе на русский язык Тадибе означает - колдун, ворожей, волшебник.

    Представляться они могли в самом различном виде. Одни из них делали добро людям, другие насылали им беды. Из множества духов, расселенных по Вселенной, лишь небольшая часть постоянно связана с шаманом. Благодаря этому он способен лечить болезни, предсказывать судьбу, совершать прочие ритуальные действа. Кроме того, у шамана есть дух- покровитель и духи- помощники, откуда он черпает свою силу.

    Ничто в религиозных культах ненцев не занимает столь важного места, как отношение к умершим. Смерть сама по себе не страшна, страшна мысль, что душа покойного, лишенного погребения, согласно традициям, не найдет покоя в загробном мире. Поэтому ненцы придают большое значение исполнению последнего долга перед ушедшим из жизни.

    Выполнение погребального обряда лежит целиком на Самбдорте. Ведь душе предстоит переселиться в загробный мир, а путь туда труден, полон препятствий. Душу могут перехватить и уничтожить многочисленные враги, вот тут нужен опыт именно этого шамана. Он может со всеми предосторожностями доставить душу умершего в царство вечного покоя.

    Еще большее место в обязанностях шамана Самбдорта занимает его умение ладить с владыкой подземного мира, богом Нга. Если человек заболел, значит, в него вселился дух болезней. И душа шамана идет в сопровождении духов-помощников в подземный мир. Тут надо исхитриться, чтобы освободить душу больного человека. К этому способен лишь Самбдорта. На нем лежит миссия убеждения духов загробного мира в необходимости дальнейшей жизни больного хозяина души. Вызволяя души людей из плена, шаман проявляет изобретательность и хитрость. Он знает, чем расположить духов. Но если они проявляют несговорчивость, тогда Самбдорта вступает с ними в борьбу.

    Теперь ознакомимся с главными религиозными представлениями и культами селькупов.

    Селькупы главное божество именовали Ном и Нум. Они считали и считают, что бог живет на небе и активно участвует в жизни, в делах людей. Ему приписывают “посылку” грома и молнии, он общается с шаманами.

    В религиозных представлениях селькупов есть и злые духи. Главный из них - Кысы и его сын Кысысийя. Кысы живет под водой, в нижнем мире, мире покойников, где имеется город покойников. Кысы посылает на людей болезни, неудачи, крадет людские души, уносит их к себе в город покойников.

    Селькупы верили, что, если шаман не найдет украденной Кысы души и хитростью не завладеет ею, не вернет человеку, то человек умирает. Постоянную борьбу ведет человек со злыми духами, живущими повсюду - в воде, лесах, на холмах. И в этой борьбе ему помогает посвященный человек, любимец Бога - шаман.

    У селькупов шаман также играет огромную роль в посредничестве между людьми и богами.

    Селькуп не мог стать шаманом по собственному желанию. Шаманский дар передавался по наследству от отца к сыну или внуку. Если в семье, где отец - шаман, сын не стал шаманом, то внук обязательно им становился. В песнях, напевах шамана селькупы узнавали песни и напевы его отца и деда. В шаманских песнях шаман-внук часто призывал дедушкиных помощников (духов), уговаривая их идти по дороге, проложенной еще дедом.

    Селькупы, по некоторым признакам, распознавали с детства ребенка, которому было предназначено стать шаманом. У такого ребенка “ясные” завитки волос на затылке, высокий лоб и острый взгляд. Впоследствии такой ребенок предпочитал одиночество и с приближением юношеских лет все более отличался странностями. В возрасте 20 - 21 год, селькуп, которому надлежало стать шаманом, заболевал странной загадочной болезнью. Шаман камлал, отгоняя от больного злых духов (“лосов”), узнавал, чьи лосы-покровители призывают молодого селькупа к шаманству.

    Затем он объявлял родным, что дух шамана-отца или деда требует, чтобы этот сын или внук тоже стал шаманом. Селькупы убеждены, что призванным отказаться от шаманского дара нельзя: отказавшегося от шаманской деятельности селькупа духи -”лосы” его отца или деда-шамана замучивали до смерти.

    Шаман приказывал для этого призванного сделать первый шаманский атрибут - колотушку (“каптын”). На это время, пока будущему шаману делали колотушку, старый шаман давал ему свой бубен, и с ним молодой шаман начинал камлать.

    По прошествии некоторого времени молодой шаман становился спокойнее, болезненные припадки проходили. Он переставал сторониться людей, шаманил открыто, в присутствии посторонних людей. Окружающие по песням оценивали силу и готовность молодого шамана к получению следующих шаманских атрибутов. Следующим изготовлялся бубен. В приготовлении колотушки, бубена, парки, убора для нового шамана принимали участие многие мужчины и женщины, но лично шаман никогда никаких предметов шаманского костюма и атрибутов сам не изготовлял.

    Обычаи, поверья, ритуалы сопровождали не только промысловую деятельность, но и повседневную жизнь селькупов. В памяти селькупов сохранились поклонения священным деревьям (кедр, елка, береза), куда вешали лоскуты ткани, то есть одаряли Хозяина леса, а в воду рек и озер селькупы по обычаю и сейчас бросают монеты, дробь. Такие места массового поклонения есть на реке Таз - возле речек Большая и Малая Шерта. Называется это место “Поркяй Мачы” - Гора духов или Священная гора. Это место находится на высоком обрывистом берегу реки Таз. Там на вершине горы растет священное дерево - елка.

    У селькупов все члены одного рода имели одно мольбище. На каждой родовой территории имелся в тайге “Лосый мет”, священный чум духов. Дорогу в этот чум знали немногие. Дорожки к этому чуму - лабазу охранялись настороженными луками. Так что туда мог (и может) идти не каждый мужчина, но вовсе не имеет туда доступа и права видеть священный чум духов женщина.

    Священный чум - лабаз, представляющий собой материальное воплощение религиозных представлений селькупов о загробном мире, отображение ими этого мира. Здесь приносились жертвы - подарки (костыка) духам предков и хозяевам тайги и зверей.

    Селькупы сейчас в основном отошли от религии предков, их обычаев, нравов, уклада жизни. Лишь в некоторых местах еще сохранились вековые традиции и обычаи, соблюдаются некоторые элементы религиозного ритуала.

    Как национальная религия, языческий духовный культ селькупов почти полностью исчез.

    3. Основные обычаи и традиции

    Обычаи и традиции народов крайнего севера напрямую связаны с почитанием природы и животного мира.

    Я расскажу о самых интересных из них.

    “ТУЛЫГАП” - медвежье игрище - это самый популярный обрядно-ритуальный праздник ханты и манси . Убил медведя - извинись. Ведь он предок человека. Даже выше: по мифам, он спустился на Землю с Неба, хотел быть Творцом, Строителем, Созидателем. На Земле много соблазнов, не трудно совершить ошибку, за что он был превращен в зверя.

    Но люди помнят, что он спустился на Землю не зверем: Человеком был, братом был. И поэтому перед низверженным братом - Медвежьей головой, посаженной на “священный стол”, извиняются пляской, песнями, слезами горести.

    Приближаясь к юртам, один из охотников стреляет в воздух, извещаяя население о возвращении их с промысла с убитым медведем. Это означает просьбу, чтобы люди встретили обожествляемого зверя, отдали ему дань почестей и уважения охотникам.

    Весть об убитой медведице быстро облетает соседние юрты - будет праздник “Медвежья пляска”. Он проводится после дневных трудов и забот, только по вечерам. По поверью ханты, в это время суток спускаются на землю все добрые и злые духи.

    Со всей округи сходятся все люди на праздник. К нему старательно готовится все население. Люди гримируются, надевают ритуальные наряды из меха зверей, халаты, платья. Изготавливаются ритуальные маски, посохи.

    Первый праздничный вечер начинается ритуальными песнями. Исполняются пять песен для медведицы, а для медведя семь. Соответственно, праздник длится пять или семь дней.

    Песни сопровождают медведицу от рождения до того, как она станет жертвой Всевышнего. В ней выражается величие и почитание, желание оправдаться за убийство, восхваление ее теперешней сущности духа-жертвы в Верхнем Мире, просьба не мстить, а приносить людям счастье. Заканчивая песню, певцы кланяются медведице. Становясь друг за другом, они пускаются в ритуальный танец. Очередной танец - культовый. Мужчина в косынке и шелковой рубашке подходит к медведице, кланяется и начинает танцевать, подпрыгивает вверх, обмахивая вокруг платками - выгоняя злых духов.

    Весь ритуал состоит из трех отделений. Во втором отделении праздника выступают мужчины в берестяных масках. Оно изобилует клоунадой, бытовыми сценками из жизни рыбаков и охотников.

    Последние выступления длятся несколько вечеров. Они насыщены песнями и танцами под аккомпанемент музыкальных инструментов: нарсьюх, тарсьюх, тумран. Здесь выступают только женщины с накинутыми на голову шалями. А девушки своих лиц не закрывают.

    Старик-распорядитель входит в юрту и сообщает о необычном явлении. Любопытствующая компания выходит из юрты на улицу. А в это время старик опрокидывает медвежью шкуру. Это означает конец праздника.

    Обряд почитания оленя: Особенно развит у ненцев был культ оленя, потомственных оленеводов, обладателей самых больших в самодийском мире оленьих стад. Согласно старинным ненецким обычаям, олени белой масти считались священными. Их не впрягали в нарты, не забивали на мясо. Рога и уши белых оленей украшали красными лентами, на боках выстригали знак солнца или изображение духа огня. Олени белой масти считались принадлежащими Нуму -- верховному божеству, создавшему, по представлениям самодийцев, землю и всех, кто ее населяет.

    Обряд оживления бубна, или на олене за облака: Интересный обычай, связанный с почитанием оленей, существовал в старину у селькупов. В соответствии с давней традицией считалось, что бубен шамана -- это олень, на котором посредник между людьми и духами совершает путешествия на небо.

    Однако, прежде чем отправиться в путь, шаман должен был «оживить» бубен. Этот обряд совершался весной, когда прилетали птицы. Время для проведения обряда было выбрано не случайно. Селькупы считали птиц своими ближайшими родственниками, и себя нередко называли орлиными или тетеревиными людьми.

    Церемония оживления бубна продолжалась десять дней.

    Ее кульминацией было достижение шаманом земли, «где светит семь солнц, где камень до неба достает». Изображая свое пребывание в этой волшебной стране, шаман демонстрировал зрителям, что ему очень жарко, что с него ручьями льет пот.

    Завершался обряд оживления бубна всеобщим пиром и кормлением идолов, деревянные фигурки которых селькупы считали олицетворением своих предков.

    По мнению многих этнографов, представления о жаркой горной стране, куда попадал шаман на своем ожившем бубне-олене, возникли у селькупов потому, что самодийские племена пришли на Север из южных районов Сибири, с Саяно-Алтайского нагорья. Иными словами, в древности самодийцы действительно жили там, где много солнца и «камень до неба достает».

    Заключение

    Материальная и духовная культура малочисленных народов, к сожалению, находится под угрозой исчезновения. А это рано или поздно приведет к исчезновению самих народов.

    Главная задача - помочь выжить этим народам. В самом критическом положении сейчас оказались именно арктические народы. Причины этому следующие:

    Экстремальные климатические условия жизни;

    Их малочисленность;

    Интенсивная эксплуатация природных ресурсов.

    Больше всего испытаний легло на плечи ненцев, хантов, селькупов и других малочисленных коренных народов Севера .

    Для улучшения жизни коренным малочисленным народам Севера ежемесячно выплачиваются социальные пособия из средств окружного бюджета. Но этого мало. Чтобы изменить ситуацию радикальным образом, необходимо реализовать положения Устава ЯНАО, где предусматривается: часть доходов от эксплуатации недр в районе постоянного проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности коренными народами должна выплачиваться им самим.

    Во многих странах люди поняли, что, прежде всего, надо сохранить свою нацию, свою семью. Но еще нужно сохранить древнейшую и самобытную культуру ханты, манси, ненцев, селькупов, пока живы носители этнической культуры, традиций, обычаев и устного народного творчества. Разве не удивительно, что культура народов Крайнего Севера вообще сохранилась!

    Каким путем будет развиваться национальная культура малочисленных народов? Как будет развиваться? В настоящее время материальная и духовная культура коренного населения находится в своеобразном разобщении. Но несмотря на это, наблюдается тенденция к «восстановлению утерянного». Постепенно растет народное самосознание, возрождаются давно забытые обычаи и традиции.

    Список использованной литературы

    1. Головнев А.В.Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров//Панорама культур Ямала

    4. Российская Федерация. - 1996. - № 18. - С. 28.

    Размещено на Allbest.ur

    ...

    Подобные документы

      Традиционный тип сельского поселения коренных народов ЮАР, их обычаи, культура. Обрядовые, ритуальные танцы шаманов, сказания и легенды. Красота по-африкански, женщины и мужчины племени Мурси. Свадебные и похоронные традиции и церемонии, функции масок.

      презентация , добавлен 05.11.2014

      Танцевальная культура коренных народов Севера: эвенов, эвенков, ительменов, коряков, чукчей, юкагиров и эскимосов. Взаимосвязь сюжетов подражательных танцев с фольклором и обрядовой культурой. Анализ лексики подражательных танцев народов Севера.

      дипломная работа , добавлен 18.11.2010

      Традиции быта и культуры коренных народов Севера: Ямало-Ненецкий фольклор, история возникновения, тематика и жанры; истоки национальной культуры. Коллективные и календарные ненецкие игры, их использование в организации и проведении народных праздников.

      реферат , добавлен 23.01.2011

      Социально-экономическое развитие малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского округа. Образование этнических групп хантов. Традиционные занятия манси: охота, рыболовство, оленеводство. Архаичные черты хозяйства лесных ненцев.

      презентация , добавлен 24.04.2012

      Культура и образование коренных народов Дальнего Востока. Сущность и особенности кинематографии ее роль и значение в становлении духовной культуры русского Дальнего Востока. Репертуар кинематографов. Особенности полиэтничности Дальневосточного региона.

      реферат , добавлен 04.12.2008

      История удмуртов как одних из коренных народов Среднего Урала. Их духовная культура и религия, национальный характер и традиции. Герб Удмуртии. Роль земледелия, животноводства, охоты, рыболовства, пчеловодства и собирательства в жизни удмуртских народов.

      презентация , добавлен 16.02.2014

      Этнические особенности коренных народов. Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа, ханты и манси - два родственных народа. Пирода и традиции народов Западной Сибири. Самобытность традиционной культуры и традиционного воспитания.

      контрольная работа , добавлен 09.03.2009

      История изучения обско-угорского фольклора. Мировоззренческий аспект культурно-хозяйственной жизни народов ханты и манси. Жизненный цикл человека в сказаниях хантов и манси. Функции устного народного творчества в духовной и материальной культуре народа.

      курсовая работа , добавлен 13.02.2012

      Особенности туристско-рекреационных ресурсов Ханты-Мансийского АО. История Ханты-Мансийского АО, географическое положение и климат. Этническая культура коренных народов Севера. Этнографический туризм. Ханты-Мансийск - столица Югры, транспорт Югры.

      курсовая работа , добавлен 27.06.2012

      Исследование истории и расселения веси и вепсов, коренных народов Северо-запада России. Описание современного состояния культуры вепсского народа, демографической ситуации. Обзор религиозно-мифологических представлений, обычаев, традиционного костюма.