Роль эпизода в художественном произведении. Сочинение на тему: «Роль эпизода в драматическом произведении» по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор. Роман ивана сергеевича тургенева "отцы и дети" в аспекте современного изучения классики

Роль эпизода
Автор: Толстой Л.Н.
« Воина и мир»- роман- эпопея. Одно из значений слова эпопея- изображение жизни народа в национально- исторических масштабах. Основным событием 1805-1807 гг. была война, начатая императором, но участвовали в ней простые люди.
Эпизод, в котором изображен подвиг капитана Тушина, имеет важное значение в романе. В нем находит свое отражение «мысль народная», возможно в наиболее ярком аспекте, а так же он чрезвычайно важен, и потому что все линии сюжетные линии героев сходиться в нем. Мы видим князя Андрея, начинающего понимать, кто есть истинный герой. Это не Долохов, который рассказывает о своем ранении и не Ростов, изображенный в бою испуганным, а после рассказывающим о своем подвиге. Настоящие герои не те, что спешат доложить начальству о победе, но такие личности как Тушин, даже когда его ругают за оставленные на поле битвы пушки, он думает о командире отряда прикрытия, боясь, что того будут ругать больше. Истинный герой- народ.
Эпизод помещен в середине первого тома, и многие герои проходят в нем свое боевое крещение. Читатель еще мало знающий о них открывает для себя довольно интересные черты персонажей. Впервые на поле боя князь Андрей, грезящий о своем Тулоне и Николай Ростов простой юнкер и капитан Тушин. Капитан не показан в отрыве от все, наоборот, с самого начала он в постоянном общении с кем- нибудь: будь это простой солдат или князь Багратион.
Князь Андрей все время то слышит, то видит капитана. Создается впечатление, что Тушин много и действительно каждый настоящий воин в душе не много Тушин, с другой же стороны можно подумать, что он просто такой деятельный, суетливый.
Капитан сливается со своими солдатами в одно целое, он не отделяет себя от других. На его батарее царит атмосфера семейственности: те солдаты и их командир братья друг другу. Но семья - мирное начало, здесь на войне каждый стоит за всех, а все за одного, «чувствуется скрытая теплота патриотизма».
До начала сражения Тушин рассуждает о смерти и единственный признается, что умереть страшно. Он честен и добр, отзывчив. Князь Андрей слышит все, очевидно, что ему в душе философу интересно знать, что думает представитель народа.
Но вот начало сражения «земля как будто ахнула от страшного удара». После разговора услышанного князем Андреем кажется, что это оживление земли происходит под влиянием Тушина, более того, он даже пушку назвал любя по имени Матвеевна. Сразу же казавшиеся разрозненные люди сплачиваются, у всех есть общая цель - победить. У всех лица говорят: «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» так думают и Тушин и Болконский.
Тушин и Багратион в чем- то противопоставлены, особенно это заметно при появлении Багратиона на месте сражения тушинской роты. Тушин оживлен, «пищит, старается придать молодцеватость своей фигуре», а глаза полководца тусклы, безжизненны. Так же Тушин напоминает Кутузова, когда «робким и неловким движением, как благословляют священники, прикладывает 3 пальца к козырьку».
Таким образом, Толстой подчеркивает робость Тушина, но, несмотря на это, он и его солдаты берут оружие и идут защищать землю.

« Воина и мир»- роман- эпопея. Одно из значений слова эпопея- изображение жизни народа в национально- исторических масштабах. Основным событием 1805-1807 гг. была война, начатая императором, но участвовали в ней простые люди.

Эпизод, в котором изображен подвиг капитана Тушина, имеет важное значение в романе. В нем находит свое отражение «мысль народная», возможно в наиболее ярком аспекте, а так же он чрезвычайно важен, и потому что все линии сюжетные линии героев сходиться в нем. Мы видим князя Андрея, начинающего понимать, кто есть истинный герой. Это не Долохов, который рассказывает о своем ранении и не Ростов, изображенный в бою испуганным, а после рассказывающим о своем подвиге. Настоящие герои не те, что спешат доложить начальству о победе, но такие личности как Тушин, даже когда его ругают за оставленные на поле битвы пушки, он думает о командире отряда прикрытия, боясь, что того будут ругать больше. Истинный герой- народ.

Эпизод помещен в середине первого тома, и многие герои проходят в нем свое боевое крещение. Читатель еще мало знающий о них открывает для себя довольно интересные черты персонажей. Впервые на поле боя князь Андрей, грезящий о своем Тулоне и Николай Ростов простой юнкер и капитан Тушин. Капитан не показан в отрыве от все, наоборот, с самого начала он в постоянном общении с кем- нибудь: будь это простой солдат или князь Багратион.

Князь Андрей все время то слышит, то видит капитана. Создается впечатление, что Тушин много и действительно каждый настоящий воин в душе не много Тушин, с другой же стороны можно подумать, что он просто такой деятельный, суетливый.

Капитан сливается со своими солдатами в одно целое, он не отделяет себя от других. На его батарее царит атмосфера семейственности: те солдаты и их командир братья друг другу. Но семья - мирное начало, здесь на войне каждый стоит за всех, а все за одного, «чувствуется скрытая теплота патриотизма».

До начала сражения Тушин рассуждает о смерти и единственный признается, что умереть страшно. Он честен и добр, отзывчив. Князь Андрей слышит все, очевидно, что ему в душе философу интересно знать, что думает представитель народа.

Но вот начало сражения «земля как будто ахнула от страшного удара». После разговора услышанного князем Андреем кажется, что это оживление земли происходит под влиянием Тушина, более того, он даже пушку назвал любя по имени Матвеевна. Сразу же казавшиеся разрозненные люди сплачиваются, у всех есть общая цель - победить. У всех лица говорят: «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» так думают и Тушин и Болконский.

Тушин и Багратион в чем- то противопоставлены, особенно это заметно при появлении Багратиона на месте сражения тушинской роты. Тушин оживлен, «пищит, старается придать молодцеватость своей фигуре», а глаза полководца тусклы, безжизненны. Так же Тушин напоминает Кутузова, когда «робким и неловким движением, как благословляют священники, прикладывает 3 пальца к козырьку».

Таким образом, Толстой подчеркивает робость Тушина, но, несмотря на это, он и его солдаты берут оружие и идут защищать землю.

4.00 /5 (80.00%) 5 votes

«В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, не внешнею формою, и потому представляющие собою особый и замкнутый в самом себе мир…»

Эпизод – всего лишь часть от чего-либо, составной компонент единого целого. Что касается комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», то в этом выдающемся произведении каждый эпизод является важным звеном единой цепи событий, составляющих сюжет, без которых произведение в целом было бы практически невозможно понять. При этом каждый эпизод представляет собой пьесу в пьесе, замкнутый в самом себе мир. Все это значит, что эпизод какого-либо художественного или драматического произведения в плане развития действий и идейного содержания основан на значительном событии, которое, в свою очередь, точно также представляется в развитии.

До сих пор в художественной литературе не существует точного определения завязки, кульминации и развязки эпизода. Поэтому каждый из читателей или зрителей может интерпретировать любой эпизод по своему усмотрению.

С помощью названия или заголовка эпизода можно расставлять конкретные акценты в зависимости от собственного интереса.

Для примера можно остановиться на Хлестакове. Можно сказать, что этот эпизод является кульминацией в развитии образа этого персонажа. При этом следует сказать, что автор комедии обладал неповторимым умением при помощи всего лишь одной единственной детали дать максимально полную, исчерпывающую характеристику персонажа.

Как метко заметил когда-то А. С. , Н. умел так очертить «пошлость пошлого человека, чтобы вся мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем». Каждый, кто знаком с русской литературой, прекрасно знаком с финальным эпизодом, когда символический характер подчеркивается немой сценой с участием героев комедии. Автор настаивал, чтобы на сцене актеры обязательно замирали и находились в таком положении не менее полутора минут. подчеркивал, что в этом эпизоде его герои, до такой степени пораженные репликой жандарма, словно «электрическим потрясением», что оказываются в иной действительности, под властью иных законов жизни.

Финал комедии является антитезой к последующей затем развязке, когда письмо Хлестакова дает настолько простое объяснение всему случившемуся, что, например, Городничему оно представляется еще более неправдоподобным, чем фантазии Хлестакова.

К сожалению, каждый отдельно взятый эпизод любого драматического произведения имеет ряд недостатков. Например, из отдельного эпизода может быть непонятна или неправильно понята идея произведения, эпизод не может выразить все выразительные средства, которые использовал автор, его не всегда просто пересказать и можно по-разному интерпретировать. Однако большое внимание уделяет именно эпизодам.

В издании комедии «Ревизор» 1842 года автор уточняет смысл последнего эпизода красноречивым эпиграфом: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», где зеркало – вся комедия. А слова Городничего: «Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!» скорее всего обращены не к героям комедии, неподвижно замершим в нелепых позах, а к зрительному залу. хотел, чтобы зритель, увидев, как в зеркале всю несправедливость окружающей и собственной жизни и первый шаг сделал именно к себе самому.

Картины природы у Толстого, отмечает В. Днепров, «теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает человеческий образ, поддерживает и несёт его… Положение пейзажа в романе
Толстого можно сравнить лишь с его положением в лирическом стихотворении, где картина развёртывается параллельно с переживанием героя, фиксируя его моменты».

Великий писатель высоко ценил облагораживающее влияние природы на человека.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» вспоминается яркостью эпизодов, отдельных картин, каждая из которых много значит сама по себе. Охота и святки, первый бал Наташи, лунная ночь в Отрадном и девочка на окне, встречи князя Андрея со старым дубом… Так отдельными яркими эпизодами встаёт в нашей памяти эта книга. Все эпизоды служат общей связи романа, вписаны в обширное целое, но внутри него по-своему автономны, завершены.

Жизнь, которую рисует Толстой, очень насыщена в каждой точке. Эпизоды самые разные, относятся ли они к «войне» или «миру», «исторической» или
«семейной» линии, эстетически равноценны, ибо в каждом очень полно выражен существенный смысл жизни и её борьба.

Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив раскаяние и горе (ранение под Аустерлицем, смерть жены), князь Андрей приходит к выводу, что жизнь в её простых проявлениях, жизнь для себя и для своих близких – то единственное, что ему остаётся.

Итак жизненный путь определён? Но вряд ли деятельная, кипучая натура
Болконского может довольствоваться столь узким кругом. Недаром его «взгляд был потухший, мёртвый» и даже в улыбке выражалась «сосредоточенность и убитость».

Толстой не признавал жизни застывшей, одинаковой и поэтому мёртвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперёд, поэтому он и выделил на первый план силу жизни.

Автор показывает, как медленно возвращается его герой к жизни, к людям, к новым поискам. Первая веха на этом пути возрождения – встреча с
Пьером, разговор с ним на пароме, а затем встреча с Наташей, лунная ночь в
Отрадном, вызвавшая «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд», – всё это подготовило окончательное возвращение Андрея к жизни. Встреча со старым дубом помогла ему осмыслить своё нынешнее душевное состояние.

В общем плане романа этот эпизод важен не только как определённая ступень к определённому итогу, он не только продвигает действие и является средством, чтобы «разрешить вопрос», - он задерживает ход действия и привлекает наше внимание сам по себе, как одно из бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить нас Толстой.

Дуб, который дважды встречает на своём пути князь Андрей, совершенно по-разному раскрывает ему «смысл жизни»: в одном случае он кажется
Болконскому олицетворением безнадёжности, в другом – символом радостной веры в счастье.

При первой встрече дуб представляется ему живым существом, «старым, сердитым, презрительным уродом», который наделён способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать весёлую семью «улыбающихся берёз».
Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нём, употребляет местоимения «мы», «наша». Глядя на дуб, он видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а «руки» и «пальцы», «старые болячки».

Герой находит в роще то, что созвучно ему, - нераспустившийся дуб, который «один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь – наша жизнь кончена!» Грустные, безнадёжные мысли теснились в это время в голове князя Андрея.

Дуб – параллель к образу Болконского. Первый раз проезжает он мимо него разочарованным в своих прежних идеалах, когда ему кажется, что активная творческая и личная жизнь уже позади. Второй раз – после поездки в
Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его намечается перелом, вновь возвращаются надежды на счастье и стремление к большой гражданской деятельности.

Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь
Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передаёт оттенки контрастных цветов: чёрного, белого и серебряного – и игру света и теней: ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещённые с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша – блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвёздном небе. Ночь, луна, свет и тени – всё чарует незабываемой прелестью.

” Воина и мир”- роман- эпопея. Одно из значений слова эпопея- изображение жизни народа в национально- исторических масштабах. Основным событием 1805-1807 гг. была битва, начатая императором, но участвовали в ней простые люди.

Эпизод, в котором изображен подвиг капитана Тушина, имеет важное роль в романе. В нем находит свое отражение “мысль народная”, быть может в наиболее ярком аспекте, а так же он чрезвычайно важен, и потому что все линии сюжетные линии героев сходиться в нем. Мы видим князя Андрея, начинающего понимать, кто есть подлинный герой. Это не Долохов, который рассказывает о своем ранении и не Ростов, изображенный в бою испуганным, а после рассказывающим о своем подвиге. Настоящие герои не те, что спешат рапортовать начальству о победе, но такие личности как Тушин, более того когда его ругают за оставленные на поле битвы пушки, он думает о командире отряда прикрытия, боясь, что того будут ругать больше. Истинный герой- народ.

Эпизод помещен в середине первого тома, и многие герои проходят в нем свое боевое крещение. Читатель ещё мало компетентный о них открывает для себя довольно интересные черты персонажей. Впервые на поле боя князь Андрей, грезящий о своем Тулоне и Николай Ростов простой юнкер и капитан Тушин. Капитан не показан в отрыве от все, наоборот, с самого начала он в постоянном общении с кем- нибудь: будь это простой солдат или князь Багратион.

Князь Андрей все пора то слышит, то видит капитана. Создается ощущение, что Тушин много и на самом деле любой настоящий боец в душе не много Тушин, с другой же стороны можно помыслить, что он просто такой деятельный, суетливый.