(Анализ эпизода)» (Герой нашего времени). Сочинение «Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча. (Анализ эпизода)» (Герой нашего времени) Ожидание встречи максима максимыча

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе неординарно. Во-вторых, они расположены не по хронологии, как традиционно принято. Все повести разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Такой принцип был выбран автором неслучайно. Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу героя.

В произведении нет единого сюжета. Каждая повесть отличается своими героями и ситуациями. Их связывает лишь фигура основного персонажа – Григория Александровича Печорина. То мы видим его во время службы на Кавказе, то он оказывается в захолустном городишке Тамань, то отдыхает в Пятигорске на минеральных водах. Везде герой создает экстремальную ситуацию, подчас с угрозой для его жизни. Печорин не может жить обыденной жизнью, ему нужны ситуации, раскрывающие его огромные способности.

В повести «Максим Максимыч» описывается финал событий, изображенных в «Герое нашего времени». В последний раз показывается фигура мятущегося, не находящего себе пристанища героя. Особенный смысл в этой повести имеет противопоставление Печорина и Максима Максимыча. Здесь нет развернутого действия. Эта повесть построена как дорожный эпизод.

Максим Максимыч и рассказчик узнают, что во двор их гостиницы приехала коляска Печорина. Пожилой штабс-капитан очень взволнован этим и жаждет увидеть старого товарища. Он уверен, что как только Печорин узнает, кто ожидает его, сразу же прибежит и будет очень рад встрече. Максим Максимыч даже выбегает за ворота встречать его. Но Печорин не торопится возвращаться из гостей. Появляется он лишь на следующий день, чтобы тут же отбыть в Персию. Таков сюжет этого эпизода. Но с помощью таких незамысловатых событий автор раскрывает характеры своих героев.



Печорин появляется после разнообразных жизненных событий, описанных в остальных частях романа. Позади остались Петербург, Пятигорск, Тамань, Кавказ. Читатель уже узнал, кто такой Печорин, но он был показан глазами Максима Максимыча. Теперь мы видим героя глазами рассказчика. Тонкое наблюдение за внешностью Григория Александровича позволяет набросать его внутренний портрет. В характере Печорина, передаваемом через его портрет, есть несколько особенностей. Автор подчеркивает через внешность сложность и противоречивость личности Печорина. Его «крепкое сложение», «широкие плечи» противоречат «чему-то детскому» в улыбке, «женской нежности» кожи, небрежности и ленивости в походке.
Особенность походки Печорина заключалась еще и в том, что «он не размахивал руками». Автор отмечает, что это «верный признак скрытности характера». Лермонтов уделяет внимание передаче жизненной усталости своего героя: «Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость…». Говоря о глазах, зеркале души каждого человека, автор отмечает: «… они не смеялись, когда он смеялся!… Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».
Перед нами - уставший от жизни молодой человек, обладающий яркой индивидуальностью и сложным внутренним миром.

В противовес ему дается Максим Максимыч. Это открытый человек, полностью обращенный к своему ближнему. Старый штабс-капитан всей душой верен прошлой дружбе с Печориным. Узнав о том, что Григорий Александрович наконец появился во дворе гостиницы, он бросил все свои дела и побежал навстречу старому товарищу: «Через несколько минут он был уже возле нас; он едва мог дышать; пот градом катился с лица его; мокрые клочки седых волос… приклеились ко лбу; колена его дрожали…».
Увидев долгожданного друга, Максим Максимыч хотел броситься ему на шею, но Печорин лишь дружественно протянул руку. И это неудивительно, ведь он не считал штабс-капитана своим другом или товарищем. Для Печорина это был очередной человек, с которым его на время свела судьба, и ничего больше.
Можно сказать, что Максим Максимыч был случайным свидетелем его очередной душевной драмы. При краткой беседе штабс-капитан напоминает Печорину о Бэле. Становится понятно, что молодой человек не желал бы вспоминать об этом: «Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся». Это еще один тяжкий груз на его душе, который ему не хотелось бы показывать. Поэтому он говорит о юной черкешенке, «принужденно зевнув».
Этот человек никому не позволяет проникнуть в свою душу, понять, какие чувства он испытывает. Печорин настолько замкнут в себе, что теряет способность проникнуться хотя бы ненадолго волнением, тревогами, запросами души другого человека. Он не желает уделить Максиму Максимычу ни одной дополнительной минуты, чем сильно обижает старика. И нахмуренный штабс-капитан говорит Печорину: «Не так я думал с вами встретиться…». Тут в герое на секунду просыпаются дружеские чувства, и он обнимает Максима Максимыча. И тут же уезжает, давая понять штабс-капитану, что они навряд ли еще когда-нибудь встретятся. Максим Максимыч обижен в своих лучших чувствах.

Благодаря этому эпизоду и сопоставлению с пожилым штабс-капитаном можно ярче увидеть фигуру Печорина. Он не может думать о других людях: Печорин для этого слишком закрыт и сконцентрирован на себе. Доброта и искренние дружеские чувства Максима Максимыча не вызывают в нем никакого отклика. Читатель видит, что за прошедшее время Печорин окончательно заболел неизлечимой скукой и безразличным отношением не только к другим, но и к своей судьбе. Поэтому после эпизода последней встречи автору ничего не оставалось, кроме как «умертвить» своего героя.

Текст по роману М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени

Почему Печорин так холодно обошёлся с Максимом Максимы­чем во время их последней встречи?

В главе «Максим Максимыч» описана сцена, когда на пере­путье, во Владикавказе, на площади у гостиницы, встречаются армейский капитан и человек избранной среды, главный герой романа Печорин.

Максим Максимыч, по определению критика В.Г. Белин­ского, - один из лучших народных характеров. В нём есть до­брота, искренность и светлая вера в дружбу между людьми.

И поэтому он, будучи человеком простодушным, уверен в том, что аристократ Печорин «прибежит», узнав о том, что в местной гостинице остановился Максим Максимыч, его боевой товарищ в прошлом, скромный, в небольших чинах, офицер.

Но Печорин холодно встречает Максима Максимыча, моти­вируя это тем, что у каждого из них «своя дорога».

Старик огорчён, если не сказать, убит таким поведением Пе­чорина. Он искренне убеждён, что причина в нём самом, в ста­рике, который «не богат, не чиновен», и он не может оставаться «на равных» с блестящим петербуржцем.

Но причины холодности Печорина ещё и в другом. Штабс- капитан - свидетель и даже участник истории соблазнения сто­личным аристократом Бэлы, горской девушки. Он знал и историю гибели её семьи, и присутствовал у постели умирающей Бэлы.

Внешне романтическая история с Бэлой есть история пре­ступления Печорина, повлекшая разрушение семейных устоев, гибель и самой семьи, и всех её членов. Если бы Максим Мак­симыч «дал делу ход», то его молодому другу, эгоистичному и легкомысленному, не избежать бы сурового наказания. Вот почему ещё Печорин холоден с бывшим боевым товарищем: кто же хочет бередить старые раны?

Психологизм в поведении героев видится в метаниях до­брого Максима Максимыча, который нетерпеливо ожидает Григория Александровича, и в небрежном отношении главного героя к боевому товарищу прежних лет. Впрочем, как чуткий че­ловек, Печорин понимает причину обиды старика и по-своему пытается оправдаться и успокоить собеседника.

Здесь искали:

  • почему печорин так холодно встретил максима максимыча
  • почему Печорин ведет себя холодно по отношению к максиму максимычу
  • почему печорин холодно встретил максима максимыча

Сочинение «Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча. (Анализ эпизода)» (Герой нашего времени)

В главе «Максим Максимыч» М. Ю. Лермонтов показывает Печорина
накануне его отъезда в Персию. Хронологически эта глава
является последней: из предисловия к журналу Печорина мы узнаем,
что, возвращаясь из Персии, Печорин умер. Лермонтов нарушает
хронологический порядок частей, чтобы глубже и ярче раскрыть
характер Печорина. В главе «Максим Максимыч» мы видим, каким
стал Печорин к концу своей недолгой жизни. Главный герой изображен
равнодушным, пассивным, потерявшим интерес к жизни. Он
не хочет притворятся и поневоле обижает безразличием своего старого
приятеля Максима Максимыча.
Пятью годами раньше Печорин служил в крепости на Кавказе
под началом Максима Максимыча. Старый штабс-капитан считает,
что с тех пор они стали «друзьями закадычными». К тому же героев
связывает не только служба, но и печальная история Бэлы. Узнав,
что Печорин тоже находится проездом во Владикавказе, Максим
Максимыч просит лакея сообщить барину о старом приятеле, ожидающем
в гостинице. Штабс-капитан уверен, что Печорин поспешит
встретиться с ним. Максим Максимыч словно забыл, что сам
говорил о Печорине как о «странном человеке». Еще во время службы
в крепости молодой офицер удивил Максима Максимыча жалобой
на смертельную скуку, ранней разочарованностью в жизни, эгоистическом
поведении в отношениях с Бэлой. Максим Максимыч напрасно
ждет Печорина перед гостиницей до позднего вечера. Штабс-
капитан расстроен, он не понимает, почему «закадычный», как он
считает, друг немедленно не прибежал встретиться с ним. Лермонтов
сочувственно описывает простодушного Максима Максимыча,
однако мало удивляется отсутствию Печорина: штабс-капитан сам
обрисовал бывшего сослуживца как законченного эгоиста.
Утром Максим Максимыч вынужден уйти по служебным делам.
Вскоре во дворе гостиницы появляется Печорин и, никого не расспрашивая
о штабс-капитане, так долго ждавшем его, приказывает
закладывать коляску. Автор рисует портрет главного героя и делится
предположениями по поводу его характера. В Печорине сразу
виден светский и богатый человек, аристократ, наделенный благородной
внешностью и физической силой. В его движениях подчеркивается
какая-то расслабленность, лень, небрежность. Особенно
запоминается автору «проницательный и тяжелый» взгляд Печорина,
который «мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно
спокоен».
Максим Максимыч едва успевает застать старого приятеля. Как
выясняется впоследствии, он впервые «бросил дела службы для собственной
надобности». Штабс-капитан бежит к гостинице, он задыхается
и не может говорить в первую минуту, а Печорин обращается
к нему с дежурной вежливостью. Максим Максимыч готов «кинуться
на шею Печорину», но видит «довольно холодно» протянутую руку.
Лермонтов строит описание короткой встречи героев на приеме контраста.
Максим Максимыч весь выражает искреннюю радость от
встречи с другом, а Печорин говорит с ним спокойно, равнодушно,
даже нехотя. Речь Максима Максимыча полна отрывистых восклицаний,
вызванных бегом и волнением: «А... ты?... а вы?... сколько
лет... сколько дней... да куда это?...» Печорин отделывается ничего
не значащими фразами. О себе он может сказать только, что едет
«в Персию - и дальше...», а все пять лет он «скучал». Правда, при упоминании
о Бэде Печорин бледнеет, отворачивается и принужденно
зевает. Максим Максимыч затронул больную для Печорина тему.
Несмотря на явную апатию, Печорин еще способен переживать при
воспоминании о прошлом, но он старается избегать этого. Максим
Максимыч одним своим появлением бередит тяжелые воспоминания.
Может быть, этим отчасти объясняется нежелание Печорина
задержаться и пообедать с бывшим сослуживцем. Когда Печорин
произносит на прощанье: «Благодарю, что не забыли», Максим Максимыч
не может сдержать обиды: «Забыть! - проворчал он, - я-то
не забыл ничего... Ну, да бог с вами!...» Печорин чувствует неловкость
оттого, что расстроил старика. Он обнимает его дружески
и замечает:«... неужели я не тот же?». Замечание Печорина справедливо:
он никогда не называл себя другом Максима Максимыча, как,
впрочем, и любого другого человека; всегда отличался равнодушием
к окружающим и не скрывал этого.
Максим Максимыч сохранил в свои годы детскую веру в человека,
а Печорин походя разрушает ее. Видно, что главный герой едет
в Персию, чтобы хоть как-то развлечься. «...Авось где-нибудь умру
на дороге!» - пророчески заявляет Печорин еще во время службы
в крепости. Он безразлично относится к собственным дневникам,
оставшимся у штабс-капитана, хотя еще недавно записывал в них
сокровенные мысли и желания. В следующих частях романа Лермонтов
использует дневниковую форму, чтобы заглянуть в глубину
души героя. В «Максиме Максимыче» мы можем только догадываться
о причинах жизненного краха Печорина, но крах этот очевиден.
И старый штабс-капитан переживает не только из-за равнодушия
бывшего приятеля. Максим Максимыч жалеет, что такой умный
и сильный человек не нашел себя в жизни: «А, правда, жаль, что он
дурно кончит... да и нельзя иначе!»..

Концепция.

Урок, посвященный анализу второй части романа, как центральную задачу выдвигает определение причин отчуждения «простого Человека» Максима Максимыча и Печорина . Ситуация, подчеркивающая нетерпеливое ожидание Максимом Максимычем встречи с Печориным , заранее обвиняет героя, и ученики, как правило, с возмущением говорят о его жестокости и холодности к преданному штабс-капитану. Попробуем с помощью композиционного анализа и выразительного чтения диалога Печорина и Максима Максимыча преодолеть односторонность читательской оценки. Учеников волнует вопрос, почему Печорин не остался с Максимом Максимычем? Ведь он никуда не торопился и, только узнав, что Максим Максимыч хочет продолжения беседы, спешно собрался в дорогу.

Для того чтобы представить себе, почему Печорин уехал, обращаем внимание на встречу Максима Максимыча с офицером-рассказчиком. Ведь в этой новелле не одна, а две встречи. Первая из них открывается иначе, чем вторая. Ничего похожего на холодность Печорина в офицере нет: «Мы встретились, как старые приятели». Однако итог этой встречи комичен и грустен одновременно: «… я должен признаться, что без него пришлось бы остаться на сухоядении… Мы молчали. О чем нам было говорить? Он уж рассказывал мне о себе все, что было занимательного, а мне было нечего рассказывать».

Общезначимое содержание жизни штабс-капитана сводится к его отношениям с Печориным (может быть невольно чувствуя это, Максим Максимыч оттого и дорожит ими сильно). Рассказчик же, хотя его чемодан набит путевыми записками, не рассказывает о них штабс-капитану, видимо не надеясь на понимание. Итак, дело не в первом объятии, с которого не начал Печорин (он кончил разговор тем, что обнял Максима Максимыча дружески). Дело в разделенности «простого человека» и дворянского интеллигента, в той трагической пропасти, которую Лермонтов признает как одну из «едких истин».

А как Максим Максимыч объясняет нежелание Печорина остаться? Согласен ли автор с ним?

Перечитываем сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем и составляем «партитуру чувств» к их диалогу. Хотел ли Печорин обидеть Максима Максимыча? Равнодушен ли он к судьбе и огорчению штабс-капитана? Портрет Печорина свидетельствует о его усталости и холодности. Чувства будто покинули его лицо, оставив на нем свои следы и впечатление не растраченных до конца сил. Печорин равнодушен к своей судьбе, к своему прошлому. На вопрос Максима Максимыча о том, что делать с «бумагами», журналом Печорина, он отвечает: «Что хотите!» Но даже в этом состоянии отчуждения от всего и от себя Печорин пытается смягчить свою холодность «приветливой улыбкой» и добрыми словами: «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?» Отказ Печорина остаться дан в безличной форме, будто не его воля, а что-то более властное диктует ему это решение: «Мне пора, - был ответ». На пылкие вопросы Максима Максимыча («Ну что! В отставке?.. как?.. что поделывали?») Печорин отвечал, «улыбаясь», односложно: «скучал!»

Эту улыбку, прямо противоположную смыслу слов, ученики часто воспринимают как насмешку над штабс-капитаном. Но Печорин скорее иронизирует над собой, над безвыходностью своего положения, когда все попытки вторжения в жизнь заканчиваются горьким итогом. Еще в «Бэле» автор нас предупредил, что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастие, как порок». Для Максима Максимыча все прошедшее мило, для Печорина – мучительно : «А помните наше житье-бытье в крепости?.. Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять… А Бэла?..» Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся…

· Да, помню! – сказал он, почти тотчас принужденно зевнув…»

Штабс-капитан не замечает невольной иронии своих слов: «страстный охотник стрелять», Печорин «подстрелил» Бэлу (ведь его погоня и выстрел подтолкнули Казбича выхватить нож). И Печорин, кажется равнодушный ко всему на свете, не может спокойно вынести этого не прощенного им самим себе упрека, как не может спокойно, эпически вспомнить историю с Бэлой в беседе за фазаном и кахетинским с Максимом Максимычем . Не надеясь на понимание Максима Максимыча, избегая боли, Печорин отказывается от продолжения встречи и, как может, пытается смягчить свой отказ: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч… Однако прощайте, мне пора… я спешу… Благодарю, что не забыли… - прибавил он, взяв его за руку», и, видя досаду старика, добавляет: «Ну полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески – неужели я не тот же?.. Что делать?.. всякому своя дорога.

Печорин не осуждает штабс-капитана за то, что не в силах его понять, не винит никого в своем одиночестве, но с горечью признает, что у них разные дороги . Он знает, что встреча с Максимом Максимычем его скуки не рассеет, а горечь лишь усилит, и потому избегает напрасных объяснений. Когда-то Печорин пытался открыть себя (исповедь в «Бэле»), понять позицию штабс-капитана (разговор в конце «Фаталиста») и вел себя при этом без всякого высокомерия.

«Воротясь в крепость, я рассказал Максиму Максимычу все, что случилось со мною и чему был я свидетель, и пожелал узнать его мнение насчет предопределения. Он сначала не понимал этого слова, но я объяснил его как мог, и тогда он сказал, значительно покачав головою: «Да-а! Конечно-с – это штука довольно мудреная! Впрочем, эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны, или недовольно крепко прижмешь пальцем…» И далее штабс-капитан охотно рассуждает о качествах черкесского оружия. В конце концов Максим Максимыч обнаруживает, что ему свойствен фатализм: «Да, жаль беднягу… Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать! Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано!» Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений».

Доброта Максима Максимыча бессильна, потому что она лишена понимания общего смысла вещей. И потому штабс-капитан покорен обстоятельствам, тогда как Печорин пытается их преодолеть. Для Лермонтова противостояние этих героев настолько важно, что диалогом Печорина и штабс-капитана он заканчивает роман . Новелла «Максим Максимыч» завершается еще более горько. В своей обиде штабс-капитан готов спутать Печорина с его гордым лакеем. Не поняв Печорина, Максим Максимыч обвиняет его в сословном высокомерии : «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара… Вишь, каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге…» Уязвленное самолюбие штабс-капитана подталкивает его к мести. Только что считавший себя другом Печорина, Максим Максимыч называет его «ветреным человеком», «с презрением» бросает его тетради на землю, готов выдать Печорина на всеобщее обозрение: «хоть в газетах печатайте! Какое мне дело!.. Что, я разве друг его какой или родственник?»

Перемена в Максиме Максимыче так разительна, что кажется немыслимой или подсказанной минутным гневом. Но автор не позволит нам заблуждаться. Добро обратилось во зло, и это не миг, а окончательный итог жизни штабс-капитана: «Мы простились довольно сухо. Добрый Максим сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин в рассеянности или от другой причины (ее-то и открыл нам автор в ремарках к диалогу. – В.-М.) протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею! Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты… хотя есть надежда, что он заменит старые заблуждения новыми… Но чем их заменить в лета Максима Максимыча? Поневоле сердце очерствеет и душа закроется… Я уехал один». Расхождение «простого человека», в котором есть сердце, но нет понимания людей другого круга, общих обстоятельств жизни, и «героя времени», а вместе с ним автора романа оказалось неизбежным .

При всех душевных достоинствах Максима Максимыча он не способен противостоять злу ни в частном, человеческом, ни в общем, социальном смысле.

На дом даем ученикам составить план ответа на тему «Печорин и Максим Максимыч» и, прочитав статью учебника под тем же названием, подумать, со всеми ли ее положениями они согласны, аргументировав текстом романа свою точку зрения.

Пересказ-анализ повести «Максим Максимыч» или чтение по ролям. Можно использовать вопросы:

1) Каково впечатление от прочитанного?

2) В чем особенности портрета Печорина? Чем он отличается от портрета, данного Максимом Максимычем в повести «Бэла»?

3) Какова роль повествователя в рассказе?

4) Как проявляется идейный замысел Лермонтова?

5) Проанализируйте эпизод встречи Печорина со штабс-капитаном. Можно ли назвать Печорина и Максима Максимыча друзьями?

6) Как вы объясните холодность Печорина? Почему он не остался обедать со штабс-капитаном?

7) Какие черты характера Печорина раскрылись в последней встрече с Максимом Максимычем?

8) Кому из героев вы сочувствуете?

9) Какой, на ваш взгляд, должна быть их встреча?

10) Каково место и значение повести «Максим Максимыч» в романе?

(Композиционная роль повести «Максим Максимыч» велика. Она как бы связующее звено между «Бэлой» и «Журналом Печорина». В ней объясняется, как журнал попал к автору, приезжему офицеру.

Прост и сюжет повести. Но встреча Печорина и Максима Максимыча печальна. Возросли холодность, равнодушие и эгоизм главного героя. Путешествие – последняя попытка как-то заполнить свою жизнь чем-то полезным, новыми впечатлениями.)

Важнейшим средством характеристики Печорина в этой повести является психологический портрет (особенности внешности, отражение в ней сложных душевных переживаний, психологизм портрета).

Домашнее задание.

1. Повесть «Тамань». Чтение, пересказ сюжета. В чем смысл столкновения Печорина с контрабандистами?

2. Анализ эпизодов «Сцена в лодке» и «Прощание Янко со слепым мальчиком». Что нового узнали о главном герое?

3. Наблюдения над композицией «Тамани», описанием природы, речью персонажей.

В главе “Максим Максимыч” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” изображена последняя встреча Г. А. Печорина со штабс-капитаном Максимом Максимычем спустя пять лет после того, как они виделись. Несмотря на то что старик долго, с нетерпением ждал своего давнего друга, а когда тот прибыл, побежал навстречу ему “что было мочи”, Печорин ответил на это холодной улыбкой и простой вежливой фразой. Ошеломленный, “со слезами на глазах”, старик не знал, что сказать. Он в ту минуту представлял из себя жалкое зрелище: ” едва

мог дышать; пот градом катился с лица его. колена его дрожали”. Слегка успокоившись, Максим Максимыч начал вспоминать жизнь в крепости, охоту, Бэлу. После чего Печорин “чуть-чуть побледнел и отвернулся”.

Эта сцена вызывала и вызывает многочисленные споры и критиков, и читателей. Почему Г. А. Печорин так поступил с бедным старым офицером? Что двигало его поступком? Кто перед нами в ту минуту: эгоист или несчастный человек, безжалостное, грубое существо или тактичный аристократ, защищающийся от новых страданий?!

Я думаю, что Печорин в этой сцене – несчастный человек, которому еще раз напомнили о горько пережитом

прошлом. Он прекрасно знает Максима Максимыча, представляет и вопросы, которые тот начнет задавать, и воспоминания, которыми тот начнет делиться. Поэтому и избегает встречи со старым сослуживцем. Увы! Избежать ее не удалось. И случилось то, что предвидел герой Лермонтова. Максим Максимыч, забыв о тактичности и не думая о чувствах своего друга, сразу же завел разговор о Бэле, той самой девушке, чья смерть вызывает у Печорина не только грусть, но и глубочайшее чувство вины. Образно говоря, лучший по крепости друг с первой минуты встречи начинает “сыпать соль” на душевную рану Печорина. И что остается герою? Нагрубить старику? Резко оборвать его? Нет! Срочно уехать! Прервать эту неожиданную и неприятную для него встречу.

Вот почему Г. А. Печорин так быстро расстается со своим старым приятелем.


Другие работы по этой теме:

  1. Во второй повести романа Михаила Юрьевича Лермонто­ва “Герой нашего времени” “Максим Максимыч” происходит встреча Печорина со своим старым боевым товарищем на гла­зах основного повествователя –...
  2. Текст по роману М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени Почему Печорин так холодно обошелся с Максимом Максимы­чем во время их последней встречи? В главе “Максим Максимыч” описана...
  3. Роман Лермонтова “Герой нашего времени” – произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе неординарно....
  4. 1. Печорин и его окружение. Раскрытие характера героя. 2. Печорин и Максим Максимыч. 3. Печорин и Грушницкий. 4. Роль Вернера в повествовании. Григорий Александрович Печорин,...
  5. Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча Когда открываешь Роман Лермонтова “Герой нашего времени”, забываешь, что он написан более ста лет назад. Писатель вводит нас в...
  6. Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – один из первых русских психологических романов. Через образ главного героя романа, Григория Александровича Печорина, автор передает основные...
  7. В романе Лермонтова “Герой нашего времени” отражен конфликт человека нового нравственного уровня с представителями уходящей эпохи. Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом...
  8. Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой взгляд, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе....