Почему в фильме матильда российский флаг. "Матильда": почему фильм о романе с царем вызвал такой скандал

Самое известное место в Петербурге, связанное с именем Матильды Кшесинской, - принадлежавший ей особняк на Кронверкском проспекте. Его начали строить специально для балерины в 1904 году, но не на её собственные средства, а на деньги великого князя из рода Романовых Сергея Михайловича - второго любовника артистки. Однако в 1917 году ей пришлось покинуть особняк навсегда. После Февральской революции в нём хозяйничали большевики, и особняк был полностью разграблен. Поэтому каких-то подлинных вещей балерины почти не сохранилось. Сейчас в особняке находится Музей политической истории России, но о его хозяйке здесь никогда не забывают. В здании работает постоянная экспозиция "Матильда Кшесинская: фуэте судьбы", поэтому есть много специалистов, для которых белых пятен в биографии великой балерины почти не осталось.

Конечно, нам постоянно приходится развенчивать мифы и легенды, cвязанные как с самим особняком, так и с именем Матильды, - начала рассказ куратор экспозиции Маргарита Самойлова. - Мы слышали и о том, что якобы был проложен подземный ход от особняка к Зимнему дворцу прямо под Невой, и о том, какие сокровища якобы до сих пор здесь зарыты. Но, конечно же, все эти слухи не соответствуют действительности.

Она была необыкновенно талантлива
О самой Матильде, а также о её отношениях с наследником русского престола Николаем Александровичем также существует огромное количество легенд. Последнее время православные активисты настаивают на том, что у царя вообще не было любовных отношений с артисткой балета, а их связь была исключительно духовной. Историки с таким мнением не согласны.

Это были нормальные интимные отношения двух молодых людей, - говорит Маргарита Самойлова. - Матильда познакомилась с наследником в 1890 году на выпускном в балетном училище. И есть мнение, что рассадка гостей на последующем за выступлением балерин торжественном ужине не была случайной. Посадить Матильду рядом с Николаем мог распорядиться сам Александр III, мечтавший, чтобы наследник из застенчивого юноши превратился в настоящего мужчину.

План сработал: Николай и Матильда влюбились друг в друга. Их встречи происходили в доме на Английском проспекте, 18, который был снят для свиданий.

Отношения прекратились
Продлились отношения Николая и Матильды совсем недолго - с 1890 по 1894 год, да и то за этот период будущий царь успел совершить кругосветное путешествие. Потом своё чувство Николай II назовёт "самыми светлыми" страницами юности.

Мы точно знаем, что, после того как состоялась помолвка Николая с Алисой Гессенской, его отношения с Матильдой закончились, - говорит Маргарита Самойлова. - Поэтому называть балерину любовницей царя некорректно.
Будущий император после расставания передал Матильду на попечение своего двоюродного дяди Сергея Михайловича. Он преданно любил Матильду 25 лет и даже дал своё отчество сыну балерины - Володе, который родился в 1902 году. Позднее Матильда даст ему отчество настоящего отца - великого князя Андрея Владимировича (двоюродного брата Николая II), который станет её мужем уже во Франции.

Романовы в жизни Матильды Кшесинской
Трое мужчин из рода Романовых сыграли в жизни Матильды Кшесинской самую большую роль. Вот они:

Балерина чуть-чуть не дожила до ста лет
Покинув в 1917 году Петроград, больше трёх лет Матильда Кшесинская жила на юге России. Лишь в феврале 1920 года на пароходе "Семирамида" она уехала из страны навсегда. Во Франции она проживёт долгую и насыщенную событиями жизнь и умрёт в Париже в 1971 году, не дожив трёх месяцев до своего столетия.

С собой из своего роскошного особняка Матильда увезла маленький чемоданчик с драгоценностями, - говорит Маргарита Самойлова. - В банках у неё хранились другие украшения и деньги, но все они были национализированы. Великий князь Сергей Михайлович долго оставался в городе и надеялся, что сумеет что-то вывезти. Но так и не смог: в июле 1918 года он был расстрелян под Алапаевском.

Андрею Владимировичу повезло больше: он эмигрировал, и в 1921 году в Каннах уже 49-летняя Матильда Кшесинская стала его законной женой.

В 1929 году в Париже Кшесинская открыла свою балетную школу. Произошло это не столько из любви к искусству: ей нужно было зарабатывать на хлеб. В последний раз Матильда вышла на сцену 14 июля 1936 года на вечере балета в лондонском театре Ковент-Гарден - ей было 64 года. Театр был переполнен.
Cын балерины Володя так и не завёл семью, всю свою жизнь посвятив матери.

1960 год - в Париже вышли мемуары Матильды Кшесинской, где она рассказала о своём знакомстве и встречах с наследником престола

Следующая новость

Кинодокументалист Сергей Алиев рассказал журналистам, что планирует снять документальный фильм «Ложь Матильды», призванный «развенчать мифы» вокруг личности Николая II. , что его участниками станут историки, боец Федор Емельяненко и депутат Госдумы Виталий Милонов, однако двое последних не слышали о картине до сегодняшнего дня. «360» рассказывает, что известно о фильме.

Что такое «Ложь Матильды»

Еще не показанный на большом экране, фильм Алексея Учителя "Матильда" уже прозвел фурор. Кампанию против него начала депутат Госдумы Наталья Поклонская, а теперь в пику картине хотят снять ленту-опровержение. Кинодокументалист Сергей Алиев, посмотрев трейлер «Матильды», он решил снять свою картину — «Ложь Матильды». Съемки начнутся совсем скоро, но режиссер уже раскрыл кое-какие подробности, касающиеся сценария и съемочной группы.

Сценарий дописывается. К концу текущей недели мы эту работу закончим. Съемки начнутся на следующей неделе и будут проходить в Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге

— Сергей Алиев.

Он уточнил, что фильм с «небольшим бюджетом» будет длиться примерно час. Помогать в съемках будет команда режиссера Юрия Рязанова. Увидеть свет «Ложь Матильды» может уже в первой половине сентября — создатели рассчитывают, что удастся договориться о трансляции с федеральными каналами.

Алексей Учитель в свою очередь , что будет рад посмотреть документальный фильм «Ложь Матильды», однако на положительную критику, похоже, рассчитывать не приходится.

Маразм продолжается, есть идиоты, пусть они снимают. <…> Тем более не понимаю, что они хотят разоблачать, если они не видели фильм. Сценарий они не могли раздобыть. А если читали — то пусть делают, что хотят. Я буду рад это посмотреть

— Алексей Учитель.

Также в «Ложь Матильды» планируется включить видеомонологи о Николае II актеров Андрея Мерзликина, Алексея Нилова и митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия. А вот Поклонскую в этом фильме снимать не хотят — с ней и так все понятно.

В фильме якобы должен был сняться депутат Виталий Милонов. Однако амбиции Алиева, похоже, немного расходятся с делом — в беседе с «360» парламентарий заявил, что не получал предложения участвовать в съемках картины, но в самом деле хотел бы сыграть императора в фильме о Николае II — но только художественном.

Также сообщалось, что в съемках фильма примет участие знаменитый боец Федор Емельяненко. Однако его PR-менеджер Юлия Куклина рассказала «360», что Федору никто не предлагал сниматься в картине.

С Федором никто не общался по поводу съемок в фильме. И принимать участие в них он не планирует. Это ложная информация

— Юлия Куклина.

С чего все началось

«Матильда» — художественный фильм российского режиссера Алексея Учителя. Кинолента посвящена истории любви императора Николая II и молодой балерины Матильды Кшесинской.

Скандал вокруг еще не вышедшего в прокат фильма разгорелся в ноябре прошлого года. Депутат Госдумы Наталья Поклонская возглавила ряды противников ленты: по ее словам, образ государя в фильме Учителя искажен. Причем вставлять палки в колеса «Матильде» Поклонская начала, когда фильм даже не был смонтирован.

Депутат несколько раз обращалась в Генпрокуратуру с требованием проверить фильм на оскорбление чувств верующих, однако в ведомстве нарушений не нашли. Ее поведение получило неоднозначную реакцию — как можно критиковать фильм, даже если не видел его? Однако это не помешало Поклонской продолжить бой — она обратилась к группе экспертов, которые заявили, что фильм не стоит показывать широкой публике. Позднее другая экспертиза отыскала в фильме только одну постельную сцену, которая, по их словам, даже для просмотра подростками.

Поклонская не сдавалась и собирала жалобы единомышленников, а совсем недавно, так и не соизволив посмотреть готовый фильм, ролик из того, что считает «порнографическими ролями» актера, который играет государя Николая в «Матильде».

Кинокритики считают поведение Поклонской неоднозначной, но ясно одно — депутату пока не удалось добиться своей цели и запретить показ фильма. Режиссер Алексей Учитель доблестно и не без иронии сносит все ее нападки. Однажды он даже предположил, что депутат, весьма вероятно, влюблена в Николая II, за что « ».

О фильме даже президент России Владимир Путин: 15 июня во время "Прямой линии" актер Сергей Безруков попросил главу государства разрешить спор между Поклонской и Учителем. Путин отметил, что о царской семье были сняты и более жесткие фильмы, но вот ввязываться в личный спор с Поклонской ему бы не хотелось.

Следующая новость

Редко какой из фильмов привлекал столько внимания современного общества, как фильм «Матильда». Однако ошибочно сегодня делать акцент по тематике ленты только на «кинопродукте» Алексея Учителя. Очередная активная фаза по дискредитации образа Российского Императора берёт начало куда ранее: с 2015-го года. Тогда «мастера исторического жанра», в силу им известных причин, вдруг вновь обратились к личности балерины. И поток лжи, целью которой являлся Царственный Мученик, заполнил своим зловонием страницы газет, телеэкраны, интернет-пространство. Завершился в 2017-м грандиозным по масштабу извращением в виде «исторического блокбастера». Логичен вывод об организованной кампании в преддверии трагической для истории России даты: столетия революционных событий.

Любовные отношения между ярчайшей звездой балетного искусства и последним из царствующих династии Романовых - миф возраста более века. Различные псевдоисследователи, сочиняя небылицы о физической близости балерины и Цесаревича, безосновательно ссылаются на «Воспоминания» Кшесинской, которые ничего подобного не содержат.

«Воспоминания» Матильда Кшесинская писала в 60-е годы прошлого века во Франции и вряд что-то скрыла о своих отношениях с Государем. Наоборот: напиши она в стиле дешёвого любовного водевиля и прибыль от продажи «Воспоминаний» возросла бы в разы. Но измышлениями бывшая балерина не увлекалась, что делает честь достойной женщине, не менее оболганной, чем Хозяин Земли Русской. «Воспоминания» излагаются по годам. Однако в них - ни слова о близости с Николаем Александровичем. Тем не менее, ложь о любовной связи балерины с Наследником прочно осела как в информационных изданиях, так и в головах доверчивых граждан.

И, правда: почему обычному читателю не поверить «Аргументам и фактам», поместившим в 2016-м году на своих страницах статью Андрея Сидорчика «Грешная Матильда. Как балерина Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых»? Проиллюстрируем один из фрагментов публикации: «В январе 1892 года к Матильде в дом прибыл некий "гусар Волков". Удивленная девушка подошла к дверям, а навстречу ей шел… Николай. Ту ночь они впервые провели вместе».

Опровергнем «товарища» Сидорчика: в январе 1892-го года в дом к Матильде «прибыть гусар Волков» не мог за неимением у Кшесинской такового. Балерина проживала у родителей - людей нравов крайне строгих. А собственный особняк (Английский проспект, № 18) приобрела только во второй половине 1892-го. Фамилия гусара Волкова в «Воспоминаниях» упоминается всего один раз: «Товарищем по полку Наследника был гусар Евгений Волков, которого я хорошо знала. Он должен был сопровождать Наследника в кругосветном путешествии».

Обратимся к «ночам» балерины с Наследником. В «Воспоминаниях» есть лишь одно упоминание о совместной ночи. Приведём его полностью, ибо оно даёт понимание действительных отношений Цесаревича и Кшесинской:

В один из вечеров, когда Наследник засиделся(!) у меня почти что до утра, он мне сказал, что уезжает за границу для свидания с принцессой Алисой Гессенской, с которой его хотят сватать. Часто Наследник привозил с собой свои дневники, которые он вёл изо дня в день, и читал мне те места, где он писал о своих переживаниях, о своих чувствах, которые он питает к принцессе Алисе. Он её (Алису) считал наиболее подходящей и что к ней его влекло всё больше и больше, что она будет его избранницей, если на то последует родительское разрешение.

Изложенное подтверждает наличие между Матильдой и Николаем Александровичем близости исключительно духовной. Будучи человеком чести, грань этой близости Цесаревич перейти не мог пониманием невозможности брака с балериной, будучи наследником престола. Данное обстоятельство подтверждает и Кшесинская: «Чувство долга и достоинства было в нём (в Цесаревиче) развито чрезвычайно высоко». Отсюда любовный роман балерины и Наследника с переодеванием - абсолютный вымысел.

Между прочим, статье в «Аргументах и фактах» годом ранее предшествовал документальный фильм «Матильда Кшесинская. Загадки жизни». В нём бурная фантазия Елизаветы Горобец - автора сценария фильма - разыгралась куда круче, особенно в описании первого свидания Матильды с Николаем Александровичем. Оно, по фильму, произошло после выпускного экзамена Кшесинской в Императорском театральном училище в марте 1890-го. Тогда, как известно, экзаменационное выступление балерины понравилось Александру III, и он посадил Матильду за стол рядом с собой и наследником престола.

К слову сказать: эпизод с Царём-Миротворцем в документальном фильме единственный, где его создатели почти не лгут. Почти: ибо шутливое, с улыбкой, обращение Александра Александровича к юной Кшесинской: «Смотрите, только не флиртуйте слишком», ими мерзко переврано в угрозу Императора семнадцатилетней девушке.

Далее зрителям откровенно вешают «лапшу на уши». Оказывается, после короткого общения за столом, влюбленный Николай Александрович стал засыпать Кшесинскую драгоценными подарками. «Матильда рассказала своим подружкам по училищу, как за ней красиво ухаживает наследник престола. Кто-то из девушек позавидовал, кто-то посмеялся над её хвастовством. "Держу пари", - воскликнула Матильда, - Николай будет у моих ног"».

В фильме ведущий рассказывает о первой личной встрече Матильды Кшесинской с Цесаревичем как будто находился рядом. Кшесинская возвращается со сцены в гримёрную и «вдруг чья-то рука схватила её за лодыжку. Балерина потеряла дар речи и даже не сумела позвать на помощь. Матильда не знала чего ждать от наглого поклонника и с ужасом смотрела, как он неуклюже выбирается из-под стола. Незнакомец снял парик и очки, и Кшесинская поняла, что причин для паники нет. Перед ней был наследник престола». После чего завязывается бурный роман и Николай Александрович теряет голову от любви к Матильде. Александр III в гневе на сына, упрекает его: «Стыдно из-за женщины забывать о державе» и отсылает Наследника на крейсере в Японию.

Описанное - развесистая «клюква». Не осыпал Цесаревич Матильду бриллиантами и жемчугами, не было любовных встреч, парика с хватанием за лодыжку под столом и клятвами перед подругами юной балерины. Не отправлял Император Наследника в Японию из-за того, что тот «забыл о державе».

В подтверждение сошлёмся на «Воспоминания» Кшесинской. В них она рассказывает о своих встречах с будущим императором после выпускного экзамена - до отъезда того из России. На самом деле Матильда видела Николая Александровича лишь несколько раз в общественных местах. Процитируем балерину о её контактах с Цесаревичем, расположив их в хронологическом порядке, как в «Воспоминаниях»:

Дня через два (после экзамена) я шла с сестрой по Большой Морской, как вдруг проехал Наследник. Он узнал меня, обернулся и долго смотрел мне вслед.

В другой раз я шла по Невскому проспекту мимо Аничкова дворца, где в то время жил Император Александр Третий, и увидела Наследника, стоявшего со своей сестрой. Опять неожиданная радостная встреча. Случайные встречи с Наследником на улицах были еще несколько раз.

Мои мечты сбылись. Не только в первый день, но и на всех представлениях Наследник приходил на сцену и разговаривал со мной. Со времени училищного спектакля я мечтала снова увидеть его хоть издали, и теперь, когда могла даже говорить с ним, я была бесконечно счастлива.

В это лето я раз была в Петергофе у Маруси Пуаре и весь день надеялась встретить Наследника на прогулке, но этого не случилось. Настал печальный день отъезда Наследника в кругосветное путешествие.

Вот и всё что было! Добавим к изложенному: встречи (обычные, не любовные) Николая Александровича с Матильдой Кшесинской практически прекратились после вступления Цесаревича на Престол и сочетания брака с Александрой Фёдоровной в 1894-м. Безусловно, Кшесинская любила Государя. Однако повторимся, то была любовь, не переросшая в нечто большее, чем духовная связь молодых людей.

Но если в документальном фильме проскальзывали хоть какие-то незначительные подлинные детали из жизни балерины, то в «Матильде» Алексея Учителя отсутствует даже малейший намёк на историческую реальность, подменённую примитивной пошлостью.

Начнём с того, что Цесаревич на экране появляется в виде грузного мужчины лет пятидесяти с бородой и одутловатым лицом человека, явно злоупотребляющего спиртным. Одет почему-то в генеральский с эполетами мундир голубого цвета, какой носил шеф корпуса жандармов Александр Бенкендорф. Между тем Николаю Александровичу в 1890-м (речь об этой дате) исполнилось всего двадцать два года. Бороды молодой Наследник ещё не носил и был в звании гвардейского капитана.

В фильме есть сцена пародийная, когда наследник престола показан сверху обычных строительных лесов в сиянии огней. Да, обычных примитивных строительных лесов, какие, вероятно, арендовали у строительной фирмы. На лесах водружены и свисают полотнища государственных бело-сине-красных цветов флагов Российской Федерации вместо императорских: чёрно-жёлто-белых. Внизу, к стоящей под лесами Матильде Кшесинской подвозят на инвалидной коляске(!) Александра III. С неё Император обращается к балерине: «Береги его (Цесаревича)».

1. Александр III и Мария Феодоровна не являлись инициаторами «романа» Цесаревича Николая Александровича и М. Кшесинской.

2. Александр III и Мария Феодоровна не были противниками свадьбы своего сына на Принцессе Гессенской Алисе. Наоборот, узнав о помолвке были счастливы за сына.

3. Юношеское увлечение Цесаревичем Николаем Александровичем балериной М. Кшесинской не носило с его стороны характера «любовной страсти» и не переходило в сексуальную связь.

4. Цесаревич с ранней юности мечтал жениться на Принцессе Алисе, и никогда не собирался придавать хоть сколько-нибудь серьезный характер своим отношениям с Кшесинской. Утверждения авторов сценария, что Николай Александрович так «любил» Кшесинскую, что не хотел жениться на Принцессе Алисе, и даже был готов променять корону на брак с балериной, являются чистейшим вымыслом, ложью.

5. Крушение Императорского поезда произошло осенью 1888 г., за два года до знакомства Александра III и Цесаревича Николая Александровича с М. Кшесинской. Поэтому, они никак не могли говорить о ней. Самой Кшесинской было в 1888 г. 16 лет.

6. М. Кшесинская никогда не была на Высочайших приемах.

7. Принцесса Алиса Гессенская прибыла в Крым 10 октября 1894 г., то есть за десять дней до кончины Императора Александра III. Поэтому совершенно не понятно, почему она по сценарию одета в траурное платье и выражает Наследнику соболезнования. Кроме того, Наследник встречал Аликс в Алуште, куда она была доставлена конным экипажем, а не поездом, как это утверждается в сценарии.

8. М. Кшесинская не присутствовала на коронации Императора Николая II, и он никак не мог ее там видеть.

9. Порядок коронации и венчания российских императоров расписывался до деталей и имел вековую традицию. Откровенным вымыслом и ложью являются положения сценария, где Александра Феодоровна спорит с Марией Федоровной одевать ли ей шапку Мономаха или большую императорскую корону. А также то, что Мария Федоровна сама примеряла своей невестке корону.

10. В репетиции коронации согласно установленного порядка принимали участие не лично Император и Императрица, а придворные лица.

11. Старший сын Императора Александра II Наследник Цесаревич Николай Александрович скончался в 1865 г. в Ницце не от туберкулеза, как об этом заявляет «Мария Федоровна», а от менингита.

12. Первая киносъёмка в России, осуществлённая французской компанией «Пате», была посвящена не приезду в Симферополь «на поезде» Принцессы Алисы, как об этом утверждается в сценарии, а коронации Императора Николая II.

13. Император Николай II не падал в обморок на коронации, его корона не катилась по полу.

14. Император Николай II никогда, тем более один, не заходил за кулисы театров.

15. В списке директоров Императорского театра никогда не было человека с именем «Иван Карлович».

16. Среди врачей, лечивших Государыню Императрицу Александру Феодоровну никогда не было «доктора Фишеля».

17. Костюм балерин не одевается на голое тело, поэтому эпизод с оторванной лямкой лифа не мог иметь место в действительности.

18. Никто, кроме близкого семейного окружения, не мог говорить Царю или Наследнику «ты», тем более, этого не мог делать К. П. Победоносцев.

19. Никогда ни один русский офицер в здравом рассудке не мог броситься на Наследника престола с целью его побить или убить, из-за «поцелуя балерины».

20. Император Николай II никогда не пытался отказаться от престола, тем более не предпринимал попыток «бежать» с Кшесинской из России.

21. Коронационные подарки раздавались народу не киданием их с каких-то вышек, а в специально отведённых для этого буфетах. Давка началась за несколько часов до раздачи подарков, ночью.

22. Император Николай II никогда не приезжал на Ходынское поле и не осматривал «гору трупов», которой и не было. Так как в общее число погибших в ходе давки (1300 человек) входят и скончавшиеся в больницах. К приезду Императора и Императрицы на Ходынском поле, трупы погибших уже были увезены. Так что «обозревать» было нечего.

23. Клевета: Александр III занимается организацией блудных свиданий для своего сына, заставляя своего брата Великого князя Владимира фотографировать для этого балерин.

24. Клевета: Александр III призывает своего сына Цесаревича Николая жить блудной жизнью, «пока я жив».

25. Клевета: Александр III перед смертью благословляет М. Кшесинскую на блудное сожительство со своим сыном Цесаревичем Николаем.

26. Клевета: Александр III уверяет, что все русские императоры за последние сто лет жили с балеринами.

27. Клевета: Александр III называет балерин «породистыми русскими кобылами».

28. Клевета: Николай II рисует на фотографиях балеринам усы и бороды.

29. Клевета: Николай II не скрывает своих отношений с Кшесинской и вступает с ней в половой контакт в Большом Петергофском дворце, впадая тем самым блуд.

30. Клевета: Николай II и Александра Феодоровна участвуют в спиритических оккультных сеансах «доктора Фишеля», что является по учению Православной Церкви тяжким грехом.

В кино

Отец Николая II император Александр III был против брака сына с принцессой Алисой Гессенской.

В жизни

Действительно, поначалу российский император с супругой не были в восторге от этого брака. Пусть Алиса и являлась внучкой английской королевы Виктории, но на тот момент она была нищей принцессой из захолустного немецкого герцогства. Мать ее страдала нервным расстройством, но, самое страшное, являлась носителем гемофилии, которая передается по женской линии сыновьям, но сами носительницы при этом не болеют. (В итоге от гемофилии страдал сын Николая царевич Алексей). Александр рассчитывал на брак наследника с Еленой Луизой Генриеттой, дочерью Луи-Филиппа, графа Парижского. Но потом политика, а также тяжелая болезнь императора (а он хотел женить сына до своей смерти) ускорили брак Николая и Алисы, в крещении ставшей Александрой Федоровной.

В кино

Александр III сам познакомил сына с Матильдой Кшесинской.

В жизни

Это случилось в 1890 году сразу после выпускного спектакля в Императорском театральном училище, которое по традиции посещал монарх с семьей. Александр III неожиданно выделил среди всех танцовщиц Матильду Кшесинскую и заявил 17-летней выпускнице: «Будьте украшением и славою нашего балета!» После спектакля, не снимая театральных костюмов, все ученики собирались в большом репетиционном зале – для представления царственным особам.

Действо было тщательно отрепетировано, кандидатуры лучших выпускниц заранее отобраны из числа первых воспитанниц, в числе которых Кшесинская не могла оказаться уже потому, что числилась приходящей. И тут случилась первая неожиданность – в нарушение всех правил государь поинтересовался: «А где же Кшесинская?» Пришлось ее вызвать. После представления выпускников следовал торжественный ужин, а за общим столом у Малечки тоже не было постоянного места. И государь опять распорядился по-своему – усадил Кшесинскую между собою и наследником, игриво погрозив обоим: «Смотрите только, не флиртуйте слишком!». При этом общаться плотно Николай с Кшесинской стали лишь спустя два года. А вот показывать сыну в поезде, который через какое-то время попал в аварию, фотографию юной балерины Александр не мог. Ведь крушение состава, в котором император получил ранения, из-за которых потом заболел и рано умер, случилось за два года до знакомства Николая с Кшесинской.

В кино

Николай II никак не может забыть свою возлюбленную, собираясь отказаться от престола ради Кшесинской и бежать с ней.

В жизни

Многие критики фильма утверждают, что отношения Николая и Матильды были лишь платонческими. Это вряд ли. Но вот что после решения родителей женить его на Алисе Гессенской он решает завершить роман с Кшесинской – точно. И никуда бежать Ники не собирался. Вот как в своих мемуарах об этом вспоминает сама балерина: «7 апреля 1894 года было объявлено о помолвке наследника престола с Алисой, принцессой Гессен-Дармштадтской. Я давно знала, что рано или поздно это должно произойти, но все же горе мое было беспредельным…

После возвращения из Кобурга и помолвки наследник престола попросил меня о прощальном свидании. Мы условились встретиться на Волконском шоссе, у стоявшего на обочине сарая с сеном.

Регина Збарская: настоящая жизнь Красной королевы

  • Подробнее

Я приехала из города в своем экипаже, а он – верхом, прямо с полигона. И, как всегда бывает в таких случаях, когда нужно очень многое сказать друг другу, к горлу подступил комок, и мы говорили совсем не то, что хотели. Очень многое так и осталось невысказанным. Да и о чем можно вести речь на прощание, если знаешь, что уже ничего нельзя изменить…

Когда Ники уехал на полигон, я еще долго стояла у сарая и смотрела ему вслед, пока он не скрылся из виду. А он все оглядывался и оглядывался… Я не плакала, но сердце мое разрывалось от горя, и по мере того, как он удалялся, на душе у меня становилось все тяжелее.

Я вернулась в город, в свой пустой и осиротевший дом. Мне казалось, что жизнь кончилась и впереди не будет ничего, кроме боли и горечи».

По слухам, Кшесинская получила 100 тысяч рублей и дом в качестве окончательного расчета за отношения с августейшим любовником. В дальнейшем они, скорее всего, больше никогда не встречались. Но Николай периодически заочно помогал экс-подруге в ее театральных делах. Не известно ничего и о хотя бы одной личной встрече императрицы Александры Федоровны и Кшесинской.

В кино

У Николая был конкурент – поручик Воронцов (его играет Данила Козловский). Он влюблен в Матильду Кшесинскую так сильно, что пытается помешать своему главному сопернику. Например, хочет избить того короной. Будущий император Николай II проявляет милость к незадачливому преступнику – заменяет смертную казнь принудительным лечением.

В жизни

Ни о каком поклоннике Кшесинской по фамилии Воронцов не известно. Балерина больше предпочитала членов императорской фамилии: после расставания с Ники она была любовницей великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича Романовых. Да и поднять руку на цесаревича из-за балерины русский офицер вряд ли бы смог – не вписывается это в кодекс дворянской чести. Так что в данном случае это исключительно художественный вымысел.