Названы лауреаты патриаршей литературной премии. На патриаршую литературную премию подано рекордное число заявок


28 мая 2012 г. Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось вручение Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Эта премия учреждена в 2009 году «для поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества». Она присуждается не за отдельную книгу, а за все творчество писателя. Кандидатов на соискание премии выдвигают «Предстоятели Поместных Православных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, синодальные учреждения Русской Православной Церкви, а также редакции литературных журналов». Первый раз Патриаршая премия вручалась в 2011, тогда лауреатом стал российский писатель В. Крупин.

В этом году в короткий список премии вошли 10 номинантов: протоиерей А. Владимиров, писатели В. Бахревский (по его романам написан сценарий телесериала «Раскол»), Б. Екимов, В. Николаев, О. Николаева, А.Сегень (по его книге снят известный фильм «Поп»), А. Солоницын, С. Щербаков, А. Яковлев и литературовед, переводчик И. Чарота.

С группой учителей, библиотекарей и прихожан обнинских храмов мы побывали не только на церемонии награждения, но и процедуре избрания лауреатов. Возглавлял церемонию Святейший Патриарх Кирилл.

Коротко о впечатлениях. Зал очень красивый, комфортный, украшен живыми цветами. Просторное фойе с великолепным зимним садом. Негромко играет оркестр. Обстановка празднично-приподнятая. В первом ряду сидят писатели – номинанты.

Все начинается с общей молитвы и приветственной речи Патриарха. После этого членам Палаты попечителей премии раздаются бюллетени с именами номинантов, а затем, пока счетная комиссия (архимандрит Тихон Шевкунов, профессор МГИМО Ю.П. Вяземский, ректор Московской консерватории А.С. Соколов) подсчитывает голоса, мы смотрим фильм, представляющий каждого номинанта. По окончании подсчета голосов Святейший подписывает прямо на сцене бюллетень комиссии. И торжественно объявляются лауреаты. Ими стали писатели – однофамильцы Олеся Николаева и Виктор Николаев. Писатель Виктор Николаев (р. 1958) – майор запаса, афганец, автор книг «Живый в помощи. Записки афганца», «Из рода в род», «Безотцовщина», «Шамординские истории». Олеся Николаева (р. 1955) – поэт, прозаик, эссеист, у нее издано 13 книг прозы, 11 – поэзии, 4 сборника эссе. С 2008 года она активно работает на православном телеканале «Спас».

Святейший Патриарх Кирилл вручает награды и тепло поздравляет лауреатов и номинантов. Лауреаты держат ответное слово. А потом все вместе фотографируются.

На этом завершилась официальная часть, и начался концерт, в котором приняли участие хор Московской духовной академии, детские хоровые и хореографические коллективы, певцы. Нам особенно понравился чудесный детский хор «Московские колокольчики» и мужской хор, который великолепно исполнил старинный вальс «Амурские волны».

В фойе можно было приобрести книги писателей и номинантов. Мы купили новую книгу лауреата премии В. Николаева «Шамординские истории» и 2 книжки номинанта премии С. Щербакова.

Кстати, в библиотеке имеются не менее 10 книг О. Николаевой, 3 книги В. Николаева, а также книги А. Владимирова, В. Бахревского, А.Сегеня и А. Яковлева. А более подробные сведения о лауреатах и номинантах можно прочесть в майском номере журнала «Православное книжное обозрение», он тоже есть в библиотеке. Читайте!

Фотозарисовки



Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.


Работает Счетная комиссия.


Патриарх Кирилл подписывает протокол Счетной комиссии.


Детский хор "Московские колокольчики". Хореографическая студия "Щелкунчик".


Москва-река напротив Храма Христа Спасителя.

24 мая 2018 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл восьмую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По окончании представления номинантов Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия! Уважаемые участники и гости нашей церемонии!

Всех вас сердечно приветствую. Сегодня мы собрались в восьмой раз, чтобы избрать и наградить лауреатов Патриаршей литературной премии.

В этом году наша церемония проходит непосредственно в день памяти святых покровителей премии. И это весьма символично. Славянская азбука отмечает в нынешнем году знаменательную дату. 1155 лет прошло со знаменитой моравской миссии святых братьев Кирилла и Мефодия, которые вместе с учениками составили первый перевод Евангелия на славянский язык. Благодаря подвижническим трудам равноапостольных братьев и их последователей славянские народы получили самое главное: возможность читать и слышать слово Божие на родном языке. Им стали доступны драгоценные сокровища христианской духовной культуры.

Да, ученые скажут нам, что язык переводов был во многом искусственный и стал попыткой объединить различные славянские диалекты, создав на их основе универсальную письменность. Однако то, что этот опыт, эти гениальные творческие усилия оказали огромное воздействие на все последующее развитие славянских языков, — не вызывает никаких сомнений. И этот опыт создания в каком-то смысле искусственного языка преследовал одну конкретную цель: чтобы все славянские племена могли использовать один и тот же алфавит, одну и ту же грамматику, один и тот же язык.

Конечно, русскому литературному языку предстояло пройти еще большой путь становления. Но какой была бы русская словесность, если бы не питалась от живоносного источника церковнославянского языка? Каким был бы путь всей русской культуры, если бы в ее основе не лежали евангельские ценности и идеалы, привитые ей трудами святых солунских братьев?

Убежден, что если бы вообще и существовала такая словесность и культура, если бы и не растворилась она в океане истории, то не занимала бы столь выдающегося и славного места в мировой культуре, какое ныне заслуженно занимает русская литература.

Когда я говорю «русская литература», подразумеваю, конечно, в первую очередь творчество наших великих классиков: Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова и других мастеров художественного слова. Но не только это.

Не будем забывать о том, что литературный язык, как писал известный отечественный лингвист Николай Сергеевич Трубецкой, «является орудием духовной культуры и предназначается для разработки и углубления не только изящной литературы в собственном смысле слова, но и научной, философской и религиозной мысли» . Осознаем ли мы сегодня, читая художественные произведения, научные труды и публицистику, что все это ветви чудного древа, выросшего из семени, посеянного много веков назад святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием?

Возможности языка раскрывают перед человеком и возможности для постижения этого мира. Ибо мудрость познается в слове (Сир. 4:28), как говорит нам Священное Писание. Русский язык обладает удивительными по красоте и богатству выразительными средствами, позволяющими точно, глубоко и в тончайших оттенках передать любую человеческую мысль. Недаром еще Ломоносов, сравнивая русский с другими европейскими языками, восхищался его великолепием, живостью и сильной в изображениях краткостью .

Красивая и грамотная речь производит не только сильный эстетический эффект, но и несет в себе мощный интеллектуальный заряд, задает для аудитории высокую культурную планку. И потому воспитательная роль литературы начинается именно с языка. Читая классиков, мы ведь восхищаемся не только идеями и глубокими смыслами, заложенными в произведении, но и замечательным стилем, сочностью языка и красотой образов. Все это в совокупности производит впечатление на читателя.

Однако что мы наблюдаем сегодня, когда открываем произведения некоторых современных авторов? Обилие жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных выражений, грубых иностранных заимствований и не свойственных русскому языку конструкций и интонаций. И в устной речи мы слышим не свойственные русскому языку фонетические интонации, которые по непонятным причинам сегодня использует наша молодежь даже в общении друг с другом. Если прислушаться, это не русские, а английские интонации. На это, думаю, тоже следует обратить внимание, потому что это разрушает целостность русской речи.

Говорить на понятном языке — значит проникнуть в суть жизненных проблем и духовных исканий современников. И настоящая литература, прозревая эти глубины, как раз и призвана ответить на волнующие людей вопросы на основании слова Божиего, с позиций Евангелия и христианского отношения к действительности.

Значение литературы в отечественной истории всегда было велико. Не будет преувеличением сказать, что вся русская культура по сути своей литературоцентрична. Писатель и поэт на протяжении веков воспринимался народом нашим не только мастером слова, но и во многом совестью нации. Неслучайно, что в советские годы, когда Церковь была значительно ограничена в своих пастырских возможностях, именно литература передавала людям вечные нравственные ценности, ставила перед современниками важные духовные вопросы.

Сегодня разговоры о кризисе литературы, кризисе культуры, в том числе культуры чтения, стали уже общим местом. Можно много размышлять об этом и сетовать на то, что люди в большинстве своем стали читать меньше, что все чаще они выбирают для чтения не серьезную классику, а развлекательную книгу. Вместе с тем, уже невозможно закрывать глаза на то, что кризис превратился в новую реальность, особенности которой нельзя не учитывать.

Современные люди живут на высоких скоростях. Они задавлены потоком информации, которая обрушивается на них отовсюду: с экранов телевизоров, из радиоприемников и Интернета. Мы не можем оградить самих себя и других от этого постоянного информационного воздействия. Но мы можем помочь людям, научив их отличать шумы от сигналов, фальшивку и фейк от настоящего и действительно ценного.

Очевидно, что читательское сознание значительно изменилось за последние десятилетия. Для неспешного и вдумчивого чтения у наших соотечественников порою нет ни времени, ни возможности. Современный читатель, если использовать образы известного романа Ивана Александровича Гончарова, все больше похож на деловитого и нетерпеливого Штольца, увлеченного поисками занимательного и интересного, нежели на благодушного и неторопливого Обломова, готового часами размышлять и что-то обдумывать.

Я сейчас скажу, быть может, несколько неожиданную вещь. Так называемая «развлекательная литература», которую все привыкли ругать, тоже может быть полезной. Если воспринимать ее как форму воспитания. На нашей памяти уже есть несколько удачных примеров того, как произведения на православную тематику, написанные в развлекательном жанре, становились востребованными читателями. Ими зачитывались в метро, эти книги дарили друзьям и знакомым. Через эти произведения, пусть и в занимательной форме, современники знакомились с православной верой, с жизнью Церкви, узнавали о Христе и Евангелии.

Безусловно, чтение того же Достоевского, Лескова или Клайва Льюиса требует от человека определенной культурной и интеллектуальной подготовки. Можно ли ожидать, что люди, не имеющие такой подготовки, смогут по достоинству оценить их произведения? Нашим соотечественникам, пережившим 70 лет атеистического режима, подчас не хватает элементарных знаний о Боге, о духовно-нравственных основах жизни, изложенных простым и доступным языком. А тем, кого необходимо учить первым началам слова Божия, нужно молоко, а не твердая пища (Евр. 5:12), свидетельствует апостол Павел.

Задача настоящего писателя заключается не только в том, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у читателя на уровне «нравится — не нравится». Современная литература, к сожалению, нередко не выходит за рамки такого эмоционального воздействия на человека. Но все же не стилевые и сюжетные «спецэффекты» делают произведение по-настоящему достойным. Важно коснуться сокровенного в душе человека, найти отклик в сердце, пробудить мысль.

Эмоциональный подход в оценке явлений действительности свойственен по большей части обществу потребления. Но литература — это не товар или услуга, которым можно поставить «лайк» на сайте и через какое-то время вычеркнуть из своей памяти. Литература — это, в первую очередь, уроки опыта. Даже если то, о чем вы пишете, касается исторических событий многовековой давности. Пропуская повествование через личный жизненный, духовный и интеллектуальный опыт, вы сообщаете читателю нечто очень важное. Это сообщение не из ряда «так тоже в жизни бывает». Это сообщение — приглашение подумать.

Уже восьмой год мы собираемся в этом зале, чтобы вручить Патриаршую литературную премию авторам, не забывшим о высоком призвании литературы, об огромной нравственной ответственности писателя.

Замечательно, что благодаря писателям, вошедшим в список номинантов этого года и прошлых лет, у наших современников есть возможность читать по-настоящему хорошие произведения, соответствующие высоким этическим и эстетическим идеалам.

Легких времен не бывает, как известно, и перед нашей словесностью будут стоять новые задачи, появятся новые проблемы, о которых мы сегодня просто ничего не знаем. Эти вызовы будут приходить в жизнь общества, в жизнь каждого человека. И каждый раз писателям придется делать нравственный выбор: противостоять ли злу и тьме силой своего слова, творить ли ради утверждения вечных моральных ценностей, а не сиюминутной славы и материальных благ? Я надеюсь, что все наши номинанты и лауреаты будут следовать по верному пути.

С благодарностью вспоминая подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, будем же с благоговением хранить и преумножать оставленное ими духовное и культурное наследие, употреблять дарованные нам возможности и таланты ради свидетельства о Том, Кто есть Истинный Путь и Жизнь (Ин. 14:6).

Я хотел бы пожелать всем вам помощи Божией и дальнейших творческих успехов. Благословение Господне пусть пребывает над всеми вами.

Сердечно благодарю за внимание и предлагаю приступить к торжественной церемонии избрания и награждения лауреатов.

Трубецкой Н.С. Общеславянский элемент в русской культуре // Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания. Париж, 1927.

Ломоносов М.В. Посвящение к «Российской грамматике» (1755).

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

11 мая 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил седьмую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

На церемонии присутствовали представители Русской Православной Церкви: управляющий делами Московской Патриархии ; председатель Русской Православной Церкви ; первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве ; ; наместник ; председатель Издательского совета ; ; заместитель председателя Московского Патриархата ; главный редактор ; заместитель управляющего делами Московской Патриархии ; сотрудники Издательского Совета, Издательства Московской Патриархии и других синодальных учреждений, духовенство и монашествующие.

Также мероприятие посетили члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, российские литературоведы, журналисты, представители государственных и общественных организаций, деятели культуры.

Прием заявок на соискание Патриаршей литературной премии 14 сентября 2016 года. В течение седьмого премиального сезона поступило 50 заявок из различных регионов России, а также из Азербайджана, Узбекистана и Латвии. 28 марта с.г. на заседании Палаты попечителей Патриаршей литературной премии короткий список номинантов 2017 года, в который вошли:

  • Ирина Анатольевна Богданова;
  • Дмитрий Михайлович Володихин;
  • Василий Владимирович Дворцов;
  • Виктор Иванович Лихоносов;
  • Борис Федорович Споров;
  • Александр Борисович Ткаченко;
  • протоиерей Ярослав Шипов.
  • епископ Молодечненский и Столбцовский Павел, председатель Издательского совета Белорусского экзархата;
  • Ю.М. Лощиц, писатель, публицист и литературовед, лауреат Патриаршей литературной премии;
  • К.П. Ковалев-Случевский, профессор Института журналистики и литературного творчества, писатель.

Затем состоялись выборы лауреатов Патриаршей литературной премии: члены Палаты попечителей заполнили бюллетени для голосования. Бюллетени были переданы в Счетную комиссию. Члены Счетной комиссии произвели подсчет голосов, заполнили протокол и передали его Святейшему Патриарху.

Святейший Патриарх вручил лауреатам диплом и знаки Патриаршей литературной премии.

На сцену также были приглашены все номинанты премии 2017 года ― И.А. Богданова, Д.М. Володихин, В.В. Дворцов, А.Б. Ткаченко, которым Предстоятель Русской Православной Церкви вручил почетные дипломы.

В музыкальном сопровождении церемонии участвовал хор детского приюта «Отрада» при Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца Калужской области.

В завершение вечера состоялся концерт.

Патриаршая литературная премия учреждена Священным Синодом 25 декабря 2009 года () с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями Олеся Николаева и Виктор Николаев. В 2013 году награды Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами

В Зале церковных соборов храма Христа Спасителя были объявлены и награждены лауреаты Патриаршей литературной премии имени Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Премия была учреждена в 2009 году и впервые вручена в 2011 году. Получить награду могут и церковные, и светские авторы. Экспертизу произведений проводит совет экспертов. Назначает его Палата попечителей, в которую входят представители Русской православной церкви и литературного сообщества. Палата же утверждает длинный и короткий списки номинантов и выбирает затем лауреатов.

За пять лет Патриаршая литературная премия завоевала особое признание в литературном сообществе. Во вступительной речи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла не было ни слова о номинантах, только о самом главном - о том, что русская духовная культура всегда была литературоцентричной, нравственная идея всегда стояла в центре творчества.

"Важно уделять внимание литературе, помогать писателям, которые своим творчеством утверждают традиционные для нашего народа ценности, - отметил патриарх. - Человек через книгу общается с тысячью читателей. Чтобы наша современная литература, развивая традиции русской классической литературы, уходящей своими корнями в житийную литературу, и сегодня помогла нашему народу любоваться образом святого человека".

Из 37 номинантов в коротком списке в этом году - 8 претендентов. Среди них - литературовед Владимир Воропаев, историк Дмитрий Володихин, поэты-барды Новелла Матвеева и протоиерей Леонид Сафронов, актёр и режиссер Николай Бурляев.

"Быть среди соискателем Патриаршей литературной премии - это очень высокая награда сама по себе, - считает народный артист России Никорлай Бурляев. - Лично я счастлив, что дожил до этого дня, поскольку я не думал быть актером никогда, но стал актером, потом режиссером, я всегда мечтал быть писателем".

По итогам тайного голосования, а оно проходило во время церемонии, лауреатами стали поэт Юрий Кублановский, прозаик Александр Сегень и писатель-фронтовик Юрий Бондарев. Участник Великой Отечественной войны, он в 1941 году строил укрепления под Смоленском, потом сражался под Сталинградом, участвовал в освобождении Киева, дошел до Польши и Чехословакии. Бондарев - автор многочисленных романов. Самые известные - "Освобождение", "Горячий снег", "Батальоны просят огня". Юрий Бондарев уверен, что литература призвана утверждать границу между добром и злом. Здесь главное для писателя - совесть.

"Без искусства нет технологий, без искусства нет добра, нет справедливости, нет великого почитания человека и его способности, - сказал Бондарев. - Ради чего существует государство на земле? Ради того, чтобы живое существо, наделенное разумом, доказало, что оно способно творить".

Номинантами и лауретами Патриаршей пермии становились писатели разных взглядов и направлений. Важно, другое.

"Это должна быть вера, идущая из глубины сердца, и литература, которая с этой верой в гармонии", - сказал Александр Архангельский.

Патриаршая премия вручается "За значительный вклад в развитие русской литературы". И в этот раз её лауреаты - писатели, утверждающие духовные и нравственные ценности в жизни человека, семьи и общества.

В сентябре Издательский Совет Русской Православной Церкви открывает седьмой сезон Патриаршей литературной премии. Заявки от соискателей на эту награду будут приниматься до февраля 2017 года. О том, как в современной литературе отражается духовное состояние человека, о связи разных эпох размышляет митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. Его статья посвящена творчеству лауреатов Патриаршей литературной премии этого года - иерею Николаю Блохину, прозаику Борису Екимову, литературоведу Борису Тарасову.

В истории выделяют разные периоды. Один называют золотым, другой, к примеру, серебряным или бронзовым. Светская культура России знает две особые эпохи своего расцвета, именуемых золотым и серебряным веком. Очевидно, оба периода связаны со стремлением общества осмыслить окружающую реальность и ее трагический опыт (будь то война с Наполеоном или русские революции начала ХХ века), обращаясь к духовному потенциалу русского народа, к тем важнейшим ценностям, которые некогда были положены в основу и до сих пор определяют своеобразие цивилизационного развития России. Это нашло отражение и в развитии философской мысли, и в различных видах искусства, особенно в отечественной литературе.

В переживаемое ныне постсоветское время также остро ощущается необходимость самоидентификации, что, в частности, отражается в поисках национальной идеи, объединяющего начала для современного российского общества. Русская Православная Церковь, веками сохраняющая важнейшие ценности русской цивилизации, поддерживает ту современную русскую литературу, которая помогает найти ответы на эти злободневные вопросы . В этой связи попробуем поразмышлять, чем отличается современный период истории русской литературы, рассматривая творчество последних номинантов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Новыми ее лауреатами в этом году стали писатели прозаики Борис Николаевич Тарасов, Борис Петрович Екимов и иерей Николай Блохин . Это люди разной судьбы, но в их творчестве ощутимо присутствует общая составляющая. При разнообразии тематики и жанров произведений все три автора транслируют современному читателю извечные нормы христианской этики, как деятельной, практической части того мировоззрения, которое воспринял наш народ со времен Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. И еще одним объединяющим началом является то обстоятельство, что все они пережили советскую эпоху, когда прямое и откровенное изложение религиозных взглядов и даже доброе слово в адрес Церкви преследовалось атеистическим государством.

Иерей Николай Блохин в советские годы, тогда еще не будучи священником, был арестован и провел в тюрьмах и лагерях несколько лет за нелегальное издание и распространение православной литературы. Именно тогда, в тюрьме, он написал свою первую повесть «Бабушкины стекла». Он даже шутит — тюрьма сделала из него писателя. Сегодня он — автор многих книг, хорошо известных православным читателям: «Глубь-трясина», «Отдайте братика», «Избранница», «Павел», «Рубеж», «Святочная повесть», «Владимирская».

Восприятие любых скорбей как источника перерождения человека, как побуждающего начала к его внутреннему изменению проходит через все творчество автора. Данный лейтмотив внутренне выстрадан, понят священником Николаем Блохиным на личном жизненном опыте. Неслучайно именно об этом он сказал и в своем ответном слове на церемонии награждения лауреатов Патриаршей литературной премии.

Тема христианской веры, обретение ее, Крещения как величайшего таинства и основного события в жизни человека, выбора между верой и ее отрицанием, между уступкой греху и борьбой с ним занимает центральное место в творчестве священника Николая Блохина. Именно она — тот основной стержень, вокруг которого расположены другие темы, идеи, персонажи. Именно ей в повествовании подчинено все. Например, в повестях «Бабушкины стекла», «Избранница» автор изображает, насколько глубоко изменились люди, в том числе самые юные, совсем дети, когда уверовали и приняли Крещение, насколько иначе они стали смотреть на мир, на себя самих, на окружающих. У читателя создается впечатление, что взрослые персонажи делятся в первую очередь по признаку веры или безверия, что именно это является определяющей их чертой. Вот почему приход к вере кардинально изменяет и взрослых героев.

Мне приходилось слышать, что героям Блохина не хватает психологизма, отчего они несколько схематичны и даже недостоверны. Но, на мой взгляд, большинство из них не лишены главного — внутреннего изменения, как результата духовного выбора. Отсутствие в повествовании тонкостей душевных переживаний можно объяснить тем, что писатель, создавая своих героев, стремился сосредоточить внимание читателя на главном — показать ответственность самого человека за его собственный выбор.

Этот выбор всегда альтернативен: или принятие Спасителя, желание следовать за Христом, читать Евангелие, жития святых, пытаться следовать их примеру, или же безверие, а то и готовность общаться с темными силами… По замыслу автора, именно этот выбор, как средоточие духовной жизни каждого человека в любом возрасте стоит в центре повествования. Он — основное, о чем автор хочет рассказать читателю, а все остальное вторично, менее важно. Вот почему здесь и возможны и некоторый «схематизм», и отсутствие «психологизма» в отдельных образах.

В книгах священника Николая Блохина есть элемент фантастики. Она переплетена с реальностью, и в живой ткани его произведений их невозможно разделить.

Нередко лишь дети с их непосредственностью лучше всех остальных улавливают суть происходящего и могут ее выразить. На мой взгляд, самый яркий тому пример — Алеша из рассказа «Отдайте братика». Ребенок, не понимая того, что намереваются сделать взрослые, вообще не зная, что задуманное взрослыми (прерывание беременности) возможно, интуитивно чувствует беду. Испытывая страх, что его будущему братику что-то угрожает, он обращается к взрослым (родителям и врачам больницы) с самой важной для него просьбой: «Отдайте братика!» И эти слова ребенка «будят» пожилого врача, который думал, что за годы работы в такой больнице привык ко всему. Потом он признается, что «с войны так не бегал», когда нашел и догонял Алешу, чтобы сообщить, что его братик жив, что его не убили…

Тема страданий за веру и готовности к этим страданиям, решимости перенести их с Божией помощью, но не отступить, занимает значительное место в творчестве иерея Николая Блохина. Здесь можно вспомнить учительницу Юлию, Зою и Севу-Севастьяна из повести «Избранница».

Из произведений священника Николая Блохина наиболее сильной в художественном отношении, на мой взгляд, является повесть «Глубь-трясина», рассказывающая о событиях времен Гражданской войны. Реальность в ней переплетается с элементами фантастики, каждый персонаж имеет свою историю, и читателю не сразу и не всегда бывает понятно, почему вдруг именно этот герой видит загадочный монастырь, место спасения для многих, когда другие люди его не видят. Одна из важнейших мыслей в этой повести — это надежда на возможность покаяния, которая остается у человека даже тогда, когда очевидно, что он совершил страшные злодеяния, и по земным меркам это невозможно простить. В связи с этим в первую очередь вспоминается командир красноармейцев Взвоев, который тоже вдруг увидел тот монастырь и даже оказался в нем.

Писатель доносит до читателя мысль о важности сохранения православия каждым живущим поколением, несмотря на присущие его времени препятствия. Это очень важно не только для нас, ныне живущих, но и для наших потомков. Духовное преемство — это сущность истории нашего народа в целом и составляющих его отдельных семей, которые, как эстафету передают православную веру и добродетельную жизнь от одного поколения другому.

Ставший в этом году лауреатом Патриаршей премии писатель Борис Петрович Екимов — один из лучших прозаиков не только современности, но и, как мне представляется, всей русской литературы. Его произведения написаны на высочайшем художественном уровне. Это образцовая (если можно так выразиться) проза, созданная в лучших традициях отечественной литературы. Я помню, как много лет назад впервые прочел рассказы Бориса Петровича, и они произвели на меня совершенно особое, незабываемое впечатление.

Каждый период истории страны по-своему отражается в ее светской культуре. Различные произведения искусства: живопись, музыкальные и литературные сочинения и тому подобное, — являются ценнейшими и подробными свидетельствами той эпохи, в которую они создаются. В значительной степени именно по ним потомки могут судить о периоде в целом, о развитии культуры и общества, о том, что волновало живших тогда людей. Когда-нибудь и о нашем времени потомки будут судить по культурному наследию нашей эпохи, в том числе и по литературным произведениям современных нам авторов. Думаю, что среди самых лучших, достойных прозаических произведений в истории останутся книги Бориса Петровича Екимова.

Большинство его произведений по тематике можно отнести к деревенской прозе . Но все они повествуют не только о жителях деревни, они обо всех людях. Любовь к малой родине, красота родной природы, привычка и тяга к сельскому труду, к своей земле, радости, горести, заботы, отношения между родными людьми и односельчанами — все это есть в работах Б.П. Екимова. У одного из его сборников («Возвращение») есть подзаголовок «Рассказы о живой жизни». Это самое точное определение сути всей прозы писателя.

В его произведениях множество тем, они переплетаются друг с другом в сложное художественное целое, их нельзя разделить на слагаемые, отделить друг от друга. На вопрос о чем, к примеру, одна из самых лучших во всей русской литературе повесть «Пастушья звезда», невозможно дать односложный ответ. Лучше посоветовать прочесть.

Повести и рассказы Бориса Екимова пронизаны христианским духом, в том числе и те, в которых нет прямого упоминания христианских реалий. Снова вспомню «Пастушью звезду» и ее главного героя Тимофея, для которого нравственный принцип «не укради» настолько естественен, что ему даже в голову не приходит, что можно присвоить чужих овец. Он сначала и подумать не может, что именно это задумал хозяин, который нанял его в пастухи. Сам Тимофей чужого не берет.

«Мне чужого и на дух не надо, — отстранил он деньги. — Сколько пас, слава Богу, не польстился. А как же... Люди где-то плачут, а мы кукарекать будем от счастья, — говорил он, слабо, но все же надеясь убедить. — На чужих слезах не расцветешь».

Таким же живым, непридуманным, цельным предстает перед читателем и весь образ деревенского простеца, в котором сфокусировано величие русского духа. Тимофей по-настоящему ответственно относится к своему делу, помнит советы старого пастуха, у которого когда-то учился сам. Он живет в полную силу только на своей малой родине, вблизи родного хутора, где его окружает близкая его сердцу, такая привычная и вместе с тем самая красивая природа.

Но при всей своей простоте Тимофей имеет мудрость. Он не обижается на хозяйского сына подростка, который сначала ведет себя несколько высокомерно. Со временем Тимофей становится для этого мальчика по-настоящему близким человеком. Ненавязчиво он убеждает подростка, что портить растущий хлеб нельзя. Нельзя пускать на поле стадо, ведь даже если начальство готово закрыть на это глаза, человек не должен поступать против совести:

«Ты уж не гоняй в хлеба. Хлеб травить — это великий грех».

Рассказ «Хозяйка» ярко иллюстрирует, как уступка одному греху тянет за собой целую цепь последующих. Главная героиня Ольга овдовела и хочет обрести свое счастье с Михаилом — другом детства, у которого давно есть жена и дети. Мечтая о разрушении чужой семьи и о совместной жизни с чужим мужем, Ольга все дальше идет по пути неправды, ожесточая свое сердце. Мать умершего мужа она выставляет из дома, в котором та прожила всю жизнь, несмотря на то, что свекровь всегда помогала ей растить дочерей, брала на себя самую тяжелую работу. Ольга вынуждает ее переехать в другое село к дочери, где ей не слишком рады, а потом отказывается принимать обратно. Когда старая женщина просит со слезами дать ей провести последние земные годы в этом доме, Ольга подчеркивает, что теперь они чужие люди. Всю несправедливость, бездушность упорного стремления Ольги остаться единственной хозяйкой в доме обличают ее отношения с собственной дочерью Розой, которая настаивает, чтобы бабушка Акулина («баба Куля») жила с ними. Ведь для нее «бабанечка» — самый родной и любимый человек.

Рассказ «Говори, мама, говори…» о полном взаимопонимании и настоящей любви между давно взрослой дочерью и матерью. Обе на расстоянии способны почувствовать, что особенно важно близкому человеку, и дать ему именно это. Обе знают, помнят и бережно относятся к тому, что любит и ценит родной человек.

Пусть в этих произведениях прямо не говорится о христианстве, такая была эпоха, но везде в них прописаны нравственные ценности.

В число лауреатов Патриаршей премии 2016 года вошел и Борис Николаевич Тарасов — писатель, философ, литературовед, доктор филологических наук, профессор Литературного института имени М. Горького, многие годы возглавлявший его в должности ректора, заслуженный деятель наук Российской Федерации.

В серии «Жизнь замечательных людей» у Бориса Николаевича Тарасова вышли две книги. Это художественные биографии христианских мыслителей Паскаля и Чаадаева. Полагаю, что большинство читателей ценят эту, наверное, старейшую книжную серию, которая появилась еще в 1890 году. Именно с этого времени издательство Ф.Ф. Павленкова стало выпускать биографические и художественно-биографические книги под общим заголовком. Позднее, в 30-е годы XX века, серия была возобновлена Максимом Горьким.

Обе книги Бориса Тарасова востребованы читателями и неоднократно переиздавались. Обоих мыслителей широкая читательская аудитория, на мой взгляд, знает несколько «однобоко»: одного как ученого, другого — как современника Пушкина, адресата его строк, человека, которого за его сочинения правительство объявило сумасшедшим. Другие стороны их деятельности остаются как будто в тени. Между тем, сам Чаадаев считал себя христианским мыслителем. В книгах Б.Н. Тарасова Б. Паскаль и П.Я. Чаадаев раскрываются как разносторонние, глубокие личности. Борисом Николаевичем проделан огромный труд. Он изучил и проанализировал множество источников, в результате его книги получились весьма информативными и увлекательными.

Кроме названных биографических произведений Борис Тарасов издал целый ряд познавательных книг («В мире человека», «Куда движется история», «Историософия Ф.И. Тютчева в современном контексте», «Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе», «Тайна человека» и тайна истории (непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский, неопознанный Тютчев)», «Достоевский и современный мир» и др. Он также подготовил двухтомник «Николай Первый и его время» и однотомник «Рыцарь самодержавия»), названия которых свидетельствуют о неизменном интересе автора к истории отечественной литературы, ее связях с религиозной философией.

Хочу особо остановиться на книге Б.Н. Тарасова «Куда движется история (Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции)». В ней автор последовательно проводит актуальную мысль: когда на место христианских ценностей пытаются ставить какие-то другие, даже самые на первый взгляд хорошие, гуманные, человечные, — ничего по-настоящему доброго и светлого в результате не выходит. Все попытки заменить христианские ценности, христианские нормы, христианские взгляды какими-либо другими, направленными будто бы на благо отдельных людей и всего человечества, которые предпринимались в истории не один раз и предпринимаются в наше время, не приводят ни к чему хорошему. Если в основе не заложена христианская иерархия ценностей, если эти ценности искажаются, то все, сделанное на таком фундаменте, чаще всего оборачивается злом для человека и окружающего мира, хотя, как казалось, пытавшиеся созидать на такой опоре, преследовали благие цели.

В книге Б.Н. Тарасова «Куда движется история» речь идет об известных отечественных писателях, философах и политических деятелях XIX века (императорах Александре I и Николае I, западниках, славянофилах, почвенниках, Ф.И. Тютчеве, А.С. Пушкине, П.Я. Чаадаеве, К.Н. Леонтьеве, Л.Н. Толстом) и об их современниках. Исследуя их наследие в самых различных аспектах: культурном, литературном, философском, социальном, — автор анализирует стоявшие перед ними проблемы и пути их решения в сложном контексте российской и мировой истории.

На первый взгляд может показаться, что XIX столетие достаточно хорошо изучено и в значительной мере известно большинству людей. Отечественную и мировую историю этого века, а также классиков русской литературы в нашей стране изучают за школьной партой. Этот период истории широко представлен в исследовательской, научно-популярной и художественной литературе. Но следует заметить, что представления о нем в нашем обществе, как правило, поверхностные, недостаточные и, что немаловажно, содержат значительное количество штампов.

Особая ценность трудов Б.Н. Тарасова состоит в том, что он последовательно, на строго научной основе разрушает многие шаблоны. Один из самых ярких примеров — отношение к императору Николаю I, оценка его личности и периода его правления. Из школьного курса истории большинство учащихся усваивают, что это была эпоха реакции, застоя во всех областях жизни, а сам император воспринимается ими как душитель всякой свободы, «обидчик» лучших поэтов, писателей и вообще мыслящих людей — как «Николай Палкин». Оппонируя этому клише, Борис Николаевич Тарасов убедительно показывает, что фигура императора не была столь однозначно мрачной, а годы его правления нельзя охарактеризовать лишь как время сплошной тьмы во всех жизненных сферах. Исследователь приводит множество примеров из жизни и деятельности императора, которые убеждают читателя, что Николай I, имел немало положительных качеств, важных и необходимых для управления государством, а его дела на благо страны многочисленны и незаслуженно забыты.

Считаю очень ценным, что Б.Н. Тарасов не впадает при этом в другую крайность, сохраняя критичность оценки исторических личностей. Бывает, авторы, которые пишут о ком-то незаслуженно забытом или получившим в истории незаслуженный «темный ореол», слишком увлекаются апологетикой и создают в своих трудах нереально положительный, в какой-то мере «неживой» образ. В исследованиях Б.Н. Тарасова сохраняется историческая правда, герои остаются реальными людьми, обладающими как достоинствами, так и недостатками . Автор не идеализирует поступки героев своих книг, не представляет их в «выгодном» свете, не подбирает оправдания любым их поступкам. Он признает верными далеко не все мысли и действия тех, о ком пишет.

Благодаря трудам Б.Н. Тарасова перед читателем предстает гораздо более реальный, разносторонний XIX век со всеми его противоречиями, со многими интересными и важными людьми, которые жили в то время. Автор не просто перечисляет факты и пишет об императорах, литераторах, философах, он дает возможность читателю осмыслить историко-культурные закономерности и значение христианских ценностей, норм, традиций в истории.

В заключение необходимо отметить, что лауреаты Патриаршей литературной премии нынешнего года по-своему отражают многообразие современной литературы, коренящейся в православном мировоззрении. Годы атеистической цензуры в отечественной культуре не ослабили творческий потенциал писателей, которые транслируют православные нравственные принципы и убеждения. И сегодня нужно больше таких писателей. Мне не ведомо, как будет назван современный нам период русской литературы. Но отличительной его чертой, на мой взгляд, является интерес многих талантливых авторов к духовным законам бытия и проявление их в реалиях современности.