Занятие чтение сказки а ремизова хлебный голос. Художественное слово о хлебе

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию

«Как выращивают хлеб»

Воспитатель: Баранкова Валентина Леонидовна

Дать представления о том, что хлеб - основной продукт питания человека. Формировать у детей представления о взаимодействии людей разных профессий в процессе выращивания урожая, об очерёдности трудовых процессов земледельцев. Познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий. Формировать умения чётко и выразительно читать стихи.Активизировать словарный запас.

Закрепить умения детей лепить из солёного теста.

Развивать умения детей эмоционально исполнять песни и танцы.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда(хлеборобам, хлебопёкам).

Словарная работа: пышный, душистый, подгорелый, каравай, плуг, чернозём, хлеборобы, хлебопёки, нива, булочная.

Оборудование: хлебобулочные изделия, колоски пшеницы, солёное тесто, формочки для печенья, платок для завязывания глаз,СD проигрыватель, CD диск с записью песен.

Предшествующая работа: чтение К.Паустовского « Тёплый хлеб», А.Ремизова «Хлебный голос», украинской народной сказки «Колосок», заучивание пословиц о хлебе, беседа « Земля – кормилица», рассматривание иллюстраций с изображением сельхоз техники, заучивание стихов, песен: «Золотое зёрнышко» Ю. Чичкова, «Нива моя русская» Е. Антипиной.

Ребята, я вам предлагаю разгадать загадку и вы узнаете о чём мы сегодня будем говорить.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет.

(дети разгадывают загадку – хлеб)

Да, сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?

(мягкий, пышный, душистый, чёрный, белый, подгорелый)

Хлеб- один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси всегда встречали хлебом и солью. О хлебе даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?

(дети называют пословицы о хлебе)

Плох обед, коли хлеба нет.

Хлеб – всему голова.

Хлебушек ржаной – отец родной.

Хлеб наше богатство.

Каравай хлеба, не падает с неба.

А ещё на Руси говорили: Будет хлеб – будет и песня.

(Дети поют песню «Золотое зёрнышко» Ю Чичкова.)

Но не сразу стали зёрна хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле.

(Ребёнок читает стихотворение)

Он не падает к нам с неба

Появляется, не вдруг

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.

Тысячи людей трудятся, чтобы вырастить и собрать урожай. А теперь послушаем, как приходит к нам на стол хлеб.

(дети читают стихи)

За лесами, за лугами

Раздаётся в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут лёгкий чернозём.

А для чего пашут землю?

(чтобы она была мягкой, рыхлой)

А что происходит потом?

На широкие долины

Вышли новые машины:

Глянь в раскрытое окно-

Сеют сеялки зерно.

Давайте вспомним, как раньше сеяли зёрна пшеницы?

(их сеяли руками).

Когда сеяли, что приговаривали?

Нива золотая, добрая медовая.

Принеси нам хлеба

Стебелёк до неба.

Посеяли зёрна пшеницы. Много в это зёрнышко вложено труда, знает только солнышко, ветер, да вода. Вот и растёт, колосится на поле пшеница.

(девочки танцуют танец с колосками).

Вот и налились колоски, созрели. Новые заботы у хлеборобов. Что дальше надо делать?

(Зерно надо убрать, смолотить)

Посеяли хлеб хлеборобы весною,

Созрел он и встал золотистой стеною.

И слышит страна:

За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Мальчики исполняют упражнение «Хлеборобы молотят зерно».

С утра до ночи работают хлеборобы. От комбайнов тянутся вереницы грузовиков. Везут зерно на элеватор. Там зерно хранится. А кто мне скажет, что дальше происходит с зерном?

(Его на мельнице мелют в муку, из муки на хлебозаводе пекут хлеб).

Вот теперь хочу узнать из муки что можно выпекать?

(булочки, пироги,хлеб,бублики, печенье. . . .)

Мы сейчас с вами пойдём в булочную.

(дети идут к столу на котором лежат хлебобулочные изделия)

Вы любите кушать хлебобулочные изделия? Сейчас мы проверим сумеете ли вы узнать их по вкусу?

Проводится игра « Узнай на вкус».

(дети с закрытыми глазами узнают на вкус хлебобулочные изделия)

А вы хотели бы стать хлебопёками? Я предлагаю вам сделать бублички, печенье, батоны, хлебный каравай.

(дети подходят к столам, где приготовлено тесто и формы для печенья и вместе с воспитателем лепят из солёного теста)

Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб и хлебобулочные изделия. Спасибо за это хлеборобам.

Почёт и честь вам хлеборобы

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба керавай.

(дети поют песню «Нива моя русская». Е. Антипиной.)

Дети, так что же вкуснее всего на свете? Как надо обращаться с хлебом? А если не доели кусочек хлеба?

(надо отдать животным, птицам. Нельзя бросать хлеб на землю).

С огурцами ли с картошкой

Надо хлеб съедать до крошки,

Потому что много сил

Тратит тот кто хлеб растил.

Людям – хлеб,

Детям – мир,

Пусть начнётся дружный пир.

Крикнуть всем сейчас пора

Хлебу – дружное «Ура»!

(Дети угощаются хлебобулочными изделиям

…куптя с виньгом… - вихрь, метель; от кутить - кружить, крутить, вихрить (о ветре, погоде), и вынуть - дунуть.

Закуделить - дуть.

Обух - противоположная лезвию часть топора, образующая проушину для топорища.

Забойни - снег, прибитый ветром к строению или в овраг, а также собственно сугроб.

Земные тайности

Сноха - то же, что невестка, жена сына.

Большуха - здесь: главная, старшая.

…У Андроньева… - Имеется в виду московский монастырь, основанный во второй половине XIV века учеником Сергия Радонежского преп. Андроником; назван но имени своего основателя. Сам Ремизов, москвич по рождению, в детстве ходил в Андрониев монастырь на богомолье. Воспоминания об этом нашли отражение во многих произведениях писателя и стали непременным атрибутом автобиографического героя (см., например, рассказ «Богомолье» из «Посолони», роман «Пруд», мемуарную книгу «Подстриженными глазами»),

Соколинки - т. е. Сокольники.

Рукописные источники: «Гол-камень» (фрагмент) - автограф - РНБ. Ф.634. Ед. хр. 6. Л. 1; ЦРК АК. Кор. 12. Папка 11.

Текст-источник: Садовников. № 73 О ведьме.

…месяц не раз скрадывала, а людей портила - Обычные обвинения в адрес ведьм.

Рукописные источники. «Пчеляк» - автограф с авторской правкой <1912> - РНБ. Ф. 634. Ед. хр 6. Л. 1–2; а также: № 2 в составе макета неосуществленного издания сборника «Хлебный голос и другие сказки» (ИРЛИ Ф 172 Ед. хр. 573).

Тексты-источники: Садовников. № 74 в. Про пчеляков, № 116 а. О фармазонах.

Пчеляк - т. е. заводчик пчел, пчеловод. В «Сказаниях о знахарстве» (главка «Пчельное дело») И. П. Сахаров отмечает: «Пчельное дело в селениях почитается самым таинственным, важным и, сверх того, не для всех доступным занятием. Люди зажиточные, хозяйственные, имеющие до ста и более ульев, всегда, по народной молве, состоят в дружественной связи с нечистою силою. Мнения поселян о пчельном деле столь разнообразны, что одни избирают для него покровителями св. угодников, другие обрекают водяному дедушке. Пчельники, приверженцы этого последнего мнения, называются в селениях ведунами, дедами, знахарями. <…> Ведуны думают, что пчелы первоначально образовались в болотах, под рукою водяного дедушки. <…> Знахари полагают, что все пчелы первоначально отроились от лошади, заезженной водяным дедушкою и брошенной в болото» (цит. по: Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. М, 1990. С. 98, 99). В тексте-источнике № 74 в пчеляк впрямую назван колдуном; здесь особо подчеркивается: «А известное дело, если у кого пчел такая пропасть, так это неспроста» (С. 245). Эпизод с лягушкой, раздувающейся до размеров быка, заимствован Ремизовым из второго текста-источника (№ 116 а). В первом фигурирует просто огромная лягушка, да и сам пчеляк здесь менее кровожаден* он предлагает лошеводу всего лишь съесть тот мед, который отрыгнула лягушка. В фольклорной традиции лошадь и пчела устойчиво связаны друг с другом и соответствуют середине мирового древа.

Гумно - место, где ставят хлеб в снопах и где его молотят, крытый ток.

Текст-источник: Садовников. № 72 е. О мертвецах.

Жупел - горючая сера; горящая смола, жар и смрад.

…как запел петух, так сквозь землю и провалились… - Здесь отражено общемифологическое представление о петухе как символе света, солнца, с восходом которого, под влиянием его очистительной силы, вся нечисть и нежить вынуждена покидать землю

Урвина (рвина) - вообще то, что вырыто заступом, яма, готовая могила

Текст-источник: Садовников. № 70. Про кабачную кикимору.

Кикимора - мифологическое существо, живущее в доме и вредящее людям; днем сидит невидимкою за печью, а проказит по ночам; происходит из умерших некрещеными детей и младенцев, убитых своими матерями.

…на юру… - на бойком, открытом месте, торжище или шумном базаре.

…усышку вина и рассыропку - т. е. убыль (от усыхать) и разбавление (от рассыропить).

Откупная контора - ведающая откупами, в том числе арендой кабаков с вином и водкой, так как продажа последних находилась в дореволюционной России в монополии у государства.

Полуштоф - четырехугольная стеклянная бутыль с коротким горлышком, содержащая определенную меру жидкости, объем которой был разным в ту или иную эпоху.

Протакаять - т. е. подтвердить верность своих слов (от такать)\ возможно, здесь употреблено также в значении «польстить».

Дистанонный - начальник округа (иногда определенного пространства вообще) либо смотритель участка дороги, реки (от дистанция)

…в чело на заслонку - Так называется большой дугообразный проем в русской печи, ведущий к ее устью, которое, после того как печь протопится, закрывают заслонкой

Поверенный - здесь: проверяющий, инспектор по откупам

Конспект занятия в детском саду для старших дошкольников. Тема: Чтение сказки К.Паустовского «Теплый хлеб»

Развивающая задача: Развивать речь, мышление, память детей.
Обучающая задача : Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и жестокое поведение.
Воспитательная задача : Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Здоровьесберегающая задача : Формирование правильного поведения в коллективе
Материал: Портрет К. Паустовского, иллюстрации.

Ход занятия

Вводная часть
Звучит музыка. «Дорога добра».
Воспитатель: Я очень рада видеть вас. Прослушивание песни.Понравилась песня вам? Какое настроение вызвало у вас эта песня? Хочу чтобы сегодняшнее занятие прошло в хорошем настроении, которое создала эта музыка.

Основная часть
Педагог : Ребята отгадайте загадку
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Одним из даров, выращенных человеком, является хлеб. Сегодня мне хочется познакомить вас с мудрой сказкой которую написал К.Паустовский «Теплый хлеб», а в чем её мудрость попробуем разобраться вместе…

В этой сказке вы услышите слово: кавалеристы - род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь.
Удила-это прикрепленное к ремням железо, которое вкладывается в рот лошади.
Картуз- мужской головной убор
Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»
Вопросы по содержанию к сказке.
- Где происходит действие сказки? (в Бережках)
- Кто оставил коня в деревне? (кавалеристы)
- Кто взял раненого коня? (мельник Панкрат)
- Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)
- Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)
- Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)
- Что необычного случилось в этой деревне 100 лет назад? (мороз)
- Почему пришел мороз в деревню? (Через деревню шел солдат и попросил хлеба. Злой человек бросил солдату плесневелый хлеб на землю.)
- От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)
- Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрат)
- Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)
- Кто был свидетелем разговора? (сорока)
- Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)
- Как произошло примирение Фильки и коня? Что принес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)
- Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке)
- Почему сердилась сорока? (ее никто не слушал)
- Чему учит нас сказка «Теплый хлеб» (чтобы стать добрее, нельзя быть грубым и жестоким)
Это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую».

Заключительная часть Итог
Словесный (беседа)
Воспитатель показывает рисунок сердца, одна половина которого - синяя, другая - красная. Каким сердце было у Фильки в начале сказки и потом? Чему учит сказка, каким должен быть человек?
Раскрашиваем сердца

Технологическая карта образовательной деятельности

(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву)

Вид деятельности Коммуникативная группа Подготовительная

Т ема: Чтение и обсуждение сказки А. Ремизова «Хлебный голос».

Цель: Создание условий по развитию интереса к художественной литературе.

Задачи:

1. Знакомить детей с умением пересказывать текст, определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять поступки героев.

2. Организация деятельности по развитию детской инициативы, формирование знаний о произведении А. Ремизова. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

3. Организовать рефлексивную деятельность воспитанников.

Материалы: Сказка А. Ремизова «Хлебный голос».

Предварительная работа:

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «Мельница»

Наклоняемся вперед,
Руки в стороны.
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре –
Завертелась, закружилась.
(Наклон вперед, руки в стороны, правой рукой коснуться пола, левая рука назад в сторону; смена положения рук)

Этапы

(последовательность)

деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

Выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

  1. Организационный этап (3 - 5 мин)

Введение в ситуацию.

Задача: мотивировать детей на включение в деятельность

Хотите послушать, о чём она?

Внимательно слушают, смотрят отрывок мультфильма. Рассуждают.

Создание проблемной ситуации (постановка цели)

Слушают воспитателя, отвечают на поставленные вопросы.

  1. Основной этап (10 – 15 мин)*

Мотивирование к деятельности

Что нам для этого надо?

Рассуждают, отвечают на вопросы. Высказывают предположения.

Проектирование решения проблемной ситуации

На Руси всегда к хлебу относились с почтением, с уважением, как к чему-то святому. О хлебе сочиняли стихи, пели песни. С хлебом связаны многие обычаи россиян: хлебом – солью встречают самых дорогих гостей.

  1. Сегодня я прочитаю вам сказку «Хлебный голос».

Чтение сказки. Затем повторяю ее концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дольше слышен». Прошу детей объяснить, что же это за хлебный голос такой. Выясняю у них, слышали ли они о людях или организациях, которые другим помогают.

Рассказываю о том, что россияне всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам…

«А если в семье растет ребенок с „хлебным голосом“, он не забудет бабушке позвонить, соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь, уток на пруду покормить».

А сейчас немного отдохнём.

Слушают сказку, отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют физминутку.

Выполнение действия

Напоминаю детям, что они уже умеют считать слова в предложении и называть их по порядку.

А сегодня мы поиграем. Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение. При этом надо проговорить следующую фразу: „Олеся Юрьевна, сосчитайте слова в моем предложении и назовите их“. Запомнили?»

Предлагаю для анализа предложение из стихотворения А. Фета «Лист сухой валится, ночью ветер злится» и выясняю, как называется это произведение.

Дети называют количество слов. Затем ребенок, на которого указал педагог, произносит первое слово, а все дети говорят: «Раз!» и т. д.

После этого кто-нибудь из детей (по желанию) проговаривает свое предложение, а педагог анализирует его.

Для анализа следует подбирать предложения без союзов и предлогов. А дети предлагают педагогу фразы, в которых есть разные части речи. При этом взрослый должен считать все слова. Например, предложение «Котенок спрятался под шкаф» воспитатель анализирует так: «В предложении четыре слова: котенок, спрятался, под (это самостоятельное слово), шкаф».

Дети отвечают на поставленные вопросы.

  1. Заключительный этап (3 - 5 мин)

Рефлексия, анализ результатов деятельности

Ребята, как вы думаете, откуда хлеб на стол пришел? (Слушаем варианты ответов детей).

Хотели бы вы подробнее узнать про это?

Каким образом мы с вами можем узнать то, что пока еще не знаем? (спросить у взрослых, из книг, поискать в интернете, посетить музей хлеба…)

Индивидуальные высказывания детей.

Ожидаемые результаты

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли. Знакомство с понятием музей и его назначением.


Цель. Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Ход занятия

Воспитатель читает сказку. Затем повторяет ее концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дольше слышен». Педагог просит детей объяснить, что же это за хлебный голос такой. Выясняет у дошкольников, слышали ли они о людях или организациях, которые другим помогают.

Педагог рассказывает о том, что россияне всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам…

«А если в семье растет ребенок с „хлебным голосом“, он не забудет бабушке позвонить, соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь, уток на пруду покормить», – завершает педагог эту часть занятия.

Воспитатель напоминает детям, что они уже умеют считать слова в предложении и называть их по порядку.

«А сегодня мы поиграем, – говорит педагог. – Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение. При этом надо проговорить следующую фразу: „Валентина Викторовна, сосчитайте слова в моем предложении и назовите их“. Запомнили?»

Воспитатель предлагает для анализа предложение из стихотворения А. Фета «Лист сухой валится, ночью ветер злится» и выясняет, как называется это произведение.

Дети называют количество слов. Затем ребенок, на которого указал педагог, произносит первое слово, а все дети говорят: «Раз!» и т. д.

После этого кто-нибудь из детей (по желанию) проговаривает свое предложение, а педагог анализирует его.



Для анализа следует подбирать предложения без союзов и предлогов. А дети предлагают педагогу фразы, в которых есть разные части речи. При этом взрослый должен считать все слова. Например, предложение «Котенок спрятался под шкаф» воспитатель анализирует так: «В предложении четыре слова: котенок, спрятался, под (это самостоятельное слово), шкаф».

Если останется время, игра продолжается.

Занятие 7. На лесной поляне

Цель. Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.

Ход занятия

Педагог напоминает детям о том, что в прошлом году они уже учились создавать картину о жизни зверей на лесной поляне.

«Сегодня мы тоже будем составлять картину „На лесной поляне“, – говорит воспитатель. – Пока кто-то из вас будет работать у доски, вы будете создавать свои картины на листах бумаги, чтобы позже рассказать о своей поляне, ее обитателях и их взаимоотношениях. Не нужно тщательно вырисовывать детали картины – у вас на это нет времени. Лишь бы вы сами узнали, кого и что нарисовали».

Дети приступают к работе. Затем ребенок, который работал у доски, рассказывает о своей картине. Дети и педагог, если в этом есть необходимость, задают уточняющие вопросы.

Воспитатель вызывает второго ребенка. Пока он работает, 1–2 ребенка рассказывают о своих картинах.

Если останется время, педагог может предложить детям поиграть в игру «Я задумала… Угадайте, что?». Например: «Это находится на лесной полянке», – поясняет воспитатель. Дети задают уточняющие вопросы и, в конце концов, находят отгадку (например, гриб-опенок).

Занятие 8. Небылицы-перевертыши

Цель. Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы.

Ход занятия

Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Заслушивает ответы детей, уточняет, нравятся ли им эти произведения.

Затем читает небылицы:


Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.


Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертит.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертит!
Знай медведю кричит:
– Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!


Старушка сказала:
– Открою буфет
И косточку пуделю
Дам на обед.

Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель на блюде
В буфете сидит…
С. Маршак, «Пудель»


Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять:

Дети подбирают подходящее по смыслу слово, а педагог называет слово, которое здесь совсем не к месту.


В печке выпечен
Бутон.
А в петлицу вдет
Батон…

Далее педагог предлагает детям поупражняться в составлении небылиц. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: кто? что? какой? что делает? где живет? Педагог заслушивает ответы и записывает слова, которые явно не соотносятся по смыслу. Например: ежик клубничный пляшет в тарелке. Шоколадный щенок поливает облако. И так далее.

Ноябрь

Занятие 1. Сегодня так светло кругом!

Цель. Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.

Ход занятия

«Наступает последний месяц осени – ноябрь, – начинает занятие педагог. – Мы с вами восхищались яркими красками ранней осени. В начале осени было тепло и комфортно. Иногда даже летали бабочки, радовали нас. И стихи о ранней осени необычайно выразительны».

Воспитатель читает отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад»:


Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…

«Осень вступает в свои права, меняются природа и погода», – продолжает разговор педагог и читает стихотворения А.Пушкина «Осень» и А. Плещеева «Скучная картина».

Воспитатель завершает занятие чтением стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». После прочтения произведения интересуется у детей, какие строчки им запомнились.

«Сегодня у нас был день поэзии, и мы с вами купались в лучах прекрасного, звучного, образного русского языка. Не так ли?» – подводит итог занятия педагог.

Занятие 2. Осенние мотивы

Цель. Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.

Предварительная работа. Накануне педагог обращает внимание детей на небольшую выставку книг на тему осени. Просит запомнить или отметить закладками понравившиеся рисунки.

Ход занятия

Воспитатель интересуется у детей, понравилось ли им рассматривать картинки в книгах.

«Я даже вижу в книгах закладки, – замечает педагог. – Я рада, что вы, будущие школьники, ответственно относитесь к выполнению моих просьб и заданий. А уметь рассматривать рисунки – дело очень нужное и совсем не простое. Итак, чьи закладки в этой книге?»

Воспитатель приглашает к своему столу ребенка, и тот объясняет свой выбор. Если на этой странице не одна закладка, к столу выходит второй ребенок и дополняет ответ товарища.

Педагог заслушивает всех желающих. Отмечает наблюдательность детей. По ходу рассказа ребенка воспитатель следит за его речью, подсказывает нужные слова, помогает правильно построить предложения.

Воспитатель говорит, что многие рисунки, которые понравились детям, ему тоже приглянулись, как, например, иллюстрация из книги «Осенние стихи».

«Я еще обратила внимание на цвета на этом рисунке, – говорит педагог, – розовый куст, ставший наполовину золотистым, сиреневая дымка (просинь) между деревьями, еле заметная желтоватая тропинка около убранного поля, на котором собирают опавшие зерна две осторожные вороны».