Белорусская музыка. Известный белорусский композитор, народный артист ссср и республики беларусь, заслуженный деятель искусств, игорь лученок отмечает свой день рождения Краткий экскурс в историю белорусской музыки

Активная деятельность белорусских композиторов, музыкантов начиналась задолго до возникновения объединившего их творческого союза. В 1919 году появились песни Г.Пукста, в Бобруйске писал музыку Е.Тикоцкий. Через несколько лет в Мстиславле самодеятельные певцы и музыканты ставят первую белорусскую оперу на революционную тему: "Освобождение труда" Н.Чуркина. 20-е годы ознаменовались началом творческого пути Н.Аладова, написавшего романсы на стихи Купалы... Эти люди стали гордостью белорусского музыкального искусства. Особенно плодотворными были 30-е годы, когда за короткий срок в республике создаются хоровая капелла, филармония, Белорусская государственная консерватория, успевшая до войны сделать пять выпусков исполнительских факультетов и два (1937 и 1941) - композиторского.

Постановление ЦК ВКП (б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932) оно способствовало сплочению разобщенных сил, возникновению творческих союзов, том числе и Союза композиторов Беларуси.

А начинался он с секции при союзе писателей: Протокол №. от 2.07.1933 г. "Аб стварэннi аўтаномнай сэкцыi кампазiтараў пры Аргкамiтэце Саюза пiсьменнiкаў. Афармленне гэтай сэкцыi ўскласцi на тт. Дунца i Лынькова".

В 1934 году состоялась I Всебелорусская конференция композиторов, в соответствии с решением которой композиторская секция при СПБ переименована в Оргкомитет Союза композиторов Белоруссии (с 1938 года Союз советских композиторов Белоруссии). До 1992 года эта общественная организация входила составной частью в Союз композиторов СССР; с 1999 года она стала Белорусским союзом композиторов. Как было записано в Уставе: "мэта стварэння Саюза кампазiтараў - садзейнiчаць стварэнню высокамастацкiх твораў, творчаму росту кампазiтараў, стварэнню матэрыяльных i бытавых умоў для творчасцi". Воплощению этих целей в жизнь все 8 председателей БСК придавали первостепенное значение на протяжении всей его 70-летней истории.

Первым "вожаком" белорусских композиторов стал заслуженный артист БССР Исаак Любан, еще в 1929 году создавший первую в Белоруссии песню на партизанскую тематику - "Песню дукорских партизан". В предвоенные годы широкой известностью пользовалась его песня "Бывайце здаровы, жывiце багата". Во время Великой Отечественной войны Любан, как и другие деятели культуры, пошел добровольцем в армию, окончил курсы политруков и вскоре уже воевал на Западном фронте в должности комиссара стрелкового батальона. Никто из бойцов и не подозревал, что их политрук - автор песни, которую все прекрасно знали и любили. Композитору хотелось написать песню о будущей победе, хотя была еще весна 1942 года. Еще не было ни Сталинграда, ни Курской дуги, но уже была великая битва под Москвой. Семнадцать вариантов текстов, предложенных однополчанами, пришлось отвергнуть, и лишь восемнадцатый понравился всем. Слова припева: "Выпьем за Родину, выпьем за Сталина!" - знал, без преувеличения, каждый. Соавторы этих стихов - бывший шахтер, рядовой батальона Матвей Косенко и профессиональный поэт, сотрудник армейской газеты Арсений Тарковский. В мае 1942 года песня "Наш тост" была исполнена в Москве на концерте мастеров белорусского искусства и имела большой успех. Пела ее народная артистка СССР Лариса Александровская.

С белорусской музыкой народы Советского Союза познакомились еще раньше, во время первой Декады литературы и искусства Белоруссии в Москве (1940 год). Исполненные на ней оперы: "Мiхась Падгорны" Е.Тикоцкого, "Кветка шчасця" А.Туренкова, "У пушчах Палесся" А.Богатырева, балет "Салавей" М.Крошнера стали свидетельством высокого уровня белорусской советской музыкальной культуры (А.Богатырев получил Сталинскую премию за свою оперу). Сегодня трудно представить, чтобы в один год прозвучало столько крупных произведений, можно сказать, явлений в музыкальной жизни республики. Еще раньше, в 39-м, они были поставлены на сцене белорусского оперного театра. Говоря о традициях, как не вспомнить Василия Золотарева, ученика Балакирева и Римского-Корсакова, привнесшего в белорусскую музыку "нотки" русской, петербургской школы. Его балеты "Князь-озеро", "Повесть о любви", симфония "Белоруссия" вошли в золотой фонд белорусской музыкальной культуры. У него учились Подковыров, Оловников, Богатырев, ставший впоследствии вторым председателем правления союза композиторов. Анатолий Васильевич Богатырев - основатель современной белорусской композиторской школы, чье творчество охватывает практически все музыкальные жанры. Продолжая традиции классической музыки, в том числе русской, он - глубоко национальный композитор. В трудные военные и послевоенные годы он, возглавляя союз композиторов, повлиял на формирование многих творцов своими камерными ансамблями, а также жизнеутверждающими хорами, кантатами "Ленинградцы", "Беларускiм партызанам".

В 1943 году в Москве возобновил деятельность Союз композиторов Белоруссии, сумевший за короткий срок собрать большинство оставшихся в живых композиторов. В 1944 году после освобождения столицы Белоруссии композиторы, артисты оперного театра, вернулись в Минск. Тикоцкий привез оперу "Алеся" ("Девушка из Полесья"), ставшую, можно сказать, музыкальным символом Беларуси. Он писал ее в Горьком, в бомбоубежище. Минск был в руинах, не сохранились залы, инструменты, ноты, самое ценное восстанавливали по памяти. К своему первому послевоенному съезду в 1947 году союз композиторов подошел с заметными успехами. В этом году была поставлена первая национальная послевоенная опера (и первая белорусская опера на исторический сюжет) "Кастусь Калиновский" Д.Лукаса.

Начали проводиться знаменитые еженедельные "музыкальные среды" с прослушиванием новых сочинений, возобновлялась концертная деятельность. Сменивший А.Богатырева на посту председателя правления союза композиторов в 1949 году Н.Аладов, получивший образование в Петербурге, был одним из организаторов и преподавателей Белорусской консерватории. Автором более 260 музыкальных произведений, среди которых: опера "Андрей Костеня", музыкальная комедия "Тарас на Парнасе". Он заложил основы художественной обработки народных песен, многих жанров профессионального музыкального искусства.

Е.Тикоцкий возглавлял союз композиторов на протяжении 13 лет (с 1950 по 1963). В это время союз пополнился молодыми выпускниками Белорусской государственной консерватории. Среди них Г.Вагнер, Ю.Семеняко, Е.Глебов, Д.Смольский, И.Лученок, С.Кортес, Г.Сурус. Активизируется собирание и изучение записей фольклора, народных песен. Признание получают труды Г.Ширмы, Г.Цитовича, Л.Мухаринской. К важнейшим достижениям в жанре вокальной музыки следует отнести создание Государственного гимна БССР (сентябрь 1955 года) композитором Н.Соколовским (прославившимся известной песней "Неман") и автором текста М.Климковичем.

В последующие годы дело Е.Тикоцкого на посту "предводителей" союза достойно продолжили Д.Каминский, Г.Ширма, Ю.Семеняко. Союз стал высокопрофессиональной творческой организацией (пожалуй, единственным его членом с незаконченным высшим образованием был Владимир Мулявин - необычайно одаренный музыкант и композитор, вступление которого в союз единодушно поддержали и в Минске, и в Москве).

С 1980 года в БСК началась эпоха И.Лученка, возглавляющего его и поныне. Союз организует республиканские и международные музыкальные фестивали, проводит многочисленные концерты и встречи со слушателями, активно участвует в декадах белорусского искусства и Днях белорусской культуры в России, Украине, Литве, Узбекистане. Работают многочисленные комиссии: пропаганды белорусской, военно-патриотической музыки, музыкально-эстетического воспитания детей и юношества, музыковедения и критики, этномузыковедения и фольклора. Издается музыкальная литература, грамзаписи. Композиторы активно ездят в творческие командировки для сбора материалов к новым произведениям. Труднее стало все это осуществлять после "перестройки", когда государство уже не могло оказывать творческому союзу такую поддержку, как прежде.

Сегодня БСК и Белорусский республиканский союз молодежи возрождают лучшие традиции этой многолетней дружбы. К примеру, совместно проводят благотворительную акцию "Чернобыльский шлях - дорога жизни". При поддержке БСК возобновляет свою работу республиканский центр творческой и научной молодежи. За прошедшие годы создана профессиональная композиторская школа.

Выдающуюся роль в развитии музыкальной жизни республики сыграла деятельность В. Золотарева.

В довоенные годы активно развивается творческая деятельность Е. Тикоцкого, Н. Чуркина, Г. Пукста. Ярким событием стали оперы «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого, «В пущах Полесья» А. Богатырева, балет «Соловей» М. Крошнера. В период Великой Отечественной войны главной темой музыкального искусства стала борьба против фашистской оккупации. В послевоенный период чрезвычайно важной была педагогическая деятельность А. Богатырева как воспитателя большинства белорусских композиторов последующих поколений.Василий Андреевич Золотарёв (1873-1964) - русский и советский композитор и педагог. Преподаватель МГК имени П. И. Чайковского. Заслуженный артист РСФСР (1932). Народный артист БССР (1949). Лауреат Сталинской премии второй степени (1950)В. А. Золотарёв родился 23 февраля (7 марта) 1873 года в Таганроге (ныне Ростовская область). Окончил Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге, получив в классе профессора П. А. Краснокутского специальность скрипача. Композиторскую специальность приобрел в Петербургской консерватории, где встретил «великих учителей» М. А. Балакирева, А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, о которых позже опубликовал воспоминания. Затем начал преподавание в Придворной капелле. Класс В. А. Золотарёва здесь окончили А. В. Богатырёв, М. С. Вайнберг, Б. Д. Гибалин, К. Ф. Данькевич, М. И. Паверман.

В 1905 году он покинул С.-Петербург, некоторое время работал в Московской консерватории. В 1918 году, будучи профессором, уехал преподавать в Ростове-на-Дону, затем в Краснодаре и Одессе. С середины 1920-х годов В. А. Золотарёв преподавал в Киевском музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко.

С 1931 по 1933 год В. А. Золотарёв работал в Свердловске в музыкальном техникуме имени П. И. Чайковского. Здесь его учениками были Борис Гибалин, П. П. Подковыров и Георгий Носов. В 1933 году В. А. Золотарёв переехал в Минск, где по 1941 год преподавал в Белорусской консерватории. Здесь он написал симфонию «Белоруссия» (1934).У него учились Л. А. Половинкин, А. Г. Свечников, М. Е. Крошнер, Д. А. Лукас, В. В. Оловников и др.В. А. Золотарёв написал 3 оперы, среди которых выделяется опера «Декабристы» (1925, новая редакция «Кондратий Рылеев», 1957), балет «Князь-озеро» (1949), 7 симфоний (1902-1962), 3 концерта, 6 струнных квартетов, кантаты, хоры, романсы.В. А. Золотарёв умер 25 мая 1964 года в Москве.ЧУРКИН Николай Николаевич (1869-1964) - сов. композитор, фольклорист. Нар. арт. БССР (1949). Ученик М. М. Ипполитова-Иванова. Записал более 3000 белорус., груз., арм., азерб., польск., лйтов., тадж. песен и танцев, составил фольклорные сб-ки. Один из первых проф. белорус. композиторов, основоположник нац. жанрового симфонизма, нац. детской музыки. Автор оперы "Освобождение труда" (1922, Мстиславль), детской радиооперы "Рукавичка" (1948, Минск); муз. комедий "Кок-сагыз" (1939, г. Горки), "Песня Березины" (1947, Бобруйск); 3 симфониетт (1925-1955); сюит для симф. и нар. оркестров; 11 струн, квартетов; романсов, детских песен; обработок нар. песен.АЛАДОВ Николай Ильич (1890-1972), белорусский композитор, народный артист Белоруссии (1955). Автор первых белорусских произведений симфонического и др. жанров. Опера «Андрей Костеня» (1947), симфонии.Один из организаторов музыкального образования в Белоруссии. Профессор Белорусской консерватории (с 1946).В 1910 году Николай Аладов окончил обучение в Петербургской консерватории экстерном. С 1923 преподает в Государственном институте музыкальной культуры в Москве. В Минске с 1924, один из организаторов Белорусской консерватории, в 1944-1948 ее ректор, профессорВ годы войны, с 1941 по 1944, преподавал в Саратовской консерваторииИменем Н. Аладова названа музыкальная школа в Минске, установлена мемориальная доска.Творчество Один из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.Автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний, вокальных циклов на стихи Я. Купалы, М. Богдановича, М. Танка, других музыкальных произведенийЕвге́ний Ка́рлович Тико́цкий (белор. Яўген Карлавіч Цікоцкі) (1893 - 1970) - советский белорусский композитор. Народный артист СССР (1955). Член ВКП(б) с 1948 года.Е. К. Тикоцкий родился 14 (26) декабря 1893 года в Санкт-Петербурге в семье с польскими корнями, его музыкальное образование ограничивалось двумя годами частных уроков фортепиано и теории музыки у Волковой-Бонч-Бруевич, композиции он обучался самостоятельно. Начал сочинять в возрасте 14 лет, консультируясь у своего друга Владимира Дешевова, учившегося в Петербургской консерватории. По настоянию отца Тикоцкий в 1914 году поступил в Петроградский университет, где изучал физику и математику. В 1915 году ушёл на фронт, в 1919-1924 годах служил в РККА. После окончания службы переехал в Бобруйск, где преподавал в музыкальной школе. К этому времени относятся первые контакты Тикоцкого с белорусской народной музыкой, повлиявшей на его сочинения. Первое крупное сочинение композитора - Симфония (1924-1927), написанная с использованием белорусских народных и революционных тем, стала одним из первых произведений в этом жанре в истории белорусской музыки. К этому периоду также относится музыка к ряду театральных постановок в Минске, куда через некоторое время перебрался и сам композитор. В столице Белоруссии Тикоцкий работал на радио и занимался преподавательской деятельностью. В 1939 году он пишет одно из самых известных своих сочинений - оперу «Михась Подгорный» (одна из первых белорусских опер в истории). Другая известная патриотическая опера Тикоцкого - «Алеся» - была поставлена лишь в 1944 году, после освобождения Минска от фашистских захватчиков. В годы войны композитор находился в эвакуации сначала в Уфе, затем в Горьком. По возвращении в Белоруссию Тикоцкий стал руководителем оркестра Белорусской государственной филармонии и председателем белорусского отделения СК СССР.Тикоцкий - один из основоположников белорусской композиторской школы. Его сочинения, написанные в классической и романтической манере, испытывают сильное влияние народных мотивов. Один из первых белорусских композиторов, сочинявших оперы и симфонии, он сыграл важную роль в развитии белорусской музыкальной культуры XX века.Е. К. Тикоцкий умер 23 ноября 1970 года. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.Основные сочинения Оперы«Михась Подгорный» (1939);«Алеся» (1942-1948), вторая редакция «Девушка из Полесья» (1952-1953)«Анна Громова» (1970)Оперетта«Кухня святости» (1931)Оркестровые сочинения, концертыШесть симфоний«Праздник на Полесье», увертюра (1954)«Слава», увертюра (1961)Концерт для тромбона с оркестром (1934)Концерт для фортепиано и оркестра белорусских народных инструментов (1953), редакция для фортепиано и симфонического оркестра (1954)Две сюиты для оркестра белорусских народных инструментовКамерные сочиненияФортепианное трио (1934)Соната-симфония для фортепианоПрочие сочиненияОратории, песни, хоры, обработки народных песен, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмамАнатолий Васильевич Богатырё́в (белор. Анатоль Васільевіч Багатыро́ў) (1913-2003), белорусский советский композитор и педагог. Народный артист РСФСР (1981). Народный артист БССР (1968). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Член КПСС с 1954 года.

Основатель белорусской национальной композиторской школы . Профессор (1960).А. В. Богатырёв родился 31 июля (13 августа) 1913 года в Витебске (ныне Беларусь). Окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А. В. Луначарского в 1937 году, класс В. А. Золотарёва. С 1948 года преподаватель Белорусской академии музыки, в 1948-1962 годы её ректор. В 1938-1949 годах председатель правления Союза композиторов БССР. Депутат ВС БССР (1938-1959).А. В. Богатырёв умер 19 сентября 2003 года. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.Основные сочинения Среди произведений А. В. БогатырёваОперы«В пущах Полесья» - по повести «Дрыгва» Я. Коласа, постановка 1939 года«Надежда Дурова» (1946), постановка Ансамблем советской оперы Всероссийского театрального общества (1947)Для солистов, хора и симфонического оркестраОратории«Битва за Беларусь»Кантаты«Сказ о Медведихе» на стихи А. С. Пушкина (1937)«Белорусским партизанам» на стихи Я. Купалы (1942)«Беларусь» на стихи Я. Купалы, П. Бровки, П. Труса (1949)«Ленинградцы» на стихи Джамбула Джабаева (1942)«Белорусские песни» слова народные и Нила Гилевича (1967). Государственная премия БССР (1969)«Рисунки родного края»«Юбилейная» Камерно-инструментальные произведенияФортепианное трио (1943)Сонаты для скрипки и фортепиано (1946), виолончели и фортепиано (1951), фортепиано (1958)

40. Исторический образ жанров оперы и балета в Беларуси (советский период) В 30-40-е годы на советской балетной сцене появились спектакли героического характера. Это время в жизни нашей страны - время грандиозных исторических событий, небывалого трудового подъема. Романтика подвигов советского народа нашла широкое отражение в искусстве. Новые идейно-художественные задачи формировали мировоззрение и эстетический вкус нового зрителя. Хореографическое искусство начинало формировать новый репертуар. Деятели советского балета стремились приблизить свое искусство к жизни, придать спектаклям героико-романтический характер. Новые темы, новые сюжеты потребовали обновления танцевального языка, введения на сцену ярких самобытных национальных образов. Фольклорный танцевальный колорит вел хореографов к обогащению классической лексики элементами народного танца.Обращение к героической и исторической темам определило путь, по которому пошло развитие героического жанра. Это привело к созданию замечательных реалистических балетов, построенных на своеобразной пластике, гармонично объединяющих классический танец с народным. В сценическом воплощении балетов героического жанра торжествовал герой-борец. Подлинные удачи сопутствовали героическим танцевальным образам, решенным средствами нового пластического языка, образам реалистическим, поэтически обобщенным.Художественное новаторство в героическом жанре тесно свя-зано с реальной действительностью. Романтическое соединяется с реальным, с конкретными переживаниями героев. Утверждение гуманистических идеалов содействовало усилению революционно-романтических начал в этих балетах. Их героям присущ пафос мужественного, активного преодоления страданий, глубокое убеждение в том, что самые нечеловеческие условия существования не в силах истребить духовную красоту народа:


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Нар. муз. иск-во Белоруссии соприкасается с нар. музыкой рус. и укр. народа, зап. и юж. славян. значит. группа старинных песен связана с календарными обрядами, существовавшими у земледельч. народов. Распространены колядки, щедровки, веснянки, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные, косарские, осенние песни. Многообразны песни семейно-обрядового цикла: свадебные, крестинные, колыбельные, причитания. Широко представлены хороводные, игровые, плясовые и шуточные песни. Лирич. песни разделяются на жанрово-тематические группы: любовные, балладные, казацкие, рекрутские, солдатские, чумацкие, песни крестьянской вольницы. В развитии белорус. муз. фольклора большую роль сыграла рус. революц. рабочая песня нач. 20 в. Она оказала влияние на мелодику белорус. нар. песен. Нек-рые нар. песни созданы на сл. белорусских поэтов (М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа, К. Буйло). При Сов. власти появились новые нар. песни, развивающие традиции дореволюц. песен и черпающие содержание из совр. жизни. Мн. песни созданы самодеятельными композиторами и нар. хор. коллективами (хоры сёл Большое Подлесье, Озёрщина, Присынки и др.). Старинные нар. белорус. песни в своей основе одноголосны, часто исполняются в гетерофонной манере. Для них характерна волнообразная мелодика сжатого диапазона с поступенным движением и скачками на кварту или квинту, развитая орнаментика, гибкость ритмики, разнообразие исполнительских приёмов. Песни диатоничны. Текстам свойственна силлабичность (при пении встречаются вставные гласные, образующие искусственные слоги). Наиболее характерны чётные размеры, разнообразная метрика. Встречаются сложные и сметанные такты. Многоголосие в нар. песне Белоруссии начало развиваться в 80-е гг. 19 в. Осн. мелодия проводится в нижнем голосе, а в верхнем (т. н. "подводке") - сольная импровизация. Встречаются 3-голосные созвучия. Песни в быту исполняются без сопровождения, за исключением шуточных и частушек, которые поются под аккомпанемент гармоники (баяна). Ряд белорусских народных песен использован в произведениях русских и польских композиторов-классиков: в "Большой фантазии" Шопена, Первой симфонии Глазунова, операх "Снегурочка" и "Млада" Римского-Корсакова, "Литовской рапсодии", "Трёх симфонических песнях" Карловича, операх Монюшко (уроженца Белоруссии) и других.

Белорусская народная песня " Ты, чырвоная калiна"

Белорус. нар. танц. мелодии имеют, как правило, 2-дольный метр и исполняются в быстром темпе. Мелодия развивается посредством секвенций, встречаются синкопы. В большинстве своём танцы отражают трудовые процессы ("Ленок", "Бульба"), Отношение человека к окружающей природе ("Метелица"), значительное место занимают сюжетные танцы ("Юрочка", "Лявониха", "Полька-Янка").

Среди белорус. нар. инструментов наиболее распространены цимбалы. В нар. быту диапазон их звучания не превышает 1,5 октавы, установленный звукоряд отсутствует. Совр. реконструированные цимбалы - трёхоктавные, хроматические - составляют основу оркестра белорус. нар. инструментов. Распространены также баяны, гармоники и скрипка; из ударных - бубен и небольшой барабан; духовых - дудка и жалейка. Популярны нар. инстр. ансамбли, состоящие из цимбал, гармоники, бубна или скрипки; гармоники, бубна или скрипки. К этим составам часто присоединяются дудка и кларнет. Традиц. инструментом в нар. ансамблях была нар. виолончель-басетля, в наст. время почти исчезнувшая из исполнительской практики. Уже с кон. 19 в. постепенно выходят из употребления также исключительно популярные в прошлом дуда (волынка) и лира (лера).

В 17 в. в Белоруссии появляются духовные канты. Один из кантов, созданный белорус. просветителем Афанасием Филипповичем и помещённый в его "Диариуше" (1645-46), явился первым образцом нотной записи белорус. мелодии (киев. нотация на пятилинейном нотном стане). Первый изданный нотный образец белорус. нар. песни - "Купала на Ивана" ("Виленский вестник", 1817). Песенные напевы печатались в журналах и газетах, в нотных приложениях к этнографич. работам и сб. песенных текстов (П. В. Шейн, Е. Р. Романов, И. А. Сербов, Н. А. Янчук и др.), выходили отд. небольшими сб. (З. Радченко, И. Г. Бычко-Машко). Широкая систематич. работа по собиранию и изучению белорус. муз. фольклора началась только после Великой Окт. социалистич. революции.

С кон. 16 в. в Белоруссии развивается школьный, с 18 в. - крепостной т-р, в спектакли к-рого включались хор. музыка, песни, танцы, инстр. наигрыши. С 40-х гг. 19 в. активизируется муз. жизнь Минска, Витебска, Гродно (гл. обр. концерты гастролёров и местных любителей, спектакли приезжих театр. трупп). В 1852 в Минске была поставлена комич. опера "Селянка" Монюшко на либр. В. И. Дунина-Марцинкевича. Оперетта М. Я. Кимонт "Залёты" ("Сватовство") по одноим. комедии Дунина-Марцинкевича была показана Белорус. муз.-драм. кружком в Вильнюсе (1915). Большое место уделялось музыке в спектаклях Первой белорус. труппы И. Т. Буйницкого (нач. 20 в.; песни и танцы для интермедий подбирали и обрабатывали польский комп. Л. Роговский, литов. комп. С. Шимкус).

Великая Окт. социалистич. революция и образование БССР (1919) положили начало расцвету нац. муз. иск-ва. В 1918-19 в Витебске, Минске, Могилёве, Гомеле, Бобруйске были открыты нар. консерватории, позже преобразованные в муз. техникумы. Муз. школы создаются в разл. городах Белоруссии. Особое значение приобрёл Белорус. муз. техникум в Минске (1924), на базе оперного и балетного классов к-рого в 1930 была открыта Гос. студия оперы и балета, а в 1933 - Белорус. т-р оперы и балета; симф. оркестр техникума стал основой симф. оркестра Белорус. радио (1928), ансамбль белорус. нар. инструментов - оркестра нар. инструментов филармонии (1937). В 1932 открывается Белорус. консерватория, в 1937 Белорус. филармония, объединившая симф. оркестр, оркестр нар. инструментов, Ансамбль белорус. песни и пляски, хор. капеллу, инстр. и вок. ансамбли, группу солистов. В 1940 был организован Белорус. ансамбль песни и танца под рук. Г. Р. Ширмы, преобразованный в 1955 в Гос. хор. капеллу. Композиторы Белоруссии в 1938 объединились в Союз композиторов (в 1932-38 существовала секция композиторов при Союзе писателей БССР, затем белорус. отделение CK СССР). В годы фашистской оккупации артисты Белорус. т-ра оперы и балета совмещали участие во фронтовых бригадах с выступлениями в спектаклях т-ров братских республик; в сезон 1943-44 коллектив т-ра работал в Горьком и Коврове, а осенью 1944 возобновил деятельность в освобождённом Минске. Белорус. ансамбль песни и танца гастролировал по стране.

После окончания Великой Отечеств. войны 1941-45 в Белоруссии восстанавливается деятельность всех муз. коллективов и учреждений, формируются Гос. нар. хор БССР (1952, худож. рук. Г. И. Цитович), Гос. ансамбль танца БССР (1959, худож. рук. С. В. Дречин), хор (1946) и конц.-эстрадный оркестр Белорус. радио и телевидения (1958), Минский камерный оркестр (1968), организуются нар. оперные студии, симф. и нар. оркестры, инстр. ансамбли.

К 20-м гг. относится начало деятельности белорус. композиторов, заложивших основы проф. муз. школы. Среди сочинений H. H. Чуркина особое значение имеет симфониетта (1925) - первое белорус. симф. произведение; композитор создал также оперу "Освобождение труда" (1922, пост. 1924), песни и романсы на сл. Я. Купалы и Я. Коласа. Н. И. Аладов выступил с фп. квинтетом (1925), циклами романсов (на сл. Я. Купалы и М. Богдановича, 1923), комич. оперой "Тарас на Парнасе", кантатой "Десять лет" (обе 1927). Е. К. Тикоцкий написал 1-ю симфонию (1929). Массовые песни создают в эти годы А. Е. Туренков, Г. К. Пукст, И. И. Любан.

В 30-е гг. создаются произв. разл. жанров: муз. комедии "Кухня святости" Тикоцкого (1931), "Коксагыз" Чуркина (1939), кантаты "Над рекой Оресой" Аладова (1933), "Сказ о Медведихе" А. В. Богатырёва (1937, сл. А. С. Пушкина), 1-я симфония Пукста (1934), симфонии "Челюскинцы" (1935) и "Беларусь" (1936) работавшего в Минске рус. композитора В. А. Золотарёва, "Белорусская сюита" Туренкова (1933), симфониетта Аладова (1936), инстр. концерты Е. К. Тикоцкого (для тромбона), А. К. Клумова (для фп.), Г. Столова (для скрипки), фп. и скрипичные пьесы Клумова. В песенном жанре плодотворно работали С. В. Полонский, В. А. Ефимов, n. Ф. Соколовский, И. И. Любан - автор популярной песни "Будьте здоровы".

Постановки на сцене Белорус. т-ра оперы и балета опер "Михась Подгорный" Тикоцкого (1939), "В пущах Полесья" Богатырёва (1939), "Цветок счастья" Туренкова (1940), первого белорус. балета "Соловей" M. E. Крошнера (1939) положили начало нац. муз. театру. Все эти спектакли были показаны в Москве во время 1-й декады белорус. иск-ва и лит-ры (1940).

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 гл. темой творчества белорус. композиторов становится героич. борьба сов. народа против фаш. захватчиков, в частности принявшее грандиозные размеры партизанское движение. Кроме многочисл. песен (Н. И. Аладов, А. В. Богатырёв, А. К. Клумов, И. И. Любан, С. В. Полонский, Г. К. Пукст, Н. Ф. Соколовский, Е. К. Тикоцкий, М. Э. Шнейдерман и др.), этой теме посвящены кантаты "Ленинградцы" (1942) и "Белорусским партизанам" (1943) Богатырёва, симфония-баллада "В суровые дни" Аладова (1942), опера "Алеся" Тикоцкого (1944, Белорус. т-р оперы и балета). Отголоски войны слышны в симф. и камерно-инстр. произв. без объявленной программы (2-я симфония Пукста, 2-я ред. 1943; фп. трио Богатырёва, 1943; 2-й квартет Аладова, 1943). А. К. Клумов создал сатирич. комедию "Приключения Фрица" (1944).

Белорус. оперное творчество в 50-е гг. тесно связано с героико-патриотич. темой. Создаются и исполняются на сцене Белорус. т-ра оперы и балета первая белорус. историч. опера "Кастусь Калиновский" Д. А. Лукаса (1947), оперы "Девушка из Полесья" Тикоцкого (1953, на материале оперы "Алеся"), "Надежда Дурова" Богатырёва (1956), посв. Отечеств. войне 1812, "Ясный рассвет" Туренкова (1958) о борьбе народа за воссоединение Белоруссии в 1939, первая белорус. опера для детей "Маринка" Пукста (1955). В 1949 состоялась премьера балета "Князь-озеро" Золотарёва, в основу к-рого положены белорус. нар. легенды. В 1958 поставлен лирико-комедийный балет Г. М. Вагнера "Подставная невеста".

В вок.-симф. и симф. жанрах белорус. музыки отражены крупные события истории народа и его совр. жизни: кантаты "Беларусь" Богатырёва (1949), "Сорок лет" Аладова (1956), "Поля степные" Кузнецова (1958), "Памяти Константина Заслонова" Семеняко (1958), вок.-симф. поэма "Вечно живые" Вагнера (1959), симф. поэма "Партизанская быль" Оловникова (1952, 3-я ред. 1960) и др. Большое развитие получают ранее слабо представленные в белорус. музыке жанры симфонии (Н. И. Аладов, А. В. Богатырёв, П. П. Подковыров, Г. К. Пукст, Е. К. Тикоцкий, с кон. 50-х гг. также Е. А. Глебов, В. И. Чередниченко) и инстр. концерта (Д. Р. Каминский, П. П. Подковыров, Э. М. Тырманд). Д. Р. Каминский наряду с фп., скрипкой и виолончелью впервые использовал в качестве солирующего инструмента цимбалы; его опыт развили затем Е. Г. Дегтярик, Е. А. Глебов, Д. Б. Смольский и др. Среди произв. белорус. камерно-инстр. музыки - фп. квинтет П. П. Подковырова, фп. трио Л. М. Абелиовича, сонаты А. В. Богатырёва для фп., скрипки и виолончели и др.; камерно-вок. музыка представлена циклами А. В. Абелиовича (на сл. М. Богдановича, Ф. И. Тютчева, Р. Бёрнса), А. В. Богатырёва (на сл. Я. Купалы, А. Кулешова и У. Шекспира), Д. А. Лукаса (на сл. Л. Украинки), Г. К. Пукста (на слова А. Звонака) и др. В области песни работают В. В. Оловников (цикл о героях Великой Отечеств. войны 1941-45), Ю. В. Семеняко ("Ой, шумят леса зелёные" и др.), П. П. Подковыров ("Зубрёнок" и др.), Д. А. Лукас ("Взошло солнце ясное" и др.). Музыку гимна БССР написал Н. P. Соколовский (1955). В 60-е и нач. 70-х гг. на сцене белорус. т-ра оперы и балета пост. комич. оперы "Колючая роза" (1960) и "Когда опадают листья" (1968) Семеняко, его же опера-поэма "Звезда Венера" (1970) о белорус. поэте М. Богдановиче, балеты "Мечта" (1961), "Альпийская баллада" (1967) и "Избранница" (1969) Глебова, "Свет и тени" (1963), "После бала" (1971) Вагнера. Первый опыт создания телеоперы принадлежит Вагнеру ("Утро", 1967). Во мн. жанрах белорус. музыки активно работают композиторы Р. П. Бутвиловский, С. А. Кортес, И. М. Лученок, Д. Б. Смольский, К. Д. Тесаков, О. Г. Янченко и др. Содержательность и жанровое разнообразие отличают вок.-симф. музыку 60-х и нач. 70-х гг. Среди значит. произв. этого жанра - кантата "Белорусские песни" и монологи о В. И. Ленине для баса и оркестра Богатырёва, оратории "Колокола", "Свети, заря" и концерт для голоса с оркестром Глебова, вок.-симф. поэма "Пепел" Кортеса и др. Широко представлен жанр инстр. концерта (А. В. Богатырёв, Р. П. Бутвиловский, Г. М. Вагнер, Д. Р. Каминский, С. А. Кортес, О. Г. Янченко). Значительны камерные инстр. ансамбли Н. И. Аладова, Д. Р. Каминского, вок. циклы Э. М. Тырманд, Д. Б. Смольского, хоровые произв. А. В. Богатырёва, Э. М. Тырманд. Популярность завоевали песни И. М. Лученка. Мн. композиторы работают в области эстрадной музыки и кино.

Среди музыковедов и фольклористов - Л. Д. Ауэрбах, Г. С. Глущенко, Т. А. Дубкова, В. И. Елатов, А. Б. Ладыгина, Л. С. Мухаринская, И. Г. Нисневич, С. Г. Нисневич, Б. С. Смольский, К. И. Степанцевич, Г. И. Цитович, Г. Р. Ширма, Т. А. Щербакова и др.; среди певцов - нар. арт. СССР Л. П. Александровская, Т. Н. Нижникова, нар. арт. БССР Л. Ф. Алексеева, А. Д. Арсенко, З. И. Бабий, И. М. Болотин, Л. Ф. Бражник, В. Ф. Волчанецкая, Л. И. Галушкина, А. М. Генералов, В. И. Глушаков, С. М. Данилюк, М. И. Денисов, С. Ю. Друкер, П. И. Засецкий, М. А. Зюванов, В. М. Малькова, Р. В. Млодек, И. П. Сайков, Н. Н. Сердобов, И. Д. Сорокин, В. М. Чернобаев, Т. И. Шимко; дирижёров - нар. арт. БССР Т. М. Коломийцева, Л. В. Любимов, засл. деят. иск-в БССР И. С. Абрамис, И. А. Гитгарц, М. Э. Шнейдерман, засл. артист БССР В. В. Катаев; хоровых дирижёров - нар. артист СССР Г. И. Цитович, Г. Р. Ширма, нар. арт. БССР A. Когадеев, засл. деят. иск-в БССР Г. Н. Петров, B. В. Ровдо; скрипачей - засл. арт. БССР А. Л. Бессмертный, Л. Д. Горелик; пианистов - засл. арт. БССР Е. Я. Эфрон; цимбалистов - нар. арт. СССР И. И. Жинович, нар. арт. БССР А. А. Остромецкий, засл. арт. БССР В. А. Буркович, С. M. Новицкий, X. И. Шмелькин.

В БССР функционируют Гос. симф. оркестр, Минский камерный оркестр, оркестр нар. инструментов, академическая хоровая капелла, хор радио и телевидения, Гос. нар. хор, ансамбль песни и танца Краснознаменного белорус. воен. округа (осн. в 1938), концертно-эстрадный оркестр радио и телевидения, консерватория и при ней спец. средняя муз. школа (Минск), 12 муз. училищ, 96 муз. школ. В Институте искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР (осн в 1957) имеется сектор музыки.

Литература: Прывалаю Н., Народный музычныя iнструменти Беларусi, "Запiскi аддзелу гуманiтарных навук", кн 4 - Працы катэдры этнаграфii, т. 1, сшытак 1, Мiнск, 1928; Беляев В., Белорусская народная музыка, Л., 1941; Нисневич С., Замечания по мелодической и ладовой структуре белорусской народной песни, "Известия академии наук Белорусской ССР", 1948, No 3; её же, Белорусская симфоническая музыка, Минск, 1959; её же, Беларуская народная песня у музычнай драматургiч нацыянальных опер i балетаю, Мiнск, 1962; Мастацтва Совецкай Беларусi. Зборнiк артыкулаю, Мiнск, 1955; Цитович Г., Нисневич И., Белорусская ССР, М., 1957 (Музыкальная культура союзных республик); Сизко В. А., Белорусская советская опера, Минск, 1959; Майстры беларускай сцены, Мiнск, 1960; Смольский Б. С., Белорусский музыкальный театр, Минск, 1963; Елатов В. И., Ладовые основы белорусской народной музыки, Минск, 1964; его же, Ритмические основы белорусской народной музыки, Минск, 1966; его же, Мелодические основы белорусской народной музыки, Минск, 1970; Чурко Ю. М., Белорусский балет, Минск, 1966; Нисневич И., Нисневич С., Очерки по истории советской белорусской музыкальной культуры, Л.-М., 1966, Л.-М., 1969; Журавлёв Д. Н., Композиторы Советской Белоруссии, Минск, 1966; Мухаринская Л. С., Мелодический язык современной белорусской народной песни, Минск, 1966; её же, Белорусская народная партизанская песня, Минск, 1968; Слова пра майстрою сцэны, Мiнск, 1967; Кулешова Г. Г., Белорусская советская опера, Минск, 1967; Степанцевич К. И., Белорусский концерт, Минск, 1968; История музыки народов СССР, тт I-IV, М., 1970-72; Гiсторыя беларуской савецкой музыкi, Мiнск, 1971.

И. Г. Нисневич

Его песни знает и любит вся страна. Его мелодии напевают все: от мала до велика. Его имя на слуху далеко за пределами Беларуси. Игорь Михайлович Лученок - Народный артист СССР и Беларуси, Лауреат государственной премии, обладатель орденов Франциска Скорины и Дружбы народов, заслуженный деятель искусств. Сегодня у маэстро День рождения.

Как всегда Игорь Михайлович сразу приглашает в дом. Но мы оказались не единственными, кто решил поздравить известного белорусского композитора.


Чтобы тебе в жизни и творчестве было только, как говорят, вера, надежда, любовь и здоровье!

В свои годы Игорь Михайлович Лученок чувствует себя на 27 - вечно молод душой и сердцем. Поэтому День рождения - особый повод для радости, особенно, когда поздравляют родные, друзья, поклонники и многие известные личности.

Игорь Лученок, композитор, Народный артист Беларуси, заслуженный деятель искусств:
Это было лет 10 назад, когда я приехал в Казахтан. Там у меня хороший товарищ Нурсултан Абишевич Назарбаев. И как сейчас помню, они меня встретили, поздравили… Казахтан! Представляете! И мне это очень памятно.

Никогда не забывает о Дне рождения мастера музыкального такта известные артисты. К примеру - Иосиф Кабзон, с которым Игорь Лученок в хороших отношениях много лет. Впрочем, дружить маэстро всегда умел, поэтому неудивительно, что друзья говорят о нем только хорошие слова.

Владимир Провалинский, заслуженный артист Республики Беларусь:
Он порядочный. Если он сказал слово, он помнит его, кто бы ни обратился. Чудо какое-то придёт и скажет: «Игорь Михайлович, помоги!». Он всегда поможет!

Игорь Михайлович Лученок не любит себя нахваливать. Главное о нем могут рассказать его песни: «Алеся», «Майский вальс», «Дорогие мои земляки», «Полька белорусская», «Верасы», «Вероника», «Трэба дома бываць часцей», «Письмо из 45-го». Композиции, к которым композитор написал музыку, можно перечислять часами. Некоторые из них особо дороги мастеру.

Игорь Лученок, композитор:
Четыре произведения. Это «Мой родны кут» (Якуб Колас), «Спадчына» (Янка Купала), «Жураўлі на Палессі ляцяць» (Алесь Ставер) и «Майский вальс».

Игорь Михайлович Лученок окончил три консерватории: белорусскую, ленинградскую, московскую. Он написал сотни инструментальных произведений. Именно он автор гимна белорусской столицы - «Песня про Минск». Эту мелодию каждый час отбивают куранты на Минской ратуше.

Игорь Лученок, композитор:
Я никогда не гонялся за золотом, серебром или за какими-то льготами. Никогда! Я просто служил Советскому союзу. Я - Народный артист СССР, и очень этим горжусь!

А это тот редкий кадр, когда Игорь Михайлович берет в руки аккордеон и начинает играть. Этот инструмент - подарок отца. Но всё же, привычней видеть маэстро у рояля.

Игорь Михайлович Лученок не подводит черту под своим творчеством. И сегодня он ни дня не может прожить без музыкального такта. На его рояле - новые недописанные партитуры.

Мы желаем известному композитору долгих лет жизни и свершения всех его творческих замыслов!