«Проблема отношения к пленным в художественной литературе. Аргументы на тему "Война" к сочинению ЕГЭ. Влияние войны на жизнь человека Проблема отношения к врагу

В романе Александра Сергеевича Пушкина раскрывается проблема милосердия на примере центрального образа Емельяна Пугачёва через взаимоотношения с Петрушей Гринёвым. В начале своего самостоятельного пути Пётр в буран встречает Пугачёва – безвестного беглого казака. Встреча в стихии стала символичной. Восстание, которое позже возглавит Пугачёв, объявивший себя Петром III, тоже окажется стихией, из которой выйти целым и невредимым поможет Гринёву милосердный поступок. Подаренный когда-то тулупчик станет тем шагом милосердия, который впоследствии спасёт Петра от виселицы. Милосердие Пугачёва не в пример масштабней, чем добро молодого барина. Сначала самозванец дарит Петруше жизнь, а потом спасает его невесту. Так добрые дела становятся проявлением милосердия.

2. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Роман Михаила Александровича Шолохова повествует о самом жестоком и кровавом времени, в водовороте которого гибнут люди. Остервенение противоборствующих сторон кажется безграничным. Подтёлков расправляется без суда и следствия с Чернецовым, расстреливает пленных. Затем таким же образом поступают казаки с ним. Мишка Кошевой убивает Петра Мелехова – брата своего друга, казачьего атамана. Казаки сопровождают красного командира Лихачёва и издеваются над конвоируемым пленным самым жестоким образом: вырезают глаза, отрубают конечности, и только потом зарубают насмерть. Цепь кровопролитий пытается остановить Григорий Мелехов. Он стремится прервать цепь жестокостей: спасает пленных, спешит вслед за отправленными через все казачьи станицы большевиками, желая избежать кровопролития и спасти Мишку и Ивана Алексеевича. Но он не успевает. Мольбой о милосердии звучат строки, когда пленные обращаются к конвоиру с просьбой попить. Он наливает им воды в корыто, из которого пьёт скотина, пасущаяся в степи. Встав на колени, Иван Алексеевич поднимает глаза к небу, к этому бездонному вечному небу, словно вопрошая о милосердии. Но небо молчит. Нет милосердия в такое жестокое время. Однако на милосердие способны только старики и дети. Об этом свидетельствует поступок казачки, подобравшей пленного молодого большевика, прикинувшегося сумасшедшим; плачущий ребёнок да старик, наливший воды в корыто для страждущих. Лишь проявивший милосердие способен на звание человека.

3. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Тема милосердия одна из главных в романе М.А. Булгакова. Она проходит через все временные пласты. В Ершалаимских главах в истории Иешуа вопрос о милосердии является главным: заслуживает бедный философ казни или прощения? Для Понтия Пилата этот вопрос оказывается неразрешимым. Желая спасти бродячего нищего, он неспособен принять верное решение, обрекая Иешуа на смерть, а себя на страдания. Вопрос милосердия актуален в любое время. Воланд, пришедший на землю Москвы, пытается найти милосердие в сердцах граждан «нового» социалистического государства. Ничего не меняется, несмотря на декларацию других ценностей: они также жадны, корыстны и завистливы, как две тысячи лет назад. Однако Воланд делает вывод, что милосердие стучится и в их сердца. Только когда жестокость становится слишком явной: в тот момент, когда конферансье Бенгальскому отрывают голову в театре Варьете. Даже на балу у сатаны Маргарита просит милосердия для Фриды, задушившей собственного сына, которая страдает столько лет. Каждый достоин сочувствия и милосердия. Именно милосердие спасает людей в самых страшных жизненных ситуациях.

4. В. Тендряков «Хлеб для собаки»

Есть ли милосердию место на войне? И можно ли на войне проявить милосердие к врагу? Над этими вопросами заставляет задуматься текст В. Н. Лялина. Здесь автор поднимает проблему проявления милосердия к врагу.

В тексте автор повествует о Михаиле Ивановиче Богданове, который в 1943 году был отправлен на войну служить санитаром. В один из жесточайших боев Михаил Иванович сумел защитить раненых от эсэсовских автоматчиков. За мужество, проявленное при контратаке с дивизией СС он был представлен к ордену Славы комиссаром батальона. На следущий

день после боя, заметив труп немецкого солдата, лежавшего в канаве, Михаил Иванович проявил милосердие, решив похоронить немца. Автор показывает нам, что несмотря на войну, Михаил Иванович смог сохранить в себе человечность, не оставшись равнодушным к врагу. Узнав об этом случае, батальонный комиссар решил отменить представление санитара к ордену Славы. Однако для Михаила Ивановича важно было поступить по совести, а не получить награду.

Я согласна с позицией автора и убеждена в том, что милосердию есть место на войне. Ведь неважно, мертв ли враг или безоружен, он уже не представляет никакой опасности. Я считаю, что Михаил Иванович Богданов совершил достойный поступок, предав земле тело убитого в перестрелке немецкого солдата. Очень важно в условиях жестокой войны суметь сохранить в себе человечность и не дать своему сердцу остыть.

Проблема проявления милосердия к врагу поднимается в произведениях В. Л. Кондратьева,Сашка,.Главный герой Сашка во время немецкой атаки захватил в плен немца. По началу немец казался ему врагом, но, присмотревшись, Сашка увидел в нем обычного человека, такого же, как и он сам. Он уже не видел в нем врага. Сашка пообещал немцу жизнь, он говорил, что русские не звери, не станут убивать безоружного. Он показал немцу листовку, где говорилось, что пленным гарантируется жизнь и возвращение на Родину. Однако когда Сашка привел немца к комбату, то немец не стал ничего рассказывать, и поэтому комбат дал Сашке приказ застрелить немца. Рука Сашки не поднималась на безоружного, так похожего на него самого солдата. Несмотря ни на что, Сашка сохранил в себе человечность. Он не ожесточился и это позволило ему остаться человеком. В итоге комбат, проанализировав слова Сашки, решил отменить свой приказ.

Проблема проявления милосердия к врагу затронута в произведении Л. Н. Толстого,Война и мир,.Один из героев романа, русский полководец Кутузов, проявляет милосердие к бегущим из России французам. Он жалеет их, так как понимает, что они действовали про приказу Наполеона и ни в коем случае не смели его ослушаться. Выступая перед солдатами Преображенского полка, Кутузов говорит:.Мы видим, что всех солдат объединяет не только чувство ненависти, но и жалость к поверженному врагу.

Таким образом, можно сделать вывод, что на войне необходимо появлять милосердие даже к врагу, неважно, повержен он или убит. Солдат прежде всего человек и должен сохранить в себе такие качества, как милосердие и человечность. Именно они позволяют ему остаться человеком.


Другие работы по этой теме:

  1. К сожалению, иногда случается так, что дети по разным причинам теряют своих родителей и становятся сиротами. Их очень жалко, ведь они обделены той лаской и...
  2. В ритме современной жизни люди все чаще забывают проявлять милосердие к нуждающимся в поддержке и сострадании. Текст Фазиля Искандера как раз и является напоминанием нам...
  3. В предложенном для анализа тексте В. П. Астафьев поднимает проблему сострадания и милосердия к животным. Именно над ней он и размышляет. Эта проблема социально-нравственного характера...
  4. Сострадание и милосердие – вечные нравственные категории. В Библии заключены основные требования к человеку верующему: любовь к ближнему, сострадание к страдающему. Есть ли место милосердию...
  5. Вячеслав Леонидович Кондратьев (1920-1993) с первого курса института был призван в армию. В 1941 г. ушел доброволь­цем в действующую армию. Через тридцать лет после окончания...
  6. Более 70 лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но до сих пор слово “война” болью отзывается в человеческих сердцах....
  7. Писательница С. Алексиевич сделала попытку решить важную задачу, связанную с сохранением памяти о подвиге, совершенном женщинами – военнослужащими, которым пришлось воевать в Великую Отечественную. Автор...

«Проблема отношения к пленным в художественной литературе » «Военнопленный – военнослужащий, взятый в плен» Из словаря С.И. Ожегова Цели: 1. Проследить на литературном материале отношение к военнопленным. 2. Рассмотреть «Основные положения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним», раздел III «Защита военнопленных». 3. Донести обучающимся существующую проблему и узнать их мнение по отношению к вопросу о военнопленных. 4. Рассмотреть роль МККК по данному вопросу Задачи: 1. Донести до сведения обучающихся актуальность вопроса о правах военнопленных. 2. Показать ужасы войны на литературных примерах. 3. При помощи анкетирования заставить задуматься школьников о проблемах, связанных с пленом. 4. Донести информацию о правах и обязанностях военнопленных. Методы исследования: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Изучение рассказов и повестей по предложенной тематике. Рассмотрение найденных произведений в хронологическом порядке их написания. Выявление особенностей отношения к военнопленным в определенный период времени. Изучить «Основные положения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним», раздел III «Защита военнопленных». Анкетирование современных школьников по проблеме военнопленных. Рассмотреть литературу о вкладе МККК по проблемам военнопленных. Актуальность данной проблемы закономерна, так как в мире нет такого дня и даже такой минуты, чтобы в каком-нибудь уголке нашей планеты не шли войны. И ни одна из воюющих сторон не обходится без потерь: одни погибают, другие попадают в плен. И надо отнестись к этому вопросу с пониманием, потому что каждая жизнь бесценна, потому что каждый погибший или попавший в плен солдат – это, прежде всего, личность, душа со своими мечтами о будущем, со своим прошлым, а не военная единица. И настоящее этой плененной личности (у погибшего уже нет будущего, его можно только переправить родным и достойно похоронить) зависит от содержания в плену. Отношение к пленным на Руси издавна было гуманным. Милосердия к побеждённым требовало "Соборное уложение" Московской Руси (1649 г.): "Неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства. Не меньше оружия поражать врага человеколюбием. Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружных поражать". И так поступали веками. Каждая эпоха, каждый век, каждое десятилетие, даже каждый день и час диктует свои взгляды на те или иные проблемы. Меняется время, меняется и точка зрения целого общества. И отношение к военнопленным не исключение. Отношение к военнопленным на примере литературных произведений, написанных в годы ВОв и после неё. Формула отношения к военнопленным: 1) отношение к советским военнопленным: а) находящимся у немцев; б) вернувшимся из немецкого плена. 2) отношение к немецким военнопленным. Война! Особенности этого тяжелого времени диктуют непримиримое отношение к врагу. Следовательно, во время войны военнопленные из рядов тех, кто вторгся на чужую территорию – это зверь, нелюдь, лишенный каких-либо человеческих качеств. Войны захватнические или освободительные, это один из аспектов, который влияет на отношение к военнопленным. К захватчикам более жесткое отношение, чем к освободителям. И это неудивительно, так как тот, кто защищает свою родную землю, рожденный и вскормленный этой землей, дерется за каждый ее сантиметр, за каждую травинку и былинку. Попав на чужую территорию, от рук захватчиков страдают и мирные жители. А это чьи-то родные и близкие. И тогда месть поселяется в сердца людей и постепенно овладевает ими. С теми же чувствами воюют прошедшие ужасы плена, и тому наглядный пример из рассказа М. Шолохова «Наука ненависти» 1942г. Лейтенант Герасимов, побывал в плену и испытал все тяготы плена: «Били в лагере кулаками, палками, прикладами. Били так просто, от скуки или для развлечения…Спали мы прямо в грязи, не было ни соломенных подстилок, ничего. Собьемся в тесную кучу, лежим. Всю ночь идет тихая возня: зябнут те, которые находятся сверху. Это был не сон, а горькая мука». Последние слова, по-моему, имеют двойной смысл. После освобождения из лагеря возвращается на фронт, но не может видеть живых гитлировцев, «именно живых, на мертвых смотрит ничего… даже с удовольствием, а вот пленных увидит и либо глаза закроет и сидит бледный и потный, либо повернется и уйдет». Очень показательны слова главного героя: «…И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить». Шолохов М. Автобиографическая повесть - “Это мы, господи!” была написана в 1943 году. Ровно 30 дней находясь в подполье, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть, писал К. Воробьев о том, что довелось ему пережить в фашистском плену. Страшные картины проходят перед глазами читателя: “Стриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук - лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути... и молчаливо и грозно шлют проклятья убийцам, высунув из-под снега руку, словно завещая - Мстить! Мстить! Мстить!” Воробьев К. Ещё есть такой вид военнопленных, где специальные отряды умышленно захватывают в тылу врага военных, владеющих важной информацией о своих войсках, это так называемые «языки». Такие военнопленные очень высоко ценились. Такой случай описывается в рассказе К.Воробьева «Язык» мой – враг мой», написанный в 1943году. Соответственно, к «языку» относились как к драгоценному товару, потому что его надо было довести живым до своего начальства. Так как рассказ был написан в 1943 году, то «языки» изображены безликими. Но вот что интересно, Бекасов, главный герой рассказа, «вел список своих «языков» и все они значились под именами: Курт, Вилли, Рихард, еще один Курт, Фриц, Хельмут, Михель, Адольф, и еще один Рихард. Бекасов, выяснив, что немца зовут Карлом, потерял к нему всякий интерес ». Воробьев К. Отношение к военнопленным зависит от того, на какой стадии находится война (начало, переломный момент, конец), срок длительности, экономическое состояние армии и ее боевой дух, существует ли идея или конечная цель, ради которой воюют враждующие стороны. Литература послевоенного периода помимо раскрытия нового взгляда на проблемы военного времени стала по-другому относиться и к военнопленным. В пленнике вдруг стали проявляться человеческие качества, появились какие-то черты характера, даже внешность стала приобретать индивидуальные черты. А во время войны любой представитель вражеской армии – это фашист, изверг, бездушное создание. В этом был определенный смысл. Таким образом в солдате формировали образ непримиримого врага, с другой стороны – поднимали боевой дух и укрепляли чувство патриотизма. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» 1962г. Александра Исаевича Солженицына изображает один день из жизни зэка: «Считается по делу, что Шухов за измену родине сел. И показания он дал, что-таки да, он сдался в плен, желая изменить родине, а вернулся из плена потому, что выполнял задание немецкой разведки». Но какое задание – ни Шухов, ни следователь придумать не могли. Так и осталось просто «задание». Шухов и побыл-то в плену два дня, а потом убежал, да не один, а впятером. Трое погибли в скитаниях. Двое выжили. Иван Денисович пребывает в лагере 10 лет из-за того, что упомянул о двух днях плена, обрадовавшись, что из плена бежал. Такая судьба постигла многих военнопленных. И это не удивительно, так как лозунгом во время ВОв были слова: «Умри и не сдавайся!». Солженицын А.И. В повести «Сашка» 1979г. Вячеслава Кондратьева главный герой – рядовой Сашка, пообщавшись с немцем, который был взят им в плен. Он даже говорит, что он испытал «большое чувство власти над пленным: хочу - убью, хочу – помилую». Но он не может убить просто так безоружного человека по приказу комбата. Даже нарушив устав, он ищет возможные варианты, чтобы сохранить ему (молодому немецкому студенту, который говорит, что он не фашист, а германский солдат), жизнь. Честность и прямолинейность солдата вызывают в душе Сашки уважение к военнопленному: «Он ведь тоже присягу давал». Меня поразило описание взгляда обреченного на смерть человека: «…их глаза – посветлевшие какие-то, отрешенные, уже с того света будто бы…Умирали глаза раньше тела. Еще билось сердце, дышала грудь, а глаза… глаза уже помертвевшие». Реакция комбата в повести по отношению к военнопленным понятна, ему тоже можно посочувствовать, потому что в лице пленного он видит виновника смерти его любимой девушки Кати, погибшей в тот же день. Кондратьев В. Литература военного периода отражает положение дел в ходе войны, боевой дух армии и народа. Ничто так не повышает чувство патриотизма, как война. Доказано! В начале военных действий солдаты не могли понять, как относиться к врагу, так как они не могли принять сам факт войны. После того, как фашисты начали строить концентрационные лагеря, сжигать деревни и села, убивать всех от мала до велика, издеваться над военнопленными, возникло чувство беспощадной мести и жестокости по отношению к врагу. И любой немец стал восприниматься как нечто бесформенное и безликое. Но до переломного момента в ходе войны литература имела лозунговый характер, я бы сказал, оптимистичнопессимистический. «Нет ничего страшнее, как загнанный в угол зверь»,- гласит народная мудрость. И это утверждение справедливо, как показала история. В конце войны отношение к врагу и к военнопленным, соответственно, было снисходительным, потому что солдаты предчувствовали близкую победу и устали от войны. Послевоенная литература о ВОв, пересмотрев свое отношение к войне, увидев ошибки и недочеты командования, бессмысленность каких-то приказов и действий военачальников, по-новому взглянула и на военнопленных: военнопленный немец – человек со своими проблемами, мечтами, характером и необязательно фашист. В литературе, по-моему, отношение к военнопленным в основном субъективное, и литература рассматривает какие-то типичные ситуации. Отношение в литературе к военнопленным целиком зависит от сложившихся обстоятельств, хотя и имеет общие черты. Лунева О.С. и Лунев А. Напутствие солдату 2009г. Война – игрушка для верзил, Игра политиков, идущих напролом. Невинных этот вирус поразил, И горе входит в каждый дом. Солдат, ты полностью экипирован, Силен, уверен, упакован, И выправка, достойная похвал, И дисциплина – вытяжка, накал. Перед тобой несчастный пленный… Вчера он тоже был уверен, Что нет отважней на земле. Сегодня… он стоит повержен, Растоптан, ранен, обезврежен. Ты тоже можешь быть захвачен, Обезоружен, даже угнетен. И каждый век войной обезображен, И каждый год войною заражен. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. До 2-й половины XIX века в международном праве не было многосторонних соглашений, устанавливающих режим военного плена. Первая конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, зафиксировавшая нормы, регулирующие режим военного плена, была принята в 1899 на 1-й конференции мира в Гааге. 2-я Гаагская конференция мира (1907) выработала новую конвенцию, более полно определившую правовой режим военнопленных. 1-я мировая война 1914-18 вызвала необходимость дальнейшей разработки норм военного плена, и в 1929 была принята Женевская конвенция о военнопленных. В период Второй мировой войны 1939-1945 Германия, поправ международные конвенции, подвергала военнопленных истязаниям и массовому уничтожению. В целях предотвращения произвола воюющих в 1949 была разработана и подписана Женевская конвенция об обращении с военнопленными, направленная на гуманизацию правил ведения войны. В эту конвенцию были включены принципиально новые нормы: запрещение дискриминации в отношении военнопленных по причинам расы, цвета кожи, религии, пола, происхождения или имущественного положения; установление уголовной ответственности за нарушение положений конвенции и др. Нововведением стало и распространение положений конвенции на гражданские и так называемые "национально-освободительные" войны. Таким образом, основными конвенциями, регулирующими режим военного плена, являются: Положение о законах и обычаях сухопутной войны (приложение к 4-й Гаагской конвенции 1907) и Женевская конвенция 1949 об обращении с военнопленными. По разным оценкам число советских солдат в германском плену в 19411945 гг. составляло от 4 559 000 до 5 735 000 человек. После 1945 года у нас в плену оказалось 4 миллиона немцев, японцев, венгров, австрийцев, румын, итальянцев, финнов… Каким было отношение к ним? Их жалели. Из пленных немцев у нас выжили две трети, из наших в немецких лагерях – треть! "В плену нас кормили лучше, чем ели сами русские. Я оставил в России часть своего сердца", – свидетельствует один из немецких ветеранов, переживший советский плен и вернувшийся на родину, в Германию. Суточный рацион рядового военнопленного по нормам котлового довольствия для военнопленных в лагерях НКВД составлял 600 граммов ржаного хлеба, 40 граммов мяса, 120 граммов рыбы, 600 граммов картофеля и овощей, другие продукты общей энергетической ценностью 2533 ккал в день. К сожалению, большинство положений Женевских конвенций "Об обращении с военнопленными" оставались лишь на бумаге. Немецкий плен – одно из самых мрачных явлений Второй мировой войны. Уж очень тяжелой была картина фашистского плена, всю войну зверства не прекращались. Все знают, что делали во время Второй мировой войны "культурные" немцы и японцы, проводя эксперименты на людях, издеваясь над ними в лагерях смерти… Основные положения международного права, касающиеся военнопленных, выглядят следующим образом: Посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность военнопленного (убийство, причинение увечья, жестокое обращение, пытки и истязания), а также посягательство на их человеческое достоинство, в том числе оскорбительное и унижающее обращение, запрещаются. Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению, а также научному или медицинскому опыту, если это не оправдывается соображениями лечения. Государство, во власти которого находятся военнопленные, обязано бесплатно содержать их, а также оказывать им надлежащую врачебную помощь; военнопленные должны пользоваться такой же пищей, помещением и одеждой, как войска государства, взявшего их в плен. Лично принадлежащая военнопленным собственность, за исключением оружия, воинского имущества и военных документов, остаётся в их владении; им предоставляется полная свобода отправления религиозных обрядов, разрешается посылать и получать письма, индивидуальные или коллективные посылки и денежные переводы. Военнопленные (за исключением офицеров) могут привлекаться к работам, не имеющим отношения к военным действиям; военнопленным нельзя использовать на опасных или угрожающих здоровью работах без их согласия. Работа, выполняемая военнопленными, должна оплачиваться: часть заработной платы удерживается на расходы по содержанию военнопленных, а оставшаяся сумма выдаётся им при освобождении. Военнопленные должны подчиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооружённых силах государства, в плену которого они находятся; за неповиновение к ним могут применяться меры судебного или дисциплинарного характера (коллективные наказания за индивидуальные проступки воспрещаются). Военнопленные не могут быть преданы суду или осуждены за действия, не являющиеся наказуемыми по законодательству того государства, во власти которого они находятся; к ним нельзя применять меры наказания, кроме тех, которые предусмотрены за такие же деяния, совершённые лицами из состава вооружённых сил держащего в плену государства. За неудавшийся побег военнопленные подлежат наказанию только в дисциплинарном порядке. Любой незаконный акт или бездействие держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного или ставящие под угрозу их здоровье, запрещаются и квалифицируются как серьёзные нарушения конвенции. Лица, виновные в таких действиях, считаются военными преступниками и подлежат привлечению к уголовной ответственности. Социоопрос Взгляд современных школьников на проблему пребывания в плену. Предлагаем Вам поучаствовать в анкетировании. Просьба, отнеситесь к вопросам серьезно. Отметьте Ваш вариант ответа галочкой рядом с предложенными утверждениями. Отвечайте быстро, так как важна первая реакция человека. Если бы ты попал на войну, и в ходе военных действий тебе пришлось бы общаться с военнопленными, как бы ты себя вел по отношению к ним? А) Пытался бы узнать проблемы этих людей и стремился бы помочь им Б) Старался бы унизить их достоинство В) Попытался бы обменять их на своих военнопленных Г) Хотел бы выведать как можно больше информации о противнике Д) Вел бы себя по отношению к ним согласно конвенции о правах человека Е) (другое)______________________________________________ Если бы ты, будучи военным, попал в плен, как бы ты повел себя в данной ситуации? А) Рассказал бы обо всем, что знал о своей армии. Б) Закатил бы истерику. В) Вел бы себя агрессивно по отношению к тем, к кому попал в плен Г) Смирился бы с происходящим Д) Покончил бы жизнь самоубийством Е) Попытался бы сбежать Ж)Попытался бы войти в контакт с противником и найти выход из создавшегося положения СПАСИБО! В социоопросе приняли участие юноши 8, 11 классов (37 учащихся). Из 19 восьмиклассников на I- ый вопрос (Если бы ты попал на войну, и в ходе военных действий тебе пришлось бы общаться с военнопленными, как бы ты себя вел по отношению к ним?), поставленный в анкете учащиеся дали такие ответы А) Пытался бы узнать проблемы этих людей и стремился бы помочь им 6 Б) Старался бы унизить их достоинство В) Попытался бы обменять их на своих военнопленных 4 Г) Хотел бы выведать как можно больше информации о противнике 9 Д) Вел бы себя по отношению к ним согласно конвенции о правах человека уч-ся, 31,5 % 0 0 уч-ся, 21% уч-ся, 47,5 % 0 0 На II-ой вопрос (Если бы ты, будучи военным, попал в плен, как бы ты повел себя в данной ситуации?) восьмиклассники ответили таким образом А) Рассказал бы обо всем, что знал о своей армии. Б) Закатил бы истерику. В) Вел бы себя агрессивно по отношению к тем, к кому попал в плен Г) Смирился бы с происходящим Д) Покончил бы жизнь самоубийством Е) Попытался бы сбежать Ж)Попытался бы войти в контакт с противником и найти выход из создавшегося положения 0 0 1 уч-ся 1 уч-ся 0 5 уч-ся 26 % 12 уч-ся 64 % 5% 5% 0 0 0 Анкетирование, проводимое среди 11-ов (участвовали в опросе 18 человек), дало следущие показатели. На I-ый вопрос (Если бы ты попал на войну, и в ходе военных действий тебе пришлось бы общаться с военнопленными, как бы ты себя вел по отношению к ним?) мнение 11-ов разделилось так: А) Пытался бы узнать проблемы этих людей и стремился бы помочь им 3 уч-ся Б) Старался бы унизить их достоинство 0 В) Попытался бы обменять их на своих военнопленных 5 уч-ся Г) Хотел бы выведать как можно больше информации о противнике 10 уч-ся Д) Вел бы себя по отношению к ним согласно конвенции о правах человека 0 17 % 0 28 % 55 % 0 На II-ой вопрос (Если бы ты, будучи военным, попал в плен, как бы ты повел себя в данной ситуации?) старшеклассники ответили таким образом: А) Рассказал бы обо всем, что знал о своей армии. Б) Закатил бы истерику. В) Вел бы себя агрессивно по отношению к тем, к кому попал в плен Г) Смирился бы с происходящим Д) Покончил бы жизнь самоубийством Е) Попытался бы сбежать Ж)Попытался бы войти в контакт с противником и найти выход из создавшегося положения 1 уч-ся 0 1 уч-ся 1 уч-ся 0 9 уч-ся 6 уч-ся 5,5 % 0 5,5 % 5,5 % 0 50 % 33,5 % Мониторинг к I-му вопросу 60 50 40 8-ой класс 11-ый класс 30 20 10 0 а в г А) Пытался бы узнать проблемы этих людей и стремился бы помочь им В) Попытался бы обменять их на своих военнопленных Г) Хотел бы выведать как можно больше информации о противнике Мониторинг ко II-му вопросу 70 60 50 40 8-ой класс 11-ый класс 30 20 10 0 а в г е ж А) Рассказал бы обо всем, что знал о своей армии. В) Вел бы себя агрессивно по отношению к тем, к кому попал в плен Г) Смирился бы с происходящим Е) Попытался бы сбежать Ж) Попытался бы войти в контакт с противником и найти выход из создавшегося положения Наблюдения показывают, что учащиеся и 8-х., и 11-х классов акцентируют внимание и выделяют определенные пункты из предложенного перечня. Очень жаль, что никто из учащихся не отметил в I-м вопросе пункт Д (Вел бы себя по отношению к ним (военнопленным) согласно конвенции о правах человека). Я думаю, что это связано с тем, что школьники не знакомы с 3 -м разделом: «Защита военнопленных» из «Основных положений Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним». МККК и ВОЕННОПЛЕННЫЕ (РАЗДЕЛ 3) 10. Помощь, предоставляемая МККК и другими обществами помощи Роль обществ помощи, МККК и обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в оказании помощи военнопленным в течение двух мировых войн была столь значительной, что Конвенция посвящает им целую статью с целью поощрить их деятельность и всячески ей содействовать. В соответствии с этой статьей державы обязаны предоставлять обществам их должным образом уполномоченным делегатам все условия для посещения военнопленных, распределения посылок помощи и материалов любого происхождения, предназначенных для религиозных и воспитательных целей, а также для того, чтобы помочь военнопленным организовать свой досуг внутри лагерей. Особое положение Международного Комитета Красного Креста в этой области должно всегда признаваться и уважаться. 11. Право Держав-покровительниц и МККК посещать военнопленных Далее Конвенцией предусматривается, что представителям или делегатам Держав-покровительниц должно быть разрешено посещать все места, где находятся военнопленные, в частности места интернирования, заключения и работы. Они должны иметь доступ во все помещения, используемые военнопленными. Представители МККК пользуются такими же правами. Назначение этих представителей подлежит одобрению державой, удерживающей военнопленных, которых нужно посетить. Стороны, находящиеся в конфликте, должны предоставить Международному Комитету Красного Креста все средства в пределах их возможностей, позволяющие ему выполнять свою гуманную миссию, возложенную на него Конвенциями и Протоколом с целью обеспечения защиты и помощи жертвам конфликтов. МККК может также осуществлять любую другую гуманитарную деятельность в пользу таких жертв с согласия заинтересованных сторон, находящихся в конфликте. Федерация обществ Красного Креста и национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца также имеют право на всяческое содействие при выполнении своей гуманной миссии. Лунева О.С Ангел мира Спешит на помощь КРАСНЫЙ КРЕСТ, Гуманность в нашем мире прославляя, Униженным дарует кров и хлеб, По всей земле права людские защищая. Гуманности зерно несет в сердца людей, Плененным руку помощи протянет, Спешит… Где царствует накал страстей, Наш АНГЕЛ МИРА крылья расправляет! 2009г. Используемые материалы: 1.«Ради мира на земле» рассказы советских писателей о ВОв, Москва, издательство «Правда»,1990г. 2. «Русская литература хх века» хрестоматия, Москва, «Просвещение», 1997г. 3.«Основные положения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним», международный комитет красного креста, Москва, 2003г. 4.Интернет-ресурсы.

(1) Встреча произошла неожиданно. (2) Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова из-за уцелевшей стены. (3) Карабины висели за плечами, но даже если бы они держали их в руках, Плужников и тогда успел бы выстрелить первым.




Сочинение

В самые отчаянные и тяжелые время каждый человек раскрывается в самой полной мере. Война – это событие, которое отражается на характере и мировоззрении каждого её участника. О проблеме проявления человечности и милосердия на войне рассуждает в данном нам тексте Б.Л. Васильев.

Описывая один из периодов военного времени, автор текста знакомит нас с ситуацией, в которой одному из героев нужно было делать серьезный нравственный выбор. Встреча Плужников и немца «произошла неожиданно», и так же неожиданно подошла к логическому завершению: кто-то один должен был погибнуть, и вот уже немец стоит на коленях и кричит что-то жалостливое, «захлебываясь и глотая слова». В этом крике было что-то о семье, детях и пощаде, писатель делает акцент на том, что немец «не хотел воевать, конечно же, не своей охотой забрел он в эти страшные развалины», это понимал и советский солдат. Ему предстояло совершить убийство, и о жалости к немцам в то время не могло идти и речи – однако Б.Л. Васильев подводит нас к мысли о том, что во всем бывают исключения, особенно в том случае, когда солдат стремится несмотря ни на что сохранить чистоту своей совести.

Мысль писателя мне ясна: он считает, что даже в страшнейшие военные времена тот, у кого чистая совесть и кто осознает ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага и проявить к нему сострадание и милосердие.

Сложно не согласиться с Б.Л. Васильевым, ведь он не понаслышке знает о том, насколько важно было оставаться человеком в период Великой Отечественной войны. Я тоже считаю, что для солдата, для его нравственного и душевного здоровья, очень важно, несмотря на физическое изнеможение и гнев, уметь сохранять в себе человечность и милосердие, ведь не каждый немец мог заслужить самой зверской расплаты.

В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» главная героиня проносит свои человечность и милосердие через все испытания. Она, ощущая жгучую ненависть к фашистам, убившим её семью, встретив на своем пути мальчика-немца, отказывает себе в мести. Услышав крик мальчика, Мария прониклась жалостью к ребенку, и, благодаря своему гуманизму и сердечной доброте, оставила его в живых.

Герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» потерял на войне всех своих родных. Он вынужден был пройти через множество испытаний, однако даже будучи усталым и озлобленным, Андрей Соколов нашел в своем сердце место для любви и милосердия. Встретив маленького мальчика, волей судьбы оставленного одного на улице, наш солдат берет его под свой контроль, подарив тем самым мальчику шанс на счастливую жизнь.

О том, как тяжело оставаться человеком во время войны, написан не один десяток книг. Каждый из тех солдат, кто боролся за наше будущее, испытал то количество потрясений, которое современный человек не сможет даже в полной мере осознать. Однако больше всего написано о тех, кто даже в той бесчеловечности и грязи умудрился сохранить себя, свои чистые помыслы и доброе сердце.

О способности русских прощать врагов

Милосердие и способность прощать врагов всегда отличали русских людей. Свойство быть милосердным не только к род­ным и близким, но и к чужим - это требует от человека трудов и напряжения сил.

Но проблема данного текста заключена не только во все­прощении; она ещё в более сложных ситуациях, которые могут возникнуть в жизни. Человек может оказаться перед выбором: должен или не должен он прощать врагам боль за свою рас­терзанную землю, за искалеченные судьбы соотечественников и надругательство над всем для него святым.

Комментируя данную проблему, следует сказать, что не все русские люди и на фронте, и на освобождённых от оккупантов территориях были способны простить непрошеных гостей за причинённое зло. И быть непримиримыми для наших людей в этих условиях - это становилось их выстраданным правом.

Однако мнение автора в тексте видится очень чётко. Люди России, и воевавшие, и гражданское население, в большинстве своём не были враждебно настроены по отношению к пленным немцам. Все понимали, что плен - это следствие той же войны, которая перемолола жизни и судьбы миллионов ни в чём не повинных людей. При этом кем бы они ни были, воинство ка­ких бы армий ни оказывалось во власти победителей, сами по­беждённые были не в силах что-либо изменить в своей судьбе. Однако подходы к пленным русским и пленным гитлеровцам, которые осуществлялись «другой» стороной, были резко про­тивоположны по своему характеру. Фашисты целенаправленно уничтожали попавших в плен воинов Красной Армии, а наше командование сохраняло жизнь немецким военнопленным.

Я согласен с позицией автора и подтверждаю её следующим первым примером. Исполненным высокого гуманизма было отношение русских к пленным также и в войне 1812 года. В ро­мане Л.Н. Толстого «Война и мир» есть сцена: главнокоман­дующий русской армией Кутузов осматривает свои полки после победного Красненского сражения и благодарит их за ратные подвиги. Но при виде тысяч больных и изнурённых пленных французов взгляд его становится сочувствующим, и он говорит о необходимости «пожалеть» побеждённого врага. Ведь настоя­щие воины сражаются с противником в открытом бою. А когда он повержен, спасать его от верной гибели становится долгом победителей.

Второй пример в доказательство правоты позиции автора я привожу из жизни, основываясь на реальных фактах. Колонну военнопленных немцев под конвоем вели по улице маленького городка. Русская женщина вынесла три варёных картофелины и два куска хлеба - всё, что было в доме из еды в этот день, и от­дала пленному болезненного вида, еле передвигавшему ноги.

В заключение можно сказать, что высокий гуманизм русских людей проявлялся в великодушном отношении к побеждённому противнику и в умении отличить подлинных врагов от тех, кто оказался в гуще кровавых событий не по своей воле.

Здесь искали:

  • есть в логике нашей изъян что прощаем врагам не прощаем друзьям сочинение
  • проблема отношения победителей к поверженному врагу
  • проблема сострадательного отношения к пленному врагу аргументы