Война и мир жанр история создания презентация. История создания романа Л.Н. Толстого «Война и мир. Отражает глубокий философский смысл; оно многозначно

Роман «Война и мир». История создания, проблематика, жанр и композиция.

  • Я старался писать историю народа…
  • Л. Н. Толстой
  • История создания
  • работа над романом в течение 6 лет – с 1963 по 1869 годы (исследование документов, архивов, исторических книг, встречи с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, посещение Бородинского поля)
  • Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из ссылки декабрист
  • Затем - Петр Кириллович Безухов,
  • 1825 год, «эпоха заблуждений и несчастий героя»;
  • 1812 год, молодость декабриста, славная эпоха для России.
  • Количество действующих лиц: более 600
  • Время действия в романе «Война и мир»: 15 лет (с 1805 по 1820 год)
  • События происходят в Москве, Петербурге, в дворянских поместьях, за границей, в Австрии
  • «Мне было совестно писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама… Я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов…» (Л. Н. Толстой)
  • История создания
  • Первоначальные заглавия: «Три поры», «1805 год», «Все хорошо, что хорошо кончается»
  • Первоначальная задумка – повесть «Декабристы» (Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из 30-летней ссылки декабрист)
  • Смысл названия
  • «Война и мир»
  • Смысл названия
  • Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля:
  • МИРЪ – отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствие
  • МIРЪ – одна из земель Вселенной; наша земля, земной шар, свет; все люди, весь род человеческий; община, общество крестьян; жизнь в мирских заботах, суетность
  • МИР 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная; объединенное по каким-либо признакам человеческое общество, общественная среда, строй и др.
  • МИР 2. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны; согласие воюющих сторон; спокойствие, тишина
  • ВОЙНА:
  • Вооруженная борьба между государствами или народами, между общественными классами внутри государства;
  • Борьба, враждебные отношения с кем-либо или чем-либо
  • В современном русском языке:
  • Смысл названия
  • Понимание - непонимание
  • Любовь - неприязнь
  • Доброта - холодность
  • Искренность - лживость
  • Жизнь - смерть
  • Разрушение - созидание
  • Гармония - диссонанс
  • Военные действия, сражения, непонимание, вражда, разъединение людей
  • Жизнь народа без войны, общность, единение людей
  • Смысл названия
  • «Война и мир»
  • Проблематика романа
  • Поднято множество проблем философского характера: смысл жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости, ответственности, подлинное и ложное в жизни человека, «мысль народная», «мысль семейная»
  • Два основных конфликта:
  • борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона);
  • борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова и Н. Ростова, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество)
  • «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось»
  • Л. Н. Толстой
  • Жанр и
  • композиция романа
  • В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Роман-эпопея (от греч. epopoija, от epos – повествование и poieo – творю):
  • Древняя эпопея – разновидность фольклора, опирающаяся на мифологические предания и представления о жизни («Илиада», «Одиссея», «Махабхарта», «Калевала»)
  • Самый крупный (не ограниченный в объеме) повествовательный жанр литературы; роман или цикл романов, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; самая монументальная форма эпического рода литературы. Эпопея изображает события, в которых решаются судьбы нации, народа всей страны, отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния
  • («Тихий Дон» М. Шолохова,
  • «Живые и мертвые» К. М. Симонова)
  • «Война и мир» как роман-эпопея имеет такие признаки:
  • совмещение рассказа об общенациональных событиях с рассказом о судьбах отдельных людей.
  • описание жизни Российского и Европейского общества девятнадцатого века.
  • имеют место изображения различных типов характеров всех социальных пластов общества во всех проявлениях.
  • в основе романа – грандиозные события, благодаря, которым автор изобразил основные тенденции исторического процесса того времени.
  • совмещение реалистических картин жизни 19 века, с философскими рассуждениями автора про свободу и необходимость, роль личности в истории, случайность и закономерность и т.п.
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов)
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Роман построен по принципу «сцеплений»:
  • сюжет разветвленный, сюжетные линии стянуты к единому центру – Бородинскому сражению
  • Историческая основа романа
  • В романе описываются три этапа войны России с Францией.
  • В первом томе изображены события 1805 г., война России в союзе с Австрией и на ее территории.
  • Во втором – 1806-1807 гг., российские войска находились в Пруссии;
  • Третий и четвертый тома
  • посвящены Отечественной
  • войне 1812 г. в России.
  • В эпилоге действие происходит
  • в 1820 г.
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Система образов в романе: в центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных)
  • Первичными для характеристики образов у Толстого считаются два критерия:
  • Отношение к Родине и родному народу.
  • Моральное состояние героев, т.е. духовная жизнь или духовная смерть.
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Важнейшие художественные приемы в романе:
  • основной прием – антитеза;
  • приемы «отстранения», авторской характеристики;
  • диалоги, монологи, внутренние монологи;
  • художественная деталь, образы-символы
  • Принципиально новое решение организации художественного времени и пространства в романе

Слайд 2

  • 1863–1869 работа над романом
  • 1868–1869 первое издание
  • 1886 пятое прижизненное издание (последнее)
  • Слайд 3

    ЗАМЫСЕЛ РОМАНА

    • 1856 г.– « … я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию»
    • 1825 г. – « Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя»
    • 1812 г. – «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года»
    • 1805-1807 гг. – «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама»
    • «Итак, от 1856 года возвратившись к 1805, я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1825 и 1856»
  • Слайд 4

    • современность глазами декабриста
    • эпоха заблуждений и несчастий героя - декабриста
    • эпоха народного торжества
    • эпоха неудач и поражений
    • от истории героя к судьбе народа
  • Слайд 5

    ВАРИАНТЫ ЗАГЛАВИЯ

    • «Три поры»
    • «1805 год»
    • «Все хорошо, что хорошо кончается»
  • Слайд 6

    • МИР
  • Слайд 7

    МiРЪ - вселенная; одна изъ земель вселенной; наша земля, земной шаръ, светъ; все люди, весь светъ, родъ человеческий; община, общество крестьянъ; сходка.

    Слайд 8

    • МiРЪ – вселенная, весь свет, все люди; крестьянская община
    • МИРЪ – отсутствие войны, согласие, тишина, покой противостояние войны и мира (антитеза) война вторгается в жизнь мира участие в войне крестьянского мира
  • Слайд 9

    Художественные особенности романа

    Слайд 10

    О ЖАНРЕ

    Произведение имеет оригинальную жанровую форму романа – эпопеи. Это повествование о судьбе русского народа в эпоху наполеоновских войн.

    Слайд 11

    РОМАН - ЭПОПЕЯ

    ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации.

    Для эпопеи характерны:

    • широкий географический охват
    • отражение жизни и быта всех слоев общества
    • народность содержания
  • Слайд 12

    Картины истории:

    • Шенграбенское сражение, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение

    Общественная и политическая жизнь:

    • Массонство, деятельность Сперанского, первые организации декабристов

    Огромные пространства:

    • Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино
  • Слайд 13

    « В романе принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные и исторические »

    С. Бочаров

    Изображение жизни всех слоев общества:

    • Дворянство, чиновники, армия, крестьяне

    Широкая панорама бытовых сцен:

    • Балы, приемы, обеды, охота, посещение театра и т.д.
  • Слайд 14

    ХРОНОЛОГИЯ РОМАНА

    • I том 1805 год
    • II том 1806-1811гг
    • III том 1812 год
    • IV том 1812-1813гг
    • Эпилог 1820 год
  • Слайд 15

    «Каждый исторический факт надо объяснять человечески» Л. Н. Толстой
    Для историка... есть герои; для художника... должны быть люди.
    Историк имеет дело до результатов события, художник – до самого факта события. Но художник... должен руководствоваться, как и историк, историческими материалами.
    «Предмет истории есть жизнь народов и человечества …
    Движение народов производят не власть, не умственная деятельность, даже не соединение того и другого, как то думали историки, но деятельность всех людей, принимающих участие в событии …»

    Роман-эпопея «Война и мир»

    Все страсти, все моменты человеческой жизни… все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в этой картине!

    Критик Н.Страхов


    • История создания романа.
    • Историческая основа и проблематика.
    • Смысл названия романа, герои и композиция.
    • Начало романа. Знакомство с основными героями.

    История создания романа

    «Война и мир»

    1863 - 1869

    Годы работы над романом

    Встреча с Пущиным и Волконским; повесть «Декабристы»

    1857

    Восстание на Сенатской площади, «эпоха заблуждений и несчастий… героя»

    1825

    Отечественная война, «славная для России эпоха»; роман «Три поры»

    1812

    Война с Наполеоном в союзе с Австрией; первые главы – «1805 год»

    1805


    Историческая основа романа

    Три этапа борьбы России с бонапартистской Францией

    1805 г. – война на территории Австрии

    I том

    1812 – 1813 гг. – Отечественная война

    III - IV тома

    1806 – 1811 гг. – война в Пруссии II том

    1820 г. – время создания тайных обществ

    Эпилог


    • Причины военных неудач 1805 – 1806 гг.
    • Роль отдельных личностей в истории.
    • Роль русского народа в войне с Наполеоном.
    • Роль дворянства в государстве.
    • Личность истинного гражданина России.
    • Крестьянский вопрос.
    • Женский вопрос.

    Смысл названия романа, герои и композиция

    • В романе свыше 550 действующих лиц.

    Не только кровопролитные битвы, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда, непонимание, эгоистический расчёт.

    Не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.

    • «Война» и «мир» - , которая определяет группировку образов в романе.
    • «Война»
    • «Мир»

    антитеза


    Распределите героев по группам

    «Люди мира»

    «Люди войны»

    Андрей Болконский

    Василий Курагин

    Пьер Безухов

    Старый князь Болконский

    Анатоль Курагин

    Александр I

    Наполеон

    Наташа Ростова

    Княжна Марья

    А.П.Шерер



    «Война и мир» - одна из немногих в мировой литературе XIX в. книг, к которой по праву прилагается наименование роман-эпопея . События большого исторического масштаба. Жизнь общая (а не частная) составляет основу её содержания; в ней раскрыт исторический процесс , достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех её слоях и вследствие этого так велико число действующих лиц , в частности персонажей из народной среды; в ней показан русский народный быт » (Л.Д.Опульская.)


    Верно – неверно (т. 1, ч. 1 – 3)

    • С Пьером и Андреем мы знакомимся в салоне А.П.Шерер. ДА
    • Пьер – незаконнорожденный сын графа. ДА
    • Наташа Ростова на своём дне рождения танцевала с князем Андреем. НЕТ
    • Пьер сделал предложение Элен выйти за него замуж. НЕТ
    • Княжна Марья приняла предложение Анатоля Курагина. НЕТ
    • В I томе описаны два больших сражения – Аустерлицкое и Шенграбенское. ДА
    • Н.Ростов был ранен в Аустерлицком сражении НЕТ
    • Князь Андрей был ранен в Аустерлицком сражении. ДА

    Герои романа (т.1, ч. 1., гл. 1 – 5)


    • Естественность первого знакомства с героем через его внешность, как это бывает в жизни.
    • Глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений.
    • Выделение во внешнем виде героя 1 – 2 постоянных примет, которые подчёркивают характер персонажа.

    Улыбка – зеркало души

    Герои

    Метафоры улыбок

    Князь Василий

    Князь Ипполит

    Элен Курагина

    Княгиня Лиза

    Княгиня Друбецкая

    Князь Андрей

    Пьер Безухов

    маска

    оружие кокетки

    гримаса

    ширма

    антиулыбка

    белочка с усиками

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    « Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость» Л.Н. Толстой

    Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»: история создания, своеобразие

    «Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика все горести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине!» Н. Страхов

    План урока: История создания романа «Война и мир» Историческая основа произведения Проблемы романа «Война и мир» Смысл названия произведения Жанр произведения

    «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя» «Война и мир» ↓ 1863 – 1869

    1857 год встреча с декабристами Пущиным и Волконским 1825 год восстание на Сенатской площади 1812 год Отечественная война 1805 – 1806гг. Война России в союзе с Австрией «Я старался писать историю народа»

    Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856 годов и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 года и героем романа стал русский народ. 1857год После встречи с декабристами Л.Н. Толстой задумал роман об одном из них. Повесть «Декабристы» 1825год «Невольно от настоящего я перешёл к 1825году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя» 1812год «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости» 1805год «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама»

    Варианты заглавия романа «Три поры» «1805 год» «Все хорошо, что хорошо кончается» «Война и мир»

    2. Историческая основа романа 1 том – 1805 год II том – 1806-1811 годы III том – 1812 год Кульминация романа -Бородинское сражение IV том – 1812-1813 годы Эпилог – 1820 год 15 лет

    3. Проблемы романа Причины военных неудач 1805 – 1806 годов

    Роль отдельных личностей в военных событиях и в истории (Кутузов, Наполеон)

    Проблема истинного и ложного патриотизма

    Поиски смысла жизни (Андрей Болконский, Пьер Безухов)

    4. Смысл названия романа война мир кровопролитные битвы, сражения непонимание, вражда, разъединение людей жизнь народа без войны та «общность, то единение, к которому должны стремиться люди

    5. Жанр произведения « Война и мир» - одна из немногих в мировой литературе 19 века книг, к которой по праву прилагается наименование роман – эпопея. События большого исторического масштаба, жизнь общая (а не частная) составляют основу ее содержания; в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды; в ней показан русский национальный быт». Л.Д. Опульская роман - эпопея


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного урока " История создания песен о Великой Отечественной войне поэтами и композиторами Тверского края."

    Урок проведен в рамках работы РМО учителей музыки 24.02.1011 г.Цель урока: развитие интереса учащихся к изучению исторического прошлого Тверского края.Интегрированный урок музыки и краевед...

    "Война и мир": история создания романа-эпопеи

    Презентация рассказывает от истории создания и особенностях романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир"...


    Проблематика романа-эпопеи Причины военных неудач гг; Роль личности в военных событиях и в истории; Причины и роль партизанской войны в Отечественной войне 1812 года; Роль русского народа в Отечественной войне 1812 года; Роль дворянства в государстве; Роль женщины в обществе; Духовные искания человека, цель и смысл его жизни и т.д.


    История создания романа «Война и мир» Роману "Война и мир" Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863 года А.Е. Берс, отец Софьи Андреевны, жены Л.Н. Толстого, послал из Москвы в Ясную Поляну письмо со следующим замечанием: «Вчера мы много говорили о 1812 годе по случаю намерения твоего написать роман, относящийся к этой эпохе». Именно это письмо исследователи считают «первым точным свидетельством», датирующим начало работы Л.Н. Толстого над «Войной и миром». В октябре того же года Толстой писал своей родственнице: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта – роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени... Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал».




    Первоначально Толстой задумал роман о декабристе, возвратившемся после 30-летней сибирской ссылки. Действие романа начиналось в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права. Но затем писатель пересмотрел свой замысел и перешел к 1825 году – эпохе восстания декабристов. Но вскоре писатель оставил и это начало и решил показать молодость своего героя, совпавшую с грозной и славной порой Отечественной войны 1812 года. Но и на этом Толстой не остановился, и так как война 1812 года находилась в неразрывной связи с 1805 годом, то и все сочинение он начал с этого времени. Перенеся начало действия своего романа на полвека в глубь истории, Толстой решил провести через важнейшие для России события не одного, а многих героев.


    Свой замысел – запечатлеть в художественной форме полувековую историю страны – Толстой назвал «Три поры». Первая пора – это начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости первых декабристов, прошедших через Отечественную войну 1812 года. Вторая пора – это 20-е годы с их главным событием – восстанием 14 декабря 1825 года. Третья пора – 50- е годы, неудачный для русской армии конец Крымской войны, внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов, их возвращение из ссылки и время ожидания перемен в жизни России. Однако в процессе работы над произведением писатель сузил рамки своего первоначального замысла и сосредоточил внимание на первой поре, коснувшись лишь в эпилоге романа начала второй поры. Но и в таком виде замысел произведения оставался глобальным по своему размаху и потребовал от писателя напряжения всех сил.


    В начале работы Толстой понял, что привычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все богатство задуманного им содержания, и начал настойчиво искать новую художественную форму, он хотел создать литературное произведение совершенно необычного типа. И ему это удалось. "Война и мир", по утверждению Л.Н. Толстого, – не роман, не поэма, не историческая хроника, это – роман-эпопея, новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.


    На протяжении первого года работы Толстой напряженно трудился над началом романа. По признанию самого автора, множество раз он начинал и бросал писать свою книгу, теряя и обретая надежду высказать в ней все то, что ему хотелось высказать. В архиве писателя сохранилось пятнадцать вариантов начала романа. В основе замысла произведения лежал глубокий интерес Толстого к истории, к философским и общественно- политическим вопросам. Произведение создавалось в атмосфере кипения страстей вокруг главного вопроса той эпохи – о роли народа в истории страны, о его судьбах. Работая над романом, Толстой стремился найти ответ на эти вопросы.


    Для того чтобы правдиво описать события Отечественной войны 1812 года, писатель изучил огромное количество материалов: книг, исторических документов, воспоминаний, писем. «Когда я пишу историческое, – указывал Толстой в статье «Несколько слов по поводу книги Война и мир, – я люблю быть до малейших подробностей быть верным действительности». Работая над произведением, он собрал целую библиотеку книг о событиях 1812 года. В книгах русских и иностранных историков он не нашел ни правдивого описания событий, ни справедливой оценки исторических деятелей. Одни из них безудержно восхваляли Александра I, считая его победителем Наполеона, другие возвеличивали Наполеона, считая его непобедимым.


    Отвергнув все труды историков, изображавших войну 1812 года как войну двух императоров, Толстой поставил себе цель правдиво осветить события великой эпохи и показал освободительную войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Из книг русских и иностранных историков Толстой позаимствовал лишь подлинные исторические документы: приказы, распоряжения, диспозиции, планы сражений, письма и т. д. Он внес в текст романа письма Александра I и Наполеона, которыми русский и французский императоры обменялись перед началом войны1812 года; диспозицию Аустерлицкого сражения, разработанную генералом Вейротером, а также диспозицию Бородинского сражения, составленную Наполеоном. В главы произведения включены также письма Кутузова, которые служат подтверждением характеристики, данной фельдмаршалу автором.


    При создании романа Толстой пользовался мемуарами современников и участников Отечественной войны 1812 года. Так, из «Записок о 1812 годе Сергея Глинки, первого ратника Московского ополчения», писатель заимствовал материалы для сцен, изображающих Москву в дни войны; в «Сочинениях Дениса Васильевича Давыдова» Толстой нашел материалы, положенные в основу партизанских сцен «Войны и мира»; в «Записках Алексея Петровича Ермолова» писатель нашел много важных сведений о действиях русских войск во время их заграничных походов 1805– 1806 годов. Много ценных сведений Толстой обнаружил и в записях В.А. Перовского о его пребывании в плену у французов, и в дневнике С. Жихарева «Записки современника с 1805 по 1819 год», на основе которых в романе описана московская жизнь той поры.


    Работая над произведением, Толстой также пользовался материалами газет и журналов эпохи Отечественной войны 1812 года. Много времени он провел в рукописном отделении Румянцевского музея и в архиве дворцового ведомства, где внимательно изучил неопубликованные документы (приказы и распоряжения, донесения и доклады, масонские рукописи и письма исторических лиц). Здесь же он познакомился с письмами фрейлины императорского дворца М.А. Волковой к В.А. Ланской, письмами генерала Ф.П. Уварова и других лиц. В письмах, не предназначавшихся для печати, писатель находил драгоценные подробности, изображавшие быт и характеры современников 1812 года.


    Два дня Толстой пробыл в Бородине. Объехав поле боя, он написал жене: «Я очень доволен, очень, – своей поездкой... Только бы дал бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было». Между рукописями «Войны и мира» сохранился листок с заметками, сделанными Толстым в то время, когда он находился на Бородинском поле. «Даль видна на 25 верст», – записал он, зарисовав при этом линию горизонта и отметив, где расположены деревни Бородино, Горки, Псарево, Семеновское, Татариново. На этом листе он отметил движение солнца во время сражения. Работая над произведением, эти краткие заметки Толстой развернул в неповторимые картины Бородинского боя, полные движения, красок и звуков.


    На протяжении семи лет напряженного труда, которого потребовало написание «Войны и мира», Толстого не покидали душевный подъем и творческое горение, и именно поэтому произведение не утратило своего значения до настоящего времени. Прошло более столетия со дня появления в печати первой части романа, и неизменно «Войну и мир» читают люди всех возрастов – от юношей до стариков.


    В годы работы над романом- эпопеей Толстой заявил, что «цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях». Тогда же он признался: «Ежели бы мне сказали, что то, что я пишу, будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы». Немало таких произведений создано Толстым. "Война и мир", посвященная одной из кровопролитнейших войн XIX века, но утверждающая идею торжества жизни над смертью, занимает среди них почетное место.