Символ череп и скрещенные кости. Эскизы тату с черепом. Череп и кости в огне революции и гражданской войны

Майянское КИМИ дословно означает «тот, который умер». Впрочем, не следует забывать, что у индейцев отношение к смерти было совершенно иным, чем у европейцев. До сих пор в Латинской Америке праздник Дня мертвых является одним из самых популярных.

Майянский знак Черепа - это знак испытания. Он символизирует не столько саму смерть в нашем понимании этого слова, сколько такие качества характера, как сила, воля, твердость и выдержка. Именно поэтому, во избежание неверного понимания смысла, заложенного в этом знаке, при переводе нами было выбрано одно из возможных его значений - Череп как символ прочности человеческого тела.

Иероглиф знака Кими символически изображает человеческий череп, непременным атрибутом которого являются острые, крепкие зубы. Часто внутрь черепа вписан знак власти - циновка.

В цикле беременности по календарю майя знаку Черепа соответствуют 13-14 я акушерские недели развития плода. Интересно, что, по современным данным, именно в это время у ребенка в материнской утробе начинает формироваться скелет и хрящи превращаются в кости. В это же время у него появляются зародыши зубов. Они расположены в глубине челюсти и еще не видны, но уже начинают свой невидимый рост как залог будущей силы. Не зря выражение «показать зубы» у нас означает «проявить твердость характера», а слово «беззубый» является понятным синонимом слабости.

Таким образом, Череп - это знак выдержки и спокойной внутренней силы.

"Гороскоп майя: знак Череп (Кими)", Дмитрий и Надежда Зима

История символизма черепов

Череп является широко распространенным символом в мировой культуре. Это знак смертности человека. В то же время его рассматривают как вместилище души, человеческой жизни, и он наделяется необычной ритуальной ценностью с древних времен. У кельтов череп считался вместилищем священной силы, защищающей человека от злых сил и дарующей ему богатство и здоровье. Череп — это также атрибут индуистских отшельников, знак отречения от бренного мира на пути к спасению. Помимо этого он выступает атрибутом грозных богов тибетского пантеона. Кроме того, даосских бессмертных (сянь) зачастую изображают с ненормально разросшимся черепом — знаком того, что они за свою жизнь накопили в мозгу огромный запас энергии ян.
Мусульмане связывают известную поговорку о том, что будущее человека написано на его челе, со швами костей черепа, изгибы которых напоминают буквы.
Череп, наряду с косой и старухой входит в основной набор символов смерти. Он является атрибутом изображений многих христианских святых и апостолов, таких как апостол Павел, святая Магдалина, святой Франциск Ассизский. Также часто изображаются с черепом отшельники, что символизирует их размышления о смерти. Некоторые иконы с распятием изображаются с черепом и перекрещенными костями у подножия и являют собой напоминание о смерти Иисуса на кресте. Согласно одной из легенд, этот крест стоит на костях Адама, и благодаря тому, что Спаситель был распят на нем, все люди должны обрести вечную жизнь.
Разного рода предсказатели использовали человеческий череп для различных видов колдовства, например, клали его у изголовья кровати и призывали череп рассказывать будущее. В алхимии термин «мертвая голова» значил оставшиеся в тигле, бесполезные для совершения дальнейших действий или превращений продукты химического распада. В переносном смысле - это нечто, лишенное всякого смысла и содержания, мертвая форма, своего рода шлак. Древний народ сабинян считал, что человеческая душа находится именно в черепе, поэтому из них изготавливали ритуальные сосуды. Выдающийся еврейский философ, раввин, врач и разносторонний ученый Рабби Маймонид совершал воскурение мирта вокруг человеческого черепа, раввин Элеазар описывал способ изготовления терафима (родового антропоморфного идола) — заколоть первенца, отрубить голову, засолить ее и положить золотую пластинку с надписью под язык, после чего ждать от него сообщений. В Библии впервые терафимы появляются в связи с Рахелью. Она забирает их из дома отца своего Лавана Арамеянина в Месопотамии (Быт.31:19), из чего обычно делается вывод, что культ терафимов попал к израильтянам от арамеев. Рахель похитила терафима Лавана, чтобы череп не оповестил ее отца о бегстве Иакова. Пережитки лемурийского культа терафимов можно увидеть в христианстве — Адамова голова, а также в оккультизме рейха, где был особый орден и целая дивизия под названием «Тотенкопф» или «Мертвая голова». Даже в современной жизни одним из символов московского международного кинофестиваля некоторое время была красная голова терафима.
«Адамова глава»
(«Адамова голова») или «Мертвая голова» (нем. Totenkopf) — это символ смерти и в то же время бесстрашия перед ее лицом, изображаемый в виде черепа с перекрещенными костями (чаще всего белого или серебристого цвета на черном фоне). Кости и череп, как наиболее упорно противостоящая тлению, и меньше других поддающаяся разложению органическая ткань, во многих древних культурах на протяжении нескольких веков символизировали способность к физическому возрождению, жизненную энергию и стойкость духа, а не только были вестниками устрашения, разрушения и смерти. Символ «Мертвая голова» близок к пиратскому «Веселому Роджеру».
Череп был знаком смерти и присущей всему живому бренности бытия еще с античных времен. Человеческий череп как отдельно, так и включенный в состав сложных композиций, является одним из наиболее широко распространенных художественных сюжетов.

Христианские корни

Череп с перекрещенными под ним костями в традиционной русской культуре носит устоявшееся наименование «Адамова глава» (или «Адамова голова») и имеет древнее христианское происхождение. Согласно легенде, прах Адама покоился на Голгофе, где и произошло Распятие Христа. По православному поверию, кровь Христа омыла череп Адама по промыслу Божьему и все человечество в его лице от греховной скверны, даровав тем самым надежду на спасение. Таким образом, голова Адама несет глубоко символическое значение избавления от духовной смерти и спасения в традиционно христианском смысле. Изображение черепа можно увидеть на множестве вариантов Распятия или Креста, как, например, на православной монашеской схиме.

История использования символа в военных действиях

На протяжении всей истории человечества эмблема «мертвой головы» использовалась британскими, французскими, финскими, болгарскими, венгерскими, австрийскими, итальянскими и польскими вооруженными силами преимущественно в кавалерийских, авиационных, огнеметных, штурмовых и танковых частях, частях специального назначения армии США и других подразделениях. В древнегерманских государствах Пруссии и Брауншвейге с давних пор существовали как кавалерийские, так и пехотные части, эмблемами которых были черепа и кости на форменных головных уборах. В середине XVIII века символ смерти стал невероятно популярным среди армейских подразделений стран Западной Европы. В это время была создана основа формы позднейших «ударных частей» армий России, Чехии, Германии и других стран.
Впервые «мертвая голова» как элемент формы воинских подразделений начала использоваться в середине XVIII века ударными гусарскими полками прусской армии Фридриха Великого («гусары с мертвой головой» — Нем. «Totenkopfhusaren»). Устрашающая форма прусских гусар состояла из: черных чикчир (форменных узких штанов), доломана (гусарского мундира) и ментика (мантии), черной шапки-мирлитона (“Fluegelmuetze”) с серебряной эмблемой черепа и перекрещенных костей, символизировавших сокровенное единство смерти и войны на поле битвы.
Cимвoликa «cмepти и бeccмepтия» появилась примерно в XVIII столетии также в британской армии, конкретно — в 17-ом уланском полку в честь генерала Вольфа, убитого в войне против французов в 1759 году в Квебеке. В 1855 году, в период Крымской войны, после роковой атаки британской легкоконной гвардии, истребленной огнем русской артиллерии и пехоты (и потому названной британскими военными источниками «атакой в долине Смерти») во время сражения под Балаклавой, символ «мертвой головы» получил дополнительный смысл. Череп и кости были расположены над скрещенными уланскими пиками, которые опирались на ленту с изречением «DEATH OR GLORY» — что в переводе означает «СМЕРТЬ ИЛИ СЛАВА» (спустя некоторое время с эмблемы были удалены пики, но череп и кости оставлены).
Боровшемуся против французских интервентов вплоть до судьбоносного сражения при Ватерлоо 1815 года «Черному легиону» герцога Брауншвейгского эмблемой служила «Адамова голова», от которой и произошел череп с костями особого «брауншвейгского типа». Так называемая «Мертвая голова» была также эмблемой полка «гусары смерти» (Франц. “hоussаrds dе lа mоrt”), состоявшего из французских эмигрантов-роялистов, которые боролись против революционного режима, установившегося в том числе и в русских войсках.

Использование символики Русской Императорской армией

В Рyccкoй Импepaтopcкoй apмии cимвoликa «cмepти и бeccмepтия» впepвыe использовалась в период Отечественной войны 1812-го года одним из кавалерийских полков Петербургского ополчения, носившим грозные названия «Смертоносный» или «Бессмертный» полк. На головных уборах офицеров этой части крепился медальон из серебра с черепом и скрещенными под ним костями. Этот символ (во всяком случае, относительно русских войск) использовался не столько в качестве символа смерти, а скорее в качестве символа бессмертия, что следует из названия полка.
Герб для головных уборов в виде черепа с костями был официально утвержден Императором Николаем II в ХХ веке в качестве знака одного из регулярных кавалерийских полков русской армии — Александрийского гусарского полка. Значок Ее Величества 1-го эскадрона 5-го гусарского Александрийского полка был «весь черный с серебряной Адамовой головой (полковая эмблема), с рамкой из гусарского серебряного галуна»; значок 2-го эскадрона был «весь черный, с серебряной Адамовой головой».
«Мертвая голова» также присутствовала на тульях фуражек офицеров гусарского 4-го Мариупольского полка и на черных значках (как в русской армии издавна называли «малые флаги») Донского 17-го («Баклановского») казачьего полка. Как указывает «Военная Энциклопедия» Сытина (издание 1915 года), генерал Я. П. Бакланов, ставший очень популярным в то время в России благодаря своим множественным подвигам на Кавказе, однажды, находясь в крепости Грозной, «получил „с оказией“ посылку, нeизвecтнo oт кoгo и oткyдa. Кoгдa пocылкy вскрыли, в ней нашли черный шелковый значок». Значок был украшен вышитой «Aдaмoвoй гoлoвoй» (чepeп и кocти) белого цвета, обрамленной девизом, повторяющим заключительную фразу Символа христианской веры: «Чaю вocкpeceния мepтвых и жизни бyдyщeгo вeкa. Aминь». «Тот самый мрачный значок наводил панический ужас на чеченцев, — добавляет биограф, — и с ним Бакланов не расставался до самого конца своей жизни».
На могиле героя кавказской войны на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга на добровольные пожертвования ему был поставлен памятник (генерал умер в нищете и похоронен был на деньги Донского войска). Памятник изображает «скалу, на которую наброшены папаха и бурка, из-под папахи выглядывает черный „Баклановский“ значок».

Применение символики в период Первой мировой войны

Эмблема «Адамова голова» во время Первой мировой войны использовалась в военной авиации русской армии. Было принято решение ввести в кaчecтвe дoпoлнитeльнoй нaгpaды и знaкa oтличия для летчиков, сбивавших аэропланы врага, георгиевскую планку, на которой эмблемой черепа со скрещенными костями предлагалось отмечать число ликвидированных самолетов: золотыми черепами с костями — десятки, серебряными — единицы. Многие из подобных идей были воплощены в жизнь, сохранились такие знаки так же, как и другие, в виде «мертвой головы», прикрепленной на пропеллер самолета.
Эта символика использовалась также в ударных частях армии России в период Октябрьской революции 1917 года (самыми известными стали «Кopнилoвcкий yдapный пoлк», a тaкже «Жeнcкaя бoeвaя кoмaндa или бaтaльoн cмepти» под руководством Марии Бочкаревой, защищавшая Зимний дворец от большевиков во время событий октября 1917 года, для их награждения в 1917 году был учрежден специальный знак в виде «мертвой головы» на черно-красной ленте.

Использование символа в период Гражданской войны в постреволюционной России

В Белой армии за время Гражданской войны, кроме упомянутых выше корниловцев, было сформировано множество других аналогичных подразделений: дроздовцы, марковцы, анненковцы, солдаты Западной Добровольческой Армии под предводительством генерала-князя Авалова (Бермондта), бойцы атамана Булак-Балаховича, отряды донских казаков-гундоровцев, офицеры так называемой Жeлeзнoй бpигaды Чexocлoвaцкoгo Кopпyca, удapныe чacти генерала Гайды, бойцы Сибирской штурмовой бригады под предводительством полковника Пепеляева и множество других. В их символике обязательно присутствовала «мертвая голова» — в качестве символа смерти и воскресения, при этом та же идея часто выражалась и в чepнo-бeлoй цвeтoвoй «cxимничecкoй» гaммe военной формы частей Белой гвардии: на фуражках, погонах, папахах, жетонах, нapyкaвных щитках, знаменах, наградах, перстнях, нагрудных знаках. Дабы подчеркнуть свой «крестоносно-монашеский» характер, воины белогвардейских соединений нередко использовали в качестве своего символа православный или мальтийский так называемый «кавалерский» («рыцарский») крест белого цвета, а марковцы даже прикрепляли на пояса черные четки-лествицы.
Следует отметить тот факт, что белогвардейцы в своей символике сочетали «череп и скрещенные кости» с готовностью, если надо умереть ради спасения России (надпись на расшитом «мepтвoй гoлoвoй» знaмeни «Цapcкoceльcкoгo бaтaльoнa смepти» гласила: «Лучше смерть, чeм гибeль Рoдины»), а зачастую — и с ликом Христа Спасителя, который присутствовал на знамени «Женского батальона смерти» под предводительством Марии Бочкаревой.
С другой стороны,
«Красный террор» также проходил под знаменем черепа с костями (в архивах сохранилась фотография демонстрации чекистов
Петрограда, шествующих под лозунгом: «Смepть бypжуaзии и ee пpиxвocтням, дa здpaвcтвyeт кpacный тeppop!»). Притом на знаменах большевистских отрядов «мертвая голова» часто присутствовала в сочетании с обязательными призывами убить кого-то («мировую буржуазию» или, например, «врагов трудового народа», на некоторых — «кoнтppeвoлюциoнеpoв» или «пpихвocтнeй стapoгo рeжимa»). Старшина Ярич-Запильский, служивший в Украинской Галицийской Армии, описывая старания одесского чекиста по вербовке пленных офицеров на службу Советам, отмечал: «У него на вороте тужурки золотой череп с двумя костями, знак чрезвычайки».
На знамени отряда анархо-коммунистов знаменитого батьки Махно также было изображение «мертвой головы» и была сделана надпись: «Смерть всем, кто препятствует свободе трудового народа».
Вскоре, по окончании Первой мировой войны, добровольной капитуляции Германии и вспыхнувшей там в ноябре 1918 года революции, знак «мертвой головы» начали использовать в своей форме бойцы добровольческих корпусов («фрайкоров»), образованных правительством республиканцев Фридриха Эберта, Густава Носке и Филиппа Шейдемана для борьбы с большевиками-спартаковцами.

Использование символа «мертвой головы» во Второй мировой войне

В период Второй мировой войны череп со скрещенными костями использовали бойцы 1-й Кавалерийской Казачьей дивизии, позже ХV Кавалерийского Казачьего Корпуса под руководством генерала немецкой армии Гельмута фон Паннвица наряду с другими казачьими подразделениями и частями, входившими в состав немецкого вермахта, а позднее и войск СС (например, в 3-й гвардейской танковой дивизии СС «Тотенкопф»). Между тем, использование «мертвой головы» в качестве символа охранных воинских отрядов объясняется тем, что большая часть первых эсэсовцев состояла во фрайкорах, воевавших за сохранение консервативных немецких ценностей против либерализма и большевизма. Изначально за основу был взят символ «мертвая голова» прусского типа. Члены «штабной охраны» Гитлера в качестве эмблемы своего подразделения также выбрали «тотенкопф» в 1923 году, используя в первоначальный период небольшое количество эмблем, оставшихся со времени Первой мировой войны. Когда запасы символики были исчерпаны, руководство СС сделало заказ мюнхенской фирме Дешлера на производство большого числа «мертвых голов» первоначального образца.
«Мертвая голова» осталась единственной частью униформы СС, присутствовавшей на ней на протяжении всей многолетней истории организации (конечно, не считая общепринятой партийной свастики). Эсэсовцы выбрали именно этот символ для своей эмблемы отнюдь не потому, что они преследовали цели «запугать» или «устрашить» политических противников партии. Напротив, «мертвая голова» считалась в тогдашней Германии положительным знаком. По словам известного военного историка Великобритании Робина Ламсдена, «немецкие нацисты воспринимали «мертвую голову» в первую очередь в качестве исторической эмблемы некоторых элитных частей имперской Германии».
При этом было бы неверно приписывать СС монопольное право на использование эмблемы «мертвая голова». Стоит упомянуть тот факт, что помимо охранных подразделений символика смерти применялась в качестве эмблемы также некоторыми частями вермахта.
К приходу 1934 года символ прусского образца появился на штандартах танковых частей Германии. А руководством СС был создан и утвержден новый эскиз «мертвой головы», у которой присутствовала нижняя челюсть. Новая эмблема отличалась большой анатомической точностью. С этого же периода эмблема выпускалась в множественных вариантах: с черепом, развернутым вправо, влево и анфас (последние два варианта использовались реже первого).
Черепа на головных уборах подразделений носили члены абсолютно всех дивизий СС без исключения. Символика смерти ассоциировалась среди членов организации с мужеством и воинским самопожертвованием, а в идеологическом плане — с борьбой против либерализма и большевизма.
Помимо головных уборов «мертвой головой» украшались кольца, кинжалы, флаги, штандарты, цепочки горжетов, барабаны и трубы СС. Этим шеф организации Генрих Гиммлер хотел показать, что члены СС гордились своей эмблемой, и именно поэтому при каждом удобном случае рассказывалось о ее истории.

Символ черепа в часовом искусстве

Далее мы перейдем к моделям часов, в дизайне которых так или иначе присутствует символ черепа.
Петер Хейнлен из немецкого Нюрнберга создал первые карманные часы в форме луковицы со спиральной заводной пружиной в 1504 году. Форма корпуса при этом могла быть как геометрической (овальной), так и стилизованной под череп или крест. Циферблат часов защищала крышка, в поверхности которой нередко вырезались отверстия в форме розеток с лепестками, позволявшие видеть текущее положение стрелки.
Как это ни парадоксально, череп был довольно часто повторяющимся символом в карманных часах на протяжении нескольких веков. На самом деле, если подумать, все часы в мире отсчитывают остаток отведенного нам времени на Земле.

Механические часы со смеющимся черепом и анимированными змеями в глазницах

Несмотря на то, что этим часам около 400 лет, эффект, производимый их жакемарами, впечатляет намного больше, чем спецэффекты любого современного фильма. В первую минуту может показаться, что череп улыбается, затем кажется, что он смеется и, в конечном итоге, его челюсти резко сжимаются, и кажется, что он пытается что-то укусить. При этом одна из змей постепенно исчезает в пустой глазнице, а другая выползает из второго глаза только для того, чтобы внезапно вернуться в свое убежище, в то время, как первая змея выпрыгивает обратно. Для того, чтобы узнать время, нужно просто открыть верхнюю крышку черепа.
Эти часы были разработаны в 1610 году Николасом Шмидтом дер Юнгером в немецком городе Аугсбург в виде черепа, закрепленного на скрещенных берцовых костях, установленных на подставку из позолоченной латуни, с откидной крышкой, скрывающей циферблат. Снизу подставку венчает шестиугольная опора из эбенового дерева. Циферблат часов сделан из серебра и декорирован цветочным узором, выполненным эмалью в технике Сhamplevé. У часов только одна стрелка, выполненная из позолоченной латуни. Откидной механизм этих старинных часов со шпиндельным ходом снабжен платиной из позолоченной латуни с куполообразными подпорками, дополнительным барабаном с цепочкой, стальное колесо баланса с двумя рычагами, без пружины, гравированной и перфорированной крышкой балансового механизма из позолоченной латуни, закрепленной винтом, снабженной креплением для установки храпового колеса. Механизмы автоматических челюсти и змей в глазницах контролируются двумя 6-ступенчатыми эксцентриковыми шайбами и приводятся в движение дополнительным барабаном, вращаясь со скоростью 20 оборотов в час, таким образом челюсть полностью раскрывается за 3 минуты и затем резко закрывается, в тот же момент одна из змей резко появляется из глазницы, а другая прячется. Высота часов вместе с подставкой составляет 14 см.

Часы королевы Шотландии Марии Стюарт

Незадолго до того, как Мария Стюарт была обезглавлена, для нее были изготовлены эти устрашающие серебряные часы в форме черепа. Корпус открывается при открытии нижней челюсти, закрепленной на петлях, механизм занимает место мозга. На циферблате присутствует только часовая стрелка Эти часы — одна из ранних интерпретаций направления "Memento Mori" в часовом искусстве, художественных упоминаний о смертности человека. Оригинальный механизм с ручной гравировкой был модернизирован посредством установки пружины баланса в XVIII веке.
По легенде, королева Шотландии подарила эти уникальные часы одной из своих фрейлин, Мэри Ситон. Череп выполнен из серебра исключительного качества и гравирован строками известного латинского поэта Горация, фигурами смерти с косой и песочными часами, изображениями Адама и Евы, а также сценой Распятия. Нижняя часть черепа перфорирована в форме символов Распятия, чтобы был слышен звук боя часов. Механизм расположен в черепе на месте мозга и соединен с серебряным колоколом, занимающим всю полость черепа. Часы отбиваются по колоколу небольшим молоточком, движущимся на отдельной цепи. К часам прилагался кожаный чехол, сшитый по форме черепа, которым можно было накрывать часы, когда они не использовались.
Это чудо часового искусства побывало во многих музеях мира, таких как музей искусства Taft, художественный музей Уолтерса, музей искусств института искусств Мансона —Вильямса — Проктора, Британский Музей. Его местонахождение в нынешнее время, к сожалению, не известно.

Часы-череп из 18-каратного золота с бриллиантами

Первоначально портативные часы были уделом богатых и могущественных людей, тем самым как бы показывая их власть над временем, которое они могут переносить с места на место. Череп так же, как и скрещенные кости, оставался необычной формой корпуса часов на протяжении 400 лет. Форма карманных часов в виде «булочки» сохранилась по ходу столетий, став при этом немного «сплюснутой» и более привычной нам.
Германия и Швейцария стали важными центрами производства часов, хотя Франция и Англия также стали производить часы. Казалось, что у швейцарских часовщиков, таких как Исаак Пенар и его наставник Жак Серман, была предрасположенность к измерителям времени необычной формы, они оба известны своими часами в форме черепа, произведенными в начале 17-го века.
К началу Викторианской эпохи появилась мода на эпатажные и антикварные вещи. Мастера середины и конца 19-го века изготавливали часы в форме черепов для состоятельных коллекционеров, оснащая их самыми современными на тот момент механизмами. Среди богатеющего среднего класса Индустриальной эпохи насчитывалось все больше людей с растущими доходами, и зажиточные представители общества стали также коллекционировать дорогие часы-черепа меньшего размера.
Эти часы из 18-каратного золота в форме черепа датированы 1810 годом, глаза и зубы черепа инкрустированы бриллиантами. Створки эмалевого черепа раскрываются, показывая циферблат, а в нижней части черепа есть небольшое застекленное окошко, через которое можно наблюдать за работой механизма. Эта модель была недавно продана на интернет-аукционе Ebay за $18000.

Карманные часы-череп от Пауля Дитисхайма

Знаменитый швейцарский мастер часовых дел создал эти необычные часы примерно в 1930 году. Нижняя челюсть черепа раскрывается, благодаря чему становится виден серебряный циферблат с крупными римскими цифрами и именем автора в верхней части. Циферблат оснащен центральными часовой и минутной стрелками, а также небольшим секундным счетчиком в положении «6 часов». Высота часов составляет около 3,81 см, глубина — 3,17 см, длина — 4,76 см. В задней части черепа выгравирована латинская фраза "Nosce Te Ipsum", «Познай самого себя». Купить часы знаменитого мастера-часовщика на данный момент невозможно, так как они находятся в личной коллекции.


Другие модели с черепами

Существует также множество менее знаменитых приборов для измерения времени, выполненных в стиле Memento Mori. Например, часы эпохи Ренессанс с позолоченной кромкой и гравировкой Хроноса, древнегреческого бога, символизирующего время, на циферблате. Часы были проданы на знаменитом аукционе Sotheby"s за $5000 в декабре 2010 года.
Также очень интересна модель часов из стерлингового серебра, оснащенная цепочкой со скрещенными костями, крышки которых закреплены на петлях и открываются, позволяя хранить в них ключи для завода механизма. На лбу черепа выгравировано латинское напоминание о смертности — фраза “Memento Mori”. Циферблат выполнен из матового серебра, римские цифры нанесены черной эмалью. Высота черепа составляет 4,1 см, длина с цепочкой — 33 см. Предполагаемая цена, за которую можно будет купить часы — $15000-$20000.
Выгравированная на циферблате этой маленькой модели карманных часов латинская фраза “Tempus Fugit” значит «Время скоротечно». Небольшой серебряный человеческий череп открывается, представляя взору циферблат часов, гравированный несколькими мотивами черепов со скрещенными костями. Модель является символом ускользающего времени. Согласно записям о владельцах часов, они принадлежали королеве Марии Текской, супруге короля Георга V. Королева презентовала эти уникальные часы Генри Уэлкаму в 1930 году.
В начале 20-го века многие часовые мастера Старого Света создавали копии часов в форме черепа или с черепами на циферблатах для коллекционеров. Даже сейчас существует несколько часовщиков, которые изготавливают качественные часы-черепа из стерлингового серебра, которые зачастую теряются в море китайских черепов из дешевого материала, покрытого слоем металла, с кварцевыми механизмами, заполонивших рынок.

Время прочтения:

Череп, вряд ли, вызывает позитивные чувства. Первая ассоциация с этим символом - смерть. Это, вполне заслуженно. Ведь черепа - неотъемлемый элемент фильмов ужасов и прочих страшилок. Вместе с тем, в ряде культур, череп - символ удачи. В этой статье мы выясним значение символа в истории, культуре и тату-искусстве.

Кому подойдет?

Тату с таким символом более распространенно среди мужчин. Но сам символ все же является универсальным и отлично подходит девушкам. Это объясняет огромное количество эскизов с черепами для девушек.

Часто, такую тату наносят люди, чья жизнь неизменно связана с риском. В том, числе азартные игроки.

Места и стиль татуировки

Череп с короной - абсолютный лидер. Это самый распространенный эскиз для такой татуировки. С одной стороны - это плохо, ведь каждый хочет быть обладателем индивидуального рисунка. Но, посмотрите на коллаж ниже. Разве такие работы называть одинаковыми? Для сравнения черепа в шляпах, похожие на гангстеров. И череп в берете - символ военных.


Для мужчин

Эскизы мужских татуировок, как правило, отличаются брутальностью. Это может быть стилизованное чёрно-белое изображение, от которого веет темой смерти.

Татуировки на кистях только набирают свою популярность. Прежде чем, подобрать эскиз для такой работы, нужно учесть пару нюансов. Во-первых: это место всегда на виду. Во-вторых: нужно хорошо подумать как расположить эскиз. Во время еды или в момент важного напряженного разговора, люди обычно много жестикулируют.


Чаще всего тату с черепом наносят на руки. Тату размещают на запястьях, предплечьях, плечах. Иногда даже на кистях.

Череп на лице - это распространенный поисковый запрос. Но, связано это отнюдь не с популярностью этого места для нанесения татуировки. Таким образом люди пытаются найти имя канадской тату модели.

Рик Дженест (англ. Rick Genest; род. 7 августа 1985, Шатоге, Канада) - канадская модель из Монреаля, больше известен как Парень-Зомби (англ. Zombie Boy) из-за тату, изображающих скелет человека.
Вики

Изображение в котором череп увенчан короной встречается чаще других среди эскизов таких тату. Так же, популярными можно назвать эскиз: череп козла, быка, барана, индейца, череп с крыльями, в берете.


Значение символа

В своем общем значении , символ указывает на скоротечность человеческой жизни . Символ является напоминанием о том, что жизнь коротка. Но, при этом не стоит бояться этого факта, а жить каждым моментом. Такую татуировку часто наносят в качестве оберега. Недаром, она особенно популярна в байкерских кругах. Череп, как не отъемлимый символ смерти напоминает владельцу, что смертны все люди и вопрос только в том, насколько насыщенную жизнь мы проживем.

Тезисно значение символа можно представить так:

  • скоротечности нашей жизни
  • смерть
  • правду
  • перерождение

Для мужчин череп означает решимость и смелость в действиях. Иногда символ означает пренебрежительное и шовинистическое отношение к женщинам.

Череп со змеей . Если в эскиз добавит змею вылезающую из глазницы черепа, символ изменит смысл на бессмертие и мудрость. Символ указывает на то, что знание и мудрость останутся и после физической смерти.

Череп с короной - символ власти, либо стремление к власти. В Мексике другое значение: в следующей жизни повезет больше.

Череп с крыльями - свобода и беззаботность. Одинаково легкое отношение и к жизни и к смерти.

Тату череп с часами имеет значение напоминания владельцу конечности жизни. Символизирует необходимость развитие в каждом текущем моменте.

Череп индейца в тату-культуре означает единение с природой и сверх знание.

Значение тату череп быка зависит от стиля исполнения. Кельтский стиль татуировки подходит для бойцов, таким символом украшали свое тело настоящие войны древности.
Стиль трайбл подойдет для тех, кто верит в связь с духами. В таких работах используют красный цвет, чтобы подчеркнуть мотив древних шаманских ритуалов.
Череп быка может использовать как символ зодиакального знака «тельца». Такой эскиз подойдет вам, в случае если гороскоп - не пустой набор случайных фактов, которые подходят в любой ситуации, любому человеку.
Если в эскизе присутствуют языки пламени символ означает агрессию и суровый нрав владельца такой тату.

Сахарный череп , его правильно название «Калавера» . Значение символа - неизменяемый цикл жизни. Вечность существования человеческих душ.
Символ впервые использовался в Мексике на празднике в честь дня Мертвых. Калавера - богиня мертвых, прекрасная девушка с черепом вместо лица. Считается, что в этот день души усопших спускаются на землю. И мексиканцы встречают их радостными танцами и плясками.

Тату ласточки с черепом означают единый конец для всех живущих людей.

Череп и скрещенные кости , расположенные у его основания - это . Неизменный символ, который изображался на флаге настоящих пиратов.

В среде байкеров череп - символ удачи. Такая тату чаще воспринимается как защитная. Многие верят, что такая тату помогает любителям дорог и своих железных коней.

Череп с розой символизирует одновременную двойственность: любовь и ненависть, смерть и жизнь.

Любое растение , обвивающее кости или расположенное у основания черепа указывает на потерю близкого человека.

Цветок или другое растение в зубах - стремление жить в свое удовольствие, наслаждаясь каждым моментом скоротечной человеческой жизни.

Череп козла - мир и добро. Большой запас жизненной силы.

Череп барана - упорство, стойкость на пути к своей цели.

Ворон на череп - разрушение несущее смерть. Если рядом с птицей изобразить гнездо, значение меняется почти на противоположное. Такой символ будет означать долголетие и мудрость.

История символа

В Христианстве является важным символом. В отдельных течениях, например в православии череп изображается на распятии у ног Христа. Это объясняется преданием, согласно которому, Христос был распят на кресте и кровь его стекала на череп Адама, искупив тем самым грехи человечества.

В Буддизме используется в оберегах и амулетах как символ, напоминающий о священности человеческого бытия.

Среди жителей племен Майа , только шаманы обладали способностью контролировать зло. Это подтверждалось ритуальной чащей, сделанной из черепа. Считалось, что держать ее в руках сможет только шаман.

Древние Кельты верили, что местом обитания человеческой души служит именно череп. Поэтому, бережно хранили черепа своих усопших предков и отличившихся воинов. Среди этого народа считалось, что вместе с черепом к его обладателю переходит смелость и прочие важные качества усопшего.

В Латинской Америке тату часто сопровождают надписью «не забывайте, что вы должны умереть». Смысл такой фразы в том, что следует наслаждаться каждым моментом и жить на максимум. потому, что конец у всех один. В этой стране ежегодно проходит праздник смерти. Здесь это действительно праздник, т.е. очень веселое мероприятие.

Образ "череп и кости" прочно ассоциируется у миллионов людей по всему миру с символов пиратов, смерти или яда.
Но в тоже время в большинстве древних культур череп и кости издавна символизировали способность к телесному возрождению, жизненную энергию и силу духа.
Большинство исследователей масонских организаций связывают этот символ с тамплиерами, ссылаясь на легенду:
Правитель города Сидона любил одну благородную даму из Армении,но никогда не вступал с нею в греховную связь, пока она была жива; однако, когда она умерла и лежала в гробнице, он ночью, сразу после похорон,пробрался на кладбище и тайно совокупился с нею. А потом до него вдруг донесся чей?то голос: «Вернись, когда (ей) придет время родить, потому что ты найдешь (здесь) голову — свое дитя». И вот, по прошествии должного срока этот самый рыцарь вернулся, и в гробнице, мелсду ногами покойной обнаружил человеческую голову. И снова услыхал голос: «Храни эту голову, ибо она принесет тебе немало добра ибо всякий, кто ее увидит, будет тут же уничтожен.»
Финикийский Сидон и Бейрут были центрами поклонения Астарте, где она считалась главным женским божеством, а также являлась богиней земного плодородия, материнства и любви. Сидонские цари являлись её верховными жрецами, а их супруги — жрицами. К Астарте обращались, как к госпоже — владычице царей. Считалось честью и обязанностью выстраивать для неё
храм. В Иерусалимской земле существует долина Ашера, названная в честь богини.

В Финикии она почиталась как главное женское божество. Как «Божественная мать»,дающая жизнь, мать — природа, имеющая десять тысяч имён, у разных народов была связана с плодородием, отсюда почитание Астарты, как дающей жизнь. У финикийцев была связана с луной и Венерой.

Под именем Астарты они представляли женщину с рогами, символизирующую полумесяц во время осеннего равноденствия, после поражения её мужа (Солнца), побеждённого принцем тьмы, и опустившегося в Гадес через семь врат, к которым она спустилась на распростёртых крыльях. Астарта оплакивает потерю своего супруга — Таммуза, который также был её сыном, аналогично, как и Изида, оплакивала своего супруга и брата(Осириса).

Астарта держит в руках крестообразный жезл, обычный крест, и плачет стоя на лунном серпе. Христианская дева Мария очень часто представляется таким же образом, стоящей на луне, окружённой звёздами и оплакивающей своего сына. У финикийцев Астарта была связана с «Утренней звездой» — Венерой, и рассматривалась ими, как вечерняя и утренняя путеводительница. «Глаз своей богини — матери» нельзя было утратить в морском странствии. Укреплённая в виде статуи на носу корабля, Астарта сопутствовала мореплавателям. У сирийцев Астарот Гиеропольская полностью отождествлялась со сверкающей планетой и изображалась как величественная женщина, держащая в одной руке факел, а в другой —изогнутый жезл в форме креста ansata (анх), соответствующей атрибуту египетской Изиды.

Ранее финикийцев, вавилоняне поклоняются Иштар, связывая её культ с Венерой, которая была третьей в астральной триаде Солнце — Луна — Венера. Как вечерняя звезда, она олицетворяла Венеру, а как утренняя называлась Анунит — Люцифер.

Череп с перекрещенными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. Согласно преданию, место для распятия Спасителя было промыслом Божиим выбрано как раз там,
где покоились бренные останки, т.е. череп и кости, прародителя рода человеческого - Адама. Поэтому Голгофа именуется еще Краниевским (т.е., впереводе с греческого, буквально: «черепным») или Лобным, местом. По легенде, кровь и вода, истекшие из ребра распятого Христа - «нового Адама» - прободенного копьем римского сотника Лонгина, с целью убедиться в смерти осужденного на крестную муку, пролившись на кости «ветхого Адама», чудесным образом омыли его от грехов, что явилось символическим прообразом последовавшего вслед за тем в течение трех дней - с пятницы до воскресенья - сошествия Христа во ад, с целью вывести оттуда в рай ветхозаветных праведников, начиная с Праотца Адама.

Но не могу понять,почему поп звезды также используют этот символ, вроде в нем нет ничего гламурного







Жизненной и интеллекта.

Невинных детей, красивых женщин или просто случайных прохожих зарывали живьем в землю либо замуровывали в стенах строящегося здания. Отголоски этого варварского обычая звучат во многих средневековых легендах. Согласно одной из них, стены Копенгагена во время постройки несколько раз обрушивались, пока в не была принесена маленькая девочка. Дитя усадили за стол со сладостями и игрушками, и пока ничего не подозревающий ребенок играл и ел, двенадцать каменщиков сложили над ним свод. Итальянская легенда повествует о том, что возводимый мост через реку Арту то и дело обрушивался, пока в него не заложили жену строителя. Славянские князья во время строительства крепостей приказывали хватать первого попавшегося мальчика и замуровывать его в стену, и потому будто бы крепости славян называли детинцами.

Эти жуткие легенды, к сожалению, находят подтверждение в хрониках. Так, в одной немецкой хронике запись, датированная 1463 годом, бесстрастно повествует о жителях Ногаты, решивших построить новую плотину. Желая укрепить ее строительной , они до бесчувствия напоили одного нищего, а затем зарыли его в основании постройки.

Приведенные примеры позволяют понять, почему в Средние века часто упоминалось о зданиях, стоящих на костях или на «мертвых головах». Впрочем, человеческие приносились лишь в исключительных случаях. Гораздо чаще в качестве строительных выступали животные или птицы: быки, лошади, олени, петухи и. т.д.

Древние германцы, славяне, индейцы и другие нецивилизованные народы имели обычай увенчивать свои жилища черепами строительных , которые служили им оберегами от зла. С той же целью на частокол, окружавший древнее поселение, водружались черепа животных - считалось, что подобная мера предохранит его жителей от нападения врагов. Известны так же случаи использования черепа в и обрядах

В иконографии череп прежде всего земной суеты и бренности жизни. Череп является атрибутом некоторых святых отшельников: Иеронима, Ромуальда, Франциска Ассизского, а также кающейся грешницы Марии Магдалины. Погруженные в молитву, святые внимательно рассматривают лежащий перед ними череп или держат его в руках - это духовное упражнение помогает им отрешиться от земной суеты.

Иконографическое изображение "Головы Адама"

Особое значение в иконографии имеет символическое изображение «головы Адама» - черепа со скрещенными костями рук, лежащего у основания . По церковным преданиям, первый человек, похороненный именно на Голгофе, там, где впоследствии был распят , пророчествовал перед : «На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит своею кровью мой череп».

Опираясь на это предание, средневековые иконописцы часто изображали капли крови, вытекающие из ран Христа и падающие на череп Адама, что символизировало смывание его греха. Иногда череп Адама изображали перевернутым, в виде своеобразной чаши, где накапливается стекающая кровь Христа. В этом случае голова Адама фактически отождествляется со Святым . Череп, наполненный кровью, символизировал в иконографии самоотречение и искупление грехов.

В изобразительном искусстве череп выступает и как самостоятельный , и как главный атрибут персонифицированных фигур. Все тот же символизм бренности существования передан в цикле картин, которые можно объединить в отдельный жанр эпохи барокко под латинским наименованием «Vanitas» (суета), где череп иллюстрирует известное выражение «memento mori» (помни о ).

Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в. Картина в стиле Vanitas

Череп как атрибут персонифицированной Меланхолии, сидящей над раскрытой книгой, выражает бесплодность ее усилий овладеть познаниями и . Дряхлый старик, рассматривающий череп, представляет аллегорическую фигуру Старости.

В портретной живописи рука персонажа, возложенная на череп, указывает на глубокое почтение к покойному. Венок, увенчивающий череп, красноречиво свидетельствует о посмертной славе умершего.

В военной эмблематике изображение черепа, отличавшего карательные или элитарные подразделения, помещалось на кокардах, шевронах, жетонах, медалях, орденах и полковых знаках. Большую популярность эта эмблема приобрела в XX веке - эпохе жесточайших крупномасштабных войн, характеризовавшихся тотальным уничтожением не только солдат противника, но и мирного населения. У белогвардейцев эмблема черепа была изображена на знаке Корниловского ударного полка и Врангелевского Русского корпуса; на кресте Вермонт-Авалова, на «кресте храбрых» атамана Булак-Булаковича, а также на знаке конного дивизиона полковника Гершельмана, где череп со скрещенными костями располагался под перекрещенными саблями.

Эмблема дивизий СС "Мертва голова"

Нацисты в 1935 году ввели эмблему черепа для особых подразделений СС, ведавших концентрационными лагерями, а в 1940 году распространили ее на элитарные части СС, получившими с тех пор наименование дивизий СС «Мертвая голова». Подробнее о читайте в нашей статье полностью посвященной этой теме.

Со второй половины XX века устрашающую эмблему черепа с некоторыми второстепенными элементами - молниями, крыльями и т.д. - начали использовать в своей символике «коммандос» и военизированные подразделения спецслужб США.

В нашей стране эмблема черепа, как знак, предупреждающий об опасности, применялась не военными, а техническими службами. С этой целью череп изображался на бутылях с ядовитыми веществами, на складах боеприпасов, а в сочетании с зигзагом молнии, как знак опасного напряжения, - на высоковольтных столбах и трансформаторных будках.

В истории древних народов череп долгое время являлся преемственности жизненных сил. приносили в свои храмы черепа поверженных врагов, чтобы подчинить себе жизненную силу погибших, и этому примеру следовали многие другие народы, находившиеся на низшей стадии . Ту же цель преследовали и некоторые племена североамериканских индейцев, у которых существовал обычай скальпировать пленных врагов.

Довольно широкое распространение у древних получил и обычай изготавливать из черепов чаши. Когда человек пил из такого сосуда, он вместе с напитком, содержавшимся в нем, как бы поглощал и жизненную силу, сохранявшуюся в черепе. Примеры такого варварского обычая мы можем почерпнуть даже из отечественной истории. Лаврентьевская летопись так сообщает о гибели знаменитого русского князя Святослава Игоревича на днепровских порогах: «И напал на него Куря, князь печенежский; и убили Святослава, и отрезали голову его, и сделали из черепа чашу, оковав череп (серебром), и после пили из него».

Папский легат Гийом де Рубрук, возглавлявший посольство к монгольскому кагану в 1253- 1255 годах, между прочим, упоминает и о существовании подобного обычая у тибетцев, делавших красивые чаши из черепов умерших родителей - таким образом у них сохранялась память о предках и преемственность поколений.

С течением времени на первый план постепенно выходит другая функция черепов, призванная устрашать еще не побежденного врага. В Средние века черепа стали рассматривать как трофеи, наводящие ужас на противника, хотя отголоски прежних верований сохранялись еще довольно долго. Черепа казненных врагов или преступников, насаженные на колья либо помещенные в железные клетки, выставляли у городских ворот для предупреждения и устрашения. Иногда создавались настоящие монументальные сооружения из сотен и тысяч скелетированных голов.

Цомпантли. Чичен-Итца. Реконструкция

Один из таких жутких памятников сохранился до наших дней в Чичен-Ице, главном городе древних майя. Это Цомпантли, т.е. Стена Черепов, сложенная из многих тысяч отрубленных во время жертвоприношений голов. Стену украшают три ряда рельефов, изображающих множество черепов, насаженных на длинные шесты. Однако тем, кому пришлось пережить нашествие войск Тамерлана, Стена Черепов майя могла бы показаться сущей безделицей, ибо подобного страшного «зодчего», использовавшего в качестве строительного материала отрубленные головы или даже живых людей, не знала история.

После взятия Багдада по велению Железного Хромца, как прозвали Тамерлана, из голов пленников сложили 120 громадных пирамид. В самой большой из них насчитывалось до 70 тысяч черепов. Ту же страшную картину можно было наблюдать и в Индии после падения Дели, и в Персии после захвата Исфахана. Особую «честь» Тамерлан оказал владыкам покоренных им народов: «малая пирамида» из их черепов подпирала высокий трон этого чудовища во дворце Самарканда.

По-видимому, назначение «малой пирамиды» двоякого рода: во-первых, вся былая сила и власть побежденных правителей должна была перейти к бесчеловечному властителю среднеазиатской державы, а во-вторых, послы иностранных государей, побывавшие при его дворе, становились невольными орудиями политики Тамерлана. Рассказывая о виденных ими ужасах, они повергали в трепет собственных правителей и распространяли зловещую славу Тамерлана далеко за пределы его империи.

Поделись статьей с друзьями!

    Череп относится к разряду наиболее мрачных и угрожающих символов, вызывающих невольный трепет у впечатлительных натур. В глубоких провалах пустых глазниц, в мертвенной желтизне, в жутком неподвижном оскале суеверному человеку мерещилась затаившаяся Смерть, поэтому череп с давних пор стал символом смерти и бренности бытия. Однако символизм черепа не исчерпывается только этими значениями. Во многих традициях, особенно...