Карамзин бедная лиза анализ произведения сюжетный план. План-конспект урока по литературе (9 класс) на тему: Н.Карамзин "Бедная Лиза"

«Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Насколько прочитанное произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? (язык повести намного ближе нам, ее легче читать, чем произведения тех русских авторов, с которыми вы знакомились до Карамзина).

II. Знакомство с личностью Н.М.Карамзина.

- Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав/ и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”.

После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе (СЛАЙД 3).

- (СЛАЙД 4) Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.

Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина.

Слайд 4. Весь творческий путь Николая Михайловича Карамзина как литератора-художника и даже журналиста замыкается в короткий, чуть более чем десятилетний, промежуток времени с 1791 по 1803 г. После этого 23 года жизни Карамзин отдал профессиональной историографии - созданию 12-томной «Истории Государства Российского».

Слайд 5. Тем не менее тринадцати лет литературного творчества оказалось достаточно для того, чтобы приобрести славу великого писателя, реформатора русской литературы и языка, ознаменовать своим именем целый большой период развития русской литературы.

Слайд 6. Белинский , выдающийся литературный критик говорит, что Карамзин создал русскую публику, которой до него не было, создал читателей - а так как без читателей литература немыслима, то смело можно сказать, что литература, в современном значении этого слова, началась у нас с эпохи Карамзина и началась именно благодаря его знаниям, энергии, тонкому вкусу и незаурядному таланту: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество... повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта», повести, в которых «как в зеркале, верно отражается жизнь сердца... как она существовала для людей того времени». «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности», - писал А.С. Пушкин.

Слайд 7. Произведения Карамзина пользовались огромным успехом не только у «образованных» читателей, но и у читателей простого звания. Один из современников писателя так отзывался о популярности карамзинской прозы: «Что может быть слаще для господина Карамзина?.. Мужики, мастеровые, монахи, солдаты – все о нём знают, все любят его!...»

Слайд 8. Вот в чём видел секрет литературного творчества Карамзин: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…»

*Выделите в этом высказывании главную мысль и запишите в тетрадь.

Слайд 9. Все современники и литературные потомки видели в Карамзине первооткрывателя и реформатора, совершившего переворот в русской литературе. Карамзин пришел в русскую жизнь одновременно с проникновением первых сентименталистских веяний в русскую литературу. Сентиментализм – литературное направление, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Сентименталисты по-новому оценивали человека: способен ли он на большие, искренние и глубокие переживания.

IV.Беседа о повести “Бедная Лиза”, прочитанной дома (СЛАЙД5).

Сентиментализм – это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Вспомните, что такое литературное направление. (Можно проверить по последнему слайду презентации). Само название “сентиментализм” (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.

Сравнительная характеристика классицизма и сентиментализма:

Классицизм

Критерий сравнения

Сентиментализм

Воспитание человека в духе верности государству, культ разума

Основная идея

Стремление представить человеческую личность в движениях души

Гражданская, общественная

Основная тематика

Любовная

Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность

Герои и характеры

Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям

Вспомогательная, условная

Роль пейзажа

Средство психологической характеристики героев

Трагедия, ода, эпопея; комедия, басня, сатира

Основные литературные жанры

Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”. О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 – 3 предложениях его содержание.

От какого лица ведётся повествование?

Какими вы увидели главных героев? Как к ним относится автор?

Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма?

Чего вы ждёте от произведений сентиментализма? (Ученики высказывают такие предположения: это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях).

Слайд 10 .- Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II. Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Ученики безошибочно определяют, что портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а произведение В.Боровиковского принадлежит сентиментализму, и доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете).

Слайд 11,12. Запись определения сентиментализма.

Слайд 13. В «Московском журнале» в 1792 была напечатана повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Это произведение принесло автору известность и популярность. За короткое время она переиздавалась 6 раз. Показателем того литературного потрясения, каким явилась его повесть для русской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русскую литературу на рубеже XVIII-XIX вв. Одна за другой появляются повести, варьирующие карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова. »).

Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика? (Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей).

III. Анализ повести «Бедная Лиза»

С этой точки зрения мы и будем рассматривать героев повести Карамзина «Бедная Лиза». Но перед тем, как мы окунёмся в сюжет произведения, проверим, насколько вы внимательно читали текст! На листочках – СР на знание текста

  1. Город, в котором происходят описываемые события? (Москва)
  2. Главные герои повести. (Лиза, Эраст, мать Лизы)
  3. Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве? (ландыши, 5 копеек)
  4. Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери? (молоко)
  5. О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город? (о продаже ее работ Эрасту)
  6. Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы? (сватовство сына богатого крестьянина из соседней деревни)
  7. Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?(5)
  8. Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого отсутствия? (он идет на войну, отправляется в поход)
  9. Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день? (Лиза встретила Эраста)
  10. Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»? (поправить свое материальное положение)
  11. Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст? (отправила их матери вместе с известием о своей смерти)
  12. Как сложилась жизнь Эраста? (он до конца дней своих был несчастлив)

УРОК 2. Анализ повести

1) Пейзаж. А теперь совершим небольшую прогулку по окрестностям Москвы. Учащиеся находят в начале повести строки, описывающие объекты.

Слайд 18 . Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания окрестностей Симонова монастыря, сопряженных в ассоциативной памяти автора-повествователя с «воспоминанием о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Последуем и мы вслед за писателем на экскурсию по окрестностям Москвы. «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты,» - утверждает автор в начале повести.

Слайд 19. Симонов монастырь. Зачитаем строки Карамзина: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей <...>: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах <...>. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые <...> наделяют алчную Москву хлебом».

Слайд 20. Москва-река. «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».

Слайд 21 . Данилов монастырь. «Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь»…

Слайд 22. Воробьёвы горы – «… ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».

Слайд 23 . Село Коломенское. «На левой стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

Эту экскурсию мы завершим высказыванием автора: «Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, - стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. <...> Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества - печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного Бога ожидала помощи в любых своих бедствиях».

*Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести? (Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт читателям печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Необычность пейзажа в том, что он имеет духовно-эмоциональный характер.)

*Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? (Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет «алчную» Москву с «ужасной громадой домов» и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Эта тема получит продолжение в сюжете повести.)

Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои - дворянин Эраст и крестьянка Лиза - не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни.

*Назовите известные вам произведения, в которых авторы затрагивают тему «Любовь и социальное неравенство». («Золушка», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Барышня-крестьянка»)

*Что означает слово «бедная» в названии произведения? Это слово может быть понято двояко (слайд 24 ): указание на социальное положение героини или отношение к ней автора? Подберите синонимы. (Слово «бедная» передаёт читателю отношение к героине автора.)

*Только ли сословные барьеры разделяют героев? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставим героев.(Слайд 25 )

2)Сопоставление героев (Слайд 26 )

Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.

  1. Сделайте вывод о том, только ли социальные барьеры разделяют героев. (Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.)

Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в каждом из миров героев. Два ученика записывают на доске версии, предлагаемые учащимися. На доске и в тетради фиксируется запись:

3)Образ Лизы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?

Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам: «Мне не надобно лишнего».

«Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза».

Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

« Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать».

Чем занималась Лиза целыми днями?

Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты.

А почему Лизе пришлось работать?

Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни.

Что можете сказать о матери Лизы?

Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

С какой целью образ матери Лизы введён в повесть?

Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Всё лучшее, что было в Лизе (порядочность, трудолюбие, благонравие, умение верно и преданно любить, глубоко чувствовать), – плод воспитания её матери. Мать выступает в роли наставницы, ангела – хранителя своей дочери.

4) Образ Эраста.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?

Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином.Эраст – новый герой для русской литературы. Карамзин, создавая образ Эраста, стремится показать психологию человека, отмечая положительные и отрицательные стороны его характера («изрядный разум», «доброе сердце», но в то же время сердце «слабое и ветреное»). Светская рассеянная жизнь, поиск удовольствий сделали Эраста скучающим и пресыщенным человеком.

Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.

При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек.

Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

Эраст на время хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. ... натура призывает в свои объятия, к чистым радостям».

Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем.

Он – с розовыми губами.

Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

Он узнал, что любим страстно новым, чистым, открытым чувством.

Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. Чисты и непорочны были их чувства.

5) Взаимоотношения героев.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

«Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительны».

Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

Обязательно должны знать, с кем встречается их дочь.

Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

Самые добрые: «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив».

«Безрассудный молодой человек! Зна ешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

«Сейчас надлежало погибнуть непорочности. Ах, Лиза, Лиза, где ангел-хранитель твой? Где твоя невинность?»

«Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»

Чем закончились отношения героев?

Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета.

Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст?

Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так как женился без любви.

IV. Подведение итогов.

Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?

Слайд 27 - Какова роль пейзажа в повести? (Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Примеры эмоциональной наполненности пейзажной зарисовки: меланхолический осенний пейзаж вступления, предвещающий общую трагическую развязку повести, картина ясного, росистого майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста, и картина страшной ночной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини. Так пейзаж из обычного фона действия превратился в средство психологической характеристики героев и обрел «соотнесенность с внутренним миром человека как некое зеркало души»).

Слайд 28. - Дайте характеристику образу рассказчика? (Образ автора-повествователя включён в образную структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего (говорящего) лица, - это своеобразный эстетический центр всей повествовательной структуры, к которому стягиваются все ее смысловые и формальные уровни, поскольку автор-повествователь - это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю).

Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? (С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности)

Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму? (Так как в нем прослеживаются все особенности сентиментализма : основная тематика повести – любовная; идейная основа- протест против испорченности аристократического общества;

В повести выражен просветительский характер, резко противопоставляется деревня городу;

в основе эстетики – подражание природе, идеализация патриархального быта;

герои более индивидуализированы; их чувства становятся центральной эстетической категорией повести; идиллическая жизнь героини - на лоне природы; духовный мир простолюдинки богат, в ней - культ врожденной нравственной чистоты; автор представляет героиню в движениях души, мыслях, чувствах , стремлениях).

Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? (По мнению В. Н. Топорова, «впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».)

Таким образом, на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно может быть как прекрасно, так и опасно.

Сравните образ героини в повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза" и в его же стихотворении "Выбор жениха".
V. Итоги урока. Выставление оценок. Домашнее задание: Письмо герою (Лизе или Эрасту)


Анализ произведения

Эта повесть является одним из первых сентиментальных про­изведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностран­ных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина иг­рают чувства.

Одним из главных героев произведения становится повество­ватель, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение образа сентиментального повествова­теля оказалось новаторством Карамзина в русской литературе, так как раньше рассказчик оставался как бы в стороне и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Уже в заг­лавии данной повести сочетается имя собственное с определен­ным отношением автора к нему. Сюжет у Карамзина развивается необычно, идейно-художественным центром становятся не собы­тие и постоянство героев, а их переживания, то есть сюжет но­сит психологический характер.

Экспозицией произведения является описание окрестностей Москвы, автор вспоминает времена, когда этот город ждал помо­щи в лютых бедствиях.

Завязкой становится встреча

Лизы, бедной девушки, с моло­дым дворянином Эрастом.

Кульминацией является случайная встреча Лизы с Эрастом, во время которой он просит ее оставить его в покое, потому что женится.

Развязка – гибель Лизы. Она выбирает смерть, чтобы разре­шить все проблемы, не жить обманутой и брошенной любимым человеком. Для Лизы жизни без Эраста не существует.

Очень важным для писателя-сентименталиста было обраще­ние к социальной проблематике. Автор не осуждает Эраста за гибель Лизы. Ведь молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянская девушка. Всю оставшуюся жизнь он испытывает чувство вины перед Лизой, его собственный жизненный путь не сложился.

Карамзин одним из первых в русской литературе открыл тон­кий и ранимый внутренний мир представительницы низшего со­словия, а также способность бескорыстно и, беззаветно любить. Именно с его повести берет начало, еще одна традиция русской литературы – сострадание к простым людям, сочувствие их ра­достям и переживаниям, защита обездоленных и угнетенных. Та­ким образом, можно сказать, что Карамзин подготовил основу для творчества многих писателей XIX века.

План пересказа

1. Описание окрестностей Москвы.

2. Жизнь Лизы.

3. Знакомство с Эрастом.

4. Признание в любви.

5. Случайная встреча с Эрастом в Москве.

6. Гибель Лизы.

7. Дальнейшая судьба Эраста.

Глоссарий:

  • план бедная лиза
  • бедная лиза план
  • бедная лиза анализ произведения
  • план Бедной Лизы
  • план произведения бедная лиза

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В повести Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” речь идёт о том, как молодой дворянин по имени Эраст встретил однажды прекрасную девушку Лизу. Лиза со своею...
  2. Чему учит повесть Каждое столетие оставляет свой след в формировании литературы. Не является исключением и восемнадцатый век. Читая такие произведения, как “Бедная Лиза” Н. М....
  3. Был ли у Лизы другой выход Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” до глубины затрагивает души читателей. Этот русский писатель-сентименталист в своих произведениях умел ясно...

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) один из крупнейших русских литераторов времен сентиментализма. Его называли «Русским Стерном». Историк, создатель первого обобщающего исторического труда «Истории государства Российского» в 12-ти томах.

История создания произведения

Где бы не встречалось имя Н. М. Карамзина, сразу приходит на ум его повесть «Бедная Лиза». Прославив молодого поэта, она является одним из ярких произведений в русском . Это произведение считают первой сентиментальной повестью, принесшей автору славу и популярность.

В 1792 году Николай Карамзин, которому было 25 лет, работал редактором «Московского журнала». В нем впервые была опубликована повесть «Бедная Лиза». По словам современников, в ту пору Карамзин жил в окрестности Симонова Монастыря на даче Бекетова. Он хорошо знал те места и перенес все их красоты на страницы своего произведения. Сергиев пруд, якобы вырытый С. Радонежским, впоследствии стал центром внимания влюбленных пар, которые приходили туда на прогулки. Позже пруд был переименован в «Лизин пруд».

Литературное направление

С конца 17 века торжествовала эпоха со своими четкими правилами и рамками жанров. Поэтому пришедший ему на смену сентиментализм, с его чувственностью и простотой изложения, близкой к простой речи, перевел литературу на новый уровень. Своей повестью Н. Карамзин положил начало дворянскому сентиментализму. Он не выступал за отмену крепостного права, но в то же время показал всю человечность и красоту низшего сословия.

Жанр

Карамзин является создателем короткой новеллы – «чувствительной повести». До этого в 18 веке были широко распространены многотомные произведения. «Бедная Лиза» — первая психологическая повесть, в основе которой лежит моральный конфликт.

Творческий метод и стиль

Новаторским подходом в повести является сам образ рассказчика. Повествование ведётся от имени автора, человека, которому не безразличны судьбы главных героев. Его сопереживание и участие передается в манере изложения, что делает повесть соответствующей всем законам сентиментализма. Рассказчик сочувствует героям, переживает за них и никого не осуждает, хотя в ходе повествования он даёт волю своим эмоциям и пишет, что готов проклинать Эраста, что плачет, что сердце его обливается кровью. Описывая мысли и чувства своих героев, автор обращается к ним, спорит с ними, страдает с ними – всё это тоже было новым в литературе и тоже соответствовало поэтике сентиментализма.

Карамзин смог также по-новому показать в повести пейзаж. Природа в произведении уже не является просто фоном, она гармонирует и соответствует чувствам, которые переживают герои повести. Становится активной художественной силой произведения. Так, после признания Эраста в любви вся природа ликует вместе с Лизой: поют птицы, ярко светит солнце, благоухают цветы. Когда же молодые люди не смогли противостоять зову страсти, грозным предупреждением шумит буря, и дождь льётся из чёрных туч.

Проблематика произведения

  • Социальная: история влюбленных, принадлежащих к разным социальным слоям, несмотря на всю красу и нежность чувств, приводит к трагедии, а не к счастливому финалу, к которому привыкли в старых романах.
  • Философская: борьба разума с сильными естественными чувствами.
  • Моральная: нравственный конфликт повести. Прекрасные чувства между крестьянкой Лизой и дворянином Эрастом. В итоге после недолгих моментов счастья чувствительность героев приводит Лизу к гибели, а Эраст остаётся несчастным и будет вечно корить себя за смерть Лизы; именно он, по словам рассказчика, поведал ему эту историю и показал Лизину могилу.

Характеристика героев

Лиза. Главная героиня – девушка крестьянка. Автор показал ее истинный образ, не похожий на всеобщее представление о крестьянках: «прекрасная телом и душой поселянка», «нежная и чувствительная Лиза», любящая дочь своих родителей. Она трудится, оберегает мать от беспокойства, не показывая своего страдания и слез. Даже перед прудом Лиза вспоминает о матери. Она решается на роковой поступок, уверенная, что помогла матери, чем смогла: передала ей деньги. После знакомства с Эрастом Лиза мечтала о том, чтобы ее возлюбленный был рожден простым пастухом. Это подчеркивает всю бескорыстность ее души, а также то, что она реально смотрела на вещи и понимала, что между крестьянкой и дворянином не может быть ничего общего.

Эраст. В романе его образ соответствует социальному обществу, в котором он вырос. Богатый дворянин, в чине офицера, который вел разгульную жизнь в поисках утех в светских забавах. Но не находя желаемого, скучал и жаловался на судьбу. Карамзин в образе Эраста показал новый тип героя – разочарованного аристократа. Он не был «коварным соблазнителем» и искренне влюбился в Лизу. Эраст также является жертвой трагедии, и у него свое наказание. Впоследствии еще многие герои произведений русской литературы представлены в образе «лишнего человека», слабые и неприспособленные к жизни. Автор подчёркивает, что Эраст был добрым от природы, но слабым и ветреным человеком. Он был мечтательным, представлял жизнь в розовом цвете, начитавшись романов и лирических стихотворений. Поэтому его любовь не выдержала проверки реальной жизнью.

Мать Лизы. Образ матери Лизы часто остаётся вне поля зрения, так как основное внимание читателя приковано к главным действующим лицам. Тем не менее не следует забывать, что знаменитые слова Карамзина «и крестьянки любить умеют» относятся не к Лизе, а к её матери. Это именно она преданно любила своего Ивана, прожила с ним в счастье и согласии долгие годы и очень тяжело перенесла его смерть. Единственное, что удерживало её на земле – дочь, которую она не могла оставить одну, поэтому она и мечтает выдать Лизу замуж, чтобы быть спокойной за её будущее. Старушка не выдерживает обрушившегося на неё горя – известия о самоубийстве Лизы – и умирает.

Сюжет и композиция

Все события повести происходят на протяжении трех месяцев. Однако автор повествует о них как о событиях тридцатилетней давности. Кроме психологии героев, которая до мелочей раскрыта в повести, на концовку влияют и внешние события, толкнувшие главную героиню на решительный шаг.

Начинается и заканчивается повесть описанием окрестностей Симонова монастыря, которые напоминают рассказчику о плачевной судьбе бедной Лизы. Возле её могилы он любит сидеть в задумчивости под сенью деревьев и смотреть на пруд. Это описание было сделано Карамзиным настолько точно и живописно, что началось паломничество поклонников повести к монастырю, поиски места, где была хижина, поиски могилы Лизы и т. д. Читатели поверили в то, что эта история действительно произошла на самом деле.

Новым и непривычным было в повести то, что вместо ожидаемого (по привычным романам) счастливого финала читатель встречался с горькой правдой жизни.

Как говорил Карамзин о повести «Бедная Лиза»: «Сказка весьма не замысловатая». Эраст – молодой, богатый дворянин, влюбляется в дочь поселенца Лизу. Но из-за сословного неравенства брак их невозможен. Он ищет в ней друга, однако дружеское общение перерастает в более глубокие взаимные чувства. Но он быстро охладел к девушке. Находясь в армии, Эраст проигрывает свое состояние и, чтобы поправить финансовую ситуацию, женится на богатой пожилой вдове. Случайно встретив в городе Эраста, Лиза решает, что сердце его принадлежит другой. Не в силах смириться с этим, Лиза топится в том самом пруду, возле которого они когда-то встречались. Эраст до конца дней своих остаётся несчастным, он долгие годы страдает от мук раскаяния и открывает эту историю рассказчику за год до своей смерти. «Теперь, может быть, они уже примирились!» – такими словами завершает свою повесть Карамзин.

Значение произведения

Н. М. Карамзин, создав «Бедную Лизу», положил начало циклу литературы о «маленьких людях». Создал современный литературный язык, на котором говорили не только дворяне, но и крестьяне. Приблизил повествование к разговорной речи, что еще больше добавляло сюжету реальности и близости с читателем.

Анализ произведения

Эта повесть является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностранных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина играют чувства.

Одним из главных героев произведения становится повествователь, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение образа сентиментального повествователя оказалось новаторством Карамзина в русской литературе, так как раньше рассказчик оставался как бы в стороне и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Уже в заглавии данной повести сочетается имя собственное с определенным отношением автора к нему. Сюжет у Карамзина развивается необычно, идейно-художественным центром становятся не событие и постоянство героев, а их переживания, то есть сюжет носит психологический характер.

Экспозицией произведения является описание окрестностей Москвы, автор вспоминает времена, когда этот город ждал помощи в лютых бедствиях.

Завязкой становится встреча Лизы, бедной девушки, с молодым дворянином Эрастом.

Кульминацией является случайная встреча Лизы с Эрастом, во время которой он просит ее оставить его в покое, потому что женится.

Развязка - гибель Лизы. Она выбирает смерть, чтобы разрешить все проблемы, не жить обманутой и брошенной любимым человеком. Для Лизы жизни без Эраста не существует.

Очень важным для писателя-сентименталиста было обращение к социальной проблематике. Автор не осуждает Эраста за гибель Лизы. Ведь молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянская девушка. Всю оставшуюся жизнь он испытывает чувство вины перед Лизой, его собственный жизненный путь не сложился.

Карамзин одним из первых в русской литературе открыл тонкий и ранимый внутренний мир представительницы низшего сословия, а также способность бескорыстно и, беззаветно любить. Именно с его повести берет начало, еще одна традиция русской литературы - сострадание к простым людям, сочувствие их радостям и переживаниям, защита обездоленных и угнетенных. Таким образом, можно сказать, что Карамзин подготовил основу для творчества многих писателей XIX века.

План пересказа

Описание окрестностей Москвы. Жизнь Лизы. Знакомство с Эрастом. Признание в любви. Случайная встреча с Эрастом в Москве. Гибель Лизы. Дальнейшая судьба Эраста.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ произведения Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», план пересказа уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Работа с повестью «Бедная Лиза» рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…” От эпиграфа переходим к размышлениям о сущности любви. Ребята читают заранее подготовленные высказывания о любви, отражающие их жизненные позиции, аргументируют свою точку
    Татьяна Алексеевна ИГНАТЕНКО (1983) - учитель русского языка и литературы. Живёт в станице Новоминская Каневского района Краснодарского края. Работа с повестью «Бедная Лиза» рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…” От эпиграфа переходим к размышлениям
    Карамзин описывал отношения Лизы и Эраста в пасторальных, идиллических тонах, подчеркивая, что трагический конец их отношений - результат сложившихся обстоятельств и легкомысленного характера главного героя, и причина вовсе не в социальном неравенстве. Эраст - «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы», но «слабым и ветреным сердцем». «Он вел Рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии». Вначале Эраст думал только о «чистых радостях» и хотел «жить с Лизою как брат с сестрою»,
    Сцена прощания Лизы и Эраста очень трогательна. Она пронизана горечью разлуки, нежностью. В этом эпизоде чувствуются переживания героев, их любовь, но в то же время и то, что их счастье уже не вернуть. В описании этой сцены Н. М. Карамзин немногословен. Герои перед разлукой полны отчаяния, и это читатель видит в их действиях: "Лиза рыдала - Эраст плакал - оставил ее - она упала - стала на колени, подняла руки к
    Повесть Карамзина «Бедная Лиза», написанная в 1792 году и посвященная любовной теме, истории двух любящих сердец, получила особую популярность среди современников. Его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жестокий мир со своими бесчеловечными и страшными законами. Этот мир лишает героев Карамзина счастья, делает их жертвами, несет им постоянные страдания и обрекает на гибель. Лиза жила вместе с матерью в Подмосковье, в небольшом домике на берегу Москвы-реки, неподалеку
    Незатейливый сюжет "Бедной Лизы", ее простодушные герои, а главное - ее сверх меры "чувствительный" стиль кажутся сегодня слишком архаичными, чтобы вызывать интерес у широкой публики. Однако подобные представления опровергает одноименный фильм, снятый в 1998 г. известным американско-русским режиссером Славой Цукерманом и отмеченный несколькими престижными премиями. В том, что рассказанная Карамзиным история способна сегодня привлечь к себе живое внимание, упомянутый режиссер убедился еще на стадии обдумывания будущего фильма, когда знакомые поделились
    Поэтика сентиментализма отличалась от поэтики классицизма, стиля, который предшествовал сентиментализму. В произведениях классицизма за героями закреплена определённая роль: они либо положительные, либо отрицательные. В "Бедной Лизе" герои наделены и теми, и другими чертами. Лиза добра, любит мать и заботится о ней, искренне любит Эраста, но не следуют христианской традиции, не может соблюсти свою целомудренность и впадает в грех (с точки зрения церкви). Эраст чувствителен, добр, но ветрен, непостоянен. Однако он не

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 28» г. Курска

План – конспект открытого урока литературы в 8 классе по теме «Повесть Н. М.Карамзина «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма»

Учитель русского языка и литературы Горбачева О.В.

Цели урока:

Углубить представление обучающихся о сентиментализме;

Развивать самостоятельность мышления обучающихся средствами технологии развития критического мышления;

Научить проникать в мир художника слова, постигать красоту карамзинского слова;

Способствовать воспитанию у учащихся самых лучших качеств на примере главной героини произведения, воспитывать любовь к русской литературе и уважение к русским писателям, толерантность к чужому мнению.

Применяемая технология – технология развития критического мышления.

Эпиграф:

А.С. Пушкин.

Оформление доски:

Тема урока, эпиграф к уроку.

Портрет Н. М. Карамзина.

Выставка произведений Н. М. Карамзина.

Презентация « Н.М. Карамзин - самый яркий представитель сентиментализма в России».

Приёмы: «Бортовой журнал», кластер, обращение к первичному опыту учащихся, эссе, синквейн.

Ход урока

    Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.

    Вступительное слово учителя

Жизнь каждого человека – это загадка и тайна, и наша задача – попытаться разгадать эти тайны. Сегодня мы прикоснёмся к ещё одной тайне – тайне литературы.

Я надеюсь, что урок будет интересным и познавательным, самое главное, пройдёт в творческой атмосфере. Я очень хочу, чтобы сегодня мы все вместе научились мыслить критически, анализировать, высказывать своё мнение, не боясь ошибиться.

Как вы понимаете, что значит критически мыслить? (ответы учащихся)

Я считаю: кто не думает, тот не ошибается, а кто не ошибается, тот не думает, поэтому давайте сегодня работать, не боясь высказать свою точку зрения, ошибиться, снова пробовать, думать и находить верное решение.

П. Сообщение темы и цели урока

1. Слово учителя

Слайды 1-2. Портрет писателя

Наш сегодняшний урок посвящён одному из самых ярких представителей сентиментализма в России – Н. М. Карамзину. Значение его для русской культуры исключительно. Заслуга Карамзина в том, по словам В. Г. Белинского, что «он распространил в русском обществе познания, образованность, вкус и охоту к чтению».

«Его талант многогранен. Н. М. Карамзин был не только прекрасным писателем, но и … (учащиеся продолжают начатую фразу). (Сообщение ученика о значении Н. М. Карамзина для русской культуры)

2.Заполнение «Бортового журнала», создание на его основе кластера ассоциаций «Н. М. Карамзин» (индивидуально)

Работу мы начнём с заполнения «Бортового журнала». Давайте заполним 1 колонку таблицы. Укажите произведения Н. М. Карамзина или известные о нём сведения.

Бортовой журнал

Знаю

Узнал

Хочу узнать

(Учитель составляет на доске кластер на основе ответов учащихся)

Сейчас по прошествии многих лет мы с уверенностью можем сказать, что Н. М. Карамзин стал для всех русских людей эталоном благородной независимости, показал пример писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных добродетелей. Не случайно А. С. Пушкин сказал о своём учителе и друге замечательные слова:

Слайд 2. Эпиграф.

(Обращение к эпиграфу)

«Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России».

Эти слова мы можем повторить и сейчас.

Ш. Работа над темой урока.

Конечно, литературную славу Н. М. Карамзину, без сомнения, принесла сентиментальная повесть «Бедная Лиза». Давайте вспомним, что такое сентиментализм.

1.Ознакомление с заданиями.

Работать сегодня мы будем в группах.

Задания для групп:

1 группа – подготовить сообщение о сентиментализме и его основных чертах. (Север)

2 группа – подготовить сообщение о литературе Руссо, Гёте и истории создания повести «Бедная Лиза». (Восток)

3 группа- подготовить сообщение о реформе языка Карамзина. (Юг)

4 группа – подготовить сообщение о главном достижении русских сентименталистов. (Запад)

    Работа над выполнением заданий в группах 5-7 минут.

    Выступление групп.

Учащиеся слушают сообщения, заполняя 2 и 3 колонки «Бортового журнала».

Именно поэтому повесть «Бедная Лиза» пользовалась огромной популярностью, несмотря на незамысловатый сюжет, который был далеко не новым. Аналогичная ситуация рассматривалась во многих произведениях до и после Карамзина.

Публика нашла в произведении сострадание к бедным людям, сочувствие к жертвам страстей, понимание самого греха и неосуждение его. Она пронизана уважением к человеку, вызывает благородные чувства. Один из современников Карамзина свидетельствовал: «Мы чувствовали всю сладость участия и, несмотря на текущие слёзы, сердце наше тайно восхищалось, видя себя к тому способными». Читатели, как и автор повести, проливали о Лизе «слёзы нежной скорби».

«Бедная Лиза» стала первым национальным произведением, героям которого можно было сопереживать так же, как героям Руссо или Гёте.

Давайте и мы, читатели 21 века, услышим голос автора и постараемся понять героев повести, выразив им своё сострадание и сопереживание

4.Стадия осмысления. Анализ повести «Бедная Лиза».

Каков сюжет и композиция повести?

(В основе сюжета лежит социальный конфликт. Герою-аристократу Эрасту противопоставлена простая девушка-крестьянка. Его любовь к Лизе оказалась недолгой, он оставляет соблазнённую девушку, пытается откупиться от неё деньгами. Лиза потрясена случившимся. Безнадёжная любовь, чувство обиды, досады и вины перед матушкой создали сильный душевный накал – «страшнейшее сердечное мучение». В её сознании возникает мысль о самоубийстве как единственной возможности преодолеть возникшее противоречие между её любовью и нелюбовью к ней Эраста. «И крестьянки любить умеют» - с этими словами во многом связана идея повести. Однако Карамзин показал не только губительные последствия сословного неравенства. Повесть предупреждает молодых людей от совершения опрометчивых поступков, воспитывает чувство ответственности). Это новаторство в то время.

От какого лица ведётся повествование? Кто рассказывает повествователю о любви и смерти Лизы? Почему? Какова роль рассказчика?

Слайд 4. Лиза

Жизнь Лизы в родительском доме до встречи с Эрастом.

Чему её научили отец и мать? Какие главные черты её характера? Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Как Карамзин показывает развитие чувств героини, ведь для сентиментализма важно показать человеческую личность в движениях души?

Чтение по ролям эпизода «Первая встреча Лизы с Эрастом».

Примеры из текста о развитии чувств героини.

(Писатель подчёркивает, что Лиза проста, бесхитростна, прямодушна, как и её добродетельная маменька. Они любят друг друга и живут честно. Карамзин призывает читателя к любви к маленькому человеку, к человеку из народа, во многом идеализируя деревню, противопоставляя её развратному городу. «Правда живёт не во дворцах, а в хижинах». Это утверждение писателя учило видеть в народе здоровое нравственное начало).

Слайд 5.

Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Показать на примерах.

Слайд 6. Эраст

Что читатель узнаёт об Эрасте до встречи с Лизой?

Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

Когда и почему отношение Эраста к Лизе переменилось?

Чтение по ролям эпизода « Последняя встреча Эраста с Лизой».

Осуждает ли он Эраста?

(Эраст сам чувствителен и мечтает о непорочной любви. Чувственность и невинность становятся причиной трагедии. Лиза теряет невинность, и после своего падения она в глазах Эраста теряет свой ореол. Ничто больше не удерживало Эраста от дурной жизни).

Слайд 7. Самоубийство Лизы. Отношение автора к героям.

(Рассказчик оплакивает слишком чувствительных героев. Но сам он не разочарован в сентиментальном идеале. Он сохранил веру, что обострённая чувствительность людям на благо. История Эраста и Лизы ценна для него тем, что располагает к состраданию. Карамзин – не моралист, а художник. Он не боится показывать противоречия своей любимой идеи. В определённой ситуации жизнь сердца приводит к беде. А вывод читатель должен сделать самостоятельно.

5.Рефлексия.

1. Написание синквейнов

Напишите синквейн – пять строк о предмете, явлении или лице, наиболее ярко его характеризующие.

2.Чтение синквейнов учащимися.

6.Итог урока.

Вернёмся к высказыванию А. С. Пушкина.

Почему «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России»?

7. Обобщающая беседа.

Я хотела, чтобы этот урок заставил вас задуматься о значимости творчества Н. М. Карамзина, осмыслить его произведения. Мы попытались разгадать ещё одну его тайну. А сколько их у него, и что вас ждёт впереди – это тоже тайна, но открывать вы её будете сами, может быть, спустя годы. Я уверена, что у вас не пропадёт желание читать и перечитывать Карамзина снова и снова, открывая его каждый раз по- новому.

8.Оценки за урок. Домашнее задание: напишите, за что, по-вашему, Россия благодарна Карамзину?»