Творческий и жизненный путь гоголя николая васильевича. Жизненный и творческий путь

1. Место и значение Н.В.Гоголя в русской культуре.

2. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

3. «Тарас Бульба».

4. Комедия «Ревизор».

5. Поэма «Мертвые души».

6.Значение творчества Н.В.Гоголя.

«Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня», - писал Н.В.Гоголь. И он был прав. 2009 год был признан ЮНЕСКО годом Гоголя. Николай Васильевич Гоголь - один из немногих русских писателей, слава которого вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Творчество Гоголя имело исключительное значение в истории рус­ской литературы. По утверждению Белинского и Чернышевского, Гоголь стал основателем целого направления в русской литературе, так называе­мой «натуральной школы» 40-х годов ХIХ века. Гоголь создал произведения, которые явились подлинным открытием в художественной культуре, оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще. Гоголь не просто писатель, но человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель и пророк, стоявший на пороге подлинной разгадки исторических судеб России, в судьбе которого так или иначе отразилась судьба литературы и общественной мысли того времени. Гоголь - начало новой эпохи в художественном сознании России ХIХ века.

Родился писатель 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали писателя Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.
У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных.
Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед оставил духовное поприще и поступил в канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую - Гоголь , что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Гоголя.

Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, служил при Малороссийском почтамте, уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской , происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.

Детские годы Гоголь провел в имении родителей - Васильевке. Вместе с родителями мальчик часто ездил в имения окрестных помещиков, которые оказались достаточно просвещёнными людьми. Особенно привлекали Кибинцы, где хозяин имения содержал огромную библиотеку и домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером. К постановкам привлекали и маленького Николая. Источником сильных впечатлений мальчика служили также исторические предания и библейские сюжеты, рассказываемые матерью.

В 1818-1819 годах Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище . В мае 1821года писатель поступил в Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе, например, сатира "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).

С юношеских лет Николай Гоголь мечтал о юридической карьере. В декабре 1828 года после завершения обучения в гимназии он переехал в Петербург. Испытывая денежные затруднения, хлопоча о месте, он делает первые литературные пробы: в начале 1829 года появилось стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом " Алов" Гоголь напечатал "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы критиков. В июле 1829 года Гоголь сжег нераспроданные экземпляры книги и уехал путешествовать в Германию.
По возвращении в Россию Гоголю удается определиться на службу чиновником в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации (повесть "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала", статьи и эссе) обращают на него все большее внимание. Писатель завязывает обширные литературные знакомства: с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, А. С. Пушкиным. Гоголь часто бывал в Царском Селе у Пушкина, выполнял поручения по изданию "Повестей Белкина". Пушкин ценил Гоголя как писателя, "подарил" сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ".

Осенью 1831года года выходит 1-я часть сборника повестей из украинской жизни "Вечера на хуторе близ Диканьки". В неё вошли «Сорочинская ярмарка

», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота». Через год появилась 2-я часть, восторженно встреченная Пушкиным. Она включала в себя «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место». Повести данного цикла называют также украинскими повестями, так как в них ярко отразились национальный характер, быт и нравы украинского народа. «Вечера на хуторе близ Диканьки» характеризуются тем, что в них торжествует народное сознание, все серьёзные проблемы решаются с позиций народной морали. Гоголь рисует вольность народной жизни, её праздничный характер, ярмарочный дух, истинное веселье. Отличительными чертами повестей данного цикла являются музыкальность, слияние эпоса и лирики, комического и трагического, народного юмора и героического пафоса, а также фольклоризм и фантастика. Гоголь использует народные предания, легенды. В повестях много мифологических и сказочных персонажей: колдунов, ведьм, оборотней.
В начале 1830-х годов Гоголь занимался преподавательской деятельностью, давал частные уроки, а позже преподавал историю в петербургском Патриотическом институте. В 1834 году он был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете.

В1835 году вышли сборники "Арабески" и "Миргород". В "Арабесках" было помещено несколько статей популярно-научного содержания по истории и искусству и повести "Портрет", "Невский проспект" и "Записки сумасшедшего". В первой части "Миргорода" появились "Старосветские помещики" и "Тарас Бульба", во второй – "Вий" и "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.

«Тарас Бульба» - это историческая повесть. На фоне исторических событий, реально происходивших в XV-XVII вв., описана повседневная жизнь запорожских казаков. События более чем двух веков воссоздаются в судьбе одного героя и его сыновей. Важную роль играет фольклорная основа повести, описание пейзажей, интерьеров. Завязка произведения - встреча Тараса Бульбы с сыновьями Остапом и Андрием, которые приехали домой на каникулы. Тарас решает проверить их в деле и отправляется с ними в Запорожскую Сечь. Кульминацией повести является сцена убийства Тарасом Бульбой младшего сына Андрия за предательство и месть врагам за смерть старшего сына Остапа. Развязка повести - казнь самого Тараса Бульбы. Гоголь считает казачество не историческим или национальным сословием, а выражением одной из сторон «русского духа». Основная идея повести - единство народа, основанное на вере, патриотизме, товариществе и вольности.

Вершиной творчества Гоголя - драматурга стала комедия "Ревизор", вышедшая в свет и одновременно поставленная на сцене в 1836 году. В комедии рассказывается о том, как в уездном городе случайного проезжего принимают за ревизора из столицы. По словам самого писателя, в «Ревизоре» он «решился собрать в одну кучу всё дурное в России, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Действие комедии «Ревизор» происходит в современном Гоголю обществе, и почти все пороки этого общества ярко отображены в этом произведении. Доказательством этого может послужить то, что пьесу долго не желали ставить. Потребовалось вмешательство Жуковского, который лично убедил императора в том, что «в комедии нет ничего неблагонадёжного, что это только весёлая насмешка над плохими провинциальными чиновниками».

«Ревизор» - подлинно народная комедия. Её народность заключается прежде всего в её идейном содержании. Комедия пронизана глубочайшей ненавистью писателя к бюрократически-чиновничьей системе, царившей в России его времени. Гоголь показывает чиновничество как антинародную власть. Образы комедии типичны, поведение каждого героя жизненно мотивировано, их слова и поступки раскрывают их характеры. И хотя Гоголь нарисовал в «Ревизоре» мир провинциальных чиновников, глубина проникновения писателя в действительность была настолько поразительной, что зрители и читатели комедии сразу же увидели в ней изображение всей России - её крепостнически-бюрократического строя.

В 1836-1848 годах Гоголь жил за границей, лишь дважды приезжал в Россию. В 1842 году вышли в свет"Похождения Чичикова, или Мертвые души" значительным для того времени тиражом в 2,5 тысячи экземпляров. Работа над книгой началась еще в 1835 году, первый том поэмы был завершен в августе 1841 года в Риме.

В «Мёртвых душах» дана широкая и правдивая картина русской жизни 20-30х годов прошлого века. Своим содержанием поэма отрицала злой и подлый мир "Мёртвых душ" рабовладельцев и царских чиновников. Гоголь, как в зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянско-бюрократического строя с его полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим произволом. Сюжету " Мёртвых душ" противостоит в поэме лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Автор выступает как патриот, в котором нашла отражение вера в будущее Родины, где не будет никаких Собакевичей, Маниловых, Плюшкиных и Чичиковых. За странным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую душу народа. В поэме с подъёмом и восхищением говорится о его смелости, о любви к свободной жизни. Образ Родины Н.В. Гоголь изобразил реально. Крепостное право тормозило развитие России. Автор в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки - это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главная роль в мировом развитии. "Мёртвые души" - это энциклопедия жизни крепостной Руси. Белинский писал: " Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность".

В 1842 году под редакцией писателя вышло первое собрание сочинений Гоголя, где была напечатана повесть "Шинель".

В 1842-1845 годах Гоголь работал над вторым томом "Мертвых душ", однако в июле 1845 года писатель сжег рукопись. В начале 1847 года вышла в свет книга Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями ", которую многие, в том числе, близкие друзья восприняли негативно.

Зиму 1847-1848 годов Гоголь провел в Неаполе. В апреле 1848 года, после паломничества в Святую землю, Гоголь окончательно вернулся в Россию, где большую часть времени проводил в Москве, бывал наездами в Петербурге, а также в родных местах - Малороссии.

К началу1852 года была заново создана редакция второго тома "Мертвых душ", главы из которой Гоголь читал близким друзьям. Однако чувство творческой неудовлетворенности не покидало писателя, в ночь на 24 февраля 1852 года он сжег рукопись второго тома романа. В неполном виде сохранилось лишь пять глав, относящихся к различным черновым редакциям, которые были опубликованы 1855 году.

4 марта (21 февраля по старому стилю) 1852 года Николай Гоголь скончался в Москве. Он был похоронен в Даниловом монастыре. В 1931 году останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Бессмертное творчество Гоголя обогатило принципы художественного отображения действительности, раскрыло неисчерпаемые возможности использования в реалистической литературе гротеска, фантастики, символики.

Н.В. Гоголь оказал сильное влияние на развитие сатирического творчества Герцена, Некрасова, Чернышевского и особенно - Салтыкова-Щедрина.

Велико значение Гоголя в развитии русского литературного языка. Вслед за Пушкиным он обратился к речи народа. Он боролся за чистоту и самобытность русского языка. Этим качеством своего языка Гоголь оказал влияние и на Тургенева как автора «Записок охотника», и на Островского, и на Некрасова.

Творчество Гоголя вдохновляло русских композиторов и художников. Мусоргский написал на сюжет Гоголя оперу «Сорочинская ярмарка», Римский - Корсаков - «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», Чайков­ский - «Черевички». Репин создал свою знаменитую картину «Запорож­цы» не без влияния «Тараса Бульбы.

Влияние творчества Гоголя на развитие руской литературы.

Николай Васильевич Гоголь — самая таинственная звезда на небосклоне русской литературы XIX и XX веков — доныне изумляет читателя и зрителя и магической силой изобразительности, и необычнейшим своеобразием своего пути к Родине, к разгадке и даже … созданию будущего для неё. Уклон в Грядущее … Гоголь — вспомним ещё раз и пушкинскую мечту «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой», и прозвучавшую через сто лет стыдливую надежду Маяковского «Я хочу быть понят родной страной» — довершил идею движения в Будущее, в тревожное и, как верили многие, в «прекрасное Дапёко», которое не будет же только жестоко к человеку. И в этом плане он наиболее близок многому в русском фольклоре, в народной песне

«Невозможно забыть ничего из сказанного Гоголем, даже мелочей, даже не нужного», — отмечал Ф.М.ДостоевскиЙ. «У Гоголя был резец Фидия» — писал философ и критик хх века В.В.Розанов. — Сколько слов посвящено Петрушке, лакею Чичикова? А помнится не меньше, чем Николай Ростов. А Осип?» В самом деле … Меланхоличный Осип, слуга Хлестакова в «Ревизоре», всего-то и говорит, предостерегая своего барина, вдохновенного сочинителя поэмы о собственной значительности: «Уезжайте отсюда. Ей-богу, уже пора», — да принимает дары от купцов, включая … памятную верёвочку («давай и верёвочку, — и верёвочка в доро- ге пригоцится»). Но эту «веревочку про запас» запомнили многие поколения русских зрителей.

И с какой же сверхьестественной полнотой совместились именно в Гоголе два прекраснейших качества, живущих во многих, за исключением Пушкина, раздельно: исключительная жизненная наблюдательность и столь же редкая сила воображения. Если художественный образ как главный выразитель духовной жизни России, сосредоточение её духовной жизни был до Гоголя как бы отдалён от фактов, от фактичности, то в творчестве Гоголя — задолго до М. Г орького! — факт как бы продвинулся в глубь образа, заострил образ, утяжелил его.

Из гоголевской действительности вечно будут возникать в памяти и невероятно широкие шаровары, роковая трубка, «люлька» Тараса Бульбы, рассохшиеся «поющие двери» в идиллическом доме «старосветских помещиков». И поразившая даже А.Блока загадочная мелодия «струны, звенящей в тумане», из петербургских фантастических грёз Поприщина («Записки сумасшедшвго»).

Доныне трудно решить — в подробностях ли «помним» мы даже саму магическую птицу-тройку, этот «нехитрый, кажись, дорожный снаряд»? Или всякий раз вместе с Гоголем «сочиняем» эту крылатую тройку на свой лад, «дополняем», расшифровываем запредельную загадку неукротимого, ужас наводящего движения? Необьятную тайну «дымом дымящейся дороги», секрет неведомых свету коней с невероятными, но как бы и видимыми «вихрями В гривах»? Вероятно, был прав современник Гоголя И.КиреевскиЙ, говоривший, что после про- чтения «Мёртвых душ» у нас появляется «надежда И мысль О великом назначении нашего отечества».

А ведь доныне загадочен безответный вопрос — эпиграф ко всей послегоголевской литературе — «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа»! И какой же может быть ответ, если Русь-тройка мчится «сквозь Коробочек и Собакевичей» (П.в.палиевский)? Если два известнейших писателя начала хх века, создавая свой близкий символизму образ Гоголя, составляли эту Русь-тройку «из безумного Поприщина, остроумного Хлестакова и благоразумного Чичикова» (Д.С.МережковскиЙ) или?. «Гоголь богатый: не одна, а две тройки — Ноздрёв — Чичиков — Манилов и Коробочка — Плюшкин — Собакевич … Ноздрёв — Чичиков — Манилов сквозь леса и горы жизнь под облака парят — воздушная тройка. Строят жизнь не, а хозяева — другая тройка: Коробочка- Плюшкин — Собакевич».

Чему Гоголь научил всю последующую русскую литературу?

Обычный ответ, что он вывел Смех как стихию жизни на первый план, что никогда так не смеялись в России зрители и читатели — после «Недоросля» Д.Фонвизина с его Простаковыми, Скотиниными и Митрофанушкой, после «Горя от ума» А.Грибоедова, — как они засмеялись вместе с Гоголем, едва ли во всём точен. Смех Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (1832) ещё светел, лёгок, порой забавен, хотя часто явления всякого рода колдунов, чародеев, похитителей луны чередуются с пугающими своим автоматизмом непрерывными танцами, с «гопаком», как бы оберегающим этот оптимизм. Безудержный прилив какого-то отчаянного озорства скрепляет идеальный и идиллический мир.

А каков смех в «петербургских повестях», во всей гоголевской демонологии Петербурга, этого самого рокового, умышленного города в России? Гоголь убирает в этих повестях забавные или страшные фигуры носителей зла всю наглядную озорную фантастику и чертовщину, удаляет куда-то Басаврюка, панночку-ведьму, русалок, колдунов, — но какое-то безликое, безграничное зло воцаряется в его Петербурге. Впервые в русской прозе рождается та «дьяволиада», то мировое зло, которое потом будут «расколдовывать» и Бул гаков в «Мастере и Маргари те» со своим сатаной Воландом, и Платонов во множестве пьес, и конечно, А.Белый в «Патербурге» , Ф.К.Сологуб в «Мелком бесе» и даже Шукшин в своих фантасмагориях «До третьих петухов» и «Поутру они проснулись… ». Не из одной «Шинели» вышел даже Достоевский, и Сухово-Кобылин со своей драматической трилогией «Свадьба кречинского», «Дело», «Смерть Тарепкина», а также из гоголевского «Носа» с его обманчивой фигуративностью, ложной конкретностью, страшной призрачностью, страхе пространства, стремлением заслониться о набегающей пустоты … Площади гипертрофированных размеров в Петербурге … отражают неполную обжитость, малую переработанность пространства в раннем Петербурге (не случайно Башмачки на грабят на широкой площади, тогда как в Mоскве ве это делалось в узких переулках). Петербургский страх, само зло в гоголевских «петербургских повестях» — это уж не скверный сосед-черт, колдун, не Басаврюк. Писатель не видит носителей живого зла, носителей колдовства. Весь Невский проспект — длящаяся фантасмагория, обман: — Всё обман, всё мечта, всё не то, что кажется!» Этим заклинанием завершает Гоголь «Невский проспект», тревожную повесть о трагической гибели идеалиста-художника Пискарёва и счастливом «просветпении», избавлении от жажды мести выпоротого немцами-ремесленниками пошлого поручика Пирогова. Из этого Петербурга вместе с Хлестаковым именно страх, спутник и тень Петербурга, придёт в сборный провинциальный город в «Ревизоре».

Гоголь так своеобразно «воспел» (не отпел ли?) Петербург, что многие историки позднее несправедливо винили, укоряли его: с него, Гоголя, начинается известное «потускнение», омрачение образа Петербурга, замутнение его царственной красоты, затяжная эра трагических сумерек Петрополя.

Именно после Гоголя возникает и трагический Петербург Достоевского, и весь тревожный силуэт города-призрака в романе «Петербург» А.Белого, и тот город А.Блока, где «Над бездонным провалом в вечность, / Задыхаясь, летит рысак … ». Гоголевский Петербург стал в ХХ веке прообразом, основой той грандиозной сценической площадки для многоактного действа революций, стал городом, «знакомым до слёз» (О. Мандельштам), для А.Блока в поэме «Двенадцать» и многие другие.

Размах и глубина противоречий в художнике — нередко свидетельства величия его исканий, запредельность надежд и печалей. Понимал ли Гоголь, создавший комедию «Ревизор» (1836), вместе с будущим Хлестаковым (он назывался Скакуновым в первой редакции) это новое, миражное пространство, полное отголосков грядущего, понимал ли он весь смысл «Ревизора», своего гениального творения?

Смешные герои «Ревизора» — предельно отчётливые, словно изваянные фигуры чиновников, обитателей сборного города — будто втянуты в поле действия отчуждённых, даже от автора, сил, в поле абсурда, заблуждения. Они заверчены какой-то внеличной каруселью. Даже на сцену они врываются, буквально выдавив, обрывая дверь, как Бобчинский ввалился в номер Хлестакова, обрушив на пол дверь, из коридора. Гоголь и сам как будто отчуждён от комедии, где царствует стихия смеха, стихия действия и выразительного языка. Только в конце комедии он как бы «опоминается», пробует отнести и к зрителям, и к самому себе очень назидательное и горестное сомнение: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!» Между прочим, в тексте 1836 года этой многозначительной реплики, сигнала к остановке «карусели», ко всеобщему окаменению, превращению грешников в своеобразные «соляные столпы», не было. Да так ли они, смешные герои «Ревизора», злодейственны? Таких правдивых, откровенных, доверчивых «злодеев», словно умоляющих смягчить кару, мечущихся со своими пороками, как на исповеди выкладывающих всё о себе, до Гоголя вообще не было. Они ведут себя как под Богом ходящие, убеждённые, что Хлестаков (посланец страшной, петербургской высшей силы) и мысли их и дела знает наперёд …

«Мёртвые души» (1842) — это одинокая, еще более трудная попытка Гоголя, прямого предшественника пророческого реализма Достоевского, выразить предельно концептуально «русскую точку зрения» на судьбу человека в мире, на все его иррациональные связи, выразить через анализ чувства совести и голос пороков. Бессмертная поэма — синтез всего художественного духовного опыта писателя и одновременно — резкое преодоление границ литературы, предвещающее даже будущее отречение Толстого от художественного слова. Лев Толстой, кстати говоря, почти по-гоголевски скажет о духовном изнеможении, сверхнапряжении познающей мысли русского писателя, о его страдающей совести и муках слова: для него в поздние годы, на пороге хх века всё творчество — это познание Родины «на пределе мысли и в начале молитвы».

Гоголь — основоположник великой серии грандиозных этических попыток спасти Россию, обратив её ко Христу: она была продолжена и в проповедях Л.Толстого, и в горестных часто попытках С.Есенина осознать рок, вихрь событий, деяния тех, что в России 1917 года только «Напылили кругом, накопытили / И пропали под дьявольский свист». И даже в какой-то жертвенности В.Маяковского: «за всех расплачусь, за всех расплачусь» … Смерть А.Блока в 1921 году в момент, когда исчезла музыка в эпохе, — это тоже далёкий вариант «самосожжения Гоголя». Гоголь «гоголизировап» многие решения и помыслы писателей. Он словно пытался сдвинуть самое неподвижное, окаменевшее, всех позвать за собой по пути Руси-тройки. И загадка «Мертвых душ», то есть первого тома, с наездами Чичикова к шести помещикам (каждый из них то «мертвее», то живее предыдущего), с обломками тома второго, чаще всего разгадывается с помощью акцентирования внимания на образе дороги, на мотивах движения. Как и в «Ревизоре», мысль Гоголя в «Мертвых душах» словно рвётся сквозь Русь грешную, мимо кучи старья в доме Плюшкина к Руси святой, идеальной. Идея богооставленности Руси опровергается множеством проницательных скорбных взглядов в биографиях героев, включая Чичикова. Часто писатель и слышит и видит то, что идёт на помощь его отчаянию, его тоске: «Ещё доселе загадка — этот необъяснимый разгул, который слышится в наших песнях, несётся куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгораемой желанием лучшей отчизны». Его Чичиков, смеявшийся над «комментариями» Собакевича к списку мёртвых душ, вдруг сам создаёт целые поэмы о плотнике Степане Пробке, о бурлаке Абакуме Фырове, ушедшем на Волгу, где царит «разгул широкой жизни» и песня, «бесконечная как Русь».

Творчество Гоголя

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 г. в селе Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детские годы будущий писатель провел в родительском имении Васильевка. Образование получил в Гимназии высших наук в г. Нежин Черниговской губернии (1821 – 1828). В 1828 году отправился в Петербург «искать места» чиновника. Главной причиной отъезда в столицу было желание утвердиться на литературном Олимпе.

Первый период творчества (1829 – 1835) В июне 1829 Гоголь издает на собственные деньги написанную еще в Нежине поэму «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов. Отзывы на публикацию были резко отрицательными. Гоголь забирает из книжных лавок все экземпляры поэмы и сжигает их, а затем уезжает в Германию. Вернувшись из-за границы Гоголь поступает на службу – становится заурядным петербургским чиновником. Вершина его чиновничьей карьеры – помощник столоначальника в Департаменте уделов.

Первый период творчества (1829 – 1835) В 1831 году Гоголь публикует «Вечера на хуторе близ Диканьки» , которые делают его имя знаменитым. Сборник состоит из восьми повестей, объединенных местом действия (Диканька и ее окрестности) и фигурой «издателя» (пасичник Рудый Панько). Гоголь выступает в «Вечерах…» как писатель-романтик. Он обращается к сказочному, мифологическому прошлому своего народа, «к коренным, национальным первоосновам славянского мира» (Ю. Манн).

Первый период творчества (1829 – 1835) «Вечера …» принесли Гоголю успех, но этот успех стал косвенной причиной творческого кризиса писателя. Причина недовольства писателя самим собой заключалась в том, что в малороссийских повестях он смеялся «для развлечения самого себя» , чтобы скрасить серую «прозу» петербургской жизни. Настоящий же писатель, по убеждению Гоголя, должен делать «добро»: «смеяться даром» , без ясной нравственной цели – предосудительно.

Первый период творчества (1829 – 1835) В 1835 году вышел сборник «Миргород» . Все повести сборника пронизаны мыслями автора о полярных возможностях человеческого духа. Жизнь человека может быть такой, как в «Тарасе Бульбе» , а может быть такой, как в «Повести о том, как поссорился Иванович с Иваном Никифоровичем» . С мире существует природное зло, справиться с которым человек не в силах: заглянув в глаза Вию, Хома Брут умирает от страха. Тем острее встает перед людьми задача объединиться перед лицом мирового зла.

Второй период творчества (1835 - 1842) Во второй половине 30 -х гг. в творчестве Гоголя появляется новая тема – тема Петербурга. Пять повестей, написанных Гоголем в разное время, критики объединяют в «петербургский» цикл. («Невский проспект» , «Нос» , «Портрет» , «Шинель» , «Записки сумасшедшего»). Петербург Гоголя – город невероятных происшествий, призрачно-абсурдной жизни, фантастических событий. Город обезличивает людей, искажает их добрые качества, выпячивает дурные, до неузнаваемости меняет их облик.

Второй период творчества (1835 - 1842) К 1835 году относятся замыслы комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души» . Известно, что в одну из встреч в октябре 1835 года Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора» . Первая черновая редакция была написана за два месяца. 19 апреля 1836 года состоялась премьера «Ревизора» в Александринском театре. Всего над текстом комедии Гоголь работал 17 лет. За год до смерти, в 1851 году, он внёс последние изменения в одну из реплик четвертого действия. Окончательной редакцией считается текст 1842 года.

Второй период творчества (1835 - 1842) В 1836 году Гоголь уезжает за границу с намерением «глубоко обдумать свои обязанности авторские, свои будущие творения» . Главным трудом Гоголя во время пребывания за границей, которое растянулось на 12 лет, стали «Мертвые души» . В письмах к друзьям, определяя масштаб своего произведения, Гоголь утверждал, что «вся Русь явится в нем» . После смерти Пушкина Гоголь стал воспринимать «Мертвые души» как «священное завещание» учителя и друга. В мае 1842 года первый том поэмы был издан под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души» .

Третий период творчества (1842 -1852) После издания первого тома «Мертвых душ» Гоголь уезжает за границу и приступает к созданию второго тома поэмы. Первая редакция второго тома была завершена в 1845 г. , но не удовлетворила Гоголя: рукопись была сожжена. В 1846 г. Гоголь издает книгу «Выбранные места из переписки с друзьями» , свой религиозный, нравственный, эстетический манифест. Гоголь-писатель постепенно превращается в Гоголя-проповедника. По его мнению, писатель не может быть просто художником, он должен быть учителем, моралистом, проповедником.

Третий период творчества (1842 -1852) В последние годы жизни Гоголь «страстно желал, но так и не смог переплавить открывшиеся ему духовные истины в ценности художественные» . В апреле 1848 после путешествия в Иерусалим, ко Гробу Господню, Гоголь возвращается в Россию, где продолжает работать над вторым томом «Мертвых душ» . За несколько дней до смерти, в феврале 1852 г. , Гоголь сжег рукопись второго тома «Мертвых душ» . 21 февраля (4 марта) Гоголь умер.

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую - Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения).

Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.

Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754-1829), дальнего родственника Гоголей, бывшего министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для к-рого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.

В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).

Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. На принятие Гоголем такого решения большое влияние оказал проф. Н. Г. Белоусов, читавший курс естественного права, а также общее усиление в гимназии вольнолюбивых настроений. В 1827 здесь возникло "дело о вольнодумстве", закончившееся увольнением передовых профессоров, в том числе Белоусова; сочувствовавший ему Гоголь дал на следствии показания в его пользу.

Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя.
В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.
В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.
Верх гоголевской фантастики - "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре.
В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835 г., до написания "Ревизора", и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно гнетущее чувство.
В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Мицкевичем. Затем переезжает в Рим. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта.
В декабре 1838 года в Рим приехал Жуковский, сопровождавший наследника (Александра II). Гоголь был чрезвычайно образован приездом поэта, показывал ему Рим; рисовал с ним виды.

В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ" - вначале в доме Аксаковых, потом, после переезда в октябре в Петербург, у Жуковского, у Прокоповича в присутствии своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий.
В мае 1842 г. "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет.
После первых, кратких, но весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. Позднее со статьей, граничившей с доносом, выступил Н.А.Полевой.
Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу. Перед отъездом он поручает Прокоповичу издание первого собрания своих сочинений. Лето Гоголь проводит в Германии, в октябре вместе с Н. М. Языковым переезжает в Рим. Работает над 2-м томом "Мертвых душ", начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени отдает подготовке собрания сочинений. "Сочинения Николая Гоголя" в четырех томах вышли в начале 1843 г., так как цензура приостановила на месяц уже отпечатанные два тома.
Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу - период напряженной и трудной работы над 2-м томом "Мертвых душ".
В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и "восстановления сил" в Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Начинается полоса лечения и консультаций с различными медицинскими знаменитостями, переездов с одного курорта на другой? то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден, то в Карлсбад. В конце июня или в начале июля 1845 г., в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в "Четырех письмах к разным лицам по поводу "Мертвых душ" - "Выбранные места") Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу.
Гоголь продолжает работать над 2-м томом, однако, испытывая возрастающие трудности, отвлекается на другие дела: составляет предисловие ко 2-му издания поэмы (опубликовано в 1846 г.) "К читателю от сочинителя", пишет "Развязку Ревизора" (опубликована 1856), в которой идея "сборного города" в духе теологической традиции ("О граде божием" Блаженного Августина) преломлялась в субъективную плоскость "душевного города" отдельного человека, что выдвигало на первый план требования духовного воспитания и совершенствования каждого.
В 1847 г. в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Книга выполняла двоякую функцию - и объяснения, почему до сих пор не написан 2-й том, и некоторой его компенсации: Гоголь переходил к изложению своих главных идей - сомнение в действенной, учительской функции художественной литературы, утопическая программа выполнения своего долга всеми "сословиями" и "званиями", от крестьянина до высших чиновников и царя.
Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую критическую бурю. Все эти отклики настигли писателя в дороге: в мае 1847 г. он из Неаполя направился в Париж, затем в Германию. Гоголь не может прийти в себя от полученных "ударов": "Здоровье мое... потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь, сам, как я еще остался жив".
Зиму 1847-1848 Гоголь проводит в Неаполе, усиленно занимаясь чтением русской периодики, новинок беллетристики, исторических и фольклорных книг - "дабы окунуться покрепче в коренной русский дух". В то же время он готовится к давно задуманному паломничеству к святым местам. В январе 1848 морским путем направляется в Иерусалим. В апреле 1848 после паломничества в Святую землю Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах - Малороссии.

В середине октября Гоголь живет в Москве. В 1849-1850, Гоголь читает отдельные главы 2-го тома "Мертвых душ" своим друзьям. Всеобщее одобрение и восторг воодушевляют писателя, который работает теперь с удвоенной энергией. Весною 1850 Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.
В октябре 1850 Гоголь приезжает в Одессу. Состояние его улучшается; он деятелен, бодр, весел; охотно сходится с актерами одесской труппы, которым он дает уроки чтения комедийных произв., с Л. С. Пушкиным, с местными литераторами. В марте 1851 г. покидает Одессу и, проведя весну и раннее лето в родных местах, в июне возвращается в Москву. Следует новый круг чтений 2-го тома поэмы; всего было прочитано до 7 глав. В октябре присутствует на "Ревизоре" в Малом театре, с С. В. Шумским в роли Хлестакова, и остается доволен спектаклем; в ноябре читает "Ревизора" группе актеров, в числе слушателей был и И. С. Тургенев.

1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.
Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в селе Большие Сорочинцы, в семье небогатых помещиков - Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских. Отец писателя был автором нескольких комедий на украинском языке. С 1821 по 1828 год Николай Васильевич обучался в Нежинской гимназии высших наук. Интерес к литературе и живописи, а также актерский талант проявились уже в годы учебы. Большим увлечением многих воспитанников гимназии был любительский театр, одним из создателей которого был Гоголь. Он был талантливым исполнителем многих ролей, а также режиссером и художником, автором веселых комедий и сценок из народного быта.

В гимназии будущий писатель начал составлять «Лексикон малороссийский» (украинско-русский словарь) и записывать народные песни. Замечательные памятники устного поэтического творчества писатель собирал в течение всей своей жизни. Первые литературные опыты Гоголя относятся к 1823-24 годам. Через два года после поступления в гимназию он стал одним из активных участников литературного кружка, члены которого издавали сразу несколько рукописных журналов и альманахов: «Метеор литературы», «Звезда», «Северная заря» и др. В этих изданиях печатались первые повести, критические статьи, пьесы и стихи начинающего писателя.

Окончив гимназию, Гоголь уехал в Петербург и через год поступил на государственную службу, а затем стал преподавать историю в одном из учебных заведений. В этот период Николай Васильевич познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Плетневым и А.С. Пушкиным, который оказал на его творчество огромное влияние. Гоголь считал себя учеником и последователем великого поэта. Наряду с Пушкиным, большое влияние на формирование литературных вкусов будущего писателя оказали романтическая поэзия и проза декабристов.

В 1831-32 годы вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», основанная на украинском народном творчестве - песнях, сказках, народных поверьях и обычаях, а также на личных впечатлениях самого автора. Эта книга принесла Гоголю большой успех. Появление «Вечеров на хуторе близ Диканьки», по словам Пушкина, было необыкновенным явлением в русской литературе. Гоголь открыл русскому читателю удивительный мир народной жизни, проникнутый романтикой народных преданий и традиций, веселым лиризмом и задорным юмором.

1832-33 годы явились переломным этапом в жизни писателя. Это было время настойчивых поисков новых тем и образов, подсказываемых жизнью. В 1835 году были изданы два сборника: «Миргород» и «Арабески», которые принесли Гоголю еще большее признание. В сборник «Миргород» вошли повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Одновременно с этим продолжалась работа над «Петербургскими повестями» - циклом произведений, посвященных петербургской тематике. Первые наброски цикла относятся к 1831 году. Самая значительная из повестей петербургского цикла - «Шинель» - была завершена в 1841 году.

В 1836 году, в Александринском театре, состоялось первое представление комедии «Ревизор», в которой автор безжалостно высмеивает чиновников и поместное дворянство. Персонажи комедии были типичны для всей России того времени, и многие зрители, впервые увидевшие комедию, считали, что автор высмеивает именно их город, их чиновников, помещиков и полицейских. Но далеко не все приняли комедию благожелательно. Представители чиновничьей бюрократии увидели в комедии угрозу. На страницах журнала стали появляться статьи, обвинявшие автора комедии в искажении действительности. Те, кто узнал в героях комедии себя, утверждали, что ее содержание сводится к старому пустому анекдоту.

Критические отзывы глубоко травмировали Гоголя. В последующие годы он продолжал усиленно работать над композицией пьесы и образами героев. В 1841 году комедия в значительно переработанном виде была вторично издана отдельной книгой. Но и эта редакция показалась писателю несовершенной. Только шестой вариант «Ревизора» Гоголь включил в четвертый том своих «Сочинений» 1842 года. Но в этом виде комедия, из-за цензурных препятствий, была поставлена на сцене только через 28 лет.

Почти одновременно с первой редакцией «Ревизора» был опубликован первый номер журнала Пушкина «Современник», в подготовке которого Гоголь принимал активное участие. В одной из своих статей он выступил с критикой редакционных изданий, после чего нападки со стороны правящих сословий заметно ожесточились.

Летом 1836 года Гоголь решил на время уехать за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии. В последующие годы он два раза возвращался на родину - в 1839-40 гг. и в 1841-42 гг. Гибель А.С. Пушкина глубоко потрясла писателя. К этому времени относится начало его работы над поэмой «Мертвые души». Незадолго перед дуэлью Пушкин отдал Гоголю свой собственный сюжет, и писатель считал свое произведение «священным завещанием» великого поэта.

В начале октября 1841 года Гоголь приехал в Петербург, а через несколько дней выехал в Москву, где продолжал работать над «Мертвыми душами». В мае 1842 года вышел в свет первый том «Мертвых душ», а в конце мая Гоголь вновь отправился за границу. Российские читатели, познакомившиеся с новым творением Гоголя, сразу же разделились на его сторонников и противников. Вокруг книги разгорелись горячие споры. Гоголь в это время отдыхал и лечился в небольшом немецком городке Гастейне. Волнения, связанные с изданием «Мертвых душ», материальная нужда, нападки критики стали причиной духовного кризиса и нервной болезни.

В последующие годы писатель часто переезжал с одного места в другое, надеясь, что перемена обстановки поможет ему восстановить здоровье. К середине 40-х годов духовный кризис углубился. Под влиянием А.П. Толстого Гоголь проникся религиозными идеями, отказался от своих прежних убеждений и произведений. В 1847 году был издан цикл статей писателя в форме писем под названием «Выбранные места из переписки с друзьями». Главная мысль этой книги - необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Книга вышла в свет в сильно измененном цензурой виде и была признана слабым в художественном отношении произведением. Одновременно Гоголь работал и над трудами теологического характера, самый значительный из которых «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857).

Последние годы своей жизни Н.В. Гоголь прожил одиноко. В 1848 году писатель намеревался осуществить свою главную мечту - поездить по России. Но на это уже не было ни средств, ни физических сил. Он побывал в родных местах, полгода жил в Одессе. В Петербурге познакомился с Некрасовым, Гончаровым и Григоровичем, в апреле 1848 года совершил паломничество в Святую землю к гробу Господню, но большую часть времени проводил в Москве. Несмотря на болезнь, писатель продолжал трудиться, так как в литературе видел смысл своей жизни.

В последние годы все мысли Гоголя были поглощены вторым томом «Мертвых душ». В начале 1852 года у писателя обнаружились признаки нового душевного кризиса, он отказался от пищи и медицинской помощи. Состояние его здоровья ухудшалось с каждым днем. Однажды ночью, во время очередного приступа, он сжег почти все свои рукописи, в том числе и законченную редакцию второго тома «Мертвых душ» (сохранились в неполном виде лишь 7 глав). Вскоре после этого писатель скончался и был погребен в Свято-Даниловом монастыре. В 1931 году останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище. Незадолго до смерти Гоголь сказал: «Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня…». И он оказался прав. Около двухсот лет прошло со дня смерти великого русского писателя, но его произведения и сегодня занимают почетное место в ряду шедевров мировой классики.