Смех как действующее лицо в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор. «Смех — благородное лицо» в комедии Гоголя «Ревизор

Главное в комедии Н.В. Гоглоя "Ревизор" - это смех!

Главным героем комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» стал смех. Работу над своим произведением Гоголь начал в 1835 году. Чуть позже состоялись две премьеры комедии в Москве и Петербурге. А работа над текстом комедии продолжалась вплоть до 1842 года.

Создавая комедию «Ревизор», Гоголь хотел не только обличить чиновничество с помощью смеха. Он мечтал, чтобы «Ревизор» заставил чиновников измениться. Именно для этой цели Гоголь изобразил всех чиновников в комическом виде. Писатель считал, что высмеивание отрицательных черт персонажей должно положительно повлиять на читателя и зрителя «Ревизора». Человек, обнаружив в себе эти пороки, должен был стремиться к их исправлению.

Анализирую современную ему литературу, Гоголь пришёл к выводу, что необходима комедия нового типа. Он был убежден, что комедия, построенная на любовном конфликте, изжила себя. В 30-ые годы 19 века нужна была комедия общественная, в которой поднимались бы важные социальные вопросы. Поэтому в «Ревизоре» почти нет любовной линии. И поэтому в «Ревизоре» нет положительного героя. Гоголь считал, что положительный герой отвлечет внимание от главного и привлечет внимание к себе. И потому писатель назвал единственным положительным героем своего произведения смех. Он считал, что смех, смешное имеет очищающую функцию.

В «Ревизоре» почти все комично. Комична сама ситуация произведения: чиновники уездного города страшно боятся ревизора и принимают за него другого человека – Хлестакова. При этом они пытаются представить свой город в лучшем виде, скрыть совершённые преступления и злоупотребления. Все эти негативные явления раскрываются уже в первых сценах комедии. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский даёт распоряжения чиновникам. Мы читаем о неубранном мусоре, о недостроенной церкви, о квартальном, спешно наводящем порядок в городе о том, что судья Тяпкин-Ляпкин берёт взятки борзыми щенками, о пьяных заседателях. Почтмейстер читает чужие письма, в больницах не хватает лекарств, приём ведёт немец, совершенно не знающий русского языка и т.д. Поэтому, боясь расправы, все чиновники проявляют в комедии чудеса изобретательности.

Гоголь по-новому подошел к развитию сюжета своей комедии. Особое значение в произведении он придал завязке, которая разом, в единый узел, должна была связать все события. Заканчивается комедия также необычно - немой сценой. Эта сцена помогает нам понять идейный смысл произведения. У Гоголя развязка не заканчивает комедию, а является одновременно и новой завязкой. Это означает, что действие возвращается на круги своя, торжество закона в России невозможно. Хотя в конце комедии на сцене появляется настоящий ревизор.

Новаторством Гоголя в «Ревизоре» явилось и то, что к нему были написаны «Замечание для господ актеров», которые помогали понять смысл героев комедии.

Гоголь считал, что комедия должна быть народной, затрагивать проблемы современности. Смысл «Ревизора» проясняет её эпиграф: «На зеркало нече пенять, коли рожа крива». Сам Гоголь замысел комедии объясняет так: «Я хотел собрать все дурное в одну кучу и разом посмеяться над всем». В своём произведении писателю удалось с помощью смеха обличить чиновничий произвол, затронуть проблемы государственной власти, судопроизводства, образования, медицины. Недаром Николай I после просмотра его комедии произнёс: «Всем досталось. А мне больше всего».

Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное
лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был - смех».
Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде. Живя среди него, мы его не видим, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».
Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Уже в основе самого сюжета заложено комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но эту ситуацию автор решает по-новому: Хлестаков ни за кого себя не выдает. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила всех с толку, а чистосердечие его обмануло чиновников и городничего, который сам «мошенников из мошенников обманывал». Происходящее и выявило истинно уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними. Это был смех сквозь слезы - гневный смех сквозь слезы горечи и негодования. Автор смеется не над конкретными личностями, а над пороками русской действительности, недаром в конце брошено в хохочущий зал: «Над собой смеетесь».
И смешно, и горько становится, когда мы читаем о порядках в уездном городе: в присутственных местах шныряют «гуси с гусенками», а от заседателя вечно пахнет водкой; в училище преподают какие бесноватые учителя; врачеватель Христиан Иванович по-русски ни одного слова не знает; на почте вскрываются письма ради удовлетворения любопытства почтмейстера, а полицейские «для порядку» ставят всем подряд и так далее.
Именно такое сатирическое изображение позволило Н. В. Гоголю ясно высказать свое возмущение административным произволом и хищничеством, мелкими своекорыстными характерами облеченных властью людей.
Но и просто забавных комических ситуаций есть в пьесе немало. Например, спешные приказания городничего: «Пусть каждый возьмет в руки по улице», или реплика «Вместо шляпы надевает бумажный футляр» и др. Нелеп и смешон Хлестаков, в страхе кричащий и стучащий кулаком по столу: «Да какое вы имеет е право?... Я прямо к министру!» А уж как он «великолепен» в сцене вранья, сделав за несколько минут головокружительную карьеру от переписчика бумаг до фельдмаршала.
Все это делает пьесу живой, достоверной и помогает читателю и зрителю очистить свою душу с помощью смеха, потому что, обличая все дурное, писатель верит в торжество справедливости, которая победит.

Текст сочинения:

Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего,
Н. Гоголь
Комедия "Ревизор", написанная Н. В. Гоголем, несомненно, принадлежиҭ не только к классике мировой драматургии, но и к произведениям, которые с первого мгновения захватываюҭ читателя и не отпускаюҭ его внимания до последней страницы. Сюжет комедии был подсказан Гоголю А. С. Пушкиным, высоко ценившим литературный таланҭ молодого писателя с его "способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого".
Комедия, созданная Гоголем, не так проста, как может показаться на первый взгляд. Ее цель не только развлечь читателя остроумной шуҭкой, которую судьба сыграла с чиновниками города N, но и заставить его задуматься о себе, о своем окружении.
В бессмерҭном произведении Гоголя на самом деле очень мало придуманного. На примере маленького уездного городка Гоголю удалось показать то, что было характерно для всей огромной России того времени: чиноугодничество, взяточничество, карьеризм, казнокрадство, произвол чиновников. Таким образом, сиҭуация, описанная в комедии, могла возникнуть практически в любом городе.
Целую галерею русских ҭипов вывел на сцену Гоголь в своей комедии. Бесконечно забавным кажется иногда поведение чиновников, чьи образы Гоголь создавал с изрядной долей иронии. Невозможно забыть изворотливого карьериста городничего, никогда не пропускающего своей выгоды и привыкшего хватать все, что плывет ему в руки. С большим юмором описан "вольнодумец" судья Ляп-кин-Тяпкин, уверенный в своей непогрешимости из-за того, что берет взятки борзыми щенками. Горькую улыбку вызывает образ попечителя богоугодных заведений Земляники, в больнице которого люди не только недоедаюҭ и ходят грязные, но и "мруҭ, как мухи" из-за недостатка лекарств.
А вот на сцене сам Хлестаков! Ленҭяй и бездельник, безудержный хвастун и врунишка ну как к такому относиться серьезно! Однако же чиновники города принимаюҭ его как "государственного служащего". Чем не ревизор: смотриҭ свысока, говориҭ красиво, взятки берет, рассказывает небывалое. Знамениҭый и уважаемый человек этот Хлестаков!
Таким образом, мы ясно видим, что комедия "Ревизор" это не выдумка, не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Тех же, кого эта комедия возмуҭила больше всех, хочется направить в самое начало, к эпиграфу, который является достойным ответом Гоголя своим криҭикам: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива".
Если внимательно приглядеться, можно заметить, что в комедии нет положительного героя. Оцениваюҭ и обдумываюҭ действия и поступки действующих лиц сами зрители и читатели. Ограниченность, глупость, приспособленчество чиновников города вызываюҭ смех, и этот смех единственное "честное лицо" в комедии, ведь он связывает действие на сцене с живым откликом зрителей.
"Чему смеетесь? над собой смеетесь!.." говориҭ городничий залу по воле автора.
Гоголь достиг своей цели "собрать в одну кучу все дурное в России... и за одним разом посмеяться над всем". Но писатель смеется не один он смеется с нами, и в этом сила комедии.
После прочтения "Ревизора" я никогда уже не забуду смысл слов великого Гоголя: "О, смех великое дело! Ничего более не боиҭся человек так, как смеха. Он не отнимает ни жизни, ни имения у виновного; но он ему силы связывает, и, боясь смеха, человек удерживается от того, от чего бы не удержала его никакая сила..."

Права на сочинение "Роль смеха в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Николай Васильевич Гоголь оказал большое влияние на русскую литературу. Он показал русскому читателю не только свою родную Украину, но и Петербург, и жизнь маленьких уездных городов. Он описывал не только богатых помещиков и чиновников, но и жизнь простых «маленьких» людей. При этом он старался победить зло в людях, «излечить» их от пороков, используя для этого самое силь­ное оружие и лекарство - смех.

Говоря о замысле «Ревизора», Гоголь отмечал, что в этом произ­ведении он решился «...собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал... и за одним разом посмеяться над всем...». Литературной деятельностью Гоголь начал заниматься в пору жесткой политической реакции, когда правящие круги Николая I стремились искоренить всякое свободомыслие, общественную самостоятельность.

Появление в 1836 году комедии «Ревизор» имело большое об­щественное значение не только потому, что автор критиковал и выс­меивал пороки и недостатки царской России, но и потому, что своим произведением писатель призывал зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься о простых человеческих ценностях.

Гоголь поставил перед собой цель - «смеяться сильно над тем, что достойно осмеяния всеобщего», поскольку в смехе он видел могучее средство воздействия на общество.

Смех Гоголя очень своеобразный, поскольку объектом сатиры выступает современная жизнь. В основе сюжета «Ревизора» лежит по-настоящему комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но у Гоголя эта ситуация решена по-новому.

Хлестаков ни за кого себя не выдает. Чиновников обмануло его чистосердечие. Опытный плут вряд ли провел бы городничего, кото­рый «мошенников из мошенников обманывал». Именно неспособность Хлестакова к сознательной, продуманной лжи сбила всех с толку.

Происходящее показывало истинное уродливое и смешное лицо людей, вызывало смех над ними, над их жизнью, жизнью всей Рос­сии вообще. «Над собой смеетесь» - это ведь обращение к хохочу­щему зрительному залу.

Вместе с автором мы смеемся над всем уездным городом в це­лом и над его отдельными обитателями, над их пороками. Беззако­ния, казнокрадство, взятничество, корыстные цели вместо заботы об общественной пользе - все это показано в «Ревизоре».

В комедии есть несколько нелепых, забавных ситуаций. Напри­мер, в записке, полученной Анной Андреевной от мужа, содержится веселая путаница: «Я ничего не понимаю, к чему же тут соленые огурцы и икра?» Или Бобчинский и Добчинский, поздравляя ее с «обручением» дочери, «подходят в одно время и сталкиваются лба­ми». Однако эти сценки только сопутствуют основному мотиву. Они характеризуют атмосферу спешки, неразберихи, страха. Но мы, сме­ясь над персонажами «Ревизора», смеемся не столько над ними, сколько над ничтожными, кривыми душонками этих людей.

Наибольший смех вызывает несоответствие характеров людей и их положения в обществе, несоответствие между тем, что они дума-юг и что говорят.

Например, чиновники с женами, пришедшие поздравить городни­чего и Анну Андреевну с прекрасной партией дочери, в глаза льстят, а про себя отзываются о городничем весьма откровенно: «Этакой свинье лезет всегда в рот счастье!»

Все персонажи комедии ведут себя почти одинаково, у них одна-единственная страсть - приобретать: положение в обществе, чины по службе, богатство. От этой картины становится грустно, кажется, что в пьесе нет ни одного светлого образа. И все же в комедии есть положительный герой - это смех. Обличая все дурное, Гоголь ве­рил в торжество здравого смысла и справедливости, которая побе­дит, когда люди осознают гибельность «дурного». Реализовать эту задачу ему помогает смех. Но не праздный, легкий или саркастичес­кий, а тот смех, который «весь излетает из светлой природы челове­ка», говоря словами автора бессмертной комедии «Ревизор».

В своих «Петербургских записках 1836 года» Н. В. Гоголь жаловался на скудность репертуара современного ему русского театра, на то, что на сцене, в основном, идут мелодрамы и водевили, и сетовал на отсутствие настоящего русского комедийного репертуара. Его комедия «Ревизор» и была призвана хоть отчасти заполнить этот ваку­ум. Сюжет комедии, подсказанный А. С. Пушкиным, нашел свое воплощение в пьесе «Ревизор». В ней драматург со всей силой обличительного слова обрушился на мир зла и насилия, показав весь государственный чиновничий аппарат России того времени. Пьеса была создана буквально за два месяца. И уже в апреле 1836 года состоялась ее пре­мьера. Комедия имела шумный успех. Это было произведение новое и оригинальное во всех отношениях. Новизна его состояла прежде всего в том, что в комедии отсутствовал положительный герой. Действительно, на сцене положительных героев нет. Но сам автор подчеркивал, что в «Ревизоре» положительный герой присутствует. И этот положитель­ный герой - смех. Смех, который бичует и разоблачает. Но это - смех сквозь слезы.

Гоголевская комедия уморительно смешна: она действительно вышла «смешнее черта», как обещал драматург Пушкину. Но, как Подводное течение, зарождается в «Ревизоре» горестное, томительно-тоскливое чувство; оно поднимается тем выше, чем беззаботнее и легче кажется смех комедии. И наконец, в последней, «немой сцене» оно прорывается наружу, обрушиваясь - и на действующих лиц, и на зрителей - мощной волной. Можно ли было ожидать, что пьеса, которая началась как комедия - рассказом городничего о двух крысах «неестественной величины», суетливыми приготовлениями чиновников к приему ревизора, закончится трагически - страшным оцепенением «всей группы»? В своей бессмертной комедии Гоголь показал во всем их многообразии живые повсед­невные образы. «Ради Бога, дайте нам русских характеров, нас самих, дайте нам наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех всем!» - восклицал Гоголь, и в «Ревизоре» «русские плуты» и «чудаки» были представлены в полном объеме - ярко и образно. Тут и городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, и почтмейстер Шпекин, судья Ляпкин-Тяпкин и смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, попечитель богоугодных заведений Земляника, местные помещики Бобчинский иДобчинский, полицейские Свис­тунов, Пуговицын и Держиморда. Уже одни их фамилии вызывают смех, но смех горький, ибо все они оправдывают свои фамилии, соответственно относясь к своим должностным обязанностям. Судья Аммос Федорович ведет дела в суде из рук вон плохо - тяп-ляп, полицейский Держиморда - по поводу и без повода избивает горожан. И так далее.

И все они, ожидая ревизора, попадают в комичную ситуацию. Суть комедийности конфликта пьесы в том, что городничий и чиновники сражаются с призраком, кото­рый онй создали в своем воображении (ведь мнимый ревизор - вовсе не ревизор). Но недалекий Хлестаков сумел обмануть и ловко провести и многоопытного, умного городничего, и всех его чиновников.

В «Ревизоре» нет даже намека на то, что где-либо, в каком-то дальнем или ближнем углу обширного русского государства жизнь протекает не так, как в описанном Гоголем городе, по иным законам и правилам. Всё в пьесе предстает как общепринятое. Страш­ная, мрачная картина. Но в финале комедии, знаменитой немой сцене, выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора.

Гоголь надеялся на то, что смех, голос сатиры, сила насмешки, благородство юмора смогут сделать из городничих и держиморд людей честных и порядочных. Злые, на первый взгляд, строки его комедии были продиктованы любовью к России, верой в ее лучшее будущее. Гневно смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет читателя задуматься над ними, понять их причины и постараться избавиться от них. Вот почему комедия «Ревизор» не утратила актуальности и сегодня. А смех, как всегда, помогает нам выстоять в трудные времена.