Гончаров обломов главная мысль романа. История создания романа "Обломов". Характеристика Обломова. Чем закончился роман

Влияние пассионариев на творчество Н. С. Гумилёва , на его мировоззрение и взгляды.

Имя Николая Степановича Гумилёва знают сейчас не только любители и знатоки поэзии. О нем как о человеке и поэте можно писать целые монографии, освещая его творчество и жизнь в разных ракурсах.

Наша задача — представить его творчество в новом аспекте — через пассионарность и показать, какое значение занимает эта черта в характере поэта.

Немного о пассионарности. Этот термин был введен в обиход известным историком Л. Н. Гумилёвым «…для определения поведенческого человеческого качества, когда индивид во имя реализации своей мечты или идеи готов идти на риск, не уравновешенный инстинктом личного или видового самосохранения, и может пожертвовать собой ради поставленной цели, в том числе и иллюзорной».

Пассионарность — довольно новое понятие в литературе

1. Немного о пассионарности Н. Гумилёва рассказал в своей книге «Николай Гумилёв. Поэт и воин» А. Доливо-Добровольский. Автор, исследуя жизнь и творчество поэта, указывает, что сам «Николай Гумилёв был в высшей степени пассионарен. О нем писали, что он любил все красивое, жуткое, опасное, любил контрасты нежного и грубого, изысканного и простого. Он влекся к страшной красоте, к пленительной опасности. Героизм казался ему вершиной духовности». Хотя автор монографии считает, что «героизм казался ему (поэту — Е.С.) вершиной духовности», но это только субъективное мнение А. Доливо-Добровольского. Сам поэт едва ли признавал, что вершиной духовности может быть только героизм. Ведь Гумилёв был утонченно-изыскан, аристократичен до мозга костей. Действительно, он был храбр до безрассудства, но все-таки считал, что вершиной духовности является красота, стихи.

Автор монографии обмолвился, что поэт «родился хилым и болезненным ребенком, а стал физически сильным, неутомимым, с железными мускулами». Да, Гумилёв усовершенствовал себя в физическом отношении. А поскольку он сделал себя выносливым и храбрым, то ему были интересны такие же люди. Его манили приключенческие романы. Мальчик жаждал романтики, приключений, его привлекали герои Буссенара, Жюль Верна, Майн Рида, Гюстава Эмара и Фенимора Купера. Он зачитывался приключениями «Детей капитана Гранта» и «Путешествиями капитана Гаттераса». Один из младших современников поэта — Виктор Шкловский однажды заметил: «Вы сейчас читаете другого Жюль Верна», имея в виду мировосприятие читателей другой эпохи.

Мир будущего поэта был волшебным и недоступным для понимания непосвященных. Он жил в нескольких измерениях, и парил на крыльях. Его увлечение приключенческими романами не прошло даром, т.к., в дальнейшем отразилось в творчестве. Но детство, как самая интересная, длинная и волшебная сказка, очень быстро заканчивается. Миг — и совсем другой мир раскрывается перед подростком: мир обыденный, жестокий, когда человек для реализации своей идеи или мечты готов пожертвовать собой во имя поставленной цели.

Юный поэт любил читать о личностях сильных и мужественных, что способствовало развитию его мировоззрения и формированию как личности. Благодаря прочитанным книгам, под влиянием судеб литературных героев Гумилёв публикует первый полудетский стихотворный сборник «Путь конквистадоров», где впервые появляется образ конквистадора, проходящий через все творчество будущего поэта. Но это не тот конквистадор, который покрыл себя людской кровью, беспринципный и алчный, искатель богатств и золота. Герой Гумилёва предстает скорее как странствующий рыцарь, как гордый и неуязвимый, бесстрашный покоритель неизведанных стран:

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам,
И отдыхаю в радостном саду.

Николай Степанович предугадал появление пассионарности, разработанной впоследствии как теория в работах известного историка — Л. Н. Гумилёва, поскольку в своем творчестве поэт прославлял тех, кто бесстрашно смотрел смерти в лицо. Это и «конквистадоры в панцире железном», и путешественники «умиравшие от жажды в пустыне», и «открыватели новых земель». У героев Гумилёва чувство риска, пассионарности во имя идеи постоянно преобладало над инстинктом самосохранения.

Но всего прекрасней жажда славы;
Для нее родятся короли,
В океане ходят корабли.

В дальнейшем творчестве поэт показал своих героев настоящими пассионариями2, и поэтому они отвергают спокойную, тихую жизнь. Для них важнее всего — жажда жизни:

Как в этом мире дышится легко!
Скажите мне, кто жизнью недоволен,
Скажите, кто вздыхает тяжело,
Я каждого утешить волен.

В последних классах гимназии ему близки герои Ницше, в особенности — Заратустра. Этот образ наталкивает начинающего поэта на мысль о создании «Песни Заратустры» и вошедшей в сборник « Путь конквистадоров». Благодаря этому образу сформировались некоторые жизненные позиции будущего автора, поскольку Заратустра, в какой-то степени, тоже являлся пассионарием, т.к. ему были подвластны природные стихии.

Именно под влиянием пассионариев формируется жизненное кредо самого Николая Гумилёва, который хотел активно строить свою жизнь. Для него на первом месте — подвиг, стремление к подвигу, а не размеренный уклад жизни:

Всегда ненужно и непрошено
В мой дом спокойствие входило.
Я клялся быть стрелою брошенной,
Рукой Немврода иль Ахилла.

Риск во имя идеи, даже необдуманной, пассионарность, у него постоянно превосходит инстинкт самосохранения:

И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.

Страсть к путешествиям победила даже любовь, стремление быть с любимой женщиной. Наиболее ярко пассинарность поэта проявилась во время путешествий, поскольку поэт имел возможность увидеть не только неизвестные страны, но и реализовать свои духовные силы и на благо любимой Родины совершить подвиг, что он и сделал. Поскольку путешествия, предпринятые им в Африку, уже можно считать подвигом.

И позже, в годы 1-й мировой войны, у Гумилёва пассионарность проявляется достаточно ярко. О бесстрашии поэта, о его смелости в полку ходили легенды. Он, как Дон Кихот, следовал поставленной цели, и с блеском преодолевал трудности, встававшие на его пути:

Я не раз в упованье великой борьбы,
Побеждаем был вражеской силой
И не раз под напором жестокой судьбы
Находился у края могилы.
Но отчаянья не было в сердце моем
И надежда мне силы давала,
И я бодро стремился на битву с врагом,
На борьбу против злого начала.

В стихах о войне он поднимает жизненные принципы, присущие ему самому и проповедуемые им самим:

Победа, слава, подвиг — бледные
Слова, затерянные ныне
Звучат в душе, как громы медные,
Как голос Господа в пустыне.

В военное время он, попавший вольноопределяющимся в кавалерийский полк, и прошедший путь до офицера, был для товарищей по оружию вдохновляющим примером. Поскольку он был одним из немногих военных и отличался особенным бесстрашием, то вскоре дважды был награжден георгиевскими крестами за личную храбрость: один — за опасную разведку в тылу врага, второй — за выведение из-под огня, брошенного пулемета. Мужество и оптимизм поэта, его высокая пассионарность подсказывают, что смерть минет его на войне стороной:

Военная лирика поэта дала читателю представление о войне, увиденное глазами непосредственного участника. Он один из немногих военных, в душе, которого остались патриотические чувства, ощущение долга перед Родиной, и позитивное мироощущение. Гумилёв довольно сдержан в своем патриотизме, хотя чувство горячей любви к Родине и согражданам постоянно присутствует в творчестве. Его патриотизм и человечность проявились особенно ярко, когда он находился рядом с солдатами в окопах во время военных действий, поняв достаточно глубоко высокий дух русского воина.

И мечтаю я, чтобы сказали
О России, стране равнин:
— Вот страна прекраснейших женщин
И отважнейших мужчин.

Период войны для Гумилёва — это период становления новых этапов в его творчестве, т.е. он другими глазами начал смотреть на жизнь и окружающую его действительность. Стихи поэта о войне составили ядро сборника «Колчан» и явились прекраснейшим образцом военной лирики в русской литературе, поскольку автор удивительно реалистично описал военные действия и показал патриотический подъем лирического героя. Упомянутый сборник характеризует также о духовной зрелости поэта. Переживания героя показаны не только в стихах, но и в прозе, особенно в военных заметках «Записки кавалериста».

Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет,
И жужжат шрапнели, точно пчелы,
Собирая ярко — красный мед.

Сборник «Колчан» можно назвать в какой-то степени лирическим дневником, поскольку отразилось видение поэтом собственной концепции личности в истории. У исследователей творчества Гумилёва после прочтения военных стихов из сборника «Колчан» сложилось как позитивное, так и негативное мнение. Мы хотели закончить описание этой темы оценкой известного литературоведа Ю. В. Зобнина : «…военный цикл Гумилёва — это целое созвездие прекрасных произведений искусства, дошедших до нас в своем первозданном, ничуть не потускневшем за семидесятилетнее полуподпольное существование блеске”. Гумилёв был убежден, что война, в которой принимает участие русский народ, является борьбой за правое дело:

Но воистину светло и свято
Дело величавое войны.
Серафимы, огненно-крылаты,
За плечами воинов видны.

«Стихов, посвященных войне, немного в книгах поэта, но ко всему в этом мире он подходит, как воин, которого на время отпустили из стана, чтобы он отдохнул и пображничал», — считал современник поэта Г. И. Чулков. (15)

Некоторые исследователи творчества Гумилёва считают, что войну он идеализировал и изобразил ее как в «Записках…», так и в «Колчане» чуть ли не празднично: «Настроение у всех самое идиллическое». Поскольку одной фразой нельзя охарактеризовать ни настроения человека, ни его взгляды, поэтому мнение данных исследователей весьма и весьма субъективно. (4) Но, помимо этого мнения, бытовало еще и другое. Цитируем дословно: «…как подлинному конквистадору, ему было безразлично, под каким знаменем бороться. Его увлекал самый процесс борьбы, романтика войны, — больше того: романтика проливающейся крови влекла к себе Гумилёва». (7) Т.е., опять исследователь хочет доказать читателю, что поэт захотел поиграть в войну и только, некоторым образом — развлечься, ощутить адреналин в крови. Но, к счастью, это неверное мнение. Гумилёв, как истинный пассионарий, не стремился к бездумным действиям, а совершал поступки в зависимости от обстоятельств, поскольку со временем пришел к выводу, что война — всеобщая человеческая бойня. И благодаря изменению взглядов поэта, под его пером родились такие прекрасные строки о войне.

Пассионарность как черту характера он сохранил до конца своих дней. Его арестовали летом 1921 года якобы за участие в контрреволюционном заговоре. В застенках ЧК он держался мужественно, и на вопрос конвоира, есть ли в камере поэт Гумилёв, ответил:

— Здесь нет поэта Гумилёва, здесь есть офицер Гумилёв.

Безусловно, он не искал себе смерти в застенках ЧК, но в какой — то степени предвидел свой конец.

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Потонувшей в диком плюще.

Гордые и смелые люди для любой власти всегда были опасны, а во времена революционных преобразований — особенно. Именно так и произошло с Гумилёвым. Слова одного из стихотворений можно отнести и к нему самому:

Но когда вокруг свищут пули,
И волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться, и делать что надо.

Гумилёв однажды сказал: «Поэт — всегда господин жизни, творящий из нее, как из драгоценного материала, свой образ и подобие. Если она оказывается страшной, мучительной и печальной, — значит, таковой он ее захотел».

Мы не будем доказывать аксиомы о том, что человек смертен, а настоящая поэзия бессмертна. Это и так известно. Хочется только отметить, что поэзия Николая Гумилёва — гениальна, и как поэт он занял достойное место в русской литературе.

Его имя является для потомков символом благородного и мужественного человека, воплотившего в себе пример позитивного мироощущения по отношению к людям, религии и природе.

/Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). Обломов. Роман И. А. Гончарова/

В каждой литературе, достигшей известной степени зрелости, появляются такие произведения, которые соглашают общечеловеческий интерес с народным и современным и возводят на степень художественных созданий типы, взятые из среды того общества, к которому принадлежит писатель. Автор такого произведения не увлекается современными ему, часто мелкими, вопросами жизни, не имеющими ничего общего с искусством; он не задает себе задачи составить поучительную книгу и осмеять тот или другой недостаток общества или превознесть ту или другую добродетель, в которой нуждается это общество. Нет! Творчество с заранее задуманною практическою целью составляет явление незаконное; оно должно быть предоставлено на долю тех писателей, которым отказано в могучем таланте, которым дано взамен нравственное чувство, способное сделать их хорошими гражданами, но не художниками. Истинный поэт стоит выше житейских вопросов, но не уклоняется от их разрешения, встречаясь с ними на пути своего творчества. Такой поэт смотрит глубоко на жизнь и в каждом ее явлении видит общечеловеческую сторону, которая затронет за живое всякое сердце и будет понятна всякому времени.

Случится ли поэту обратить внимание на какое-нибудь общественное зло, — положим, на взяточничество, — он не станет, подобно представителям обличительного направления, вдаваться в тонкости казуистики и излагать разные запутанные проделки: цель его будет не осмеять зло, а разрешить перед глазами читателя психологическую задачу; он обратит внимание не на то, в чем проявляется взяточничество, а на то, откуда оно исходит; взяточник в его глазах — не чиновник, недобросовестно исполняющий свою обязанность, а человек, находящийся в состоянии полного нравственного унижения. Проследить состояние его души, раскрыть его перед читателем, объяснить участие общества в формировании подобных характеров — вот дело истинного поэта, которого творение о взяточничестве может возбудить не одно отвращение, а глубокую грусть за нравственное падение человека. Так смотрит поэт на явления своей современности, так относится он к различным сторонам своей национальности, на все смотрит он с общечеловеческой точки зрения; не тратя сил на воспроизведение мелких внешних особенностей народного характера, не дробя своей мысли на мелочные явления вседневной жизни, поэт разом постигает дух, смысл этих явлений, усвоивает себе полное понимание народного характера и потом, вполне располагая своим материалом, творит, не списывая с окружающей его действительности, а выводя эту действительность из глубины собственного духа и влагая в живые, созданные им образы одушевляющую его мысль.

"Народность, — говорит Белинский, — есть не достоинство, а необходимое условие истинно художественного произведения" 1 . Мысль поэта ищет себе определенного, округлого выражения и по естественному закону выливается в ту форму, которая всего знакомее поэту; каждая черта общечеловеческого характера имеет в известной национальности свои особенности, каждое общечеловеческое движение души выражается сообразно с условиями времени и места. Истинный художник может воплотить свою идею только в самых определенных образах, и вот почему народность и историческая верность составляют необходимое условие изящного произведения.

Слова Белинского, сказанные им по поводу повестей Гоголя, могут быть в полной силе приложены к оценке нового романа г. Гончарова. В этом романе разрешается обширная, общечеловеческая психологическая задача; эта задача разрешается в явлениях чисто русских, национальных, возможных только при нашем образе жизни, при тех исторических обстоятельствах, которые сформировали народный характер, при тех условиях, под влиянием которых развивалось и отчасти развивается до сих пор наше молодое поколение. В этом романе затронуты и жизненные, современные вопросы настолько, насколько эти вопросы имеют общечеловеческий интерес; в нем выставлены и недостатки общества, но выставлены не с полемической целью, а для верности и полноты картины, для художественного изображения жизни, как она есть, и человека с его чувствами, мыслями и страстями.

Полная объективность, спокойное, бесстрастное творчество, отсутствие узких временных целей, профанирующих искусство, отсутствие лирических порывов, нарушающих ясность и отчетливость эпического повествования, — вот отличительные признаки таланта автора, насколько он выразился в последнем его произведении. Мысль г. Гончарова, проведенная в его романе, принадлежит всем векам и народам, но имеет особенное значение в наше время, для нашего русского общества. Автор задумал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказывают на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства. Эта апатия составляет явление общечеловеческое, она выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнородными причинами; но везде в ней играет главную роль страшный вопрос: "зачем жить? к чему трудиться?" — вопрос, на который человек часто не может найти себе удовлетворительного ответа. Этот неразрешенный вопрос, это неудовлетворенное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя ему цели. Один с негодованием и с желчью отбросит от себя работу, другой отложит ее в сторону тихо и лениво; один будет рваться из своего бездействия, негодовать на себя и на людей, искать чего-нибудь, чем можно было бы наполнить внутреннюю пустоту; апатия его примет оттенок мрачного отчаяния, она будет перемежаться с лихорадочными порывами к беспорядочной деятельности и все-таки останется апатиею, потому что отнимет у него силы действовать, чувствовать и жить.

У другого равнодушие к жизни выразится в более мягкой, бесцветной форме; животные инстинкты тихо, без борьбы, выплывут на поверхность души; замрут без боли высшие стремления; человек опустится в мягкое кресло и заснет, наслаждаясь своим бессмысленным покоем; начнется вместо жизни прозябание, и в душе человека образуется стоячая вода, до которой не коснется никакое волнение внешнего мира, которой не потревожит никакой внутренний переворот. В первом случае мы видим какую-то вынужденную апатию, — апатию и вместе с тем борьбу против нее, избыток сил, просившихся в дело и медленно гаснущих в бесплодных попытках; это — байронизм, болезнь сильных людей. Во втором случае является апатия покорная, мирная, улыбающаяся, без стремления выйти из бездействия; это — обломовщина, как назвал ее г. Гончаров, это болезнь, развитию которой способствуют и славянская природа и жизнь нашего общества. Это развитие болезни проследил в своем романе г. Гончаров.

Огромная идея автора во всем величии своей простоты улеглась в соответствующую ей рамку. По этой идее построен весь план романа, построен так обдуманно, что в нем нет ни одной случайности, ни одного вводного лица, ни одной лишней подробности; чрез все отдельные сцены проходит основная идея, и между тем во имя этой идеи автор не делает ни одного уклонения от действительности, не жертвует ни одною частностию во внешней отделке лиц, характеров и положений. Все строго естественно и между тем вполне осмысленно, проникнуто идеею. Событий, действия почти нет; содержание романа может быть рассказано в двух, трех строках, как может быть рассказана в нескольких словах жизнь всякого человека, не испытавшего сильных потрясений; интерес такого романа, интерес такой жизни заключается не в замысловатом сцеплении событий, хотя бы и правдоподобных, хотя бы и действительно случившихся, а в наблюдении над внутренним миром человека. Этот мир всегда интересен, всегда привлекает к себе наше внимание; но он особенно доступен для изучения в спокойные минуты, когда человек, составляющий предмет нашего наблюдения, предоставлен самому себе, не зависит от внешних событий, не поставлен в искусственное положение, происходящее от случайного стечения обстоятельств. В такие спокойные минуты жизни, когда человек, не тревожимый внешними впечатлениями, сосредоточивается, собирает свои мысли и заглядывает в свой внутренний мир, в такие минуты происходит иногда никому не заметная, глухая внутренняя борьба, в такие минуты зреет и развивается задушевная мысль или происходит поворот на прошедшее, обсуживание и оценка собственных поступков, собственной личности. Эти таинственные минуты особенно дороги для художника, особенно интересны для просвещенного наблюдателя.

В романе г. Гончарова внутренняя жизнь действующих лиц открыта перед глазами читателя; нет путаницы внешних событий, нет придуманных и рассчитанных эффектов, и потому анализ автора ни на минуту не теряет своей отчетливости и спокойной проницательности. Идея не дробится в сплетении разнообразных происшествий: она стройно и просто развивается сама из себя, проводится до конца и до конца поддерживает собою весь интерес, без помощи посторонних, побочных, вводных обстоятельств. Эта идея так широка, она охватывает собою так много сторон нашей жизни, что, воплощая одну эту идею, не уклоняясь от нее ни на шаг, автор мог, без малейшей натяжки, коснуться чуть ли не всех вопросов, занимающих в настоящее время общество. Он коснулся их невольно, не желая жертвовать для временных целей вечными интересами искусства; но это невольно высказанное в общественном деле слово художника не может не иметь сильного и благотворного влияния на умы: оно подействует так, как действует все истинное и прекрасное. <...>

Главною идеею автора, насколько можно судить и по заглавию и по ходу действия, было изобразить состояние спокойной и покорной апатии, о которой мы уже говорили выше; между тем после прочтения романа у читателя может возникнуть вопрос: что хотел сделать автор? Какая главная цель руководила им? Не хотел ли он проследить развитие чувства любви, анализировать до мельчайших подробностей те видоизменения, которые испытывает душа женщины, взволнованной сильным и глубоким чувством? Вопрос этот рождается не оттого, чтобы главная цель была не достигнута, не оттого, чтобы внимание автора уклонилось от нее в сторону: напротив! дело в том, что обе цели, главная и второстепенная, возникшая во время творчества, достигнуты до такой степени полно, что читатель не знает, которой из них отдать предпочтение. В "Обломове" мы видим две картины, одинаково законченные, поставленные рядом, проникающие и дополняющие одна другую. Главная идея автора выдержана до конца; но во время процесса творчества представилась новая психологическая задача, которая, не мешая развитию первой мысли, сама разрешается до такой степени полно, как не разрешалась, быть может, никогда. Редкий роман обнаруживал в своем авторе такую силу анализа, такое полное и тонкое знание человеческой природы вообще и женской в особенности; редкий роман когда-либо совмещал в себе две до такой степени огромные психологические задачи, редкий возводил соединение двух таких задач до такого стройного и, по-видимому, несложного целого. Мы бы никогда не кончили, если бы стали говорить о всех достоинствах общего плана, составленного такою смелою рукою; переходим к рассмотрению отдельных характеров.

В романе «Обломов» Гончаров впервые обозначил такое разрушающее явление российского общества 19 века как «обломовщина». Изображение данной тенденции как причины деградации не только отдельных личностей, но и целого социального пласта, тесно связано с основной идеей романа «Обломов» Гончарова.

Произведение создавалось в переходной для российского общества период – эпоху быстрых перемен и стремительного разрушения идеалов и ценностей прошлого ради создания нового, ориентированного на европейские цели и авторитеты. И если прогрессивная часть дворянства, разделяющая идеи стремительного развития и просвещения, легко влилась в новое течение, то провинциальное мещанство до последнего сопротивлялось входящим в их жизнь изменениям, прочно держась за устаревшие, архаичные идеалы жизни. Именно такими предстают жители Обломовки, продолжающие жить по тем же устоям, по которым жили их деды и прадеды, отрицая важность образования и труда, заменяя их сонным спокойствием и бездельем.

Угнетающая, разрушающая атмосфера Обломовки меняет личность любопытного и активного маленького Ильи, прививая ему устаревшие, отжившие себя ценности. Вкусив самостоятельной жизни, оказавшись в стремящемся в будущее, деятельном мире, Обломов не находит в нем своего места, заменяя реальную жизнь на иллюзии и несбыточные мечты, постепенно деградируя и умирая как личность. Излечить всеохватывающее равнодушие Обломова к миру не смогла даже сравниваемая в романе со светлым ангелом Ольга. Осуждение пассивности, эскапизма и лени человека, не желающего бороться за свое будущее, является одним из аспектов центральной идеи произведения.

Используя метод антитезы, Гончаров вводит в повествование друга Обломова, Штольца – целенаправленную, деятельную, постоянно развивающуюся личность. Однако и Андрей Иванович не совершенен – как Илье Ильичу не хватает воли к действию, так Штольцу не хватает того душевного тепла, которым привлекает Обломов. Именно в необходимости гармонизации, принятии и развитии обеих начал – мечтательного, рефлексирующего и деятельного, волевого состоит главная идея «Обломова», которую пытался донести автор.