Шедевры мировой культуры автор неизвестен. Шедевры китайской культуры. Шедевры Китайской архитектуры

Искусство почти столь же старо, как и само человечество, и за все века нашего существования было создано бесчисленное множество уникальных произведений.

Наверное, было бы слишком смело составить список самых выдающихся шедевров, ведь критерии оценки творчества слишком субъективны. Именно поэтому в нашем рейтинге собраны картины и скульптуры, которые уж точно самые узнаваемые в мире, что совсем не значит, что они чем-то лучше других гениальных работ.
Какие творения – самые известные? Узнай прямо сейчас! Возможно, ты знаком не со всеми, и время проверить свою эрудицию и кругозор.

25. Купальщицы, автор Поль Сезанн (Paul Cézanne)

Эта картина считается настоящим шедевром современного искусства. «Купальщицы» – одно из самых знаменитых произведений Поля Сезанна. Впервые широкой публике работа была представлена на выставке в 1906 году. Масляная живопись Сезанна проложила путь для художников будущего, позволив им отойти от традиционных шаблонов, и возвела мост между постимпрессионизмом и искусством XX века.

24. Дискобол, автор Мирон (Miron)

«Дискобол» – легендарная греческая статуя, исполненная известным греческим скульптором Мироном из Елевфер (Eleutherae) в период примерно с 460 по 450 год до н. э. Произведением немало восхищались римляне, и они даже сделали несколько копий этой скульптуры, прежде чем ее оригинал бесследно исчез. Впоследствии «Дискобол» стал символом Олимпийских игр.

23. Аполлон и Дафна, автор Бернини (Bernini)

«Аполлон и Дафна» – это скульптура в натуральную величину, созданная итальянским художником Джованни Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini) примерно в 1622-1625 годах. Шедевр изображает полуобнаженную женщину, пытающуюся спастись от своего преследователя. Скульптура наглядно демонстрирует высокое мастерство своего творца, воссоздавшего кульминацию знаменитой истории Овидия (Ovid) про Дафну и Феба (Daphna, Phoebus).

22. Ночной дозор, автор Рембрандт

Шедевр всемирно признанного датского художника Рембрандта, «Ночной дозор» – это одна из самых знаменитых картин XVII века. Работа была завершена в 1642 году, и по заказу на ней запечатлен групповой портрет стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга (Frans Banning Cocq, Willem van Ruytenburgh). Сегодня картина украшает выставку музея Rijksmuseum в Амстердаме.

21. Избиение невинных, автор Рубенс

«Избиение невинных» – это картина, повествующая о страшном приказе иудейского царя Ирода, по повелению которого были убиты все младенцы Вифлеема и его окрестностей возрастом до 2 лет от роду. Тиран верил в предсказание о том, что грядет день, когда Царь Израилев сместит его с трона, и надеялся, что среди убитых детей окажется и его будущий конкурент. Представитель фламандского барокко, Рубенс написал две версии знаменитой библейской истории с разницей в 25 лет. Первый вариант картины сейчас перед вами, и он был написан в период с 1611 по 1612 год.

20. Кэмпбелл - луковый суп с говядиной, автор Уорхол (Warhol)

Написанная американским художником Энди Уорхолом (Andy Warhol) в 1962 году, картина «Кэмпбелл - луковый суп с говядиной» – один из самых знаменитых примеров современного искусства. В своей работе Уорхол мастерски продемонстрировал однообразность рекламной индустрии, воспроизведя на своем гигантском холсте множество копий одного и того же товара. Уорхол также рассказал, что он ел эти супы каждый день на протяжении 20 лет. Возможно, поэтому банка лукового супа и стала объектом его знаменитой работы.

19. Звездная ночь, автор Ван Гог

Масляная живопись «Звездная ночь» принадлежит кисти датского постимпрессиониста Винсента Ван Гога, завершившего эту легендарную работу в 1889 году. Художник вдохновился на написание картины, смотря на ночное небо через окно своей комнаты в лечебнице Сен-Пол, город Сен-Реми, Южная Франция (Saint-Paul Asylum, Saint-Remy). Именно там знаменитый творец в свое время искал отдохновение от эмоциональных страданий, преследовавших его до конца дней.

18. Наскальные рисунки пещеры Шове

Рисунки, обнаруженные на юге Франции в пещере Шове (Chauvet), – одни из самых известных и лучше всех сохранившихся доисторических шедевров мирового искусства. Возраст этих произведений – примерно 30 000 – 33 000 лет. На стенах пещеры мастерски изображены сотни доисторических животных, включая медведей, мамонтов, пещерных львов, пантер и гиен.

17. Поцелуй, автор Роден (Rodin)

«Поцелуй» – это мраморная статуя, созданная именитым французским скульптором Огюстом Роденом (Auguste Rodin) в 1889 году. На сюжет шедевра автор был вдохновлен печальной историей Паоло и Франчески, персонажей из легендарного произведения Данте Алигьери «Божественная комедия» (Paolo, Francesca, Dante Alighieri). Возлюбленные были убиты мужем Франчески, внезапно заставшим молодых людей, когда очарованные друг другом парень и девушка обменивались своим первым поцелуем.

16. Писающий мальчик, авторство неизвестно

«Маннекен-Пис» или «Писающий мальчик» – это небольшая бронзовая скульптура, ставшая настоящей достопримечательностью фонтана в центре Брюсселя. Первоначальное авторство произведения неизвестно, но в 1619 году ее доработал бельгийский скульптор Жером Дюкенуа (Jerome Duquesnoy). Визитная карточка города, «Маннекен-Пис» предположительно был установлен в память о событиях Гримбергенской войны, во время которой писающий младенец по одной версии мочился на солдат, а по другой – потушил вражеские боеприпасы, угрожавшие уничтожению целого города. На праздники скульптуру наряжают в тематические костюмы.

15. Постоянство памяти, автор Сальвадор Дали

Написанная в 1931 году знаменитым испанским художником Сальвадором Дали, картина «Постоянство памяти» – один из самых узнаваемых шедевров сюрреалистического искусства в истории живописи. На работе изображен мрачный песчаный берег, усыпанный плавящимися часами. На такой необычный сюжет Дали вдохновила теория относительности Альберта Эйнштейна.

14. Пьета или Оплакивание Христа, автор Микеланджело

«Пьета» – знаменитая скульптура эпохи Ренессанса, созданная флорентийским творцом Микеланджело в период с 1498 по 1500 год. Работа описывает библейскую сцену – Мария держит на руках тело снятого с креста Иисуса. Сейчас скульптура находится в Соборе Святого Петра в Ватикане. «Пьета» – единственная работа Микеланджело, которую он подписал.

13. Водяные лилии, автор Клод Моне (Claude Monet)

«Водяные лилии» – это целая серия из примерно 250 картин, написанных маслом, и авторство которых принадлежит всемирно известному французскому импрессионисту Клоду Моне. Коллекция этих работ признана одним из самых выдающихся достижений искусства начала XX века. Если расположить все картины вместе, это создает иллюзию бесконечного пейзажа, наполненного водяными лилиями, деревьями и отражающимися в воде облаками.

12. Крик, автор Эдвард Мунк (Edvard Munch)

«Крик» – это культовый шедевр норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. Он написал 4 разные версии этого сюжета в период с 1893 по 1910 год. Знаменитая работа художника была вдохновлена реальными переживаниями автора, связанными с прогулкой на природе, во время которой Мунка покинули его спутники (они также изображены на картине на заднем плане).

11. Моаи, авторство неизвестно

Статуи Моаи – это массивные каменные монолиты, обнаруженные на острове Пасхи в Тихом океане, Западная Полинезия. Изваяния также известны как Головы острова Пасхи, но на самом деле у всех у них есть тела, скрытые под землей. Статуи Моаи датируются примерно 1400 – 1650 годами и предположительно были вытесаны из камня аборигенами, жившими когда-то на острове Рапа-Нуи (Rapa Nui, местное название острова Пасхи). Всего в этом районе обнаружено около 1000 таких исполинских шедевров древности. Загадка их перемещения по острову до сих пор остается неразгаданной, а самая тяжелая фигура весит около 82 тонн.

10. Мыслитель, автор Роден

«Мыслитель» – это самая знаменитая работа французского скульптора Огюста Родена. Автор закончил свой шедевр в 1880 году и первоначально назвал скульптуру «Поэт». Статуя была частью композиции под названием «Врата Ада» и олицетворяла самого Данте Алигьери, автора знаменитой «Божественной комедии». По изначальной задумке Родена Алигьери склоняется над кругами Ада, размышляя над своей работой. Впоследствии скульптор переосмыслил персонажа и сделал из него универсальный образ творца.

9. Герника, автор Пабло Пикассо

Масляная живопись размером с целую фреску, «Герника» – это одна из самых знаменитых работ именитого испанского художника Пабло Пикассо. Черно-белая картина – реакция Пикассо на нацистскую бомбардировку баскского городка Герника во время гражданской войны в Испании. Шедевр демонстрирует всю трагичность, ужасы войны и страдания всех невинных граждан в лице всего нескольких персонажей.

8. Тайная вечеря, автор Леонардо да Винчи

Полюбоваться этой картиной сегодня можно во время посещения доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) в Милане. Легендарная роспись Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря» – один из самых известных шедевров в мире. Художник работал над этой фреской с 1494 по 1498 год, и изобразил на ней известную библейскую сцену последнего ужина Иисуса Христа в окружении его учеников, о которой детально повествуется в Евангелии от Иоанна.

7. Статуя Свободы, авторы Эйфель, Бартольди (Eiffel, Bartholdi)

Культовая скульптура находится на острове Свободы в Нью-Йорке, и когда-то она была подарком в знак дружбы между народами Франции и США. Сегодня Статуя Свободы считается международным символом свободы и демократии. Автором композиции был французский скульптор Бартольди, а спроектировал и построил ее архитектор Густав Эйфель. Подарок был вручен 28 октября 1886 года.

6. Гермес с младенцем Дионисом или Гермес Олимпийский, автор Пракситель (Praxiteles)

«Гермес с младенцем Дионисом» – это древнегреческая скульптура, обнаруженная во время раскопок 1877 года посреди руин храма богини Геры в Греции. Правая рука Гермеса утеряна, но археологи полагают, что по сюжету бог торговли и атлетов держал в ней виноградную лозу, показывая ее младенцу Дионису, богу вина, оргий и религиозного экстаза.

5. Сотворение Адама, автор Микеланджело

«Сотворение Адама» – одна из самых знаменитых фреск Микеланджело. Она была создана в период с 1508 по 1512 год и считается самой популярной композицией потолка Сикстинской капеллы, культового католического центра, расположенного в Ватикане. Роспись иллюстрирует момент библейского сотворения первого человека в истории, описанного в книге Бытие в Ветхом Завете.

4. Венера Милосская, или Афродита с острова Милос

«Венера Милосская» появилась на свет приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры и является одной из самых знаменитых древнегреческих скульптур. Мраморная статуя была обнаружена в 1820 году на острове Милос (Milo), входящем в состав архипелага Киклады (Cyclades Archipelago) в Эгейском море. Личность героини до сих пор точно не установлена, но исследователи предполагают, что автор шедевра высек из камня именно Афродиту, греческую богиню любви и красоты, которую часто изображали именно полуобнаженной. Хотя существует версия, что статуя слеплена по образу морской богини Амфитриты (Amphitrite), которую особенно почитали на острове, где был найден артефакт.

3. Рождение Венеры, автор Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli)

«Рождение Венеры» – работа итальянского художника Сандро Боттичелли, написанная в промежуток между 1482 и 1485 годами, и она считается одним из самых известных и ценных шедевров искусства в мире. Картина иллюстрирует сцену из знаменитой поэмы Овидия «Метаморфозы», в которой богиня Венера впервые выходит на берег из пены морской. Работа находится на выставке в галерее Уффици (Uffizi) во Флоренции.

2. Давид, автор Микеланджело

Легендарная скульптура эпохи Возрождения была создана в промежутке между 1501 и 1504 годами гениальным творцом Микеланджело. На сегодняшний день «Давид» считается самой известной в мире статуей. Этот восхитительный шедевр – запечатленный в камне библейский герой Давид. Художники и скульпторы прошлого традиционно изображали Давида во время битвы, победителем над грозным Голиафом, воинственным мужем и героем, но Микеланджело выбрал для своей работы образ очаровательного юноши, еще не познавшего искусства войны и убийства.

1. Мона Лиза, автор Леонардо да Винчи

Возможно, некоторые работы из этого списка вам были неизвестны, но уж «Мона Лизу» Леонардо да Винчи знают точно все. Это самая известная, самая обсуждаемая, самая воспеваемая и самая посещаемая картина в мире. Гениальный мастер написал ее в 1503-1506 годах, а позировала для холста Лиза Герардини, жена торговца шелком Франческо дель Джокондо (Lisa Gherardini, Francesco del Giocondo). Знаменитая своим загадочным выражением лица Мона Лиза – гордость Лувра, старейшего и богатейшего музея Франции и мира.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Изучение истории построения и происхождения памятников древнего мира. Обзор особенностей конструкции египетских пирамид в Эль-Гизе, храма Артемиды Эфесской, Галикарнасского мавзолея, Форосского маяка. Анализ архитектуры ярусов Висячих садов Семирамиды.

    презентация , добавлен 04.06.2012

    Описание самых прославленных достопримечательностей античной культуры: пирамиды Хеопса (гробницы фараона); висячих садов Вавилона; статуи Зевса в Олимпии; храма Артемиды в Эфесе; мавзолея в Галикарнасе; колосса Родосского; Александрийского маяка.

    презентация , добавлен 25.05.2010

    Египетские пирамиды - самые загадочные и таинственные. Храм Артемиды Эфесской. Галикарнасский мавзолей. История Александрийского маяка. Висячие сады Семирамиды. Колосс Родосский - младший современник мавзолея и храма Артемиды. Статуя Зевса Олимпийского.

    презентация , добавлен 06.06.2012

    Египетские пирамиды в Гизе: Хеопса, Хефрена и Микерина. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне: легенда создания садов. Храм Артемиды в Эфесе. Статуя Зевса в Олимпии. Мавзолей в Галикарнасе. Статуя Гелиоса - Колосса Родосского. Александрийский маяк и музей.

    реферат , добавлен 20.10.2008

    Главный храм Византийской империи. История храма Святой Софии в Константинополе. Гигантская купольная система собора. Интерьер, внутренняя отделка и мозаика храма Святой Софии. Современный вид собора. Путешествие Княгини Ольги в храм Святой Софии.

    презентация , добавлен 11.02.2012

    История строительства пирамид, которые выполняли функцию гробниц древних египетских царей. История открытия гробницы Тутанхамона. Отличительные черты самых крупных пирамид - Хеопса, Хефрена, Микерена. Тайна Египетских Пирамид и Сфинкса. Связь с космосом.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    Знакомство с архитектурными объектами, относящимися к чудесам света. История постройки Мавзолея, уцелевшие рельефы. Висячие сады Семирамиды как самое тёмное из всех чудес света. Характеристика Храма Артемиды в Эфесе, Статуи Зевса, Великой пирамиды в Гизе.

    1. Введение.

    На протяжении тысячелетий на территории Китая развивалась яркая культура.

    На культуру Китая повлияло отношение к природе, как к органичному целому, живущему по своим законам.

    Именно природа и закономерности её развития оказались в центре творческих поисков, надолго определивших особенности развития всех без исключения видов искусств. Жизнь человека в Китае соизмерялась с жизнью природы, её циклами, ритмами, состояниями. В Греции человек был “мерой всех вещей”, а в Китае он лишь малая частица природы.

    Конфуцианство и буддизм оказали влияние на китайскую культуру. Многие китайские достижения относятся к Средневековью.

    Китай все страны мира превзошёл,
    Во всех искусствах до вершин дошёл.

    2. Шедевры Китайской архитектуры.

    Особенностями китайского зодчества является то, что зодчие могли найти наиболее живописное и естественное место для архитектуры. На вершине гор, высятся монастыри, в труднодоступных местах сооружены китайские храмы и пагоды, по краям дорог высятся каменные стелы, в центре шумных городов возведены роскошные дворцы императоров.

    Вдоль северо-западной границы на 5 км протянулась Великая Китайская стена. Её возведение относится к 4-3 векам, завершилось в 15 в. Её назначение в том, чтобы оградить Китайское государство от набегов кочевых племён с севера. По её верху проложена дорога шириной 5-8 метров для продвижения войска. Это сооружение призвано было ограждать мощь Китайской державы.

    Одно из наиболее распространённых построек стала пагода - мемориальная башня, возведённая в честь деяний великих людей.

    Пагода отличается грандиозными размерами и достигает высоты 50 метров Внешний облик пагоды прост,в нём почти не используется декоративное убранство. Отличительной чертой пагоды являются заострённые края кровли. Это облегчает здание и подчёркивает устремлённость кверху.

    64 метровая пагода Даяньта (Большая пагода диких гусей) - один из лучших образцов китайского стиля в зодчестве. Название пагоды восходит к легенде о знаменитом паломнике, которому во время странствия из Индии в Китай помогли найти путь дикие гуси. Они и указали место для возведения пагоды. Даяньта на фоне обширной горной гряды, возвышается над окрестностями города Сиань - бывшей столицы китайского государства. Семь этажей отделённых друг от друга карнизами, сужаются к вершине пагоды, подчёркивая её устремлённость к небу. Вот почему издалека она производит впечатление тяжести и массивности.

    Благодаря вытянутости пропорций, пагода кажется лёгкой и изящной.

    Иллюзию высоты создают создают закруглённые сверху окна. В простых и прямых линиях пагоды зодчий сумел выразить возвышенный духовный порыв и величие своего времени.

    Необычайным явлением в зодчестве стали буддийские пещерные храмы, расположенные в горах. Пещерный буддийский

    Монастырь Юньган принадлежит к шедеврам мировой архитектуры. Почти на 2 км тянется скала высотой в 60 м., в которой на различной высоте находятся свыше 20 пещер. Некоторые из них достигают высоты 15 м. И углублены вглубь скалы на 9-10 м. Каждая из пещер посвящена определённому буддийскому богу. Внутри множество изображений скульптур и рельефов на темы буддийских сказаний и легенд. Снаружи скала украшена скульптурными памятниками, барельефами, статуями. Пещерный храм поражает своей грандиозностью.

    Основной формой культовых и жилых сооружений в Китае является прямоугольный в плане павильон, главная особенность Которого резные кронштейны, поддерживающие крышу. Высокая 2-х, 3-х, 4-х скатная крыша - характерный элемент китайской Архитектуры.Внутри здание разделено на 2 или 3 нефа, а снаружи имеет галлерею со столбами, так же поддерживающими крышу.

    Подобная крыша защищала от снега, дождя. Скаты крыши имели строгую изогнутую форму, её концы загибались вверх. На коньках крыши укреплялись керамические фигурки с изображением фантастических животных и драконов, а позднее подвешиапли колокольчики.

    Эмблемой Китая стал Храм неба в Пекине. 2-х ярусная коническая крыша, глазурованная синей черепиц конических крыш олицетворяютей, словно ослепительная горная вершина.

    Грандиозный комплекс посвящён древнейшим религиозным культам, связанным с получением урожая. В которых почитались небо и земля.Именно это обстоятельство определило своеобразие архитектурного замысла. Обнесённый стенами он включает 3 основные святыни: Круглый в плане деревянный храм Молений об урожае, храм Небесного свода и беломраморный алтарь, где приносили жертвы духам Неба. В этом архитектурном храме много символичного: квадратная в плане территортя дворца символизирует Землю,здания храмов и алтарь. Обрамлённые круглой террасой – знак Солнца, остроконечные вершины конических крыш олицетворяют

    Беспрерывный круговорот движений природных стихий.Зритель медленно прходит между арок, поднимаясь по многочисленным ступеням, постепенно вживаясь в ритм ансамбля, постигая его красоту и величие.

    Мировую известность приобрело садово-парковое искусство Китая.

    Подлинный шедевр садово-паркового искусства – комплекс Бенхай в Пекине.

    В симметричную планировку Импераорского сада включены горки, сложенные из массивных каменных глыб, бамбуковые рощицы, посадки из редкостных деревьев и кустарников.Изящны беседки и павильоны с причудливым рисунком золотых крыш по берегам во

    доёма с золотыми рыбками.В названиях павильонов отражены самые важные периоды сельскохозяйственного цикла(десять тысяч осеней, Десять тысяч вёсен) - пахота и сбор урожая.Около 700 мозаичных панно, выложенных из разноцветных камешков, украшают садово-парковый комплекс. На них изображены живописные пейзажи,изысканные растения, мифологические герои, сцены из театральных и оперных постановок.

    В Императорском саду находится коллекция камней самых причудливых форм, привезённых из разных уголков Китая.

    Рядом с этими необычными экспонатами зимой изеленеют сосны и шумит неувядающий бамбук, а весной пышно цветут дикая слива мейхуа и бело-розовые пионы. В начале осени источает аромат коричное дерево, пленяют своей красотой хризантемы.

    3. Скульптура Китая.

    Скульптура всегда пользовалась популярностью в Китае.она выражала идею могущества и неограниченной власти, ещё в 3 в. до н.э., когда сложилось государство Цинь.

    Во время археологических раскопок в провинции Шэньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное из терракоты.Солдаты и офицеры, лучники и пехотинцы, колесничные и всадники.в натуральную величину, с полным военным снаряжением, демонстрировали могущество императора, создавшего первую китайскую державу.

    Все фигуры полны экспрессии, правдоподобия и разнообразия движений.Военоначальники изображены застывшими в торжественных позах, лучники натягивают тугую тетиву, солдаты, припавшие на 1 колено, готовятся сразить невидимого врага. В раскраске вырвзилась иерархия рангов. Также были обнаружены 130 глиняных колесниц, 500 скульптурных лошадей.построенное в боевом порядке глиняное войско преданно охраняло покой своего правителя.

    Погребальная пластика получила дальнейшее развитие в искусстве 7-13 вв. Погребальный ансамбль близ Сианя - столицы Китайской империи украшали скульптурные произведения, в которых воспроизведены сцены придворной жизни.Грациозные танцовшицы в ритмах танца,модницы в ярких одеждах, жонглёры и музыканты, слуги и кочевники.

    Характерная особенность - связь скульптуры с буддийской религией Здесь можно увидеть страшных охранителей входа, попирающих драконов, бодтсатв-буддийских святых, монументальное изображение Будды.Одно из самых совершенных скульптур - 25 метровая статуя Будды Вайрочанны. (Владыки космического света), высеченная в горах в пещере Луньмынь.

    4. Жанры Китайской живописи.

    Стремление постичь через частное всеобщие законы бытия и взаимосвязь явлений составляет характерную черту китайской живописи.В основном она представлена вертикальными и горизонтальными свитками из шёлка и бумаги.вертикальные свитки развешивались по стенам и не превышали 3 м. Горизонтальные свитки предназначались для длительного рассматривания и достигали нескольких метров.Разворачивая подобный свиток зритель как бы отправлялся в путешествие.

    Картины обычно писали тушью, или минеральными красками, сопровождая их каллиграфическими надписями.

    Художник или цитировал поэзию или сам сочинял стихи.

    Китайская живопись представлена различными жанрами: пейзажным, бытовым,портретным, историко-бытовым. Особый интерес представляют изображения типа “горы-воды”, “цветы - птицы”. Китайские художники умели выразить мысль о безграничности мира. В величественном изображении мира гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки путников.Они никуда не торопятся, просто созерцают красоту.

    На горной вершине
    Ночую в покинутом храме.
    К мерцающим звёздам могу прикоснуться рукой.
    Боюсь разговаривать громко:
    Земными словами
    Я жителей неба
    Не смею тревожить покой
    Ли Бо. “Храм на вершине горы”.

    Так выразил гармонию чловека и природы китайский поэт Ли Бо.

    Пейзажная живопись Китая не отличается богатством красок. Зачастую она монохромна, но сколько в ней оттенков и сочетаний.Огромное мастерство достигли художники в передаче воздушной перспективы. Тщательно продумывается формат и композиционное решение картины.Для изображения цепи гор выбирался горизонтальный формат свитка, для гористой местности с остроконечными вершинами сосен-вертикальный.

    “Нельзя давать деревьев без числа: важнее показать как стройны и милы горы. Среди скал, нависших и опасных круч хорошо бы приютить странное дерево.Далёкие горы нужно снижать и раскладывать, близким же рощам надо дать вынырнуть резко”.

    В пейзажах китайских художников много символов: пара уточек символизировала семейное счастье, фазан-удачную карьеру, цветок лотоса – символ чистоты,гибкий бамбук - мудрость и противостояние жизненным невзгодам, сосна – аллегория долголетия, цветущая слива мейхуа - символ благородства и стойкости.

    Одним из проникновенных художников лирического пейзажа является Го Си. Именно в изменчивости природы заключается её красота.

    Изысканно проста и немногословна монохромная картина Ма Юня “Утки, скалы и мейхуа”.

    Жанр портрета - один из древнейших в китайской живописи.Он известен с 5 в. до н. э., связан с культом предков. Образ поэта Ли Бо воплощён в портрете Лян Кая.

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    «УТВЕРЖДАЮ»:

    Проректор по учебной работе

    _______________________ //

    __________ _____________ 2011 г.

    ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

    (очная форма обучения)

    «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

    «_ 8__»_04___2011 г.

    Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы Протокол № 10

    Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

    Объем 30 стр.

    Завкафедрой ______________________________//

    « 11 »г.

    Рассмотрено на заседании УМК Института права, экономики и управления

    г. Протокол № 1

    Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы .

    «СОГЛАСОВАНО»:

    Председатель УМК ________________________//

    «______»_____________2011 г.

    «СОГЛАСОВАНО»:

    Зав. методическим отделом УМУ_____________//

    «______»_____________2011 г.

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Институт гуманитарных наук

    Кафедра зарубежной литературы

    ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

    Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

    для студентов направления 020400.62 «Биология»

    (очная форма обучения)

    Тюменский государственный университет

    2011

    Швейбельман мировой культуры. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.62 «Биология» (очная формы обучения) Тюмень, 2011, 30 стр.

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

    ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зарубежной

    литературы, к. филол. н.,

    Профессор

    © Тюменский государственный университет, 2011.

    © , 2011.

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

    Курс по выбору Шедевры мировой культуры по сути своей является курсом, синтезирующим материал большого круга гуманитарных дисциплин: истории, истории искусств, культурологии, философии, психологии, литературы. Он носит информационно-познавательный, панорамно-обзорный, установочный характер. Этот курс дает представление об общих тенденциях мировой культуры и о конкретных произведениях (памятниках, шедеврах) культуры, которые в разные века и в контексте разных национальных культурных традиций воплотили эти общие тенденции и закономерности. Культура, тесно связанная не только с повседневной практической необходимостью, но и демонстрирующая уровень эмоционального и интеллектуального развития человечества, отражает весь диапазон многообразных жизненных явлений, специфически свидетельствует о коренных преобразованиях в человеческом обществе на определенном этапе его развития. Особое внимание уделяется изучению явлений, сыгравших значительную роль в становлении и развитии основных жанровых форм художественного творчества, а также – ведущих эстетических систем и художественных направлений.

    Лекционный курс ориентирует на поэтапное изучение основных периодов развития мировой культуры: от античности до наших дней (преимущественно в ее европейской модели). Принцип организации лекционного материала – хронологический. Характеристика культурных достижений той или иной эпохи связана с анализом творчества наиболее ярких ее представителей. Художественная доминанта каждой эпохи позволяет переносить акцент с истории на историю философской мысли, историю культуры, на психологию, литературу, театр, живопись и т. д. Доминантой лекционного курса, позволяющей более или менее целенаправленно структурировать столь обширный материал, является концепция человека.

    Историографический аспект лекционного курса находит дальнейшее развитие на практических занятиях. Получив в лекционном курсе общее представление о метаморфозах концепции человека в предшествующие эпохи, студент имеет возможность более обстоятельно, с исторической точки зрения, говорить о концепции человека в культуре XX века (живопись, литература, театр, кинематограф, виртуальный мир). К явлениям художественной культуры применяется целостный, типологический подход, что позволяет дать картину развития искусства в единстве его ведущих художественных тенденций, проявляющихся в разных направлениях, жанрах и стилях искусства и литературы.

    Цель курса «Шедевры мировой культуры» – сформировать у студентов систему ориентирующих знаний об основных тенденциях развития мировой культуры на примере наиболее значительных ее явлений (архитектура, живопись, кинематограф, литература, скульптура, театр). ФГОС ВПО предусматривает знание выпускниками основных этапов истории культуры, основанное на последовательном изучении выдающихся достижений в области художественного творчества различных регионов мира, национальных школ.

    Основные задачи – изучение истории культуры разных стран и регионов мира, углубленное познание исторических процессов в этих национальных культурах, их интерпретация отечественными и зарубежными искусствоведами, философами, историками, культурологами; выявление закономерностей взаимодействия общих тенденций в искусстве; формирование представлений о развитии концепции человека в разные эпохи и ее художественном воплощении; освоение основного корпуса мирового художественного наследия; систематизация общегуманитарного знания.

    Основные дидактические единицы : автор, норма, традиция, новаторство, преемственность, теория и история культуры, теория и история искусства, художественные течения и направления, система основных понятий искусствоведения, эстетические категории, закономерности взаимодействия общих тенденций в области культуры и, в частности, в художественной сфере, преемственные черты в эволюции стилей, художественные методы, шедевры, язык культуры.

    Материалом курса служат художественные произведения, научно-исследовательская литература , монографии и статьи по проблемам развития мировой культуры. Предлагаемый список научно-критической исследовательской литературы должен помочь студенту более глубоко и системно познакомиться с общими тенденциями развития мировой культуры.

    Курс «Шедевры мировой культуры» ведется в течение 1-го семестра. Составной частью предмета является история эстетических учений и художественной критики, представляющих методологическую и теоретическую основы дисциплины. Данный курс является немаловажным элементов в системе развивающих гуманитарных дисциплин, позволяющих получить представление об общих закономерностях развития мирового культурного процесса.

    Экзамен выставляется по результатам работы на практических занятиях, написания семестровой письменной работы (реферат на ОДО, контрольная работа – на ОЗО), предоставления глоссария и конспектов научных работ по актуальным проблемам развития культуры.

    1.2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

    Дисциплина «Шедевры мировой культуры» входит в раздел «Гуманитарный и социальный цикл. Бвариативная часть (дисциплины по выбору студента)». Развивая и углубляя гуманитарный элемент в образовании студента, приобретающего негуманитарную специальность, эта дисциплина является по-своему необходимым элементом профессиональной подготовки, поскольку расширяет общекультурный кругозор. Данный курс формирует систему знаний, способствующих освоению базовых гуманитарных предметов («История» и др.). Освоение данного материала позволяет получить представление об общих закономерностях развития мировой художественной культуры. Выдающиеся явления эстетической сферы, обладающие непреходящей культурно-исторической ценностью, изучаются в тесной связи с историей философии, литературы и языка, проблем общественно-политического устройства. Предложенный курс помогает выработать навыки самостоятельного изучения наиболее значительных явлений в истории художественного мировоззрения, по возможности научиться использовать приобретенные знания для совершенствования своей личности.

    1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной дисциплины.

    В результате освоения дисциплины «Шедевры мировой культуры» выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

    способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень (ОК-1).

    В результате освоения дисциплины студент должен:

    Знать : основные понятия и термины теории и истории культуры; понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества.

    Уметь : применять на практике базовые навыки сбора специальных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий .

    Владеть : основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.

    2. СТРУКТУРА И ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

    3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Таблица 1.1

    Тематический план для очной формы обучения

    Тема

    недели семестра

    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Итого часов по теме

    Из них в интерактивной форме, в час

    Итого количество баллов

    Лекции

    Практические занятия

    Самостоятельная работа

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Шедевры мировой культуры

    Модуль 1

    Культура – мир смыслов

    0-11

    Культура античного мира (Древняя Греция, Древний Рим)

    0-11

    Культура Средних веков

    0-12

    Культура эпохи Возрождения

    0-12

    Всего

    1-8

    8

    8

    52

    68

    4

    0-46

    Модуль 2

    Художественная культура XVII века

    9-10

    0-10

    Особенности европейской культуры XVIII века

    11-12

    0-11

    Культура XIX века

    13-14