Литературный процесс первой четверти 19 века. Романтизм в русской литературе первой четверти XIX века. Литературно-общественное движение в россии первой четверти xix века




М.Ю.Лермонтов () А.С.Пушкин ()В.А.Жуковский ()


И.С.Тургенев ()Н.А.Некрасов () Н.Г.Чернышевский ()



Толстой Лев Николаевич , граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (), «Юность» (), исследование внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, проходят через все его творчество. Эпопея «Война и мир» () воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия в войне с Наполеоном. Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения личности и стихия русской народной жизни с ее «роевым» сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе «Анна Каренина» () о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной» страсти Толстой обнажает основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой. С конца 1870-х годов переживавший духовный кризис,Толстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства бюрократических институтов, государства, церкви, цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов»: роман «Воскресение» (), повесть «Крейцерова соната» (), драмы «Живой труп» (1900, опубликована в 1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий», опубликованы в 1912, «Хаджи- Мурат», опубликован в 1912).


Фёдор Иванович Тютчев родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Юные годы провел в Москве. В 1821 году блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 году уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене. Служил также в Турине (Сардиния). В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной и изредка навещал ее. В Мюнхене приобщился к немецкой идеалистической философии свел знакомство с Шеллингом, дружил с Генрихом Гейне. Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 году; когда тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попала в руки Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале "Современник". Однако призвание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854). Тютчев - гениальный лирик, поэт романтического склада. Он своеобразно развивал философскую линию в русской поэзии. Певец природы, остро ощущавший космос, тончайший мастер стихотворного пейзажа, Тютчев рисовал его одухотворенным, выражающим эмоции человека. В поэзии Тютчева нет непроходимой грани между человеком и природой, они почти тождественны. Мир в глазах Тютчева полон таинственности, загадочности - где-то в подоснове его "шевелится" хаос, под златотканным покровом дня скрывается ночь, в избытке и торжестве жизни проглядывает смерть, людская любовь лишь роковой поединок, грозящий гибелью. Поэзия Тютчева - поэзия глубокой и бесстрашной мысли. Но мысль у Тютчева неизменно слита с образом, с точными и смелыми, необычайно выразительными красками. В стихотворениях Тютчева много изящества, пластики, в них есть, по выражению Добролюбова, и "знойная страстность" и "суровая энергия". Они очень цельны, законченны: при чтении их возникает впечатление, что они созданы мгновенно, единым порывом.


Андрей Васильевич Толстой (жена Мария Михайловна Милославская) Петр Андреевич Толстой (жена Соломонида Тимофеевна Дубровская) Иван Андреевич Толстой Михаил Андреевич Толстой Иван Петрович Толстой (жена Прасковья Михайловна Ртищева) Борис Иванович Толстой Андрей Иванович Толстой (жена Александра Ивановна Щетинина) Илья Андреевич Толстой (жена Пелагея Николаевна Горчакова) Николай Ильич Толстой (жена Мария Николаевна Волконская) Лев Николаевич Толстой Василий Борисович Толстой (жена Дарья Никитична Змеева) Лев Васильевич Толстой (жена Екатерина Михайлова) Анна Васильевна Толстая Екатерина Львовна Толстая (муж Иван Николаевич Тютчев) Фёдор Иванович Тютчев Дмитрий Иванович Тютчев Дарья Ивановна Сушкова Василий Иванович Тютчев Сергей Иванович Тютчев Иван Иванович Тютчев



История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы Лебедев Юрий Владимирович

Литературный процесс первой четверти XIX века

Из книги Книга для таких, как я автора Фрай Макс

95. Художественный процесс Художественный процесс - это просто совокупность всего, что происходит в искусстве и с искусством.А вы что

Из книги Жизнь по понятиям автора Чупринин Сергей Иванович

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС, ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО Выражение «литературный процесс» – из тех, про которые обычно думают, что они существовали всегда. И напрасно, ибо классики литературы XVIII–XIX веков такого понятия не только не знали, но в нем в общем-то даже и не нуждались.

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

В. Кожинов Из «Книги о русской лирической поэзии XX века» Лирика середины века <…> В 40-х годах начинает уже активно складываться просветительская литература, оттеснившая барочную литературу с авансцены. А для просветительской литературы лирика малохарактерна; в ней

Из книги Мировая художественная культура. XX век. Литература автора Олесина Е

Часть 1 Литературный процесс в странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки, Австралии в

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

2 Литературный процесс Этим термином, во-первых, обозначается литературная жизнь определенной страны и эпохи (во всей совокупности ее явлений и фактов) и, во-вторых, многовековое развитие литературы в глобальном, всемирном масштабе. Литературный процесс во втором

Из книги Мысль, вооруженная рифмами [Поэтическая антология по истории русского стиха] автора Холшевников Владислав Евгеньевич

Стих первой половины XIX века Метрика и ритмика. С 90-х годов XVIII в. в русской литературе развивается «карамзинская школа», а затем романтизм. Частная жизнь человека, его духовный мир становятся предметом изображения - и расцветают новые жанры в поэзии: дружеское послание,

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Книжная поэзия XVII - первой трети XVIII века И. М. Катырев-Ростовский (? - ок. 1640) 3. Начало виршем, мятежным вещем Сих же разумом прочитаем И слагателя книги сея потом уразумеваем. Изложенна бысть сия летописная книга О похождении чюдовскаго мниха, Поне же бо он бысть убогий

Из книги История русского романа. Том 1 автора

Русская литературно-общественная мысль первой четверти XIX века. Ведущим литературным направлением в странах Западной Европы начала XIX века является пришедший на смену классицизму, просветительскому реализму и сентиментализму романтизм. Русская литература откликается

Из книги Беглые взгляды [Новое прочтение русских травелогов первой трети ХХ века] автора Гальцова Елена Дмитриевна

Литературные общества и журналы первой четверти XIX века. Начиная с издания «Московского журнала» (1791-1792; второе издание без перемен: 1801-1803) Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. До него решались жить на

Из книги От Кибирова до Пушкина [Сборник в честь 60-летия Н. А. Богомолова] автора Филология Коллектив авторов --

Проза первой четверти XIX века Проза первой четверти XIX века развивалась более драматично, чем поэзия, которая на протяжении тридцати лет, вплоть до пушкинских «Повестей Белкина» и прозы Гоголя, занимала лидирующее положение в литературном процессе. Сказывалась инерция

Из книги Перекличка Камен [Филологические этюды] автора Ранчин Андрей Михайлович

ГЛАВА III. РУССКИЙ РОМАН ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА. ОТ СЕНТИМЕНТАЛЬНОЙ ПОВЕСТИ К РОМАНУ (Е. Н. Купиянова - §§ 1–6, Л. Н. Назарова - §§ 7–9) 1Развитие русской литературно - общественной мысли от просветительства XVIII века к декабризму, от сентиментального культа чувства к

Из книги Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Путешествие на Солнце без возврата: к вопросу о модернизме в русских травелогах первой трети XX века IСимволист Андрей Белый в своем стихотворении в прозе «Аргонавты» (1904) изображает уникальное путешествие - познавательное и завоевательное, однако обреченное на гибель.

Из книги Литра автора Киселёв Александр

К типологии русских литературных альманахов и сборников первой четверти XX века[**] Объединив в заглавии настоящей работы понятия «литературный альманах» и «литературный сборник», мы с самого начала обозначили важный типологический признак, по которому русские

Из книги автора

«В области адской»: выражение из стихотворения И.А. Бродского «На смерть Жукова» в контексте русской поэзии XVIII – первой трети XIX века В 1974 году И.А. Бродский написал стихотворение «На смерть Жукова» – своеобразное подражание «Снигирю» – державинской эпитафии А.В.

Из книги автора

О том, что такое литературный процесс Вам, наверное, не раз приходилось читать предисловие или послесловие к книге какого-нибудь писателя, и, быть может, встретилось словосочетание «литературный процесс». Это очень серьезное понятие, опирающееся на законы, без которых

Из книги автора

Русская литература первой половины XIX века «Милый гость романтизм» (А. Бестужев) говорит по-русски Крупнейшими событиями XIX века, которые отразила русская литература, были Отечественная война 1812 года, восстание декабристов в 1825 году, Крымская война (середина 50-х годов)

БИЛЕТ № 1

I период – 1801-1815 гг.
II период – 1816-1825 гг. Последние 10 лет правления декабриста Александра I; расцвет романтизма, появляется реализм; начальный этап творчества Пушкина.

11-12 марта 1801 г. – убит император Павел I. Среди заговорщиков было много высокопоставленных лиц. Смерть императора вызвала всеобщую радость. Люди возлагали надежды на нового монарха, Александра Павловича, в том числе на издание либеральных реформ. Личный произвол -> строгая законность. Вопрос о просвещении был весьма важен.

Сперанский – ближайший советник императора. Радикальные реформы взвали отзыв высших слоев, сильную оппозицию. В 12-ом году Сперанский был отлучен от должности.
В 1812 году в Европе огромную власть приобретает Наполеон. Отечественная война (такое название потому, что в войне участвует всё население). 12 июля 1812 года французские солдаты перешли в наступление.
17 августа – Кутузов становится главнокомандующим. 26 августа – сражение под Бородино. Второго сентября Наполеон вступил в Москву, пробыл здесь до 6 октября. «Такой прием вас ждет везде». Писал Тургенев: «Наполеон не нашел в России ни врагов, ни предателе й».

Почти у каждого писателя было произведение о войне. Слово «Родина» произносится с особым чувством. Война оказывает влияние не только на судьбу России, но и на судьбу Европы. Территориальные приобретения России после войны. Воинство надеется на дальнейшие преобразования. Но в этот момент политика Александра меняется : военные поселения, Аракчеев , недовольство среди офицеров.

1-ое тайное общество, союз Спасения 1816 год. Цели: ликвидация крепостного права и самодержавной власти + конституция; 1818 –союз благоденствия (Глинка, Федор Толстой, Муравьев). Пропаганда идей по средствам литературы. Появляются два общества, северное (Петербург) и Южное (Москва – Русская правда).

19 ноября 1825 года умирает Александр I. Первоначально и армия, и государство присягнули Константину, но Константин отказался, должна была произойти переприсяга. Именно на это время заговорщики планировали переворот. Главным был Трубецкой. 14 декабря 1925 происходит восстание декабристов на Сенатской площади. Всего участвовало около трех тысяч восставших. Трубецкой на площадь не явился. Декабристы захвачены, арестованы, пятеро человек казнены.

Началась вторая четверть 19 века. Литература всегда была тесно связана с общественной жизнью , но всегда развивалась по своим законам.
Романтизм – основное литературное направления первой четверти XIX века. Появляются черты реализма.

Стало гораздо больше читателей. Умели и любили писать письма. Важную роль играли салоны. Это было время общения, оно очень много значило.



Общая характеристика классицизма:

1. Рационализм : утверждение человеческого разума. Очень важна была идея служения государства, идея гражданского долга. Надо смотреть на природу.

2. Художественные принципы. К такой литературе привыкло общество. Шишков : Литература в России не должна заимствовать. Шишков организует общество «Беседа любителей русского слова » до 1816 года. Сентиментализм – школа Карамзина.
Журнал «Вестник Европы» 1802 год Карамзина. В его творчестве видны черты предромантизма .
Во всем бывает мода, даже в литературе.

3. В 1815-1818 году образуется общество «Арзамас ». Его цель – литератураная борьба с «Беседой», с классицизмом. Его члены – Батюшков, Блудов, Вяземский, Пушкин и пр.
Дружеское объединение. Подготовили появление романтизма.
Романтизм пришел из Западной Европы.
Идея романтизма – столкновение личности и общества. Романтизм появляется во время переломного момента в истории.
Вольное общество любителей российской словесности (1816-1825 гг.)
Гражданские романтики говорили о социальной роли литературы. Рылеев («Думы»): рассказ о подвиге ради Родины.

Всякие народные крестьянские волнения портят кровь правительству Павла 1. Придворные тоже не отстают и с 11 на 12 марта 1801г. устраивают дворцовый переворот. Новый царь Александр 1 видя такое положение вещей поначалу идет на кой-какие уступки либерально настроенному обществу – разрешает частные типографии, ввоз книг из-за границы, вводит новый цензурный устав, ограничивающий административное вмешательство в дела печати, открывает кучу университетов и гимназий и т.п. следующий пункт нашей программы – война 1812 года, которая как война народная и священная пробудила народное самосознание и обнаружила огромные силы нации. Как ярость благородная вскипела волной, как рус. народ освободил от козлов французских всю Европу, так прямо и прочувствовал необходимость нац. освобождения. Отсюда все гражданские и рев. темы в литературе. Большие разговоры про отмену крепостного права, бочки на самодержавие и обществ. устройство страны.



Самые хитовые жанры лит-ры: издыхающий классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. В начале 19 века меняется тип литератора. 18 столетие знало литератора-философа, социолога, моралиста, для которого литература оставалась все же главным занятием (Фонвизин, Муравьев). Оживление социологической и филологической мысли в начале александровского царствования приводит к появлению типа ученого, социолога, занимающегося литературной деятельностью. Образовавшееся в 1801 году «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» объединило литераторов именно этого рода (сначала под названием Дружеского общества любителей изящного). Передовые члены – Дмитриев, Востоков, Остолопов, Иванов, Тербенев, Пнин, Попугаев, Радищев и еще куча всяких членов.

Все это предопределяло выбор тем и их освещения: антикрепостническая направленность, антитиранические мотивы; деизм просветительского толка окрашивал и целую серию философских од. Художественная проблематика произведений общества найдет свое продолжение в социальном дидактизме гражданской литературы 20-х годов. В стихах членов общества можно увидеть прямое предвестие тем и даже языка поэтов-декабристов – культ «поэта-гражданина», систему «слов-сигналов». Это была поэзия мысли, но мысли просветительской и преимущественно ориентированной в область социальной философии и политики.

Общ-во просуществовало до 1807 года, после внутренних разборок руководство перешло к умеренным по взглядам членам, и оно зачахло, утратив прежнее значение.

Примерно в 1816 г. создается «Вольное общество любителей российской словесности» (1816-1825 ). Его возглавлял Федор Глинка. Четче идейные искания (по сравнению с «Вольным обществом любителей словесности, наук и художест»).

Вольное общество любителей российской словесности оставило заметный след в истории русской литературы и журналистики. Это одна из первых организаций передовых писателей России. Деятельность была тесно связана с деятельностью декабристов, многие из которых были членами этого общества.

В составе Общества находилось около 20 членов Союза благоденствия, которые и «задавали тон». Союз Благоденствия заботился об объединении прогрессивных национальных сил и большой просветительской работе. Отсюда в Союзе Благоденствия, в его пропагандистских занятиях такое важное место занимают конституционные проекты, петиции, легальные просветительские мероприятия, литература и наука. «Правила общества любителей словесности» в политическом смысле были вне всяких подозрений. Основная цель сводилась к чтению и исправлению читавшихся на собраниях произведений. До 1818 года Общество именовалось просто Общество любителей российской словесности, только в этом году получив дополнение: Вольное. Но и после этого деятельность Вольного общества была неактивна, проходила в мелких распрях и в чтении заурядных произведений. Попытки Глинки и Никитина привить Обществу гражданское направление не имели успеха. В 1818 году в «упражнениях» членов Вольного общества намечается выход к гражданской теме. Для «успехов просвещения» в обновленном Обществе были организованы специальные «ученые упражнения»: публицистические выступления и художественные произведения.

В 1818-1819 гг почетными членами Общества избираются крупнейшие поэты той поры – И.А.Крылов, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, рекомендованные Ф.Н.Глинкой, А.А.Дельвиг, П.А.Плетнев, В.К.Кюхельбекер. 1 апреля 1818 года Никитин для «вящей пользы» предложил сделать в уставе Общества «пополнение и перемену». Перемена была им предложена серьезная, Вольное общество становилось своеобразной республикой литераторов. Глинка 16 июля 1919 года становится ее президентом. «Ученой республикой» в 1820 г. была организована политическая демонстрация против высылки А.С.Пушкина из Петербурга. В январе 1821 года признал себя распущенным близкий к провалу Союз Благоденствия. Общество окончательно становится центром, вокруг которого объединяются прогрессивные силы в литературе. В 1821 году в Вольном обществе активно сотрудничают Рылеев, братья Бестужевы, Корнилович. Тогда же в действительные члены были приняты Баратынский, Гнедич и др. В «ученые упражнения» закономерно входят фольклористические статьи, свидетельствующие о внимании «соревнователей» к народной поэзии. Характерную черту «ученых упражнений» 1822 года составляет повышенный интерес к национально-героической исторической теме. На первом план стояла история родной страны. 15 декабря 1824 Грибоедов был избран в действительные члены «ученой республики». Конечно, далеко не все члены Общества были близки к декабризму. В Обществе состояли и принципиальные враги этого движения, и литераторы, не замешанные в политике вообще.

Оч важно!, т.к. к нач. 19 в. процесс выработки норм рус. лит. языка ещё не завершился. Интенсивно шёл процесс формирования стилей худ. лит-ры.

В спорах о «старом» и «новом» слоге проявились не только литературные, но и идейно-политич. разногласия. Адмирал Ш. возглавил партию полит. и литер. реакционеров и долгие годы боролся против либерализма и новаторства. В период войны 1812 г. был приближен Адександром I; составлял манифесты и рескрипты; незадолго до восстания декабристов назначен министром народного просвещения. Кроме «Рассуждения…» написал ряд других работ, напр., «Разговор о словесности» (1811).

Ш. выступал против изменений в языке лит-ры, произошедших к концу 18 в. и приведённых в систему Карамзиным. Сближение лит.языка с живой разговорной речью образованного об-ва; резкое ограничение книжных, церковнославянских эл-тов; создание новых слов / заимствования из других европейских языков.

Ш. обвинил К. и его последователей в пренебрежении церковнославянизмами. Он не допускал и смешения 3х стилей Ô. Но главным основанием борьбы против «нового слога» для Ш. были не стилистич., а морально-политич. мотивы. «Старый слог» для него в 1ую очередь ценен как хранитель старой идеологии. Это коренным образом отличало Ш. от Р. и поэтов-просветителей, к-рые использ. славянскую лексику и фразеологию для выражения высокого гражданского содерж.

Политич. основа выступлений Ш. по вопросам лит-ры ещё чотче проявилась в его борьбе против иноземных влияний. Противники якобы увлекались заимствованиями из франц.яз. и стремились создавать слова по образцу иностранных. Причём речь шла не о крайностях в заимствованиях, а о том, что исп-ние слов другого языка наносит вред Великому Ррррусскому языку. Рассматривал галлицизмы как путь проникновения в Россию идей евреев,масонов Французской революции.

Скорбит об упадке не только языка, но и словесности (причина – чрезмерное «прилепление» к иностр. писателям). Образцами должны-де служить «священные книги», «летописи» и «все подобные им предания». !Поэт должен «напитаться» не только словами и выражениями предков, но и их мыслями. «Красоты мыслей никогда не стареются».

Полемика между архаистами и новаторами не сводилась к теории . Литер. «староверы» пытаются создавать пр-ния в традиц. жанрах и стилистич. формах. Эпич. поэмы о Петре I и других ист. героях; классич. эпопеи о событиях войны 12го года; оды классич. стиля.

1811г. – появляется лит.об-во «Беседа любителей русского слова», что придаёт собраниям сторонников Шишкова офиц. хар-р. Орган-ры постарались обеспечить ему правит. поддержку и привелегир. положение. Об-во было разделено на 4 разряда, каждый их к-рых имел своего попечителя. Председатели – Шишков, Державин, Хвостов, Захаров. Большая часть имён членов «Беседы» осталась в истории лит-ры мало известной / приобрела печальную славу. (Державин не в счёт, он занимал в лит-ре начала века особую позиции. Как и Крылов.) В 1816г. «Беседа», такскзть, умерла.

Классицизм пытался удержать позиции в сфере эстетич. теории и критики. В лит. критике старые эстетич. принципы защищал «Вестник Европы». Но и в лит. теории «классическая» доктрина давала трещины.

В 1815 Шаховский написал комедии "Липецкие воды" и "Новый Стерн", в которых постебался над карамзинистами и нарвался: те объединились в "Арзамас " и поставили себе целью борьбу с устаревшими литературными вкусами и традициями. Вместо бюрократии у них была шуточная масонская эстетика с колпаками и партийными кличками, взятыми в основном из баллад Жуковского. На каждом заседании поедали гуся, делились поэтическими опытами и вообще весело проводили время. Жуковский, Пушкин и его дядя Василий (тоже Пушкин), Вяземский, Батюшков и многие другие. Полемика этих двух кружков гордо называлась "войной на Парнасе" и продолжалась до 1816, когда "Беседа" приказала долго жить. "Арзамас" потерял смысл своего существования. Сначала они решили издавать журнал и даже составили план, однако на этом всё и закончилось. Тут будущие декабристы Муравьёв и братья Тургеневы попытались сделать из "Арзамаса" "серьёзную организацию". Серьёзной организации из этого сборища не получилось, и в 1818 "Арзамас" развалился, а члены его разъехались из Петербурга в разные стороны.

Итого: "Беседа " шишковистов: бюрократия, обрядовость. Считают себя преемниками классицизма, борются за чистоту русской речи и против реформы Карамзина. Шишков, Державин, Шаховской.

"Арзамас " карамзинистов: весёлая тусовка с элементами буффонады. Цель - воспитание вкуса, борьба с устаревшими традициями. Реформа Карамзина - модернизация языка путём разумного заимствования (которое по факту и так уже произошло в светских салонах). Жуковский, Вяземский, Батюшков, Пушкин, Блудов, Дашков, будущие декабристы.

I четверть XIX века в России и, кстати, не только в России – период, когда ведущую роль в литературном процессе играют поэтические жанры. Это время господства поэзии в литературе, время её расцвета, «золотой век» русской поэзии. Трудно представить себе другую эпоху, которая одновременно вмещала бы столько выдающихся поэтических имён. Не говоря уже о А. Пушкине, в это время творят Е. Баратынский, К. Батюшков, П. Вяземский, Ф. Глинка, Н. Гнедич, А. Грибоедов, Д. Давыдов, А. Дельвиг, В. Жуковский, П. Катенин, И. Козлов, И. Крылов, А. Мерзляков, К. Рылеев, Н. Языков. И каждый из них оставил свой заметный след в истории русской литературы. В составленной Ю. Верховским и вышедшей в 1919 году антологии «Поэты пушкинской поры» 54 имени. А ведь в антологию вошли только те авторы, чьё творчество и через столетие сохранило хоть какое-то художественное значение. Этот факт говорит в том числе и об очень высоком уровне общего развития поэтической речи, владения стихотворной техникой, которые были достигнуты в I четверти XIX века.

Это время ускоренного формирования русского литературного языка, нормализации и гармонизации, эстетизации русской речи, в первую очередь – письменной. Именно в этот период русское слово научилось полностью раскрывать свои экспрессивные и эстетические возможности, быть эстетически привлекательным. Это сопровождалось сближением языка художественной литературы с языком образованной части общества. Литература XVIII века – это во многом литература «для своих», для людей, так или иначе причастных к литературному творчеству. Вне этого круга число читателей крайне ограниченно. И причина этого во многом в состоянии литературного языка. Он труден даже для образованной части общества. С другой стороны, в мире Простаковых и Скотининых непонятно было, зачем читать вообще. Русская литература в начале XIX века идёт навстречу читателю и одновременно формирует его. Чтение русских книг перестаёт быть в некотором смысле профессиональным занятием, формируется относительно широкий читатель русской литературы. Знание произведений Н. Карамзина, В. Жуковского, А. Пушкина теперь становилось общепринятой нормой для человека, принадлежащего к культурному сообществу в России, так же, как ранее знание французской литературы. Чтение русской литературы из труда стало превращаться в удовольствие. По словам С. Шевырёва, «при Ломоносове чтение было напряжённым занятием; при Екатерине стало роскошью образованности, привилегиею избранных; при Карамзине необходимым признаком просвещения; при Жуковском и Пушкине потребностию общества» (Шевырёв С. Взгляд на современное направление русской литературы. – «Московитянин». 1842. №1. С. XII). Сформировались и читатель с достаточно развитым литературным вкусом и высокими эстетическими требованиями к литературному произведению, читатель, стремящийся получать эстетическое наслаждение от русской книги, и литература, способная подобное наслаждение доставить. Понятно, что в первую очередь для решения этой задачи оказалась подготовлена поэзия.

С наступлением XIX века положение принципиально меняется. К концу предыдущего столетия постепенно повысился общественный авторитет литературы и писателя. В новом веке ведущими писателями становятся преимущественно дворяне, и не просто дворяне, а представители родовой аристократии: П Вяземский, А. Пушкин, А. Перовский и т.д. Это знак того, что меняется общественный статус литератора, а точнее, статус занятий литературным творчеством. Теперь уже это вполне уважаемый род деятельности, проявление высокой культуры, тонкого душевного строения, интеллектуальной независимости личности. В изменении престижа литератора огромную роль сыграли литературная деятельность и общественное поведение Н.М. Карамзина. Престиж писателя теперь определяется не тем, в каких отношениях с властью он находится, а интересом к его творчеству со стороны читателя. Новый общественный статус и социальное положение дворянина – литератора позволяют ему чувствовать себя независимым, в том числе и от власти.

Но литературный труд так и не становится профессиональным. Для писателей – дворян творчество - это в первую очередь способ самореализации личности, сфера духовной свободы, в том числе и свободы от материального расчёта. Характернейший пример такого рода писателя – дилетанта, погружённого в литературную жизнь, представляет П.А. Вяземский. Как писал Пушкин в 30-е годы, «литература стала у нас значительной отраслью промышленности всего около 20 лет. До сих пор она рассматривалась только как занятие изящное и аристократическое …» Литературная деятельность не воспринимается как источник доходов. Львиную долю прибыли за издание книги получает издатель, а не автор. Изменение этой ситуации связано с именем Пушкина. За свою поэму «Бахчисарайский фонтан» он получил неслыханный по тем временам гонорар – 3 тысячи рублей. «За стихи «Бахчисарайского фонтана» заплачено столько, сколько ещё ни за какие русские стихи заплачено не было», - отмечал тот же Вяземский. С этого времени литературный заработок становится главным источником доходов для Пушкина, а Пушкин – одним из первых русских профессиональных писателей XIX века. «Коммерческий успех «Бахчисарайского фонтана» стал одним из симптомов и факторов профессионализации литературного труда» в России. За первую четверть XIX века русский литератор проходит путь от писателя – дилетанта к писателю – профессионалу. На этом пути происходит соединение дворянского достоинства, чувства чести, личной независимости с осознанием своей писательской миссии, высокого назначения писательского труда.

Вместе с эмансипацией писателя происходит эмансипация литературы. «Высокая» литература первой четверти XIX века уже не является служанкой тех или иных политических, нравственных или просветительских целей. Она постепенно обретает собственное художественное содержание. Вполне очевидный характер этот процесс получает в творчестве А.С. Пушкина.

Литературная борьба в России

в I четверти XIX века.

I четверть XIX века – период острой литературной борьбы и ожесточённой полемики в русской литературе. В историческом пространстве двух десятилетий нового века встретились две литературные эпохи: эстетика, художественный опыт и вкусы уходящего этапа литературного развития, которым завершался век XVIII, и тенденции нового периода. Отсюда принципиальность и ожесточённость литературных схваток. Интенсивность развития литературы в России в описываемый период не позволяет отождествлять содержание литературной борьбы в России с противостоянием «классиков» и романтиков в литературах западноевропейских народов, так как в ходе этой борьбы решались те проблемы литературного развития, которые, например, во Франции заняли около двух столетий.

Литературные «партии», вступившие в ожесточённую полемику в России в начале века, «архаистами» и «новаторами». В центре дискуссии оказался, на первый взгляд, чисто научный спор об отношениях между церковно-славянским и современным русским языками. Однако в контексте литературного процесса начала XIX века этот вопрос приобрёл принципиальный характер. Это был вопрос не только о месте церковно-славянизмов в русском литературном языке, но о путях развития русской литературы. Представление о том, что церковно-славянский язык есть разновидность южно-славянского наречия и, следовательно, не является прямым предком современного русского языка, не было общепринятым в начале XIX столетия. «Архаисты » и их вождь - адмирал А.С. Шишков категорически были не согласны с этой точкой зрения. Полнее всего их языковая платформа была изложена в знаменитом труде Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге Российского языка». Для автора «Рассуждения…» церковно-славянский и русский языки - это в историческом плане один и тот же язык: «…язык у нас славенский и русский один и тот же. Он различается только … на высокий и простой. Высоким написаны священныя книги, простым мы говорим между собою и пишем светския сочинения…). «Причём русский разговорный язык предстаёт как результат порчи языка «славенского», обусловленной главным образом иноязычным влиянием» (Там же). Отсюда стремление «архаистов» в их литературной деятельности не только остановить этот процесс «порчи» церковно-славянского языка, но и восстановить его утраченные силу, красоту и выразительность.

В то время как «новаторы » стремились сблизить язык литературы с языком образованного общества, в том числе и путём максимального ограничения использования церковно-славянизмов, их противники утверждали несовместимость разговорной речи салона и книжного языка. При этом церковно-славянский язык «воспринимается вообще как предельно правильная разновидность» русского языка (Там же). А «славянизация (т.е. использование церковно-славянских языковых ресурсов) выступает при таком понимании как средство создания литературного языка». Стремление очистить язык от заимствованных элементов и отталкивание от разговорного языка – вот суть языковой программы «архаистов», которая превращала их в непримиримых противников «новаторов», сторонников Н.М. Карамзина.

«Карамзинисты » в своей литературной практике отстаивали ясность, легкость, изящную простоту литературного языка, они стремились сблизить книжный язык с разговорным языком общества. Они признают естественным и необходимым обогащение русского языка заимствованиями из более развитых европейских языков, в первую очередь французского. «Новаторы» решали задачу гармонизации литературного языка отсечением крайностей: не только тяжеловесных, устаревших церковно-славянизмов, но и просторечия, с их точки зрения грубого, неприличного в хорошем обществе. Они резко сужали границы литературного языка, но при этом вырабатывали его внутреннее единство.

Это был не только научный, но и мировоззренческий, идеологический спор. Это был спор о том, в каких отношениях быть развивающейся русской культуре с другими европейскими культурами, о том, должна ли литература менять свои формы, свой язык вместе с изменениями общественных вкусов, быта, уровня культурного развития читателей. Наконец, это был спор о том, кому должна служить литература: интересам государства или вкусам и понятиям общества. «Архаисты» отстаивали изолированность русской культуры и литературы от западноевропейских процессов. Их идеи предвосхищали «романтическую идею уникальности каждого народа, его языка, истории и культуры, романтический культ национального прошлого» (Указ. соч. С. 31). Однако жанровые пристрастия, принципиальная тяжеловесность, ораторская монументальность роднили произведения «архаистов» с традициями русского классицизма XVIII века. «Новаторы» - карамзинисты стремились к интеграции русской литературы в общеевропейский литературный процесс. Они отстаивали единые для всех народов представления об изящном, включающие в себя «идеал уравновешенности и соразмерности», отличавший «эстетику «старого» классицизма». (Там же). Но интерес к отдельной личности, её внутреннему миру, своеобразная интимность их искусства открывали дорогу новым явлениям в русской литературе, предвещали приближение романтической эпохи.

В начале 20-х годов споры «архаистов» и «новаторов» ушли в прошлое. Им на смену пришли толки о романтизме. Но русский романтизм I половины 20-х годов не был един. Внутри его существовали различные течения, в том числе и те, кого Ю. Тынянов назовёт «младоархаистами» и кто унаследует некоторые эстетические идеи Шишкова и его сторонников.

Различные формы организации литературной жизни

в России в I четверти XIX века.

Расширение круга читателей отечественных авторов в русском образованном обществе, появление независимых и авторитетных деятелей литературы способствовали развитию многообразных форм организации литературной жизни. Эти формы не только служили общению литераторов друг с другом, способствовали выработке новых художественных идей, литературным дискуссиям, но и позволяли непосредственно встречаться писателям и читателям, порождали литературную среду, вне которой трудно себе представить нормальное литературное развитие.

Среди форм организации литературной жизни I четверти XIX века надо назвать в первую очередь литературные салоны, литературно- художественные кружки, дружеские общества и более широкие литературные объединения. Отличались они друг от друга как числом участников, наличием или отсутствием общей литературной «идеологии», программы и, в первую очередь, степенью организационной оформленности. Для данного этапа литературного развития характерен тот факт, что наибольший след в истории литературы оставили объединения, которые носили наименее формальный характер.

К их числу относились и литературные салоны . I четверть XIX века в России – пора становления и развития культуры литературных салонов, эпоха расцвета которых придётся на 30-е годы.

Среди литературных объединений, имевших ясно выраженную организационную структуру (руководителей, установленный порядок приёма, строгую периодичность заседаний) и официальный статус, надо назвать два общества с похожими названиями: Вольное общество любителей словесности, наук и художеств и Вольное общество любителей российской словесности.

Вольное общество любителей словесности, наук и художеств было образовано в 1801 году. Первоначально его участниками были не только литераторы, но и молодые художники, учёные, среди них поэт и выдающийся филолог А. Востоков, поэт, прозаик и драматург А. Измайлов, Н. Радищев (сын автора «Путешествия из Петербурга в Москву») и другие. С началом военной кампании в 1812 году деятельность Общества была приостановлена и возобновлена только в декабре 1816 года. Вторая половина 10-х годов XIX века – время наибольшей его активности и притока новых членов. Почётными членами Общества избираются И.А. Крылов, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, Н.И. Гнедич. Участниками становятся Ф. Глинка, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, Е. Баратынский, П. Плетнёв. 26 июля 1818 года в члены Общества любителей словесности, наук и художеств был избран Пушкин и по крайней мере дважды в дальнейшем присутствовал на его заседаниях. С началом 20-х годов становится заметным отток из Общества литераторов молодого поколения, руководство Общества в лице А. Измайлова занимает всё более консервативные позиции в литературном процессе, и Общество уходит на периферию литературной жизни.

Именно в это время резко активизируется в Петербурге деятельность Вольного общества любителей российской словесности. Оно образовалось в январе 1816 года и первоначально объединяло группу литераторов – дилетантов и их приятелей. Но затем в это Общество начинают вступать известные литераторы: Ф. Глинка (1816 г.), Н. Греч (1818), А. Дельвиг, П. Плетнёв и В. Кюхельбекер (1819), А. Бестужев (1820), Е. Баратынский, Ф. Булгарин, Н. Бестужев, К. Рылеев (1821), А. Грибоедов, И. Козлов, Н. Полевой (1824). В 1819 году Общество возглавил выдающийся литератор и общественный деятель Ф.Н. Глинка. Именно при его руководстве Вольное общество любителей российской словесности стало влиятельной литературной и общественной силой. Общество, получившее характерное название «учёной республики», организовало выступление в поддержку Пушкина, высылаемого из Петербурга на юг, публично осудило доносительскую деятельность одного из своих руководителей. На заседаниях Общества читались произведения А.С. Пушкина, литераторов, участвовавших в декабристском движении. В 1825 году деятельность Общества любителей российской словесности была прекращена.

Но в центре литературной жизни первой четверти XIX века оказались два литературных объединения: «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас » или «Арзамасское общество безвестных людей». Истоки «Беседы » восходят к зиме 1806 – 1807 г.г., когда наиболее маститые литераторы, связанные с традициями уходящей эпохи, решили собираться по очереди друг у друга для литературных чтений. Среди инициаторов этих собраний были и «живой классик» Г.Р. Державин, и только что прославившийся своими первыми баснями И.А. Крылов, и автор «Рассуждения о старом и новом слоге» адмирал А.С. Шишков, и комедиограф А.А. Шаховской, и другие писатели. Однако затем им захотелось придать своей деятельности публичный и официальный характер. Тогда в 1811 году был подготовлен устав литературного общества «Беседа любителей русского слова», одобренный специальным царским указом, и деятельность общества обрела свою законченную форму, подобную форме государственного учреждения. «Наподобие Государственного совета, составленного из четырёх департаментов, и «Беседу» разделили на четыре разряда, и, так же как у него, в каждый посадили по председателю, да ещё каждому дали по попечителю»,- вспоминал участник этих собраний Ф.Ф. Вигель. Члены общества также были разделены на несколько категорий: среди них были действительные члены, члены – сотрудники и почётные члены. Проходили заседания «Беседы» в особняке Г.Р. Державина на Фонтанке. Носили они торжественный и публичный характер. По воспоминаниям всё того же Вигеля, «прекрасный пол являлся в бальных нарядах, штатс-дамы в портретах, вельможи и генералы были в лентах и звёздах, и все вообще в мундирах». Понятно, что на этих заседаниях присутствовали не только литераторы, но и высокопоставленная публика, впускаемая по билетам. Подлинными идеологами и лидерами «Беседы любителей русского слова» стали А.С. Шишков и А.А. Шаховской, а сама «Беседа» превратилась в штаб литературных «архаистов», откуда регулярно совершались «вылазки» против Карамзина и особенно его молодых сторонников.

23 сентября 1815 года состоялась премьера новой комедии Шаховского «Липецкие воды или Урок кокеткам». В этот вечер среди зрителей в театральном зале находились Жуковский, А. Тургенев и другие почитатели Карамзина и новой поэзии. Каково же было их негодование, когда в одном из персонажей комедии Шаховского поэте – балладнике Фиалкине они узнали карикатуру на Жуковского! «Липецкие воды» были восприняты молодыми «новаторами» и их сторонниками как вызов, который требовал ответа. Этим ответом и стал «Арзамас », главное содержание деятельности которого составят пародирование и высмеивание «Беседы» и литературной деятельности её основных участников. Организационное заседание «Арзамаса» состоялось 14 октября 1815 года. Среди членов нового литературного общества, кроме уже названных Жуковского и А. Тургенева, С. Уваров, Д. Блудов, Д. Дашков, к которым затем присоединятся К. Батюшков, А. Воейков, П. Вяземский, Д. Давыдов, В. Пушкин, А. Пушкин, М. Орлов и другие. Уже в названии («Арзамасское общество безвестных людей») противопоставление «Беседе»: «Не вельможи с лентами и орденами, не государственные мужи, убелённые сединами и обременённые высокими должностями, а безвестные люди – в самом названии будущего общества полемика с «Беседой», с её торжественным ритуалом, с её безупречным чинопочитанием» (Гиллельсон М.И.. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л, 1974. С. 43). Казённой и официальной атмосфере «Беседы» арзамасцы противопоставляли подчёркнуто приватный, частный, дружеский характер своего объединения. Тяжеловесной серьёзности заседаний в доме Державина – «галиматью», по выражению Жуковского, т.е. атмосферу шутки, розыгрыша, насмешки, молодого веселья. Вспоминая времена «Арзамаса», Жуковский писал: «Мы объединились, чтобы хохотать вовсё горло, как сумасшедшие…» Но эта «галиматья» имела свой смысл, своё глубокое содержание. Высмеивая и пародируя «Беседу» и её участников, «арзамасцы» демонстрировали ничтожность своих противников, которые оказывались недостойны даже серьёзного к себе отношения. Тем самым утверждалось заведомое превосходство «новаторов» над «архаистами». Этот смех был смехом торжествующих победителей.

Поэтому когда после смерти Державина, в 1816 году, заседания «Беседы» прекратились, «Арзамас» потерял не просто противника, но смысл своей деятельности. Попытки придать этому обществу более широкое общественно-литературное направление не удались, и в 1818 году «Арзамас» прекращает своё существование. Но общность литературных вкусов, личные симпатии будут связывать многих «арзамасцев» на протяжении всей их жизни. Именно бывшие «арзамасцы» составят основу пушкинского круга писателей в 30-е годы XIX века.

В 1818 – 1820 г.г. в Петербурге существовал литературно-театральный кружок под названием «Зелёная лампа». Память о нём сохранилась главным образом потому, что одним из активных его участников был А.С. Пушкин. Репутация «Зелёной лампы» в истории русской общественной жизни весьма противоречива. Одни исследователи видели в этом обществе всего лишь объединение петербургской «золотой» молодёжи, увлечённой кутежами, вином и женщинами, в том числе молодыми актрисами и учащимися театральной школы. В глазах других «Зелёная лампа» – едва ли не филиал Союза Благоденствия, одного из первых декабристских обществ, союз молодых вольнолюбцев. Истина, по-видимому, где-то посередине. Действительно, костяк кружка составляли офицеры гвардейских полков, принадлежавшие к знатным дворянским родам. Это Н. Всеволожский (учредитель «Зелёной лампы»), Я. Толстой (один из его председателей), П. Каверин, которого Пушкин упомянул в первой главе «Онегина», Н. Кривцов и другие. Литераторы составляли меньшинство: А. Пушкин, А. Дельвиг, Ф. Глинка. Но интерес к литературе и театру характерен для большинства участников «Зелёной лампы». Да, и кутежи, и женщины, и вино, и карточная игра занимали немалое место в ряду занятий участников объединения, однако этот ряд ими не исчерпывался. Здесь читались стихи, составлялись регулярные обзоры театральной жизни, читались очерки по русской истории. Можно согласиться с историком А. Веселовским: «… деятельность мысли, обмен мнений, состязание в поэтической работе и споры, споры без конца, не страдали от эпикурейской обстановки.» Более того, эпикурейская остановка, вольнолюбивые стихи, полная раскованность в высказывании любых мнений – всё это объединял общий дух вольности, внутренней и внешней свободы, составлявший суть «Зелёной лампы». Характерно, что её члены давали обязательство не разглашать содержание своих бесед, а приём новых членов мог происходить только с общего согласия.

В начале 20-х годов начнёт заявлять о себе первое послепушкинское литературное поколение. Некоторые его представители объединятся в Общество любомудров. Общество это возникнет, по-видимому, в 1823 году, и членами его будут всего пять человек: юный поэт Д. Веневитинов, молодой литератор В. Одоевский, начинающий критик и философ И. Кириевский, А. Кошелев и Н. Рожалин. Однако влияние любомудров будет значительно шире, и среди литераторов, близких к ним по духу и личным связям, надо назвать и А. Хомякова, и М. Погодина, и С. Шевырёва. Хотя большинство членов Общества любомудров были всего на 5-6 лет старше Пушкина, но они ощущали себя людьми нового поколения и стремились сказать своё слово в литературе, заявить о своей особой позиции в ней. Кружок любомудров был литературно-философским кружком. Для его членов был характерен интерес не только к словесности, но и к философии, в первую очередь немецкой. По мнению любомудров, Пушкин и его поколение довели до возможного совершенства поэтическую форму, но русская литература не обрела содержания. Они выдвинули требование мысли в поэзии. Они мечтали о некоем синтезе философской мысли и художественной формы. Деятельность Общества любомудров была прервана событиями декабря 1825 года. Но идеи, впервые сформулированные его участниками, получили существенное развитие в русской литературе второй половины 20-х – 30-х г.

Литература в 19 веке в России связана с бурным расцветом культуры. Духовный подъем и важные нашли отражение в бессмертных произведениях писателей и поэтов. Эта статья посвящается представителям Золотого века русской литературы и основным направлениям этого периода.

Исторические события

Литература в 19 веке в России породила такие великие имена, как Баратынский, Батюшков, Жуковский, Лермонтов, Фет, Языков, Тютчев. И прежде всего Пушкин. Рядом исторических событий был ознаменован этот период. На развитие русской прозы и поэзии оказали влияние и Отечественная война 1812 года, и смерть великого Наполеона, и уход из жизни Байрона. Английский поэт, так же как и французский полководец, долгое время владел умами революционно мыслящих людей в России. и русско-турецкая война, а также отголоски французской революции, раздававшиеся во всех уголках Европы, - все эти события превратились в мощный катализатор передовой творческой мысли.

В то время как в западных странах осуществлялись революционные движения и начал зарождаться дух свободы и равенства, Россия укрепляла свою монархическую мощь, и подавляя восстания. Это не могло остаться без внимания художников, писателей и поэтов. Литература начала 19 века в России - это отражение мыслей и переживаний передовых слоев общества.

Классицизм

Под этим эстетическим направлением понимают художественный стиль, который зародился в культуре Европы во второй половине XVIII века. Основные черты его - это рационализм и соблюдение строгих канонов. Обращением к античным формам и принципу трех единств отличался и классицизм 19 века в России. Литература, однако, в этом художественном стиле уже в начале столетия стала сдавать свои позиции. Классицизм постепенно вытеснялся такими направлениями, как сентиментализм, романтизм.

Мастера художественного слова стали создавать свои произведения в новых жанрах. Получили популярность произведения в стиле исторического романа, романтической повести, баллады, оды, поэмы, пейзажной, философской и любовной лирики.

Реализм

Литература в 19 веке в России связана прежде всего с именем Александра Сергеевича Пушкина. Ближе к тридцатым годам в его творчестве прочные позиции заняла реалистическая проза. Следует сказать, что родоначальником этого литературного направления в России является именно Пушкин.

Публицистика и сатира

Некоторые особенности европейской культуры 18 столетия унаследовала литература 19 века в России. Кратко можно обозначить основные черты поэзии и прозы этого периода - сатирический характер и публицистичность. Тенденция к изображению человеческих пороков и недостатков общества наблюдается в творчестве писателей, создававших свои произведения в сороковых годах. В литературоведении было позже определено объединившее авторов сатирической и публицистической прозы. «Натуральная школа» - так назывался этот художественный стиль, который также, впрочем, именуют еще «школой Гоголя». Другие представители этого литературного направления - Некрасов, Даль, Герцен, Тургенев.

Критика

Идеологию «натуральной школы» обосновал критик Белинский. Обличением и искоренением пороков стали принципы представителей этого литературного течения. Характерной чертой в их творчестве стала социальная проблематика. Основные жанры - очерк, социально-психологический роман и социальная повесть.

Литература в 19 веке в России развивалась под влиянием деятельности различных объединений. Именно в первой четверти этого столетия произошел существенный подъем в журналистской сфере. Огромное влияние на оказал Белинский. Человек этот обладал необыкновенной способностью чувствовать поэтический дар. Именно он первым распознал талант Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского.

Пушкин и Гоголь

Литература 19-20 века в России была бы совсем иной и, разумеется, не столь яркой без этих двух авторов. Они оказали огромное влияние на развитие прозы. А многие элементы, которые они ввели в литературу, стали классическими нормами. Пушкин и Гоголь не только разработали такое направление, как реализм, но также создали совершенно новые художественные типы. Один из них - образ «маленького человека», который позже получил свое развитие не только в творчестве русских авторов, но и в зарубежной литературе девятнадцатого и двадцатого веков.

Лермонтов

Этот поэт также немалое влияние оказал на развитие русской литературы. Ведь именно ему принадлежит создание такого понятия, как «герой времени». С его легкой руки оно вошло не только в литературоведение, но и в общественную жизнь. Лермонтов также принял участие в разработке жанра психологического романа.

Весь период девятнадцатого столетия знаменит именами талантливых великих личностей, которые творили в области литературы (как прозы, так и поэзии). Русские авторы в конце восемнадцатого века перенимали некоторые заслуги западных коллег. Но в силу резкого скачка в развитии культуры и искусства в итоге стала на порядок выше существовавшей в то время западноевропейской. Творчество Пушкина, Тургенева, Достоевского и Гоголя превратилось в достояние мировой культуры. Произведения русских писателей стали образцом, на который опирались позже немецкие, английские и американские авторы.

Социально-исторические особенности развития России начала ХIX века. Литературно-общественное движение первой четверти XIX века. Основные литературные направления: неоклассицизм, сентиментализм, реализм; их взаимосвязь. Литературные кружки. Культурно-исторические условия возникновение романтизма. Основные направления русского романтизма; этапы развития. Система жанров русского романтизма. Проза начала 19 века.

Возникновение русского романтизма

В.А.Жуковский как первый русский романтик. Традиции немецкого романтизма в его поэзии. Элегический настрой лирики В.А.Жуковского. Художественный мир баллад Жуковского. Национальное своеобразие баллады «Светлана». Роль В.А.Жуковского в развитии романтизма.

«Легкая поэзия», причины ее появления. Значение К.Батюшкова в развитии «легкой поэзии». Принципы стиля «гармонической точности». Связь «изящного эпикуреизма» Батюшкова с идеями просветительского гуманизма и западноевропейскими литературными традициями. Эволюция его творчества.

Гражданский романтизм

Ведущие идеи гражданского романтизма. Обращение к высоким и народным жанрам. Принципы декабристкой народности. Гражданская лирика К.Ф.Рылеева: сатира и политическая элегия («Стансы», «А.А.Бестужеву и др.). Поэмное творчество. Романтическое начало в поэмах «Войнаровский» и «Наливайко». Своеобразие творческой манеры В.Кюхельбекера, А.Одоевского, А.А.Бестужева, П.А.Катенина, Ф.Н.Глинки. Значение творчества гражданских романтиков для становления художественной системы романтизма в русской литературе.

Зарождение реализма в русской литературе первой четверти XIX века

Реалистические направления в литературе начала XIX века. Басенное творчество И.А.Крылова. Современное и вечное в его баснях. Новаторские черты его творчества. Особенности языка басен. Традиции народной поэзии в баснях Крылова.

«Горе от ума» А.С.Грибоедова как реалистическое произведение. Обусловленность проблематики действительностью. Проблема истинного и ложного ума. Сущность драматического конфликта комедии: переплетение социальной и личной драмы Чацкого. Композиция пьесы, ее обусловленность замыслом и идейным содержанием. Классицистический принцип «трех единств» как основа «Горя от ума». Способы выражения авторской позиции в комедии.

Философский романтизм

Эстетика философских романтиков. «Общество любомудрия»: история возникновения и существования; литературная программа.

Философско-элегический характер лирики Е.Баратынского. Композиция сборника «Сумерки». Идейно-тематическое и образное единство цикла.

Творчество Д.В.Веневитинова. Трактовка Веневитиновым традиционных романтических тем: поэта и поэзии («Смерть Байрона», «Поэт и друг»), дружбы и любви («К моему перстню»), смерти («Завещание»).

Поэты пушкинского круга

Хронологические и художественные границы «пушкинской поры» в русской поэзии. Общая характеристика творчества Д.Давыдова, А. Дельвига, Н. Языкова, П.А. Вяземского. Историко-литературная оценка пушкинской плеяды поэтов в критике.

А.С.Пушкин

Творчество А.С.Пушкина. Проблемы периодизации его творчества в истории русской критики и литературоведения. Ведущие мотивы лирики каждого периода. Романтические поэмы: «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Литературные традиции и новаторство в поэме «Руслан и Людмила», основные жанровые черты романтических поэм. Отражение в романтических поэмах современного человека. Байроновские традиции и новаторские черты романтических поэм.

Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» и первый реалистический роман. Социальная обусловленность и типичность главного героя, его эволюция. Образ Татьяны как воплощение национального характера. Образ автора. Симметричность как определяющая композиционная черта. Специфичность формы, онегинская строфа.

Драматургия Пушкина. Новаторский характер трагедии «Борис Годунов», национально-историческая и социально-политическая проблематика трагедии. «Маленькие трагедии»: социально-философская и этическая проблематика, идейный смысл, глубина психологического анализа.

Реалистическая поэмы « Полтава», «Медный всадник».

Проза Пушкина. Поэтика прозы Пушкина. «Повести Белкина» как цикл: сквозные темы, образ Белкина. Сложность субъектной организации повестей. Жанровое своеобразие романа «Дубровский». Тематическая связь с повестями «Барышня-крестьянка» и «Капитанская дочка». Тема народного восстания и народа, образ Пугачева в «Капитанской дочке». Поэтика фантастического в «Пиковой даме».

Н.В.Гоголь

Творчество Н.В.Гоголя. Ранние произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки» как романтическое произведение. Сквозные образы и мотивы. Отход от романтической поэтики.

Сюжетно-композиционные особенности циклов «Миргород» и «Петербургские повести». Сквозные темы повестей, их место в авторском замысле циклов.

Комедия «Ревизор»: традиции и новаторство, художественное своеобразие. Художественное обобщение в «Ревизоре», образ «сборного города», способ группировки лиц. Роль внесценических персонажей. Приемы комического. Творческая история поэмы. Проблематика, жанровое своеобразие, композиция поэмы «Мертвые души». Смысл названия. Творческий метод Гоголя: сочетание конкретности художественного анализа с философско-историческим обобщением. Лирические отступления автора и их типология. Место «Повести о капитане Копейкине» в идейной и сюжетной структуре поэмы.

Идейный и творческий кризис писателя.

М.Ю.Лермонтов

Периодизация творчества М.Ю.Лермонтова. Лирика М.Ю.Лермонтова: эволюция художественного метода. Характер лирического героя. Жанры лирики. Ведущие мотивы.

Поэма «Мцыри» и романтическая традиция. «Песня про царя Ивана Васильевича…» - «историческая поэма в народном духе». Русский народный характер в поэме.

Социально-философская сущность поэмы «Демон». Диалектика добра и зла, ее отражение в сюжете и системе образов.

Драматургия М.Ю.Лермонтова. Социально-философская драма «Маскарад». Образ Евгения Арбенина и эволюция типа демонического героя в творчестве Лермонтова. Символика карточной игры и маскарада.

Проза Лермонтова: романы «Вадим» и «Княгиня Лиговская».Фантастическая повесть «Штосс». Роман «Герой нашего времени» как социально-психологический роман. Смысл заглавия и роль предисловий. Композиционное построение: отказ от традиционного повествования романного типа, значение инверсии в архитектонике романа, использование приема несоответствия фабулы и сюжета. Система образов. Проблема фатализма в романе.

Реалистическая поэзия первой половины XIX века

Поэзия А.В.Кольцова и А.И.Полежаева. Основные темы и идеи творчества. Связь творчества Кольцова с устной народной поэзией.

Женская поэзия

Женская поэзия первой половины XIX века. Художественный мир А.П.Буниной, Каролины Павловой, Е.П.Ростопчиной, Ю.В.Жадовской.

Светская и фантастическая повесть 1820-1830-х годов

Развитие жанров светской и фантастической повести. Формирование любовно-психологического сюжета светской повести. Романтический конфликт «человек – общество», его трансформация. Повести А.Бестужева-Марлинского «Испытание», «Фрегат «Надежда». Особенности светских повестей В.Ф.Одоевского «Княжна «Мими», «Княжна Зизи».

Гофмановские традиции в русской фантастической повести. Фантастика дневного и ночного. Произведения А.Погорельского («Лафертовская маковница»). Традиции народной фантастики. Произведения Н.В.Гоголя, А.Бестужева-Марлинского. Философская фантастика В.Ф.Одоевского.

Литература 1840-х годов

Столичные кружки и салоны 1830-1840-х годов. Кружок Н.В.Станкевича как исток формирования идеологии русского западничества. Кружок славянофилов, их полемика с западниками и официальным правительственным курсом.

Натуральная школа и ее роль в становлении реализма. Основные принципы, проблематика и характерные особенности поэтики писателей натуральной школы. Сборники «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» как «манифесты» нового литературного направления. Литературно-критическая деятельность В.Г.Белинского.

Творчество А.И.Герцена. Социальная проблематика романа «Кто виноват?». Борьба с религиозным мировоззрением и романтической картиной мира за выход к «подлинной» действительности в одном из главных романов натуральной школы «Кто виноват?» Конфликт романтического и научно-материалистического взглядов на мир, образы Круциферского и Крупова. Бельтов – тип «лишнего» человека. Отражение споров славянофилов и западников о развитии русской жизни и литературы в повести «Сорока-воровка».

Список художественных произведений по курсу «История русской литературы Х1Х века (первая половина)

Жуковский В.А.

Сельское кладбище. Дружба. Вечер. Певец. Мечта. Воспоминание («Прошли, прошли вы, дни очарованья!»). Людмила. Светлана. Певец во стане русских воинов. Пловец. Славянка. Теон и Эсхин. Эолова арфа. Невыразимое. Шильонский узник. Кубок. Перчатка. Ундина.

Батюшков К.Н.

Видение на берегах Леты. Совет друзьям. Воспоминание. Веселый час. Мои Пенаты. К Дашкову. Переход русских войск через Неман. Тень друга. Разлука. Умирающий Тасс. Переход через Рейн.

Рылеев К.Ф.

К временщику. А.П.Ермолову. Гражданин. Стансы (К.А.Бестужеву). Гражданское мужество. Пустыня. На болезнь Крылова.

Думы: Иван Сусанин. Смерть Ермака. Олег Вещий. Борис Годунов. Петр Великий в Острогожске. Глинский. Курбский. Песни: «Ах, тошно мне...». «Уж как шел кузнец...». «Ах, где те острова...». «Ты скажи, говори». Поэмы: Войнаровский. Наливайко.

Кюхельбекер В.В.

Сократизм. Первое раскаяние. Видение. Жизнь. Молитва воина. К Румью! Ермолову. А.С.Грибоедову. Пророчество. Ночь. Отчизна. 19 октября. Участь русских поэтов.

Катенин П.А.

Мир поэта. Кавказские горы. Кто принял в грудь свою язвительные стрелы. Баллады : Мстислав. Ольга. Убийца. Наташа. Леший.

Глинка Ф.Н.

Песнь сторожевого воина перед Бородинской битвою. Опыты священной поэзии. Сон русского на чужбине... Не слышно шуму городского...

Бестужев-Марлинский А.А.

Подражание первой сатире Буало. К некоторым поэтам. Часы. Сон. К облаку. Забудь, забудь.

Проза : Роман и Ольга. Фрегат «Надежда». Испытание. Роман в семи письмах. Вечер на бивуаке.

8. Одоевский А.И.

Элегия. Струн вещих пламенные звуки. Он духом был борец. В темнице есть певец народный.

9. Крылов И.А .

Ворона и лисица. Мартышка и очки. Волк на псарне. Стрекоза и Муравей. Щука и кот. Кот и Повар. Свинья под дубом. Волки и овцы. Лжец. Квартет. Волк и Ягненок. Пустынник и Медведь. Демьянова уха. Крестьянин и смерть. Муха и Дорожные. Рыбья пляска. Пестрые Овцы. Слон на воеводстве. Тришкин кафтан.

10. Грибоедов А.С .

Горе от ума.

Пушкин А.С.

Лицинию. К другу-стихотворцу. Воспоминания в Царском селе. Вольность. К Чаадаеву. Деревня. «Погасло дневное светило...». Черная шаль. Кинжал. Наполеон. Песнь о вещем Олеге. Узник. «Простишь ли мне ревнивые мечты...». «Свободы сеятель пустынный...». «Ненастный день потух...». Разговор книгопродавца с поэтом. Сожженное письмо. Андрей Шенье. «Я помню чудное мгновенье...». Вакхическая песня. 19 октября. Пророк. Стансы. Зимняя дорога. Няне. «Во глубине сибирских руд». Арион. Поэт. 19 октября 1827. Друзьям. Анчар. Поэт и толпа. «На холмах Грузии». Кавказ. «Я вас любил». Зимнее утро. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Поэту. Мадонна. Бесы. Элегия («Безумных лет угасшее веселье»). «Для берегов отчизны дальной. Моя родословная. Клеветникам России. Осень (Отрывок). «Не дай мне бог сойти с ума...». «Пора, мой друг, пора...». «Вновь я посетил...». Пир Петра Первого. Из Пиндемонти («Недорого ценю я громкие права»). «Отцы пустынники и девы непорочны...» «Когда за городом задумчив я брожу...». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Поэмы: Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Бахчисарайский фонтан. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Евгений Онегин. Сказки.

Проза: Повести Белкина. Дубровский. Капитанская дочка. Пиковая дама.

Драматургия: Борис Годунов. Маленькие трагедии.

12. Баратынский Е.А.

Уныние. Родина. Признание. Череп. Буря. Разуверение. Истина. Муза. Последний поэт. Бал. Смерть. Недоносок. Осень. Предрассудок… «Здравствуй, отрок сладкогласный…». Что за звуки? Мимоходом. Рифма.

13. Веневитинов Д.В.

Поэт. К моему перстню. Кинжал. Поэт и друг.

14. Вяземский П.А.

«Я пережил свои желанья…». Негодование. Русский Бог. Катай-валяй. Послание Тургеневу с пирогом. Первый снег. Прощание с халатом. Поручение в Ревель. Еще тройка.

15. Языков Н.М.

Элегия («О, деньги, деньги! Для чего…»). К халату. Посвящение А.М.Языкову. Полней стаканы, пейте в лад! «Мы любим шумные пиры». Элегия («Свободы гордой вдохновенье»). А.С.Пушкину. Песня («Из страны, страны далекой»). Пловец. Всему человечеству. Любовь, любовь. Новгородская песнь. Родина.

16. Дельвиг А.А.

Идиллия. К Диону. Русская песня («Соловей, мой соловей»). «Не осенний мелкий дождичек». Купальницы. Конец золотого века. Цефиз. Друзья.

17. Давыдов Д.В.

Бурцеву («Призвание на пунш»). Гусарский пир. Моя песня. Песня старого гусара. Бородинское поле. Моя песня. Гусарская исповедь. Романс («Не пробуждай»). Партизан. Я вас люблю («Элегия VIII»). Решительный вечер гусара.

18. Лермонтов М.Ю.

Жалобы Турка. Одиночество. Исповедь. Желание («Отворите мне темницу…»). Парус. Смерть поэта. Ветка Палестины. Листок. Узник. «И скучно, и грустно…». Утес. «На севере диком…». «Выхожу один я на дорогу…». Родина. «Прощай немытая Россия…». Бородино. Умирающий гладиатор. Поэт. «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Узник. Тучи. «Когда волнуется желтеющая нива…». Дума. «Из под таинственной холодной полумаски…». Пророк. Горные вершины. Поэмы: Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Мцыри. Демон. Драма: Маскарад. Проза: Вадим. Княгиня Лиговская. Герой нашего времени.

19. Гоголь Н.В.

Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские повести. Ревизор. Женитьба. Мертвые души.

20. Кольцов А.В.

Песня пахаря. Косарь. Лес. Размышление поселянина. «Не шуми ты рожь…». Урожай. Горькая доля. Первая песня Лихача Кудрявича. Деревенская беда. Последний поцелуй. Горе. Тоска по воле. Думаы сокола. Хуторок. «Что ты спишь, мужичок…». Разлука. «На заре туманной юности…».

21. Герцен А.И.

Кто виноват? Сорока-воровка.

22. Полежаев А.И.

Гений. «Бесценный друг счастливых дней…». Кремлевский сад. Вечерняя заря. Цепи. Песнь пленного ирокезца. Песнь погибающего пловца. Живой мертвец. Цыганка. Море. Демон вдохновенья. Венок на гроб Пушкина. Сашка.

23. Одоевский В.Ф. Саламандра. Сильфида. Последний квартет Бетховена. Княжна Мими. Княжна Зизи.

24. Белинский В.Г.

Статьи о Пушкине.

25. Бунина А.П . С приморского берега. Сельские вечера. Майская прогулка болящей. Упрек другу. Весна. На разлуку. Отречение. Сумерки.

26. Павлова К. На 10 ноября. Слезы женщин. Мы странно сошлись средь салонного круга… Рудокоп. Двойная жизнь. Была ты с нами неразлучна… Монах. Есть любимцы вдохновений… Старуха. Дуэль. Странник.

27. Ростопчина Е.П. Две встречи. Талисман. На дорогу! Михаилу Юрьевичу Лермонтову. На лавровый венец… Мечта. Русским женщинам. Русскому народу. Осенние листья. Зимний вечер. Как должны писать женщины. Безнадежность.

Учебная литература

1. Ревякин А.И. История русской литературы Х1Х в.: Первая половина. – М.:Просвещение, 1985. – 543с.

2. Соколов А.Г. История русской литературы Х1Х века. Первая половина. –М.:Высш.шк., 1985.-584с.

3. История русской литературы Х1Х века (первая половина) / Под ред. С.М.Петрова. – 4-е изд. – М., 1973.

4. История русской литературы: В 3 т. –М.-Л., 1963-1964. – Т.2.

5. История русской литературы: В 4т. –Л., 1981-1982. – Т.2.

6. История русской литературы: В 10 т. –М.-Л., 1941-1964. – Тт.5-7.

7. Якушин Н.И. Первая половина Х1Х века (первая половина): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

8. История русской литературы Х1Х века: 1800 – 1830 –годы: Учеб.для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 2 ч. /Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

Научная и критическая литература

1. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 т. – М.,1981.

2. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). –М.

3. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965.

4. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М., Л., 1959.

5. Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М., 1980.

6. Иван Андреевич Крылов: Проблемы творчества. –Л., 1975.

7. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. –М., 1980.

8. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. – М., 1973.

9. Лермонтовская энциклопедия /Гл.ред. В.А.Мануйлов. – М.,1981.

10. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л., 1983.

12. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.

13. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978.

14. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М.,1971.

15. Медведева И. «Горе от ума» А.С.Грибоедова. – М., 1974.

16. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – М.,1970.

17. Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. –М., 1974.

18. Томашевский Б.В. Пушкин. В 2 т. –М., 1990.

19. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. –Л., 1986.

20. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. –М., 1975.

21. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова.-М., 1971.

22. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. –М.,Л., 1961.

Темы контрольных работ

Контрольные работы по курсу «История русской литературы Х1Х века» (первая половина) подобраны так, чтобы способствовать углублению и расширению знаний по русской литературе Х1Х века, а также выработке у студентов заочной формы обучения творческого отношения к изучению литературы и самостоятельного подхода к анализу художественных произведений.

Все предлагаемые темы связаны с творчеством конкретного автора, большинство из них ориентированы на современные школьные программы.

Схема изложения материала следующая: сформулирована тема контрольной работы, после формулировки темы дано ее краткое объяснение. Указаны художественные тексты, обращение к которым обязательно при написании данной темы, и научная и критическая литература. Над чертой перечислены обязательные литературоведческие источники, под чертой – дополнительные.

Тему контрольной работы выберите по Вашему порядковому номеру в списке группы. После прочтения художественных текстов, внимательно изучите рекомендованную литературу (или ту, которая у вас имеется) и сделайте выписки с указанием источника и номера страницы. Продумайте и обязательно включите в контрольную работу план. Форма плана произвольная. Содержание работы должно точно соответствовать теме, а логика изложения материала - предложенному Вами плану. Контрольная работа должна быть самостоятельной, цитаты критиков и литературоведов не заменять Ваши рассуждения, а лишь подтверждать их. В конце цитаты обязательно делайте сноски. Список использованной литературы должен находиться в конце работы и соответствовать в оформлении библиографическим требованиям. Объем контрольной работы примерно составляет школьную12-18-листовую тетрадь.