Тема революции в русской литературе 20 века. Гражданская война в произведениях русских писателей хх века

Один из лучших памятников любой эпохи - это самые яркие и талантливые произведения художественной литературы.

Революция 1917 г. в России завершила идейную борьбу в начале XX в. Победило материалистическое миропонимание с его установкой, что человек должен сам творить свою новую жизнь, разрушив старый уклад до основания и отодвинув в сторону целесообразные законы эволюции.

А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский радостно приветствовали великое событие: «Слушайте, слушайте музыку революции!» (Блок) «Четырежды славься, благословенная» (Маяковский), «Что нам слюна иконная в наши ворота в высь?» (Есенин). Романтики, они не вняли предостережениям Пушкина, Достоевского, Толстого и не вчитались в Священное писание, в пророчества Иисуса Христа:

«Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады и моры и землетрясения по местам... Тогда будут предавать вас на мучениях и убивать вас... И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; И многие лжепророки восстанут и прельстят многих...» (Евангелие от Матфея, гл. 24, п. 6--12)

И все сбылось: восстал народ на народ, братья на братьев, «глад», разруха, гонения на церковь, умножение беззакония, торжество лжепророков от марксизма, прельщение идеями «свободы, равенства, братства», нашедшими отражение в творчестве самых талантливых, самых избранных. И трагичен финал этих избранных. Революция «напылила кругом, накопытила и пропала под дьявольский свист», а Блока, Гумилева, Есенина, Маяковского и многих других не стало.

М. Горький в «Несвоевременных мыслях» и И.А. Бунин в «Окаянных днях» свидетельствовали всеобщее озверение, взаимную ненависть, антинародную деятельность Ленина и его «комиссаров», гибель вековой культуры и человека в процессе революции.

Русский философ Иван Ильин в статье «Русская революция была безумием» дал общий взгляд на нее и проанализировал позицию и поведение всех слоев населений, групп, партий, классов в событии. «Она была безумием, -- писал он, -- и притом разрушительным безумием, достаточно установить, что она сделала с русской религиозностью всех вероисповеданий... что она учинила с русским образованием... с русской семьею, с чувством чести и собственного достоинства, с русской добротой и с патриотизмом...»

Нет партий, классов, считал Ильин, которые бы до конца понимали суть революционной ломки и ее последствий, в том числе и среди русской интеллигенции.

Историческая вина ее безусловна: «Русские интеллигенты мыслили «отвлеченно», формально, уравнительно; идеализировали чужое, не понимая его; «мечтали» вместо того, чтобы изучать жизнь и характер своего народа, наблюдать трезво и держаться за реальное; предавались политическому и хозяйственному «максимализму», требуя во всем немедленно наилучшего и наибольшего; и все хотели политически сравняться с Европой или прямо превзойти ее».

3. Н. Гиппиус, воспитанная на старой, христианской морали, оставила такие строки о сути происходившего:

Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,

Смеются пушки, разевая рты.

И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,

Народ, не уважающий святынь.

Эти строки углубляют проблему вины перед народом «дилетантов» от революции и предсказывают новое крепостное право в условиях советского режима.

Максимилиан Волошин не входил в литературу «левого фронта». Его стихотворение «Гражданская война» продиктовано христианским взглядом на события и великой любовью к России.

И не смолкает грохот битв

По всем просторам русской степи

Средь золотых великолепий

Конями вытоптанных жнитв.

И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас -- тот против нас.

Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

По Волошину, виноваты и красные и белые, считавшие свою правду единственно верной. Эти строки интересны и личным отношением поэта к враждующим сторонам: и те и другие-- вероотступники, они впустили бесов в Россию («Расплясались, разгулялись бесы//По России вдоль и поперек»), за них, обуянных злобой, нужно молиться, их нужно пожалеть.

Совсем по-другому оценивали события в стране поэты-романтики Э. Багрицкий, М. Светлов, М. Голодный, Н. Тихонов, убежденные, что в «солнечный край непочатый» можно прийти и через братоубийственную вакханалию, террор.

Культ ЧК вошел в плоть и кровь романтического героя 20-х гг. Чекист у поэтов -- непоколебим, обладает стальной выдержкой, железной волей. Вглядимся в портрет героя одного из стихотворений Н. Тихонова.

Над зеленою гимнастеркой

Черных пуговиц литые львы,

Трубка, выжженная махоркой,

И глаза стальной синевы.

Он расскажет своей невесте

О забавной, живой игре,

Как громил он дома предместий

С бронепоездных батарей.

Поэты-романтики 20-х гг. встали на службу новой власти, проповедуя культ силы с позиций пролетарского интернационализма во имя «освобождения» человечества. Вот строки того же Тихонова, передающие идеологию отчуждения личности, совести в пользу идеи.

Неправда с нами ела и пила.

Колокола гудели по привычке,

Монеты вес утратили и звон,

И дети не пугались мертвецов...

Тогда впервые выучились мы

Словам прекрасным, горьким и жестоким.

Что же это за прекрасные слова? Лирический герой стихотворения Э. Багрицкого «ТБЦ» тяжко болен и не может пойти в клуб на собрание рабкоровского кружка. В горячечном полусне к нему приходит Ф. Дзержинский и вдохновляет его на подвиг во имя революции:

Век поджидает на мостовой,

Сосредоточен, как часовой,

Иди -- и не бойся с ним рядом встать.

Твое одиночество веку под стать.

Оглянешься -- а вокруг враги,

Руки протянешь -- и нет друзей,

Но если он скажет: «Солги!» -- солги.

Но если он скажет: «Убей!» -- убей.

«Убей!», «солги!»-- есть ли страшнее слова в словаре?

Так совершалось непоправимое: жизнь питала поэта «жестокими идеями», а поэт нес их к читателям.

Революция разделила поэтов и прозаиков не по степени дарования, а по идейной направленности.

«Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему» -- так характеризовал А. Фадеев «левое» крыло русской литературы. Наиболее яркие представители его -- А. Серафимович, К. Тренев, В. Вишневский, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.

Среди писателей, запечатлевших образ Октября 1917 г., «десяти дней, которые потрясли мир» (Джон Рид), были А.Серафимович «Железный поток»(1924 г.), А.Фадеев «Разгром» (1926 г.). В своих произведениях они запечатлели героическое величие эпохи Октября.

Александр Серафимович Серафимович (Попов) - писатель целиком советский, «красный». Он считался настоящим учителем подрастающей в литературе молодежи. Писатель был убежден, что свобода достается кровью и страданиями, призывал беречь завоевания революции. Своим творчеством и поступками создал себе образ настоящего писателя Страны Советов. Серафимович в романе «Железный поток» показал, как в ходе борьбы за Советскую власть революционно преобразовывается, закаляется стихийная крестьянская масса. В центре повествования - наступление Таманской армии, совершившей прорыв через антибольшевистскую Кубань. Армия состояла из осколков разных социальных групп, объединившихся перед лицом нависшей опасности со стороны контрреволюционных казаков. И во время похода эта анархическая масса преобразуется в страшную силу, способную снести все на своем пути и дойти до конца.

Имя Александра Александровича Фадеева всегда стояло в первом ряду классиков официальной советской литературы. Сам писатель активно участвовал в событиях Гражданской войны, сражаясь в красных партизанских отрядах. Его роман «Разгром» относили к числу книг, «дающих широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны». Главный герой романа коммунист Левинсон, предводитель партизанского отряда, имеет неказистую внешность, но огромную внутреннюю силу. Его отряд переживает разгром, но финал произведения оптимистичен: Левинсон с выжившими партизанами видит долину, не занятую белыми, и работающих людей, которых Левинсону предстояло «сделать близкими себе». Фадеев в романе передал основную мысль: «…В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей…»

А тот, кто не рядился в красные одежды, кто ужаснулся новой идеологии, тот заплатил изгнанием, непечатанием книг и даже жизнью. Среди них были И.Э. Бабель, И.А. Бунин, И. Шмелёв, М.М. Зощенко, А.А. Ахматова, М.А. Булгаков и др.

Иван Шмелев в 1924 г. в статье «Крестный подвиг», обращенной скорее всего к будущему, одним из первых сказал о трагическом идеализме десятков тысяч юных офицеров, любивших Россию, преданных либеральными болтунами, оскорбленных «похабным» Брестским миром, общей картиной развала страны.

Для И.А.Бунина революция не «праздник трудящихся и угнетенных», а «окаянные дни», о которых он расскажет в своем дневнике(1918 - 1920 гг.). «Окаянные дни» - это исповедь, в которой звучат ноты глубочайшего страдания, боли, тоскующей любви по России. «Если бы я эту «икону», эту Русь, не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспрерывно, так люто? А ведь говорили, что я только ненавижу» («Окаянные дни»).

Своеобразием отличаются точки зрения М.А.Шолохова и М.А.Булгакова на изображение революции и гражданской войны.

«Донские рассказы» Михаила Александровича Шолохова отражают взгляд на войну как национальную трагедию русского народа. В рассказе «Родинка» отец принимает сторону белых, тогда как сын воюет за красных. После очередного столкновения отец неожиданно узнает в зарубленном им красном командире сына. Он обнимает его, говорит ласковые слова, тщетно пытаясь вернуть к жизни. А убедившись, что сын мертв, «…поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами сталь маузера, выстрелил себе в рот..» Шолохов показал, что в гражданской войне нет правых и виноватых, люди гибнут глупо и бессмысленно.

Роман «Белая гвардия», может быть, единственный в советской литературе «деполитизированный» роман о революции и гражданской войне. Рассмотрим особенности изображения этих событий в любимом произведении автора.

События Гражданской войны стали серьезным ударом для всего населения России. Специфика такого конфликта состоит в том, что он сталкивает в противостоянии граждан одного государства. В результате войны погибли тысячи людей, экономика была полностью разрушена, но конфликт оставил значительный след в культуре и произведениях искусства.

Писатели, творившие в 20-е годы XX века, отличились ярким реализмом произведений, в которых показали судьбы людей, события военных действий удивительно жизненно. В центре таких произведений стояли судьбы и личности людей, которых изменила война.

Писатели и поэты послевоенного периода коснулись тематики революции и ее последствий в больше или меньшей степени. Главными творческими силами послевоенного периода были представители интеллигенции.

Наиболее впечатляющим творцом периода был М.Булгаков. Писатель в произведениях «Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных» передал человеческие чувства и переживания на фоне войны, жизни людей, личные отношения которых разъединила Гражданская война. Отдельными темами произведений было развитие Белого движения, петлюровщина. Многие моменты произведений были автобиографическими.

Отдельного внимания заслуживает творчество И.Бабеля. Писатель был корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и стал автором серии рассказов «Конармия». Произведения Бабеля вызвали неоднозначную реакцию, сам писатель подвергался гонениям. Даже после его смерти рассказы не получили однозначной оценки.

Одним из наиболее ярких произведений о периоде Гражданской войны является роман «Тихий Дон» М.Шолохова. Роман получил широкое признание и во времена его выхода, и на сегодняшний день является одним из наиболее примечательных произведений о судьбах человека во времена Гражданской войны. Тематике конфликта посвящены произведения С.Мамонтова, А.Толстова, А.Фадеева, Б.Лавренева.

Главное в этих произведениях – реализм и личный опыт писателей, переданный в литературном произведении. Здесь наиболее ярко и полно проявились характеры и ценности авторов.

В чем особая ценность произведений? Образ личности на фоне исторических событий – наиболее актуальная тема в литературоведении. По этой причине исследование произведений о Гражданской войне выбирают темой научных изысканий многие литературоведы.

В середине XX века появился ряд литературных произведений, ставших знаковыми явлениями в литературе. Один из них роман «Доктор Живаго» Б.Пастернака.

Раскрытие темы в кинематографе

Тематика Гражданской войны впервые была раскрыта в фильме «Красные дьяволята», снятом в 1923 году. В центре событий борьба «красных» с махновцами. Фильм пользовался огромным успехом, как и повесть, по которой снята кинолента – авторства Павла Бляхина.

Первая экранизация «Тихого Дона» в 1930 году была еще немой и озвучена только в 1933. Эта история стала одной из наиболее проникновенных и драматических повествований о событиях Гражданской войны. В 1954 году на экраны выходит еще одна экранизация произведения Шолохова – на этот раз режиссером был Сергей Герасимов.

В 1934 году вышел один из наиболее ярких кинофильмов – «Чапаев». Режиссура братьев Васильевых – фильм получил высокую оценку. Основой для съемок стал сценарий Анны Фурмановой и воспоминания очевидцев событий.

Через 3 года выходит «Дума про казака Голоту» — история о последнем этапе Гражданской войны. Действия происходят в 1920 году. Кинофильм И.Савченко, как и все киноленты о периоде войны советского времени, демонстрируют героизм «красных» на фоне морального разложения и бесчестия «белых».

По фильму «Неуловимые мстители» многие еще с детства знакомы с тематикой Гражданской войны. Этот фильм, как и первая кинолента – «Красные дьяволята, является экранизацией повести П.Бляхина.

В 1969 году был экранизирован роман И.Болгарина – «Адъютант его превосходительства».

Один из наиболее известных фильмов о периоде Гражданской войны – «Белое солнце пустыни». Кинолента вышла в 1970 году. Хронологически события в фильме происходят в 1920 году на территории Средней Азии, когда масштабные военные действия в этом регионе закончились, но продолжали орудовать басмачи.

В том же году выходит фильм «Бег» — лента А.Алова. В основу фильма положены романы М.Булгакова «Белая гвардия», «Черное море», «Бег». Экранизация не пользовалась успехом по идеологическим причинам – «Бег» сняли с показа из-за «чересчур положительных» образов «белых» офицеров, которые показаны в фильме.

На протяжении 50-80-х годов было снято более десятка лент, повествующих о событиях Гражданской войны. С начала 90-х тематика развивалась в кинофильмах «Адмиралъ», «Доктор Живаго», «Белая гвардия», «Страсти по Чапаю», «Девять жизней Нестора Махно». Тематика фильмов о Гражданской войне стала более разнообразна, лишена идеологического влияния.

Тематика войны в живописи

Работы, посвященные событиям 1917-1922 годов в России, появлялись на протяжении 20-30-х годов XX века. Тематика освещена в произведениях К.Петрова-Водкина, И.Бродского, А.Дейнеки, Ф.Богородского, творческого объединения Кукрыниксы. В работах использован реалистический жанр.

События Гражданской войны повлияли на культурное развитие России – тематика на долгие годы оставалась центральной для кинематографистов и писателей.

Выберите документ из архива для просмотра:

350.76 КБ freundlich_cvetaeva_06_rastoyaniya.mp3

2.01 МБ Пионерские_песни_-_Юный_барабанщик___Мы_шли_под_грохот_канонады.._ 00_00_00-00_02_11.mp3

Две русские литературы или одна.docx

Библиотека
материалов

И. Сухих Две русские литературы или одна? 1920-е годы

Лицо Настоящего Д вадцатого Века в России окончательно определилось в 1917 году. Две революции, произошедшие в начале и конце одного года, не только изменили название страны, но и на многие десятилетия определили новые правила ее жизни.

Октябрьская революция была событием великим, огромным, эпохальным - это объективно осознавали люди противоположных убеждений. Такая позиция была естественной для ее сторонников. Маяковский благословляет ее в «Оде революции» (1918) и начинает сотрудничать в «Окнах РОСТА», сочиняя рассчитанные на красноармейцев агитационные стихи и плакаты. Блок призывает слушать «музыку революции» и утверждает, что интеллигенция «может и обязана» сотрудничать с новой властью.

Но и Михаил Булгаков, воспринимавшийся другими и сам ощущавший себя внутренним эмигрантом, скажет в письме Правительству СССР: «Пасквиль на революцию, вследствие чрезвычайной грандиозности ее, написать НЕВОЗМОЖНО» (28 марта 1930). И Марина Цветаева, которая вслед за мужем - белым офицером уехала в эмиграцию, заметит: «Ни одного крупного русского поэта современности, у которого после Революции не дрогнул и не вырос голос - нет» («Поэт и время», 1932). Отношения писателей к революции оказались частью общей проблемы, которую Цветаева обозначила в заглавии своей статьи: поэт и время .

В строительстве нового социалистического общества большевики огромную роль отводили культуре. Борьба за новую культуру в эпоху «диктатуры» (на самом деле не пролетариата, а победившей большевистской партии) началась со всяческого ущемления, а часто просто уничтожения культуры прежней. Уже в первые месяцы после Октябрьской революции практически все старые журналы и газеты, в которых печатались Салтыков-Щедрин и Чехов, Блок и Горький, перестали существовать. В 1922 году было рганизовано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит) - могущественное цензурное учреждение, которое почти семьдесят лет определяло судьбы журналов, книг, отдельных писателей. С этого времени в СССР установилась предварительная цензура: обязательное рассмотрение всех печатных изданий до их публикации. В условиях свободы, таким образом, русская литература жила меньше двух десятилетий: цензура была отменена во время революции 1905 года.

Новые советские журналы, большинство из которых просуществует весь ХХ век, были идеологичны уже начиная с заглавий: «Красная новь», «Звезда», «Новый мир», «Октябрь», «Знамя». Их редакторами назначались люди, которым приходилось руководствоваться не только литературными вкусами, но и политическими интересами: за любое реальное или мнимое упущение они могли быть отставлены от должности или даже подвергнуться преследованиям. После революции великий раскол переживают русская культура и русская литература: его последствия придется изживать весь XX век.

Положение писателей, их общественная репутация в 1920-е годы зависела, таким образом, не столько от их творчества, сколько от того, в какой лагерь их заносила критика. Пролетарских писателей лелеяли и поддерживали, попутчиков постоянно одергивали и воспитывали.

Тем не менее ранняя советская литература была художественно многоликой и духовно самобытной. Свое место в ней занимали многие писатели, поэты, чье творчество началось в предреволюционные годы: А. Ахматова, М. Цветаева, М. Горький, В. Вересаев, В. Маяковский, Б. Пастернак, О. Мандельштам, С. Есенин.

Послереволюционное десятилетие ознаменовалось появлением новых писательских имен: М. Шолохов, А. Платонов, Л. Леонов, А. Фадеев, И, Бабель, М. Зощенко, М. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров.

Произведения о революции и Гражданской войне, вышедшие в 1926-1927 годах, носили в известной степени итоговый характер. В 1927 году вышли два романа: “Разгром” Фадеева и “Белая гвардия” М. Булгакова. Эти произведения ставили острые вопросы гуманистического смысла революции, полемизируя друг с другом. Авторы этих романов принадлежали к разным направлениям в русской литературе двадцатых годов.

Булгаков продолжал традиции классической русской культуры, Фадеев же был писателем, пытавшимся создать образы литературы нового времени, нового героя революции, отстаивавшим позиции революционного гуманизма. Он по-иному освещает духовные ценности, такие, как героическое, борьба, жалость, любовь, верность, долг. Если героям Булгакова уровень их культуры, воспринятой от нескольких поколений интеллигенции, не позволяет опуститься, стать зверем, то герои Фадеева бывают жестокими, беспощадными, нечестными. Однако условия жизни тех и других все-таки несопоставимы.

Для героев Фадеева нравственно то, что на пользу рабочим и крестьянам, что служит победе революции и ее защите. Все средства допустимы и преступления оправданы высшей идеей. Герои Фадеева руководствуются такими моральными принципами.

Булгакова ужасает гражданская война. Особенно его пугает стремление тёмных личностей, предлагающих себя в качестве кумиров и вождей толпы, использовать “мужичонков гнев” для достижения собственной власти.

Ещё одна книга, написанная в 1926 году, обращает на себя наше внимание. Это “Донские рассказы” М. Шолохова. Автору исполнился только 21 год, а за его плечами было уже очень многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, прошедшее на Дону, в станице Вешенской. “Приходилось бывать в разных переплетах”,- позже напишет Михаил Шолохов в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька” пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти. События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов. В “Донских рассказах” Шолохов стремился изобразить гражданскую войну, ее последствия как для судьбы Дона, так и для судьбы России в целом. В них автор показывает ужас братоубийственной войны, которая разрушает уклад жизни казаков.

С небывалой силой звучала гражданская лирика, разрабатывались наиболее действенные, обращенные непосредственно к массам жанры: марш, песня, стихотворное воззвание, послание: «Ода революции» В.Маяковского, «Первомайский гимн» В.Кириллова, «Кантата» С.Есенина.Традиции лирики любви, природы, философских раздумий отступали на второй план.

Не остался в стороне от социальных потрясений М.Волошин. Октябрьская революция и Гражданская война застают его в Коктебеле. Принимая революцию как историческую неизбежность, Волошин видел свой долг в том, чтобы помогать гонимому, независимо от «окраски» – «и красный вождь, и белый офицер»находили в его доме «убежища, защиты и совета».

В.Брюсов выпускает сборник «В такие дни». В стихах этого сборника основными становятся мотивы созидания, «встречи времен», «дружбы народов». Он использует героические ассоциации, уводящие в глубь веков, архаику.

Трагические мотивы звучали в лирике М.Цветаевой (сб. «Версты» и «Лебединый стан»). Основными темами ее творчества становятся тема Поэта и России, тема разлуки, утрат. С этим связано появление народных, песенных мотивов в ее стихотворениях.

Героическая романтика окрашивает стихотворения Э.Багрицкого в 20–е годы. Стихи Багрицкого отличались образной яркостью, свежей интонацией, ритмикой и быстро вывели его в первый ряд поэтов революционного романтизма. Поэт правдиво показал весь трагизм Гражданской войны, он подчеркнул, что устраниться от нее, занять нейтральную позицию практически невозможно.

Выбранный для просмотра документ Конспект урока - копия.docx

Библиотека
материалов

Образовательные задачи:

    формировать

    умение отбирать главное;

    ,

Воспитательные задачи: .

Развивающие задачи чеников способности к

    компьютер, проект ор, экран

Методы

Этап урока

Слайды презентации

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предполагаемые ответы:

Частично-поисковый метод

песни.

Метод ассоциаций

2. Организация восприятия и осмысления новой информации

Предполагаемые ответы:

Метод ассоциаций

3. Запись темы урока

К слайдам №6 - №10 можно переходить по гиперссылкам, чтобы не только слышать, но и видеть информацию

Метод аналитического чтения

Обобщают, делают вывод

Выразительное чтение, беседа

1. Выполнить сложный план статьи И. Сухих.

Вопросы на выбор:

1. Что общего и какие различия в изображении революции и гражданской войны вы увидели в творчестве М. Шолохова и М. Булгакова? (прочесть рассказы М. Шолохова «Родинка», «Жеребёнок»)

2. Как изобразил события Гражданской войны Б. Лавренев в повести «41»?

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx

Библиотека
материалов

Урок литературы в 11-а классе. Тема: «Изображение Гражданской войны в литературе 20-х годов»

Образовательные задачи:

    формировать

    умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи;

    умение отбирать главное;

    систематизировать явления, объединённые одной темой;

    применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации;

    развивать навыки монологической речи;

    совершенствовать навыки анализа эпизода литературного произведения ,

Воспитательные задачи: воспитывать эстетический вкус, чувство гуманизма .

Развивающие задачи : развивать ассоциативное мышление; развивать навыки работы в группе; способствовать формированию у у чеников способности к самостоятельной оценке произведения.

Материалы и оборудование к уроку:

    статья И. Сухих «Две русские литературы или одна? 1920 г»,

    отрывок из романа А. Фадеева «Разгром»,

    стихотворения М. Цветаевой «Пастернаку», «Ой, грибок ты мой, грибочек, белый груздь», песня на стихи

М. Светлова «Юный барабанщик», стихотворения В. Набокова, Р. Рождественского,

    компьютер, проект ор, экран

Тип урока: групповое исследование.

Формы: фронтальная работа, групповая работа.

Методы : выразительное чтение, беседа; практическая работа, связанная с анализом эпизода.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы и методы, использованные на этапе урока

1. Этап мотиваци, постановка целей совместно с обучающимися

Представляет обучающимся 11-а класса результаты анкетирования по теме «Гражданская война в истории и литературе». Выявляет совместно с обучающимися проблемы:

(Какую проблему выявило анкетирование?)

Предполагаемые ответы:

    произведения о Гражданской войне нам мало известны;

    об исторической эпохе можно узнать не только из исторических источников, но и из художественных произведений;

    интересно узнать о взглядах писателей, поэтов, живших в столь сложное время.

Частично-поисковый метод

2. Организация восприятия и осмысления новой информации

Прослушайте песню «Юный барабанщик» на стихи поэта

М. Светлова (1903 - 1964). Запишите ассоциации, которые у вас возникают при прослушивании

песни.

Предлагает вопрос: «Охарактеризуйте эпоху, в которую могла быть написана песня?»

Слушают песню, записывают слова-ассоциации;

анимация на слайде позволяет учителю показать, какие ассоциации возникли у него во время прослушивания;

1-2 предложениями отвечают на поставленный вопрос

Метод ассоциаций

2. Организация восприятия и осмысления новой информации

Прослушайте стихотворение «Пастернаку» поэта

М. Цветаевой (1892 - 1941), которое было написано в 1925 году. Запишите ассоциации, которые у вас возникают при прослушивании стихотворения.

В одно и то же время были написаны прослушанные вами произведения. Почему у них такое разное звучание?

Слушают стихотворение в актерском исполнении, выполняют те же задания.

Предполагаемые ответы:

Авторы по-разному относились к происходящим в стране событиям, у них разное восприятие времени: для М. Светлова это эпоха героизма и жертвы во имя победы революции, у Цветаевой это трагедия, которая приведет к расколу и разъединению людей.

Метод ассоциаций

Метод сопоставления произведений по характеру, тематике, художественной идее

3. Запись темы урока

На слайде портреты писателей, о которых пойдет речь на уроке, о них обучающиеся узнают из статьи И. Сухих.

Оформление записей в тетрадях

4. Организация изучения нового материала

Предлагает познакомиться с текстом статьи И. Сухих «Две литературы или одна?», распределяет задания в группах, инструктирует, обозначает время работы со статьей – 7 минут.

Знакомство с заданиями в группах, внимательное прослушивание инструкции выполнения заданий.

Метод поиска и выделения нужной информации в тексте

5. Обсуждение результатов деятельности групп

Проверяет выполнение задания, определяет уровень сформированности умения работать с текстом информационной статьи

Отвечают в группе на поставленные вопросы, знакомят с результатами работы в группе весь класс.

Планирование приемов и формы работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов)

6. Анализ эпизода из романа «Разгром» по вопросам разного уровня

Предлагает выполнить анализ эпизода в группах по проблемным вопросам (последний вопрос предполагает установить связь художественных произведений, написанных в разное время – в ЕГЭ по литературе задание С2)

Читают и анализируют эпизод по предложенному для группы вопросу.

Метод аналитического чтения

После обсуждения выполненной работы предлагается обратиться к общему выводу, что позволит обучающимся обобщить весь материал, наработанный в группах.

Обобщают, делают вывод

7. Знакомство с позицией писателей, вставших «над схваткой» белых и красных

На слайде отрывок из романа Булгакова «Белая гвардия» и стихотворение Цветаевой. Предлагает подумать над вопросом: «Какая мысль объединяет отрывок из романа Булгакова и стихотворение Цветаевой?»

Предполагаемый вывод по вопросу: «Булгаков и Цветаева изображают события гражданской войны дает с общечеловеческих позиций».

Выразительное чтение, беседа

8. Обобщение изученного на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний

Белых и красных смогло рассудить время. Раскол, произошедший в стране в результате войны, принёс трагедию в жизнь людей, которым выпало жить в переломную эпоху

Чтение наизусть стихов Набокова и Рождественского.

Выразительное чтение наизусть

10. Подведение итогов урока, домашнее задание

Выбранный для просмотра документ Критерии оценки деятельности обучающегося в группе.docx

Библиотека
материалов

Критерии оценки деятельности обучающегося в группе

1 обучающийся

2 обучающийся

3 обучающийся

обучающийся

обучающийся

    Генерация идей, высказывание своей точки зрения в группе

    Устный ответ на уроке, содержащий выводы, сделанные группой

    Осуществляет поиск путей решения проблемы

    Задает вопросы, консультирует других членов группы

    Проявляет умения работать с информацией, анализировать текст художественного произведения

Набранный балл

Выбранный для просмотра документ Отрывок из романа А Фадеева.docx

Библиотека
материалов

Отрывок из романа А. Фадеева «Разгром». Глава 11 «Страда»

Мечик зашел глубже в чащу, лег под кусты и забылся в тревожной дремоте...

Проснулся внезапно, будто от толчка. Сердце неровно билось, потная рубаха

прилипла к телу. За кустом разговаривали двое: Мечик узнал Сташинского и

Левинсона. Он осторожно раздвинул ветки и выглянул.

Все равно, -- сумрачно говорил Левинсон, -- дольше держаться в этом районе немыслимо. Единственный путь -- на север... -- Он расстегнул сумку и вынул карту. -- Вот... Здесь можно пройти хребтами, а спустимся по Хаунихедзе. Далеко, но что ж поделаешь... Сташинский глядел не в карту, а куда-то в таежную глубь, точно взвешивал каждую, облитую человеческим потом версту. Вдруг он быстро замигал глазом и посмотрел на Левинсона.

А Фролов?.. ты опять забываешь...

Да -- Фролов... -- Левинсон тяжело опустился на траву . Мечик прямо перед собой увидел его бледный профиль.

Конечно, я могу остаться с ним... -- глухо сказал Сташинский после некоторой паузы. -- В сущности, это моя обязанность...

Ерунда! -- Левинсон махнул рукой. -- Не позже как завтра к обеду сюда придут японцы по свежим следам... Или твоя обязанность быть убитым?

А что ж тогда делать?

Не знаю...

Мечик никогда не видел на лице Левинсона такого беспомощного выражения.

Кажется, остается единственное... я уже думал об этом... – Левинсон запнулся и смолк, сурово стиснув челюсти.

Да?.. -- выжидательно спросил Сташинский.

Мечик, почувствовав недоброе, сильней подался вперед, едва не выдав своего присутствия.

Левинсон хотел было назвать одним словом то единственное, что оставалось им, но, видно, слово это было настолько трудным, что он не смог его выговорить . Сташинский взглянул на него с опаской и удивлением и...понял.

Не глядя друг на друга, дрожа и запинаясь и мучась этим, они заговорили о том, что уже было понятно обоим, но чего они не решались назвать одним словом, хотя оно могло бы сразу все выразить и прекратить их мучения. "Они хотят убить его..." -- сообразил Мечик и побледнел. Сердце забилось в нем с такой силой, что, казалось, за кустом тоже вот-вот его услышат.

А как он -- плох? Очень?.. -- несколько раз спросил Левинсон. -- Если бы не это... Ну... если бы не мы его... одним словом, есть у него хоть какие-нибудь надежды на выздоровление?

Надежд никаких... да разве в этом суть?

Все-таки легче как-то, -- сознался Левинсон. Он тут же устыдился, что обманывает себя, но ему действительно стало легче. Немного помолчав, он сказал тихо: -- Придется сделать это сегодня же... только смотри, чтобы никто не догадался, а главное, он сам... можно так?..

Он-то не догадается... скоро ему бром давать, вот вместо брома... А может, мы до завтра отложим?..

Чего ж тянуть... все равно... -- Левинсон спрятал карту и встал. -- Надо ведь -- ничего не поделаешь... Ведь надо?.. -- Он невольно искал поддержки у человека, которого сам хотел поддержать.

"Да, надо..." -- подумал Сташинский, но не сказал.

Слушай, -- медленно начал Левинсон, -- да ты скажи прямо, готов ли ты? Лучше прямо скажи...

Готов ли я? -- сказал Сташинский. -- Да, готов.

Пойдем... -- Левинсон тронул его за рукав, и оба медленно пошли к бараку.

"Неужели они сделают это?.." Мечик ничком упал на землю и уткнулся лицом в ладони. Он пролежал так неизвестно сколько времени. Потом поднялся и, цепляясь за кусты, пошатываясь, как раненый, побрел вслед за Сташинским и Левинсоном.

Остывшие, расседланные лошади поворачивали к нему усталые головы; партизаны храпели на прогалине, некоторые варили обед. Мечик поискал Сташинского и, не найдя его, почти побежал к бараку. Он поспел вовремя. Сташинский, стоя спиной к Фролову, протянув на свет

дрожащие руки, наливал что-то в мензурку.

Обождите!.. Что вы делаете?.. -- крикнул Мечик, бросаясь к нему с расширенными от ужаса глазами. -- Обождите! Я все слышал!..

Сташинский, вздрогнув, повернул голову, руки его задрожали еще сильнее. Вдруг он шагнул к Мечику, и страшная багровая жила вздулась у него на лбу.

Вон!.. -- сказал он зловещим, придушенным шепотом. -- Убью!..

Мечик взвизгнул и не помня себя выскочил из барака. Сташинский тут же спохватился и обернулся к Фролову.

Что... что это?.. -- спросил тот, опасливо косясь на мензурку.

Это бром, выпей... -- настойчиво, строго сказал Сташинский.

Взгляды их встретились и, поняв друг друга, застыли, скованные единой мыслью...

"Конец..." -- подумал Фролов и почему-то не удивился, не ощутил ни страха, ни волнения, ни горечи. Все оказалось простым и легким, и даже странно было, зачем он так много мучился, так упорно цеплялся за жизнь и боялся смерти, если жизнь сулила ему новые страдания, а смерть только избавляла от них. Он в нерешительности повел глазами вокруг, словно

отыскивал что-то, и остановился на нетронутом обеде, возле, на табуретке. Это был молочный кисель, он уже остыл, и мухи кружились над ним. Впервые за время болезни в глазах Фролова появилось человеческое выражение -- жалость к себе, а может быть, к Сташинскому. Он опустил веки, и, когда открыл их снова, лицо его было спокойным и кротким.

Случится, будешь на Сучане, -- сказал он медленно, -- передай, чтоб не больно уж там... убивались... Все к этому месту придут... да... Все придут, -- повторял он с таким выражением, точно мысль о неизбежности смерти людей еще не была ему совсем ясна и доказана, но она была именно той мыслью, которая лишала личную -- его, Фролова, -- смерть ее особенного, отдельного

страшного смысла и делала ее -- эту смерть -- чем-то обыкновенным, свойственным всем людям. Немного подумав, он сказал: -- Сынишка там у меня есть на руднике... Федей звать... Об нем чтоб вспомнили, когда обернется все, -- помочь там чем или как... Да давай, что ли!.. -- оборвал он вдруг сразу отсыревшим и дрогнувшим голосом.

Кривя побелевшие губы, знобясь и страшно мигая одним глазом, Сташинский поднес мензурку. Фролов поддержал ее обеими руками и выпил.

Вопросы к анализу эпизода

    Как в романе решается вопрос о ценности человеческой жизни в эпоху перелома?

    Фадеев ввел в литературу понятие «революционный гуманизм». Как вы понимаете его значение? Может ли слово «гуманизм» иметь определения?

    Кто прав – Левинсон, командир отряда, и врач Сташинский или Мечик, узнавший о готовящемся убийстве партизана Фролова?

    Что даёт Левинсону силы принять страшное решение убить безнадёжно больного Фролова?

    Кто из русских писателей 19 столетия также ставил своего героя перед выбором и как решал проблему гуманизма на страницах своего произведения?

Выбранный для просмотра документ Стихи Набокова и Рождественского.docx

Библиотека
материалов

Малая церковка. Свечи оплывшие.

Камень дождями изрыт добела.

Здесь похоронены бывшие. Бывшие.

Кладбище Сан-Женевьев-де-Буа.

Здесь похоронены сны и молитвы.

Слезы и доблесть.

"Прощай!" и "Ура!".

Штабс-капитаны и гардемарины.

Хваты полковники и юнкера.

Белая гвардия, белая стая.

Белое воинство, белая кость…

Влажные плиты травой порастают.

Русские буквы. Французский погост…

Не было славы. Не стало и Родины.

Сердца не стало. А память - была..

Ваши сиятельства, их благородия -

Вместе на Сан-Женевьев-де-Буа.

Плотно лежат они, вдоволь познавшие

Муки свои и дороги свои.

Все-таки - русские. Вроде бы - наши.

Только не наши, скорее, ничьи…

Как они после - забытые, бывшие

Все проклиная и нынче и впредь,

Рвались взглянуть на неё -

Победившую, пусть непонятную,

Пусть непростившую,

Землю родимую, и умереть…

Полдень.

Березовый отсвет покоя.

В небе российские купола.

И облака, будто белые кони,

Мчатся над Сан-Женевьев-де-Буа.

Роберт Рождественский

Расстрел В. Набоков

Бывают но́чи: только лягу,
В Россию поплывёт кровать;
И вот ведут меня к оврагу,
Ведут к оврагу убивать.

Проснусь, и в темноте, со стула,
Где спички и часы лежат,
В глаза, как пристальное дуло,
Глядит горящий циферблат.

Закрыв руками грудь и шею, -
Вот-вот сейчас пальнёт в меня! -
Я взгляда отвести не смею
От круга тусклого огня.

Оцепенелого сознанья
Коснётся тиканье часов,
Благополучного изгнанья
Я снова чувствую покров.

Но, сердце, как бы ты хотело,
Чтоб это вправду было так:
Россия, звёзды, ночь расстрела
И весь в черёмухе овраг!

Выбранный для просмотра документ Тема Гражданской войны в литературе 20-х – 30-х.ppt

Библиотека
материалов









в 20-е годы литература за­печатлела сложный, крайне противоречивый образ времени. Она отразила многообразие представлений о свершившихся на глазах писателей исторических событиях (Пильняк назвал их «перепряжкой истории»). При этом, несмотря на естественную для того периода непримиримость политических убеждений, писатели поднимались в своих лучших произведениях над сугубо политическими страстями к проблемам общечеловеческим, гуманитарным.

Художники не просто создавали хронику событий, они ста­вили поистине больные вопросы, над которыми издавна бьется русская мысль: о революции и эволюции, о гуманизме и жес­токости, о цели и средствах, о цене прогресса, о праве на на­силие во имя высокой цели, о неповторимости и значимости конкретной человеческой жизни. Революция обострила все эти проблемы, перевела их из области теоретических, философских размышлений в план практический, поставила в зависимость от их решения жизнь и смерть человека, судьбу России, всей ми­ровой цивилизации. Революция привела к переоценке нрав­ственных норм, всего, чем жили люди, во что они верили, и это был нелегкий, подчас мучительный процесс, о котором также рассказала литература. Поскольку литература по природе своей обращена в первую очередь к судьбе конкретного челове­ка, то история представала в произведениях разных авторов в лицах, в напряженных исканиях мысли и духа, в многообразии конфликтов, человеческих характеров и стремлений. В стране победившей революции естественным и искренним откликом на грандиозное преобразование мира стало создание героического эпоса. Массы людей, приведенные в движение ре­волюцией, - отряды, армии, «множества», неуклонно движу­щиеся к своей цели, преодолевая на этом пути небывалые труд­ности, - таков коллективный герой «Голого года» Б. Пильняка, «Падения Дайра» А. Малышкина, «Железного потока» А. Сера­фимовича, «Конармии» И. Бабеля. Образ народа находится в центре произведений разных литературных родов: поэм А. Блока «Двенадцать» и В. Маяковского «150000000», пьесы В. Виш­невского «Первая Конная». Авторы этих книг запечатлели не только героику, но и муки рождения нового мира, отразили всю жестокость и непримиримость классового противоборства, сложное соотношение организованности и анархической вольницы, разрушения и тяги к созиданию, рождение чувства единства, общности.

Гражданская война 1918-1920 годов -- один из самых трагичных периодов в истории России; она унесла жизни миллионов, заставила столкнуться в жестокой и страшной борьбе народные массы разных сословий и политических взглядов, но одной веры, одной культуры и истории. Война вообще, а гражданская в частности -- действо изначально противоестественное, но ведь у истоков любого события стоит Человек, его воля и желание: еще Л. Н. Толстой утверждал, что объективный результат в истории достигается путем сложения воль отдельных людей в единое целое, в одну результирующую.

Человек -- крохотная, порой невидимая, но вместе с тем незаменимая деталь в огромном и сложном механизме войны. Отечественные писатели, отразившие в своих произведениях события 1918--1920 годов, создали ряд жизненных, реалистичных и ярких образов, поставив в центр повествования судьбу Человека и показав влияние войны на его жизнь, внутренний мир, шкалу норм и ценностей.

Многие писатели использовали различные приемы воплощения и передачи всех своих мыслей по поводу революции в полном объеме и в той форме, которую они сами испытали, будучи в самих центрах гражданской войны.

К примеру, сам А.А. Фадеев был таким же человеком революционного дела, как и его герои. Вся его жизнь и ее обстоятельства были таковы, что А.А. Фадеев родился в семье сельских прогрессивно настроенных интеллигентов. А сразу же после школьной скамьи ринулся в битву. Про такие времена и таких же молодых ребят, втянутых в революцию он писал: «Вот мы все разъехались на лето, а когда вновь съехались осенью 18 года, уже совершился белый переворот, шла уже кровавая битва, в которую был, втянут весь народ, мир раскололся… Молодые люди, которых сама жизнь непосредственно подвела к революции - такими были мы, - не искали друг друга, а сразу узнавал и друг друга по голосу; тоже происходило с молодыми людьми, шедшими в контрреволюцию.

Булгаков М.А. «человек поразительного таланта, внутренне честный и принципиальный и очень умный» производит большое впечатление. Следует сказать, что он не сразу принял и понял революцию. Он, как и А.А. Фадеев, во время революции много видел, ему довелось пережить сложную полосу гражданской волны, описанную затем в романе «Белая гвардия», пьесах «Дни Турбинных», «Бег» и многочисленных рассказах, в том числе - гетманщину и петлюровщину в Киеве, разложение деникинской армии. В романе «Белая гвардия» много автобиографического, но это не только описание своего жизненного опыта в годы революции и гражданской войны, но и проникновение в проблему «Человек и эпоха»; это и исследование художника, видящего неразрывную связь русской истории с философией. Это книга о судьбах классической культуры в грозную эпоху лома вековых традиций.

И.Э. Бабель очень сложен в человеческом и литературном понимании, в связи, с чем он подвергался гонению еще при жизни. После его смерти вопрос о произведениях, созданных им, до сих пор не разрешен, поэтому отношение к ним не однозначное. Согласимся с мнением К. Федина: «Если биография художника служит конкретным руслом его представления о мире, то на житейскую долю Шолохова выпало одно из самых бурных, самых глубоких течений, какое знает социальная революция в России».

Путь Б. Лавренева: осенью я ушел с бронепоездом на фронт, штурмовал петлюровский Киев, ходил в Крым». Известны также слова Гайдара: «когда меня спрашивают, как это могло случиться, что был таким молодым командиром, я отвечаю: это не биография у меня не обыкновенная, а время было необыкновенное». Таким образом видно, что многие писатели не могли находиться в стороне от событий своей Родины, среди множества социальных, политических, духовных разногласий и царящего сумбура, но всегда честно выполняли свой писательский и гражданский долг.

Жанровые искания Б. Пильняка 1910-1920-х гг. отражают сложные духовные процессы, происходившие в сознании писателя, его мироощущении. В этих поисках он идет от одного жанра к другому, пробует свои силы, стремясь посредством жанра к более глубокому познанию действительности и самого себя, все ближе приближаясь к пониманию истинных ценностей человеческой жизни. Освоение различных литературных жанров в творчестве писателя происходило синхронно. Уже в 1915 году Б. Пильняк попробовал себя в стихотворном жанре, публицистике, жанре рассказа. Поэзия и проза, развиваясь в творчестве писателя параллельно, не соперничали и конкурировали, а взаимодополняли и обогащали друг друга. Стихами Б. Пильняк стремился передать то, что невозможно выразить прозой, и часто синтезировал поэзию и прозу в пределах одного художественного произведения. Выбор жанра, определение его границ происходило в процессе самого творчества. Жанр не возникал сразу в окончательном виде, он развивался, рансформировался в процессе работы над произведением. Так, поэзия, публицистика, мемуаристика, рассказ и повесть, продолжая свое развитие в 1920-е гг., стали своеобразной основой для зрелых произведений писателя, воплотившихся в романной фор

8. Тема революции и гражданской войны.ПРОДОЛЖЕНИЕ(ВЫБЕРИ ИЗ ДВУХ ЛИБО 8 либо 8)

Тема революции игражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XXвека. Эти события не только круто изменили жизнь Российской империи, перекроиливсю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи.Гражданские войны принято называть братоубийственными.

Братоубийственна посвоей сути любая война, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро.Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных покрови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской войны какнациональной трагедии стало определяющим во многих произведениях русскихписателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классическойлитературы. Это осознание прозвучало, может быть, даже не до конца понятоеавтором, уже в романе

А.Фадеева Разгром, и сколько бы ни искали внем оптимистическое начало, книга прежде всего трагична - по описываемым в нейсобытиям и судьбам людей. Философски осмыслил суть событий в России начала векаспустя годы Б.Пастернак в романе Доктор Живаго. Герой романаоказался заложником истории, которая безжалостно вмешивается в его жизнь иразрушает ее. В судьбе Живаго - судьба русской интеллигенции в

XX веке. Вомногом близок к поэзии Б.Пастернака и другой писатель, драматург, для которогоопыт гражданской войны стал его личным опытом М.Булгаков. Мне хотелось быподробнее остановиться на его пьесе Дни Турбиных. Это произведениестало живой легендой XX века. Пьеса рождалась необычно. В 1922 году, оказавшись вМоскве после Киева и Владикавказа, после опыта работы врачом, М.

Булгаков узнаето том, что в Киеве умерла его мать. Эта смерть послужила толчком к началуработы над романом Белая гвардия, а уже потом из романа рождаетсяпьеса. В романе и в пьесе отражены впечатления М.Булгакова от жизни в Киеве,его родном городе, в страшную зиму 1918-19 годов, когда город переходил из рукв руки, звучали выстрелы, судьбу человека решал ход истории. В центре пьесы -дом Турбиных. Его прообразом во многом стал дом Булгаковых на Андреевскомспуске, сохранившийся до наших дней, а прототипами героев - близкие писателю люди.Так прототипом Елены Васильевны была сестра М.Булгакова, Варвара АфанасьевнаКарум. Все это и придало булгаковскому произведению ту особую теплоту, помоглопередать

ту неповторимую атмосферу, которая отличает дом Турбиных. Дом их - этоцентр, средоточие жизни, причем в отличие от предшественников писателя,например, поэтов-романтиков, символистов начала XX века, для которых уют ипокой были символом мещанства и пошлости, у М.Булгакова Дом - это средоточиедуховной жизни, он овеян поэзией, его обитатели дорожат традициями Дома и дажев трудное время стараются их сохранить.

В пьесе Дни Турбиных возникает конфликт между человеческой судьбой и ходом истории. Гражданскаявойна врывается в дом Турбиных, разрушает его. Емким символом становятся не разупоминаемые Лариосиком кремовые шторы - именно эта грань отделяетдом от охваченного жестокостью и враждой мира. Композиционно пьеса строится покольцевому принципу действие начинается и заканчивается в доме Турбиных, амежду этими сценами местом действия становятся рабочий

кабинет украинскогогетмана, из которого сам гетман бежит, бросая людей на произвол судьбы штабпетлюровской дивизии, которая входит в город вестибюль Александровскойгимназии, где собираются юнкера, чтобы дать отпор Петлюре и защитить город. Именно эти события истории круто изменяют жизнь в домеТурбиных убит Алексей, искалечен Николка, да и все обитатели турбинского домаоказываются перед выбором. Горькой иронией звучит последняя сцена пьесы. лка вдоме, крещенский сочельник 18-го года.

В город входят красные войска. Известно,что в реальной истории два этих события не совпадали по времени - красныевойска вошли в город позже, в феврале, но М.Булгакову необходимо было, чтобы насцене была лка, самый домашний, самый традиционный семейный праздник, которыйлишь острее дает почувствовать близкое крушение этого дома и всего прекрасного,создававшегося веками и обреченного мира. Горькой иронией звучит и репликаМышлаевского после того, как

Лариосик произносит слова из чеховской пьесы ДядяВаня - Мы отдохнем, мы отдохнем - слышатся далекиепушечные удары, в ответ на них следует сказанное Мышлаевским ироническое Так! Отдохнули В этой сцене с особой наглядностью видно, какистория врывается в жизнь людей, как XIX век с его традициями, укладом жизни,жалобами на скуку и несобытийность сменяет век XX, наполненный событиямибурными и трагическими.

За их громовой поступью не слышен голос отдельногочеловека, обесценена его жизнь. Так через судьбу Турбиных и людей их кругаМ.Булгаков раскрывает драматизм эпохи революции и гражданской войны. Особоследует остановиться на проблеме нравственного выбора в пьесе. Перед такимнравственным выбором оказывается главный герой произведения - полковник АлексейТурбин. Его главная роль сохраняется в пьесе до конца, хотя убитым его приносятв конце третьего

акта, а весь последний четвертый акт происходит после егогибели. В нем полковник присутствует незримо, в нем он, как и при жизни,выступает как главный нравственный ориентир, олицетворение понятия о чести,ориентир для других. Выбор, перед которым оказался Алексей Турбин в момент,когда подчиненные ему юнкера готовы сражаться, жесток - либо сохранить верностьприсяге и офицерскую честь, либо сберечь жизнь людей.

И полковник Турбин отдаетприказ Срывайте погоны, бросайте винтовки и немедленно по домам.Выбор, сделанный им, дается кадровому офицеру, вынесшему войну сгерманцами, как он сам говорит, бесконечно трудно. Он произносит слова,которые звучат как приговор ему самому и людям его круга Народ не снами. Он против нас. Признать это тяжело, отступиться от воинской присягии предать честь офицера еще тяжелее, но булгаковский герой решается на это воимя высшей ценности - человеческой жизни.

Именно эта ценность оказываетсявысшей в сознании Алексея Турбина и самого автора пьесы. Совершив этот выбор,командир ощущает полную безысходность. В его решении остаться в гимназии - нетолько желание предупредить заставу, но и глубинный мотив, разгаданныйНиколкой Ты, командир смерти от позора ждешь, вот что Но этоожидание смерти не только от позора, но и от полной безысходности, неотвратимойгибели той России, без которой такие люди, булгаковские герои, не представляютсебе

жизни. Пьеса М.Булгакова стала одним из наиболее глубоких художественных постиженийтрагической сущности человека в эпоху революции и гражданской войны.

«Литература XX века» - Проблема преподавания литературы. А.Блок «Возмедие». Проблема периодизации литературы. Двадцатый век… Проблема существования Союза писателей. Исторические события. Периодизация литературы ХХ века. Актуальные проблемы литературы ХХ века и современной литературы. Литература русского Зарубежья. Возвращенная литература.

«Литература Октябрьской революции» - Отношение к народу. М. Горький в «Несвоевременных мыслях». Послеоктябрьская публицистика. В.Короленко. Часть русской интеллигенции. Писательская публицистика. Письма и дневники. День и ночь. Общее. Отношение к революции.

«Акмеизм в литературе» - Акмеизм. Ключевые категории акмеизма. Владимир Нарбут. Поэтика акмеизма. М. Зенкевич. Отличительные черты акмеизма. М. Зенкевич и В. Нарбут. Реакция на символизм. Модернистское течение. Стихотворения В. Нарбута. Поэты-акмеисты.

«Футуризм в литературе 20 века» - Футуризм. Владимир Владимирович Маяковский. Велимир. Динамизм велосипедиста. Николай Дулгерофф. Игорь Северянин. Пабло Пикассо. Казимир Малевич. Футуризм в литературе и искусстве. Термин "футуризм". Алексей Крученых. Футуристская архитектура. Фортунато Деперо. Аэроплан над поездом. Умберто Боччони.

«Литература 20-30 годов» - Анна Андреевна Ахматова. Все задыхается и вымирает»… Пусть зло во все века сильней, Но доброта неистребима… Не солдатами – номерами Помирали мы, помирали! Какой же день избрать для Памяти? Да, можно убить человека. Вернуть людям право на память… Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое Слово…

«Литература 50-80-х годов» - Романы о молодёжи. Бронзовый век. Городская проза. Проза. Ждановщина. Размышляющая очерковая проза. Александр Валентинович Вампилов. Драматургия. Лагерная проза. Всесоюзный съезд писателей. Фестиваль молодёжи. Михаил Михайлович Рощин. Авторская песня. Великая Отечественная война. «Окопная» правда о войне.

Всего в теме 19 презентаций