Сочинение «Ранние романтические рассказы Горького. Тест Ранние романтические произведения А. М. Горького

Домашнее задание к уроку

1. Выписать из словаря литературоведческих терминов определение термина романтизм.
2. Прочитать рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль»
3. Ответить на вопросы:
1) Сколько легенд рассказала Старуха Изергиль?
2) Что случилось с девушкой из «страны большой реки»?
3) Как старейшины назвали сына орла?
4) Почему, подойдя близко к людям, Ларра не защищался?
5) Какое чувство охватило заблудившихся в лесу людей, почему?
6) Что сделал Данко для людей?
7) Сравните характеры Данко и Ларры.
8) Была ли оправдана жертва Данко?

Цель урока

Познакомить учащихся с рассказом Максима Горького «Старуха Изергиль» как романтическим произведением; совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста; дать представление о романтической эстетике раннего Горького.

Слово учителя

Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году и впервые опубликован в 1895 году в «Самарской газете». Это произведение, как и рассказ «Макар Чудра», принадлежит к раннему периоду творчества писателя. С этого момента Горький заявил о себе как о выразителе особого способа миропонимания и носителе вполне определенной эстетики – романтической. Так как ко времени написания рассказа романтизм в искусстве уже пережил свой расцвет, раннее творчество Горького в литературоведении принято называть неоромантическим.

Дома вы должны были выписать из словаря литературоведческих терминов определение романтизма.

Романтизм – «в широком смысле слова художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности, что ведет к развитию в особенности условных форм творчества (фантастика, гротеск, символичность и пр.), к выдвижению на первый план исключительных характеров и сюжетов, к усилению субъективно-оценочных элементов в авторской речи, к произвольности композиционных связей и пр.»

Слово учителя

Традиционно для романтического произведения характерен культ необыкновенной личности. Нравственные качества героя не имеют определяющего значения. В центре повествования оказываются злодеи, разбойники, полководцы, цари, прекрасные дамы, благородные рыцари, убийцы – кто угодно, лишь бы жизнь их была захватывающей, особенной и полной приключений. Романтический герой всегда узнаваем. Он презирает жалкую жизнь обывателей, бросает вызов миру, зачастую предчувствуя, что не будет в этой битве победителем. Для романтического произведения характерно романтическое двоемирие, четкое деление мира на реальный и идеальный. В некоторых произведениях идеальный мир реализован как потусторонний, в других – как мир, не тронутый цивилизацией. На протяжении всего произведения, сюжетное развитие которого сконцентрировано на самых ярких вехах жизни героя, характер исключительной личности остается неизменным. Стиль повествования ярок и эмоционален.

Запись в тетради

Особенности романтического произведения:
1. Культ необыкновенной личности.
2. Романтический портрет.
3. Романтическое двоемирие.
4. Статичность романтического характера.
5. Романтический сюжет.
6. Романтический пейзаж.
7. Романтическая стилистика.

Вопрос

Какие из прочитанных ранее произведений вы можете назвать романтическими? Почему?

Ответ

Романтические произведения Пушкина, Лермонтова.

Слово учителя

Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько…» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются» .

Аналитическая беседа

Вопрос

Какова композиция рассказа «Старуха Изергиль»?

Ответ

Рассказ состоит из 3 частей:
1) легенда о Ларре;
2) рассказ о жизни Изергиль;
3) легенда о Данко.

Вопрос

Какой прием лежит в основе построения рассказа?

Ответ

Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей, являющихся носителями противоположных жизненных ценностей. Бескорыстная любовь Данко к людям и ничем не сдерживаемый эгоизм Ларры – проявления одного и того же чувства – любви.

Вопрос

Докажите (по плану в тетради), что рассказ является романтическим. Сопоставьте портреты Ларры и Данко.

Ответ

Ларра – юноша «красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц» . В рассказе нет подробного портрета Ларры, автор обращает внимание лишь на глаза и гордую, заносчивую речь «сына орла».

Данко также очень трудно зрительно представить. Изергиль говорит, что он был «молодой красавец», один из тех, кто всегда смел, потому что красив. Вновь особое внимание читателя обращается на глаза героя, которые названы очами: «…в очах его светилось много силы и живого огня» .

Вопрос

Являются ли они необыкновенными личностями?

Ответ

Бесспорно, Данко и Ларра – личности исключительные. Ларра не повинуется роду и не чтит старейшин, ходит, куда ему вздумается, делает, что ему захочется, не признавая права выбора за другими. Рассказывая о Ларре, Изергиль использует эпитеты, более подходящие для описания животного: ловок, силен, хищен, жесток .

Вопрос

Ответ

В рассказе «Старуха Изергиль» идеальный мир реализуется как далекое прошлое земли, время, которое сейчас стало мифом, и память, о котором осталась лишь в легендах о юности человечества. Только молодая земля могла, по мнению автора, родить героические характеры людей, одержимых сильными страстями. Изергиль несколько раз подчеркивает, что современным «жалким» людям такая сила чувствования и жадность жизни недоступны.

Вопрос

Развиваются ли характеры Ларры, Данко и Изергиль на протяжении рассказа или они изначально заданы и неизменны?

Ответ

Характеры Ларры, Данко и Изергиль не подвергаются изменениям на протяжении рассказа и трактуются однозначно: главная и единственная черта характера Ларры – эгоизм, отрицание иного закона, кроме воли. Данко – проявление любви к людям, Изергиль же все свое существование подчинила собственной жажде наслаждения.

Вопрос

Какие из описанных старухой событий можно считать необыкновенными?

Ответ

Обе истории, рассказанные Изергиль, содержат описание необыкновенных событий. Жанр легенды обусловил их изначальную фантастическую сюжетную основу (рождение ребенка от орла, неотвратимость свершившегося проклятия, свет искр горящего сердца Данко и пр.).

Работа с текстом

Сопоставьте героев (Данко и Ларру) по следующим параметрам:
1) портрет;
2) впечатление, производимое на окружающих;
3) понимание гордости;
4) отношение к людям;
5) поведение в момент суда;
6) судьба героев.

Параметры/Герои Данко Ларра
Портрет Молодой красавец.
Красивые – всегда смелы; в очах его светилось много силы и живого огня
Юноша, красивый и сильный; глаза его были холодны и горды, как у царя птиц
Впечатление, производимое на окружающих Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех Все смотрели с удивлением на сына орла;
Это оскорбило их;
Тогда уж совсем рассердились они
Понимание гордости Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! Отвечал, что таких, как он, нет больше;
Стоял один против всех;
Долго говорили с ним и, наконец, увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего
Отношение к людям Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери;
Тогда и его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло;
Он любил людей думал, что, может быть, без него они погибнут
Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь;
У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого;
Я убил ее потому, мне кажется, – что меня оттолкнула она… А мне было нужно ее;
А он отвечал, что хочет сохранить себя целым
Поведение в момент суда Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец! – Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!
Судьба героев Бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям;
А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
Он не может умереть! – с радостью сказали люди;
– Остался он один, свободный, ожидая смерти;
Ему нет жизни и смерть не улыбается ему

Аналитическая беседа

Вопрос

В чем источник трагедии Ларры?

Ответ

Ларра не мог и не хотел идти на компромисс между своими желаниями и законами общества. Эгоизм понимается им как проявление личной свободы, а свое право – право сильного от рождения.

Вопрос

Как был наказан Ларра?

Ответ

В наказание старейшины обрекли Ларру на бессмертие и невозможность самому решать, жить ему или умереть, они ограничили его свободу. Люди лишили Ларру того, ради чего только и стоило, по его мнению, жить – права жить по собственному закону.

Вопрос

Какое чувство является основным в отношении Ларры к людям? Ответ подтвердите примером из текста.

Ответ

По отношению к людям Ларра не испытывает никаких чувств. Он хочет «сохранить себя целым» , то есть получить от жизни многое, ничего не давая взамен.

Вопрос

Какое чувство переживает Данко, глядя в толпу судящих его людей? Ответ подтвердите примером из текста.

Ответ

Глядя на тех, ради кого он, рискуя жизнью, отправился в топи болотные, Данко испытывает негодование, «но от жалости к людям оно погасло. Сердце Данко вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их «на легкий путь» .

Вопрос

Какова функция эпизода с «осторожным человеком»?

Ответ

Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о Данко для того, чтобы подчеркнуть исключительность героя. «Осторожный человек» воспринимается как один из многих, таким образом, автор определят сущность обычных людей, «не героев», которые не способны на жертвенные порывы и все время чего-то боятся.

Вопрос

Что общего в характерах Ларры и Данко и в чем между ними разница?

Ответ

Данный вопрос может повлечь за собой неоднозначные ответы. Учащиеся могут воспринять Ларру и Данко как противоположные характеры (эгоист и альтруист), либо трактовать их как романтические характеры, противопоставившие себя людям (по разным причинам).

Вопрос

Какое место занимает общество во внутренних размышлениях обоих героев? Можно ли сказать, что герои существуют изолированно от общества?

Ответ

Герои мыслят себя вне общества: Ларра – без людей, Данко – во главе людей. Ларра «приходил в племя им похищал скот, девушек – все, что хотел» , он «вился около людей» . Данко же шел «впереди их и был бодр и ясен» .

Вопрос

Какой нравственный закон определяет поступки обоих героев?

Ответ

Поступки героев определяет их собственная ценностная система. Ларра и Данко – сами себе закон, они принимают решения, не спрашивая совета у старейшин. Гордый, торжествующий смех – вот их ответ миру обычных людей.

Вопрос

Какова функция образа старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа старухи Изергиль соотносятся между собой образы Ларры и Данко?

Ответ

Несмотря на яркость, законченность и художественную цельность обеих легенд, они являются лишь иллюстрациями, необходимыми автору для понимания образа старухи Изергиль. Она «цементирует» композицию рассказа и на содержательном, и на формальном уровне. В общей повествовательной системе Изергиль выступает как рассказчик, именно из ее уст я-персонаж узнает историю о «сыне орла» и о горящем сердце Данко. На уровне содержания в портрете старухи можно обнаружить черты и Ларры, и Данко; в том, как ненасытно она любила, отразился характер Данко, а в том, как бездумно бросала она своих любимых – печать образа Ларры. Фигура Изергиль связывает воедино обе легенды и заставляет читателя задуматься над проблемой свободы человека и его права по своему усмотрению распоряжаться своей жизненной силой.

Вопрос

Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигу»? Как вы его понимаете?

Вопрос

Во всякой ли жизни возможен подвиг? Всякий ли человек пользуется в жизни этим правом подвига?

Вопрос

Совершила ли старуха Изергиль подвиг, о котором говорит?

Данные вопросы не требуют однозначного ответа и рассчитаны на самостоятельные ответы.

Выводы записываются в тетради самостоятельно.

В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше. Центральный образ у раннего Горького – гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. «Сила есть добродетель» , утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: «сильный человек имеет право находиться “по ту сторону добра и зла” , быть вне этических принципов, а подвигом, с этой точки зрения является сопротивление общему течению жизни.

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу «рассказ в рассказе». Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым языком передает читателям услышанное. Это позволяет автору добиться той достоверности, которая ему необходима. Мы безоговорочно верим в существование Ужа и Сокола, в их беседу. Автору не надо убеждать читателя в достоверности событий. Да это и не важно - сказка перед нами или быль.

Автор показывает две философии, два образа жизни. «Безумству храбрых» Уж противопоставляет «низкие истины», он даже прикрывается показным патриотизмом: «Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье - землей живу я». Кажется, что автор соглашается с этой мещанской философией. Но это только внешнее впечатление. Горький приглашает читателя самого сделать выбор, а не решает все за него. Автор как бы говорит: «Да, существует жизнь, есть истина, но она не вечна. Развитие жизни рождает новые истины».
Горький - мастер короткого рассказа. Сукупыми, но яркими фразами он умеет сказать гораздо больше, чем порой стоит за длинными философскими рассуждениями. Мастерство и художественное дарование Горького раскрылось уже в раннем его творчестве. «По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения». Подтверждением тому является «Песня о Соколе»

«Макар Чудра» - первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете «Кавказ» в 1892 году и было подписано псевдонимом, которому суждено было вскоре стать известным всему миру, - Максим Горький. Изданию первого рассказа предшествовали годы скитаний автора по Руси, на которые его толкало неуемное стремление узнать Россию, разгадать тайну огромной обездоленной страны, понять причину страданий ее народа. В котомке будущего писателя не всегда был ломоть хлеба, но всегда лежала толстая тетрадь с записями об интересных событиях и людях, встретившихся ему на пути. Позднее эти записки вылились в стихи и рассказы, многие из которых не дошли до нас.

В своих ранних произведениях, в том числе и в «Макаре Чудре», Горький предстает перед нами как писатель-романтик. Главный герой - старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни - личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Он считает, что крестьянин - раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает. Молодая, красивая цыганская пара - Лойко Зобар и Рад-да - любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.

Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда - идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим. Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой», проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.

Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только «влажный, холодный ветер» разносит «по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Творчество Горького на начальном этапе несет сильный отпечаток нового литературного течения - так называемого революционного романтизма. Философские идеи начинающего талантливого писателя, страстность, эмоциональность его прозы, новый

подход к человеку резко отличались как от натуралистической прозы, ушедшей в мелочный бытовой реализм и избравшей темой безнадежную скуку человеческого существования, так и от эстетского подхода к литературе и жизни, видевшего ценность лишь в «утонченных» эмоциях, героях и словах.

Для молодости есть две важнейшие составляющие жизни, два вектора существования. Это любовь и свобода. В рассказах Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» любовь и свобода становятся темой историй, рассказанных главными героями. Сюжетная находка Горького - то, что о молодости и любви рассказывает старость - позволяет дать перспективу, точку зрения человека юного, живущего любовью и жертвующего ради нее всем, и человека, прожившего жизнь, видевшего многое и способного понять, что на самом деле важно, что остается в конце долгого пути.

Герои двух притч, рассказанных старухой Изергиль, являются полной противоположностью. Данко - это пример любви-самопожертвования, любви-отдачи. Он не может жить, отделяя себя от своего племени, народа, чувствует себя несчастным и несвободным, если несвободен и несчастен народ. Чистая жертвенная любовь и стремление к подвигу были характерны для революционеров-романтиков, которые мечтали умереть за общечеловеческие идеалы, не мыслили жизни без жертвы, не надеялись и не хотели дожить до старости. Данко отдает сердце, освещающее путь людям. Это достаточно простой символ: только чистое, полное любви и альтруизма сердце может стать маяком и только бескорыстная жертва поможет освободить народ. Трагизм притчи в том, что люди забывают о тех, кто пожертвовал собой ради них. Они неблагодарны, но прекрасно сознавая это, Данко не задумывается над смыслом своей самоотдачи, не ждет признания, награды. Горький полемизирует с официально-церковным понятием заслуги, в котором человек делает добрые дела, заранее зная, что будет вознагражден. Писатель дает противоположный пример: награда за подвиг - сам подвиг и счастье людей, ради которых он совершен.

Сын орла представляет собой полную противоположность Данко. Ларра - одиночка. Он горд и самовлюблен, он искренне считает себя выше, лучше других людей. Он вызывает отвращение, но и жалость. Ведь Ларра никого не обманывает, он не притворяется, что способен любить. Таких людей, к сожалению, много, хотя их сущность не так явно проявляется в реальной жизни. Для них любовь, заинтересованность сводятся лишь к обладанию. Если ельзя обладать - нужно уничтожить. Убив девушку, Ларра с Циничной откровенностью говорит, что сделал это потому, что не мог владеть ею.


Страница: [ 1 ]

Цель урока: проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.

Методические приемы: аналитическая беседа.

Ход урока

Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели - наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.

II. Беседа

В чем особенности композиции рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»?

(Композиция «Макара Чудры» и «Старухи Изергиль» - рассказ в рассказе. Этот прием часто встречается в литературе (приведем примеры). Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни. Они словно создают систему координат, по которой можно судить и о них.)

Какую роль в композиции играют портретные характеристики героев?

(В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Радды дается опосредованно. О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. «Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает»; «один магнат», «красивый, как черт в праздник», «увидал ее и остолбенел». Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жены к тому магнату: «кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» Гордость и красота равновелики в этой героине.

Зато портрет Лойко нарисован подробно: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце, ей-богу! Словно его ковали из одного куска железа вместе с конем». Образ не просто романтический - сказочный, с фольклорными формулировками.)

В чем конфликт произведения и как он разрешается?

(Рассказывая о любви Радды и Лойко Зобара, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так между любовью и гордостью разрешается смертью обоих - покориться любимому человеку ни один не захотел.)

(Образ повествователя - один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (в данном случае герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка - восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.)

(В «Старухе Изергиль» автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям и самопожертвование, и антиидеал - доведенный до крайности. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой старухи Изергиль. Осуждая Ларру, героиня думает, что ее судьба ближе к полюсу Данко - она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе героиня предстает, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.)

Какую роль в композиции играет портрет старухи Изергиль?

(Портрет героини противоречив. Из ее рассказов можно представить, как хороша она была в молодости. Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито нагнетаются антиэстетические черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, словно старуха говорила костями». У нее беззубый рот, дрожат руки, а пальцы кривы. Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках была изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами». Черты портрета Ларры, о котором рассказывает сама, старуха, сближает этих героев: «Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их». Индивидуализм старухи, ее рассказы о людях, прошедших свой жизненный круг и обратившихся в тени, сама старуха, древняя, «без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня - тоже почти тень» напоминают повествователю Ларру (вспомним, что Ларра тоже обратился в тень). Так с помощью портрета сближаются образы Изергиль и Ларры, раскрывается суть героев и позиция самого автора.)

Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?

(Автобиографический герой - единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького. Реалистичность его в том, что в характере и судьбе его отразились типические обстоятельства русской жизни 1890-х годов. Развитие капитализма привело к тому, что со своих мест оказались сорванными миллионы людей, многие из которых составили армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический герой Горького принадлежит к таким людям.)

С помощью каких художественных приемов создается картина места действия в рассказе «Челкаш»?

(Формально рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия - порт: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжанье извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат - все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня…». Отметим приемы, с помощью которых создается эта картина: прежде всего, звукопись (ассонансы и аллитерации) и бессоюзие, придающее динамизм описанию.)

Какова роль портрета героев в рассказе?

(Портрет героя в первой части раскрывает его характер: «сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей»; «всклокоченные черные с проседью волосы»; «смятое, острое, хищное лицо»; «длинный, костлявый, немного сутулый»; с «горбатым, хищным носом» и «холодными серыми глазами». Автор прямо пишет о его сходстве «с степным ястребом своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».)

Каково значение слова «хищник»?

(Обратим внимание, сколько раз встретился эпитет «хищный». Очевидно, он раскрывает суть героя. Вспомним, как часто Горький уподобляет своих героев птицам - орлу, соколу, ястребу.)

Какова роль Гаврилы в рассказе?

(Образ Гаврилы служит антитезой образу Челкаша. Челкаш противопоставлен Гавриле, деревенскому простоватому парню. Портрет Гаврилы построен по контрасту с портретом самого Челкаша: «ребячьи голубые глаза» смотрят «доверчиво и добродушно», движения неуклюжи, рот то «широко раскрыт», то «шлепает губами». Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы, попавшего в его «волчьи лапы», к этому примешивается и «отеческое» чувство. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает свое деревенское прошлое: «Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах».)

(В третьей части, диалоге Челкаша и Гаврила окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство: он едва не убил Челкаша. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша: «Гнус!.. И блудить-то не умеешь!» Окончательно автор разводит героев так: Гаврила «снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш».

Автор явно на стороне «хищного» Челкаша. Образ Челкаша романтический: это вор, но яркий, отважный, смелый человек. Трусливого и жадного Гаврилу и человеком-то Горький не называет - он находит ему определение «гнус».)

II. Вопросы по ранним романтическим рассказам М. Горького

Как вы понимаете принцип «романтического двоемирия» в творчестве Горького? Обоснуйте ответ.

Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького? Какова роль пейзажа?

Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?

Чего испугался «осторожный человек» из рассказа «Старуха Изергиль», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? С какими литературными персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?

Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?

В чем, по-вашему, смысл противопоставления героев Горького - Челкаша и Гаврилы?

В чем вы видите особенности романтизма Горького?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Ранние романтические рассказы М.Горького

«Я в мир пришел, чтобы не соглашаться», - эти слова Горького можно отнести к любому из героев его романтических произведений. Лойко Зобар, Радда, Макар Чудра, Данко, Ларра, Изергиль – все они горды и независимы, их отличает личностная незаурядность, яркость натуры, исключительность страстей. Горьковский романтизм формируется в эпоху, казалось бы, для романтизма не предназначенную, - девяностые годы 19 века, однако именно яростный бунт писателя против «свинцовых мерзостей жизни» и рождает концепцию человека-деятеля, творца своей судьбы: романтические герои Горького не склоняются перед обстоятельствами, а преодолевают их. «Нужны подвиги, подвиги!» - написал Горький за несколько месяцев до создания рассказа «Старуха Изергиль» и воплотил в своих романтических произведениях героев, способных эти подвиги совершить, поэтому произведения с драматическим, а то и трагическим финалом выявляют смелый, радостный взгляд на мир молодого писателя.

«Макар Чудра» (1892)

«Макар Чудра» - первое произведение, сделавшее Горького известным. Герои этого рассказа – молодые цыгане Лойко Зобар и Радда – исключительны во всем: во внешности, чувствах, судьбе. Красоту Радды невозможно передать словами, ее «можно было бы на скрипке сыграть, да и тому, кто эту скрипку. Как свою душу, знает». У Зобара «очи, как ясные звезды, горят», «улыбка – целое солнце, усы легли на плечи и смешались с кудрями». Макар Чудра не может скрыть своего восхищения удалью, душевной щедростью, внутренней силой Зобара: «Будь я проклят, коли я его не любил уже, раньше, чем он мне слово сказал. Удалой был малый! Разве он кого боялся! Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было. С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей!» Красота в романтических произведениях Горького становится нравственным критерием: прав и достоин восхищения уже потому, что красив.

Под стать Зобару и Радда – и в ней та же царственная гордость, презрение к человеческой слабости, в чем бы она ни выражалась. Большой кошель моравского магната, которым он хотел прельстить гордую цыганку, удостоился лишь быть небрежно отброшенным Раддой в грязь. Не случайно Радда сравнивает себя с орлицей – независимой, высокой парящей, одинокой, потому что мало кто ей под стать. «Голубок ищи – те податливей», - советует ее отец Данила магнату.

Основой романтического произведения становится конфликт романтического героя с общепринятыми ценностями, в данном случае в душе Зобара и Радды сталкиваются две страсти - свобода и любовь как привязанность, ответственность, подчинение. «А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня… Никогда я никого не любила, Лойко, я тебя люблю. А еще я люблю волю. Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Герои Горького встали перед выбором, который можно назвать трагическим, поскольку его невозможно совершить, - остается лишь отрицание самой необходимости выбора, то есть жизни. «Коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя – изувечат». Гордость и любовь не могут примириться, так как компромисс немыслим для романтического сознания.

Особую роль в рассказе Горького имеет композиционное обрамление. Романтический рассказ, в центре которого исключительные герои и ситуации, утверждает особую систему ценностей, в которую не укладывается обычная, будничная человеческая жизнь. Антитеза повествователя и Макара Чудры, рассказавшего легенду о любви и смерти гордых красавцев цыган, выявляет характерное для романтического произведения двоемирие - несоотнесенность, противостояние обыденного взгляда на мир и жизненной философии романтического героя. Свобода, не скованная никакими привязанностями – ни к человеку, ни к месту, ни к труду, - это в глазах Макара Чудры есть высшая ценность. «Так нужно жить: иди, иди – и всё тут. Долго не стой на одном месте – чего в нем? Вон как день и ночь бегают, гонясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её. А задумаешься – разлюбишь жизнь, это всегда так бывает».

«Старуха Изергиль» (1895)

Система образов рассказа «Старуха Изергиль» построена по принципу антитезы, что характерно для романтического произведения. Ларра и Данко горды, красивы, однако уже в описании их внешности есть деталь, резко их различающая: у Данко глаза, в которых «светилось много силы и живого огня», а глаза Ларры были «холодны и горды». Свет и тьма, огонь и тень – это будет отличать не только внешность Ларры и Данко, но также их отношение к людям, их судьбы, память о них. В груди у Данко – огненное сердце, у Ларры каменное, Данко и после смерти будет жить в голубых степных искрах, а вечно живущий Ларра превратится в тень. Ларра, кроме себя, не видит ничего. Сын Орла, одинокого хищника, он презирает законы людей, живет по собственным законам, подчиняется лишь своим сиюминутным желаниям. «Наказание человека в нем самом» - именно поэтому вечная одинокая жизнь стала для Ларры наказанием страшнее смерти.

Горение – идеал жизни другого героя этого рассказа – Данко. Данко спасает тех людей, которые от слабости, изнеможения и страха готовы были убить его, тех, среди которых нашелся один, наступивший на гордое сердце ногой. Горький не случайно вводит в художественную ткань рассказа этот эпизод: люди были отравлены не только ядовитыми испарениями болота, но и страхом, они привыкли быть рабами, от этого «внутреннего рабства» очень трудно освободиться, и даже подвиг Данко в одно мгновение не способен вырвать страх из людских душ. Людей пугало всё: и дорога назад, и дорога вперед, в своей слабости они обвиняли Данко – человека, наделенного «мужеством вести », то есть мужеством быть первым. «Люди стали упрекать его в неумении управлять ими, они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди них». Данко отдает жизнь людям, мечтая пробудить свет в их душах.

Жизнь Изергиль, третьей героини рассказа, Горький назвал «мятежной». Эта жизнь была наполнена стремительным движением и яркими чувствами, рядом с ней часто оказывались незаурядные, смелые, сильные люди – особенно рыжий гуцул и «пан с изрубленным лицом». От слабых и подлых она без сожаления уходила, даже если любила их: " Я смотрела на него сверху, а он барахтался там, в воде. Я ушла тогда. И больше не встречалась с ним» (о монашке), «Тогда я дала ему пинка ногой и ударила бы его в лицо, да он отшатнулся и вскочил… Тогда и я пошла» (об Аркадэке).

Изергиль не боялась жертвовать собой во имя любви, однако в конце жизни осталась одна, «без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня – тоже почти тень». Изергиль была абсолютно свободна, она оставалась с человеком, пока любила его, всегда расставалась без сожаления и даже мало помнила того, с кем прошла часть ее жизни: «А рыбак куда девался? – Рыбак? А он…тут… - Погоди, а где маленький турок? – Мальчик? Он умер…» Свою свободу Изергиль поставила выше привязанности к человеку, назвав это рабством: «Я не была никогда рабой, ничьей».

Еще одним романтическим героев рассказов Горького можно назвать природу, которая по своей исключительности сродни Зобару, Радде, Данко, Изергиль. Только там, где степной простор и вольный ветер, могли жить романтические герои Горького. Природа в рассказе «Старуха Изергиль» становится одним из действующих лиц: это живое существо, принимающее участие в жизни людей. И так же, как среди людей, в природе есть добро и зло. Молдавская ночь, описание которой предваряет события первой легенды, создает атмосферу тайны. Перед появлением Ларры природа одевается в кровавые тона, становится тревожной. В легенде о Данко природа враждебна людям, однако ее злая энергия была побеждена любовью Данко: своим подвигом он преодолел тьму не только в душах людей, но и в природе: «Тут сияло солнце; вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река».

Исключительность и колоритность характеров, стремление к свободе и способность к решительным поступкам отличают всех героев романтических произведений Горького. Стали уже афоризмом слова, отданные писателем старухе Изергиль: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». В этом сказывается концепция человека-деятеля, способного преобразить мир. В эпоху рубежа веков эта концепция оказалась созвучна времени, когда многие уже чувствовали приближение глобальных исторических изменений.

Творчество раннего Горького не следует сводить только к романтизму: в 1890-е гг. он создавал одновременно и романтические, и реалистические по стилю произведения (среди последних, например, рассказы «Нищенка», «Челкаш», «Коновалов» и многие другие). Тем не менее именно группа романтических рассказов воспринималась как своего рода визитная карточка молодого писателя, именно они свидетельствовали о приходе в литературу писателя, резко выделявшегося на фоне своих предшественников.

Новым был прежде всего тип героя. Многое в горьковских героях заставляло вспомнить о романтической литературной традиции. Это и яркость, исключительность их характеров, выделявшая их из окружающих, и драматизм их отношений с миром обыденной реальности, и принципиальное одиночество, отверженность, загадочность для других. Горьковские романтики предъявляют миру и людскому окружению слишком жесткие требования, а в своем поведении руководствуются «безумными» с точки зрения «нормальных» людей принципами.

Два качества особенно заметны у горьковских героев-романтиков: это гордость и сила, заставляющие их перечить судьбе, дерзко стремиться к безграничной свободе, даже если ради свободы приходится жертвовать жизнью. Именно проблема свободы становится центральной проблемой ранних рассказов писателя.

Таковы рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Сама по себе поэтизация вольнолюбия — вполне традиционная для литературы романтизма черта. Не являлось принципиально новым для отечественной литературы и обращение к условным формам легенд. В чем же смысл конфликта в ранних романтических рассказах Горького, каковы специфически горьковские приметы его художественного воплощения? Своеобразие названных рассказов уже в том, что источником конфликта в них становится не традиционное противостояние «добра» и «зла», а столкновение двух позитивных ценностей. Таков конфликт свободы и любви в «Макаре Чудре» — конфликт, который может разрешиться только трагически. Любящие друг друга Радда и Лойко Зобар настолько дорожат своей свободой, что не допускают мысли о добровольном подчинении любимому человеку.

Каждый из героев ни за что не согласится быть ведомым: единственная достойная этих героев роль — главенствовать, даже если речь идет о взаимном чувстве. «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя», — говорит Радда. Исключительность конфликта — в полном равенстве одинаково «гордых» героев. Не имея возможности покорить возлюбленную, Лойко одновременно не может и отступиться от нее. Поэтому он решается на убийство — дикий, «безумный» поступок, хотя знает, что тем самым приносит в жертву гордости и собственную жизнь.

Подобным образом ведет себя в сфере любви и героиня рассказа «Старуха Изергиль»: чувства жалости или даже сожаления отступают перед стремлением остаться независимой. «Я была счастлива... никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила, — говорит она собеседнику. — Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками». Впрочем, герои этого рассказа включены не только и не столько в любовные конфликты: речь в нем идет о цене, смысле и разнообразных вариантах свободы.

Первый вариант представлен судьбой Ларры. Это еще один «гордый» человек (такая характеристика в устах рассказчицы — скорее похвала, чем негативная оценка). История его «преступления и наказания» получает неоднозначную трактовку: Изергиль воздерживается от прямой оценки, тон ее рассказа эпически спокоен. Приговор доверено вынести безымянному «мудрому человеку»:

«— Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!»

Итак, индивидуалистическая, не просветленная разумом свобода Ларры — это свобода отторженности, превращающаяся в свою противоположность — в наказание вечным одиночеством. Противоположный «модус» свободы явлен легендой о Данко. Своей позицией «над толпой», своей гордой исключительностью, наконец, жаждой свободы он, на первый взгляд, напоминает Ларру. Однако элементы сходства лишь подчеркивают принципиальную разнонаправленность двух «свобод». Свобода Данко — это свобода взять на себя ответственность за коллектив, свобода бескорыстного служения людям, способность преодолеть инстинкты самосохранения и подчинить жизнь сознательно определенной цели. Формула «в жизни всегда есть место подвигу» и есть афористическое определение этой свободы. Правда, финал рассказа о судьбе Данко лишен однозначности: спасенные героем люди аттестуются Изергиль отнюдь не комплиментарно. Любование смельчаком Данко осложняется здесь нотой трагизма.

Центральное место в рассказе занимает история самой Изергиль. Обрамляющие легенды о Ларре и Данко заведомо условны: их действие лишено конкретных хронологических или пространственных примет, отнесено к неопределенной глубокой древности. Напротив, история Изергиль разворачивается на более или менее конкретном историческом фоне (по ходу рассказа упоминаются известные исторические эпизоды, используются реальные топонимы). Однако эта доза реальности не меняет принципов раскрытия характера — они остаются романтическими. История жизни старухи Изергиль — история встреч и расставаний. Ни один из героев ее рассказа не удостаивается подробного описания — в характеристике персонажей доминирует метонимический принцип («часть вместо целого», одна выразительная деталь — вместо подробного портрета). Изергиль наделена чертами характера, сближающими ее с героями легенд: гордостью, мятежностью, непокорностью.

Подобно Данко, она живет среди людей, ради любви способна на героический поступок. Однако в ее образе нет той цельности, которая присутствует в образе Данко. Ведь череда ее любовных увлечений и легкость, с которой она расстается с ними, вызывает ассоциации с антиподом Данко — Ларрой. Для самой Изергиль (а именно она является рассказчицей) эти противоречия незаметны, она склонна сближать свою жизнь с той моделью поведения, которая составляет существо финальной легенды. Неслучайно, начавшись с повествования о Ларре, ее рассказ устремляется к «полюсу» Данко.

Однако помимо точки зрения Изергиль в рассказе выражена и иная точка зрения, принадлежащая тому молодому русскому, который слушает Изергиль, изредка задавая ей вопросы. Этот устойчивый в ранней прозе Горького персонаж, иногда называемый «проходящим», наделен некоторыми автобиографическими приметами. Возраст, круг интересов, странничество по Руси сближают его с биографическим Алексеем Пешковым, поэтому в литературоведении по отношению к нему часто используется термин «автобиографический герой». Встречается и иной вариант терминологического обозначения — «автор-повествователь». Можно пользоваться любым из этих обозначений, хотя с точки зрения терминологической строгости предпочтительнее понятие «образ повествователя».

Нередко анализ романтических рассказов Горького сводится к разговору об условных романтических героях. Действительно, фигуры Радды и Лойко Зобара, Ларры и Данко важны для понимания горьковской позиции. Однако содержание его рассказов шире: сами романтические сюжеты несамостоятельны, включены в более объемную повествовательную конструкцию. И в «Макаре Чудре», и в «Старухе Изергиль» легенды подаются как рассказы повидавших жизнь стариков. Слушателем этих рассказов является повествователь. С точки зрения количественной этот образ занимает немного места в текстах рассказов. Но для понимания авторской позиции его значимость очень велика.

Вернемся к анализу центрального сюжета рассказа «Старуха Изергиль». Этот отрезок повествования — история жизни героини — находится в двойном обрамлении. Внутреннюю рамку составляют легенды о Ларре и Данко, рассказанные самой Изергиль. Внешнюю — пейзажные фрагменты и портретная характеристика героини, сообщаемые читателю собственно повествователем, и его короткие реплики. Внешняя рамка определяет пространственно-временные координаты самого «события речи» и проявляет реакцию повествователя на существо услышанного им. Внутренняя — дает представление об этических нормах того мира, в котором живет Изергиль. В то время как рассказ Изергиль устремлен к полюсу Данко, — скупые высказывания повествователя вносят в восприятие читателя важные коррективы.

Те короткие реплики, которыми он изредка прерывает речь старухи, на первый взгляд, носят сугубо служебный, формальный характер: они либо заполняют паузы, либо содержат безобидные «уточняющие» вопросы. Но сама направленность вопросов показательна. Повествователь спрашивает о судьбе «других», жизненных попутчиков героини: « А рыбак куда девался?» или «Погоди!.. А где маленький турок?». Изергиль же склонна рассказывать прежде всего о себе. Ее спровоцированные повествователем дополнения свидетельствуют об отсутствии интереса, даже равнодушии к другим людям («Мальчик? Он умер, мальчик. От тоски по дому или от любви...»).

Еще важнее, что в даваемой повествователем портретной характеристике героини постоянно фиксируются черты, ассоциативно сближающие ее не только с Данко, но и с Ларрой. К слову, о портретах. Заметим, что «портретистами» в рассказе выступают и Изергиль, и повествователь. Последний будто намеренно использует в своих описаниях старухи отдельные приметы, которыми она наделяла легендарных героев, как бы «цитирует» ее.

Портрет Изергиль дается в рассказе довольно подробно («время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились», «кожа на шее и руках вся изрезана морщинами» и т.д.). Внешний облик легендарных героев представлен через выхваченные по отдельности характеристики: Данко — «молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня», Ларра — «юноша красивый и сильный», «только глаза его были холодны и горды».

Антитетичность легендарных героев задана уже портретом; однако облик старухи соединяет в себе отдельные черты того и другого. «Я, как солнечный луч, живая была» — явная параллель с Данко; «сухие, потрескавшиеся губы», «сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы», «сухая... кожа» — детали, перекликающиеся с чертами облика Ларры («солнце высушило его тело, кровь и кости»). Особенно важен общий в описании Ларры и старухи Изергиль мотив «тени»: Ларра, став тенью, «живет тысячи лет»; старуха — «живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень». Одиночество оказывается общей судьбой Ларры и старухи Изергиль.

Таким образом, повествователь отнюдь не идеализирует свою собеседницу (или в другом рассказе — собеседника Макара Чудру). Он показывает, что сознание «гордого» человека анархично, не просветлено ясным представлением о цене свободы, а само его вольнолюбие может принимать индивидуалистический характер, Вот почему финальная пейзажная зарисовка настраивает читателя на сосредоточенное размышление, на встречную активность его сознания. Здесь нет прямолинейного оптимизма, приглушена героика — господствовавший в финальной легенде пафос: «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно... Море шумело глухо и печально». Ведущим началом горьковского стиля оказывается не эффектная внешняя изобразительность, как могло бы показаться, если в поле зрения читателя попали бы только «легенды». Внутренняя доминанта его творчества — концептуальность, напряжение мысли, хотя это качество стиля в раннем творчестве несколько «разбавлено» стилизованной фольклорной образностью и тяготением к внешним эффектам.

Облик персонажей и подробности пейзажного фона в ранних рассказах Горького созданы средствами романтической гиперболизации: эффектность, необычность, «чрезмерность» — качества любого горьковского образа. Сама внешность героев изображается крупными, экспрессивными мазками. Горький не заботится об изобразительной конкретности образа. Ему важно украсить, выделить, укрупнить героя, привлечь к нему внимание читателя. Сходным образом создается и горьковский пейзаж, наполненный традиционной символикой, пронизанный лиризмом.

Его устойчивые атрибуты — море, облака, луна, ветер. Пейзаж предельно условен, он выполняет роль романтической декорации, своего рода заставки: «...ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд». Поэтому, кстати, в пределах одного описания одному и тому же объекту могут даваться разноречивые, но одинаково броские характеристики. Так, например, начальное описание лунной ночи в «Старухе Изергиль» содержит в одном абзаце противоречащие друг другу цветовые характеристики. Сначала «диск луны» называется «кроваво-красным», но вскоре повествователь замечает, что плывущие облака пропитаны «голубым сиянием луны».

Степь и море — образные знаки бесконечного пространства, открывающегося повествователю в его странствиях по Руси. Художественное пространство конкретного рассказа организуется соотнесением беспредельного мира и выделенного в нем «места встречи» повествователя с будущим рассказчиком (виноградник в «Старухе Изергиль», место у костра в рассказе «Макар Чудра»). В пейзажной картине многократно повторяются слова «странный», «фантастический» («фантазия».), «сказочный» («сказка»). Изобразительная точность уступает место субъективным экспрессивным характеристикам. Их функция — представить «другой», «нездешний», романтический мир, противопоставить его унылой реальности. Вместо четких очертаний даются силуэты или «кружевная тень»; освещение строится на игре света и тени.

Ощутима в рассказах и внешняя музыкальность речи: течение фразы неторопливо и торжественно, изобилует разнообразными ритмическими повторами. Романтическая «чрезмерность» стиля проявляется и в том, что существительные и глаголы обвиты в рассказах «гирляндами» прилагательных, наречий, причастий — целыми сериями определений. Эта стилевая манера, кстати, осуждалась А.П.Чеховым, который по-дружески советовал молодому писателю: «...Вычеркивайте, где можно, определения существительных и глаголов. У Вас так много определений, что читателю трудно разобраться, и он утомляется».

В раннем творчестве Горького «избыточная» красочность была тесно связана с мироощущением молодого писателя, с его пониманием подлинной жизни как свободной игры ничем не скованных сил, со стремлением привнести в литературу новую — жизнеутверждающую тональность. В дальнейшем стиль прозы М.Горького эволюционировал в сторону большей сжатости описаний, аскетизма и точности портретных характеристик, синтаксического равновесия фразы.