Критерии эссе. Оценивание эссе. Привлечение аргументов из литературного материала

Оценивается по пяти критериям.

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Важно знать:

  1. Критерии №1 и № 2 являются основными.
  2. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
  3. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350 . Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
  4. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
  5. На всю работу отводится 3 часа 55 минут .
  6. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
  7. Участнику разрешается пользоваться .

Критерий № 1 «Соответствие теме»

  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
  • «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
  • Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
  • «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
  • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезис нодоказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
  • Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
  • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №5 «Грамотность»

  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Дополнительная информация по итоговому сочинению:

  • итогового сочинения 2018-2019
  • Приблизительные темы по направлениям: ,

Памятка.

Убедительны ли они?

Какие существуют основания для повышения (и понижения)оценки за эссе?

Рассмотрим основания для выставления высоких и низких баллов

Основания для более высокого балла.
  1. При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов.
  2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования.
  3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни.
  4. В рассуждениях используется «доказательство от противного».
  5. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта.
  6. Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы.
  7. Работа отличается целостностью, завершенностью и соразмерностью частей.
Основания для более низкого балла.
  1. Среди приведенных теоретических положений встречаются ошибочные суждения и неточности.
  2. Содержится много «информационного шума» - положений, не имеющих непосредственного отношения к теме, повторы одной и той же мысли, поданной в другом словесном выражении.
  3. Используемые примеры слабо связаны с теоретическим обоснованием.

Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем вышеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью - это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому выпускнику необходимо не только изложить теоретический и фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.

Какова структура эссе?

Напоминаем: на экзамене по обществознанию существуют временные ограничители, которые влияют на написание эссе. Поэтому целесообразно продумать структуру вашего мини-сочинения, которая позволит высказать и аргументировать собственную точку зрения.

1. Понимание высказывания ясно и четко выраженное. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность.

2. Определение личной позиции по выбранному высказыванию: «Я согласен(на) с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен(на), и то, что кажется мне спорным».

3. Основная часть эссе представляет собой развернутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Здесь должны быть представлены:

Суждения (аргументы), определение ключевых обществоведческих понятий, помогающих раскрытию темы;

Доказательства, т.е факты и примеры, поддерживающие суждения, точку зрения;

Рассмотрение и опровержение контраргументов.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта. Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше не перегружать работу бесчисленными аргументами, при этом конечно нужно помнить, что один аргумент кажется неубедительным.

4. Вывод, кратко подводящий итог размышлениям и рассуждениям. Заключение может содержать повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода.

Самые ответственные части работы - вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждения.

Что должно быть в эссе?

Мини-сочинение (эссе) на тему афористичного высказывания должно:

Восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной;

Иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре;

Демонстрировать знание и осмысленное использование вами теоретических понятий, терминов, обобщений;

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

Философия.

1. Соотношение материи и сознания.

2. Пространство и время как формы бытия.

3. Движение и развитие как способы существования.

4. Проблема сущности сознания.

5. Особенности психики человека.

6. Соотношение сознательного и бессознательного.

7. Бесконечность процесса познания.

8. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.

9. Соотношение субъекта и объекта познания.

10. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

11 .Интуиция и ее роль в познании.

12. Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.

13.Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

14. Взаимодействие природы и общества.

15.Экологическая проблема и пути ее решения.

16. Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.

17. Соотношение личности и общества.

18. Соотношение свободы и ответственности личности.

19. Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.

20. Многовариантность общественного развития.

21. Сущность цивилизации.

22. Основные подходы к изучению общества.

23. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.

24. Духовная жизнь общества.

25. Общественное сознание, его структура и формы.

26. Наука как форма общественного сознания.

27. Эстетическое сознание.

28. Философское понимание искусства. 29.Религия как форма культуры, тип мировоззрения.

30. Нравственное сознание.

31. Философское понимание морали.

32. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.

33. Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.

34. Роль народных масс и личности в истории.

35. Глобализация общественной жизни.

Социальная психология

1. Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.

2. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.

3. Внутриличностный конфликт-конфликт социальных ролей одного человека.

4. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.

5. Психологический климат коллектива.

6. Человек среди людей.

7. Сущностные характеристики малой группы.

8. Взаимоотношения индивида и группы.

9. Особенности формирования групп.

10. Роли, нормы и статус личности.

11. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.

12. Самоопределение как выбор собственной позиции.

13. Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.

14. Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

15. Национальная идентичность.

16. Социальное взаимодействие.

17. Значение коммуникационного процесса.

18. Сущность социального конфликта.

19. Взаимоотношения личности и коллектива.

20. Источники социального прогресса.

21. Социальное развитие.

22. Семейные взаимоотношения.

23. Конфликт «отцов и детей».

24. Сущность толпы и стадный инстинкт.

25. Социально-психологический портрет лидера.

26. Семейные взаимоотношения.

27.Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.

Экономика

1. Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.

2. Проблема экономического выбора.

3. Факторы производства и их значение в экономике.

4. Труд как вид деятельности и экономический ресурс.

5. Капитал как экономический ресурс.

6. Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.

7. Факторы, определяющие производительность и конкурен­тоспособность производства в современной экономике.

8. Сущность и функции денег в экономике.

9. Эффективность использования ресурсов.

10. Значение общественного разделения труда.

11 .Две стороны общественного разделения труда - специализация и кооперация.

12. Польза общественной кооперации труда: совместная работа,

обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

13. Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.

14. Роль торговли в развитии общества.

15.Стимулы и эффективность производства.

16. Справедливость в распределении социальных благ.

17. Сущность рыночных отношений.

18. Роль государства в регулировании экономики.

Социология.

1. Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы.

2. Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.

3. Социальные неравенство и борьба.

4. Сохранение стабильности общественной жизни.

5. Поступательное изменение (прогресс) организации общества.

6. Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.

7. Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.

8. Специфические качества города.

9. Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.

10. Процессы передачи информации между социальными группами.

11. Молодёжь как социальная общность.

12. Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.

13. Особенности образа жизни молодёжи.

14. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентации.

15. Социальная мобильность.

16. Выполнение различных социальных ролей.

17. Наука как социальный институт.

18. Социальные функции науки.

19. Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.

20. Взаимодействие религии и общества.

21. Семья как социальный институт и малая группа.

22. Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.

23. Отношение человека к труду, его социальная активность.

24. Влияние глобализации на локальную жизнь.

25. Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.

26. Национальное самосознание.

27. Тенденции межнациональных отношений.

28. Межэтнические конфликты.

29. Национальные особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения.

Политология.

1. Политическая система общества и ее роль в жизни общества.

2. Место и роль государства в политической системе общества.

3. Партии и общественные движения в политической системе общества.

4. Особенности современных политических отношений.

5. Субъекты политики.

6. Мировая политика и международные отношения.

7. Типы отношения человека к политике.

8. Регулирование политического поведения и политической деятельности.

9. Соотношение целей и средств в политике.

10. Политический прогресс и его критерии.

11. Соотношение экономики, политики и права.

12. Сущность и особенности политической власти.

13. Природа и функции политической власти.

14. Легитимность политической власти и ее типы.

15. Политический режим: понятие и признаки.

16. Сущность демократического режима.

18. Тоталитарный режим.

19. Политическая система общества: понятие, функции и структура.

20. Происхождение государства.

21. Сущность и признаки государства.

22. Государственный суверенитет.

23. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

24. Форма государства и ее элементы.

25. Соотношение общества и государства.

26. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

27. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

28. Правовое государство: понятие и принципы.

29. Разделение властей как принцип правового государства.

30. Государство и личность: взаимная ответственность.

31. Понятие, функции, виды и структура политических партий.

32. Партийные системы.

33. Общественно-политические движения, группы давления.

34. Политические отношения.

35. Политический плюрализм.

36. Сущность и структура политического процесса.

37. Революция и реформа как виды политических преобразований.

38. Политическая модернизация..

39. Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.

40. Политические кампании: их стратегия и тактика.

41. Популизм: понятие и признаки.

43. Политическое решение.

44. Сущность и функции политического лидерства.

45. Политическое сознание: понятие, структура, функции.

46. Роль идеологии в политике.

47. Политическая культура: понятие и структура, типы.

48. Взаимодействие личности, общества и государства.

49. Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентации и стремлений, свойственных различным социальным группам.

50. Взаимодействие института права с другими социальными институтами.

Право

1. Право как регулятор общественной жизни.

2. Социальная ценность права.

3. Сущность и специфические признаки государства.

4. Политическая система и роль государства в ней.

5. Право и мораль: сходства и различия.

6. Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.

7. Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.

8. Государство и гражданское общество.

9. Понятие, признаки социального государства.

10. Правовой нигилизм и пути его преодоления.

11. Правонарушения: понятия, признаки и состав.

12. Виды правонарушений.

13. Сущность юридической ответственности.

14. Правовая культура.

Как приводить аргументы?

Напоминаем, что аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.

Теоретический уровень предполагает опору прежде всего на знания обществоведческого материала (понятий, признаков, факторов, направлений научной мысли, раскрытия противоречий, освещение гипотез и т.д.)

Эмпирический уровень предусматривает освещение проблемы в трех направлениях:

1) использование примеров из истории и литературы;

2) обращение к социальным реалия;

3) опора на личный опыт.

Памятка.

1. Познакомьтесь с предложенными темами

2. Определите, к какой базовой науке относится каждая тема

3. Определите смысл предложенных высказываний, ответив на вопрос: Что хотел сказать автор?

4. Осмыслите проблему в контексте базовых наук, ответив на вопросы:

С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема?

Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?

5. Выбирая тему, вы должны быть уверены, что:

Имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;

Ясно понимаете смысл высказывания (что хотел сказать автор);

Можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);

Владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить должны относиться непосредственно к теме эссе);

Сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции

Видите различные стороны (аспекты) поднятой в высказывании проблемы и сможете их охарактеризовать.

Помните, что Вы должны строить свой ответ на основании именно конкретного высказывания, а не области знаний в целом.

6. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы:

7. Выявите основные аспекты проблемы.

8. Определите обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:

Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины вы должны использовать?

Какие теоретические обобщения вы должны учесть?

9. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию. Ответьте на вопросы:

Какими фактами, примерами вы можете подтвердить свое мнение?

Убедительны ли они?

10. Напишите текст своего мини-сочинения. Перечитайте его. Помните, что суждения и аргументы в эссе должны быть раскрыты с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал, а в самом тексте должны быть освещены различные аспекты проблемы.

Каковы критерии оценивания эссе?

Экзаменационная работа ЕГЭ по обществознанию в части С оценивается специально обученными экспертами. В их состав входят учителя школ и преподаватели общественных дисциплин ВУЗов.

На едином государственном экзамене по обществознанию при оценивании ответа по заданию С9 экспертами учитываются следующие элементы:

К1 - Раскрытие смысла высказывания - 1 балл.

К2 - Представление и пояснение собственной позиции - 1 балл.

К3 - Характер и уровень приводимых суждений и аргументов (здесь учитывается раскрытие разных аспектов проблемы, характер аргументации, способность экзаменуемого сочетать теоретическое обоснование и фактическое подтверждение, выходящее за рамки повседневных представлений) - 3 балла.

Само оценивание идет по накопительной схеме: реализация каждой новой позиции прибавляет к уже накопленным новые баллы. Их количество по критерию К1 и КЗ колеблется от одного до трех баллов в зависимости от уровня реализации данной позиции.

Таким образом, за выполненное задание С9, соответствующее в полном объеме представленным критериям можно получить максимальный балл 5.

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, КЗ) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

Сочинение-рассуждение по изученному произведению.

Письменный развернутый ответ на вопрос.

Составление плана эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

Сочинение сказок, рассказов.

Письменный пересказ (изложение) – подробный, выборочный, сжатый и художественный – небольшого эпического произведения, в т. ч. с элементами описания (пейзаж, портрет).

Письменный ответ на вопрос и рассказ о литературном герое.

Составление плана, кадроплана небольшого эпического произведения или отрывка.

Сочинение рассказа.

Поэтические опыты.

Письмо литературного героя.

Страницы дневника литературного героя.

Письменный пересказ (изложение) художественных произведений или отрывков из них (подробный, краткий, выборочный, художественный, творческий) с элементами анализа.

Письменное сочинение-рассуждение: формулировка вопроса к изучаемому произведению, развернутый ответ на вопрос, проблемная характеристика (индивидуальная, сравнительная, групповая) героев произведения.

Письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, просмотренном кинофильме.

Сочинение в жанре рассказа, дневниковых записей, письма (о посещении выставки, музея, о трудовых делах класса, об архитектурных памятниках города и т.д.).

Составление плана (простого, сложного) прочитанного произведения и собственного высказывания.

Сочинение-рассуждение по изученному произведению: развернутый ответ на вопрос, проблемная характеристика (индивидуальная, сравнительная, групповая) героев произведения с учетом авторского отношения к ним.

Составление плана (простого и сложного) прочитанного произведения или собственного высказывания.

Письменный отзыв.

Сочинения различных жанров на литературную, публицистическую темы.

Конспект и план (в том числе тезисный) литературно-критической статьи.

Рецензии (или отзыв) на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренную телепередачу, спектакль.

Доклад и реферат на литературную тему.

Конспект, план (тезисы) литературно-критических статей.

Рецензия.

Художественные зарисовки, рассказы, очерки, стихотворения.

Сочинение-рассуждение публицистического характера.

Очерк, публицистическая, литературно-критическая статья.

Рецензия.

План и его разновидности. Обучение составлению тезисов и конспектов литературно-критических статей

План – самая краткая запись, представляющая собой перечень названий отдельных частей (смысловых отрезков) текста.

Составление плана содействует не только лучшему усвоению содержания изучаемого произведения, но и выяснению его идейной направленности, его композиции. План организует логическое мышление учащихся и дает навык кратко, точно и целенаправленно формулировать свои мысли.

Планы классифицируются следующим образом.

По цели написания:

а) план произведения или его части;

б) план собственного устного или письменного высказывания;

в) план характеристики героя;

г) план литературно-критической статьи.

2. По степени сложности:

а) простые;

б) сложные.

3. По своей содержательной направленности (классификация
М. Рыбниковой в ее книге «Очерки по методике литературного чтения», с. 200–201):

а) сюжетные;

б) тематические;

в) идейные;

г) композиционные (сюжет в целом).

Формулировки пунктов плана могут быть в форме вопроса, цитаты из текста (цитатный план), повествовательных назывных или неполных предложений.

Методика обучения составлению плана заключается в формировании у учащихся умения делить текст на смысловые части, выделять главное в каждой смысловой части и формулировать ее название.

Для эффективности обучения старшеклассников сочинениям важен вопрос о классификации сочинений , которая поможет сориентироваться в отборе материала, способе изложения. Существуют различные классификации видов и типов сочинений в зависимости от принципов, положенных в основу.

Например: сочинения разделены методистами на 2 основные группы: сочинения литературные и сочинения, основанные на личных впечатлениях, жизненных наблюдениях, опыте учащихся. Сочинения на литературные темы классифицируются по тематическому и жанровому принципам.

Тематический принцип связан с формулировкой темы, отбором материала. О.Ю. Богданова : выделяет следующие виды:

1. Сочинения о литературных героях (индивидуальная, групповая, сравнительная характеристика), например: «Пугачев глазами Гринева».

2. Сочинения, основанные на анализе произведения в целом:

а) оценка всего произведения: «Дубровский» Пушкина как романтическое произведение» ;

б) рассмотрение проблем: «Рок, судьба и человеческая воля в романе Лермонтова» ;

в) анализ художественной формы: «Композиционное своеобразие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» .

3. Разбор отдельных эпизодов и частей произведения: «Мои любимые страницы …», «Гоголь – мастер художественного портрета» ;



4. Литературные обзоры: «Личность и государство в литературе 20 века», «Тема мещанства в творчестве Чехова и Зощенко» ;

5. Рассуждения-размышления от отношении литературы к жизни: «Почему русскую литературу 19 века можно назвать литературой вопросов» ;

6. Сочинения-исследования: «Революционер ли Базаров», «Смешен или страшен Молчалин».

Если говорить о жанровой классификации, то традиционно выделяются 3 вида: повествование, описание, рассуждение. В последнее время выдвинулись другие жанры: сочинение – характеристика, литературный портрет, этюд, эссе, отзыв, рецензия, обозрение, очерк, дневник, письмо, исповедь, интервью, репортаж, стихотворение и др.

Понятно, что такие жанровые разновидности рассчитаны на авторскую индивидуальность ученика.

Особенности сочинений различных жанров.

Сочинение-характеристика. Один из самых распространенных жанров. Он требует глубокого раздумья не только над системой образов, но и над отдельным героем. Сочинение должно быть размышлением о его нравственных идеалах, поступках, действиях, взаимоотношениях с окружающими людьми. Необходимо проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выделить то индивидуальное, неповторимое, что характеризует личность этого героя.

В этом жанре можно выделить сравнительную характеристику и характеристику лирического героя (для поэтического произведения): «Неужто ты влюблен в меньшую? – А что? – Я выбрал бы другую» (сравнительная характеристика сестер Лариных); «Женские образы в романе Лермонтова «Герой наго времени» .

Сочинение – литературный портрет. Один из творческих жанров, он предполагает свободное раскрытие «портрета» человека. Эмоциональность изложения материала в этом жанре усиливается. Здесь не обязательны ссылки пишущего на критику, авторитетные источники. Автор не должен стремиться к строгой последовательности в раскрытии портрета, а дать свое видение, понимание, значение этого человека для себя, своей жизни. Например: «Пушкин последних лет»; «Так что за человек, этот Печорин?»; «Я пролетарского происхождения» (по «Собачьему сердцу» Булгакова).

Сочинение – этюд. Этюд – это небольшое произведение критического и другого характера, посвященнае какому-либо отдельному вопросу. Что может стать отдельным вопросом для такого сочинения? Например: «Танец и песня в жизни Наташи Ростовой», «Что значит «наука страсти нежной» по роману Пушкина «Евгений Онегин», «Первая и последняя любовь Лермонтова»; «Мой Пушкин»; «А он, мятежный…» (о Лермонтове).

Сочинение должно стать лирическим монологом пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события, раздумья.

Сочинение-эссе. Сочинение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующие на определенную и исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Например: «Я читаю В. Набокова…»; «Вечный Достоевский»; «Любимый писатель нашего поколения»;»Русская классика на сцене и в кино» .

Система аргументации основана на личном читательском опыте, вкусе и предпочтениях. Литературные герои, как правило, рассматриваются как человеческие характеры, типы; дается оценка с морально-этических, нравственных позиций, взаимоотношений персонажей. Вывод отражает жизненную позицию автора сочинения, его личностные качества, отношение к тем или иным сторонам жизни, нашедшем воплощение в литературном произведении.

Сочинение – рецензия. Развернутое критическое суждение о произведении искусства, в основе которого – анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы с целью дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения.

В рецензии преобладает не эмоционально-субъективная, а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система образов и т.д.).

Рецензия не претендует на полноту исследования, она должна выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особенности. По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический характер, а может тяготеть к жанру литературоведческой статьи. Например: «Я прочитала роман Достоевского «Идиот»;

Сочинение – обозрение. Здесь уместны обращения к различным произведениям одного или нескольких писателей или поэтов, краткий комментарий к ним. Например: «Что нового покажет мне Москва?» (обозрение по «Горе от ума»); «Их главная тема – тема Родины (по творчеству А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского)»;

Сочинение – очерк. Отличительная черта – публицистичность изложения, т.е. обращение к читателю с размышлениями о своих переживаниях, чувствах, вызванных прочитанным произведением. Очерк предполагает глубокое знание фактического материала, требует искусства раскрытия темы в динамике (будь то рассказ о герое, событии или явлении). Очерк должен подвести читателя к выводу об общественной значимости того, о чем рассказывается в нем. Например: «Почему герои Гоголя кажутся нам знакомыми незнакомцами?».

Сочинение – дневник. Это один из тех жанров, который помогает учителю увидеть внутренний мир ученика. В основе дневника, как литературно формы изложения мыслей, должны быть положены личные наблюдения от увиденного, размышления о прочитанном, суждения о творчестве писателя. Большое место отводится творческой фантазии и воображению. В композиции дневника преобладают отрывочные записи, датированные определенным числом, месяцем, годом, вставные эпизоды, встречи с людьми (героями книг), размышления о событиях, фактах. От автора сочинения требуется соблюдение композиционных особенностей дневника, а также искренность при изложении материала.

Например: «Лучшие минуты в жизни Андрея Болконского»;

Сочинение – путевые заметки. Жизнь некоторых писателей и поэтов полна впечатлениями от пребывания в различных уголках России; есть также художественные произведения, композиция которых связана с путешествием. Сочинение этого жанра включает в себя элементы описания местности, рассуждения автора об «увиденном на станциях (остановках)» маршрута следования, лирические отступления пишущего сочинение как обращение к читателю, портретные зарисовки, впечатления, даже диалоги с теми, кого встретил в пути. Например: «Я взглянул окрест себя…» (по «Путешествию из Петербурга в Москву» А. Радищева); «Вслед за Чичиковым к мертвым душам» (по поэме Гоголя «Мертвые души»); «Остров Сахалин» Чехова».

Сочинение – письмо. Это обращениек одному или группе лиц. Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-то проблем. Может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-то героя через восприятие тех, кто его знает (письмо Аркадия отцу о встрече с Базаровым и от отношения к нему, о восприятии нигилизма в целом).

Обязательным условием является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.

Сочинение – интервью. Воспитывает искусство общения. Автор сочинения должен четко знать, о чем он будет писать (какие вопросы задавать и что на них отвечать), уметь пользоваться диалогической речью, глубоко знать ту проблему, которую он высвечивает в сочинении-интервью. Такое сочинение предполагает свободное владение учеником темой разговора, глубокое погружение в творческую лабораторию писателя – автор сочинения отвечает за всех, дающих интервью.

Сочинение – репортаж. Рассказ с места события. Автор сочинения сам является свидетелем, он должен сам все увидеть и услышать, лично встретиться с непосредственными участниками события; нарисовать зримую картину действительности, воспроизвести происходящее со всей наглядностью, чтобы читатель живо и образно представил его себе. Всегда эмоционально ярко выражено и передает интонации устной речи. Например: «Две дуэли («Евгений Онегин» и «Герой нашего времени»)

Сочинение – исповедь. Повествование идет от первого лица вслед за автором, поэтому сочинение логически выстраивает всю жизнь героя в художественной манере, близкой авторской. Рассказывая о своей жизни, герой размышляет о многом, и в этих размышлениях должны занять место все проблемы произведения.

Если ученик пишет на свободную тему, то исповедь – это крик его души, откровенный, искренний, глубокий.

Например: «Я себя убил, а не старушонку…» (по «Преступлению и наказанию»); «Исповедь Маргариты» (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»;

Требования, критерии оценки сочинения.

Требования к ученическому сочинению:

1. Соответствие содержания сочинения заданной теме.

3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность защищаемых положений.

4. Логичность и последовательность в изложении материала: умение выдвигать предположение, развивать мысль, делать вывод, аргументировать его.

5. Самостоятельность в подходе к теме.

6. Единство стиля изложения, ясность, точность, доступность, образность языка сочинения.

7. Точность в использовании эпиграфа и цитат, активность использования литературного и фактического материала.

8. Рациональное сочетание материала художественного произведения, литературной критики с собственными рассуждениями автора работы.

9. Отсутствие фактических ошибок и неточностей.

10. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

Типичные ошибки при написании сочинения:

1. Неполное или неправильное раскрытие темы:

Поверхностное раскрытие темы,

Ее неоправданное расширение, сужение,

Одностороннее раскрытие,

Непонимание темы,

Обращение к фактам, не имеющим отношения к теме.

2. Ложная идея сочинения; неверная оценка авторской позиции, идеи (смысла) художественного произведения; отсутствие четко сформулированной идеи.

3. Нарушение логики и последовательности в изложении материала.

4. Слабая аргументация своих рассуждений.

5. Подмена анализа пересказом художественного или критического текста.

6. Несоразмерность композиции, отсутствие отдельных частей сочинения.

7. Фактические ошибки, искажение цитатного материала; слабое владение фактическим материалом.

8. Недостаточное и неуместное цитирование.

9. Отсутствие выводов и обобщений.

10. Орфографические, стилистические, пунктуационные ошибки. Бедность словарного запаса.

Критерии оценки сочинения:

Оценка «5» ставится за сочинение, глубоко и аргументировано раскрывающее тему, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения и необходимых для раскрытия темы дополнительных материалов, построенное логично и последовательно точки зрения изложения мыслей, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержано в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть исчерпывающем и уместным. Фактические ошибки отсутствуют. Допускается наличие 1-2 речевых недочетов.

Оценка «4» ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, хорошо построенное композиционно, логично и последовательно в изложении, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержано в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть полным и правильным. Могут отмечаться незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей. Допускаются 1-2 неточности по содержанию, не боле 2 речевых недочетов и 2 орфографических, пунктуационных или стилистических ошибок.

Оценка «3» ставится за сочинение, раскрывающее тему в целом, но обнаруживающее при этом неполноту, односторонность ее раскрытия или некоторые отклонения от темы, а также неточности в изложении фактического материала. Может отмечаться недостаточность цитирования, слабость аргументирования. Словарь беден и не отличается разнообразием, речь недостаточно выразительна. Допускается не более 4 орфографических, 4 пунктуационных и 3-4 стилистических ошибок. Также учитываются речевые недочеты.

Оценка «2» ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, обнаруживается незнание художественного текста и дополнительного критического материала. В основе сочинения лежит пересказ, а не анализ. Нарушается последовательность изложения мыслей. Допущено много фактических неточностей. Написано сочинение без соблюдения норм литературного языка, с использованием бедного словаря и упрощенного синтаксиса. Сочинение, в котором имеется более 8-9 орфографических и пунктуационных ошибок, даже в том случае, если тема раскрыта, оценивается на «2».

Если на письменном экзамене обнаруживаются два и более идентичных работ, все они оцениваются на «2».

Литература:

1. Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. – М., 2003.

2. Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М., 1999.

3. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (7-8 кл.) / Сост. Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. – М., 1977.

4. Мещерякова М.И. Сочинение: Секреты успеха. – М., 2000.

5. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. – М., 1971.

6. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985.

На сегодняшний день существую разнообразные классификации школьных сочинений. Сочинения классифицируются:

По целям обучения:

– обучающие;

– контрольные.

По месту выполнения:

– классные;

– домашние;

– классно-домашние.

По форме изложения материала:

– письменные;

– устные.

По жанрам литературного творчества:

– сочинения в жанрах художественной литературы;

– сочинения в литературно-критических жанрах;

– сочинения в жанрах научно-исследовательской литературы;

– сочинения в жанрах публицистики.

На жанровой классификации школьных сочинений остановимся более подробно. Вначале дадим развернутую классификацию в виде таблицы, а затем рассмотрим методику обучения наиболее распространенным жанрам сочинений.

Жанры сочинений Классы
I Жанры художественной литературы 1. Сказка. 2. Рассказ. 3. Басня. 4. Стихотворение. 5. Письмо литературного героя. 6. Дневник литературного героя. 7. Художественные зарисовки. 8. Драматические сценки. 9. Сценарий. 10. Легенда. 5,6 5–11 5–11 5–11 7–11 6, 10–11 7–9
II Литературно-критические жанры 1. Литературно-критическая статья: а) анализ эпизода; б) характеристика героя; в) сравнительная характеристика героев; г) групповая характеристика героев; д) рассуждение на историко- или теоретико-литературную тему; ж) рассуждение об общей проблематике или одной из ведущих тем произведения; з) обобщающее рассуждение по нескольким произведениям. 2. Отзыв. 3. Литературные раздумья (эссе). 4. Предисловие к сборнику стихов. 5. Критический этюд (эссе). 6. Литературный портрет. 7. Режиссерский комментарий. 6–11 (6)7–11 8–11 8–11 8, 9 9–11 7–10
III Научно-исследовательские жанры 1. Рецензия. 2. Реферат. 3. Доклад. 4. Аннотация. 9–11 9–11 9–11
IV Публицистические жанры 1. Письмо. 2. Дневниковые записи. 3. Публицистическая статья. 4. Очерк: – портретный; – путевой; – проблемный; – эссе. 5. Репортаж. 6. Интервью. 5–11 6–11 5–11

Методика обучения сочинениям в жанрах художественной литературы. Методика обучения сочинениям в разных жанрах сложна, требует больших усилий от учащихся. Дети должны научиться продумывать темы, находить в теме ключевые слова, сопоставлять факты, уметь рассуждать. Основные приёмы работы – составление плана, обсуждение заранее подготовленных планов, выбор жанра сочинения, подбор эпиграфов, текстового материала, написание черновых вариантов сочинений и т.д. Этапы обучения сочинениям в жанрах художественной литературы схожи, но подготовка к таким сочинениям довольно сложна, имеет некоторые особенности. Остановимся на методике обучения написанию некоторых сочинений в жанрах художественной литературы. Так, при знакомстве со сказкой , учащиеся усваивают определение «сказки»; знакомятся с видами сказок, её признаками, композиционными и лингвистическими особенностями, а также главными героями. Используют следующие упражнения: продолжите сказку; придумайте начало (конец) сказки; подберите эпитеты к тому или иному герою; использование сказочного героя на уроке; к какому виду относится данная сказка и др. При работе над сочинением сказки учащиеся:

1) выбирают тему и название сказки;

2) определяют вид сказки;

3) придумывают действующих героев, их характеры, сюжет;

4) обдумывают композиционные части;

5) непосредственно пишут сказку;

6) читают её вслух.

При работе с рассказом учащиеся знакомятся с жанровыми признаками, композицией рассказа, озаглавливают рассказ, учатся обнаруживать композиционные особенности в тексте, восстанавливать текст, анализируют лингвистические особенности рассказа, а затем создают рассказы различных видов по следующей схеме:

1) придумывание сюжета, героев;

2) продумывание композиции;

3) выбор типа речи;

4) определяют место диалогов и монологов, портретных характеристик, пейзажа;

5) составление плана;

6) написание рассказа.

В 6 классе дети получают представление о жанре басни , усваивают понятие «иносказание», выявляют типичных героев басни. Можно использовать следующие упражнения: дописать концовку басни, охарактеризуйте то или иное животное, выявите мораль басни, назовите языковые особенности басни. Методика обучения написанию басни может содержать следующие этапы работы и задания:

1) сформулируйте основную мысль басни, вывод, отражающий мораль;

2) придумайте героев басни и их действия;

3) определите композиционные части;

4) продумайте язык басни: используйте слова разговорного стиля и слова, выражающие отношение автора, а также звукоподражания;

5) напишите басню.

Наибольшую сложность представляет сочинение в жанре стихотворения , где учащиеся пытаются выразить свои мысли и чувства, соблюдая размер и рифмы, что очень непривычно для них. Дети придумывают названия стихотворений, подбирают рифмы, дописывают стихотворения и т.д. При написании стихотворения можно предложить учащимся выбрать тему стихотворения, название; подобрать опорные слова, эпитеты и другие языковые средства; продумать рифму и размер; выполнить черновые наброски; откорректировать их; написать беловой вариант.

Проследить динамику мыслей и чувств героя помогает дневник литературного героя , который дети пытаются составить в 6 классе на примере Алёши из «Детства» М. Горького по следующим заданиям учителя:

1) обратить внимание на яркие эпизоды из жизни героя;

2) показать возможное начало дневниковой записи;

3) самонаблюдение: что замечает герой за собой?

4) самооценка и самоанализ: как оценивает своё поведение?

5) самосовершенствование: что предпринимает для исправления?

Остановимся также на часто встречающемся жанре сочинений – литературно-критической статье и менее распространённых – очерке, эссе, репортаже, интервью. Затем определим такие жанры, как отзыв, рецензия, реферат, доклад.

Сочинения в жанре литературно-критической статьи тематически могут представлять собой:

– рассуждения на историко- или теоретико-литературную тему;

– характеристику героя;

– сравнительную характеристику героев;

– групповую характеристику героев;

– рассуждение об общей проблематике или одной из ведущих тем произведения;

– обобщающее рассуждение по нескольким произведениям.

Рассуждение – это изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Структуру рассуждения можно представить в виде следующей формулы: Рассуждение = тезис (суждение, основная идея сочинения) + доказательство (тезисы + аргументы, тезисы + аргументы...) + выводы.

Главная часть рассуждения – доказательство. Однако это может быть не только доказательство, но и опровержение, доказательство и опровержение вместе, простая мотивировка (т.е. простое деление целого на части). Чаще используется именно доказательство. Доказательство – это установление истинности какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых была доказана раньше, или настолько очевидных, что не требует доказательства. Доказательство может строится дедуктивно: тезис + аргумент, и индуктивно: аргумент + тезис.

Важным моментом для пишущего сочинение является осмысление темы. Темы сочинений по формулировке можно свести к трем видам:

– тема-суждение (в формулировке прямо выражена идея рассуждения («Молчалины блаженствуют на свете!»);

– тема-вопрос («Каково ваше мнение о Молчалине?»);

– тема-понятие («Образ Молчалина в комедии»).

Рассуждения на историко- или теоретико-литературную тему достаточно сложны для учащихся, т.к. требуют умения рассуждать о произведении на уровне обобщения, осмысливая жанр, композицию, принадлежность к определенному литературному направлению.

Характеристика литературного героя – наиболее распространенный вид литературно-критической статьи. В доказательстве используем компоненты характеристики героя: портрет, речь, пейзаж, отношения с другими персонажами, поступки и т.д. Заканчивается такой анализ краткой характеристикой героя, назначение которой состоит в том, чтобы все качества героя собрать воедино. Таким образом, автор сочинения идёт индуктивным путём, опираясь на художественный текст, он выявляет черты характера героя.

Сравнительная характеристика героев требует умения сравнивать по сходству и различию, учитывая индивидуальные черты характера каждого из героев. Исходной позицией всякого сравнения должна быть точка зрения, с которой рассматриваются сравниваемые предметы. Эта общая точка зрения называется основанием сравнения. Если невозможно найти основание сравнения, значит нельзя сравнивать. Главная часть сочинения-сравнения состоит из двух частей: черты сходства и черты различия. Такая работа требует знания текста и умения использовать синонимы и антонимы.

Литературно-критическая статья, представляющая собой групповую характеристику героев, тоже достаточно часто используемый вид сочинения. Наиболее легко составить групповую характеристику на основе индивидуальных. Основные логические операции рассуждения – отвлечение и обобщение.

Порядок работы над групповой характеристикой таков:

1. Отбор материала для рассуждения (назвать всех героев, которые войдут в характеристику);

2. Определить содержание темы (основной вопрос темы, отвлечение и обобщение, ответ на вопрос темы, формулировка главной мысли). Аргументы подбираются в процессе отвлечения и обобщения.

Определить содержание групповой характеристики гораздо сложнее, чем обыкновенного доказательства. Прежде чем дать точный ответ на вопрос темы, надо вспомнить каждого героя (из отобранных для групповой характеристики) во всей совокупнности его черт характера, поступков и т.д.; затем выбрать (отвлечь) из этих индивидуальных характеристик только то, что является общим для всех, и соединить (обобщить) черты, свойства, особенности каждого героя в одну характеристику. Опираясь на неё, можно дать прямой ответ на вопрос темы, а из него сформулировать основную идею (тезис) рассуждения; аргументами будут те общие черты, которые мы выявили в процессе отвлечения и обобщения. В процессе обобщения отбрасываются все частные, индивидуальные черты характера, а выявляются те, которые роднят его с другими персонажами. Однако надо показать те индивидуальные формы, в которых та или иная общая черта проявляется у каждого из героев.

Рассуждение об общей проблематике или одной из центральных тем произведения требует умения осмысливать произведение на уровне его проблематики, выявлять авторскую позицию, выражать и аргументировать собственное мнение, а обобщающее рассуждение по нескольким произведениям требует осмысления литературных произведений в контексте творчества одного писателя или различных писателей.

Отзыв – это мнение о прочитанном, это впечатление, которое осталось после прочтения произведения, в нем отмечается авторская идея, выделяются главные герои, даётся оценка их поступков. В отзывах, как правило, отсутствует детальный разбор произведения.

Жанрово-стилевые границы отзыва трудно определить. Отзыв может быт написан в форме письма к другу, к автору книги, в форме заметки в газету и т.п. Пишущий отзыв сам определяет стиль, жанровую форму. По способу изложения отзывы представляют собой рассуждение о прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме и т.д., где используются элементы описания (портрет, пейзаж и т.д.) и повествования (сюжет).

Общие требования к написанию эссе на заданную тему

    Эссе должно демонстрировать содержательно-теоретический уровень владения обществоведческой тематикой (проблематикой).

    Текст эссе должен быть сбалансирован. Если высказывается одна точка зрения, то желательно, чтобы в тексте присутствовала и была проанализирована и противоположная ей.

    Необходимо указать источники информации, фактов, цифр, на которые ссылается автор эссе.

    В эссе должно присутствовать творческое начало.

Структура эссе

Эссе должно иметь следующую структуру:

    Вступление (введение) - это отправная идея (проблема), связанная с конкретной темой. Введение определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.

Наиболее важные понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны. Доказательство - совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура любого доказательства включает в себя:

    тезис - суждение, которое надо доказать;

    аргументы - суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса;

    вывод - суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.

    Заключение - это окончательные выводы по теме, то, к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.

В ходе проверки эссе перед проверяющим ставятся следующие задачи:

1. Выяснить, адекватно ли понимание выпускником смысла высказывания.

2.Проверить, соответствует ли текст эссе выявленному смыслу высказывания.

3. Установить, соответствует ли раскрытие смысла высказывания заданному содержательному контексту (контексту базовой науки). При этом важно помнить. Что для раскрытия смысла высказывания и аргументации могут привлекаться теоретические положения других содержательных составляющих курса.

4. Выявить наличие/отсутствие в тексте эссе собственной позиции выпускника по анализируемой проблеме.

5. Проанализировать разносторонность и убедительность аргументации выпускником собственной позиции, полноту и адекватность использования понятийного аппарата. Выводов соответствующей базовой науки.

6. Выявить наличие/отсутствие фактического материала, конкретизирующего рассуждения выпускника.

7. Выявить и учесть при оценивании отсутствие обществоведческих (сущностных и терминологических и пр.) и иных (фактических, логических, этических и пр.) ошибок.

Эссе по обществознанию имеет массу своих особенностей, отличающих его от эссе по другим предметам. И главная заключается в том, что оно представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.

Структура эссе

Вступление

Очень оригинальная мысль…

Никогда не думал, что ….

Оказывается, что идея о том, что...

Основная часть

Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих, …

Рассмотрим несколько вариантов...

Давайте попробуем порассуждать…

С одной стороны, ...

Заключение

Таким образом,…

К какому же выводу мы пришли...

Выбор темы эссе – ответственная задача и выпускник должен быть уверен в том, что он:

    имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;

    ясно понимает смысл высказывания;

    может выразить свое отношение к нему;

    владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для теоретически грамотного анализа темы;

    сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Алгоритм написания эссе:

1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) она интересна вам;

б) вы понимаете смысл этого высказывания;

в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

3. Определите смысл высказывания (проблему).

4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания.

    для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта, литературных произведений;

    распределите подобранные аргументы в последовательности;

    придумайте вступление к рассуждению;

    изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

5. Сформулируйте общий вывод работы.

Требования, предъявляемые к эссе:

    Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

    Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

    Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

    Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

    Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Тезисные (краткие) примеры эссе – т.е. пример того, как правильно раскрыть смысл предложенного для эссе высказывания!!!

С 9.1 Философия «Самое большое счастье для людей, когда государь философ» (Вольтер) 1.Вольтер не единственный мыслитель, который считал, что истинным правителем может быть только философ. 2.За две с лишним тысячи лет до рождения великого француза Платон сформулировал теорию происхождения государства, которую назвал «органической». 3.«Государство, - говорил Платон, - подобно человеческому организму, оно имеет самостоятельную волю и сознание». 4.Правитель, согласно вышеназванной теории, – голова, главная черта его характера – мудрость, а желание состоит в «познании идеальных форм». 5.Идеальные формы «упорядочивают» реальность, превращая ее в организованный порядок. 6.В таком государстве люди, по мысли Платона, счастливы, ибо порядок - это мир, безопасность и благополучие. 7.Следовательно, только философ, размышляющий об идеальных формах, может быть могущественным и одновременно справедливым правителем.С.9.2. Социальная психология «Вы посмотрите на моих детей. Моя былая свежесть в них жива. В них оправдание юности моей» (У. Шекспир) 1.Семья – важнейший социальный институт общества, так как еще Аристотель считал, что именно разрастающаяся семья является исторической предтечей государства. 2.С развитием отношений внутри семьи развивается все общество в целом: важнейшей характеристикой «дикости» является институт «групповой семьи», ступень «варварства» определяет «парный брак», а «цивилизацию» - «моногамия» (терминология Л.Г. Моргана). 3.Семья на всех этапах развития общества обеспечивает важнейшую составляющую бытия человека – процесс «социализации», то есть внутренней и внешней адаптации, трансформирующий индивида в личность. 4.В результате этого процесса – в игре, общении, учебе и труде - формируются социальные и психические свойства личности, ее неповторимая индивидуальность. 5.Прежде всего в семье, в том числе на личном примере родителей, из врожденных способностей складывается психологический облик личности: мировоззрение, моральные устои и ценности. 6.Однако переоценивать возможности социальной функции современной семьи не следует. Огромное влияние на развитие юной личности оказывают школа, масс-медиа (СМИ), молодежные субкультуры. 7.И все же на протяжении всей истории человечества, по меткому выражению русского философа И. Ильина, именно «семья является первичным лоном человеческой культуры», основой любого общества и государства.С 9.3 Экономика «О чем не нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало» (Д. Колеман) 1.В условиях тотальной глобализации, интеграции рынков, ограниченности ресурсов государство призвано стать важнейшим субъектом экономической жизни общества. 2.Бюджет, система налогов и сборов, антимонопольное законодательство – вот лишь некоторые рычаги финансово-экономического регулирования, позволяющего обеспечить стабильность общественной жизни. 3.Статьи и объем расходов национального бюджета неразрывно связаны с эффективностью экономических, финансовых и правовых регуляторов государства в области налоговой политики. 4.Так высокие налоговые ставки на экспортируемые природные ресурсы оправданы, в том числе, необходимостью создания льготных режимов, призванных стимулировать, например, развитие малого бизнеса. 5.В экономически развитых странах эффективность социальной инфраструктуры (больницы, школы и т.д.) определяются, в том числе, наличием прогрессивной шкалы подоходного налога, когда «богатые платят за бедных». 6.Перераспределение общественного блага, основанное на экономической эффективности и социальной справедливости, есть единственное оправдание утверждения, вынесенного в заголовок эссе. 7.Забирая налоги «сегодня», государство обязано возвращать их нам «завтра» в виде государственной поддержки национальной экономики, строительства социальных объектов, развития науки, образования, здравоохранения и культуры.С 9.4. Социология «Законы обязаны своей силой нравам» (К.А. Гельвеций) 1.В системе социальных отношений нормативно-правовые акты государства занимают доминирующее место. 2.Однако не только правовые постулаты определяют жизнь общества, но и нормы морали, нравственности, этики и эстетики. 3.Первоначально законы возникают из обычаев, которые в свою очередь формируются на основе нравственно-этических представлений людей о добре и справедливости. 4.Так заповеди Ветхого Завета «Не убий!», «Не укради!» лежат в основе всех правовых систем современности, главными положениями которых являются право на жизнь и право на обладание собственностью. 5.Следует заметить, что в мусульманском (традиционном) праве, напротив, нет четкого разделения на моральные и правовые нормы: ведь Коран – это точное слово Аллаха. 6.Итак, в основе любого закона – христианского, иудейского, мусульманского – лежит не только сила государственного принуждения, но и философско-религиозные, нравственные (то есть социальные) нормы. 7.Ибо, как писал французский государственный деятель XVIII века Жак Неккер: «Люди слишком умны, чтобы рано или поздно не заметить, что нравственность – в природе вещей».С 9.5 Политология «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б.Н. Чичерин) 1.В современном конституционном праве принято различать права «первого» (личные и политические), «второго» (социально-экономические и культурные) и «третьего» (права отдельных социальных групп – дети, молодежь, женщины и т.д.) поколений. 2.Права «первого поколения», осознание и декларация которых начинается в период Великой Французской революции, являются основными: они призваны обеспечить свободу индивида как члена общества, определяют право участия гражданина в общественно-политической жизни. 3.Реализация личной свободы невозможна без свободы политической: так, провозглашенный Декларацией Независимости США фундаментальный принцип «права на жизнь, свободу и стремление к счастью» в дальнейшем был подкреплен государственной и политической волей – принятием Конституции Северо-Американских Соединенных Штатов. 4.Политические права и свободы граждан (право на мирные собрания, создание профсоюзов и общественных объединений, свобода слова и т.д.) позволяют сформировать гражданское общество для защиты, в том числе, личных прав и свобод от противоправных посягательств со стороны государственной власти. 5.Однако, на мой взгляд, не стоит излишне уповать на возможности и ресурсы «парламентаризма»: например, в современной России у граждан нарастает явное разочарование самой процедурой выборов как инструментом и мерилом демократии. 6.Раздражение и безразличие части избирателей к самому электоральному процессу можно объяснить открытым манипулированием, популистскими обещаниями, некорректными предвыборными PR-акциями и «грязными» предвыборными технологиями. 7.Поэтому каждый гражданин обязан знать свои политические права, умело ими пользоваться, активной жизненной позицией утверждать и защищать ценности Human Rights в повседневной жизни.С 9.6 Правоведение «Плохие законы – худший вид тирании» (Э. Берк) 1.При любой форме государственного устройства социума взаимоотношения между обществом и индивидом характеризуются иерархичностью, следовательно – несоблюдением «золотого правила» правоведов о равнообъемности прав и обязанностей в диалоге личности и государственной власти. 2.Поэтому законы (нормы права) должны точно описывать наиважнейшие общественные отношения, создавать механизмы для максимально комфортного удовлетворения потребностей человека, социальных групп и институтов. 3.Несовершенство законов делает право персонифицированным, судопроизводство – неэффективным, а отношение людей к своим обязанностям – амбивалентным (двойственным). 4.В связи с высокой динамикой развития современного мира часто принятые правовые стандарты и нормы быстро теряют свою актуальность, не будучи заменены новыми. 5.Несовершенство правовой нормы зачастую ведет к девиантности (отклонению) от правила поведения, предписанного государством. 6.К тому же потенциальная угроза применения государственной негативной санкции (наказания) ведет к дискомфорту, фобиям (страхам) у отдельно взятой личности, что в целом отрицательно сказывается на конструктивном диалоге власти и общества. 7.Вот почему плохой закон можно считать высшей формой тирании, вот почему великий римский оратор Марк Туллий Цицерон утверждал, что «несправедливые законы не создают право».

Сочинения по литературе? Какие из них являются обязательными для получения зачета за данный вид выпускных испытаний? Эти вопросы актуальны для старшеклассников, их родителей, педагогов русского языка, а потому заслуживают пристального внимания.

Особенности оценивания

Рассмотрим основные критерии оценивания сочинения по литературе, установленные ФИПИ (Федеральным институтом педагогических измерений). Сочинение рассматривается на соответствие пяти критериям. Первые два считаются основными, именно они влияют на получение зачета за этот вид итогового испытания в 11 классе. Если хотя бы за один из этих двух критериев школьник получает незачет, в таком случае вся работа автоматически не засчитывается. Кроме того, для общего зачета по итоговому сочинению в целом, помимо положительной оценки по двум обязательным критериям, оно должно соответствовать как минимум одному из оставшихся трех.

В критерии оценивания итогового сочинения по литературе входит и учет объема работы (не менее 250 слов). Эксперты советуют выпускникам использовать в своей работе 350 слов, включая служебные частицы. На всю работу дается 3 часа 55 минут.

Соответствие теме

В критерии оценивания итогового сочинения по литературе входит проверка содержания. Выпускник демонстрирует свои рассуждения по предложенной теме, выбирает путь для ее полного раскрытия. К примеру, он предлагает свой ответ на вопрос, который поставлен в предложенном задании. Также старшеклассник может продемонстрировать свои размышления над заданной проблемой, построить на основе тезиса связный рассказ.

Критерии оценивания сочинения по литературе предполагают выставление незачета в том случае, если содержание не связано с темой, нет коммуникативного замысла, не прослеживается определенной цели взятого высказывания.

Привлечение аргументов из литературного материала

В критерии оценивания сочинения по литературе входит анализ умения применять при построении собственного суждения на заданную тему конкретного литературного материала. Предполагается оценка способности аргументировать позицию.

В критерии оценивания декабрьского сочинения по литературе входит обязательное привлечение выпускником одного произведения мировой либо отечественной литературы.

В своем рассуждении школьник самостоятельно выбирает способ применения литературного материала, демонстрирует различный уровень его осмысления. Например, от проблематики, сюжета, тематики осуществляется переход к комплексному анализу художественного текста в аспекте заданной темы.

Критерии оценивания сочинения по литературе предполагают выставление незачета по этому показателю в том случае, если при написании рассуждения не был привлечен литературный материал. Также неудовлетворительная отметка выставляется при искажении смысла и основного содержания источников, при беглом упоминании текстов, то есть при отсутствии опоры на литературное произведение.

Композиция

Что еще должно включать итоговое сочинение по литературе? Критерии оценивания, требования к работам старшеклассников предполагают анализ композиции работы. Этот критерий направлен на анализ умения выстраивать логически рассуждение на выбранную тему.

Выпускник должен аргументировать собственные мысли, выдерживая соотношение между доказательствами и предложенным тезисом. Незачет выставляется за данный критерий в том случае, если выявлены серьезные логические нарушения, которые мешают осознанию смысла рассуждения. Также неудовлетворительная отметка выставляется при отсутствии тезисной и доказательной части в работе.

Качество речи

В официальные критерии оценки итогового сочинения входит проверка речевого оформления текста работы. Выпускник должен точно выражать свои мысли, использовать различную лексику, несколько грамматических конструкций. В случае необходимости допускается употребление терминов. В итоговом сочинении не должно быть речевых штампов.

Незачет по этому критерию выставляется в том случае, если из-за низкого качества речи существенно затрудняется осознание общего смысла работы. Во всех остальных случаях старшеклассник получает зачет по данному критерию.

Грамотность

Критерии и нормы оценивания по литературе предполагают анализ грамотности выпускника. Незачет выставляется в тех случаях, когда в сочинении допущены грамматические, речевые, пунктуационные, орфографические ошибки (и суммарное количество определяется соотношением: на 100 слов 5 ошибок).

Алгоритм работы над итоговым сочинением

Какие требования установлены ФИПИ? Сочинение по литературе, критерии оценивания которого приведены выше, пишется по определенному алгоритму. Преподаватели литературы знакомят старшеклассников с методикой написания выпускного сочинения, чтобы ребята успешно справились с этим серьезным испытанием.

Шахматистом Давидом Бронштейном было придумано 18 способов проведения шахматной партии за 40 минут. Каково количество итоговых сочинений по литературе? Вопрос о том, актуален для всех старшеклассников. Проанализируем несколько вступлений, которые помогут выпускникам получить зачет за декабрьское сочинение.

Вступление

Оно должно быть небольшим по объему. Достаточно составить два-три предложения, которые помогут привлечь внимание рецензентов к творческой работе. Существует несколько видов вступлений:

  • лирическое;
  • сравнительное;
  • биографическое;
  • аналитическое;
  • историческое.

При выборе исторического вступления необходимо дать небольшую характеристику используемой эпохи. Такой вариант начала творческой работы обладает существенным недостатком: сочинение нельзя будет считать оригинальным.

Аналитический вид предполагает толкование того понятия, что вынесено в заголовок. Например, можно дать определение чести, рассуждая о гражданском долге и нравственности.

Биографическое вступление базируется на особенностях работы над произведением, фактах из жизни и деятельности ее автора.

При выборе сравнительного начала для своей творческой работы, выпускник приводит несколько литературных произведений, схожих по тематике, дает их сравнительный анализ.

В лирическом вступлении можно использовать связь темы сочинения с собственным жизненным опытом. Е.И. Ильин предложил пользоваться следующими видами таких вступлений:

  • академическим, для этого нужно знать в совершенстве биографию писателя;
  • от своего лица, демонстрируя в творческой работе собственные суждения по предложенной проблематике;
  • цитатным, подразумевающим использование литературного произведения;
  • киношным, в котором придется выдержать всю творческую работу.

В книге В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст» предлагаются интересные виды вступлений для выпускного сочинения:

  • реальное и возможное;
  • приглашение к интересному диалогу;
  • сущее и должное;
  • свершившееся и ожидаемое.

Вступление необходимо для того, чтобы тема сочинения стала конкретным вопросом, ответ на который будет представлен в основной части. Он должен содержать некий конфликт, противоречие, направлять на серьезные размышления. На протяжении всего сочинения школьник должен проверять, найден ли им ответ.

К примеру, при написании сочинения по теме «Образ Чацкого в комедии "Горе от ума"» можно использовать такой вариант вступления.

«Одним из основных вопросов современного общественного сознания считаю следующую формулировку: "Умен либо глуп Чацкий?"» Выбран вопрос, внутри которого находится серьезный конфликт.

В основной части сочинения можно рассуждать о глупости, уме, привести цитату, дать ее подробный анализ. Заключение в творческой работе должно содержать ответ на вопрос, поставленный во вступлении.

Основная часть сочинения

По объему она должна составлять примерно ¾ всей работы. Ученик здесь излагает свои мысли так, чтобы показать ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения. Итак, в экзаменационной работе по литературе, которая является обязательной для всех одиннадцатиклассников, должно быть три компонента: вступление, основная часть, логическое заключение. Каждый абзац содержит одну тему, одну мысль.

Для связи их между собой необходимо применять следующие обороты:

  • «хочу сказать…»;
  • «теперь рассмотрим».

Неплохой связкой станет применение соединительных слов, противопоставлений, переходов.

Заключение

Для того чтобы получить аттестат о среднем образовании, нужно успешно пройти несколько испытаний. В их числе - итоговое сочинение по литературе. ФИПИ разработало определенные критерии, по которым проводится проверка итоговых сочинений старшеклассников. Для того чтобы их рассуждение было оценено положительно (зачтено), эксперты должны отметить не меньше двух обязательных критериев.

Этого достаточно для допуска к основной экзаменационной сессии, но мало для выпускников, планирующих после школы обучение в престижных высших учебных заведениях. Только при получении зачета по всем пяти критериям можно рассчитывать на дополнительные баллы.