Краткий обзор творчества А.И.Солженицына. Краткая биография и произведения солженицына александра исаевича Краткое описание солженицына

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодск в семье крестьянина и казачки. Бедствующая семья Александра в 1924 году переехала в Ростов-на-Дону. С 1926 года будущий писатель обучался в местной школе. В это время он создает свои первые эссе и стихотворения.

В 1936 году Солженицын поступил в Ростовский университет на физико-математический факультет, продолжая при этом заниматься литературной деятельностью. В 1941 году писатель окончил Ростовский университет с отличием. В 1939 году, Солженицын поступил на заочное отделение факультета литературы в Московский Институт философии, литературы и истории, однако из-за начала войны не смог его окончить.

Вторая мировая война

Несмотря на слабое здоровье, Солженицын стремился на фронт. С 1941 года писатель служил в 74-ом транспортно-гужевом батальоне. В 1942 году Александра Исаевича направили в Костромское военное училище, по окончанию которого он получил звание лейтенанта. С 1943 года Солженицын служит командиром батареи звуковой разведки. За военные заслуги Александр Исаевич был награжден двумя почетными орденами, получил звание старшего лейтенанта, а затем капитана. В этот период Солженицын не прекращал писать, вел дневник.

Заключение и ссылка

Александр Исаевич критически относился к политике Сталина , в своих письмах к другу Виткевичу осуждал искаженное толкование ленинизма. В 1945 году писатель был арестован и осужден на 8 лет пребывания в лагерях и вечную ссылку (по 58-й статье). Зимой 1952 года у Александра Солженицына, биография которого и так была достаточно непростой, обнаружили рак.

Годы заключения нашли отражение в литературном творчестве Солженицына: в произведениях «Люби революцию», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича», «Знают истину танки» и др.

Конфликты с властями

Поселившись в Рязани, писатель работает учителем в местной школе, продолжает писать. В 1965 году КГБ захватывает архив Солженицына, ему запрещают публиковать свои произведения. В 1967 году Александр Исаевич пишет открытое письмо Съезду советских писателей, после которого власти начинают воспринимать его как серьезного противника.

В 1968 году Солженицын заканчивает работу над произведением «Архипелаг ГУЛАГ» за границей выходят «В круге первом» и «Раковый корпус».

В 1969 году Александр Исаевич был исключен из Союза писателей. После публикации за границей в 1974 году первого тома «Архипелага ГУЛАГ», Солженицын был арестован и выслан в ФРГ.

Жизнь за границей. Последние годы

В 1975 – 1994 годах писатель посетил Германию, Швейцарию, США, Канаду, Францию, Великобританию, Испанию. В 1989 году «Архипелаг ГУЛАГ» был впервые опубликован в России в журнале «Новый мир», вскоре в журнале публикуется и рассказ «Матренин двор» .

В 1994 году Александр Исаевич возвращается в Россию. Писатель продолжает активно заниматься литературной деятельностью. В 2006 – 2007 годах выходят первые книги 30-томного собрания сочинений Солженицына.

Датой, когда оборвалась трудная судьба великого писателя, стало 3 августа 2008 года. Солженицын умер в своем доме в Троице-Лыкове от сердечной недостаточности. Похоронили писателя в некрополе Донского монастыря.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Александр Исаевич был дважды женат – на Наталье Решетовской и Наталье Светловой. От второго брака у писателя трое талантливых сыновей – Ермолай, Игнат и Степан Солженицыны.
  • В краткой биографии Солженицына нельзя не упомянуть, что он был удостоен более двадцати почетных наград, среди которых Нобелевская премия за произведение «Архипелаг ГУЛАГ».
  • Литературные критики нередко называют Солженицына

Советская литература

Александр Исаевич Солженицын.

Биография

СОЛЖЕНИЦЫН, АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ (1918 -2008), русский писатель.

Родился 11 декабря в Кисловодске. Предки писателя по отцовской линии были крестьяне. Отец, Исаакий Семенович, получил университетское образование. Из университета в Первую мировую войну добровольцем ушел на фронт. Вернувшись с войны, был смертельно ранен на охоте и умер за полгода до рождения сына.

Мать, Таисия Захаровна Щербак, происходила из семьи богатого кубанского землевладельца.

Первые годы Солженицын прожил в Кисловодске, в 1924 вместе с матерью переехал в Ростов-на-Дону.

Уже в молодости Солженицын осознал себя писателем. В 1937 он задумывает исторический роман о начале Первой мировой войны и начинает собирать материалы для его создания. Позднее этот замысел был воплощен в Августе Четырнадцатого: первой части («узле») исторического повествования Красное Колесо.

В 1941 Солженицын окончил физико-математический факультет Ростовского университета. Еще раньше, в 1939, он поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и искусства. Закончить институт ему помешала война. После обучения в артиллерийском училище в Костроме в 1942 он был oтправлен на фронт и назначен командиром батареи звуковой разведки.

Солженицын прошел боевой путь от Орла до Восточной Пруссии, получил звание капитана, был награжден орденами. В конце января 1945 он вывел батарею из окружения.

9 февраля 1945 Солженицына арестовали: военная цензура обратила внимание на его переписку с другом Николаем Виткевичем. В письмах содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков, говорилось о лживости современной советской литературы. Солженицына осудили на восемь лет лагерей и вечную ссылку. Отбывал он срок в Новом Иерусалиме под Москвой, потом на строительстве жилого дома в Москве. Затем - в «шарашке» (секретном научно-исследовательском институте, где работали заключенные) в подмосковном поселке Марфино. 1950−1953 он провел в лагере (в Казахстане), был на общих лагерных работах.

После окончания срока заключения (февраль 1953) Солженицын был отправлен в бессрочную ссылку. Он стал преподавать математику в районном центре Кок-Терек Джамбульской области Казахстана. 3 февраля 1956 Верховный суд Советского Союза освободил Солженицына от ссылки, а через год его и Виткевича объявил полностью невиновными: критика Сталина и литературных произведений была признана справедливой и не противоречащей социалистической идеологии.

В 1956 Солженицын переселился в Россию - в небольшой поселок Рязанской области, где работал учителем. Через год он переехал в Рязань.

Еще в лагере у Солженицына обнаружили раковое заболевание, и 12 февраля 1952 ему была сделана операция. Во время ссылки Солженицын дважды лечился в Ташкентском онкологическом диспансере, использовал различные целебные растения. Вопреки ожиданиям медиков, злокачественная опухоль исчезла. В своем исцелении недавний узник усмотрел проявление Божественной воли - повеление рассказать миру о советских тюрьмах и лагерях, открыть истину тем, кто ничего не знает об этом или не хочет знать.

Первые сохранившиеся произведения Солженицын написал в лагере. Это стихотворения и сатирическая пьеса Пир победителей.

Зимой 1950−1951 Солженицын задумал рассказ об одном дне заключенного. В 1959 была написана повесть Щ-854 (Один день одного зэка). Щ-854 - лагерный номер главного героя, Ивана Денисовича Шухова, заключенного (зэка) в советском концентрационном лагере.

Осенью 1961 с повестью познакомился главный редактор журнала «Новый мир» А. Т. Твардовский. Разрешение на публикацию повести Твардовский получил лично от Первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Н. С. Хрущева. Щ-854 под измененным названием - Один день Ивана Денисовича - был напечатан в № 11 журнала «Новый мир» за 1962. Ради публикации повести Солженицын был вынужден смягчить некоторые детали жизни заключенных. Подлинный текст повести впервые напечатан в парижском издательстве «Ymca press» в 1973. Но название Один день Ивана Денисовича Солженицын сохранил.

Публикация рассказа стала историческим событием. Солженицын стал известен всей стране.

Впервые о лагерном мире была сказана неприкрытая правда. Появились публикации, в которых утверждалось, что писатель сгущает краски. Но преобладало восторженное восприятие рассказа. На короткое время Солженицын был признан официально.

Действие повести умещается в один день - от подъема до отбоя. Повествование ведется от лица автора, но Солженицын постоянно прибегает к несобственно-прямой речи: в авторских словах слышится голос главного героя, Ивана Денисовича Шухова, его оценки и мнения (Шухов, в прошлом крестьянин и солдат, осужден как «шпион» на десять лет лагерей за то, что попал в плен).

Отличительная особенность поэтики рассказа - нейтральность тона, когда о страшных, противоестественных событиях и условиях лагерного существования сообщается как о чем-то привычном, обыденном, как о том, что должно быть хорошо известно читателям. Благодаря этому создается «эффект присутствия» читающего при изображаемых событиях.

Описанный в рассказе день Шухова лишен событий страшных, трагических, и персонаж оценивает его как счастливый. Но существование Ивана Денисовича совершенно беспросветно: для того, чтобы обеспечить элементарное существование (прокормиться в лагере, выменять табак или пронести мимо охраны ножовку), Шухов должен изворачиваться и часто рисковать собою. Читатель побужден сделать вывод: каковы же были другие дни Шухова, если этот - полный опасностей и унижений - показался счастливым?

Шухов - обыкновенный человек, не герой. Верующий, но не готовый отдать жизнь за веру, Иван Денисович отличается цепкостью, умением просуществовать в невыносимых обстоятельствах. Поведение Шухова - не героическое, а естественное, не выходящее за рамки нравственных заповедей. Он противопоставлен другому зэку, «шакалу» Фетюкову, потерявшему чувство собственного достоинства, готовому облизывать чужие миски, унижаться. Героическое поведение в лагере попросту невозможно, как показывает пример другого персонажа, кавторанга (капитана второго ранга) Буйновского.

Один день Ивана Денисовича - произведение почти документальное: персонажи, за исключением, главного героя, имеют прототипы среди людей, с которыми автор познакомился в лагере.

Документальность - отличительная особенность почти всех произведений писателя. Жизнь для него более символична и многосмысленна, нежели литературный вымысел.

В 1964 Один день Ивана Денисовича был выдвинут на Ленинскую премию. Но Ленинской премии Солженицын не получил: власти СССР стремились стереть память о сталинском терроре.

Через несколько месяцев после Одного дня Ивана Денисовича в № 1 «Нового мира» за 1963 был напечатан рассказ Солженицына Матренин двор. Первоначально рассказ Матренин двор назывался Не стоит село без праведника - по русской пословице, восходящей к библейской Книге Бытия. Название Матренин двор принадлежит Твардовскому. Как и Один день Ивана Денисовича, это произведение было автобиографическим и основанным на реальных событиях из жизни знакомых автору людей. Прототип главной героини - владимирская крестьянка Матрена Васильевна Захарова, у которой жил писатель, повествование, как и в ряде позднейших рассказов Солженицына, ведется от первого лица, от имени учителя Игнатича (отчество созвучно с авторским - Исаевич), который перебирается в Европейскую Россию из дальней ссылки.

Солженицын изображает героиню, живущую в нищете, потерявшую мужа и детей, но духовно не сломленную тяготами и горем. Матрена противопоставлена корыстным и недоброжелательным односельчанам, считающим ее «дурочкой». Вопреки всему Матрена не озлобилась, осталась сострадательной, открытой и бескорыстной.

Матрена из рассказа Солженицына - воплощение лучших черт русской крестьянки, ее лицо подобно лику святой на иконе, жизнь - почти житие. Дом - сквозной символ рассказа - соотнесен с ковчегом библейского праведника Ноя, в котором его семья спасается от потопа вместе с парами всех земных животных. В доме Матрены с животными из Ноева ковчега ассоциируются коза и кошка.

Но и душевно праведная Матрена все же не идеальна. Мертвящая советская идеология проникает в жизнь, в дом героини рассказа (знаки этой идеологии в солженицынском тексте - плакат на стене и вечно не умолкающее радио в доме Матрены).

Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей ее с Богом. Таков закон житийного жанра. Однако смерть Матрены - горько-нелепая. Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей, когда-то любивший ее, принуждает Матрену отдать ему горницу (избу-сруб). На железнодорожном переезде при перевозке бревен разобранной горницы Матрена попадает под поезд, который олицетворяет механическую, неживую силу, враждебную природному началу, воплощаемому Матреной. Гибель героини символи зирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.

В 1963-1966 в «Новом мире» были опубликованы еще три расска за Солженицына: Случай на станции Кречетовка (№ 1 за 1963, авторское название - Случай на станции Кочетовка - было изменено по настоянию редакции из-за противостояния «Нового мира» и консервативного журнала «Октябрь», возглавлявшегося писателем В.А.Кочетовым), Для пользы дела (№ 7 за 1963), Захар-Калита (№ 1 за 1966). После 1966 сочинения писателя не печатались на Родине вплоть до рубежа 1989, когда в журнале «Новый мир» публикуются Нобелевская лекция и главы из книги Архипелаг ГУЛаг.

В 1964 ради публикации романа в «Новом мире» А. Т. Твардовского Солженицын переработал роман, смягчив критику советской действительности. Вместо девяносто шести написанных глав текст содержал только восемьдесят семь. В первоначальном варианте рассказывалось о попытке высокопоставленного советского дипломата предотвратить кражу сталинскими агентами секрета атомного оружия у США. Он убежден, что с атомной бомбой советский диктаторский режим будет непобедим и может покорить пока еще свободные страны Запада. Для публикации сюжет был изменен: советский врач передавал на Запад сведения о замечательном лекарстве, которые советские власти хранили в глубокой тайне.

Цензура тем не менее запретила публикацию. Позднее Солженицын восстановил первоначальный текст, внеся в него небольшие изменения.

Персонажи романа - достаточно точные портреты реальных людей, заключенных «шарашки» в подмосковном поселке Марфино. Действие романа укладывается в неполные трое суток - накануне 1950. В большинстве глав события не выходят из стен марфинской «шарашки». Таким образом, повествование становится предельно насыщенным.

«Шарашка» - это мужское братство, в котором ведутся смелые свободные дискуссии об искусстве, о смысле бытия, о природе социализма. (Участники споров стараются не думать о соглядатаях и доносчиках). Но «шарашка» - также и царство смерти, прижизненный, земной ад. Символика смерти неизменно присутствует в романе. Один из узников, вспоминая трагедию Гете Фауст, уподобляет «шараги» могиле, в которую слуги дьявола Мефистофеля прячут тело Фауста - мудреца, философа. Но если в гетевской трагедии душу Фауста Бог освобождает от власти дьявола, то марфинские зэки не верят в спасение.

Марфинские узники - зэки привилегированные. Здесь - по сравнению с лагерем - хорошо кормят. Ведь они - ученые, работающие над созданием сверхсовременного оборудования, которое нужно Сталину и его подручным. 3аключенные должны изобрести устройство, затрудняющее понимание подслушанных телефонных разговоров (шифратор).

Один из марфинских зэков, одаренный филолог Лев Рубин (его прототип - филолог-германист, переводчик Л.З.Копелев), так скажет о «шарашке»: «Нет, уважаемый, вы по-прежнему в аду, но поднялись в его лучший высший круг - в первый».

Образ кругов ада заимствован из поэмы итальянского писателя Данте Алигьери Божественная комедия. В поэме Данте ад состоит из девяти кругов. Солженицынский герой Рубин допускает неточность, сравнивая обитателей «шарашки» с наименее виновными грешниками - добродетельными мудрецами-нехристианами дантовской поэмы. Они пребывают не в первом круге, а в преддверии этого круга.

В романе много сюжетных линий. Это в первую очередь история Глеба Нержина - героя, симпатичного автору (его фамилия, очевидно, значит «не заржавевший душой», «не поддавшийся рже / ржавчине»). Нержин отказывается сотрудничать с неправедной властью. Он отвергает предложение работать над секретными изобретениями, предпочитая возвращение в лагерь, где может погибнуть.

Это история Льва Рубина, презирающего своих палачей и Сталина, но убежденного, что есть иной, чистый, неискаженный социализм. Это линия гениального изобретателя и философа Дмитрия Сологдина, готового отдать свое изобретение сатанинской власти, но при этом смело диктующего условия палачам. Прообразом Дмитрия Сологдина А. И. Солженицыну послужил марфинский узник - инженер и философ Д. М. Панин; в Глебе Нержине видны черты самого Солженицына.

Свой особый путь у зэка Спиридона - неученого, простого человека. Благо семьи, родных для него высшая ценность. Он храбро сражался с немцами, но он же и дезертировал, когда перед ним встал выбор: защищать государство или заботиться о жизни простых людей

Повествование Солженицына подобно хору, в котором авторский голос звучит приглушенно. Писатель избегает прямых оценок, давая выговориться персонажам. Прежде всего сама действительность должна подтвердить бесчеловечность, мертвящую пустоту политического режима тех лет. И лишь в финале, рассказывая об этапе, которым следуют строптивые зэки, отказавшиеся принести свои таланты на службу палачам, автор открыто врывается в повествование.

В 1955 Солженицын задумывает, а в 1963-1966 пишет повесть Раковый корпус. В ней отразились впечатления автора от пребывания в Ташкентском онкологическом диспансере и история его исцеления. Время действия ограничено несколькими неделями, место действия - стенами больницы (такое сужение времени и пространства - отличительная черта поэтики многих произведений Солженицына).

В палате «ракового корпуса», расположенного в большом среднеазиатском городе, странно соединились судьбы разных персонажей, которые вряд ли встретились бы друг с другом в ином месте. История жизни главного героя Олега Костоглотова напоминает судьбу самого Солженицына: отбывший срок в лагерях по надуманному обвинению, ныне он - ссыльный. Остальные больные: рабочий Ефрем, в Гражданскую войну расстреливавший несогласных с большевистской властью, а в недавнем прошлом вольнонаемный в лагере, помыкавший зэками; солдат Ахмаджан, служивший в лагерной охране; начальник отдела кадров Русанов. Он чувствует себя человеком второго сорта. Привыкший к привилегиям, отгородившийся от жизни, он любит «народ», но брезгливо относится к людям. Русанов повинен в тяжких грехах: донес на товарища, выявлял родственников заключенных среди работников и заставлял отречься от невинно осужденных.

Еще один персонаж - Шулубин, избежавший репрессий, но проживший всю жизнь в страхе. Лишь теперь, в преддверии тяжелой операции и возможной смерти, он начинает говорить правду о лжи, насилии и страхе, окутавших жизнь страны. Раковая болезнь уравнивает больных. Для некоторых, как для Ефрема и Шулубина, это приближение к мучительному прозрению. Для Русанова - возмездие, им самим не осознанное.

В повести Солженицына раковая болезнь еще и символ той злокачественной болезни, которая проникла в плоть и кровь общества.

На первый взгляд повесть завершается счастливо: Костоглотов излечивается, скоро он будет освобожден от ссылки. Но лагеря и тюрьмы оставили неизгладимый след в его душе: Олег вынужден подавлять в себе любовь к врачу Вере Гангарт, так как понимает, что уже не способен принести женщине счастье.

Все попытки напечатать повесть в «Новом мире» оказались неудачными. Раковый корпус, как и В круге первом, распространялся в «самиздате». Повесть вышла впервые на Западе в 1968.

В середине 1960-х, когда на обсуждение темы репрессий был наложен официальный запрет, власть начинает рассматривать Солженицына как опасного противника. В сентябре 1965 у одного из друзей писателя, хранившего его рукописи, был устроен обыск. Солженицынский архив оказался в Комитете государственной безопасности. С 1966 сочинения писателя перестают печатать, а уже опубликованные изъяли из библиотек. КГБ распространил слухи, то во время войны Солженицын сдался в плен и сотрудничал с немцами. В марте 1967 Солженицын обратился к Четвертому съезду Союза советских писателей с письмом, где говорил о губительной власти цензуры и о судьбе своих произведений. Он требовал от Союза писателей опровергнуть клевету и решить вопрос о публикации Ракового корпуса. Руководство Союза писателей не откликнулосъ на этот призыв. Началось противостояние Солженицына власти. Он пишет публицистические статьи, которые расходятся в рукописях. Отныне публицистика стала для писателя такой же значимой частью его творчества, как и художественная литература. Солженицын распространяет открытые письма с протестами против нарушения прав человека, преследований инакомыслящих в Советском Союзе. В ноябре 1969 Солженицына исключают из Союза писателей. В 1970 Солженицын становится лауреатом Нобелевской премии. Поддержка западного общественного мнения затрудняла для властей Советского Союза расправу с писателем-диссидентом. О своем противостоянии коммунистической власти Солженицын рассказывает в книге Бодался телёнок с дубом, впервые опубликованной в Париже в 1975. С 1958 Солженицын работает над книгой Архипелаг ГУЛаг - историей репрессий, лагерей и тюрем в Советском Союзе (ГУЛаг - Главное управление лагерей). Книга была завершена в 1968. В 1973 сотрудники КГБ захватили один из экземпляров рукописи. Преследования писателя усилились. В конце декабря 1973 на Западе выходит первый том Архипелага… (полностью книга была издана на Западе в 1973-1975). Слово «архипелаг» в названии отсылает к книге А. П. Чехова о жизни каторжников на Сахалине - Остров Сахалин. Только вместо одного каторжного острова старой России в советское время раскинулся Архипелаг - множество «островов». Архипелаг ГУЛаг - одновременно и историческое исследование с элементами пародийного этнографического очерка, и мемуары автора, повествующие о своем лагерном опыте, и эпопея страданий, и мартиролог - рассказы о мучениках ГУЛага. Повествование о советских концлагерях ориентировано на текст Библии: создание ГУЛага представлено как «вывернутое наизнанку» творение мира Богом (создается сатанинский анти-мир); семь книг Архипелага ГУЛага соотнесены с семью печатями Книги из Откровения святого Иоанна Богослова, по которой Господь будет судить людей в конце времен. В Архипелаге ГУЛаге Солженицын выступает в роли не столько автора, сколько собирателя историй, рассказанных множеством узников. Как и в рассказе Один день Ивана Денисовича, повествование строится так, чтобы заставить читателя воочию увидеть мучения заключенных и словно испытать их на себе. 12 февраля 1974 Солженицын был арестован и спустя сутки выслан из Советского Союза в Западную Германию. Сразу после ареста писателя его жена Наталья Дмитриевна распространила в «самиздате» его статью Жить не по лжи - призыв к гражданам отказаться от соучастия во лжи, которой от них требует власть. Солженицын с семьей поселился в швейцарском городе Цюрихе, в 1976 переехал в небольшой город Кавендиш в американском штате Вермонт. В публицистических статьях, написанных в изгнании, в речах и лекциях, произнесенных перед западной аудиторией, Солженицын критически осмысляет западные либеральные и демократические ценности. Закону, праву, многопартийности как условию и гарантии свободы человека в обществе он противопоставляет органическое единение людей, прямое народное самоуправление, в противовес идеалам потребительского общества он выдвигает идеи самоограничения и религиозные начала (Гарвардская речь, 1978, статья Наши плюралисты, 1982, Темплтоновская лекция, 1983). Выступления Солженицына вызвали острую реакцию у части эмиграции, упрекавшей его в тоталитарных симпатиях, ретроградстве и утопизме. Гротескно-шаржированный образ Солженицына - писателя Сим Симыча Карнавалова был создан В. Н. Войновичем в романе Москва-2042. В эмиграции Солженицын работает над эпопеей Красное Колесо, посвященной предреволюционным годам. Красное Колесо состоит из четырех частей-«узлов»: Август Четырнадцатого, Октябрь Шестнадцатого, Март Семнадцатого и Апрель Семнадцатого. Солженицын начал писать Красное Колесо в конце 1960-х и завершил только в начале 1990-х. Август Четырнадцатого и главы Октября Шестнадцатого были созданы еще в СССР. Красное Колесо - своеобразная летопись революции, которая создается из фрагментов разных жанров. Среди них - репортаж, протокол, стенограмма (рассказ о спорах министра Риттиха с депутатами Государственной думы; «отчет о происшествиях», в котором анализируются уличные беспорядки лета 1917, фрагменты из газетных статей самых разных политических направлений и т. д.). Многие главы подобны фрагментам психологического романа. В них описываются эпизоды из жизни вымышленных и исторических персонажей: полковника Воротынцева, его жены Алины и возлюбленной Ольды; влюбленного в революцию интеллигента Ленартовича, генерала Самсонова, одного из лидеров Государственной думы Гучкова и многих других. Оригинальны фрагменты, названные автором «экранами», - подобия кинематографических кадров с приемами монтажа и приближения или удаления воображаемой кинокамеры. «Экраны» полны символического смысла. Так, в одном из эпизодов, отражающем отступление русской армии в августе 1914, изображение оторвавшегося от телеги колеса, окрашенного пожаром, - символ хаоса, безумия истории. В Красном Колесе Солженицын прибегает к повествовательным приемам, характерным для модернистской поэтики. Сам автор отмечал в своих интервью значимость для Красного Колеса романов американского модерниста Д. Дос Пассоса. Красное Колесо построено на сочетании и пересечении разных повествовательных точек зрения, при этом одно и то же событие иногда дается в восприятии нескольких персонажей (убийство П. А. Столыпина увидено взглядом его убийцы - террориста М. Г. Богрова, самого Столыпина, генерала П. Г. Курлова и Николая II). «Голос» повествователя, призванного выражать авторскую позицию, часто вступает в диалог с «голосами» персонажей, истинное авторское мнение может быть лишь реконструировано читателем из целого текста. Солженицыну - писателю и историку - особенно дорог реформатор, председатель Совета Министров России П. А. Столыпин, который был убит за несколько лет до начала основного действия Красного Колеса. Однако Солженицын посвятил ему значительную часть своего произведения. Красное Колесо во многом напоминает Войну и мир Л. Н. Толстого. Подобно Толстому, Солженицын противопоставляет актерствующих персонажей-политиканов (большевика Ленина, эсера Керенского, кадета Милюкова, царского министра Протопопова) нормальным, человечным, живым людям. Автор Красного Колеса разделяет толстовскую мысль о чрезвычайно большой роли в истории обыкновенных людей. Но толстовские солдаты и офицеры творили историю, не сознавая этого. Своих героев Солженицын все время ставит перед драматическим выбором - от их решений зависит ход событий. Отрешенность, готовность подчиниться ходу событий Солженицын, в отличие от Толстого, считает не проявлением прозорливости и внутренней свободы, а историческим предательством. Ибо в истории, по мысли автора Красного Колеса, действует не рок, а люди, и ничто не предопределено окончательно. Именно поэтому, сочувствуя Николаю II, автор все же считает его неизбывно виноватым - последний русский государь не исполнил своего предназначения, не удержал Россию от падения в бездну. Солженицын говорил, что вернется на родину лишь тогда, когда туда вернутся его книги, когда там напечатают Архипелаг ГУЛаг. Журналу «Новый мир» удалось добиться разрешения властей на публикацию глав этой книги в 1989. В мае 1994 Солженицын возвращается в Россию. Он пишет книгу воспоминаний Угодило зёрнышко промеж двух жерновов («Новый мир», 1998, № 9, 11, 1999, № 2, 2001, № 4), выступает в газетах и на телевидении с оценками современной политики российских властей. Писатель обвиняет их в том, что проводимые в стране преобразования непродуманны, безнравственны и наносят огромный урон обществу, что вызвало неоднозначное отношение к публицистике Солженицына. В 1991 Солженицын пишет книгу Как нам обустроить Россию. Посильные сображения. А в 1998 Солженицын печатает книгу Россия в обвале, в которой резко критикует экономические реформы. Он размышляет о необходимости возрождения земства и русского национального сознания. Вышла в свет книга Двести лет вместе, посвященная еврейскому вопросу в России. В «Новом мире» писатель регулярно выступает в конце 1990-х с литературно-критическими статьями, посвященными творчеству русских прозаиков и поэтов. В 1990-х Солженицын пишет несколько рассказов и повестей: Два рассказа (Эго, На краях) («Новый мир», 1995, 3, 5), названные «двучастными» рассказы Молодняк, Настенька, Абрикосовое варенье (все - «Новый мир», 1995, № 10), Желябугские выселки («Новый мир», 1999, № 3) и повесть Адлиг Швенкиттен («Новый мир», 1999, 3). Структурный принцип «двучастных рассказов» - соотнесенность двух половин текста, в которых описываются судьбы разных персонажей, часто вовлеченных в одни и те же события, но не ведающих об этом. Солженицын обращается к теме вины, предательства и ответственности человека за совершенные им поступки. В 2001-2002 выходит двухтомный монументальный труд Двести лет вместе, который автор посвящает истории еврейского народа в России. Первая часть монографии охватывает период с 1795 по 1916, вторая - с 1916 по 1995. Издания Солженицына А. И. Собрание сочинений (в 20 тт.). Вермонт, Париж, 1978−1991; Малое собрание сочинений (в 8 тт). М., 1990−1991; Собрание сочинений (в 9 тт.). М., 1999 - (издание продолжается); Бодался телёнок с дубом: Очерки литературной жизни. М., 1996; Красное Колесо: Повествованье в отмеренных сроках в четырёх узлах (в 10 тт.). М., 1993−1997.

А. И. Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, на своей даче в Троице-Лыкове, от острой сердечной недостаточности. 6 августа его прах был предан земле в некрополе Донского монастыря за алтарём храма Иоанна Лествичника, рядом с могилой историка В. О. Ключевского.

В городе Кисловодск 11 декабря 1918 года был рождён русский и советский писатель Александр Исаевич Солженицын. Своего отца Александр так и не увидел. В Кисловодске они прожили с мамой до 1924 года, затем перебрались в Ростов-на-Дону.

Александр Исаевич в 1941 году получил диплом физико-математического факультета Ростовского университета. Через год, после прохождения обучения в артиллерийском училище в Костроме, его отправляют на фронт командиром батареи звуковой разведки. В составе батареи он прошёл всю войну, за что был награждён множеством орденов различной степени.

Но уже в 1945 его арестовали за резкую критику в адрес И.В.Сталина и приговорили к заключению на долгих восемь лет, которые писатель отбывал в Подмосковье. После заключения он остаётся в Казахстане и работает учителем математики. Уже спустя три года, в 1956 году, суд признал его невиновным и посчитал критику обоснованной. Александр Исаевич сразу переехал в Россию, в Рязанскую область, работает учителем и пишет рассказы. Стоит также упомянуть, что в 1952 году уСолженицына обнаружили онкологическое заболевание и он успешно перенёс операцию.

12 февраля 1974 года Александр Исаевич был снова арестован и выслан из СССР в Германию. Оттуда он вместе с семьёй перебирается в Швейцарию, позже в 1976 году, и вовсе в США. Вернуться в Россию ему было суждено лишь спустя 18лет, в мае 1994 года.

3 августа 2008 года не стало Александра Исаевича Солженицына. Умер он на своей даче в Троице-Лыкове от инсульта.

Александр Исаевич Солженицын внес в русскую литературу принципиально новое видение жизни. Его книги подтверждают мысль о том, что писатель – избранный человек на земле. Ему дано ярко и чувственно передавать то, что не замечают другие. В его книгах это прослеживается. Автор связал историю и литературу в одно целое. Причем отправной точкой для создания произведений стал 1917 год. доказал своим творчеством, что именно в указанном году очень сжато произошло все то, что имело свое продолжение в следующем временном отрезке.

11 декабря 1918 года на свет появился мальчик, которому дали имя Александр. Это было в Кисловодске. Когда малыш подрос, его семья переехала в Ростов. В этом городе Саша пошел в школу. В годы учебы начинает пробовать себя в качестве писателя, создавая стихотворения и

После окончания школы продолжает учебу в университете Ростова по специальности учитель математики. Результаты обучения у студента были блестящие. Университет был окончен с отличием. Все это время ни на один день Солженицын не бросал своего увлечения литературным творчеством. Учась на последнем курсе, заочно поступил в столичный институт литературы, но из-за начала Великой Отечественной войны не смог завершить обучение.

Александр Исаевич всегда отличался слабым здоровьем, но это не помешало ему пойти на фронт. Военному делу обучался в Костромском училище и дослужился до звания капитана. За участие в военных действиях имеет награды. На фронте его любимым занятием было ведение личного дневника.

Обратите внимание! У Солженицына был друг Адам Виткевич. В письмах, адресованных ему, Александр описывал свои взгляды на политику Сталина. За это его осудили на 8 лет лагерей.

В 1952 году писатель почувствовал себя плохо. В этот период у него диагностировали рак. Он долго лечился и пришел к выводу, что пока пишет книги, то имеет отсрочку от смерти. Так и случилось, Александр Исаевич прожил долгую жизнь.

После долгих лет лагерей переезжает жить в Рязань, где работает в школе учителем. И по-прежнему пишет. Но получается так, что КГБ проверяет его архивы и запрещает публиковаться. В конце концов, эта «возня» приводит к тому, что Солженицына исключают из Союза писателей.

За границей его тексты публикуют. После выхода в свет «Архипелага ГУЛАГа» Александра Исаевича арестовывают и выдворяют из страны. Писатель был вынужден уехать из Советского Союза и путешествовать по странам Европы.

1994 год – это время возвращения в Россию. В двухтысячных выходят собрания сочинений в нашей стране. 3 августа 2008 года автор «ГУЛАГа» умирает в Москве от сердечной недостаточности.

Личная жизнь

У писателя было несколько увлечений, которые переросли в серьезные отношения. Например, у него было 2 жены и обеих звали Натальями.

У Солженицына есть продолжение в виде троих сыновей. За свою жизнь Александр Исаевич больше 20 раз был награжден. Самой значимой, конечно же, стала для него Нобелевская премия. Этого автора современные критики называют Толстым или Достоевским своего времени.

На могиле Александра Исаевича водружен каменный крест, который проектировал Дмитрий Шаховской.

В таблице представлена биография Солженицына по датам, только самое важное

Дата Событие
11.12.1918 Родился в Кисловодске
1924 Переезд в Ростов
1936-1941 Обучение в педагогическом университете
1939 Поступление в Литературный институт Москвы
1941 Мобилизация
1943-1945 Фронт
9.02.1945 Арест
27.07.1945 8 лет лагерей
1950 Заболевает раком
1953 Ташкент. Лечение от болезни
02.1956 Реабилитация по решению Верховного Совета
1957 Жизнь в Рязани
1962 Членство в Союзе писателей
1964 Работа писателем
09.1965 Архивы изъяты КГБ
05.1967 Начало «травли» писателя
1968 За границей печатают «Раковый корпус» и «В круге первом»
11.1969 Исключение из Союза писателей
1970 Нобелевская премия в области литературы
1973 1 том «Архипелага ГУЛАГа» печатают во Франции
02.1974 Был объявлен изменником родины и выдворен из СССР
04.1976 Поездка в США
10.1976 Переезд в США
16.10.1990 Возвращение российского гражданства по указу Президента.
27.05.1994 Возвращение в Россию
1997 Получение звания — академик РАН
1998 Вручение золотой медали имени М.В. Ломоносова
03.08.2008 Кончина писателя в Москве

Автобиография, к сожалению, не сохранилась. Но во многих источниках представлена биография писателя как в очень кратком варианте, так и достаточно подробно.

Полезное видео: Александр Солженицын — биография

Разные мнения

Кто же на самом деле такой — писатель 20 века Александр Исаевич Солженицын? В современном мире литературы не утихают споры вокруг этого имени. Одна группа исследователей литературы говорит о великом писательском таланте. Другая же ругает и обвиняет в предательстве.

На самом деле, однозначно судить об Александре Исаевиче нельзя. С одной стороны, Хрущев попросил принизить все успехи страны в период правления Сталина. С другой стороны, Александра Исаевича можно причислить к числу хороших литераторов. Но его имя – это эпатаж. Поэтому однозначно ответить на вопрос невозможно.

Книги

За всю свою литературную деятельность Александр Исаевич Солженицын написал столько произведений, что они едва ли уместятся в тридцать томов. Он пробовал себя в разных жанрах. Писал рассказы: «Матренин двор», «Эго», «Пасхальный крестный ход», «Настенька».

Пробовал свои силы в драматургии: «Олень и шалашовка», «Свеча на ветру», «Тунеядец». Много выпустил публицистических очерков: «Нобелевская лекция», «Измельчание свободы», «Наши плюралисты», «Как нам обустроить Россию?» и многие другие.

Солженицын «Как нам обустроить Россию»

Что говорит Википедия

Сначала логично дать ссылку на статью. Вот она: https://ru.wikipedia.org/wiki/Солженицын,_Александр_Исаевич

Википедия содержит большую статью, посвященную личности и творчеству Солженицына. В ней названы основные даты, связанные с творчеством и событиями личной жизни. Подробно освещены все периоды жизни, начиная с раннего детства и заканчивая последними годами жизни. Рассказано о семье и детях писателя.

Объективно представлена критика по отношению к творчеству. Названы основные произведения. Также важно отметить, что даны ссылки на даты, когда некоторые произведения были экранизированы. В конце статьи есть архивные документы.

Творческий путь

Все творческое наследие Солженицына четко можно поделить на две части:

  • первая – исторические произведения;
  • вторая – автобиографические.

К первой группе логично отнести такие тексты, как «Двести лет вместе», «Размышления о февральской революции», «Красное колесо», «Август 14-го».

Вторую группу составляют произведения типа «Захар Калита», «Раковый корпус», «Люби революцию», «Случай на станции Кочетовка», «В круге первом», «Один день одного зека».

Книги отличаются в выгодную сторону тем, что их автор старается показать широкие эпические сцены. Люди в романах и повестях легко узнаваемы.

Важно! Творчество Александра Исаевича высоко ценили такие маститые литераторы, как Корней Чуковский, Анна Андреевна Ахматова.

Нобелевская премия

В 1970 году Александр Исаевич Солженицын был удостоен Нобелевской премии за вклад в литературу. В то время телевидение и радиовещание Советского Союза предпочитало замалчивать правду о согражданах, поэтому факт присуждения Нобелевской премии не афишировался.

Александр Исаевич не поехал на церемонию вручения премии в Швецию, а со своими родными и близкими слушал трансляцию этого события по радио. Лично премия писателю была вручена спустя 4 года – в 1974 году.

Вручение Нобелевской премии

Фото

Ниже представим разные фотографии, на которых запечатлен Александр Исаевич Солженицын.


Автор и история

Исторический процесс в жизни Александра Исаевича сыграл большую роль. Впрочем, как и личность писателя в историческом процессе. Феномен творчества Солженицына в том, что он не просто описывает те или иные исторические факты в своих произведениях. Важно, что книги отражают все то, что действительно переживали люди в тот временной период. Если автор говорит о революции, то не просто констатирует факт, а пытается понять причины действий и предугадать, к чему это может привести в будущем.

Если говорить о войне, то Солженицын знает о ней не понаслышке. Сам воевал, дослужился до звания капитана, понюхал пороху, что говорится. И о жизни там, за периметром, обнесенным колючей проволокой автор говорит ясно и просто, ничего не выдумывает и не приукрашивает.

Подводя итог, хочется отметить, что личность Солженицына, наверное, самая заметная и в литературе, и в истории второй половины двадцатого века. Эти тексты нужно не просто прочитывать, но пропускать сквозь собственную душу и сердце.

Имя Александра Солженицына мало кого оставляет равнодушным. Его ненавидят и боготворят, им восхищаются и его же презирают. Одни считают пророком, другие - ничтожным словоблудом. Сам был уверен в своей мессианской роли. Так кем был писатель Солженицын на самом деле?

Ранние годы будущего писателя

Александр Исаевич Солженицын родился в 11.12.1918 году в Ставрополье в семье богатых крестьян. Гражданская война разорила некогда богатую семью. Верующая мать поощряла сына сохранять верность православию. Мальчиком Солженицын носил нательный крест и отказывался вступать в пионеры, но в подростковом возрасте вступил в комсомол. Ещё в старших классах школы юноша начал писать стихи и прозу, но ничего из написанного не пытался публиковать.

В 1936 году он поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. Параллельно Солженицын собирал материалы по истории Октябрьской революции и делал наброски романа об этом событии. Во время учёбы Солженицын был удостоен сталинской стипендии, а по окончании был рекомендован к поступлению в аспирантуру. Но эта рекомендация была выдана в июне 1941 года.

Война и заключение

В начале Великой Отечественной войны Солженицын был призван на фронт рядовым, но вскоре был зачислен в артиллерийское училище, из которого выпустился лейтенантом. В действующую армию он попал только в феврале 1943 года и пробыл на фронте до самого ареста 2 февраля 1945 года. За время службы он дослужился до звания капитана и был награждён двумя орденами.

Причиной ареста Солженицына послужила его личная переписка с другом детства Николаем Виткевичем, в которой будущий писатель осуждал отход Сталина от ленинских идеалов и сравнивал порядки в колхозах с крепостничеством. За высказанные в письмах мысли, Солженицына приговорили к восьми годам лагерей, а Виткевич - к десяти. Из восьми лет заключения Солженицын провёл четыре в шарашках: в Рыбинске и в подмосковном Марфине. Александр Исаевич был освобождён за две недели до смерти Сталина и отправлен в вечную ссылку на юг Казахстана.

Реабилитация и первые публикации

В 1956 году Верховный Совет СССР реабилитировал Солженицына. Он получил право вернуться в Россию и переехал в Рязань. Именно из Рязани Солженицын отправил в редакцию журнала «Новый мир» свой рассказ «Щ-854», который А. Твардовский переименовал в «Один день Ивана Денисовича» и при помощи Н. Хрущёва опубликовал в одном из выпусков «Нового мира». Писатель мгновенно обрёл всесоюзную известность. Но оттепель уже заканчивалось, и легально в Союзе удалось издать только ещё один рассказ - «Для пользы дела».

Конфликт с режимом

В 1964 году была прекращена публикация произведений Солженицына, а в 1965 году КГБ конфисковал у него ряд рукописей. В это же время писатель начал переправлять свои произведения на Запад. В 1968 году там были опубликованы «Раковый корпус» и «В круге первом» , а в 1971 году - «Август четырнадцатого» - первая часть «Красного колеса». В 1970 году Солженицына была присуждена Нобелевская премия, что вызвало ожесточённую травлю писателя на родине. В 1974 году он был арестован, лишён гражданства и насильно выслан СССР.

Отшельничество в Вермонте

В эмиграции быстро стало очевидным разница во мнениях Солженицына и других диссидентов на будущее и настоящее России. Писатель отошёл от активной общественной жизни, поселился в вермонтском городке Кавендиш и посвятил себя работе над эпопеей «Красное колесо» и над мемуарами. «Затворничество» Солженицына продолжалось до 1994 года. За это время ему вернули советское гражданство и членство в союзе писателей. В 1990 году работы Солженицына снова начали публиковать в СССР. Когда распался Союз , писатель начал планировать возвращение.

Последние годы в России

В 1994 году Солженицын вернулся в Россию. Чтобы увидеть, как изменилась страна, он два месяца провёл в поездке от Владивостока до Москвы. Прибыв в столицу, он окунулся в общественную деятельность, стремясь донести до соотечественников своё понимание обустройства России. Но писатель быстро осознал, что не будет услышан, и вернулся к своему основному делу - литературному труду. Живя на подаренной государством подмосковной даче, Солженицын создал исследовательские работы «Россия в развале» и «„Русский вопрос“ к концу ХХ века». Он также подготовил «Словарь языкового расширения», содержащий тысячи слов, по мнению автора, незаслуженно выброшенных из повседневного языка.

В последний раз имя Солженицына вызвало ожесточённые споры в 2002 году, когда вышла его работа об истории евреев России «Двести лет вместе». Ни русская, ни еврейская общественность не смогли удержаться от резкой критики в адрес писателя и обвинений в чудовщиной необъективности. 3 августа 2008 года Солженицына не стало. Он был похоронен с почестями, на похоронах присутствовали первые лица государства и иностранные делегации. Но и тогда, и сейчас личность Солженицына вызывает множество споров.

В одном из интервью Александр Солженицын признался, что жизнь свою посвятил русской революции. Что имел в виду автор романа «В круге первом»? хранит в себе утаенные трагические повороты. Свидетельствовать о них писатель считал своим долгом. Произведения Солженицына - это существенный вклад в историческую науку XX века.

Краткая биография

Солженицын Александр Исаевич родился в 1918 году в Кисловодске. Литературной деятельностью занимался с юности. До войны его интересовала превыше всего история Первой мировой войны. Этой теме будущий писатель, диссидент и посвятил свои первые литературные произведения.

Творческий и жизненный путь Солженицына уникален. Стать свидетелем и участником важных исторических событий - счастье для писателя, но великая трагедия для человека.

Начало войны Солженицын встретил в Москве. Здесь он учился на заочном отделении Института истории, философии и литературы. За плечами у него был Ростовский университет. Впереди - офицерская школа, разведка и арест. В конце девяностых годов в литературном журнале «Новый мир» были опубликованы произведения Солженицына, в которых автор отразил свой военный опыт. А он у него был немалый.

Офицером-артиллеристом будущий писатель прошел путь от Орла до Событиям этого периода он спустя годы посвятил произведения «Желябугские выселки», «Адлиг Швенкиттен». Он оказался в тех самых местах, где некогда проходила армия генерала Самсонова. Событиям 1914 года Солженицын посвятил книгу «Красное колесо».

Капитан Солженицын бал арестован в 1945 году. Далее последовали долгие годы тюрем, лагерей, ссылок. После реабилитации в 1957 году некоторое время учительствовал в сельской школе, недалеко от Рязани. Комнату Солженицын снимал у местной жительницы - Матрены Захаровны, которая впоследствии и стала прототипом главной героини рассказа «Матренин двор».

Писатель-подпольщик

В своей автобиографической книге «Бодался теленок с дубом» Солженицын признался в том, что до ареста он хотя и тянулся в литературу, но весьма неосознанно. В мирное время, на свободе, он огорчался тем, что свежие темы для рассказов найти непросто. Какими бы были если бы его не посадили?

Темы для рассказов, повестей и романов рождались на пересылках, в лагерных бараках, в тюремных камерах. Не имея возможности записывать свои мысли на бумаге, он создавал целые главы романов «Архипелаг Гулаг» и «В круге первом» в уме, а затем заучивал их наизусть.

После освобождения Александр Исаевич продолжал писать. Напечатать свои произведения казалось в пятидесятые годы неосуществимой мечтой. Но он не переставал писать, веря в то, что работа его не пропадет, что пьесы, рассказы и повести прочтут хотя бы потомки.

Опубликовать свои первые произведения лишь в 1963 году смог Солженицын. Книги, в качестве отдельных изданий, появились значительно позже. На Родине писатель смог напечатать рассказы в «Новом мире». Но и это было невероятным счастьем.

Болезнь

Заучивать написанное, а затем сжигать - способ, который для сохранности своих произведений Солженицын использовал не раз. Но когда в ссылке врачи ему сказали, что жить осталось несколько недель, он испугался прежде всего того, что созданное им никогда не увидит читатель. Произведения Солженицына некому было сохранить. Друзья - в лагерях. Мать умерла. Жена заочно развелась с ним и вышла замуж за другого. Солженицын свернул рукописи, которые успел написать, затем спрятал их в бутылку из-под шампанского, закопал эту бутылку в огороде. И уехал в Ташкент умирать…

Однако он выжил. При тяжелейшем диагнозе выздоровление казалось предзнаменованием свыше. Весной 1954 года Солженицын написал «Республику труда» - первое произведение, при создании которого писатель-подпольщик познал счастье не уничтожать отрывок за отрывком, а иметь возможность прочитать собственное произведение полностью.

«В круге первом»

В литературном подполье был написан роман о шарашке. Прототипами главных героев романа «В круге первом» стали сам автор и его знакомые. Но, несмотря на все предосторожности, а также стремление опубликовать произведение в облегченной версии, читать его довелось только сотрудникам КГБ. В России роман «В круге первом» был опубликован лишь 1990 году. На Западе - на двадцать два года раньше.

«Один день Ивана Денисовича»

Лагерь - это особый мир. Он не имеет ничего общего с тем, в котором пребывают свободные люди. В лагере каждый по-своему выживает и погибает. В первом изданном произведении Солженицына изображен всего один день из жизни героя. О лагерном быте автор знал не понаслышке. А потому так поражает читателя грубая и правдивая реалистичность, присутствующая в рассказе, который написал Солженицын.

Книги этого писателя вызвали резонанс в мировом обществе, в первую очередь благодаря достоверности. Солженицын полагал, что талант писателя меркнет, а затем и вовсе умирает, если в своем творчестве он стремится обойти правду. А потому, находясь долгое время в абсолютной литературной изоляции и не имея возможности опубликовать результаты своего многолетнего труда, он не завидовал успеху представителей так называемого соцреализма. Союз литераторов изгнал Цветаеву, отверг Пастернака и Ахматову. Не принял Булгакова. В этом мире таланты если и появлялись, то быстро погибали.

История публикации

Подписывать рукопись, отправленную в редакцию «Нового мира», своим именем Солженицын не решился. Надежды на то, что «Один день Ивана Денисовича» увидит свет, почти не было. Долгие томительные месяцы прошли с того момента, как один из друзей писателя отправил несколько листов, исписанных мелким почерком сотрудникам главного в стране литературного издательства, когда вдруг пришло приглашения от Твардовского.

Автор «Василия Теркина» и по совместительству главный редактор журнала «Новый мир» рукопись неизвестного автора прочитал благодаря Анне Берзер. Сотрудница издательства предложила Твардовскому прочитать рассказ, произнеся фразу, которая стала решающей: «Это о лагерной жизни, глазами простого мужика». Великий советский поэт, автор военно-патриотической поэмы, был выходцем из простого крестьянского рода. А потому произведение, в котором повествование ведется от лица «простого мужика», его весьма заинтересовало.

«Архипелаг Гулаг»

Роман об обитателях сталинских лагерей Солженицын создавал более десяти лет. Впервые произведение было опубликовано во Франции. В 1969 году «Архипелаг Гулаг» был завершен. Однако опубликовать в Советском Союзе такое произведение было не только сложно, но и рискованно. Одна из помощниц писателя, которая перепечатала первый том произведения, стала жертвой преследования сотрудников КГБ. В результате ареста и пятидневного беспрерывного допроса уже немолодая женщина дала показания против Солженицына. А затем покончила жизнь самоубийством.

После этих событий у писателя не оставалось сомнений относительно необходимости печатать «Архипелаг» за границей.

За границей

Солженицын Александр Исаевич был выслан из Советского Союза спустя несколько месяцев после выхода романа «Архипелаг Гулаг». Писателя обвинили в измене Родине. В советских СМИ широко освещался характер преступления, которое якобы совершил Солженицын. В частности, автора «Архипелага» обвиняли в пособничестве власовцам во время войны. Но ничего не говорилось о содержании нашумевшей книги.

До последних дней своей жизни Солженицын не прекращал своей литературной и общественной деятельности. В одном из интервью иностранному периодическому изданию, в начале восьмидесятых, русский писатель выразил уверенность в том, что ему удастся вернуться на Родину. Тогда это казалось малоправдоподобным.

Возвращение

В 1990 году Солженицын вернулся. В России он написал множество статей на актуальные политические и общественные темы. Значительную часть гонораров писатель перечислял в поддержку заключенных и их семей. Одну из премий - в пользу АЭС. Но следует заметить, что от ордена Святого апостола Андрей Первозванного писатель все же отказался, мотивируя свой поступок нежеланиям принимать награду от верховной власти, которая довела страну до нынешнего плачевного состояния.

Произведения Солженицына - это ценный вклад в русскую словесность. В советские времена его считали диссидентом и националистом. Солженицын не соглашался с этим мнением, утверждая, что он - русский писатель, который превыше всего любит свое Отечество.