Собачье сердце преображенский. Характеристика героев «Собачьего сердца

Филиппа Филипповича Преображенского Булгаков в своей повести показал как творца, человека высокоморального, высокоразвитого и интеллигентного.

Профессор всю свою жизнь посвятил тому, что помогал людям обрести здоровье. Он развивался, делал научные открытия, много работал. В середине своей «карьеры» он помог одному студенту, им оказался будущий доктор Борменталь. Между мужчинами завязалась дружба. Борменталь был всему обязан профессору, он благодарил и «боготворил» его.

Булгаков показывает и характер профессора. Мужчина был практически невозмутимым, очень рассудительным, имел превосходное чувство юмора. Он не экономил, несмотря на тяжелое положение в стране, ни на продуктах, ни на жилищных условиях. Профессор много зарабатывал. Из-за заслуг в медицине, мужчина имел неприкосновенность, однако, он не разделял политических взглядов со Шводнером. Часто за беседой с Борменталем, профессор ясно доносил свою «резкую» точку зрения и аргументировал каждое сказанное слово.

Профессор решился на самый рискованный эксперимент. Он считал, что благодаря этому «открытию» люди смогут навсегда вернуть себе молодость, а возможно это были попытки найти путь к «вечной жизни».

Однако, после проделанной операции по пересадки сердца животному, Филиппа Филипповича ждало серьезное разочарование. Появившийся вместо пса, Шариков, напрочь разрушает все теории о «вечной жизни» и молодости. К тому же Полиграф Полиграфович, под воздействием делает жизнь профессора практически невыносимой.

В квартире, где проживал «светила медицины» стали происходить неприятные ситуации. Филипп Филиппович очень тяжело это переживал. Он привык к спокойному и размеренному образу жизни.

Мужчина очень сожалел о том, что все же провел эту операцию. Он видел, какого ужасного человека смог «воскресить», но не мог понять, что же делать дальше.

Изрядно натерпевшись от «своего творения», профессор и Борменталь решают все-таки провести еще одну операцию, и вернуть все на прежнее место.

И снова оперативное вмешательство получает желаемый результат. уходит в небытие, а его место постепенно занимает пес Шарик.

Преображенский больше никогда не захочет поспорить с природой. Он и доктор Борменталь получили большой урок.

Нет, профессор не боялся того, что придется делить жилплощадь с Шариковым, не боялся милиции, не боялся потерять авторитет… Его до глубины души возмущало поведение, отсутствие манер и не желание учиться. Филипп Филиппович понимал, что именно такое поведение ведет к полной разрухе в жизни.

Профессору ничего не оставалось, как признаться, общественности в том, что его эксперимент потерпел «фиаско». Таким образом, он навсегда «скрыл» свое самое великое достижение перед человечеством.

Герой повести «Собачье сердце» – профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Он занимается модной в то время проблемой омолаживания человека. Надо отдать должное таланту ученого. Он известен своими трудами и за границей. Работяга: принимает пациентов, а после, вечером, изучает медицинскую литературу. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно поесть, поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, поболтать со своим помощником Борменталем на разные скользкие темы. Словом, типичный интеллигент, которым Советская власть еще не успела окончательно перекрыть, как говорится, кислород. Впрочем, такой ученый большевиков вполне устраивает: он не занимается политикой.

Основные события разворачиваются после появления в доме профессора дворняги Шарика. Его характер удивительным образом созвучен «гомо советикусу»: пес готов на все ради куска колбасы, у него вздорный и агрессивный характер. Проходя мимо швейцара, Шарик думает: «Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу». А на чучело совы он смотрит с такими чувствами: «А сова эта – дрянь. Наглая. Мы ее разъясним».

Профессор, увлеченный наукой, не замечает, какого монстра привел в дом. В порядке эксперимента он пересаживает Шарику семенные железы человека, мечтая облагодетельствовать человечество. На глазах изумленного ученого пес постепенно превращается в человека.

Шарик, или уже Полиграф Полиграфович Шариков, быстро находит в человеческом обществе свою социальную нишу. Все происходит, как в советском государстве: низы, дорвавшись до власти, начинают теснить все, что раньше занимало это социальное жизненное пространство. В результате сам его «родитель» Преображенский чуть ли не оказывается на улице, и лишь его старые связи спасают его от беспредела Шарикова.

Булгаков показывает психологический тип русского ученого, который еще не сталкивался со всеми «прелестями» большевистского режима. Его еще гладили по шерстке. Но он, увлекшись своими разработками, не заметил, что сам создал себе такого представителя суровой власти.

Шарик буквально сживает ученого со свету. За смехотворностью сюжета стоит глубокая трагедия русской научной интеллигенции, которая в те годы невольно помогла большевикам укрепить свои позиции. Шариковы постепенно выдвинулись во все высшие эшелоны власти и стали не только отравлять судьбу нормальным людям, но и решать ее. Они стали определять и внешнюю политику страны.

Профессор в позднем раскаянии сетует на свою ошибку: «Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложении нарвался». Осознав свою роковую ошибку, профессор становится участником преступления: по совету Борменталя они решают избавиться от Шарикова и освободить человечество от этого кошмара.

Профессор решается еще на одну операцию и возвращает Шарикова в прежнее состояние.

Финал повести, однако, не благополучен, ибо за стенами дома профессора, где мирно дремлет пес Шарик, осталось много зараженных микробом Шарикова людей, и они еще натворят в стране много горьких дел.

    Мне кажется, что название повести «Собачье сердце» имеет двойной смысл. Повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским, он пересадил человеческое сердце в тело собаки, о которой в дальнейшем пойдет...

    М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы соетской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской действительности 30-х годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни – с Москвой. В московский...

  1. Новое!

    Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» можно назвать пророческой. В ней автор, задолго до отказа нашего общества от идей революции 1917 года, показал тяжелейшие последствия вмешательства человека в естественный ход развития, будь то природа или общество....

  2. В повести Собачье сердце М. А. Булгаков не просто Описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности...

    В последнее время очень остро встает вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Труда в самом широком смысле слова. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к экологической катастрофе. Результаты непродуманных...

Тематика произведения

В свое время вызвала много толков сатирическая повесть М. Булгакова. В «Собачьем сердце» герои произведения яркие и запоминающиеся; сюжет - фантастика вперемешку с реальностью и подтекст, в котором открыто читается резкая критика Советской власти. Поэтому сочинение было очень популярным в 60-е годы среди диссидентов, а в 90-е, после официальной публикации его и вовсе признали пророческим.

Тема трагедии русского народа хорошо просматривается в этом произведении, в «Собачьем сердце» главные герои вступают в непримиримый конфликт между собой и никогда не поймут друг-друга. И, хотя в этом противостоянии победили пролетарии, Булгаков в романе раскрывает нам всю сущность революционеров и их тип нового человека в лице Шарикова, подводя к мысли, что ничего хорошего они не создадут и не сделают.

Главных персонажей «Собачьего сердца» всего три, а повествование в основном ведется из дневника Борменталя и через монолог пса.

Характеристика главных героев

Шариков

Персонаж, появившийся в результате операции из дворняги Шарика. Пересадка гипофиза и половых желез пьяницы и дебошира Клима Чугункина превратила милую и дружелюбную собаку в Полиграфа Полиграфыча, дармоеда и хулигана.
Шариков воплощает в себе все негативные черты нового общества: плюет на пол, бросает окурки, не умеет пользоваться уборной и постоянно матерится. Но даже не это самое страшное - Шариков быстро научился писать доносы и нашел призвание в убийстве своих извечных врагов, котов. И пока он расправляется только с котами, автор ясно дает понять, что точно также он поступит с людьми, которые станут на его пути.

Это низменная сила народа и угрозу всему обществу Булгаков увидел в грубости и недалекости, с которой решает вопросы новая революционная власть.

Профессор Преображенский

Экспериментатор, использующий новаторские разработки в решении проблемы омоложения путем пересадки органов. Он известный мировой ученый, уважаемый всеми хирург, «говорящая» фамилия которого дает ему право экспериментировать с природой.

Привык жить на широкую ногу - прислуга, дом из семи комнат, шикарные обеды. Его больные - бывшие дворяне и высшие революционные чины, покровительствующие ему.

Преображенский солидный, успешный и уверенный в себе человек. Профессор - противник любого террора и Советской власти, называет их «пустобрехами и бездельниками». Считает ласку единственным способом общения с живым существами и отрицает новую власть именно за радикальные методы и насилие. Его мнение: если людей приучить к культуре - тогда исчезнет разруха.

Операция по омоложению дала неожиданный результат - пес превратился в человека. Но человек вышел совершенно никудышный, не поддающийся воспитанию и впитывающий в себя самое плохое. Филипп Филиппович делает вывод, что природа - это не поле для экспериментов и он зря вмешался в ее законы.

Доктор Борменталь

Иван Арнольдович целиком и полностью предан своему учителю. В свое время Преображенский принял живое участие в судьбе полуголодного студента - зачислил на кафедру, а затем взял к себе ассистентом.

Молодой доктор всячески пытался культурно развивать Шарикова, а затем и вовсе переехал к профессору, так как справляться с новым человеком становилось все сложнее.

Апофеозом стал донос, который Шариков написал на профессора. В кульминационный момент, когда Шариков достал револьвер и готов был пустить его в ход, именно Броменталь проявил твердость и жесткость, в то время как Преображенский колебался, не решаясь убить свое творение.

Положительная характеристика героев «Собачьего сердца» подчеркивает, насколько для автора важны честь и собственное достоинство. Булгаков во многих чертах обоих докторов описал себя и врачей-родственников и во многом поступил бы так же, как они.

Швондер

Новоизбранный председатель домкома, ненавидящий профессора, как классового врага. Это схематический герой, без глубоких рассуждений.

Швондер полностью преклоняется перед новой революционной властью и ее законами, а в Шарикове видит не человека, а новую полезную единицу общества - он может покупать учебники и журналы, участвовать в собраниях.

Ш. можно назвать идейным наставником Шарикова, он рассказывает ему о правах в квартире Преображенского и учит писать доносы. Председатель домкома из-за своей недалекости и необразованности всегда тушуется и пасует в разговорах с профессором, но от этого ненавидит его еще больше.

Другие герои

Список персонажей повести был бы не полон без двух помощниц по хозяйству - Зины и Дарьи Петровны. Они признают превосходство профессора, и, как и Борменталь, всецело преданы ему и согласны пойти на преступление ради любимого хозяина. Они доказали это в момент повторной операции по превращению Шарикова в собаку, когда были на стороне докторов и точно выполняли все их указания.

Вы познакомились с характеристикой героев «Собачьего сердца» Булгакова, фантастической сатиры, предвосхитившей крах Советской власти сразу после ее появления - автор еще в 1925 году показал всю сущность тех революционеров и на что они способны.

Тест по произведению

Профессор Филипп Филиппыч Преображенский, являющийся гениальным доктором и выдающимся ученым, один из центральных персонажей фантастической повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Светило с мировым именем и талантливый ученый-экспериментатор задумывает пересадить бродячей собаке Шарику гипофиз и семенники человека, и блестяще воплощает задуманное в жизнь. Что из этого получилось читатель узнает в повествовании, в котором профессор Преображенский играет ключевую роль создателя, а затем и воспитателя появившегося в результате эксперимента Полиграфа Полиграфыча Шарикова.

Характеристика героя

(Евгений Евстигнеев в роли профессора Преображенского, х/ф "Собачье сердце", СССР 1988, фильм снят в цвете сепия )

Действие повести разворачивается в Москве в 1924 году после того как к власти в стране пришли большевики во главе с Лениным. Выдающийся медицинский гений живет в огромной семикомнатной квартире в центре столицы и занимается исследованиями в сфере омоложения человеческого организма. Это довольно пожилой человек 60-ти лет с французской остроконечной бородкой и пышными закрученными усами, насквозь пропитанными запахом табака и больницы. Благодаря своему уму, талантливым рукам и трудолюбию, он достиг высокого положения в дореволюционном обществе и был довольно состоятельным и уважаемым человеком. По всей видимости он получил хорошее образование, является носителем высокой культуры. Считает пришедших к власти большевиков временным явлением и поддерживает «старый порядок», ведь при нем ему очень даже неплохо жилось. Бедой пролетариев он считает отсутствие элементарной культуры, разрухе только тогда настанет конец, когда им будут привиты хотя бы элементарные правила воспитания и культуры.

Профессор живет одиноко и уединенно, занимается исключительно работой и исследовательской деятельностью. Его единственный друг и коллега - молодой помощник доктор Борменталь, который очень предан своему учителю и становится настоящей поддержкой и опорой профессору в его нелегкой борьбе с зарвавшимся Шариковым.

(Пес в роли Шарика. Редкая фотография со съёмок фильма "Собачье сердце" в 1988 году )

Профессор приводит в дом бродячую собаку Шарика и пересадив ему гипофиз и семенники погибшего в пьяной драке дебошира и вора-рецедивиста Клима Чугункина получает в итоге жуткого грубияна, нахала и нарушителя порядка Полиграфа Полиграфыча Шарикова. Противник насилия, здравомыслящий и опытный профессор пытается перевоспитать творение своих рук, привить ему разумное, доброе и вечное, но терпит полное фиаско. Дело доходит до угроз с применением оружия и конфликт между Преображенским и Шарковым, являющийся полным его антиподом, достигает апогея. Тогда Преображенский понимает какой ошибкой было его бездумное вмешательство в природу и вместе с доктором Борменталем проводит операцию по превращению Шарикова обратно в собаку.

Образ героя в произведении

Профессор Преображенский в повести Булгакова является воплощением уходящей дореволюционной эпохи и её культуры. Выдающийся русский ученый, который привык к уважению и почету в прошлой жизни, он еще не сталкивался с властью большевиков и не знает их отношения к бывшим. Сам того не желая, он своими руками создает типичного представителя новой власти, который сразу же начинает сживать ученого со света. В этом и была глубокая и страшная ошибка русской интеллигенции, которая по неведению помогла укрепить большевикам свою власть, а потом они же и стали главными инициаторами их уничтожения.

Осознав свою роковую ошибку, профессор пытается все исправить и это на первый взгляд ему удается. Однако конец повести совсем не оптимистичен, ведь в стране живут миллионы людей, в которых пока еще дремлет Шариков, но когда он проснется и выйдет наружу, то наделает еще немало бед.

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема: Образ профессора Преображенского в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Цель урока: раскрыть мастерство М. Булгакова в создании образа художественного образа профессора Преображенского, в котором заложена идея произведения.

Задачи

обучающие: работать над навыками анализа текста, навыками раскрытия образа литературного героя;

развивающие: развивать мышление, способность обобщать и делать выводы, совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

воспитательные: воспитывать гражданскую позицию учащихся, чувство ответственности за собственные поступки и за происходящее в обществе, заинтересовать творчеством М.А.Булгакова.

Оформление доски

1. Портрет М.А.Булгакова.

2. Портрет Н.М.Булгакова (прототип профессора Преображенского.

3. Портрет героя повести, выполненный ученицей.

4. Запись: Приемы создания художественного образа героя:

А) Имя героя

Б) Портрет героя.

В) Поступки героя.

Г) Описание обстановки, в которой находится герой.

Д) Речевая характеристика героя (монологи, в том числе и внутренние, диалоги).

Е) Система образов произведения, окружение – второстепенные персонажи, через которые раскрывается образ.

Ж) Композиционные приемы, используемые автором для раскрытия характера героя.

Оборудование урока

Интерактивная доска, проектор, компьютер для просмотра отрывка из к/ф Н.Божко «Собачье сердце».

Опережающее задание

1. Индивидуальное задание: сообщение о роли второстепенных персонажей в раскрытии образа профессора Преображенского (на 1-2 мин)

2. Индивидуальное задание: сообщение об образе доктора Борменталя и его роли в раскрытии характера профессора Преображенского (на 1-2 мин)

Ход урока

Оргмомент – 1 мин.

I . Вступительное слово учителя – 1 мин.

Мы продолжаем изучение повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» и сегодня в центре нашего внимания образ профессора Преображенского.

Было уже ранее отмечено, что перемены, происходящие в России 20-30-х годов, связанные со строительством социализма и нового будущего человека, воспринимались писателем-гуманистом как огромный эксперимент, страшный по своим масштабам и последствиям. Булгаков отрицательно относился к идее создания нового общества, воспитанию нового, свободного от прежней морали и культуры человека. Писатель воспринимал это как вмешательство в естественный ход вещей, тысячелетнюю историю человечества, и последствия этого вмешательства могли стать плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом и предупреждает повесть «Собачье сердце».

Но кроме этого, в своем произведении Булгаков размышляет о роли ученого и науки, о роли интеллигенции в обществе, об их моральной ответственности перед обществом. Вот почему таким важным становится образ профессора Преображенского.

Цель нашего урока – анализ этого образа, постижение писательского мастерства Булгакова в создании образа главного героя. Мы постараемся определить способы и приемы раскрытия характера героев повести.

II . Работа над образом профессора Преображенского – 18-20 мин

Итак, перед нами главный герой повести – профессор Филипп Филиппович

Преображенский.

- Как вы думаете, какой смысл вкладывает Булгаков в имя и фамилию своего героя?

(Слушаем ответы учащихся)

Имя Филипп в переводе с греческого означает «любящий коней». Конь в Древней Греции был одним из символов благородного человека. А слово филиппика имеет значение «гневная обличительная речь, выступление против кого-либо или чего-либо. Учащиеся должны прийти к выводу о том, что этим образом автору, наверное, хотелось обличить эксперимент, в котором профессор преобразил собаку в человека Прототипом профессора Преображенского явился дядя писателя – Николай Михайлович Булгаков, известный врач, умный и талантливый человек (фотография на доске).

Обратим внимание на портрет-иллюстрацию героя повести.

- Таким ли вы представляли себе профессора?

(Слушаем ответы учащихся)

Характер литературного героя в художественном произведении раскрывается определенными способами и приемами. Обратите внимание на записи на доске.

Давайте посмотрим, как Булгаков создает портрет Ф.Ф. Преображенского.

(Работа с текстом) гл.1 от слов «Дверь через улицу… Отдайте мне ее».

От слов «Вот это личность!» и до конца главы.

- Какую особенность изображения писателем внешности героя вы заметили?

(Портрет дан глазами собаки. При этом

гражданин = господин

товарищ = холуй)

- Какой прием использует Булгаков при описании квартиры Преображенского? Для чего? (Прием – антитеза. Два разных мира – мир чистоты, достатка, спокойствия и уюта и мир грязи, вони, нищеты и злобы).

Профессор господин, образованный, воспитанный, благородный человек, личность. Он всемирно известный ученый, практикующий врач, зарабатывающий деньги своим трудом, талантом. Он уверен в себе, спокоен, может заниматься любимым делом. Филипп Филиппович держит прислугу и живет в 7 комнатах. По мнению новой власти – домового комитета во главе со Швондером, - это непозволительная роскошь.

(Работа с текстом) Гл. 2 – эпизод прихода домкома в квартиру профессора с требованием уплотнения. От слов «Изразцовые квадратики…. Засверкала золотая цепь»

- Обратите внимание на детали. Как внешне меняется профессор во время разговора с «пролетариями»?

(Лицо «нежно побагровело» - «багровость приняла несколько сероватый оттенок» - «багровость его стала желтой», он «рявкнул»)

- Что хотел подчеркнуть автор?

(Раздражение. Его бесит отсутствие элементарного здравого смысла, ссылка на сомнительные авторитеты).

- Как вы думаете, может быть, жизнь в 7 комнатах – действительно непозволительная роскошь?

(Слушаем мнение учащихся. Нет, это не роскошь – это нормальное условие жизни человека. Интересно, что назначение комнат рационально. Это складывалось веками и даже закрепилось в языке: спальня, столовая, детская, кабинет..)

(Работа с текстом) гл. 3 . С начала и до слов «наполнился жидкой слюной»

От слов «Засим от тарелок» до «не читайте советских газет»

Сразу же на память приходят державинские строки:

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,

Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,

Что смоль, янтарь, икра…

И строки из «Евгения Онегина» Пушкина:

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

- Почему не случайны ассоциации?

(Культура потребления пищи уходит корнями в нашу

историю)

- Как это описание помогает понять образ профессора Преображенского?

(Культура жизни – это важная составная общей челове-

ческой культуры. Сравнивая Преображенского и Шарико-

ва, читатель сразу выделяет превосходство человека, «уме-

ющего есть»).

III . Роль второстепенных персонажей в раскрытии образа героя 10мин.

(Слушаем ответ ученика по индивидуальному опережающему заданию: «Роль образов прислуги в раскрытии характера профессора Преображенского»).

В Советской России работа прислуги считалась рабской работой, унижающей достоинство человека. Но Булгаков доказывает обратное: любая работа, если ее выполняют ответственно и с душой, необходима и будет оценена по достоинству. Сам профессор, относясь с уважением и доверием к своей прислуге, не унижает, а, наоборот, дает им почувствовать свою нужность, значимость, даже сопричастность к жизни профессора.

Снова антитеза: отношение Шарикова к Зине и Дарье Петровне.

(Слушаем ответ ученика по индивидуальному опережающему заданию о роли доктора Борменталя в раскрытии образа профессора.)

Делаем вывод о роли второстепенных персонажей в раскрытии образа главного героя: портрет, интерьер, быт, второстепенные персонажи – все свидетельствует о том, что Филипп Филиппович Преображенский – человек уверенный в себе, достойный, интеллигентный, обладающий высокой культурой.

IV . Роль образа в раскрытии идеи произведения 15 мин.

- Какова цель жизни профессора? (Слушаем ответы учеников).

Цель его жизни – служить науке. Ради этого он решился на эксперимент по очеловечиванию пса.. Но появляется в квартире Шариков – этот «новый человек», и сразу начинается разруха, как, впрочем, и везде: в доме, в стране.

В начале 30-х годов в Московской мастерской коммунистической драматургии была поставлена одноактная пьеса Валерия Язвицкого «Кто виноват» («Разруха»), где главное действующее лицо – древняя скрюченная старуха в лохмотьях по имени Разруха. Советская пропаганда стремилась сделать из разрухи мифическую неуловимую злодейку, стремясь скрыть, что ее первопричина – политика большевиков, военный коммунизм, когда люди, не имея стимула к труду, перестали честно и качественно работать.

- Как Преображенский предлагает избавиться от разрухи? (Навести порядок в стране, когда каждый должен заниматься своим делом, нести ответственность за свой труд)

Революция породила «новых людей», разрушивших старый мир, великую культуру, вооружившись одним правом – взять все и поделить. Но ведь цель революции – улучшить жизнь простых людей, преобразить мир.

Желая улучшить человеческую природу, Преображенский создал монстра, легко воспринявшего пролетарские идеи. Операция по пересадке гипофиза в течении недели очеловечивает собаку, «операция по очеловечиванию» швондеров длилась дольше, но результат в сущности один. Эти люди имеют только внешние человеческие признаки, недостаточные для того, чтобы определение «человек» было к ним приложимо. Миллионам швондеров и шариковых внушили страшную мысль: чтобы стать хозяином жизни, не нужно много трудиться, прилагать усилия, воспитывать себя, достаточно того, что ты «пролетарий».

Просмотр отрывка из фильма – фрагмент из 8 главы – разговор профессора с доктором Борменталем о результате эксперимента . – 5 мин.

- К какому выводу приходит профессор после своего эксперимента?

(Крах подобных экспериментов неизбежен, потому что невозможно «очеловечить» то, что перестало быть человеком, потеряв духовную, моральную и нравственную основу, на которой строятся отношения между обществом и личностью. Вот почему эксперимент с очеловечиванием собаки провалился так же, как и трагический коммунистический эксперимент. Время показало, насколько прав был в своих прозрениях Булгаков.

- Осуждает ли писатель профессора за этот эксперимент?

(Работа с текстом) – эпилог «Серые гармонии труб грели…

- Как называет профессора автор? (Высшее существо, всемогущий человек, седой волшебник).

- Какой вывод можно сделать?

(В повести профессору все удается вернуть на круги своя: злобный хам Шариков вновь становится добрым и ласковым псом. Жаль, что в реальной жизни невозможно время повернуть вспять.)

V. Итог урока.

Образ профессора Преображенского – главный образ, постигая который можно разобраться в идейном замысле писателя. Это один из самых ярких, запоминающихся образов, созданных Булгаковым. Мастерство автора проявилось в умении использовать различные способы и приемы в создании образа своего героя.

VI. Домашнее задание - 1-2 мин .

Талантливый писатель в созданных им образах выражает мысли, которые волнуют не только его современников, но и потомков. Эксперименты по созданию нового человека продолжаются и в ХХ I веке. Сейчас ученые пытаются клонировать людей. Предлагаю письменно ответить на вопрос:

«О чем предупреждал человечество русский писатель Михаил Булгаков, создавая образ профессора Преображенского?»

VII . Выставление и комментарий оценок за урок – 2 мин.