Браки, построенные по расчету.(на основе романа л. н. толстого «война и мир»). Образ жюли карагиной в романе война и мир сочинение-характеристика Общие выводы уроков. Путь любимых героев Толстого - это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле они

Князь Василий Курагин - один из значимых персонажей романа-эпопеи "Война и мир". Его семейство, бездушное и грубое, наглое и действующее напролом, когда есть возможность обогатиться, противопоставлено деликатной и добросердечной семье Ростовых и интеллектуальной семье Болконских. Василий Курагин живет не мыслями, а, скорее, инстинктами.

Он, встречая влиятельного человека, старается сблизиться с ним, и это происходит у него автоматически.

Внешность князя Василия Сергеевича

Мы его первого встречаем в салоне Анны Павловны, где собирается весь интеллектуальный и какой же на проверку убогий цвет Петербурга. Пока еще никто не прибыл, он ведет полезные и доверительные разговоры со стареющей сорокалетней «энтузиасткой». Важный и чиновный, высоко неся голову, он прибыл в придворном мундире со звездами (награды он сумел получить, не делая ничего полезного для страны). Василий Курагин плешив, надушен, степенен и, даже несмотря на свои шестьдесят лет, грациозен.

Движения его всегда свободны и фамильярны. Ничто не может вывести его из состояния равновесия. Василий Курагин состарился, проведя всю жизнь в свете, и блестяще владеет собой. Его плоское лицо покрыто морщинами. Это все становится известно из первой главы первой части романа.

Заботы князя

У него трое детей, которых любит он мало. Сам в той же главе он говорит, что у него нет родительской любви к детям, но пристроить их хорошо в жизни он считает своей большой задачей.

В разговоре с Анной Павловной он как бы ненароком спрашивает, кому предназначается место первого секретаря в Вене. Это главная его цель посещения Шерер. Ему надо пристроить на теплое местечко придурковатого сына Ипполита. Но, между прочим, он договаривается, что Анна Павловна попробует сосватать его беспутного сына Анатоля с богатой и знатной Марией Болконской, которая живет с отцом в имении Хоть одну пользу Василий Курагин от этого вечера получил, поскольку он не привык к бесполезному для себя времяпровождению. И вообще, он умеет пользоваться людьми. Его всегда влечет к тем, кто стоит выше него, и у князя есть редкий дар - ловить минуту, когда можно и надо пользоваться людьми.

Гадкие поступки князя

В первой же части, начиная с главы XVIII, Василий Курагин пытается, приехав в Москву, завладеть наследством Пьера, уничтожив завещание его отца. Жюли Карагина более или менее подробно написала об этой некрасивой истории Марии Болконской в письме. Ничего не получив и сыграв «гадкую роль», как выразилась Жюли, князь Василий Курагин уехал в Петербург сконфуженный. Но он недолго пребывал в этом состоянии.

Он как будто рассеянно приложил усилия, чтобы сблизить Пьера со своей дочерью, и успешно завершил это дело свадьбой. Деньги Пьера должны служить семейству князя. Так и должно быть, по мнению князя Василия. Попытку женить повесу Анатоля на безответной некрасивой княжне Марье тоже нельзя назвать достойным поступком: его заботит только богатое приданое, которое при этом может получить сын. Но его такая безнравственная семья вырождается. Ипполит - просто дурень, которого никто всерьез не воспринимает. Элен умирает. Анатоль, перенеся ампутацию ноги, неизвестно, выживет или нет.

Характер Курагина

Он самоуверенный, пустой и В тоне его голоса за приличием и участием всегда просвечивает насмешка. Он всегда старается сблизиться с людьми высокого положения. Так, например, все знают, что он в хороших отношениях с Кутузовым, и к нему обращаются за помощью, чтобы пристроить сыновей в адъютанты. Но он всем привык отказывать, чтобы в нужную минуту, а мы уже говорили об этом, воспользоваться милостями только для себя. Такими мелкими черточками, разбросанными в тексте романа, описывается светский человек - Василий Курагин. Характеристика его у Л. Толстого весьма нелестная, и с ее помощью автор описывает высший свет в целом.

Большим интриганом, привыкшим жить мыслями о карьере, деньгах и выгоде предстает перед нами Василий Курагин. «Война и мир» (причем мир во времена Толстого писался через непривычную нам букву i и означал не только мир как отсутствие войны, но и, в большей степени, мироздание, и прямой антитезы в этом названии не было) - произведение, в котором князь показан на фоне великосветских приемов и у себя в доме, где нет тепла и сердечных отношений. Роман-эпопея вместил в себя монументальные картины жизни и сотни характеров, одним из которых и является князь Курагин.

Жюли Карагина - это один из второстепенных персонажей книги Льва Николаевича Толстого под названием "Война и мир".

Девушка происходит из знатного и богатого рода. Она с раннего детства дружит с Марьей Болконской, но с годами они практически прекратили общение.

Жюли приблизительно двадцать лет. Она до сих пор незамужняя, что во времена, описанные в литературном произведении, было очень поздно, поэтому девушка страстно желала поскорее пойти под венец, для того, чтобы с кем-то познакомиться, Карагина постоянно посещает различные выставки, театры и другие светские мероприятия. Карагина очень не хочет становиться "старой девой" и прилагает все усилия, чтобы превратиться в замужнюю даму. У неё огромное наследство, которое осталось после смерти родителей и братьев: два шикарных особняка и земельные участки, а также, денежные накопления.

Жюли влюблена в Николая Ростова и охотно вышла бы замуж за него, ведь считает, что данная симпатия абсолютно взаимно. Но молодой человек ведёт себя благородно по отношению к ней и не желает связывать себя узами брака только лишь ради денег своей потенциальной невесты, ведь в качестве возлюбленной и будущей жены он её не воспринимает. Девушка продолжает ревновать Николая, но добиться его расположения так и не смогла. Борис Друбецкой, наоборот, старательно ухаживает за Жюли, чтобы завладеть её состоянием. Она ему совершенно не нравится, но Борис делает ей предложение руки и сердца, преследуя исключительно корыстные цели, и Карагина соглашается.

Девушка глупая и самовлюблённая. Она притворяется другим человеком, старается казаться лучше, чем есть на самом деле. Карагина даже демонстрирует окружающим свой наигранный патриотизм, чтобы заслужить одобрение общества и похвалу. Жюли умеет играть на арфе и часто развлекает гостей своего имения различными музыкальными композициями. Карагина постоянно находится среди представителей московской элиты и знает правила поведения в светском обществе, но она не является интересным собеседником, поэтому многие приятельствуют с ней исключительно из вежливости.

Девушка считается себя настоящей красавицей, но у окружающих другое мнение. У неё круглое лицо, большие глаза, невысокий рост. Она не жалеет денег на наряды и всегда одета по последней моде.

Жюли не имеет своей собственной точки зрения на различные темы и подражает рассуждениям и мнению других. Это отталкивает от неё людей, ведь, к примеру, муж Жюли тайно ненавидит свою супругу, считает её обузой и испытывает к ней только раздражение, даже давняя подруга Марья Балконская прекратила с ней видеться и общаться, потому что Карагина стала ей неинтересна.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Бажова Малахитовая шкатулка

    Название сказки Павла Бажова «Малахитовая шкатулка» очень символично. В рассказе фигурируют те же самые персонажи, что и в других сказах Бажова. Настасья и Степан на свадьбу получили подарок от Хозяйки медной горы

  • Сочинение Блокада Ленинграда

    Какие истории не забываются и достаточно долго хранятся в памяти людей? Я считаю, что человек впитывает в себя хорошие дни, оставляя от них лишь поверхностные ощущения. Люди растворяют в себе счастье, забывая о месте и времени,

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Это произведение - полемический ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве - Элен Курагина, Жюли Карагина, Анна Павловна Шерер; мечтает о собственном салоне холодная и апатичная Вера Берг... Светское общество погружено в вечную суету. В портрете красавицы Элен Толстой видит белизну плеч, глянец волос и бриллиантов, очень открытую грудь и спину, застывшую улыбку. Такие детали позволяют художнику подчеркнуть внутреннюю пустоту, ничтожность великосветской львицы.

Место подлинных человеческих чувств занимает в роскошных гостиных денежный расчет. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера,- наглядное тому подтверждение. Толстой показывает, что поведение дочери князя Василия не отклонение от нормы, а норма жизни того общества, к которому она принадлежит.

В самом деле, разве иначе ведет себя Жюли Карагина, имеющая благодаря своему богатству достаточный выбор женихов; или Анна Михайловна Друбецкая, пристраивающая сына в гвардию? Даже перед постелью умирающего графа Безухова, отца Пьера, Анна Михайловна испытывает не чувство сострадания, а страх, что Борис останется без наследства. Толстой показывает великосветских красавиц и в семейном быту.

Семья, дети не играют в их жизни существенной роли. Элен кажутся смешными слова Пьера о том, что супругов могут и должны связывать чувства сердечной привязанности, любви. Графиня Безухова с отвращением думает о возможности иметь детей. С удивительной легкостью она бросает мужа.

Элен - это концентрированное проявление полной бездуховности, пустоты, суетности. Излишняя эмансипированность приводит женщину, по мысли Толстого, к неправильному пониманию собственной роли. В салоне Элен и Анны Павловны Шерер звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии... Чувство ложного патриотизма заставляет их в период нашествия французов говорить исключительно на русском языке.

Великосветские красавицы во многом утратили главные черты, которые присущи настоящей женщине. Напротив, в образах Сони, княжны Марьи, Наташи Ростовой сгруппированы те черты, которые составляют тип женщины в подлинном смысле. Вместе с тем Толстой не пытается создавать идеалы, а берет жизнь как она есть.

В самом деле, в произведении нет сознательно-героических женских натур, подобных тургеневским Марианне из романа «Новь» или Елене Стаховой из «Накануне». Надо ли говорить, что любимые героини Толстого лишены романтической приподнятости? Женская духовность заключается не в интеллектуальной жизни, не в увлечении Анны Павловны Шерер, Элен Курагиной, Жюли Карагиной политическими и другими мужскими вопросами, а исключительно в способности к любви, в преданности семейному очагу. Дочь, сестра, жена, мать - вот основные жизненные положения, в которых раскрывается характер любимых героинь Толстого. Этот вывод может вызвать сомнение при поверхностном чтении романа. Действительно, патриотичны поступки княжны Марьи и Наташи Ростовой в период французского нашествия, патриотичны и нежелание Марьи Болконской воспользоваться покровительством французского генерала и невозможность для Наташи остаться в Москве при французах. Однако связь женских образов с образом войны в романе более сложная, она не исчерпывается патриотизмом лучших русских женщин.

Толстой показывает, что понадобилось историческое движение миллионов людей, чтобы герои романа (Марья Болконская и , Наташа Ростова и Пьер Безухов) смогли найти путь друг к другу. Любимые героини Толстого живут сердцем, а не умом. Все лучшие, заветные воспоминания Сони связаны с Николаем Ростовым: общие детские игры и шалости, святки с гаданием и ряжеными, любовный порыв Николая, первый поцелуй... Соня сохраняет верность любимому, отклоняя предложение Долохова.

Она любит безропотно, но отказаться от своей любви не в силах. И после женитьбы Николая Соня, конечно же, продолжает любить его. Марья Болконская с ее евангельским смирением особенно близка Толстому. И все же именно ее образ олицетворяет торжество естественных человеческих потребностей над аскетизмом.

Тайно мечтает княжна о замужестве, о собственной семье, о детях. Ее любовь к Николаю Ростову - высокое, духовное чувство.

В эпилоге романа Толстой рисует картины семейного счастья Ростовых, подчеркивая этим, что именно в семье обрела княжна Марья подлинный смысл жизни. составляет сущность жизни Наташи Ростовой. Юная Наташа любит всех: и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и Бориса Друбецкого. Сближение, а затем разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют внутренне страдать Наташу.

Переизбыток жизни и неопытность - источник ошибок, необдуманных поступков героини (история с Анатолем Курагиным). Любовь к князю Андрею с новой силой пробуждается в Наташе. Она покидает Москву с обозом, в котором оказывается и раненый Болконский. Наташей вновь овладевает непомерное чувство любви, сострадания. Она самоотверженна до конца. Смерть князя Андрея лишает жизнь Наташи смысла. Известие же о гибели Пети заставляет героиню преодолеть собственное горе, чтобы удержать старушку-мать от безумного отчаяния.

Наташа «думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней.

Проснулась любовь, и проснулась жизнь». После замужества Наташа отказывается от светской жизни, от «всех своих очарований» и всецело отдается семейной жизни. Взаимопонимание супругов основано на способности «с необыкновенною ясностью и быстротой понимать и сообщать мысли друг друга путем, противным всем правилам логики».

Таков идеал семейного счастья. Таков толстовский идеал «мира». Мысли Толстого о подлинном предназначении женщины, думается, не устарели и в наши дни. Конечно, заметную роль в сегодняшней жизни играют женщины, посвятившие себя политической или общественной деятельности. Но все же многие наши современницы выбирают то, что выбрали для себя любимые героини Толстого. Да и так ли уж это мало - любить и быть любимой?

Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Ростовой. Будучи мастером изображения людских душ и характеров, Толстой воплотил в образе Наташи самые лучшие черты человеческой личности. Он не хотел изображать ее умной, расчетливой, приспособленной к жизни и при этом совершенно бездушной, какой он сделал другую героиню романа - Элен Курагину. Простота и одухотворенность делают Наташу более привлекательной, чем Элен с ее умом и хорошими светскими манерами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к жизни, найти правильные решения.

Например, когда Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег в карты Долохову, возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и вдруг понимает, что «все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее... ». Но Наташа не только помогает людям в трудных жизненных ситуациях, она еще просто приносит им радость и счастье, дает возможность восхищаться собой, причем делает это бессознательно и бескорыстно, как в эпизоде пляски после охоты, когда она «стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею».

Так же, как к народу, близка Наташа и к пониманию удивительной красоты природы. При описании ночи в Отрадном автор сопоставляет чувства двух сестер, ближайших подруг, Сони и Наташи.

Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи, которыми полна тихая ночь. Она восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало! » Но Соня не может понять восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе.

Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития. Наташа же совершает ошибки и черпает из них необходимый жизненный опыт. Она встречает князя Андрея, их чувства можно назвать внезапным единением мыслей, они поняли друг друга внезапно, почувствовали что-то объединяющее их. Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет бежать с ним. Объяснением этому может служить то, что Наташа -самый обычный человек, со своими слабостями. Ее сердцу присущи простота, открытость, доверчивость, она просто следует за своими чувствами, не умея подчинять их разуму.

Сочинение по литературе. Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности самых различных людей. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в своем романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины - носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина и другие.

Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Ростовой. Будучи мастером изображения людских душ и характеров, Толстой воплотил в образе Наташи самые лучшие черты человеческой личности. Он не хотел изображать ее умной, расчетливой, приспособленной к жизни и при этом совершенно бездушной, какой он сделал другую героиню романа - Элен Курагину. Простота и одухотворенность делают Наташу более привлекательной, чем Элен с ее умом и хорошими светскими манерами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к жизни, найти правильные решения. Например, когда Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег в карты Долохову, возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и вдруг понимает, что “все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее...”.

Но Наташа не только помогает людям в трудных жизненных ситуациях, она еще просто приносит им радость и счастье, дает возможность восхищаться собой, причем делает это бессознательно и бескорыстно, как в эпизоде пляски после охоты, когда она “стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею”.

Так же, как к народу, близка Наташа и к пониманию удивительной красоты природы. При описании ночи в Отрадном автор сопоставляет чувства двух сестер, ближайших подруг, Сони и Наташи. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи, которыми полна тихая ночь. Она восклицает: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!” Но Соня не может понять восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе. Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития.

Наташа же совершает ошибки и черпает из них необходимый жизненный опыт. Она встречает князя Андрея, их чувства можно назвать внезапным единением мыслей, они поняли друг друга внезапно, почувствовали что-то объединяющее их.

Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет бежать с ним. Объяснением этому может служить то, что Наташа -самый обычный человек, со своими слабостями. Ее сердцу присущи простота, открытость, доверчивость, она просто следует за своими чувствами, не умея подчинять их разуму. Но настоящая любовь проснулась в Наташе намного позже. Она поняла, что тот, кем она восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немаловажную роль сыграл в этом Пьер Безухов. Его “детская душа” была близка Наташе, и он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека или негодования. Он боготворил ее, и она была благодарна ему за то, что он есть на свете. Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого человека, жизнь Наташи была удивительной. Она смогла испытать любовь и ненависть, создать великолепную семью, найдя в ней столь желанный душевный покой.

В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена ей княжна Марья Болконская. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, - самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуждение его действий и их мотивов - так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма. Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою компаньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она просит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обрушился гнев ее отца. И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от “живой жизни”, княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже “в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”. В полной мере проявила себя княжна Марья как личность, когда обстоятельства побудили ее к житейской самостоятельности, что произошло после смерти отца, и главное - когда она стала женой и матерью. О гармоничности, богатстве внутреннего мира Марьи Ростовой говорят и ее дневники, посвященные детям, и ее облагораживающее влияние на мужа.

Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, “когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины”. Характернейшая примета Анны Павловны - статичность слов, жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться”. За этой характеристикой скрывается авторская ирония и неприязнь к персонажу.

Жюли- такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состояние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии: “Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только “там”. Даже Борис, озабоченный поисками богатой невесты, чувствует искусственность, ненатуральность ее поведения.

Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.

Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: “Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы”. Вымышленные образы описаны художественно и одновременно являются проводниками мыслей автора. Женские характеры передают идеи Толстого о сложности человеческой натуры, об особенностях отношений между людьми, о семье, браке, материнстве, счастье.

С точки зрения системы образов героев романа можно условно разделить на “живых” и “мертвых”, то есть на развивающихся, меняющихся с течением времени, глубоко чувствующих и переживающих и - в противоположность им - застывших, не эволюционирующих, а статичных. В обоих “лагерях” есть женщины, причем женских образов столь много, что оговорить в сочинении всех представляется практически невозможным; пожалуй, разумнее остановиться подробнее на главных действующих лицах и характерных второстепенных персонажах, играющих значительную роль в развитии сюжета.

“Живые” героини в произведении - прежде всего Наташа Ростова и Марья Болконская. Несмотря на разницу в воспитании, семейных традициях, атмосфере дома, складе характера, они в конце становятся близкими друзьями. Наташа, выросшая в теплой, любящей, открытой, искренней семейной атмосфере, впитавшая в себя беспечность, лихость, восторженность “ростовской породы”, с юности покоряет сердца своей всеобъемлющей любовью к людям и жаждой ответной любви. Красоту в общепринятом смысле слова ей заменяет подвижность черт, живость глаз, грация, гибкость; чудесный голос и умение танцевать очаровывают многих. Княжна Марья, напротив, неуклюжа, некрасивость лица лишь изредка освещается “лучистыми глазами”. Безвылазная жизнь в деревне делает ее диковатой и молчаливой, общение с ней - тяжелым. Лишь чуткий и проницательный человек может заметить скрытую за внешней замкнутостью чистоту, религиозность, даже самопожертвование (ведь в ссорах с отцом княжна Марья обвиняет только себя, не признавая его вспыльчивость и грубость). Однако в то же время двух героинь многое объединяет: живой, развивающийся внутренний мир, тяга к высоким чувствам, душевной чистоте, чистой совести. Их обеих судьба сталкивает с Анатолем Курагиным, и только случай спасает Наташу и княжну Марью от связи с ним. В силу своей наивности девушки не видят низкие и корыстные цели Курагина и верят в его искренность. Из-за внешней разницы отношения между героинями сперва складываются непросто, возникает непонимание, даже презрение, но потом, узнав друг друга лучше, они становятся незаменимыми подругами, составляя неделимый нравственный союз, объединенный лучшими духовными качествами любимых героинь Толстого.

В построении системы образов Толстой далек от схематизма: грань между “живыми” и “мертвыми” проницаема. Толстой писал: “Для художника не может и не должно быть героев, а должны быть люди”. Поэтому в ткани произведения возникают женские образы, которые трудно определенно отнести к “живым” или “мертвым”. Такой можно считать мать Наташи Ростовой, графиню Наталью Ростову. Из разговоров действующих лиц становится ясно, что в молодости она вращалась в свете и была членом и желанным гостем салонов. Но, выйдя замуж за Ростова, она меняется и посвящает себя семье. Ростова как мать - образец сердечности, любви и такта. Она - близкий друг и советчик детей: в трогательных разговорах по вечерам Наташа посвящает мать во все свои тайны, секреты, переживания, ищет у нее совета, помощи. В то же время на момент основного действия романа ее внутренний мир статичен, но это может быть объяснено значительной эволюцией в молодости. Она становится матерью не только для своих детей, но и для Сони. Соня тяготеет к лагерю “мертвых”: в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна. Это особенно подчеркивается тем, что в начале романа Соня и Наташа всегда вместе. Толстой наделил эту в общем неплохую девушку незавидной участью: влюбленность в Николая Ростова не приносит ей счастья, так как из соображений благосостояния семьи мать Николая не может разрешить этот брак. Соня испытывает благодарность Ростовым и так акцентируется на ней, что зацикливается на роли жертвы. Она не принимает предложения Долохова, отказом афишируя свое чувство к Николаю. Она живет надеждой, в принципе рисуясь и демонстрируя свою непризнанную любовь.

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”. Это произведение - полемический ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве - Элен Курагина, Жюли Карагина, Анна Павловна Шерер; мечтает о собственном салоне холодная и апатичная Вера Берг…

Светское общество погружено в вечную суету. В портрете красавицы Элен Толстой видит белизну плеч, глянец волос и бриллиантов, очень открытую грудь и спину, застывшую улыбку. Такие детали позволяют художнику подчеркнуть внутреннюю пустоту, ничтожность великосветской львицы. Место подлинных человеческих чувств занимает в роскошных гостиных денежный расчет. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера,- наглядное тому подтверждение. Толстой показывает, что поведение дочери князя Василия не отклонение от нормы, а норма жизни того общества, к которому она принадлежит. В самом деле, разве по-другому ведет себя Жюли Карагина, имеющая благодаря своему богатству достаточный отбор женихов; или Анна Михайловна Друбецкая, пристраивающая сына в гвардию? Даже перед постелью умирающего графа Безухова, отца Пьера, Анна Михайловна испытывает не чувство сострадания, а страх, что Борис останется без наследства.

Толстой показывает великосветских красавиц и в семейном быту. Семья, дети не играют в их жизни существенной роли. Элен кажутся смешными слова Пьера о том, что супругов могут и должны связывать чувства сердечной привязанности, любви. Графиня Безухова с отвращением думает о возможности обладать детей. С удивительной легкостью она бросает мужа. Элен - это концентрированное проявление полной бездуховности, пустоты, суетности.

Излишняя эмансипированность приводит женщину, по мысли Толстого, к неправильному пониманию собственной роли. В салоне Элен и Анны Павловны Шерер звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии… Чувство ложного патриотизма заставляет их в срок нашествия французов вещать только на русском языке. Великосветские красавицы во многом утратили главные черты, которые присущи настоящей женщине. Напротив, в образах Сони, княжны Марьи, Наташи Ростовой сгруппированы те черты, которые составляют тип женщины в подлинном смысле.