Музыка. Культура Венгрии: личный опыт Малоизвестная культура Венгрии

Жители Венгрии естественно и органично сочетают в себе здоровое жизнелюбие и практицизм с высокой духовностью и общенациональным романтизмом. Внимательный наблюдатель заметит это. Стоит только походить по Будапешту — красивейшему из городов мира, удобно и уютно устроенному.

Венгрия — страна музыки и танцев. Здесь возникла зажигательная смесь самобытной венгерской музыки, с едва уловимым восточным оттенком, и страстных цыганских мотивов. Присущая ей мелодика прослеживается в творчестве многих европейских композиторов: Гайдна, Бетховена, Шуберта, Брамса. В Венгрии почти беспрерывно проходят многочисленные музыкальные, театральные, танцевальные фестивали и цветочные карнавалы.

Двухтысячелетнюю традицию насчитывает в Венгрии культура бань. По сути, вся страна — это огромный, комфортабельный бальнеологический курорт. Во времена римлян банная культура достигла здесь невиданного расцвета, что подтверждается раскопками Аквинкума, римского города на территории Будапешта. Хотя турецкая оккупация Венгрии в XVI веке причинила огромный ущерб стране, но банная культура не пострадала. Более того, турки — тоже большие почитатели бань — построили новые, получившие высокую оценку современников.

Венгерское искусство и архитектура основаны на романском стиле, готическом стиле, барокко и стиле арт-новю. В Венгрии прекрасно развиты народное искусство и промыслы; здесь производят посуду, вышитые изделии, изделия из кости и дерева и настенные панно. Музыкальная сокровищница страны включает в себя как рапсодии Франка Листа и оперы Ференца Эркеля, так и цыганскую и фольклорную музыку. Литература Венгрии неотделима от истории страны, и поэтому ее основными составляющими являются оды, героические поэмы, реалистические рассказы. Футбол, безусловно, самый любимый вид спорта, но шахматы тоже популярны.

В богатом фольклоре выделяются песни и баллады (например, о разбойниках-бетярах), сказки, исторические предания, пословицы. Своеобразна венгерская народная музыка. Известные венгерские танцы - вербункош и чардаш.

Венгры весьма скептически относятся к вере (возможно поэтому у них большие достижения в науке), но тем не менее, многие называют себя католиками, кальвинистами или лютеранами. В стране также есть греческая католическая церковь и православная церковь, а также иудаистское сообщество в Будапеште.

Практически вся территория страны насыщена историческими, культурными и природными памятниками мирового значения. Венгрия ("Паннония") была когда-то восточной границей Римской империи и еще до прихода сюда венгров в среднем течении Дуная жили римляне, германские и славянские племена. Кладоискатели и сегодня разыскивают на берегах Тисы могилу Аттилы, легендарного вождя гуннов, побывавших здесь во времена великого переселения народов. В 896 году с востока в долину Дуная пришли венгерские племена.

В этой маленькой стране хранится много тайн. Здесь Вы найдете лесистые горы, быстрые реки, бескрайние степи без горизонта, парки и заповедники с таинственным миром растений и птиц, небольшие белые домики с черепичными крышами, тысячелетние монастыри, вековые помещичьи усадьбы и дворцы, подземные пещеры с царством сталактитов, озера, бесчисленное количество целебных источников, прорывающихся на поверхность из горячего подземного моря, на водах которого покоится Венгрия.

Венгрия - страна сердечного гостеприимства.

Венгерская музыка — неотъемлемая часть культуры этой страны. На протяжении всего года в Венгрии проходят всевозможные концерты и фестивали. Конечно же, главным «эпицентром» музыкальных событий является Будапешт. Здесь можно найти музыкальные мероприятия на любой вкус. Так, например, каждое лето на Обудайском острове проводится известный фестиваль «Сигет». Ежегодно на него приезжает более 400 тысяч человек из разных уголков мира. Живут они здесь же, на острове: разбивают палатки и веселятся от души, дожидаясь вечера, когда на сцену выходят знаменитые группы и исполнители. Среди гостей фестиваля в разное время были такие мировые звезды, как David Bowie, The Prodigy, The Cardigans, Rammstein, Morcheeba, Placebo, HIM, Muse, Sugababes, The Pet Shop Boys, Nick Cave, Natalie Imbruglia, The Rasmus и многие другие.
Любители классической музыки могут насладиться великолепной игрой музыкантов в Будапештской консерватории, одном из старейших концертных залов страны. Поклонников оперы ждет роскошное здание Венгреского государственного оперного театра. Тем же, кто предпочитает более легкий жанр оперетты, рекомендуем посетить Будапештский театр оперетты, в богатый репертуар которого входят такие всемирно известные мюзиклы, как «Ромео и Джульетта», «Моцарт», «Красавица и чудовище» и другие. В гостеприимных тавернах и ресторанах раздаются звуки зажигательной цыганской музыки, а танцевальные коллективы исполняют знаменитый чардаш. Начиная с весны и заканчивая осенью музыку можно услышать на самых разных подмостках и сценах, под открытым небом и среди колоритных декораций. В импозантных дворцах, некогда принадлежавших богатым дворянским семьям, исполняются концерты классической музыки и проходят оперные постановки, в средневековых крепостях звучат старинные музыкальные инструменты, в городках и деревеньках проходят фестивали с народными песнями и танцами…
Безусловно, Венгрия является одной из самых музыкальных стран Европы, где современные направления мирно уживаются с классикой и народным творчеством.

Народная музыка
Венгрия имеет богатую музыкально-танцевальную традицию. Она крайне разнообразна и включает в себя черты музыкальной культуры соседних стран и регионов — Румынии, Словакии, северной Польши, Моравии… Вплоть до XIX века венгерскую народную музыку отождествляли с музыкой, которую исполняли цыганские оркестры. Она возникла в конце XVIII века и называлась вербункош. Под вербункошом подразумевают не только музыкальный стиль, но и одноименный танец, для которого характерен постепенный переход от медленных темпов к быстрым. Подобный переход имел особое смысловое значение — он символизировал национальный венгерский характер (стоит заметить, что появился он как раз в эпоху пробуждения национального самосознания). Первоначально вербункош исполняли во время набора рекрутов, чтобы вдохновить юношей на вступление в ряды армии. Известная мелодия в стиле вербункоша — так называемый марш Ракоши — вошел в произведения композиторов Ференца Листа и Гектора Берлиоза. Происхождение вербункоша точно не известно, однако установлено, что он включает в себя черты старинных венгерских танцев, равно как элементы балканской, славянской, левантинской, итальянской и венецианской музыки. С течением времени вербункош приобрел популярность не только в крестьянской среде, но и у представителей дворянства. К концу XVIII века народный музыкальный стиль часто встречался в оперных постановках, произведениях камерной и фортепьянной музыки. В XIX веке вербункош начали воспринимать как неотъемлемую часть музыкального романтизма Венгрии. Во многом это произошло благодаря творчеству выдающегося скрипача того времени Панны Цзинки, композитора Антала Чермака и руководителя цыганского оркестра Яноша Бихари. Среди музыкантов современности, исполняющих вербункош, наиболее известны представители музыкальной династии Лакатошей — Шандор и Роби Лакатош.
Долгое время венгерскую народную музыку отождествляли с музыкой цыган. Действительно, Венгрия всегда была одной из тех европейских стран, где она получила наибольшее развитие. И в наши дни цыганская музыка Венгрии пользуется заслуженной славой в мире. В число наиболее известных исполнителей входят Андо Дром, Романи Рота, Кайи Яг, Симеа Лакотоши, широко известны цыганские музыкальные коллективы — Hungarian Gypsies, Project Romani, Kalman Balogh’s Gypsy Cimbalom и другие. Цыганская музыка постоянно развивается, в ней появляются новые направления и стили, среди которых наибольшей известностью пользуется цыганский джаз.
В отличие от цыганской музыки, подлинное народное музыкальное искусство Венгрии долгое время было скрыто в крестьянской среде. Благодаря деятельности таких выдающихся композиторов, как Бела Барток и Золтан Кодай, оно стало известно широкой публике. Анализируя народные мелодии, Кодай и Золтан установили, что венгерская народная музыка основана на одном из древнейших звукорядов — пентатонике, впервые появившейся у древних народов Азии, Америки и Океании. Пентатоника — это звуковая система, содержащая 5 звуков в октаве. Эту же систему использовали и народы финно-угорской группы.
В 1970–е годы в Венгрии появилось движение «танцхаз», участники которого выступают против усредненной фольклорной музыки и стараются сохранить странные песенные традиции. Название движения, в переводе на русский означающее «танцевальный дом», связано со странным трансильванским обычаем: молодежь села снимала за плату дом, чтобы проводить там вечеринки с танцами. В 70-е годы этот обычай переняли молодые венгры, посещавшие Трансильванию. Среди них были музыканты и этнографы, которых привлекала сохранившаяся почти что в первозданном виде народная культура.
Танцевальные дома начались с деятельности Белы Халмоша и Ференца Шебо, занимавшихся коллекционированием крестьянских народных инструментов и песен, а также Дьёрдя Мартина и Шандора Тимара, изучавших народные танцы. Возвращение к корням было с восторгом принято венгерским обществом, стремившимся выразить свой протест против официальной власти. В 80-е годы обычай проводить конец недели в домах танца стал одним из популярнейших альтернативных способов коллективного общения. Здесь оркестры на аутентичных инструментах (скрипке, трехструнной виоле-браче, венгерских цимбалах) исполняли старинную крестьянскую музыку, аккомпанируя певцам и певицам, перенявшим от крестьян традиционную манеру пения. И конечно же, ни один из таких вечеров не обходился без танцев, причем не только венгерских, но и соседних народов — славян, греков, румын.
Среди исполнявшихся танцев был и знаменитый чардаш, без которого просто невозможно представить себе народную культуру Венгрии. Чардаш появился в первой трети XIX века. Своим происхождением он обязан вербункошу, а также крестьянским парным танцам разных областей Венгрии. «Популяризацией» танца занимались музыкальные цыганские коллективы, которые познакомили с ними жителей соседних Воеводины, Словакии, Словении, Хорватии, Трансильвании и Моравии. Главной особенностью чардаша является вариация темпов музыки — от совсем медленных к очень быстрым. В зависимости от музыкального рисунка различают немало видов чардаша — спокойный, оживленный, трясучку и т. п. Зажигательные мотивы чардаша вошли в произведения многих известных европейских композиторов — Имре Кальмана, Ференца Листа, Иоганнеса Брамса, Иоганна Штрауса, Пабло де Сарасате, Петра Ильича Чайковского.

Классическая музыка
Классическая музыка составляет важную часть культурного наследия Венгрии. Имя самого выдающегося венгерского композитора Ференца Листа известно даже тем, кто далек от искусства. Лист родился 22 октября 1811 года в деревне Доборьян. Отец композитора работал управляющим в имении графа Эстерхази. Будучи сам музыкантом-любителем, он поощрял интерес сына к музыке и преподавал ему первые уроки игры на фортепиано. Первый концерт Листа состоялся в соседнем городке Шопроне, когда юному музыканту было всего 9 лет. В скором времени он был приглашен во дворец Эстерхази. Услышав игру талантливого мальчика, несколько венгерских дворян, друзей графа, вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференц отправился учиться в Вену, где его преподавателями стали выдающиеся музыканты той эпохи А. Сальери и К. Черни. 1 декабря 1822 года состоялся первый венский концерт Листа, во многом предопределивший его дальнейшую судьбу — критики и публика пришли в восторг от великолепной игры музыканта. С тех пор Листу были обеспечены полные залы. Значительное влияние на формирование творческого стиля композитора оказало творчество Г. Берлиоза и Ф. Шопена, с которыми он познакомился в конце 20-х годов. В начале 30-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Николо Паганини. Композитор задался целью выработать столь же блестящий фортепианный стиль, и в скором времени уже практически не имел себе равных как пианист-виртуоз.
Музыкальное наследие Листа составляет более чем 1300 произведений, большая часть из которых — фортепианные. Среди этого грандиозного списка самыми популярными произведениями являются знаменитые «Грезы любви», 19 Венгерских рапсодий, цикл из 12 трансцендентных этюдов, три цикла небольших пьес под название «Годы странствий». Листу принадлежат также более 60 песен и романсов для голоса с фортепиано и несколько органных сочинений. Значительную часть фортепианного наследия композитора составляют транскрипции и парафразы музыки других авторов, в том числе переложения симфоний Бетховена и фрагменты из произведений Баха, Беллини, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Моцарта, Паганини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.
Будучи приверженцем идеи синтеза искусств, Лист стал создателем жанра симфонической поэмы, которая была призвана выражать внемузыкальные идеи или пересказывать музыкальными средствами произведения литературы и изобразительных искусств. Единство композиции достигалось введением лейтмотивов, или лейтем, проходящих через всю поэму. Самые интересные из симфонических поэм Листа — «Прелюдии», «Орфей» и «Идеалы».
Вплоть до последних дней своей жизни композитор продолжал давать концерты. Новаторство Листа проявилось не только в его произведениях, но и в самой манере его игры. Порывая со старой традицией, он развернул рояль так, что публика могла видеть профиль музыканта. Иногда Лист устраивал из своих концертов настоящие шоу — ставил на сцену несколько инструментов и переходил от одного к другому, играя на каждом одинаково виртуозно. При этом, подобно современным рок-звездам, композитор в эмоциональном порыве нередко ломал инструменты, что приводило публику в неописуемый восторг.
В начале 1886 года Лист, которому тогда было 75 лет, отправился в Англию, где был принят королевой Викторией. Из Англии уставший и неважно себя чувствовавший композитор поехал в Байрот, чтобы принять участие в ежегодно проходившем там Вагнеровском фестивале. В этом городе 31 июля 1886 года он умер. Лист был одной из самых значительных фигур на музыкальном олимпе своей эпохи, чье творчество оказало сильное влияние на многих музыкантов последующих эпох.
Конец XIX — начало XX века принято считать периодом наибольшего расцвета венгерской классической музыки. К этому времени относится творчество двух других выдающихся композиторов Венгрии — Белы Бартока и Золтана Кодая. Именно они первыми открыли народное музыкальное искусство, веками скрытое в крестьянской среде. Своей деятельностью в 1905–1926 годах они положили начало сбору богатого и красивого песенного материала, и этим спасли его для мировой культуры. К наиболее популярным произведениям Бартока следует отнести шесть румынских танцев для фортепиано, некоторые из оркестровых произведений (Вторая сюита, Дивертисмент для струнного оркестра, Третий фортепианный концерт и др.), а также фортепианные и вокальные сочинения. Кодая прославили его «Венгерский псалом» на слова Четвертого псалма, а также сюита из оперы «Хари Янош». Кроме того, Кодай занимался музыкальной критикой и чтением публичных лекций. Ему принадлежит 4-томное собрание фольклорных материалов под названием «Венгерская народная музыка».
Венгрия является родиной многих других известных композиторов, дирижеров и музыковедов, таких как Эрнё Дохнайи (композитор и пианист), Ласло Лайты (композитор и музыкальный фольклорист), Штефана Хеллер (композитор), Антала Дорати (дирижер), Джоржа Селла (пианист и дирижер) и других.

Венгерская опера и оперетта
На протяжении более чем трех столетий Венгрия считается одной из ведущих оперных держав Европы. Одним из символов Будапешта является великолепное неоренессансное здание Венгерского государственного оперного театра, возвышающееся на проспекте Андраши. В начале каждого сезона перед ним выстраивается длинная очередь за абонементами.В Если подойти ближе, то можно заметить, что среди людей здесь стоящих всегда очень много молодежи. Возможно, это связано с тем, что венгерские оперные исполнители с удовольствием экспериментируют с музыкальными жанрами, привнося в классические постановки элементы современной музыки. Так, например, знаменитая исполнительница Эрика Миклоша предприняла попытку соединить оперу с техно, а в программе фестиваля «Сигет» нередко звучат оперные произведения в весьма неожиданной постановке.
Основоположником венгерской национальной оперы стал композитор и дирижер Ф. Эркель. Первая его опера «Мария Батори» была поставлена на сцене Национального театра в 1840 году. За ней появились и другие произведения композитора, среди которых наиболее известными являются опера «Ласло Хуньяди», «Банк Бан», «Король Иштван» и др. Самая колоритная и популярная опера Эркеля — «Банк Бан». В 2001 году по ней был снят фильм, в котором сыграли такие всемирно известные звезды, как Ева Мартон и Андреа Рошт.
Во второй половине XIX века в репертуаре венгерских оперных театров появились произведения других композиторов — М. Мошоньи, К. Терна, Ф. Доплера, Д. Часара, И. Богнара, К. Хюбера, Е. Кубая и других. К концу XIX века особой популярностью пользовались оперы К. Голдмарка.
Венгерская опера динамично развивается и в наши дни, появляются новые темы, обогащается исполнительская манера, трансформируется язык произведений. К композиторам молодого поколения принадлежат Д. Рааки (опера «Платье короля Помаде»), Т. Польгар (опера «Сваты») и др.

Венгерская народная культура - это сложный синтез традиций различных этнических компонентов, вошедших в состав сформировавшегося в средние века венгерского народа.

Бурное социально-экономическое развитие Венгрии после установления в ней народно-демократического строя в 1945 г., вызвавшее большие изменения во всей жизни народа, способствовало и быстрой трансформации традиционной народной культуры. Однако это не приводит к потере национальной специфики: народные традиции лишь видоизменяются, утрачивая те черты, которые отжили свой век, и принимая новые формы, более приспособленные к современным условиям жизни.

Так, издавна видное место в экономике страны занимало скотоводство - традиционное занятие мадьярских кочевников еще до их переселения на Дунай. В прошлом скотоводческое хозяйство было особенно развито в горных районах Северной Венгрии, Альфёльде, Хортобадьской степи, где оно носило экстенсивно-пастбищный характер. Обширная Хортобадьская степь с выжженной солнцем травой, почти безлюдная, с торчащими кое-где колодцами-журавлями, к которым пригоняли свои стада на водопой одетые в живописные костюмы пастухи, часто привлекала своей экзотикой многих иностранных туристов. Особенно своеобразны были чикоши, пастухи конных табунов. В наброшенных на плечи нарядных белых плащах - сюрах - в черных войлочных шляпах с полями, они объезжали свои стада верхом на конях. Крупный рогатый скот пасли гуйяши, овец - юхасы; большие стада свиней паслись в дубовых рощах под присмотром кондашей.

За последнее время жизнь Хортобадьской пусты совершенно изменилась. Сооружение Восточного канала дало возможность превратить засушливую степь в плодородные земли. Однако по-прежнему в государственных и кооперативных хозяйствах успешно развиваются молочное животноводство, овцеводство и свиноводство.

Пастбищное содержание скота повсеместно заменено стойловым, но старые, наиболее целесообразные приемы ведения животноводческого хозяйства, хранимые пастухами, внимательно изучаются и используются.

Старой отраслью венгерского сельского хозяйства является также виноградарство. Раньше крестьяне изготовляли вина только для себя, товарное их производство стало развиваться лишь с XIX в. И в настоящее время бытующая здесь народная практика изготовления вин широко применяется на современных заводах.

Народные традиции совершенствуются и развиваются и во многих ремеслах. Для Венгрии особенно характерны ремесла, связанные со старым скотоводческим бытом: сукновальное, скорняжное, производство деревянных и костяных изделий; распространено также узорное ткачество, гончарство.

Если в хозяйстве специфика народной культуры венгров проявляется лишь спорадически, то традиционная национальная кухня в значительной степени сохранилась. Хотя за последнее время меню венгров - и не только в городе, но и в деревне - пополнилось новыми продуктами (например, рисом), разнообразными блюдами европейской кухни, все же предпочтение отдается национальным кушаньям.

Среди жителей сельских местностей до сих пор практикуется заготовление продуктов впрок, на всю зиму, часто с применением очень древних рецептов, известных еще венграм-кочевникам. Таково, например, сваренное в воде в форме горошин и высушенное на солнце или в печи тесто (тархоня), рассчитанное на длительное хранение. Прежде пастухи Альфёльда, как и другие кочевые народы, заготовляли впрок нарезанное тонкими стружками, сваренное и высушенное мясо.

Хлеб венгры в средние века выпекали преимущественно пресный, но уже с XVI в. он постепенно вытеснялся дрожжевым. Однако пресное тесто и поныне в большом употреблении при выпечке различных кондитерских изделий, особенно во время праздников.

Народная венгерская кухня имеет некоторые восточные черты: венгры употребляют в пищу много мяса (преимущественно свинины) с острыми приправами - черным и красным перцем (паприкой), луком. Традиционными народными блюдами являются по-разному приготовленное тушеное мясо в томатном соусе (перкёльт) и известный во многих странах Европы гуляш. Но настоящий венгерский гуляш значительно отличается от одноименного блюда, распространенного в Европе. Венгерский гуляш - это густой мясной суп с картофелем и мелкими клецками, приправленный луком и большим количеством красного перца. И в наши дни ни один семейный праздник не обходится без народного кушанья - паприкаша (мясо, чаще куриное, тушенное в сметанном соусе с добавлением паприки и черного перца). Венгры употребляют в пищу много мучных изделий (лапша, клецки), овощей (особенно капусты).

Из алкогольных напитков больше всего пьют виноградное вино, а иногда и палинку - фруктовую водку. Горожане потребляют много черного, очень крепкого кофе. Чашечку такого кофе можно всегда выпить в многочисленных небольших кафе - эспрессо.

Остальные области материальной культуры венгров - поселения, жилище, одежда - за последние десятилетия подверглись быстрым изменениям. Их трансформации, безусловно, во многом способствовал рост городского населения.

В Венгрии преобладают два типа сельских поселений - большие деревни - фалу и отдельные хутора - таньи. По форме деревни различны: встречаются поселения кучевого, кругового и уличного плана. В Альфёльде преобладает звездчатая форма деревни: в центре находится рыночная площадь, а от нее во все стороны лучами расходятся улицы. С середины XVIII в. на юге Альфёльда и в Дунантуле (Задунайском крае) стали основываться большие деревни рядового плана. Центральную ось такого селения образует длинная улица, по обеим сторонам которой размещены тесно примыкающие друг к другу дома. Дворы и земельные участки располагаются за домами, перпендикулярно улице.

За годы социалистического строительства неузнаваемо изменился облик венгерских сельских поселений. В центре каждого села появились новые административные и общественные здания современной архитектуры - сельсовет, правление сельскохозяйственного кооператива, Дом культуры, школа, магазин. Все крупные села электрифицированы. С целью устранения отрицательных сторон хуторской системы поселений - изолированности жителей хуторов от культурной и экономической жизни страны - были созданы особые хуторские центры, в которых открыты торговые, административные и культурно-бытовые учреждения для обслуживания хуторян.

Значительно изменились сельские постройки венгров. В прошлом стены сельских домов были, как правило, глинобитными или сложенными из саманного кирпича; реже (в Альфёльде) встречались плетневые стены, обмазанные глиной и побеленные. Крыши - столбовой или стропильной конструкции - имели обычно соломенное или тростниковое покрытие. Старый, наиболее типичный венгерский дом - это вытянутая в длину трехраздельная постройка. Характерная ее черта - узкая галерея, идущая вдоль одной из продольных стен. Продолжение одного ската крыши образует навес и над галереей, который поддерживается несколькими каменными, саманными или деревянными столбами, часто украшенными резьбой, лепкой, росписью. С галереи входная дверь ведет в кухню, по обе стороны которой расположены двери в две комнаты: горницу у фронтонной стены и заднюю комнату, спальню или кладовую. Хозяйственные постройки либо располагаются в ряд за жилым домом (на большей части Альфёльда), частично под одной крышей с ним, либо же выстроены отдельно во дворе. Амбары часто стоят группой на краю деревни. Непременная принадлежность каждого хутора и деревни - колодец с журавлем. Вся усадьба обычно огорожена забором, плетнем или же окаймлена густым кустарником и деревьями.

Сходные во многих чертах по конструкции, планировке и строительному материалу дома все же имеют свою специфику в различных этнографических областях Венгрии. Так, например, своеобразны дома этнографической группы палоцей, живущих на горно-холмистом севере: срубные, с высокими соломенными крышами, богато украшенные резьбой на фронтоне, двухраздельные по плану (небольшие холодные сени и комната). Для Альфёльда характерны низкие трехраз-дельные дома с глинобитными или плетневыми стенами и тростниковой крышей. В комнатах иногда устраивались неглубокие полукруглые ниши. Стогообразной формы печь с плетневым основанием стояла в комнате, но топилась из кухни.

И старые жилые постройки на селе теперь во многом изменились. Прежде всего меняется их внутренняя планировка - расширяется жилая площадь за счет прежних хозяйственных помещений и пристройки новых комнат. Особенно же сильно изменяется внешний вид старых домов. Прежние соломенные или тростниковые крыши почти всюду уже заменены железными или черепичными, расширяются окна, двери, нарядно украшается фасад: его штукатурят и окрашивают клеевой краской мягких тонов - бежевой, кремовой, бордо. Случается, что верхняя и нижняя части стен окрашены в разные, удачно гармонирующие цвета. В декоративной отделке дома часто применяют роспись по трафарету растительного или геометрического орнамента. Становится другим и интерьер жилища. Старая крестьянская мебель почти полностью заменена фабричной, современной. Но народная специфика сохраняется еще в традиционной расстановке мебели, в украшении комнат национальными ткацкими изделиями - скатертями, полотенцами, половиками и пр.

С каждым годом растет и число новых домов на селе, выстроенных по типовым проектам из современных строительных материалов, в соответствии с экономическими и культурными запросами населения.

Еще в XIX в. повсеместно в Венгрии крестьяне носили традиционное народное платье. Основными частями женского народного костюма были короткая вышитая рубашка со сборками на плечах, с широкими рукавами; очень широкая и короткая юбка, собранная у талии в сборки или плиссированная, надеваемая обычно на несколько нижних юбок; яркая безрукавка (пруслик), прилегающая в талии и украшенная шнуровкой, металлическими петлями и вышивкой, и фартук. Очень разнообразны были женские головные уборы: различной формы чепцы, по-разному повязываемые платки. Девушки повязывали голову широкой пестрой лентой, соединяя ее концы бантом, или же надевали особый твердый обруч, украшенный бусами, стеклярусом, лентами.

Мужской народный костюм состоял из короткой холщовой рубашки, часто с очень широкими рукавами, узких черных суконных брюк (на востоке) или очень широких холщовых брюк (на западе), короткого темного жилета, отделанного шнуровкой и тесьмой. На ногах носили высокие черные сапоги, а головным убором служили различной формы соломенные и войлочные шляпы.

Очень своеобразна верхняя мужская одежда венгров. Особенно известен так называемый сюр - род плаща из толстого белого сукна с широким отложным воротником, обильно украшенный аппликацией из цветного сукна и вышивкой. Его носили наброшенным на плечи, а ложные рукава завязывали на спине. Носили также шубу - длинную овчинную накидку без рукавов, губу - простого покроя короткое пальто из грубошерстного сукна с длинным ворсом.

В Венгрии существует много областных вариантов народных костюмов. Так, большой яркостью и пестротой отличалась женская одежда этнографической группы палоцей. В их одежде преобладали красные тона; широкие рукава кофты, белые наплечные платки, чепцы обильно украшались многоцветной вышивкой. Очень своеобразна одежда представительниц другой этнографической группы венгров - матьо (район Мезёкёвешд). Они носили темные, длинные, расширяющиеся книзу в виде колокола юбки, собранные у талии в мелкие сборки, и темные же кофты с короткими пышными рукавами. Особенно нарядны были их длинные черные фартуки, расшитые яркой многоцветной вышивкой и отделанные длинной бахромой. Такие же черные вышитые фартуки были необходимой принадлежностью мужского костюма матьо.

Еще в недалеком прошлом в семейной жизни венгров четко прослеживались следы старого патриархального уклада: глава семьи обладал большой властью, а женщина не имела никаких экономических прав. Во многих крестьянских семьях она не садилась вместе с мужем за стол, а ела, стоя за его спиной, на улице шла позади него и т. д.

Коренным образом изменилось положение женщины после 1945 г. По закону она получила полное равноправие с мужчиной. Законом 1952 г. отменено и ее подчиненное положение в семье. В нем говорится, например, что во всех делах семейной жизни, в воспитании детей супруги обладают равными правами и обязанностями. Государство внимательно относится к нуждам женщин-матерей, с каждым годом увеличиваются предоставленные им льготы. Большое число женщин активно включилось в общественную жизнь страны.

В семейной жизни венгров до сих пор сохраняются старые обычаи и обряды, хотя и в значительно трансформированной форме. Красочны, интересны свадебные обычаи венгерского народа, во многом сходные со свадебными обрядами соседних народов. За неделю до свадьбы дружки в народных костюмах или, в некоторых селах, специальный «свадебный староста» с разукрашенным яркими лентами посохом в руке ходят по домам односельчан и приглашают на свадьбу. Приглашенные должны на следующий день доставить в дом невесты какие-либо продукты (курицу, яйца, сметану, муку и пр.).

Свадебное шествие обычно отправляется к зданию сельсовета в строгом ритуальном порядке. Играют музыканты-цыгане, поют обрядовые свадебные песни, танцуют.

Кульминационный пункт свадьбы - свадебный обед. Еще и сейчас часто свадебный пир заканчивается старым обычаем, по которому каждый гость имеет право протанцевать с невестой один круг, заплатив за этот танец какую-то сумму денег. Старыми же обрядами еще кое-где сопровождается прощание невесты с родителями и родным домом и торжественный ввод ее в новый дом отцом и матерью.

Многогранна стала общественная жизнь венгерского народа. Большую роль в организации досуга, в культурном воспитании трудящихся города и деревни играют многочисленные клубы, Дома культуры. При них работают лектории, кружки художественной самодеятельности, хоровые и танцевальные ансамбли.

Много своеобразного, традиционного сохраняется в календарных праздниках венгров, в которых старые традиции часто переплетаются с новыми обрядами, постепенно все более устойчиво внедряющимися в повседневную жизнь народа.

Из праздников зимнего цикла, связанного с днем зимнего солнцестояния, и ныне особенно популярно рождество, которое почти потеряло свой религиозный характер и стало просто общераспространенным семейным праздником. 24 декабря уже в послеобеденное время все театры, кинотеатры, рестораны закрываются, все спешат домой. С течением времени этот праздник приобретает все более общеевропейские черты: украшенные блестящими игрушками и электрическими фонариками елки в домах, на улицах, в витринах магазинов, обмен подарками, праздничный семейный ужин и пр.

Новый год в прошлом не имел у венгров такого значения, как рождество, но теперь его встречают шумно и весело, особенно на улицах городов. Соблюдается еще старый обычай преподносить на Новый год родным и знакомым фарфоровую или глиняную фигурку поросенка - «на счастье». Символом счастья считаются также черные фигурки трубочистов, которые продаются в последние дни старого года на городских улицах (обычай, по-видимому, заимствованный от немцев).

Самый ранний и большой весенний праздник - масленица - отмечается и в городе, и в деревне ритуальными оладьями или блинами, народными гуляньями, шумными процессиями ряженых в причудливых зооморфных масках. Так, в городе Мохач молодежь, участвующая в карнавальных шествиях на масленицу, надевает деревянные маски с приделанными к ним рогами и облачается в овчинные тулупы, вывернутые мехом наизнанку и увешанные колокольчиками.

Много различных обрядов было приурочено и к народному празднику встречи весны - 1 мая. К этому дню дома в селениях украшаются цветами, зелеными ветками. На площади устанавливают «майское дерево» - березу или тополь, украшенное креповой бумагой, разноцветными лентами. Вокруг этого дерева вечером молодежь устраивает танцы, игры. Небольшие майские деревца парни ставят перед домом своих девушек; теперь же чаще вместо «майского деревца» посылают девушке букет или разрисованный горшок с цветами. Часто ставят также «майские деревья» перед домами особенно уважаемых на селе лиц.

Уже с конца XIX в. день 1 мая стал отмечаться венгерскими рабочими и как День международной солидарности трудящихся. Первая первомайская демонстрация состоялась в 1890 г. В наши дни первомайские демонстрации венгерских трудящихся отличаются большой красочностью. Нередко участники художественной самодеятельности одеты в живописные народные костюмы, представители различных профессий выходят на демонстрацию в характерных для них костюмах.

В деревнях окончание уборки урожая завершается большим празднеством. В старое время по окончании жатвы нарядные девушки с песнями несли искусно сплетенный из последнего снопа «венок урожая» к дому хозяина поля. Теперь в сельских местностях на основе этого старого обычая созданы новые формы празднования дня урожая. «Венок урожая» теперь обычно девушки преподносят председателю кооператива. После окончания уборочных работ часто в отдельных селах организуются праздники осени, во время которых устраиваются веселые карнавалы (например, карнавал фруктов), народные гулянья. Существует и общенациональный венгерский праздник нового урожая, нового хлеба. Он приурочен к 20 августа, старому национальному празднику венгров в честь основателя венгерского государства, короля Иштвана I. В социалистической Венгрии день 20 августа стал праздником Конституции и также праздником Нового хлеба. В этот день пекут большие караваи из муки нового урожая, устраиваются праздничные шествия по улицам, народные гулянья.

Особенно торжественно проходит праздник Конституции и Нового хлеба в Будапеште. Утром на Дунае можно видеть красочный водный карнавал, а вечером яркое зрелище представляет салют на горе Геллерт, который хорошо виден почти из всех районов столицы.

Последняя осенняя работа под открытым небом в селах Венгрии - сбор винограда, как правило, проходит в праздничной обстановке. На помощь собираются соседи, родственники. По окончании работы, как и после жатвы, к дому хозяина несут на палках большую связанную последнюю гроздь винограда. В некоторых областях шествия эти были очень живописны: парни в народных венгерских костюмах скакали впереди на конях, а за ними в праздничных повозках, увитых виноградными лозами, ехали одетые во все белое девушки.

Беседка или зал, где устраивается праздничное веселье по случаю окончания сбора винограда, украшаются гроздьями винограда, подвешенными к потолку. Парни соревнуются в ловкости, стремясь незаметно сорвать гроздь для своей девушки, но, если их уличают в этом, они должны заплатить штраф.

После второй мировой войны венгерский народ стал отмечать ряд новых национальных праздников. Среди них особенно торжественный характер носит День освобождения Венгрии от фашистского ига - 4 апреля. В этот день совершаются церемонии возложения венков на могилы советских и венгерских солдат, организуются митинги, демонстрации.

В современной Венгрии развиваются некоторые отрасли народного декоративно-прикладного искусства. Среди специфических для страны видов такого искусства надо прежде всего отметить изделия пастухов из дерева, рога, кости, кожи. Пастухи издавна украшали красивым геометрическим орнаментом орудия труда - палки и кнуты с искусно свитым кожаным плетением, изготовляли топорища, ковши, свирели, деревянные фляжки, декоративно обтянутые кожей, рога для вина, солонки, перечницы, шкатулки. При нанесении орнамента применяли различную технику: процарапывание, а затем втирание краски, рельефную или барельефную резьбу, инкрустацию.

К старым отраслям народного искусства принадлежит ткачество. Венгерская ткань по технике изготовления, расцветке и орнаменту имеет много общеевропейских элементов: узкие и широкие цветные полосы, простой геометрический узор и пр. Наиболее распространенные цвета ткани - белый, красный, синий и черный. Вышивка развилась у венгров позднее, чем ткачество. Старая вышивка была одно-двухцветная с простым геометрическим орнаментом. Новая вышивка многоцветная, в ней преобладает растительный орнамент - мотивы реалистических или стилизованных цветов.

Развито у венгров производство декоративной керамики: обливные тарелки, кувшины обычно украшены цветочным или геометрическим орнаментом. Крестьяне любили украшать свои жилища этими яркими керамическими изделиями, развешивая их по стенам, уставляя ими полки.

Изделия гончаров различных районов страны имели, свою специфику. Так, в Мохаче изготовляли черные жбаны и кувшины, в южной части Альфёльда - четырехгранные расписные бутылки, миски, глиняные человеческие фигурки.

В районе города Калоча распространен очень интересный вид декоративно-прикладного искусства - узорная роспись штукатурных стен. Калочские женщины покрывают оштукатуренную и побеленную стену комнаты сплошным узорным орнаментом, совершенно таким же, какой употребителен и в вышивках. Сейчас мотивы крестьянской стенной росписи используются на обойных материалах.

В эпоху капитализма народное искусство венгров пришло в упадок, но в социалистической Венгрии его развитию уделяют большое внимание. Создан Институт народного искусства, ремесленники объединены в кооперативы; лучшие образцы народного искусства широко используются в прикладном искусстве и в легкой промышленности.

Наиболее распространенные жанры венгерского фольклора - сказки и песни. Особенно многочисленны волшебные сказки. В них чувствуются восточные мотивы (например, следы шаманства) и в то же время много черт, общих со сказками других европейских народов. Значительна также группа бытовых сказок типа новелл и юмористических сказок, так называемых труфов.

И в настоящее время у венгров бытуют баллады и песни - лирические, профессиональные, обрядовые и пр. Особенно много исторических песен, в которых отображены героические эпизоды национально-освободительной борьбы народа, воспеваются любимые национальные герои - Ференц Ракоци, Лайош Кошут и др. Особую группу образуют разбойничьи песни и баллады, так называемые песни о бетярах (разбойниках). Бетяр, в народном представлении, был борцом против национального и феодального гнета, защитником бедных. Очень близки к песням о бетярах пастушеские песни: ведь пастухи тоже жили свободной,суровой жизнью. Лиричность, отражение тонких нюансов человеческих переживаний свойственны любовным песням, которые составляют, пожалуй, самую многочисленную группу.

Самобытная венгерская музыка отличается от музыки соседних народов восточным оттенком. Для нее характерны одноголосье, постоянное варьирование, пентатоника. В дальнейшем на музыку венгров большое влияние оказали цыгане. Начиная с XVII в. в городах Венгрии стала популярной та венгеро-цыганская музыка, которая широко известна благодаря ее переработке многими европейскими композиторами - Гайдном, Бетховеном, Шубертом, Брамсом и особенно Ференцем Листом. Цыганскую музыку, цыганские оркестры и сейчас очень любят в Венгрии. В настоящее время своеобразная цыганско-венгерская музыка широко распространена в городах и селах наряду с известными песнями венгерских композиторов.

Основателем венгерской музыкальной школы был Ференц Лист. Он создал наиболее впечатляющие образцы своеобразного венгерского музыкального стиля («Венгерские рапсодии», «Хунгариа»). Последователи Листа: Ференц Эркель, Бела Барток, Золтан Кодаи - являются основоположниками современной венгерской музыки, тесно связанной с народной. Большой вклад внесли венгры в создание легкой музыки. Оперетты венгерских композиторов Ференца Легара и Имре Кальмана не сходят со сцен всех театров мира.

Старые народные музыкальные инструменты венгров - волынка (дуда), свирель, различные виды щипковых инструментов (цитера, тамбур). В наше время более популярны другие, известные всем народам Европы музыкальные инструменты: кларнет, аккордеон и особенно скрипка.

Из народных танцев наиболее популярен парный танец чардаш, имеющий много вариантов. Его охотно танцуют и сейчас наряду с европейскими танцами.

За годы народной власти в стране ликвидирована неграмотность, значительно вырос культурный уровень венгерских трудящихся. В этом немалое значение имело введение единой подлинно народной системы образования, по которой обеспечивается обязательное бесплатное обучение для детей в возрасте 6 - 16 лет. Была учреждена восьмилетняя основная школа, из которой учащиеся могут поступать или в гимназии с четырехлетним сроком обучения, подготавливающие к поступлению в институт, или в четырехлетние средние профессиональные учебные заведения; в них учащиеся получают вместе со средним образованием и профессию. Характерная черта венгерского образования - развитая сеть школ и курсов для взрослых.

Венгерский народ имеет богатую национальную культуру, которой вправе гордиться. Венгерская литература особенно пышного расцвета достигла в конце XVIII - первой половине XIX в., в период острой национально-освободительной борьбы. К этому времени относится творчество выдающегося венгерского поэта Шандора Петефи, стихи и песни которого были тесно связаны с народным творчеством; Яноша Араня - автора исторических и эпических произведений; поэта и видного фольклориста Яноша Эрделя; выдающегося драматурга Имре Мадача.

В сокровищницу венгерской поэзии вошли произведения Михая Чоконаи Витеза, Михая Мёрёшмарти, Эндре Ади. Известны в Европе также венгерские писатели более позднего времени: Мор Йокаи - представитель романтического направления, писатель-реалист Кальман Миксат, автор исторических романов Геза Гардоньи, пролетарский поэт Аттила Йожеф, крупный венгерский романист Жигмонд Мориц, поэт и прозаик Дюла Ийеш, показавший в своих произведениях жизнь венгерского крестьянина в первые десятилетия нашего века, автор лаконичных повестей и рассказов Деже Костолани, именуемый у себя на родине «венгерским Чеховым», известные поэты Михай Ваци и Михай Бабич.

Определенное влияние на развитие венгерской литературы оказали писатели, эмигрировавшие из Венгрии после разгрома Венгерской советской республики 1919 г.: Бела Иллеш, Антал Гидаш, Мате Залка.

С 1945 г. в венгерской литературе развивается новое направление - социалистический реализм. Современную жизнь венгерского народа отобразили в своих произведениях Шандор Гергей, Петер Вереш, Пал Сабо и многие другие писатели.

Больших успехов достигло и венгерское изобразительное искусство. Широко известны и за пределами страны реалистические полотна большого венгерского художника Михая Мункачи, красочные пейзажи Кароя Марко, картины из быта рабочих Дюлы Дерковича, исторические полотна Берталана Секей, картины Т. Чонтвари, Йожефа Риппл-Ронаи.

Зарождалась культура Венгрии во времена обращения венгерского народа в христианскую веру в конце X в. При властвовании короля Иштвана I держава и общество были перестроены по западноевропейским канонам, искоренив ветхие традиции прошлого и всяческое воздействие восточной культуры, Венгрия становилась на путь развития в рамках европейского сообщества.

Малоизвестная культура Венгрии

Государственная культура Венгрии имеет богатые многовековые традиции, но вследствие периферийного положения державы в Европе и языковой обособленности, относительно мало известна за ее пределами. Специфическим для венгерской культуры является искусство рукоделия пастухов, изделия из рога, дерева, кости и кожи.

С давних времен культура здесь развивалась самобытно – мужчины украшали орудия труда узорами с элементами национального орнаментом, это были палки и кнуты со свитым кожаным плетением. Мастерили пастухи топорища, ковши, свирели и древесные фляжки, декоративно обтягивали их кожей. Солонки, рога для вина, перечницы, шкатулки – все это тут не редкость. Для нанесения узоров использовали разную технику: процарапывание, а после этого втирание красок, рельефную или же барельефную резьбу, инкрустацию.

Религия Венгрии

Страна многих конфессий с давними традициями секуляризма и веротерпимости – все это Венгрия . Основная религия Венгрии – католицизм, на второй позиции – протестантизм, в меньшинстве находятся православие, иудаизм и мусульмане. Но это страна , где довольно крепки именно религиозные традиции, что очень сильно повлияло на искусство и культуру и отразилось на архитектуре края. Достопримечательности Венгрии – это удивительный пласт общемировой культуры.

Экономика Венгрии

Сегодня экономика Венгрии находится примерно на одном уровне с Польшей, Словакией и Хорватией. Национальная валюта – форинт. Такие деньги родом из Флоренции, где в XIII веке чеканили золотую монету, называемую золотой флорин.

Наука Венгрии

Располагая солидным потенциалом, страна активно участвует в программах европейского сотрудничества. Наука Венгрии достигла высокого уровня в области исследований оптики, физической химии, ядерной физики, генетики, биохимии, прикладной математики и других учений.

Искусство Венгрии

Широко представлено изобразительное искусство Венгрии в бесчисленных музеях Будапешта. Картины всемирно известных художников Рембрандта, Рафаэля и Эль Греко являются культурным достоянием державы.

Кухня Венгрии

Озера и реки страны богаты рыбой, поэтому национальная кухня Венгрии в основном состоит из рыбных блюд. Популярностью пользуются: тиссайская стерлядь, балатонский судак и дунайский сом. Также принято подавать на стол много овощей: баклажанов, кабачков, помидоров, различной капусты лука.

Обычаи и традиции Венгрии

В религиозные обычаи и традиции Венгрии вошел День святого Иштвана. Отмечается он венграми с особым торжеством. Главные действия происходят в соборе Св. Иштвана там, где хранятся мощи правой руки венгерского короля. Эстергомский кардинал проводит праздничную мессу, после чего празднующие люди проносят реликвию по городским улицам. Завершает праздник салют.

Спорт Венгрии

Одна из важных составляющих частей культуры страны – спорт Венгрии . Эта европейская держава является одной из самых известных спортивных стран во всем мире, благодаря поколению легендарных футболистов 1950-1960-х годов.

В 1526 году в битве с турками при Мохаче Венгрия на три с половиной столетия утратила государственную независимость. Ее большая часть вплоть до конца XVII века находилась под игом турок; западная же Венгрия вместе с Чехией оказалась под властью австрийских Габсбургов. Страна была раздроблена на три части, из которых только Эрдейское княжество (Трансильвания), лавируя между двумя могущественными владыками, сохраняло относительную независимость.

На протяжении XVII века австрийцы постепенно вытеснили турок из Венгрии, но национальный гнет не ослабел. Ответом служили многочисленные восстания, потрясавшие всю страну. Наиболее грозной была война куруцев («крестоносцев» - в основном крепостных крестьян), возглавленная трансильванским князем Ференцем Ракоци II, которая продолжалась восемь лет (1703-1711). Народные песни прославляли доблесть куруцкого воинства, а после разгрома восстания оплакивали горестную судьбу изгнанников.

С 1784 года по всей Австрийской империи государственным, языком объявляется немецкий - таким путем Габсбурги пытались подчинить своему влиянию многонациональную страну. На этом языке учили в иезуитских школах, в которые принимали, лишь детей, говорящих по-немецки, на этом языке шли театральные представления. В защиту родного языка подымается мощное патриотическое движение, охватившее самые различные слои населения.

Это движение совпало с новой волной национально-освободительной борьбы, обострившейся под влиянием революционных событий во Франции. В конце XVIII века в Венгрии возникают тайные заговорщицкие организации, ставившие своей целью не только освобождение от власти Габсбургов, но и революционное переустройство общества, установление республиканского режима. Заговор был раскрыт, многие участники его казнены, другие заточены в тюрьмы или изгнаны из страны. Среди них первые венгерские просветители: переводчик «Марсельезы» поэт Ференц Верешеги , поэт и критик Ференц Казинци . Спасшись от смертной казни и выйдя из тюрьмы после семилетнего заключения, Казинци возглавил литературную жизнь Венгрии начала XIX века.

Широкое просветительское движение привело к возникновению ряда национальных культурных организаций:

1779 - организуется «Венгерское патриотическое товарищество» в Пеште.
1789 - издается на родном языке литературный журнал «Венгерский музей».
1790 - даются спектакли венгерской театральной труппы в Буде (за шесть недель поставлено девятнадцать пьес).
1793 - премьера в Буде первой венгерской комедии с музыкой («Принц Пикко и Ютка Пержи» Йожефа Худи).
1796 - начинаются представления передвижных трупп венгерского «бродячего театра», актеров которого народ назвал «апостолами венгерского языка».
1819 - открывается консерватория в Коложваре (ныне Клуж - Румыния).
1822 - поставлена первая венгерская опера (на исторический сюжет) «Бегство Белы» Йожефа Рузички.
1825 - учреждается венгерская Академия наук.

Деятелями первой волны просветительства - движения за «обновление языка и возрождение литературы» - являются крупные поэты и драматурги: Михай Фазекаш (1766-1828) - автор популярнейшей антикрепостнической поэмы «Мати Лудаш» (1804), в которой воспеваются ум, сметка и находчивость простого крестьянского парня, мстящего помещику за притеснения; имя этого веселого народного героя стало в Венгрии нарицательным; Михай Витез Чоконаи (1773-1805) - живший в нищете и безвременно погибший от чахотки драматург и поэт, писавший стихи в духе народных песен, поэты следующих поколений называли его своим учителем; Ференц Кёльчеи (1790-1838) - автор патриотических стихов, в их числе «Гимн» (1823).

В тот же период творит крупнейший венгерский драматург Йожеф Катона (1792-1830). Его основное произведение - историческая драма «Банк-бан» (Банк - вегерская форма имени Бенедикт; бан - наместник, правитель, воевода.) , в которой с огромной силой запечатлена ненависть народа к чужеземным угнетателям и впервые на венгерской сцене выведен образ крепостного крестьянина, гневно обличающего правителей - виновников бедствий родной страны (Это крупнейшее достижение венгерской драматургии долгие годы оставалось неизвестным: пьеса, написанная в 1815 и переработанная в 1820 году, впервые была поставлена через три года после смерти Катоны в маленьком провинциальном городке и только в 1839 году попала на сцену Национального театра в Пеште, где потерпела провал. Лишь в предреволюционные годы пьеса «Банк-бан» получила признание и была по требованию народа исполнена в первый день революции - 15 марта 1848 года.) .

Второй этап освободительной борьбы получил название «эпохи реформ» (1825-1848). В 1825 году, после тринадцатилетнего перерыва, снова собрался венгерский сейм; здесь был поднят вопрос о правах венгерского языка (официально признан лишь в 1844 году). Во главе либералов стоял граф Иштван Сеченьи ; демократическое крыло возглавлял Лайош Кошут (1802-1894) - будущий вождь революции 1848-1849 годов. Поэты и писатели этого второго поколения группируются вокруг альманаха «Аврора» (1822). Их творчество знаменует расцвет романтизма.

Среди них Йожеф Этвёш (1813-1871), автор исторического романа о крупнейшем крестьянском восстании под руководством Дьёрдя Дожи «Венгрия в 1514 году», общественный деятель, министр просвещения в первом венгерском правительстве после революции 1848 года; Янош Гараи (1812-1853), воплотивший в двух небольших поэмах образ популярнейшего героя народных сказок - отставного солдата, хвастуна и враля Яноша Хари (На основе этих стихотворений написана комическая опера «Янош Хари» Золтана Кодая (1926).) .

В предреволюционную эпоху выдвигаются два крупнейших поэта: Михай Вёрёшмарти (1800-1855), в чьих мрачных, трагических стихах отчаяние своеобразно сочетается с верой в грядущую революцию, и Шандор Петёфи (1823-1849). «У прекрасной, огневой венгерской нации нет более великого сына, чем он,- писал о Петёфи чешский поэт Ян Неруда.- Если бы об этой нации мы не знали ничего и знали бы только стихи Петёфи, то этим самым мы нащупали бы ее тончайшие нервы». Гениальный поэт Венгрии, Петёфи отдал не только свой талант, но и жизнь делу революции - он погиб в одном из последних боев 1849 года.

Подъем освободительного движения, наряду с расцветом литературы и театра, вызвал рост музыкальной культуры. Большим событием в жизни страны явилось открытие Национального театра (1837), где шли параллельно оперные и драматические спектакли на венгерском языке. Вслед за консерваторией в Коложваре открывается консерватория в Араде (1833) и, наконец, в Пеште (1840). Открытие столичной консерватории состоялось благодаря усилиям Листа, который в первый же свой приезд на родину дал ряд благотворительных концертов в фонд основания консерватории. Ею руководит «Музыкальное общество», во главе которого стоит фольклорист Габор Матраи , издавший в конце 20-х годов сборник городских народных песен. Вскоре появляются другие аналогичные сборники.

Разгром революции и наступление реакции затормозили развитие национальной культуры Венгрии. Государственным языком вновь объявлен немецкий (вплоть до 1860 года). Передовые произведения запрещены, «Банк-бан» снят со сцены (до 1858 года), многие деятели культуры вынуждены эмигрировать. В литературе все громче звучат настроения отчаяния, разочарованности, трагизма. Наиболее ярко они сказались в творчестве выдающегося драматурга Имре Мадача (1823-1864) и его лучшем произведении - философской драме «Трагедия человека» (1861), известной далеко за пределами Венгрии.

В 60-х годах вновь вспыхивают политические волнения. Ослабленная борьбой с воссоединяющейся Италией (где в рядах гарибальдийцев сражается венгерский отряд Кошута) и соперничеством с Пруссией, Австрия вынуждена пойти на уступки: в 1867 году образуется двуединая Австро-Венгерская монархия, просуществовавшая до 1918 года. Национальные противоречия не уничтожены, но временно приглушены. Страна переживает интенсивное капиталистическое развитие, обостряющее социальные противоречия. Растут города, в 1872 году Буда, древняя столица, расположенная на правом берегу Дуная, сливается с левобережным Пештом; столица Венгрии становится крупным культурным центром.

В этот период крепнет реалистическая струя в литературе. Выдвигается плодовитейший автор многотомных романов Мор Йокаи (его перу принадлежит также драма о крестьянском восстании - «Дожа»), другие романисты и драматурги, разоблачавшие мораль и нравы буржуазного общества. Проявляется широкий интерес к русской литературе (первая критическая статья о ней - «Русская поэзия» - появилась еще в 1828 году); за короткое время выходит несколько сотен переводов (особой любовью пользуется «Евгений Онегин», выдержавший несколько изданий). Расцветает венгерская живопись. Крупнейший реалист Михай Мункачи запечатлел в своих картинах образы обездоленных простых людей Венгрии (ему принадлежит также портрет Листа и картина «Смерть Моцарта»).

Интересом к отечественному фольклору - как к народной поэзии, так и к музыке - пронизан весь XIX век.

Народная музыка - крестьянская, куруцкая, городская. Стиль вербункош

К концу XIX века, после смерти Мошоньи, Листа, Эркеля, усложнилась обстановка в музыкальной жизни Венгрии. Будапешт приобрел значение крупного европейского музыкального центра. Но для процветания консерватории, Музыкальной академии, оперного театра, филармонии не хватало сил отечественных музыкантов. В результате эти учреждения оказались в руках иностранцев, преимущественно австрийцев, которые в немалой мере способствовали повышению общемузыкальной культуры Венгрии, но не интересовались и не знали ее национального сокровища - народной музыки, не понимали и не ценили то «венгерское», что утверждали в своем творчестве Эркель и Лист.

Так музыкальный Будапешт незаметно превратился в «онемеченный» город, где усиленно пропагандировались сочинения композиторов Германии и Австрии, в первую очередь Вагнера и Брамса, а под венгерской музыкой разумелось лишь то, что исполняли цыганские инструментальные ансамбли в увеселительных целях. Музыку таким ансамблям поставляли профессионально недостаточно обученные композиторы («они даже не всегда умели записывать в нотах свои мелодии»,- вспоминал Золтан Кодай). Но именно в развлекательной музыке, которой особенно увлекались жители провинциальных городов, сохранялись, хотя и в салонном преломлении, национальные традиции Венгрии.

Для того чтобы преодолеть эту пропасть между космополитическим профессионализмом и национальным дилетантизмом, должен был явиться большой, всесторонне образованный музыкант, преданный своей родине. Эта роль выпала на долю выдающегося композитора XX века Белы Бартока (1881-1945), чьи первые успехи как пианиста и автора замечательных сочинений приходятся на начало XX столетия. Одновременно с ним славу венгерской музыки упрочил Золтан Кодай (1882-1967).

(Следует назвать также скрипача и композитора Йенё Губая (1858-1937), возглавлявшего в 1919-1934 годах Музыкальную академию; пианиста и композитора Эрнё Донаньи (1877-1960) - ученика Э. д"Альбера, который, в свою очередь, обучался у Листа, и других. Напомним также, что дирижер А. Никиш , равно как и скрипачи Й. Иоахим и Л. Ауэр , были родом из Венгрии.)

Всю жизнь Бартока, по его собственным словам, волновала «проблема Листа», то есть место, которое он по праву должен занимать в культуре Венгрии. Своим творчеством и теоретическими изысканиями в качестве фольклориста, крупнейшего знатока народного искусства, Барток доказал живую связь Листа как с венгерской музыкой, с ее национальными традициями, так и с нашей современностью, ибо художественные идеалы великого венгра были устремлены в будущее.

М. Друскин, А. Кенигсберг