Чем предание отличается от других фольклорных жанров. Предание. Жанровые разновидности преданий

Предание - это созданный устно, имеющий установку на достоверность эпический прозаический рассказ, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов.

Как и легенды, предания создавались с установкой на достоверность. Отличие их в том, что взято в основу повествования – действительные или фантастические факты – и как они изображаются в предании или легенде. Сверхъестественные персонажи для жанра преданий не характерны, в легендах же они всегда присутствуют. Для преданий мордвы, как и других народов, характерны следующие признаки: прикрепленность к месту, объекту; установка на достоверность; ретроспективность.

Условно можно выделить две большие группы преданий: исторические и топонимические.

Первые повествуют о памятных событиях и известных деятелях прошлого. Они подразделяются на ряд циклов: о великанах, мордовских племенных вождях, борьбе мордовского народа с внешними врагами, походе Ивана Грозного на Казань, крещении мордвы, Разине и Пугачеве, разбойниках и кладах.

Значительное число составляют топонимические предания. Как правило, в их основе – история отдельного села, местности. Цель их – объяснить происхождение географических названий. Район распространения таких преданий обычно ограничен одним или несколькими близлежащими селениями. Почти у каждого села есть предания о его основателях, первожителях и условиях возникновения.

Предания в отличие от других жанров фольклора не выделяются столь отчетливо из бытовой прозы и не отличаются структурной самостоятельностью и законченностью. Они отличаются своим кругом тем и сюжетов, установкой на правдоподобность, истинность повествования. Каким бы неправдоподобным, недостоверным ни было повествование, рассказчик всегда старается, чтобы в него поверили. Поэтому прежде всего он стремится подтвердить реальность рассказа специальной оговоркой – «об этом все знают», «так старики говорят» и т.д.

Сюжеты мордовских преданий одноплановы, они дают простейшую схему развития основных событий. Предание редко бывает развернутым, состоящим из нескольких эпизодов или мотивов, как, например, отдельные повествования о Тюште: избрание, правление, уход за море. Чаще всего сюжет состоит из одного эпизоды, по существу, даже из одного мотива. Но эпизод выбирается важный, кульминационный, позволяющий раскрыть суть события, характер действующего лица, драматические коллизии. Встречаются и бессюжетные предания простейшего типа, имеющие форму короткого сообщения о качествах героя, времени его жизни, людях, которые слышали о его необыкновенных поступках.

Часто в преданиях встречаются общие мотивы.

Предания могут быть связаны и с другими жанрами – поверьями, быличками.

Предание это «устная летопись», жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Предания распространены в фольклоре разных народов . Основное назначение предания - сохранять память о национальной истории. Историзм обусловлен стадиальным состоянием фольклора данного этноса. Древние предания насыщены мифологическими представлениями, в то время как поздние – изображают действительность в обыденных формах, однако и в них обязательно присутствует вымысел, иногда даже фантастика. Ученые выделяют разные группы преданий: исторические, топонимические, этногенетические, о заселении и освоении края, о кладах, этиологические, культорологические. Часто предания подразделяются на исторические и топонимические, однако историческими являются все предания (уже по их жанровой сущности), следовательно, любое топономическое предание также исторично. Предания продолжают бытовать в устной традиции. Тема преданий всегда общезначима, конфликт - национальный либо социальный, персонажи - представители государства, нации, конкретных классов или сословий. Общее, типическое в предании изображается посредством частного, конкретного. Преданиям свойственна локальная приуроченность к селу, озеру, горе, дому. Их достоверность иногда подкрепляется материальными свидетельствами (героем построена церковь, подарена вещь). События концентрируются вокруг исторических деятелей, которые предстают чаще всего в идеальном свете. Сюжеты преданий, как правило, одномотивные. Вокруг персонажа могут развиваться сводные (контаминированные) сюжеты, возникать циклы. В начале или конце повествования допускаются прямые характеристики и оценки героя, необходимые для того, чтобы образ был правильно понят, и выступающие как общее мнение (о Петре I: «Вот оно царь - так царь, даром хлеба не ел, лучше бурлака работал»).

Предание в русском репертуаре

В русском репертуаре можно выделить древнейшие предания, предания о «справедливом царе», предания о предводителях народных движений, о разбойниках и кладах. Древнейшие предания повествуют о расселении славянских племен и об их родоначальниках. Большое количество преданий посвящено борьбе Древней Руси с внешними врагами. Предания о «справедливом царе» связаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I. Многочисленна группа преданий о взаимоотношениях Петра I с представителями разных социальных слоев и профессий. Предания о предводителях народных движений (Ермаке, Степане Разине, Емельяне Пугачёве) дополняют утопическую мечту народа о «справедливом царе». Предания разбойниках и кладах рассказывались повсюду в России. Образ «благородного разбойника», который грабит богатых и заступается за бедных, представал во многочисленных локальных вариациях (Чуркин, Рощин, Сорока). Широко распространены предания о разбойнике Кудеяре, отразившие генетическую связь сюжетов о кладах с мифологией. Древний пласт образа Кудеяра восходит к таинственному и могущественному существу, хозяину земных недр и скрытых в них ценностей. Само слово «Кудеяр» означает буйного мятежника, волшебника. Предания о Кудеяре использовал Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (1863-77). Существуют повторяющиеся топонимические сюжеты (о провалившихся церквах, городах). Международным является сюжет о том, как царь усмирил разбушевавшуюся водную стихию (его относили к персидскому царю Ксерксу, а в русской устной традиции сюжет стал фигурировать в предании об Иване Грозном и о Петре I). В ряде случаев международные предания обнаруживают типологическую общность: на протяжении истории они возникали у разных народов независимо друг от друга, порожденные сходными общественными и культурно-бытовыми условиями. Такими были предания о благородных разбойниках (Робине Гуде, Разине, Шиндерханнесе и др.). И все же событие преданий всегда изображается как единичное, законченное, неповторимое. В настоящее время составлены некоторые национальные каталоги преданий и выдвинута проблема создания их единого международного каталога.

Что такое "Предание"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Предание Предание ПРЕДАНИЕ (укр. - оповідання, нем. - Sage, фр. и англ. - tradition, греч. - paradosis, по народной терминологии - «досюльщина», «быль», «бывальщина») - «народное сказание», точнее те рассказы и воспоминания, которые не входят в круг жанров, четко обособившихся: былин, исторических песен, духовных стихов, сказок, легенд и анекдотов. П. - термин, применяемый к произведениям устного творчества и по аналогии переносимый на соответственные произведения литературы (памятники древней письменности, излагающие мало достоверные события). Цель народного П. - закрепить в потомстве прошлое, поэтому в соответствующей среде к нему относятся обычно с известным доверием (в отличие напр. от сказки и анекдота, к-рым не верят). Количество народных П. безгранично, но по содержанию их можно разбить на несколько групп: 1. П. мифические (см. «Мифология»). Это, помимо рассказов о богах, - рассказы о небе и его явлениях, о душе и теле, о борьбе духов, о нечистой силе, о душах усопших, о народных святых вроде Фрола и Лавра, Пятницы и т. п. 2. П. натуралистические: этиологические сказания о происхождении растений, животных, птиц, рыб, предметов или их свойств, о фантастических животных (птица Феникс, Жар-птица, Левиафан), о чудесных народах (одноглазые, псоглавцы, гоги и магоги) и др. 3. П. исторические, особенно многочисленные. К ним относятся П. географические (о названиях местностей, городов, урочищ: Киев от Кия, Париж от Париса и т. д.), о вещевых памятниках (кладах, монастырях, могильниках, храмах и т. п.), об обычаях (обряды посвящения у примитивных народов, брачные, похоронные обряды и др.), о подлинно исторических событиях (о татарах, о войнах), о разных исторических лицах (об Александре Македонском, Наполеоне, Аттиле, Велизарии, Колумбе, Жанне д’Арк), о генеалогии народностей или героев (франки от троянцев, датчане от Одина, Рюрик от Августа и др.), П. о полезных ископаемых (например у Геродота о богатстве севера золотом и янтарем у берегов Северного моря). Классовая борьба захватывала исторические предания в свой водоворот, делая из них либо оружие порабощения и обмана угнетаемых классов (феодальные предания о шапке Мономаха, о белом клобуке, о благородстве царей), либо фокус притяжения симпатий, чаяний освобождения и светлого будущего у классов угнетенных (например крестьянские П. о Степане Разине, о Пугачеве и др. героях народных восстаний). Октябрьская революция породила ряд революционных преданий о героизме гражданской войны, о красных партизанах, о вождях революции, о коммунистах (бакинских комиссарах, Чапаеве, Дзержинском и др.), в классово-враждебной среде распространялись и контрреволюционные П. (о рождении чорта, антихриста, обновленных иконах и т. п.). Большой круг П., широко захвативших не только СССР, но и народы Востока, вызвала героическая личность В. И. Ленина. Народные П., отражая черты производственных, бытовых, общественных и классовых отношений разных стадий прошлого, представляют богатейший исторический источник. Хранятся народные П. в широких слоях населения, но бывают особые их знатоки, люди, обладающие иногда огромной памятью. Самое рассказывание народных П. не является самоцелью, а происходит при подходящем случае на сборищах, посиделках и т. п. Бытование народного П. происходит волнами: то П. замирает, то под влиянием общественно-политического толчка вновь оживает. Есть П., странствующие по всему земному шару (о потопе и др.), есть узко-местные П. Творческий процесс создания П. совершается по сегодняшний день. П. насыщены наши древние исторические (летописи, хронографы, палеи и др.) и литературные памятники (апокрифы, сказания, повести, романы). П. служит богатым источником сюжетов и образов мировой художественной литературы (например «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Бокаччо, «Сон в Иванову ночь» Шекспира, «Фауст» Гёте, «Пан Тадеуш» Мицкевича, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и мн. др.). Библиография: I. Тексты русских П. разбросаны по сборникам сказок, легенд, напр.: Садовников Д. Н., Сказки и предания Самарского края, СПБ, 1884; Афанасьев А. Н., Народные русские легенды, М., 1859, и Казань, 1914; Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения Сев.-зап. края, т. II, СПБ, 1893; Добровольский В. Н., Смоленский этнографический сборник, ч. 1, СПБ, 1891. Большой материал текстов и исследований по П. народов СССР находится в фольклорных журналах и сборниках: «Живая старина», «Сибирская живая старина», «Этнографическое обозрение», «Етнографічній вістник», «Материалы для описания местностей и племен Кавказа», «Етнографічній збірник», «Известия Моск. общества любителей естествознания, антропологии и этнографии» и др.II. Народные П. собирались и изучались неравномерно. Отправные издания: Grimm, Br., Deutsche Sagen, 2 Teile, Berlin, 1816-1818, 4 Aufl., 1906; Danhardt O., Natursagen, eine Sammlung naturdeutender Sagen, Marchen, Fabeln und Legenden, Lpz., I-IV, 1907-1912; Wehrhan K., Die Sage, Lpz., 1908; Paul H., Grundriss der germ. Philologie, Bd II, 2 Aufl., Strasburg, 1901-1905. См. также «Мифология».III. Библиографии русских П. нет. Их надо разыскивать по общим библиографиям фольклора, напр.: Бродский H., Гусев H., Сидоров H., Русская устная словесность, Л., 1924.

Предание - ПРЕДАНИЕ, Ця, ср. Переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. Наро... Толковый словарь Ожегова

Предание - в народнопоэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событ...

Определение жанра. Фольклористы еще не дали достаточно удовлетворительного и обоснованного определения преданий. Нередко в научной литературе смеши­вают предания и легенды, хотя это раз­личные жанры. Это объясняется их бли­зостью, а также наличием переходных форм, одни из которых ближе к преданиям, а другие - к легендам.

Предания в народе называют былями «бывалыцинами». Для них харак­терна

историческая тематика. Предание сохраняют память о событиях и деятелях национальной истории. Этот вид произведений устного народного творчества имеет большое познавательное значение, так как в преданиях рассказывается об отдаленном историческом прошлом, о времени, от которого как правило не сохранилось других свидетельств. То, о чём говорится в пре­даниях, обычно воспринимается и рассказчиком и слушателями как действительно происходившее.

Ряд особеннрстей придают преданиям реалистический харак­тер: исторический материал, имеющий порой местную окраску, точное указание времени и места событий, бытовые детали, нередко ссылка на традиционность повествования (старики рассказывают, говорят), незначительная роль в сюжетах фантастических элементов. Предания не только повествуют о событиях и действиях исторических лиц, но и объясняют их причины. Это увеличивает познавательную ценность рассказов.

Предания близки к историческим песням, но имеют прозаиче-
скую_форму, а не стихотворную. От сказок предания отличаются
тем, что в них повествуется о реально существующих фактах,
хотя порой трактуемых с некоторой долей вымысла, отличаются и свободной формой; предания не имеют устойчивых зачинов и концовок, определенных ходов развития сюжета. От бытового устного рассказа предание отличается тем, что говбрит о далеком прошлом, а не о близком, а также тем, что повествователь никогда не выступает участником или свидетелем событий.

Предания – эпический т.е. повествовательный, сюжетный жанр. Но сюжет в них обычно не разворачивается в сложную цепь событий, как в сказке, а строится на одном эпизоде, ярком и необычном. Необычное - предмет повествования и в сказке, но там оно - результат вымысла, тогда как в предании речь идет о необычном в жизни, что придает рассказу удивительный, по­разительный характер.

Предание хотя и имеет «свободную форму», при которой от­сутствует определенная модель построения произведения, не ли­шено внутренней структуры, принципов идейно-художественной организации произведения: скрепления всего повествовательного материала одним сюжетным эпизодом, одним основным героем, созданию образа которого подчинены и сюжет и выразительные средства.

В дореволюционной русской фольклористике, а порой и сейчас не все ученые признавали предания фольклорным жанром и неред­ко рассматривали их как разновидность устного бытового слова. Однако предания не только выполняют информативную и идейную функции, но обладают и эстетической, что проявляется в необыч­ности сюжетной ситуации, идеализации положительного героя, употреблении особых выразительно-изобразительных средств. Предания бытуют в устах многих людей, тогда как устный рас­сказ-воспоминание передается одним лицом. Предания сущест­вуют во многих вариантах, что является важной особенностью фольклора. Они соотносятся с другими фольклорными прозаиче­скими жанрами и взаимодействуют с ними, а также с историче­скими песнями. Наконец, они имеют свою историю. Для них, как и для некоторых других жанров устного творчества, свойственна циклизация, т. е. объединение групп произведений вокруг истори­ческих персонажей или по сходным сюжетным ситуациям. Цикл более полно раскрывает образ героя, нежели отдельное предание. Входящие в него произведения близки по темам, по оценке со­бытий и персонажей.



Собирание и изучение преданий. Собирание русских народных преданий не велось систематически. Древнейшие предания запи­саны в пересказах в русских летописях. Записи преданий были сделаны и некоторыми западноевропейскими путешественниками; Олеарием, Флетчером, Коллинзом.

В журналах XVIII в. время от времени публиковались так называемые исторические «анекдоты» - рассказы об удивительных случаях в жизни известных людей, главным образом царей и пол­ководцев. Эти рассказы нередко носили верноподданический характер. Такие произведения появлялись и в отдельных книгах. Большое число их выходило в начале XIX в. Несколько изданий выдержал сборник «Анекдоты и деяния славных мужей» (1808, 1809 и др.). Особенно популярен был Петр I. Книга анекдотов о нем выходила много раз. Издавались анекдоты, относящиеся к Отечественной войне 1812 г., например книга Ф. М Сидельни-кова «Анекдоты достопримечательнейших происшествий, случив­шихся в течение нынешней войны с французами» (1813). В такого рода изданиях помещались предания, сложенные главным образом в солдатской среде.



Первым сводным (и, собственно, единственным до сих пор) сборником преданий была книга М. Н. Макарова «Русские преда­ния» в трех частях, вышедшая в Петербурге в 1838-1840 гг.

В ней помещен разнообразный материал, но тем не менее есть и народные предания.

В XIX - начале XX в. предания публиковались главным обра­зом в журналах, уделявших внимание русской истории: «Истори­ческом вестнике», «Русском архиве», «Беседе», а также в областных сборниках. Публикации помещали Е. В. Барсов, Н. Я. Аристов и др. Предания включались и в сборники сказок. Так, книга Д. Н. Садовникова называется «Сказки и предания Самарского края» (1884). Предания печатались в этнографических журналах «Этнографическое обозрение», «Живая старина», «Сибирская живая старина» и др.

Более систематично собирание преданий русские фольклористы стали вести после Октябрьской революции. Данные об их издании приведены в известном библиографическом указателе М. Я. Мельц «Русский фольклор».

Изучение русских исторических преданий в XIX в. большей частью представляло собой комментирование публикуемых «текстов. Собственно же исследование почти не получило раз­вития.

Наиболее ценны - статья Н. И. Костомарова «Предания перво­начальной русской летописи» (1905), книга И. П. Хрущева «О древ­нерусских исторических повестях и сказаниях XI-XII столетия» (1878), статья Н. Я. Аристова «Предания об исторических лицах и событиях» (1880), статья А. Зачиняева «Об эпических преданиях Орловской, Курской и Воронежской губерний».

В названных работах сделана попытка отграничить предания от других прозаических жанров фольклора, определить основные сюжеты и состав наиболее популярных героев, установить роль преданий как исторического источника.

Значительно шире развернулось изучение преданий в совет­ское время.

К. В. Чистов разработал вопрос о классификации жанров не­сказочной народной прозы и о сюжетном их составе. С. Н. Азбелев пытался разграничить эти жанры в их отношении к дей­ствительности, В. К. Соколова изучала типологию преданий.

Своеобразные уральские предания изучали В. П. Кругляшова и А. И. Лазарев.

Фундаментальную работу представляет собой книга В. К. Соко­ловой «Русские исторические предания» (1970). Исследование В. К. Соколовой -первая работа, в которой обстоятельно рассмот­рены сюжеты, познавательная, идейная и художественная цен­ность преданий, обобщено то, что сделано в их изучении. В книге выясняются отношение преданий к другим жанрам, освещение действительности в произведениях этого типа. Исследователь обращается к историко-сравнительному сопоставлению русских преданий с преданиями других славянских народов и устанавлива­ет важные особенности их отношений. В. К. Соколова дала клас­сификацию типов преданий, показала использование традицион­ного материала преданий и приспособление его к новым общест­венным условиям. К сожалению, в книге не рассмотрены предания о русских полководцах (Суворове, Кутузове, Платове, Скобелеве).

Типы преданий. Русские иарддные_пведания неоднородны. Но попытки дать их обоснованную классификацию не всегда удавались. Самой простой классификацией была тематическая, какой, например, придерживается С. Н. Азбелеа: «Предания и легенды, как правило, разграничиваются по тематике - исто­рические, топонимические, религиозные, демонологические, быто­вые и др.» В.Е.Гусев делит исторические предания на собственно исторические или предания о событиях, и «героические, или предания о лицах». В. К. Соколова справедливо критикует такую классификацию, так как предания о событиях и лицах трудно разграничить: историческими могут быть и преда­ния о событиях, и предания о лицах, героическими также могут быть предания и о событиях, и о лицах.

В. К. Соколова выделяет два типа преданий: исторические и легендарные. Разьясняя далее, что она относит к ним исторические легенды религиозного содержания и социально-утопические легенды, т. е. смешивает два жанра- предания и легенды.

Что касается собственно преданий, то можно принять класси­фикацию, данную В. К. Соколовой, которая делит их на два типа: предания исторические и топонимические. К первым относятся рассказы об исторических событиях и лицазс случаях, связанных о/ ними, а также о лицах, участвовавших в событиях или встречавшихся с историческими деятелями. Ко вторым относятся рассказы о возникновении поселений (городов и сел) и их названий, о местах, связанных с важнейшими событиями.

Историзм преданий и их историческое развитие. Историзм пре­даний состоит прежде всего в том, что они имеют историческую основу. В летописях и народной традиции предания вьшолняют роль достоверного исторического источника, на них ссылаются как на верное свидетельство о прошлом родной страны.

Историзм преданий состоит и в том, что со временем проис­ходят изменения жизненного содержания и формы произведений. Непрестанно обновляются их темы, сюжеты, мотивы, персонажи, характер изображения событий и лиц. Общая эволюция народного творчества, изменение народных воззрений вносят новые элемен­ты в структурно-художественные особенности преданий.

Русские народные предания в своем историческом развитии выделили несколько циклов, которые, связаны с определенными историческими периодами и повествуют о важных событиях и лицах того времени.

Древнейшие предания. Древнейшие русские народные предания не дошли до нас в точных записях. В ранние русские летописи включено немало рассказов, основой которых можно считать уст­ные предания. Летописцы порой ссылаются на то, что исполь­зуют рассказы старых людей, на то, что говорится в народе. Более того, они приводят варианты устных рассказов и собственное опровержение содержащихся в них сведений. Например, лето­писец приводит предание, в котором о Кие говорится как о князе, но здесь же упоминает, что «инии же, не сведуще» называют его перевозчиком: если бы Кий бил перевозчиком, он не ездил бы в Царьград, где был принят царем с великими почестями.

Существует три типа текстов в летописях, которые есть основание считать идущими от народных преданий: это или крат­кие записи важных и удивительных случаев (относящихся к самым древним временам), или пересказы устных преданий, или более распространенные повествования, в известной степени сюжетно организованные и включающие в себя значительный диалогиче­ский текст. Они, как правило, лишены религиозной христианской окраски, а порой содержат некоторые языческие элементы. Такого рода летописные записи отличаются значительной реалистич­ностью: простотой повествования, изложением сюжетного хода действия, характеристикой персонажей в их поступках. Уже древ­нейшие формы преданий содержат; в себе основные элементы, образующие этот тип произведений.

Ранние предания запечатлели немало важных свидетельств о прошлом русского народа. Это прежде всего рассказы о древних славянских племенах, об их родоначальниках. Так, по преданию, Радим и Вятко пришли из «ляшских стран»; первый со своим родом осел на Соже, а второй на Оке. От них пошли радимичи и вятичи. Сохранились в летописях и рассказы о соседях славян: о великанах обрах, которые были наказаны богом за жестокость и насилие над другими народами,- они исчезли с лица земли, почему и пошла пословица «погибоша аки обри». Записан рассказ и о том, как поляне освободились от хазарского ига; хан требовал от полян дань, они дали хазарам «от дыма по мечу». Хазары испугались этой дани и ушли. По этому поводу Н. И. Костомаров замечает: «Исторической правды факта, конечно, здесь нет ни капли. Не могли поляне дать от дыма по мечу, тогда как мечи составляли редкость и драгоценность...». Ученый полагает, что «основанием этому рассказу служила песня», на это «показы­вает тон рассказа и поэтическая плавность выражения».

Древние предания рассказывают о первых русских князьях; о походе Олега на Царьград, о его смерти от укуса змеи, выполз­шей из черепа его любимого коня (сюжет обработан А. С. Пушки­ным в «Песне о вещем Олеге»), о мести древлянам Ольги за смерть Игоря, о сватовстве князя Владимира к Рогнеде.

Немало рассказов посвящено борьбе русских племен с южными кочевниками. Особенно выделяются рассказы о юноше киевлянине Кожемяке, победившем в единоборстве Печенежина, о котором говорится: «Превелик зело и страшен». Предание о Кожемяке может быть сопоставлено с былинными мотивами: тут юноша-богатырь, младший среди братьев, проявляет неимоверную силу; он человек обычного роста, а его враг - исполин, напоминающий Идолище поганое;.Печенежин перед боем глумится над Кожемякой, как враг в былине над богатырем; Кожемяка ударяет Печенежина о землю, как богатырь врага в конце поединка.

К повествованиям о битвах следует отнести и сказание о борьбе с монголо-татарами, особенно о Куликовской битве. Правда, преданий о ней почти не сохранилось, но исследования показали, что известное произведение древней письменности «Повесть о Мамаевом побоище» имеет в своей основе устное предание. Следует выделить особый тип произведений - героические сказания, представляющие собой промежуточное явление между историче­ской песней и преданием. С. Н. Азбелев считает, что героическое сказание повествует непосредственно о конкретных исторических фактах, сближаясь этим с историческим преданием и исторической песней. Сказанию свойствен конкретный историзм в отличие от условного историзма былины.

Предания ХУ1-ХУП веков. В преданиях ХУ1-ХУП вв. выделя­ются три цикла произведений: об Иване Грозном, о Ермаке и о Степане Разине. Каждый из них по-своему оригинален.

Среди преданий о Грозном особенно популярны рассказы о казанском походе и о насыпанных по приказу царя курганах с целью сосчитать войско (каждый воин приносил шапку земли).^ справедливости Грозного, общении его с крестьянами, к которым" -он приходит в избы и у которых крестит детей. Царь жестоко расправляется с боярами и воеводами, обирающими народ. Он каз­нит воеводу за то, что тот взял взятку - гуся, начиненного золотом. \ Симпатии народа к Грозному стали основой сюжета о его избра-!нии на царство (царь из мужиков).

Иностранные путешественники, посещавшие Русь, записали несколько характерных рассказов о Грозном, напоминающих анек­доты. Джиль Флетчер, английский посол при дворе царя Федора. Иоанновича, был в Москве в конце XVI в. В 1591 г. он издал 120 I в Лондоне книгу «О государстве Российском», в которой сообщал рассказ о хитрости Ивана Грозного: царь велел каждому из воевод собрать по колпаку блох, иначе будут платить штраф за ослуша­ние царского приказа. Но так как приказ воеводы не могли выпол­нить, то царь обложил их большим штрафом. В преданиях рас­сказывается о том, как Грозный, неузнанным, пристал к шайке воров и стал из подговаривать ограбить царскую казну. Но воры не согласились: казну они не грабят. Царь наградил воров. В дру­гом предании бедный крестьянин, не имея ничего другого, поднес царю в подарок пару лаптей и репу; Грозный приказал боярам покупать у этого крестьянина репу. И тогда один из бояр решил получить от царя ббльшую привилегию и преподнес ему дорогой подарок, однако царь одарил его репой.

В XVI-XVII вв. складываются два важных социальных цикла преданий - о Ермаке и о Степане Разине. Это было результатом воздействия на народное творчество больших крестьянских дви­жений. Предания этих циклов представляют собой новое явление в произведениях этого типа, а именно: народные массы уже не удовлетворялись мечтой о справедливом царе, а стали мечтать о герое, который возглавил бы «вольных людей», о народном вожаке. Во многих областях России складывались предания о Ермаке, прикреплявшие его происхождение или его действия к определенной области; Дону, Уралу, Волге. И Ермак,выступал то донским казаком, то бурлаком с Волги, то разбойником с Камы. Основной сюжет - поход в Сибирь. Он мотивируется, как и в исто­рических песнях, тем, что Ермак предлагает товарищам заслужить прощение царя. Предания посвящены и победам Ермака в Сибири, и его гибели.

Рассказы о Степане Разине стали складываться еще при его жизни. В них отразился рост крестьянских волнений. Большие отряды «вольных людей» собирались на Дону и особенно на Волге. Во главе их стал Степан Разин. В преданиях это образ народного вожака. Мотивы преданий очень близки мотивам исторических песен о нем. Основные сюжеты, как и в песнях, - взятие Астрахани, расправа с воеводой, поход в Персию. Образ Разина раскрывается в отношениях к «вольнице». К Разину идут люди со всех концов Русской земли: беглые крестьяне, беднота; он заботится о них и раздает им то, что отбирает у купцов и помещиков.

Основной аспект изображения Разина, как и характер всего цикла преданий о нем, можно назвать романтическим, что наи­более ярко выражено в сюжете «Разин и персиянка». Однако общищ план изображения довольно реалистичен. При всем этом разинский цикл преданий отличается значительным развитием фантастических мотивов. В преданиях немало отступлений от исторической правды. Так, например, рассказ о том, как Разин в 1670 г. в Астрахани сбрасывает с колокольни архиерея, который предавал его анафеме, но Разина в 1670 г. в Астрахани не было. В данном случае не возникает фантастического мотива, а лишь нарушается историческая правда. Однако в преданиях о Разине нередки мотивы волшебства, повествование порой приобретает сказочный характер. Народ наделил Разина чудесными качествами; его не берет пуля, оковы его не держат, из тюрьмы он бежал на лодке, которую нарисовал на стене и на которую плеснул воду из кружки: заплескались волны и лодка поплыла. Сказочные моти­вы дополнялись легендарными: казнь Разина вызвала в народе не только горе, но и утопические мечты, которые нашли выра­жение в рассказах о том, что он жив и еще придет защищать народ. Этого рода мотивы значительно чаще встречаются в пре­даниях, чем в исторических песнях, более верных исторической правде . Предания разинского цикла отличаются от предшест­вующих циклов социальной проблематикой большого значения, прямым прославлением народного протеста и борьбы против классового угнетения.

Предания XVIII-XIX веков. В преданиях XVIII-XIX вв. находит дальнейшее развитие тема народных восстаний. Она служит ос­новой богатого цикла повествований о Емельяне Пугачеве. Этот цикл носит ярко выраженный антифеодальный характер. В нем отразился размах социальной борьбы русского крестьянства в 70-е годы XVIII в. В центре - образ Пугачева, вождя восставших народных масс и, что характерно для народной психологии того времени, «мужицкого царя».

Основные сюжеты цикла -сюжеты борьбы против воевод и помещиков, расправы с ними. Пугачев представлен как «справед­ливый царь». Он защищает народ от произвола и угнетения, а народ идет за ним, поставляет оружие и одежду, кормит отряды Пугачева. В ряде преданий рисуются картины сражений с царскими войсками, взятие крепостей, городов и заводов на Урале. Разгром войск Пугачева и его казнь в преданиях освещены особым обра­зом: народ не мог примириться с такай развязкой крестьянской войны. Это дало основу для легенды о том, что Пугачев жив, еще придет на помощь народу, а вместо него добровольно пошел на казнь солдат. Здесь мы видим повторение мотива некоторых преданий разинского цикла.

Пугачев близок к народу, опирается"на народ, защищает его, обещает ему «волю», ведет борьбу с генералами и помещиками. Важная особенность преданий о Пугачеве состоит в том, что он действует с народной массой, а не с «вольными людьми», сбежав­шими от помещиков, как Разин. В этом сказался новый этап осво­бодительной борьбы. А. Н. Лозанова отметила реалистический план преданий и песен о Пугачеве.

В преданиях XVIII-XIX вв. продолжает развиваться тема «царь и народ». Она наиболее реализуется в преданиях о Петре I. Многочисленные войны России со шведами, немцами и турками придали этой теме новый аспект -она превращается в тему"«пол­ководец и солдаты», особенно в преданиях о Суворове и Кутузове.

Одним из первых образов полководцев в преданиях был образ Петра I. Одновременно он был и образом «справедливого царя». При всех тяжестях для народа военной службы и труда, например на постройке Ладожского канала, Петр I изображается положитель-ю. Лишь в отсталых слоях населения, особенно раскольничьих, он представлен как антихрист.

Большое место в преданиях занимают обстоятельства, связан­ные со взятием Азова, Орешка (Шлиссельбурга), Риги, но изобра­жения самих сражений нет. Это объясняется, возможно, тем, что предания мало записывались, собирание их началось поздно, когда многое уже забылось. В центре преданий, связанных с военными событиями, стоит Петр, который представлен как полководец, но лишь в общем аспекте. Более всего образ Петра развернут в бытовом плане. Предания о нем часто носят характер так назы­ваемых исторических анекдотов. Например, в Соловках Петр дока­зывает монахам большую пользу пушек по сравнению с колоко­лами. Немало рассказов о встречах Петра с разными людьми. Он обрисован как деловитый хозяин, строгий к солдатам и к гене­ралам, презирающий духовенство. В одном рассказе Петр говорит монахам: таким бездельникам надо бы в войсках быть, а не души-спасать.

Много преданий о встречах Петра с мастерами, с «работными» людьми. Он не отстает от них в работе, делит с ними все труд­ности. Он прост и может помериться силой с солдатом, отдать ему свой камзол, наградить за хитрую выдумку (солдат пропивает шпагу и, сделав деревянную, уверяет, что это господь превратил ее в такую, чтобы он не выполнил приказ царя заколоть другого солдата). Такого типа предания возникали в солдатской среде и были естественным следствием и длительной военной службы, и действительно своеобразного отношения Петра I к солдатам.

Подобная тема особенно широка развита в преданиях о Суво­рове, любимом полководце солдатской массы конца XVIII в. Предания о нем весьма популярны. Они носят патриотический характер. Солдаты гордятся своим военачальником, победами, ко­торые одержали под его командованием, его героическим поведе­нием в сражениях. В преданиях Суворов обрисован как простой,остроумный, веселый человек, с который можно говорить прямо/ без стеснения. Любовь солдат к Суворову была основой того, что в преданиях о его смерти выражена глубокая скорбь. Многие мотивы преданий о нем затем перенесены были на образ Кутузова.

Особенно популярны были предания об атамане Платове. Он представлен как простой казак, смелый, отважный, показывающий пример в бою. Особенностью образа является то, что Платов не боится сказать слово против мнения царя.

Образы Суворова, Кутузова~и Платова - наиболее яркие и со­держательные образы полководцев, которые с правом могут быть названы народными героями.

Топонимические предания. Топонимические предания - древ­няя, популярная в народе разновидность преданий. Они представ­ляют Собой рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах, прикреплены к определенным местностям. Основная особенность топонимиче­ских преданий состоит в том, что они объясняют характер, про­исхождение или названия географических объектов и населенных пунктов. С историческими преданиями они связаны тем, что при­креплены часто к определенным событиям или лицам, а тем самым и к историческим периодам.

Уже в древних русских преданиях есть рассказы о расселении славянских племен, об их названиях, об основании городов. Так, Киев, по преданию, основали три брата: Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь. Надо отметить, что под Киевом существуют возвышенности Хоривица, Щековица и приток Днепра Лыбедь. Записано предание о происхождении названия города Орша. Моло­дой князь Орша и его дочь Оршица в трудный для Киева час пришли на помощь князю Владимиру и помогли ему отразить набеги печенегов.

К топонимическим преданиям относятся и рассказы о проис­хождении курганов. Курганные насыпи связывают со многими лицами: с Иваном Грозным, с Разиным (курганы на волжских берегах).

Важная группа преданий включает объяснения названии мест­ностей, городов и проч. Названия давались не только по особен­ностям местности, но и по тем событиям и лицам, которые с ней были связаны. Например, около города Алатыря есть местность Царь-Конь. Ее название объяснялось тем, что там у Ивана Гроз­ного пал конь. В нескольких местах в Поволжье возвышенности называются «Беседные горы» или «Думные горы». Их названия будто бы возникли в связи с тем, что на тех местах Разин или Пугачев устраивали думы - совещания со своими помощниками.

Приведем топонимические предания, записанные в Саратов­ском крае акад; А, А. Шахматовым.

«Я слышал от старых людей насчет одного места, что там жил Стенька Разин. Это место и теперь можно очень хорошо узнать: огромная гора, похожая на двор, имя ее теперь - Каменный двор, на середине ее бугор, на бугре дубовый лесок, а на самой сере­дине, на вершине около бугра, три березы, под березами родник. Старики говорят, что на том самом месте жили разбойники, а наружная сторона той горы с одной стороны похожа на ворота. А вокруг нее как есть двор. По самой вершине горы - лесок, словно крыша, в низ ее словно каменная стена. Эту стену называ-ют лицевою стороной Каменного двора. В стороне от этого двора расположены высокие горы... Имя этих гор - Караульные горы. Старики рассказывают, что когда жил Стенька Разин, то разбой­ники на этих горах подкарауливали проезжих по дороге, и будто, оттуда сквозь землю была протянута цепь. Как только увидят проезжающих, они и дернут эту цепь, а к кольцу этой цепи был привязан колокол. Как услышат их товарищи этот колокол, они и выйдут на дорогу. А еще дальше к большой дороге есть овраг по имени Банный овраг, будто они ходили туда париться в баню».

Топонимические предания по их характеру можно разделить на две, группы: предания, реалистично передающие сведения от \ исторических фактах, и предания, в которых значительное место I занимает вымысел; причем в древних рассказах такого типа он имеет обычно форму фантастическую.

Фантастика в топонимических преданиях может быть результатом олицетворений, остатков мифологических представлений и введения сказочных сюжетов. Олицетворяться могут реки, озера, горы. Существует рассказ о споре Камы и Волги; Кама ошиблась не туда прорвалась), и ей не удалось стать самостоятельной рекой, осталась она притоком Волги. Примером предания, в котором сохранились следы мифологических представлений, может быть рассказ (записан путешественником Олеарием), который объясняет название Змеевой горы на волжском берегу: на горе жил змей огромной величины, он наносил людям большой вред, но храбрый юноша разрубил змея на три чаети, которые превратились в большие камни. И до сих пор лежат они на вершине горы.

Основное назначение преданий – сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным источником для летописцев. В большом количестве предания бытуют в устной традиции и в наши дни.

Жанровые разновидности преданий

Ученые выделяют разные жанровые разновидности преданий . Среди них называются предания
исторические,
топонимические,
этногенетические,
о заселении и освоении края,
о кладах,
этиологические,
культурологические

– и многие другие. Все известные классификации условны, так как универсального критерия предложить невозможно.

Часто предания подразделяются на две группы :

исторические и топонимические.

Однако историческими являются все предания (уже по их жанровой сущности); следовательно, любое топонимическое предание также исторично.

По признаку воздействия формы или содержания других жанров среди преданий выделяются группы
переходных, периферийных произведений .

Легендарные предания – это предания с мотивом чуда, в которых исторические события осмыслены с религиозной точки зрения.

Иное явление – сказочные сюжеты , приуроченные к историческим лицам.

Особенности преданий

В преданиях существуют свои способы изображения героев . Обычно персонаж только называется, а в эпизоде предания показывается какая-то одна его черта. В начале или в конце повествования допускаются прямые характеристики и оценки, необходимые для того, чтобы образ был правильно понят. Они выступают не как личное суждение, а как общее мнение (о Петре I: Вот оно царь - так царь, даром хлеба не ел; лучше бурлака работал; об Иване Сусанине: ...ведь он спасал не царя, а Россию`!).

Портрет (наружность) героя изображался редко. Если портрет появлялся, то был лаконичен (например: разбойники – силачи, красавцы, статные молодцы в красных рубахах). Портретная деталь (например, костюм) могла быть связана с развитием сюжета: неузнанный царь ходит переодетым в простое платье; разбойник является на пир в генеральском мундире.

Собиратели преданий

Легенды и предания, рожденные в недрах русской народной жизни, давно уже считаются отдельным литературным жанром. В связи с этим чаще всего называют известных этнографов и фольклористов А. Н. Афанасьева (1826–1871) и В. И. Даля (1801–1872). Пионером же собирательства старинных изустных рассказов о тайнах, кладах и чудесах и тому подобном можно считать М. Н. Макарова (1789–1847).

Одни повествования разделяются на древнейшие – языческие (сюда относятся предания: о русалках, леших, водяных, Яриле и прочих богах русского пантеона). Другие – принадлежат ко временам христианства, более глубоко исследуют народный быт, но и те все еще перемешаны с языческим мировоззрением.

Макаров писал: «Повести о провалах церквей, городов и проч. принадлежат к чему-то непамятному в наших земных переворотах; но предания о городцах и городищах, не указка ли на странствия по Русской земле руссов. Да и славянам ли только они принадлежали?» Происходил он из старинной дворянской семьи, владел поместьями в Рязанском уезде. Воспитанник Московского университета, Макаров некоторое время писал комедии, занимался издательской деятельностью. Эти опыты, однако, успеха ему не принесли. Истинное свое призвание он нашел в конце 1820-х годов, когда, состоя чиновником для особых поручений при рязанском губернаторе, стал записывать народные легенды и предания. В многочисленных его служебных поездках и странствиях по центральным губерниям России и сложились «Русские предания».

В те же годы другой «первопроходец» И. П. Сахаров (1807–1863), тогда еще семинарист, занимаясь разысканиями для тульской истории, открыл для себя прелесть «узнавания русской народности». Он вспоминал: «Ходя по селам и деревням, я вглядывался во все сословия, прислушивался к чудной русской речи, собирая предания давно забытой старины». Определился и род деятельности Сахарова. В 1830–1835 г. он побывал во многих губерниях России, где занимался фольклорными разысканиями. Итогом его исследований стал многолетний труд «Сказания русского народа».

Исключительное для своего времени (длиною в четверть века) «хождение в народ» с целью изучения его творчества, быта, совершил фольклорист