Светское общество в изображении «Война и мир» (Толстой Лев Н.). Что такое светское общество? Понятие и описание (по роману "Война и мир") Светское общество в произведении война и мир

ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР» Работу выполнили ученицы 10 класса МАОУ СОШ № 11 Цыганкова Ольга, Мазурина Ангелина Г. Калининград

Толстой вспоминал, что на написание романа «ВОЙНА и мир» его вдохновила «мысль народная». Именно у народа ТОЛСТОЙ учился сам и советовал это делать другим. Поэтому главными героями романа у него являются выходцы из народа или те, кто близко стоял к простым людям. Не отрицая заслуги дворянства перед народом, он делит его на две категории. К первой категории относятся те, которые по своему характеру, взгляду, мировоззрению близки народу или же через испытания приходят к этому. Лучшими представителями дворянства в этом отношении являются князь Андрей Болконский, Пьер БезуХОВ, Наташа Ростова, княжна Марья Болконская.

Но есть и другие представители дворянства, так называемое «светское общество», которые составляют особую касту. Это люди, которые признают лишь несколько ценностей: титул, власть и деньги. Только тех, кто имеет в наличии одну или все из перечисленных ценностей, они пускают в свой круг и признают своими. Светское общество насквозь пустое, так же как пусты и ничтожны его отдельные представители, люди без каких-либо моральных или нравственных устоев, без жизненных целей. Так же пуст и ничтожен их духовный мир. Но, несмотря на это, они имеют большую силу. Это та верхушка, которая управляет страной, те люди, которые вершат судьбы сограждан.

Толстой старается в романе показать всю нацию и всех ее представителей. «Война и мир» начинается со сцен, рисующих высшее дворянское общество. Автор показывает в основном современность, но затрагивает и прошлое. Толстой рисует вельмож этой уходящей эпохи. Граф Безухов - один из их представителей. Безухов богат и знатен, у него хорошее имение, деньги, власть, которые получены от царей за мелкие услуги. Бывший фаворит Екатерины, кутила и развратник, он всю жизнь посвятил наслаждениям. Ему противостоит старый князь Болконский - его ровесник. Болконский - верный защитник отечества, которому он служил верой и правдой. За это он неоднократно был в опале и в немилости со стороны власть имущих

«Светское общество» даже с наступлением войны 1812 года мало изменилось: «спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги…» Изменились разве что разговоры - больше стали поговаривать о Наполеоне и патриотизме.

В « Войне и мире» представлены все слои московского дворянского общества. Толстой, характеризуя дворянское общество, стремится показать не отдельных представителей, но целые семьи. Ведь именно в семье закладываются как основы добропорядочности и нравственности, так и духовной пустоты и праздности. Одной из таких семей является семья Курагиных. Ее глава Василий Курагин занимает достаточно высокий пост в стране. Он министр, призванный заботиться о народе. Вместо этого все заботы старшего Курагина направлены на самого себя и на собственных детей. Его сын Ипполит - дипломат, который совершенно не умеет говорить по-русски. При всех его тупости и ничтожестве он жаждет власти и богатства. Анатоль Курагин не лучше брата. Единственным его развлечением являются кутежи и попойки. Кажется, что этот человек совершенно ко всему безразличен, кроме потворства собственным прихотям. Его друг Друбецкой - постоянный спутник Анатоля и свидетель его темных делишек.

Таким образом, рисуя дворянское общество, Толстой показывает его бездеятельность и неспособность управлять страной. Дворянская знать изжила себя и должна уйти со сцены истории. Необходимость и неизбежность этого убедительно показала Отечественная война 1812 года. Высшая знать отличается от народа даже своим языком. Язык дворянской знати - это офранцуженный язык. Он такой же мертвый, как и все общество. В нем сохранились пустые штампы, раз и навсегда сложившиеся выражения, готовые обороты, которые применяются в удобных случаях. Люди научились скрывать свои чувства за расхожими фразами.

Многоплановое прозаическое полотно, созданное Львом Николаевичем Толстым, – правдивая картина жизни русского народа первой четверти ХІХ столетия. Объемность произведения и масштабность описания характерно вызывают и многоплановую проблематику романа. Одной из проблем, которая решается Л.Н. Толстым, является изучение нравственной сущности светского общества в романе «Война и мир».

Художественный прием противопоставления

Одним из главных художественных приемов, использованных автором, является противопоставление. Это бросается в глаза еще до прочтения романа-эпопеи, ведь этот прием подчеркивает уже название произведения. Через параллельное изображение на основе противопоставления войны и мира Лев Николаевич изображает актуальные проблемы эпохи начала ХІХ века, людские пороки и достоинства, ценности общества и личные драмы героев.

Прием противопоставления коснулся не только планов изображения, но и образов. В романе автором созданы образы войны и мира. Если войну автор изображает через сражения, персонажи полководцев, офицеров и солдат, то мир персонифицирует образ общества России первых десятилетий ХІХ столетия.

В описании характерного светского мира в романе «Война и мир» автор не отходит от своей стилистической манеры, которой свойственны не только философские отступления, где прослеживается авторская оценка описываемых событий, но и сравнительная характеристика явлений, образов, духовных качеств. Так на скрытом противопоставлении изображает автор представителей двух главных городов Империи – Санкт-Петербурга и Москвы.

Характеристика столичного общества в романе

В тот исторический период, который описывается в произведении, Санкт-Петербург являлся столицей Российской империи, со свойственным такому высокому званию пафосным обществом. Петербург – это город, который характеризует архитектурное великолепие в сочетании с холодной угрюмостью и неприступностью. Его своеобразный характер автор переносит и на петербургское общество.

Светские рауты, балы, приемы – это главные события для представителей светского общества столицы. Именно там обсуждаются политические, культурные и светские новости. Однако за внешней красотой этих мероприятий видно, что представителей знати не заботят и не волнуют ровным счетом ни эти темы, ни мнения собеседников, ни исход разговоров и встреч. Обличение красоты истинной и ложной, сущность столичного общества раскрывается в романе уже с первой цены в салоне Анны Павловны Шерер.

Петербургское высшее общество в романе играет привычные роли, говорит лишь о том, о чем принято беседовать, поступает так, как этого ждут. На примере семьи Курагиных, которые являются характерными представителя столичного общества, автор с нескрываемым разочарованием и иронией подчеркивает театральность, наигранность и цинизм светской жизни Петербурга и ее представителей. Только неискушенные или потерявшие интерес к ролевому представлению находят одобрение автора на страницах романа, чьими устами автор дает свою оценку: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти».

Описание московской светской жизни и ее представителей

Впервые с обычаями и атмосферой московского дворянства автор знакомит читателя на утреннем приеме семьи Ростовых. На первый взгляд может показаться, что светская картина Москвы мало чем отличается от общества Северной столицы. Однако беседы представителей знати уже не такие обобщенные и пустые, в них можно услышать и личное мнение, споры и дискуссии, что говорит об искренности взглядов, истинном волнении за судьбу своего края и государства в целом. На светских мероприятиях есть место детским шалостям и добродушному смеху, искреннему изумлению, простоте и прямоте мыслей и поступков, доверию и прощению.

В то же время не стоит полагать, что Толстой, который, несомненно, симпатизирует в романе обществу Москвы, идеализирует его. Напротив, он подчеркивает многие его качества, которые не находят одобрения в лице автора, такие как зависть, высмеивание, страсть к сплетням и обсуждению чужой частной жизни. Однако, создавая образ светского общества Москвы, автор отождествляет его с характерными как позитивными, так и негативными чертами, присущими русскому народу.

Роль образа светского общества в романе

Одна из основных проблематик, которая лежит в основе произведения и моего сочинения на тему «Светское общество в романе «Война и Мир», – это сущность русского народа, со всей его многогранностью, недостатками и достоинствами. В романе целью Толстого было без украшений и лести показать истинное лицо общества начала ХІХ века, для того чтобы на его фоне изобразить сущность русской души и главных национальных ценностей, таких как дом, семья и государство.

Образ общества служит не только силой, формирующей взгляды, мнения, принципы мышления и идеалы поведения, но и фоном для выражения за счет него ярких личностей, благодаря высоким моральным качествам и героизму которых была выиграна война, что во многом отразилось на дальнейшей судьбе государства.

Тест по произведению

Светское общество в романе «Война и мир» - одна из ключевых тем при изучении эпопеи. Ведь именно оно является неотъемлемой частью происходящих событий. На его фоне наиболее ярко заметны основные черты главных действующих лиц, которые являются его представителями. И, наконец, оно также косвенно участвует в развитии сюжета.

Общая характеристика

Светское общество в романе занимает видное место. И неслучайно именно с него начинается повествование. Аристократический салон одной из героинь становится своеобразной сценой. На ней сталкиваются интересы, мнения, идеи дворян, среди которых оказываются и главные действующие лица произведения: князь Андрей Болконский и Пьер Безухов. И у читателя сразу встаёт вопрос: а что собой представляет это самое светское общество, которое занимает столь видное место в романе?

Писатель очень подробно описывает собрание людей, которое принято называть этим понятием. Он показывает, что оно состоит из представителей высшей аристократии, которые почти все холодны, надменны, чопорны и заняты только собственной выгодой. На этом фоне искренность, прямота, общительность и дружелюбие Пьера, благородство и достоинство князя Андрея оттеняются ещё сильнее.

Описание поведения

Важное место в первых главах произведения играет светское общество. «Война и мир» - это роман-эпопея. И поэтому психология главных героев разворачивается на широком фоне. В этом случае читатель видит центральных персонажей в окружении типичных представителей высшего дворянства. Писатель описывает их как внешне очень воспитанных, манерных, вежливых и услужливых людей. Они производят приятное впечатление и кажутся добрыми. Однако автор сразу же даёт понять: это только видимость. Например, при описании князя Василия писатель подчёркивает, что его лицо было похоже на маску. Тем самым он сразу даёт читателю понять, что всё происходящее в салоне - фальшиво и неестественно.

Салон княгини

Другая представительница высшего света, Анна Павловна Шерер, производит примерно то же самое впечатление. Хотя с первого раза она кажется очень общительной и добродушной. Но из того, как она относится к Пьеру, читатель понимает: её доброта и услужливость являются наигранными. На самом деле эта женщина только заботится о благопристойности и чинности в своём салоне. Собравшееся у неё светское общество должно себя вести по строго установленному порядку. А тех, кто держится иначе, она не жалует. Пьер позволяет себе напрямую и откровенно высказывать свои мысли, чем сразу вызывает у неё недовольство.

Дворяне Петербурга

Светское общество, представленное в романе, живёт в двух главных городах страны: Петербурге и Москве. Аристократия Северной столицы в основном проводит своё время, посещая балы, приёмы, предаваясь другим увеселениям. Однако автор крайне негативно относится к этим людям, которые за внешней весёлостью и добродушием скрывают холодность, чопорность и надменность. Любое искреннее проявление чувств среди них не приветствуется. Напротив, вся жизнь идёт по спланированному порядку, отступление от которого крайне нежелательно.

Искреннее проявление чувств, свободное высказывание своего мнения также встречает критику. Здесь не ценят внутреннюю, духовную красоту. Но, напротив, большое значение имеет показной лоск. Ярким примером является образ Элен Безуховой. Внешне она очень красива и эффектна, однако на самом деле не является личностью в нравственном смысле слова. Неудивительно, что Пьер быстро с ней порывает: будучи искренним по натуре, он так и не смог примириться с лицемерием жены.

Аристократия Москвы

Светское общество столицы России автор описал с большей симпатией и теплотой. Обращает на себя внимание следующий любопытный факт. На первый взгляд, эти люди очень похожи на столичное дворянство. Однако уже очень скоро выясняется, что они более искренны, добродушны, честны и общительны. В целом они производят очень хорошее впечатление, несмотря на то что писатель отмечает их недостатки.

Описание светского общества в Москве следует начать с обзора семьи Ростовых. Её члены открыты, гостеприимны, дружелюбны, общительны. Они более открыты и непосредственны в проявлении своих мыслей и чувств, в отличие от иной аристократии. Так, старый граф очень весел и дружелюбен. Он входит во все подробности предстоящего праздника, обнаруживая в общении черты человека очень добродушного и непосредственного. Этим он сразу завоёвывает симпатии читателей, которые чувствуют разницу между ним и его гостями, княгиней Анной Шерер и её салоном, где все чопорны и заняты только тем, что исполняют формальности.

Семья Болконских как лучшие представители дворянства

Характеристика светского общества в рассматриваемом романе-эпопее должна быть дополнена обзором семей главных действующих лиц. Поскольку именно в их персонажах автор воплотил те черты, которые считал наилучшими среди высшего света. Например, Болконские ведут довольно замкнутый образ жизни. И только князь Андрей периодически является в свете. Но читатель сразу понимает, что он делает это исключительно для соблюдения необходимых формальностей.

На самом же деле он так явно чужой, хотя его везде принимают, как представителя богатого и знатного рода. Тем не менее князь не любит окружающих его людей, поскольку чувствует фальшь и лицемерие в их общении. Поэтому он так и стремится на войну, чтобы вырваться из надоевшего ему существования, которое было наполнено бессмысленными визитами, балами и приёмами. Это сразу выделяет князя среди остальных представителей знати Петербурга.

Княжна Марья, его сестра, вела очень уединённый образ жизни. И сохранила свои лучшие качества нравственного человека. Именно поэтому она привлекает Николая Ростова, который, в конце концов, женится на ней, а не на Соне, в которую был влюблён с самого детства. Князь Николай Андреевич был старинным вельможей, который, несмотря на всю свою суровость, сохранил благородство, честность и открытость дворянина. Возможно, именно поэтому он никак не вписывался в столичные аристократические круги и безвыходно сидел в своём поместье, никуда не выезжая.

Семья Ростовых

Эти люди также являются лучшими представителями дворянского сословия рассматриваемого времени. Они сильно отличаются от Болконских как по характеру, так и по образу жизни. Однако их объединяет честное и порядочное поведение, открытость, доброта, искренность. Первые более замкнуты, другие - открыты, общительны, дружелюбны. Однако ни те, ни другие никак не вписываются в привычное понятие светского общества.

Ростовы пользуются всеобщим уважением и любовью. И это является показательным в том смысле, что не все высшие слои были чопорны и холодны, как гости в салоне княгини Шерер. Образы старого графа, его жены, Сони, юной Наташи, её братьев - Николая и Петра - очень симпатичны и привлекательны. Они сразу к себе располагают открытостью и непосредственность. Вместе с тем писатель, стремясь к максимальному реалистичному изображению действительности, описывает и недостатки этих людей, показывая, что им также свойственно ошибаться. Например, Николай Ростов проигрывает крупную сумму и вообще ведёт разгульный образ жизни. И всё же в этих людях больше положительных качеств, чем отрицательных. Поэтому автор именно их, наряду с Болконскими, считает лучшими представителями дворянского сословия.

Несколько слов в заключение

Итак, изображение дворянского сословия и его образа жизни представлено в романе достаточно подробно, выразительно, а главное - реалистично. В этом случае вспоминается то, что говорит княгиня о светском обществе: оно, по её мнению, является неким костяком тогдашней общественной жизни. Поэтому при обращении к произведению следует уделять много внимания этой теме.

Толстой вспоминал, что на написание ро-
мана «Война и мир» его вдохновила «мысль
народная». Именно у народа Толстой учился
сам и советовал это делать другим. Поэтому
главными героями романа у него являются
выходцы из народа или те, кто близко стоял
к простым людям. Не отрицая заслуги дво-
рянства перед народом, он делит его на две
категории. К первой категории относятся те,
которые по своему характеру, взгляду, миро-
воззрению близки народу или же через ис-
пытания приходят к этому. Лучшими пред-
ставителями дворянства в этом отношении
являются князь Андрей Болконский, Пьер
Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья
Болконская. Но есть и другие представители
дворянства, так называемое «светское обще-
ство», которые составляют особую касту. Это
люди, которые признают лишь несколько
ценностей: титул, власть и деньги. Только
тех, кто имеет в наличии одну или все из пе-
речисленных ценностей, они пускают в свой
круг и признают своими. Светское общество
насквозь пустое, так же как пусты и ничтож-
ны его отдельные представители, люди без
каких-либо моральных или нравственных ус-
тоев, без жизненных целей. Так же пуст и
ничтожен их духовный мир. Но, несмотря на
это, они имеют большую силу. Это та вер-
хушка, которая управляет страной, те люди,
которые вершат судьбы сограждан.
Толстой старается в романе показать всю
нацию и всех ее представителей. «Война и
мир» начинается со сцен, рисующих высшее
дворянское общество. Автор показывает в ос-
новном современность, но затрагивает и про-г
шлое. Толстой рисует вельмож этой уходя-
щей эпохи. Граф Кирилл Безухов - один из
их представителей. Безухов богат и знатен,
у него хорошее имение, деньги, власть, кото-
рые получены от царей за мелкие услуги.
Бывший фаворит Екатерины, кутила и раз-
вратник, он всю жизнь посвятил наслаждени-
ям. Ему противостоит старый князь Болкон-
ский - его ровесник. Болконский - верный
защитник отечества, которому он служил
верой и правдой. За это он неоднократно
был в опале и в немилости со стороны власть
имущих.
Антинародность, полное пренебрежение
нуждами простых людей, жажда наживы -
таковы отличительные черты высшего дво-
рянского общества. Эти черты присущи и гос-
тям фрейлины Шёрер, и посетителям фран-
цузского салона графини Безуховой. Здесь
царят эгоистичность, корыстолюбие, карье-
ризм и интриганство. Светские разговоры -
не что иное, как обыкновенное злоязычие,
нередко переходящее в клевету. За маской
добродушия скрываются лицемерие и притвор-
ство, ставшие привычкой. Все нормальные че-
ловеческие чувства искажены, все пропитано
ложью, от дружбы и любви осталась лишь ви-
димость. Истоки морального разложения выс-
шего общества Толстой видит в паразитизме
и праздности. Он не зря всех его представите-
лей называет трутнями. Салтыков-Щедрин,
давая характеристику роману «Война и мир»,
заметил: «А наше так называемое «высшее об-
щество» граф лихо прохватил».
«Светское общество» даже с наступлени-
ем войны 1812 года мало изменилось: «спо-
койная, роскошная, озабоченная только при-
зраками, отражениями жизни, петербургская
жизнь шла по-старому; и из-за хода этой
жизни надо было делать большие усилия,
чтобы сознавать опасность и то трудное поло-
жение, в котором находился русский народ.
Те же были выходы, балы, тот же француз-
ский театр, те же интересы дворов, те же ин-
тересы службы и интриги…» Изменились раз-
ве что разговоры - больше стали поговари-
вать о Наполеоне и патриотизме.
На верхушке дворянского общества нахо-
дился император Александр I. Александр I по-
казан именно таким, каким его представляло
большинство дворян. Но в облике императора
уже проступают черты двуличия, позерства и
той жеманной чувственности, в которой льсте-
цы усматривали проявление «высокой душю
царя. Подлинный облик Александра I особен-
но ярко показан в сцене приезда царя в армик
после разгрома оккупантов. Кутузова царь за-
ключает в объятия, сопровождая их злобный
шипением: «Старый комедиант». Толстой счи-
тает, что верхушка нации омертвела и теперь
живет «искусственной жизнью». Все прибли-
женные царя ничем не отличаются от него са-
. мого. Страной управляет кучка иностранцев,
которым нет никакого дела до России. Мини-
стры, генералы, дипломаты, штабные офице-
ры и другие приближенные императора заня-
ты собственным обогащением и карьерой.
Здесь царит та же ложь, те же интриганство,
приспособленчество, что и везде. Именно Оте-
чественная война 1812 года показала настоя-
щую сущность представителей власти. Лож-
ный патриотизм их прикрыт громкими сло-
вами о родине и народе. Но их бездарность
и неумение управлять страной хорошо видно
в романе.
В «Войне и мире» представлены все слои
московского дворянского общества. Толстой,
характеризуя дворянское общество, стре-
мится показать не отдельных представите-
лей, но целые семьи. Ведь именно в семье за-
кладываются как основы добропорядочности
и нравственности, так и духовной пустоты и
праздности. Одной из таких семей является
семья Курагиных. Ее глава Василий Курагин
занимает достаточно высокий пост в стране.
Он министр, призванный заботиться о наро-
де. Вместо этого все заботы старшего Кура-
гина направлены на самого себя и на собст-
венных детей. Его сын Ипполит - дипломат,
который совершенно не умеет говорить по-
русски. При всех его тупости и ничтожестве
он жаждет власти и богатства. Анатоль Ку-
рагин не лучше брата. Единственным его
развлечением являются кутежи и попойки.
Кажется, что этот человек совершенно ко
всему безразличен, кроме потворства собст-
венным прихотям. Его друг Друбецкой - по-
стоянный спутник Анатоля и свидетель его
темных делишек.
С этими людьми мы знакомимся уже на
первых страницах романа, где Толстой опи-
сывает посетителей и завсегдатаев салона
Анны Павловны Шерер. Здесь крутятся и
холодный и расчетливый проходимец Васи-
лий Курагин, который ищет ловкие ходы
«к крестику ли, к местечку», и его сын Ана-
толь, которого сам отец называет «беспокой-
ным дураком», и разрушители чуж.их судеб
Ипполит и Элен. Элен - первая красавица
города, но при этом холодный и душевно пу-
стой человек. Она осознает свою красоту и
выставляет ее напоказ, позволяя любовать-
ся. Но эта женщина далеко не так безобидна,
как может показаться на первый взгляд. Ав-
тор подчеркивает улыбку Элен - она «неиз-
менна». Саму Элен хочется сравнить с Еленой
Прекрасной, античной героиней, из-за кото-
рой началась Троянская война. Элен также
приносит одни неприятности. Позже она,
воспользовавшись доверчивостью Пьера, за-
манит его в свои сети и женит на себе.
В салоне Шерер мы видим и Пьера, и Ан-
дрея Болконского. Автор противопоставляет
этих живых людей мертвому высшему свету.
Мы понимаем, что Пьер попал в общество, ко-
торому он чужд и которое совсем не понимает
его. Только вмешательство Андрея помогает
избежать скандала.
Борис Друбецкой - еще один представи-
тель высшего дворянского общества. Он один
из тех, которые придут на смену старшему
поколению. Но автор рисует его таким же да-
леким от народа, как и всех остальных. Борис
заботится лишь о своей карьере. У него хо-
лодный ум и трезвый рассудок, он точно зна-
ет, что ему надо в этой жизни. Он ставит цель
и добивается ее. Даже на войне Друбецкой
думает о наградах и продвижении по службе,
желает «устроить себе наилучшее положе-
ние, особенно положение адъютанта при важ-
ном лице, казавшееся ему особенно заманчи-
вым в армии». Знакомства он тоже заводит
только те, которые выгодны ему. Вспомним,
как отвернулись Друбецкие от Ростовых, ког-
да те оказались разорены. Это несмотря на
то, что когда-то семьи были дружны.
Высшая знать отличается от народа даже
своим языком. Язык дворянской знати - это
офранцуженный язык. Он такой же мерт-
вый, как и все общество. В нем сохранились
пустые штампы, раз и навсегда сложившие-
ся выражения, готовые обороты, которые
применяются в удобных случаях. Люди на-
учились скрывать свои чувства за расхожи-
ми фразами.
Таким образом, рисуя дворянское общест-
во, Толстой показывает его бездеятельность
и неспособность управлять страной. Дворян-
ская знать изжила себя и должна уйти со сце-
ны истории. Необходимость и неизбежность
этого убедительно показала Отечественная
война 1812 года.


Петербург


московское светское общество

Мысль народная» в романе «Война и мир».

Роман «Война и мир» был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и, глубже, о войне 1812 года, нельзя написать этого роман. Так замысел романа постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею. Это рассказ о подвиге народа, о победе его духа в войне 1812 года. Позже, говоря о своем произведении, Толстой писал, что главная мысль романа - «мысль народная» . Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации. На страницах романа, и особенно во второй части эпилога, Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого - это так называемое роевое начало, дух и воля не одного человека, а нации в целом. И насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так, победу в Отечественной войне Толстой объясняет тем, что столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее духа и воли французов, поэтому победа России над Францией была предопределена.
Война 1812 года стала рубежом, испытанием для всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением, веру в победу; для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков, - он даже разрабатывает план убийства Наполеона; для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было “стыдно и гадко”; для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для Денисова, Долохова, даже для Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе. Эта воля к победе особенно ярко проявляется в массовых сценах: в сцене сдачи Смоленска (вспомним купца Ферапонтова, который, поддав шись какой-то неведомой, внутренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что нельзя вынести - поджечь) в сцене подготовки к Бородинскому сражению (солдаты надели белые рубахи, как бы готовясь к последней схватке) в сцене боя партизан с французами. Тема партизанской войны занимает особое место в романе. Толстой подчеркивает, что война 1812 года, действительно, была народной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками. Действовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, создают свои отряды и герои романа - Денисов и Долохов. Жестокую, не на жизнь, а на смерть войну Толстой называет “дубина народной войны”:
«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие» .

Мысль семейная» в романе «Война и мир».

Участвует пять главных семей: Ростовы, Болконские, Курагины, Друбецкие и Безуховы. Также в романе упоминаются и другие, менее яркие семьи: Берги, Карагины, Долоховы и т.д.

Ростовы: граф Ростов, графиня Ростова, Вера, Николай, Наташа, Петя, Соня.

Болконские: Николай Болконский, Андрей, Лиза Болконская (Мейнен, жена Андрея, «маленькая княгиня», племянница Кутузова), Марья, Николенька, мадемуазель Бурьен.

Курагины: князь Василий, княгиня Курагина, Эллен Курагина, Ипполит Курагин, Анатоль Курагин.

Друбецкие: Анна Друбецкая, Борис Друбецкой.

Шенграбен и Аустерлиц в романе «Война и мир».

Роль эпилога.

Эпилог – заключительная часть произведения, в которой окончательно проясняется развязка сюжета, судьба героев, формулируется основная мысль произведения. Эпилог представляет собой итог романа. В произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского роль эпилога чрезвычайно велика:

* эпилог логически завершает сюжет произведения.

Философская позиция Толстого настолько отдалена от сюжета произведения, что могла бы существовать самостоятельно, в качестве философского трактата. Сюжетная развязка (первая часть эпилога) занимает существенно меньшую часть эпилога. С войны прошло 7 лет. Марья вышла за Ростова, их счастье основано на постоянно духовной работе Марии. Николая восхищает ее ум и душа. Николай хорошо управляет имением, Соня живет с ними. В Наташе не было видно души, а только лицо и тело. Главное для нее – служение мужу и семье. Пьер рассказывает Николаю о последних политических новостях, говорит, что государь ни в какие дела не вникает, что обстановка в государстве накаляется, что все готово к перевороту. Пьер уверяет, что нужно организовать общество, может быть даже и нелегальное, чтобы приносить пользу. Николай с этим не соглашается, напоминает, что он давал присягу: «Вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить - ни на секунду не задумаюсь и пойду». Пьера ждут новые испытания. Испытания, связанные с участием Пьера в политическом кружке. (Как мы понимаем, Пьер станет декабристом, примет участие в восстании на Сенатской площади.) Так Толстой доказывает нам, “что люди, как реки”, все время меняются, ищут что-то, к чему-то стремятся, и это стремление к гармонии, к истине делает их “вполне хорошими.

(Сон Николеньки) Они с дядей Пьером шли впереди огромного войска и радостно приближались к цели. Но вдруг перед ними в грозной позе появляется дядя Николай, готовый убить первого, двинувшегося вперед. Николенька оборачивается и видит, что рядом с ним стоит уже не дядя Пьер, а отец - князь Андрей и ласкает его. Мальчик так толкует этот сон: «Отец был со мною и ласкал меня. Он одобрял меня, он одобрял дядю Пьера. Я знаю, они хотят, чтобы я учился. И я буду учиться. Но когда-нибудь я перестану; и тогда я сделаю. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною. Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...»

Во второй части Толстой еще раз повествует об историческом процессе, о том, что не личность делает историю, а делают ее народные массы, руководимые общими интересами. Личность важна в истории лишь настолько, насколько она понимает и принимает эти интересы. Толстой задается глобальной проблемой: “Что движет миром, его историей?” И дает на него ответ: “Законы необходимости”. Его позиция – фатализм. По мнению Толстого, человек - лишь пешка в сложной игре, исход которой предопределен, и цель пешки - осознать правила игры и следовать им (и в таком случае оказаться в числе победителей-праведников), в противном случае пешка будет наказана судьбой, сопротивление которой бесполезно. Гигантская иллюстрация такой позиции - картины войны, где все, включая царей и великих полководцев, бессильны перед судьбой, где побеждает тот, кто лучше понимает законы необходимости и не противится им (Кутузов).

Представлена широкая философская позиция. Для подтверждения своей позиции во второй части эпилога он не использует сюжетного материала своего произведения, а пользуется вновь придуманными аргументами. Особо следует отметить необыкновенное новаторство Толстого, превратившего эпилог из небольшого придатка или просто последней главы в самостоятельное произведение, роль которого сравнима с ролью основной части “Войны и мира”.

Философия истории.

Произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» было задумано как повествование о жизни некоторых вымышленных героев из высшего общества, но постепенно оно превращалось в эпопею, включающую не только описания реальных событий начала XIX века, но и целые главы, задача которых - донести до читателя философские воззрения автора. Обращаясь к изображению истории, Толстой был вынужден знакомиться с разнообразными материалами по интересующей его эпохе. Позиция ни одного из современных писателю ученых не могла удовлетворить человека, желавшего во всем «дойти до корня». У автора «Войны и мира» постепенно складывается своя концепция исторического развития; которую было необходимо изложить, чтобы открыть людям «новую истину», сделать яснее логику романа.

Одной из первых проблем, с которой столкнулся писатель, стала оценка роли личности и масс в истории. И если в начале создания «Войны и мира» основное внимание уделялось отдельным героям, то по мере изучения войны 12-го года Толстой все больше убеждался в определяющей роли народа. Во второй части эпилога основная мысль, которой проникнуто все повествование, была сформулирована так: «...чем непосредственнее люди участвуют в совершении действия, тем менее они могут приказывать и тем их большее число... чем меньше то прямое участие, которое люди принимают в самом действии, тем они больше приказывают и тем число их меньше...» Идея о том, что действия масс определяют историю, находит подтверждение во многих эпизодах романа. Так, победу в Шенграбенском сражении русским войскам приносят отнюдь не удачные распоряжения князя Багратиона, который «...только старался делать вид, что все, что делалось по необходимости, случайности и воле частных начальников... делалось... согласно с его намерениями», а действия «маленького» капитана Тушина, а также осознание всеми необходимости этого боя для спасения армии. Тогда же, когда рядовой солдат не видел цели сражения, как это было при Аустерлице, на неблагоприятный исход не могло повлиять ни знание немецким командованием местности, ни продуманная диспозиция, ни присутствие императоров. Особенно хорошо видно определяющее значение духа войска в Бородинском сражении, когда русские смогли доказать свое моральное превосходство над врагом, несмотря на интриги в штабе Кутузова и неудобство позиции.

По мнению Толстого, задача личности состоит в том, чтобы не мешать естественному ходу истории, «роевой» жизни народа. Это понимает Багратион, и доказательством может служить его поведение во время Шенграбенского сражения, это знает Кутузов, чувствующий момент, когда необходимо дать грандиозное сражение, позволяющий себе принять решение об оставлении Москвы, видящий смысл только в войне освободительной. Главное отличие «светлейшего» от Наполеона не в бездеятельности русского командующего, а в осознании стариком того, что его приказы не являются определяющими, для хода истории.

Говоря о позиции Толстого по поводу роли личности в истории, мы неминуемо приходим к описанию противоречий в концепции автора «Войны и мира».

С одной стороны, один из основополагающих тезисов - «человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общественных целей». По мнению Толстого, естественно то, что «большая часть людей того вре-, мени не обращали никакого внимания на общий ход дел, а руководились только личными интересами настоящего». С другой стороны, все герои романа разделены на две группы. К первой из них принадлежат все те, кому небезразлична судьба Родины, чья жизнь переворачивается во время войны 1812 года, чей «личный интерес» непосредственно связан с «общим ходом дел». Это старый князь Болконский, собирающий ополчение, готовящийся к защите Лысых Гор от французов, Ростовы, отдающие свои подводы под раненых, Петя, Николай, Андрей, Пьер, видящие цель своей жизни в участии в Отечественной войне.

Ко второй половине относятся те, чья жизнь не изменяется с началом войны, никак от нее не зависит. Это псевдопатриоты из петербургского салона А. П. Шерер и посетители дома Элен, симпатизирующие Наполеону и французам, Берг, озабоченный покупкой шифоньерки во время оставления жителями Москвы, Борис, интересующийся только повышением по службе. Все они осуждаются автором именно за безразличие к общему делу. Идеальной же личностью становится Кутузов, понимающий глубокий смысл происходящего.

В эпопее важное место отводится рассуждениям об общем характере развития жизни. Говоря об этой части историко-философских отступлений романа, часто употребляют термин «фатализм». Законы истории пока недоступны людям, поэтому возникает понятие судьбы, фатума," которое заменяет собой всю совокупность непознанных причин.

Светское общество в романе «Война и мир».

В романе “Война и мир” Толстой создал правдивую и целостную картину русской жизни первой четверти XIX века. В этот период в России главную общественную роль играли дворяне, поэтому немалое место в романе отводится описанию светского общества. Высший свет в тот период был представлен в основном двумя столичными обществами, довольно сильно отличающимися друг от друга: петербургским и московским.
Петербург - столица, холодный, неприветливый город, стоящий в одном ряду с европейскими городами. Петербургский высший свет - особый мир со своими законами, обычаями, нравами, интеллектуальный центр страны, ориентированный на Европу. Но первое, что бросается в глаза при описании взаимоотношений в этом обществе, - неестественность. Все представители высшего света привыкли играть роли, навязанные им обществом или взятые ими добровольно, недаром князь Василий в романе сравнивается с актером.

Одним из основных видов времяпрепровождения членов высшего света были светские приемы, на которых обсуждались новости, положение в Европе и многое другое. Человеку новому казалось, что все обсуждаемое важно, а все присутствующие очень умные и думающие люди, всерьез заинтересованные предметом беседы. На самом же деле в этих приемах есть что-то механическое, равнодушное, и Толстой сравнивает присутствующих в салоне Анны Павловны Шерер с разговорной машиной. Человека умного, серьезного, пытливого не может удовлетворить такое общение, и он быстро разочаровывается в свете. Однако основу светского общества составляют те, кому такое общение нравится, для кого оно необходимо. У таких людей вырабатывается определенный стереотип поведения, который они переносят и в личную, семейную жизнь. Поэтому в их отношениях в семье мало сердечности, больше практичности и расчета. Типичная петербургская семья - семья Курагиных.
Совсем другим предстает перед нами московское светское общество , которое, впрочем, в чем-то все же сходно с петербургским. Первым изображением московского света в романе является описание именин в доме Ростовых. Утренний прием гостей напоминает светские приемы в Петербурге: обсуждение новостей, правда уже не общемирового масштаба, а местных, притворные чувства удивления или негодования, но впечатление сразу меняется с появлением детей, которые приносят в гостиную непосредственность, счастье, беспричинное веселье. На обеде у Ростовых проявляются все качества, присущие московскому дворянству: хлебосольство, радушие, семейственность. Московское общество во многом напоминает одну большую семью, где все всем известно, где прощают друг другу маленькие слабости и могут прилюдно поругать за проказы. Только в подобном обществе могла появиться такая фигура, как Ахросимова, и снисходительно оценена выходка Наташи. В отличие от петербургского, московское дворянство ближе к русскому народу, его традициям и обычаям. Вообще симпатии Толстого, по-видимому, на стороне московского дворянства, недаром его любимые герои Ростовы живут в Москве. И хотя многие черты и нравы москвичей писатель не может одобрить" (сплетничество, например), он и не заостряет на них внимание. В изображении светского общества Толстой активно пользуется приемом “отстранения”, позволяющим с неожиданной точки зрения взглянуть на события и героев. Так, при описании вечера у Анны Павловны Шерер писатель сравнивает салон с прядильной мастерской, освещая с неожиданной стороны светский прием и позволяя читателю проникнуть в суть взаимоотношений на нем. Французский язык в речи героев тоже является приемом «отстранения», давая возможность полнее создать образ светского общества, говорившего в то время в основном по-французски.