Картины партизанской войны значение образа тихона щербатого. Сочинение на тему: образ партизана тихона щербатого (л. н. толстой. “война и мир”). Ценность простых людей

Главные герои романа Л. Н. Толстого «Вой-па и мир» - представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья - Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.

В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон - воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.

Каратаев же воплощает близкую писателю идею о «непротивлении злу насилием». Писатель ценит в этом герое и проявление «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность - черты, без которых, по Толстому, немыслим душевный склад русского крестьянина.

Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту «дубину народной войны», которая поднялась и «со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». «Непротивленец» Платон Каратаев - другой тип национального характера, другая сторона «мысли народной».

Тихон - «самый полезный и храбрый человек» в партизанском отряде Денисова: «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов». Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное... все указывали, посмеиваясь, на Тихона». По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором («как волк владеет зубами»), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.

Важная особенность Тихона - способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: «...он был шут всех казаков, гусаров», причем «сам охотно поддавался этому чипу». Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном

времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех русских людей (Отечественная война 1812 года), деятельность таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.

Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности - недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое - и лицо, и плечи, и спина, и живот. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.

Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратаеве - дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: «Он все умел делать, не очень хорошо, но и недурно».

Платон - яркий выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «Не нашим умом, а Божьим судом».

В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя - на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства - и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть «торжественное благообразие». Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет на них с топором. Платон же готов скорее «безвинно напрасно пострадать», чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага.

Каратаев и Щербатый - две ипостаси единого целого. Спасение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал - кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию - с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем.

Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса. Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою. Денисов и Петя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском доме, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от моста к деревне, не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа. Слышны были явственно их нерусские крики на выдиравшихся в гору лошадей в повозках и призывы друг другу. — Пленного дайте сюда, — негромко сказал Денисов, не спуская глаз с французов. Казак слез с лошади, снял мальчика и вместе с ним подошел к Денисову. Денисов, указывая на французов, спрашивал, какие и какие это были войска. Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова и, несмотря на видимое желание сказать все, что он знал, путался в своих ответах и только подтверждал то, что спрашивал Денисов. Денисов, нахмурившись, отвернулся от него и обратился к эсаулу, сообщая ему свои соображения. Петя, быстрыми движениями поворачивая голову, оглядывался то на барабанщика, то на Денисова, то на эсаула, то на французов в деревне и на дороге, стараясь не пропустить чего-нибудь важного. — Пг"идет, не пг"идет Долохов, надо бг"ать!.. А? — сказал Денисов, весело блеснув глазами. — Место удобное, — сказал эсаул. — Пехоту низом пошлем — болотами, — продолжал Денисов, — они подлезут к саду; вы заедете с казаками оттуда, — Денисов указал на лес за деревней, — а я отсюда, с своими гусаг"ами. И по выстг"елу... — Лощиной нельзя будет — трясина, — сказал эсаул. — Коней увязишь, надо объезжать полевее... В то время как они вполголоса говорили таким образом, внизу в лощине от пруда, щелкнул один выстрел, забелелся дымок, другой и послышался дружный, как будто веселый крик сотен голосов французов, бывших на полугоре. В первую минуту и Денисов и эсаул подались назад. Они были так близко, что им показалось, что они были причиной этих выстрелов и криков. Но выстрелы и крики не относились к ним. Низом, по болотам, бежал человек в чем-то красном. Очевидно, по нем стреляли и на него кричали французы. — Ведь это Тихон наш, — сказал эсаул. — Он! он и есть! — Эка шельма, — сказал Денисов. — Уйдет! — щуря глаза, сказал эсаул. Человек, которого они называли Тихоном, подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и скрывшись на мгновенье, весь черный от воды, выбрался на четвереньках и побежал дальше. Французы, бежавшие за ним, остановились. — Ну ловок, — сказал эсаул. — Экая бестия! — с тем же выражением досады проговорил Денисов. — И что он делал до сих пор? — Это кто? — спросил Петя. — Это наш пластун. Я его посылал языка взять. — Ах, да, — сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова. Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что миродеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества. — Мы французам худого не делаем, — сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. — Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали... — На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его. Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки. Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое — выворотить плечом из грязи повозки, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, — все указывали, посмеиваясь, на Тихона. — Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, — говорили про него. Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренно и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон. — Что, брат, не будешь? Али скрючило? — смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных. Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими.

Главные герои романа Л. Н. Толстого “Вой-па и мир” – представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья – Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.
В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон – воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.
Каратаев же воплощает близкую писателю идею о “непротивлении злу насилием”. Писатель ценит в этом герое и проявление “всего русского, доброго и круглого”, всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность – черты, без которых, по Толстому, немыслим душевный склад русского крестьянина.
Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту “дубину народной войны”, которая поднялась и “со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”. “Непротивленец” Платон Каратаев – другой тип национального характера, другая сторона “мысли народной”.
Тихон – “самый полезный и храбрый человек” в партизанском отряде Денисова: “Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов”. Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: “Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное… все указывали, посмеиваясь, на Тихона”. По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором (“как волк владеет зубами”), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.
Важная особенность Тихона – способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: “…он был шут всех казаков, гусаров”, причем “сам охотно поддавался этому чипу”. Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном
времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех русских людей (Отечественная война 1812 года), деятельность таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.
Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности – недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое – и лицо, и плечи, и спина, и живот. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.
Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратаеве – дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: “Он все умел делать, не очень хорошо, но и недурно”.
Платон – яркий выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: “Рок головы ищет”, “Час терпеть, а век жить”. Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: “Где суд, там и неправда”, “От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся”, “Не нашим умом, а Божьим судом”.
В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя – на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства – и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть “торжественное благообразие”. Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет на них с топором. Платон же готов скорее “безвинно напрасно пострадать”, чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага.
Каратаев и Щербатый – две ипостаси единого целого. Спасение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал – кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию – с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем.

Сочинение по литературе на тему: Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Другие сочинения:

  1. Одной из тем романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является тема народа. Ярким представителем народа выступает здесь Платон Каратаев. Вообще, этот образ показателен для творческой эволюции Л. Н. Толстого конца 60-х годов 19 века. Писатель приходит к убеждению в Read More ......
  2. Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы. На страницах книги подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл Read More ......
  3. Творчество Л. Н. Толстого охватывает большой период времени – с 50-х годов 19 века до 10-х годов 20 века. Писатель принимал участие в Крымской войне, он видел крепостную жизнь, был свидетелем реформы 1861 года и нарастания революционного движения в 90-е Read More ......
  4. Образ Платона Каратаева вызывал и вызывает противоречивые суждения. Распространено мнение, что в этом образе писатель воплощает реальную, но слабую сторону нравственного и психологического облика русского патриархального крестьянина (свойственные ему смирение, покорность, идеи непротивления злу насилием, имевшие свои социально-исторические корни в Read More ......
  5. У Толстого в романе “Война и мир” большое внимание уделено образам крестьян: Тихону Щербатому из отряда Денисова, крепостным Ростовых и Болконских, жителям деревень. Однако особое место в произведении занимает Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка. Это довольно интересная и своеобразная личность Read More ......
  6. Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы, на страницах которого подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл Read More ......
  7. Важнейшим событием, тщательно изображенным и всесторонне проанализированным Л. Н. Толстым в его романе “Война и мир”, является Отечественная война 1812 года. Эта война стала для русских людей священной – они защищали свою родину от агрессии наполеоновской Франции. Писатель показывает, как Read More ......
  8. Роман “Война и мир” был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и глубже – о войне 1812 Read More ......
Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Многие страницы романа “Война и мир” Л. Толстой посвятил философским размышлениям по поводу важ­ных исторических вопросов. Он приходит к выводу, что содержание исторического процесса составляет движе­ние народных масс, их действия, их могучая, неостано­вимая сила. Именно в этом выводе проявился гений пи­сателя, который одним из первых в русской и мировой литературе воссоздал картины народной партизанской войны и раскрыл их истинный смысл и значение.

В действиях партизанских отрядов в Отечественную войну 1812 года Л. Толстой увидел

высшую форму еди­нения народа и армии, которая коренным образом изме­нила само представление о войне: со времени пожара Смоленска, пишет Толстой, началась война, не подходя­щая ни под какие прежние предания войн. Сожжения городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская вой­на – все это было отступления от правил.

“Партизаны уничтожали Великую армию по час­тям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые са­ми собою сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то вре­мя как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие, конные, были мужицкие и помещичьи, никому не изве­стные. Был дьячок начальником партии, взявший за месяц несколько сот пленных. Была старостиха Васи­лиса, побившая сотни французов”.

Но в основной своей массе армия партизан состоя­ла из сотен и тысяч безымянных русских мужиков, простых крестьян. Они вступали в борьбу с захватчи­ками не ради славы и наград, а из врожденного чувст­ва патриотизма. Они защищали свои семьи, своих род­ных и близких, себя.

Тихон Щербатый в романе – один из представите­лей этой безымянной и многочисленной армии русских мужиков. Изрытое оспой и морщинами лицо Тихона с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем.

Тихон Щербатый оказывается одним из самых нужных людей в партизанском отряде Денисова. Писа­тель рассказывает, каким образом Тихон оказался в отряде: “Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, старо­ста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы за­щищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ве­дают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что миродеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щер­батый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, ска­зал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую долж­ны блюсти сыны отечества”.

Не вполне понимая смысл высокопарной речи Де­нисова, Тихон в ответ говорит с робостью и смущени­ем, словно оправдываясь: “Мы французам худого не делаем. Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали…”

На следующий день Денисов и думать забыл о му­жике, но ему доложили, что он пристал к отряду и просился, чтобы его оставили.

В партизанском отряде Тихон оказался самым нужным и самым полезным бойцом. Л. Толстой гово­рит, что в отряде Денисова Тихон занимал свое особен­ное, исключительное место. Писатель поясняет и при­чину подобной исключительности: “Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое – выво­ротить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона”.

Л. Толстой с любовью описывает подвиги русского мужика. Он явно восхищается ловкостью, сметливостью, силой и необычайной смелостью Тихона Щербатого. Ког­да мы читаем рассказ Тихона о его похождениях во вра­жеском тылу и узнаем о том, как он поступил с пленным французом, становится понятным, почему Л. Толстой го­ворит: “И благо тому народу… который в минуту испыта­ния, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью”.

Глоссарий:

– тихон щербатый в романе война и мир

– тихон щербатый

– образ тихона щербатого

– тихон щербатый образ

– образ тихона щербатого в романе война и мир


Другие работы по этой теме:

  1. Образ Тихона Щербатого в романе-эпопее “Война и мир” Л. Н. Толстого выражает активное начало русской души, изображает способность народа смело вступать в борьбу с иноземными...
  2. Л. Н. Толстой ввел в “Войну и мир” образ Тихона Щербатого, чтобы еще раз, по-новому, осветить свою идею – “дубины народной войны”. Французы своим преступным...
  3. Важнейшим событием, тщательно изображенным и всесторонне проанализированным Л. Н. Толстым в его романе “Война и мир”, является Отечественная война 1812 года. Эта война стала для...
  4. Тихон Щербатый Тихон Щербатый – обыкновенный русский мужик, который пристал к отряду Денисова, чтобы сражаться за Родину. Свое прозвище он получил за то что у...
  5. (Л. Н. Толстой. “Война и мир”) В одном из своих ранних рассказов “Рубка леса” Л. Толстой показал три типа русских солдат: покор­ных, отчаянных и тех,...
  6. Главные герои романа Л. Н. Толстого “Вой-па и мир” – представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому...

Меню статьи:

В романе Л. Н.Толстого «Война и мир» в большинстве случаев героями повествования являются представители аристократического происхождения. Персонажей крестьянского происхождения в романе при всей многочисленности и разнообразности образов всего несколько. Основной акцент происходит на образы военных имеющих простое происхождение: Платона Каратаева и Тихона Щербатого.

В то время как образ Платона Каратаева имеет глубокий смысл и многогранность характеристик, то образ Тихона Щербатого фактически рассмотрен только в контексте военной сферы влияния и не имеет такого влияния на других персонажей.

Кто такой Тихон Щербатый

Тихон Щербатый имеет простое происхождение, он крестьянин, не имеющий никаких привилегий. Об его цивильном прошлом не известно ничего. Единственным посылом его прошлой жизни является упоминание о его малой родине – село Покровское в Смоленской области. С этим персонажем мы знакомимся только в контексте военной сферы.

Роль Тихона Щербатого на фронте

На фронте Тихон Щербатый служит в партизанском отряде Денисова в 1812 году. Тихон сам изъявил желание принимать участие в военных событиях. Поначалу он выполнял не самую значимую роль – чистил коней, занимался разведением и поддержанием костров, время от времени Тихон Щербатый отправлялся в лагерь противника и всегда возвращается со значимыми трофеями – одеждой, едой, оружием.


Затем его действие стало более существенным, Тихон дослужился до повышения – его причисляют к отряду казаков и теперь в его обязанности входят вылазки в лагерь противника за пленными, которые бы могли рассказать нужную информацию, позволяющую партизанам и регулярной армии оказываться в выигрышной позиции по отношению к противнику. С этой работой Тихон справлялся отлично. Сослуживцы отмечали, что у него было очень развита интуиция. Щербатый всегда приводил «нужных» людей, которые в романе называются «языками».

Внешность Тихона Щербатого

С внешностью Тихона Щербатого связано его прозвище. У Тихона не было одного переднего зуба и поэтому прозвище «Щербатый» прочно прилипло к нему.

Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”.

Тихон Щербатый не отличался приятной внешностью, скорее наоборот, его внешний облик вызывал неприязнь и даже отвращение. В первую очередь это было связано с тем, что Тихон Щербатый переболел оспой, и поэтому его лицо было изувечено специфическими шрамами. Судя по всему, Тихон Щербатый был человеком в возрасте, так как на его лице сильно была заметна сеточка морщин. У Тихона были маленькие узкие глаза, он часто улыбался глупой улыбкой.

Вероятно, что Тихон Щербатый отличался высоким ростом, Толстой описывает его как человека, имеющего длинные ноги и длинные руки. Автор во время описания его внешности говорит о том, что у Тихона плоские ступни, вероятно, Толстой имел в виду плоскостопие.

В тексте часто по отношению к Тихону Щербатому встречается такое слово как меринина. Нашими предками это слово употреблялось по отношению к людям, которые отличались крепким телосложением.
Голос его можно охарактеризовать как бас с хрипотцой. Такой тембр голоса стал удачным дополнением к его образу.

Характеристика личности Тихона Щербатого

В то время как Платон Каратаев изображен хозяйственным человеком – мастером на все руки, Тихон Щербатый – идеальный военный человек.

Он отличается смелостью и ловкостью – именно благодаря этим качествам Тихон смог заслужить почтение и уважение со стороны руководящих отряда, в частности Денисова. Толстой говорит о нем как о человеке, который нужный и значимый в партизанском движении.

Следующим не менее важным качеством, позволившим Тихону выгодно отличиться из толпы партизан, стала его хитрость. Тихон всегда мог придумать что-то необычное, позволяющее лучше всего воплотить приказ в действие.

Тихон никогда не ездит на лошади. Толстой не разъясняет этот феномен, автор таким образом всего лишь делает акцент на физических возможностях этого человека, добавляя после этой информации, что Тихон с легкостью преодолевает расстояние в 50 км за день, при этом он никоим образом не отстает от кавалерии.


Тихон всегда готов выполнять самую сложную, грязную и неприхотливую работу, такую, от которой все стараются увильнуть. Например, вытащить из болота за хвост лошадь.

Дорогие читатели! На нашем сайте у вас есть возможность ознакомиться с в романе Льва Толстого “Война и мир”.

Вдобавок ко всем странностям, Тихон Щербатый отличается веселым нравом. Он часто рассказывает сослуживцам веселые истории, вызывая всеобщее веселье рассказом и кривляньями.

Из этого можно сделать вывод, что образ Тихона Щербатого в некоторой мере является неполным – читателю к рассмотрению предоставляется только та часть жизни, которая связана с партизанским движением и военными действиями, что не позволяет полноценно и многогранно охарактеризовать этот образ.