Что представляет собой фамусовская формула успеха. В каких произведениях русской литературы боязнь злых языков. «Слухи и сплетни, как движущая сила в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»»

В4. Фамусов, раздосадованный желанием Чацкого говорить только о Софье, восклицает: « Пять тысяч раз твердит одно и то же! » Как называется этот приём?

С 1. Какова фамусовская формула жизненного успеха и какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?

Ответы

Вариант 6 (группа 2)

Софья, Лиза, Молчалин.

Софья

Молчалин! как во мне рассудок цел остался!

Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!

Зачем же ей играть, и так неосторожно?

Скажите, что у вас с рукой?

Не дать ли капель вам?

Не нужен ли покой?

Пошлёмте к доктору, пренебрегать не должно.

Молчалин

Платком перевязал, не больно мне с тех пор.

Лиза

Ударюсь об заклад, что вздор

И, если б не к лицу, не нужно перевязки,

А то не вздор, что вам не избежать огласки:

На смех, того гляди, подымет Чацкий вас,

И Скалозуб, как свой хохол закрутит,

Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;

Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!

Софья

А кем из них я дорожу?

Хочу - люблю, хочу скажу;

Вошли вы, слова не сказала,

При них не смела я дохнуть,

У вас спросить, на вас взглянуть.-

Молчалин

Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны.

Софья

Откуда скрытность почерпнуть!

Готова я была в окошко к вам прыгнуть.

Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?

Смешно? - пусть шутят их; досадно? - пусть бранят.

Молчалин

Не повредила бы нам откровенность эта.

Софья

Неужто на дуэль вас вызвать захотят? Молчалин

Ах! злые языки страшнее пистолета.

Лиза

Сидят они у батюшки теперь,

Вот кабы вы порхнули в дверь

С лицом весёлым, беззаботно:

Когда нам скажут, что хотим,-

Куда как верится охотно!

И Александр Андреич,- с ним

О прежних днях, о тех проказах

Поразвернитесь-ка в рассказах:

Улыбочка и пара слов,

И кто влюблён - на всё готов.

Молчалин

Я вам советовать не смею.

(Целует ей руку.)

Софья

Хотите вы?..

Пойду любезничать сквозь слез;

Боюсь, что выдержать притворства не сумею.

Зачем сюда бог Чацкого принес! (Уходит.) .

(A. С Грибоедов «Горе от ума»)



А1. Жанр комедии, избранный А.С. Грибоедовым, был одним из популярнейших жанров в литературе

А2. Какая сюжетная линия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» получает развитие в данном эпизоде?

1) любовная 2) бытовая 3) социальная 4) политическая

А3. Темой своей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов избрал

1) события декабристского восстания 3) жестокие проявления крепостничества

2) нравы российского дворянства 4) счастливую любовь главных героев

А4. В этой сцене герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» обсуждают, как лучше повести себя, чтобы избежать сплетен о

1) неожиданной встрече Фамусова и Молчалива у дверей спальни Софьи

2) намерениях Фамусова просватать и выдать Софью замуж за Скалозуба

3) ссоре Фамусова с Чацким, произошедшей во врёмя разговора о Софье

4) обмороке, случившемся с Софьей после падения Молчалина с лошади

А5. Главным положительным героем пьесы является

1) влюблённая в Молчалина Софья 3) сочувствующая влюблённой Софье Лиза

2) упоминаемый в эпизоде Александр Андреевич 4) призывающий к осторожности Молчалин

В1. Укажите род литературы, к которому принадлежит пьеса А.С. Грибоедова Горе от ума».

В2. Кому из героев, участвующих в этом эпизоде, принадлежат афоризмы: «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь», « Частенько там мы покровительство находим, где не метим »,« В чинах мы небольших.. .» ?

В3. Укажите термин, которым в литературе обозначают авторские пояснения в тексте пьесы, сопровождающие действия героев: « Целует ей руку »,« Уходит » и др.

В4. Как называют созвучие концов стихотворных строк?

А кем из них я дорожу?

Хочу - люблю, хочу - скажу.

Молчалин! будто я себя не принуждала?

Вошли вы, слова не сказала.

При них не смела я дохнуть.

У вас спросить, на вас взглянуть.

Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. (8-10 предложений)



С 1. Какую роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» играет тема сплетен и в каких произведениях русской литературы боязнь «злых языков» влияла на поступки и судьбы героев?

Ответы

1.Какова фамусовская формула успеха и какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?

25 сообщений

1) Какова фамусовская формула успеха и какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?

2)В чем противоречивость образа Софьи и какие героини русской классики похожи на неё?

3)Какую роль в комедии играет тема сплетен и в каких произведениях русской литературы боязнь «злых языков» влияла на поступки и судьбы героев?

4)В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова?

1) Монолог Фамусова про Максима Петровича помните? Там чётко сформулирована «формула успеха» (чинопочетание, услужливость, ну и сопутствующее). Близкие герои — Фонвизин «Недоросль» (Скотинин, Простакова, «зачем нужна география, если есть извозчики»).

2) Софья с одной стороны уверенная, сильная, т.к. предпочла небогатого Молчалина, зная, что будет осуждена отцом, а с другой стороны, распуская сплетню о сумасшествии Ч., она вливается в фамусовское общество, безнавственное, необразованное, невежественное. и т.д и т.п.:)

3) Пушкин -«ЕО», дуэль Ленского и Онегина (по большей степени произошла из-за боязни сплетен), Островкий — «Гроза»

коротко и вроде ясно:)

Абсолютно точно была уверена, что уже на эти вопросы отвечали в обсуждениях, но не нашла.
Кажется, что много, но на самом деле 10 предложений))

3) Мотив слухов и сплетен, присутствующий в комедии А. С, Грибоедова «Горе от ума» является средством сатирической характеристики изображаемого общества и его отдельных представителей, а также играет сюжетообразующую роль. Сплетня также становится одним из средств раскрытия сатирических характеров в комедии и отношение персонажей к ней — один из критериев, по которым можно оценивать их характер. Особую, сюжетообразующую роль в комедии Грибоедова играет сплетня о сумашествии Чацкого, связанная с антитезой «ум — безумие», заданной уже в названии пьессы. Это оружие борьбы, избранное обществом, чтобы избавиться от Чацкого, она выражает реакцию света на умонастроение и поведение молодого человека, которое расценивается как безумие. Традиции Грибоедова продолжает Гоголь в «Мертвых душах», где сплетня также становится неотъемлемой часть. городской жизни, средством создания образа центрального персонажа и движущим началом сюжета. Этот мотив реализуется в «Бедных людях» Достоевского: Макар Девушкин воспринимает гоголевскую повесть «Шинель» как пасквиль на таких, как он, мелких чиновников; преследующий его страх перед сплетнями и слухами как формой вмешательства в его личную жизнь соотнесен у Достоевского со страхом перед проникновением литературы в тщательно скрываемую подноготную героя:
«Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать – куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено! Да тут и на улицу нельзя показаться будет»
В романе «Мелкий бес» Ф. Сологуб дает модернистскую интерпретацию сплетен и слухов. Одуряющая скука провинциальной жизни с ее однообразием жизненных впечатлений, монотонным круговоротом дней, отсутствием культурных ценностей и вследствие этого бедным спектром духовной жизни в качестве единственного развлечения признает только сплетню. Слухами полнится город. В социологической характеристике горожан у Сологуба определяющим является их отношение к сплетне; сплетня – единственный интересный для всех предмет разговора в любой компании; и потенциального жениха можно заинтересовать не только вкусными блинами, но и обещанием «каждое утро по городу ходить, все сплетни собирать, а потом рассказывать».

Учебно-методический материал (литература) на тему:
Подготовка к ЕГЭ по литературе.

Вопрсы для подготовки сочинений- миниатюр.

Предварительный просмотр:

Готовимся к экзамену по литературе

Древнерусская литература, литература XVIII века и первой половины XIX века

2. Какие детали указывают на тесную связь «Слова о полку Игореве» с народной поэзией, и в каких произведениях русской классики присутствуют элементы образности русского фольклора?
3. В чем, по-вашему, выражается патриотизм Автора «Слова о полку Игореве»?
4. Почему центральным художественным образом «Слова о полку Игореве» стал образ «земли русской», а не образы князей и дружины?

Литература VIII века
5. Почему главные герои пьесы Фонвизина носят столь «недворянскую» фамилию: Простаковы, и в каких произведениях русской литературы авторы используют «говорящие» фамилии в качестве средства характеристики героев?
6. Можно ли утверждать, что стихотворение Державина «Памятник» продолжает традиции одического стихотворения?
7. Определите главную тему стихотворения «Памятник» и подумайте, какие русские поэты разрабатывали эту же тему в своем творчестве?
8. Какими видели классицисты (Ломоносов, Державин, Фонвизин) идеал эпохи и какой тип героя считали воплощением этого идеала?
9. Почему «Ода на день восшествия на престол…» М.В. Ломоносова, посвященная восшествию на престол императрицы, превратилась у Ломоносова в произведение о мире, о прекращении войн, и в каких произведениях русской литературы звучит та же идея «распрям предписать конец»?
10. В чем смысл финала комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
11. Кого можно считать положительным героем комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
12. В чем, по-вашему, суть конфликта Правдина и Стародума с миром простаковых и скотининых?
13. Почему Фонвизин так много места уделяет рассуждениям «о великом государстве», и какие русские писатели пытались создать образ идеального правителя на страницах своих произведениях?
14. Почему комедию «Недоросль», обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?

Литература первой половины XIX века
15. В каких произведениях русской литературы поступки или высказывания второстепенных персонажей помогают читателю критически взглянуть на главных героев?
16. Какую роль играют монологи Осипа в создании образа Хлестакова?
17. Можно ли считать судьбу Чацкого трагической?
18. Почему жанр «Горе от ума» определяют как комедию?
19. В чем противоречивость образа Софьи, и какие герои русской литературы схожи с героиней комедии А.С. Грибоедова?
20. Какова фамусовская формула жизненного успеха, и какие герои русской литературы близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?
21. Что, с вашей точки зрения, делает Чацкого положительным героем пьесы?
22. Какую роль в комедии Грибоедова «Горе от ума» играет тема сплетень, и в каких произведениях русской литературы боязнь «злых языков» влияла на поступки и судьбы героев?

23. Какие чувства определяют настроение лирического героя стихотворения А.С. Пушкина «Элегия», и как они отражаются в особенностях композиционного строения стихотворения?
24. В чем смысл стихотворения А.С. Пушкина «Элегия», и какие русские поэты работали в этом жанре?
25. Какие вольнолюбивые стремления находят отражение в лирике А.С. Пушкина? (На примере стихотворений «К Чаадаеву», «Деревня», «19 октября», «Анчар» и др.)
26. Каков философский смысл стихотворения Пушкина «Туча», и кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?
27. Почему главными героями «Капитанской дочки» стали не исторические деятели, а вымышленные персонажи, рядовые участники исторических событий?
28. В каких произведениях русской литературы тема человека и истории решается на примере рассказов о судьбах обыкновенных людей?
29. Как в «Капитанской дочке» показана трагедия русского бунта, и в каких произведениях отечественной классики затрагивалась подобная проблема?
30. Почему повесть Пушкина, главным событием которого стало Пугачевское восстание, озаглавлена «Капитанская дочка»?
31. Согласны ли вы с В.Г. Белинским, назвавшим роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»? Свое мнение обоснуйте.
32. Что дает основание автору назвать Татьяну Ларину «милым идеалом»?
33. Почему в романе Пушкина «Евгений Онегин» автор так внезапно расстается со своим героем в финале?
34. В чем, по-вашему, смысл эпиграфа, предпосланного первой главе романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: «И жить торопится и чувствовать спешить» (Кн. Вяземский)?

35. В чем, по-вашему, своеобразие художественного решения конфликта поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»?
36. Почему прием антитезы стал основой композиционного строения стихотворения Лермонтова «На севере диком стоит одиноко..»?
37. Какие темы можно считать ведущими в лирической поэзии Лермонтова и в каких произведениях русской литературы звучат те же темы и мотивы?

38. Какие лирические произведения Лермонтова идейно и тематически перекликаются с романом «Герой нашего времени»?
39. Как раздумья Печорина о самом себе и всем поколении соотносятся с проблематикой других произведений русской классики?

40. Серьезно или иронично звучит название романа М. Ю Лермонтова «Герой нашего времени»?
41. Каковы художественные функции авторского предисловия к роману «Герой нашего времени»?
42. Почему победы Печорина не приносят ему чести, а только усугубляют его одиночество?
43. С какой целью автор романа «Герой нашего времени» постоянно меняет рассказчиков?
44. Почему Печорина относят к типу «лишних людей»?
45. Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман Лермонтова «Герой нашего времени»?
46. Какую роль подробные описания героев и их быта играют в композиции гоголевской поэмы «Мертвые души» и в других произведениях русской литературы?
47. В чем смысл названия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
48. Чичиков – сильная личность или «человек с мелкими страстями»?
49. Согласны ли вы с утверждением философа В. Розанова о том, что все герои поэмы Гоголя – «куклы жалкие и смешные»?
50. Почему Н.В. Гоголь открывает галерею образов помещиков Маниловым, а заканчивает Плюшкиным?
51. В чем новаторство драматического конфликта комедии Гоголя «Ревизор»?
52. На чем основан комизм сцен пьесы «Ревизор», и в каких произведениях русской литературы встречаются подобные комические ситуации?
53. Почему в пьесе Гоголя «Ревизор» город назван условно, и в каких произведениях русской литературы город становится предметом художественного изображения?
54. Как вы понимаете слова критика об образе Акакия Акакиевича: через «холодный злобный юмор» звучит «любовь общая, мировая, христианская» (По повести гоголя «Шинель»)

В каких произведениях русской литературы боязнь злых языков

20.05.2018 ВНИМАНИЕ. Одиннадцатиклассники! Вы можете выставить свои работы как по русскому, так и по литературе на проверку в ВИП-раздел сайта. Цена перед экзаменами снижена. Подробнее >>

16,09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

9.Какую роль в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» играет тема сплетен и в каких произведениях русской литературы боязнь «злых языков» влияла на поступки и судьбы героев?

Сплетни играют важную роль в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», являясь неотъемлемой частью жизни фамусовского общества. Слухи стали своеобразным двигателем сюжета произведения: ведь именно разговоры о том, что мать Чацкого сходила с ума восемь раз, а сам он «в горах изранен в лоб, сошёл с ума от раны», заставляют оскорбленного героя бежать из Москвы. Тема сплетен довольно распространена в произведениях русской классической литературы 19 века.

Так, вокруг слуха о том, что Хлестаков и есть тот самый петербургский проверяющий, как бы вращается весь сюжет знаменитой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Сам факт того, что изворотливый городничий с такой легкостью поверил местным сплетникам Бобчинскому и Добчинскому, принял «сосульку, тряпку» за «важного человека», довольно смешон. А как не поверить в такой с виду «правдивый» рассказ, когда панический страх затмевает твой разум?Да и все факты, как на зло, сходились между собой. Поведение приезжего уж очень напоминало самих чиновников города NN: живет в трактире «и ни копейки не платит». Да и действия Хлестакова были похожи на обязанности проверяющего: все внимательно осматривал и даже заглядывал в тарелки посетителей. Вот все это и заставило умного и изворотливого городничего, поверив в сплетни, принять Хлестакова за ревизора.

Финал главы «Княжна Мери» из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» тоже во многом определили именно сплетни. Молодой и без памяти влюбленный в юную княжну Лиговскую юнкер Грушницкий распустил слухи об отношениях своей «симпатии» с Печориным. Что же стало причиной столь подлого поступка? Банальная ревность: чувства младшей Лиговской к самонадеянному юнцу охладели и теперь все ее драгоценное внимание принадлежало Печорину. Пылкое и неопытное сердце Грушницкого не смогло выдержать подобного удара, поэтому герой сговорился с драгунским капитаном против ненавистного «приятеля». Уже через несколько дней главной темой всех разговоров «на водах» стала выдуманная свадьба Печорина и Мери. Именно эта сплетня и стала поводом для дуэли между главным героем и юнкером.

Таким образом, тема сплетен встречается во многих произведениях отечественных классиков и является важной часть их сюжета.

xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

«Слухи и сплетни, как движущая сила в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»»

С первых страниц комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» перед нами предстает живая картина московского общества 1820-х годов, с отличавшим его невежеством и полным отсутствием глубоких интересов и стремлений. Праздная жизнь Москвы вся заполнена балами, обедами и всевозможными разорительными затеями.

В этом обществе пышно расцветают сплетни и пересуды. Всякий шаг, всякое слово обсуждается. Все знают господа друг о друге, и потому очень боятся общественного мнения, потому так зависят от него. Внешне все должно быть пристойно. На том и держится московское общество, где правят лицемерие и злословие, где «ругают везде», но «всюду принимают».

Молчалин при первой же встрече с Чацким сообщает, что москвичи удивлялись и даже жалели его, узнав, что ему «не дались чины». «Татьяна Юрьевна рассказывала что-то. с министрами про вашу связь, потом разрыв. », - говорит он. А Чацкий искренне удивлен такой «заботой» со стороны женщины, с которой никогда не встречался и даже не был знаком. Затем Платон Михалыч рекомендует ему Загорецкого: «. человек он светский, отъявленный мошенник, плут. при нем остерегись: переносить горазд и в карты не садись: продаст».

Затем Чацкий встречается со Скалозубом, и тот сообщает ему свежую «весть»:

Княгиня Ласова какая-то здесь есть,

Наездница, вдова, но нет примеров,

Чтоб ездило с ней много кавалеров.

На днях расшиблась в пух, -

Жокей не поддержал, считал он, видно, мух. -

И без того она, как слышно, неуклюжа,

Теперь ребра недостает,

Так для поддержки ищет мужа.

Сколько желчи, ехидства, издевки в его словах, но при личной встрече с княгиней Ласовой он никогда не произнес бы этих слов, а скорее всего, склонился бы перед ней в почтительном поклоне и принялся нашептывать на ушко приукрашенные слухи или сплетни о ком-то другом. Горничная Лиза метко характеризует его «талант» сплетника:

Скалозуб, как свой хохол закрутит,

Расскажет обморок, прибавит сто прикрас.

Софья, возможно, готова ради своей любви пренебречь сплетнями и слухами: «. Да что мне до кого? До них? Смешно? - пусть шутят их; досадно? - пусть бранят. », но ее возлюбленный, Молчалин, не готов, - он слишком зависит от общественного мнения: «Не повредила бы нам откровенность эта. Ах! Злые языки страшнее пистолета».

Своего суждения не имеет ни безродный секретарь, ни сам хозяин. Фамусов, в образе которого отражена умственная косность и самодовольство старинного русского барства, тоже привык думать, как все, повторять ходячие истории своего круга. Здесь не боятся дурных поступков, здесь боятся проявить индивидуальность и прослыть инакомыслящими: «Грех - не беда. », «Как можно против всех!» Конечно, этому обществу чужд человек умный, образованный, имеющий, кроме того, свои собственные убеждения и принципы и не стесняющийся говорить правду в глаза. Софья, девушка от природы не глупая, но воспитанная по законам этого общества, думает о Чацком, который явился причиной «ужасного расстройства»: «Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!» За этими размышлениями ее застает Г. N. и тоже заводит разговор о Чацком, интересуется, каков он после возвращения. «Он не в своем уме», - раздраженно отмахивается Софья. И дальше сплетня распространяется с невероятной скоростью. Г. N. сообщает «новость» Г. В., тот - Загорецкому, известному сплетнику, тот - дальше. И вот уже все общество на все лады обсуждает «сумасшествие Чацкого», «нелепость. в голос повторяют». Сонное общество зашевелилось, зашумело. Версии - одна нелепее другой - рождаются в извращенных умах: «В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны», «записался» в «пусурманы», «переменил закон»; «С ума сошел. Да невзначай! Да так проворно!»; «По матери пошел. Покойница с ума сходила восемь раз»; «Чай, пил не по летам. шампанское стаканами тянул. Бутылками-с, и пребольшими. Бочками сороковыми»; «Ученье - вот чума, ученость - вот причина. » Одни «поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют - и вот общественное мненье!»

Стоит обратить внимание и на фразы старой глуховатой графини, которая перевирает слова по сходным окончаниям. Но как перевирает! На слова Загорецкого: «. Чацкий произвел всю эту кутерьму», - она переспрашивает: «Как, Чацкого? Кто свел в тюрьму?» А в конце диалога заключает: «Тесак ему да ранец, в солдаты! Шутка ли! переменил закон!» Эта старушка, неприметная на первый взгляд, выступает в роли представителя идеологии самодержавия. В ее лице общество выносит приговор всем, кто пытается «переменить закон» общественной жизни России.

Как только кто-то представляется московскому обществу нежелательно опасным, оно ощетинивается и показывает острые клыки. Никто, конечно, не поверил в сумасшествие Чацкого, но все из злости в один голос повторяют сплетню. И голос общего недоброжелательства доходит до него. К тому же он окончательно уверился в нелюбви к нему Софьи, для которой единственно и явился

в Москву. Сумасшедший! - вот приговор московского общества его уму, передовым взглядам и благородным порывам. Как носитель новых идей и убеждений он оказался вне круга их интересов, норм и правил общественного поведения, и потому вынужден бежать, непонятый, оболганный и оскорбленный этим обществом ханжей, с их мелкими целями и низкими стремлениями. А общество? Пошумит, посплетничает, изгонит, некоторое время поволнуется и опять успокоится.

Заслуга Грибоедова состоит в том, что он так изобразил своих героев, что мы видим как бы стоящие за ними социальные законы, определяющие поведение, и понимаем, что в условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство.

Тест по литературе по теме:
Готовимся к ЕГЭ по литературе. А.С.Грибоедов

Подборка заданий по творчеству А.С.Грибоедова

1.Где учился Грибоедов и какое образование получил?

2.Какими иностранными языками владел Грибоедов?

3.Какое произведение Грибоедова читал Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском?

4.Свидетелем каких исторических событий стал Грибоедов?

5.Чем занимался Грибоедов?

6.Как относился Грибоедов к декабристам?

7.Кому принадлежат слова на памятнике Грибоедову в Тифлисе (ныне Тбилиси): «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя»?

8.Кто сказал о Грибоедове: «Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа»?

9.Кто сказал: «Комедия «Горе от ума» есть критика нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира… В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, её рисунок, тогдашний её дух, исторический момент и нравы»?

1.Какому литературному направлению принадлежит «Горе от ума»?

2.Укажите название литературного направления ХVIII в., традицию которого продолжает Грибоедов, наделяя некоторых героев своей реалистической пьесы «говорящими» фамилиями-характеристиками.

3.Чертами какого литературного направления является непонятость Чацкого окружающими, его максимализм, противостояние героя окружающей действительности?

4.В литературе какого направления конца XVIII- начала XIX века жанр комедии, избранный А.С.Грибо-едовым, был одним из популярнейших?

5.Укажите название рода литературы, к которому принадлежит пьеса А.С.Грибоедова «Горе от ума».

6.Каким стихотворным размером написана комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»?

7.Назовите первоначальное название пьесы «Горе от ума».

8.Назовите жанр произведения, особенностями которого являются:

— ограничение в пространстве и времени

— диалоги и монологи

— особая роль конфликта (столкновение и борьба персонажей, стремящихся к разным целям. Главный конфликт определяет развитие действия)

9.Назовите основные конфликты комедии.

10.Как в литературоведении называют тип конфликта пьесы Грибоедова, связанный с сюжетной линией Софья – Молчалин – Чацкий?

11.Софья, Фамусов, Чацкий – главные герои комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», а как в драматургии называют таких персонажей, как Лиза, Репетилов?

12.Фамилия «Фамусов» происходит от слова «молва», что характеризует зависимость героя от общественного мнения. Как называются такие имена и фамилии в драматическом произведении?

13.Мадам Розье не принимает участия в действии, о ней только упоминает Фамусов. Как называется такой персонаж в драматическом произведении.

14.Назовите действующих лиц комедии.

15.Сюжет – цепь событий, т.е. жизнь персонажей в её пространственно-временных изменениях. Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры.

Чем являются 1-5 явления 1 действия в плане развития действия?

16.Что является кульминацией?

17. «Пожар способствовал ей много к украшенью». Назовите год в истории России, связанный с этим «пожаром».

18. «А все Кузнецкий мост да вечные французы…» Назовите город, в котором происходят события, описанные в «Горе от ума».

19. С периодом какого императора (императрицы) соотносится в сознании Фамусова «Золотой век» для карьериста?

20.В какой город в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Фамусов обещает в минуту гнева отправить Софью.

21.Кто из персонажей комедии «Горе от ума»…

Старинный, верный член до гроба» ____________________________________

Б)»И золотой мешок, и метит в генералы» ________________________________

В)»С тех пор как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил» __________________________________________

Г)»Человек он светский,

Отъявленный мошенник, плут» ____________________________________

Д) «Сам бредил целый век обедом или балом!

Об детях забывал! обманывал жену!

Играл! Проигрывал! В опеку взят указом!

Танцовщицу держал! И не одну:

Пил мёртвую! Не спал ночей по девяти!

Всё отвергал: законы, совесть, веру!» _____________________________________

Е)»не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом…

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб» ____________________________________________

Он вольность хочет проповедать» ______________________________________

Ж)»Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник…» ______________________________

З)»Крепко набрался каких-то новых правил,

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил,

И)»Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

Вот он на цыпочках, и не богат словами…» __________________________________

К)»Кто другой так мирно всё уладит!

Там моську вовремя погладит,

Там в пору карточку вотрёт,

В нём Загорецкий не умрёт. » ________________________________________________

22.Кому из персонажей комедии принадлежат слова…

А)»Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь» ___________________________________________

Б)»Счастливые часов не наблюдают» ___________________________________________

В)»А у меня что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой» ________________________________________________

Г)»Служить бы рад, прислуживаться тошно» ____________________________________

Д)»В мои лета не должно сметь

Свои суждения иметь» ______________________________________________________

Е)»При мне служащие чужие очень редки

Всё больше сестрины, свояченицы детки» _____________________________________

Ё)»Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий,

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два» _____________________________________

Ж)»Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак» ___________________________________________

З)»Довольно счастлив я в товарищах моих,-

Вакансии как раз открыты:

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты» _________________________________________________

И)»Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?» _____________________________________

К)»Шумим, братцы, шумим» _________________________________________________

Л)»Ну как не порадеть родному человечку. » _____________________________________

М)»…уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь» ___________________________________________

Н)»Дома новы, но предрассудки стары» ___________________________________________

О)»Ах»боже мой! что станет говорить

Княгиня Марья Алексеевна» _________________________________________________

П)»Кто беден, тот тебе не пара» _________________________________________________

Р)»А судьи кто? За древностью лет

К свободной жизни их вражда непримирима.

Сужденья черпают из забытых газет

Времён Очаковских и покоренья Крыма» _______________________________________

С)»Возьмите вы от головы до пяток,

На всех московских есть особый отпечаток _______________________________________

Т)»Кто так чувствителен, и весел, и остёр,

Как Александр Андреич Чацкий!» _____________________________________________

У)»Ученье – вот чума, ученье – вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений» _______________________________________

23.Кто из героев комедии является первоисточником слуха о сумасшествии Чацкого?___________

Почему так быстро распространяется сплетня о сумасшествии Чацкого?_____________________________________________________________________________

Кто из героев высказывает сомнение в сумасшествии Чацкого, говоря: «Ну, все, так верить поневоле, А мне сомнительно»?________________________________________________________

24.Кто приписывает Чацкому такие качества:

А)»Он славно пересмеять умеет всех…

Остёр, умён, красноречив» ________________________________________________

25.Кому говорит Чацкий:

А)»Блажен кто верует, тепло ему на свете!» ______________________________________

Б)»…тот и славился, чья чаще гнулась шея» _____________________________________

В)»Помилуйте, мы с вами не ребяты,

Зачем же мнения чужие только святы» ____________________________________________

Г)»Послушайте! Ври, да знай же меру» ___________________________________________

26.Кто сказал о Молчалине и какая из характеристик точнее определяет его образ:

А)»Молчалин за других себя забыть готов,

Враг дерзости…» ______________________________________________

Б)»Низкопоклонник и делец» __________________________________

27.Все по-разному реагировали на падение Молчалина с лошади. Укажите автора реплики: «Взглянуть, как треснулся он, грудью или вбок?»

28.Кто из героев комедии называет себя «членом тайного собрания»?

29.Кому принадлежит критическая статья на пьесу Грибоедова «Горе от ума» и как она называ-ется? Каковы её основные мысли?

Анализ отрывка (Действие1, явление3)

Пожалуй, на меня всю суматоху сложит.

Идём бумаги разбирать.

1.Укажите термин, обозначающий тип развёрнутого высказывания героини, которая в этом эпизоде подробно рассказывает о своём сне.

2.Укажите название литературного направления 18 века., традицию которого продолжает Грибоедов, наделяя некоторых героев своей реалистической пьесы «говорящими» фамилиями-характеристиками.

Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5-10 предложений)

1.Чем вызвано недовольство Фамусова?

2.С какой целью Софья выдумывает и рассказывает свой сон?

3.В чём противоречивость образа Софьи и какие героини русской классической литературы схожи с героиней комедии А.С.Грибоедова?

Анализ отрывка. (Действие 2, явление 1)

Петрушка, вечно ты с обновкой,

Меня не худо бы спроситься,

Ведь я ей несколько сродни;

По крайней мере, искони

Отцом недаром называли.

1.По совокупности художественных признаков пьесу А.С.Грибоедова «Горе от ума» следует отнести к литературе романтизма, классицизма, модернизма или реализма?

2.Данный фрагмент относится к экспозиции, завязке, кульминации или развязке действия?

3.К какому средству иносказательной выразительности прибегает Фамусов, уподобляя гроб ларчику, «где ни стать, ни сесть»?

4.Как называется форма высказывания персонажа, к которой прибегает драматург в начале данного фрагмента?

5.Укажите термин, которым обозначают устаревшие слова «кафтан», «ключ» (как знак отличия)

6.Фамусов, раздосадованный желанием Чацкого говорить только о Софье, восклицает: «Пять тысяч раз твердит одно и тоже!» Как называется этот приём?

1.Какие темы присутствуют в приведённом монологе Фамусова?

2.Какие чувства испытывает Фамусов по отношению к Кузьме Петровичу?

4.Какова фамусовская формула жизненного успеха и какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?

Анализ отрывка. (Действие 2, явление 11)

Молчалин! как во мне рассудок цел остался!

Хотите вы. Пойду любезничать сквозь слёз;

Боюсь, что выдержать притворства не сумею.

Зачем сюда бог Чацкого принёс!

1.Какая сюжетная линия получает развитие в данном эпизоде: любовная, бытовая, социальная, политическая?

2.Укажите название рода литературы, к которому принадлежит пьеса Грибоедова.

3.Кому из героев, участвующих в этом эпизоде, принадлежат афоризмы: «В ми лета не должно сметь свои суждения иметь», «Частенько там мы покровительство находим, где не метим», «В чинах мы небольших…»?

4.Укажите термин, которым в литературе обозначают авторские пояснения в тексте пьесы, сопро-вождающие действия героев: «Целует ей руку», «Уходит» и др.

5.Как называется созвучие концов стихотворных строк:

«А кем из них я дорожу?

Хочу – люблю, хочу – скажу.

Молчалин! Будто я себя не принуждала?

Вошли вы, слова не сказала,

При них не смела я дохнуть,

У вас спросит, на вас взглянуть».

1.Что, с вашей точки зрения, делает Чацкого положительным героем пьесы?

2.Какая сюжетная линия комедии получает развитие в данном эпизоде?

3.Какую роль в комедии играет тема сплетен и в каких произведениях русской литературы боязнь «злых языков» влияла на поступки и судьбы героев?

Задания с развёрнутым ответом (Сочинение)

2.Чем мотивировано мнение одного из литературоведов, писавшего о Чацком: «Он, конечно, критик не бытия, а быта, не мира, а только отдельного маленького уголка»?

3.Почему в комедии много эпизодических и внесценических персонажей?

4.Софья Фамусова – главная виновница «мильона терзаний» Чацкого или ей достался свой «мильон терзаний»?

5.В чём смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова в комедии Грибоедова?

6.Что общего и что различного в отношении Софьи и Чацкого к фамусовскому обществу?

7.Почему Софья предпочитает незаметного Молчалина блистательному Чацкому?

8.Что определило любовный выбор Софьи Фамусовой?

9.Почему Чацкий не поверил Софье, когда она призналась, что ей нравится Молчалин?

10.Кто, по-вашему, Софья: единомышленница Чацкого или защитница нравов фамусовского общества?

11.Кто Чацкий: «лишний» человек или личность, не нашедшая своё место в жизни?

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,