Онегин и столичное дворянское общество. Один день из жизни Онегина. Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгении Онегин»

Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"

Примерный текст сочинения

В романе "Евгений Онегин" Пушкин с замечательной полнотой развернул картины русской жизни первой четверти XIX века. Перед глазами читателя живой, движущейся панорамой проходят надменный роскошный Петербург, милая сердцу каждого русского человека древняя Москва, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа. На этом фоне любят, страдают, разочаровываются, погибают пушкинские герои. И та среда, которая их породила, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.

В первой главе романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный день, заполненный до предела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же "однообразна и пестра" жизнь других молодых петербургских аристократов, все заботы которых состояли в поисках новых, еще не приевшихся развлечений. Желание перемен заставляет Евгения уехать в деревню, затем, после убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в привычную обстановку петербургских салонов. Здесь происходит его встреча с Татьяной, ставшей "равнодушною княгиней", хозяйкой изысканной гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.

Здесь можно встретить и проласовых, "заслуживших известность низостью души", и "перекрахмаленных нахалов", и "диктаторов бальных", и пожилых дам "в чепцах и розах, с виду злых", и "девиц, не улыбающихся лиц". Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут по строгим правилам благопристойного лицемерия, играя какую-нибудь роль. Их лица, как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской. Это порождает пустоту мыслей, холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в словах Татьяны, обращенных к Евгению:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище...

Та же праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят Ларины. Яркими сатирическими красками рисует Пушкин коллективный портрет московского барства:

Но в них не видно перемены,

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп...

В этом описании обращает на себя внимание настойчивое повторение мелких бытовых деталей, их неизменность. А это создает ощущение застойности жизни, которая остановилась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.

Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор,

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно...

В шумном московском свете задают тон "франты записные", "гусары отпускные", "архивны юноши", самодовольные кузины. В вихре музыки и танцев проносится суетная жизнь, лишенная всякого внутреннего содержания.

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели,

Любили русские качели,

Подблюдны песни, хоровод...

Авторскую симпатию вызывают простота и естественность их поведения, близость к народным обычаям, радушие и хлебосольство. Но Пушкин вовсе не идеализирует патриархальный мир деревенских помещиков. Наоборот, именно для этого круга определяющей чертой становится ужасающая примитивность интересов, которая проявляется и в обычных темах разговоров, и в занятиях, и в абсолютно пустой и бесцельно прожитой жизни. Чем, например, запоминается покойный отец Татьяны? Только тем, что был простой и добрый малый", "в халате ел и пил" и "умер в час перед обедом". Аналогично проходит в деревенской глуши жизнь дяди Онегина, который "лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно и мух давил". Этим добродушным лентяям Пушкин противопоставляет энергичную и хозяйственную мать Татьяны. В нескольких строфах умещается вся ее духовная биография, состоящая в довольно быстром перерождении жеманной сентиментальной барышни в заправскую полновластную помещицу, портрет которой мы видим в романе.

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь -

Все это мужа не спросясь.

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков...

Эти герои настолько примитивны, что не требуют развернутой характеристики, которая может заключаться даже в одной фамилии. Интересы этих людей ограничиваются поглощением пищи и разговорами "о вине, о псарне, о своей родне". Почему же Татьяна стремится из роскошного Петербурга в этот скудный, убогий мирок? Наверное, потому, что он ей привычен, здесь можно не скрывать своих чувств, не играть роль великолепной светской княгини. Здесь можно погрузиться в привычный мир книг и чудесной сельской природы. Но Татьяна остается в свете, прекрасно видя его пустоту. Онегин тоже не в состоянии порвать с обществом, не принимая его. Несчастливые судьбы героев романа являются результатом их конфликта и со столичным, и с провинциальным обществом, которое, однако, порождает в их душах покорность мнению света, благодаря которой друзья стреляются на дуэли, а любящие друг друга люди расстаются.

Значит, широкое и полное изображение всех групп дворянства в романе играет важную роль в мотивировке поступков героев, их судеб, вводит читателя в круг актуальных социальных и нравственных проблем 20-х годов XIX столетия.

Онегин и столичное дворянское общество. Один день из жизни Онегина.

Цели урока:

1. углубить представление учащихся о романе, об эпохе, изображенной в нём;

2. определить, как Пушкин относится к дворянству;

3. совершенствовать навыки анализа художественного текста;

4. развивать устную речь, умение выделять главное, сравнивать;

Межпредметные связи: история, искусство.

Ход урока

    Оргмомент

2.Повторение ранее изученного материала.

Прежде, чем мы начнем работать по теме урока, давайте разделимся на 2 группы. Пропускным билетом для учащихся на урок является правильный ответ на блиц-опрос.

Узнайте, кому из героев принадлежат слова автора: Онегину или Ленскому?

«Дожив без цели, без трудов до 26 годов…»

«Он сердцем милый был невежда…»

«Глупо мне мешать его минутному блаженству…»

«Он из Германии туманной привез учености плоды…»

«В любви считаясь инвалидом…»

«Поклонник Канта и поэт…

«Короче, русская хандра им овладела понемногу…»

«И кудри черные до плеч…»

«Но труд упорный ему был тошен…»

«Он разделял ее забавы…»

3. Подготовка к восприятию темы урока

Слово учителя:

Да, великий русский критик В.Г. Белинский не случайно назвал роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». По роману можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20-х годах 19 века.Итак, тема нашего урока: «Дворянство в романе А. Пушкина «Евгений Онегин».

Сообщение учащегося «История дворянского класса»

Образы дворян занимают центральное место в романе «Евгений Онегин». Наши главные герои – представители дворянства. Пушкин правдиво изображает ту среду, в которой живут герои.

3. Работа по теме урока (анализ романа)

Слово учителя:

Пушкин описал один день Онегина, но в нём смог обобщить всю жизнь петербургского дворянства. Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе, в жизни.

Итак, петербургская жизнь тороплива, ярка и пестра, насыщена событиями.

На балах разыгрывались драмы страстей, интриги, совершались сделки, устраивались карьеры.

Задание классу.

1. Какими представлены дядя Онегина и отец Татьяны? Какие черты их характера выделяет Пушкин?

(добродушные лентяи, сельские прожигатели жизни;

характерно убожество духовных интересов; Ларин был

« добрый малый» , он не читал книг, хозяйство доверил жене. Дядя Онегина « с ключницей бранился, мух давил »)

    Расскажите историю жизни Прасковьи Лариной.

    Чем отличаются герои от Онегина?

4.Слово учителя.

Подтемой нашего урока является « Один день из жизни Онегина».

Давайте поставим перед нами такие цели:

Мы должны выразительно прочитать I главу и прокомментировать ее;

Определить место главы в композиции романа;

Будем работать над образом Евгения Онегина, понаблюдаем над жизнью дворянской интеллигенции;

Будем работать вдумчиво, собрано; чтобы уметь к концу урока составить план в тетради и ответить на проблемный вопрос:

« Но был ли счастлив мой Евгений?»

(Эпизод из жизни героя: Онегин едет в деревню к умирающему дяде)

Что бросается в глаза в характере языка в первых строках романа?

(необычная простота повествования, « разговорный тон», легкость повествования, чувствуется добрая шутка, ирония).

4.- По мере работы с текстом составим ментальную карту :

День Онегина

Прогулки по бульварам (недремлющий брегет)

Бал (шум,гам)

Обед в ресторане (блюда заграничной кухни)

Посещение театра Возвращение (двойной лорнет)

5.Работа по группам (Класс делится на 3 группы,каждый получает задание для поиска информации в тексте)

Бесцельные прогулки по бульварам .
Бульвар в 19 веке находился на Невском проспекте. До

14.00 –это было место для утренней прогулки людей

ветского общества.

Обед в ресторане.
Описание обеда подчеркивает перечень блюд сплошь

нерусской кухни. Пушкин высмеивает французские

названия-пристрастия ко всему заграничному

Вывод: В данных строфах отражаются типичные стороны жизни

петербургской светской молодежи.

3.Посещение театра.

Кто помнит, чему отдавал предпочтение Пушкин в

период петербургской жизни? (завсегдатай театра, знаток

и ценитель игры актеров).

Что говорит поэт о театре и актерах? (дает

характеристику театральному репертуару)

Как воспевает Пушкин балет? (в воображении читателей возникают живые картины. Театр находился на Театральной площади, на месте нынешней Консерватории. Спектакль - в 17.00).

Как ведет себя Онегин в театре? (небрежно озирается, раскланивается с мужчинами, двойной лорнет наводит на незнакомых дам).

Вывод: Впервые в строках об Онегине упоминается его усталость от жизни, его неудовлетворенность ею).
VII. Комментированное чтение дальше I главы.

1. Возвращение домой.
- Прочитаем описание кабинета Онегина?

Какие вещи здесь попадаются? (янтарь, бронза, фарфор, духи в граненом хрустале, гребни, пилочки и т.д.)

Подобно перечислению блюд в ресторане Пушкин воссоздает обстановку жизни молодого человека петербургского света.
2. Онегин едет на бал.

Когда Онегин возвращается домой? («Уж...барабаном пробужден», - это сигналы в 6.00 утренней побудки солдат в казармах)
- Начинается трудовой день большого города. А день Евгения Онегина только подошел к концу.

- « И завтра снова, как вчера»... Эта строфа обобщает ряд прошедших картин, указывая, что прошедший день был обычным днем Онегина.
- Автор задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?»

А что происходит с Онегиным? (хандра, неудовлетворенность жизнью,

скука, однообразие разочаровывает).

Чем же пытался занять себя герой? (стал читать, пытался взяться за перо,

но это усилило разочарование, вызвало скептическое отношение ко всему)

Кто же виноват, что Онегин стал таким, ничего не умеет, ничем не занят?

VIII. Итоги урока .
- Что мы узнали о герое из I главы? (Узнали о происхождении, воспитании, образовании и образе жизни героя).
- Выяснили, какая среда его окружает и формирует его взгляды и вкусы. Изображен не только отдельный герой, а типичный характер эпохи, в этом реализм романа.
- Характер I главы позволяет сказать, что перед нами экспозиция (вступление) романа. Впереди, очевидно, будут события, жизненные столкновения, и в них личность героя раскроется полнее, масштабнее.

IХ. Домашнее задание.

1. Выразительное чтение II главы.

2. Сделать закладки в тексте: быт Лариных, портрет Ольги, образ Ленского.

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.

Р. Оуэн

В 20-е годы XIX века, после Отечественной войны 1812 года в русском обществе произошло идейное расслоение на людей прогрессивных взглядов и на тех, кто еще остался в прошлом веке. Ото было время подъема национального самосознания, усиления недовольства самодержавием.

В романе «Евгений Онегин» отражены все стороны русской жизни начала XIX века, поэтому роман можно назвать «энциклопедией русской жизни». На фоне изменений в жизни России Пушкин рисует быт и нравы разных групп дворянства.

В 20-е годы лучшая часть русского дворянства выступала против крепостного права и абсолютной монархии. Л.С. Пушкин изобразил в своем романе русское общество начала XIX века.

В романе нашло свое воплощение также и провинциальное общество. Таким образом, Россия XIX века изображена в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» на примере представителей провинциального и столичного общества.

Картины жизни столичного и поместного дворянства органически входят в реалистическое изображение Пушкиным различных сторон эпохи. Речь идет о взаимоотношениях человека со своей эпохой и своим обществом. А.С. Пушкин на примере главного героя раскрывает образ жизни «золотой дворянской молодежи».

Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только «за полдень». Поэт детально описывает времяпрепровождение главного героя, его кабинет, больше похожий на дамский будуар:

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые

И щетки тридцати родов

И для ногтей, и для зубов.

Жизнь Евгения однообразна и пестра: балы, театры, рестораны и снова балы. Такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека, поэтому можно понять, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе, им овладела «хандра».

Евгений Онегин - «лишний» человек, «умная ненужность». У него прогрессивные взгляды, широкие умственные интересы, способность воспринимать прекрасное.

Высший свет в романе составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. Их жизнь искусственна и пуста. Знания и чувства здесь неглубоки. Люди проводят время в бездействии при внешней суете. Пушкин описывает такое общество более подробно:

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Необходимые глупцы...

Таков высший свет. Нетрудно понять, почему Онегин, человек прогрессивных взглядов, устает от этого общества. Ему становится скучно, он холоден ко всему, его душа опустошена; он становится равнодушным.

Так лее без перемен проходит жизнь в доме Лариных. Каждый занимается своим обычным домашним делом. По вечерам они иногда устраивают балы или просто приглашают гостей. Жизнь в деревне проходит не спеша, без перемен, поэтому беседовать особенно и не о чем. И если появится какая-нибудь новость, о ней будут говорить очень долго. На балах одно и то же. Разговоры не идут дальше таких тем, как сенокос, вино, псарня. Не случайно Пушкин представляет поместных дворян в образах чудовищ в снах Татьяны. Они так оскудели умом, что немногим отличаются от животных.

Гости на именинах Татьяны - это ярчайший пример помещичьей породы. Автор в фамилиях раскрывает их сущность: Скотинины, Буянов. Татьяна так же скучает в кругу этого провинциального общества, как и Евгений в кругу столичного. Она увлекается романами, в которых представляет своего будущего избранника.

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Она видит своего суженого во снах. Чтение для нее является самым любимым занятием, что отличает ее от Ольги, которая с детства любила играть, резвиться во дворе с ребятами. Она более разговорчива, общительна, чем Татьяна. Ольга - яркий образ простых, и жеманных провинциальных барышень. Родная природа питает духовный мир Татьяны, она любит «предупреждать зари восход».

В начале романа Татьяна - молодая провинциальная дворянка, в конце произведения мы видим ее великолепной светской дамой. Но с первых до последних страниц Пушкин в этом образе раскрывает лучшие черты русского характера: нравственную чистоту, цельность, поэтичность, простоту.

Хочется сказать, что для того чтобы блеснуть воспитанием, чтобы прослыть тогда в русском обществе умным и милым человеком, нужно было обладать немногим: отличным знанием французского языка, манерами светского человека, умением танцевать, «кланяться непринужденно» и «с ученым видом знатока // Хранить молчанье в важном споре». Именно в высшем обществе человек поистине учится «язвительно злословить», скрывать подлинные чувства и мысли, лицемерить. Здесь все фальшиво, здесь нет искренности, кругом насмешники и эгоисты, которые почитают «всех нулями, // А единицами - себя». В этом обществе жизнь заполняется бесконечными балами и обедами, карточной игрой, интригами. Проходят годы, люди старятся, по в них не видно перемены...

В своем произведении Пушкин уделил внимание как столичному, так и поместному дворянству. Он выступал против домашнего образования, так как оно не могло обеспечить дворян всеми знаниями. Автора раздражали нравы столичного дворянства тех времен. Его представители следили за модными тенденциями, при этом к любви относились как к науке, поступки совершали напоказ, а не из искренних побуждений. В их сознании было искажено понятие дружбы, ведь друзьями они называли всех, кто относился к тому же столичному дворянству. В этой среде и произошло становление Онегина как личности.

К поместному дворянству относится семья Лариных. Их быт крайне отличается от быта столичных дворян. Они разговаривают не о модных тенденциях и светских мероприятиях, а о сенокосе, о родственниках, о посевах и т.д. Несмотря на то, что Ларины были дворянами, они были близки к простому народу. Онегин в своем столичном обществе привык к различным изыскам, а в доме Лариных готовились только традиционные русские блюда. Их дом был всегда открыть для гостей.

Однако поместное дворянство было менее образованным, так как находилось вдали от столицы. Но Пушкин показывает, что в жизни как столичного, так и поместного дворянства есть темные и светлые стороны. Везде существуют хорошие люди, готовые прийти на помощь, а также лживые, злые и мелочные люди.

Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это конечно же с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом по широте охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни того поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моду и т. д. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества, в том числе высший свет Петербурга, дворянская Москва и поместное дворянство.

Петербург того времени был настоящим центром культурной политической жизни, местом, где жили лучшие люди России. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», покоряли публику Княжнин и Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, а потому он точен в описаниях, не забывая ни «о соли светской злости», ни о «необходимых глупцах», «накрахмаленных нахалах» и т. д. Петербург явно ориентирован на западный образ жизни, и это проявляется в моде, в репертуаре театров, в обилии «иноплеменных слов». Жизнь дворянина в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но при этом «однообразна и пестра». При всей своей любви к Северной столице Пушкин не может не отметить, что именно влияние высшего петербургского света, принятые в нем система воспитания и образования и образ жизни накладывают неизгладимый отпечаток на сознание человека, делая его либо пустым и никчемным, либо преждевременно разочарованным в жизни. Главный герой романа – Евгений Онегин – конечно же столичный житель, даже несмотря на то что он на ступеньку выше светского общества.

Глазами жителя Петербурга показана в романе Москва – «ярмарка невест». Москва провинциальна, в чем‑то патриархальна. Ее образ складывается из существительных, что подчеркивает неподвижность этого города. И действительно, с того момента, как мать Татьяны покинула Москву, в ней по сути ничего не изменилось:

Но в них не видно перемены;

В них все на старый образец…

Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает «бессвязный пошлый вздор» и с грустью отмечает, что в разговорах людей, которых встречает в гостиных Татьяна, «не вспыхнет мысли в целы сутки».

Современная поэту Россия – Россия деревенская, и Пушкин подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому в романе наиболее ярко показаны представители именно помесного дворянства. Поместные дворяне живут по раз и навсегда заведенному жизненному порядку. В покоях своего дяди Онегин находит «календарь осьмого года», ибо «старик, имея много дел, в иные книги не глядел». Жизнь поместного дворянства однообразна, один день похож на другой, да и сами помещики «похожи» один на другого.

Отличается от других поместных помещиков лишь Владимир Ленский, «с душою прямо геттингенской», да и то потому, что образование он получил в Германии. Впрочем, Пушкин замечает, что, не погибни Владимир на дуэли, он стал таким, как все поместные дворяне, через двадцать лет повторил жизнь старого Ларина или дяди Онегина:

Узнал бы жизнь на самом деле,

Подагру в сорок лет имел,

Пил, ел, скучал, толстел, хирел

И наконец в своей постели

Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей.

С иронией описывает Пушкин и светское деревенское общество. Неслучайно некоторые гости имеют фамилии персонажей пьес Фонвизина. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их интересов. Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы из мира романтических грез перейти в мир будничных забот. Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина – Татьяна, в воспитании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры. По мысли Пушкина, именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения России, возвращения ко всему русскому, к нашим корням.

    • "Евгений Онегин" - реалистический роман в стихах, так как. в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение, в котором "отразился век и современный человек". "Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о […]
    • Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 г. Первое упоминание о романе мы находим в письме Пушкина к Вяземскому из Одессы от 4 ноября 1823 г.: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Главным персонажем романа является Евгений Онегин – молодой петербургский повеса. С самого начала романа становится понятно, что Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек. Он конечно же в чем‑то походил на людей, […]
    • Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
    • Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому его герои не просто люди своего времени, но и, если так можно выразиться, люди того общества, которое их породило, т. е. это люди и своего […]
    • Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
    • «Евгений Онегин» - широкоизвестное произведение А.С.Пушкина. Тут писатель реализовал основной замысел и стремление - дать образ героя времени, портрет своего современника - человека XIX столетия. Портрет Онегина - это неоднозначное и сложное сочетание многих положительных качеств и больших недостатков. Образ Татьяны самый значительный и важный женский образ в романе. Основную романтическую сюжетную линию пушкинского романа в стихах составляют взаимоотношения Онегина и Татьяны. Татьяна влюбилась в евгения […]
    • Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
    • Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и его замечательному роману в стихах "Евгений Онегин", где представлена молодежь 20-х годов XIX века. Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта […]
    • Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
    • Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним […]
    • Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе "Евгений Онегин" донёс и личное представление об идеале русской женщины. Идеал поэта - Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: "Милый идеал". Конечно, Татьяна Ларина - это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили. При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодёжи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против неё. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя – Евгения Базарова. Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то […]
    • Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). "Маленькие трагедии" - цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования - 2005 год). "Маленькие трагедии" - не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание "маленькие трагедии" употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • А. С. Пушкин - великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность». В первый период своего творчества - период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- […]