Чеченцы. Чеченцы Уроки семейной жизни

Известно, что ингуши и чеченцы – один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.

Истоки

В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов.
Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов. Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны. Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.

Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.

Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».

Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».

Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.

В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты. В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане».
Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».

Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса - это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад. Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.

Размежевание

Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.

Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа. Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы.

В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма. Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».

После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти. В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.

После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации – Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

Религия

Господствующая религия ингушей и чеченцев – ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии. В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм.

В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней. До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь.

Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь – он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.

Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.

В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики. В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.

Традиции

По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.

Тоже самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях. Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских.

Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки. Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны.

Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями». Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские.

Ингушский тейп обычно экзогамен. Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи.
В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям – тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет. В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов.

На данный момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев. Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.
Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.

Чеченцы испокон веков славились как выносливые, сильные, ловкие, изобретательные, суровые и умелые воины. Основными чертами представителей данной нации всегда были: гордость, бесстрашие, умение справляться с любыми жизненными трудностями, а также высокое почтение к кровному родству. Представители чеченского народа: Рамзан Кадыров , Джохар Дудаев .

Забери к себе:

Происхождение чеченцев

Существует несколько версий происхождения названия чеченской нации:

  • Большинство ученых склоняется к тому, что таким образом народ стали именовать примерно в 13 веке, по имени села Большой Чечень. Уже позже так стали называть не только жителей данного населенного пункта, но и всех соседних селений аналогичного типа.
  • По другому мнению, название «чеченцы» появилось благодаря кабардинцам, которые именовали данный народ «шашан». И, якобы, представители России просто немного переиначили данное название, сделав его более удобным и благозвучным для нашего языка, а со временем оно прижилось и данный народ стали называть чеченцами не только в России, но и в других государствах.
  • Есть и третья версия – по ней другие кавказские народности изначально называли жителей современной Чечни чеченцами.

Кстати, само слово «вайнах» в переводе с нахского на русский язык звучит как «свой народ» или «наши люди».

Если говорить о происхождении самой нации, то принято считать, что чеченцы никогда не были кочевым народом и их история тесно связана с кавказскими землями. Правда некоторые ученные утверждают, что в древние времена представители данной нации занимали более крупные территории на северо-восточном Кавказе, и уже потом массово мигрировали на север Казвказа. Сам факт такого перебазирования народа особых сомнений не вызывает, а вот мотивы переезда, ученым не известны.

По одной из версий, которая отчасти подтверждается грузинскими источниками, чеченцы в определенный момент просто решили занять северокавсказское пространство, где на тот момент никто не жил. Более того, есть мнение, что и само название Кавказ, имеет также вайнахское происхождение. Якобы в давние времена так звали чеченского правителя, и территория получила свое название по его имени «Кавказ».

Поселившись на Северном Кавказе, чеченцы вели оседлый образ жизни и не покидали родные места без крайней на то необходимости. Они прожили на этой территории не одну сотню лет (примерно с 13 века).

Даже когда в 1944 году практически все коренное население было депортировано в связи с несправедливым обвинением в оказании поддержки фашистам – чеченцы не стали оставаться на «чужой» земле и вернулись на свою родину.

Кавказская война

Зимой 1781 года Чечня официально вошла в состав России. Соответствующий документ был подписан многими почтенными старейшинами наиболее крупных чеченских селений, которые не просто ставили свою роспись на бумаге, но и клялись на Коране, что принимают подданство России.

Но при этом, большинство представителей нации считали данный документ простой формальностью и по факту собирались продолжать свое автономное существование. Одним из наиболее ярых противников вхождения Чечни в состав России был Шейх Мансур, имевший огромное влияние на своих соплеменников, так как он являлся не только проповедником Ислама, но и был первым имамом Северного Кавказа. Многие чеченцы поддерживали Мансура, что в последствии помогло ему стать лидером освободительного движения и объединить в одну силу всех недовольных горцев.

Таким образом и началась Кавказская война, которая продлилась без малого пятьдесят лет. В конечном итоге российским военным силам удалось подавить сопротивление горцев, правда, меры для этого предпринимались крайне жесткие, вплоть до сжигания враждебно настроенных аулов. Также в тот период была построена Сунжинская (по названию реки Сунжа) линия укреплений.

Однако окончание войны было весьма условным. Установившийся мир был крайне шатким. Ситуацию осложнил и тот факт, что на территории Чечни были обнаружены нефтерождения, дохода от которых чеченцы практически не получали. Еще одна сложность заключалась в местном менталитете, который сильно отличался от российского.

Чеченцы и потом неоднократно устраивали различные восстания. Но несмотря на все сложности, Россия очень ценила представителей данной народности. Дело в том, что мужчины чеченской национальности были замечательными воинами и отличались не только физической силой, но и храбростью, а также несгибаемым боевым духом. Во время первой мировой войны был создан элитный полк, состоящий из одних чеченцев и названный «Дикой дивизией».

Чеченцы действительно всегда считались замечательными воинами, в которых хладнокровие удивительным образом сочетается с храбростью и волей к победе. Физические данные у представителей данной национальности также безукоризненны. Для чеченских мужчин характерны: сила, выносливость, ловкость и т.д.

С одной стороны это объясняется тем, что они жили в достаточно суровых условиях, где физически слабому человеку было крайне сложно существовать, а с другой — тем, что практически вся история этого народа связана с постоянной борьбой и необходимостью отстаивать свои интересы с оружием в руках. Ведь если мы посмотрим на события, происходившие на Кавказе, как в древнее, так и в наше время, то увидим, что чеченский народ всегда оставался достаточно автономным и в случае недовольства теми или иными обстоятельствами, легко переходил в состояние войны.

При этом боевая наука у чеченцев всегда была очень развита и отцы с раннего детства обучали сыновей владеть оружием и ездить верхом. Древним чеченцам удалось сделать практически невозможное и создать свою непобедимую горную конную кавалерию. Также именно они считаются родоначальниками таких военных приемов как кочующие батареи, техника завала противника или вывод в бой «ползающих» войск. В основе их военной тактики испокон веков была внезапность, за которой следовала массированная атака на противника. Более того, многие эксперты сходятся во мнении, что именно чеченцы, а не казаки, являются родоначальниками партизанского метода ведения боевых действий.

Национальные особенности

Чеченский язык относится к нахско-дагестанской ветви и имеет более девяти диалектов, которые используются в устной и письменной речи. Но основным диалектом считается плоскостной, который в 20 веке лег в основу литературного наречия данного народа.

Что касается религиозных взглядов, то подавляющее большинство чеченцев исповедуют Ислам.

Большое значение у чеченцев придается и соблюдению национального кодекса чести «Къонахалла». Данные этические правила поведения были разработаны в древнейшие времена. И этот нравственный кодекс, если говорить крайне упрощенно, повествует о том, как должен вести себя мужчина для того, чтобы считаться достойным своего народа и своих предков.

Кстати, для чеченцев также характерна очень сильная родственность. Изначально культура данного народа сложилась таким образом, что общество было разделено на различные тейпы (рода), принадлежность к которым имела для вайнахов огромное значение. Отношение к тому или иному роду всегда определялось по отцу. Более того, представители этого народа и по сей день, знакомясь с новым человеком, зачастую спрашивают, откуда он и из какого тейпа.

Другим типом объединения является «тукхум». Так называли сообщества тейпов, создаваемые для той или иной цели: совместная охота, земледелие, охрана территорий, отражение атаки врагов и т.д.

Чеченка. Лезгинка.

Особого внимания заслуживает и национальная чеченская кухня, по праву считающаяся одной из наиболее древних на Кавказе. Испокон веков основными продуктами, которые использовали чеченцы для приготовления блюд, были: мясо, сыр, творог, а также тыква, черемша (дикий чеснок) и кукуруза. Особое значение здесь также придается специям, которые, как правило, используются в огромных количествах.

Традиции чеченцев

Проживание в суровых условиях горной местности наложило свой отпечаток и на культуру чеченцев, их традиции. Жизнь здесь была в разы тяжелее, чем на равнине.

Например, горцы нередко обрабатывали землю на склонах вершин и чтобы исключить несчастные случаи, им приходилось работать большими группами, обязывая себя одной веревкой. Иначе кто–то из них легко мог упасть в пропасть и погибнуть. Нередко для проведения таких работ собиралась половина аула. Поэтому, для истинного чеченца – святы добропорядочные соседские отношения. И если в семье у людей, живущих рядом, случалось горе, то это горе – всей деревни. Если в соседнем доме теряли кормильца, то его вдову или мать поддерживали всем аулом, делясь с ней едой или другими необходимыми вещами.

Из-за того, что работа в горах, как правило, очень тяжелая, чеченцы всегда старались ограждать от нее представителей старшего поколения. И даже обычное приветствие здесь строится на том, что с возрастным человеком сначала здороваются, а потом спрашивают, не нужно ли ему чем-то помочь. Также в Чечне считается дурным тоном, если молодой мужчина пройдет мимо пожилого, выполняющего тяжелую работу и не предложит свою помощь.

Огромную роль для чеченцев играет и гостеприимство. В давние времена человек легко мог заблудиться в горах и умереть от голода либо нападения волка или медведя. Именно поэтому для чеченцев всегда было немыслимо не пустить в дом незнакомца, который просит помощи. Не важно, как зовут гостя и знаком ли он с хозяевами, если он попал в беду, то ему предоставят и пищу и ночлег.

Забери к себе:

Особое значение в чеченской культуре имеет и взаимоуважение. В давние времена горцы передвигались в основном по тонким тропам, опоясывающим вершины и ущелья. Из-за этого людям, порой, было сложно разойтись на таких дорожках. А малейшее неаккуратное движение могло стать причиной падения с горы и гибели человека. Именно поэтому чеченцев, с раннего детства приучали к уважительному отношению к другим людям, а особенно к женщинам и старикам.

Сами чеченцы называют себя Нохчи. Некоторые переводят это, как народ Ноя. Представители этого народа проживают не только на территории Чечни, но и в некоторых районах Дагестана, Ингушетии и Грузии. Всего в мире насчитывается более полутора миллионов чеченцев.

Наименование «чеченец» появилось еще задолго до революции. Но в дореволюционную эпоху и в первые десятилетия советской власти чеченцами часто называли и некоторые другие малые кавказские народы – например, ингушей, бацбийцев, грузинских кистин. Есть мнение, что это в сущности один и тот же народ, отдельные группы которого в силу исторических обстоятельств оказались изолированы друг от друга.

Как родилось слово «чеченец»?

Версий происхождения слова «чеченец» несколько. Согласно одной из них, оно является русской транслитерацией слова «шашан», которым обозначали этот народ соседи-кабардинцы. Впервые же он упоминается как «народ сасан» в персидской летописи XIII-XIV веков под авторством Рашида-ад-Дина, где речь идет о войне с татаро-монголами.

По другой версии, это обозначение происходит от названия селения Большой Чечень, где в конце XVII века русские впервые столкнулись с чеченцами. Что же касается названия селения, то оно восходит к XIII веку, когда здесь находилась ставка монгольского хана Сечена.

Начиная с XVIII века этноним «чеченцы» появился в официальных источниках на русском и грузинском, а впоследствии его позаимствовали и другие народы. В состав России Чечня вошла 21 января 1781 года.

Между тем, ряд исследователей, в частности, А. Вагапов, полагают, что данный этноним использовался соседями чеченцев задолго до появления русских на Кавказе.

Откуда пошёл чеченский народ?

Ранний этап истории формирования чеченского народа остается сокрыт от нас мраком истории. Возможно, предки вайнахов (так именуют носителей нахских языков, например, чеченцев и ингушей) мигрировали из Закавказья на север Кавказа, но это лишь гипотеза.

Вот какую версию выдвигает доктор исторических наук Георгий Анчабадзе:
«Чеченцы - древнейший коренной народ Кавказа, их правитель носил имя “Кавказ”, от которого и произошло название местности. В грузинской историографической традиции также считается, что Кавказ и его брат Лек, предок дагестанцев, заселили безлюдные на тот момент территории Северного Кавказа от гор до устья реки Волги».

Есть и альтернативные версии. Одна из них гласит, что вайнахи - потомки ушедших на север хурритских племен, заселивших Грузию и Северный Кавказ. Подтверждением этому является сходство языков и культуры.

Не исключено также, что предками вайнахов являлись тигриды – народ, обитавший в Месопотамии (в районе реки Тигр). Если верить старинным чеченским хроникам - тептарам, точка исхода вайнахских племен находилась в Шемааре (Шемаре), откуда они расселились на Север и Северо-Восток Грузии и на Северный Кавказ. Но, скорее всего, это относится лишь к части тухкумов (чеченских сообществ), так как есть свидетельства о расселении по другим маршрутам.

Большинство современных кавказоведов склоняются к тому, что чеченская нация сформировалась в XVI-XVIII веках в результате объединения вайнахских народов, осваивающих предгорья Кавказа. Важнейшим объединяющим фактором для них стала исламизация, происходившая параллельно с заселением кавказских земель. Так или иначе, нельзя отрицать, что ядром чеченского этноса являются восточные вайнахские этногруппы.

От Каспия до Западной Европы

Чеченцы не всегда жили на одном месте. Так, самые ранние их племена обитали в местности, простиравшейся от гор неподалеку от Эндери до самого Каспийского моря. Но, поскольку они часто воровали у гребенских и донских казаков скот и лошадей, в 1718 году те напали на них, многих порубили, а остальных отогнали подальше.

После окончания кавказской войны в 1865 году около 5 000 чеченских семей переселились на территорию Османской империи. Их стали называть мухаджирами. Сегодня их потомки представляют основную часть чеченских диаспор Турции, Сирии и Иордании.
В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были депортированы по приказу Сталина в районы Средней Азии. 9 января 1957 года они получили разрешение вернуться на прежнее место жительства, но некоторое количество переселенцев так и остались на новой родине – в Киргизии и Казахстане.

Первая и вторая чеченские войны привели к тому, что значительное количество чеченцев переселились в страны Западной Европы, Турцию и арабские страны. Увеличилась чеченская диаспора и в России.

Императрица Александра Федоровна Романова… Ее личность в русской истории весьма неоднозначна. С одной стороны, любящая жена, мать, а с другой - царевна, категорически не принятая русским обществом. Очень много загадок и тайн связаны с Александрой Федоровной: ее увлечение мистицизмом - с одной стороны и глубокая вера - с другой. Исследователи приписывают именно ей ответственность за трагическую судьбу императорского дома. Какие загадки хранит биография Александры Федоровны Романовой? Какова ее роль в судьбе страны? Ответим в статье.

Детство

Александра Федоровна Романова родилась 7 июня 1872 года. Родителями будущей российской императрицы были великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг и английская принцесса Алиса. Девочка была внучкой королевы Виктории, и это родство сыграет важную роль в становлении характера Александры.


Полное имя ее - Виктория Аликс Елена Луиза Беатриса (в честь теток). Кроме Аликс (так родные называли девочку), в семье герцога было семеро детей.

Александра (Романова впоследствии) получила классическое английское образование, ее воспитывали в строгих традициях Скромность была во всем: в быте, еде, одежде. Даже спали дети на солдатских койках. Уже в это время в девочке прослеживается застенчивость, всю жизнь она будет бороться с природным тушеванием в незнакомом обществе. Дома же Аликс было не узнать: шустрая, улыбчивая, она снискала себе второе имя - «солнышко».

Но детство не было столь уж безоблачным: сначала в результате несчастного случая погибает брат, потом от дифтерии умирают младшая сестренка Мэй и принцесса Алиса - мать Аликс. Это послужило толчком к тому, что шестилетняя девочка замкнулась в себе, стала отчужденной.

Юность

После смерти матери, по словам самой Александры, над ней нависла темная туча и заслонила все солнечное детство. Ее отправляют в Англию к бабушке - правящей королеве Виктории. Естественно, государственные дела отнимали у последней все время, поэтому воспитание детей было доверено гувернантке. Позднее уже императрица Александра Федоровна не забудет тех уроков, которые получила в юные годы.

Маргарет Джексон - так звали ее воспитательницу и учительницу - отошла от чопорных викторианских нравов, она учила девочку думать, размышлять, формировать и озвучивать свое мнение. Классическое образование не предусматривало разностороннего развития, однако уже к пятнадцатилетию будущая императрица Александра Романова разбиралась в политике, истории, прекрасно музицировала и знала несколько иностранных языков.

Именно в юношеские годы, в двенадцатилетнем возрасте, Аликс впервые знакомится со своим будущим супругом Николаем. Это произошло на свадьбе ее сестры и великого князя Сергея. Спустя три года по приглашению последнего она опять приезжает в Россию. Николай был покорен девушкой.

Свадьба с Николаем II

Родители Николая были не в восторге от союза молодых людей - более выгодной, по их мнению, была для него свадьба с дочерью французского графа Луи-Филиппа. Для влюбленных начинаются долгие пять лет разлуки, однако это обстоятельство еще больше их сплотило и научило ценить чувство.

Ни в какую Николай не хочет принять волю отца, он продолжает настаивать на браке с возлюбленной. Действующему императору приходится уступить: он чувствует приближающуюся болезнь, а у наследника должна быть партия. Но и здесь Аликс, получившая после коронации имя Александра Федоровна Романова, столкнулась с серьезным испытанием: ей пришлось принять православие и оставить лютеранство. Она изучала основы в течение двух лет, после чего ее обращают в русскую веру. Следует сказать, что вошла Александра в православие с открытым сердцем и чистыми помыслами.

Бракосочетание молодых состоялось 27 ноября 1894 года, его, опять же, проводил Иоанн Кронштадский. Состоялось таинство в церкви Зимнего дворца. Все происходит на фоне траура, ведь через 3 дня после приезда Аликс в Россию умирает Александр III (многие тогда говорили, что она «приехала за гробом»). Александра отмечает в письме к сестре поразительный контраст между скорбью и великим торжеством - это сплотило супругов еще больше. Все, даже ненавистники императорской семьи, замечали впоследствии крепость союза и стойкость духа Александры Федоровны и Николая II.

Благословение молодой четы на правление (коронация) состоялось 27 мая 1896 года в Успенском соборе Москвы. С этого времени Аликс-«солнышко» обрела титул государыня-императрица Александра Феодоровна Романова. Позже она отметила в дневнике, что это было второе венчание - с Россией.

Место при дворе и в политической жизни

С самого первого дня царствования императрица Александра Федоровна - опора и поддержка для мужа в его нелегких государственных делах.

В общественной жизни молодая женщина пыталась побудить людей к благотворительности, ведь это она впитала еще в детстве от родителей. К сожалению, при дворе ее идеи не приняли, более того, императрицу возненавидели. Во всех ее предложениях и даже мимике придворные усматривали лживость и неестественность. А на самом деле они просто привыкли к праздности и не хотели ничего менять.

Конечно, как и любая женщина и жена, Александра Романова оказывала действие на государственную деятельность супруга.

Многие видные политики того времени отмечали, что она негативно влияла на Николая. Таким было мнение, например, С. Витте. А генерал А. Мосолов и сенатор В. Гурко с сожалением констатируют непринятие ее русским обществом. Причем последний винит не капризный характер и некоторую нервозность действующей императрицы, а вдову Александра III, Марию Федоровну, так до конца и не принявшую невестку.

Тем не менее подданные ее слушались, и не из-за страха, а из-за уважения. Да, она была строга, но такой же она была и по отношению к самой себе. Аликс никогда не забывала своих просьб и указаний, каждое из них было четко обдуманным и взвешенным. Искренне любили ее те, кто был близок императрице, знал ее не по слухам, а глубоко лично. Для остальных государыня оставалась «темной лошадкой» и предметом сплетен.

Были и весьма теплые отзывы об Александре. Так, балерина (кстати, она была любовницей Николая до венчания последнего с Аликс) упоминает о ней как о женщине высокой морали и широкой души.

Дети: великие княжны

Первая великая княжна Ольга появляется на свет в 1895 году. Народная нелюбовь к императрице возросла еще больше, ведь все ждали мальчика, наследника. Александра, не найдя отклика и поддержки своих начинаний у подданных, полностью углубляется в семейную жизнь, она даже кормит дочь самостоятельно, не пользуясь услугами кого бы то ни было, что было нетипично даже для дворянских семей, не то что для императрицы.

Позже рождаются Татиана, Мария и Анастасия. Николай Александрович и Александра Федоровна воспитывали детей в простоте и чистоте духа. Это была обычная семья, лишенная всякого высокомерия.

Воспитанием занималась сама царица Александра Романова. Единственным исключением были предметы узкой направленности. Большое внимание уделялось спортивным играм на свежем воздухе, искренности. Мать была тем человеком, к которому девочки могли обратиться в любую минуту и с любой просьбой. Они жили в атмосфере любви и абсолютного доверия. Это была абсолютно счастливая, искренняя семья.

Девочки росли в атмосфере скромности и доброжелательности. Мать самостоятельно заказывала им платья, чтобы уберечь от излишней расточительности и воспитать кротость и целомудренность. Они очень редко бывали участницами светских мероприятий. Их выход в общество ограничивался только требованиями дворцового этикета. Александра Федоровна, жена Николая 2, боялась, что избалованные дочери дворянства пагубно повлияют на девочек.

С функцией матери Александра Федоровна справилась блестяще. Великие княжны выросли необычайно чистыми, искренними молодыми особами. Вообще в семье царил необычайный дух христианского благолепия. Это отмечали в своих дневниках и Николай II, и Александра Романова. Цитаты, приведенные ниже, только подтверждают вышеизложенную информацию:

«Наша любовь и наша жизнь - одно целое… Ничто не сможет разъединить нас или уменьшить нашу любовь» (Александра Федоровна).

«Редким семейным счастьем Господь благословил нас» (император Николай II).

Рождение наследника

Единственное, что омрачало жизнь супругов, - отсутствие наследника. По этому поводу Александра Романова очень переживала. В такие дни она становилась особо нервозной. Пытаясь понять причину и решить проблему, императрица начинает увлекаться мистицизмом и еще больше ударяется в религию. Это отражается и на муже, Николае II, ведь он чувствует душевные терзания любимой женщины.

Было решено привлечь лучших докторов. К сожалению, среди них попался настоящий шарлатан, Филипп. Прибывший из Франции, он настолько внушил императрице мысли о беременности, что она действительно поверила в то, что носит наследника. У Александры Федоровны развилось весьма редкое заболевание - «ложная беременность». Когда выяснилось, что живот у русской царицы растет под влиянием психо-эмоционального состояния, пришлось делать официальное объявление, что наследника не будет. Филиппа с позором выдворяют из страны.

Немногим позже Аликс все-таки зачинает и рождает 12 августа 1904 года мальчика - цесаревича Алексея.

Но не получила долгожданного счастья Александра Романова. Биография ее гласит, что жизнь императрицы с этого момента становится трагичной. Дело в том, что у мальчика обнаруживается редкая болезнь - гемофилия. Это наследственное заболевание, носителем которого является женщина. Суть его в том, что кровь не сворачивается. Человека одолевают постоянные боли и приступы. Самой известной носительницей гена гемофилии являлась королева Виктория, прозванная бабушкой Европы. По этой причине данное заболевание получило такие названия: «викторианская болезнь» и «царская болезнь». При самом лучшем уходе наследник мог дожить максимум до 30 лет, в среднем же больные редко когда преодолевали возрастной барьер в 16 лет.

Распутин в жизни императрицы

В некоторых источниках можно найти информацию, что помочь цесаревичу Алексею смог один только человек - Григорий Распутин. Хотя болезнь эта считается хронической и неизлечимой, есть немало свидетельств того, что "божий человек" своими молитвами якобы мог останавливать страдания несчастного ребенка. Чем это объясняется - сказать сложно. Следует заметить, что болезнь цесаревича являлась государственной тайной. Отсюда можно сделать вывод, насколько доверяла этому неотесанному тобольскому мужику императорская семья.

Об отношениях Распутина и императрицы написано немало: одни приписывают ему исключительно роль спасителя наследника, другие - любовную связь с Александрой Федоровной. Последние домыслы небезосновательны - в адюльтере императрицы тогдашнее общество было уверено, вокруг измены царицы Николаю II с Григорием ходили слухи. Ведь сам старец говорил об этом, но тогда он был в изрядном подпитии, поэтому запросто мог выдать желаемое за действительное. А для рождения сплетни многого не надо. По мнению близкого окружения, не питавшего ненависти к августейшей чете, основной причиной тесных отношений Распутина и императорской семьи были исключительно приступы гемофилии Алексея.

А как относился Николай Александрович к слухам, порочащим чистое имя его жены? Он считал все это не более чем вымыслом и неподобающим вмешательством в частную жизнь семьи. Самого же Распутина император считал «простым русским человеком, очень религиозным и верующим».

Достоверно известно одно: царская семья питала к Григорию глубокую симпатию. Они были одними из немногих, кто искренне горевал после убийства старца.

Романова в годы войны

Первая мировая война заставила Николая II отбыть из Петербурга в Ставку. Государственные же заботы взяла на себя Александра Федоровна Романова. Особое внимание императрица уделяет благотворительности. Войну она воспринимала как свою личную трагедию: искренне горевала, провожая солдат на фронт, а погибших оплакивала. Она читала молитвы над каждой новой могилой павшего воина, будто он был ее родственником. Можно смело сказать, что титул «Святая» Александра Романова получила уже при жизни. Это время, когда Аликс все больше приобщается к православию.

Казалось бы, слухи должны поутихнуть: страна страдает от войны. Отнюдь, они стали еще более жестокими. Например, ее обвиняли в увлечении спиритизмом. Это никак не могло быть правдой, ведь уже тогда императрица была глубоко верующим человеком, отвергающим все потустороннее.

Молитвами помощь стране во время войны не ограничивалась. Вместе с дочерьми Александра освоила навыки медсестер: они стали работать при госпитале, помогая хирургам (ассистировали на операциях), осуществляли всяческий уход за ранеными.

Каждый день в половине десятого утра начиналась их служба: наряду с другими сестрами милосердия государыня убирала ампутированные конечности, грязную одежду, перевязывала тяжелые раны, в том числе гангренозные. Это было чуждо представительницам высшего дворянского сословия: они собирали пожертвования для фронта, посещали госпитали, открывали лечебные заведения. Но ни одна не трудилась в операционных, как это делала императрица. И все это при том, что ее мучили проблемы с собственным здоровьем, подорванным нервными переживаниями и частыми родами.

Царские дворцы переоборудовались под госпитали, Александра Федоровна лично формировала санитарные поезда и склады медикаментов. Она дала обет, что пока идет война, ни она, ни великие княжны не сошьют себе ни единого платья. И осталась до конца верна своему слову.

Духовный облик Александры Романовой

Действительно ли была глубоко верующей Александра Романова? Фото и портреты императрицы, сохранившиеся до наших дней, демонстрируют всегда грустные глаза этой женщины, в них затаилась какая-то скорбь. Еще в юности она с полной отдачей приняла православную веру, отказавшись от лютеранства, на истинах которого воспитывалась с детства.

Жизненные потрясения делают ее все ближе к Богу, она часто уединяется для молитв, когда пытается зачать мальчика, потом - когда узнает о смертельной болезни сына. А во время войны она неистово молится за солдат, раненых и погибших за Родину. Каждый день перед своим служением в госпитале Александра Федоровна отводит определенное время для молитв. Для этих целей в Царскосельском дворце даже отводят особую молельную комнату.

Впрочем, ее служение Богу заключалось не только в усердных мольбах: императрица разворачивает поистине масштабную благотворительную деятельность. Ею были организованы детский дом, дом инвалидов, многочисленные госпитали. Она находила время для своей фрейлины, потерявшей способность ходить: беседовала с ней о Боге, духовно наставляла и поддерживала каждый день.

Александра Федоровна никогда не выставляла свою веру напоказ, чаще всего в поездках по стране она посещала церкви и госпитали инкогнито. Она могла легко слиться с толпой верующих, ведь действия ее были естественны, шли от самого сердца. Религия была для Александры Федоровны делом сугубо личным. Многие при дворе пытались найти в царице нотки ханжества, но у них ничего не получалось.

Таким же был и ее муж, Николай II. Они любили Бога и Россию всем сердцем, не представляли себе другой жизни, вне России. Они не делали различий между людьми, не проводили черту между титулованными особами и простым народом. Скорее всего, поэтому обычный тобольский мужик, Григорий Распутин, в свое время «прижился» в императорской семье.

Арест, ссылка и мученическая смерть

Заканчивает жизненный путь Александра Федоровна, приняв мученическую смерть в ипатьевском доме, куда семью императора сослали после революции 1917 года. Даже перед лицом приблизившейся смерти, находясь под дулами расстрельной команды, она осеняла себя крестным знамением.

«Русскую Голгофу» предсказывали императорской семье не единожды, они жили с этим всю свою жизнь, зная, что для них все закончится весьма печально. Они подчинились воле Бога и таким образом победили силы зла. Похоронена царская чета была лишь в 1998 году.

«Мученическая кончина царской семьи, а тем более испытанные ею несказанные нравственные мучения, перенесенные с таким мужеством и высоким подъемом духа, обязывают относиться к памяти покойного Государя и его супруги с особой почтительностью и осторожностью.»

Гурко Владимир Иосифович

Как известно, женой последнего императора России Николая II была любимая внучка английской королевы Виктории - принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская. Она была четвёртой дочерью великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории.

В истории России немецкая принцесса Алиса Гессенская запомнилась, как Александа Федоровна - последняя императрица России.

Журнал сайт подготовил 20 интересных и коротких фактов о жизни одной из самых сильных и благородных, высоконравственных женщин 20 века - Императрицы Александры Федоровны.

Данное ей имя состояло из имени её матери (Алиса) и четырёх имён её тёток. Алиса считалась любимой внучкой королевы Виктории, которая называла её Sunny («Солнышко»). Николай II очень часто называл её Аликс - производное от Алиса и Александра.

Родство

Николай II и принцесса Алиса были дальними родственниками, будучи потомками немецких династий; и их брак, мягко говоря «не имел права на существование». Например, по линии своего отца Александра Фёдоровна была и четвероюродной тёткой (общий предок - прусский король Фридрих Вильгельм II), и троюродной сестрой Николая (общий предок - Вильгельмина Баденская). К тому же, родители Николая II были крестными родителями принцессы Алисы.

История любви

История любви русского Царя и внучки английской королевы начинается в 1884 году. Он шестнадцатилетний юноша, стройный, голубоглазый, со скромной и немного печальной улыбкой. Она двенадцатилетняя девочка, как и он, с голубыми глазами, и красивыми золотистыми волосами. Встреча произошла на свадьбе ее старшей сестры Елизаветы (будущей великомученицы) с дядей Николая, Великим князем Сергеем Александровичем. И Николай, и Алиса (так тогда звали будущую русскую Царицу) с самого начала почувствовали друг к другу глубокую симпатию. Николай дарит ей драгоценную брошь, а она, воспитанная в пуританской морали, в смущении и застенчивости не смеет ее взять и возвращает ему.

Вторая встреча их происходит только через пять лет, когда Алиса приезжает в Россию навестить старшую сестру. Но все это время Николай помнит о ней. “Я люблю ее уже давно, а с тех пор, как в 1889 году она пробыла в Петербурге шесть недель, я люблю ее еще более глубоко и сердечно”. Заветной мечтой Николая становится женитьба на Алисе. Однако у родителей Николая другие планы.

Брак

В 1889 году, когда наследнику цесаревичу исполнился двадцать один год, он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой. Ответ императора Александра III был краток: «Ты очень молод, для женитьбы ещё есть время, и, кроме того, запомни следующее: ты – наследник Российского престола, ты обручён с Россией, а жену мы ещё успеем найти».

Против брачного союза Алисы и цесаревича Николая были королева Виктория и родители последнего, надеявшиеся на его брак с более завидной невестой - Еленой Орлеанской, дочерью Луи-Филиппа, графа Парижского. (династия Бурбонов) Однако, цесаревич Николай по природе мягкий и робкий, в сердечных делах был непреклонен, настойчив и тверд. Николай, всегда послушный воле родителей, в этом случае с болью в сердце не соглашается с ними, заявляя, что если ему не удастся жениться на Алисе, он никогда не женится вообще. В конце концов, согласия родителей на родство с английской короной было получено… Правда, этому больше способствовали иные обстоятельства - внезапная тяжелейшая болезнь императора Александра III, который скоропостижно скончался за месяц до свадьбы влюбленных, и всесторонняя поддержка сестры принцессы Алисы - великой княгини Елизаветы Фёдоровны и ее мужа великого князя Сергея Александровича (5-й сын императора Александра II)

«Счастлива только в кругу близких и родных»

Когда девочке было 6 лет, в семье произошла трагедия - заболели дифтеритом и умерли мать и сестра. Девочка на всю жизнь запомнила, как во дворце воцарилась гнетущая тишина, которую нарушал плач няньки за стеной комнаты маленькой Алисы. У девочки забрали игрушки и сожгли - боялись, как бы она не заразилась. Конечно, на следующий день принесли новые игрушки. Но это было уже не то - пропало что-то любимое и привычное. Событие, связанное со смертью матери и сестры, наложило роковую печать на характер ребенка. Вместо открытости в ее поведении стали преобладать замкнутость и сдержанность, вместо общительности - застенчивость, вместо улыбчивости - внешняя серьезность и даже холодность. Только в кругу самых близких людей, а таких были единицы, она становилась прежней - радостной и открытой. Эти черты характера сохранились у нее навсегда и доминировали даже тогда, когда она стала Императрицей. Императрица чувствовала себя счастливой только среди своих.

««Царская болезнь»»

От королевы Виктории Алиса унаследовала ген гемофилии.

Гемофилия, или «царская болезнь», - тяжелое проявление генетической патологии, поразившее королевские дома Европы в XIX - XX веках. Благодаря династическим бракам эта болезнь распространилась и на Россию. Заболевание проявляется в снижении свертываемости крови, поэтому у больных любое, даже незначительное, кровотечение остановить практически невозможно.

Сложность регистрации этого заболевания состоит в том, что проявляется оно только у мужчин, а женщины, оставаясь внешне здоровыми, переносят пораженный ген в следующее поколение.

От Александры Федоровны болезнь передалась ее сыну, великому князю Алексею, который с раннего детства страдал тяжелыми кровотечениями, который даже при удачном стечении обстоятельств, уже бы никогда не смог продолжить великий род Романовых.

Бабушка и внучка



Королева Виктория и её родня. Кобург, апрель 1894 г. Рядом с королевой сидит её дочь Вики со своей внучкой Фео. Шарлотта, мать Фео, стоит правее центра, третья справа от своего дяди принца Уэльского (он в белом кителе). Слева от королевы Виктории - её внук кайзер Вильгельм II, непосредственно за ними - цесаревич Николай Александрович и его невеста, урождённая Алиса Гессен-Дармштадтская (полгода спустя они станут российскими императором и императрицей)

Английская королева очень любила свою внучку и всячески заботилась о ее воспитании. Замок герцога Дармштадтского был пропитан “атмосферой старой доброй Англии”. На стенах висели английские пейзажи и портреты родственников из туманного Альбиона. Воспитание велось английскими наставниками и преимущественно на английском языке. Английская королева постоянно посылала внучке свои наставления и советы. Пуританская мораль воспитывалась в девочке с самых первых лет. Даже кухня была английской - почти каждый день рисовый пудинг с яблоками, а на Рождество гусь и, конечно, плюм-пудинг и традиционный сладкий пирог.

Алиса получила самое лучшее по тем временам образование. Знала литературу, искусство, говорила на нескольких языках, прослушала курс философии в Оксфорде.

Красивая и добрая

И в молодости, и в зрелом возрасте Царица была очень хороша собой. Это отмечали все (даже враги). Как описывала ее одна из придворных: “Императрица была очень хороша… высокого роста, стройная, с великолепно поставленной головой. Но все это было ничто в сравнении со взглядом ее серо-голубых глаз, поразительно живых, отражавших все волнение ее…”. А вот описание Царицы, сделанное ее ближайшей подругой Вырубовой: “Высокая, с золотистыми густыми волосами, доходившими до колен, она, как девочка, постоянно краснела от застенчивости; глаза ее, огромные и глубокие, оживлялись при разговоре и смеялись. Дома ей дали прозвище “солнышко”. Больше всех драгоценностей Царица любила жемчуг. Им она украшала и волосы, и руки, и платья”.

Доброта была главной чертой характера Царицы, а ее стремление помочь всем, кто ее окружал, было постоянным.

Ее доброта к мужу и детям источается из каждой строчки ее письма. Она готова пожертвовать всем, чтобы мужу и детям было хорошо.

Если у кого-нибудь из знакомых, не говоря уже о близких Царицы, случались трудности, несчастья, она немедленно откликалась. Помогала и теплым сочувственным словом, и материально. Чуткая к любому страданию, она близко к сердцу воспринимала чужую беду и боль. Если кто-то из лазарета, в котором она работала сестрой милосердия, умирал или становился инвалидом, Царица старалась помочь его семье, порой продолжая делать это даже из Тобольска. Царица постоянно помнила раненых, которые проходили через ее лазарет, не забывая регулярно поминать всех умерших.

Когда с Анной Вырубовой (ближайшая подруга императрицы, почитательница Григория Распутина) случилось несчастье (она попала в железнодорожную катастрофу), Царица целыми днями сидела у ее постели и фактически выходила свою подругу.

«Белая роза», «Вербена» и «Аткинсон»

Своей внешности императрица, как и всякая женщина «с положением и возможностями», уделяла большое внимание. При этом имелись и нюансы. Так, императрица практически не использовала косметику и не завивала волосы. Только накануне больших дворцовых выходов парикмахер с ее позволения использовал завивочные щипцы. Императрица не делала маникюр, «поскольку Его Величество терпеть не мог наманикюренные ногти». Из духов императрица предпочитала «Белую розу» парфюмерной фирмы «Аткинсон». Они, по ее словам, прозрачны, без всякой примеси и бесконечно ароматны. В качестве туалетной воды она использовала «Вербену».

Сестра милосердия

Александра Федоровна в годы Первой мировой войны занялась деятельностью, просто немыслимой для человека ее звания и положения. Она не только патронировала санитарные отряды, учреждала и опекала лазареты, в том числе и в царскосельских дворцах, но вместе со своими старшими дочерьми окончила фельдшерские курсы и стала работать медсестрой. Императрица обмывала раны, делала перевязки, ассистировала при операциях. Занималась она этим не для рекламы собственной персоны (чем отличались многие представительницы высшего общества), а по зову сердца. «Лазаретная служба» не вызывала понимания в аристократических салонах, где считали, что это «умаляет престиж высшей власти».

В последствии, эта патриотическая инициатива повлекла за собой множество дурных слухов о непристойном поведении царицы и двух старших царевен. Императрица гордилась своей деятельностью, на фотографиях она с дочерьми изображались в форме Красного Креста. Появились открытки с фотографией царицы, ассистирующей хирургу во время операции. Но, вопреки ожиданиям, это вызывало осуждение. Считалось непристойным, что девушки ухаживают за обнаженными мужчинами. В глазах же многих монархистов царица, «обмывая ноги солдатам», теряла царственность. Некоторые придворные дамы заявляли: «Императрице больше шла горностаевая мантия, чем платье сестры милосердия»

Вера

По свидетельству современников, императрица была глубоко религиозна. Церковь являлась для нее главным утешением, особенно в то время, когда обострялась болезнь наследника. Императрица выстаивала полные службы в придворных храмах, где ею был введен монастырский (более длительный) богослужебный устав. Комната Александры во дворце представляла собой соединение спальни императрицы с кельей монахини. Огромная стена, прилегавшая к постели, была сплошь увешана образами и крестами.

Последняя воля

Сегодня достоверно известно, что царская семья могла быть спасена дипломатическими усилиями европейских стран. Николай II был лаконичен в своей оценке возможной эмиграции: «В такое тяжелое время ни один русский не должен покидать Россию», настроения Александры Фёдоровны были не менее критичными: «Я предпочитаю умереть в России, чем быть спасённой немцами». В 1981 году Александра Федоровна и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью за Рубежом, в августе 2000 года - Русской Православной Церковью.

«Упоение властью»

Александра Феодоровна была преис­полнена инициативы и жаждала живого дела. Мысль ее постоянно работала, в области тех вопросов, к которым она имела касательство, причем она испытывала упоение властью, чего у ее царственного супруга не было. Николай II принуждал себя заниматься госу­дарственными делами, но по существу они его не захватывали. Пафос власти ему был чужд. Доклады министров были для него тяжкой обузой.

Во всех конкретных, доступных ее пониманию, вопросах Государыня разбиралась пре­восходно, и решения ее были столь же деловиты, сколь и определенны.
Все лица, имевшие с ней сношения на деловой почве, единогласно утверждали, что доклады­вать ей какое либо дело, без предварительного его изучения, было невозможно. Своим докладчикам она ставила множество определенных и весь­ма дельных вопросов, касающихся самого су­щества предмета, причем входила во все детали и в заключении давала столь же властные, сколь точные указания.

Непопулярность

Несмотря на искренние старания императрицы в деле милосердия, в народе ходили слухи о том, что Александра Федоровна отстаивала интересы Германии. По личному приказу государя было проведено секретное расследование «клеветнических слухов о сношениях императрицы с немцами и даже о ее предательстве Родины». Установлено, что слухи о желании сепаратного мира с немцами, передаче императрицей немцам русских военных планов распространялись германским генеральным штабом.

Современница, лично знавшая царицу, записала в дневнике: «Молва все неудачи, все перемены в назначениях приписывает государыне. Волосы дыбом встают: в чем только ее ни обвиняют, каждый слой общества со своей точки зрения, но общий, дружный порыв - нелюбовь и недоверие».

Действительно, «Царица-немка» была заподозрена в германофильстве. Великий князь Андрей Владимирович писал: «Удивительно, как непопулярна бедная Алике. Можно, безусловно, утверждать, что она решительно ничего не сделала, чтобы дать повод заподозрить ее в симпатиях к немцам, но все стараются именно утверждать, что она им симпатизирует. Единственно в чем ее можно упрекнуть, - это что она не сумела быть популярной».

Возник слух о «немецкой партии», сплотившейся вокруг Царицы. В такой обстановке русский генерал говорил англичанам в начале 1917 г.: «Что мы можем поделать? У нас немцы везде. Императрица - немка». Эти настроения коснулись и членов царской семьи. Великий князь Николай Михайлович в сентябре 1914 г. писал матери царя: «Сделал целую графику, где отметил влияния: гессенские, прусские, мекленбургские, ольденбургские и т.д., причем вреднее всех я признаю гессенские на Александру Федоровну, которая в душе осталась немкой, была против войны до последней Минуты и всячески старалась оттянуть момент разрыва».

Царица не могла не знать о подобных слухах: «Да я более Русская, нежели многие иные…» - писала она царю. Но ничто не могло предотвратить распространение домыслов. Дворянка М. И. Барановская говорила в волостном правлении: «Наша государыня плачет, когда русские бьют немцев, и радуется, когда немцы побеждают».

После отречения государя Чрезвычайная следственная комиссия при Временном правительстве пыталась и не смогла установить виновность Николая II и Александры Федоровны в каких-либо преступлениях.

Сравнение с Екатериной II

В годы войны возросло вмешательство царицы в государственные дела. Это нарушало установившиеся традиции и роняло авторитет Николая II. Но слухи, конечно, преувеличивали влияние императрицы: «Император царствует, но правит императрица, инспирируемая Распутиным», - записал в июле 1916 г. в своем дневнике французский посол М.Палеолог.

В послереволюционных памфлетах она именовалась «Самодержцем Всероссийским Алисой Гессенской». Друзья императрицы якобы называли ее «новой Екатериной Великой», что обыгрывалось в сатирических текстах:

Ах, планов я строила ряд,
Чтоб «Екатериною» стать,
И Гессеном я Петроград
Мечтала со временем звать.

Сравнение с Екатериной II могло породить и иные исторические параллели. Говорили, что императрица готовит переворот, дабы стать регентшей при малолетнем сыне: она-де «намерена и по отношению к своему мужу разыграть ту же роль, которую Екатерина разыграла по отношению к Петру III». Слухи о регентстве (иногда даже о совместном регентстве императрицы и Распутина) появляются не позже сентября 1915 г. Зимой 1917 г. ходили слухи, что царица уже присвоила себе некую формальную функцию регентши.

После Февраля утверждения о всевластии царицы подтверждались оценками авторитетных современников. заявил: «Вся сила находилась в руках Александры Федоровны и ее ярых сторонников. Государыня вообразила, что она вторая Екатерина Великая и от нее зависит спасение и переустройство России».

Уроки семейной жизни

В своих дневниках и письмах императрица раскрывает секрет семейного счастья. Её уроки семейно жизни популярны и сегодня. В наше время, когда самые элементарные человеческие понятия о долге, чести, совести, ответственности, верности ставятся под вопрос, а порой и просто высмеиваются, чтение данных записей может явиться настоящим событием духовного порядка. Советы, предостережения супругам, мысли о подлинной и мнимой любви, размышления о взаимоотношениях ближайших родственников, свидетельства об определяющем значении домашней атмосферы в нравственном становлении личности ребенка – вот круг этических проблем, волнующих Царицу.

Перед Богом все равны



Александра Фёдоровна с дочерьми

Сохранилось множество свидетельств, что царь и царица были необычайно просты в обращении с солдатами, крестьянами, сиротами - словом, с любым человеком. Известно также, что Царица внушала своим детям, что перед Богом все равны, и гордиться своим положением не должно. Следуя этим нравственным ориентирам, она внимательно следила за воспитанием своих детей и прилагала все усилия к их все­стороннему развитию и укреплению в них самых высоких духовных и нравственных принципов.

Языки

Как известно, императрица до замужества владела двумя языками - французским и английским; о знании немецкого языка немки по происхождению в биографии принцессы нет никаких сведений. Очевидно это связано с тем, что Аликс воспитывалась лично королевой Викторией, как любимая внучка последней.

После замужества принцесса Аликс должна была в течение короткого срока изучить язык своей новой родины и привыкнуть к ее быту и нравам. Во время коронации в мае 1896 г., после катастрофы на Ходынском поле, Александра Федоровна обходила больницы и «спрашивала по-русски». Баронесса С.К. Буксгевден утверждала (явно преувеличивая), что Императрица в совершенстве овладела русским языком и «могла говорить на нем без малейшего иностранного акцента, однако, в течение многих лет она боялась вести беседы по-русски, страшась сделать какую-нибудь ошибку». Другая мемуаристка, также встречавшаяся с Александрой Федоровной в 1907 г., вспоминала, что «по-русски она говорит с заметным английским акцентом». С другой стороны, по утверждению одного из самых близких к Императрице людей капитана 1-го ранга Н.П. Саблина, «она хорошо говорила по-русски, хотя и с заметным немецким акцентом».

Несмотря на некоторую разноголосицу мемуаристов, мы можем уверенно констатировать, что Александра Федоровна справилась со всеми трудностями русского языка и уверенно владела им. Этому в немалой степени способствовал и Николай II, на протяжении многих лет он находил время читать ей вслух русскую классику. Именно так она приобрела немалые познания в области русской литературы. Более того, Императрица Александра Федоровна овладела и старославянским языком. Набожная Императрица регулярно посещала церковные службы, и основу ее личной библиотеки в Александровском дворце составляли именно богослужебные книги.

Тем не менее в большинстве случаев императрица, для простоты общения с мужем предпочитала русскому языку английский.

Благотворительность

С первых дней помазания Императрица Александра Федоровна Романова, желала немного изменить жизнь высшего русского общества. Первым её проект стала организация кружка рукодельниц. Каждая, из состоявших в кружке придворных дам, должна была шить по три платья в год, и отправлять их бедным. Правда, существование кружка было недолгим.

Александра Федоровна была подвижницей благотворительной помощи. Ведь она не понаслышке знала, что такое любовь и боль. В 1898 году, во время разразившегося голода, она пожертвовала 50 тысяч рублей из личных средств для голодающих. Также оказывала посильную помощь, нуждавшимся матерям. С началом Первой Мировой, все свои средства Императрица жертвовала на помощь вдовам солдат, раненым и сиротам. В разгар войны Царскосельский госпиталь был переоборудован под приём раненых солдат. Как было упомянуто выше, Александра Фёдоровна вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной прошли обучение сестринскому делу у княжны В.И.Гедроц, а затем ассистировали ей при операциях в качестве хирургических сестер. По инициативе Императрицы, в Российской Империи были созданы работные дома, школы для сиделок,школа народного искусства, ортопедические клиники для больных детей.

К началу 1909 года под её покровительством состояло 33 благотворительных общества , общин сестёр милосердия, убежищ, приютов и тому подобных учреждений, среди которых: Комитет по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим на войне с Японией, Дом призрения для увечных воинов, Императорское женское патриотическое общество, Попечительство о трудовой помощи, школа нянь Её Величества в Царском Селе, Петергофское общество вспомоществования бедным, Общество помощи одеждой бедным Санкт-Петербурга, Братство во имя Царицы Небесной для призрения детей-идиотов и эпилептиков, Александрийский приют для женщин и другие.

Александра Новая

В 1981 Александра Федоровна и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью за Рубежом, в августе 2000 года - Русской Православной Церковью.

При канонизации Александра Фёдоровна стала Царицей Александрой Новой, поскольку среди святых уже была христианская святая с тем же именем, почитаемая как мученица Царица Александра Римская…

Сами чеченцы называют себя Нохчи. Некоторые переводят это, как народ Ноя. Представители этого народа проживают не только на территории Чечни, но и в некоторых районах Дагестана, Ингушетии и Грузии. Всего в мире насчитывается более полутора миллионов чеченцев.

Наименование «чеченец» появилось еще задолго до революции. Но в дореволюционную эпоху и в первые десятилетия советской власти чеченцами часто называли и некоторые другие малые кавказские народы – например, ингушей, бацбийцев, грузинских кистин. Есть мнение, что это в сущности один и тот же народ, отдельные группы которого в силу исторических обстоятельств оказались изолированы друг от друга.

Как родилось слово «чеченец»?

Версий происхождения слова «чеченец» несколько. Согласно одной из них, оно является русской транслитерацией слова «шашан», которым обозначали этот народ соседи-кабардинцы. Впервые же он упоминается как «народ сасан» в персидской летописи XIII-XIV веков под авторством Рашида-ад-Дина, где речь идет о войне с татаро-монголами.

По другой версии, это обозначение происходит от названия селения Большой Чечень, где в конце XVII века русские впервые столкнулись с чеченцами. Что же касается названия селения, то оно восходит к XIII веку, когда здесь находилась ставка монгольского хана Сечена.

Начиная с XVIII века этноним «чеченцы» появился в официальных источниках на русском и грузинском, а впоследствии его позаимствовали и другие народы. В состав России Чечня вошла 21 января 1781 года.

Между тем, ряд исследователей, в частности, А. Вагапов, полагают, что данный этноним использовался соседями чеченцев задолго до появления русских на Кавказе.

Откуда пошёл чеченский народ?

Ранний этап истории формирования чеченского народа остается сокрыт от нас мраком истории. Возможно, предки вайнахов (так именуют носителей нахских языков, например, чеченцев и ингушей) мигрировали из Закавказья на север Кавказа, но это лишь гипотеза.

Вот какую версию выдвигает доктор исторических наук Георгий Анчабадзе:
«Чеченцы - древнейший коренной народ Кавказа, их правитель носил имя “Кавказ”, от которого и произошло название местности. В грузинской историографической традиции также считается, что Кавказ и его брат Лек, предок дагестанцев, заселили безлюдные на тот момент территории Северного Кавказа от гор до устья реки Волги».

Есть и альтернативные версии. Одна из них гласит, что вайнахи - потомки ушедших на север хурритских племен, заселивших Грузию и Северный Кавказ. Подтверждением этому является сходство языков и культуры.

Не исключено также, что предками вайнахов являлись тигриды – народ, обитавший в Месопотамии (в районе реки Тигр). Если верить старинным чеченским хроникам - тептарам, точка исхода вайнахских племен находилась в Шемааре (Шемаре), откуда они расселились на Север и Северо-Восток Грузии и на Северный Кавказ. Но, скорее всего, это относится лишь к части тухкумов (чеченских сообществ), так как есть свидетельства о расселении по другим маршрутам.

Большинство современных кавказоведов склоняются к тому, что чеченская нация сформировалась в XVI-XVIII веках в результате объединения вайнахских народов, осваивающих предгорья Кавказа. Важнейшим объединяющим фактором для них стала исламизация, происходившая параллельно с заселением кавказских земель. Так или иначе, нельзя отрицать, что ядром чеченского этноса являются восточные вайнахские этногруппы.

От Каспия до Западной Европы

Чеченцы не всегда жили на одном месте. Так, самые ранние их племена обитали в местности, простиравшейся от гор неподалеку от Эндери до самого Каспийского моря. Но, поскольку они часто воровали у гребенских и донских казаков скот и лошадей, в 1718 году те напали на них, многих порубили, а остальных отогнали подальше.

После окончания кавказской войны в 1865 году около 5 000 чеченских семей переселились на территорию Османской империи. Их стали называть мухаджирами. Сегодня их потомки представляют основную часть чеченских диаспор Турции, Сирии и Иордании.
В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были депортированы по приказу Сталина в районы Средней Азии. 9 января 1957 года они получили разрешение вернуться на прежнее место жительства, но некоторое количество переселенцев так и остались на новой родине – в Киргизии и Казахстане.

Первая и вторая чеченские войны привели к тому, что значительное количество чеченцев переселились в страны Западной Европы, Турцию и арабские страны. Увеличилась чеченская диаспора и в России.

Сегодня звонил товарищ, сказал, что у них вскоре выйдет статья по озвученной мной теме " ". И я тогда вспомнил, что после той дискуссии () хотел написать разъяснительный материал. Но закрутился и забыл. Раз статья на эту тему все равно будет, я отдельно не буду отписывать целый материал. Но все же тезисно обозначу некие моменты.

Откуда пошло слово "чечен/чеченец" в русском языке точной версии нет. Основных - две. Согласно первой, происхождением слово обязано населенному пункту "Чечен-аул". По второй, слово это искаженное арабское "шишани" ("чеченец" на арабском звучит как "шишани").
Как в прежние (досоветские) времена величали чеченцев, опять же точно неизвестно. В литературе тех лет встречается и "чечен" (у Лермонтова "Злой чечен ползет на берег"), и "чеченец" (у того же Лермонтова - "Старик-чеченец - Хребтов Казбека бедный уроженец, Когда меня чрез горы провожал, Про старину мне повесть рассказал…» ; или у Загоскина "сын князя Мамстрюка и такой же, как он, чеченец - ему бы всё резаться"). На каком основании писалось "чечен" или "чеченец" (исходя из рифмы, или из сложившейся на тот момент словоформы), неизвестно. В современных словарях пишется - "чечен", устар.

По принятой во времена советской власти орфографии использовалось слово "чеченец". Так писалось в книгах и газетах, так говорилось в правильной речи, так изучалось в школе. Исходя из каких правил русского языка, было получено слово "чеченец", непонятно. Но видимо специальных правил не было. Иначе трудно свести в одном правиле такие названия, как "осетин", "грузин" с одной стороны, и "кабардинец", "даргинец" с другой.

Впрочем, слово "чечен" не ушло. Оно использовалось в бытовой речи, чтобы подчернуть пренебрежительное отношение к чеченцам. Почему именно "чечен" было пренебрежительным, непонятно. Но видимо, коверкание название национальности само по себе казалось оскорбительным. Аналогия - употребление вместо корректного "армянин" пренебрежительного "армян".

Почему сегодняшним даже не всегда молодым людям неизвестно, что использовалось именно слово "чеченец"? Возможно по той причине, что в период до начала 90-х годов в СССР о чеченцах вообще мало что знали и слышали.

Самый пик начала узнавания, что есть такая нация, как чеченцы, пришелся на годы первой войны (94-96 годы). И думаю, что именно в те годы en masse в российском обществе стало принято называть чеченцев чеченами. Пошло это, надо полагать, в большей степени от федеральных военных, что воевали в Чечне. Понятное дело, что они между собой использовали слово "чечен". Далее пошло в геометрической прогрессии. Солдаты уезжали и разносили слово "чечен" - в своих рассказах, книгах, песнях о войне.

Кроме того, из-за всех известных событий, количество людей, узнавших, что есть такая нация, как чеченцы, выросло на несколько порядков, по сравнению с советским временем. И одним из расхожих выражений о чеченцах стало именно лермонтовское "злой чечен ползет на берег". Так в итоге в головах у многих и закрепилось - "чечен".

В разделе на вопрос Как правильно говорить? Чечены или чеченцы? заданный автором Некто никак лучший ответ это Им будет приятнее если ты их будешь называть Нохчи (чеченец на чеч. языке) или Вайнах (это они сами себя так гордр называют издревле!

В конце 12 или начале 13 веков между чеченцами стало распространяться христианство. Следы его и теперь видны в развалинах храмов, в праздниках: кистины и ингуши празднуют новый год, день пророка Илии и Троицын день. Во многих местах они приносят жертву баранов в честь Святой Девы, св. Георгия и св. Марины.

В начале 18 века чеченцы приняли ислам по суннитскому толку. В своих религиозных обычаях, кроме элементов христианских и магометанских, чеченцы сохранили много элементов первобытного язычества, между прочим, и фаллического культа. Находимые часто в стране маленькие бронзовые голые приапические статуэтки пользуются поклонением мужчин, как охранители стад, и женщин, которые их обнимают, вымаливая детей мужеского пола.

У кистов и галгаев находим еще более интересный обычай. Бездетная женщина отправляется в избушку с двумя выходами, в которой сидит в одной рубашке священник, представитель матсель(матери Божией) и просит его о даровании детей, после чего удаляется через другой выход, все время обращенная лицом к священнику.

Во время своей независимости чеченцы, в противоположность , не знали феодального устройства и сословных разделений. В их самостоятельных общинах, управлявшихся народными собраниями, все были абсолютно равны.

Мы все «уздени» (то есть свободные, равные), говорят чеченцы. У немногих только племен были ханы, наследственная власть которых ведет свое начало от эпохи магометанского нашествия. Этой социальной организацией (отсутствие аристократии и равенство) объясняется та беспримерная стойкость чеченцев в долголетней борьбе с русскими, которая прославила их геройскую гибель.

Единственным неравноправным элементом среди чеченцев были военнопленные, бывшие на положении личных рабов. Они делились на лаеви ясиров; последние могли быть выкуплены и возвратиться на родину. Юридический строй представляет обычные черты родового быта. Кровная месть еще недавно была в полной силе.

Одежда мужчин – обычная одежда горцев Кавказа: чекмень из желтого или серого сукна домашнего приготовления, бешметы или архалуки разных цветов, летом преимущественно белого, суконные ноговицы и чирики (род башмаков без подошв). Нарядное платье обшивается позументом. Оружие - то же, что у черкесов, на украшение его обращается особое внимание. Женский костюм ничем не отличается от живописного костюма татарок.

Чеченцы живут селениями - аулами. Дома - турлучные, внутри опрятные и светлые, у горных чеченцев дома каменные и менее опрятные. Окна без рам, но со ставнями для защиты от холода и ветра. Со стороны входа - навес для защиты от дождя и жары. Для отопления - камины. В каждом доме кунакская из нескольких комнат, где хозяин проводит целый день и только к вечеру возвращается к семье. При доме двор, обнесенный плетнем.

В пище чеченцы умеренны, довольствуясь уреком, пшеничной похлебкой, шашлыком и кукурузной кашей. Хлеб пекут в особо устроенных на дворе круглых печах.

Главные занятия чеченцев – скотоводство, пчеловодство, охота и хлебопашество. На женщинах, положение которых лучше, чем у лезгин, лежат все хозяйственные заботы: они ткут сукна, приготовляют ковры, войлоки, бурки, шьют платье и обувь.

Внешний вид

Чеченцы высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз, например, варьирует (в равной пропорции) от черного до более или менее темно-карего и от голубого до более или менее светло-зеленого. В цвете волос также замечаются переходы от черного к более или менее темно-русому. Нос часто вздернутый и вогнутый. Лицевой указатель - 76,72 (ингуши) и 75,26 (чеченцы).

В сравнении с другими кавказскими народностями чеченская группа отличается наибольшей долихоцефалией. У собственно чеченцев встречается, однако, не только много субрахицефалов, но и немало чистых брахицефалов с головным указателем от 84 и даже до 87,62.

Характер

Чеченцы считаются людьми веселыми, остроумными, впечатлительными, но пользуются меньшими симпатиями, чем черкесы, вследствие их подозрительности, склонности к коварству и суровости, выработавшихся, вероятно, во время вековой борьбы. Неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие в борьбе - черты чеченцев, давно признанные всеми, даже их врагами.

Еще совсем недавно идеал чеченцев – грабеж. Угнать скот, увести женщин и детей, хотя бы для этого пришлось ползти поземле десятки верст и при нападении рисковать своей жизнью, — любимое дело чеченца. Самый ужасный упрек, который может сделать девушка молодому человеку, это сказать ему: «убирайся, ты даже не способен угнать барана!»

Чеченцы никогда не бьют своих детей, но не из особенной сентиментальности, а из страха сделать их трусами. Трогательна глубокая привязанность чеченцев к родине. Их песни изгнания («О птички, летите в Малую Чечню, несите ее обитателям привет и скажите: заслышав крик в лесу, думайте о нас, скитающихся среди чужих без надежды на исход!» и так далее) полны трагической поэзии.

Чеченцы – кавказская народность восточно-горской группы, занимавшая до войны территорию между реками Аксаем, Сунжей и Кавказским хребтом. Ныне они живут смешанно с русскими и в Терской области, к востоку от , между Тереком и южной границей области, от Дарьяла до истока реки Акташ.
Река Сунжа разделяет чрезвычайно плодородную страну чеченцев на две части: Большую Чечню (возвышенную) и Малую (низменную). Кроме собственно чеченцев (в Грозненском округе), делящихся на несколько разноименных племен, к ним причисляются:

  • Кисты;
  • Галгаи;
  • Карабулаки;
  • Самое враждебное нам племя, целиком выселившееся в ) и ичкеринцы.

Всех чеченцев, не считая ингушей, числилось в 1887 году 195 тысяч человек. Название «чеченцы» ведет свое начало от названия аула Большой Чечень (на Аргуни), служившего некогда центральным пунктом для всех собраний, на которых обсуждались военные планы против России. Сами чеченцы себя называют «нахчой», что переводится как «люди» или «народ». Ближайшие соседи чеченцев называют их «мисджегами» ( и кумуки) и «кистами» ().

О древнейших судьбах чеченского племени не имеется никаких данных, кроме фантастических легенд о чужеземцах (арабах), основателях этого народа. Начиная с 16 века чеченцы последовательно вели борьбу с , кумуками и, наконец, с русскими (с начала 17 столетия). В наших исторических актах имя чеченцев встречается впервые в договоре калмыцкого хана Аюки с астраханским губернатором Апраксиным (1708 год).

До 1840 года отношение чеченцев к России было более или менее мирное, но в этом году они изменили своему нейтралитету и, озлобленные требованием со стороны русских о выдаче оружия, перешли на сторону известного Шамиля, под предводительством которого в течение почти 20 лет вели отчаянную борьбу против России, стоившую последней огромных жертв. Борьба окончилась массовой эмиграцией одной части чеченцев в Турцию и переселением остальных из гор . Несмотря на страшные бедствия, постигшие первых выходцев, эмиграция не прекратилась.