Майкапар композитор произведения. Тематическая беседа-концерт, посвященная творчеству композитора С. М. Майкапара для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий беседы – концерта

18 декабря 1867 - 08 мая 1938

известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель

Разносторонне одаренный музыкант, Майкапар был известен как автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки», его романсы и «Музыкальный слух» (Москва, 1900).

Биография

Вскоре после рождения семья Самуила Майкапара переехала из Херсона в Таганрог . Здесь он поступил в Таганрогскую гимназию. Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у Г. Молла).

В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса, а также в классе композиции Николая Соловьёва . Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 году).

По окончании консерватории в 1893 году до 1898 года совершенствовался как пианист под руководством Теодора Лешетицкого, концертировал в Берлине , Лейпциге , Санкт-Петербурге , Москве и других городах.

С 1898 по 1901 год выступал в концертах с Леопольдом Ауэром и Иваном Гржимали . В 1901 основал музыкальную школу в Твери . С 1903 по 1910, живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии.

Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. И. Танеевым московского научно-музыкального кружка. С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла 32 сонат Бетховена (впервые в 1927 году).

Проектное портфолио

Наименование учреждения

МБОУ ДОД «Детская школа искусств г. Нарьян-Мара», 166000, НАО, г. Нарьян-Мар, ул. Выучейского,

Руководитель учреждения

Тип и наименование проекта

Творческий проект

«Самуил Моисеевич Майкапар. Детская музыка»

Предметно-содержательная область

Коллективный, творческий

Руководители проекта

Преподаватели фортепианного отделения:

Характер контактов

Количество участников

Преподаватели:

, (координаторы, организаторы проекта).

Участники: учащиеся и преподаватели фортепианного отделения

Основные цели проекта

Основные задачи проекта

обучающие:

· - приобретение учащимся опыта творческой деятельности и публичных выступлений, умение исполнять музыкальные

· произведения на достаточном художественном уровне – в соответствии со стилевыми особенностями;

· - углубить знания о творчестве композитора С. Майкапара;

· развивающие:

· - развитие артистизма и музыкальности;

· - расширение музыкального кругозора учащихся путём ознакомления с произведениями композитора;

· - развитие эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;

воспитательные:

· - воспитание личностных качеств (трудолюбие, потребность к самостоятельной работе);

· - воспитание потребности в получении разносторонних знаний, в посещении культурных мероприятий, концертов, театров);

практические:

Подбор музыкального, литературного, художественного материала для проведения беседы-концерта, посвященного 150-летию со дня рождения

Подготовка к проведению бесед.

социально-значимые:

Любви к музыке;

Сроки реализации проекта

Долгосрочный, учебный 2016 - 2017 год

Место реализации проекта

ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств г. Нарьян-Мара»

Ожидаемые результаты реализации проекта

1.Для участников:

Воспитание грамотных любителей музыки, расширение их кругозора, формирование творческих способностей, музыкально-художественного вкуса.

Реализация возможности публичного представления своих музыкальных способностей;

Развитие навыков исполнительской деятельности.

Проведение открытого мероприятия посвященного

150- летию со дня рождения С. М. в апреле 2017 г.

2.Для слушателей:

Получены, расширены знания о композиторе С. Майкапаре, его творчестве

Возросший интерес к классической музыке в целом;

Поддержание интереса к обучению в детской музыкальной школе;

Формирование уважительного отношения к исполнителям – ученикам школы

Рефлексия деятельности

В современных условиях вопрос воспитания художественной культуры детей стоит достаточно остро. Музыка – одна из наиболее доступных сфер, позволяющих расширить кругозор, повысить культурный уровень, воспитать нравственную личность. Музыка сопровождает детей повсюду. Они слышат её в детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования детей. Она окружает детей дома и на улице. Однако музыка бывает разная. Широко распространенная современная музыка часто не несет в себе эстетической и смысловой нагрузки, поэтому необходимо приобщать детей к традициям классического музыкального воспитания. Дети должны знакомиться с наиболее яркими образцами классической музыки. Знание биографии выдающихся композиторов, их творчества способствует как развитию мотивации, так и расширению кругозора. В процессе прослушивания классических сочинений, изучения основных музыкальных жанров, музыкально-выразительных средств и ознакомления с жизнью великих музыкантов более чем вероятен рост интереса к последующему обучению

игре на инструментах, к исполнению произведений классической музыки.

Концертная деятельность учащихся даёт им возможность проявить свой темперамент, воображение, развивает навыки владения красками звука, позволяет чувствовать себя настоящим артистом за инструментом.

Актуальность проекта: Активное привлечение учащихся к участию в организации систематической и планомерной музыкально просветительской работы, в освоении ими нового материала, использование их наблюдений и познаний, самостоятельно приобретенных в разностороннем общении с музыкой.

Актуальным представляется и изучение творческого наследия композитора среди фортепианного наследия которого есть немало пьес, изданных впервые сравнительно недавно и не вошедших еще в широкий пианистический обиход.

Цель:

Приобщение детей к творческому наследию композитора.

В связи с этим мы ставили перед собой следующие задачи:

Обучающие :

Приобретение учащимся опыта творческой деятельности и публичных выступлений, умение исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне – в соответствии со стилевыми особенностями;

Углубить знания о творчестве композитора С. Майкапара;

Развивающие;

Развитие артистизма и музыкальности;

Расширение музыкального кругозора учащихся путём ознакомления с произведениями композитора;

Развитие эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;

Популяризация музыки для детей С. Майкапара;

Воспитывающие :

Воспитание личностных качеств (трудолюбие, потребность к самостоятельной работе);

Воспитание потребности в получении разносторонних знаний, в посещении культурных мероприятий, концертов, театров);

Воспитание у учащихся чувства уважения, интереса к богатому культурному наследию России.

Практические:

Подбор музыкального, литературного, художественного материала для проведения беседы-концерта, посвященного 150-летию со дня рождения;

Подготовка к проведению беседы-концерта.

Социально-значимые:

Формирование музыкального вкуса;

Любви к музыке;

Желание слушать и исполнять ее.

Этапы реализации проекта

Работа над проектом включает совместную деятельность преподавателей и учащихся и распределяется поэтапно следующим образом:

Этапы пректа

Деятельность педагогов

Деятельность учеников

(подготови-

1. Формулируют проблему (цель) - при постановке цели определяется и продукт проекта;

2. Вводят в сюжетную ситуацию;

3.Формулируют задачу

1.Вхождение в проблему;

2. Вживание в сюжетную ситуацию;

3.Принятие задачи;

4. Дополнение задач проекта.

(основной)

4. Помогают в решении задач;

5. Помогают спланировать деятельность;

6.Организуют деятельность

7. Оказывают практическую помощь в подборе материала, готовят концертные номера;

5. Работа над концертно-лекционным материалом;

6.Формирование специфических знаний, умений, навыков;

7. Координация работы со всеми участниками проекта.

(итоговый)

Готовят и проводят беседу-концерт, посвященный 150-летию со дня рождения;

Представляют слушателям продукт деятельности.

Освоение проекта.

(подготови-

Сентябрь 2016 г.

1. Задачи преподавателей - создание условий, определение цели и задач проекта;

2.распределение музыкальных номеров между участниками беседы - концерта;

3. определение сроков реализации проекта.

(основной)

1. Работа над концертно-лекционным материалом, формирование специфических знаний, умений, навыков:

а) освоение учащимися музыкального материала,

б) сбор и систематизация информации для лекционной составляющей проекта,

в) побор иллюстраций картин для образного восприятия музыкального образа.

д) работа над презентацией

2. Проведение репетиционных мероприятий.

3 этап (итоговый)

Апрель 2017 г.

Проведение беседы - концерта посвященного 150-летию со дня рождения;

Оценивание степени достижения поставленных целей.

Оценивание качества результата.

Формы деятельности

1.Индивидуальная работа . Формирование мотивации участников.

2. Самостоятельная работа . Развитие навыков учащихся осмысленно и самостоятельно работать дома, соблюдая последовательность и ход этой работы выстроенной на уроке совместно с преподавателем.

3. Коллективная работа . Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи. Оформление сценария беседы - концерта.

4. Проведение беседы-концерта.

Форма реализации проекта

Тематическая беседа – концерт для учащихся и родителей ДШИ.

Сценарий беседы – концерта

«Самуил Моисеевич Майкапар.

Детская музыка».

Слайд №1

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые!

Сегодня мы собрались в нашем зале для знакомства с творчеством композитора, у которого в этом году юбилейная дата - 150 лет со дня рождения. (1867-1938).

Многие композиторы пишут музыку, которую с одинаковым увлечением слушают и взрослые, и дети. Но есть композиторы, которые всё своё творчество посвятили созданию только детской музыки, причём такой, которую дети могли бы не только слушать, но и сами исполнять. Имя этого композитора - Самуил Моисеевич Майкапар.

Широкой известностью в России и за рубежом пользуется его имя, композитора, автора многочисленных произведений для детей и юношества. Благодаря художественным достоинствам, пониманию детской психологии и учёту особенностей детского игрового аппарата, пьесы С. Майкапара прочно вошли в репертуар юных пианистов. Детям нравятся эти яркие, образные и вместе с тем простые по фактуре произведения, и не будет преувеличением сказать, что нет ни одного юного музыканта, не игравшего или не слышавшего в исполнении товарищей какой-нибудь пьески Самуила Моисеевича Майкапара.

И сегодня мы начнем наш концерт с выступления Бондаревой Насти и с пьесой из сборника «Первые шаги», который адресован, что явствует из его названия, самым маленьким детям, только начинающим свой путь в музыке. С. Майкапар считал, что игра в ансамбле необычайно развивает музыкальные способности детей и написал для детей дошкольного и младшего школьного возраста цикл из 16 пьес-ансамблей.

Несмотря на то, что имя Самуила Моисеевича Майкапара широко известно, мало кто знает о его жизни. Родился он в Херсоне в 1867 году. Музыкальные способности Самуил унаследовал от своей мамы, которая очень хорошо играла на фортепиано. Вскоре после рождения семья Самуила Майкапара переехала из Херсона в Таганрог. Здесь он поступил в Таганрогскую гимназию. Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у

Г. Молла). В 11 лет он сам стал сочинять музыку, завёл тетрадь, в которую записывал все свои произведения. В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса, а также в классе композиции Николая Соловьёва. Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 году). В семье было решено, что Самуил станет юристом, но от этой карьеры он отказался. В 34 года Майкапар переехал в город Тверь, где открыл собственную музыкальную школу.

Слайд №2

Тогда и пришла ему в голову мысль писать детские произведения, которые могли бы исполнять сами дети. Так были написаны, впоследствии ставшие классическими, циклы фортепианных пьес, «Маленькие новеллетты» op.8, «Пастушеская сюита» op.15, «Театр марионеток» op.21, «Миниатюры» op.33 и получивший мировое признание цикл «Бирюльки» op.28.

Сейчас прозвучит несколько пьес из этого сборника.(Бирюльки сб)

Слайд №3

Бирюльки - вслушайтесь в звучание этого слова. Какое оно ласковое, музыкальное. А что же оно означает? Когда-то, давным-давно, это была любимая игра детворы.

Слайд №4

На стол высыпались кучкой очень маленькие игрушечные вещички бирюльки. Чаще всего это были вырезанные из дерева чашечки, кувшинки, половнички и другие кухонные предметы. Бирюльки нужно было достать маленьким крючком, одну за одной, не пошевелив остальные. Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры. Давайте познакомимся с этой музыкой. Что же можно найти среди бирюлек Майкапара? Прежде всего, это детские музыкальные портреты.

Слайд №5

Вот маленький пастушок. Ясным солнечным днём он вышел на летний цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё свирель. Светлый, радостный наигрыш зазвенел над лугами. В середине пьески мелодия больше напоминает танец пастушка.

Сейчас вы услышите «Романс», который также вошёл в сборник «Бирюльки».

Очень выразительная и глубокая по содержанию миниатюра. Здесь выражены разные настроения. Сама песенная мелодия романса задумчивая, мечтательная, грустная. Она звучит медленнее, чем вступление, и заканчивается в каждой фразе направленными вверх вопросительными интонациями. Аккомпанемент напоминает звучание гитары.

«Романс» исп. ученик 6 класса Одегов Коля

Вальс - один из самых романтичных и любимых танцев, объединяющий поколения и погружающий нас в состояние некоторой эйфории. Слово «вальс» означает «вращательный» и, действительно в танце преобладают кружащиеся изящные движения. Жанр вальса любят многие композиторы. Не стал исключением и С. Майкапар.

Сегодня мы послушаем два вальса.

Слайд №11

Изящная фразировка, аккомпанемент очень мягкий и легкий. Как будто бы танцуют сказочные герои Золушка и Принц.

Скорей бы близился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда и как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе домой я вернусь.

«Вальс» исп. ученица 2 класса Сыропятова Аня

Слайд №12

«Вальс» – нежный, трогательно- грациозный. Представим картину бала, рождественскую елку, праздник.

Вальс снежинок – новогодний вечер…

Месяц в колыбели облаков.

Этот вечер – ожиданье встречи,

Дней счастливых, радостных часов.

исп. ученица 6 класса Корепанова Лиза

Слайд № 13

А сейчас мы перенесемся в другое время года.

Я думаю, что все видели, как весной вода ручьев большим, мощным потоком вливается в реку. Видели? Как вы думаете, можно ли это изобразить в музыке? Какая должна быть музыка? Давайте послушаем, как это изобразил Самуил Майкапар. «Бурный поток»- пьеса этюдного характера. Фактура пьесы, распределённая между двумя руками, позволяет достичь стремительного темпа и яркой динамики, что изображает звуками мощь стремящейся воды.

«Бурный поток» исп. Лодилова Соня

Обратимся к другому циклу пьес «Двадцать педальных прелюдий» .

Прелюдии были сочинены в 1937 году, уже в конце его жизни. Опубликовать их сам автор не успел.
Эти прелюдии посвящены развитию навыка художественной педализации учащихся. В основе этих пьесок лежит не только задача усвоения навыков пользования педалями в различных случаях, но и воспитание у учащегося соответствующего слухового контроля.

«Двадцать педальных прелюдий» представляют собой лёгкие фортепианные пьески.

Слайд №14

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня прямиком

Шлепает по лужам,

Гонит талые снега

С гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным.

«Прелюдия» №19, f - moll , исп. ученица 4 класса Полоскова Наташа.

Слайд №15

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.

Иван Бунин

«Прелюдия» № 2, e - moll , исп. ученица 6 класса Филиппова Яна

В годы основания музыкальной школы в Твери Майкапар пишет милые и изящные «Восемнадцать маленьких новеллетт для фортепиано».

Среди фортепианного наследия Майкапара есть также немало пьес, изданных впервые сравнительно недавно и не вошедших еще в широкий пианистический обиход. К ним, в частности, относятся и его «Маленькие новелетты» (легкие пьесы для фортепиано), увидевшие свет сто лет спустя после их написания. Некоторые сочинения композитора и доныне хранятся в архиве.

Новеллетта (итал. - небольшой рассказ, уменьшительное от novella - рассказ, новелла) - небольшая инструментальная пьеса повествовательного характера. Название «Новелетта» впервые применил Роберт Шуман. Хотя Шуман указывал на черты повествования в своих Новеллеттах, само название «Новеллетта» он производил не от новеллы, а от фамилии знаменитой английской певицы Клары Новелло.

Слайд № 17

Звучит пьеса из цикла «Маленькие новеллетты» «В кузнице»

Я кузнец весёлый,

Отдыха не знаю.

Молотом тяжёлым

Искры высекаю.

Бум-бум-бум!

Бум-бум-бум!

Есть подковы у меня.

Бум-бум-бум!

Бум-бум-бум!

Приводи скорей коня

«В кузнице» исп. Мирошниченко Даша, ученица 4 класса.

Слайд №18

Токката (от ит. слова toccare - трогать, толкать) - в старинной музыке пьеса, назначенная для клавиатурных инструментов (преимущественно органа). Характерная черта токкаты состоит в том, что известная техническая фигура постоянно проводится в пьесе то в левой, то в правой руке.

В переводе с итальянского слово «токката» означает «прикосновение», «удар». Первоначально токката для клавишных инструментов сочинялась

как вступление (прелюдия) к хоровому произведению, а затем она становится самостоятельным концертным жанром светской музыки.

Токаттина - это токатта малых размеров

«Токкатина» исп. Махнёва Марина, ученица 4класса.

Слайд №19

В музыкальном наследии композитора есть произведения разных форм. Это полифонические пьесы и произведения крупной формы. К ним относятся и вариации , которые мы сегодня услышим.

Вариации в музыке (от лат. vanatio - изменение) - музыкальная форма, суть которой в изменяемых повторах темы. В инструментальной музыке темой Вариаций обычно является одноголосная песенная мелодия или небольшая пьеса. Вариации - одна из древнейших музыкальных форм, существующая в фольклоре всех народов.

Следуя друг за другом, В. образуют цикл, который может быть самостоятельным произведением или частью многочастного сочинения (сонаты, симфонии и др.).

«Вариации на русскую народную песню» исп. Ладилова Соня

айкапаром написано более 200 пьес для детей и юношества. Большинство из них входит в репертуар начинающих пианистов. Эти произведения написаны на доступном для юных исполнителей и вместе с тем высоком художественно-музыкальном уровне.

Писать музыку для детей - очень нужное, почётное, но не лёгкое дело. "Да, много, много нужно условий для образования детского писателя, - указывал Белинский, - нужна душа благодатная, любящая, кроткая, младенчески простодушная; ум возвышенный, образованный, взгляд на предмет просветлённый, и не только живое воображение, но и живая поэтическая фантазия, способная представить всё в одушевлённых радужных образах".

Я думаю, эти прекрасные слова можно отнести к личности и его творчеству.

Закончить сегодняшнюю нашу встречу мы хотим пьесой «Детский танец» в исп, Зобниной Ульяны, ученица 4 класса.

Не постижима красота!
Душа поёт и рвётся.
А звуков дивных широта
С движением сольётся!
На сцене снова торжество:
Танцуют наши дети.
В рисунке танца колдовство!
Забудешь всё на свете!

Спасибо за внимание. До новых встреч.

Майкапар Самуил Моисеевич (1867 - 1938 гг.). Широкой известностью в России и за рубежом пользуется имя композитора Самуила Моисеевича Майкапара, автора многочисленных произведений для детей и юношества. Благодаря художественным достоинствам, пониманию детской психологии и учёту особенностей детского игрового аппарата, пьесы Майкапара прочно вошли в репертуар юных пианистов. Детям нравятся эти ярко образные и вместе с тем простые по фактуре произведения, и не будет преувеличением сказать, что нет ни одного юного музыканта, не игравшего или не слышавшего в исполнении товарищей какой-нибудь пьески Майкапара.

Ещё в дореволюционные годы Майкапар начал сочинять музыку для детей и был первым из старшего поколения композиторов, кто полностью посвятил свою творческую деятельность созданию детской и юношеской музыкальной литературы. В этом ему помог не только композиторский талант, но и исполнительский и педагогический опыт, соединенный с вдумчивым подходом музыканта-методиста и научного работника. В настоящее время сочинения Майкапара для детей являются своеобразной детской музыкальной "Классикой".

Тем не менее, разнообразная музыкальная деятельность Майкапара для многих остаётся неизвестной. В книге "Годы учения" ему удалось рассказать лишь о начальном периоде своей музыкальной жизни. Предполагавшийся рассказ о "годах деятельности" остался только проектом. Многие методические труды Майкапара не опубликованы.

Самуил Моисеевич Майкапар родился 6 декабря (18 декабря по новому стилю) 1867 г. в городе Херсоне. Детские и юношеские годы связаны с приморским южным городом - Таганрогом.

Заметное место в культурной жизни города занимало домашнее музицирование. Подобно тому, как музицировали в семье Чеховых, уделяли много времени музыке и в семье Майкапара. Хорошо играла на рояле мать Самуила Моисеевича, обучавшаяся в молодости в Одессе, как и ее брат, любитель-скрипач; играли на фортепиано его три сестры, четвертая обучалась игре на скрипке.

Таганрог считался музыкальным городом. Поскольку музыкальное училище в Таганроге было открыто только в 1885 году, то до этого времени учиться музыке можно было лишь у частных преподавателей, среди которых встречались и не слишком музыкально грамотные люди. Обучение детей игре на каком-нибудь музыкальном инструменте было почти обязательным в каждой интеллигентной таганрогской семье. Отец Майкапара был достаточно состоятельным человеком, чтобы дать детям не только среднее, но и высшее образование.

О годах учения в гимназии Майкапар упоминает лишь вскользь. Он начинал учиться в той же гимназии, которую восемью годами раньше окончил великий русский писатель А.П. Чехов. В 1885 году Майкапар окончил гимназию с серебряной медалью.

Уже в это время его подлинной страстью и целью жизни стала музыка. Довольно рано Майкапар решил стать музыкантом. И в этом отношении положительную роль сыграли его родители и, конечно, его первый учитель музыки, итальянец Гаэтано Молла. Майкапар характеризовал его как талантливого, темпераментного и трудолюбивого музыканта, научившего его понимать и любить музыку.

Майкапару было семь лет, когда он начал обучение игре на фортепиано. Музыкальные способности он унаследовал от матери, а любовь к музыке - от отца, который, хотя и не играл ни на одном из музыкальных инструментов, но всегда был готов слушать музыку и глубоко её чувствовал. Систематические занятия игрой на фортепиано, игра в ансамбле, посещение камерных и других концертов воспитывали вкус Майкапара, знакомили с музыкальной литературой. К пятнадцати годам он уже знал основные произведения симфонической и камерной музыки, переиграв с сестрой в четыре руки много симфоний и квартетов. Он играл почти все сонаты Бетховена и довольно бегло читал с листа. В это время Майкапар считался лучшим аккомпаниатором в Таганроге и выступал не только с местными любителями, но и с приезжими профессиональными музыкантами.

Не изменил Майкапар своего восторженного отношения к Молла даже тогда, когда осознал его недостатки - был принят на младший курс условно, на один год, так как его техническая подготовка оставляла желать лучшего.

Для получения высшего образования Майкапар отправился в Петербург, где была старейшая в стране консерватория, пользовавшаяся громадным авторитетом благодаря деятельности её основателя А. Рубинштейна и преподававших в ней крупнейших музыкантов. Чтобы продолжить общее образование, он намеревался поступить в университет.

Майкапару, как окончившему гимназию с медалью, поступление в университет было обеспечено. Он избрал юридический факультет, как не требовавший от студентов большой затраты времени на систематические занятия. Время же было Майкапару необходимо, так как в случае поступления в консерваторию заниматься игрой на рояле нужно было ежедневно и помногу. Майкапар был принят на младший курс условно, на один год, так как его техническая подготовка оставляла желать лучшего.

Майкапар поступил в класс старшего преподавателя В. Демянского, который за два года выправил дефекты постановки рук у него, научил тщательно работать над музыкальным произведением, значительно подвинул технику. Демянский счел свою миссию выполненной. Майкапар впоследствии писал: "…благодаря тщательному толковому руководству Демянского я благополучно прошел самый критический, первый период своего учения в консерватории, и вопрос, смогу ли я, в течение стольких лет, оставшись без правильной технической школы, приобрести в дальнейшем основы хорошей фортепианной техники, разрешился в положительном смысле". Успешно сдав технический экзамен для перехода на старший курс консерватории, Майкапар перешёл в класс итальянского пианиста Вениамина Чези, только что приглашенного профессором в Петербургскую консерваторию.

В течение четырех лет Майкапар занимался у Чези, с помощью которого ему удалось досконально ознакомиться с фортепианной музыкой Баха, Генделя и других старинных мастеров. Проработав в консерватории четыре года, Чези тяжело заболел и уехал к себе на родину в Италию.

Далее Майкапар продолжил обучение у молодого венгерского пианиста Иосифа Вейса, ученика Листа. Преподавание Вейса отличалось беспорядочностью и отсутствием какой-либо системы. Майкапар больше числился его учеником, чем занимался с ним. К выпускному экзамену Майкапар готовился самостоятельно, так как незадолго до экзамена заболел. Он хорошо сыграл программу и был назначен выступить на консерваторском акте, чего удостаивались лучшие из окончивших.

Когда Майкапар сдавал последний из числа вспомогательных музыкально-теоретических предметов, на экзамене присутствовал А. Рубинштейн; ознакомившись с опытом Майкапара в сочинении музыки, он посоветовал ему начать изучать теорию композиции. Так Майкапар оказался в классе профессора Н. Соловьева, придя к окончанию консерватории не только как пианист, но и как композитор.

Годы, проведенные Майкапаром в консерватории, оказались для него значительными, благодаря окружению, в котором он находился. Находясь на посту директора консерватории, А. Рубинштейн принимал близко к сердцу не только интересы учреждения, но и судьбу каждого студента. Навсегда запомнил Майкапар яркие выступления Рубинштейна на эстраде.

Университет Майкапар окончил на два года раньше, чем консерваторию. Он короткое время пробовал заниматься адвокатурой, но вскоре убедился, что соединить занятия музыкой с юриспруденцией невозможно. Но, занимаясь в университете, Майкапар приобрёл известную широту взглядов, дисциплинировал своё мышление, научился аргументировать и ясно излагать свои мысли. Это позволило ему впоследствии выйти за рамки узкой музыкальной специализации и стать незаурядным научным работником в области музыки.

Не довольствуясь достигнутым и критически относясь к своим пианистическим достижениям, Майкапар отправился в Вену, где учился у знаменитого педагога Теодора Лешетицкого. Майкапар подробно излагает в книге "Годы учения" ход своих занятий с Лешетицким. Заканчивая повествование, он пишет: "В итоге моих работ под руководством Лешетицкого, наиболее ценным результатом я считаю открывшиеся благодаря ему сознательные пути технического и художественного совершенствования в течение всей дальнейшей моей жизни… Другой, весьма важный результат моих занятий с Лешетицким - большой интерес к методам работы, к отыскиванию способов овладения техническими трудностями и достижения художественной законченности исполнения, без излишней затраты труда и сил".

Майкапару была присуща настойчивость, заставлявшая его, взявшись за дело, вникать в малейшие подробности, пока вопрос не будет изучен полностью. Такая исключительная добросовестность проявлялась Майкапаром во всех областях. Если это касалось исполнительской работы и дело шло о концертных выступлениях, то он обдумывал не только программу, последовательность исполнения пьес, но учитывал и минуты звучания каждой паузы между ними и длительность антракта; в исполнительской и педагогической его работе мы встречаемся буквально с ювелирной отделкой произведений; при издании сочинений - с тщательным обозначением малейших деталей; готовя книги и доклады, он добросовестнейшим образом изучал вспомогательный материал, литературу, привлекал самые разнообразные источники, которые, по его мнению, могли помочь уяснению сути дела. И так всегда и во всём. А. Рубинштейн, слышавший Майкапара неоднократно на ученических концертах, обратился с предложением: "Довольно Вам учиться! Вы уже сейчас готовый пианист. Давайте концерты, и эстрада Вас научит тому, чему не сможет научить ни один профессор в мире". Однако, только через семь лет после этого разговора Майкапар решился выступить с самостоятельным концертом, который он дал в Берлине, сразу после окончания занятий с Лешетицким. В программу концерта вошли пьесы, пройденные с Лешетицким.

Через две недели в том же зале Бехштейна состоялся в Берлине второй концерт Майкапара, который прошёл также с солидным успехом, но при самой скромной оценке критики, так как Майкапар отказался дать рецензенту определённую мзду за благоприятную рецензию в журнале.

В 1898 г. Майкапар вернулся в Россию и обосновался в Москве. Он стремится, как можно чаще выступать в концертах. С большой тщательностью Майкапар готовится к выступлениям, обдумывает программы концертов, независимо от того - собственный ли это клавирабенд, выступление в ансамбле (со скрипачом Прессом, пианисткой Ганешиной), или в благотворительном концерте. Собственные произведения он включает в них с большой осторожностью и в минимальном количестве.

Русская пресса, в отличие от заграничной, отнеслась к Майкапару сочувственно. Вот что писалось, например, по поводу его первого концерта в Москве: "…до-минорная фуга Баха, ля-минорная соната Шуберта, несколько мелких вещиц Грига, Шопена, Шумана, Лешетицкого (одного из учителей пианиста) и Чайковского дали пианисту возможность познакомить аудиторию со своим симпатичным дарованием. Играет он без всяких ухищрений, преднамеренных эффектов, просто, музыкально, скромно и интеллигентно. Ему, пожалуй, для художественной полноты исполнения не во всём хватает темперамента, и это одна из причин, почему мы не слышим от него, так сказать, верхов, конечных пунктов увлекающегося артиста, захватывающих и тоже увлекающих. Пусть так, а в наше время и цельность мышления, и уменье выразить все на понятном языке должно пользоваться неподдельным вниманием…" ("Русская музыкальная газета", 1900, № 15-16).

Майкапар впервые в методической литературе поставил вопрос о необходимости развития внутреннего слуха для музыкантов и конкретно указал на возможность его развития. Деятельное участие принимает Майкапар в организованном в 1902 году в Москве "Научно-музыкальном кружке", руководимом сначала С. Танеевым, а позднее профессором физиологии А. Самойловым. Членами кружка были видные московские музыканты и ученые, интересовавшиеся музыкой. Секретарем кружка и организатором всех докладов стал Майкапар.

На заседания кружка Майкапару приходилось приезжать из Твери, где в 1901 году он открыл собственную музыкальную школу. Она просуществовала три года. За столь короткий срок, естественно, Майкапар не мог увидеть существенных результатов своей педагогической работы, однако, занятия с детьми привели Майкапара к мысли о создании детских фортепианных пьес "Миниатюры" и "Три прелюдии" для фортепиано, которые нашли благоприятный отклик в прессе.

Трудность вести в России научную работу в области музыки была одной из причин, побудивших Майкапара отправиться за границу. Берлин в ту пору был центром, притягивавшим к себе крупнейших музыкантов Европы. В Берлине ключом била концертная жизнь; ежедневно в нескольких залах устраивались симфонические и сольные концерты. Майкапар поехал в Берлин, не обольщаясь иллюзиями. Приехав туда, он вновь выступил с концертом в зале Бехштейна, а затем стал давать концерты и в других городах Германии.

Основным местом своего жительства Майкапар избрал не Берлин, а Лейпциг, который представлял для него интерес как центр научной музыкальной мысли. Проживая в этих двух городах, Майкапар посещал концерты, изучал литературу, знакомился с композиторами, музыковедами и исполнителями. Его собственные концертные выступления проходили в небольших залах. Большой успех выпал на его выступление с женой, Софией (Сюлтане) Майкапар. Её колоритное сопрано вызвало большие похвалы.

Майкапар задумывает создание учебного пособия, в котором, на основе научных данных, были бы освещены важнейшие вопросы преподавания игры на фортепиано. Как бы в продолжение изданной книги о музыкальном слухе, отдельные части должны были носить заголовки: "Ритм", "Техника", "Чтение с листа", "Педализация", "Публичное исполнение" и т.д. Труд этот был Майкапаром начат, продолжался много лет, многое уже было сделано, но окончательно не завершено. Задача оказалась слишком сложной для решения одним человеком, принимая во внимание исключительную добросовестность автора.

Живя за границей, Майкапар не теряет связи с Россией. Здесь у него жили родные, сюда он приезжал отдыхать в летнее время. В 1910 году, когда он находился в Берлине, им было получено следующее письмо от директора Петербургской консерватории А. Глазунова:

"Многоуважаемый Семен Моисеевич (Глазунов ошибочно именует Майкапара Семеном, а не Самуилом Моисеевичем. - Р.А.). Довожу до Вашего сведения, что на заседании художественного совета, состоявшегося 18 сентября, я предложил Вас в кандидаты в преподаватели фортепиано как низшего, так и высшего курса. Совет уполномочил меня об этом Вас известить. Выборы должны состояться в самом ближайшем будущем и о результате выборов, который, надеюсь, будет благоприятным, я извещу Вас телеграммой. С искренним уважением и преданностью А. Глазунов".

Перспектива вести педагогическую работу в консерватории, где он сам учился, казалась Майкапару соблазнительной. Петербургская консерватория пользовалась репутацией одного из лучших музыкальных учебных заведений в мире. Для педагогической работы Майкапара обстановка в консерватории складывалась весьма благоприятная. Фортепианный отдел консерватории возглавляла А. Есипова, ученица Лешетицкого, пользовавшаяся непререкаемым авторитетом благодаря своей артистической и педагогической славе; кроме Есиповой среди профессоров консерватории были и другие ученики Лешетицкого - К. фан-Арк, умершая в 1909 г., М. Бенца-Эфрон.

Когда в консерватории возник вопрос о приглашении нового преподавателя по классу фортепиано, то кандидатура Майкапара ни у кого не вызвала возражений. Он был воспитанником Петербургской консерватории, принадлежал к школе Лешетицкого, концертировал и вел педагогическую работу за границей. Кроме того, он обладал ещё университетским образованием, что не так часто встречается среди музыкантов-профессионалов. Известное значение имело то, что он в свое время окончил консерваторию по двум специальностям и в настоящем составил уже себе имя как композитор и автор ценной музыкально-теоретической книги о музыкальном слухе.

Вскоре Майкапаром была получена телеграмма, извещавшая его о благоприятном исходе баллотировки в художественном совете консерватории. С осени он уже приступил к занятиям. Начав работу в качестве преподавателя, он через два года был утвержден старшим преподавателем, а в 1915 г. профессором по классу специального фортепиано.

Почти двадцать лет вел Майкапар педагогическую работу в Петербургской - Ленинградской консерватории, одновременно выступал в концертах, сочинял музыку и занимался научной работой. Его концертные выступления преимущественно в Малом зале консерватории привлекали культурой исполнения. Майкапар принадлежал к числу "умных" исполнителей, у которых рациональное начало превалировало над эмоциональностью. "…г-н Майкапар не только пианист, но и, что особенно отрадно подчеркнуть, - вдумчивый музыкант, а это качество редко встречается у современных концертных исполнителей" - отмечалось в одной из рецензий на его концерты. Наиболее значительным исполнительским достижением Майкапара было проведение им в 1925 году цикла из семи концертов, в которых он исполнил все фортепианные сонаты Бетховена. Исполнительство, которое Майкапар всегда любил, оставалось для него основой всех других видов деятельности - композиции, педагогики, научной работы.

Из числа сочинений Майкапара, созданных в дореволюционное время, большой интерес представляют фортепианные миниатюры: "12 альбомных листов", "Театр марионеток" из семи номеров. Однако подлинным триумфом Майкапара как композитора для детей являются "Бирюльки" - цикл пьес, созданный уже после революции.

За время работы в Ленинградской консерватории Майкапаром было выпущено свыше сорока пианистов. В собственной педагогической работе Майкапар был последователем школы Лешетицкого. Майкапар, однако, не оставался подражателем приемов своего учителя. Майкапар всю жизнь был ищущим педагогом.

Стремясь к новым достижениям, Майкапар всегда обращался к науке. Акустика, физиология, психология и другие науки, привлекавшиеся им для обоснования тех или иных положений музыкальной практики, далеко не всегда могли ответить на предъявлявшиеся к ним требования, и углубление в научные вопросы для Майкапара нередко имело лишь принципиальный смысл.

Как научный работник и общественный деятель особенно активно проявил себя Майкапар в двадцатые годы. Майкапар принимал участие в реформировании учебных планов консерватории, участвовал в работе различных комиссий. Он выступает с методическими докладами на заседаниях фортепианного факультета. Появляется его труд "Научная организация труда в применении к работе музыканта-исполнителя", изучает систему работы наиболее крупных западных исполнителей-пианистов: Эгона Петри, Артура Шнабеля, Игнаца Фридмана. В 1927 г. выходит книга Майкапара "Значение творчества Бетховена для нашей современности", с большим предисловием А.В. Луначарского. В этой книге, созданной на базе углубленного изучения творчества великого композитора, а также в докладе, прочитанном в консерватории на торжественном заседании в память 100-летия со дня смерти Бетховена, Майкапар утверждал тезис: "Великое наследие, оставленное человечеству Бетховеном, через сто лет после его смерти сохраняет всю свою силу и все свое культурное значение, вполне отвечая запросам нашей современности, но сами мы далеки от полного выявления и использования его культурной ценности".

В эти годы в консерватории возникла сложная обстановка, в связи с борьбой различных школ и направлений внутри фортепианного факультета. Все это потребовало от Майкапара напряжения сил. Он начал болеть. Доведя последних студентов до выпуска, Майкапар в 1929 г. оставил работу в консерватории. Сохранившиеся силы он отдал музыкальному творчеству и литературным трудам. В период РАПМА, когда административная деятельность этой организации распространялась почти на все музыкальные учреждения, сочинения Майкапара либо отклонялись редакцией Музгиза, либо задерживалось их печатание. Безуспешные попытки композитора изменить сложившееся положение заставили его заняться пропагандой своих сочинений путём авторских концертов в музыкальных школах, дворцах пионеров и других учреждениях Ленинграда и Киева. Лишь в 1932 г., после ликвидации РАПМА, сочинения Майкапара вновь начинают выходить из печати, но и то в количестве, далеко не удовлетворявшем спрос на них.

Уход из консерватории Майкапар переживал очень тяжело. Он был ещё полон творческих замыслов, хотел выступать, вести педагогическую работу. К этим переживаниям прибавилась горечь утраты в начале 30-х годов горячо любимой восьмилетней Надечки - дочери от второго брака Майкапара со скрипачкой Елизаветой Ароновной Тотеш, получившей в своё время образование в консерватории.

В 1934 г. в Ленинграде был организован конкурс юных дарований, в котором участвовали дети-музыканты в возрасте от семи до шестнадцати лет. Майкапар был в составе жюри конкурса. Более половины выступавших играли его фортепианные пьесы. В постановлении Ленсовета от 17 апреля 1934 г. указывалось: "Отметить большую работу по смотру и пропаганде художественного воспитания детей в связи с конкурсом юных дарований, имеющую громадное культурное значение, и утвердить постановление конкурсного комитета о премировании Майкапара С.М.".

В последние годы жизни Майкапар особенно много работает над вопросами теории исполнительства. Им был почти закончен труд "Творчество и работа музыкального исполнителя по данным опыта и в свете науки". Труд Майкапара остался в рукописи, но его мысли о технике работы над музыкальным произведением нашли отражение в лекциях, которые он провёл весной 1935 г. в Доме художественного воспитания детей в Ленинграде. Лекции назывались "Как работать на рояле" и предназначались для детей школьного возраста. Сохранившийся конспект лекции даёт представление не только об их содержании, но и о форме, в которой излагал Майкапар детям достаточно специальные сведения. Эта работа Майкапара, при всей своей краткости, может оказаться небесполезной для музыкантов-педагогов в качестве примера того, как можно понятным для учащихся языком дать необходимые сведения о разборе музыкального произведения и его дальнейшем разучивании в связи с особенностями фактуры.

В том же 1935 году Майкапар пишет статью "Детский инструментальный ансамбль и его значение в системе музыкального образования".

Одним из главных препятствий внедрению ансамбля в занятия с детьми в те годы было отсутствие необходимой простейшей литературы. С той же последовательностью, с какой сочинял Майкапар циклы лёгких фортепианных пьес ("Бирюльки", "Миниатюры" и др.), он пишет четырёхручные пьесы ("Первые шаги"), пьесы для скрипки и фортепиано (сонату "Богатели"", "Песни дня и ночи"), для трио и других видов инструментального ансамбля.

В последние годы жизни, помимо сочинения пьес для инструментально го ансамбля и оставшегося незавершённым цикла лёгких прелюдий и фуг для фортепиано, Майкапар продолжал уделять много внимания методической работе. Всю жизнь, проведя за роялем и письменным столом, Майкапар не уставал трудиться до последних дней и умер 8 мая 1938 года, накануне выхода в свет своей книги "Годы учения". Он был похоронен на Литературных мостках Волкова кладбища в Ленинграде.

Полное собрание изданных сочинений Майкапара может уложиться в одном томе. Хотя их количество весьма велико (свыше 200 названий), но большинство из них - фортепианные миниатюры, умещающиеся на одной - двух страничках. Произведения Майкапара печатались в Германии, Австрии, Англии, Франции, Америке, но из этого не следует, что при жизни автора они пользовались повсеместным распространением. Вначале, когда Майкапар не был известен как композитор, первые сочинения его (романсы и фортепианные пьесы) были напечатаны за границей малым тиражом и, как тогда было принято, за счёт автора. Впоследствии, когда детские пьесы Майкапара получили признание, лишь некоторые из них перепечатывались зарубежными издательствами. Подавляющее большинство сочинений Майкапара было напечатано в России. При жизни Майкапара они выпускались в количестве, уже не удовлетворяющем спрос; после смерти автора этот спрос с каждым годом увеличивался, потребовал многократных переизданий. В наши дни в любой музыкальной библиотеке России картотека с названием его сочинений может по объёму соперничать с количеством карточек, содержащих названия сочинений крупнейших композиторов современности. Характерно, что часто переиздавались только детские фортепианные пьесы Майкапара.

Писать музыку для детей - очень нужное, почётное, но не лёгкое дело. "Да, много, много нужно условий для образования детского писателя, - указывал Белинский, - нужна душа благодатная, любящая, кроткая, младенчески простодушная; ум возвышенный, образованный, взгляд на предмет просветлённый, и не только живое воображение, но и живая поэтическая фантазия, способная представить всё в одушевлённых радужных образах". К этому он добавляет: "Самым лучшим писателем для детей, высшим идеалом писателя для них может быть только поэт".

Удовлетворяя требованиям, предъявлявшимся Белинским к детским писателям, во многих своих сочинениях для детей С.М. Майкапар проявил себя подлинным поэтом.

НГМБОУДОД ДМШ им. г. Нефтеюганск.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«С. Майкапар и его фортепианный цикл «Бирюльки»

Составил:

преподаватель

фортепианного отделения

С. Майкапар и его фортепианные циклы.

Цикл «Бирюльки»

С. Майкапар родился в Херсоне в 1867 году, его детские годы прошли в Таганроге, затем Майкапар поступает в Петербургский университет на юридический факультет , который окончил в 1891 году и одновременно в Петербургскую консерваторию, где учился по двум специальностям: композиции и фортепиано. По окончании консерватории и по совету Антона Рубинштейна Майкапар едет в Вену совершенствоваться у знаменитого пианиста профессора Теодора Лешетицкого. С 1903 года по 1910 год Майкапар живёт в Германии. Он много концертирует, сочиняет, занимается научной деятельностью . В 1910 году Майкапар получил приглашение от А. Глазунова преподавать в Петербургской консерватории. В 1930 году Майкапар уходит из консерватории и целиком посвящает себя творческой работе – композиции, исполнительству, научным трудам. Умер Майкапар 8 мая 1938 года.

Полное собрание Майкапара может уложиться в одном томе. Хотя их количество весьма велико (свыше 200 наименований), но большинство из них – фортепианные миниатюры, умещающиеся на одой или двух страничках. Пьесы Майкапара печатались в Германии, Австрии, Англии, Франции, Америке. Каталог сочинений Майкапара содержит фортепианные пьесы, романсы и сочинения для камерного ансамбля.

Майкапар начал сочинять в возрасте 14-15 лет и продолжал всю свою жизнь. И именно в области детской музыки имя С. Майкапара стало широко известным в стране. Он нашёл музыкальные образы и интонации близкие ребёнку; с помощью своих пьес для начинающих он учит детей любить музыку, открывая им широкие возможности собственного творчества и дорогу к познанию прекрасного искусства звуков.

Напрасно стали бы мы искать в детских пьесах Майкапара яркие стилистические особенности. Ценность их не в каких-либо неповторимых индивидуальных чертах мелодии, гармонии и т. д., а в сочетании всех элементов, каждый из которых быть может и не столь значителен. Ясная целеустремлённость, непосредственность высказывания, соединенные с большим исполнительским и педагогическим опытом, помогли Майкапару стать одним из зачинателей русской детской фортепианной литературы. Им разработана целостная система развития фортепианной техники. Его циклы фортепианных произведений, адресованные юным пианистам построены по совершенно определённому плану, охватывающему тот или иной раздел фортепианной техники или вид пианистической трудности. При этом строго соблюдён принцип «от простого к сложному». По такому плану создан цикл 12 кистевых прелюдий ор-14, две октавных интермеццоор-13, стаккато-прелюдии ор-31. Строго последовательно усложняются задачи в сборнике ансамблевых пьес «первые шаги ор-29 в фортепиано в 4 руки. Чёткий педагогический план виден в знаменитом цикле «бирюльки» (он связан с ознакомлением ученика со всеми 24 тональностями).

Если же взять творчество Майкапара в области мелких форм в целом, то наиболее близким ему и по форме, а отчасти и по духу оказывается Григ. Сочиняя детские пьесы, Майкапар исходил из убеждения, что общие требования маленьких художников те же, «что и у взрослых исполнителей; это требование образности красочности, затем простоты и безыскусственности композиций. Я отдал этому участку лучшие силы своего творчества».

Качества, которые характерны для Майкапара как «детского» композитора: жизненность и образность содержания (отсутствие искусственности, нарочитости, надуманности), искренность и эмоциональность, простота и лаконизм, законченность формы, органическая связь с инструментом.

Вот как распределял Майкапар пьесы по их содержанию:

Картины природы: «утром» соч.15 №1, «вечером», «ночь», «осень», «эхо в горах», «весной», «облака плывут» соч.23 №24, «у моря ночью», «в тумане», «росинки», «тихое утро», «бурный поток», «звёздная ночь» соч.33 №19.

Пьесы звукоподражательные: «свирель», «в кузнице», «музыкальный клоун» соч.16 №6, «на войне», «музыкальная шкатулка», «дружная работа», «конница идёт», «эолова арфа» соч.33.

Пьесы образно-изобразительные: «колыбельная» соч.8, «итальянская серенада» соч.8, «русалка», «танец клоунов» соч.21, «ловля бабочек», «в садике», «сиротка», «пастушок», «мимолетнее виденье», «мотылёк», «колыбельная», «песнь моряков», «семимильные сапоги», «на катке», «всадник в лесу», «бабочка» соч. 33 №8.

Пьесы настроения и чувства: «грустное настроение», «жалоба» соч.15, «грёза» соч.16, «в разлуке», «воспоминание», «песнь трубадура», «тревожная минута», «похоронный марш», «раздумье», «дальняя дорога», «призывная песнь», «элегия» соч.33, «весёлая игра» соч.33, «драматический отрывок».

Танцы: «гавот» соч.6, «тарантелла», «вальс», «менуэт» соч.16, «полька», «мазурка» соч.33.

Повествовательная музыка: «сказочка» соч.3, «романс», «диалог» соч.15, «падчерица и мачеха» соч.21, «колыбельные сказочки» соч.24 с №1-6, «легенда», «страшный рассказ», «рассказ моряка» соч.33.

Музыкальные заголовки : «детская пьеса», «прелюдия и фугетта», «оперетта», «мелодия» соч.8, «листок из альбома», «ноктюрн» соч.8, «скерцино» соч.8, «маленькое рондо», «прелюдия» соч.16, «вариации на русскую тему», «фугетта» соч.8, «соната» соч.27 и т. д.

Подавляющее большинство фортепианных пьес Майкапара – это программные произведения, это объясняется стремлением пробудить фантазию детей с помощью их характерных названий, т. е. путём ассоциативного сопоставления звуковых образов с явлениями и эмоциями, хорошо детям знакомыми. Майкапар конкретизировал содержание пьес, им была осознана особая необходимость создания детских пьес для начинающих, что и было выполнено с исключительным успехом в цикле «бирюльки».

«Бирюльки».

Цикл фортепианных пьес для детей С. Майкапара «Бирюльки» принадлежит к числу классических произведений педагогического репертуара и стоит в одном ряду с такими сборниками, как «нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» , «детский альбом» , «альбом для юношества» Ф. Шумана. Созданный в 1925-1926 годах цикл «Бирюльки» пользуется неизменной любовью как у юных музыкантов, так и их педагогов. Пьесы сборника отличает всё, что свойственно истинным шедеврам – независимо от того, монументальное это произведение или миниатюра – вдохновение, идеальная стройность формы, совершенная отделка деталей. Сейчас мало кто знает что такое бирюльки. Когда-то это была очень популярная у детворы игра: горсть нарезанных соломинок, кладётся ворошком на стол; играющие вытаскивают, чередуясь по одной не встряхивая вороха. «Бирюльки» - это сюита, включающая фортепианные пьесы самого различного содержания. Она состоит из шести тетрадей по четыре пьесы в каждой (в последней тетради 6 пьес). Сборник этот интересно сопоставить с циклами, как и «Х. Т.К» Баха, «Бирюльки» пьесы во всех 24 тональностях. Однако конструктивный принцип построения «бирюльки» несколько иной: I серия (тетрадь 1 и 2) с С до 3-х диезов; во II серии (тетрадь 3 и 4) с до мажор до 3-х бемолей; тетради 5 и 6 охватывают пьесы в тональностях с 4,5,6-ю знаками. Таким образом при том, что всего тональностей 24, а пьес 26 т. к. тональности С и а-moll как исходные точки движения в диезную и бемольную стороны повторены дважды. Понимая насколько важна для маленьких музыкантов образность, Майкапар очень серьезно относился к поиску возможно более ярких названий для пьес; не всегда это были первые приходившие на ум названия пьес. Так, в первоначальном варианте «тревожная минута» называлась «беспокойство», «мотылёк»-«эльф», «легенда»-«грёзы», «весною»-«малютка». Вместо «гавота» поначалу была задумана пьеса «лунный свет», хотя музыка этой пьесы не даёт оснований для такой иллюзии. Одни пьесы появлялись, как свидетельствуют черновики, сразу в законченном виде, другие же подвергались доработке и переработке. Так не сразу появился «маленький командир». Сначала родилось «непрерывная работа». Она и явилась мелодическим зерном для «маленького командира». «Миниатюра f-moll теперь это «семимильные сапоги» - по первоначальному замыслу имела совершенно другую музыкальную идею.

Темы пьес Майкапара всегда очень выразительны. Их характеризует мелодия яркая, запоминающаяся, как правило небольшой протяжённости. Энергична «песнь моряков», техничен наигрыш в «пастушке». Каждая пьеса своеобразна. Название её не случайно наклеенный ярлык, а определение содержания, дающее возможность развернуться творческой фантазии юного исполнителя. Достоинство пьес в самом тематическом материале и меньше – в его развитии. Он прибегает к контрастным сопоставлениям, а если они не нужны, то повторяющиеся фразы разнообразит изменением гармонического фона, фигуры аккомпанемента , переменой регистра. Гармонии в пьесах предельно просты.

Очень часто Майкапар прибегает к полифонии, если в начале своего творческого пути он пользовался приёмами полифонического письма скорее интуитивно, то в последствии пришёл к убеждению, что полифония является необходимым условием создания подлинно фортепианного произведения.

Майкапар не забывал о малом размере детской руки. Нигде в его детских пьесах мы не найдём октав, взятых одной рукой, или аккордов в широком расположении. Встречающиеся у него октавные удвоения всегда исполняются двумя руками. Широкое использование регистров рояля, связанное с размашистостью, полной свободой перемещения руки и даже корпуса, в пределах всего диапазона инструмента. Майкапар очень часто и умело прибегает к этому приёму. Уже непосредственное применение того или иного регистра даёт соответствующий художественный эффект (высокий регистр – «мотылёк», «росинки»; средний певучий «романс», «раздумье»; низкий «похоронный марш» и т. д.). Перемещение же в пределах одной пьесы какого либо отрывка, фразы или даже отдельного аккорда из одного регистра в другой даёт иную окраску звучания. Соединяя перенос с паузами, выдерживанием длительности звучания, едва заметными изменениями штрихов, динамических оттенков и т. д. Майкапар добивается усиления смыслового значения отдельных «кусков», подчёркивает перемены настроения и т. д. Использование регистровки в его пьесах – один из наиболее действенных приёмов фортепианной выразительности. Пьесы его всегда сопровождаются чётким указанием темпа исполнения, часто подкреплённого обозначением метронома. Темповым указаниям композитор придавал большое значение, правильно учитывая, что они дают представление не только в скорости движения, но и его характера. Штрихи, динамические оттенки и другие обозначения появлялись в неразрывной связи с нотным текстом. Фиксируя на бумаге нотные знаки, композитор воплощал одновременно и исполнительский замысел, предусматривая точность его реализации. На долю исполнителя пьес Майкапара остаётся только следовать его указаниям. В этом случае они в максимальной степени помогут художественности исполнения. У Майкапара всегда обозначено легато и стаккато (лёгкое и тяжёлое), портаменто, знаки протяжённости над нотой, акценты и т. д. Расставленные лиги точно указывают начало и конец фразы, а динамические обозначения – знаки ускорения и замедления движения (с помощью итальянской терминологии) всегда проставлена именно в том месте, где должны начинаться и где заканчиваться. Нельзя не отметить и особенности обозначения аппликатуры, проставленной Майкапаром в своих пьесах, придавая ей и правильному к ней отношению огромное значение. Исключительной точности придерживался Майкапар в обозначении педализации, считая её действенным средством художественности исполнения. Применение педали в его пьесах очень разнообразно и оно всегда оправдано художественными целями. К сожалению. Вопросам и обозначениям педализации в пьесах Майкапара не уделяется даже педагогами достаточно внимания и не придаётся того значения, которое придавал им композитор.

Особое внимание хочется обратить на то, что сборник «бирюльки» является циклом разнохарактерных пьес, т. е. имеет художественное значение как целое. И хотя, конечно, трудно ожидать его исполнения юными музыкантами целиком, как далеко не часто целиком исполняются циклы инвенций и симфоний Баха, ХТК, по изначальному замыслу «бирюльки» задумана как единое произведение. Каждый легко убедится в этом, если осознает особенности конструкции цикла (тональный план) и проиграет пьесы одну за другой: появление каждой следующей звучит как сюрприз, а не диссонанс с предыдущей. Совершенно очевидно, что создать стройную сюиту из 26 пьес мог лишь большой мастер.

Писать музыку для детей – очень нужное, почётное, но не лёгкое дело. Белинский писал «нужна душа благодатная, любящая, кроткая, мелодическая, простодушная; ум возвышенный, образованный, живое воображение, живая поэтическая фантазия, способная представить всё в одушевлённых радужных образах».

Литература.

1. Самуил Майкапар и его фортепианные циклы. «Классика» 2009 г.

2. Портреты пианистов. Д. Рабинович. М., 1963 г.

3. Начальный период обучения игры на фортепиано. , 1989 г.