История. Завершилось строительство нового здания нахимовского училища на пеньковой Нахимовское военно морское училище архитектор

2017-2020 гг - Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны
Российской Федерации:
реставрация фасадов и кровли здания 1910 года постройки (выполнены все виды работ
по реставрации фасадов, кровли, штукатурки, лепнины, ковки); восстановление декоративных наверших водосточных и дымовых труб из меди.

Это здание вот уже второе столетие подряд считают петербургским символом просвещения и образования. В начале прошлого века здесь базировалось ремесленное училище, после революции — общеобразовательная школа, а уже с 1944 г. и до сегодняшнего дня — знаменитое Нахимовское военно-морское училище.

Бывший Городской училищный дом имени Петра Великого, а ныне Нахимовское военно-морское училище, возведенный петербургским архитектором Александром Ивановичем Дмитриевым, является одним из ключевых памятников петербургской архитектуры и монументально-декоративного искусства начала ХХ столетия.

Мысль о возведении «народного школьного дома» возникла в 1902 г., когда велись подготовительные работы к празднованию юбилея столицы Российской империи. Программа предусматривала строительство крупнейшего в столице учебно-просветительского комплекса для детей и юношества. В основной части здания следовало разместить 12 классов начального училища, городскую бесплатную читальню, зал и другие помещения. В отдельном корпусе — ремесленные училища с классами и мастерскими. Комиссия по образованию Городской думы задумала эту постройку как своеобразный памятник основателю Санкт-Петербурга, «радевшему о просвещении русского народа». И далеко не случайным было в этой связи место, где мыслилось построить Училищный дом, — вблизи Домика Петра I.

Здание находится в одном из живописнейших уголков Санкт-Петербурга, на юго-восточной стрелке Петроградской стороны, где от реки Невы берет свое начало Большая Невка. Его крупные живописные объемы, отсылающие к эпохе петербургского барокко, чрезвычайно органично вписались в панораму невских берегов, став интересным и мощным акцентом, доминирующим на всем протяжении Петроградской набережной. Силуэт фигурных крыш с легким шпилем-мачтой, пластическое решение бело-голубых фасадов, скульптурное убранство создают яркий и запоминающийся образ.

Обращение к барокко, ориентация на конкретный исторический контекст, безусловно, не были случайными, большую роль играли как сложившиеся традиции необарочного строительства в Петербурге, так и художественная атмосфера начала века, проникнутая тягой к изучению истории и культуры родного края. В эти же годы было возрождено объединение <<Мир искусства », в котором видную роль играли художники Б.М. Кустодиев, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский. Училищный дом предоставлял «мирискусникам» возможность хотя бы частично провести в жизнь свои творческие установки: историзм, просветительство, декоративность.

Лепной барельеф бронзовым бюстом Петра 1

Пластический декор Училищного дома создан по эскизам А.Н. Бенуа скульптором В.В. Кузнецовым. Крупномасштабный рельеф в тимпане лучкового фронтона включает в себя огромный картуш с монограммой Петра I и фигуры обнаженных юношей-атлетов, держащих свисающую львиную шкуру, на которой помещен циферблат часов (часы изготовлены фирмой «Фридрих Винтер»). Смысловой центр — бронзовый бюст Петра I в фигурной нише третьего этажа, заключенной в пышное рокайльное обрамление с фигурками путти. Бюст отлит в мастерской В.З. Гаврилова.

К 240-летию Петра I, 30 мая 1912 г. Училищный дом был освящен. Столичная пресса весьма справедливо называла новое здание «дворцом Петра I», <<домом-дворцом», «чудом строительства ». Высокую оценку давали ему и специалисты. Училищный дом А.И. Дмитриева действительно стал самым значительным и примечательным сооружением среди школьных зданий Петербурга начала века.

После революции 1917 г. в здании Городского училищного дома имени Петра Великого размещались Городской лазарет № 237 для психически больных солдат (по ситуации на 1918 г.), а затем 176-я единая трудовая школа, а также детский дом (позднее школы меняли названия и номера).

С 1944 г. в этом здании разместилось Нахимовское военно-морское училище (НВМУ). По устным свидетельствам, архитектор А.И. Дмитриев сам предложил выбрать для нового учебного заведения здание бывшего Городского училищного дома. «И игла шпиля, устремленная к небу, и соседство с Невой, и бюст Петра, царя-морехода, основателя флота Российского, многие другие детали так удачно совпадают, что даже мне, зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом именно для нахимовцев», — признавал создатель великолепного памятника архитектуры начала ХХ века.

Сегодня здесь проходят масштабные ремонтно-реставрационные работы, целью которых является сохранение объекта культурного наследия, а также приспособление исторического здания для современного использования как учебного и административного корпуса Нахимовского училища. В здании предусмотрено размещение кабинетов администрации, преподавателей дополнительного образования, актового зала для проведения торжественных мероприятий и музея.

Начальный этап реставрационно-ремонтных работ подразумевает комплексное восстановление фасадного ансамбля здания с воссозданием всех утраченных элементов. Целью ставится как можно точнее повторить авторский замысел архитектора А.И. Дмитриева. Предварительно специалистами компании ООО «Деметра» была проведена большая изыскательская работа в архивных и музейных фондах города. Благодаря сохранившимся историческим чертежам, планам, графическим, живописным и фотографическим изображениям облик бывшего Училищного дома на момент его открытия в 1912 г. весьма ясен.

Дубовое дверное заполнение полусветлое, арочное. Многослойность и загрязнение лепной композиции десюдепорта

При проведении натурного обследования основное внимание было уделено определению степени сохранности материалов отделки, оценке их технического состояния, наличию дефектов и, по возможности, выявлению причин их появления. Кирпичное здание имеет п-образную планировку, состоящую из пяти корпусов разной этажности, соединенных между собой. Окраска штукатурного слоя стен сильно загрязнена, определяются трещины и шелушение поверхности, связанные, в первую очередь, с неоднородностью штукатурных слоев и необоснованностью применения шпатлевочных слоев значительной толщины. Отсутствие необходимых расчисток в ходе предыдущих реставрационных работ привело к увеличению толщины штукатурной отделки и нарушению пластики фасада. Реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы удалить все позднейшие штукатурные и шпатлевочные слои до твердой основы. В некоторых местах потребовалось восстановление целостности кирпичной кладки специально изготовленным кирпичом исторического размера и фактуры.

Общий вид горельефа главного фасада

В декоративном оформлении фасадов использован лепной декор: картуш, обрамляющий бронзовый бюст Петра I, обрамление циферблата часов, модульоны, капители колонн, горельеф и скульптурные композиции на южном фасаде. При проведении обследования был выявлен ряд проблем: декор сильно загрязнен, многослойно окрашен, наблюдаются разрушения, местами с обнажением металлоарматуры. Из-за дефектов основания (трещин в кирпичной кладке) бронзовый бюст Петра I имеет некоторое отклонение в сторону. Циферблат часов, покрытый керамическими изразцами, имеет трещины и загрязнения. Сейчас проходят работы по реставрации пластического убранства фасадов: расчистка от загрязнений и покрасок, удаление деструктированных и укрепление ослабленных фрагментов. Если восполнение мелких утрат ведется методом домастиковки на месте, то крупные детали будут отливаться в мастерской по моделям, изготовленным по сохранившимся образцам. В этой работе реставраторам приходится не только соответствовать уровню профессионализма предшественников, но и иметь дело с редким разнообразием материалов отделки и техник ее изготовления.

Также идут работы по реставрации и воссозданию металлодекора фасадов и кровли. Кровля здания имела не только сложную конфигурацию, но и была богато декорирована башенками, аттиками, фронтонами и слуховыми окнами различной формы. Печные трубы здания были украшены живописными дымниками, которые, к сожалению, не сохранились. Помимо металлодекора наверший дымовых труб, кровля здания была богато украшена декоративными колпаками на воронках водосточных труб. Они также утрачены. Все эти исторические фрагменты будут воссозданы по иконографическим материалам и аналогам, сохранившимся на объекте. Также будут отреставрированы и восстановлены решетки окон цокольного этажа, металлические ограждения балконов, кованые флагодержатели, а кровлю заменят на медную.

За долгий период эксплуатации многое из наружной отделки здания было либо повреждено, либо безвозвратно утрачено. Так, в советское время двери дворовых фасадов разделили печальную судьбу многих дверей Петербурга, их самовольно заменили на новые. Сохранившиеся двери лицевых фасадов нуждаются в серьезной реставрации с восстановлением резного декора. Будет произведен демонтаж всех оконных проемов с восстановлением исторической расстекловки по иконографическим материалам.

На восточном и южном фасадах сохранились известняковые плиты входов в здание, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Утраченные известняковые ступени будут восполнены в оригинальном материале того же месторождения, в тех же размерах, с воссозданием их подлинного исторического рисунка.

Проектом реставрации предусматривается устройство козырьков над входами дворовых фасадов по историческим аналогам, реставрация металлических и кирпичных оград, восстановление утраченной люстры-фонаря в арочном проезде.

Здание Нахимовского военно- морского училища неотъемлемая часть исторического облика Санкт-Петербурга. Проводимые специалистами компании ООО «Деметра» реставрационные работы нацелены на то, чтобы восстановить историческую справедливость и воссоздать подлинность архитектурного решения одного из самых красивых учебных заведений.

В годы Великой Отечественной войны, когда советские войска практически полностью освободили территорию СССР от фашистских оккупантов, опираясь на прошлый опыт организации подготовки кадров для армии и флота, были созданы суворовские военные и нахимовские военно-морские училища по типу кадетских корпусов. Создание таких училищ было велением времени и стало заметной страницей в истории советской армии и флота.

Первоначально в училища, как правило, брали «детей воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны». В них принимались мальчики в возрасте от 10 до 14 лет с общеобразовательной подготовкой соответствующей возрасту в объеме 2-6 классов начальной школы. Воспитанники училищ находились на полном государственном обеспечении, им была установлена военно-морская форма одежды.

Страна в условиях жестокой борьбы с фашизмом нашла возможность и окружила детей войны заботой и вниманием. Для этого были отозваны с действующих флотов и фронтов опытные педагоги и воспитатели, найдены удобные помещения для жилья и учебы, создана соответствующая материальная база.

Нахимовские военно-морские училища, как средние учебные заведения закрытого типа, были образованы в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКПБ от 21 августа 1943 года и были предназначены для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях и последующей службе в Военно-Морском Флоте в качестве офицеров. Наименование «Нахимовские» они получили в честь великого русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, героя Крымской войны 1853-1856 гг. Он особенно дорог нашему народу тем, что максимум своих интеллектуальных и моральных сил отдал служению России в наиболее тяжелый промежуток времени, от кровавого подавления восстания декабристов до Крымской войны. П.С. Нахимов был прогрессивным военным деятелем, признанным авторитетом в различных областях военно-морского дела, талантливым воспитателем моряков.

«Из трех способов, — говорил П.С. Нахимов, — действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером — последнее есть вернейший».

Училища создавались с 1943 г. в Тбилиси, в 1944 г. - в Ленинграде и в 1945 г. - в Риге.

Первым, приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецова от 16 октября 1943 г., было создано Тбилисское Нахимовское военно-морское училище. Из первых воспитателей и преподавателей можно назвать Брусникина Евгения Васильевича, Ченчика Николая Филипповича, Мишина, Панина, Шайхетова Бориса Владимировича, Потапова Леонида Николаевича, Делюкину Татьяну Валентиновну, Грицак Ольгу Федоровну, Кельс и многих, и многих других, чьи имена в каждом сердце их воспитанников. А первыми, кого им пришлось воспитывать и учить, были юные фронтовики, сыновья полков и юнги флота, имевшие боевые награды. Это участник героической обороны Севастополя Борис Кулешин и партизан Василий Чертенко, на груди которых сияли орден «Красной Звезды» и многие медали, у Василия Осадчего - три боевых медали, Борис Кривцов был награжден медалью «Адмирал Нахимов», Константин Гавришин медалью «Адмирал Ушаков», Петр Паровов орденами «Красной Звезды», «Славы» 3-й степени и медалью «За отвагу», юнга с торпедного катера Валерий Лялин, за проявленное мужество, награжден орденом «Красной Звезды». Им было в ту пору по двенадцать — пятнадцать лет.

Условия жизни, быта, процесса обучения и воспитания совершенствовались постоянно, улучшалась материально-техническая база училища. Распорядок был военным, который предусматривал подъем, физзарядку, занятия, обед, отдых, ужин, самоподготовку, свободное время, вечернюю прогулку и отбой. Культурный досуг украшался концертами, подготовленными своими силами и приглашенными артистами, культпоходами в театры, музеи и кино. Выход училища в тот или иной театр, был всегда событием. В торжественном строю, под оркестр, нахимовцы шли по городу с песнями.

Знания получали сначала в слабо оборудованных помещениях, а затем в новых учебных классах и кабинетах по военно-морской подготовке, физике, химии, биологии, истории и географии, рисования и черчения, литературы и математике. Трудовые знания и опыт нахимовцы получали в столярных, радиотехнических и других мастерских. Была и трудовая практика. Нахимовцы ремонтировали дороги, занимались всевозможными хозяйственными работами, разгружали баржи с дровами, вагоны с углем и т.п. С каждым годом уроки становились все живее, интереснее и нагляднее. В классах и кабинетах постепенно стало появляться современное оборудование, разнообразные учебные пособия, кинопроекторы, магнитофоны и другая современная аппаратура. Обучали бальным и классическим танцам.

В училищах была создана такая обстановка для занятий, которая позволяла изучая теорию, развивать у нахимовцев морские качества, прививать любовь к романтике флотской службы, давать глубокие и всесторонние общеобразовательные знания. Большое внимание уделялось строевой подготовке, которая способствовала высокой слаженности и воинской выправке, воспитывала чувство флотского товарищества, коллективизма, другие качества и навыки, необходимые будущим офицерам. Особую роль, безусловно, отводилось учебной практике, включавшей в себя военно-морскую, общевойсковую и физическую подготовку.

Практический опыт, физическую закалку воспитанники всех училищ приобретали в летних лагерях на Черном море в поселке Фальшивый Геленджик, на Балтике, и в одном из живописных уголков на Карельском перешейке. В морских походах на шлюпках и кораблях проверялись моральные и физические качества каждого нахимовца.

Затем, на основании Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 21 июня 1944 года № 745, приказом Народного Комиссара ВМФ СССР от 23 июня1944 года № 280 было создано Ленинградское, а в 1945 г. Рижское Нахимовские военно-морское училища.

Как вспоминал первый начальник Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, тогда капитан 1 ранга, а впоследствии контр-адмирал Изачик Н.Г., он получил распоряжение от командования согласовать все организационные вопросы с руководством Ленинграда, подобрать удобное здание и необходимый персонал. Городские власти поддержали предложение военных моряков и обратились в правительство с предложением открыть самостоятельное училище, хотя сначала шла речь об открытии только филиала существовавшего уже Тбилисского Нахимовского военно-морского училища. Непросто было подобрать здание для размещения училища. Из нескольких вариантов Николай Георгиевич Изачик выбрал здание на берегу Невы и Большой Невки. Оно было построено в память основателя Российской империи и Российского флота как училищный дом имени Петра Великого. Его шпиль украшала фигура кораблика-галеры. Налицо были все флотские атрибуты. Этот выбор оказался удачным и все последующие годы нахимовцы глубоко благодарны первому начальнику за столь удачный выбор здания по размещению училища.

18 сентября 1944 г. состоялось первое зачисление в Ленинградское Нахимовское училище. Кандидаты переходили в ранг воспитанников. Их первым делом стригли наголо, переодевали в матросскую форму и отправляли в лагерь. Организация была армейской: класс назывался взводом, два взвода (позднее — три, а потом и четыре) составляли роту; роты нумеровались от старшей — первой, куда входили семиклассники, до младшей — пятой, соответствовавшей третьему классу. Классы (или взводы) нумеровались двойной цифрой. Первая — номер роты, вторая — номер взвода в роте (вместо буквы в гражданской нумерации). Получалось непривычно и сложно, например: «воспитанник 13-го класса» означало, что он учился в 7-в классе, а «воспитанник 51-го класса» — соответственно в 3-а. В Тбилиси, к слову сказать, нумерация была трехзначной: номер роты, потом номер взвода, а третья цифра обозначала класс в общепринятом значении (десятый обозначался нулем). В классы (с третьего по седьмой) или, говоря военным языком, «по ротам» ребята определялись не с учетом возраста, а с учетом полученной ранее подготовки и имеющегося у них уровня знаний, поэтому одноклассники, как правило, отличались по возрасту, и разница доходила до четырех лет. Это были как раз годы, отнятые войной…

Воспитанник — первое официальное воинское звание, хотя в народе ребят сразу стали называть нахимовцами. Из числа наиболее опытных и активных назначались младшие командиры, им присваивалось очередное звание «вице-старшина».

У этих ребят были особые отличия на погонах, но дисциплинарной властью они не обладали, а исполняли, скорее, роль звеньевых и старост класса, как в обычных школах. Так как нахимовцы по малости лет не принимали воинскую присягу, то и власть взрослых не была такой, как в действующем флоте.

Состав воспитанников был весьма пестрым. В их среде существовали неписаные законы детского сообщества. На первых порах они держались группами — боялись, не обидел бы кто; и объединялись по-своему — сначала фронтовики, однополчане, земляки, товарищи, потом уже — взводы и роты. Были и свои авторитеты, то есть те, кто фактически определял ход и течение училищной жизни. Быстро появились клички и прозвища. И, в конце концов, образовалось своего рода «тотемное» самоназвание нахимовцев. Они стали называть себя «питонами». Впервые сочетание слов «воспитанники — воспитоны — питоны» зафиксировано в стихотворении А. Генкина (2-я рота), написанном в 1947 г. Но, по мнению его друга В. Солуянова, это прозвище появилось гораздо раньше. Его, по созвучию со своей фамилией, получил Валентин Воспитанный, зачисленный в старшую (1-ю) роту в 1944 г. Звание «питон» — очень почетное. Позже Нахимовское училище, в параллель «системе» (так назывались на морском жаргоне высшие военно-морские училища) получило неофициальное, почти географическое, вызывающее уважение название — «Питония». Оно, несмотря на все запреты, пережило десятилетия.

В первый учебный год за парты сели 408 воспитанников в возрасте от 10 до 14 лет. Многие из них, такие как Николай Сенчугов, Петр Паровов и многие другие, пришли в училище прямо с фронта, имели боевые награды. Конечно, снова сесть за парту было для них нелегким делом, но большинство преодолели трудности учебы и успешно окончили училище.

В 1948 г. состоялся первый выпуск, который проходил торжественно на борту крейсера «Аврора». Этот исторический корабль, участник русско-японской, русско-германской и Великой Отечественной войн, был по предложению адмирала И.С. Исакова установлен рядом с училищем на вечную стоянку как живое напоминание нахимовцам о традициях и героических подвигах моряков Российского и Советского флотов, а также как учебная база для изучения военно-морского дела.

Начальники, педагоги, воспитатели тех давних лет — их вклад в становление Нахимовского училища огромен. И конечно, главным результатом их труда являются выпускники.

За прошедшие десятилетия более 14000 выпускников получили путевку в жизнь. Большинство выбрало нелегкую флотскую службу, многие командовали кораблями и соединениями, да и сейчас практически на каждом боевом корабле Военно-Морского Флота России служат выпускники училища.

Звезды Героя Российской Федерации удостоены пятеро выпускников Ленинградского Нахимовского военно-морского училища:

Адмиральские погоны носят нахимовцы первого набора Радий Зубков, Юрий Ефимов, Анатолий Шлемов, Владлен Наумов и Александр Богатырев, Владлен Лободенко их более молодые соученики Владимир Высоцкий, Николай Максимов, Олег Бурцев, Владимир Захаров, Андрей Воложинский, Михаил Ильиных, Александр Шуванов и многие другие. Всего же около 60 выпускников Нахимовских военно-морских училищ дослужили до адмиральских званий и 14 стали генералами.

Во время Карибского кризиса выпускник 1949 г. Борис Кузнецов находился на подводной лодке у берегов Америки (награжден орденом «Красной Звезды»). Были нахимовцы и на полигонах, где испытывались мощные ядерные бомбы, и в Чернобыле, и в Афганистане, и в других горячих точках планеты.

На первой советской атомной подводной лодке «К-3», которая в июне 1962 г. достигла Северного полюса, служил с первых дней ее драматической истории до аварии 1967 г. штурман Олег Певцов, выпускник 1952 г., награжденный орденом Ленина. Восьмым командиром этой лодки, уже носившей имя «Ленинский комсомол», в 1984-1986 гг. был Олег Бурцев, выпускник 1970 г. Со времени появления первых атомных подлодок, возможно, на той же «К-3», начинал в 1956 г. свою службу Эрик Ковалев, а в 1969 г. он командовал лодкой, впервые в истории нашего флота погрузившейся на глубину 400 метров.

Выходы в море происходили в обстановке острого противоборства с американским подводным флотом. 21 июля 1970 г. атомная подводная лодка К-108 под командованием капитана 2 ранга Бориса Багдасарьяна, которого начальник училища капитан 1 ранга Н.Г. Изачик чуть было не исключил из училища, на боевой службе столкнулась с осуществлявшей слежение подводной лодкой США. Корпус советской субмарины оказался прочнее американской, у командира в качестве «сувенира» остался на память кусок обшивки «американца». А командиром стратегического атомохода К-219 во время аварии 1986 г., случившейся в Саргассовом море, у берегов Америки, был также нахимовец выпуска 1968 г. капитан 2 ранга Игорь Британов. На его лодке произошел взрыв в ракетной шахте и пожар. Лодка затонула, но благодаря мужеству и грамотным действиям экипажа была предотвращена экологическая катастрофа.

Из простых и честных поступков нахимовцев, их высоких боевых и морально-нравственных качеств вырастает неизменная готовность к подвигу, пожертвовать собой во имя гражданского, воинского долга и Отечества.

Так, 10 августа 1956 г. в поселке, где проводил летний отпуск нахимовец 2 роты С. Денисов, загорелся дом. Станислав проявил мужество в борьбе с пожаром, а в адрес начальника училище пришло благодарственное письмо от председателя поселкового совета.

13 августа 1966 г. курсант 1-го курса ВВМУРЭ им. А. С. Попова Константин Несмиян погиб при задержании преступника, за что был удостоен государственной награды - медали «За отвагу» (посмертно).

В октябре 1981 г., выполняя интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан, погиб выпускник училища (1966 г.) капитан 3 ранга Федор Гладков, награжденный орденами «Красной Звезды» и «Красного Знамени» (посмертно).

В сентябре 1992 г. за честь флота вступился Дмитрий Петровский, получил удар ножом в сердце и чудом выжил, спасенный военными врачами. Через полгода адмирал И. В. Касатонов вручил ему орден «За личное мужество».

Во время аварии на атомной подлодке «Комсомолец» 7 апреля 1989 г. погиб штурман капитан-лейтенант Михаил Смирнов. Проявили мужество во время аварии офицеры Андрей Махота и Константин Федотко (выпуск 1982 г.), награждены орденом «Красного Знамени».

В обследовании места аварии лодки участвовал ветеран флота, специалист по глубоководным погружениям Леонид Лей, выпускник училища 1951 г.

На подводной лодке «Курск», гибель которой 12 августа 2000 г. потрясла весь мир, нахимовцев было семеро. Это офицеры Вадим Бубнив, Сергей Логинов, Андрей Милютин, Дмитрий Репников, Максим Сафонов, Алексей Станкевич, Илья Щавинский.

17 июля 2001 г. во время демонстрационного полета, выполнив все фигуры высшего пилотажа и пытаясь спасти неуправляемый самолет, погиб Герой Российской Федерации генерал-майор Тимур Апакидзе (выпуск 1971 г.)

С 1955 г. действует одно Нахимовское военно-морское училище, в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербурге).

За последние десятилетия система комплектования воспитанниками претерпела ряд преобразований и в настоящее время в училище обучаются юноши с 5 по 11 класс.

Сегодня Нахимовское ВМУ представляет собой среднее специализированное учебное заведение закрытого типа, с военно-морской направленностью обучения, которое дает общее среднее образование и готовит воспитанников к поступлению в высшие военные, военно-морские, учебные заведения страны.

Училище располагает прекрасной учебно-материальной базой, высококвалифицированными кадрами персонала, педагогов, воспитателей и находится в историческом центре Санкт-Петербурга, у легендарного крейсера «Аврора», где воспитанники не только познают «азы» флотской жизни, но и приобщаются к славной истории и традициям отечественного флота.

За годы существования нахимовских училищ не одно поколение юношей прошло школу флотской дружбы и настоящего братства. Все они воспитаны в духе верности воинскому долгу, отечеству, славным боевым традициям Российского военно-морского флота. И есть уверенность в том, что как бы ни сложилась в дальнейшем жизнь выпускников-нахимовцев, они останутся до конца своих дней верными флотскому, нахимовскому братству.

Начиная с 1991 г. нахимовцы участвовали в дальних морских и заграничных походах. За эти годы они побывали в Финляндии и Голландии, Англии и Франции, Бельгии и Дании, Греции и Болгарии и других странах. Нахимовцами под руководством опытных офицеров училища капитана 1 ранга А.А. Попкова, капитанов 2 ранга В.Г. Демкина, В.И. Строгова совершены походы в Атлантику и вокруг Европы с посещением морей, где славно сражались и выполняли свой долг перед Родиной русские моряки. На груди у многих нахимовцев засияли знаки «За дальний поход», и это окрыляло их в учебе и дальнейшей службе.

Училище многие годы представляло Военно-Морской Флот на военных парадах в Москве и Санкт-Петербурге. Неизменная оценка командованием их участия в парадах — «отлично». В 1996 г. за образцовое прохождение по Красной площади парадный полк училища получил личную благодарность Верховного главнокомандующего — Президента России. Высокие строевая выучка и военная выправка — отличительные качества воспитанников Нахимовского военно-морского училища. Эти же качества они показали и на Главном морском параде в честь 300-летия Флота России в Санкт-Петербурге в июле 1996 г.

Традиция участия нахимовцев в военных парадах на Красной площади, посвященных Великой Победе, возрождена в 2013 г. Каждый участник парада награждается медалью Министерства обороны России «За участие в параде», что является у нахимовцев основанием для гордости.

Выпускники училища служат на передовых рубежах защиты Отечества. Они свято чтят завет адмирала Павла Степановича Нахимова.

«И игла шпиля, устремленная к небу, и соседство с Невой, и бюст Петра, царя-морехода, основателя флота российского, многие другие детали так точно совпадают, что даже мне зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом для нахимовцев» А.И. Дмитриев

Несколько дней назад исполнилось 140 лет со дня рождения известного архитектора России А.И. Дмитриева. Творчество этого видного зодчего охватывает всю первую половину XX века. Многообразное и многожанровое наследие мастера включает около ста крупных проектов и построек, многие из которых вошли в летопись отечественной архитектуры.

Александр Иванович Дмитриев родился 2 (14) октября 1878 года в семье фотографа, приписанной к мещанскому сословию города Пскова. С детских лет он увлекался рисованием. Мальчик рано остался без отца, и овдовевшая мать Ю.А. Дмитриева продолжала держать фотографическое заведение и прилагала все силы, чтобы дать полноценное образование Александру и его младшему брату Николаю. Благодаря заботам матери он овладел французским, немецким и английскими языками, которые так пригодились в заграничных командировках.

Летом 1895 года шестнадцатилетний юноша приехал в столицу и, успешно сдав экзамены, поступил в Институт гражданских инженеров. Свою первую работу по рисованию на первом курсе студент Дмитриев выполнил на тему «Древности Пскова». Прекрасные акварельные рисунки выпускника были оценены на «отлично». Много лет спустя он вспоминал свое первое произведение: «Недавно перечитал «Некоторые древности Пскова» и увидел, что это юношеское исследование мог бы подписать и теперь, через полстолетия ничего не меняя». Институт гражданских инженеров Дмитриев закончил с золотой медалью – вторым по списку из 59 выпускников. Талантливый выпускник активно включился в архитектурную жизнь столицы и был избран членом Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов. Одновременно поступил на архитектурное отделение Академии художеств по классу популярного тогда профессора Л.Н. Бенуа. В 1904 году Дмитриев совершает поездку заграницу с научной целью. Поездка в США и Канаду расширила его кругозор.
В своих научных трудах архитектор рассматривал вопросы технических приемов и особенностей строительства, экономики, строительного законодательства, прочности и противопожарной безопасности. Александр Иванович активно принимает участие в архитектурных конкурсах. Его проект здания Государственной Думы для Петербурга получил в 1908 году золотую медаль.

Но наибольшую известность принесло Дмитриеву участие в конкурсе в 1903 году на проект здания Училищного дома имени Петра Великого (Нахимовского военно-морского училища), возведенный на юго-восточной стрелке Петроградской стороны, у истока Большой Невки. В момент конкурса он вместе с фон Гогеном трудился над интерьерами особняка М.Ф. Кшесинской. Свое главное произведение зодчий посвятил 200-летию основания Санкт-Петербурга. Проект он выполнил в духе архитектуры петровских времен, и наградой за удачный проект была первая премия на конкурсе. По отделке и оформлению парадных интерьеров он сотрудничал с великими мастерами, многие из которых входили в творческую организацию «Мир искусства»: А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, М.В. Добужинский, Д.Н. Кардовский, В.В. Кузнецов, А.А. Кудинов, С.В. Чехонин и другие.

Известно, что сам архитектор при выборе здания для обучения и воспитания воспитанников Нахимовского военно-морского училища в 1944 году посоветовал адмиралу Н.Г. Кузнецову здание на Петроградской набережной. Александр Иванович любил бывать в гостях у нахимовцев. Сооружение Дмитриева и сегодня является самым замечательным и примечательным среди учебных зданий Санкт-Петербурга. Более 100 лет главное здание архитектора А.И. Дмитриева не меняет свое счастливое предназначение – воспитание достойных граждан Великой России.

Главный архитектор Петербурга, академик архитектуры всю свою долгую творческую жизнь проектировал и строил жилые дома, промышленные сооружения, судоверфи и мосты в Таллине, Таганроге, Красноярске, Новосибирске, Харькове и других городах, вел научную, преподавательскую и законотворческую деятельность. В этих условиях А.И. Дмитриев поддерживал убежденность в ценности творческого труда. «…Счастье мое заключается в том, что я всю жизнь оставался верен высшему призванию человека – я создавал, — говорил 80-летний мастер. — В этом и есть главная красота человеческой жизни…»

Основные работы А.И. Дмитриева

  • Улица Профессора Попова, ? 1900-1901 гг. - особняк Г. В. Эша. (Не сохранился).
  • Симбирская губернская земская управа на углу Б. Саратовской и Покровской ул. в Симбирске (1902 г.; конкурс; 1-я премия)
  • Петровская набережная, д. № 2-4 - Пеньковая улица - Здание городского Училищного дома имени Петра I (Нахимовское военно-морское училище), 1909-1911 гг.
  • Кронверкский проспект, д.№ 1-3 - улица Куйбышева, д. № 2 - 4, левая часть. Отделка зала и гостиной в особняке М. Ф. Кшесинской. 1905-1906 гг. (Не сохранилась. Зал восстановлен в 1987 г.).
  • Английский проспект, д. № 1/набережная Мойки, д.№ 124 - жилой дом служащих Нового Адмиралтейства. 1908-1909 гг. Ныне - ВНИИОкеангеология.
  • Набережная реки Фонтанки, д. № 203 - корпуса Адмиралтейского судостроительного завода. 1908-1912. Совместно с Н. И. Дмитриевым.
  • Корабельный мост через Мойку против Матисова острова (1912 г.).
  • Верфи, судостроительные и механические заводы Русско-Балтийского Общества в Ревеле (1913-1917 гг.)
  • Дом управления Южной железной дорогой в Харькове (1908-1910 гг.)
  • Пчеловодная школа для крестьянских детей в селе Бутлеровка Спасского уезда Казанской губ. (1907 г.)
  • Рабочие кварталы при заводе Русско-Балтийского Общества в Таганроге (1917 г.)
  • Дом кооперации на пл. Дзержинского в Харькове (1927-1930 гг., совместно с О. Р. Мунцем)
  • Дворец культуры металлургов в Донецке (1929 г.)
  • Дворец рабочего (Клуб железнодорожников) в Харькове (проект 1927 г.; 1931-1932 гг.; расчёт конструкций гражд. инж. Аистов Н. Н.)
  • Государственные Краматорские заводы (новые литейные и котельные мастерские; при участии Митурича Н. А., Сморгонского Л. И.; инж.: Дмитриев П. И., Попов И. О., Иванов В. Ф., Никитин П. И.)
  • Электростанция северо-восточного района Донбасса на газах мартеновских печей
  • Театр-клуб в Краматорске (построен в 1928-1930 гг.; разрушен в 1941-1943 гг.; перестроен при восстановлении в 1945-1946 гг.)
  • Проекты типовых зданий для районов многолетней мерзлоты (с 1948 года).
  • Второй конкурс памятника Скобелеву//Зодчий. 1903, № 33, С.395;
  • Городской училищный дом имени Петра Великого// Зодчий. 1908, № 29, № 33, С.354;
  • Заброшенность Петровских реликвий//Старые годы. Май, 1912;
  • Из иностранных архитектурных журналов//Зодчий. 1902, № 12, С.143-145;
  • Историческая выставка предметов искусства в Москве//Зодчий. 1904, № 4;
  • К вопросу о премировании Петербургской городской Думой лучших фасадов//Зодчий. 1903, № 52;
  • Канализационные колодцы//Зодчий. 1899, № 11;
  • Канализационные поглотительные колодцы//Зодчий. 1899, № 2, С.137-141;
  • Конкурс памятников Вагнеру и Бисмарку//Зодчий. 1902, № 35, С.398-401;
  • К проекту пчеловодной школы в память академика А.М.Бутлерова//Зодчий. 1907, № 46, С.475-476;
  • Некоторые древности Пскова//Зодчий. 1897, Вып.5, С.35-38;
  • XI съезд естествоиспытателей в Москве//Зодчий. 1902, Вып.8, С.97-98; Вып.9, С.109-110;
  • Памятник Ш. Гарнье перед зданием Большой оперы в Париже//Зодчий. 1903, № 32, С.376-378;
  • Результаты двух конкурсов: музея в Бармене и памятника имп. Елизаветы в Вене//Зодчий. 1903, № 28, С.341-343;
  • Современное декоративное искусство//Зодчий. 1903, № 39, С.453-456; № 40, С.469-471;
  • Фельдшерское училище для Черноморского флота//Зодчий. 1913, Вып.10, С.119-120;
  • Французская художественная архитектурная печать за 1903//Зодчий. 1904, Вып.6, С.68-69;
  • Дмитриев А., Кривошеин Г. Внеконкурсный проект моста для Стокгольма//Зодчий. 1908, Вып.28, С.259-261;
  • Дмитриев А.И., Ракитин Д.С. К проекту дома управления южных железных дорог//Зодчий. 1913, Вып.5, С.52;
  • Дмитриев А.И., Ракитин Д.С. Постройка дома управления южных железных дорог в Харькове//Зодчий. 1912, Вып.32, С. ; Вып.34, С.
  • Художественно-архитектурные впечатления дня// Зодчий. 1904, № 8, С. ; № 9, С.106-108; № 11, С.135-137; № 15, С.182-185;
  • Кириков Б.М. Поиски нового в творчестве архитектора А.И.Дмитриева//Архитектурное наследство. 1979, № 27, С.180-189.

Литература:

  • Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала XX века. Каталог выставки. Л., 1982;
  • Кондаков С. Ук.соч. Т.2, С.325;
  • Кириков Б. Архитектор А.И.Дмитриев: К 100-летию со дня рождения//АСССР. 1979, № 2;
  • Кириков Б.М. Образец стиля модерн. Новые материалы об интерьерах памятника архитектуры//САЛ, 1976. № 6. С.38-41;
  • Кириков Б.М. Поиски нового в творчестве архитектора А.И.Дмитриева период 1900-1917 гг.//Архитектурное наследство, 1979, № 27, С.180-189. Кондаков С. — т. 2, с. 325.

Вся информация взята из открытых источников

Илюшина Ирина Васильевна, педагог-организатор 3 курса НВМУ

Военные строители начали активное строительство 1 февраля 2018 года. За 181 день возведен новый корпус - 31 441 м2, реконструирован старый - 9696 м2, отреставрированы фасады и кровля исторического здания - 11436, создан «Нахимовский парк» - 1500 м2.

На площадке, расположенной в районе исторического центра Санкт-Петербурга, по улице Пеньковой, дом 3-5, построен многофункциональный корпус Нахимовского Военно-морского училища на 560 человек, общей площадью более 40 тысяч квадратных метров. Новое шестиэтажное здание училища с небольшим куполом в центре флангами присоединено к старому учебно-казарменному корпусу. Параллельно с основным строительством проведена его глубокая реконструкция: заменены стены и потолочные перекрытия, усилены несущие конструкции, увеличено количество классов, кабинетов и аудиторий, проложены новые инженерные системы.

С момента формирования в 1944 году Нахимовское училище не имело собственной, обособленной территории. Часть занятий нахимовцев проходила в корпусах, находящихся друг от друга на значительном расстоянии.

После реализации проекта легендарная «Нахимовка» впервые в своей истории получила единый архитектурный ансамбль: здание в форме классического каре с плацем для построений и «Нахимовский парк» с открытыми спортивными площадками.

При этом, площадь училища увеличилась в 3 раза до 54 000 м2. Это позволяет создать все условия для качественного обучения воспитанников согласно нормам учреждений полного пансиона. Парк примыкает к внутреннему дворику знаменитого Городского училищного дома Петра Великого, построенного в 1912 году на Петроградской набережной (напротив крейсера «Аврора»). Его передали нахимовцам 74 года назад. Выполнена глубокая реставрация оконных заполнений, фасадов, медной кровли, декоративных элементов дымовых труб и башни флагштока исторического здания - ныне административно-учебного корпуса Нахимовского училища.

Внутри «красных линий» строительной площадки оказалось еще одно историческое инженерное сооружение (1910 года постройки). Резервуар чистой воды (РЧВ) с двумя павильонами на поверхности и подземной емкостью. Два небольших домика - портала наземной части сохранены. Они отреставрированы с восстановлением утраченных декоративных элементов фасадов. Специально для таких «тонких» работ военные строители привлекли опытных реставраторов Санкт-Петербурга. Реставрация павильонов резервуара чистой воды - часть проекта по благоустройству и реконструкции всей улицы Пеньковой (от ул. Мичуринской до Петроградской наб.). Ее обновленный вид будет сочетаться с обликом исторического центра Санкт-Петербурга. На Пеньковой установят 14 фонарей, подобных тем, что на Петроградской набережной, 10 стилизованных скамеек, урны. Как будут жить и учиться нахимовцы В новом многофункциональном корпусе воспитанники каждого курса будут жить на отдельном этаже, в блок-кубриках по 10 человек с уютными комнатами на 2 и 3 спальных места, двумя санузлами, двумя гардеробными и общей гостиной (комнатой отдыха).

Питание организовано в двух столовых: из расчета 560 нахимовцев и 80 преподавателей в одну смену. В каждом зале по две линии раздачи готовой пищи с салат-барами. На 5-ом этаже корпуса размещен спортивный комплекс с 3 залами: гимнастическим, игровым и спортивных единоборств. Закончен ремонт плавательного бассейна и универсального спортивного зала на 1-ом этаже. Площадь внутренней спортивной зоны училища увеличена в четыре раза с 400 до 1 600 м2, а с учетом баскетбольных и футбольных площадок, беговых дорожек и тренажеров на открытом воздухе в семь раз. В ходе ремонта и реконструкции училище оснащено классами информатики, иностранных языков, а также лабораториями физики, химии, биологии с современным оборудованием.

Количество учебных аудиторий возросло с 29 до 43 без учета помещений для преподавателей. Ранее учителя проводили занятия в двух отдельно стоящих зданиях и не имели своих рабочих мест. На первом и втором этажах размещен медицинский пункт со стационаром на 15 коек, физиотерапевтическим и стоматологическим кабинетами. Особой гордостью Нахимовки стал высокотехнологичный культурно-образовательный комплекс, специально спроектированный для моряков в подкупольном пространстве. В нем разместились: интерактивный класс, библиотека и современная цифровая купольная проекционная система сверхвысокого разрешения, для занятий по астрономии, астронавигации и другим естественным наукам. Значительно расширены возможности изучения географии, истории и физики с использованием образовательных фильмов.

На юго-восточной стрелке Петроградской стороны, там, где от Невы берёт начало Большая Невка, расположен бывший Училищный дом имени Петра Великого (ныне Нахимовское военно-морское училище). Крупное здание, обращённое к Петроградской и Петровской набережным, входит сильным акцентом в панораму невских берегов.

Живописный силуэт с лёгким шпилем-мачтой, пластичные белоснежные детали на голубом и сером фоне стен вызывают ясные ассоциации с петербургской архитектурой эпохи барокко. Это впечатление довершают бронзовый бюст Петра Первого и скульптурное убранство фасадов. Образ здания, занимающего столь приметное место в старейшей части города, отчётливо напоминает о начальной поре Петербурга.

Вместе с тем композиция Училищного дома полностью принадлежит своему времени - началу прошлого столетия. Созданный по проекту архитектора А. И. Дмитриева при участии художника и искусствоведа А. Н. Бенуа, а также группы мастеров, близких к творческому объединению «Мир искусства», он явился программным произведением. В нём воплощены идеи ретроспективизма, возрождавшего традиции петербургской старины. Черты сознательно избранного исторического стиля определили и архитектурный характер здания, и весь его художественный ансамбль, включавший скульптуру и живопись, ковку и резьбу, изразцы и предметы обстановки.

Мысль о создании народного школьного дома возникла в 1902 году, когда велась подготовка к празднованию двухвекового юбилея столицы. Комиссия по образованию Городской думы задумывала эту постройку как памятник державному основателю Петербурга, «радевшему о просвещении русского народа», и полагала, что сооружение послужит «не только украшением города», но и его насущной пользе. Учебное здание намечалось возвести вблизи Домика Петра Первого. Освящение места под постройку состоялось в юбилейные дни в мае 1903 года.

Далее события развивались неспешно. Конкурс проектов (ограниченный и малочисленный) провели только весной 1905 года. Лучшим был признан проект молодого Александра Дмитриева. Спустя более полувека архитектор вспоминал: «Имя человека, в честь которого я должен был спроектировать городской училищный дом, и весь берег, на котором зарождался город, и участок, отведённый для строительства №…Ё определили характер будущего здания. Я пришёл к выводу, что оно каким-то образом должно было перекликаться с архитектурой петровского времени. №…Ё Я внимательно изучил дожившие до нас памятники петровской архитектуры. Конечно, условия, поставленные заказчиком, осложняли мою работу. В петровские времена не строили очень высоких зданий».

Уже в конкурсном проекте Дмитриев нашёл то объёмно-пространственное решение Училищного дома, которое и было впоследствии осуществлено с некоторыми коррективами. Но интерпретация мотивов барокко была ещё суховатой и несколько скованной. Некий критик, скрывшийся под псевдонимом «петербургский житель эпохи Петра Первого», даже назвал проект примером «фабрично-заводской архитектуры» и «злою карикатурой на стиль эпохи Петра Первого».

В дальнейшем предполагалось «дать более богатый и законченный фасад в стиле Петра Первого, для чего, конечно, потребуется время, между тем как на составление эскизных проектов было дано лишь 1,5 месяца». Доработка проекта растянулась на несколько лет, так как начало строительства откладывалось по разным причинам, главной из которых газеты называли «халатность наших отцов города». Участок строительства перенесли ближе к Большой Невке, что повысило градостроительную роль здания.

À PROPOS

Борис Михайлович Кириков - лауреат Анциферовской премии, первый обладатель Знака соответствия Всемирного клуба петербуржцев, один из наиболее значимых авторитетов Журнала Учёта Вечных Ценностей «Адреса Петербурга»

Для сооружения Училищного дома и отделки его интерьеров потребовалось не так уж много времени - примерно два с половиной года. Торжественную закладку произвели 26 июня 1909 года, приурочив её к ещё одному юбилею петровской эпохи - 200-летию Полтавской баталии. Здание возвели к осени 1910 года, и в ноябре начались занятия в школьных классах основного корпуса. Ещё год потребовался на отделочные работы. 30 мая 1912 года, к 240-летию со дня рождения Петра Первого, Училищный дом был освящён.

Дмитриев пытался реализовать идею синтетически целостного произведения. В совместной работе с живописцами, скульпторами, мастерами декоративного искусства ему принадлежала ведущая роль. Но не исключено, что к разработке программы был причастен идейный лидер мирискусников Александр Бенуа. В результате их сотрудничества пластическая характеристика фасадов стала более цельной и выразительной. Бенуа мог подсказать архитектору и план ретроспективно-тематического оформления парадных интерьеров. К его воплощению были привлечены Б. М. Кустодиев, М. В. Добужинский, Д. Н. Кардовский, а также С. В. Чехонин - мастера, имевшие опыт решения декоративных задач и соприкоснувшиеся ранее с петровской тематикой. Скульптурное убранство фасадов поручили В. В. Кузнецову и А. А. Кудинову.

Оформление входа в Училищный дом из сквера на Петровской набережной. Фотография Юрия Молодковца

Сложная многоплановая структура сооружения прочитывается с каждой стороны по-новому. Создаётся впечатление редкого визуального разнообразия, непредсказуемого развития архитектурного сюжета. Асимметрия общей композиции, обусловленная разным назначением частей здания, выражает рационалистические принципы модерна.

Только южный фасад ремесленного училища имеет строго симметричную двухмерную композицию. На основном продольном фасаде, обращённом к Большой Невке, плоскостность сменяется рельефностью, симметрия - контрапостом. Трёхчетвертные колонны усиливают пластику фасада. С этой стороны яснее прочитывается планировочный модуль - помещение класса, имеющее обычно три окна. Однако повторность ритма резко перебивается укрупнённым ударным звеном, сдвинутым к правому краю и завершённым высокой кровлей с переломами, фонариком и лёгким шпилем. Здесь - кульминация всей композиции Училищного дома.

Совсем по-другому воспринимается здание с северной стороны. Сюда, на тихую Пеньковую улицу, раскрыт малый служебный двор, который обступают высокая лестничная башня, служительский флигель и объём актового зала с огромными проёмами. В свободной группировке объёмов, разномасштабности частей, меняющемся скачкообразном ритме окон отчётливо проявляется новаторский принцип формообразования «изнутри - наружу».

Если объёмное и планировочное решение Училищного дома показательно для периода модерна, то в оформлении фасадов и интерьеров последовательно воссозданы черты петербургского барокко. Дмитриев ориентировался прежде всего на архитектуру петровской эпохи. Однако он обращался и к более поздней стадии этого стиля. Типичными элементами зрелого, елизаветинского барокко являются, например, трёхчетвертные колонны на высоких рустованных пилонах. Архитектор создавал обобщённый образ исторического стиля.


Училищный дом имени Петра Великого. Часы на фасаде, выходящем на Петроградскую набережную. Фотография Юрия Молодковца

Благодаря синтезу искусств учебное здание удалось превратить в уникальный памятник. Смысловым центром главного фасада служит бронзовый бюст Петра Первого. Над ним - огромный горельеф: картуш с монограммой Петра Первого и фигуры юношей-атлетов, удерживающих тяжёлую львиную шкуру с циферблатом часов. Художник А. Н. Бенуа и скульптор В. В. Кузнецов выполнили эти композиции по мотивам барокко.

Актовый зал составлял центральное ядро, средоточие всего ансамбля. Театрализованный образ парадного интерьера сочетал черты раннего барокко со своеобразной исторической экспозицией, посвящённой петровской эпохе, прославлению Петра Первого - полководца, создателя Российского флота и основателя города на Неве. В восприятии публики это были мемориальные «петровские залы», которые «являются единственными в своём роде и представляют из себя целый музей».

Крупный портрет Петра Первого на поле Полтавской битвы работы Б. М. Кустодиева составлял оптический фокус. Художник опирался на иконографическую традицию начала XVIII века, однако перевёл традиционный тип репрезентативного портрета-картины на язык новых живописно-пластических форм. По сторонам от кустодиевской картины помещались два больших полотна - «Пётр I в Голландии» и «Полтавская баталия». К потолку были подвешены бронзовые люстры и деревянные модели старинных парусников. От этого художественного комплекса на месте осталось только оригинальное изразцовое убранство, выполненное на предприятии П. К. Ваулина и О. О. Гельдвейна.

Училищный дом - один из ключевых памятников петербургской архитектуры и монументально-декоративного искусства Серебряного века. В творчестве самого Дмитриева он остался наиболее яркой и значительной главой. Мечты мирискусников о включении живописи и пластики в реальную архитектурную среду обрели здесь плодотворную почву.

После революции в здании размещалась 176-я единая трудовая школа, а также детский дом (позднее школы меняли названия и номера). В тот период были переданы в музейные собрания или бесследно исчезли живописные полотна, модели кораблей, предметы обстановки. В 1944 году здание передали Нахимовскому военно-морскому училищу. По устным сведениям, Дмитриев сам предложил наркому ВМФ СССР Н. Г. Кузнецову выбрать для нового учебного заведения своё «любимое детище». Архитектор был вполне удовлетворён новой ролью здания, созвучной его изначальной функции и архитектурно-художественному образу. «И игла шпиля, устремлённая к небу, и соседство с Невой, и бюст Петра, царя-морехода, основателя флота Российского, многие другие детали так удачно совпадают, что даже мне, зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом именно для нахимовцев», - говорил Дмитриев. И с этими словами можно полностью согласиться.

Обложка публикации: Общий вид Училищного дома имени Петра Великого с Петроградской набережной.

Борис Кириков.

Фотография Юрия Молодковца