Юрий айзеншпис: "17 лет тюрьмы - слишком тяжелое наказание за ошибки молодости. за все это время у меня было три контакта с женщинами". Первый продюсер советского союза юрий айзеншпис Где сидел айзеншпис

Этого человека называют первым музыкальным продюсером СССР и России. Это он на волне Перестройки представил зрителям первую культовую рок-группу «Кино», а затем опять же первым лишил государство монополии на издание пластинок и музыкальных альбомов.
Заметим, что его талант бизнесмена и организатора проявился гораздо раньше, только тогда подобная его деятельность подпадала под уголовные статьи. Так что в общей сложности будущий известный продюсер Юрий Айзеншпис отсидел за решёткой почти 17 лет.

Концертный директор

В 1961 году Юрий Айзеншпис, как и многие молодые люди, увлекался спортом и музыкой. Его родители, всю жизнь мыкавшиеся по московским баракам, наконец получили квартиру на Соколе. В этом столичном районе будущий продюсер и познакомился с участниками своей первой музыкальной группы. Молодые ребята так и назвали свою команду - «Сокол». Они окольными путями доставали пластинки с записями «импортных звёзд» - Элвиса Пресли, Билла Хейли, группы «Битлз», учили их композиции, а затем исполняли сами.

Поначалу «Сокол» выступал только в ближайшем кафе, изредка в районом Доме культуры и на танцплощадках. Но 20-летний Юрий Айзеншпис, решивший стать директором группы, уже тогда понимал, что заработать большие деньги можно только при условии, если легализуешься.

«Золотой» фарцовщик

Нарушение правил о валютных операциях было по другому случаю. Поступив в институт, Юрий Айзеншпис, ведомый своими коммерческими наклонностями, решил обратиться к другому своему юношескому увлечению - к спорту. Среди его друзей оставались ребята, которые теперь играли в футбол в команде «Динамо», выезжали заграницу на товарищеские матчи и получали чеки, которые в СССР можно было реализовать в единственном валютном магазине «Берёзка».
В те времена доллар на чёрном рынке, то есть с рук, стоил от 2 до 7,5 рублей. Юрий Айзеншпис сначала через «старых друзей», а потом и по собственным налаженным каналам скупал чеки, отоваривал их в «Берёзке», а затем приобретённый дефицитный товар сбывал в три дорого.

На вырученные рубли через администраторов и официантов гостиниц он покупал у иностранцев валюту, а затем снова чеки. Например, импортную шубу можно было приобрести в «Берёзке» за 50 долларов, а продать столичной кинозвезде за 500 рублей, закупить десяток радиоприемников «Панасоник» по 35 долларов, а в Одессе реализовать всю партию такому же барыге за 4000 рублей. Но этого было маловато.

В конце 1960-х годов Внешторгбанк начал продавать в Москве за валюту золото. На этой волне Юрий Айзеншпис и занялся золотой фарцовкой. Многие номенклатурные работники, особенно из Закавказских республик, имели большие и очень большие деньги, но им было не с руки светиться с валютой и вообще мелькать с таким количеством наличных в столице. А Айзеншпис покупал на доллары в отделении Внешторгбанка золотые слитки и продавал их кавказским партийным работникам (официально 1 килограмм золота стоил 1500 долларов).

Если он приобретал на стороне доллары по 5 рублей, то килограмм золота выходил у него по 7500 рублей. Ещё тысячу приходилось платить иностранному студенту, который имел право легально проводить операции с валютой, ведь у обычного гражданина СССР её и быть не должно было. А вот республиканскому партийному деятелю 1 килограмм золота Айзеншпис продавал уже за 20 000 рублей.

Навар был умопомрачительный, и многих фарцовщиков это действительно сводило с ума. Однажды один погоревший золотой делец из Армении, дабы облегчить свою учесть, сдал сотрудникам органов нескольких своих «коллег». Тогда, в застойном 1970 году, многие преступники, проходившие по «экономическим» статьям, «по первому разу» получили 5-8 лет колонии, но Юрию Айзеншпису присудили 10 лет строгого режима, да к тому же с конфискацией всего имущества, даже родительской квартиры.

С чистого листа

Через 7 лет бывший концертный директор вышел на свободу по УДО. От старых связей не осталось и следа, пришлось «коммерческую деятельность» начинать заново. Вместе с неким приятелем Юрий Айзеншпис решил «с рук» на Ленинских горах купить 4000 долларов. Вот только продавец принес фальшивки и за ним уже давно наблюдали сотрудники уголовного розыска. Так через 3 месяца свободы будущий известный продюсер снова оказался на скамье подсудимых. В итоге, к 8 годам лишения свободы по «валютной статье», ему добавили еще 3 года, которые ранее «скостили» за первый срок и отправили отбывать в Мордовию, в печально известную колонию Дубровлаг, имевшую неофициальное название «Мясорубка», потому что каждый день там по «неизвестным причинам» погибало по 3 - 5 человек.

Через семь лет он вышел на свободу по УДО. От старых связей не осталось и следа, пришлось организовывать «коммерческую деятельность» заново. Вместе с одним приятелем Юрий Айзеншпис купил на Ленинских горах с рук 4000 долларов. Вот только продавец давно находился под наблюдением сотрудников уголовного розыска и принёс фальшивки. Так через три месяца свободы будущий известный продюсер снова оказался на скамье подсудимых. В итоге к 8 годам лишения свободы по «валютной статье» ему добавили ещё 3 года, которые ранее скостили (когда он отбывал первый срок), и отправили в Мордовию в печально известную колонию Дубровлаг, имевшую неофициальное название «Мясорубка», потому что каждый день там по «неизвестным причинам» погибали 3-5 человек.

Под колпаком у КГБ

В 1985 году Юрий Айзеншпис снова вышел на свободу по УДО и вернулся в Москву. Теперь он действовал крайне осторожно. Через молодую москвичку, жену сотрудника арабской дипмиссии, Айзеншпис не только наладил безопасный канал покупки валюты, но и импортной одежды и электроники, поскольку араб занимался экспортом-импортом. Вот только за любым иностранцем в СССР всегда приглядывали сотрудники КГБ, и вскоре Юрий Айзеншпис оказался под колпаком.

Летом 1986 года, когда он разъезжал по столице на новых Жигулях, его остановили милиционеры. При досмотре машины оказалось, что в багажнике находятся несколько импортных аудиомагнитофонов и один супердефицитный видеомагнитофон с видеокассетами. Так с подачи сотрудников КГБ Юрий Айзеншпис угодил в следственный изолятор. Однако до суда дело не дошло, так как араб сумел вовремя покинуть СССР, а без главного фигуранта «громкое» спекулятивное дело вскоре развалилось. А затем и вовсе грянула Перестройка. Отсидев почти 1,5 года в СИЗО, Юрий Айзеншпис вышел на свободу и больше за решётку уже не возвращался.

Один из самых известных продюсеров российского шоу-бизнеса Юрий Шмильевич Айзеншпис родился 15 июля 1945 года в Москве.

В 1968 году он окончил Московский экономико-статистический институт по специальности "инженер-экономист". После окончания института Айзеншпис некоторое время работал в Центральном cтатистическом управлении (ЦСУ).

Я отношусь к числу независимых продюсеров и строю свою работу независимо от кого-либо. Тем не менее, мне всегда приходится сталкиваться с проблемами этой самой корпоративности.

Айзеншпис Юрий Шмильевич

Еще будучи студентом, Юрий Айзеншпис все свободное время отдавал своему страстному увлечению – музыке, поэтому так случилось, что свою профессиональную карьеру он начал в 1965 году, сотрудничая в качестве администратора с рок-группой "Сокол".

К 1969 году группа "Сокол" стала известной благодаря организаторским способностям Айзеншписа, который закупал у иностранных гастролеров, а точнее, у их технического персонала, музыкальное оборудование и инструменты. Расплачиваться приходилось валютой, любые операции с которой в СССР были незаконны и жестоко карались правосудием.

В январе 1970 года Юрий Айзеншпис был арестован и осужден по 88-й статье УК СССР ("Незаконные операции с валютой в особо крупных размерах"). Десять лет лишения свободы он провел в Мордовии, Красноярске, Коми.

После короткого периода пребывания на свободе, он вновь получил срок и был заключен в тюрьму на семь лет и восемь месяцев.

Опыт западных господ мне был неизвестен. У меня все исходило из собственных идей и инициативы

Айзеншпис Юрий Шмильевич

В общей сложности Юрий Айзеншпис отсидел в тюрьме 17 лет, окончательно выйдя на свободу лишь 23 апреля 1988 года.

Первое время после освобождения он работал в творческом молодежном объединении "Галерея" при горкоме комсомола, организуя концерты молодых исполнителей.

В 1988 году он познакомился с Виктором Цоем, только что выпустившим альбом "Звезда по имени Солнце". Вскоре началась их совместная работа.

С 1988 по 1990 год Айзеншпис являлся директором группы "Кино", он организовывал гастроли и телеэфиры для группы. С появлением Айзеншписа группа, к тому времени уже достаточно хорошо известная в стране, приобрела статус культовой.

Сам Юрий Айзеншпис по этому поводу писал: "Конечно, Цой и группа "Кино" и до нашей встречи были известны, но известны в кругу поклонников ленинградского подвального рока. А я решил из него вылепить рок-звезду. И это удалось".

Айзеншпис одним из первых нарушил государственную монополию на выпуск пластинок, выпустив в 1990 году "Черный альбом" группы "Кино" на деньги, взятые в кредит. Это был последний альбом группы.

С 1991 по 1992 год он сотрудничал с группой "Технология", которой оказал помощь в выпуске дебютного альбома "Все, что ты хочешь". В период с 1992 по 1993 год работал в качестве продюсера с группами "Моральный кодекс" и "Янг ганз". С лета 1994 года сотрудничал с певцом Владом Сташевским, чей дебютный альбом был выпущен под лейблом Aisenshpis Records. В 1997 году, продолжая работать с Владом Сташевским, параллельно сотрудничал с начинающей певицей Ингой Дроздовой.

В разное время Айзенншпис продюсировал певицу Сашу (с 1999 по 2000 год), поднял к вершинам популярности певца Никиту (продюсировал его с 1998 по 2001 год).

Последние годы Юрий Шмильевич плотно занимался карьерой певца Димы Билана и группы "Динамит".

Айзеншпис участвовал в организации международного фестиваля "Солнечная Аджария" (1994), а также в учреждении музыкальной премии "Звезда".

С 2001 года занимал должность генерального директора компании "Медиа стар".

В 2005 году снялся в небольшой роли в фильме "Ночной дозор 2".

Юрий Айзеншпис был дважды лауреатом Национальной российской музыкальной премии "Овация" в номинации "лучший продюсер" (1992, 1995).

Похоронен в Москве на Домодедовском кладбище.

Юрий Айзеншпис был разведен, у него остался сын Михаил.

Юрий Шмильевич Айзеншпис - цитаты

Я отношусь к числу независимых продюсеров и строю свою работу независимо от кого-либо. Тем не менее, мне всегда приходится сталкиваться с проблемами этой самой корпоративности.

Опыт западных господ мне был неизвестен. У меня все исходило из собственных идей и инициативы

Продюсер Юрий Айзеншпис одним из первых в нашей стране начал профессионально «раскручивать» звезд эстрады и поп-музыки. Об этом человеке ходили легенды, и каждый его шаг был окутан самыми невероятными слухами. Но несмотря ни на что, все проекты, за которые брался Юрий Айзеншпис, оказывались успешными.

Вопреки общей тенденции, ушедшие от него исполнители никогда не обливали его грязью в прессе и никогда не вступали в судебные тяжбы.

Юрий Айзеншпис: биография. Детские и юношеские годы

Айзеншпис появился на свет в Челябинске в 1945 году. В этот город была отправлена в эвакуацию его мама — Мария Михайловна Айзеншпис, коренная москвичка. Шмиль Моисеевич Айзеншпис (отец Юрия) — польский еврей, который был вынужден покинуть свою родину, спасаясь от нацистов. Он воевал в рядах Советской армии и являлся ветераном ВОВ.

После окончания войны семья вернулась в Москву. До 1961 года она жила в ветхом деревянном бараке, а затем получили замечательную квартиру в престижном районе столицы. В то время у них был патефон с большой коллекцией грампластинок и телевизор КВН-49.

Как вспоминал сам Юрий Шмильевич Айзеншпис, в юности он серьезно занимался спортом: гандболом, легкой атлетикой, волейболом, но из-за травмы ноги ему пришлось прекратить занятия. Кроме спорта юношу в те времена интересовал джаз. У него был магнитофон, который молодой человек купил на свои сбережения.

Первыми записями стали джазовые композиции известных музыкантов мира — Вуди Германа, Джона Колтрейна, Луи Армстронга, Эллы Фицджеральд. Юрий Айзеншпис, фото которого вы можете увидеть в нашей статье, прекрасно разбирался в различных направлениях - джаз-рок, авангардный и популярный джаз. Спустя некоторое время его заинтересовали истоки рок-музыки, основатели направления ритм-н-блюза.

Круг любителей и знатоков этой музыки был в те времена совсем небольшой, все знали друг друга. Когда у кого-то из единомышленников появлялась новая пластинка, Юрий Айзеншпис ее переписывал. В то время в нашей стране были распространены «черные рынки», которые милиция постоянно разгоняла. Были запрещены обмен, купля-продажа. У продавцов диски просто изымали. И несмотря ни на что, пластинки поступали в страну из-за границы регулярно, преодолевая мощные заслоны таможенных правил и законов. Под запретом находились некоторые исполнители — Элвис Пресли, сестры Бэри.

Образование

После окончания школы Айзеншпис Юрий Шмильевич поступил в МЭСИ и окончил его в 1968 году с дипломом инженера-экономиста. Но необходимо отметить, что в институт он поступил и успешно его окончил только для того, чтобы не расстраивать родителей.

Первый музыкальный проект

Да, выпускник экономического факультета Юрий Айзеншпис совершенно не любил свою специальность. Его душа тянулась к музыке. Еще учась в институте, двадцатилетний Юрий начинал свою творческую деятельность, проявляя смелость и деловую хватку.

В середине семидесятых годов мир охватила битломания. В это время Юрий с группой единомышленников-музыкантов создали первую рок-группу в нашей стране. Поскольку все участники группы жили у станции метро «Сокол», с названием коллектива не стали слишком мудрить и ее тоже назвали «Сокол». Сегодня эта группа заняла свое достойное место в истории российского рок-движения.

Вначале музыканты исполняли песни легендарного коллектива «Битлз» на английском языке. В то время считалось, что рок-музыка может существовать только на английском языке. Друзья давно отмечали активность Юрия и его организаторский талант, поэтому они назначили его кем-то вроде импресарио.

Спустя некоторое время коллектив был принят в штат Тульской филармонии. Группа много гастролировала, и месячный доход Айзеншписа порой доходил до астрономической по тем временам суммы 1500 рублей. Для сравнения: зарплата министров Советского Союза составляла не более тысячи рублей.

Продажа билетов

В самом начале своей деятельности, точнее во время сотрудничества с группой «Сокол», Юрий разработал необычную схему продажи билетов. Предварительно договорившись с директором какого-нибудь дома культуры или клуба, Айзеншпис скупал все билеты на последний сеанс фильма, а затем продавал их по более высокой цене, на концерт группы.

Как правило, желающих послушать музыку было значительно больше, чем мест в зале. Порой обстановка выходила из-под контроля. Именно по этой причине Айзеншпис начал первым в семидесятые годы нанимать охрану, обеспечивающую порядок на концертах.

На полученные от продажи билетов деньги он закупал валюту, на которую приобретал у иностранцев качественные музыкальные инструменты и высококлассное звуковое оборудование для сцены. Поскольку в СССР в те времена все валютные операции были противозаконны, он всегда сильно рисковал, совершая сделки.

Работа в ЦСУ СССР

В 1968 году Айзеншпис поступил на работу Центральное статистическое управление на должность младшего научного сотрудника с окладом в 115 рублей. Однако он редко бывал на своем рабочем месте. Его основным доходом по-прежнему оставались валютные операции, скупка и дальнейшая продажа золота. Он совершал сделки, объем которых превышал миллион долларов в месяц. В то время подпольному миллионеру было всего 25 лет.

Арест

Но продлилась такая жизнь недолго. В начале января 1970 года Айзеншписа арестовали. В ходе обыска в его квартире было обнаружено 7675 долларов и 15 585 рублей. Его осудили по 88-й статье ("Валютные операции"). Даже в местах заключения проявлялась предпринимательская жилка Айзеншписа. В зоне «Красноярск-27» будущий продюсер развернул бойкую торговлю чаем, водкой и сахаром. Затем его стали назначать на руководящие посты на местные стройки.

Когда его перевели в колонию-поселение, Юрий сбежал оттуда в Печоры и поселился у местной интеллигентки, которую очаровал своим обаянием и разговорами о столице. Однако вскоре его разоблачил гость дома - полковник милиции. И вновь потрясающее везение Айзеншписа, а также знание им основ психологии пришли на помощь. Он был переведен в другую колонию на отличное место нормировщика.

Юрий Айзеншпис отсидел в местах заключения почти 18 лет за то, чем сейчас дозволено заниматься любому гражданину. Но важно другое: за столь продолжительный срок Айзеншпис не озлобился, не стал уголовником, не потерял человеческого облика.

Жизнь после освобождения

Оказавшись на свободе в 1988 году, Айзеншпис увидел незнакомую ему Россию времен перестройки. Александр Липницкий ввел его в рок-тусовку. Вначале ему было доверено возглавить дирекцию фестиваля «Интершанс». Постепенно, шаг за шагом он изучал закулисную жизнь и основы шоу-бизнеса, а вскоре начинающий продюсер начал работать с отечественными музыкальными исполнителями.

Свое предназначение Юрий Шмильевич сформулировал довольно откровенно — продвигать артиста, используя любые средства: дипломатию, подкуп, угрозы или шантаж. Именно так он и действовал, за что его стали называть «акулой шоу-бизнеса».

Неизвестных молодых исполнителей, мечтавших пробиться на большую сцену, было предостаточно. Юрий Айзеншпис среди них выбирал тех, кто мог зацепить зрителя, у которых был хоть более или менее интересный репертуар. Вначале через телевидение он их представлял широкой публике, а потом организовывал гастроли.

Группа «Кино»

С декабря 1989 года и до трагической гибели Виктора Цоя (1990) Айзеншпис был продюсером и директором группы «Кино». Ему первому удалось нарушить монополию государства на выпуск пластинок. Уже в 1990 году он выпустил «Черный альбом» на средства, взятые в кредит.

Следует отметить: к началу сотрудничества с продюсером «Кино» уже была достаточно известной группой. На тот момент уже был записан самый успешный, легендарный альбом «Группа крови». По утверждению критиков, после него Цой мог два-три года не писать ни строчки. Поэтому сотрудничество с «Кино» вывело Айзеншписа на новый звездный уровень деятельности, который позволил заработать авторитет в своем ремесле.

«Технология»

Если «Кино» в начале работы с продюсером уже имела определенный успех, то группу «Технология» вылепил практически с нуля Юрий Айзеншпис. «Зажигающий звезды» — так все чаще стали называть продюсера после его второго успешного проекта. На примере «Технологии» он сумел доказать, что может взять ребят со средним уровнем дарования и «вылепить» из них звезд.

Среди многочисленных ансамблей, существующих на тот момент на эстраде, была группа «Биоконструктор», которая со временем распалась на две подгруппы. Одна получила название «Био», а вторая только задумывалась над своим названием и музыкальной концепцией. Они могли показать всего две-три песни, которые и понравились уже известному продюсеру. Как показало время, Айзеншпис не ошибся и смог создать действительно популярную группу, которую назвали «Технология».

Линда

В 1993 году Айзеншпис обратил внимание в Юрмале на молодую исполнительницу Светлану Гейман. Очень скоро имя певицы Линды стало известно и зрителям, и музыкальным критикам. Вскоре появились композиции I want your sex, «Нон-стоп» и известный хит «Игра с огнем». Совместное творчество Линды с продюсером продолжилось менее года, после чего их пути разошлись.

Влад Сташевский

Этот проект был более долгосрочным — он продолжался шесть лет (1993-1999). Любимцем прекрасной половины российских зрителей, секс-символом середины девяностых стал Влад Сташевский, который в сотрудничестве с Айзеншписом выпустил пять альбомов.

Познакомился продюсер со Сташевским в ночном клубе «Мастер». Юрий Шмильевич услышал, как за кулисами на расстроенном рояле играл Влад и напевал песенки из репертуара Михаила Шуфутинского и Вилли Токарева. После этой встречи ничто не предвещало долгого сотрудничества, хотя Айзеншпис оставил неизвестному исполнителю свою визитку.

Через несколько дней он позвонил Владу и они договорились о встрече, во время которой Айзеншпис познакомил Влада с Владимиром Матецким, который принял участие в прослушивании. Первое выступление Сташевского состоялось в конце августа 1993 года в Аджарии, на песенном фестивале.

Награды, дальнейшая творческая деятельность

В 1992 году Айзеншпис был удостоен премии «Овация» как лучший продюсер России. До 1993-го Юрий Шмильевич продюсировал группы «Янг Ганз», «Моральный кодекс», певицу Линду. В 1997 году стал заниматься певицами Ингой Дроздовой и Катей Лель, еще через год его протеже стал певец Никита, с 2000 года началось сотрудничество с группой «Динамит».

В этот период стал особенно известен как весьма успешный продюсер Юрий Айзеншпис. Человек, который зажигал звезды на российской эстраде, с 2001 года занял пост гендиректора компании «Медиа Стар».

Дима Билан

Юрий Айзеншпис и Дима Билан встретились в 2003 году. По мнению музыкальных критиков, последний проект знаменитого продюсера, которым он занимался последние три года своей жизни, стал одним из самых успешных в творчестве Юрия Шмильевича. В сентябре 2005-го Дима Билан был признан лучшим исполнителем 2004 года по версии MTV, а гораздо позднее стал победителем "Евровидения-2008".

Другие амплуа

В 2005 году Юрий Шмильевич сыграл эпизодическую роль в популярном российском фильме «Ночной дозор». Кроме того, он стал автором книги «Зажигающий звезды».

Семейная жизнь

О своей личной жизни Айзеншпис говорить не любил. На фестивале «Интершанс-89» он встретился с очень симпатичной помощницей режиссера Еленой. Пара не стала официально оформлять отношения. В 1993 году в семье появился малыш — сын Миша. Но постепенно чувства утратили былую остроту, и пара рассталась.

Сына своего Айзеншпис Юрий Шмильевич баловал, правда, воспитательный процесс был полностью переложен на плечи Елены. Михаил частенько бывал в офисе отца, выезжал с ним на концерты. Юрий Шмильевич завещал сыну и бывшей жене две огромные квартиры в Москве. После смерти продюсера Елена вышла замуж за редактора канала ТНТ Леонида Гюне.

Юрий Айзеншпис: причина смерти

20 сентября 2005 года не стало этого талантливого человека, признанного и успешного российского продюсера. Около восьми часов вечера в городской больнице Москвы № 20 умер Юрий Айзеншпис. Смерть наступила из-за обширного инфаркта миокарда. Похоронен Юрий Шмильевич на Домодедовском кладбище под Москвой.

26 июня 2015, 01:00

Юрий Шмильевич стал известен во времена работы с легендарной рок-группой «Кино». Благодаря Айзеншпису россияне познакомились с творчеством многих талантливых людей, которые и по сей день выпускают хиты и собирают залы. Его называли «крестным отцом» российского шоу-бизнеса.

1. Родители Айзеншписа – евреи. Мария Михайловна - коренная москвичка. Отец, Шмиль Моисеевич Айзеншпис – польский еврей, бежал из Польши в СССР, спасаясь от нацистов, ветеран Великой Отечественной войны.

Маленький Юра с родителями

2. В юности Юрий Шмильевич серьезно увлекался спортом – волейболом, гандболом и легкой атлетикой. Однако в 16 лет получил серьезную травму ноги и был вынужден бросить спорт.

3. В 16 лет он уже устраивал полуподпольные концерты первых советских рокеров, а затем стал администратором группы "Сокол", вместе с которой даже устроился на работу в Тульскую филармонию. Поскольку музыканты много гастролировали, месячный доход Айзеншписа доходил до 1500 рублей (советские министры тогда получали всего тысячу).

4. Юрий Айзеншпис имеет отнюдь не музыкальное образование. В 1968 году он окончил московский экономико-статистический институт по специальности «инженер-экономист».

5. В 1968 году 23-летний Айзеншпис уволился из филармонии и поступил на работу младшим научным сотрудником в Центральное статистическое управление СССР с окладом в 115 рублей. Но на рабочем месте "мажор", пахнувший французским парфюмом, показывался редко. Основным его доходом стали валютные махинации, а так же скупка и продажа золота. Каждый вечер он контактировал с большим количеством людей - таксистами, путанами, официантами и даже дипломатами (например, сыном индийского посла). "Объем сделок, которые я совершал, - говорил Айзеншпис, - доходил до миллиона долларов". Подпольному миллионеру было тогда всего 25 лет.

Суд над валютчиками в СССР

6. В 1970 году Айзеншпис был арестован за денежные махинации и провел в «местах не столь отдаленных» в общей сложности почти 18 лет. Часть из них – в поселении. За все годы отсидки не сделал ни одной татуировки.

Фото из книги «Зажигающий Звезды. Записки и советы пионера шоу-бизнеса»

7. В зоне «Красноярск-27» развернул бойкую спекуляцию чаем, сахаром и водкой. Затем стал занимать руководящие посты на местных «стройках века». Попав в колонию-поселение, удрал оттуда в Печоры и, очаровав местную интеллигентку, стал жить у нее. Был разоблачен гостем дома – полковником милиции, но потрясающее везение и знание психологии выручили Айзеншписа. Его перевели в другую колонию на тепленькое место нормировщика. А уж во вторую отсидку Айзеншпис за свои рационализаторские предложения получил ряд патентов и даже грамоту министра внутренних дел Мордовии.

8. С декабря 1989 года и до гибели Виктора Цоя в 1990 году являлся директором и продюсером группы «Кино». Он один из первых нарушил государственную монополию на выпуск пластинок, выпустив в 1990 году «Черный альбом» на деньги, взятые в кредит.

Музыканты группы «Кино» и Айзеншпис на презентации «Черного альбома». Источник: wikimedia.орг / авторство New Look Media Team

Виктор Цой и Юрий Айзеншпис

9. Юрий Шмильевич был продюсером таких знаменитых музыкальных групп как «Технология», «Моральный кодекс» и «Динамит». Благодаря ему россияне узнали Линду, Влада Сташевского, Катю Лель, Никиту и поп-певицу Сашу.

Юрий Айзеншпис с участниками группы «Динамит»


Влад Сташевский и Юрий Айзеншпис

10. Считается, что именно Айзеншпис привел в российский шоубизнес "голубое лобби". Якобы сначала к продюсеру крутые приводили для раскрутки любовниц, а потом стали приводить и любовников. "Отсидка в тюрьме могла повлиять на ориентацию Айзеншписа", - считает Александр Стефанович, бывший муж Аллы Пугачевой.

11. Певец Дима Билан, покоривший Евровидение – последний и, наверное, самый успешный проект продюсера Айзеншписа.

С Димой Биланом

12. Состоял в гражданском браке с Еленой Ковригиной. В 1993 году у пары родился сын Михаил. После смерти Юрия Елена вышла замуж за редактора телепрограммы на канале ТНТ Леонида Гюне.

С женой Леной и сыном Мишей

Юрий Шмильевич с сыном Мишей

13. О собственных доходах Айзеншпис отзывался скорее пренебрежительно, говоря, что зарабатывает ровно столько, сколько нужно на то, чтобы обеспечить семью и оплатить телефонные переговоры. Правда, взамен украденного Volvo он все же обзавелся двумя другими авто - Pontiac Bonneville и Ford Explorer.

14. Юрий Айзеншпис скончался 20 сентября 2005 года от инфаркта миокарда. Похоронен под Москвой рядом со своими родителями на Домодедовском кладбище.