Технологическая культура и ее основные элементы. Разработка урока технологии "технологическая культура". Какие проблемы решает любая производственная технология

Что такое технологическая культура.

Культура – это определенный уровень развития общества и человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Сегодня понятие Культура охватывает все стороны деятельности человека и общества.
Обычно выделяют материальную и духовную сферы культуры. К первой относят совокупность материальных благ, предметов и средств их производства. Вторая представляет собой совокупность знаний, форм общественного сознания и духовных ценностей. Все элементы культуры неразрывно связаны между собой.

Одной из сторон общей культуры является технологическая культура, основой которой служат технологии. В обобщенном виде под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства.

Понятие "технология".

Слово "технология" от древнегреческого «techne» – искусство, мастерство, умение а «logos» – учение. Следовательно, технологию можно рассматривать с двух сторон: как науку и практическую деятельность человека.

Виды промышленных технологий.

Технологию обычно рассматривают в связи с конкретной отраслью производства (машиностроением, строительством и т.д) или в зависимости от предмета труда (материал, энергия, информация и др.).

Какие проблемы решает любая производственная технология?

Любая производственная технология, современная или архаичная решает три основополагающие технологические проблемы, которые сформулируем в виде вопросов:

- как обрабатывать?
- на чем обрабатывать?
- чем обрабатывать?

Три составляющие технологии.

Что такое техносфера?
«...Техносфера: часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в технические и техногенные объекты (ресурсы, здания , дороги, механизмы, сооружения и др.), становящиеся частью ноосферы с целью удовлетворения социально-экономических потребностей...»

Источник: "РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ГОСТ Р 52104-2003 "
(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.07.2003 N 235-ст) Официальная терминология. Академик.ру. 2012

Посмотрите фильм "Кем стали люди на планете Земля"

Подготовить доклад-презентацию "История вещей"

👆 Проверь себя

Эволюция вещей (подборка фильмов)
Эволюция вещей:

«Технологическая культура производства у нас, к сожалению, недопустимо низка. И за это приходится платить не только деньгами, но и, к сожалению, человеческими жизнями». В.В. Путин

Касается ли это приснопамятной Чернобыльской трагедии, обрушения здания аквапарка в Москве, аварии на Красноярской ГЭС и (или) других техногенных катастроф – все это камни в огород строительного комплекса России.

Необходимое введение

Понятие «технологическая культура в строительстве» стало модным в России буквально недавно – со времен вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), а с легкой руки лидера нашего государства применяется везде и всюду, и почем зря.

Вот и недавно руководителя огромнейшего строительного холдинга СУ-155 обвинили «в низкой технологической культуре строительства». Во-первых непонятно, как можно обвинять человека в том, чего нет? Во вторых - а знают ли сами хулители, что такое «технологическая культура», в чем ее смысл и сущность, а также каковы ее требования?

Не редко понятия о технике и технологии вызывают даже у «ученых мужей» расхождения во взглядах, многообразие суждений и определений. На сегодняшний день дефиниций, а проще говоря, толкований понятия «технологическая культура строительства» китайские исследователи насчитали более 300.

О чем же это свидетельствует?

Прежде всего, следует сказать о том, что круг явлений, охватываемых этим понятием, чрез­вычайно широк. Китайские ученые, принадлежащие к философской школе инженерии Ли Бо-Цуна , предложили использовать вот этот, вполне разумное и, безусловно, приемлемое толкование термина:

«Технологическая культура строительства» есть прагматический уровень развития строительной деятельности на основе:

  • рационализации потока коммуникационной информации о строительстве, ее носителей и методики ее доведения до исполнителей;
  • формирования критериев технологического мировоззрения, приоритетов технологического мышления и стандартов технологической дисциплины;
  • внедрения научной организации проектного дела, производства и труда;
  • эффективного применения перспективных технологи, инновационных материалов, современной техники и оборудования;
  • комплексного инженерного обеспечения строительства, охватывающего все фазы реализации инвестиционно-строительных проектов, в целях снижения стоимости, сокращения сроков и повышения качества строительства.

Происхождение термина «культура» и ее популярная структура

Само слово cultura известно со времен Древнего Рима и в переводе с латинского означает возделывание земли, обработка, уход, улучшение.

В современном обыденном сознании с культурой особо не церемонятся. Отождествляют ее с образованностью: образованный, значит культурный и наоборот. Примеряют ее к образу жизни – городской или деревенской. Оценивают по поведению: хам – антипод человека культурного. Верх понятия культуры – творчество и творческие личности.

В научном обиходе понятие «культура» относится к числу тех, смысл которых кажется очевидным, но трудно поддается точному объяснению. В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное им. Культура тогда предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы.

В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души».

Материальная культура охватывает, прежде всего, сферу материального производства и его продукты – технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.д.

Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты – религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д. Внутри духовной культуры часто специально выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.

Триединая сущность подходов определению культуры

Первый подход лежит в самой системе российского образования и воспитания. Культура зачастую представляется как область духовной свободы человека, сфера творчества поэтов, музыкантов и художников, но весьма редко – как преобразовательная деятельность общества и человека.

Такое понимание весьма популярно и в житейском массовом сознании home cultura (культурный человек) есть мера уровня образованности, просвещенности и воспитанности человека.

Весьма распространенным и популярным в Европе и Америке является представление о культуре как о совокупности положительных ценностей, созданных человечеством в процессе развития. Попросту говоря о всем том полезном, нужном, хорошем, что было сделано как в сфере духовной, так и материальной. Такой подход к пониманию культуры называется аксиологическим (от греч. axios – ценный + logos – слово, учение) – теория ценностей.

Однако ценности понятия относительные. В нашу эпоху английский язык становится «новой латынью», «азбукой образования». В качестве международного языка английский выступает как «мак-язык» (англ. McLanguage – редуцированный, стандартизованный), без скрытых коннотаций и грамматических тонкостей. На английском «говорят» все компьютеры и это 80% информации на электронных носителях.

Ежедневно на нем общаются более 1,6 млрд человек. Основная масса английских текстов создается теми, для кого английский – вовсе не родной язык. Некоторые лингвисты предсказывают, что уже к началу XXII в. выйдет из употребления до 9/10 существующих ныне языков.

Основа понимания культуры, которым мы будем руководствоваться в нашей работе, находится в изначальном значении самого слова «культура» (лат. cultura – возделывание).

Это третий, так называемый технологический или деятельностный подход: он строится на понимании культуры как человеческой деятельности и ее результатов. Все, что создано человеком в отличие от подаренного природой, и сам процесс создания, мы будем называть культурой.

Технологический подход хорош тем, что позволяет легко определить, что относится к миру культуры, а что – нет. Например: естественным образом выросший пшеничный колос – явление природы, а хлебное поле над созданием которого потрудился крестьянин – явление сельскохозяйственной культуры; естественный овраг – природа, а выкопанный котлован для возведения здания есть проявление геотехнической культуры строителей.

Обобщая существующие точки зрения на культуру, можно сказать, что слово «культура» имеет три основных значения:

  • возделывание, творчество и производство, обрабатывание, включая обработку земли;
  • образование, воспитание, развитие;
  • поклонение, почитание, имея в виду поклонение религиозному культу.

Технология как основа основ технологической культуры

Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому, различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры.

Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура. В первую очередь необходимо выяснить, в чем сущность технологической культуры? Для этого необходимо определить содержание понятия «технология».

Технология – понятие многозначное

Термин технология появился в XVIII в., хотя со времени возникновения человеческой общности люди использовали различные технологии для обеспечения своей жизнедеятельности. Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинского слова techne – искусство, мастерство, ремесло и logos – наука. Следовательно, технологию, с одной стороны, можно рассматривать как практическую деятельность человека и общества, а с другой – как науку.

Термин «технология» имеет ряд смысловых нагрузок: он применяется в промышленности, науке, искусстве и других областях человеческой деятельности. Очевидно, что «технология» означает интеллектуальную переработку технически значимых качеств и способностей. В сущности, это культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека. Оно определяет место человека в природе, рамки его возможного вмешательства в природные процессы.

Современное понятие «технология» рассматривается в трех единых ипостасях.

  • Во-первых, это интегрированная область практических знаний о способах преобразования материи, энергии и информации в интересах человека.
  • Во-вторых, это наука о преобразовании материалов, сырья, энергии и информации в нужный для человека продукт, т.е. наука о способах преобразовательной деятельности человека.
  • В-третьих, это наука о способах производства в конкретных сферах и видах человеческой деятельности (таблица 1).

Таблица1. Виды технологий

Технологические революции и технологические уклады

На протяжении своей истории человечество пережило две технологические революции, связанные с радикальным изменением технологий производства. Первая – аграрная (сельскохозяйственная за 9,5–6 тыс. лет до н.э.), которая характеризовалась созданием технологий земледелия и скотоводства. Вторая – индустриальная (промышленная в XIX в.), завершившаяся появлением технологии конвейерного производства.

Вторая половина XX в. и начало XXI в. характеризовались резким увеличением объема общественного производства в мире, появлением вычислительной техники и новых, в том числе, высоких, наукоемких, материалосберегающих и энергоэффективных технологий.

Началась третья технологическая революция в истории человечества, появилось постиндустриальное общество с высоким уровнем интеллектуальной составляющей труда – общество «белых воротничков», которое пришло на смену индустриальному обществу конвейерного производства – обществу «синих воротничков».

Термин «технология» стал прилагаться не только к описанию материальных преобразований, но и энергетических, информационных и социальных. Никого не удивляют такие понятия, как «социальные технологии» и «педагогические технологии».

Появление новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве способствовало резкому росту мирового общественного производства (в 3 раза с 1990 г. по 2010 г.). Этот рост продолжается и в настоящее время.

Создание вычислительных машин привело к появлению информационного мира и высоких технологий. Резко увеличился объем информации, используемой населением.

Согласно прогнозам, к 2020 г. доля занятых в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в развитых странах составит не менее 50% от общего числа работающих, а на заводах и фабриках останутся от 5% до 10% населения. Основным же средством существования становится обработка информации в той или иной форме.

В XXI в. подавляющее большинство населения будет трудиться в сфере обслуживания, включая просвещение и здравоохранение, и в области информации, науки и культуры. Даже на фермах и в промышленности больше тружеников будет заниматься обработкой информации, нежели возделыванием земли и работой на поточных линиях.

Ученые-экономисты полагают, что передовые развитые страны вступили в фазу VI технологического уклада. Наиболее простое определение технологическому укладу (ТУ) дал Ю.В. Яковец: «Это несколько взаимосвязанных и последовательно сменяющих друг друга поколений техники, эволюционно реализующих общий технологический принцип».

Что это означает?

Начиная с промышленной революции в Англии, в мировом технико-экономическом развитии можно выделить периоды доминирования 6-ти последовательно сменявших друг друга ТУ, включая вступивший в настоящее время в фазу роста информационный ТУ.

I уклад (1785–1835 гг.) возник на основе развития технологий в текстильной промышленности и широком использовании энергии воды. Хотя в это время уже имелись паровые машины, но широкого применения они еще не получили.

II уклад (1830–1890 гг.) относится к эпохе ускоренного развития транспорта (строительство железных дорог, паровое судоходство) и возникновению механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

III уклад (1880–1940 гг.) базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе применения стального проката, новых открытий в области химии.

IV уклад (1930–1990 гг.) появился как результат дальнейшего развития энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились и широко распространились компьютеры и программное обеспечение для них, радары. Атом используется в военных и, затем, в мирных целях. Организовано массовое производство на основе конвейерной технологии.

V уклад (1985–2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций.

VI технологический уклад будет характеризоваться развитием робототехники, биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем.

В рамках VI технологического уклада дальнейшее развитие получит гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, атомная промышленность, авиаперевозки, будет совершенствоваться атомная энергетика, потребление природного газа будет дополнено расширением сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, существенно расширится применение возобновляемых источников энергии.

Понятие о критических технологиях

Выступая на XIX экономическом форуме в Санкт-Петербурге, Президент нашего государства В.В. Путин неоднократно затрагивал вопрос о технологиях, технологическом развитие страны и формировании технологического уклада экономики. В число «технологий, важных для будущего» наш лидер обычно включает технологии, используемые в энергетике, информатике и телекоммуникациях, в основных производственных процессах и области охраны окружающей среды, на транспорте, в процессах управления.

В США, странах ЕС и Японии такие технологии получили наименование «критических». Основные из них перечислены в таблице ниже:

Наименование технологического направления

Страна-лидер технологического направления
1. Технологии новых материалов США
2. Микроэлектронные технологии Япония
3. Оптоэлектронные технологии США, Франция
4. Лазерные технологии США
5. Радиоэлектронные технологии США
6. Компьютерные технологии США, Япония
7. Информационные технологии США, Япония
8. Ядерные технологии Россия, США, Япония
9. Технологии промышленного оборудования Германия
8. Технологии двигательных установок космических систем Россия, США
9. Технологии энергетики и энергосбережения Германия
10. Технологии спецхимии и энергонасыщенных материалов США
11. Биотехнологии Япония
12. Уникальная экспериментальная база США
13. Технологии обеспечения экологически чистой среды обитания Япония

*Таблица составлена по материалам аналитического обзора Ассоциации делового и научно-технического сотрудничества в области машиностроения, высоких технологий и конверсии (ассоциация «МВТК»).

Как мы видим, процесс развития критических технологий в разных странах различен и неравномерен.

Одни страны – передовые в технологическом развитии, держат в своих руках основные технологии и обеспечивают себе устойчивое положение на международных рынках готовой продукции как гражданского, так и военного назначения. Это дает им возможность занимать доминирующее положение в мире. Другие – имеют стремление придать более динамичный характер своим национальным технологическим программам, направленным на сокращение отставания.

Являясь государствами передовыми в технологическом отношении, США и страны ЕС имеют приоритетные государственные программы по развитию «критически важных технологий», с помощью которых осуществляются регулирующие функции государства в сфере развития высоких технологий, и обеспечивается государственное финансирование концептуальных, базовых технологий.

Например, в США регулярно на уровне рассмотрения Конгрессом страны и последующего утверждения президентом формируется перечень «критически важных технологий», а затем из федерального бюджета выделяются необходимые средства для их развития.

В соответствии с принятой в 1976 г. в США «Концепцией национальной технологической безопасности», страна должна занимать ведущие позиции в области достаточно большого числа «критически важных технологий», – в целях сохранения способности выдвижения в безусловные лидеры на критически важных направлениях, обеспечивающих достижение национальных стратегических интересов.

Для осуществления необходимых исследований в США создан Институт критических технологий и, кроме того, каждые два года проводится широкомасштабная аналитическая работа, посвященная уточнению перечня выбранных приоритетов, но основной выбор остается за ведомствами министерства обороны (Пентагоном) и Министерства торговли.

Конгрессом США определена следующая градация важности систем военных критических технологий:

  • -часть первая «Технологии систем важных военных технологий»;
  • -часть вторая «Технология для оружия массового поражения»;
  • -часть третья «Разрабатываемые технологии».

Для справки: в 2013 г. по части третьей планировалось более 1,5 тыс. разработок. Наглядно это выглядит как 24 солидных книги, изданные Конгрессом США.

В науке США являются бесспорным лидером, и никто не сможет в ближайшие годы бросить им вызов. Однако в области развития технологий и применения их результатов Соединенные Штаты лишь один из лидеров, наряду с Японией и Европейским Союзом, и не обладают тем же запасом прочности, как в науке.

Отстать в развитии критических технологий, являющихся основой технологической базы стран – означает отстать в общечеловеческом прогрессе. Именно на это рассчитывают США и их партнеры, вводя политику технологических санкций против России.

Общие начала технологической культуры

Технологическая культура определяет мировоззрение, самопонимание и самоорганизацию современного человека. Ведь под универсальными культурами мы понимаем системы общепонятных принципов, характерных для определенной эпохи и определенных уровней развития научных знаний и технических средств.

Технологическая культура - четвертая универсальная культура

Первой универсальной культурой, отдельные черты которой восстановлены в ходе изучения археологических находок и письменных свидетельств, была культура мифологическая. Она присуща всем природным цивилизациям древности. Люди этой культуры объясняли явления природы, опираясь на данные непосредственных наблюдений. В своей жизни они пользовались функционально приспособленными натуральными продуктами и материалами.

Вторая универсальная культура – космологическая, расцвела в период средней природной цивилизации. Ее понятие сводилась к тому, что во всяком явлении проявляется действие сил природы в соответствии с присущими им закономерностями.

Понятия и определения третьей антропологической культуры характерны для развитой природной цивилизации. Согласно этой культуре, все явления и закономерности окружающего мира доступны человеческому пониманию. Опыт позволяет раскрыть системную сущность разрозненных фактов и явлений.

Начинается активное вмешательство человека в естественные процессы. Так шло развитие четвертой универсальной культуры. Здесь стоит учесть два фактора.

Первый – вмешательство человека в ход естественных процессов принимает небывалые масштабы, становится постоянным и, если иметь в виду результаты, необратимым.

Второй – среда обитания человечества – Земля перестает быть неиссякаемым источником разнообразных ресурсов, неким «рогом изобилия»; укоренившееся в сознании «царя природы» потребительское отношение к миру все чаще становится причиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к окончательному его нарушению.

Особенности технологической культуры

Утверждение Декарта: «Мыслю, следовательно, существую» (Cogito Ergo Sum) стало свидетельством прогресса в европейской философии Нового времени. Но в конце XX в. центр культурной динамики постепенно приобрел тенденцию сползания из духовной культуры в культуру технологическую. Процесс этот продолжается и поныне.

Идеолог технологической культуры Ли Бо-Цун придает утверждению Декарта новое значение – под его влиянием в китайской философии было сформулировано утверждение:

«Я создаю, Я использую вещи и, следовательно, Я существую».

Это выражается в том, что технология становится важнейшим фактором, определяющим развитие всех сфер культуры и общества в целом – от искусства и массовых коммуникаций, до бизнеса и политики.

Если духовная и социальная культура нацелены на создание идеалов и ценностей, то технологическая культура концентрируется на том, что и как надо сделать.

Современная технологическая культура сугубо рациональна и вносит рациональность во все ветви культуры, пользующиеся ее услугами.

Технологическая культура носит в основном утилитарный характер. Ее главный принцип – польза.

Три основных компонента технологической культуры

Технологическая культура складывается из трех основных компонентов: техники, науки и инженерии.

Что мы знаем о роли техники в технологической культуре?

С одной стороны, техника порождается культурой и постоянно получает из пространства культуры стимулы для развития. Во-первых, культура определяет цели, ради которых люди обращаются к технике, применяют и совершенствуют ее, и, следовательно, влияет на выбор направлений развития техники. Во-вторых, культура хранит и накапливает знания, необходимые для создания и совершенствования техники. В-третьих, культура обусловливает отношение людей к технике, характер и способы ее использования людьми.

С другой стороны, техника есть сила, которая активно воздействует на все культурное пространство. Каков потенциал научного компонента в технологической культуре?

Современные технологии и их объекты очень сложны, что определяет их высокую научную и информационную емкость, невозможность их формирования и развития без основательной научной базы, без научно-информационного поиска.

Эти технологии обычно базируются на новейших достижениях фундаментальных наук, и взаимодействуют с ними. Часто они ставят перед наукой сложные задачи, которые могут быть решены лишь на базе интеграции ряда естественных, математических, технических и общественных наук.

При их формировании устанавливаются новые связи между науками и технологией. Если раньше взаимодействовали науки, смежные по иерархическому ряду, то теперь начали взаимодействовать и науки далеко стоящие друг от друга.

Каковы позиции инженерии в технологической культуре?

Термин «инженерия» заимствован из французского (ingénierie), в свою очередь восходящего к латинскому ingenium – ум, способности, изобретательность. В истории инженерами изначально назывались военные инженеры. Понятие «гражданский инженер» появилось в XVI в. в Нидерландах применительно к строителям мостов и дорог и отличало их от военных инженеров.

Уже от этого сочетания произошел термин «гражданская (строительная) инженерия», в настоящее время распространенный во многих языках мира. Под ним понимается профессиональная инженерная дисциплина, которая занимается проектированием, строительством, эксплуатацией строительных объектов.

Исторически традиционная область инженерной культуры – изобретение, изготовление и эксплуатация механизмов, машин, строительных сооружений.

Инженер от возникновения этой профессии и до сего времени имел дело с конструкциями, расчет которых опирается, главным образом, на законы механики, физики, химии.

Однако во второй половине XX в. культурная «ниша» инженерии постепенно все больше выходит за пределы ее традиционной сферы. Одним из проявлений этой тенденции в современных условиях становится проектирование больших технических систем, охватывающее разнообразные аспекты их функционирования: организационные, экономические, психологические, культурные и др. (так называемая системотехника).

Системное проектирование окончательно разрушает перегородки, отделяющие инженера от других специалистов – геологов, географов, экономистов, культурологов, психологов, медиков и т. д. Они включаются в разработку инженерных проектов и, таким образом, начинают заниматься инженерией, которая все больше становится средством решения проблем, возникающих в разных областях практики.

Инженерная культура становится необходимой и в науках о жизни. Новой сферой инженерии является управление экологическими процессами.

Структура или 5 столпов технологической культуры

Понятия Определения
Технологичес­кое мировоззрение Составная часть научного мировоззрения, в основе которого лежит система технологичес­ких взглядов на мир (природу, общество и чело­века)
Технологичес­кое мышление Мыслительная способность человека к пре­образовательной деятельности по созданию ма­териальных и духовных ценностей
Технологичес­кое образование Организованный процесс и результат обуче­ния и воспитания с целью формирования готов­ности к преобразовательной деятельности
Технологичес­кая эстетика Эстетическое отношение к средствам, процессу и результатам преобразовательной дея­тельности
Технологичес­кая этика Способность оценить соответствие создавае­мых техносистем нормам этического партнерства

Бегло рассмотрим каждый из этих структурных компонентов.

Технологическое мировоззрение есть система технологических взглядов на мир, природу, общество и человека. Основные положения технологического мировоззрения заключаются в следующих постулатах.

На современный мир надо смотреть всесторонне, воспринимая его во взаимосвязи биосферы, техносферы, ноосферы. Каждый человек должен осознавать ответственность за последствия своих действий против природы и общества, а применяемые в производстве технологии не должны приносить вреда человеку и природной среде.

Каждый человек должен быть подготовлен к гармоничному существованию и поведению в информационно и технологически насыщенном мире, ибо жить в мире, и не знать его – опасно и даже преступно, а выбор способа производства должен определяется не результатами деятельности, а социальными, экономическими, экологичес­кими, психологическими, этическими и другими факторами и последствиями его применения.

Технологическое мышление - это нацеленность человека на преобразовательную деятельность по созданию материальных и духовных ценностей. Технологическое мышление предполагает поиск оптимальных средств преобразования материи, энергии и информации в нужный для людей продукт. Оно предполагает комплексный, многоаспектный характер знаний.

Цель технологического мышления в познании и изменении окружающей действительности в интересах человека. Целевая установка связана с поиском ответа на вопрос «как?», а не «что?» при создании нового объекта или придании ему новых качеств.

Технологическое образование подразумевает организацию процесса обучения и воспитания, результатом которого становится формирование готов­ности человека к преобразовательной деятельности.

Структуру технологического образования органично составляют три модуля:

  • -технологические знания есть основной показатель готовности человека к успешной профессиональной деятельности. Они базируются на общих базовых понятиях технологий и углубленном изучении отраслевых технологий;
  • -технологические умения это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных технологических знаний. Технологические умения должны быть гибкими, мобильными. Они формируются и развиваются путем упражнений и выбора различных технологических операций и творческих проектов.
  • -технологически важные качества это личностные возможности человека, необходимые для успешного овладения преобразовательной деятельностью.

Особо высоко ценится стремление к постоянному самообразованию, самоорганизации и самосовершенствованию.

Технологическая этика есть оценка создаваемых техносистем с позиции их соответствия нормам этического партнерства.

Технологическая этика в соответствии с областями человеческой деятельности разделяется на разделы: биоэтику, информационную и коммуникационную этику, экономическую этику, инженерную этику, демографическую (или демологическую) этику.

Технологическая этика в целом формирует всеобъемлющую взаимную ответственность за сохранение природной среды и человека.

Технологическая эстетика или дизайн определяет эстетическое отношение человека к средствам, процессу и результатам преобразовательной деятельности, которое выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях преобразовать технологическую среду по законам красоты.

Знания в области технологической эстетики (дизайна) носят сугубо специфический характер. В настоящее время выделилось целое научное направление дизайна, а профессия дизайнера очень и очень престижна.

Промежуточный вывод

Развитие понятия «технологическая культура» на прямую связано с потребностью изучения, анализа и воздействия на множество негативных для человека и окружающей его среды последствий непродуманного, а проще говоря, варварского применения технических средств, новых методов и технологий для достижения определенных целей.

Так, интенсивное использование человеком новейших технических систем привело к истощению ресурсов природы и нарушению природного равновесия. Эти разрушительные действия человека угрожают существованию самой жизни на Земле. Не изучено пока и влияние современных технологических средств, то есть компьютеров, промышленных роботов, управляемых биологических реакций и других «дитяток» научно-технической революции на еще не известные людям силы природы.

Таким образом, под технологической культурой следует понимать такую преобразовательную деятельность человека в материальной, духовной и социальной сферах, когда главным критерием оценки и применения им новых технологий и технологических процессов становится их способность обеспечивать гармоничное взаимодействие человека и природы, человека и общества, человека и человека.

Заключение

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что технологическая культура есть органическая часть общей культуры, которая стремится объединить достижения технических и гуманитарных наук, а также применять интегрированные принципы не только в целях изучению экономического, социального и общественного пространства, но и решать задачи по его активному обустройству в соответствии с целями общественного развития и самим смыслом человеческого существования.

Технологическую культуру необходимо оценивать и анализировать как результат современных научно-технических и социально-экономических достижений. К великому сожалению хвалится здесь нечем. Достаточно сказать, что на производство одной пищевой калории в США расходуется 10 тепловых калорий, а в нашей стране – более 23 калорий.

При огромных стратегических ресурсах сырья и энергии России предстоит неизбежная технологическая перестройка, которая обусловлена низким уровнем современной технологической культуры, затрудняющим использование этих ресурсов.

В основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека. Именно от наших знаний, умения и творческих способностей зависит и наше благосостояние и дальнейшее процветание нашей Родины.

Продолжение следует

В основе технологической культуры лежит идея, сформулированная болгарским ученым Н.Стефановым: «реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать» .

Как отмечалось выше, на современном этапе невозможно только опираться на практический опыт, накопленный человечеством, народами или лицами, при решении конкретных жизненных вопросов.

Технологическая культура предполагает не столько само обладание информацией, сколько рационализацию ее потока, ее носителей и возможность эффективно, своевременно и оперативно транслировать ее в процессе управления. В реальной практике проблема информации нередко сводится к увеличению потока бумаг, которые прикрывают несовершенство управления, неумение управлять. В конце 80-х годов в обороте находилось 100 млрд. документов, и на их заполнение затрачивалось около 600 млн. человеко-часов. Например, металлургический комбинат с численностью работающих 25–30 тыс. человек получал в год 130–140 тыс. документов.

Но отсутствие рационализации потока информации присуще и России 90-х годов. Отдельные островки этой рационализации в рамках конкретных производственных организаций еще не образуют целостности информационных потоков во всем обществе. Остается уповать только на то, что количество рационально функционирующих организаций будет расти и на определенном этапе количество перерастет в качество. Поэтому процесс усвоения азов технологической культуры идет как бы «снизу», от конкретных руководителей, их умения организовать научно обоснованные потоки информации и поставить их на службу делу.

Технологическая культура во многом зависит от умения осуществить всесторонний, системный подход. Пока же по объективным и субъективным причинам продолжает господствовать административный волюнтаризм. Управление сталкивается с повторяющейся бедой, не уходящими в прошлое пороками: отсутствием профессионализма, дилетантством, верхоглядством и поспешностью в принятии решений или, говоря иными словами, неумением или незнанием алгоритма управленческих процедур.

Возможности технологической культуры ограничиваются не только просчетами в процессе управления. Наука и эмпирия продолжают противостоять друг другу: практика очень мало, чаще стихийно использует научные рекомендации, выводы и предложения ученых. Независимо друг от друга сосуществуют два направления, которые реализуются учеными и практиками. Первые что-то пишут, исследуют, предлагают, вторые прекрасно обходятся без их научных выкладок. В этом случае технология управления теряет ориентиры, а управление поражают прагматизм, верхоглядство, возникают суета и ошибки.


К тому же не так редки случаи, когда необходимая информация собирается предвзято, без учета всех характеристик, как говорящих за принятие решения, так и предостерегающих от поспешных умозаключений. Психологически можно понять людей, которые, добиваясь именно такого, а не иного решения, стараются подобрать информацию, подтверждающую именно их точку зрения, и нередко игнорируют все, что противоречит ей. Но если это в какой-то степени объяснимо для поведения в повседневной жизни, то на официальном уровне такой подход нельзя расценивать иначе как тенденциозный, ибо он ведет к негативным последствиям в практике управления. Поэтому одно из первейших требований к технологической культуре – это получение полной, всесторонней, самой представительной информации, позволяющей сделать более обоснованные рекомендации.

Социальный аспект технологической культуры особенно наглядно проявляется в том, насколько в процессе управления осуществляются постоянный учет интересов работников и их согласование с интересами производства и общества. Рабочая сила сегодня выступает уже не просто как ресурс, а, прежде всего, как субъект производства. Поэтому там, где не на словах, а на деле отказались от анализа развития и функционирования производства только с точки зрения наличия материальных и финансовых ресурсов, а учитывают интересы и потребностей людей, обеспечивается успешное решение социально-экономических проблем. Нельзя рабочую силу по своим функциям уравнивать с другими ресурсами. К людям нельзя подходить с такими же мерками, как к материальным и финансовым резервам. При недостаточно продуманном и эффективном решении можно, в конечном счете, списать (и оправдать) и материальные, и финансовые потери. Поступить так с людьми – значит сознательно вызвать негативные социальные последствия.

Важны такие функции технологии, как регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления. В каждой системе действуют тенденции к организации и дезорганизации, что и предполагает поддержание и соблюдение определенного алгоритма, последовательности протекания операций. Процедуры и операции могут включать использование как экономических рычагов (прибыль, цена, заработная плата и т.д.), так и правового механизма. Но в любом случае они всегда связаны с воздействием на сознание и поведение людей, обеспечивая устойчивость организации.

Технологизация культуры как элемент человеческой культуры возникает двумя путями: «вырастает» в культуре эволюционно, постепенно или строится как искусственное образование, главная функция которого – соединение науки и практики .

В этом смысле социальные технологии учитывают, с одной стороны, характер и показатели развития глобальных процессов современного мира (развитие средств коммуникации, информации, компьютеризация, интернационализация научной, культурной, образовательной практики, рост взаимозависимости производственно-экономической и духовной жизни и др.), а с другой – специфику национально-культурного развития населения, региональные особенности образа жизни людей, их общественной организации, традиции взаимодействия в исторически определенных социокультурных условиях. Технологическая культура невозможна без выявления закономерностей самоорганизации и дезорганизации социально-экономических процессов, использования их с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей. В технологической культуре важен учет социально-психологических явлений, которые нередко соединяют в себе противоречивые, а иногда и взаимоисключающие черты. Поэтому управление предполагает выявление этих ограничивающих или препятствующих факторов и предусматривает их учет, устранение или по крайней мере нейтрализацию. Все сказанное может быть отнесено к таким, например, явлениям, как национальные и групповые пережитки, предубежденность человека, базирующиеся часто на случайных факторах.

Технологическая культура проявляет себя в сфере управления экономическими, социальными, политическими и духовными процессами, в процессе совершенствования исследовательской работы, интеллектуальной деятельности, в образовании, воспитании, художественном творчестве. Но технологическая культура, являясь частью культуры, элементом творчества, – в большей мере продукт науки управления, ее неотъемлемый элемент. Поэтому новизна социальной технологии прежде всего определяется ее наукоемкостью.

Технологическая культура должна отвечать и за то, что реализуется в процессе ее осуществления. В научной литературе обсуждается идея управления по результатам и высказывается неудовлетворенность американской системой управления по целям (доход, прибыль, капитал).

В понятие результат все в большей мере включаются человеческий фактор, творческие способности, развитое мышление, развитие организации, самоуправление, укрепление межличностных контактов, и, что особенно важно, отрабатывается механизм получения социальной части результата. Этот механизм включает не управление людьми, а создание условий для свободного развития умственных и физических сил человека, повышение уровня организации социальной системы, качества жизни, стимулирование труда не декретами, инструкциями, а самим трудом, его творческим содержанием, материальными и моральными факторами. Причем очень гибко в эту систему вплетаются общечеловеческие ценности, в определенной мере сглаживающие противоречия капитала.

Внедряемые на Западе системы социального управления, в том числе и по результатам (финский опыт), не только направлены на достижение социального результата, но и управленчески-организационно обеспечивают его достижение, имеют технологическую проработку, которая предполагает доверие к работнику, уважение к его творческому потенциалу, готовность к сотрудничеству и способствует средствами планирования, нормативными документами их проявлению и развитию. Технологическая культура обеспечивает практическую реализацию социальных резервов, освоение социальных ситуаций путем принятия и осуществления конкретных социальных решений, соответствующих уровню решений технико-технологических задач.

Все это позволяет сделать вывод, что технологическая культура – это органическая часть общей культуры, которая стремится в своем содержании интегрировать достижения технических и гуманитарных наук, применять интегрированные принципы не только к изучению социального пространства, но и к активному его обустройству в соответствии с целями развития социальных систем, смыслом человеческого существования. Важным компонентом этой культуры является инновационный тип мышления, который характеризуется конструктивностью мышления. Акцент в мышлении, поведении и практическом действии смещается на то, как получить конечный социальный результат, какими методами и средствами оптимизировать социальные действия, как правильно использовать творческие возможности, имеющиеся потенциалы (общества, социальной организации, личности и др.). XXI век, по прогнозам экспертов, должен стать гуманитарным. Механизм формирования технологической культуры открывает пути органического вхождения гуманности в естественно-научное пространство, в хозяйственную жизнь общества, управленческие структуры и обеспечивает взаимообогащение разных видов культуры. Важнейшим компонентом этого механизма является изменение стиля мышления, которое постепенно становится концептуальным (гуманитарным), стратегическим и конструктивным, технологическим, находящим пути и средства решения все усложняющихся социальных задач .

Литература

1. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С.823.

2. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996. С.21.

3. См.: Уткин Э.А. Человеческий фактор и интенсификация производства. М., 1986. С.4; Труд, контакты, эмоции. Л., 1980. С.28.

4. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. С.235.

5. Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1983. С.48.

6. Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления // Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М., 1989. С.95.

7. См.: Патрушев В.И. Информатизация и технологизация социального пространства: Сб. М., 1994.

8. Толковый словарь по социальным технологиям. М., 1994. С.211.

9. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976. С.183.

10. См. подробнее: Дудченко B . C . Инновационные игры. Таллинн, 1989.

11. Социальные технологии. Толковый словарь. М. – Белград, 1995. С. 218.

Сущность и содержание технологической культуры

Технология как культурный феномен

Под технологией в широком смысле понимается организационная сторона любой деятельности. Технологическая культура включает знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Основные формы технологической культуры:

Техника.

Наука.

Инженерия.

Становление и развитие технологической культуры

1.Магические технологии. В них основную роль играют регулятивы (магические), когнитивный аспект (мифологические знания) малоразвит. Знаковый код - больше в действиях, чем в орудиях и предметах деятельности.

2. Рост техники - умений и знаний, предметного инвентаря.

3. Технические знания. Сначала - о правилах, затем - о свойствах материалов и приспособлений. Описание, без объясняющих теорий.

4. Сближение технических знаний с теоретической наукой. Возникновение технических наук. Техника становится «научной» - создаваемой с помощью науки.

5. Появление инженерии как звена, соединяющего технику с наукой.

6. Сближение науки с практикой - ориентация науки на решение практических задач, переход ее из сферы духовной культуры в область технологической культуры.

Техника представляет собою материальное «тело» технологической культуры, наука - ее интеллектуальную «душу», а инженерия - ее деятельное, волевое начало, подчиняющее «тело» «душе».

Особенности технологической культуры:

1.Нацелена на вопросы: что? (знание) и как? (регулятивы).

2. Утилитарный характер (в противоположность духовной культуре).

3. Играет подчиненную, служебную роль по отношению к духовной и социальной культуре.

4. Является всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности (в любом деле есть технология).

Приложение 443

5. Эволюция от мистики (магии) к рациональности.

Техника - любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели (всегда артефакт, нечто, искусственно созданное).

Предметная - материальные средства человеческой деятельности.

Исполнительская - способы, приемы, мастерство выполнения действий (технология).

Различия между приводными и техническими объектами:

Функции техники в культуре

1. Создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры.

2. Средство приложения достижений культуры к решению практических задач - ответ на «социальный заказ» культуры.

3. Создание инструментария культуры - средств и способов деятельности.

4. Техника является культурным кодом, «аккумулятором информации», средством ее хранения и передачи.

Образ техники в культуре

Образ техники - существующее в культуре представление о ней.

♦ В первобытной культуре: наделяется магическими свойствами.

♦ В античные времена: творение разума, изобретательский талант - дар богов.

♦ В религиозной культуре Средневековья: данное Богом условие человеческого бытия; технические новации осуждаются как попытки отойти от установленных Богом канонов.

♦ С эпохи Возрождения на технику начинают смотреть как на важнейший фактор общественного прогресса.

♦ Волна негативного отношения к технике в первой трети XIX века (луддизм).

♦ Национальные различия образа техники.

♦ В России чужая, «басурманская» техника вызывает подозрение и недоверие у крестьян.

♦ После Октябрьской революции - восхваление могущества техники.

♦ В XX веке - борьба двух тенденций - техницизма (технофилии антитехницизма (технофобии ). Техницизм изображает технику как благо, антитехницизм - как зло.

Приложение

Опасности технического прогресса:

1. Обеднение духовной жизни человечества.

2. Превращение человека в раба техники.

3. Разрушение природной основы человеческого бытия, человек - не часть природы, а ее господин.

4. Опасность самоуничтожения человечества вследствие неосторожного обращения с техникой.

5. Угроза самоотравления человечества в результате использования искусственных заменителей.

Пути преодоления негативных тенденций технического прогресса:

1. Развитие науки и инженерии.

2. Развитие духовной и социальной культуры.

3. Совершенствование системы управления обществом.

Наука

Наука - три смысла:

♦ особая совокупность знаний;

♦ особый вид деятельности;

♦ особая отрасль общественного труда.

Научное знание - его особенности:

1. Рациональность всех положений и выводов; все должно быть доступно пониманию разумом, а не верой.

2. Объективность, безличность; истина не зависит от убеждений и предубеждений.

3. Воспроизводимость и проверяемость результата любым исследователем в аналогичных условиях.

4. Логическая строгость, точность и однозначность.

5. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука - логически упорядоченная система.

Научная деятельность

Главный вид - исследовательская. Другие виды: сбор информации по теме исследования, подготовка необходимого оборудования, оформление результатов исследований и т. п.

♦ Средства научной деятельности: приборы, инструменты, экспериментальные установки, нормы и идеалы описания и объяснения, обоснования и доказательства, построения и организации научного знания.

Наука как отрасль общественного труда

Учреждения и организации - институты, лаборатории, академии...

♦ Система научных коммуникаций - научные издания, журналы, патентная служба, конференции...

Приложение 445

♦ Дифференциация профессий и специальностей.

♦ Наука как рынок. Продажа знаний. Конкуренция.

Периодизация развития науки

1. Iвек до н. э. - XVI век н. э. - период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе.

2. XVI-XVII века - эпоха научной революции. Формирование основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гук, Лейбниц, Ньютон.

3. XVIII-XIX века - классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук, наука становится двигателем прогресса.

4. XX век - постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX-XX веков потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со 2-й половины XX века - огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращение сроков от открытия до применения.

Социокультурные ориентиры науки

Истина и польза. Ученому нужна истина, обществу нужна польза.

Автономия и социальный контроль. Автономия науки - для свободы выбора тем, методов, целей исследования - условие ее развития. Но социальный контроль - чтобы исследования не наносили вреда обществу.

Нейтрализм и социальная ответственность. В прошлом идеологическая нейтральность ученых в вопросах религии, этики, политики спасала науку от внешнего давления. Ныне необходима социальная ответственность ученых за последствия их деятельности.

Отношение общества к науке

До Нового времени наука в общественном мнении - занятие чудаковатое и непонятное.

♦ В современности: реальная сила, движущая развитие современной цивилизации, - рационализм, техницизм, сайентизм. Иррационализм и мистика, технофобия и антисайентизм - реакция на эту силу.

Инженерия

Специфика инженерной деятельности

Практическая деятельность - знание применяется для изменения реальной действительности.

♦ Связана с решением технических задач.

♦ Требует научных знаний.

Инженерия - соединение науки и практики.

Приложение

Историческая эволюция инженерной культуры

Праинженерия. Проектирование и изобретательство примитивной техники. В роли когнитивной основы - мифы (выполнявшие ту же функцию, что и наука).

♦ Инженерия развивается в союзе с искусством, ремеслом, древней наукой как technica ars - искусство созидать новое.

♦ Эпоха Возрождения - развитие инженерного дела (архитектура, горное дело, военное дело, создание оружия), использование научных достижений. Появление инженерных профессий. На смену ремесленно-художественной - рационально-научная инженерия.

♦ В Новое время - рост потребности в инженерах; подготовка инженеров в специальных учебных заведениях; высокий статус инженерной профессии.

♦ XX век: инженерия - одна из самых массовых профессий; повышение уровня технологической культуры и снижение престижа профессии. Стадии развития инженерного дела:

1. Преобладание рецептурного аспекта: инженер знает, как проводить работы; недостаточное понимание сути процессов {почему так, а не иначе).

2. Преобладание предметного аспекта: для обоснования методик: нужно знать, что собой представляет технический объект, какие процессы в нем происходят; повышение роли науки.

3. Повышение значимости человеческого аспекта: учет особенностей взаимодействия техники с людьми.

Сфера современной инженерии

В XX веке - выход инженерии за пределы ее традиционной сферы - промышленного производства: появляются сельскохозяйственная, медицинская, фармацевтическая, генная, зоо- и биоинженерия, экологическая инженерия, социальная инженерия и т. д.

Инженерия в широком смысле

Тенденции развития инженерной культуры: экспансия и универсализация.

Инженерия в широком смысле - любая деятельность, направленная на приложение науки к практике, на развитие техники с помощью научных методов.

♦ С XX века - «постклассическая» инженерия.

Горизонты инженерной культуры

Дальнейшая экспансия и универсализация - выход теоретической базы инженерии за пределы науки, возможно - включение в ее теоретическую базу наряду с наукой также и философии.

Перспективы экспансии инженерной культуры в область творчества.

Виды культуры

Технологическая культура

Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.

Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности.

Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты.

Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие.- М., 1996.-287 с.

Человеческое общество

Проявление различных человеческих качеств, способных преобразовывать окружающую среду, улучшать окружающий мир, -- это и есть то множество культур, которые воплотились в понятии "технологическая культура". С позиции современных понятий о развитии человеческого общества, в поле зрения которого рациональные способности человека, его творческий подход ко всему, что его окружает, его творческое самовыражение, понятие "технологическая культура" олицетворяет новый слой культуры, указывающий на высокий уровень способностей и научных знаний в осуществлении человеком любого технологического процесса или проекта как в социальной, так и в производственной сферах деятельности. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996. - 325 с.

Система технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе

Одной из важнейших целей системы технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе является воспитание потребности в овладении ими системой научных знаний. На основе научного знания рождаются новые технологии, ведущие к изобилию и процветанию общества. В свою очередь, стандартософия, совместно со стандартизацией должны обеспечить создание и внедрение в практику эффективных инструментов воздействия на производства, на процессы ресурсорасходования и ресурсосбережения, на совершенствование социумов и на защиту сфер существования от всевластия техники.

Непрерывность образования, как явление технологизации общества и распространения научных знаний, стали ведущим фактором развития, расширили сферу применения технологии.

Овладеть технологической культурой в условиях технологического образования означает овладеть функциональными методами и способами усвоения технологических знаний, необходимых во всякой деятельности, т. е. алгоритмом преобразовательной деятельности. Являясь интегративной основой технологического образования, он включает в себя два основных компонента - процесс проектирования и процесс изготовления.

Воспитание технологической культуры человека в учебном процессе связано и с этической проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его нравственности, разумности и ответственности. Технологическая культура -- это еще и этика, это новая философия, философия нового видения мира. Стандартософии может стать объединяющей и централизующей усилия наукой об оптимальных взаимодействиях различных аспектов технической цивилизации между собой и с окружающей средой и будет способствовать установлению возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации между собой и с окружающей средой с установлением возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации во взаимосвязи с атмо-, гео-, био- и ноосферами. В свою очередь, стандарт станет документом, систематизирующим знания о действительности, так как гигантские перемены, произошедшие с нашей планетой, со времен каменного века касаются особенно экологии, а в последние десятилетия и биологии. Последствия технологической деятельности человека на планете (например, парниковый эффект, природные катаклизмы, загрязнение водоемов, вследствие разлива нефти и др.) требуют как установления строгих правил, так взвешенных, разумных действий человека. Галенко С.П. Концептуальные основания политики образования в России// Культура.- Цивилизация.- Образование.- Тверь, 1996. - 81 с.