Влияние культуры на развитие человеческого общества. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей. Патриотизм. Правовая культура как основной способ борьбы с коррупцией

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

Социальный антрополог Клиффорд Гиртц называет культуру системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции, которые служат для управления поведением. Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: не обусловленное моделями культуры поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям. В своих работах Гиртц обосновал, что такие институты культуры, как ритуал, миф и искусство, должны рассматриваться не как отображение социальной структуры, а как отдельные символические системы. Он подходит к культуре как к системе символов, значения которых направляют и регламентируют социальное поведение людей. Например, символ брачного статуса - обручальное кольцо - сигнализирует другим людям о семейном положении человека и тем самым заставляет учитывать этот факт в развитии социальных отношений.

Какие элементы культуры дают исследователю возможность проникнуть в ее целостность? Гиртц считает, что в каждой культуре имеются ключевые слова-символы, значение которых открывает доступ к пониманию целого.

Каждое человеческое общество имеет собственную специфическую культуру, или социокультурную систему, в некоторой степени совпадающую с другими системами. Различие социокультурных систем связано с физическими условиями и ресурсами; диапазоном возможностей, свойственных различным областям деятельности, типом языка, ритуалов и традиций, изготовления и использования инструментов; степенью социального развития общества. На отношения, ценности, идеалы и верования индивида очень влияет культура, в которой он живет, и конечно, индивид может жить или перемещаться в рамках нескольких различных культур.

Какие элементы можно выделить в составе культуры?

Культуру обычно подразделяют на материальную и нематериальную. Материальная культура включает физические объекты, созданные человеком (артефакты), - машины, книги, дома и т.д. Артефакты имеют символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

В нематериальную культуру входят правила, образцы, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык. Это тоже артефакты, но существующие в сознании и поддерживаемые человеческим общением.

К базисным элементам духовной культуры относят мифы, обычаи, нравы, законы и ценности. Обычаи, нравы и законы образуют нормативную систему культуры, предписывая членам общества нормы социального поведения. Ценности дополняют нормативную культурную систему, указывая (но не предписывая), что должно сохраняться и почитаться в культуре.



Миф - главная составляющая человеческой культуры. Миф можно определить как имагинативное (оформленное) символическое повествование о происхождении и конце мира, жизни и смерти, в центре которого находятся боги, герои или события.

Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками (гостеприимство, празднование Рождества и Нового года, уважение к старшим). Нравы - обычаи, приобретающие моральное значение (самые уважаемые и освященные обычаи).

Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в конституционном порядке.

Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей убеждения о том, что такое добро, справедливость, красота и т.п.

А. Кребер и К. Клакхон писали: культура состоит из внешних и внутренних норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов, она возникает в результате деятельности групп людей. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой - как ее регуляторы 1 .

Есть ли различие между социальным и культурным?

Американский исследователь, Толкотт Парсонс провел очень четкие различия между социальным и культурным. Под социальным он понимал реальную социальную жизнь - процессы, события, факты, а культурное, по его мнению, - это то, как люди воображают социальную жизнь, или представления о реальности. Анализируя культурные процессы, Парсонс ввел понятие генерализованной ценности - господствующих идейных представлений. В современном обществе западного типа это «свобода», «демократия», «личность».

По мнению Парсонса, производство и социальные отношения выполняют в обществе мужскую функцию - дестабилизируют, разрушают стереотипы, движут общество вперед, а культура выполняет женскую функцию, обеспечивая трансляцию, наследование, стабильность, консервацию общественных отношений.

Социологи также выявили, что только на определенных этапах цивилизационного развития доминирует материальное, определяя культуру и способ жизни общества в целом; в более высокоразвитых обществах доминирует культура.

Какие социокультурные суперсистемы выделяет П. Сорокин?

В работе «Социальная и культурная динамика» П. Сорокин, тщательно проанализировав различные аспекты человеческой культуры - искусство, образование, этику, законодательство, военное дело, предложил разделить ее на два противоположных, взаимно несовместимых типа. По его словам, каждый тип культуры имеет свою собственную ментальность; собственную систему знаний, философию и мировоззрение; свою религию и стандарты «святости»; собственные представления о том, что правильно неправильно; форму искусства и литературы; собственные мораль, законы, нормы поведения; доминирующие формы социальных отношений; собственную экономическую и политическую организацию; и наконец, свой собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением. Сорокин выделяет два противоположных культурных типа - умозрительный и чувственный. Это идеальные типы, которых не найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма обозначается как «идеалистическая».

Умозрительная культура характеризуется следующими признаками: 1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, дао, Брахма), она вечна и неизменна; 2) потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности); 3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот. Отсюда вытекают по меньшей мере два вывода: истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), поэтому она абсолютна и вечна; идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, слияние с Брахмой).

Чувственная культура характеризуется прямо противоположными признаками: 1) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется: «Становление, процесс, изменение, поток, эволюция, прогресс, трансформация»; 2) потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные (голод и жажда, секс, убежище, комфорт); 3) для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение. Отсюда также вытекают два вывода: истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, поэтому она имеет временный и относительный характер, идея добра коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), поэтому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.

Промежуточная, идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность и материальна, и сверхъестественна, а потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения. Короче, «признавая идеальный мир высшим, она не объявляет чувственный мир простой иллюзией или негативной ценностью; напротив, поскольку чувства находятся в гармонии с идеальным, они обладают позитивной ценностью».

На основе этой типологии Сорокин предложил периодизацию исторического процесса (см. таблицу). Принципом периодизации является смена доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.

Как взаимодействуют культуры?

Социологи напрямую связывают существование культуры и общества, поэтому анализ культурных систем следует проводить с учетом тех же стратификационных различий, что и для социума. Таким образом, можно выделить культуры:

1) цивилизационные (относящиеся к метаобществам, породившим в определенные периоды своего развития своеобразные культурные парадигмы развития многих этнических и национальных культур);

2) региональные (относящиеся к метасоциумам, разным обществам, объединенным природной и территориальной близостью условий проживания);

3) национальные (относящиеся к полиэтничным странам наиндустриальном и более позднем этапах развития);

4) групповые (относящиеся к определенным социальным стратам и субстратам, т.е. общностям и подобщностям в структуре общества);

5) семейные (относящиеся к разным типам семьи).

Эти культуры характеризуются сложным иерархическим и горизонтальным взаимодействием. Их взаимопроникновение, сосуществование или разнообразные драмы отторжения возможны на всех уровнях: от межсемейного («Монтекки» и «Капулетти») до межнационального и цивилизационного (пресловутая «американизация»).

По мнению X. Ортега-и-Гассета, взаимодействия культур в принципе могут быть:

1) нейтральными, когда они сосуществуют, не мешают друг другу и не смешиваются;

2) альтернативными, или контркультурными, когда культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая экспансивно стремится занять доминирующее положение и насадить в общности свои ценности и стандарты;

3) конкурентными, состязательными, когда в процессе саморазвития и борьбы за прозелитов (привлеченных новых приверженцев) культуры могут смещаться в область альтернативностии конфликтных отношений.

Американский социолог, этнограф, социальный психолог, историк Маргарет Мид в ходе изучения культурного отбора при столкновении культур (преимущественно примитивных и современных) анализировала процессы ассимиляции (культурного поглощения), аккомодации (вынужденного приспособительного освоения языка другой культуры) и культурного отбора (избирательного добровольного освоения ценностей другой культуры). В результате исследования она выяснила, что восприятие новой культуры происходит только в том случае, если у обеих культур существовал общий прототип; в противном случае ассимиляция или культурный отбор невозможен.

Этот вывод приводит к мысли о путях социокультурной трансформации современного российского общества. При этом надо помнить, что российское общество - мобилизационного типа. Для ^возрождения ему нужны общенациональные ценности и общественная идеология, а «Пролетарии всех стран...» или «Самодержавие, православие и народность» уже не очень подходят (к историческим «реалиям», как теперь просторечно выражаются вожди).

Социальная культура - это ценности. Идеология - это ценности, собирающие, консолидирующие и мобилизующие на действия, позволяющие выбираться из состояния разброда и шатания, обретать общую реальную перспективу. Российское общество переживает «смутные» времена социального дробления и самовыживания. Разработка новой государственной идеологии станет отправным пунктом начала стабильного, осмысленного, целенаправленного и ответственного социального развития общества, когда управляющая элита сможет сказать народу (как в исторически уже отдаленные, но еще памятные времена): «Цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!»

Понятие культура - явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность, состояние нравов и т.д. Такое многообразие проявлений культуры не могло не отразиться на характере определения этого феномена.

Понятие культуры употребляется для характеристик исторических эпох (например, античная или средневековая культура), народностей (культура инков), наций, специфических сфер жизни или деятельности (культура труда) и т.д.

Отсюда различные концепции культуры, а значит, ее определения, которые в той или иной мере отражают конкретный предмет познания, соотнесенный с "носителем" культурного элемента. Например, культура общения, языка, образа жизни и т.д.

Итак, одно из понятий культуры - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности, а также в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях.

Различают материальную и духовную культуры. Однако это различение относительно, возможно только в абстракции, так как материальная культура, будучи в отличие от явлений природы делом рук и умов человеческих, содержит, следовательно, и духовные, нравственные, эстетические элементы.

Влияние культуры на развитие личности.

Свеклин Андрей Петрович, Свеклина Юлия Александровна

Культура никогда не остается неподвижной: она возникает, развивается, деградирует, она распространяется из одной страны в другую, передается от прошлых поколений будущим. Культура описывает изменения или модификацию черт общества во времени пространстве. Это сложный процесс, происходящий непрерывно. Давайте рассмотрим влияние культуры на развитие личности человека.

Немного из истории. Культура неразрывно связанная с социализацией дала толчок к развитию человечества. В промежутке между 100 000 и 75 000 лет тому назад появился более «современный» вид homo sapiens, который эволюционировал к 40 000 году в homo sapiens sapiens. С тех пор тело и мозг существенно не продвинулись вперед. Более выразительными стали жесты и манеры поведения, язык и речевой этикет, формы одежды, закрывающей тело, и прически, украшающие человеческую голову. И это лишь немногие штрихи, указывающие на то, как далеко продвинулась человеческая культура с того самого момента, как человек перестал совершенствоваться биологически.

Культура очень сильно повлияла на развитие человечества, но и еще заметное влияние она оказала на развитие личности человека, ведь культура и личность неразрывно связаны. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности. Общее историческое прошлое, историческая память, пространственно-временные концепты, групповая совесть, мифология, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы - вот далеко не полный список тех факторов, которые влияют на формирование личности в культуре. С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре и придает ей динамику.

Безусловно культура двигатель развития человечества, но здесь проявляется ее двойственный эффект влияния на личность человека. Так, известный австрийский психолог и основатель психоанализа З. Фрейд говорил о том, что человек подавляет в себе первоначало, соблюдает законы, принимает моральные нормы и правила, а признаки бессознательного прячет в себя. Фрейд рассматривает культуру как репрессивный механизм. Часть внутреннего мира Сверх-Я с его жесткими ограничениями - результат культурного процесса, тех новых запретов в сфере влечений, которые порождаются спецификой человеческого общежития. Люди становятся невротиками в результате прессинга культурных и моральных норм. Однако, порождая ограничения, культура создает возможности трансформации запретных влечений, которые Фрейд именует сублимацией, подразумевая под нею возвышение, «возгонку», облекание отвергнутых культурой желаний в приемлемую, одобряемую форму. Такими видами сублимации являются религия и искусство.

Схожее мнение имела и К. Хорни. Она указывала на то, что жизненные условия в каждой культуре порождают некоторые страхи. Она говорит, что человек может быть подвержен страхам, что они навязываются каждому индивиду, живущему в данной культуре, и что никто не может их избежать. А также мотивационные силы и конфликты не одинаковы в разных культурах.

Однако без культуры трудно себе представить полноценное развитие личности человека, поскольку через передачу культурного опыта может осуществляться социализация человека, овладение языком, моделями поведения и т.д. Так, великий отечественный психолог Л. С. Выготский говорил о том, что в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. Культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании и употреблении знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции; заключается именно в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, и какими являются язык, письмо, система счисления и другие.

Положительное влияние культуры рассматривает социология. При социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Здесь в значительной мере отождествляется функционирование общественных институтов и подсистем культуры (материальной, политической, духовной). Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе.

В ряде концепций подчеркивается роль культуры как источника информации в единстве с ее обработкой, интерпретацией и трансляцией. Культура рассматривается и как механизм передачи социального опыта, отличный от докультурного.

Следует заметить, что элементы культуры активно используются при оказании психологической помощи, и примером может служить сказкотерапия. Еще в давние времена, сказка выступала не только мерилом готовности к инициации, но и своеобразным «профориентационным тестом»: по реакции на содержащиеся в ней определенные раздражители выявлялась «божественная принадлежность» к той или иной сфере деятельности. До сих пор сказки являются средством нравственного воспитания, поскольку они предлагают модели поведения, которые могут быть наиболее подходящими на разных этапах культурного развития общества.

Давайте рассмотрим, как пример сказкотерапии, всем известную сказку «Колобок» и познакомимся с ее интропретацией.

Итак, каждому из нас с детства известно содержание сказки «Колобок». И, наверное, каждый хоть раз задумывался о ее значении. И чаще всего мысль останавливалась на том, что находится на поверхности, то есть на моральной стороне. Моральный смысл этой сказки часто используется воспитателями детей. В такой интерпретации: Колобок – это маленький ребенок, который поскорее желает узнать устройство жизни. Его дорожка в лесу, по которой он катится, ни что иное, как жизненный путь с испытаниями. Самый главный урок этой сказки в том, что Колобок, не спросив разрешения взрослых, ушел из дома. Для более взрослого ребенка, например младшего школьника, к этим первым урокам добавляется новый. Заключается он в том, что придет время, и ты сам отправишься исследовать мир, и на пути тебе будут встречаться разные типы людей. Сказка предупреждает, что есть люди-зайцы, люди-волки, люди-медведи, а еще есть самые сложные – люди-лисы. Будь внимателен, изучай людей, приглядывайся к ним, меняй свои позиции, общаясь с каждым из них, но держи в себе свой стержень, свою изюминку. Так, дети увидят в метафоричном сюжете сказки и прочувствуют жизнь ее главного героя, это им ближе и понятнее, чем просто слова взрослого человека.

Подводя итог, можно сказать, что культура оказывает огромное влияние, как на все общество в целом, так и на личность человека. Важно отметить, что культура может представлять нам ресурсы для разрешения проблем, в частности, психологических. Однако стоит вопрос о правильности их использования. Так же культура-это зеркало человеческой души, отражающее всю его деятельность, все хорошее и все плохое. Хорошим примером этому, может послужить роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея". Где культурным воплощением человеческой души является портрет молодого человека, который отражает все его деяния. Принимая все это во внимание, чтобы сделать мир лучше, на что нужно повлиять: на человека, на культуру или на то и другое сразу?

Литература

    Бердникова А, психолог - Журнал «Мама и малыш» №11, 2006.

    Вачков И. В. Введение в сказкотерапию. – М. Генезис, 2011г.

    Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18

    Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002.- 496с.

    Культурология: Учебное пособие / Под ред. Проф. Г. В. Драча. – М. – Альфа-М, 2003, - 432 с.

    Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.

Введение

Человек существо социальное. Наше поведение диктуется генетической предрасположенностью, средой или неким, единственным в своем роде, сочетанием множества факторов.

Культура относится к набору ценностей, идей, артефактов и других значащих символов, которые помогают индивидуумам общаться, а также интерпретировать и оценивать друг друга как членов общества. Акимова М.К. Психология. Учебное пособие. - Москва: «Педагогика», 2000г. - с. 95

Социальное развитие человечества хорошо изучено, и его закономерности сформулированы историческим материализмом. Спонтанное развитие социальных форм через общественно-экономические формации присущи только человеку, находящемуся в коллективе, и никак не связано с его биологической структурой. Вне этноса нет ни одного человека на Земле. Этническая принадлежность в сознании человека - явление всеобщее.

Нормы и ценности отдельных групп или микрокультур называются этническими моделями, которые воздействуют на многие сферы жизни, включая сферу воспитания, в том числе творческого.

Определение этнической принадлежности - это процесс отождествления себя и других людей с помощью этнических ярлыков. Например, субъективные атрибуты отражают этническую самоидентификацию человека. Объективное определение этнической принадлежности основывается на социокультурных критериях.

Цель, стоящая перед нами в данной работе, - рассмотреть этно-культурный компонент - как возможность реализации творческих способностей ребенка в музыкальном воспитании.

Задачи работы - изучить проблему влияния общественной среды на человека; рассмотреть, что представляет собой этно-культурный компонент и как он влияет на развитие творческих способностей ребенка.

Проблема влияния на человека общественной культуры

Одним из первых исследователей, обративших внимание на влияние культуры и подчеркнувших ее значение, был Б. Саймон в 1958 году. Б.Саймон особенно резко подчеркнул, что оценки испытуемых, которые получает исследователь, прежде всего отражают не их подлинные возможности, а те социальные условия, в которых они родились и выросли. В качестве примера приводится ряд вербальных тестов с использованием слов, значение которых должен знать ребенок, чтобы хорошо ответить на вопросы теста. Используемые в тестах слова лучше известны одним детям, хуже другим, а иным они совсем на известны. Таким образом, дети, которые не имели возможности много читать или развивать разговорную речь, оказывались в невыгодном положении. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. Под редакцией Гуревича К.М. - Москва: «Педагогика», 2000г. - с.11

Исследование Б. Саймона относится только к английским детям, то есть детям, воспитывавшимся в одной национальной культуре, несмотря на все ее разнообразие. Естественно, что эти свойства тестов становятся ярче, когда объектами диагностики становятся представители различных этнических групп, разных национальных культур, а также лица иной общественной среды. В последние годы расширяются диагностические исследования, охватывающие детей и взрослых, которые воспитывались и формировались в условиях, отличающихся от тех, которые в целом называют европейской культурой, например, представителей некоторых африканских этнических групп.

На формирование индивидуально-психологических различий между людьми влияют социально-экономические и культурные факторы. Не исключается также роль наследственности. Выявленные особенности людей рассматриваются как продукт совместного действия среды и наследственности.

Теперь рассмотрим более подробно то, как общественная культура влияет на человека и его развитие.

Надо сказать, что в культуру входят как абстрактные, так и материальные элементы. Рассмотрим их различия. Под абстрактными элементами понимаются ценности, убеждения, идеи, типы индивидуальности, религиозные представления. Под материальными компонентами подразумеваются книги, компьютеры, инструменты, здания и т.п.

Культура дает человеку осознание себя как личности и уяснение приемлемых моделей поведения. Важнейшими мировоззренческими и поведенческими аспектами, формирующимися под воздействием культуры, являются:

осознание себя и мира;

общение и язык;

одежда и внешность;

культура питания;

представления о времени;

взаимоотношения;

ценности и нормы;

вера и убеждения;

мыслительные процессы и обучение;

привычки в работе.

Ценности - это объединяющие индивидуумов убеждения или социальные нормы. Нормы - это правила поведения, выработанные группой на основе согласия всех ее участников. Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. - Москва: «Наука», 2001г. - с. 411

Культура передается из поколения в поколение, прежде всего такими общественными институтами, как семья, школа, религия. Предшествующий опыт и общение со сверстниками также являются источниками культурных ценностей. Итак, три института - семья, религия и школа - вносят огромный вклад в передачу и усвоение традиционных ценностей и готовят почву для гармоничного восприятия новых реалий.

Изменения в культурной сфере неминуемо оказывает воздействие на преступность. В свою очередь изменения преступности всегда так или иначе связаны с культурными процессами.

Изменить стандарты поведения людей можно изменением как самой культуры, так и механизмов ее регенерации в социальной среде: передачи элементов культуры от одного человека другому, от поколения к поколению.

А. Изменение культуры - процесс естественный и непрерывный. Культура имеет двойственную природу. С одной стороны она формируется стихийно в процессе взаимодействия этноса с окружающей средой. В этом смысле перед каждым поколением культура предстает как некая данность. С другой стороны, каждое поколение и каждый человек вносит свой вклад в культуру, в процессы ее функционирования.

Факторами изменения культуры могут быть:

Природа;

Уровень развития науки и техники;

Осмысление окружающего мира, сущности и смысла бытия.

Культура может изменяться стихийно: под воздействием природной среды или в связи с научными открытиями и прогрессом в области техники. И целенаправленно - под воздействием сознательной деятельности людей для достижения тех или иных социальных целей. По мере развития общества все более и более просматривается развитие тенденции управления культурными процессами. Возникли такие феномены, как министерство культуры, культурные революции. Управление культурным развитием социума является реальностью.

Одна из целей влияния на культурную среду - воздействие на преступность. Причем далеко не всегда к намерениям тех или иных субъектов относится изменение культуры в целях уменьшения преступности. В любом обществе существуют криминальный и антикриминальный, конструктивный и деструктивный векторы развития культуры. Источники импульсов деструктивного развития культуры могут быть как внешними (вероятный противник, экономические конкуренты), так и внутренними (криминальный мир, компрадорская буржуазия, и иные консорции, для которых культурная среда народа является чужеродной). В этой связи представляют интерес относящиеся к 1945 году размышления Даллеса о реализации американской послевоенной доктрины против СССР: «Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного необратимого угасания его самосознания...Литература, театры и кино - все будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом всякой безнравственности...Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего, вражду и ненависть к русскому народу - все это мы будем ловко и незаметно культивировать. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества».

Трансформация культуры происходит главным образом за счет изменения способов удовлетворения потребностей. Подчас это может изменить и потребностные стандарты. В основном же, изменение иерархии потребностей происходит под влиянием идеологии и религии. При этом необходимо учитывать, что помимо процессов, возможности контролирования которых у общества относительно велики (моделирование определенных элементов культуры, убеждение и принуждение), изменение культуры зависит от готовности общества к восприятию нового. Этот феномен относительно автономен.

Изменение культуры может быть радикальным или постепенным. Они могут проводиться как на макроуровне (общество), так и на миниуровне (группа) и микроуровне (культура отдельной личности). Применительно к масштабам организуемых культурных процессов необходимо иметь в виду следующее. Чем масштабнее задача, тем больше потребуется сил и средств на ее реализацию, тем больше времени потребуется на это, тем серьезнее должна быть подготовка, включающая как теоретическое осмысление проблемы, так и материальную сторону обеспечения, тем выше вероятность того, что конечные результаты не будут соответствовать изначальным целям.

В современной ситуации в условиях взаимодействия и взаимовлияния множества культур при изменении национальной культуры речь идет, как правило, не о возникновении чего-то принципиально нового, а о привнесении в одну культуру элементов другой, в результате чего может возникнуть новая культурная структура, влекущая системные изменения в обществе и образе жизни людей.

Б. Мировая культурная среда чрезвычайно многообразна и полифонична. Существуют культуры, отрицающие преступность, и наоборот - развивающие ее. В этих условиях особую значимость приобретает не столько процесс формирования новых элементов культуры, сколько содействие распространению антикриминальных культур (развитие здоровых национальных традиций, восприятие позитивного извне) и воспрепятствование развитию их антиподов. В данном контексте речь идет об утверждении в обществе позитивного культурного идеала и всемерном распространении его.

Культурный идеал практически невозможно сформулировать во всеобъемлющей форме, но основные его элементы вполне могут быть очерчены:

Развитие духовных потребностей (в том числе и ориентации на высшую справедливость), создание им приоритета в социальной потребностной иерархии;

Исключение элементов, развивающих социальную патологию - культура должна способствовать укреплению здоровья нации, препятствовать социальной дезорганизации и деградации;

Ограничение и постепенное вытеснение насилия и индивидуализма как форм социального бытия.

Механизмы распространения культуры должны контролироваться обществом в двух аспектах:

Поддержка распространения культурного идеала, изыскание средств повышения эффективности функционирования каналов распространения такой культуры;

Ограничение, а в ряде аспектов и запрет на пропаганду антикультуры (всего, что отрицает культурный идеал).

Сегодня в России многие культурные процессы имеют прямо противоположную направленность, антикультура активно внедряется в общественное сознание. Современную ситуацию в нашей стране можно оценить как своеобразное тестирование. Признаками жизнеспособной культуры являются: 1)отторжение элементов, инициирующих разрушение; 2)способность самовосстанавливаться после деструктивных воздействий извне. Способность культуры русского народа к самовосстановлению В.О.Ключевский относит к сущностным характеристикам нашей страны как социального организма: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжело его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу».

Литература по теме

Гердер И. Идеи к истории философии человечества. М., 1977; Долгова А.И. Преступность и общество. М., 1992; Карпец И.И. преступность: иллюзии и реальность. М., 1992; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Поздняков Э.А. Философия политики. М., 1994; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994; Введение в культурологию. В З-х томах. М., 1995. Т.1. ; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997; Криминология. Учебник (под ред. А.И.Долговой) М., 1997; Преступность: стратегия борьбы. М., 1997; Преступность и реформы в России. М., 1998; Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. М., 1998; Преступность и культура. М., 1999.

Раздел IV. Воздействие на отдельные виды преступности

Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью -- приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведенийискусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей -- членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культуры, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Социальные функции культуры

Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

  • - социальная интеграция -- обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);
  • - организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;
  • - обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);
  • - регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура -- непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей,социальных общностей, социальных институтов.

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций в жизни человека и общества. Но относительно числа функций культуры среди культурологов нет полного единодушия. Тем не менее все авторы соглашаются с идеей полифункциональности культуры, с тем, что каждый ее компонент может выполнять разные функции.

Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде. Известно, что приспособление живых организмов к среде своего обитания является необходимым условием их выживания в процессе эволюции. Их адаптация происходит благодаря работе механизмов естественного отбора, наследственности и изменчивости, которые обеспечивают выживание особей, наиболее приспособленных к среде обитания, сохранение и передачу полезных признаков следующим поколениям. Но происходит совершенно иначе: человек не приспосабливается к среде обитания, к изменениям окружающей среды, как другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, переделывая ее для себя.

При преобразовании окружающей среды создается новый, искусственный мир -- культура. Другими словами, человек не может вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную среду обитания, защищаясь от неблагоприятных условий внешней среды. Человек постепенно становится независимым от природных условий: если другие живые организмы могут обитать только в определенной экологической нише, то человек способен освоить любые природные условия за смет формирования искусственного мира культуры.

Безусловно, полной независимости от окружающей среды человек достичь не может, так как форма культуры во многом обусловлена природными условиями. От природных и климатических условий зависят тип хозяйства, жилища, традиции и обычаи, верования, обряды и ритуалы народов. Так. культура горских народов отличается от культуры народов, ведущих кочевой образ жизни или занимающихся морским промыслом, и т.д. Южные народы используют при приготовлении пищи много пряностей, чтобы задержать ее порчу в жарком климате.

По мере развития культуры человечество обеспечивает себе все большую безопасность и комфорт. Качество жизни постоянно улучшается. Но избавившись от прежних страхов и опасностей, человек встает лицом к лицу перед новыми проблемами, которые он создает себе сам. Например, сегодня можно не бояться грозных болезней прошлого -- чумы или черной оспы, но появились новые болезни, такие, как СПИД, от которых еще не найдены лекарства, а в военных лабораториях ждут своего часа другие смертельные болезни, созданные самим человеком. Поэтому человеку нужно защищаться не только от природной среды обитания, но и от мира культуры, искусственно созданного самим человеком.

Адаптивная функция имеет двойственную природу. С одной стороны, она проявляется в создании специфических средств защиты человека -- необходимых человеку средств защиты от внешнего мира. Таковы все продукты культуры, которые помогают человеку выжить и уверенно чувствовать себя в мире: использование огня, запасание пищи и других необходимых вещей, создание продуктивного сельского хозяйства, медицины и т.д. При этом к ним относятся не только предметы материальной культуры, но и те специфические средства, которые человек вырабатывает для приспособления к жизни в обществе, удерживающие его от взаимного истребления и гибели, -- государственные структуры, законы, обычаи, традиции, нормы морали и т.д.

С другой стороны, существуют неспецифические средства защиты человека -- культура в целом, существующая как картина мира. Понимая культуру как «вторую природу», мир, созданный человеком, мы подчеркиваем важнейшее свойство человеческой деятельности и культуры -- способность к «удвоению мира», выделению в нем чувственно-предметного и идеально-образного пластов. Связывая культуру с идеально-образным миром, мы получаем важнейшее свойство культуры -- быть картиной мира, определенной сеткой образов и значений, через которую воспринимается окружающий мир. Культура как картина мира дает возможность видеть мир не как непрерывный поток информации, а как упорядоченную и структурированную информацию. Любой предмет или явление внешнего мира воспринимается через эту символическую сетку, ему находится место в этой системе значений, и он получаст оценку как полезный, вредный или безразличный для человека.

Знаковая, сигнификативная функция (присвоения имен) связана с культурой как картиной мира. Формирование имен и названий очень важно для человека. Если какой-то предмет или явление не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для него не существуют. Дав название предмету или явлению и оценив его как угрожающий, человек одновременно получает необходимую информацию, позволяющую ему действовать, чтобы избежать опасности, поскольку при маркировании угрозы ей не просто дается имя, но она вписывается в иерархию бытия. Приведем пример. Каждый из нас хотя бы один раз в своей жизни болел (не легкой простудой, а какой-нибудь достаточно серьезной болезнью). При этом человек испытывает не только болезненные ощущения, чувства слабости и беспомощности. Обычно в таком состоянии в голову приходят неприятные мысли, в том числе о возможном смертельном исходе, вспоминаются симптомы всех болезней, о которых приходилось слышать. Дело обстоит прямо по Дж. Джерому, один из героев романа которого «Трое в лодке, не считая собаки», изучая медицинский справочник, нашел у себя все болезни, кроме родильной горячки. Иными словами, человек испытывает страх из-за неясности своего будущего, из-за того, что чувствует угрозу, но ничего о ней не знает. Это существенно ухудшает общее состояние больного. В таких случаях вызывают врача, который обычно ставит диагноз и назначает лечение. Но облегчение происходит еще до приема лекарств, так как врач, поставив диагноз, дал имя угрозе, тем самым вписав се в картину мира, что автоматически дало информацию о возможных средствах борьбы с ней.

Можно сказать, что культура как образ и картина мира представляет собой упорядоченную и сбалансированную схему космоса, является той призмой, через которую человек смотрит на мир. Она выражается через философию, литературу, мифологию, идеологию и в поступках человека. Большинство членов этноса фрагментарно осознает ее содержание, в полном объеме оно доступно лишь небольшому числу специалисте в-культурологов. Основой этой картины мира являются этнические константы -- ценности и нормы этнической культуры.

Познавательная (гносеологическая) функция наиболее полно проявляет себя в науке и научном познании. Культура концентрирует опыт и навыки множества поколений людей, накапливает богатые знания о мире и тем самым создаст благоприятные возможности для его познания и освоения. Разумеется, знания приобретаются не только в науке, но и в других сферах культуры, однако там они являются побочным результатом человеческой деятельности, а в науке получение объективных знаний о мире является важнейшей целью.

Наука долгое время оставалась феноменом лишь европейской цивилизации и культуры, а другие народы выбирали иной путь познания окружающего мира. Так, на Востоке с этой целью были созданы сложнейшие системы философии и психотехники. В них серьезно обсуждались такие непривычные для рациональных европейских умов способы познания мира, как телепатия (передача мыслей на расстоянии), телекинез (способность воздействовать мыслью на предметы), ясновидение (способность предсказывать будущее) и др.

Функция накопления и хранения информации неразрывно связана с познавательной функцией, так как знания, информация являются результатом познания мира. Потребность в информации по самым разным вопросам выступает естественным условием жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом. Человек должен помнить свое прошлое, уметь его правильно оценивать, признавать свои ошибки; должен знать, кто он, откуда и куда идет. Для получения ответа на эти вопросы человек создал знаковые системы, которые собирают, систематизируют и хранят необходимую информацию. При этом культуру можно представить как сложную знаковую систему, обеспечивающую историческую преемственность и передачу социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой, а также синхронную передачу информации между людьми, живу- ицими в одно время. Различные знаковые системы помогают человеку не только понять мир, но и фиксируют это понимание, структурируют его. У человечества только один способ сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных знаний -- через культуру.

В качестве средств хранения, накопления и передачи информации выступают естественная память индивида, коллективная память народа, закрепленная в языке и духовной культуре, символические и вещественные средства хранения информации -- книги, произведения искусства, любые предметы, созданные человеком, так как они тоже являются текстами. В последнее время все большую роль стали играть электронные средства хранения информации. Общество также создано специальные учреждения для выполнения данной функции культуры -- библиотеки, школы и университеты, архивы, другие службы сбора и обработки информации.

Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друге другом. Человек не может решить без помощи других людей ни одну сколько-нибудь сложную задачу. Люди вступают в общение в процессе любого вида трудовой деятельности. Без общения с себе подобными человек не может стать полноценным членом общества, развить свои способности. Длительный отрыв от общества приводит индивида к психической и духовной деградации, превращая его в животное. Культура есть условие и результат общения людей. Только благодаря усвоению культуры люди становятся членами общества. Культура дает людям средства общения. В свою очередь, общаясь, люди создают, сохраняют и развивают культуру.

Природа не наделила человека способностью устанавливать эмоциональные контакты, обмениваться информацией без помощи знаков, звуков, письма, и для общения человек создал различные средства культурной коммуникации. Информация может передаваться вербальными (словесными) способами, невербальными (мимика, жесты, позы, дистанция общения, информация, которая передается через материальные предметы, например с помощью одежды, особенно форменной) и паравербальными (темп речи, интонации, громкость, артикуляция, высота голоса и т.п.).

Для общения с другими людьми человек использует естественные языки, искусственные языки и коды -- компьютерные, логические, математические символы и формулы, знаки дорожного движения, а также разнообразные технические устройства.

Процесс коммуникации состоит из трех этапов:

  • - кодирование информации, которая должна быть передана адресату, т.е. перевод се в какую-либо символическую форму;
  • - передача по каналам коммуникации, при этом возможны помехи и потеря части информации;
  • - раскодирование полученного послания адресатом, причем в силу различия в представлениях о мире, разного индивидуального опыта отправителя и получателя сообщения раскодирование происходите погрешностями. Поэтому коммуникация никогда не бывает успешной на 100 %, большие или меньшие потери в ней неизбежны. Эффективность коммуникации обеспечивается рядом культурных условий, таких, как наличие общего языка, каналов передачи информации, соответствующей мотивации, этических, семиотических правил, которые в итоге определяют, кому, что, когда и как можно сообщить и от кого и когда ждать ответного сообщения.

Развитие форм и способов коммуникации является важнейшим аспектом формирования культуры. На ранних этапах истории человечества возможности коммуникации ограничивались прямыми контактами между людьми и для передачи информации им приходилось сближаться на расстояние прямой видимости и слышимости. Со временем люди нашли возможность увеличить дальность коммуникации, например с помощью специальных приспособлений. Так появились сигнальные барабаны и костры. Но их возможности ограничивались передачей лишь нескольких сигналов. Поэтому важнейшим этапом в развитии культуры стало изобретение письменности, позволившее передавать сложные сообщения на большие расстояния. В современном мире все большее значение приобретают средства массовой коммуникации, в первую очередь телевидение, радио, печать, а также компьютерные сети, выходящие на первое место как средство общения между людьми.

В современных условиях значение коммуникативной функции культуры растет быстрее, чем любой другой функции. Развитие коммуникативных возможностей приводит к стиранию национальных особенностей и способствует формированию единой общечеловеческой цивилизации, т.е. процессам глобализации. Эти процессы в свою очередь стимулируют интенсивный прогресс средств коммуникации, который выражается в возрастании мощности и дальнодействия средств связи, увеличении информационных потоков, повышении скорости передачи информации. Наряду с этим прогрессируют взаимопонимания людей, их способность к сочувствию и сопереживанию.

Интегративная функция культуры родственна коммуникативной и связана с тем, что культура объединяет любые социальные общности -- народы, социальные группы и государства. Основой единства таких групп являются: общий язык, единая система ценностей и идеалов, создающая общность взглядов на мир, а также общие нормы, регулирующие поведение людей в обществе. В результате возникает чувство общности с людьми, являющимися членами своей группы, в противовес другим людям, которые воспринимаются как «чужие». В силу этого весь мир делится на «своих» и «чужих», на Мы и Они. Как правило, человек испытывает большее доверие к «своим», чем к «чужим», говорящим на непонятном языке и ведущим себя неправильно. Поэтому коммуникации между представителями разных культур всегда затруднены, велик риск ошибок, порождающих конфликты и даже войны. Но в последнее время в связи с процессами глобализации, развитием средств массовой информации и коммуникации межкультурные контакты укрепляются и расширяются. Этому во многом способствует современная массовая культура, благодаря которой множеству людей в разных странах становятся доступны книги, музыка, достижения науки и техники, мода и т.п. Особенно большую роль в этом процессе играет Интернет. Можно сказать, что интегративная функция культуры в последнее время способствует сплочению не только отдельных социальных и этнических групп, но и человечества в целом.

Нормативная (регулятивная) функция культуры проявляется как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности -- труде, быте, семейных, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях.

В любых человеческих общностях необходимо регулировать поведение составляющих их индивидов для сохранения равновесия внутри самой общности и для выживания каждого отдельного индивида. Продукты культуры, которыми располагает человек, очерчивают поле его возможной деятельности, позволяют прогнозировать развитие различных событий, но не определяют, как должен действовать человек в той или иной ситуации. Каждый человек должен сознательно и ответственно совершать свои поступки, опираясь на нормы и требования к поведению людей, которые исторически сложились в обществе и четко закрепились в нашем сознании и подсознании.

Нормы поведения людей, как разрешительные, так и запретительные, представляют собой указание на допустимые пределы и границы, в которых человек должен действовать, чтобы его поведение получило положительную оценку других людей и общества в целом. В каждой культуре приняты свои нормы поведения. Есть культуры с сильной нормативной стороной (Китай) и культуры, в которых нормативность выражена слабее (европейские культуры). Вопрос о существовании общечеловеческих норм остается дискуссионным.

Посредством норм культура регулирует, координирует действия отдельных людей и человеческих групп, вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, дает рекомендации при решении жизненно важных вопросов.

Регулятивная функция культуры осуществляется на нескольких уровнях:

  • - мораль и се нормы, которые жестко соблюдаются, несмотря на отсутствие специальных контролирующих институтов; нарушение этих норм встречает резкое осуждение общества;
  • - нормами права, которые подробно излагаются в конституции и законах страны. Их соблюдение контролируют специально созданные институты -- суд, прокуратура, милиция, пенитенциарная система;
  • - обычаи и традиции, представляющие собой устойчивую систему поведения людей в разных сферах жизни и разных ситуациях, ставшую нормой и передающуюся из поколения в поколение. Как правило, они принимают форму определенного стереотипа, устойчивы на протяжении столетий при любых общественных изменениях;
  • - нормы поведения человека на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе, включающие широкий круг требований -- от элементарной опрятности и соблюдения правил хорошего тона до общих требований к духовному миру человека.

Аксиологическая (оценочная) функция культуры связана с ее ценностными ориентациями. Культурная регуляция человече- с кой деятельности осуществляется не только нормативно, но и через систему ценностей -- идеалов, к достижению которых стремятся люди. Ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели в соответствии с критерием их полезности для жизни человека и помогают обществу и человеку отделить хорошее от плохого, истину от заблуждения, справедливое от несправедливого, допустимое от запретного и т.д. Отбор ценностей происходит в процессе практической деятельности. По мере накопления опыта ценности формируются и исчезают, пересматриваются и обогащаются.

Ценности обеспечивают специфичность каждой культуры. То, что важно в одной культуре, может быть совсем не важно в другой. У каждого народа формируется своя иерархия ценностей, хотя набор ценностей имеет общечеловеческий характер. Поэтому можно условно классифицировать основные ценности следующим образом:

  • - витальные ценности -- жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила и т.д.;
  • - социальные -- социальное положение, труд, профессия, личная независимость, семья, равенство полов;
  • - политические -- свобода слова, гражданские свободы, законность,
  • - гражданский мир;
  • - моральные -- добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, порядочность, верность, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;
  • - эстетические ценности -- красота, идеал, стиль, гармония, мода, самобытность.

Каждое общество, каждая культура ориентируется на свой набор ценностей, в котором могут отсутствовать какие-то из перечисленных выше ценностей. Кроме того, каждая культура по-сво- ему представляет те или иные ценности. Так, идеалы красоты у разных народов довольно сильно различаются. Например, в средневековом Китае у аристократок в соответствии с существовавшим тогда идеалом красоты должны быть крохотные ступни; желаемого добивались мучительными процедурами бинтования ног, которым подвергались девочки с пятилетнего возраста и в результате которых они становились буквально калеками.

Посредством ценностей происходит ориентация поведения людей. Человек не может одинаково относиться к противополож- ностим, из которых состоит мир, он должен оказывать предпочтение чему-то одному. Большая часть людей считает, что стремится к добру, правде, любви, но то, что одним кажется добром, может оказаться злом для других. Это вновь приводит к культурной специфичности ценностей. Исходя из имеющихся у нас представлений о добре и зле, мы всю жизнь выступаем «оценщиками» окружающего мира. культура атеистический элитарный массовый

Рекреативная функция культуры (психическая разрядка) противоположна нормативной функции. Регламентация и регуляция поведения необходимы, но следствием их является ограничение свободы отдельных индивидов и групп, подавление каких-то их желаний и влечений, что ведет к развитию скрытых конфликтов и напряжений. К такому же результату человек приходит из-за чрезмерной специализации деятельности, вынужденного одиночества или избытка общения, неудовлетворенных потребностей в любви, в вере, бессмертии, интимном контакте с другим человеком. Далеко не все эти напряжения рационально разрешимы. Поэтому перед культурой стоит задача -- создать организованные и относительно безопасные способы разрядки, не нарушающие социальной стабильности.

Самые простые, естественные индивидуальные средства разрядки -- смех, плач, приступы гнева, исповедь, объяснение в любви, разговор начистоту. Специфически культурные коллективные, закрепленные традицией формы разрядки -- праздники и досуг, освобожденный от непосредственного участия в производстве. В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничные нормы жизни, устраивают шествия, карнавалы, застолья. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек, приобщенный к праздничной культуре и умеющий праздновать, испытывает облегчение и радость. Праздники также происходят по определенным правилам -- с соблюдением соответствующего места и времени, разыгрыванием устойчивых ролей. При разрушении этих формальностей и усилении чувственных склонностей физиологическое наслаждение может стать самоцелью и будет достигаться любой ценой; в результате появятся алкоголизм, наркомания и другие пороки.

Ритуалы также представляют собой средства коллективной разрядки и регулируют важнейшие моменты в жизни людей, относящиеся к сфере сакрального (священного) в данной культуре. Среди ритуальных событий -- рождение и смерть, заключение брака, обряды взросления (инициации), особенно важные в первобытной и традиционных культурах. В эту группу входят также религиозные ритуалы и обряды, выполнение которых является одним из лучших способов компенсации, созданным культурой. Для ритуалов характерны особая торжественность, культурная насыщенность.

Также в качестве коллективной разрядки эффективно используется игра, удовлетворяющая влечения символическими средствами. Символика игры создаст особую психологическую установку, когда человек одновременно и верит, и не верит в происходящее, она побуждает его использовать все свои силы и мастерство для достижения цели. Игра позволяет разрядить бессознательные импульсы, запрещенные или невостребованные культурой. Так, во многих играх присутствуют конкурентные, сексуальные мотивы -- спорт, лотерея, конкурсы, танцы. В таких играх, как коллекционирование, реализуются накопительские влечения, оценивающиеся в быту как проявление жадности. Наконец, существуют игры, обыгрывающие значение смерти, -- коррида, гладиаторские бои.

С одной стороны, сегодня можно говорить о гуманизации игр, замене многих развлечений прошлого, таких, как уличные кулачные бои и публичные казни, спортом, телевидением, кино. Но с другой стороны, кино и телевидение показывают в фильмах и программах множество сцен насилия, травмируя психику людей, особенно детей.

Функция социализации и инкултурации, или человекотворческая функция, является важнейшей функцией культуры. Социализацией называется процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества, а инкультурацией -- процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре. Эти близкие процессы возможны только с помощью специально созданных культурой систем воспитания и образования. Вне общества эти процессы невозможны, поэтому из Маугли или из Тарзана никогда не получился бы настоящий человек. Дети, по каким-то причинам вырастающие среди животных, сами навсегда остаются животными.

Процессы социализации и инкультурации предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности, свои природные задатки. Это может быть развитие музыкальных или художественных способностей, математических или технических знаний, того, что может пригодиться в овладении будущей профессией или станет занятием человека в часы досуга.

Социализация и инкультурация продолжаются в течение всей жизни человека, но наиболее важные знания усваиваются в детстве. Тогда ребенок учится говорить на родном языке, усваивает нормы и ценности своей культуры. В основном это происходит автоматически, когда ребенок копирует сначала поведение родителей, а затем -- сверстников, учителей и других взрослых. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.