Понятие и сущность патриотизма. Что такое

Происхождение термина:

Слово «патриотизм» происходит от греческого patris - родина, отечество. В Толковом словаре Владимира Даля указывается, что патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его.

Патриоти́зм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости» и «Марсельеза». С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) - приверженности человеческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику.

Патриотизм - особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают

Патриотизм как общественное явление, прежде всего, относится к области социальной психологии.

Сущность понятия:

1. Философскоая трактовка. В философии сущность патриотизма истолковывается как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к отече­ству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоя­щее, стремление защищать интересы родины».

«Патриотизм – это исторически сложившаяся и диалектически развивающаяся прежде всего на основе материального производства категория социальной философии, в которой отражено положительное отношение людей к своей Родине, включающая патриотическое сознание, деятельность, отношения, организацию и реализующая мировоззренческую, методологическую, коммуникативную, ценностную и другие функции» (см.: Ильичев Н.М «Вестник Российского философского общества», 2003, №3, с.87).

2. Педагогическая трактовка. Педагогическая трактовка качества патриотизма не сводится только к нравственным чувствам. Она включает в себя со­ответствующую потребностно-мотивационную сферу лич­ности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности характери­зуют патриотизм как нравственное качество.

Уровни патриотизма

1. Личностный.

Многоаспектность «патриотизма». Патриотизм – многогранное и многоаспектное явление, представляющее сложный комплекс свойств и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях функционирования социальной системы. На личностном уровне человека-патриота характеризуют такие черты, как наличие устойчивого мировоззрения, нравственных идеалов, соблюдение норм поведения.

На общественном уровне патриотизм можно понимать как стремление усилить значимость своего государства, повысить его авторитет в мировом сообществе.

На уровне отдельного человека патриотизм может быть рассмотрен как один из компонентов его личностной подструктуры и отнесен к области высших чувств и устойчивых личностных особенностей (ценностей, убеждений, норм поведения, критериев оценки социальных явлений).

Как сложное интегральное личностное образование патриотизм включает:

– любовь к Родине;

– бескорыстную преданность и служение ей;

– нерасторжимое единство с ней, идентификацию своих интересов с интересами отечества: быть патриотом – значит соединять свою жизнь с жизнью Родины, свою судьбу – с ее судьбой;

– патриотические чувства, относящиеся к высшим духовным подструктурам человека и предполагающие духовное развитие: Родина – это «духовная реальность», поэтому духовно мертвый человек не может любить свою Родину, быть патриотом;

– наличие активной гражданской позиции, готовность отстаивать интересы своей Родины, действовать во имя сохранения и развития ее благополучия;

– жертвенность, т.е. готовность пожертвовать ради отечества своими личными интересами, в том числе и жизнью; восприятие служения Родине как одной из важных основ своего жизненного самоопределения, святого долга и первейшей обязанности;

– признание Родины в качестве высшей, главной ценности в иерархии системы ценностей личности;

– гордость за свою культуру и достижения своего народа; преклонение перед его святынями, историческим прошлым и лучшими традициями (при одновременной их взвешенной и критической оценке);

– превалирование в человеке общественных ориентации над индивидуалистическими, классовыми или узко профессиональными интересами;

– уважение к другим народам и культурам (Кольцова В.А., Соснин В.А. // Психологический журнал. 2005).

2. Общественный беспредельной и безусловной, то есть не требующей ничего взамен, верностью государству, всесторонняя поддержка правящих политических структур.

Виды патриотизма

А.Н. Вырщиков выделяет следующие разновидности патриотизма:

1. Государственный (державный) патриотизм ставит превыше всего идею служения государству, приоритета государственных интересов над личными, частными интересами гражданина. Для развития государственного патриотизма необходимо знание истории своего государства, воспитания соответствующего правосознания, требующего взаимного уважения прав гражданина и государства.

2. Российский патриотизм как социально-психологический феномен. Вспомним: «Умом Россию не понять…». Он представлен в большей степени на эмоционально-чувственном уровне. Основой российского патриотизма являются понятия Родина, Родина-мать, Отечество. Даже в словах просматривается определённый патернализм – отношение к своей стране как к родителю, а к родителям, самым близким людям, мы относимся с любовью, потеряв её, тоскуем. В этом смысле понятие патриотизм раскрывает духовную основу этого чувства.

3. Национальный патриотизм – основан на истории и культуре конкретного народа. Любовь к своей земле, к своему народу, уважение к культуре через знание истории и знакомство с достоянием народа является условием формирования осознанной национальной идентичности, способствует развитию чувства гордости за свой народ, желание сохранять и приумножать его ценности.

4. Местный патриотизм – проявляется в любви к родным местам, к тому, что принято называть «малой Родиной». Формирование этих чувств невозможно без осознания глубины природных, социальных и духовных связей. Именно с понятия «малая Родина» и начинается, формирование, национального российского, государственного патриотизма. И этот процесс, начинаясь в семье, организованный и целенаправленный характер приобретает в школе, называясь системой и процессом патриотического воспитания. Без патриотов не существует ни одно государство, не сберегаются культурные достижения наций.

Сегодня существуют десятки различных разновидностей патриотизма. Наиболее известными являются:

Полисный патриотизм

Советский патриотизм,

Российский патриотизм,

Военно-политический патриотизм;

Этнопатриотизм;

Религиозный патриотизм

(Основы религиозного патриотизма высказаны словами св. Иоанна Кронштадтского: «Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, поэтому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную». );

Патриотизм цивилизации;

Мессианский патриотизм;

Имперский патриотизм;

Идеологический патриотизм и д.

В 1990-2000-е годы на изломе двадцатого века, в период развала Советского Союза появились такие понятия, как «православный патриотизм», «либеральный патриотизм», «надэтничный патриотизм», «просвещённый патриотизм», «левый патриотизм», «бритоголовый патриотизм», «путинский абстрактный патриотизм» и т.д. Часто в публикациях встречаются и издевательские оценки: «оплаченный патриотизм», «показной патриотизм», «товарный патриотизм», «модный патриотизм», «квасной патриотизм» ((ура-патриотизм) - в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.) и др.

Критика патриотизма

В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное - безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов:

«Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. - Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т. п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет».

Л. Толстой. Патриотизм или Мир?

Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона: Патриотизм - это последнее прибежище негодяя. Однако сам С. Джонсон вкладывал в эти слова совершенно иной смысл, чем Л.Н. Толстой.

Патриотизм - последнее прибежище негодяя


С английского: Patriotism is the last refuge of a scoundrel.
Обычно приписывается Л. Н. Толстому и толкуется неверно: якобы писатель осуждал патриотизм как чувство, достойное только негодяев.
Автор выражения английский поэт, критик, историк литературы и лексикограф Сэмюэль Джонсон (1709-1784), который этой фразой хотел подчеркнуть благородство патриотизма. И даже слово «патриот» он писал не иначе как с большой буквы.
Так, в статье «Патриот» (1774), которая имела подзаголовок «Обращение к избирателям Великобритании», С. Джонсон призывал своих читателей выбрать в английский парламент достойных людей, истинных защитников интересов своей страны, ибо «только Патриот достоин места в парламенте. Никто другой не защитит наших прав, никто другой не заслужит нашего доверия». А патриот, по мнению С. Джонсона, - это тот, «чья общественная деятельность определяется лишь одним-единственным мотивом - любовью к своей стране, тот, кто, представляя нас в парламенте, руководствуется в каждом случае не личными по-
буждениями и опасениями, не личной добротой или обидой, а общими интересами» (цит. по: Литературная газета. 2001. 18-24 апр.).
Таким образом, авторский смысл данного высказывания: не все пропало даже для самого отъявленного негодяя, если в нем еще живо чувство патриотизма, подчиняясь которому он может совершить благое дело, благородный поступок на войне или в мирной жизни. То есть патриотизм для такого человека - последний шанс морально возродиться, оправдать свою жизнь.
Впоследствии выражение было переосмыслено и стало восприниматься как призыв не доверять громким словам о патриотизме и гражданском долге. Но и в первом, и во втором случае не допускает пренебрежительного, уничижительного толкования патриотизма как морали негодяев.

Противоположностью патриотизма обыкновенно считается космополитизм , как идеология всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей». В частности, подобное противопоставления в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами» .

В содержание патриотизма входит четыре основных элемента.

1.Патриотическое сознание – часть общественного сознания, представляющая собой «выжимку» из всех других его частей, имеющих отношение к развитию и защите Отечества и изменяющаяся в зависимости от общественно-экономической формации. Следовательно, патриотическое сознание «присутствует» во всех формах общественного сознания: политическом, нравственном, эстетическом, экономическом, историческом, экологическом, религиозном, атеистическом и т.д. Оно обладает относительной самостоятельностью, то есть способно опережать общественное бытие, отставать от него и пр. Патриотическое сознание может выражаться на обыденном и теоретическом уровнях, что особенно важно учитывать в процессе его формирования у обучающихся.

3. Патриотическая деятельность – все формы служения народу, отечеству

2. Патриотические отношения реализуются в общении между патриотами, направленными на совершенствование всех сторон жизни страны, а также и соответствующего отношения к врагам, порой откровенно выражающим свою агрессивную сущность в отношении русского народа всех россиян.

4. Патриотические организации . К патриотическим относятся все те организации, которые занимаются патриотической деятельностью. Особая роль принадлежит государственным, общественно-политическим и просветительским, особенно учебным заведениям. Естественно, что самые элементарные сведения о патриотизме ребенок получает в семье, в детских садах и яслях. Субъектами патриотического воспитания должны стать все социальные группы, начиная от первичных и кончая народами. Субъектом патриотического воспитания надлежит быть и каждому человеку в отношении себя.

Функции патриотизма:

1. Мировоззренческая . Как известно, мировоззрение представляет собой систему наиболее общих взглядов человека на мир и на свое место в нем. Отсюда ясно, что патриотизм, являясь социальной категорией, способствует формированию мировоззрения.

2. Методологическая . Поскольку метод есть способ духовной и практической деятельности по преобразованию действительности, то и патриотизм, включающий фундаментальные знания, реализует эту функцию.

3. Коммуникативная . Проистекает из того, что патриотизм сплачивает, объединяет людей для решения наиболее кардинальных задач общественной жизни.

4. Регулятивная функция выражается в добровольном выполнении личностью, различными социальными группами патриотических норм и принципов, обусловливающих развитие всех сторон прогресса страны.

5. Ценностная функция выражается в том, что положения патриотического содержания являются теми критериями, которые обеспечивают определенные качества, направленность поступков как отдельных людей, так и различных общностей. Именно благодаря ценностной функции становится возможным выявлять всевозможные антипатриотизмы, запрудившие современные российские СМИ.

1. От понятия патриотизма к патриотическому воспитанию.

Сегодня в нашей стране делается попытка сформировать новую общественную идеологию, в основу которой положены патриотические ценности. Стали появляться новые, современные определения патриотизма, отражающие явления, не зависящее от времени, страны, социально- экономической и политической ситуации.

Патриотизм – это:

чувство привязанности к стране рождения и проживания, выражающееся в готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы;

одна из мощных скреп любой социальной организации, с разложения которой (самопроизвольного или искусственно вызванного) начинается его гибель;

способность восстановить страну как мировую державу;

олицетворение любви к своей Родине, сопричастность к её истории, природе, достижениям, проблемам, притягательным и неотделимым в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющие духовно- нравственную основу личности, формирующие её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

Всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно - нравственный, идеологический, культурно – исторический, военно- исторический и другие компоненты.

А.Д.лопухов в своей работе о сущности патриотизма объединил разные представления о нём. В этом смысле его определение носит интегрированный характер:

«Патриотизм – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих качеств личности, или системное качество:

Социальное чувство (любовь к Отечеству).

Патриотические идеологические установки (выражение интересов своего народа).

Духовная ценность (одна из базовых ценностей общегосударственного уровня).

Критерий и одновременно итог этнической самоидентификации, т.е. осознание личностью своей принадлежности к определённому этносу (необязательно по принципу тождества расы или национальности).

Морально – нравственные установки, патриотическое мировоззрение.

Вектор патриотического поведения, предполагающий готовность личности к практическим патриотическим действиям.»

Таким образом, патриотизм базируется на патриотических духовно- идеологических ценностях и является системно- комплексным качеством личности, обеспечивающим её готовность к патриотическим социальным действиям в интересах общества.

В современной литературе рассматривается не только структура, но и уровни патриотизма:

1. Общегосударственный. На этом уровне патриотизм выражается в конкретной патриотически направленной внешней или внутренней политике государства, преобладании патриотической идеологии.

2. Социально – групповой. В соответствии с ролью и местом в социальном устройстве общества и господствующей в нём идеологией отдельные социальные группы формируют свою систему взглядов, отражающую интересы данной социальной группы.

3. Личностный. На этом уровне формами проявления патриотизма являются патриотические чувства, патриотические духовные ценности, патриотическое мировоззрение , этническая самоидентификация, практическое патриотическое поведение.

Как система качеств личности патриотизм включает в себя 3 основных структуры:

Чувственно- эмоциональную, включающую чувства:

Любви к малой родине;

Веры в силы и возможности своего народа;

Гордости за принадлежности к своей нации;

Осознания величия и роли Отечества в истории;

Готовности к защите Родины;

Сопричастности к проблемам государства и народа;

Взаимной привязанности в рамках этноса, социальной группы;

И другие.

Духовно – ценностную, включающую следующие показатели систем ценностей личности:

Высокую жертвенность на благо Отечества;

Способность ставить интересы Отечества выше личных;

Глубокое уважение к духовно – нравственному наследию народа;

Преобладание в ценностных ориентациях ценностей общегосударственного уровня;

Верность системе национально – конфессиональных духовных ценностей.

Практически –деятельностную, включающую практические действия личности, отражающие его патриотическое сознание:

Готовность реально защищать интересы Отечества с риском для жизни;

Конкретное выражение патриотической позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов;

Преобладание ценностей общегосударственного уровня в списке ценностных ориентаций общества, социальной группы, личности;

Соответствие практических действий декларируемым ценностям и чувствам;

Самоидентификацию личности с определённым этносом и высокую степень внутринациональной сплочённости;

Осознанность национально- государственных интересов и соответствие им массовых социальных действий в обществе.

Если переносить понятия патриотизма в сферу педагогической деятельности по воспитанию у учащихся патриотических качеств, то мы можем увидеть соответствующие направления и аспекты. Прослеживаются следующие содержательные линии:

Национально – патриотическое воспитание - воспитание личности на основе духовно- нравственных и культурно – исторических ценностей своего народа, культурной идентификацией, преемственностью национально – исторических ценностей, формированием национального самосознания;

Гражданско – патриотическое воспитание- формирование глубокого понимания конституционного долга, выстраивание высоконравственного отношения к социально значимым требованиям государства, законопослушность, стремление действовать на благо страны;

Военно - патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная скоординированная деятельность государственных органов. Общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Рассматриваются разнообразные аспекты деятельности по патриотическому воспитанию учащихся:

духовно – нравственный – формирование у личности высоконравственных ценностей, идеалов и готовности руководствоваться ими в качестве поведения;

исторический - познание своих исторических корней, места и роли России в мировом процессе, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов России, героического прошлого предыдущих поколений россиян;

политико - правовой – ознакомление с законами государства, правами и обязанностями гражданина России, понимание смысла происходящих в стране политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве;

психологический – формирование высокой психологической устойчивости личности, готовности к выполнению сложных и ответственных задач, способности преодолевать при необходимости тяготы и лишения в процессе служения на пользу обществу и государству;

профессионально –деятельностный – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально – трудовых качеств.

В связи с этим в настоящее время существует достаточно разнообразные формы и содержание педагогической деятельности по патриотическому воспитанию учащихся в разных образовательных учреждениях. Это разнообразие оправдывается многими условиями, имеющимися в учреждениях, возможностями педагогического коллектива и социальной среды, спецификой целей и задач педагогической деятельности.

культура межнационального общения

совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. К.м.о. является органической составной частью духовной жизни общества, его культуры, в частности культуры человеческих отношений в целом.

Понятие К.м.о. вошло в научный оборот в начале 1980-х гг. В содержательном плане она включает: знание и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения представителей разных этнических общностей; соблюдение сложившихся традиционных интернациональных форм межнационального общения; социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия; способность противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и вражде, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму.

И теоретическая, и практическая функции культуры межнационального общения - способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей. Основными чертами и критериями высокой культуры межнационального общения являются: осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизации общечеловеческих и национальных интересов; нераздельное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к роду человеческому; чувство дружбы между народами страны проживания, единства семьи человеческой; забота о судьбах "малой родины", большой родины, всей планеты Земля; понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества; стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны проживания и всего мира; неразрывный и постоянный интерес к культуре, своего народа, народов страны проживания, мировой демократической культуре; знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов; национальная скромность и забота о достоинстве своей нации, народов стран проживания, всего человечества; глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях, а в перспективе - отказ от привычки различать людей по их национальному и расовому происхождению; правильное понимание национализма как исключительно сложного, неоднозначного и противоречивого феномена; нетерпимость к проявлениям шовинизма и расизма, стремление к овладению и повышению культуры межнационального общения.

Человеку с развитой культурой межнационального общения присущи следующие наиболее типичные черты личности: навыки общения в многонациональном трудовом коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности; уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, к прогрессивным национальным традициям, национальным обычаям; непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма; умение освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах; уважительное отношение к языку народа, на территории которого он проживает.

Терпимость Терпимость означает уважение, принятие и правильное понима­ние богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыраже­ния и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.

Терпимость – это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека. Ни при ка­ких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием пося­гательств на эти основные ценности. Терпимость должны проявлять отдельные лица группы и государства.

Терпимость – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и торжеству права. Терпимость – это понятие, означаю­щее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека.

Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав чело­века, не означает терпимого отношения к социальной несправедливо­сти, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, по­ведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного че­ловека не могут быть навязаны другим.

Воспитание является наиболее эффективным средством преду­преждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свобо­ды, дабы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других.

Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи; в связи с этим необходимо содейство­вать разработке методики преподавания терпимости на систематической и рациональной основе, вскрывая культурные, социальные, эко­номические, политические и религиозные источники терпимости, вы­ступающие в качестве главных причин насилия и отчуждения. Поли­тика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимо­сти в отношениях как между отдельными людьми, так и между этни­ческими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на про­тиводействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчужденно­сти по отношению к другим. Оно должно способствовать формирова­нию у молодежи навыков независимого мышления, критического ос­мысления и выработки суждений, основанных на моральных ценно­стях.

Воспитание толерантности: сущность и средства

Сложные социально-поли­тические условия совре­менной российской дей­ствительности, в том числе об­разовательной среды с ее внут­ренним и внешним простран­ством, актуализировали пробле­му воспитания толерантности все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования.

Воспитание толерантности – общее дело многих го­сударственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и от­ветственность в работе с ними ложится именно на об­разовательную среду, на педагогов – учителей, воспита­телей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др.

Им в этом труднейшем деле остро необходимы:

– во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях;

– во-вторых, представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях;

– в-третьих (и здесь особая и немалая проблема!), толерантность необходима и самому педагогу – во всей неразрыв­ности личностного и профессионального.

О педагогической сущности толерантности

Известно, что толерантность понимается как спо­собность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни. Эта способность формируется у каждого человека как существа со­циального, у каждой общности, неизменно «сопри­касающейся» с другими общностями.

Естественно, не составляют исключения дети и их сообщества (класс, кружок, компания и т. д.). Особен­ность толерантности детей связана с тем, что она скла­дывается с рано появляющейся у детей способностью не только восприятия окружающего, но и своеобраз­ной ценностной селекцией «социальных» впечатлений, оценкой различных факторов окружающего. Толерант­ность – объективно динамичный феномен, за которым -ценностные основания, нравственно-психологические ориентиры, которые тоже динамичны. Так создаются объективные возможности и пространство воспитания, т. е. целенаправленного создания социально-педаго­гических условий изменения личности.

Названные и другие особенности в существенной мере определяются источниками, прямо или опос­редованно формирующими и питающими толерантность ребенка. Среди них на первом месте, разумеется, семья, т. е. живой пример семейных приоритетов: отноше­ний взрослых, их мнений, суждений, поступков. Едва ли не столь же существенны влияния образователь­ной среды ребенка, несущей свои ценности, особую систему отношений, актуальные виды обязательной и свободной деятельности. Весьма действенны и такие источники, как личные впечатления от отдельных лю­дей (память ума и сердца), читаемых книг, потока «об­разцов», навязчиво транслируемых СМИ... Все эти и другие источники и создают, формируют разноплановый и противоречивый жизненный опыт детей, а в нем и их опыт толерантности. Тот и другой, естественно, есть и у педагогов, но среди его источников – профес­сиональное образование и профессиональный опыт.

Опыт толерантности и есть не что иное, как реа­лизованное отношение: множество источников стихийно влияет на формирование толерантности как качества личности и развитие толерантности как свое­образного состояния человека, его действительно­го отношения к тем или иным явлениям жизни. Сти­хийность не исключает направленности. Любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. В этом, собственно, и состоят суть и содержание воспитания толерантности – целенаправленной орга­низации позитивного (преодоления негативного) опыта толерантности, т. е. создания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими – иными по взглядам или поведению – людьми, их сообществами, иначе говоря – со-сушествования разного. Каким бы это разное ни было, в любом слу­чае педагогу приходится быть готовым к нему, а для этого в наибольшей мере знать не только источники, но и факторы, зоны, содержащие саму возмож­ность того, что вызывает необходимость толерантности.

Всякого рода зон, сложных для ребенка, для со­общества детей, а значит и для педагога, немало: религиозная, этническая, психологическая, ценно­стная, коммуникативная, поведенческая... Каждая из них может оказаться реальной сферой возникнове­ния негативизма, отторжения, кажущейся (а то и ре­альной) несовместимости.

Так, в зоне религиозной наиболее вероятны, по край­ней мере, две опасности: сугубо личностная – внутрен­нее или внешнее неприятие верующих, веры в Бога; со­циально окрашенная – неприятие представителей иных конфессий. Еще больший негативный потенциал может быть в зоне этнической: обострившиеся, особенно в последние годы, межнациональные отношения – на уров­не какотдельныхдетей, групп, таки этносов в целом, будь то отношение к беженцам, вынужденным переселенцам, людям «кавказской национальности» или с иным цветом кожи.

Психологическая зона сложна тем, что является самой тонкой, деликатной, по-своему труднодоступной педагогу, ибо связана с порой трудно объяснимым ду­шевным приятием или неприятием ребенком личностных параметров того или иного человека – сверстника или взрослого.

Зона ценностная – приемлемость или осуж­дение значимых смыслов, установок, образцов, испове­дуемых сверстниками (взрослыми), группами сверстни­ков, общественными объединениями; это – сфера миро­воззрения, если допустима такая характеристика дет­ства.

Известные трудности связаны и с зоной коммуни­кативной, когда кто-то не приемлет тот или иной круг общения, особенно вынужденного (в одном классе, круж­ке и пр.) или чью-то манеру общения, его содержание, интонацию, стиль.

Наконец все эти зоны будто пересе­каются, воплощаются в пространстве зоны поведенчес­кой – в реальном проявлении остальных: взаимоотно­шениях субъекта толерантности и различных ее объек­тов. Поведение, образ жизни, жизненный опыт, его орга­низация – основное поле деятельности педагогов, на ко­тором только они и могут практически реализовать свои задачи, обогащая опыт толерантности своих питомцев и, добавим, свой собственный.

Помимо реальных и возможных содержательных границ толерантность имеет и качественные границы, которые педагогу важно знать. Диапазон этих границ широк: от полного приятия, согласия, в широком смыс­ле дружественности в отношении того или иного объек­та – до безразличия, равнодушия, так сказать, прямо­го или опосредованного контакта без отношения (когда глядят и не видят!) – до скрытого или явного непри­ятия людей, мнений, ситуаций, недопустимости мыс­ли о возможном равенстве кого-то с собой, до нетер­пимости, конфликта, в худшем случае – агрессии.

Нельзя не сказать и об этических, ценностных гра­ницах, требующих понимания и особенно четкой нрав­ственной позиции, толерантности педагога в процессе воспитания этого качества у детей. Имеются в виду гра­ницы, за пределами которых то, что требует нетерпи­мости, что должно быть неприемлемо, с чем нельзя рав­нодушно сосуществовать: предательство, преступле­ние, терроризм... Толерантность – не равнодушие, с труд души! Она должна подвигнуть растущего человеке на альтернативу толерантности – действенное непри­ятие, доступную возрасту и статусу реальную борьбу с тем, что антигуманно, а потому неприемлемо, будь те разрушение природы или издевательство над слабым неуважение старости или национальная вражда... Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов... толерантности.

Границы имеют не только внутреннюю, но и внешнюю сторону. Поэтому важно подчеркнуть, что толерантность – отношение, проявляемое к реально происходящему как в микросреде ребенка, детского сообщества, так и в макросреде, вне непосредственного с нею контакта, но могущему вызвать их реакцию и оценку.

В педагогическом плане ситуация осложняется тем, что у ребенка (группы, класса) и учителя (вое питателя, вожатого) могут быть разные точки зрения, т. е. разные, порой полярные, ценности, представления, а значит, и отношение к объектам толе­рантности. И круг таких объектов, а следовательно и противоречий в оценках и отношениях, может быть сколь угодно широк и многопланов – от молодежно­го сленга и взгляда на моду до жизненных ценнос­тей и содержания перспектив.

Между тем, противоречивость, несовпадение, альтернативность позиций требует толерантности... от обеих сторон по отношению друг к другу. В дости­жении устойчивости, укреплении, обогащении таковой и состоит главная педагогическая задача. Ее ре­шение в значительной мере обусловлено тщательным диагностированием ценностных оснований, процесса и динамики результатов воспитания толе­рантности. Это общее и естественное условие осо­бенно актуально именно в данном случае.

О путях и средствах воспитания толерант­ности

Понимая толерантность как одно из проявлений отношений человека к другим людям, воспитание мо­жет и не менять этого отношения, даже если оно не­гативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыс­лить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не при­знавал, полюбил то, чего прежде не любил: он име­ет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию сосуществования; воспитание же толерантности призвано помочь ре­бенку достойно прийти к этой ситуации.

Основа толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, как уже говорилось, прежде всего в опыте личности. Поэтому и воспита­ние толерантности – это, с педагогической точки зре­ния, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное созда­ние условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

Опыт толерантности, положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (нега­тивизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у кото­рого есть «любимые» и «нелюбимые» люди. Тем бо­лее такой опыт есть у школьников, обладающих раз­ными характерами, темпераментами, представлени­ями, ожиданиями, манерой поведения, но вынужден­ных принимать (а то и терпеть!), скажем, школьные порядки, классного руководителя, того или иного учителя, кого-то в классе...

Принципиально важно и другое: процесс воспи­тания толерантности происходит эффективней, ког­да он обоюдный. Конечно, создать такую ситуацию весьма непросто, но в «контактных» условиях веро­ятно. И при этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения. Наличие или создание такого поля – серьезная удача педагога!

И эта удача и развиваемая, и самораз­вивающаяся. Организация жизнедеятельности ребят создает ситуации, побуждающие толерантность и от­дельного ребенка, и сообщества (группы, коллектива), т. е. создается образ жизни, продуцирующий толерант­ность, снимающий саму в ней необходимость. Иначе говоря, происходит ее самопроявление, от которого, что называется, полшага до сформированного и устой­чивого навыка толерантности, становящейся чертой личности, параметром сообщества, достаточно серь­езным, чтобы выходить за пределы данного места и данного времени, в среду и в будущее.

Толерантность, в сущности, не столько качество, чер­та личности, сколько ее состояние, точнее – реализуе­мое состояние. Поэтому еще одной особенностью вос­питания толерантности выступает теснейшее двуединство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к сосуществованию с другими людь­ми, сообществами, обстоятельствами и принятию их та­кими, каковы они есть. Готовность – это внутреннее со­стояние, мотивация, желание и способность положитель­ного отношения к объекту; а подготовленность – практи­ческие умения коммуникации и понимания, умения ра­зобраться, постараться понять другого и его обстоятель­ства, динамичную – обновляющуюся или новую – среду.

При этом важно, что толерантность актуальна и как качество, без которого невозможна полнота существо­вания человека в полисубъектной среде: терпимость формируется прежде всего преодолением нетерпимо­сти, как истинное добро – не в словах, а в действитель­ном творении добра и непременном преодолении зла.

Именно поэтому многообразие пространства бытия ребенка открывает единственно реальную возможность успешности процесса воспитания толерантности: ког­да он включен в общую систему учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Сколь ни своеобразен этот процесс, сколь ни специфичны его задачи и содержание, факторы и технологии, – он орга­нически включен в данную систему, испытывает ее вли­яния и сам на нее влияет. У них общие человеческий и социальный фон, общие ситуации и условия – школа.

Духовно-нравственное начало в человеке определяет его мысли, слова, поступки, определяет его выбор. Патриотизм в собственном смысле – ЭТО НРАВСТВЕННАЯ КАТЕГОРИЯ. Способность пожертвовать собой ради ближних не рождается вне нравственного выбора.

Сокровищница нравственных ценностей России находится в опыте и традициях, хранимых и живущих, прежде всего, в Церкви. Попытки ориентироваться на западные принципы и модели жизнеустройства явили невозможность эффективного государственного строительства без принятия традиционных, проверенных веками оснований.

Итак, духовную составляющую следует признать первостепенной в воспитательном процессе. Тренировка физических возможностей и навыков, обретение начальных военных знаний, знание военной истории, конечно, должны нами поощряться. Но главную роль в этом играют военные и спортивные специалисты, а не духовенство и широкая общественность. Наша роль состоит в формировании духа защитника Отечества. А защищать Отечество приходится не только на поле брани. Интересы Отечества в истории многократно приходилось отстаивать в тяжёлом противоборстве и в дипломатической, и в общественно-политической, и в экономической, и в научно-технической, и во многих других сферах. Совершённые при этом подвиги всегда основывались на духе защитника Веры и Отечества. Тем более это проявляется в нынешнее время, когда возникли совершенно новые способы и методы воздействий на целые народы. И только духовная составляющая позволит нашему народу ориентироваться в происходящих вокруг процессах.
Именно поэтому сегодня самым яростным и существенным антипатриотическим и антироссийским проектом является деятельность врагов России по умалению, умалчиванию и искоренению из народного сознания подлинной исторической роли Русской Православной Церкви в героической истории нашей Родины.

Церковь породила, вдохновила, благословила и сделала возможными: само государственное строительство – собирание русских земель, формирование нации – единого и неповторимого народа, преодоление рабства и внешних угроз, бесчисленные победы над интервентами с запада и востока, создание высочайшей в мировом масштабе культуры. Вокруг Православной Церкви формировалось российское образование, которым мы гордились до недавнего времени. Лучшие военачальники опирались на нравственный авторитет Церкви и примеры её святых. Крепкая, здоровая и счастливая семья создавалась на образцах христианского благочестия. Прервать эту связь, подорвать эту основу, значит совершить преступление против русского народа.
Мы часто стыдливо молчим об этой роли Русской Православной Церкви в становлении и жизни народа. И этим молчанием льём воду на мельницу наших недругов.

Сегодня среди военно-патриотических организаций весомую долю представляют клубы и отряды, действующие при храмах или воскресных школах. Есть и те, кто базируется на абсолютно светской почве, но опирается на поддержку и духовную помощь священников, неравнодушных к проблемам и духовному состоянию живущих вокруг людей, к той нравственной среде, в которой находится их приход, в которой предстоит жить всем, кто оказался рядом.

Нам необходимо призывать этих добрых пастырей, которых немало по всей нашей земле, к более активной молитвенной, духовной и иной посильной поддержке общественных организаций и общественных инициатив, направленных на благо России.

Деятельность многих объединений, осуществляющих патриотическое воспитание молодежи, уже опирается на помощь духовенства. Об этом свидетельствуют их руководители, инструкторы и участники, считая священников кормчими, духовниками своих организаций. Но этого недостаточно – к защите духовных ценностей, которые вверил нам Господь, необходимо привлекать все больше активных мирян.
Время напоминает нам о необходимости активной позиции граждан России по вопросам самоидентификации, сохранения преемственности и национального облика. Это требование времени особенно усугубляется в свете последних молодежных столкновений, имеющих и национальную подоплеку. Только уважение к своим национальным корням позволит большинству в России сохранять твердость и национальное достоинство, а меньшинству – считаться с народом, даровавшим им свободу, мир и благополучие.

Должен добавить, что каждому из нас, священнослужителей, необходимо преодолеть теплохладность и формализм в отношении молодежной работы и, прежде всего, в деле патриотического воспитания, духовного окормления клубов и организаций. Святейший Патриарх Кирилл многократно выступал с обращениями о необходимости идти навстречу молодежи, активно проповедовать, использовать современные формы и методы работы с подрастающим поколением. Однако для многих это остается лишь призывом. Часто приходы относятся к такой деятельности формально, проводят мероприятия только для отчетности, предпочитают заниматься лишь с теми, кто уже пришел в Церковь и твердо стоит на ногах.

Если все мы не будем с сердечным горением участвовать в этой важнейшей работе, то на этом поле будут трудиться секты, безбожники, носители массовой культуры и прочие силы, способствующие разрушению общества.

Все здравомыслящие люди уже видят опасность, стоящую у порога нашей Земли, – опасность полного, всеобъемлющего разрушения, опасность многогранную и несомненную. Специалисты высочайшего уровня в самых разных областях (экономики, социологии, политики, истории, культуры, военного дела и т.д.) пребывают в шоке от того, насколько стремительными и фатальными оказались негативные изменения в жизни страны, за сколь короткий срок были порушены ключевые системы жизнеустройства страны. И нет иного ответа на вопрос о причинах случившегося, кроме одного: подорван духовно-нравственный фундамент всего здания.

Восстановление этого фундамента в его проверенной веками конфигурации, проектирование возрожденной реальности, базирующейся на этом твердом камне, – эта деятельность должна красной нитью проходить через всё служение делу патриотического воспитания подрастающего поколения.

Ключевой площадкой битвы добра и зла стала уже не сфера территориальных претензий, не борьба за природные ресурсы, а область содержательная, область духовного выбора. Сегодня главный удар наши недруги наносят по основам нашей веры, по нашему праву на духовный суверенитет, по нашим корням.

Формируются исторические мифы против правды о нашем прошлом, внедряются чужеродные идеологические парадигмы, подрывающие нашу волю и сознание. Взамен традиционных устоев предлагаются самые разные модели – исламизация России, подчинение новым глобальным псевдоценностям, полная деидеологизация, предлагается путь в пустоту, в тупик, путь к самоуничтожению.

Одним из отрадных событий минувшего года стало написание иконы святых Покровителей Воинства российского. Инициаторами были: Центр «Национальное достояние», объединение организаций патриотического воспитания молодежи «Восточный фронт», ряд военно-патриотических клубов и общественных организаций. Образ освящен 19 августа, в день праздника Преображения Господня, в центре православной духовности нашего Отечества – Троице-Сергиевой Лавре, у мощей преподобного Сергия Радонежского, благословившего более шести столетий назад русских воинов перед Куликовской битвой.
Теперь Образ побывает во многих воинских частях России и в десятках военно-патриотических и военно-исторических объединений. Он хранится поочередно - в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках и в Новомосковске Тульской области. Икона включает лики более сорока святых, почитаемых покровителями благочестивого православного воинства и ратного служения в нашем Отечестве.
Обращаясь к поддержке Церкви или призывая помощь святых, мы не пытаемся переложить на кого-то свою ответственность за будущее России, мы принимаем тысячелетний опыт осмысленной, целеустремленной жизни народа, приходим к убеждению, что нам предстоит многое сделать, чтобы изменить к лучшему себя и мир вокруг себя.

Будем же, подражая подвижникам прошлого, являть собою подлинную соборность – ту форму единения, которая неоднократно приводила Россию к победе над самыми страшными внешними и внутренними врагами, к новому расцвету, к преодолению всех кризисов и угроз. Соборность – это противоположность эгоизму, хаосу и раздроблению народа.

В нашей истории соборное единение всегда наступало или усиливалось перед лицом тяжелых угроз – татаро-монгольского ига или смутного времени, войн или разрухи. Церковь выступала всегда при этом объединяющей силой, наполняя общественную волю нравственной полнотой и высшим содержанием, позволяющим преодолеть распри, страх и нерешительность.

Очевидно, и сегодня есть условия для возрождения соборности – это и геополитические угрозы, это и беспощадная информационная война, ведущаяся против России, это и последствия десятилетий официального безбожия, а за тем – вседозволенности.

Игумен Иоанн (Ермаков),
руководитель Центра духовно-
нравственного, гражданского
и патриотического воспитания
молодежи «Национальное достояние»,
настоятель Патриаршего подворья
храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках

Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.

Можно ли его воспитать в людях или оно приобретается при рождении?

Есть люди, которые родились вдали от Родины предков⚔️, но выросли и впитали культуру своей «Новой Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям.

Что такое патриотизм

Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».

Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.


Понятие «Я - патриот»

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.


Что включает воспитание патриотизма

Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?

  • развитие любви к своему отечеству;
  • готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
  • гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
  • стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
  • преданность Отечеству.

Уровни патриотизма


Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.

Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:

  • утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
  • уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
  • повышение престижа военной службы;
  • вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
  • изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
  • привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;
  • формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.

Военно-патриотические воспитание - знание военной истории страны и готовность ее защищать

Задачи патриотического воспитания на примере школы

  • Формирование целостной картины и знаний о своей Родине. Эти знания школьник могут получить на уроках природоведения и географии, на первых уроках этих дисциплин учитель дает преставление о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях.
  • Знание истории своего Отечества. Программа средней школы включает историю страны, родного края, всемирную историю с проекцией на Родную страну. Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без детального изучения прошлого.
  • Цель - воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.

Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью.

Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание.


Урок обществознания - один из методов патриотического воспитания

В средних классах вводится такой предмет, как обществознание, который одной из своих целей ставит выработку активной жизненной позиции школьника. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками, организуют школьные праздники и мероприятия.

В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность.

Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.


Совместные акции ко Дню Флага РФ

Педагоги, намечая план патриотического воспитания, должны ориентироваться на особенности детей школьного возраста.

Методы патриотического воспитания

Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.

При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево.


Составление родословного дерево - метод патриотического воспитания

Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

  • Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.
  • Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.

Встреча с ветеранами войны и труда - важный метод ВПВ

Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине. Чувство уважения формируется во время празднования Международного женского дня, Дня защитника отечества.


Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.

Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди. Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Многие эмигранты отмечают, что тоску по Родине не заменят прекрасные условия и достаток. Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить.


Патриотическое воспитание на основе культурно-исторических ценностей

Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя. Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие. Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.

Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры.

В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой. Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной.


Патриотические игры проводятся уже с первых классов

В кабинете истории можно разместить календарь памятных событий в жизни страны. Визуальное напоминание великолепно работает с детской памятью. Процесс создания календаря можно превратить в настоящее исследование.

В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает. Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети. На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всей протяжении жизни человека.


Соревнования на знание истории страны

Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания

  • Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.
  • Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.
  • Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.
  • Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.
  • Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.
  • Гуманный подход к личности ребенка.
  • Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.
  • Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.
  • Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.

Конкурс патриотического рисунка

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах ⚔️ военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне.

Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Видео: Патриотическое воспитание школьников

09Ноя

Что такое Патриотизм

Патриотизм – это термин, который применяется для описания чувства любви и преданности своему народу, нации, стране или сообществу. Сам по себе, термин патриотизм является весьма обширным и неоднозначным. Он включает в себя целую массу различных чувств, и аспектов о которых мы поговорим ниже.

Что такое Патриотизм простыми словами – краткое определение.

Простыми словами, патриотизм – это любовь к своей стране, своей нации и своей культуре. Как правило, патриотизм включает в себя такие основные аспекты как:

  • Особая привязанность к своей стране;
  • Чувство личной идентификации со страной;
  • Особая забота о благосостоянии страны;
  • Готовность жертвовать собой, чтобы способствовать благополучию страны.

В некотором отношении, патриотизм это определенный социальный и моральный принцип, который вызывает у человека чувство привязанности к своей стране. Он вызывает чувство гордости за свою нацию, страну или культуру.

Основа и суть Патриотизма.

Как уже стало понятно из самого определения, основой или сутью патриотизма служит самоотверженная любовь и привязанность к своей стране.

«Но, так ли это хорошо, и зачем собственно нужен патриотизм? »

Ответ на этот вопрос весьма сложный и неоднозначный. Дело в том, что, если полагаться на фундаментальные труды различных исследователей данного явления, можно обнаружить что они разделились на два лагеря.

Одни утверждают, что патриотизм — это очень положительное явление способное развивать и укреплять государство, поддерживать и сохранять его культурные традиции и обычаи. Другие утверждают, что подобная привязанность к своему государству и конкретно своей культуре способствует развитию излишне националистических и настроений, которые не особо вяжутся с .

О связи патриотизма и национализма мы поговорим позже, а сейчас продолжим развивать ответ на поставленный выше вопрос. Так вот, если абстрагироваться от уже сформированных точек зрения, можно сказать, что все заявления приверженцев, и противников патриотизма по-своему правы. Дело в том, что в самой идее любви к своей стране нет ничего плохого, но все должно быть в меру и идти, так сказать, от сердца. Но, история знает массу примеров, когда подобная любовь к отечеству мутировала в фанатизм под влиянием манипуляций с народным сознанием. Патриотизмом часто оправдывались многие военные и прочие преступления. Таким образом, можно сказать, что патриотизм помимо всего прочего это еще и отличный инструмент для управления массами. Так вот, отвечая на поставленный выше вопрос можно сказать, что патриотизм — это весьма положительное явление в разумных пределах, которое нужно для сохранения и развития отдельных государств наций и культур.

Патриотизм и национализм – в чем разница.

Действительно, помимо того, что эти два термина довольно часто используются вместе, а иногда и подменяют друг друга, между ними существует разница. Основные различия в данных понятиях заключаются в том, что национализм – это любовь именно к своей нации, своей культуре, и своим традициям, а патриотизм – это любовь к стране в целом, включая населяющие ее меньшинства со своими культурными особенностями.

Стоит отметить, что в реальной жизни эти понятия действительно довольно часто переплетаются, так как патриоты в большинстве случаев являются националистами, хотя это не является правилом.