Мурка: кем была героиня блатной песни в реальной жизни. Мурка: кем была героиня блатной песни в реальной жизни Владимир Конкин о фильме

Общеизвестно, что, когда шел показ серий киноленты, трамваи и троллейбусы ходили почти пустыми, а в стране снижалась преступность. О том, как рождался киношедевр, нам рассказали его создатели.

Усы «не прижились»

- «Эру милосердия» сначала должен был экранизировать Алексей Баталов, который, как говорили, хотел сыграть в картине и главную роль, - вспоминает бывший главный редактор сценарно-редакционной коллегии Одесской киностудии Галина Лазарева . - Но он на студии не появился. Мы пригласили молодого режиссера Юрия Новака . Он вместе с Вайнерами стал писать сценарий фильма. А параллельно режиссер Станислав Говорухин прочел вышедший роман в Москве . Он дружил с Высоцким , позвонил ему и сагитировал ехать в гости к Вайнерам. Говорухин по дороге пересказал Высоцкому содержание романа. Они обедали у Вайнеров, Высоцкий нахваливал роман, который не читал. Они договорились, позвонили к нам на Одесскую студию и попросили утвердить их в этом составе. Режиссер Новак не стал возражать и ушел с картины.

Сами Вайнеры вспоминали, что Высоцкий нахально заявил им: «Я пришел застолбить Жеглова !»

Авторы представляли своего Глеба широкоплечим, высоким и с усами. Но ради Высоцкого согласились поменять внешность киногероя. На первых пробах Высоцкий снимался с усами. Однако потом решили от усов отказаться.

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Владимир Конкин: «Рад хеппи-энду»

Каждый эпизод фильма чистился не только режиссером, но и руководством, - рассказал «КП » исполнитель роли Шарапова Владимир Конкин. - Каждые две недели мы прилетали с Говорухиным из Одессы в Москву. Ко мне тогдашнее телевизионное руководство относилось благосклонно (незадолго до этого Конкин сыграл Павку Корчагина , получил премию Ленинского комсомола и был любим номенклатурой. - Ред.), поэтому Станислав Сергеевич меня брал с собой в надежде, что меньше будут мучить. Но главный редактор Хейсин исчеркал весь сценарий. Зато это именно ему принадлежит название фильма «Место встречи изменить нельзя», который мы сдавали под названием «Эра милосердия». Знаю, что на телевидении сразу сказали, что никакой смерти Вари Синичкиной не будет. Говорили: «Нам нужно, чтобы два этих героя остались». Я тогда думал: господи, какая клюква! Но с годами, особенно сейчас, когда повсюду разгул насилия, понял, что это было верным решением. Дивная сказка, химера - но без этой химеры жить нельзя. И то, что Шарапов приходит после задания живым, а в детдоме малыша, которого он хотел взять на воспитание, уже нет. Он приходит к себе домой, а у окошка, как Мадонна, стоит Синичкина с подкидышем. Хороший такой хэппи-энд - два молодых человека счастливы! Мне нравится этот эпизод. Он малюсенький, но точный. А тогда по молодости казалось, что это слишком сиропно...


Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Жена просила поберечь Высоцкого

Мало кто знает, что у нас был отснят пролог - эпизод из военной жизни Шарапова, в котором сыграл сын Марины Влади Пьер Оссейн, - продолжает Владимир Конкин. - Снимали, как мы с героем Виктора Павлова Сергеем Левченко (который потом окажется в банде «Черная кошка», но не выдаст Шарапова) ночью лезем через линию фронта за языком. Его играл Пьер. Мы его связываем, суем в рот кляп, тащим. Нас засекают немцы, начинается стрельба. Мы добегаем до озерка, где у нас лодка. Вокруг - взрывы. Наша лодка по-настоящему прохудилась, и мы во время дубля не по сценарию начали тонуть. Было неглубоко, но Пьер-то связан, плыть не может. То Витя, то я поднимаем парня, чтобы он не захлебнулся. Две ночи снимали эти все «бабахи », ужасы в грязи и воде... Когда Витя Павлов снял гимнастерку, я увидел у него красные круги на спине. Оказалось, еще два дня назад ему ставили банки - перенес воспаление легких. Но он приехал на эту жуткую съемку...


Потом Говорухин весь военный пролог вырезал. Сын Влади остался только в титрах. Я не сразу понял, что режиссер прав - это сохранило интригу. Шарапов видит в банде «Черная кошка» лицо Левченко, напрягается. Что, почему? Лишь позже выясняется, что это его боевой товарищ...

Нет, истинная причина того, почему вырезали пролог, в другом, - сказал «КП» каскадер Владимир Жариков . - Я был на этих съемках. В кадре Конкин должен был тягать языка. А он не в силах - физически слабоват. Показываем ему, как надо сбрасывать человека - на спину. А он его на голову опускает! В общем, намучились с Конкиным . Заменять его дублером - был бы заметен монтаж. Вот и решили отказаться от пролога. Вообще Володе Конкину пришлось тяжело. Он приехал на съемки как звезда, а Высоцкий, несмотря на свою славу, и заслуженным артистом не был. В группе Конкина недолюбливали. За кадром Высоцкий и Конкин вообще не разговаривали. Но на съемочной площадке работали четко.


Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Кстати, Марина Влади отговаривала Высоцкого играть. Просила Говорухина не трогать Володю: мол, он болеет, пусть побережется. Сам Высоцкий говорил, что не знает, сколько ему осталось и надо ли тратить год на кино, когда можно писать… И все же не смог подвести друга. Нередко режиссер обращался к нему за подсказками, советами. Именно Володя уже на озвучании, после того как режиссер посетовал, что кадр с Садальским какой-то скучный, предложил Кирпичу шепелявить. Причем шепелявить артист стал так ретиво, что режиссер даже покачал головой: как бы руководство не придралось. «А вы скажите, что это актер так в жизни разговаривает», - нашелся Садальский.

Армен Джигарханян: «Горбатый - мое дитя»

- Вы остались довольны своей ролью? - спросили мы исполнителя роли бандита Горбатого Армена Джигарханяна.

Я люблю своего героя, потому что я сам его придумал! Этот герой - моя жизнь. А мне уже 80. Ну, и «дитя» подрастает. Почему-то режиссер предложил сделать мне парик, с которым я намучился. Приходилось много раз переснимать дубли: парик съезжал, получался брак. Горб мне приделали из ваты, и он был мне вполне комфортен.


- От вашей роли отказался Ролан Быков. Побоялся: мол, и так маленький, а тут еще и горб.

Я не боюсь ничего! Главное, я не собирался играть зло. Надеюсь, мой герой все-таки обаятелен.

- Лариса Удовиченко признавалась, что после роли Маньки Облигации получала письма с зоны: уголовники предлагали ей замужество. А вашу игру криминальные авторитеты оценили?

Не знаю. Но когда у меня угнали машину, определенные люди на меня вышли и пообещали: если машина еще не за пределами Москвы, мы ее найдем. Не нашли.


Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

- Вы замечали на съемках противостояние Высоцкого и Конкина?

Это не мое дело. Познакомившись поближе с Конкиным, обратил внимание, что он хороший парень, интеллигентный, ранимый. И зачем сейчас рассказывать, сколько раз Высоцкий его укусил?! Знаете, Высоцкий - явление, но с профессиональной точки зрения он довольно средний актер. И в этом фильме сыграл, на мой взгляд, средне. Есть там другие артисты, кто сыграл лучше и тоньше.

- Кто?

Я (смеется ).

ИСТОРИИ НА СЪЕМКАХ

Промокашку приняли за настоящего хулигана

Изначально планировалось, что Шарапов в банде «Черная кошка» сбацает на пианино «Мурку». Конкин пообещал за неделю выучить композицию. «Надо сегодня снять - потом декорации разберут», - отрезал Говорухин и посмотрел на руки музыкального редактора картины. Приказал надеть на нее пальто Шарапова и что-то сыграть. Она, чтобы продемонстрировать свое умение, сыграла Шопена . «Замечательно!» - обрадовался режиссер. Так что в кадре, когда играет Шарапов, на самом деле не его руки.

Иван Бортник, игравший Промокашку, во время съемок сцены, когда преступники выходят из подвала, придумал себе выход с блатной песней

«И на черной скамье, на скамье подсудимых...». А потом еще взял и экспромтом плюнул в Жеглова. Высоцкий опешил. Милиционеры в массовке тут же не по сюжету набросились на Бортника и заломили ему руки, решив, что он какой-то затесавшийся на съемки хулиган.


Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

За хвост и к потолку

Денис ГОРЕЛОВ

А между прочим. Своим пацанячеством, шерифскими ухватками Жеглов запорол следствие, злобой к интеллигентскому гонору Груздева едва не оборвал ниточку к банде, да и вывел упырей под винтовки конвоя Шарапов, а не он. А слава была его, и любовь нации его, и страсть к эротичному черному реглану. Ибо любят командира, а не комиссара, кураж, а не правоту, Чапая, а не Фурманова . Так из романа про Шарапова «Эра милосердия» и вышел фильм про Жеглова «Место встречи изменить нельзя». Как говорил он сам: «Эра милосердия - она ведь когда еще наступит»

ЛЯПЫ

1. В самом начале первой серии, после того как Шарапову почистили обувь, в окне проезжающей машины отражается осветительный прожектор.

2. Когда Промокашка при ограблении магазина рисует на стене черную кошку, заметно, что очертания кошки на стенке уже есть. Их рисовал сам Говорухин.

3. В сцене допроса обвиняемого Груздева у Шарапова меняется прическа (из гладко зачесанной назад в прическу «на пробор»).

4. В эпизоде с подкидышем Синичкина сначала с погонами рядового, а пеленает ребенка уже с лычками младшего сержанта.

5. Когда машина с Фоксом сбивает девушку-регулировщицу, под колеса падает один человек, а катится по асфальту другой (на ногах видны черные наколенники, которых не было на девушке).

analitic в Мурка: кем была героиня блатной песни в реальной жизни

«Мурка» - самая народная из всех песен в жанре шансон - имела вполне конкретного автора. Ее создал одесский сатирик и поэт-песенник Яков Петрович Ядов. Он же написал и другие популярные «народные» песни: «Бублички», «Цыпленок жареный» и пр.

Героиня «Мурки»
Сюжет песни «Мурка» воспринимается слушателями как условная, как бы собирательная история из жизни уголовников. При этом Мурка, или, как уточняется в самой песне, Маруся Климова, существовала на самом деле. Ядов написал эту песню о реалиях 20-х годов, когда страна переживала эпоху НЭПа и во всех городах буквально расплодился уголовный элемент.

Мария Прокофьевна Климова была реально существовавшей женщиной. Она родилась в 1897 году в городе Великий Устюг. Сохранилась копия документа, в котором точно указаны эти данные. Самое интересное то, что в этом же документе значится и род занятий Климовой. Многие знакомые с песней «Мурка» слушатели могут ошибочно решить, что эта дама была возлюбленной какого-то рецидивиста и поэтому вращалась в криминальной среде.

Прототип известной воровки
Историческая правда свидетельствует, что Маруся Климова была на самом деле капитаном НКВД (изначально ЧК). Легендарная Мурка являлась тайным агентом, эдаким «засланным казачком» в уголовном мире. Женщина работала в особом секретном подразделении, которое боролось с организованной преступностью в новом, в молодом Советском государстве.

Ядов написал песню «Мурка» о секретной операции ЧК, в которой и была задействована капитан Климова. По понятным причинам автор хита не мог прямо писать об этом, поэтому слегка романтизировал законы, принятые в преступной среде. В результате получалось, что песня не о самой операции, а легкомысленной подружке уголовника, которая «сдала» банду МУРу.

В песне содержится много намеков и отсылок к тому времени. Например, упоминается, что за крупной бандой в Одессе «следила ГубЧК». Документы, сохранившиеся в архивах НКДВ, свидетельствуют о том, что одесские порты в 20-е годы XX века представляли большой соблазн для уголовного элемента, за которым реально велась слежка.

В финале вор встречает свою дорогую Мурку в элитном ресторане в «кожаной тужурке». Именно так одевались по тем временам сотрудники МУРа и ЧК. Сама Мария Климова представлялась в банде Маргаритой Дмитриевской. Она «доверительно» говорила членам банды, что это ее настоящее имя.

Дальнейшая судьба
После того, как преступная группировка была взята, женщина еще какое-то время служила в ЧК. Потом ее следы затерялись. Вся документация об одесской спецоперации и участвовавшей в ней Мурке, были засекречены. О настоящей Дмитриевской, фамилию которой присвоила себе Климова, ходили разные слухи.

Говорили, что она была в группировке Махно и эмигрировала куда-то в Румынию. По другой версии, девушка жила какое-то время в Одессе, потом была изнасилована и, не выдержав позора, покончила с собой. Многие одесситы считали, что Климова и Дмитриевская – двойники.

Владимиру Конкину в фильме "Место встречи изменить нельзя" досталась роль идеального милиционера, который, как юный пионер, "не курит, не пьёт, не грызёт семечки", редко применяет оружие и не позволяет себе никаких вольностей. Споры на тему справился он с ролью или нет, похож ли он на фронтовика-разведчика и т. д. идут до сих пор. Но многие другого Шарапова себе уже не представляют




Фотопробы на роль Володи Шарапова

У братьев Вайнеров в романе "Эра милосердия" было свое точное описание Шарапова: Шарапов - это блондин с очень густыми волосами, один из передних зубов сколот или отсутствует, у него курносый нос и маленькие глазки. Во время съемок фильма Конкину специально гримировали один зуб, чтобы было впечатление, что он отколот. Но были ли еще какие-то общие черты у артиста Конкина и того человека, с которого братья Вайнеры написали своего Шарапова?


Владимир Конкин с женой Аллой во дворе Одесской киностудии. Май 1978 г. Фото из личного архива Владимира Конкина

Режиссер картины Говорухин не сразу представил себе своего Шарапова. Он выбирал из многих кандидатов. Четко можно говорить о троих - Сергей Шакуров, Евгений Герасимов и Евгений Леонов-Гладышев. Сергей Шакуров отмечает, что роль Шарапова, конечно, интересная, но с Высоцким у него, Шакурова вряд ли получилось бы сработаться

Глава же Гостелерадио СССР Сергей Лапин хотел, чтобы Шараповым был Конкин. Вот и всё! По сути, если бы не было Конкина, картину могли бы вообще не разрешили снимать. Пришлось Вайнерам и Говорухину согласиться

Споры на тему "подходит ли Владимир Конкин на роль Шарапова" не утихают уже почти 40 лет. Противники говорят, что Шарапов Конкина слишком интеллигентен и мягок для командира разведроты. Сторонники - что таких чистых комсомольцев среди фронтовиков было немало. Вайнеры видели своего героя как "убедительно сильного мужчину". Конкин под это описание не подходит. Так как же вообще получилось, что Шарапова сыграл именно Владимир Конкин.

Есть множество рассказов у разных журналистов об этом. И в большинстве рассказывается, что Конкина "навязали сверху". Что у создателей не было выбора.

Но мне хотелось бы узнать об этом, так сказать, из первых уст, от создателей. И мне на помощь пришла фонограмма творческого вечера братьев Вайнеров, прошедшего в Ленинграде в 1983 году. Там было много интересного и про съёмки фильма "Место встречи изменить нельзя"

Вот что рассказывал Аркадий Вайнер:

"...Начались кинопробы. Были представлены основные актёры. Один герой неоспоримый – это Высоцкий на роль Жеглова. Второй – его постоянный партнёр, его второе "я" в этой картине – это Шарапов. Вдруг нам Говорухин говорит: "Я предлагаю Владимира Конкина". Мы говорим: "Кто такой?" Он говорит: "Он играл Павку Корчагина". Я честно могу вам признаться, что мы ту картину не смотрели, но как-то однажды по ящику краем глаза что-то такое я видел, и мне не понравилось исполнение. Я как-то всегда иначе себе представлял Павку Корчагина, не таким, как его себе представлял Конкин.

Говорухин сказал: "Он замечательный! Это то, что для Шарапова надо. Вы не видели его глаза, его лицо – чистое, благородное".

Сделали кинопробы, посмотрели. Не понравился он нам решительно. И не потому, что он артист плохой или человек неважный... Он нам на экране в виде Шарапова не понравился. Мы себе Шарапова представляли, а потом описали в своём очень большом по объёму романе, а потом в сценарии, как фронтового разведчика, который сорок два раза ходил через линию фронта и возвращался с "языком" на плече.

Не надо быть самому фронтовиком, не надо быть ветераном и иметь семь пядей во лбу, чтобы представить, что разведчик, который захватывает в плен фашиста на его территории и тащит его на плечах через линию фронта, должен быть убедительно сильным мужчиной. Володя Конкин никак таким мужчиной не мог выглядеть, он не был им рождён.

Когда эти пробы были показаны на Центральном телевидении, оказалось, что наше мнение разделил худсовет в полной мере – ни одного голоса за Конкина не было подано, и режиссёру официально предложили искать другого артиста...

Через несколько дней он звонит: "Прошу вас, приезжайте, при вас будем делать пробы претендентов на роль Шарапова. Я нашёл десять человек".

Приезжаем мы на студию, вводит он нас в гримёрную, где будущие "Шараповы" гримируются. Увидели мы этих восемь или девять "Шараповых", упали на пол и зарыдали, и захохотали. Все признаки истерики были налицо.

Он пригнал нам ещё десять Конкиных, только похуже и пожиже. Где он их смог за неделю достать – это уму непостижимо, но он вообще очень энергичный товарищ. Когда мы это увидели, мы сказали: "Слава, стоп. Не надо тратить плёнку, не надо делать кинопробы. Извинись перед людьми, заплати им, что полагается".

Мы поняли, что в какой-то его режиссёрской извилине образ Конкина засел у него навсегда в качестве Шарапова, и если мы начнём его заламывать, мы можем поломать ему творческий настрой. Так вопрос был закрыт и нам, собственно, не дали, а мы сами взяли Конкина. Самый первый материал стал показывать, что наши опасения были не напрасными, но уже деваться было некуда..."

А вот интересная выдержка от Станислава Говорухина:

"...Конкин сыграл хорошо, кто спорит, но я-то видел другого Шарапова. Я предполагал сначала позвать Губенко. И тут Высоцкий заспорил: куда, мы с ним будем мазать одной краской... Действительно, это был бы Шарапов подстать Жеглову, сам с некоторой приблатнённой хитростью. А нужен был интеллигент. И только когда уже полкартины отсняли, я вспомнил про Филатова. Они бы с Высоцким отлично работали, – и это был бы тот Шарапов, какого я хотел с самого начала. Не уступающий Жеглову по силе, не пасующий перед ним. Сильному в пару годится только сильный..."

Источники

www.v-vysotsky.com/Vysotsky_v_Odesse/tex t06.html
www.vysotsky.ws/
www.fotki.yandex.ru/users/sura-sid2010-a/a lbum/199624/
www.lgz.ru/article/-48-6489-3-12-2014/iz menit-nelzya/
www.msk.kp.ru/daily/26372/3253655/
www.blog.fontanka.ru/posts/182583/
www.aif.ru/culture/movie/43178
www.1tv.ru/sprojects_edition/si5901/fi23 536