Национальные традиции и праздники европейских народов. Народы Европы: культура и традиции

Семинар 1.

Искусство и религия античного мира

(2 часа)

1. Искусство Крито-микенского периода.

2. Искусство Гомеровского периода.

3. Искусство классической Греции.

4. Эллинистическое искусство.

5. Искусство Древнего Рима. Республика и империя.

Семинар 2.

Искусство средневековой западной цивилизации

(2 часа)

1. Раннесредневековое искусство (V – X вв.).

2. Искусство романского периода (XI – первая половина XII вв.). Романский стиль (1050-1150 гг.); рейнско-романский стиль (1200-1250 гг.); поздний рейнско-романский стиль (1250-1300 гг.).

3. Готика (вторая половина XII вв. – XV вв.). Ранняя готика (1223-1314 гг.); высокая готика (1314-1422 гг.); поздняя («пламенеющая») готика (1422-1453 гг.).

Семинар 3.

Культура и искусство Востока

(2 часа)

1. Древний и средневековый Китай. Культура, искусство, религия.

2. Древняя и средневековая Япония. Культура, искусство, религия.

3. Древняя и средневековая Индия. Культура, искусство, религия.

Семинар 4.

Французский Ренессанс и северное Возрождение

(2 часа)

1. Нидерландское Возрождение. Гумберт и Ян ван Эйки. Гуго ванн дер Гус. Ганс Мамлинг. Босх. Питер Брейгель Старший.

2. Немецкое Возрождение. Альбрехт Дюрер. Ганс Гольбейн Младший.

3. Французское Возрождение. Жан Фуке. Жан и Франсуа Клуэ. Жан Гужон. Жермен Пилон.

Семинар 5.

Музыка в истории западноевропейской цивилизации

(2 часа)

1. Музыкальное искусство Европы эпохи Ренессанса и церковь. Джованни Пьерлуиджи де Палестрина.

2. Музыка эпохи барокко. Джироламо Фрескобальди. Жан Батист Люлли. Антонио Вивальди. Георг Фридрих Гендель. Иоганн Себастьян Бах.

3. Классическая музыка Европы второй половины XVIII века. Вольфганг Амадей Моцарт. Людвиг ван Бетховен.

4. Классическая музыка Европы XIX века. Ференц Лист. Иоганн Штраус.

5. Оперное искусство Европы. Композиторы. Оперы. Исполнители. Либретисты. Джоакино Россини. Рихард Вагнер. Жорж Бизе. Джузеппе Верди. Джакомо Пуччини.

Семинар 6-7.

Театр и кино в европейской культуре XVII-ХХ вв.



(4 часа)

1. Европейский театр XVII-XVIII вв.: пьесы, авторы, актеры. Театральная традиция и драматургия. Изменения в театре Европы XIX в. Демократизация театра.

2. Зарождение кинематографа в Европе – от искусства к индустрии (1896-1918).

Братья Огюст и Луи Люмьеры. Первые киностудии Франции и Германии. Жорж Мельес и новаторство в кино.

3. Киноискусство Европы в межвоенный и военный периоды (1918-1945).

4. Современный кинематограф Европы: жанры, студии, актеры, режиссеры. Кинофестивали Европы и их роль в киноиндустрии.

Просмотр кинофильма.

Семинар 8.

История костюма и его роль в истории европейской цивилизации (2 часа)

1. Изменение костюма аристократии от средневековья к новому времени.

2. Внешний облик простонародья в средние века и новое время.

3. История профессионального костюма. Духовенство, военные, медики и др.

4. История костюма европейцев в буржуазную эпоху. XIX – начало ХХ вв. Влияние промышленной революции на изменения в костюме европейцев.

5. История домов моды XIX –ХХ в.

6. Изменения внешнего облика европейцев в ХХ в.

Семинар 9.

Национальные традиции и праздники европейских народов

(2 часа)

1. Государственные, религиозные и народные традиции и праздники стран Западной Европы: возникновение, изменение, региональные и конфессиональные особенности (Англия, Франция, Германия, Испания, Италия).

2. Государственные, религиозные и народные традиции и праздники стран Востока: возникновение, изменение, региональные и конфессиональные особенности (Индия, Китай, Япония и др.).

3. Государственные, религиозные и народные традиции и праздники народов Америки (северо-американские, мезо-американские, южно-американские – исторические и современные).

Список литературы:

История мировых цивилизаций:

Бобров И.В., Галкин В.Т., Дрябина Л.А., Еманов А.Г., Кондратьев С.В. История мировых цивилизаций: В 2-х ч. Тюмень, 2001.

Древние цивилизации / Под.ред. Г.М. Бонгард – Левина: В 2-х т. М.: Мысль, 1989.

Еманов А.Г., Галкин В.Т., Дрябина Л.А., История мировых цивилизаций: (Доиндустриальная эпоха). Тюмень, 2002.

Моисеева Л.А. История цивилизаций. Ростов-на-Дону, 2000.

Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. М., 1998.

Макарова Е.И., Малышева Е.М., Петрунина О.Е. История мировых цивилизаций: Учеб. пособ. для семинар. занятий. М.: Унив. гуманит. лицей, 2000.

Матюшин Г.Н. Тайны цивилизаций: История Древнего мира. М., 2002.

Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1995.

Островский А.В. История цивилизации: Учеб. М.: Михайлов, 2000.

Очерки по истории мировых цивилизаций: Учеб. пособ. Сургут, 2000. Ч. 1.

Панова И.А., Столяров А.А. Исторический мир цивилизаций: Учеб. пособ. Уфа: Вост. ун-т, 2000.

Панова И.А., Столяров А.А. Цивилизации: Исторические судьбы: Учеб. пособ. М., 2001.

Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учеб. пособ. Брянск: Курсив, 1998.

Сенилов Г.Н. История цивилизации: Краткий справ. М.: Монолит, 1998.

Современные теории цивилизаций: Реф. сб. / Отв. ред. М.М.Наринский. М.: ИВИ РАН,1995.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

Тойнби А.Дж. Цивилизации перед судом истории. М.: Прогресс,1995.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс,1996.

Фергюссон А. Опыт истории гражданского общества. М.,2000.

Хоцей А. Теория общества: В 3-х т. Казань,2000.

Цивилизации: В 2-х вып. М.: ИВИ РАН,1992.

Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект-Пресс,1999.

Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.

Культура и искусство:

Абеляр П. История моих бедствий // Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр Пьер. История моих бедствий. – М., 1992.

Авеста в русских переводах (1861 – 1966). – Спб., 1997.

Авеста / Пер. И. Стеблин-Каменского. – М., 1992.

Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей. – М., 1993.

Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. – М., 1979.

Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. – М., 1998.

Античная литература / Под ред. П.А. Тахо-Годи. – М., 1986.

Античная лирика. – М., 1968.

Аврелий Августин. Исповедь. – М., 1991.

Аммиан Марцеллин. Римская история. – СПб., 1996.

Античная культура: Словарь-справочник. – М., 1995.

Апулей. Золотой осел. – М., 1956.

Аполлодор. – Мифологическая библиотека. – М., 1993.

Аретино П. Комедия о придворных нравах // Комедии итальянского Возрождения / Пер. с итал. – М., 1965.

Аристенет. Любовные письма // Византийская любовная проза: Аристенет «Любовные письма». Евматий Макремволит «Повесть об Исминии и Исмине». – М.; Л., 1965.

Атлас чудес света: Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов. – М., 1995.

Ашвагхоша. Жизнь Будды // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. – М., 1990.

Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. – М., 1976.

Бадж Уоллис. Египетская религия. Египетская магия. – М., 1995.

Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М., 1992.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. – М., 1995.

Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Возрождения. – М., 1990.

Бидерманн Г. Энциклопедия символов / Пер. с нем. – М., 1996.

Белицкий М. Забытый мир шумеров. – М., 1980.

Белянский А.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. – М., 1970.

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб., 1995.

Боккаччо Дж. Декамерон. Жизнь Данте // Боккаччо Джованни. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. / Пер. с итал. – М., 1996.

Брант. Корабль дураков. Эразм. Похвала глупости. Разговоры запросто. Письма темных людей. Гуттен. Диалоги / Пер. с нем. и лат. – М., 1971.

Бурхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М., 1996.

Брук К. Возрождение XII в. // Богословие в культуре Средневековья. – Киев, 1992.

Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. – М., 1988.

Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1992.

Боннар А. Культура Древнего Рима. – М., 1985. Т. 1.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 2000.

Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. СПб., 2001.

Бонгард-Левин Г. Калидаса и его судьба в России // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. – М., 1990.

Буддизм: Словарь. – М., 1992.

Брагинский И.С. Иранская литература // Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973.

Ванслов В.В. Эстетика романтизма. – М., 1968.

Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 т. / Пер. А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского. – М., 1994.

Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. – М., 1993.

Васильев А.А. История средних веков. – М., 1994.

Васильев Л.С. Древний Китай. – М., 2000.

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 2001.

Вильямс К.А. Энциклопедия китайских символов. Книга VI. – М., 2001.

Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. – М., 1979.

Вергилий. Энеида // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. – М., 1971.

Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. – М., 1981.

Виноградова Н.А, Каптерева П., Стародуб Т.X. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. / Под ред. Т.X. Стародуб. – М., 1997.

Геродот. История. Л., 1972.

Гомер. Илиада. Одиссея. Изд. Любое.

Грейвс Р. – Мифы древней Греции. – М., 1992.

Григулевич И.Р. История инквизиции (ХШ – ХХ вв.). – М., 1970.

Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. В 4 ч. – Тверь, 1993.

Грин Р.Л. Приключения короля Артура и рыцарей Круглого Стола. – М., 1981.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. – СПб., 1995.

Данте А. Божественная Комедия. – М., 1968.

Дао Дэ Цзин. – Дубна, 1994.

Дао Дэ Цзин // Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1986.

Древний Египет. Сказания. Притчи. – М., 2000.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 1996.

Дюби Ж. Европа в средние века. – Смоленск, 1994.

Дройзен И. История эллинизма. В 3-х т. – Ростов-на-Дону, 1995.

Еврипид. – Медея. // Еврипид. Трагедии: В 2 т. – М., 1980.

Евангелие детства// Апокрифы древних христиан. – М., 1989.

Евангелие от Матфея // Библия. – М., 1990.

Европейская поэзия XVII века. – М., 1997.

Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995,

Замаровский В. Их величества пирамиды. – М., 1986.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993.

Ибн Араби. Геммы мудрости // Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. – М., 1993.

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1979.

История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина. – М., 2001.

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузишина. – М., 1979.

История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность / Под ред. – М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. – М., 1981.

История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. Л.М. Брагиной. – М., 1999.

Идрис Шах. Суфии. Харьков, 1993.

Ирмияева Т.Ю История мусульманского мира от халифата до блистательной Порты. – Пермь, 2000.

Ислам. Краткий справочник. – 2-е изд. – М., 1986.

История и культура Китая. – М., 1976.

Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лифшиц Н.А., Зернов Б.А., Воронихияа Л.Н., Некрасова Е/Л. Искусство XVIII века. – М., 1977.

Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. – М., 1989.

Калидаса. Шакунтала // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. – М., 1990.

Книга тысячи и одной ночи: В 8 т. Т. 5. – М., 1959.

Керрам К. Боги. Гробницы. Ученые. – СПб., 1994.

Карсавин Л.П. – Монашество в средние века. – М., 1992.

Кенигсбергер Г. Средневековая Европа 400 – 1500 годы. – М., 2001.

Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. – М., 1982.

Кремер С.Н. История начинается в Шумере. – М., 1965.

Кравцова М.Е. История культуры Китая. – Спб., 1999.

Ксенофан. Насмешливая поэма // Хрестоматия по античной литературе. – М., 1965.

Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. – М., 1993.

Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. – 2-е изд. – М., 1986.

Культура Византии. – М., 1984.

Культура Византии: вторая половина VII-XII в. – М., 1989.

Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура. – М., 1978.

Кузнецова И.А. Французская живопись XVI – первая половина XIX века. – М., 1992.

Кун Н.А. Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях. – М., 1992.

Литература Востока в средние века: Тексты / Под ред. Н.М. Сазановой. – М., 1996.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

Лилли С. Люди, машины, история / Пер. с англ. В.А. Алексеева. – М., 1970.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982.

Луньюй // Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Лонг. Дафнис и Хлоя // Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний.

Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М., 1971.

Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.

Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Никколо. Избранные сочинения / Пер. с итал. – М., 1982.

Маннеринг Д. Рембрандт. – М., 1997.

Манетти Дж. О достоинстве и превосходстве человека // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция / Сост., автор вступ. ст. и коммент. О.Ф. Кудрявцев. – М., 1996.

Мец А. – Мусульманский Ренессанс. – М., 1996.

Монтескье Ш.Л. О духе законов // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 2. – М., 1970.

Муратов П.П. Образы Италии. В 3-х т. – М., 1993.

Мобянь // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1. – М., 1969.

Мо-цзы // Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Низами. Пять поэм. – М., 1968.

Никулин Н. Немецкая и австрийская живопись XV – XVIII веков. СПб., 1992.

Немировский А.И. – Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994.

Оппенгейм А. Древняя Месопотамия. – М., 1990.

Овидий. Любовные элегии // Овидий. Любовные элегии. – Метаморфозы. Скорбные элегии. – М., 1983.

Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М., 1969.

Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. – М., 1990.

Петроний Арбитр. Сатирикон. – М.; Л., 1924.

Петрарка Фр. Сонеты, избранные канцоны, секстины, баллады, мадригалы, автобиографическая проза. – М., 1984.

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. – М., 1991.

Плиний Старший. Естествознание // Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. – М., 1994.

Платон. Пир // Платон. Сочинения: В 3 т. Т. 2. – М., 1970.

Плутарх. Ликург // Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2 т. Т.1. – М., 1987.

Плутарх. Исида и Осирис. Киев, 1996.

Проза Древнего Китая. – М., 1987.

Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973.

Поэзия вагантов. – М., 1975.

Популярная история живописи. Западня Европа / Авт.-сост. Г.В. Дятлева, С.А. Хворостухина, О.В. Семенова. – М., 2001.

Популярная художественная энциклопедия. В 2 т. – М., 1986.

Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII в. – М., 1974.

Пуришев Б.И. Зарубежная литература средних веков. – М., 1975.

Радхакришнан С. Индийская философия. – М., 1993.

Руа Ж.Ж. История рыцарства. – М., 1996.

Ревалд Дж. История импрессионизма. – М., 1994.

Ригведа: Мандалы I – VI / Пер. Т.Я. Елизаренковой. – М., 1989.

Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. – СПб., 1997.

Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о происхождении и основания неравенства между людьми // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 2. – М., 1970.

Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. – Л., 1976.

Сатирикон. Апулей. Золотой осел. – М., 1969.

Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. – М., 1988.

Сенека. Эдип // Сенека. Письма к Луцилию. Трагедии. – М., 1986.

Сидихменов В.Я. Китай: Страницы прошлого. – Смоленск, 2000.

Снорри Стурлусон. Сага об Олаве Трюггвасоне // Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. Т. 1. – М., 1961.

Секреты живописи старых мастеров. – М., 1989.

Словарь искусств / Пер. с англ. – М., 1996.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). – М., 1972.

Темкин Э.Н., Эрман В.Г. – Мифы древней Индии. – М., 1982.

Теренций. Комедии. – М., 1985.

Тит Ливии. История Рима от основания города. – М., 1989.

Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. – М., 1981.

Тяжелов В.Н., Сопоцинский О.И. Искусство Средних веков: Византия. Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Древняя Русь. Украина и Белоруссия. – М., 1975.

Томмазо Кампанелла. Город-Солнце // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2. – М., 1970.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1976.

Турчин В.В. Эпоха романтизма. – М., 1978.

Фукидид. История. – М., 1993.

Хайям Омар Рубаи. – Ташкент, 1982.

Хрестоматия по исламу. – М., 1994.

Шекспир У. Гамлет // Шекспир У. Трагедии / Пер. с англ. – М. Лозинского. – Ереван, 1986.

Шмитт. Г. Рембрандт. – М., 1991.

Шпренгер Я., Г. Инститорис. – Молот ведьм / Пер. с лат. Н. Цветкова. – М., 1990.

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. – М., 1993.

Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический музыкальный словарь. – М., 1966.

Хук С. Г. – Мифология Ближнего Востока. – М., 1991.

Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. – М., 1988.

Хрестоматия по античной литературе / Сост. Н.Ф. Дератани, Н.А. Лимофеева. – М., 1965.

Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 2 / Ред. кол. С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. – М., 1995.

Удальцова Э. В. Византийская культура. – М., 1988.

Упанишады. В 3 т. / Пер. А.Я. Сыркина. – М., 1992.

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М., 1994.

Юань Кэ. – Мифы древнего Китая. – М., 1987.

Юй Дун, Чжун Фан, Линь Сяолинь. Китайская культура. – Пекин, 2004.

Музыка:

100 опер. История создания. Сюжет. Музыка. издание 8-е. Л., 1987.

Всеобщая история искусств. Т.2. М., 1960.

Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1998.

Друскин М.С. История зарубежной музыки. М.. 1963.

Зубарева Л.А. История развития музыки. М.. 2006.

История зарубежной музыки. М., 2005.

Коротков С.А. История современной музыки. М., 1996.

Ливанова Т. История западно-европейской музыки. В 2-х т. М., 1982.

Театр:

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.. 1967.

Аникст А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века: эпоха Романтизма. М., 1980.

Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М.. 1988.

Брехт Б. Об экспериментальном театре. «Малый Органон» для театра. Собр. соч. в 5-ти т. М., 1965.

Гольдони К. Мемуары. М., 1933.

Золя Э. Натурализм в театре. Собр. соч. в 26-ти т. Т. 26. М., 1966.

История западноевропейского театра. В 8-ми т. М., 1956-1988.

Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992.

Коклен-старший. Искусство актера. Л., 1937.

Молодцова М.М. Комедия дель арте. История и современная судьба. Л., 1990.

Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-ХХ вв. М., 1974.

Театральная энциклопедия в5-ти т. М., 1961-1967.

Хрестоматия по истории западноевропейского театра. В 2-х т. М.. 1955.

Шоу Б. О драме и театре. М., 1963.

Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Сб. научных трудов. Л., 1991.

Кинематограф:

Абрамов Н. Экспрессионизм в киноискусстве/ В сб. “Экспрессионизм”. – М., 1966.
Божович В.И. О “Новой волне” во французском кино/ Вопросы киноискусства, в.8. – М., 1964.
Божович В. Современные западные кинорежиссеры. – М.: Наука, 1972.

Власов М. Виды и жанры киноискусства. М., 1976.

Добротворский С. Кино на ощупь. СПб., 2001.
Жанкола Ж.-П. Кино Франции (1958-1978).Пятая республика. – М.,1984.
Звезды немого кино. – М.: Искусство, 1968.
История зарубежного кино (1945-2000). – М.: Прогресс-Традиция.
Карцева Е. Вестерн: эволюция жанра. – М., 1975.
Кино Великобритании/Сборник статей. – М.: Искусство, 1970. – 358с., 32 л. ил.
Кино Италии: Неореализм/ Пер. с итал., сост. и комм. Г.Д. Богемского. – М.: Искусство, 1989.
Клер Р. Кино вчера, кино сегодня. / Пер. с фр. Т.В.Ивановой и Л.М. Завьяловой; предисловие С.И.Юткевича. – М.: Прогресс, 1981.
Колодяжная И., Трутко И. История зарубежного кино. 1929-1945гг. – М.: Искусство, 1970.
Комаров С.История зарубежного кино. Немое кино. – М.:Искусство, 1965.
Комики мирового экрана/ Общ.ред. Р.Юренева. – М., 1966.
Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино: От Калигари до Гитлера / Пер. с англ. – М.: Искусство, 1977.
Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив. – Л.: Искусство, 1975.
Маркулан Я. Киномелодрама. Фильм ужасов. – Л.: Искусство, 1978.

Митта А. Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому. М., ЭКСМО-Пресс, 2002.

Садуль Ж. Всеобщая история кино: В 6 –ти т. М.. 1959-1980.

Режиссерская энциклопедия кино Европы. – М.: Материк, НИИ киноискусства, 2002.

Теплиц Е. История киноискусства. В 4-т. М.. 1968-1974.

Повседневная жизнь:

Учебные пособия:

Чикалов Р.А., Чикалова И.Р. Новая история стран Европы и США. 1815-1918 гг. М., 2005.

Художественная литература:

Бальзак О. де. Собрание сочинений.

Бронте Ш. Джейн Эйр.

Гарди Т. Сочинения.

Гольдони К. Комедии.

Готье Т. Сочинения.

Дидро Д. Сочинения.

Диккенс Ч. Собрание сочинений.

Дэфо Д. Радости и горести знаменитой Молль Флендерс.

Золя Э. Собрание сочинений.

Кальдерон П. Сочинения.

Конан Дойль А. Приключения Шерлока Холмса.

Ларошфуко Ш. Афоризмы.

Лакло, Ш. де. Опасные связи.

Лесаж А.-Р. Хромой бес. Жиль Блас.

Лопе де Вега. Пьесы.

Манн Т. Будденброки. История гибели одного семейства.

Мольер Ж.-Б. Пьесы.

Монтескье Ш.-Л. Сочинения.

Моэм С. Театр. Пироги и пиво. Сочинения.

Тирсо де Молина. Пьесы.

Теккерей У. Ярмарка тщеславия.

Остен Дж. Собрание сочинений.

Санд Ж. Собрание сочинений.

Сталь Ж. де. Сочинения.

Стендаль. Пармская обитель. Красное и черное. Сочинения.

Уальд О. Портрет Дриана Грея.

Шамфор. Афоризмы и анекдоты.

Флобер Г. Сочинения.

Эллиот Д. Сочинения.

И другие…

Историография:

Абрамс Л. Формирование европейской женщины новой эпохи. 1789-1918. М., 2011

Айзенштат М. Британский парламент и общество в 30-40-х гг. Х1Х века. М., 1998.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999

Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

Бадентер Р. Свободные и равные: эмансипация евреев во времена французской революции. 1789-1791. М., 1997.

Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959.

Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. М., 2001.

Бовуар С. Второй пол. М, 1997.

Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001.

Брион М. Повседневная жизнь Вены во времена Моцарта и Шуберта. М., 2004.

Бродель Ф. Что такое Франция? Т. 1-2. М., 1994.

Бродель Ф. Материальная цивилизация. М., 1989.

Брун Р. История костюма: от древности до нового времени. М., 1995.

Будур Н. История костюма. М., 2002.

Васильченко А.В. Мода и фашизм. 1933-1945. М., 2009.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 2000

Вейс Г. История цивилизации. Архитектура. Вооружение. Одежда. Утварь М., 1998.

Глаголева Е.В. Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения. М., 2014.

Григорьева Т.С. Культура повседневности. Т. 2. Частная жизнь и нравы от средневековья до наших дней. М., 2006.

Гордин Я. А. Дуэли и дуэлянты. СПб., 1996.

Гордиенко М.П., Смирнов П.М. От повозки до автомобиля. Алма-Ата, 1990.

Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки. М., 2000.

Декруазетт Ф. Повседневная жизнь Венеции во времена Гольдони. М., 2004.

Дефурно М. Повседневная жизнь Испании золотого века. М., 2004.

Диттрич Т. Повседневная жизнь викторианской Англии. М., 2004.

Европейское искусство XIX в. М., 1975.

Европейские монархи в прошлом и настоящем. М., 2001

Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972.

Ермилова Д.Ю. История домов моды. М., 2003.

Женщина в обществе: мифы и реалии. М., 2001.

Заблудовский П.Е. История медицины. М., 1953.

Зброжек Е.В. Викторианство в контексте культуры повседневности //Известия Уральского государственного университета. 2005, № 35. С. 28.

Зелдин Т. Все о французах. ХХ век. М., 1989.

Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе. М., 1997.

Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И, Феминология и гендерная политика. М., 2007

Зюмтор М. Повседневная жизнь Нидерландов при Рембрандте. М., 2003.

Иванов А.Ю. Повседневная жизнь французов при Наполеоне. М., 2013.

История медицины. М., 1981.

История зарубежной музыки. М., 1989.

Карпова Е.С. Медицина в республике Святого Марка в XVIII в. По материалам Венецианской прессы //Новая и новейшая история. 2003. №1. С.210.

Келли К. Королевская семья Англии. Т.1-2. М., 1999.

Кертман Л.И. История культуры стран Европы и Америки. 1870-1917. М., 1987.

Комбо И. История Парижа. М., 2002.

Комиссаржевский В.П. История костюма. М., 1997.

Коути Е. Женщины викторианской Англии. М., 2013

Коути Е. Недобрая старая Англия. М., 2012.

Кузьмин М.К. История медицины. М., 1978.

Клаут Х. История Лондона. М., 2002.

Королева Т.В. Женское движение в годы Великой Французской революции. //Метаморфозы истории. Псков, 1999.

Которн Н. Интимная жизнь английских королей и королев: откровенное и нелицеприятное изложение фактов и жизни монархов от Генриха VIII до наших дней. М., 1999.

Крейг Г. Немцы. М., 1999.

Креспель Ж.- П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. 1900-1910. М., 2000.

Креспель Ж. – П. Повседневная жизнь Монпарнаса в великую эпоху. 1905 – 1930. М., 2000.

Лабутина Т.Л. Воспитание и образование англичанки в XVII в. М., 2003.

Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. М., 1990.

Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. М., 2003.

Ленотр Ж. Повседневная жизнь Парижа во времена Великой революции. М.. 2012.

Ливен Д. Аристократия в Европе 1815-1914. СПб., 2000.

Любарт М.Г. Семья во французском обществе XVIII- начала ХХ века. М., 2005

Мартен – Фюжье А. Элегантная жизнь, или Как возник «весь Париж». 1815-1848. М., 1998.

Матвеев В.А. Страсть власти власть страсти: историческое повествование о нравах королевского двора Англии XVI-XX вв. М., 1997.

Мировая художественная культура. М., 2001.

Митфорд Н. Придворная жизнь в эпоху абсолютизма. Смоленск, 2003.

Мишель Д. Ватель и рождение гастрономии. М., 2002.

Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М., 2003.

Монтанари М. Голод и изобилие. История питания в Европе. М., 2009.

Нанн Дж. История костюма. 1200-2000. М., 2003.

Нобилитет в истории Старой Европы. СПб., 2009.

Носик Б.М. Прогулки вокруг Парижа, или Французский остров сокровищ. М., 2003.

Оггер Г. Магнаты. М., 1991.

Оливова В. Люди и игры: у истоков современного спорта. М., 1984.

Павлов Н.В. История современной Германии. М., 2003.

Паке Д. История красоты. М., 2003

Пархоменко И.Т. , Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. М., 2002.

Павловская А.В. Англия и англичане. М., 2004.

Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А. История костюма. Стили и направления. М., 2004.

Пикард. Л. Викторианский Лондон. М., 2007.

Полторацкая Н.И. Большое приключение благовоспитанной девицы: книги воспоминаний Симоны де Бовуар. СПБ., 1992.

Попов Н.В. Династические браки и «брачная дипломатия» в Западной Европе XVII - XVIII вв. //Новая и новейшая история. 1998. №6; 2000. №2,3; 2001. №6.

Религия и культура. СПб., 2000.

Репина П.П. Женщины и мужчины в истории. Новая картина европейского прошлого. М., 2002.

Соболев Д.А. История самолетов: начальный период. М., 1995.

Соболев Д.А. Рождение самолета: первые проекты и конструкции. М., 1998.

Сорокин П. Социальная и культурная динамика.

Столбов В.В. История физической культуры. М., 1989.

Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий от Чосера до королевы Виктории. М., 1959.

Трессидер Дж. Словарь символов. М., 2001.

Трунский Ю.Г. Французская деревня XIX-XX вв. М., 1986.

Уилсон К. Чай с Джейн Остин. М.. 2013.

Уоллер М. Лондон. 1700. Смоленск, 2003.

Урланис Б.Ц. История военных потерь. Войны и народонаселение Европы 17-ХХ вв. СПб., 1994.

Успенская В.И. Женские салоны в Европе XVII – XVIII вв. //Женщины. История. Общество. М., 2003. С. 171.

Федорова Е.В. Париж. Века и люди от основания города до Эйфелевой башни. М., 2000.

Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.

«Философия и жизнь», № 1, 4, 11. 1991.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха ренессанса. М., 1993.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М., 1994.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М., 1994.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

Хобсбаум Э. Век революций. 1789-1848. Ростов-на-Дону, 1999.

Хобсбаум Э. Век капитала. 1848-1875. Ростов-на-Дону, 1999.

Хобсбаум Э. Век империи. 1875-1914. Ростов-на-Дону, 1999.

Хэрольд Р. Костюмы народов мира. М., 2002.

Шоу Б. О музыке. М., 2000.

Чернов С. Бейкер-стрит и окрестности. М., 2013.

Чхартишвили Г. Кладбищенские истории. М., 2004.

Шерр И. Германия: История цивилизации за 2000 лет. Минск, 2005.

Шиферер Б. Женщины Вены в европейской культуре (1750-1950). СПб., 1996.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. М., 2005.

Шоню П. Цивилизация Просвещения. М., 2008.

Элиас Н. Придворное общество. Исследования по социологии короля и придворной аристократии. М., 2002

Янсон Х.В. Основы истории искусств. СПб., 1996.

Энциклопедии:

Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб., 1997.

Энциклопедия карточных игр. М., 1995.

Энциклопедия смерти. М., 1993.

До сих пор известны некоторые старин­ные обычаи. Английской традицией был выбор «Валентины». Юноши сходились на общее соб­рание, где писали на пергаменте имена деву­шек. Затем каждый из них тянул жребий. То имя, которое вытаскивал юноша, обязывало его к тому, что на целый год до следующего празд­ника он должен быть «Валентином», а выбран­ная особа - «Валентиной». Молодой человек был обязан всячески одаривать свою принцессу, петь ей серенады под окном, сочинять сти­хи, выполнять любое ее желание. А строгие свя­щенники, желая придать празднику религи­озный дух, иногда заменяли имена девушек именами святых. Можно себе представить, ка­ково было юноше, который вместо имени реальной девушки вытаскивал имя святого.

Существовала традиция одевать детей в наряды взрослых людей. Ребята ходили из дома в дом, распевали песни о святом Валентине и поздравляли всех влюбленных. В наше время англичане ничуть не отошли от древних традиций.Они их только разнообразили, поздравляя не только людей, но и животных.

В некоторых странах незамужним девуш­кам возлюбленные дарят одежду. Если девушка приняла подарок, значит, она согласна выйти замуж за этого человека.

Большими выдум­щиками оказались французы. Они придумали писать четверостишия в День святого Валентина. К тому же Париж счи­тается самым романтичным городом на свете. В 2000 году французы решили еще раз оправ­дать это почетное звание возведением ориги­нального памятника любви. Он представляет собой стену, на которой написаны признания в любви на разных языках мира. Площадь стены составляет 40 квадратных метров. На ней синим цветом написано «Я тебя люблю» на 311 языках мира. Надписи сделаны не только простыми шрифтами, но также шрифтом для слепых и на языке знаков для немых. Разукрасили стену по инициативе местных торговцев три художника, владеющие стилем граффити. К стене стекается большой поток туристов.

Кстати, Россия не отстает от Европы, в некоторых городах тоже можно встретить стены любви, у которых собирается молодежь.

Япония

Не обошла традиция праздновать День свя­того Валентина и Страну Восходящего Солнца. В Японии начали праздновать День святого Ва­лентина в 1930-е гг. В Японии День святого Валентина вообще считается исключительно мужским праздником. Что-то вроде мужского 8 Марта. Поэтому подарки дарят в основном сильной половине человечества. Это может быть любой мужской атрибут: лосьоны, бритвы, бу­мажник и пр. Неотъемлемой частью этого дня в Японии является шоколад, выполненный в виде фигурки святого. Возникла эта традиция благодаря одной фирме, которая занималась производством шоколада. И сейчас шоколад по-прежнему остается самым распространенным подарком в этот день. На основе этой традиции появился такой обычай: только 14 февраля женщина может спокойно подойти к мужчине, подарить ему шоколадку, признавшись в любви и не боясь быть осмеянной.


Эти маленькие презенты носят название «гири чоко». Они дешевы, поэтому служат только для поздравления второстепенных лиц, а для воз­любленных подарки выбирают со всем усерди­ем. Кстати, если женщина подарила мужчине «гири чоко», он в ответ должен подарить ей ка­кую-нибудь фирменную вещичку и сводить ее в ресторан. Что интересно, ровно через месяц, в марте, мужчина тоже должен преподнести от­ветный подарок своей возлюбленной - белый шоколад. 14 марта в Японии отмечается так на­зываемый белый день.

Не во всех странах, однако, День святого Валентина пользуется популярностью, например, в Саудовской Аравии этот праздник вообще за-
прещен. Там запрещено торговать сувенирами и прочей атрибутикой к этому празднику, иначе просто налагается штраф. В стране существует специальная комиссия, которая строго следит за этим. Арабы считают, что
европейские традиции плохо влияют на молодежь.

На Ямайке в День святого Валентина проводятся оригинальные свадьбы. Молодожены зачастую разгуливают в костюмах Адама и Евы. Экзо­тично.

Немцы тоже отличились. Для них святой Валентин - покровитель психических боль­ных. Они украшают в этот день психиатриче­ские лечебницы. Возможно, потому, что немцы считают любовь чем-то вроде временного безу­мия. Так что не стоит сильно удивляться, увидев в Германии украшенное здание. Это психиат­рическая клиника.

Свадьбу стараются сделать пышной, но элегантной, без вульгарностей и ненужной суеты. Многие европейские свадебные традиции перенимаются другими странами, чтобы сделать торжество таким же изящным и стильным.

Многие красивые свадебные традиции были заимствованы из европейских стран. Для людей в Англии, Германии, Франции, Испании и других государствах бракосочетание – это трепетное и романтическое событие, которое оплетается множеством обычаев и памятных моментов.

Суть обрядов

У народов с богатой историей накопился целый кладезь разных традиций, примет и суеверий, некоторые из которых относятся конкретно к свадьбе. Какой бы ни была культура страны, бракосочетанию отводится особая роль, и с давних времен существуют особые порядки его подготовки и проведения.

Многие из свадебных традиций в Европе были забыты, другие видоизменились, и лишь небольшая часть дошла до наших дней в исходном состоянии. С приходом христианства обособленные черты народов стали забываться, и в обычаях разных культур стали проявляться общие закономерности. Это не значит, что люди потеряли индивидуальность – они лишь интерпретировали одну и ту же веру.

Сейчас даже те свадебные обряды в Европе, что сохранились с давних времен, редко можно встретить на праздниках. В том числе и консервативные европейцы стали отдавать предпочтение проведения торжества.

Старые обычаи можно встретить лишь в тех случаях, когда жених и невеста хотят отдать дань предкам, и даже тогда подобные обряды являются лишь формальностью и не несут в себе сакрального смысла.

Чаще всего соблюдение свадебных традиций можно встретить, если будущие молодожены решили организовать свое бракосочетание в конкретном стиле. Например, популярны , французская, и .

Какие и где существуют

Среди всех европейских стран наиболее богаты на обычаи, связанны с бракосочетанием, Англия, Греция, Германия, Франция, Италия, Испания, Ирландия и Швеция. Чаще всего стилизованные свадьбы устраиваются именно в соответствии с этими концепциями.

В Англии, например, невеста должна надеть на свадьбу четыре обязательные вещи – что-то новое (само платье, нижнее белье), что-то старое (семейное украшение, туфли), что-то заимствованное у подруги или родственницы (клатч, браслет) и что-то голубое (подвязку, заколку). Считается, что в этом случае девушка притянет к себе удачу и благосклонность высших сил. По еще одной английской традиции маленькая девочка из числа приглашенных на свадьбу идет впереди невесты и усыпает ее путь лепестками роз.

В Греции есть замечательный обычай преподносить гостям подарки, причем закупаются они на деньги семьи жениха. Еще одной свадебной традицией в Европе является венчание, которое проходит в воскресенье, а в пятницу пекут хлеб, осыпая при этом мукой всех желающих получить немного счастья и удачи. Малышам, приглашенным на торжество, отводится особая роль – им разрешается попрыгать на кровати молодоженов, чтобы у них появилось много крепких и здоровых детей.

В Германии существует прекрасный обычай: когда молодожены обвенчались, они вместе выпивают бокал вина. Сначала отпивает жених, а затем невеста, после чего она бросает бокал за спину. Если он разобьется, супругов ожидает долгая и счастливая жизнь. По еще одной традиции виновницу торжества может попытаться «украсть» во время банкета любой из гостей мужского пола. Если ему это удастся, ему положено целых три танца с невестой.

Свадебный распорядитель

Чтобы создать на бракосочетании необычную и яркую атмосферу, помимо внешнего сходства со стилем, можно перенять и некоторые свадебные традиции европейских стран.

Елена Соколова

Читательница

Большинство европейских традиций направлены на то, чтобы привлечь в супружескую жизнь молодых счастье, удачу, финансовое благополучие и здоровых детей.

Карина


Во Франции очень трепетно относятся к предсвадебной подготовке. Буквально каждая деталь нарядов молодоженов, включая даже пояс или галстук, шьется вручную по индивидуальным меркам, а свадебных салонов в этой стране практически нет. Вся свадьба у французов делится на три этапа: венчание в церкви, коктейльная вечеринка и основной банкет. Не все гости приглашаются на каждое из этих мероприятий, указания об этом кладутся в конверт с приглашением.

Многие итальянские обычаи соблюдаются и по сей день. Например, обычай переносить невесту через порог семейного дома на руках зародился именно в этой стране. Название медовому месяцу тоже придумали итальянцы – еще в Древнем Риме молодожены 30 дней после свадьбы употребляли мед, чтобы сделать совместную жизнь сладкой и приятной.

Интересно! Итальянский жених просит руки своей возлюбленной у ее матери, а не у отца. Если у вас планируется европейская свадьба, традицию можно соблюсти.

В Испании, несмотря на пылкость натуры ее жителей, к молодым людям, решившим пожениться, относились строго. После помолвки за женихом и невестой велось неусыпное наблюдение, максимум, что им было дозволено, это подержаться за руки, и то не на людях.

Испанцы создавали свои мужские и женские общины, можно сказать, по интересам. Затем такие группы пересекались друг с другом, и девушки могли познакомиться с юношами, причем главным критерием выбора второй половины и с той, и с другой стороны была хозяйственность.

Ирландцы привыкли справлять свадьбу с королевским размахом. Примечательно, что сватовство в большинстве случаев проходит в начале января, поскольку влюбленные стараются пожениться до масленицы. Потом начинается великий пост, и играть свадьбу по законам этой страны нельзя.

Интересной традицией Ирландии считается обряд «Айтин гусак». В назначенный день жених приходит в дом родителей невесты, где юношу угощают запеченным гусем. На вечеринку приглашаются все, кто имеет отношение к организации свадьбы, вплоть до священника, и все вместе обсуждают насущные вопросы по подготовке торжества.

В Швеции довольно свободные свадебные традиции. Девушки и юноши знакомились на танцах по выходным, после чего последние провожали своих избранниц до дома и не стеснялись остаться на ночь. Из-за этого нередко свадьбы случались, когда невеста была уже беременной, или даже после рождения ребенка. Интересно, что общество это не осуждало, а, напротив, поддерживало, ведь это служило доказательством того, что девушка здорова и способна подарить мужу наследников.

Интересно! Узнайте, какие есть . Такое может присниться в страшном сне…

Другие страны

Существуют не менее интересные и забавные традиции в остальных странах Европы. При желании такие обычаи можно соблюсти и на собственной свадьбе, чтобы удивить гостей и сделать торжество индивидуальным.

Например, существуют следующие традиции, связанные с бракосочетанием.

Ничего плохого такие обычаи не несут, поэтому, если хочется воплотить их в жизнь, можно смело экспериментировать.

Пересечения с русскими обычаями

В каждой культуре свадьба обрастет новыми подробностями и обычаями, заимствованными у других народов. Самым ярким подтверждением этому является Считается, что та незамужняя девушка, которая его поймает, следующей выйдет замуж.

Раньше на Руси такой традиции не было, хоть и была похожая по смыслу. Все девушки, которые еще не обзавелись семьей, водили хоровод вокруг новобрачной, а та закрывала глаза и кружилась в обратную сторону. На кого она покажет, когда остановится, та и выйдет замуж следующей. А букет, кстати, русские девушки вообще никому не отдавали, сохраняя в семье на удачу.

Интересно, что во многих Европейских странах и в России существует похожий Родители молодоженов приносят из своего дома огонь, чтобы помочь зажечь новоиспеченным супругам их собственный. В современной интерпретации очаг заменяется обычными свечками, поскольку даже камин есть далеко не у всех.

Если организуется европейская свадьба, традиции и обычаи позволяют сделать торжество элегантным и романтичным. Многие пары стремятся спланировать свое бракосочетание именно на западный манер, избегая вульгарного выкупа, пошлых конкурсов и прочих неуместных мероприятий. Такие обычаи позволят не только разнообразить празднование, но и сделать его запоминающимся для гостей.

Как и любой другой континент, Европа отличается собственными традициями и обычаями. Некоторые из них могут быть довольно необычными для тех, кто живет в других уголках планеты. Про другие могут не знать даже жители Европы, если обычай распространен только в одной стране. Все это невероятно интересно, а порой и полезно; к примеру, традиция под названием хюгге определенно пригодилась бы любому человеку. Познакомьтесь с этим списком и подумайте, какие традиции вам хотелось бы соблюдать?

Смазывание жениха и невесты чем-то липким, а потом посыпание перьями

Эта традиция была уже почти забыта, но удивительным образом вернулась и снова распространилась в Шотландии. Суть этого обычая заключается в том, что жениха и невесту похищают их друзья, после чего их покрывают субстанциями вроде муки, заварного крема или сажи, а потом посыпают перьями. Считается, что данная необычная процедура принесет паре удачу. Да, ритуал может казаться достаточно суровым, тем не менее жених и невеста только укрепляют отношения, переживая вместе подобное приключение. Свадебное платье в процессе не портят, потому что происходит все не в день бракосочетания, а несколькими днями раньше.

Спокойное отношение к пребыванию топлесс

В большинстве стран мира, даже если общество достаточно свободолюбивое, женщинам запрещено обнажаться на публике. К примеру, в Америке неловко даже кормить грудью ребенка, а выходить топлесс на улицу просто недопустимо. Тем не менее для некоторых европейцев это совершенно не проблема. В Германии допущено обнажаться в сауне, бассейне, парке и на пляже. Нормой это является и в Финляндии, где свободно обнажаются для посещения общественной сауны. В этих странах люди относятся к вопросу обнаженности более раскрепощенно, в то время как на других континентах даже в бане принято оставаться в полотенце или купальнике.

Шведская традиция уборки перед смертью

Это может звучать мрачно, тем не менее подход у шведов действительно практичный. Чтобы защитить своих близких от тяжелых переживаний после смерти, пожилые люди перебирают свои вещи в последние годы своей жизни. Это не означает, что они планируют умереть. Они просто просматривают все свои вещи и избавляются от ненужных мелочей, чтобы не заставлять родственников или друзей заниматься уборкой в тяжелый момент. Эта тенденция не представлена в других странах, тем не менее она начинает постепенно набирать популярность. Необязательно даже связывать ее именно со смертью - избавляться от лишних вещей важно в любом возрасте. Это помогает чувствовать себя спокойнее дома, не отвлекаясь на беспорядок и ненужные мелочи.

Развлечения для школьников на протяжении месяца в Норвегии

Норвегия очень серьезно относится к празднованию выпускного - там есть традиция, предполагающая торжества на протяжении целого месяца. Молодежь употребляет любое желаемое количество алкоголя и постоянно устраивает вечеринки. В мире нет ничего подобного. Порой это приводит к негативным последствиям, к примеру травмам, тем не менее, как правило, все в порядке. Старшие поколения мирятся с этой традицией, ведь она существует уже более ста лет. Считается, что это допустимо, ведь такое веселье бывает в жизни только раз. В остальное время подобное поведение было бы под запретом.

Уютный датский секрет счастья

Хюгге - это не просто традиция, это образ жизни для жителей скандинавских стран. Принцип хюгге существует уже несколько веков, как утверждает Мейк Викинг, написавший книгу об этой традиции. Это центральная часть датской культуры, знакомая каждому жителю страны. Она описывает то, как следует жить и относиться к вещам. Данная концепция может быть секретом счастья. Нужно понимать, что это особенный подход к жизни. Некоторые думают, что хюгге - это просто уют и тепло, но дело не только в эстетике. Суть в том, чтобы отказаться от раздражающих вещей, которые слишком напрягают вас эмоционально, сделав приоритет на вещах, по-настоящему имеющих значение. Это помогает ощущать комфорт в собственном доме и радоваться простым жизненным моментам.

Прыжки над детьми в Испании

Прыжки над детьми - это самая необычная версия чехарды, которую только можно представить. Испанская традиция соблюдается каждый год уже сотни лет в деревне Кастрильо-де-Мурсия. Во время фестиваля некоторые люди наряжаются как черти, которых изгоняют священники. Они перепрыгивают через детей, родившихся в предыдущем году, чтобы защитить их от болезней и несчастий. Это может показаться опасным, но информации о несчастных случаях, к счастью, нет. Вопреки отсутствию травм, некоторые хотят отменить этот религиозный фестиваль. Даже Папа Римский рекомендовал испанским священникам отказаться от подобной практики. Тем не менее вряд ли традиция, просуществовавшая несколько веков, быстро исчезнет - местные жители ее очень любят.

Опасная сырная традиция

Каждый год в английском Глостершире люди участвуют в гонке за головкой сыра. Участники преследуют крупную голову сыра Глостер, которая катится по склону холма, рискуя получить травмы и падая. Традиция зародилась в девятнадцатом веке, хотя есть мнения, что она существует значительно дольше. В 2009 году мероприятие официально отменили, потому что оно привлекало слишком много участников и зрителей, из-за чего возникали сомнения в безопасности. Тем не менее оказалось, что это слишком популярная традиция - неофициальные мероприятия все равно проводятся. Что интересно, в других регионах Англии люди не спешат рисковать собой ради сыра. Так или иначе, жители Глостера отказываться от своего обычая не планируют.

Стразы в глазах в Нидерландах

Если вы когда-либо мечтали о том, чтобы ваши глаза сияли ярче, вы вполне можете добиться этого в буквальном смысле. В Нидерландах существует процедура, позволяющая имплантировать бижутерию в глазах. Сообщается, что такое украшение не вызывает никаких побочных эффектов. В других странах врачи на подобные шаги обычно не решаются. Вероятнее всего, тренд не распространится, потому что некоторые медики уверены - это опасно.

Невероятная скука, чтобы поскорее уснуть, в Норвегии

В Норвегии существует удивительный способ, позволяющий быстрее заснуть. Жители этой страны любят смотреть невероятно скучные телевизионные шоу. Этот жанр называется «медленное телевидение» и является эквивалентом нейтральной фоновой музыки. Зрители включают такие передачи тогда, когда им хочется обзавестись фоном, который не привлекает всего внимания. На экране несколько часов демонстрируются люди, которые заняты вязанием, или горящий огонь. Этот жанр даже распространяется в другие страны - каждый может проверить, сможет ли оставаться бодрым за просмотром чего-то подобного. Одной из наиболее популярных передач является съемка путешествия на поезде, длящаяся семь часов и включающая только пейзажи за окном.

Регаты в ваннах

Эта уникальная гонка проводится в Бельгии и отличается необычной историей. По данным ВВС, первая гонка прошла в 1982-м, когда Альберто Серпальи нашел сорок подержанных ванн. Их за бесценок продавали на местном рынке. Ванны преобразили в самодельные средства для передвижения по воде. Так и началась история регаты, в которой люди спускаются по реке, сидя в ванне или лодке, созданной на ее основе. Это очень популярное мероприятие, которое устраивают каждый год. Кто бы мог подумать, что ванну можно использовать как лодку?

Традиционные хозяйственные занятия населения Западной, Северной, Центральной и Южной Европы. За- рубежная Европа - высокоразвитый регион, поэтому традиционные формы хозяйства там почти не сохранились. В прошлом же основными занятиями европейцев были земледелие и животноводство. В прочем, последнее везде, кроме нескольких районов (Исландия, Альпы, Фарерские Острова), уступало земледелию.

В Европе очень рано - еще во II-I тыс. до н. э. - распространилось плужное земледелие. Земледельцы при меняли пахотные орудия двух типов: рало (не имевшее отвала и колесного передка) и плуг (снабженный отвалом и колесным передком). Рало было распространено в южных и северных районах, плуг - в центральных областях. В качестве рабочего скота на юге Европы использовали волов, на севере - лошадей. Убирали черновые культуры с помощью серпов и кос. Хлеб

молотили, цепами, а на юге иногда прогоняли по сжатым колосьям волов. Зерно мололи на водяных и ветряных мельницах. Сейчас эти старые с земледельческие орудия и методы обработки сельскохозяйственных культур в основном ушли в прошлое, используются новейшие способы агрикультуры.

Важнейшими сельскохозяйственными культурами в северных районах Европы являются ячмень, рожь, овес, в центральных районах - пшеница, рожь, сахарная свекла. На юге Европы помимо пшеницы и ржи выращивается завезенная из Америки кукуруза, в некоторых районах культивируется также рис. Широко распространилась в Европе и такая культура американского происхождения, как картофель. В Европе издавна очень развиты садоводство и огородничество. В Средиземноморье распространены выращивание фруктовых и цитрусовых деревьев и виноградарство. Виноградники, основная часть урожаев которых идет на изготовление вин, встречаются и севернее - по долинам рек Луары и Рейна. Из технических культур на севере Европы выращивают лен и коноплю, в южных - хлопчатник и табак. Во многих европейских странах, особенно в Голландии, Дании, Германии, Англии, развито цветоводство.

Довольно важную роль в хозяйстве большинства народов Европы играет животноводство. Разводят преимущественно крупный рогатый скот. Содержание скота стойловое. Животноводство ориентировано как на производство молока и молочных продуктов, так и на производство мяса и мясных изделий. Во многих районах Европы разводят также овец (в основном для получения шерсти) и свиней.

В прибрежных районах очень развито рыболовство в сочетании с добычей других морепродуктов: креветок, устриц, мидий. Особенно большое значение оно имеет у норвежцев и исландцев.

Со времен Средневековья в Европе существовало очень развитое ремесленное производство, на базе которого позднее сформировалась разнообразная промышленность. Позже ремесло было сильно потеснено индустрией, но отдельные его виды, прежде всего имеющие художественное значение, сохраняются поныне. Это кружовоплетение, вышивка, ювелирное дело, производство керамических и стеклянных изделий, некоторых музыкальных инструментов.

Хозяйство живущих в арктических районах саамов существенно отличается от занятий других народов Европы. У них наиболее развито тундровое оленеводство и рыболовство.

Поселения и типы сельских домов. В настоящее время в большинстве стран Европы резко преобладает городское население. Во многих странах городские /кители составляют более трех четвертей всего населения, а в Великобритании и Северной Ирландии - даже свыше 90%. Среди европейских городов есть очень древние, имеющие более чем тысячелетнюю историю: Рим, например, возник в VII в. до н. э., Афины - еще раньше - в XVI в. до н. э. К древним городам, основанным еще в период Римской империи, относятся, в частности, Париж, Лондон, Кельн. Много в Европе городов, выросших в эпоху Средневековья (например, Бристоль, Стокгольм, Берлин, Мадрид) и в период бурного промышленного развития (Бирмингем и Манчестер в Англии, города Рурского бассейна в Германии и многие другие). В старых городах, как правило, сохраняется их историческая часть, сосредоточены наиболее древние исторические памятники, придающие каждому городу уникальность и самобытность. Неповторимый облик Афин связан с древним 11арфенопом, Рима- с Колизеем, Парижа- с собором Парижской Богоматери и Лувром, /Лондона- с Гаучром, Кельна - со знаменитым Кельнским собором.

Для Европы характерна большая концентрация населения в самых крупных городах, точнее в городских агломерациях, в которые входят и прилегающие к городу населенные пункты. Население таких городов особенно пестрое, так как именно туда направляются основные потоки мигрантов. В больших городах особенно интенсивно общение и взаимное влияние представителей разных национальностей, что наряду с другими факторами приводит к формированию особой городской субкультуры.

Однако, несмотря на раннее развитие городской жизни в Европе, до начала интенсивной индустриализации в ней все же преобладало сельское население. В некоторых странах (например, в Португалии, Албании) оно многочисленно и сейчас. Среди сельских поселений имеются как многодворные, так и однодворные. Однодворные поселения - хутора - чаще всего встречаются в горных районах Франции, на севере Испании, на севере Италии, на северо-западе Германии, западе Англии и в Норвегии. Многодворные поселения - деревни - преобладают в равнинной части Центральной Европы, Франции, Италии и Испании, а также на Балканах. Многодворные сельские населенные пункты существенно различаются по своей застройке. В Центральной и Южной Европе преобладают деревни кучевого плана, когда дома и прилегающие к ним усадьбы расположены в беспорядке, улицы кривые и запутанные. На востоке Германии имеются также круговые деревни. Дома в такой деревне строятся вокруг площади и обращены к ней своими фасадами. Кое-где на западе Европы встречаются уличные деревни, хотя этот тип поселений более характерен для восточноевропейских народов. Уличные деревни обычно строились вдоль проезжих дорог. В Европе можно встретить и рассеянные, или разбросанные, деревни, представляющие собой нечто среднее между группами однодверных хуторов и многодворными деревнями. Они распространены в Западной Европе.

Встречающиеся в Европе сельские жилища также подразделяются на несколько типов, из которых здесь рассмотрены лишь наиболее распространенные. Так,

для юга Европы особенно характерен так называемый средиземноморский дом. Это двухэтажное, реже - трехэтажное каменное строение, внизу которого располагаются хозяйственные, наверху - жилые помещения. Крыша средиземноморского дома двускатная, черепичная. В таких домах живут испанцы, южные французы, южные итальянцы.

На севере Италии, в горных районах Швейцарии и Австрии, на юге Германии наиболее распространенным является так называемый альпийский дом. Он также двухэтажный, его нижняя часть каменная, а верхняя - деревянная, срубная, с галереей. Крыша у такого дома тоже двускатная, держится на продольных балках. Жилые помещения располагаются на обоих этажах, хозяйственные - только на первом. На альпийский дом похоже жилище басков, только в отличие от альпийского дома второй этаж баскского - каркасный.

На большей части территории Франции и Нидерландов, в Бельгии, Великобритании, Центральной Германии, равнинных районах Австрии и Швейцарии распространены дома западного среднеевропейского типа. Один из его вариантов - верхненемецкий (франконский) дом. Это постройка в один-два этажа - кирпичная или с каркасом из деревянных перекрещивающихся балок, промежутки между которыми заполняются разнообразным материалом (глина, бутовый камень, кирпич и др.). Жилые и хозяйственные помещения с грех или четырех сторон замыкают открытый двор. Крыша опирается на стропила.

Северофранцузский дом представляет собой вытянутую вдоль улицы каменную или каркасную жилую постройку, к которой примыкают хозяйственные помещения. Дом не огорожен. В отличие от него южнолимбургский дом, распространенный в Бельгии (тоже одноэтажный, каменный или каркасный), огораживается высокой стеной. Хозяйственные помещения иногда свободно разбросаны по двору, иногда расположены по его периметру. Въезд в дом делается под аркой.

В северных районах Германии и Нидерландов, а также в Дании распространены дома североевропей-

ского типа. Особенно характерной разновидностью этого типа является нижненемецкий (или саксонский) дом. Это обширная одноэтажная постройка - каркасная или просто кирпичная (без каркаса). В средней се части располагается гумно (помещение, где хранят и молотят сжатый хлеб) или крытый двор, по обе стороны которого размещаются жилые помещения, конюшни, хлевы (загоны для скота). Массивная крыша такого дома опирается не на стены, а на толстые столбы, стоящие внутри дома вдоль стен.

Паннонский дом, распространенный в Венгрии, представляет собой одноэтажное глинобитное сооружение с соломенной крышей. Вдоль дома делается галерея на столбах.

В Скандинавии и Финляндии распространены срубные одноэтажные жилища. Североскандинавский дом состоит из отапливаемого жилого помещения, неотапливаемых сеней и коморы. В южноскандинавском доме к отапливаемому жилому помещению с двух сторон примыкают холодные сени.

Традиции строительства сельских домов в прошлом оказывали заметное влияние и на городскую архитектуру. В настоящее время для городской архитектуры характерна все большая унификация и сглаживание традиционной специфики. Сходная тенденция проявляется и в сельской местности.

Традиционная пища. Традиционная пища в разных частях Европы довольно заметно различается. На юге Европы едят пшеничный хлеб, на севере наряду с пшеничным широко распространен ржаной. На севере используют в основном животное масло, на юге - растительное. Из напитков в Великобритании, Ирландии, а также Нидерландах предпочитают чай, в других странах - кофе, причем в Центральной Европе его пьют обычно с молоком или сливками, а в Южной Европе - черный. В южных странах утром едят очень мало, в северных странах - завтрак более плотный. На юге, естественно, употребляют больше фруктов. В прибрежных районах значительное место в рационе, по понятным причинам, занимают рыба и другие морепродукты.

Вместе с тем наряду с региональным своеобразием характерные особенности присущи пище каждого парода. Так, французы по сравнению с другими европейскими народами употреблят в пищу большее количество хлебобулочных изделий. Для приготовления закусок, первых и вторых блюд французы используют много овощей, корнеплодов и клубнеплодов: картофеля, разных сортов лука (особенно порея и шалота), капусты и салатов, стручковой фасоли, шпината, помидоров, баклажанов. Очень популярны спаржа и артишоки. По сравнению с другими народами Западной Европы они меньше используют молоко и молочные продукты, если не считать сыра. Насчитывается не одна сотня сортов французского сыра, среди которых весьма популярны мягкий сыр с внутренней зеленой плесенью - рокфор и мягкий сыр с внешней белой плесенью - камамбер. Излюбленными традиционными блюдами французов являются бифштекс с жареным во фритюре картофелем, рагу под белым соусом бешамель. Разнообразные соусы вообще очень широко используются французами при приготовлении мясных вторых блюд и салатов. Из первых французских блюд особенно распространен луковый суп с сыром. Деликатесами французской кухни считаются устрицы, улитки и поджаренные задние лапки больших лигушек. Французы занимают первое место в мире по употреблению виноградных вин. Вино подают к столу дважды в день - на обед и ужин.

Излюбленным кушаньем итальянцев являются макаронные изделия, все блюда из которых называют пастой. Пасту готовят с томатным соусом, маслом и сыром или мясом. К пасте часто подают фасоль, горох, цветную капусту. Значительное место в рационе итальянцев занимает сыр. Традиционными его сортами являются пармезан (твердый сухой сыр), моцарелла (пар из молока буйволиц), пекорино (соленый сухой сыр из овечьего молока). Итальянцы едят также ризотто плов с ветчиной, тертым сыром, луком, креветками и грибами, поленту - густую кукурузную кашу, которую перед подачей на стол режут на куски. Из специй и приправ итальянцы предпочитают маслины,

каперсы (почки одноименного растения), цикорий и мускатный орех.

Англичане едят довольно много мяса (говядину, телятину, баранину, нежирную свинину). Самыми популярными блюдами из мяса считаются ростбиф и бифштекс. К мясу обычно подают томатный соус, пикули (мелкие маринованные овощи), картофель и овощи. Традиционным кушаньем англичан являются также разнообразные пудинги: мясные, крупяные, овощные (их подают в качестве вторых блюд), а также сладкие фруктовые (десерт). Утром англичане любят есть жидкую овсяную кашу (порридж) или пшеничные (кукурузные) хлопья с молоком. Из первых блюд они предпочитают бульоны и супы-пюре. На праздники в Англии стараются готовить традиционные блюда. Излюбленным среди них является рождественский плам -пудинг изсала, хлебных крошек, муки, изюма, сахара, яиц и различных пряностей. Его обливают ромом, поджигают и пылающим подают на стол. Шотландская традиционная пища во многом сходна с английской, но имеет и свои особенности. Для шотландцев очень характерны черный (кровяной) пудинг и белый пудинг (приготовленный из смеси овсяной муки, сала и лука). Шотландцы больше, чем англичане используют крупы для приготовления различных блюд. Традиционное шотландское кушанье - баранья или телячья требуха с овсяной мукой, обильно приправленная луком и перцем.

Для немцев характерно широкое употребление в пищу всевозможных колбас, сосисок и сарделек. Весьма распространенное блюдо - сосиски с тушеной квашеной капустой. Популярны также картофельный суп с сосисками и гороховый суп с колбасой. Немцы готовят также разнообразные блюда из свинины и птицы. Овощи обычно едят в отварном виде (особенно распространены цветная и краснокочанная капуста, стручковая фасоль и морковь). Популярны вареные горох, бобы, картофель. Немцы готовят много блюд из яиц: яйца фаршированные, запеченные, яичница, омлет. Любят немцы и различные бутерброды. Традиционный напиток немцев - пиво.

Основу кухни скандинавских народов составляет рыба и другие морепродукты. Рыбные блюда на столах датчан, шведов, норвежцев, исландцев бывают почти ежедневно. Датчане любят сельдь, макрель, угря, камбалу и лосося в отварном или соленом виде. Копченая и вяленая рыба распространена меньше. Популярное блюдо норвежцев - сельдь с картофелем. Они также едят жареную треску, камбалу, палтуса. Любимое же их кушанье - это клипфикс - высушенная на скалах обезглавленная треска. Очень распространены у скандинавских народов бутерброды. В Дании бутерброд даже называют королем кухни. Разных бутербродов здесь насчитывается до семисот видов: от простого ломтика хлеба с маслом до так называемого многоэтажного бутерброда, именуемого «любимым бутербродом Ганса Христиана Андерсена». Такой бутерброд состоит из нескольких ломтиков хлеба, перемежающихся несколькими прослойками бекона, помидоров, печеночного паштета, студня и белого редиса. Едят его, снимая один слой за другим. Многоэтажные бутерброды готовят также с использованием различных морепродуктов. Заметное место в скандинавской кухне занимает молоко Скандинавские народы любят пить свежее молоко, из молока готовят различные каши и супы, им запивают блюда из картофеля, из него делают различные кисломолочные продукты.

Традиционная одежда народов Западной, Центральной, Северной и Южной Европы. Национальных особенностей в современной одежде европейских народов сохранилось довольно мало. Там повсеместно распространен так называемый европейский городской костюм, родиной которого была Великобритания. У мужчин этот костюм составляют брюки, рубашка с длинными рукавами и пиджак, у женщин - юбка, блузка с рукавами и жакет. Такой костюм в конце XIX в. распространился у горожан, а позже и у сельских жителей, почти повсеместно вытеснив национальные комплексы одежды. Национальные костюмы сейчас надевают только во время фольклорных праздников, концертов народных художественных коллективов и т. п.

Тем не менее отдельные элементы традиционной одежды продолжают бытовать, примем не только в сельской местности, но и в городах. Так, в Эдинбурге и других городах Шотландии мужчины нередко носят национальные клетчатые юбки (килт). Кстати сказать, юбка как типичный элемент одежды мужчин была распространена также у ирландцев, греков и албанцев.

Наиболее же распространенным элементом европейской мужской одежды в прошлом были штаны длиной немного ниже колен. Их носили с короткими чулками или: гетрами. Мужчины также надевали рубаху с длинными рукавами, а поверх нее - жилет или куртку. Французы, испанцы и другие романские народы повязывали на шею цветной платок. Типичным головным убором служила фетровая или войлочная шляпа. Традиционный головной убор басков - суконный берет - заимствовали потом и другие народы Европы. В частности, он стал самым популярным головным убором французов.

Женская традиционная одежда разных народов отличалась большим разнообразием. У большинства романских народов женщины носили длинные широкие юбки с оборкой или каймой. Немки ходили в коротких широких сборчатых юбках. Иногда надевали сразу несколько юбок разной длины. Носить сразу по нескольку юбок, отделанных кружевами (причем верхняя юбка была, более темной), было принято и в некоторых других районах, например в Голландии и во Фландрии (северо-западная Бельгия). Гречанки надевали также сарафан с поясом. Кое-где, особенно в горных областях, женщины носили длинные штаны. Повсеместно в Европе было

принято носить яркий передник. Характерны были также белые кофты с длинными рукавами; поверх кофты надевали облегающий лиф со шнуровкой или на пуговицах. На голове носили платки, чепцы и шляпки.

Во многих районах Европы наряду с кожаной была распространена деревянная обувь.

От костюмов всех других европейских народов сильно отличается традиционная одежда саамов. У мужчин она состояла из рубахи длиной до колен и узких суконных штанов, у женщин - из длинной белой рубахи и надеваемого поверх нее платья (в теплую погоду - ситцевого, в холодную - суконного). Зимой и мужчины и женщины носили одежду и обувь из оленьих шкур.