Современные формы расизма: языки описания, воспроизводства, противодействия. Тезисы. Расизм - это дискриминация меньшинств? Причины появления расизма

Виктор Шнирельман

Современные формы расизма: языки описания, воспроизводства, противодействия.

Тезисы

Термин «расизм» появился сравнительно недавно – только в х. В то время биология, физическая антропология, генетика были на подъеме и всемерно использовались политиками для оправдания колониальной и дискриминационной политики в отношении «иных», которые описывались в терминах цвета кожи. Поэтому и расизм тогда получил биологическую форму. Другого расизма мир до второй половины XX века не знал.

Этот расизм исходил из того, что человечество делится на объективно существующие расы, что видимые соматические черты неразрывно связаны с невидимыми духовными, что поэтому расы отличаются по своим мыслительным способностям, а, следовательно, в разной мере способны к прогрессу. Из этого делался вывод о естественности господства «белой расы», что легитимизировало дискриминацию и колониальное устройство, а в крайней форме – геноцид.

Такие представления господствовали как в общественном мнении, так и в науке. Ими и ограничивалось знание советского человека о расизме. Оно было унаследовано и постсоветской Россией.

Между тем, после Второй мировой войны характер расизма изменился. Геноцид, устроенный нацистами, показал всю звериную сущность биологического расизма, и мир от него отвернулся. В ряде стран Европы были даже приняты законы, позволяющие привлекать расистов к суду. Поэтому им пришлось выработать особый язык, дававший возможность оформлять прежние идеи, избегая биологической фразеологии. Расизм принял новую форму, которую специалисты называют «культурным», «дифференциальным » или «символическим» расизмом. Если прежде культура рассматривалась расистами как производное от биологии, то теперь она получила самодовлеющее значение.

В последние десятилетия мир делится расистами не столько на расы, сколько на культуры и религии, причем в этом разделении они ищут поддержку у современной науки. При этом различные культуры и религии трактуются однозначно как четко установленные данности с жесткими границами, строгим набором признаков, как передающиеся от одного поколения к другому, неизменно сопровождающие человека на протяжении всей его жизни и диктующие особенности его поведения. С этой точки зрения, человек является рабом якобы исконно присущей ему культуры и не способен измениться. Иными словами, то, что раньше связывалось с биологией, теперь приписывается культуре. Из этого делается вывод не только о различиях культур, но и о том, что человек одной культуры никогда не сможет проникнуть в логику другой. Якобы поэтому многие народы Азии и Африки не только не готовы к демократии, но и никогда не смогут перейти к ней в силу своих культурных особенностей. А, следовательно, им не место в Европе, к которой они не только не могут адаптироваться, но и «портят» местную культуру. Современные расисты не стремятся к геноциду; они просто считают, что у каждой культуры и ее носителей есть свое место на Земле, где тем и следует вечно пребывать. Лозунги современного расизма: «несовместимость культур», «неспособность мигрантов к интеграции», «порог толерантности».

Современный расизм стал ответом на массовые миграции эпохи глобализации , которые некоторые трактуют как «колониализм наоборот». Забыв о том, что современные нации складывались на гетерогенной основе, и, исходя из присущей им сегодня определенной культурной гомогенности, многие европейцы соблазняются приведенными выше «культурными аргументами», позволяющими объяснить собственное неприятие «чужаков».

Примечательно, что эти аргументы опираются на некоторые научные концепции, которые сегодня описываются как «примордиалистские» или «эссенциалистские». Эти концепции складывались в колониальный период, когда ученые изучали преимущественно архаичные традиционные группы, которые действительно по своей культуре резко отличались от той, с которой связывали себя сами ученые. Именно тогда, - в свойственной для эпохи модерна манере, - культуры описывались и классифицировались как строго ограниченные и, безусловно, различные.

Между тем, во второй половине XX века эта парадигма началась пересматриваться. Было установлено, что между этничностью и культурой нет прямой связи: во-первых, культура динамична, а во-вторых, человек способен переходить из одной культуры в другую. Оказалось, что, помимо примордиальной, существуют множественная, ситуационная, символическая виды этничности (и даже безэтничность), а также билингвизм и бикультурализм, обнаруживающие способность человека к изменениям, переоценкам, реинтерпретации окружающей действительности и своего места в ней. Человек оказался более самостоятельным и более активным субъектом, чем это предполагалось примордиалистским подходом. Это стало особенно очевидно в эпоху постмодерна, глобализации и массовых миграций. Поэтому на смену примордиализму пришел конструктивистский подход, способный много лучше описывать реалии современной эпохи.

Однако, как мы видели выше, культурный расизм апеллирует к прежнему примордиалистскому подходу. Мало того, в постсоветской России примордиализм, доставшийся в наследство от советских времен, все еще определяет настроения общества и преобладает в умах ученых. Это и создает интеллектуальную основу для массовой ксенофобии, охватившей наше общество.

К сожалению, не остаются в стороне от этой тенденции и многие из тех, кто считает себя противниками расизма. О расовой основе современного «антирасизма» западные специалисты много писали еще в 1990-х годах. Речь шла о том, что «антирасисты» нередко разделяют базовые представления расистов об «объективной природе» рас и культур, что неизбежно ослабляет их аргументацию и ставит под вопрос успех их борьбы.

В России, где культурный расизм выступает в форме «этницизма», проблема имеет особую сложность в связи с политизацией этничности, что является наследием политико-административного деления СССР. Поэтому здесь необычайную популярность получили примордиалистские (и расистские) концепции, не столько отражающие научное видение ситуации, сколько доводящие до абсурда устаревшие позитивистские представления эпохи модерна, которые и были в свое время взяты за основу советским проектом этнотерриториального деления.

В последнее время «этницизм» наиболее ярко проявляется в концепции «этнической преступности», которая позволяет некоторым авторам выделять категорию «криминогенных народов». Речь идет о том, что якобы отдельным народам присущи свои категории особо тяжких преступлений. При этом усилия полиции и народный гнев направлены не против конкретных преступников, действительно заслуживающих наказания, а оптом - против определенных этнических категорий, что, разумеется, нарушает права человека. За всем этим также стоят представления о культурной специфике, которая якобы строго диктует людям определенную манеру поведения.

Преодоление «этницизма» требует формирования гражданского общества, воспитания толерантности, расширения кругозора молодежи, отказа от эссенциалистской парадигмы.

Расы ирасизм

Досередины 20-го века понятие расы использовалось как дарвинистский способ подчеркнуть, что чернокожие люди стоят ниже наэволюционной лестнице иболее примитивны посравнению сбелыми. Это было принято научной общественностью как доказанный факт итаким образом узаконено внаучной биологии. Расизм бывает нескольких видов, как на индивидуальном, так инаинституционализированном уровне.

Термин «раса» имеет три значения: биологическое, общеупотребительное иполитическое (Fuller& Toon,1988).

Вбиологии «раса» обозначает генетическую обособленность различных групп: каждая «расовая» группа имеет общее генетическое оформление, отличающееся понекоторым параметрам отгенетического оформления других групп. Однако генетические различия врамках каждой расы характеризуются настолько широким диапазоном, что два человека, принадлежащих кодной итойже расовой группе, могут иметь большие отличия друг отдруга, чем средние различия между двумя различными группами. Расы неявляются строго разграниченными, и границы между ними проведены условно. Вмедицине понятие расы часто используется как категория, которая позволяет специалистам связать определенные болезни стеми или иными расовыми группами, например кистозный фиброз снекоторыми группами белого населения. Такое понимание может узаконить расистский образ мышления.

Вповседневном значении для неспециалистов раса стала синонимом внешних признаков человека, при этом цвет кожи приобрел незаслуженно большое значение.

Использование этого термина вполитических целях позволяет большинству населения консолидировать власть, а группам меньшинств рассматривать свои национальные особенности сполитической точки зрения.

Всемирная организация здравоохраненияв опубликованном ею«Лексиконе кросс-кулыуральных терминов, относящихся кпсихическому здоровью» (Lexicon ofCross-Cultural Terms inMental Health, the World Health Organization, 1997) предложила следующие определения расизма, расовых предрассудков иэтноцентризма. Расизм— это вера вто, что существует неотъемлемая связь между считающимися унаследованными икулыураль-ными чертами ичто некоторые группы людей вбиологическом отношении превосходят остальных. Расовые предрассудки— это негативный эмоциональный настрой либо негативная установка вотношении того или иного индивидуума либо группы, основывающиеся наотдельно выбранных социальных или кулыуральных характеристиках. Этноцентризм— это преувеличение ценности своей культуры посравнению сдругими культурами; при этом тенденциозные суждения отом, что является хорошим, правильным, красивым, моральным, нормальным, здоровым или разумным, базируются насвоей собственной культуре как эталоне. Индивидуальные проявления расизма отличаются отинституционализированного расизма, который представляет собой коллективные убеждения сотрудниковтой или иной организации, глубоко укоренившиеся всистемеее деятельности. Несмотря нато, что большинство специалистов отрицательно относятся ктеории (генетически) передаваемой психической неполноценности, среди населения общепринято считать, что качества индивида— унего «вкрови» (Thomas& Sillen1991).

Вдокладе MacPherson (MacPherson, 1999) институционализированный расизм определяется как «коллективная неспособность организации оказывать надлежащую профессиональную помощь людям всвязи сцветомих кожи, культурой либо этническим происхождением. Это можно заметить или выявить, наблюдая деятельность, установки иповедениесо значительными проявлениями дискриминации ввиде предрассудков, невежества, легкомысленности ирасистских стереотипов мышления, что ставит вневыгодное положение представителей этнических меньшинств».

Основная проблема, вызванная таким определением, втом, что оно приводит доводы впользу выявления недостатков вдеятельности организации (как живого организма), но не всегда понятно, какие это виды деятельности, кто выявляет недостатки икто должених устранять. Субъективный опытили интерпретацию расизма определить еще труднее, так как частично они непосредственно связаны синдивидуальными чертами личности, спредшествующим жизненным опытом исистемами поддержки (социальными иэкономическими).

Вболее ранних работах Bhugra иBhui (1999) высказывали точку зрения, что подчинение меньшинства большинством посредством использования исторических, социальных, биологических иэкономических факторов— распространенное явление вчеловеческой истории. Невызывает сомненийто, что расизм исвязанные сним идеи появились еще вдохристианские времена. В100году доновой эры Cicero советовал Atticusне покупать рабов изБритании, потому что они глупы, ленивыи неспособны кобучению. Однако идеология, лежащая воснове расизма, основывается нажелании сохранить существующее положениеи на убежденности впревосходстве одной группы над другойпо причинам, связанным только срасовой принадлежностью илис биологическими особенностями. Раса представляет собой таксономическое понятие сограниченной степенью полезности, ив течение последних 30лет оно начало уступать место терминам «этническая принадлежность» и«куль-туральные группы», отличающимся гораздо меньшей определенностью. Расизм можно рассматривать как идеологию, как установленный порядок икак социальную конструкцию.

Необходимо отличать расизм отрасовой дискриминации. Первый ограничивается рассуждениями оделении человечества нарасы (что может привести кэтноцентризму). Второе понятие, напротив, касается реальных форм поведения людей. Расизм существует вомногих формах, некоторые изних отражены ниже.

Виды расизма

Доминантный. Ненависть воплощается вдействиях.

Аверсивный. Индивид убежден всвоем превосходстве, нонеможет действовать.

Регрессивный. Взгляды индивида нарасизм проявляются регрессивными формами поведения.

Подсознательный инстинктивный расизм. Страх перед чужестранцами.

Объясняемый инстинктивный расизм. Рационализация, обоснование страха перед чужестранцами.

Культуральный. Отвержение, злословие поповоду особенностей проведения свободного времени, соблюдения обычаев вобществе ибыту.

Институционализированный. Отношения вколлективе организации кнекоторым лицам как кнеполноценным.

Патерналистский. Большинство «знает», что хорошо для меньшинства.

Расизм, «неразличающий цветов». Признание различий рассматривается как вызывающее рознь между культурами.

Неорасизм. Скрытый в«индивидуализме»: не одобряются положительные действия, наличие расизма рассматривается сточки зрения имеющихся достижений группы.

Необходимо подчеркнуть, что расизм неявляется статическим феноменом. Кроме того, его необходимо отличать от расистского поведения, при котором расовые предрассудки одного человека поотношению кдругому проявляются действиями. Расизм использует верования иобычаи для оправданияи сохранения неравенства, недопущения вобщество одних группи доминирования других. Представляет интерес использование тактики «неразличения цветов» как формы расизма. Когда «не различающие цветов» имеют дело сгруппой людей более низкого социального уровня сдругим цветом кожи, они невоспринимают их как имеющих свою историю, культуру, духовнуюи социально-экономическую сущность. Расизм также может усугублять воздействие бедности наздоровье людей.

Moore (2000) считает, что важными факторами возникновения расизма стали психология колониализма, ограничение использования информации, средств связи исвобод. Расист доминантного типа открыто проявляет расовую нетерпимость, тогда как расист аверсивного типа проявляет неприязнь истремится избегать контактов. Расистские наклонности некоторых людей могут принимать форму бессознательных проявлений массового поведения (Kovel, 1984). Ненависть состороны других («они-группа») (см.определение ниже вразделе «Значимые жизненные события, связанные срасовой принадлежностью») и авторитаризм также вносят вклад всохранение существующего положения.

Психиатрия отражает господствующие общественные ценности; она может быть подавляющей иможет восприниматься как подавляющая, если люди изолируются помимоих воли. Такое положение порождает чувство отчужденности, ивследствие переживания этого чувства втечение определенного времени представители этнических меньшинств могут испытывать еще большее унижение. Влияние расизма нанаучные исследованияи обстановку влечебных учреждениях охарактеризовать чрезвычайно сложно.

Значимые жизненные событий, связанные с расизмом

Для представителей этнических меньшинств роли значимых жизненных событий, связанных срасовой принадлежностью, многочисленны иразнообразны (Bhugra& Ayonrinde, 2001). Наотдельных лиц игруппы людей может оказывать большое влияние миграция (см.Bhugra& Cochrane, 2001). Трудно получить точные данные ораспространенности нападок, насильственных действий ипреступлений нарасовой почве (преследований, нападений иоскорблений). Это объясняется несколькими причинами: иногда люди непонимают расовой подоплеки этих агрессивных действий ипоэтому неупоминают онихв своих заявлениях; расовая принадлежность правонарушителяне всегда известна; жертвы могут ошибочно приписывать конфликту расовые мотивы; они могут неподавать заявления всвязис продолжающимся преследованием или сотсутствием достаточных доказательств правонарушения.

ВБританском криминологическом исследовании (The British Crime Survey (BCS)) иполицейских досье используются различные подходы ксбору данных. В исследовании (BCS) регистрируются как совершенные (фактические) правонарушения (например, вандализм, ограбления, кражи, нанесение телесных повреждений, нападения иразбой), таки угрозы применением насилия. Сотрудники полиции регистрируют только совершенные правонарушения, хотя они также отмечают любые расовые мотивы, если оних делается заявление или поповоду них уследственных органов возникает подозрение. Данные BCS касаются лиц старше 16лет, аполиция регистрирует правонарушителей независимо отвозраста. Fitzgerald иHale (1996) приводят данные BCS отом, что только 2% всех правонарушений их жертвы объясняли расовыми мотивами, около четверти изних были совершены вгородских гетто.

Этнические различия существуют ивтенденциях сообщать оправонарушениях (Commission for Racial Equality, 1999). Говоря овиде правонарушения, форме сообщенияи задержке обращения сзаявлением, надо признать, чтоэти аспекты остаются недостаточно исследованными.

Поданным Chahal иJulienne (1999), не сообщается о 43—62% конфликтов нарасовой почве. Среди зарегистрированных правонарушений были нанесение телесных повреждений, приставание, оскорбления иугрозы, атакже нанесение материального ущерба. Маловероятна регистрация заявленийо конфликтах, связанных сневозможностью получить работу, деньги под залог для финансирования учебы вшколе или медицинской помощи ит.п.Висследовании субъективных переживаний проявлений расизма эти авторы спомощью качественных методов показали, что пострадавшие описывали расовые конфликтыкак общепринятую практику вобществе, вкотором они живут. Авторы также использовали различные способы выявления подобных событий, большинство изкоторых касалось личных или социальных отношений. Трудности выявления чаще всего были связаныс чувством стыда, несостоятельности, безнадежности или недоверия. Только участившиеся конфликты заставляли людей обращатьсяс заявлениями впредусмотренные законом инстанции. Чаще всего обращались кврачам общей практики, однако вбольшинстве случаев результаты невполне удовлетворяли (например, врачмог написать письмо вадрес органов жилищного управления спросьбой помочь сжильем, нонебольше этого). Таким образом, даже если конфликты выявляются, им обычно непридается соответствующее значение. Вэтой группе пациентов обычно повторялись жалобы на гнев, напряженное состояние, депрессию, повышенную раздражительность инарушениясна.

Значимые жизненные события, связанные срасовой принадлежностью, представляют собой проблемы, которые относятся непосредственно красовому поведению, и они возникают вразличных сферах жизни Сферы, вкоторых происходят значимые жизненные события, связанные срасовой принадлежностью:

Образование.

Трудоустройство.

Здравоохранение.

Случаи оскорбления.

Нанесение материального ущерба.

Право исоциальное обеспечение.

Затруднения, связанныес расовой принадлежностью, можно определить как текущие трудности вжизни индивида, которые могут быть связаныс расовыми аспектами идлятся более одного месяца. Сюда входят проблемы сжильем, трудоустройством, социальным функционированием иобразованием.

Представители этнических меньшинств могут нетолько подвергаться действию общих для всего населения стрессоров, ноииспытывают стресс всвязисо статусом меньшинства. Эти специфические причины включают психотравмирующие факторы (например, расовые предрассудки, враждебность идискриминация), атакже внешние опосредующие элементы (система социальной поддержки) и внутренние (когнитивные факторы), которые влияют навосприятие индивидом значимых жизненных событий. Smith (1985) предложил термины «они-группа» (the out-group) и«мы-группа» (the in-group) для характеристики положения групп национальных меньшинств («они-группа»), живущих вусловиях культуры большинства («мы-группа»). Статус «они-группа» приводит ксоциальной изоляции, социальной маргинализациии нестабильности положения, что усиливает обеспокоенность людей. Незавершенная или частичная ассимиляция представителей национальных меньшинств вусловиях новой культуры большинства (принимающей страны) иполный или частичный отказ отсобственной культуры могут оказаться дополнительными психотрав-мирующими факторами.

Расизм и психические расстройства

Расизм, как индивидуальный, таки институционализированный, может создавать множество проблем, некоторые изних отражены ниже. Может развиться чувство нестабильности собственного положения, когда человек имеет два или более различающихся инесовместимых социальных статуса (например, социальный статус определенного лица входит впротиворечие сего статусом, вытекающим изэтнического происхождения). Это противоречие между ролью истатусом, скорее всего, приведет ктрудностям адаптации илик психическим расстройствам (Smith, 1985). Поскольку представители национальных меньшинств более «заметны» среди населения, составляющего большинство, их действия приобретают символическое значение истереотипные представления усваиваются обществом. Smith (1985) считает, что заметность, повышенное внимание, отсутствие анонимности, поляризация иущемление ролевых функций— это факторы, которые усугубляют стресс инадолго затрудняют жизнь. Проблемы, связанные срасизмом

Институционализированный расизм

Стереотипы восприятия.

Отвержение.

Предрассудки.

Обесценивание культуры.

Индивидуальный расизм

Стереотипы восприятия.

Отвержение.

Предрассудки.

Обесценивание культуры.

Агрессивные действия.

Расизм представляет собой многомерный феномен, поэтомудля многоосевого измерения влияния значимых жизненных событий было разработано много методов.

Jackson иколлеги (1996) показали, что совокупное воздействие проявлений расизмаи расовой дискриминации начеловека ухудшает психическое здоровье больше, чем физическое. Необходимо глубже исследовать роль «локуса контроля» как вмешивающейся переменнойпри оценке психологического функционирования представителей этнических меньшинств.

Депрессия

Имеющиеся немногочисленные данные свидетельствуют отом, что значимые события социальной жизни, как изначимые жизненные события вообще, в значительной степени коррелируют сдепрессией. Внескольких исследованиях продемонстрирована более высокая частота депрессивных расстройств вгруппах представителей этнических меньшинств (Nazroo, 1997; Shaw etal, 1999) ивыдвинуты предположения, что это объясняется отрывом отпривычного окружения, безработицей, бедностью ирасизмом. Висследовании, посвященном изучению случаев умышленного самоповреждения среди женщин азиатского происхождения, Bhugra иколлеги (1999) обнаружили, что около одной четверти выборки переживали значимые жизненные события, связанные срасовой принадлежностью, хотя наосновании этого исследования причинные связи установить невозможно.

Тревога

Модели стресса предполагают повышение уровня тревоги вожидании возможных угрожающих жизненных событий. Висследовании, проведенном вНовой Зеландии, Pernice иBrook (1996) выявили значимую корреляцию между расовой дискриминацией ивысоким уровнем тревоги уцветных представителей иммигрантов. Эти авторы также установили, что уровень тревоги был неожиданно высоким утех иммигрантов, которые проводили значительную часть свободного временис представителями своей этнической группы. Возможно, это были тревожные личности, искавшие успокоения вобществе представителей своей этнической группы. Было показано, что симптомы тревоги возникали после угроз расистского содержания (Thompson, 1996; Jones etal, 1996).

Посттравматическое стрессовое расстройство

Имеются данные обучащении случаев психогенных расстройств ссимптомами, напоминающими посттравматическое стрессовое расстройство, которые развивались после переживания проявлений расовой дискриминации (Ritsner etal, 1977). Повышенная настороженность, обеспокоенность, нарушения внимания, высокий уровень фрустрации, негативизм, социальная изоляция, тревога иповторные наплывы воспоминанийо травмирующих событиях («флэшбэки») также описывались как следствие значимых жизненных событий, связанных срасовой принадлежностью.

Психозы

Единичные данные свидетельствуют о связи между психозами изначимыми жизненными событиями, связанными срасовой принадлежностью, отом, что институционализированному расизму придается решающее значениево взаимоотношениях, включающих соблюдение режима леченияи повторные визиты кврачу. Однако эмпирические данныене подтверждают этих выводов.

Взаимосвязи между значимыми жизненными событиями, обусловленными расовой принадлежностью, и развитием психических расстройств сложны. Лишь впоследнее время исследователи началиих раскрывать.

Расизм и нервно-психический стресс

Проявления расизма, как индивидуального, так иинституционализированного, вероятно, вызывают хронический стресс илиже длительные затруднения, которые препятствуют успешному функционированию людей. Они понимают, что способны достичь большего, однако другие люди или система мешаютих продвижению. Чинимые индивиду препятствия позволяют ему осознатьто, что его интересы ущемляются, приводят его взамешательство, ранят его чувство собственного достоинства иснижают самооценку. Эти затруднения могут также способствовать дальнейшему отрыву представителей национальных меньшинств отих этнических групп, особенно втех случаях, когда используемые ими методы преодоления постоянных затруднений отличаются отприменяемых вэтих группах, что еще больше усугубляет состояние психического напряжения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Индивид, какимбы нибыло его этническое происхождение, по-разному взаимодействует ссоциальнойи культурной средой, вкоторой онживет, иреагирует наимеющиеся затруднения или наострые психические травмы. Переживаемые человеком значимые жизненные события, связанные срасовой принадлежностью, их осмысление, атакже перманентные проявления расизма, по-видимому, ускоряют развитие психических расстройств. Однако научных исследований вэтой области по-прежнему проводится недостаточно, авнекоторых выполненных работах методы сбора данных были сомнительными, чтов значительной степени затрудняет любую интерпретациюи обобщение.

расизм это, расизм
Перейти к: навигация, поиск

Раси́зм - совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас, нации и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.

Существует и несколько более широкое определение расизма. Так, в энциклопедии Britannica указывается, что расистским является убеждение в том, что расовые признаки имеют решающее влияние на способности, интеллект, нравственность, поведенческие особенности и черты характера отдельной человеческой личности, а не общества или общественной группы. Расизм обязательно включает в себя идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми. Осуществление расистских теорий на практике порой находит своё выражение в политике расовой дискриминации.

  • 1 Определения термина
  • 2 История
  • 3 США
    • 3.1 Афроамериканцы
  • 4 Европа
    • 4.1 Британия
    • 4.2 Германия
      • 4.2.1 Объединённая Германия
    • 4.3 Италия
  • 5 Южно-Африканская Республика
  • 6 Израиль
  • 7 Россия
  • 8 Япония
  • 9 Критика расизма
    • 9.1 Критика понятия человеческой расы
    • 9.2 Идеология
  • 10 Борьба с расизмом и расовой дискриминацией
    • 10.1 Положительная дискриминация
  • 11 Скандалы и обвинения в расизме
    • 11.1 Кристофер Бранд
    • 11.2 Джеймс Уотсон
  • 12 См. также
  • 13 Примечания
  • 14 Ссылки

Определения термина

Слово «расизм» впервые было зафиксировано французским словарём Ларусса в 1932 году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими». Нынешнее его значение в политическом дискурсе иногда расширяется, дополняя расовый критерий превосходства этническим, религиозным или иными. определение современного понятия расизма большой вклад внесла книга «Расизм» французского философа Альбера Мемми.

В то же время, в условиях, когда во многих странах сложились устойчивые мультирасовые и мультикультурные общества, определения расизма потребовалось расширить. Под расизмом понимают убеждение о решающем влиянии расы на характер, мораль, таланты, способности и поведенческие особенности отдельной человеческой личности. Так, российский учёный Владимир Малахов пишет в своей работе «Скромное обаяние расизма»:

Расизм, практиковавшийся вплоть до конца XIX столетия (рецидив которого имел место в Германии между 1933 и 1945 годами), можно назвать традиционным, или классическим. Расистов наших дней трудно заподозрить в расизме. На уровне декларируемых тезисов они абсолютно корректны. Граф Гобино и его единомышленники верили, в частности, в то, что биологические различия суть источник социокультурных различий. Они устанавливали отношение детерминации между “расой” (биологической принадлежностью) и “цивилизацией” (культурной принадлежностью). Они полагали, что мышление и поведение индивидов определено (или, точнее, предопределено) сущностными характеристиками групп, которым эти индивиды принадлежат. Главный из этих постулатов - неснимаемость различия.

Виктор Шнирельман пишет, что современный «новый расизм» делает акцент не столько на крови, сколько на культуре. Согласно этим представлениям, человек рассматривается не как индивид, быстро меняющийся в соответствии с окружающей средой и приспосабливающийся к ней, а как член некоей этнической или даже цивилизационной общности, который механически воспроизводит стереотипы поведения этой общности. Французский социолог Пьер Тагуев ввёл термин «дифференциалистский расизм» для различия между идеей высшей/низшей расы и идеей непреодолимых различий/несовместимости между крупными сообществами.

Шнирельман и другие исследователи полагают, что расизм сегодня эволюционирует и приспосабливается к новой ситуации, поэтому возникает основание говорить о «новом расизме». Новый расизм подчеркивает групповую (этническую или этнорасовую) идентичность, абсолютизируя её значение. России именно этнический фактор был десятилетиями сопряжен с той или иной формой дискриминации, сходной с расовой. Поэтому в России имеется гораздо больше оснований говорить о связи расизма с этничностью. При этом главный акцент современными российскими расистами делается на несопоставимости различных культур. Сторонники такого подхода борются за сохранение «чистых культур» и культурной самобытности, выступают против какого-либо воздействия на них извне. Российский историк А. Б. Давидсон в статье «Антирасистский расизм» приводит высказывание Н. Н. Лысенко, отражающее подобный взгляд на межнациональные отношения:

Русские и чеченцы, русские и азербайджанцы, русские и грузины, русские и узбеки, русские и арабы, русские и негры - нации абсолютно некомплементарные (то есть несовместимые). Это означает, что наши интересы всегда будут прямо противоположны, а любое приближение друг к другу на расстояние ближе пистолетного выстрела будет восприниматься как вызов.

При этом источником социокультурной особенности той или иной группы определяются биологические, природные свойства. По мнению российского исследователя В. С. Малахова, не имеет значения как называются эти свойства - «народный дух», «культурный тип», свойства «расы». Все эти обозначения выполняют ту же функцию, которую в классическом расизме выполняет «кровь» (или «гены»): они предполагают наследование социальных признаков. качестве характерных черт современного расизма исследователи называют биологическое понимание национальной принадлежности, концепцию нации как общности «крови» и связанную с этой концепцией мифологизацию той или иной воображаемой группы в качестве особого человеческого вида.

История

См. также: Расовая теория

Представления об изначальном неравенстве различных рас появились достаточно давно. Так, ещё в XVI-XVII веках появилась гипотеза, возводящая происхождение негров к библейскому Хаму, проклятому его отцом Ноем, что было оправданием обращения негров в рабство..

Но основателем «научного расизма» (и в частности - нордизма) принято считать французского историка Жозефа де Гобино, предложившего в своём «Опыте о неравенстве человеческих рас» (1853-1855 гг.) тезис о влиянии расовых составов рассматриваемых обществ на особенности их культур, социальных строев, экономических моделей, и в конечном итоге - на их цивилизационную успешность. Нордическая раса, по мнению Гобино, на протяжении истории проявляла превосходство над другими в организации общества и культурном прогрессе. Величие же древнегреческой и древнеримской цивилизаций он объяснял предположением, что в пору цивилизационного подъёма правящие элиты в этих странах были нордиками.

После Ж.Гобино расистские идеи получили довольно широкое распространение. Они, в частности, развивались французским социологом и психологом Гюставом Лебоном в работе «Психология толпы». Идею неравенства человеческих рас также отстаивал известный французский антрополог Арман де Катрфаж.

Расистские концепции также разрабатывал переселившийся в Германию английский аристократ Хьюстон Стюарт Чемберлен в книге «Основы девятнадцатого столетия» (1899), в которой прославлялась «тевтонская» раса, книге «Арийское миросозерцание» (русск. перевод. М., 1913) и ряде других работ.

США

Основная статья: Расизм в США См. также: Расовые волнения в США

Расизм в США существовал с самого основания государства. Общество, основанное белыми людьми, различающимися по своим национальным и религиозным признакам, сильно отличалось своим отношением к другим группам. Жертвами расизма стали коренные жители - индейцы.

Афроамериканцы

Основная статья: Афроамериканцы

Впервые африканские невольники были завезены в британскую Вирджинию английскими колонистами в 1619 году. По состоянию на 1860 год из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 миллиона были рабами. Из 1,5 млн семей, живущих в этих штатах, более 390 тыс. семей имели рабов.

Труд рабов широко использовался в плантационном хозяйстве, позволяя получать американским рабовладельцам высокую прибыль. первой половине XIX века национальное богатство Соединённых Штатов в значительной степени было основано на эксплуатации рабского труда. За период с XVI века по XIX век в страны Америки было завезено около 12 миллионов африканцев, из них около 645 тыс. - на территорию современных США.

Хотя Конгресс запретил привоз новых рабов из Африки в 1808 году, эта практика существовала как минимум ещё полвека. Рабство было отменено во время Гражданской войны в США в 1863 году прокламацией президента США Авраама Линкольна, что было подтверждено 13-й поправкой к Конституции США, которая была принята в 1865 году.

В южных штатах США века рабства и десятилетия сегрегации создали правовую и политическую систему, которая характеризовалась господством белых. Чернокожие различными средствами не допускались к участию в выборах. Действовали законы (Законы Джима Кроу), по которым чернокожие не могли учиться в школах и университетах вместе с белыми, должны были занимать специально отведённые для них места в общественном транспорте и т. д. Многие магазины, рестораны, гостиницы отказывались обслуживать чернокожих. Чернокожие всегда называли белых «мистер» или «миссис», хотя белые редко удостаивали чернокожих столь вежливого обращения.

Расистский предвыборный плакат, использовавшийся во время выборов губернатора Пенсильвании в 1866 г.

Существенный прогресс в преодолении расизма в США наметился в 1960-е годы, когда в результате успехов движения борьбы за гражданские права была законодательно запрещена расовая дискриминация.

Но в США в тот же период как своеобразная защитная реакция на многовековое угнетение чернокожих возник «чёрный расизм». Он ярко проявился в проповедях Фарда Мохаммеда, и его последователя, основателя организации «Нация ислама» Элайджи Мохаммада. С ним также связана получившая в США широкое распространение «афроцентристская египтология», сторонники которой утверждают, что древние египтяне были чернокожими, древнеегипетская культура была истоком древнегреческой и тем самым всей европейской культуры и при этом существовал и существует заговор белых расистов, для того, чтобы все это скрыть.

Европа

Основная статья: Нордицизм

Британия

Некоторые исследователи обнаруживают истоки нацистской философии в империалистической идеологии и практике Британской империи. По мнению Саркисянца, настоящим учителем нацистов был английский философ Томас Карлейль.

Германия

Третий рейх

Основная статья: Нацистская расовая политика Основная статья: Расовая гигиена Основная статья: Расовая теория Гюнтера Основная статья: Главное управление СС по вопросам расы и поселения Объединённая Германия

По данным немецкого ведомства по защите конституции, число ультраправых экстремистов в ФРГ за 2009 год увеличилось на половину - с примерно 20 тысяч до 30. Эксперты объясняют это ухудшением экономической обстановки и падением уровня жизни из-за мирового финансового кризиса.

Италия

  • 19 апреля 1937 - декрет о запрете смешения с эфиопами
  • 30 декабря 1937 - декрет о запрете смешения с арабами
  • 17 ноября 1938 - декрет о запрете смешения с евреями и запрете евреям находиться на государственной и военной службе

Отменены после падения фашизма в 1943 году.

Согласно последним исследованиям расовая рознь по-прежнему остаётся в Европе на высоком уровне. Проблема заключается ещё и в том, что носителями расовых предубеждений становятся даже мигранты из стран третьего мира, переселившиеся в Европу.

Южно-Африканская Республика

Основная статья: Апартеид

В 1973 году Генеральная ассамблея ООН приняла Международную конвенцию «о пресечении преступления апартеида и наказании за него», вступившую в силу в 1976 году. «Преступным» режим апартеида назывался из-за расовой сегрегации европеоидного и негроидного населения Южно-Африканской Республики.

После ликвидации апартеида и успеха антиколониальной борьбы, в результате которой в ЮАР, Зимбабве и Намибии к власти пришли партии, представляющие чернокожее население, в этих странах появились признаки расизма по отношению к белым. Так, в Зимбабве в 2008 году был принят закон о том, что владеть любым бизнесом в стране могут только чернокожие.

Израиль

Основная статья: Расизм в Израиле

Россия

Основная статья: Расизм в России

В Российской Империи в царствование Николая II понятие «еврейство» стало определяться не столько по религиозным, сколько по расовым критериям. связи с этим в 1910 году было запрещено производство в офицеры крещёных евреев, а в 1912 - их детей и внуков.

Япония

В 2005 году, Дуду Дьен, специальный докладчик Комиссии ООН по правам человека, в своём докладе выразил озабочен­ность по поводу расизма в Японии и заявил, что правительству необходимо признать глубину проблемы. За девять дней расследования Дьен пришёл к выводу, что расовая дискриминация и ксенофобия в Японии первую очередь влияет на три группы: национальные меньшинства, латино­амери­кан­цы японского происхождения, в основном, японские бразильцы, и иностранцы из других азиатских стран.

Критика расизма

Расизм часто критикуется с культурологических позиций, например, Отто Клайнберг обосновывает низкие результаты негроидных меньшинств по интеллектуальным тестам их социальным положением, условиями труда и быта.

Игорь Кон критикует расизм с психологической позиции, говоря о том, что расисты переносят свою ненависть на разного рода меньшинства:

Образ панды используется как объединяющий в себе все расы.

Самые последние антропологические открытия подтверждают единство человеческого рода. Географическая разбросанность человеческого рода способствовала его расовой дифференциации, не затронув тем не менее его фундаментального биологического единства.

Каковы бы ни были установленные различия, биология ни в коей мере не позволяет установить иерархию между индивидами и популяциями, тем более, что никакая группа людей в действительности не обладает постоянным генетическим фондом. Во всяком случае никогда нельзя, не греша против истины, переходить от констатации факта различий к утверждению о существовании отношения превосходство - неполноценность.

Среди важнейших характеристик человека основное место занимает интеллектуальная деятельность. Для характеристики этой деятельности некоторыми научными дисциплинами разработаны определенные методы измерения.

Разработанные в целях сравнения индивидов внутри одной популяции, эти методы не могут по своей природе эффективно использоваться для взаимного сравнения популяций.

Недопустимо и с научной точки зрения лишено всякого основания использовать результаты психологических тестов, в частности интеллектуальный коэффициент, в целях остракизма и расовой дискриминации.

В социальных науках ничто не позволяет утверждать, что расизм - это коллективное поведение, которое неизбежно проявляется в случае господства некоторых типов общественных отношений между различными этническими группами. Напротив, многообразие и сосуществование культур и рас в многочисленных обществах являются наиболее удачной формой взаимного обогащения народов.

Расизм, который проявляется во многих формах, представляет собой на самом деле сложное явление, в котором переплетаются многочисленные факторы: экономические, политические, исторические, культурные, социальные и психологические. Только воздействуя на эти факторы, можно эффективно бороться с расизмом.

Расизм - это наиболее распространенное оружие в руках некоторых групп, стремящихся утвердить свою экономическую и политическую власть. Наиболее опасными ее формами являются апартеид и геноцид.

Расизм состоит также в отрицании за некоторыми народами их истории и в непризнании их вклада в прогресс человечества.Из заключительного заявления научного коллоквиума ЮНЕСКО в Афинах, 1981 г.)

Критика понятия человеческой расы

Основная статья: Человеческая раса

Идеология

Борьба с расизмом и расовой дискриминацией

Основная статья: Антирасизм

Генеральная Ассамблея ООН в 25 сессии (1970 год) приняла резолюцию, провозглашающую «твёрдую решимость добиться полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают совесть и чувство справедливости всего человечества».

Московская «группа экспертов-специалистов» от ЮНЕСКО осудила все виды расизма в 1964.

В 1966 году Генеральная Ассамблея установила Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

2001 год Генеральная Ассамблея провозгласила «Международным годом мобилизации усилий для борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

В 2001 году Генеральная Ассамблея провела слушания комитета по ликвидации расовой дискриминации, где было отмечено, что действия по борьбе против расизма и расовой дискриминации ведутся уже в течение третьего десятилетия.

В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации расовая дискриминация определяется следующим образом:

Положительная дискриминация

Основная статья: Положительная дискриминация

Положительной дискриминацией (англ. affirmative action) называется создание преимуществ для ранее дискриминировавшихся расовых, половых или религиозных меньшинств с целью выравнивания их положения: например, практикуемые в США меры по увеличению числа представителей африканской расы в государственных учреждениях, частных компаниях. Такая практика, получившая институционализированную поддержку во второй половине XX века, не считается проявлением расизма с точки зрения правительства и не преследуется.

Критики политики «положительной дискриминации» требуют её отмены, так как, по их мнению, это явление полностью подпадает под определение расизма согласно Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации

Скандалы и обвинения в расизме

Кристофер Бранд

В конце февраля 1996 года издательство «Уайли и сыновья» выпустило книгу «Фактор g» шотландского психолога Кристофера Бранда (англ.), исследующую наследственную обусловленность психологических и умственных различий и утверждающую неприспособленность государственной образовательной системы к тем различиям. беседах с журналистами об этой книге Бранд высказал своё мнение о врождённых психологических различиях «между белыми и чёрными». апреле того же года «Уайли» остановило публикацию той книги. Бранд утверждает, что тогда же администрация Эдинбургского университета, после 26 лет без единого нарекания, начала «охоту на ведьму» в отношении него. Бранда уволили с университетской должности 8 августа 1997 года за профессиональную аргументацию в защиту Даниэля Карлтона Гайдушека (Нобелевская премия по физиологии и медицине), осуждённого за совращение малолетних.

Джеймс Уотсон

В октябре 2007 года британская газета The Sunday Times процитировала ведущего учёного-генетика Джеймса Уотсона, заявляющего, что «социальная политика», проводимая цивилизованными странами в Африке, ошибочна, поскольку основана на том, что чернокожие по врождённым интеллектуальным способностям ничем не отличаются от белокожих, в то время как «все опыты говорят, что это не так». По словам учёного, желание людей думать, что все они равны, естественно, однако «люди, которым доводилось иметь дело с чёрными работниками, знают, что это неправда».

Схожие тезисы содержатся и в новой книге Джеймса Уотсона «Избегайте скучных людей» (Avoid Boring People). Учёный-генетик утверждает, что уже в ближайшее десятилетие могут быть обнаружены гены, которые отвечают за различия в уровне человеческого интеллекта.

Британский Музей науки отменил запланированную лекцию Нобелевского лауреата Джеймса Уотсона в связи с высказываниями знаменитого генетика об интеллектуальном превосходстве белой расы над чёрной.

25 октября 2007 года нобелевский лауреат Джеймс Уотсон был вынужден покинуть пост главы лаборатории Колд-Спринг-Харбор в связи со скандалом, вызванным его высказыванием о неграх.

См. также

  • Расовая теория
  • Превосходство белых
  • Правило одной капли крови
  • Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации

Примечания

  1. 1 2 racism (англ.). - статья из Encyclopædia Britannica Online.
  2. Например: «Раси́зм - доктрина, провозглашающая превосходство одной человеческой расы над другой.» - Большой иллюстрированный энциклопедический словарь (авторизованный перевод Philip’s Millenium Encyclopedia), М., Астрель, 2003
  3. Шнирельман В. А. Ксенофобия, новый расизм и пути их преодоления. Гуманитарная мысль Юга России. Проверено 31 октября 2011. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  4. 1 2 3 Шнирельман В. Расизм в современной России: теория и практика (недоступная ссылка с 26-05-2013 (744 дня) - история, копия) // Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах: ежегодный доклад, 2003. М., 2004. С. 30.
  5. 1 2 3 Шабаев Ю. П., Садохин А. П. Этнополитология: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 148.
  6. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология. М.: КДУ, 2005. С. 192-193.
  7. Давидсон А. Б. Антирасистский расизм. Новая и новейшая история. Проверено 30 октября 2011. Архивировано из первоисточника 1 сентября 2012.
  8. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология: учебное пособие. - М.: КДУ, 2005. С. 192-193.
  9. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология. - М.: КДУ, 2005. С. 190
  10. Шабаев Ю. П., Садохин А. П. Этнополитология: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 147-148.
  11. Малахов В. С. Скромное обаяние расизма
  12. Shider L. Encyclopedia of the Third Reich. NY., 1976
  13. 1860 Census Results
  14. James Oliver Horton; Lois E. Horton (2005). Slavery and the Making of America. New York: Oxford University Press, p. 7. ISBN 0-19-517903-X. «The slave trade and the products created by slaves" labor, particularly cotton, provided the basis for America’s wealth as a nation. Such wealth provided capital for the country’s industrial revolution and enabled the United States to project its power into the rest of the world».
  15. Ю.Семенов. Философия истории
  16. Эксперт Online: Последний романтик
  17. «РосБизнесКонсалтинг» «В Европе отмечен рост расизма», 21 мая 2009
  18. 1 2 Джаспер Ридли. Муссолини. М.АСТ,1999
  19. Законодательное собрание провинции Эмилия-Романья. (недоступная ссылка с 21-05-2013 (749 дней) - история, копия)
  20. Манахаим
  21. Расовые предпочтения в онлайн-знакомствах
  22. Давидсон А. Б. Антирасистский расизм? - Новая и новейшая история, 2002, № 2
  23. Бизнес в Зимбабве будет доступен только чернокожим. newsru.com. Проверено 28 октября 2011. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  24. Семен Гольдин Русская армия и евреи накануне Первой мировой войны.
  25. Дудаков С. Романовы и евреи // Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. - 640 с. - ISBN 5-7281-0441-Х.
  26. Press Conference by Mr Doudou Diène, Special Rapporteur of the Commission on Human Rights. Проверено 5 января 2007. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  27. «Japan racism "deep and profound». BBC News (2005-07-11). Retrieved on 2007-01-05.
  28. "Overcoming "Marginalization" and "Invisibility"", International Movement against all forms of Discrimination and Racism (PDF). Проверено 5 января 2007. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  29. Двадцать пятая сессия (недоступная ссылка с 21-05-2013 (749 дней) - история, копия) на сайте ООН.
  30. Большая Советская энциклопедия, статья «Расизм»
  31. Доклад комитета по расовой дискриминации, 58-я,59-я сессия ООН, 2001 (недоступная ссылка с 21-05-2013 (749 дней) - история, копия)
  32. (англ.) «Стэнфордская энциклопедия философии».
  33. Возмущение по поводу теории пионера ДНК: африканцы менее умны, чем жители Запада. Газета «Индепендент». 17.10.2007. (англ.)
  34. 1 2 Нобелевский лауреат лишен лекции за расистские взгляды. Русская служба БиБиСи. 18.10.2007.
  35. Британцы обвинили Нобелевского лауреата в расизме. Lenta.ru. 17.10.2007
  36. Обвиненного в расизме Нобелевского лауреата с почетом выпроводили на пенсию. Lenta.ru. 25.10.2007.
В Викисловаре есть статья «расизм»

Ссылки

  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации
  • Декларация ООН о расе и расовых предрассудках
  • Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (англ.) (фр.)
  • Кон И. «Психология предрассудка» - подробный материал о социально-психологических корнях этнических предубеждений
  • Майлз Р., Браун М. Расизм и классовые отношения // Расизм. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - С. 145-176.
  • Ален де Бенуа Что такое расизм? // Атеней. - № 5. - С. 21-26.
  • Цветан Тодоров. Раса и расизм
  • Гобино Ж. А. Опыт о неравенстве человеческих рас
  • Булгаков С. Н. Расизм и христианство
  • Биологические течения в этнографии. Расизм // С. А. Токарев. История зарубежной этнографии.
  • Структура расизма и восстановление. Лекция 2
  • Новиков О. Г. Формирование идеологии африкано-американского движения «Власть черным» в 50-60-е годы XX в. К вопросу о появлении «черного» расизма.
  • Критика расизма в современной России и научный взгляд на проблему этнокультурного многообразия. - М.: Московское бюро по правам человека, “Academia”, 2008. - С. 124. - ISBN 5-87532-022-6.
  • В.Малахов. Скромное обаяние расизма
  • В.Шнирельман НОВЫЙ РАСИЗМ РОССИИ (недоступная ссылка с 21-05-2013 (749 дней) - история, копия)
  • Н.Кеворкова. Университеты выживания иностранных студентов в России
  • П.Тихонов. Есть ли расизм в России? (расизм в России и футбол)
  • Новые пути старого фашизма (о новой книге Т. Саррацина)

расизм, расизм в спорте, расизм в україні, расизм в історії людства, расизм википедия, расизм инструменты, расизм картинки, расизм футболка, расизм це, расизм это

Расизм Информацию О

РЕФЕРАТ

Тема: проблема расизма в современном мире

Выполнил:

Ученик 11 класса

Зуйков Михаил

Проверила:

Муратова Т.И.

Алатырь 2016

Введение……………………………3

Происхождение расизма……………………………4

Расизм в современном мире……………………………6

Современные проявления расизма

Скинхеды

Национал-социалистическое движение

Чёрный расизм

Расизм в России

Отношение общественного мнения к расизму……………………………9

Противники расизма

Сторонники расизма

Расизм – это хорошо

Расизм – это плохо

Список используемой литературы……………………………14

Введение

Слово «расизм» - производное от существительного «раса», которое уже довольно давно перестало обозначать во французском языке понятие «род» или «семья». В XVI веке принято было ссылаться на принадлежность к «доброй расе», а также объявлять себя человеком хорошей «породы», «дворянином». Подчеркивание своего происхождения было способом выделиться, показать свою значительность, что было также своеобразной формой социальной дискриминации. Простолюдин, мечтавший о «благородной крови», старался не упоминать имя своих предков. Постепенно «заслуга происхождения» меняет содержание, и в конце XVII века слово «раса» употребляется уже для разделения человечества на несколько крупных родов. Новая трактовка географии представила Землю не только разделенной на страны и регионы, но и населенной «четырьмя или пятью родами или расами, различие между которыми настолько велико, что может служить основанием для нового разделения Земли». В XVIII веке наряду с другими значениями термина, при которых он может иногда означать социальный класс, в «Естественной истории» приводится идея, что расы - это разновидности человеческого рода, в принципе единого. Эти разновидности «являются результатом мутаций, своеобразных искажений, которые передаются от поколения к поколению».

Слово «расизм» впервые было зафиксировано французским словарем Ларусса в 1932 году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими». Нынешнее его значение в политическом смысле иногда расширяется, дополняя расовый критерий превосходства этническим, религиозным или иными. В то же время, в условиях, когда во многих странах сложились устойчивые мультирасовые и мультикультурные общества, определение расизма потребовалось расширить. Под расизмом понимают убеждение о решающем влиянии расы на характер, мораль, таланты, способности и поведенческие особенности отдельной человеческой личности.



Происхождение расизма

Представления об изначальном неравенстве различных рас появились достаточно давно. Первый намек на дискриминацию негроидов можно найти в надписи на обелиске, воздвигнутом на втором водопаде Нила, по приказанию фараона Сесостриса III: «Южная граница. Стена, воздвигнутая на 8 году царствования Сесостриса III, царя Верхнего и Нижнего Египта, который существовал всегда и будет существовать вечно. Перед этой границей по суше со стадами, или по воде - на лодке, запрещен переход всякому черному, за исключением тех, которые пожелают пересечь для того, чтобы продавать или покупать что-либо на каком-либо рынке. Эти люди будут приняты гостеприимно, но всегда запрещено любому черному во всех случаях спускаться в лодке по реке за Хех».

Теория «естественного рабства» Аристотеля, оказалась серьезным первоисточником, на который ссылались многие антропологи-расисты в течение веков. Но следует отметить, что, писав о рабах «от природы», Аристотель вовсе не подразумевал раба как представителя другой расы. Рабами в античные времена были люди, принадлежавшие к той же расе, что и их хозяева. Просто на протяжении веков, рабами становились бедные и незащищенные народы, которые были не в силах противостоять натиску завоевателей.

В XVI-XVII веках появилась гипотеза, возводящая происхождение негров к библейскому Хаму, проклятому его отцом Ноем, что было оправданием обращения негров в рабство.

В середине XIX века появились первые обобщающие работы по расизму. В сочинении «Опыт о неравенстве человеческих рас» Ж. А. Гобино объявил высшей расой арийцев, которых он считал создателями всех высоких цивилизаций, сохранившимися в наиболее чистом виде среди аристократии германских народов. Гобино не дал точного описания характерных черт «арийцев», он приписывал им иногда округлость головы, а иногда удлиненность, то светлые, то темные или даже черные глаза (следует учесть, что он сам был француз с черными глазами). Теория Гобино, основанная на неправомерном отождествлении рас и языковых семей, стала краеугольным камнем многих расистских концепций.

Идея неравенства человеческих рас с чрезвычайной силой вспыхнула в Америке в период обострения вопроса о работорговле. Когда в 1844 г. Англия, поддерживаемая Францией, обратилась к министру иностранных дел США Калгоуну с предложением освободить негров и прекратить торговлю людьми, Калгоун растерялся и не знал, как сформулировать ответ двум европейским державам. По совету известного в то время антрополога Мортона Калгоун составил ноту, адресованную Англии, в которой отвергал всякое изменение в правовом положении негров, так как негры представляют собой якобы особую породу людей.

17 ноября 1863 г. открылось первое заседание Лондонского антропологического общества - первой антропологической организации в Англии. Президент общества Джемс Гент выступил с докладом на тему «Место негра в природе», в котором были приведены многочисленные доказательства неравенства белых и негров, причем неграм приписаны самые отрицательные свойства человеческой природы.

В дальнейшем расистские идеи тесно переплелись с социальным дарвинизмом, представители которого переносили учение Ч. Дарвина о естественном отборе и борьбе за существование на человеческое общество. После Первой мировой войны главным образом в Германии в реакционных кругах приобрёл популярность «нордический миф» о превосходстве над всеми другими расами северной или нордийской, расы. В годы гитлеровской диктатуры в Германии расизм, ставший официальной идеологией фашизма, использовался для оправдания захвата чужих земель, физического уничтожения многих миллионов мирного населения (в первую очередь в СССР и славянских странах), заключения в концлагеря, пыток

и казней антифашистов в самой Германии. Подобная же «расистская практика» проводилась японскими милитаристами в Китае и др. азиатских странах, итальянскими фашистами в Эфиопии, Албании, Греции.

Однако расизм явление далеко не только европейское. К расизму прибегали политиканы многих стран, когда они чувствовали необходимость оправдания «права» на господство или захват. Яркий пример тому - японский расизм. Как только Япония начала колониальную экспансию в другие страны (например, Китай), была создана теория превосходства «японской расы» над всеми другими расами и народами мира (генерал Араки, Таинзаки Дзюничиро, Акияма Кэнзоо и другие «японисты»). «Оригинальные» расистские теории были созданы в своё время некоторыми пантюрками, идеологами шляхетской Польши, финскими реакционерами, мечтавшими о создании «великой Финляндии» от Скандинавии до Урала, нечто схожее выдвигают еврейские шовинисты, воспевающие величие «избранного» богом народа - Израиля и т.д.

В XIX века в Латинской Америке возникает индианизм, вера в то, что единственная полноценная раса - американоидная.

В 60-е гг. XX века в Африке бывшим президентом Сенегала, Сенгором была создана концепция негритюда, основанная на черном расизме. Ростки концепции уходят в 20-30-е гг. к французским колониям, где пытались ассимилировать расы. Тогда черное население сопротивлялось этому.

Расизм в современном мире

Современные проявления расизма

В последние несколько лет обострились конфликты на почве межнациональной розни. Выйдя сейчас на улицу, можно встретить представителей расистских, националистических, фашистских, неонацистских группировок. Так же особняком держатся футбольные группировки, которые в последнее время межнациональную рознь увязывают с их любимым спортом, отчизной, справедливостью и всем, чем только можно. Вот наиболее известные проявления расизма сегодня.

Скинхеды

Скинхеды - представители маргинальных неформальных объединений, как правило, ультраправого, крайне националистического толка.

Внешний вид скинхедов: клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки и подвернутые джинсы.

Основной организацией скинхедов считается «Честь и Кровь», структура, основанная в 1987 г. Яном Стюартом Дональдсоном - музыкантом, погибшим в автомобильной катастрофе в Дербшире в конце 1993 г. Группа Стюарта, Skrewdriver на протяжении многих лет была самой популярной скингруппой в Британии и во всем мире. Под названием Klansmen группа сделала несколько записей для американского рынка - одна из их песен имеет характерное название FetchtheRope. Стюарт всегда предпочитал называть себя просто «нацистом», а не «неонацистом». В интервью одной из лондонских газет он сказал: «Я восхищаюсь всем тем, что сделал Гитлер, кроме одного - его поражения».

На сегодняшний день большинство бритоголовых неприязненно относится к черным, евреям, иностранцам и гомосексуалистам. Хотя и существуют левые или красные скинхеды, так называемые redskins и даже организация «Скинхэды против расового насилия». Поэтому стычки между красными скинхедами и скинхедами-нацистами - обычное дело.

Скинхэды-неонацисты разных стран представляют собой активно действующие боевые группировки. Это уличные бойцы, выступающие против расового смешения, распространившегося, как зараза, по всему миру. Они прославляют чистоту расы и брутально-мужественный стиль жизни. В Германии они сражаются против турок, в Венгрии, Словакии и Чехии против цыган, в Британии - азиатов, во Франции - негров, в США против расовых меньшинств и иммигрантов и во всех странах против гомосексуалистов, и «вечного врага», евреев; кроме того, во многих странах, они гоняют бомжей, наркоманов и другие, по их мнению, отбросы общества.

Расизм - психология, идеология и социальная практика, основывающаяся на антинаучных, человеконенавистнических представлениях и идеях о физической и психологической неравноценности человеческих рас, о допустимости и необходимости господства «высших» рас над «низшими». Расизм и национализм взаимосвязаны. Абсолютизируя второстепенные внешние наследственные признаки той или иной расы (цвет кожи, волос, строение головы и т. д.), идеологи расизма игнорируют основные черты биологического и физиологического строения человека (функции мозга, нервной системы, психологическую организацию и др.)? которые одинаковы у всех людей.

Современный расизм - порождение капиталистической эпохи. Он имеет свою предысторию, уходящую в прошлое человечества. Идея врожденной неполноценности отдельных человеческих групп, составляющая суть современных расистских представлений, возникла уже в древнейших классовых обществах, хотя выражалась в иной форме, чем в 20 в. Так, в Древнем Египте общественное неравенство рабов и их владельцев объяснялось принадлежностью к разным породам людей. В Древней Греции и Древнем Риме считалось, что рабы, как правило, обладают только грубой физической силой в отличие от господ, наделенных высокоразвитым интеллектом. В средние века феодалами культивировались взгляды о «кровном» превосходстве дворян над чернью, имели широкое хождение понятия «голубая кровь», «белая» и «черная кость».

Уже в 16 в. испанские завоеватели Америки для оправдания варварской жестокости по отношению к индейцам выдвинули «теорию» о неполноценности «краснокожих», которые были объявлены «низшей расой». Расистские теории оправдывали агрессию, захват чужих территорий, безжалостное истребление народов колоний и зависимых стран. Расизм выступил как важнейшее идеологическое оружие в борьбе против покоренных народов. Военно-техническое и организационно-политическое преимущество европейских стран и США обусловило появление у колонизаторов чувства превосходства над порабощенными народами, представителями негроидной или монголоидной расы, чаще всего оно принимало форму расового превосходства. Что касается африканцев, то лишь в конце 18 в. - начале 19 в., когда шла борьба за запрещение работорговли, была создана теория о их неполноценности по сравнению с европейцами. Она была нужна сторонникам рабства и работорговли для того, чтобы обосновать законность дальнейшего существования работорговли. До этого к африканцам в целом не относились как к низшей расе.

Теоретики расизма выдвинули положение о зависимости психических качеств, характера человека от формы черепа, в частности от величины головного показателя. По их теории выходило, что, чем ниже головной показатель, то есть, чем длинноголовее человек, тем он, как правило, одареннее, энергичнее, жизнеспособнее.

В 1853 г. французский аристократ граф Жозеф Артюр Гобино, дипломат и публицист, опубликовал книгу «Опыт о неравенстве человеческих рас». Он пытался установить своего рода иерархию народов, населяющих нашу планету. Низшей расой Гобино считал «черную», несколько более развитой - «желтую», а высшей и единственно способной к прогрессу - «белую» расу, в особенности ее элиту - арийскую, светловолосых и голубоглазых. Среди арийцев на первое место Гобино ставил германцев. Они, по его мнению, создали настоящую славу Рима, ряд государств в новой Европе, в том числе Русь. Теория Гобино, где отождествлялись расы и языковые группы, стала основой многих расистских теорий.

В эпоху империализма сформировалась теория противоположности Запада и Востока: о превосходстве народов Европы и Северной Америки и отсталости стран Азии и Африки, об исторической неизбежности для последних находиться под руководством «цивилизованного Запада». После первой мировой войны в Германии приобрел популярность «нордический миф» о превосходстве над всеми другими расами северной, или «нордической», расы, якобы генетически связанной с народами, говорящими на германских языках. В годы гитлеровской диктатуры в Германии расизм стал официальной идеологией фашизма. Фашистская доктрина получила распространение в Италии, Венгрии, Испании, Франции, Нидерландах и других странах. Расизм оправдывал агрессивные войны, массовые уничтожения людей. Во время второй мировой войны гитлеровскими расистами было запланировано и начато уничтожение (геноцид) определенных наций, согласно расистским теориям фашизма считавшихся неполноценными, например евреев, поляков.

Разгон демонстрации в Кейптауне.

Равенство народов и рас было провозглашено и закреплено в документах ООН. Это прежде всего Всеобщая декларация прав человека (1948). После разгрома фашизма расизму был нанесен сокрушительный удар.

ЮНЕСКО неоднократно принимало декларации о расах и расовых предрассудках. Существуют две исторические разновидности расизма: добуржуазный и буржуазный. Основными формами первого были биологический расизм (противопоставлялись различные народы по их происхождению, внешнему виду и строению) и феодально-клерикальный (противопоставление шло по религиозным воззрениям). При капитализме возникает буржуазный расизм. Сюда относятся: англосаксонский (Великобритания), антисиметизм, неонацизм, антибелый расизм («расизм наоборот», негритюд), общинный расизм и др. Каждая из вышеуказанных форм расизма может распространяться на представителей всех иных рас или иметь строгую направленность по отношению к конкретной расе. По степени и форме выражения расизм может быть открытым и грубым, прикрытым и утонченным. Современный расизм многолик. Расисты выступают под разными вывесками и выдвигают различные программы. Их взгляды и убеждения имеют широкий спектр - от «либеральных» до фашистских.

Разнохарактерны и конкретные проявления расизма - от линчеваний американских негров до создания расистскими идеологами изощренных доктрин, «обосновывающих» деление человечества на «высшие» и «низшие» расы. Сегрегация является одной из крайних форм расовой дискриминации в буржуазных государствах, она ограничивает человека в правах по расовой или национальной принадлежности. Сегрегация - это политика принудительного отделения негров, африканцев и «цветного» населения от белых. Она сохраняется в США, несмотря на формальный запрет, в Австралийском Союзе, где аборигены вынуждены жить в резервациях. Элементы сегрегации проявляются в настоящее время в некоторых странах Западной Европы по отношению к рабочим- иммигрантам - арабам, туркам, африканцам и др.

Одной из форм расизма является апартеид (апартхейд; на языке африкаанс - apartheid - раздельное проживание). Политика апартеида до последнего времени применялась в ЮАР, была официальной идеологией, образом мысли, поведения и действий. Проведение политики апартеида началось с принятия закона о регистрации населения (1950), который периодически оформлял принадлежность каждого гражданина страны, достигшего 16 лет, к той или иной расовой категории. Каждый житель получал удостоверение, в котором содержалось описание его примет и указывалась так называемая «этническая» (точнее, расовая) группа. Было предпринято составление реестра всего населения страны под эгидой социальной коллегии по расовой классификации. К 1950 г. был принят акт о расселении по группам. В соответствии с ним правительство имело право объявить любую территорию областью расселения какой- либо одной расовой группы. В 1959 г. принимается акт о предоставлении банту независимости (Билль о бантуста- нах). явившийся законченным юридическим оформлением апартеида. Создаются банту станы, или «национальные отечества», для каждой из этнических групп коренного населения. Некоторые из банту станов объявлялись Преторией «независимыми государствами», хотя ни одна страна не признала официально подобную независимость.

Система апартеида лишала черное население ЮАР всех основных политических прав и свобод, в том числе свободы передвижения в своей собственной стране и права на квалифицированный труд, подвергала всем известным видам и формам расовой дискриминации, практически лишала доступа к образованию, культуре, медицинскому обслуживанию.

Во 2-й половине 80-х - начале 90-х гг. правительство ЮАР провело ряд реформ, направленных на ослабление режима апартеида. Отменялись законы, ограничивавшие свободу передвижения по стране (пропуска, миграционный контроль), вводился единый южноафриканский паспорт, разрешались деятельность профсоюзов черных, межрасовые браки, более того, исчез так называемый малый апартеид, т. е. проявление расизма в быту и повседневной жизни.

ЮАР подвергалась бойкоту и санкциям, рекомендованным ООН, как странами третьего мира, так и западными демократиями. Однако в 1989-1991 гг. ситуация кардинальным образом изменилась. В соответствии с реформаторским курсом Фредерика де Клерка начался демонтаж системы апартеида. Отменено свыше ста законодательных актов, подвергавших людей дискриминации из-за цвета кожи. Огромную роль в деле осуждения международным сообществом апартеида сыграл Африканский национальный конгресс (АНК) - старейшая организация Южной Африки (существует с 1912 г.). АНК выступает в качестве партнера правительства по подготовке переговоров и новой конституции страны. Однако идеология расизма не сдает своих позиций и ныне проявляет тенденцию к активизации.