Кто написал что делать автор. «Что делать?», анализ романа Чернышевского

Молодой человек заезжает в гостиницу и остаётся на ночь. На утро он из номера не выходит. Полицейский выбивает дверь и находит только записку, из которой становится ясно, что молодой человек покончил жизнь самоубийством. И правда, ночью на мосту неизвестный стрелялся и пропал. Найти тело так и не смогли, обнаружили только фуражку, которая принадлежала постояльцу гостиницы. В это же время молодой женщине Вере Павловне приносят письмо, где автор сообщает, что любит их обоих и оставляет их. Вера винит себя, говорит, что им с молодым человеком, который находится в комнате, надо расстаться, и просит его уйти, но потом не выдерживает и сама бросается ему на шею.

Вера Павловна родилась в семье управляющего богатым домом в Петербурге на Гороховой. Отец ее, Павел Константинович Розальский, во всем подчинялся своей жене. Ее мать, Марья Алексеевна, была женщиной рискованной, алчной и даже злой. Она сколотила свой капитал на сомнительных махинациях, давая небольшие суммы в долг под залог. Долгое время она пренебрегала Верой, кричала на нее, но в 16 лет Вера расцвела и превратилась в милую девушку. Она решила найти дочери богатого жениха. Тот нашелся в этом же доме – хозяйский сын офицер Сторешников. Вере он не понравился, т. к. хотел сначала ее сделать свой любовницей. Под влиянием матери и из жалости к любви офицера, которую, ей оказалось, он испытывает, Вера не сразу отвергла его предложение руки и сердца.

Прошло несколько месяцев. Брату Веры пригласили учителя, студента-медика Дмитрия Сергеевича Лопухова. Он честный, серьезный юноша, не любящий разные вольности. Сначала Вера и Дмитрий друг другу не понравились, но потом, пообщавшись, начали все больше проводить времени в обществе друг друга. Лопухов захотел помочь Вере бежать из дома и устроиться гувернанткой. Вере снится первый сон про освобождение из сырого подвала. Но этот проект провалился. В итоге он решает бросить учебу, жениться на Вере и забрать ее. Они решают нанять квартиру в 3 комнаты: с одной нейтральной комнатой, где они будут встречаться, и комнатами для каждого из супругов. Поженились они тайно и быстро.

Супружеская жизнь Лопуховых проходила тихо и спокойно. Дмитрий даёт уроки. Вера также нашла уроки, открыла свою швейную мастерскую. Ей снится сон про поле и про грязь. У них в гостях бывают друзья Лопухова: Мерцалов, Кирсанов, Рахметов, которого часто зовут Никитушка Ломов, «особенный человек».

Близкий друг мужа Александр Матвеевич Кирсанов много времени проводит с Верой, они вместе ездят в оперу. Когда Лопухов заболел, Александр помогает лечить друга. Вера влюбляется в него. Ей снится третий сон про ее дневник. Лопухов под влиянием чувств решается на инсценировку самоубийства и пропадает. Рахметов приносит записку от Лопухова, в которой он все объясняет. Вера с Кирсановым венчаются. По прошествии времени она открывает вторую мастерскую. Также Вера начинает изучать медицину. Ей снится сон про историю и место в ней женщины.

Потом они знакомятся с четой Бьюмонт: англичанином, который прекрасно говорит по-русски, и его женой. Англичанин оказывается Лопуховым. Оба семейства начинают дружить и позже жить в одном доме.

Читать подробное краткое содержание романа Что делать? Чернышевского

Сюжет романа разворачивается в июле 1856 году, в одном из постоялых дворов Петербурга. В номере находят записку, в которой говорится, что об ее авторе скоро станет известно. Его имя будет связано с происшествием на Литейном мосту. Винить в этом случае никого не стоит. В ближайшие дни выясняется, что на этом мосту покончил жизнь самоубийством человек. На месте происшествия был найден головной убор с дыркой от огнестрельного оружия.

Утром на дачном участке на Каменном острове увлеченно занимается шитьем молоденькая девушка Вера, при этом поет веселую песню. Служанка преподносит девушке письмо. Прочитав послание, Вера Павловна начинает плакать, ее успокаивает юноша, но она вырывается из его рук и обвиняет его во всем.

Затем читатель возвращается вместе с героями на исходную точку и в романе идет повествование о жизни Веры Павловны. Детство девушки прошло в Петербурге. Она была из зажиточной семьи. Отец ее был управляющим гостиницей, а мать занималась денежными делами. Матушка Веры безумно хотела успешно выдать ее замуж. В скором времени у Веры появляется ухажер. Это сын владельца гостиницы Сторешников. Марья Алексеевна дает дочери наставление, чтобы та была ласковой с юношей. Но Вера умная девушка и поэтому сразу раскусила истинные намерения Сторешникова. Разрешить данную ситуацию поможет девушке Дмитрий Сергеевич Лопухов, студент медицинского университета. Он часто бывал дома у Веры, так как был репетитором ее брата Феди. Вначале они смотрели друг на друга с подозрением, а затем сдружились, часто беседовали на различные темы. Вера делится с товарищем своими переживаниями. Дмитрий хочет помочь девушке с работой, но его усилия напрасны. Он бросает учебу и начинает заниматься репетиторством и переводом учебников. Лопухов и Вера заключают фиктивный брак.

Вере часто снятся сны. В первом сне Вера видит, будто ее выпускают с противного, грязного подвала, а затем девушка беседует с таинственной незнакомкой, которая представляется любовью к людям. Вера дает клятву красавице, что будет поступать аналогично ей, освобождать из сырых подвалов девушек.

Молодожены арендуют жилье. Хозяйка квартиры удивлена тем, что Вера и Лопухов спят в отдельных комнатах, стучаться перед входом друг к другу, не раздеваются в совместной комнате. Вера убеждает хозяйку, что это современный подход в семейных отношениях, для того, чтобы продолжительное время чувствовать друг к другу страсть.

Вера занимается не только домашним хозяйством и репетиторством. Она мечтает о своем великом деле. Девушка решает совместить свое хобби и работу. Она открывает швейную мастерскую, берет на работу мастериц, которые так же зарабатывают, как Вера Павловна. Девушки становятся настоящими подругами, они трудятся ради всеобщего блага и веселятся в свободное от работы время. Проходит время, и Вера снова видит сон – огромное поле с колосками. На этом поле присутствует грязь реальная и фантастическая. Реальная грязь – это попечение над тем, что необходимо людям, и фантастическая – это попечение над неважным, бесполезным делом.

У молодой семьи частенько в гостях бывает приятель Дмитрия Лопухова, его сокурсник и просто хороший человек – Кирсанов. Каждый из них, не имея влиятельных знакомых, открыл себе дорогу в большую жизнь. Александр Матвеевич – отважный, решительный, талантливый юноша. Он развлекает Веру, когда ее супруг бывает занят, вместе они коротают время. В скором времени Кирсанов перестает посещать своего товарища, не объяснив истинную причину такого поведения. Он приходит в дом Лопуховых после того, как его товарищ Дима начинает болеть. Кирсанов лечит приятеля. Вера Павловна испытывает симпатию к другу своего супруга. Девушка видит очередной сон, в котором неизвестная дама помогает Вере читать дневник. В личной книге девушки говорится о том, что она признательна мужу за доброту, но не чувствует симпатию к нему.

Образовался некий замкнутый треугольник: Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна. Решительный Дмитрий находит выход из сложившейся ситуации – разыгранное самоубийство на Литейном мосту. В тот момент, когда Вера узнала об этом событии, к девушке приходит давний приятель Дмитрия и Александра – Рахметов. Кирсанов повлиял на формирование в нем любви к чтению книг. Рахметов был родом из зажиточной семьи, но продал свое имущество, а деньги от продажи раздал студентам. В данный момент ведет скромную жизнь, он хочет изменить свой характер. Он не употребляет алкоголь, не ведет интимную жизнь с женщинами. Рахметов лишает себя всех земных благ. Он постоянно чем-то занят, помогает другим. Рахметов приходит с посланием к Верочке от Дмитрия Лопухова. После ознакомления с содержимым записки Вера успокаивается и веселеет на глазах. Сам Рахменов подчеркивает большую несхожесть Веры и Лопухова. После беседы с Рахменовым девушка утихомиривается и вскоре выходит замуж за Александра. Спустя несколько недель Вера получает письмо из Берлина, в котором сказано, что Вера и Дмитрий совершенно разные люди, Лопухов любит одиночество и тишину, а Вера общительная барышня и она вечно мешала уединению супруга.

Образ жизни новой семьи такой же, как и был у Лопуховых. Супруг Веры большую часть суток проводит на работе, а сама девушка ест много сладкого и занимается своим предприятием. Теперь у нее две швейные мастерские. Также дом разделен на личные и общие комнаты. Перед входом в комнату супруги обязательно стучаться. Кирсанов с пониманием и уважением относится к Вериным делам. Супруг помогает Вере осваивать азы медицины.

Спустя некоторое время, девушка видит еще один сон. Перед Вериными глаза, будто миражами, меняются картинки уклада жизни женщин в разные эпохи. На первой иллюстрации изображена женщина, которая поклоняется супругу, она не вправе распоряжаться своей жизнью и судьбой. Затем в Афинах почитают женщину, но все равно не считают ее равной себе. В эпоху средневековья, рыцари сражаются друг с другом за сердце дамы. Но эта любовь длится ровно до свадьбы, а затем женщина становится прислугой. На следующей картине Вера видит свое лицо. Черты ее лица не идеальны, но оно сияет от любви и заботы. Девушка с первого сна поясняет Вере всю сущность женской независимости и равенства с мужчинами. Вера видит также картину будущего своей страны. У Кирсановых появляется много друзей с таким же мировоззрением. Эти люди ведут правильный образ жизни, имеют определенные жизненные принципы, дисциплинированные и трудолюбивые. Кирсановы тесно общаются с семьей Бьюмонт. Одной из завидных невест Петербурга была Екатерина Бьюмонт, девичья фамилия которой Полозова. Она стала супругой англичанина Чарльза Бьюмонта, который прекрасно владел русским языком, так как проживал около двадцати лет в России. Кирсанов в Чарльзе Бьюмонте узнает своего приятеля – Лопухова. В ближайшее время две замечательные семьи начинают жить под одной крышей, принимать гостей, проводить вместе время. Екатерина также приобретает швейную мастерскую и таким образом число новых знакомых увеличивается.

Роман учит читателя уважительно относиться друг к другу, не зависимо от возраста, половых различий, рас и национальностей. Автор призывает людей к равноправию.

Картинка или рисунок Чернышевский - Что делать?

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Закруткин Матерь человеческая

    О самоотверженном подвиге советских воинов в годы Великой Отечественной войны создано немало произведений. Но мало кто из писателей в своем творчестве упоминает про героизм советских женщин

    В этом труде античный мыслитель обобщил принципы понятия искусства, средства их выражения. В отличии от других, он отвел значимую роль вымыслу творца. Он считал, что искусство не должно сухо передавать действительность.

Действие романа начинается 11 июля 1856 года. В номере одной из гостиниц Петербурга обнаруживают послание, в котором пишется о том, что автор скоро станет причиной разговоров на Литейном мосту и что искать виновных в этом событии не надо. Вскоре действительно становится известно, что ночью на Литейном мосту застрелился человек. Из воды выловили его головной убор со следом пули.

В это время в доме на Каменном острове занимается шитьем Вера Павловна. Входит служанка и подает ей письмо, прочитав которое Вера Павловна начинает рыдать, отталкивая от себя вошедшего к ней в комнату молодого человека со словами, что это он виноват во всем.

Далее в романе рассказывается та история, которая привела к такому исходу. Вера Павловна выросла в Петербурге. Отец ее управлял многоэтажным домом, а мать давала деньги под проценты. Главной заботой матери было выдать Веру выгодно замуж, и ради этого Марья Алексеевна не жалела никаких средств. Вскоре на Веру обратил внимание сын хозяев дома Сторешников. Мать, узнав об этом, велела Вере быть с ним поласковей, но Вера понимает, что истинной целью Сторешникова является вовсе не женитьба на ней. Помогает Вере выйти из этой ситуации Дмитрий Сергеевич Лопухов студент-медик, приглашенный в качестве учителя для брата Веры Феди. Сначала он пытается найти для Веры место гувернантки, а когда это ему не удается, бросает учебу, берется за частные уроки и перевод учебников и женится на Вере. Вере снится первый из серии снов. В этом сне она разговаривает с красавицей, которая является никем иным, как любовью к людям. Вера словно выпущена из темного подвала, и она обещает, что теперь и сама будет делать все, чтобы выпускать из подвалов других девушек.

Лопухов и Вера поселяются в съемной квартире, хозяйка которой, глядя на их отношения, очень удивлена - молодые спят в разных комнатах, обязательно стучатся и ждут ответа перед тем, как войти к супругу, и никогда не выходят в общую комнату раздетыми. Вера объясняет ей, что это и есть настоящая семейная жизнь супругов, которые хотят как можно дольше испытывать любовь друг к другу.

Вера Павловна не только ведет хозяйство и дает частные уроки - она еще и решает заняться собственным делом. Вера организует швейную мастерскую, взяв к себе в помощники девушек, которые получают, как и она, процент от доходов мастерской. А спустя короткое время она видит другой сон - поле, на котором растут колосья. На поле есть грязь реальная это забота о том, что нужно человеку, из этой грязи и растут колосья, и грязь фантастическая - забота о пустом, ненужном деле, и из этой грязи ничего не растет.

В дом к Лопуховым часто приходит Александр Матвеевич Кирсанов - друг Дмитрия. Он много времени проводит с Верой, а потом вдруг неожиданно исчезает и вновь возвращается лишь тогда, когда Дмитрий заболевает. Причина такого исчезновения - любовь к Вере. Вера тоже чувствует, что любит Кирсанова. Это подтверждает и ее следующий сон, в котором она читает дневник, где говорится, что она не любит мужа, и испытывает к нему лишь чувство благодарности. Из сложившейся ситуации находит выход Дмитрий - он идет на Литейный мост, и там раздается выстрел.

К Вере приходит Рахметов - один из друзей Кирсанова, «особенный человек». Когда-то Рахметов был богат, но продал имение и все деньги раздал. Теперь он ведет крайне аскетичный образ жизни. Рахметов отдает Вере письмо от Лопухова. Она читает письмо и успокаивается, на ее лице появляется улыбка. После этого она становится женой Кирсанова. В полученном письме говорится о том, что Вера и Дмитрий - очень разные люди. Письмо написал студент-медик, представившийся другом Лопухова и сообщающий, что после расставания с Верой Лопухов отлично себя чувствует.

Уклад жизни семейства Кирсановых ничем не отличается от того уклада, к которому Вера привыкла, живя с Лопуховым. Но она чувствует, что Кирсанов не только любит ее, но и готов всегда выслушать и помочь. Ей снится очередной сон, в котором она видит картины из жизни женщин в разные времена. В этом сне вновь появляется красавица из первого сна, объясняющая Вере, что такое равноправие полов и свобода женщин.

Вскоре среди людей, посещающих дом Кирсановых, появляется семья Бьюмонт. Встретившись с Чарльзом Бьюмонтом, Кирсанов понимает, что это Лопухов. Вскоре Бьюмонты и Кирсановы решают поселиться в одном доме и вместе вести хозяйство.

Роман Чернышевского «Что делать?» был написан, когда писатель находился под арестом в Петропавловской крепости. В период создания произведения (декабрь 1862 по апрель 1863 года) каждая написанная часть тщательно проверялась специально созданной комиссией на наличие цензуры. Представитель этой комиссии, не увидев в нем ничего предосудительного, кроме любовных взаимоотношений разрешил пропустить роман в печать. Но вскоре, после выхода рукописей стало понятно, что главный цензор Бекетов допустил ошибку, не увидев политических моментов. В связи с этим его сняли с руководящей должности. Однако эти действия ничего не решили, роман был уже прочитан, и по стране прошла волна волнения и подражания главным героям.

Роман «Что делать?» начинается с того момента, как некий молодой человек, которого звали Дмитрием Лопуховым, покончил с собой. Главной же героиней этого произведения является Вера Павловна Розальская. Ее мать, будучи очень властной и корыстной женщиной любой ценой пыталась выдать дочь замуж за состоятельного человека. Чтобы избежать ненавистного ей замужества Вера заключает фиктивный брак с Дмитрием Лопуховым, который был учителем ее младшего брата.

Выйдя из-под опеки своей жестокой матери, девушка исполняет давнюю мечту – открывает Швейную Мастерскую. Но это не обычная Мастерская, в ней нет нанятых людей, каждый работает сам на себя, стараясь сделать все, чтобы она процветала. В отношениях молодых людей есть договоренность, между ними дружба и свободные отношения. Они часто ходят в гости к своим друзьям, где Вера влюбляется в лучшего друга своего супруга – Александром Керсановым.

Но молодые люди не могут раскрыть своих чувств, так как не желают причинить душевную боль своему другу. Сам Дмитрий замечает, что между Верой и Александром вспыхнули чувства, чтобы не мешать им, он инсценирует свою кончину. Все переживают его смерть, оплакивают, а сам лопухов уезжает за границу, чтобы в конечном итоге вернуться назад и помириться с друзьями. Но смысл романа не только в любовных отношениях, а в знакомстве друзей с человеком, который является воплощением истинного революционера, он старается сделать все для народа и вдохновляет этим других людей.

В своем романе «Что делать?» Чернышевский открыл миру новое поколение людей, желающих, во что бы то ни стало сделать свой народ счастливее. В нем он славил революцию и социализм, и выступает против разделения люде на богатых и бедных. Ведь власть выбрана народом, а значит, она служит во благо этому народу.

Смысл самого названия произведения «Что делать?» - это своего рода «гимн» человека нового формата, который ищет пути решения главной проблемы. По мнению Чернышевского, стоит отказаться от высокомерия и эгоизма, оказывать не только моральную, но и материальную помощь простому народу. Но в то же время, Чернышевский отрицает таких людей, как Рахметов, пытающихся сделать невозможное, отказавшись от земного удовольствия и благ, во имя служения своему народу.

Также читают:

Популярные сегодня темы

    Меня зовут Марина, мне 19 лет, я учусь в 11классе. Не могу сказать, что я обожаю ходить в школу, но учусь я довольно таки не плохо. Мои любимые предметы это литература, химия, биология, и физика.

  • Анализ комедии Ревизор Гоголя

    Произведение представляется писателем в виде сатирической комедии, в которой на примере образов основных персонажей демонстрируется порочность и гнилость общественного порядка первой половины девятнадцатого века.

  • Анализ произведения Быкова Его батальон

    Произведение относится к военной прозе писателя, относящейся по жанровой направленности к стилистике в виде реализма, повествующей о реальных фактах тяжелого военного времени, называемых впоследствии суровым героизмом и драматизмом.

  • Сочинение рассуждение по рассказу Матренин двор Солженицына

    «Матренин двор» Солженицына повествует о судьбах простых людей, о тех кто остался как бы вне рамок строящегося молодого мира. Автор ведет повествование от лица рассказчика

  • Лермонтов написал огромное количество разных произведений. А вот произведение «Демон» он начал писать еще в четырнадцать лет. Много раз он пытался ее бросать, но немного позже опять к ней возвращался.

Роман Николая Чернышевского “Что делать?” современники восприняли неоднозначно. Одни считали его “мерзостью”, другие - “прелестью”. Это связано со сложной композицией, попытками спрятать основную мысль за снами главной героини и любовным треугольником и, наконец, с особенностями языкового оформления. Тем не менее, роман оказал серьезное влияние на русское общество ХIX века. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем краткий анализ произведения “Что делать?”, который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

Краткий анализ

История создания - Н. Чернышевский создал роман, когда пребывал в Петропавловской крепости. Писателя арестовали за радикальные идеи. Произведение задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Тема – В произведении можно выделить две главные темы - любви и жизни в новом обществе, построенном на основе законов труда и равноправия.

Композиция - Структура произведения имеет особенности. Сквозные линии романа - жизнь Веры Павловны, судьбы Лопухова и Кирсанова. Главную роль в этих сюжетных линиях играют любовные перипетии. С реальностью тесно переплетаются сны Веры Павловны. При помощи них автор зашифровал социально-политические мотивы.

Жанр – Роман, в котором можно заметить черты нескольких жанровых разновидностей - романа-утопии, социально-политического, любовного и философского романов.

Направление – Реализм.

История создания

Над анализированным произведением писатель работал несколько месяцев: с декабря 1862 г. до апреля 1863 г. В то время он пребывал под арестом в Петропавловской крепости. Заключили его за радикальные взгляды. Роман задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его к печати, если заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегнул к художественным приемам: обрамил социальные мотивы любовным контекстом, ввел в сюжет сны. Ему удалось напечатать свое произведение в “Современнике”, но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже подражать ему. Разрешили опубликовать произведение Чернышевского “Что делать?” только в 1905 г.

Тема

В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивают читателя к самостоятельным выводам.

Н. Чернышевский раскрыл несколько тем , среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблемы “Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.

Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать ее замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым ее дочь не обретет счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наемный труд. Героиня сделала девушек, работавших у нее, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.

Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка влюбилась в друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.

Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом - швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаем, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.

Композиция

В “Что делать?” анализ следует дополнить характеристикой композиции. Особенности формальной и смысловой организации текста позволяют автору раскрыть несколько тем, завуалировать запретные мотивы. На первый взгляд, главную роль в романе играют любовные перипетии. На самом деле, они являются маской, скрывающей социально-политические проблемы . Для раскрытия последних автор использовал описание снов Веры Павловны.

Составляющие сюжета размещены непоследовательно: автор подает событие из развития действий перед экспозицией, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку. И в начале, и в конце романа появляется образ Лопухова. Так, создается своеобразное обрамление.

Главные герои

Жанр

Жанр произведения - роман, так как в нем есть несколько сюжетных линий, а центральная проблема остается открытой. Произведению присущ жанровый синкретизм: в нем переплелись черты любовного, философского, социально-политического романов и утопии. Направление произведения - реализм.

На уроках литературы, как правило, нечасто уделяют внимание произведению Чернышевского «Что делать». Отчасти это правильно: копаться в бесконечных снах Веры Павловны, анализировать сюжет, который служит лишь обрамлением для главной мысли произведения, пытаться сквозь скрежет зубов разобрать не самый высокохудожественный и легкий язык автора, спотыкаясь чуть ли не через каждое слово - занятия долгие, нудные и не совсем оправданные. С точки зрения литературоведения это не самый удачный выбор для рассмотрения. Но какое влияние оказал этот роман на развитие русской общественной мысли 19 века! Прочитав его, можно понять, чем жили самые прогрессивные мыслители того времени.

Николай Чернышевский за свои радикальные высказывания в адрес действующей на тот момент власти был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Там же родилось его произведение. История романа «Что делать» началась в декабре 1862 года (дописал его автор в апреле 1863). Первоначально писатель задумывал его, как ответ на книгу Тургенева «Отцы и дети», где тот изобразил человека новой формации – нигилиста Базарова. Евгения постиг трагический финал, но в противовес ему был создан Рахметов – более совершенный герой того же склада ума, который уже не страдал по Анне Одинцовой, а занимался делом, и весьма продуктивно.

Чтобы обмануть бдительных цензоров и судебную комиссию, автор вводит в политическую утопию любовный треугольник, который занимает большую часть от объема текста. Этим трюком он запутал чиновников, и те дали разрешение на публикацию. Когда обман раскрылся, было уже поздно: роман «Что делать» разошелся по стране в выпусках «Современника» и рукописных копиях. Запрет не остановил ни распространение книги, ни подражание ей. Его сняли лишь в 1905 году, а через год официально выпустили отдельные экземпляры. Но впервые на русском она была опубликована задолго до этого, в 1867 году в Женеве.

Стоит привести некоторые цитаты современников, чтобы понять, насколько эта книга оказалась значимой и необходимой для людей того времени.

Писатель Лесков вспоминал: «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, - но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т. п. - все на разные тоны».

Анархист Кропоткин восторженно отзывался о произведении:

Для русской молодёжи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем

Даже Ленин удостоил её своей похвалы:

Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь.

Жанр

В произведении есть антитеза: направление романа «Что делать» - социологический реализм, а жанр – утопия. То есть, правда и вымысел тесно соседствуют в книге и порождают смесь настоящего (объективно отраженных реалий того времени) и будущего (образ Рахметова, сны Веры Павловны). Именно поэтому он вызвал такой резонанс в обществе: люди болезненно восприняли перспективы, которые выдвинул Чернышевский.

Кроме того, «Что делать» — философско-публицистический роман. Этот титул он заслужил благодаря скрытым смыслам, которые исподволь внедрил автор. Он и писателем то не был, просто использовал понятную всем литературную форму для распространения своих политических взглядов и выражения своих глубоких мыслей о справедливом социальном устройстве завтрашнего дня. В его произведении очевиден именно публицистический накал, освещены именно философские вопросы, а беллетристический сюжет служит лишь прикрытием от пристального внимания цензоров.

О чём роман?

Самое время рассказать, о чем повествует книга «Что делать?». Действие начинается с того, что неизвестный человек покончил жизнь самоубийством, выстрелив в себя и упав в реку. Им оказался некто Дмитрий Лопухов, прогрессивно мыслящий молодой человек, которого на этот отчаянный поступок толкнули любовь и дружба.

Суть предыстории «Что делать» такова: главная героиня Вера живет с невежественной и грубой семьей, там свои порядки установила расчетливая и жестокая мать. Она хочет выдать дочь за богатого сына хозяйки дома, где работает управляющим ее супруг. Алчная женщина не гнушается никакими средствами, может даже пожертвовать честью дочери. Спасения нравственная и гордая девушка ищет у репетитора брата, студента Лопухова. Тот тайком занимается и ее просвещением, жалея светлую голову. Он же устраивает ее побег из дома под эгидой фиктивного брака. На самом же деле молодые люди живут как брат с сестрой, любовных чувств между ними нет.

«Супруги» часто бывают в обществе единомышленников, где героиня знакомится с лучшим другом Лопухова – Кирсановым. Александр и Вера проникаются взаимной симпатией, но не могут быть вместе, так как боятся задеть чувства друга. Дмитрий привязался к своей «жене», открыл в ней многогранную и сильную личность, занимаясь ее образованием. Девушка, например, не желает сидеть на его шее и хочет самостоятельно устроить свою жизнь, открыв швейную мастерскую, где женщины, оказавшиеся в беде, могли бы честно заработать. С помощью верных друзей она реализует свою мечту, и перед нами открывается галерея женских образов с жизненными историями, характеризующими порочную среду, где слабому полу приходится бороться за выживание и отстаивать честь.

Дмитрий чувствует, что мешает друзьям, и инсценирует свое самоубийство, дабы не стоять у них на пути. Он любит и уважает жену, но понимает, что та будет счастлива только с Кирсановым. Естественно, о его планах никто не знает, все искренне оплакивают его кончину. Но по ряду намеков от автора мы понимаем, что Лопухов спокойно уехал заграницу и вернулся оттуда в финале, воссоединившись с товарищами.

Отдельной смысловой линией является знакомство компании с Рахметовым – человеком новой формации, который воплощает идеал революционера, по мнению Чернышевского (он пришел к Вере в день, когда она получила записку о самоубийстве мужа). Революционны не действия героя, а сама его сущность. Автор рассказывает о нем подробно, сообщая о том, что он продал имение и вел спартанский образ жизни, лишь бы помочь своему народу. В его образе и скрыт истинный смысл книги.

Главные герои и их характеристика

Прежде всего, роман примечателен своими героями, а не сюжетом, который был нужен для отвлечения внимания цензоров. Чернышевский в произведении «Что делать» рисует образы сильных людей, «соли земли», умных, решительных, смелых и честных, людей, на плечах которых позже и понесется во всю прыть неистовая машина революции. Таковы образы Кирсанова, Лопухова, Веры Павловны, которые являются центральными персонажами книги. Все они - постоянные участники действия в произведении. Но над ними особняком высится образ Рахметова. На контрасте с ним и троицей «Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна» писатель хотел показать «обычность» вторых. В последних главах он вносит ясность и буквально разжевывает для читателя свой замысел:

«На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди. Высшие натуры, за которыми не угнаться мне и вам, жалкие друзья мои, высшие натуры не таковы. Я вам показал легкий абрис профиля одной из них: не те черты вы видите»

  1. Рахметов главный герой романа «Что делать?». Уже с половины 17-ого года начал свое превращение в «особенного человека», до этого он был «обычным, хорошим, кончившим курс гимназистом». Успев оценить все «прелести» свободной студенческой жизни, он быстро охладел к ним: хотелось чего-то большего, осмысленного, и судьба свела его с Кирсановым, который и помог ему встать на путь перерождения. Он начал жадно впитывать в себя знания из всевозможных областей, читать «в запой» книги, тренировать физическую силу черной тяжелой работой, гимнастикой и вести спартанский образ жизни для укрепления воли: отказываться от роскоши в одежде, спать на войлоке, есть только то, что может позволить себе простой народ. За близость с народом, целеустремлённость, развитую силу среди людей он приобрел прозвище «Никитушка Ломов», в честь знаменитого бурлака, отличавшегося своими физическими возможностями. В кругу друзей же его начали называть «ригористом» за то, что «он принял оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни», а позже «они развились в законченную систему, которой он придерживался неукоснительно». Это чрезвычайно целеустремленный и плодотворный человек, который трудится на благо чужого счастья и ограничивает собственное, довольствуюсь малым.
  2. Вера Павловна – главная героиня романа «Что делать», красивая смуглая женщина с длинными темными волосами. В своей семье она чувствовала себя чужой, ведь мать пыталась выгодно выдать ее замуж любо ценой. Хоть ей и были свойственны спокойствие, уравновешенность и задумчивость, она в этой ситуации проявила хитрость, непреклонность и силу воли. Она делала вид, что благоволит ухаживаниям, но на самом деле искала выход из западни, расставленной матерью. Под воздействием образования и хорошего окружения она преображается и становится гораздо умнее, интереснее и сильнее. Даже ее красота распускается, как и душа. Теперь перед нами уверенная в себе и интеллектуально развитая женщина нового типа, которая управляет бизнесом и обеспечивает себя сама. Таков идеал дамы, по мнению Чернышевского.
  3. Лопухов Дмитрий Сергеевич – студент-медик, муж и освободитель Веры. Его отличают хладнокровие, изощренный ум, хитрость, и в то же время отзывчивость, доброта, чуткость. Он жертвует карьерой ради спасения незнакомки, да еще и ограничивает свою свободу ради нее. Он расчетлив, прагматичен и сдержан, его окружение ценит в нем деловитость и образованность. Как видно, под действием любви герой становится еще и романтиком, ведь снова кардинально меняет свою жизнь ради женщины, инсценируя самоубийство. Этот поступок выдает в нем сильного стратега, который все просчитывает наперед.
  4. Александр Матвеевич Кирсанов – возлюбленный Веры. Он добрый, интеллигентный, отзывчивый молодой человек, всегда готовый прийти навстречу друзьям. Он противится своему чувству к жене товарища, не дает ему разрушить их отношения. Например, надолго перестает бывать в их доме. Герой не может предать доверие Лопухова, оба они «грудью, без связей, без знакомств, пролагали себе дорогу». Персонаж решителен и тверд, и эта мужественность не мешает ему иметь тонкий вкус (к примеру, он любит оперу). Кстати, именно он вдохновил Рахметова на подвиг революционного самоотречения.

Главные герои «Что делать» благородны, порядочны, честны. Таких характеров не так уж много в литературе, о жизни и говорить нечего, но Чернышевский идет дальше и вводит чуть ли не утопический характер, показывая тем самым, что порядочность - далеко не предел развития личности, что люди обмельчали в своих стремлениях и целях, что можно быть еще лучше, тверже, сильнее. Все познается в сравнении, и, добавляя образ Рахметова, писатель повышает читателям планку восприятия. Именно так, по его мнению, выглядит настоящий революционер, способный повести за собой Кирсановых и Лопуховых. Они сильны и умны, но недостаточно созрели для решительных самостоятельных действий.

Тема

  • Тема любви . Чернышевский в романе «Что делать» раскрывает излюбленный писателями мотив в новом амплуа. Теперь лишнее звено в любовном треугольнике самоуничтожается и приносит свои интересы в жертву взаимности оставшихся сторон. Человек в данной утопии максимально контролирует свои чувства, порой даже, кажется, и вовсе отказывается от них. Лопухов игнорирует самолюбие, мужскую гордость, чувство к Вере, лишь бы угодить друзьям и при этом обеспечить им счастье без чувства вины. Такое восприятие любви слишком уж далеко от реальности, но мы его принимаем в счет новаторства автора, который так свежо и оригинально представил заезженную тему.
  • Сила воли . Герой романа «Что делать» обуздал в себе почти все страсти: отказался от алкоголя, общества женщин, перестал тратить время на развлечения, занимаясь только «чужими делами или ничьими в особенности делами».
  • Равнодушие и отзывчивость . Если мать Веры, Марья Алексевна, была безразлична к судьбе дочери и думала только о материальной стороне жизни семьи, то посторонний человек, Лопухов, без всякой задней мысли жертвует ради девушки своим холостяцким спокойствием и карьерой. Так Чернышевский проводит черту между старорежимными мещанами с мелкой алчной душонкой и представителями нового поколения, чистого и бескорыстного в своих помыслах.
  • Тема революции . Необходимость перемен выражается не только в образе Рахметова, но и в снах Веры Павловны, где в символических видениях ей раскрывается смысл бытия: необходимо выводить людей из подземелья, где они заточены условностями и тираническим режимом. Основой нового свободного мира писатель считает просвещение, именно с него начинается счастливая жизнь героини.
  • Тема просвещения . Новые люди в романе «Что делать» образованны и умны, большую часть своего времени они посвящают обучению. Но на этом их порыв не иссякает: они пытаются помочь другим и вкладывают свои силы в помощь народу в борьбе с вековым невежеством.

Проблематика

Многие писатели и общественные деятели даже спустя время упоминали эту книгу. Чернышевский понял дух того времени и успешно развил эти мысли дальше, создав настоящую памятку русского революционера. Проблематика в романе «Что делать» оказалась болезненно актуальной и злободневной: автор затронул проблему социального и гендерного неравенства, злободневные политические проблемы и даже несовершенства менталитета.

  • Женский вопрос. Проблемы в романе «Что делать», прежде всего, касаются женщин и их социальной неустроенности в реалиях царской России. Им некуда пойти на работу, нечем прокормить себя без унизительного брака по расчету или еще более унизительного заработка по желтому билету. Положение гувернантки немногим лучше: хозяину дома никто ничего не сделает за домогательства, если он знатный человек. Так и Вера пала бы жертвой похоти офицера, если бы ее не спас прогресс в лице Лопухова. Он по-другому относился к девушке, как к равной. Это отношение и является залогом процветания и независимости слабого пола. И дело тут не в оголтелом феминизме, а в банальной возможности обеспечить себя и семью на случай, если с замужеством не получилось или умер муж. На бесправие и беспомощность женщин сетует писатель, а не на недооцененное превосходство одного пола над другим.
  • Кризис монархии. Еще со времен восстания на Сенатской площади 1825 года идеи о несостоятельности самодержавия зрели в умах декабристов, но народ тогда не был готов к переворотам такого масштаба. Впоследствии жажда революции только укреплялась и с каждым новым поколением становилась сильнее, чего нельзя было сказать о монархии, которая боролась с этим инакомыслием, как могла, но, как известно, к 1905 году пошатнулась сама, а в 17-ом уже добровольно сдала свои позиции Временному Правительству.
  • Проблема нравственного выбора. Кирсанов сталкивается с ней, когда осознает свои чувства к жене друга. Вера постоянно ощущает ее, начиная с неудавшегося «выгодного брака» и заканчивая отношениями с Александром. Лопухов тоже стоит перед выбором: оставить все так, как есть, или же поступить по справедливости? Все герои романа «Что делать» выдерживают испытание и принимают безупречное решение.
  • Проблема нищеты. Именно удручающее материальное положение приводит мать Веры к моральной деградации. Марья Алексеевна заботится о «реальной грязи», то есть думает, как выжить в стране, где ее ни во что не ставят без титула и богатства? Ее мысли обременяют не излишества, а заботы о хлебе насущном. Постоянная нужда свела ее духовные потребности до минимума, не оставив для них ни места, ни времени.
  • Проблема социального неравенства. Мать Веры, не щадя чести дочери, заманивает офицера Сторешникова, чтобы сделать его своим зятем. В ней не осталось ни капли достоинства, ведь она родилась и жила в жесткой иерархии, где те, кто ниже, — бессловесные рабы для тех, кто выше. Она почтет за счастье, если хозяйский сын обесчестит ее дочь, только бы он женился после этого. Такое воспитание претит Чернышевскому, и он его едко высмеивает.

Смысл романа

Автор создал молодежи пример для подражания, чтобы показать, как нужно себя вести. Чернышевский дал России образ Рахметова, в коем и собрано большинство ответов на животрепещущие вопросы «что предпринять», «кем быть», «к чему стремиться» - Ленин увидел это и предпринял ряд действий, которые и привели к удачному перевороту, иначе бы он не отзывался о книге столь восторженно. То есть, главная мысль романа «Что делать» — это восторженный гимн новому типу деятельного человека, который сможет решить проблемы своего народа. Писатель не только критиковал современное ему общество, но и предлагал пути решения тех конфликтных ситуаций, которые его раздирали. По его мнению, нужно было делать так, как поступал Рахметов: отказываться от эгоизма и сословного высокомерия, помогать простым людям не только словом, а рублем, участвовать в больших и глобальных проектах, способных реально изменить положение.

Настоящий революционер, по мнению Чернышевского, обязан сам жить той жизнью, которой живет простой человек. Люди, стоящие у власти, не должны быть возведены в отдельную элитную касту, как это часто происходит. Они - слуги народа, который их назначил. Примерно так можно выразить позицию автора, которую он передал и своему «особенному» герою и которую хочет донести через него читателю. Рахметов - аккумуляция всех положительных качеств, можно сказать, «сверхчеловека», как у Ницше. С помощью него выражается идея романа «Что делать» — светлые идеалы и твердая решимость отстоять их.

Тем не менее, Чернышевский предупреждает читателя о том, что тернист и «скуден личными радостями путь» этих людей, «на который они зовут вас». Это люди, пытающиеся переродиться из человека в отвлеченную идею, лишенную личных чувств и страстей, без которых тяжела и безрадостна жизнь. Писатель предостерегает от восхищения такими Рахметовыми, называя их смешными и жалкими, потому что они пытаются объять необъятное, променять полную земных благ судьбу на долг и безответное служение обществу. Но между тем автор понимает, что без них жизнь совсем потеряла бы свой вкус и «прокисла». Рахметов - не романтический герой, а вполне реальный человек, которого творец рассматривает с разных сторон.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!