Описание кабановой в пьесе гроза цитаты. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»). Кабаниха в речи посторонних людей

Самодурство и Невежество в драме А. Н. Островского «Гроза»

1. Реализм драмы «Гроза».

2. Портрет Савела Прокофьевича Дикого.

3. Кабаниха - глава «темного царства».

4. Завершение власти Самодурства и невежества в драме А. Н. Островского «Гроза»

Идея создания драмы «Гроза» появилась у Александра Николаевича Островского в 1859 году после длительного путешествия по волжским городам. Принято считать, что прототипом главной героини этой пьесы - Катерины Кабановой - стала реально существовавшая женщина, Александра Клыкова. История ее жизни была очень похожа на судьбу Катерины. Интерес вызывает тот факт, что Островский завершил свое произведение примерно за месяц до того, как Клыкова утопилась в Волге, не выдержав издевательств своих родственников. Данное обстоятельство, безусловно, свидетельствует о том, что автор очень ярко и реалистично показал в драме «Гроза» жесткий конфликт, происходящий между разными поколениями в одном купеческом семействе.

Самодурство и невежество в драме А. Н. Островского «Гроза» показаны автором при помощи двух очень ярких образов - Савела Прокофьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой («Кабанихи»), свекрови главной героини.

Дикой - один из типичных представителей провинциального богатого купечества. Это человек, имеющий определенные права в городе и считающий, что ему дозволено если не все, то многое. О данном обстоятельстве свидетельствует следующее его высказывание:

Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю...

Далее Островский указывает на то, что самодурство, недостойное поведение Дикого - вовсе не порочное качество, а природное свойство его «горячего своевольного сердца». Беда Савела Прокофьевича в том, что он не предпринимает никаких попыток обуздать свой неукротимый нрав, и поэтому он безнаказанно творит все, что хочет.

Окружающие люди воспринимают Савела Прокофьевича неоднозначно. Например, Кулигин утверждает, что Дикому следует во всем уступать, чтобы не нарваться на грубость, но Кудряш вполне резонно возражает ему: «...кто ж ему угодит, если у него вся жизнь на ругательстве построена? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится...».

Но никакой капитал, никакие средства не могут споспешествовать обогащению духовной жизни Дикого. Несмотря на непоколебимую убежденность в собственной правоте, он быстро поджимает хвост, сталкиваясь по воле случая с более значительной персоной. При этом ему вовсе не чужда самокритика: например, накричав во время великого поста на ни в чем не повинного крестьянина, который привез ему дрова, он публично извинился перед обиженным, чтобы не брать на душу греха. Но этот «добрый» поступок - лишь очередная причуда богатого самодура, а не искреннее покаяние.

Жизнь Савела Прокофьевича построена вокруг денег, капитала - по его мнению, все хорошее можно купить, а отдавать деньги «просто так» следует только в исключительных случаях. Сам он прямо говорит об этом: «Я отдать отдам, а обругаю».

В отличие от Дикого Марфа Игнатьевна Кабанова, которую окружающие именуют «Кабанихой», придерживается устоявшихся норм старой морали, точнее, ее худшей стороны. Соблюдая правила и законы «Домостроя», она скрупулезно отбирает только те, которые выгодны ей, не обращая внимания на остальные. К сожалению, она не соблюдает самый главный, ключевой закон - нельзя осуждать людей, случайно согрешивших, следует прежде всего подумать о собственных прегрешениях и позаботиться об этом. Кабаниха же находит негативные стороны во всем - даже в момент прощания Катерины с мужем, уезжающим по делам на дне недели, недобрая свекровь находит повод для ехидного иысказывания: «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! 11е с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!» При этом к сыну Марфа Игнатьевна относится слишком сурово, навязывая свои м. чгляды, не давая ему жить самостоятельно.

Возможно, подобный деспотизм, стремление к безграничной власти над домочадцами и не были основной чертой характера Кабановой. Она пыталась всеми силами поддерживать строгий порядок в доме, руководить не только хозяйством, но и человеческими взаимоотношениями. К сожалению, в силу своего невежества она не в состоянии деликатно разрешать возникающие конфликты, своей диктатурой еще более усугубляя накалившуюся обстановку. Мне-ние чужих людей для нее безразлично, на собственных ошибках учиться она не умеет.

Трагическая развязка драмы «Гроза» - самоубийство Катерины, уставшей от постоянного гнета свекрови, эмоционального напряжения, постоянных оправданий из-за выдуманных прегрешений и «неправильных» поступков. Это не просто уход из опостылевшей жизни, но прежде всего неосознанный вызов той силе Самодурство и невежество , которая правит окружающим миром, протест против навязываемой фальшивой «нравственности». И даже забитый, подавленный матерью муж Катерины - Тихон - понимает это. Склонившись над телом утонувшей супруги, он говорит: «Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!» Он начинает понимать порочность и неискренность отношений, царящих в его семье, но его мягкий, безвольный характер не позволяет ему решиться па серьезный поступок, воспротивиться психологическому давлению.

Слова Тихона дают нам понять, что жизнь в «темном царстве», где правят самодурство и невежество, хуже, чем смерть. Иначе, разве могут живые люди завидовать ушедшим, тем более самоубийцам (ведь по законам православной церкви, добровольное «бегство» из жизни - один из самых тяжких грехов)? И само существование этого порочного круга близится к завершению. Нормальный человек не может существовать в атмосфере гнета, обид, невежества и фальшивой морали, значит, близится освобождение от власти Кабанихи и ей подобных.

Богатая купчиха Кабанова - блюстительница старых основ жизни, женщина грубая, властная, постоянно протестующая против движения жизни вперед. Крайне невежественная, она создала себе целый мирок убеждений и правил, основанных на деспотизме, грубом суеверии, самодурстве. Всему новому она противопоставляет старое, в старине видит порядок и добро, а в новом только зло и бессмыслицу. Она держит в страхе своих детей, заставляет их соблюдать старинные обряды. В ее семье на самые естественные стремления и чувства наложен запрет, - дети не могут сделать самостоятельно шага ни в чем. Они не имеют права иметь свой ум и свое чувство. «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! - Он тебе муж - глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!» - кричит Кабанова Катерине, прощающейся с мужем.


Кабаниха окружает себя кликушами, ходит в церковь, оделяет нищих милостыней, но в то же время заедает домашних. Она стремится сохранить старинные порядки в семье и не признает никакого права за молодыми людьми. Ее раздражает, когда молодежь противоречит ей и не соблюдает старинных обычаев. Провожая своего сына в дорогу, она выговаривает ему за то, что он не кланяется ей в ноги и жене своей не приказывает, как жить без него, осуждает невестку за то, что она не лежит на крыльце и не «воет», чтобы показать свою любовь к мужу.


Она заставляет сына наказывать свою жену, держать ее в страхе, как велит религия. По ее убеждению без страха жить нельзя, иначе все превратится в какой-то хаос. Когда сын возразил: «Да зачем же бояться? С меня и того довольно, что она меня любит», мать закричала: «Как, зачем бояться? Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь? Али, по вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал, да при сестре, при девке; ей тоже замуж идти: этак она твоей болтовни наслушается, так после муж-то нам спасибо скажет за науку. Видишь ты, какой еще ум-то у тебя, а ты еще хочешь своей волей жить».


Для Кабановой догма старины выше живой жизни. У нее на устах постоянно одни и те же нравственные поручения - не живите своей волей, соблюдайте старину, почитайте старших. Хотя в душе она сознает, что время берет свое и уже невозможно заставить молодых жить по старине, но в силу своего эгоизма она не могла примириться с мыслью, что не будут сохраняться те порядки, которые она любит и считает настоящими.


«Так-то вот старина-то и выводится», - говорит Кабанова. - «В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики-то перемрут, как будет свет стоять, уж я и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».
И в другом месте она с горечью говорит:
«Знаю я, что вам не по нутру мои слова, да что же делать-то, я вам не чужая... Я давно вижу, что вам воли хочется».
Кабанова не хотела понимать запросов молодого поколения, не хотела изменять догмам старины и тем самым привела к трагической гибели Катерину, толкнула на пьянство сына и вынудила к бегству из дома свою дочь. Но это ничему не учит деспотичную купчиху, она и после смерти невестки продолжает настаивать на своем. Она и над трупом невестки не произносит слова примирения.


Когда погибла Катерина, она, верная своему характеру, только могла сказать со старческим брюзжанием: «Мало она нам сраму-то наделала. Полно, об ней и плакать-то грех».

Меню статьи:

В литературе очень часто появляются образы исключительно негативные. В то время, когда в основном высказывается мнение о двойственности человеческой души и природы и наличии и положительной и отрицательной стороны личности, мастера художественного слова то и дело намеренно наделяют своих персонажей только плохими чертами характерами, исключая даже малейшие проявления положительного влияния деятельности героя.

В пьесе «Гроза» Островского одним из таких персонажей является Кабаниха.

Характеристика личности Кабанихи

Полное имя героини – Марфа Игнатьевна Кабанова, но в тексте ее чаще всего называют Кабанихой. Марфа Игнатьевна состоит в дружеских отношениях с Диким, также он является ее кумом. Стоит отметить, что такая дружба не удивительна, ведь оба персонажа очень похожи по характеру.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с в пьесе Островского “Гроза”.

Кабаниха – состоятельная купчиха. Ее положение в обществе подразумевало толерантное отношение к окружающим, но на самом деле повадки у нее совсем не дворянские. Кабаниха обладает твердым и непоколебимым характером. Она жестокая и грубая женщина.


Марфа Игнатьевна слишком консервативна, она «застряла» в прошлом времени и живет принципами и устоями давно минувшими, не понимая, что в мире произошли перемены и жить по-старому уже невозможно. Она считает, что мудрость человека определяется его возрастом – молодые люди априори не могут быть умными, это только прерогатива стариков: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают».

Кабаниха уверена, что дети обязательно должны кланяться в ноги своим родителям, а муж должен все время «приказывать» своей жене. Марфу Игнатьевну очень огорчает, когда эти нормы поведения не соблюдаются и думает, что это проблема невоспитанности молодого поколения: «Ничего-то не знают, никакого порядка».

Кабаниха привыкла играть на публику – она старается в глазах общества быть добродетельной и благородной женщиной, хотя на самом деле такой не является. Марфа Игнатьевна часто дает милостыню нищим, но делает это не по велению сердца, а для того, чтобы все думали, что она добрая и щедрая женщина.

Кабаниха очень набожная женщина, но, судя по всему, ее религиозность тоже напускная, так как несмотря ни на что, Кабаниха не придерживается законов Божьих и часто пренебрегает основными правилами поведения по отношению к другим людям.

Семья и отношение к родным

Сложность характера во всю силу проявляется по отношению к своим родным людям. В составе ее семьи три человека – сын, дочь и невестка. Со всеми ими у Кабанихи сложились крайне противоречивые отношения.

Все сложности и конфликты в семье связанные с авторитарным характером матери, ее консервативностью и особой любовью к скандалам.

Предлагаем вдумчивым читателям ознакомиться с в пьесе Островского “Гроза”.

Сын Кабанихи – Тихон – на момент повествования уже взрослый человек, он мог бы быть вполне самостоятельным, но мать не дает ему возможности это сделать. Женщина все время опекает сына и старается проконтролировать его каждый шаг, ссылаясь не некомпетентность Тихона. В результате

Кабаниха стала не просто давать советы сыну, а буквально жить вместо него: «поедом ест, проходу не дает».

Марфа Игнатьевна постоянно вмешивается в отношения сына и невестки и порой приказывает побить жену сына, ибо такой порядок: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала».

Тихон же, несмотря на свой возраст и убеждения в том, что такие грубые действия по отношению к жене не нужны, все же беспрекословно выполняет волю матери.

К молодой невестке Катерине у Кабанихи не лучшее отношение – она все время недовольна ней и всегда найдет, чем упрекнуть молодую девушку. Причина такого отношения кроется не в недобропорядочном отношении Катерины к Кабанихе или же не в не выполнении своих обязанностей со стороны Катерины, а в привычке Кабанихи всеми командовать и ревности, возникшей по отношению к невестке.

Кабаниха не может принять взрослость своего сына, ей обидно, что Тихон отдает предпочтение жене, а не своей матери.

Дочь Кабанихи Варвара не столь прямолинейна, она уже давно поняла, что отстоять свою позицию у нее никогда не получится: мать, которая по своей сути была домашним тираном, просто не выносила ничего подобного и не допускала никаких вольностей. Из этой ситуации девушка нашла только один выход – обманывать мать. Варвара всегда говорила то, что хотела услышать Марфа Игнатьевна, но поступала так, как ей хочется: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Такие действия внутри семьи со стороны Кабанихи стают причиной множества трагедий. Дочь ее Варвара сбегает из дому, чтобы никогда не появляться уже здесь – для девушки побег стал единственным спасением от домашнего тиранства матери. Тихон и Катерина, которые даже не задумывались о том, как возможно изменить их положение, а всего лишь заняли выжидательную позицию и молча терпели оскорбления и унижения со стороны матери, не смогли добиться успеха.


Катерина, изменив мужу, чтобы почувствовать себя счастливой, под давлением морали и стыда признается в своем поступке, а затем, но уже под давлением унижений Кабанихи, заканчивает жизнь самоубийством. Только лишь после смерти Катерины Тихон нашел в себе силы дать словесный отпор матери и упрекнуть ее в неправомерных действиях по отношению к своим близким: «Вы ее погубили! Вы! Вы!». Однако из-за мягкости характера Тихона вряд ли он сможет отстоять свою позицию до конца.

Отношение окружающих к Кабанихе

Несмотря на все старания убедить окружающих в том, что она добрая и хорошая женщина, у Марфы Игнатьевны это не получилось. Правда о ее склочном характере и любви к тирании все равно просочилась и окружающие периодически судачат об этом.

Основной обличительный массив информации о характере Кабанихи приходится на высказывания Кулигина и Кудряша. Кудряш обличает двойственность ее поведения. Марфа Игнатьевна живет «на показ людям» и «так как есть на самом деле». По мнению Кудряша, у Кабанихи все происходит «под видом благочестия».

Эту же тему развивает в своих рассказах и Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Таким образом, благодаря литературной мистификации у читателя есть возможность увидеть необычный образ, состоящий исключительно из негативных качеств характера. Кабаниха старается своими кардинальными поступками сохранить старый строй, который стремительно рушиться, добиться положительного результата такими методами у нее не получается, но при этом Марфа Игнатьевна рушит судьбы своих детей, что выглядит крайне печально.

Кабанова, или как ее называют – Кабаниха – одна из главных героинь в пьесе Островского «Гроза». Марфа Игнатьевна является богатой купчихой, а также вдовой. У нее двое детей: сын Тихон и дочь Варвара. В ее доме сын Тихон проживает вместе со своей женой Катериной.

Кабаниха представлена, как злая, завистливая и лицемерная женщина, которая ненавидит, казалось бы, всё вокруг себя. Ее любимое занятие - это читать морали сыну и дочери, а Катерин она вообще держит в страхе. Один ее вид грозен и бесстрашен.

Писатель не зря наделяет главу семейства таким странным прозвищем. Оно полностью передает характер героини. Оценив ее действия, можно с уверенностью назвать ее бессердечной.

Самым большим ее проступком является то, что сына своего она вырастила безвольным и бесхарактерным человеком. Он не может и шага ступить, не спросив ее. Таким образом, он не может и даже не пытается защитить свою жену от нападок свекрови. Со стороны же Кабанихи читатель видит обыкновенную ревность к собственному сыну.

Ее образ противоречив: она верит в Бога, но творит зло, подает милостыню, но обижает своих близких. Она умело играет на глазах окружающих: прикидывается непонимающей, называет себя старой и изможденной, но вместе с тем полна решимости поучать других.

Естественно, что образ Кабановой – это прототип Екатерины, ее противоположность. Хотя, общее между ними всё-таки есть. Они обе уважают старину, но понимают ее по-разному. Для свекрови старина – это то, что должно подчинять молодежь. Ее установка говорит о том, что старые люди должны приказывать, а молодые беспрекословно подчиняться. У Катерины же другие представления. Для нее старина – это любовь и забота к ближнему, это милосердие и сострадание не только в отношении пожилых людей, но и ко всем окружающим. Катерина является жертвой Кабанихи, которая терпит издевательства и ругань, в то время как Варвара лишь делает вид, что слушает мать, придерживаясь на самом деле только своих взглядов.

После прочтения пьесы читатель осознает, что именно Кабаниха способствовала гибели Катерины. Она угрожала, что сведет счеты со своей жизнью, явно убегая от нападков свекрови. Может, Кабаниха и не желала такой развязки, но желание сломить невестку в любом случае преобладало. Как итог, семья Кабановой рушится. Дочь обвинила мать в гибели Катерины и ушла из дома, Тихон же впадает в запой.

2 вариант

Всем нам известна драматическая пьеса Островского «Гроза», в которой есть интересная героиня – Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова).

Кабаниха представлена в образе богатой купчихи. Марфа Игнатьевна является давно овдовевшей женщиной.

Эту женщину можно охарактеризовать как любительницу показывать свою силу. Власть и сила духа – главные черты образа Кабанихи.

От всех Марфа Игнатьевна требует обязательного подчинения, в том числе и от родных. Она практически всегда недовольна ими. Ежедневно их ругает и воспитывает, особенно недовольна своим сыном и Катериной. От людей Кабаниха требует выполнять обряды и чины. Она считает, что семейный порядок важно поддерживать в страхе.

Кабаниха любит заниматься разными делами и основные интересы выражаются в выполнении установленных порядков.

Кабаниха и Катерина имеют небольшую схожесть в том, что обе не способны к примирению слабым чертам характера. Вторая схожесть выражается в религиозности, обе почитают её, при этом не веря в прощение. На этом схожесть черты характеров их заканчивается.

Различия в характерах выражаются тем, что она одухотворена и мечтательница, вторая любительница соблюдения порядков в мелочах. Для Катерины на первом месте стоит – любовь и воля, у Кабанихи – выполнение приказов.

Кабаниха чувствует себя блюстительницей порядка, считая, что с её кончиной в мире и дома наступит хаос. Никто не сомневается, что у барыни властный характер, который она периодическим всем показывает.

Сама Кабаниха, сколько бы не ругала своих детей за то, что они непослушны, никогда не жалуется на них. Поэтому, когда невестка открыто при людях признается, для нее это неприемлемо и оказывается страшным ударом по её самолюбию, к которому добавился бунт сына, кроме этих неприятностей добавляется еще одно – побег дочери из родного дома.

В окончание пьесы автор показывает крушение властного, на первый взгляд несокрушимого мира Кабанихи. Для нее страшный удар, что все вышло всё из - под контроля барыни. Разумеется, что читатель ей не сочувствует, потому что в этом её вина. Что заслужила, то и получила.

В заключение хочется отметить, что образ Марфы Игнатьевны олицетворяет патриархальный уклад жизни. Она утверждает, что не её дело хорошо это или плохо, но соблюдать его нужно.

Развязка пьесы трагична: Катерина погибает, сын бунтует, дочь убегает из дома. Со всеми происходящими событиями в пьесе мир Кабанихи рушится, вместе с ним и она.

Сочинение на тему Кабаниха

Одной из главных героинь в произведении «Гроза» является Марфа Игнатьевна Кабанова. В народе все ее называли Кабанихой. Богатая купчиха и вдова имела двоих детей, Варвару и Тихона, который имел в женах Екатерину. Она была типичным представителем старшего поколения, который любит давать наставления и читать нотации. Для нее самым главным приоритетом в жизни было соблюдать установленные в обществе обычаи и порядки. Она не любила своих детей, держала весь дом в страхе, и часто обижала людей.

Автор пьесы описывает свою героиню как грозную, строгую, злую, жестокую и бессердечную женщину. Она не пренебрегала тем, чтобы проявлять лицемерие. На людях она старалась вести себя порядочно. Помогала бедным, но в то же время обижала родных детей и свою невестку Екатерину. Она нередко уходила ото всех, чтобы помолиться Богу. Но это не помогало ей жить святой жизнью. Ее дети считали, что выжить в доме их матери можно только одним способом, научиться обманывать. Своего Сына Марфа Игнатьевна предпочитала держать в страхе. Часто ревновала его к молодой жене. В своих наставлениях она не раз повторяла, чтобы молодые люди уважали стариков. На самом деле она имела только себя. Ей не так важно было, чтобы слушались других. Просто ей нравилось держать всех в страхе и чувствовать, что она держит все в своих руках. Кабаниха строго соблюдала традиции и заставляла молодежь делать то же самое.

Героиня была весьма суровой женщиной. Часто можно было услышать, как она бранит и критикует всех вокруг. В ее характере можно было наблюдать деспотизм, который являлся результатом ее слепого доверия сложившимся обычаям. Суровость ее выражалась и в отношении к собственной невестке. Каждое слово Екатерины она обрывала и делала ядовитые замечания. Она осуждала невестку за то, что та ласково обращалась со своим мужем. По ее мнению, женщина должна бояться мужа настолько, чтобы чувствовать себя его рабою.

В итоге своим поведением и отношением к жизни Кабаниха задушила все живое вокруг себя. Дети ее были несчастны. Судьба каждого из них не является привлекательной для читателей. Возможно, каждый, кто читал пьесу, задумался, а стоит ли быть таким суровым почитателем придуманных человеком традиций.

Александр Николаевич Островский написал свою пьесу «Гроза» в 1859 году. В центре сюжета находится конфронтация между поколениями. Старшее поколение всегда держалось на старых нравах, опытах и обычаях. Они отказывались понимать молодых. А те, напротив, никогда не стремились следовать установленным веками традициям. Поэтому старшие пытались перевоспитать их волю Данная проблема, которую описал в своей пьесе Островский навсегда останется значимой, пока существуют отцы и дети. Родители желают, чтобы дети были похожи на них, и следовали их путями.

Несколько интересных сочинений

  • Иван крестьянский сын и Чудо-юдо - анализ сказки (5 класс)

    Сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» относится к волшебным сказкам: в ней изображаются необыкновенные, волшебные события, превращения, присутствуют фантастические существа.

  • Характеристика и образ Кукшиной в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

    В книге Ивана Тургенева хорошо раскрыт новый для той эпохи образ женщины-эмансипатора. Этот образ отображается слишком резко, наигранно и преувеличенно в лице Кукшиной Авдотьи Никитишны

  • Правда Григория Мелехова в романе Тихий Дон Шолохова

    Одним из самых известных произведений М.А.Шолохова является роман-эпопея «Тихий Дон». Это исторический роман, в котором писатель отразил события гражданской войны, а именно среди донского казачества

  • Сочинение Протест Катерины против темного царства в драме Островского Гроза 10 класс

    Известный фразеологизм «Луч света в темном царстве», который образовался из заголовка статьи Николая Александровича Добролюбова, посвященной пьесе «Гроза» - уже давно вышел за пределы данного произведения.

  • Анализ романа Чернышевского Что делать?

    Литературный критик, революционер и журналист вовремя своего заточения в Петропавловскую крепость написал роман «Что делать?». На создание произведения ушло месяца три