Что лучше-истина или сострадание? Размышления над страницами пьесы «На дне» В людях Горький М. Что лучше, истина или сострадание по пьесе На дне (Горький Максим)

Тема урока: Что лучше: истина или сострадание?

(по пьесе М. Горького «На дне»)

Класс: 11

Тип урока: урок-семинар с элементами дискуссии.

Цели: I .Образовательные:

    Продолжить изучение пьесы Горького «На дне».

    Создать условия для расширения знаний учащихся об анализе художественного произведения.

II .Развивающие:

    Создать условия для развитие навыка выразительного чтения учащихся.

    Создать условия для совершенствование навыка анализа художественного произведения.

III . Личностные:

    Создать условия для пробуждения в учащихся чувства гордости за человека.

Оборудование: 1.М.Горький «На дне»

2.Экранизация спектакля М.Горького «На дне»

3.Презентация, проектор

Литература: 1 . М.Горький «На дне».

2.Северикова Н.М. и др. Литература: Учеб. Пособие для сред. Спец. Учеб. завед..–4-е изд.– М.: Высшая школа, 1983.–С.335–359.

3.Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. Учеб. Пособие для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/Сост. Е.П. Пронина; Под ред. Ф.Ф. Кузнецова. – 3-е изд.– М.: Просвещение, 1996.–С.41.

4.Волков А.А. А.М. Горький. Пособие для учащихся.– М.: Просвещение, 1975.

5.Федин К. Горький среди нас. Картины литературной жизни.– М.: Советский писатель, 1977.

Структура урока: 1. Организационный момент.(1 мин.)

2. Вступительное слово учителя.(2 мин.)

3. Работа над проблематикой пьесы. Составление схемы.(26 мин.)

4.Просмотр отрывка экранизации пьесы М.Горького «На дне» (5 мин.)

5. Выводы. (6 мин.)

6.Тесты

7. Итоги урока: а) домашнее задание; (3 мин.)

б) выставление оценок. (2 мин)

Ход урока:

I .Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучение творчества М.Горького, а точнее его пьесы «На дне».

II .Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня не совсем обычный урок. Мы будем отвечать на вопросы, раздумывать, делиться своими мыслями, спорить. В настоящее время все больше актуален вопрос «Что лучше: горькая правда или сладкая ложь? истина или сострадание?» На этот вопрос мы и попытаемся с вами ответить.

Пьеса начинается с описания мрачного быта костылевской ночлежки, который изображен Горьким как воплощение социального зла. Автор описывает этот приют убогих. Здесь собрались разные люди: мужчины и женщины, старые и молодые, здоровые и больные. У этих людей настоящее ужасно, а будущего нет. И из всех этих ночлежников Горький выделяет двоих: Сатина и странника Луку – это две противоположные философии.

III . Работа над проблематикой пьесы. Составление схемы.

Учитель: Ребята, что из пьесы мы узнали о Луке? Какой он? Кто он?

Ученик: Лука-странник, пришел из далека. Все время говорит афоризмами и пословицами. Он подавал всем жителям ночлежки надежду, успокаивал их, был ко все добр. Жизнь его много била. Но Лука не перестал любить людей.

Учитель: Что мы знаем о Сатине?

Ученик: Сатин 4 года просидел в тюрьме из-за сестры (заступился за нее), раньше был телеграфистом, много читал. Он много пьет, играет в карты и устраивает драки. Верит в человека.

Учитель: А сейчас давайте составим схему отрицательных и положительных черт характера Луки и Сатина и выясним, кто из них изображен Горьким как положительный герой, а кто как отрицательный.

Лука Сатин

+ / - + / -

отзывчивый лживый правдолюбивый жестокий

терпеливый гордый недоверчивый

добрый раздорный

общительный

разговорчивый

человечный

Учитель: Итак, получается, что у Луки и у Сатина есть что-то плохое и хорошее, и точно нельзя сказать, кто положительный, а кто отрицательный герой. Каковы отношения Луки с обитателями ночлежки (с Анной, Натальей, Пеплом, Настей, Клещом, Актером)?

Ученик: Он ко всем относится по-доброму. Анне он обещает отдых и покой на том свете, Наталью уговаривает поверить Пеплу и убежать с ним, Пеплу рассказывает о Сибири, где можно заработать много денег, Настю он просто выслушал и сделал вид, что поверил, Актеру дал надежду на то, что тот вылечится в бесплатной клинике от алкоголя.

Учитель: Как относится Сатин к обитателям ночлежки?

Ученик: Он над всеми издевается, потешается, говорит им суровую правду прямо в лицо, разрушая надежды «жителей дна».

Учитель: Что говорит Сатин о работе, труде?

Ученик: Что труд должен приносить радость, только тогда он будет работать.

Учитель: Как относится Лука ко всем людям?

Ученик: Лука представлен автором в образе странника, больше напоминающего проповедника или служителя религиозного культа. Он мудр и несет в себе свет и человеческое тепло. Уже с порога он обращается к героям как к нормальным людям: «Доброго здоровья, народ честной!» Он с теплотой и пониманием относится к каждому: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все прыгают…»

Учитель: Хорошо. А что говорит Лука о человеке?

Ученик: Лука говорит: «Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Учитель: Как успокаивает Анну Лука? Что он говорит ей о смерти? Ученик: « Отдохнешь там!..» «Смерть, она нам – как мать малым детям»

Учитель: Что обещает Лука Актеру? Какую надежду ему дает?

Ученик: Он рассказывает Актеру о том, что в каком-то городе есть бесплатная клиника для алкоголиков.

Учитель: Поверил ли Актер Луке? Как изменилось его поведение?

Ученик : Да. Актер поверил Луке. Он перестал пить и начал копить деньги на дорогу.

Учитель: Какой выход предлагает Лука Ваське Пеплу?

Ученик : Он предлагал идти Ваське в Сибирь и там начать новую жизнь.

Учитель: Как рассказ о Сибири повлиял на Пепла?

Ученик : Он хочет исправиться: «…надо жить иначе! Лучше надо жить! Надо так жить,… чтобы самого себя мне можно было уважать.

Учитель: Что отвечает Лука на вопрос «Есть ли Бог»?

Ученик : «Во что веришь, то и есть»

Учитель: Как вы это понимаете?

Ученик : То есть можно верить, во что хочешь, и с этой верой будет легче жить.

Учитель: В пьесе идет спор о правде. Как Лука говорит о правде?

Ученик : «Правда – словно обух по голове…»

Учитель: Правильно. А как он объясняет свою ложь?

Ученик : «Правда-то, - не всегда по недугу человеку…Не всегда правдой душу вылечишь!»

Учитель: Что Костылев говорит о правде?

Ученик : Он говорит, что не всякая правда нужна.

Учитель: Хорошо. Как относится к правде Бубнов?

Ученик : Он говорит: «Вали правду как она есть. Я вот всегда правду говорю! Не умею врать. Зачем?»

Учитель: Что говорит о правде Сатин? Зачитайте его слова.

Ученик : «Ложь – религия рабов и хозяев, правда – Бог свободного человека».

Учитель: Лука рассказывает притчу о праведной земле. О чем она? Для чего он ее рассказал?

Ученик : Он рассказывает притчу о человеке, который верил в существование праведной земли. Когда некий ученый доказал, что такой земли нет, человек с горя повесился. Этим Лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спасительная для людей иногда ложь и как не нужна и опасна для них бывает правда.

Учитель: Верит ли Лука в людей и любит ли их?

Ученик : Лука любит людей. Он их жалеет и не верит в них, убивая своей жалостью волю выбраться со «дна жизни».

IV .Просмотр отрывка экранизации пьесы М.Горького «На дне»

Учитель: Как оценивает правду Сатин и что он говорит о человеке? Об этом нам расскажет фильм – экранизация пьесы «На дне».

Ребята! Ложь Луки спасательная. Эту философию спасительной лжи Горький отвергает, она играет реакционную роль.

Вместо того чтобы звать на борьбу против неправедной жизни, он примиряет угнетенных и обездоленных с угнетателями и тиранами. Эта ложь, по мнению автора пьесы, выражение слабости, исторического бессилия. Так думает автор. Согласны ли вы с такой позицией Горького. А как думаем мы?

Ученик : С одной стороны я согласен с Горьким. Но с другой стороны Лука единственный, кто обращается с жителями ночлежки по-человечески, гуманно (например, с Анной). Даже Сатин уважает его и защищает.

Учитель: Итак, давайте ответим на главный вопрос сегодняшнего урока: что лучше: истина или сострадание? Правда или ложь?

Ученик : Я думаю, что в каких-то ситуациях позволительна ложь из сострадания к ближнему (например, к тяжело больному или умирающему человеку), в остальных же случаях лучше, конечно, говорить правду.

V .Вывод.

Учитель: В пьесе Горький противопоставляет гуманизм ложный, проповедующий всеобщее смирение, покорность судьбе, и подлинный гуманизм, суть которого – в борьбе против всего, что угнетает человека, лишая его достоинства и веры в свои силы, против рабской жизни человечества. Это две основные правды, о которых спорят в пьесе Лука и Сатин, - персонажи, сразу же выделяющиеся из общей толпы жителей ночлежки своим философским подходом к жизни, умением мудро говорить и способностью влиять на людей.

Однако в начале пьесы дается еще одна, третья, «правда» - правда Бубнова. Бубнов чересчур категоричен, для него существует только черное и белое, при этом черного намного больше. Он живет и действует по принципу «вали правду, как она есть». Каждого, кто находится в ночлежке, Бубнов старается вывести на чистую воду, выдавая свою правду: «А я вот... Не умею врать! Зачем?» И Актеру, и Медведеву, и Пеплу, и Насте этот персонаж говорит горькую и больную правду, но последствия этой правды непредсказуемы! Он равнодушен к собственной судьбе, тем более к чувствам других, его взгляд на жизнь чересчур скептический, полный пессимизма, а сама жизнь ему кажется полной бессмыслицей; «Все люди, как щепки, по реке плывут. Все так! Родятся, поживут, умирают. И я помру, и ты... Чего жалеть!» Правда Бубнова убивает в человеке всякое стремление быть человеком: «Все умрут все равно», так зачем же напрасно лезть из кожи вон, лучше уж сразу подумать о смерти.

А вот праведник Лука искренне желает облегчить страдания людей, помочь им, поддержать их, вселить православное смирение в их души. Лука знает, кому и что обещать, его речи благостно воздействуют на слух озлобленных жителей приюта и погружают их в приятное забытье, делая их еще более пассивными и оторванными от реальной жизни. Но Лука обходит стороной Бубнова, Сатина, Клеща, очевидно, понимая, что его жалость способна удовлетворить только слабых и усомнившихся в возможном счастье людей.

Но проповедь Луки приносит только вред. Обитатели ночлежки уже доведены до отчаяния и живут одними иллюзиями, а Лука создает их еще больше. Он не называет пути, способного поднять со дна, он не верит в возможности этих несчастных и потому прибегает к возвышенному, но бессмысленному обману. Ласковые слова Луки только убаюкивают, завораживают, но они не побуждают к борьбе, не дают сил и желания активно действовать для изменения собственного плачевного положения. Призыв Луки надеяться на лучшее толкает ночлежников на бездействие и смирение, а сам он незаметно уходит, оставив несчастных в полной растерянности, с горьким чувством безысходности.

Сатин постарался понять Луку и трезво оценил его роль: «Не шарлатан Лука», как подумали другие, «а жалостливый», «мякиш для беззубых». Он приходит к выводу, что речи Луки, пронизанные христианской моралью, не приносят никакой пользы, а только усыпляют душу, обманывают ее. И Сатин резко критикует ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев, правда – бог свободного человека».

И, если Лука утверждает, что человек должен смириться, терпеть и ждать чуда. Сатин провозглашает мысль о том, что человек должен быть прежде всего свободным и гордым, должен действовать, бороться за счастливую жизнь, не падая духом и не покладая рук. Правда Сатина наиболее близка мыслям самого автора: устами Сатина Горький выражает собственную веру в человека. Фактического ответа на вопрос автора: Что лучше: «истина или сострадание?» в пьесе нет. Этот вопрос каждый для себя решает сам.

VI . Тесты

VI .Итоги урока:

а) домашнее задание;

Написать сочинение – рассуждение на тему: «Человек –великая должность»

б) выставление оценок.

Драма М.Горького «На дне» — сложное, многогранное произведение с глубоким философским содержанием. Что делает человека человеком? Что помогает и мешает жить? Каковы пути к обретению счастья? На эти вопросы автор ищет ответ вместе со своими героями – обитателями костылёвской ночлежки.

Интересно, что по проблемам, издавна волновавшим умы мыслителей, в пьесе высказываются не мастера философских диспутов, а люди «дна», необразованные или опустившиеся, косноязычные или не находящие нужных слов. Каждый из ночлежников имеет определённый взгляд на жизнь, исповедует свою «правду»: Бубнов и Барон, бесчувственные, далёкие от иллюзий люди, — сторонники жестокой «правды факта», довольствующиеся грубой реальностью; Анна, Пепел, Клещ, Настя, Актёр живут мечтой, но при этом мучаются, жаждут сочувствия.

Однако своеобразными «идеологами» «дна» можно, по-моему, считать лишь двух обитателей ночлежки – Луку и Сатина. Ведь «основной вопрос» драмы Горький сформулировал так: «Что лучше: истина или сострадание ? Что нужнее? За истину в пьесе ратует Сатин, сострадание проповедует Лука.

Сатин – человек сильный, получивший определённое образование. Когда-то он служил на телеграфе, где и нахватался «умных» слов. Теперь он ловкий картёжник. Парадоксально, что правду воспевает шулер, то есть человек, живущий ложью. Тем не менее монологи Сатина ярки, эмоциональны, афористичны: «Человек – вот правда! Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!..» Взгляды Сатина близки Горькому. В одном из своих писем автор как бы вторит своему герою: «Существует только человек, всё же прочее есть мнение».

Сатин утверждает «дно» как норму существования, единственно достойную настоящего человека. Он и сам пренебрегает возможностью жить на честно заработанные деньги . По мнению Сатина, людей надо уважать, а не «унижать жалостью», не лгать им, а окончательно добивать правдой: так благороднее.

Другой точки зрения придерживается странник Лука. Этот герой добр, снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбы о помощи. «Мяли много, оттого и мягок», — говорит он о себе.

Ещё одна симпатичная черта Луки – его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, в каждом из которых он способен разглядеть индивидуальность, «изюминку»: «Всякая блоха не плоха…»

Лука, безусловно, нужен страдальцам, которых в пьесе немало: Насте, Пеплу, Наташе, Актёру, Анне, Клещу. Им необходимо утешение и ободрение – своеобразная анестезия от преследующих их бед и стимулятор интереса к жизни. Чтобы утешить собеседника, Лука не придумывает никаких рецептов, он лишь умело поддерживает сложившуюся у каждого из ночлежников мечту: Актёра убеждает в существовании больницы для алкоголиков, в Анне укрепляет веру в загробную жизнь, в Насте – в идеальную любовь.

«Во что веришь, то и есть», — говорит странник. По-моему, неплохой девиз для «дна». Как бы подтверждая свои слова, Лука рассказывает ночлежникам притчу: мечта о «праведной земле» давала человеку силы жить, а правда толкнула его на самоубийство.

По словам Сатина, речи Луки – «ложь утешительная, ложь примиряющая», «ложь во спасение». Можно долго спорить о целесообразности такого обмана. Однако, на мой взгляд, нельзя не согласиться с Беранже, стихотворение которого постоянно декламирует Актёр:

Господа, если к правде святой

Мир дороги найти не умеет,

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Думаю, Лука и является таким «безумцем».

Размышляя над «основным вопросом» драмы «На дне», Горький испытывает жизнью философии Сатина и Луки, показывает, как повлияли на ночлежников речи шулера и как – монологи странника.

До неожиданного ухода Луки самочувствие обитателей «дна» заметно улучшается; у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше. Умирающей Анне старик советует набраться терпения и обещает райскую жизнь на небесах. Женщина поверила ему и умерла спокойно. По философии же Сатина, который, кстати, довольно спокойно взирал на страдания умирающей, не стоило унижать её: ведь ложь под видом жалости не может не унизить человека.

Благодаря Луке, Пепел живёт мечтой о честной жизни в Сибири, а Настя – верой в идеальную любовь. По Сатину, необходимо вернуть их к прозаической действительности…

Вняв уверениям Луки, воодушевлённый надеждой на исцеление, Актёр начинает работать и даже на некоторое время прекращает пить. Но вот за дело берётся Сатин, имя которого, наверно, не случайно созвучно имени Сатаны. Он отнимает у Актёра самое ценное – мечту, и тому не остаётся ничего другого, как повеситься.

Итак, драма «На дне» — это примерка возможности помочь людям при помощи сострадания или правды. Абсолютно однозначного ответа на вопрос: «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?» — в произведении нет.

Думаю, Горький испытывает определённые симпатии и к Сатину, и к Луке. А единственно верного решения подобной проблемы быть не может: истина, безусловно, лучше обмана, но иногда нужнее сострадание, «утешительная ложь».

Николай Басенко

Что лучше – истина или сострадание? Однозначный ответ дать невозможно. "На дне" затрагивает и раскрывает перед читателями несколько проблем: лжи и правды, милосердного обмана и горькой истины. По моему мнению, все-таки лучше сострадание, ведь именно оно дает надежду на жизнь любому из персонажей пьесы «На дне».

Каждый из них: Сатин, Бубнов, Настя, Актер, Клещ оказались «на дне жизни» по своей вине. Человек сам выбирает свою судьбу, у него должна быть цель, мечта, для того, чтобы было к чему стремиться. Но у героев этого нет… Они не живут, а лишь существуют, проводят остаток своей жизни в темной, грязной ночлежке. Изо дня в день одно и тоже: темнота, пустота в душе, полное равнодушие ко всем и ко всему … Но так было до определенного момента. . .

С появлением нового персонажа - Луки, казалось, что сейчас все наладится: люди выберутся из этой ямы собственными силами – их нужно лишь подтолкнуть. Именно Лука проявляет сострадание, дает надежды, утешает. Он, как никто другой, имеет влияние на этих низких людей. Находясь при смерти, Анна слушает старика, верит в его слова сострадания, они помогают ей – женщина умирает с надеждой, что на другом свете у нее будет все хорошо: никаких страданий, никакой нищеты. Слова Луки не прошли мимо Актера: человек, который потерял всякую надежду, вдруг понимает смысл жизни, что еще не все потеряно, можно еще все исправить и начать с чистого листа. Но, увы, этому не быть … Как мгновенно ты приобретаешь надежду, точно так же быстро ты можешь ее потерять. Сострадание – это не просто слова, которые имеют воздействие пока ты их слышишь - это душевный переворот, постоянное желание к стремлению и переменам.

Было бы ошибкой утверждать, что именно Лука виноват в смерти Актера, что именно слова сострадания сгубили человека. Он помогал людям. Что, если бы он не утешал жителей «дна», а наоборот, лишний раз показывал истину их жизни, то место, которое они занимают в обществе? Этим он ничего не изменил бы в лучшую сторону, лишь только подтолкнул на «крайний шаг» решения всех проблем – самоубийству.

Автор не приемлет наивную веру в чудо, но ведь именно чудесное мнится персонажам этой драмы, кому-то - в мраморной лечебнице, другим – в честном труде, третьим – в любовном счастье. Речи Луки потому и подействовали, что «упали по плодотворную почву взлелеянных иллюзий».

Персонажи произведения, конечно, прикоснулись к истине, но не изжили ощущение безысходности. Их круг существования замкнулся: от равнодушия – к недостижимой мечте, а от нее – к гибели и пустоте.

115517 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

«Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М.Горького «На дне»)

Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне»

Что лучше - истина или сострадание? (по творчеству М. Горького)

Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе А.М.Горького «На дне»)

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Что лучше - истина или сострадание?

Смотрите также по произведению "На дне":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Что лучше - истина или сострадание? по пьесе На дне (Горький А. М.)

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Так ли необходимо человеку познание абсолютной истины, или же пребывание в иллюзиях и фантазиях может быть куда лучше и даже спасительнее для него? Этим вопросом задается великий русский писатель и драматург Максим Горький в своей пьесе «На дне».

Герои произведения Горького – обычные люди, волею судьбы вынужденные бороться за свое выживание, экономить каждую, трудом и потом добытую копейку, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Среди них есть как некогда известные или знатные люди (Актер, Барон), так и те, кто голодал всю свою жизнь (Анна). Но, несмотря на окружающую их грязь и беззаконие, они все равно стараются оставаться людьми, придерживаться морально-нравственных ориентиров. В своих разговорах они поднимают проблемы, которые резко контрастируют с отвратительными условиями их проживания своей возвышенностью и незаурядностью.

Целью же их диалогов является поиск некой универсальной жизненной правды, и каждый из героев пьесы видит ее по-своему.

Первая позиция - принятие неутешительной правды как она есть, без смягчающий прикрас. На стороне этой позиции стоит Бубнов, некогда владелец красильной мастерской. Этот герой скептичен, циничен и жесток, в нем нет ни капли сострадания - даже на просьбу умирающей Анны вести себя потише он отвечает: «Шум - смерти не помеха…»

Вторая же позиция в этом вопросе - это позиция чудаковатого странника Луки. Он пытается пока-зать необходимость жалости для каждого человека. Умирающую Анну он утешает словами о том, что после смерти она наконец обретет покой. Актеру Лука рассказывает о бесплатной лечебнице, где лечат от пьянства. Некоторые обитатели ночлежки воспринимают слова Луки в штыки, обвиняя его в том, что он дает людям лишь пустые надежды, полностью закрывая глаза на истинное положение вещей. Но так ли хороша эта истина? И стоит ли порицать странника за его искреннее желание помочь жителям ночлежки хотя бы добрым словом?

Спасительная ложь иногда необходима. Она необходима Анне - дни ее сочтены, она умирает, и жестокая правда Бубного сделала бы ее смерть только мучительнее. Но тогда так ли нужны ложные надежды и сострадание другим героям пьесы, и не они ли привели некоторых из героев к еще более трагичной кончине? Пусть большинство обитателей ночлежки и не повинно в своей участи, они безвольны сами по себе, никак не хотят исправлять ситуацию. Актер, после исчезновения Луки решивший, что спасения нет, кончает жизнь самоубийством; Бубнов все так же не двигается дальше желчных и циничных рассуждений. Всех героев объединяет неспособность сделать хоть что-то, чтобы подняться с социального дна.

Можно сказать, что по-настоящему прав в пьесе лишь один герой - Сатин. Он не видит смысла в который раз «пережёвывать» очевидные вещи, в иллюзиях и слепом утешении. Ни сострадание, ни какая-либо истина ничего не стоят без стремления действовать, сражаться с трудностями жизни, без твердой уверенности человека в себя.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

«Что лучше: истина или сострадание?» - сочинение по пьесе «На дне»

Пьеса Максима Горького «На дне» задает фундаментальные вопросы, ответы на которые человечество ищет и поныне. Один из таких вопросов звучит так:

«ЧТО ЛУЧШЕ: СОСТРАДАНИЕ ИЛИ ИСТИНА?»

Герои произведения, обитатели ночлежки, – это люди с различными убеждениями, идеалами и прошлым. Одни мечтают о свободе, другие – о любви, а третьи уже вообще ни во что не верят. Но всех их объединяет поиск смысла их никчемного существования.

Появление Луки дает отчаявшимся обитателям ночлежки надежду. Эти люди, без настоящего и будущего, обретают веру, благодаря сладкой лжи Луки.

Сам Лука прекрасно осознает, что обманывает этих несчастных, однако, делает это он с благими намерениями. Его позиция осознанная и продуманная. Лука любым способом стремится утешить людей. Для него неважно, будут это слова правды или лжи, главное – результат. Ведь горькая правда может окончательно добить человека, который оказался на дне жизни, подтолкнуть его к самоубийству.

Главным оппонентом Луки выступает Сатин, который предпочитает принимать правду, какой бы горькой она не была, принимать всю абсурдность окружающего мира.

Для него жизнь во лжи равноценна потере самоуважения, равноценна признанию себя слабым и побежденным. А Сатин стремится продержаться до конца, оставаясь сильным человеком.

Финал пьесы драматичен. Философия сострадания терпит крах. Все, кому стремился помочь Лука, так и не смогли отыскать выход из своих жизненных тупиков. Проповедь сострадания не изменила жизнь героев.

Однако, и философия Сатина, которая не переросла в конкретные поступки и действия, в результате ни чем не отличается от пустых обещаний лучшей жизни. Мир обитателей ночлежки переполнен чувством безысходности. В жизни героев так ничего и не изменилось. Истина и сострадание отдельно друг от друга не способны принести желаемого облегчения.

Следует стремиться отыскать золотую середину, когда лезвие правды становится не орудием безжалостного убийства, а орудием милосердного исцеления человеческой души.

Сочинение » На дне - Горький » «Что лучше: истина или сострадание?» - сочинение по пьесе «На дне»

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Человек - вот правда!

Надо уважать человека!

М. Горький

Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький - гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике - в них отражены правда жизни, внимание и любовь к человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе "На дне", написанной в 1902 году. Она до сих пор тревожит вопросами, поставленными в ней драматургом.

Действительно, что лучше - истина или сострадание? Если бы вопрос был сформулирован несколько иначе - правда или ложь, я бы ответила однозначно: правда. А вот истину и сострадание невозможно сделать понятиями взаимоисключающими, противопоставив одно другому; наоборот, вся пьеса - это боль за человека, это правда о человеке. Другое дело, что носителем истины является Сатин, картежник, шулер, сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает: "Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо!" Ему противопоставлен Лука - добрый, сострадательный и "лукавый", сознательно навевающий "сон золотой" исстрадавшимся ночлежникам. А рядом с Лукой и Сатиным есть еще один человек, который тоже спорит об истине и сострадании, - сам М. Горький. Именно он, как мне кажется, является носителем истины сострадания. Это вытекает из самой пьесы, из того, как она была восторженно принята зрителями.

Пьесу читали в ночлежке, босяки плакали, кричали: "Мы хуже!" Целовали и обнимали Горького. Современно звучит она и сейчас, когда начали говорить правду, но забыли, что такое милосердие и сострадание. Итак, действие происходит в ночлежке Костылевых, представляющей собой "подвал, похожий на пещеру", под "тяжелыми каменными сводами", где царит тюремный полумрак. Здесь влачат жалкое существование босяки, попавшие "на дно жизни", куда их безжалостно выбросило преступное общество.

Кто-то очень точно сказал: "На дне" - это потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди". Нельзя без внутреннего содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки. Герои пьесы потеряли прошлое, они не имеют настоящего, только Клещ верит, что вырвется отсюда: "Вылезу... кожу сдеру, а вылезу..." Теплится слабая надежда на другую жизнь с Наташей у вора, "ворова сына" Васьки Пепла, мечтает о чистой любви проститутка Настя, правда, ее мечты вызывают у окружающих злобную насмешку. Остальные смирились, покорились, не думают о будущем, потеряли всякую надежду и окончательно осознали свою ненужность.

А по сути, все обитатели погребены здесь заживо. Жалок и трагичен Актер, спившийся, забывший свое имя; раздавленная жизнью, терпеливо страдающая Анна, находящаяся при смерти, не нужна никому (муж ждет ее кончины как освобождения); умный Сатин, бывший телеграфист, циничен и озлоблен; ничтожен Барон, который "ничего не ждет", у него "все уже в прошлом"; равнодушен к себе и другим Бубнов. Беспощадно и правдиво рисует Горький своих героев, "бывших людей", пишет о них с болью и гневом, сочувствует им, попавшим в жизненный тупик. Клещ в отчаянии заявляет: "Работы нет... силы нет! Вот - правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она правда!.." Вот к этим, кажется, равнодушным к жизни и себе людям и приходит странник Лука, обращаясь с приветствием: "Доброго здоровья, народ честной!" Это к ним-то, отвергнутым, отрекшимся от всякой человеческой морали! К беспаспортному Луке у Горького отношение однозначное: "И вся философия, вся проповедь таких людей - милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью, и звучат под этой проповедью слова тоже нищие, жалобные". И все-таки хочется разобраться в нем. Так ли он нищ, и что им движет, когда он проповедует свою утешительную ложь, верит ли сам в то, к чему призывает, жулик ли он, шарлатан, пройдоха или искренне жаждущий добра человек?

Пьеса прочитана, и, на первый взгляд, появление Луки принесло ночлежникам только вред, зло, несчастье, гибель. Он исчезает, исчезает незаметно, но иллюзии, которые он заронил в опустошенные сердца людей, делают их жизнь еще более безотрадной и страшной, лишают их надежды, погружают во мрак их истерзанные души. Давайте еще раз проследим, что движет Лукой, когда он, внимательно присмотревшись к босякам, для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, и вселяет в них надежду. Да, с его появлением под сводами мрачной ночлежки поселяется надежда, прежде почти незаметная на фоне брани, кашля, рычания, стонов. И лечебница для пьяниц у Актера, и спасительная Сибирь для вора Пепла, и настоящая любовь для Насти. "Все ищут люди, все хотят - как лучше... дай им, Господи, терпенья!" - искренне говорит Лука и добавляет: "Кто ищет - найдет... Помогать только надо им..." Нет, не корысть движет Лукой, не жулик и не шарлатан он. Это понимает даже циничный, никому не верящий Бубнов: "Вот - Лука... много он врет... и безо всякой пользы для себя..." Непривычный к сочувствию Пепел допытывается: "Нет, ты скажи - зачем ты все это..." Наташа его спрашивает: "Отчего ты - такой добрый?" А Анна просто просит: "Говори со мной, милый... Тошно мне". И становится понятно, что Лука - человек добрый, искренне желающий помочь, вселить надежду.

Но вся беда в том, что это добро построено на лжи, обмане. Искренне желая добра, он прибегает ко лжи, считает, что земная жизнь не может быть другой, поэтому и уводит человека в мир иллюзий, в несуществующую праведную землю, веря, что "не всегда правдой душу вылечить". И если изменить жизнь нельзя, то можно хотя бы изменить отношение человека к жизни. Интересно, а каково же отношение Горького к своему герою в пьесе? Современники вспоминают, что лучше всего писателю удавалось чтение роли Луки, а сцена у постели умирающей Анны вызывала у него слезы, а у слушателей - восторг. И слезы, и восторг - результат слияния автора и героя в порыве сострадания. И не потому ли Горький так яростно спорил с Лукой, что старик был частью его души?! Но Горький выступает не против утешительства самого по себе: "Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?"

То есть истина и сострадание - понятия, не исключающие друг друга. От правды, которую осознает Клещ: "Жить - дьявол - жить нельзя... вот она - правда!..", уводит Лука, говоря: "Она, правда-то, может, обух для тебя..." Но разве можно обухом исцелить? Старик считает: "...Жалеть людей надо!.. Я те скажу - вовремя человека пожалеть... хорошо бывает!" И рассказывает, как пожалел и спас ночных разбойников-грабителей. Бубнов же противостоит упрямой, светлой вере Луки в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра: "По-моему - дам всю правду, как она есть! Чего стесняться?" Для него правда - жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств, а правда Луки такая непривычно жизнеутверждающая, что забитые, униженные ночлежники не верят в нее, принимая за вранье. А ведь в своих слушателей Лука хотел вдохнуть веру, надежду: "Во что веришь, то и есть..."

Лука несет людям истинную, спасительную, человеческую веру, смысл которой уловил и облек в знаменитые слова Сатин: "Человек - вот правда!" Лука думает, что словами, жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно поднять его душу, чтобы самый последний вор понял: "Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно... было уважать..." Таким образом, не существует для Луки вопроса: "Что лучше - истина или сострадание?" Для него истинно то, что человечно. Тогда почему же так безнадежно трагичен финал пьесы? Хотя мы слышим, что о Луке говорят, он вдохновил Сатина на пламенную речь о прекрасном и гордом человеке, но тот же Сатин равнодушно бросает Актеру на его просьбу помолиться за него: "Сам молись..." И ему, навсегда уходящему, после своего страстного монолога о человеке кричит: "Эй, ты, сикамбр! Куда?". Жуткой кажется его реакция на смерть Актера: "Эх... испортил песню... дур-рак!" Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души.

Но главное в пьесе, на мой взгляд, то, что Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, которое уничтожает людей, губит их, заставил задуматься о человеке, его свободе. А какие нравственные уроки извлекли мы? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Мы чаще нуждаемся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободен. "Человек - вот правда!" И ему выбирать. Человеку всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение.

Что есть истина? Истина (в моём понимании) – это абсолютная правда, то есть такая правда, которая для всех случаев и для всех людей одинакова. Думаю, что такой правды быть не может. Даже факт, казалось бы, очевидно однозначное событие, разные люди воспринимают по-разному. Так, например, известие о смерти может быть понято как известие о другой, новой жизни. Часто правда не может быть абсолютной, для всех единой, потому что слова неоднозначны, потому что смысл одного и того же слова по-разному понимается. Поэтому я бы стала говорить не об истине – понятии недостижимом, – а о правде, которая рассчитана на «среднего» человека.

Сопоставление истины и сострадания придаёт слову «истина» некоторый оттенок жёсткости. Истина – это жёсткая и жестокая правда. Души ранены истиной, а потому нуждаются в сострадании.

Нельзя сказать, что герои пьесы «На дне» представляют собой более или менее однородную массу людей – безличных, бесхарактерных. Каждый из героев чувствует, мечтает, надеется или вспоминает. Точнее, носит внутри себя что-то драгоценное и сокровенное, но поскольку мир, в котором они живут, бессердечен и жесток, они вынуждены прятать как можно дальше все свои мечты. Хотя мечта, которой было бы хоть какое-нибудь доказательство в суровой реальной жизни, могла бы помочь слабым людям – Насте, Анне, Актёру. Они – эти слабые люди – подавлены безысходностью реальной жизни. И им для того, чтобы жить, только жить, необходима спасительная и мудрая ложь о «праведной земле». До тех пор пока люди будут верить и стремиться к лучшему, они будут находить в себе силы и желание жить. Даже самые жалкие из них, даже те, кто своё имя потерял, жалостью и состраданием могут быть вылечены и даже отчасти воскрешены. Вот только знали бы окружающие люди об этом! Может быть, тогда бы из самообмана даже слабый человек построил себе лучшую, приемлемую для него жизнь? Но окружающие об этом не задумываются, разоблачают мечту, а человек... «пошёл домой – и удавился!..»

Стоит ли обвинять во лжи старца, который единственный из обитателей ночлежки думает не о себе, не о деньгах, не о выпивке, а о людях? Он старается приласкать («Человека приласкать никогда не вредно»), он вселяет надежды спокойствием и жалостью. Именно он, в конце концов, изменил всех людей, всех обитателей ночлежки... Да, Актёр повесился. Но виновен в этом не только Лука, но и те, кто не жалел, а резал по сердцу правдой.

Есть некоторый стереотип в отношении правды. Нередко считается, что правда всегда хороша. Конечно, ценно, если ты всегда живёшь правдой, реальностью, но тогда невозможны мечты, а вслед за ними – другое видение мира, поэзия в широком смысле этого слова. Именно особый взгляд на жизнь рождает прекрасное, служит основой искусства, которое в конце концов также становится частью жизни.

Как же сострадание воспринимают более сильные люди? Вот Бубнов, например. Бубнов, на мой взгляд, наиболее жёсткий и циничный из всех обитателей ночлежки. Бубнов «бубнит» всё время, констатируя голые, тяжёлые истины: «как себя ни раскрашивай – всё сотрётся», совесть не нужна ему, он – «не богатый»... Василису Бубнов, не стесняясь, спокойно называет лютой бабой, а в середину разговора вставляет, что нитки-де гнилые. Обычно с Бубновым никто специально не разговаривает, но он время от времени вставляет свои замечания в самые разные диалоги. И тот же самый Бубнов, главный оппонент Луки, унылый и циничный, в финале угощает всех водкой, рычит, кричит, предлагает «отвести душу»! И только пьяный, щедрый и разговорчивый Бубнов, по словам Алёшки, «похож на человека». Видно, Лука добротой задел и Бубнова, показал ему, что не в унынии повседневной тоски жизнь, а в чём-то более жизнерадостном, обнадёживающем - в мечтах. И Бубнов мечтает!

Появление Луки сплотило «сильных» обитателей ночлежки (Сатина, Клеща, Бубнова в первую очередь), возник даже цельный общий разговор. Лука – человек, который сострадал, жалел и любил, сумел оказать влияние на всех. Даже Актёр вспомнил и любимые стихотворения, и имя.

Человеческие чувства и мечты, его внутренний мир дороже всего и ценнее всего, потому что мечта не ограничивает, мечта развивает. Правда не дарит надежд, правда не верит в Бога, а без веры в Бога, без надежд нет будущего.

Пьеса начинается с описания мрачного быта костылёвской ночлежки, который изображён Горьким как воплощение социального зла. Автор описывает этот приют убогих и сирых. Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой.Здесь собрались разные люди: мужчины и женщины, старые и молодые, здоровые и больные. У этих людей настоящее ужасно, а будущего нет. И из всех этих ночлежников Горький выделяет двоих: Сатина и странника Луку-это две противоположные философии.

С появлением Луки в ночлежке многое изменилось. На восхищение Анны его добротой странник говорил о себе: мяли много, оттого и мягок.Его тяжелый жизненный опыт и бесприютные скитания обусловили основные черты его психологии. Среди них острый интерес и сострадание к людям. Понять хочется дела человеческие,-определяет своё главное желание Лука. Он понимает всех обитателей ночлежки и каждого в отдельности. Внимателен к бедам и страданиям ночлежников. Удивительно ли, что к страннику тянутся жители костылёвского подвала! Лука кажется им единственным защитником несчастных. Он считает, что человек достоин жалости, что людям правда не нужна. Лука успакаевает, вселяет надежду своими сказками о лучшем.Ложь в этой ночлежке связана с именем Луки. На тёплое слово тянутся к старику отчаянные, и он им предлагает иллюзорный выход. Почти каждый ночлежник получает ложную надежду на спасение. Всплеск иллюзий заслоняет истинное положение вещей от несчастных. Лука везде успевает поговорить почти с каждым. Лишь трое - Сатин, Бубнов, Барон уклоняются от советов старика.Избиение Наташи Василисой,арест Пепла, убившего в драке Костылёва, самоубийство Актёра. Трудно представить другой, столь же сильный исход опасной деятельности Луки.

Полной противоположностью странника был Сатин. Он верно расценил действенность убеждений Луки и сделал далеко идущие выводы: Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное-дело его рук и его мозга.

Зрелость суждений всегда отличала Сатина, он считал, что нужно посмотреть правде в глаза, поверить в свои силы и изменить мир к лучшему. Сатин не прощал ложь из жалости к несамостоятельным людям. Он привёл ночлежников к соприкосновению с истиной. А реальность для них губительна, например, Актёр обрывает собственную жизнь. И его уход из жизни - результат гибели его иллюзий(надежд на излечение от алкоголизма)-это шаг человека,не сумевшего осознать подлинной правды: Мне кажется, что правду не нужно скрывать от людей,несмотря ни на что, а смерть Актёра не из-за того,что Сатин открыл ему глаза,а из-за его слабости и доверчивости. Человек не может действовать на основе своего сознания, его нужно подталкивать к этому. И это лучше делать,не скрывая от него правду. А действия,которые он предпринимает, полностью будут зависеть от него. Человек сам творец своей судьбы и винить правду не нужно.