Анализ «Шинель» Гоголя. Сочинение маленький человек в повести гоголя шинель

(1842 г.)

краткий анализ произведения

Главные герои
- Акакий Акакиевич Башмачкин;
- значительное лицо.

Тема
- маленький человек.

Проблематика
- унижение маленького человека;
- бездуховность бюрократической системы по отношению к маленькому человеку.

Анализ произведения
Бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин выступает как олицетворение бедных обездоленных людей. Его жизнь раскрывается в повести как суровая зависимость от общих условий жизни. А.А.Б. занимает малозначительное место в обществе, поставлен в условия прозябания и нищеты . Духовная жизнь чиновника до крайности бедна и замыкается в пределах одного департамента. Этот маленький человек живет в атмосфере вечной борьбы за свое существование . Именно поэтому покупка новой шинели воспринимается как событие исторической важности. Сам Башмачкин не видит ничего странного в своём существовании, безропотно перенося все унижения. Трагизм положения Акакия Акакиевича заключается в том, что он лишен прав на человеческую жизнь.
Общество унижает в нём человеческое «я», но после того как у него пропала шинель, события в повести принимают иной характер. Маленький человек впервые решается заявить о себе и отправляется с жалобой к значительному лицу с целью найти правду, поймать и наказать виновного. И здесь этот маленький человек сталкивается с бездушием, бюрократизмом чиновничьего аппарата , да и всей системы в целом, в которой ему не находится места, поэтому он не выдерживает и погибает.
Чтобы подчеркнуть драматизм повествования, Гоголь вводит в повесть фантастику, которая помогает понять идейный замысел. В финале произведения происходит встреча мертвеца Акакия Акакиевича Башмачкина со значительным лицом, и маленький человек вершит суд над ним. Таким образом, в конце повести возникает мотив возмездия, но оно выражается в фантастической форме, ибо протест, на который оказывается способным мертвец, в жизни реального героя Башмачкина отсутствует .

Образ «маленького человека» мы нередко встречаем в русской и зарубежной художественной литературе. Нам, русским читателям, воспитывающимся на образцах русской литературы, образ «маленького человека» до боли знаком. Первая встреча с ним случается в гоголевской повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель».

А что же такое «маленький человек»? Ответ прост: это человек низкого социального положения и низкого происхождения, непримечательный и незаметный, не отличающийся выдающимися способностями, слабохарактерный, смиренный и безобидный.

Именно таким мы встречаем главного героя повести «Шинель», бедного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. Интересно заметить, что Николай Васильевич очень умело подошел к выбору имени его литературного героя: слово «Акакий» в переводе с греческого языка означает «не делающий зла».

Автор сравнивает своего героя с мухой, чтобы показать, насколько этот человек мелок. У Акакия Акакиевича есть как положительные, так и отрицательные качества. С одной стороны, Башмачкин человек без интересов и увлечений, без семьи и друзей, что говорит о его некой замкнутости и самоограничении от окружающего мира. А с другой стороны, он предан своей работе, выполняет ее трепетно и тщательно, он трудолюбив, терпелив и скромен, не обращает внимания на оскорбления сослуживцев, не затевает ссор. Для такого человека, как Акакий Акакиевич, самая незначительная вещь может стать достоянием всей его жизни.

Достоянием жизни Башмачкина стала новая шинель, сшитая на праздничную премию. С появлением обновки изменяется характер Башмачкина и отношение к нему сослуживцев. Их одобрения и восхищения возвышают Акакия Акакиевича над самим собой, он становится смелее, счастливее, увереннее. Но вскоре его счастливое расположение духа меняется, так как у него украли самую дорогую вещь шинель. Это стало настоящей трагедией для бедного титулярного советника, который в итоге заболевает и умирает. Но даже после смерти он не может найти покоя, поэтому появляется в виде призрака на Калинкином мосту и пугает прохожих.

Продумывая характер Акакия Акакиевича, Гоголь хотел показать читателям, что на фоне романтических героев, ярких, сильных, противоречивых личностей, есть личности реалистичные: слабохарактерные, робкие и даже в какой-то мере жалкие, но, безусловно, заслуживающие человеческого внимания и сопереживания.

Сочинение Тема маленького человека в повести Гоголя Шинель

В «петербургской» повести «Шинель», написанной в 1842 году, Николай Васильевич Гоголь поднимает тему «маленького человека». Эта тема постоянно присутствует в русской художественной литературе. Александр Сергеевич Пушкин был первым автором, который затрагивает эту проблематику, эту традицию продолжают и другие авторы.

Гоголь рассматривает проблему общества, в котором должен существовать маленький человек. Автор резко критикует общество титулярных советников, которые не могут принять Акакия Акакиевича. Фраза персонажа: «Не трогайте меня, зачем вы меня обижаете?», - является риторическим вопросом к читателю. Автор обращает внимание, что «маленькие люди» тоже имеют права на достойную жизнь и на уважение со стороны людей.

День, когда Башмачкин надевает шинель – является кульминацией произведения. В этот момент он перестает чувствовать себя «маленьким человеком». Полностью изменяется его поведение и распорядок дня. Этим Н. Гоголь показывает, что Акакий Акакиевич такой же человек, как и другие. Он ничем не отличается, переживает те же чувства, стремления и обиды. Он не лучше и не хуже других.

Конфликт между маленьким человеком и миром возникает не сразу, а только в тот момент, когда Акакий Акакиевич остается без своей шинели. Шинель уже давно стала больше, чем одеждой. Это была большая часть самого героя. Потеряв ее, он начинает бороться с обществом. И не одержав победу при жизни, продолжает ее, как приведение.

Мистическая сторона повести важна для завершения конфликта. Получив желаемое, то есть шинель. Это некое подобие на справедливость, которая возможна только в фантастическом мире и является утопией. С другой стороны в финале Гоголь говорит о том, что бессмертная душа продолжает желать отмщения, и способна сделать только самостоятельно.

Сочинение Образ маленького человека в повести Гоголя Шинель

«Маленький человек» – один из архетипов русской литературы. Галерея «маленьких людей» открывается портретом Самсона Вырина в повести Александра Сергеевича Пушкина (цикл «Повести Белкина»), продолжается образом Евгения из его же поэмы «Медный всадник» и прочно закрепляется в наследующей Пушкину и его современникам традиции реализма.

В рамках направления реализма традиционно принято рассматривать повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель », а портрет главного героя этого произведения – Акакия Акакиевича Башмачкина – включать в открытую Пушкиным галерею «маленьких людей». Эта точка зрения совершенно справедлива и легко подтверждается текстом.

Что свойственно «маленькому человеку»? Невысокое положение в обществе, закрытость (скрытость) от мира, скупость чувств (но при этом – наличия объекта любви и заботы), страдание при жизни (обычно – единичный акт, оказывающий влияние на дальнейшую судьбу героя), и, вероятнее всего, смерть (часто – именно от жизненных страданий).

Всё это прослеживается и в «Шинели». Башмачкин – мелкий чиновник, переписчик бумаг, живущий бедно и аскетично. Он не имеет друзей – у него есть только сослуживцы, которым он становится интересен только с приобретением шинели (но не раньше и не сам по себе). У Башмачкина есть и то, что он любит и лелеет. В отличие от дочери – в случае Вырина – и Параши, любимой девушки – в случае Евгения, – у Акакия Акакиевича это буковки в документах и шинель, мечтой о которой он живёт.

Как и в других случаях, страдание «маленького человека» так или иначе связано с объектом его привязанности. Так, Вырин теряет дочь, Евгений спешит к Параше и боится, как бы потоп не причинил ей вреда. У Башмачкина в тёмном переулке двое крадут его любимую шинель – буквально на следующий день после покупки. За страданием и переживанием (через некоторый промежуток времени) следует смерть главного героя.

Стоит отметить, что очень часто статус «маленького человека» подчёркивается его положением в иерархии власти; для «вскрытия» такого его положения автор помещает героя в ситуацию, где он противопоставлен кому-то, превосходящему его своим могуществом. Рассмотрим, опять же, Вырина и Евгения – первый оказывается на пороге дома своей дочери, но вход туда ему закрыт, как бедному, незнатному и незваному гостю; второй оказывается прямо противопоставлен императору Петру (и, хотя грозит ему кулаком, понимает всё свое бессилие и незначительность).

Башмачкин сталкивается с иерархией положений, когда проваливаются его попытки добиться внимания чиновника, который мог бы помочь его беде.

Небезынтересно также отметить, что в одном принципиальном моменте Гоголь отходит от предыдущей традиции. Финалом истории его героя становится некое торжество и превосходство – дух Башмачкина срывает с чиновников тёплые шинели и наводит ужас на тех, кто с ним сталкивается. Понятно, что это нельзя назвать торжеством «маленького человека» в полном смысле слова; но, безусловно, в этом чувствуется если не отрицание точки зрения Пушкина, то, по меньшей мере, полемика с ним и бытующим пониманием «маленького человека».

Повесть учит доброте, долготерпению, и снисхождению; однако Гоголь не избирает, как в позднейших своих произведениях, назидательный тон и не чуждается иронии в изображении своего «маленького человека».

Несколько интересных сочинений

    Есть очень много вариантов как провести свободное время. Иногда так хочется посмотреть фильм или сходить на концерт. Лучшим вариантом провести свое дорогое время станет пойти в театр.

  • Сочинение Учитель моей мечты рассуждение

    Учитель мой мечты – это педагог, который очень сильно любит свою профессию. Этот человек по – настоящему предан обучению детей.

  • Сочинение по картине Хруцкого Цветы и плоды 5 и 3 класс (описание)

    На картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» мы видим идеальное сочетание цветов и форм. Картина заряжает нас летним настроением, причем на картине изображены дары природы от поздней весны до ранней осени.

  • Наша жизнь состоит из контрастов, в ней присутствует как хорошее, так и плохое. Но нередко хорошее на первый взгляд на деле оказывается плохим. Речь идёт именно о вредных привычках.

  • Сочинение Кто такой друг (рассуждение Друг)

    С самого детства человека окружает множество сверстников. В детском саду, школе, на улице, потом в институте и на работе. Среди них есть те, с которыми можно просто поболтать, обсудить общие интересы.

Весь ход выполнения задания можно разделить на несколько подпунктов:

  1. Необходимо вспомнить содержание повести Николая Васильевича Гоголя " Шинель ".
  2. Попытаться понять, что хочет донести автор до своего читателя.
  3. Перейти непосредственно к поиску главной художественной идеи повести " Шинель ".

Итак, приступим.

Вспомним сюжет произведения

Главный герой - Башмачкин Акакий Акакиевич, обычный рабочий человек, которых великое множество. Друзей у него особо не было, жены и детей тоже. Он жил только своей работой, и, хотя работа не солидна, она заключалась в простом переписывании текстов, для Акакия она была всем. Даже в конце трудового дня главный герой забирал бумаги домой и продолжал переписывать. Очень долго Акакий собирал деньги для приобретения новой шинели, с мыслями о том, что данная покупка изменит отношение к нему окружающих и коллег. И, наконец, накопив большую сумму, герой покупает желанную вещь, но, к сожалению, счастье его длилось не долго. Возвращаясь поздно вечером домой, герой был ограблен. Вместе с шинелью пропал и смысл жизни Акакия Акакиевича, ведь заработать ещё на одну он не мог. Возвращаясь домой уже без шинели, герой замёрз, что впоследствии привело к его гибели.

Выводим тему

Из содержания видно, что в произведении затрагивается тема маленького человека. Человека, от которого ничего не зависит. Он, как винтик в огромном механизме, без которого механизм не остановит свою работу. Никто даже не заметит его исчезновения. Он никому не нужен и не интересен, хотя он изо всех сил старается привлечь к себе внимание, все его труды остаются тщетны.

Главная художественная идея произведения

Гоголь показывает, что для всех важен только внешний облик человека. Личностные качества и внутренний мир никого не интересуют. Главное - какая у тебя " шинель ". Для самого Николая Васильевича не имеет значения твоё звание, он не смотрит, новая у тебя шинель или старая. Для него важно то, что кроется внутри, духовный мир героя. Именно в этом заключается главная художественная идея произведения.

Замысел повести «Шинель» возник у Н. В. Гоголя под влиянием рассказанной ему реальной истории. Один бедный чиновник долгое время копил деньги на очень дорогое ружье. Купив его и отправившись на охоту, чиновник не заметил, как бесценная покупка соскользнула с лодки в реку. Потрясение от потери было настолько сильным, что незадачливый охотник серьезно заболел. Здоровье чиновника пошло на поправку, лишь после того как друзья скинулись и купили ему точно такое же ружье.

К этому забавному происшествию Гоголь отнесся очень серьезно. О тяжелой жизни бедных чиновников ему было известно не понаслышке. В первые годы службы в Петербурге писатель сам «отхватал всю зиму в летней шинели».

Объединив главную мысль из истории о чиновнике с собственными воспоминаниями, в 1839 г. Гоголь начал работу над «Шинелью». Повесть была закончена в начале 1841 г. и впервые напечатана через год.

Смысл названия

Шинель в повести — не просто предмет одежды. Она практически становится одним из героев произведения. От обычной шинели оказываются зависимыми не только счастье бедного Акакия Акакиевича, но даже его жизнь.

Главная тема повести — бедственное положение мелкого чиновничества.

Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин вызывает к себе непритворную жалость. Весь жизненный путь был предначертан ему с рождения. При крещении ребенок сделал такое лицо, «как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник».

Акакий Акакиевич — просто винтик в огромной бюрократической машине. Работа чиновника заключается в примитивном переписывании документов. На большее Акакий Акакиевич не способен.

Начальство относится к Башмачкину «холодно-деспотически». Вдобавок он служит постоянной мишенью для шуток сослуживцев. Акакий Акакиевич никак не реагирует на насмешки. Лишь в крайних случаях он жалобно просит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

На взгляд окружающих жизнь Башмачкина скучна и бесцветна. Хотя сам чиновник видит «разнообразный и приятный мир» в своем переписывании бумаг. Акакий Акакиевич даже не замечает ничего вокруг, полностью погружаясь в свою однообразную работу.

Из состояния отрешенности Башмачкина выводит «сильный враг» всех мелких чиновников — русский мороз. Акакий Акакиевич с ужасом понимает, что покупка новой шинели — суровая необходимость. Требуемая сумма могла быть скоплена только путем жесточайшей экономии и ограничения расходов. Это привело Башмачкина в еще более бедственное материальное положение, но, с другой стороны, дало ему первую в жизни настоящую цель.

Мечтая о новой шинели, Акакий Акакиевич словно бы заново родился: «сделался как-то живее, даже тверже характером». «Огонь порою показывался в глазах» покорного титулярного советника.

Долгожданное осуществление мечты стало самым значительным событием в жизни Акакия Акакиевича — «большим торжественным праздником». Благодаря обычной шинели он почувствовал себя другим человеком и даже согласился пойти на день рождения сослуживца, чего никогда не делал.

Блаженство Акакия Акакиевича продолжалось недолго. Подвергнувшись ночному нападению и лишившись осуществленной мечты, он впал в отчаяние. Хлопоты по розыску преступника не помогали. Единственным средством оставалась помощь одного «значительного лица». Однако резкий прием, оказанный Башмачкину у генерала, убил в нем последнюю надежду. «Надлежащее распеканье» привело к горячке и скорой смерти.

Фигура титулярного советника была настолько незначительной, что на службе о его похоронах узнали лишь на четвертый день. Замена места другим чиновником прошла совершенно безболезненно для работы учреждения.

Проблематика

Главная проблема повести заключается в том, что в эпоху Гоголя огромное количество людей были такими же акакиями акакиевичами. Их жизни проходили бесследно и не представляли собой никакой ценности. Для любого вышестоящего чиновника Акакий Акакиевич даже не человек, а покорный и беззащитный исполнитель распоряжений.

Бюрократическая система порождает бездушное отношение к людям. Яркий пример — «значительное лицо». Этому человеку «сострадание было… не чуждо», но занимаемая должность убивает в нем лучшие чувства. Узнав о смерти бедного просителя, генерал испытывает раскаяние, но оно быстро проходит. Финал повести с появлением привидения чиновника подчеркивает, что в реальной жизни смерть Акакия Акакиевича никак бы не повлияла на сложившийся порядок.

Композиция

Повесть представляет собой историю жизни чиновника Башмачкина, главным событием в которой стала покупка новой шинели. Конец произведения — фантастическая месть умершего титулярного советника.

Чему учит автор

Гоголь по собственному опыту знал, какое негативное воздействие на человека оказывает его стесненное материальное положение. Он призывает обратить внимание на забитых и униженных людей, пожалеть их и попытаться помочь, ведь от этого могут зависеть их жизни.

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье.

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?

О чем?

Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин . Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.
  • Темы

    • Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
    • Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
    • Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
    • Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

    Проблематика

    Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

    • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
    • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
    • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
    • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

    В чем смысл повести?

    Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.

    Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

    Чему учит?

    «Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

    Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

    Критика

    В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

    Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

    Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

    Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

    Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!