Тестовые задания по искусству древнего востока. Тест по мхк "художественная культура китая". Внешний облик пагоды

Тест. Художественная культура Китай.

    В Китайском искусстве человек -

А. «мерило всех вещей»

Б. малая частица природы

    Что не являлось центром внимания средневековых мастеров Китая?

А. природа

Б. религиозно-философские течения

В. исторические события

    Китайские зодчие строили монастыри

А. в центре шумных городов

Б. по краям проезжих дорог

В. на вершинах гор, в труднодоступных местах

    Главный вид искусства в Китае

А. архитектура

Б. живопись

    Как называется мемориальная башня, возведенная в честь деяний знаменитых людей?

Б. пагода

В. мечеть

    Внешний облик пагоды

А. прост, в нем почти не используют декоративное убранство

Б. содержит множество скульптурных изображений святых.

    В императорском саду находится коллекция

А. редкостных деревьев и кустарников

Б. камней самых причудливых форм

    Китайская живопись представлена жанрами:

А. Пейзаж

Б. Портрет

В.Натюрморт

    С какой целью древние китайцы построили Китайскую стену?

А. защита от ветров

Б. архитектурное украшение

В. защита от набегов кочевых племен

    Основной формой культовых и жилых зданий в Китае и Японии являлся

А. павильон

Б. пагода

В. монастырь

    К особенностям китайской пейзажной живописи относится

А. символичность

Б. живопись с натуры

В. монохромность

    Допишите названия исторических памятников

А. Терракотовое ___________

Б. _________ Неба в Пекине

  1. МХК 10 класс

    1. Что не является мировой религией?

    а) ислам б) буддизм в) конфуцианство

    2. Мировая религия, возникшая в Индии – …

    а) даосизм б) язычество в) буддизм

    3. Как называется состояние просветления, отрешения от земных

    страстей, достижение высшего порядка абсолюта в буддизме?

    а) ступа б) якшини в) нирвана

    4. Какую страну называют Поднебесной?

    а) Индия б) Китай в) Япония

    5. Какую страну называют Страной Восходящего солнца?

    а) Индия б) Китай в) Япония

    6. Цивилизация Индии насчитывает

    а) более 5 тыс. лет

    б) более 6 тыс. лет

    в) более 7 тыс. лет

    7. В индийской культуре все ритуалы, учения, научные знания, фольклор,

    мифология собраны в …

    а) в Библии

    б) в Ведах

    в) в Коране

    8. В переводе с арабского «Коран» означает

    а) чтение вместе

    б) чтение сообща

    в) чтение вслух

    9. Как дословно переводится слово «ислам»?

    а) покорность

    б) величие

    в) учение

    10.Единый бог мусульман

    а) Будда

    б) Вишну

    в) Аллах

    11. Что не являлось центром внимания средневековых мастеров Китая и

    Японии?

    а) природа

    б) религиозно-философские течения

    в) исторические события

    12. Соотнесите названия стран и их отличительные особенности

    13. Соотнесите имена богов с их изображением и сущностью

    а) Хранитель мира от злых сил, держатель

    космического порядка; воплощали в виде

    прекрасного юноши, утонченного и доброго.

    2) Вишну

    б) Царь разрушительной и одновременно

    созидательной энергии – предстает

    танцующим, при этом его руки (от 2 до 10)

    извиваются в ритме космического круговорота

    жизни.

    3) Шива

    в) Бог животворящего света; изображали с 4

    головами, обращенными к 4 сторонам света,

    и 4 руками.

    14. Буддийские монастыри строились

    а) в центре шумных городов

    б) по краям проезжих дорог

    в) на вершинах гор, в труднодоступных местах

    15. Главный вид искусства в Китае

    а) архитектура

    б) живопись

    в) театр

    16. В какой стране находится золотой павильон ?

    а) Китай б) Япония в) Индия

    17. Что такое ступа ?

    а) погребальный холм

    б) место совершения земных поклонов

    в) пещерный храм для молитвы

    18. Какое назначение имеет тадж-махал ?

    а) медресе б) мавзолей в) мечеть

    19. Пагода – это …

    а) мемориальная башня, возведенная в честь деяний знаменитых

    людей

    б) средневековый китайский монастырь

    в) средневековый китайский дом

    20. С какой целью древние китайцы построили Китайскую стену?

    а) защита от ветров

    б) архитектурное украшение

    в) защита от набегов кочевых племен

    21. Основной формой культовых и жилых зданий в Китае и Японии

    являлся

    а) павильон

    б) пагода

    в) монастырь

    22. Главное назначение японских садов - …

    а) созерцание природы, философское самоуединение

    б) место развлечения

    в) место деловых встреч

    23. Нэцкэ – это …

    а) японская гравюра

    б) миниатюрная японская скульптура

    в) вид японской ювелирной техники

    24. Что из перечисленного не относится к особенностям китайской

    пейзажной живописи?

    а) символичность

    б) живопись с натуры

    в) монохромность

    25. Пейзажная живопись Китая «шань- шуй» означает

    а) птицы-горы

    б) птицы-рыбы

    в) горы-воды

    26. Явление художественной культуры, философии, религиозного знания

    в Японии - …

    а) чайная церемония

    б) сад

    в) дворцовые комплексы

    27. В какой культуре распространено куфическое письмо ?

    а) китайская б) арабская в) индийская

    28. Выберите главную ценность арабской каллиграфии

    а) быстрота и количество написания

    б) качество, «чистота письма»

    в) грамотность

    29. Индийцы утверждают, что этому инструменту богиня красноречия,

    покровительствующая науке и искусству подарила человеческий голос

    а) ситар

    б) арфа

    в) вине

    30. Одним из самых значительных явлений в изобразительном искусстве

    является гравюра укиё-э . В ней воплотились яркие и самобытные

    черты национального искусства …

    а) Китая

    б) Японии

    в) Индии

    31. «Музыкой для глаз» называют …

    а) восточный орнамент

    б) арабскую каллиграфию

    в) рукописные арабские книги

    Ответы на вопросы запишите словами

    32. Каково второе название ислама?

    33. Как называется главная священная книга мусульман?

    34. Священный город мусульман, лицом к которому молятся мусульмане

    во всём мире, - …

    35. В какой стране носят сари?

    36. Какая религия запрещает изображать живых существ?

    37. Выбери лишнее в ряду: фарфор, компас, порох, дроби, бумага.

    38. Допишите названия исторических памятников

    а) Терракотовая …

    б) Запретный … в Пекине

    в) … Неба в Пекине

    Тест по теме «Художественная культура стран Востока» МХК 10 класс

    ОТВЕТЫ

    Тест по МХК.10 класс. Культура Востока. Средневековье.

    1 вариант.

    1. Главным местом в японском доме считается:

    3.токонома.

    2. Самый большой в мире Будда находиться в городе:

    3. Жёлтый цвет в живописи и архитектуре в Китае означает:

    1.крестьянина;

    2.мандарина;

    3.императора.

    4.В переводе с арабского «Коран» означает:

    1.чтение вместе;

    2.чтение сообща;

    3.чтение вслух.

    5.Цивилизация Индии насчитывает более:

    1.5 тыс.лет;

    2.6 тыс.лет.;

    3.7 тыс.лет.

    6.В этот период в Китае строили пещеры, храмы, ниши в качестве культовых сооружений:

    1.циньский;

    2.вэйский;

    3.танский.

    7. Что является основой китайской стабильности в культуре:

    1.религия;

    2.письменность;

    8.Округлые,плавные арабески называются:

    9.В индийской культуре все ритуалы, учения, научные знания, фольклор, мифология собраны в:

    1.в Библии;

    2.в Ведах;

    3.в Коране.

    10. Культурный рывок Япония совершила в эпоху:

    11. Какой вид храмов не присутствовал в Индии:

    2.мастабы;

    3. торана.

    12.Вычеркните лишнее и объясните почему вы это сделали:

    1.Авиценна;

    2.Аристотель; 3.Аль-Бируни.

    13.Значение индийской культуры:

    Тест по МХК.10 класс. Культура Востока. Средневековья.

    2 вариант.

    1. Чёткий,прямоугольные арабески в мусульманском искусстве называются:

    2. Миниатюрная скульптура Японии называется:

    3.какэмоно.

    3. Одним из центров мусульманской культуры является:

    2. Кордова;

    3. Дамаск.

    4. В переводе с санскрита это слово обозначает «знания»:

    2.Ригведа;

    5.Начало кастового строя в Индии положил бог:

    2.Парвати;

    6.Изображение в Китае на резанном шёлке называется:

    7.Одним из любимых сюжетов японских художников является:

    3. Фудзияма.

    8. Культура каменного века в Японии, когда она развивалась внутри самих общин –это:

    9.При каком царе буддизм стал в Индии государственной религией:

    1.при Ашоке;

    2.при Гаутаме;

    3.при Тамерлане.

    10.Главным архитектурным памятником в Китае является:

    2.реликварии;

    11. Пейзажная живопись Китая «шань- шуй» означает:

    1.птицы-горы;

    2.птицы-рыбы;

    3.горы-воды.

    12. Чтобы попасть в мусульманский рай надо пройти по мосту святого:

    1.Михаила;

    2.Джабраила;

    Древний Восток является родиной первых цивилизаций. Можно с уверенностью сказать, что история человечества начи­нается на Востоке. Именно здесь в результате неолитической ре­волюции произошел переход к оседлому образу жизни и возник­ли предпосылки для образования первых городских цивилизаций.

    Четыре очага культуры Древнего Востока являлись центрами притяжения, втягивающими в орбиту своего культурного влия­ния соседние территории. Так, Шумер и Египет оказали влияние на развитие всей ближневосточной общности и стран Средизем­номорья. Индия, подарившая миру первую по времени мировую религию - буддизм, являлась экспортером философской мысли на все окрестные территории. Китай стал центром дальневосточ­ной цивилизации, оказав решающее влияние на развитие Кореи, Вьетнама и Японии.

    Что объединяет первые четыре центра мировой культуры, ко­торые возникают на весьма обширной территории примерно в одно время и независимо друг от друга? Во-первых, Шумер, Еги­пет, Индия и Китай - это речные цивилизации, то есть важную роль в их становлении сыграли великие реки (Тигр и Евфрат, Нил, Инд и Ганг, а также Хуанхэ) и их плодородные долины. Од­нако реки не только предоставляли благоприятные климатиче­ские условия, способствовавшие развитию земледелия, они таи­ли в себе немалые опасности (разливы, изменения русла и т. д.), ставя человека перед вызовом великой водной стихии.

    Действительно, для успешного существования в подобных условиях общество вынуждено было не только сплотиться, но и подчиниться единому руководству, в результате чего возникают первые протогосударственные и государственные структуры.

    Именно при осуществлении жесткой центральной власти появились возможности крупного строительства, прежде всего ирригационных сооружений, плотин и дамб. Кроме того, в ре­зультате создания властных структур с системой принуждения

    5. Культура во времени


    Культура Древнего Востока


    стало развиваться монументальное строительство (дворцы, хра­мы, ритуальные погребальные сооружения), что привело к воз­никновению укрепленных городов и феномену урбанизации. Этот момент можно считать началом отсчета существования ци­вилизации.

    Итак, первые культуры можно охарактеризовать как город­ские речные культуры. Следующей важной чертой цивилизаций Древнего Востока является возникновение в этом регионе пись­менности. Именно письменные источники наряду с археологи­ческим материалом предоставляют исследователям сведения о жизни первых цивилизаций, об их религиозных и мифологиче­ских представлениях и особенностях экономической, политиче­ской и социальной жизни. Клинопись Междуречья и египетские иероглифы расшифрованы благодаря найденным билингвам, то есть переводам древних текстов на известный ученым язык, а вот письменность древнеиндийской цивилизации пока представ­ляет собой загадку.

    Обратимся к конкретному историческому материалу для описания выделенных выше культурных особенностей Древнего Востока.

    Китай. Благоприятные природные и климатические условия долины реки Хуанхэ способствовали тому, что уже в третьем ты­сячелетии до н. э. здесь начинает развиваться «речная» культура, основанная на ирригационном земледелии.

    Первой открытой неолитической общностью Китая стала культура Яншао в бассейне среднего течения Хуанхэ. Она полу­чила свое название от расположенной неподалеку от места пер­вых находок деревни в провинции Хэнань. Основной археологи­ческий материал этой культуры составляют керамические сосуды (расписные и монохромные), среди которых можно выделить как повседневную утварь, так и сосуды ритуального характера. Керамика Яншао поражает многообразием форм, узоров и орна­ментов.

    Вторая неолитическая культура Китая - Луншань - также относится к третьему тысячелетию до н. э. Она зародилась в провинции Шандунь, но потом распространилась на более ши­рокую территорию, в том числе и в долину Хуанхэ, где произош­ло ее наложение на более раннюю культуру Яншао.

    Археологические находки говорят о том, что именно Лун­шань создала предпосылки для формирования китайской госу­дарственности. Именно здесь, помимо уже знакомой нам кера­мики, обнаруживаются лопаточные кости различных животных,


    которые использовались для гадания. Они сыграют важную роль в истории следующего периода, известного под названием Шан-Инь.

    Следует упомянуть об одной чрезвычайно важной особенно­сти китайской цивилизации - о ее удивительной преемственно­сти культурных традиций. Несмотря на смену эпох и династий, основные цивилизационные ориентиры заимствовались из по­коления в поколение. Этим объясняется устойчивость и тради­ционность китайского общества.

    Кроме того, Китаю свойственна тщательная фиксация проис­ходящих событий в письменных источниках. У китайской лето­писи есть точное время начала - это правление пяти совершен-номудрых императоров, относящееся также к третьему тысячеле­тию до н. э. И хотя реальность этого периода китайской истории не подтверждена археологическим материалом, его изучение ста­вит перед исследователями важную проблему соотнесения исто­рической действительности с летописной историей Китая.

    Дело в том, что первых императоров сменяет, согласно лето­писи, династия Ся, до недавнего времени тоже относившаяся к области мифологии. Однако раскопки общности Эрлитоу вызва­ли ряд споров среди ученых, так как данная культура по ряду ха­рактеристик совпадает с описанием династии Ся.

    Конечно, речь не идет об их отождествлении, Эрлитоу счита­ют все же переходным звеном между неолитическими культура­ми и древними государствами, но это заставляет отнестись более внимательно к мифам Китая, которые действительно дают много ценной информации для реконструкции древнейших событий.

    Например, в мифологии Китая можно обнаружить любопыт­ный сюжет о «владыках сторон света». Он связан с представле­нием о мире как строгой схеме, где пространство состоит из центра и четырех сторон. Подобная пятичленная модель харак­терна для мировоззрения китайцев, в нее укладываются самые разнообразные характеристики. Например, со сторонами света были связаны пять элементов (дерево, огонь, металл, вода и зем­ля), пять цветов (желтый, зеленый, красный, белый, черный) и т. д. По легенде «владыка центра» Хуан-ди обложил данью все остальные земли, однако «владыка юга» отказался ему подчи­ниться. Тогда Хуан-ди собрал огромное войско и отправился с карательной экспедицией на юг. Битва была долгой, обе сторо­ны использовали тактические и магические уловки, однако по­беда осталась за «владыкой центра». Если попытаться дешифро­вать этот миф, то можно увидеть в нем процесс объединения



    5. Культура во времени


    Культура Древнего Востока

    ряда земель под властью самого сильного правителя, который мог проходить как мирным, так и военным путем. Так миф ста­новится источником информации о снаряжении армии, технике ведения боя, роли военных советников и т. д.

    Первым историческим государственным образованием на территории Китая считается династия Шан-Инь (Шан - это са­моназвание народности, а Инь - название столицы государства. Эти термины зачастую используются как синонимы). Интерес­но, что изначально эта династия тоже считалась легендарной, но археологические открытия позволили ей получить статус родо­начальницы китайской цивилизации.

    В мифах есть сюжет о том, как последний император Ся был свергнут правителем Инь. Могущество некогда сильного клана Ся клонилось к закату, правители все меньше интересовались го­сударственными делами, предпочитая проводить досуг в празд­ных развлечениях. Последний правитель Цзе-ван особенно в этом преуспел, народ ненавидел его, страдая от последствий его безрассудства.

    На востоке меж тем поднималось новое государство - Шан, правитель которого, Тан-ван, сочувствовал подданным Цзе-вана. После ряда небесных знамений правитель Шан повел войско на столицу Ся. Не без божественной помощи и благодаря поддерж­ке жителей ему удалось одержать победу и свергнуть жестокого Цзе-вана.

    Но помимо легенд история Шанского государства представ­лена рядом археологических данных. В начале XX в. был раско­пан дворец правителя Шан близ Аньяна. Он представлял собой прямоугольное здание весьма внушительных размеров (30 м в длину и 9 м в ширину), построенное на искусственной земляной платформе. Кроме того, были обнаружены храмовые постройки, гробницы, дома и даже мощеные дороги.

    Но самыми интересными находками стали гадательные кос­ти, которые ничем не отличались бы от найденных ранее в куль­туре Луныиань, если бы не надписи, которые являются древней­шими образцами китайской письменности. Сама техника гада­ния основывалась на предсказании будущих событий по рисунку трещин, которые образовывались на ровной поверхности кости в результате ее нагрева на огне. Надпись, как правило, представ­ляла собой вопрос и содержание полученного предсказания, кроме того, могли указываться дата гадания, имена проводив­ших его людей и даже последующие события, что представляет собой богатейший материал для исследований.


    Начиная с династии Шан история реконструируется не толь­ко по археологическим находкам, но и по письменным источни­кам. Письменность китайской цивилизации уникальна, потому что она развивалась постепенно на протяжении тысячелетий, пройдя путь эволюции от пиктограмм и идеограмм гадательных костей до современной иероглифики. Мы вновь видим подтвер­ждение удивительной традиционности китайского общества, ко­торое развивало свою письменность на протяжении тысячеле­тий, не подвергая ее радикальной трансформации. От надписей на костях перешли к записи иероглифов на бамбуковых дощеч­ках, затем появились первые шелковые книги, и наконец во II в. до н. э. была изобретена бумага, однако иероглифика за эти годы так и не превратилась в алфавитное письмо. Для сравне­ния, иероглифы Египта остались достоянием раннего этапа ци­вилизации, уступив со временем место более практичной бук­венной системе.

    Чем еще можно охарактеризовать культуру Шан-Инь? Во-первых, в этот период осуществился переход к бронзолитей-ному производству, что позволило усовершенствовать орудия труда и сделать земледелие более эффективным. Во-вторых, фор­мируется государственность, возводятся укрепленные города, ко­торые отличаются от неолитических поселений. Во главе города стоит правитель - ван, который выполняет несколько важных функций: помимо основной военной функции в его руках сосре­доточен контроль над отправлением жертвоприношений и осу­ществлением гаданий, он же является организатором крупного производства и строительства (в том числе градостроительства), кроме того, он является гарантом благосостояния народа, так как отвечает за запас продовольствия на случай неурожая или засухи.

    В-третьих, формируются религиозные представления китай­цев, которые выражались в обожествлении сил природы. Осо­бенно почиталось ебо, которое считалось верховным божеством. Также продолжает развиваться культ предков, зародившийся еще в неолитическую эпоху. С ним был связан и ритуал погребе­ния - согласно ему в могилу клали разнообразные предметы, которые могли понадобиться умершему в загробной жизни.

    Раскопки гробниц в Аньяне позволяют сделать вывод о су­щественном имущественном расслоении общества этого перио­да. В захоронениях богатых людей и правящей верхушки обнару­живаются бронзовые и керамические изделия тонкой обработки, а также останки людей и животных, которые должны были со­провождать умершего; стены гробницы зачастую покрывались



    5. Культура во времени


    Культура Древнего Востока


    резьбой или росписью, тогда как в более простых захоронениях помещалась лишь грубая глиняная утварь.

    Могущество Шанского государства со временем угасло, чем не замедлили воспользоваться соседние племена. Кочевой народ чжоу располагался вдоль западных границ государства Инь. По­степенно кочевники перешли к оседлому образу жизни и даже успешно заимствовали многие достижения культуры соседей. В мифологии покорение чжоусцами территории Шан также рас­сматривается как результат упадка центральной власти, которая сосредоточилась в руках честолюбивого, жестокого и жадного вана, свергнутого в итоге более достойным представителем ди­настии Чжоу.

    Однако центральная власть быстро приходит в упадок. В VII-V вв. до н. э. на территории Китая существовало порядка 200 царств, которые представляли в большинстве своем неболь­шие города-государства. Все они обладали определенной автоно­мией, хотя и признавали власть верховного вана.

    Именно в это время получает распространение концепция са­кральной верховной власти, согласно которой ван признавался «сыном Неба», его земным воплощением. Божественное проис­хождение власти вана было дополнено учением о «воле Неба» (тянь-мин), согласно которому Небо даровало власть только дос­тойному человеку; соответственно, при потере важных для прави­теля качеств таковой мандат на власть мог быть утрачен. Именно с этой позиции объяснялись смены династий в китайской исто­рии. Если одна династия приходит в упадок, более достойная по­лучает моральное право и благословение Неба на ее свержение.

    Сакральная концепция власти появилась именно в тот пери­од истории, когда реальной военной власти уже не хватало для того, чтобы удержать под контролем огромную территорию ки­тайского государства. Необходимо было дать новое обоснование полномочий правителя на основе разделяемых всеми верований в высшую реальность.

    Концепция «сына Неба» разрабатывалась параллельно с еще одним важным представлением китайцев о себе. Все царства считали себя «срединными», находящимися в центре Вселенной, а значит, обладающими превосходством над варварами, зани­мающими периферию мира. Действительно, если небо для ки­тайцев имело форму круга, а земля - квадрата, то при проекции одного на другое получается некая центральная область, середи­на, освященная милостью Неба, и четыре угла, на которые бо­жественная защита не распространяется. Формируется и этниче-


    ское самосознание китайцев, также основанное на чувстве куль­турного превосходства над окружающими их «варварами четырех сторон света».

    Связующим звеном между народами разных царств служила единая письменность, которая помогала взаимопониманию ки­тайцев при разнообразии диалектов. Грамотность была призна­ком образованности и фактически открывала дорогу в жизнь любому члену общества, освоившему ее. Действительно, попасть на государственную службу можно было только после успешного прохождения ряда экзаменов. Однако, несмотря на кажущуюся достижимость, социальная мобильность не была развита, так как обучение грамоте стоило недешево и отделяло бедняков от пре­стижной государственной карьеры «стеной иероглифов».

    Однако самые важные события этой эпохи происходили в культурной сфере. Именно во время наибольшей политической раздробленности расцветает философская и научная мысль, не стесненная жесткими рамками центральной власти. Считалось, что в Китае периода Чжаньго соперничали 100 школ, они прово­дили публичные диспуты, обменивались взглядами, в разнообра­зии которых не наблюдалось недостатка.

    Наиболее важные школы этого времени, оказавшие влияние на всю последующую китайскую философию, - это конфуциан­ство, даосизм, моизм и легизм.

    Конфуцианство возникло на рубеже VI-V вв. до н. э. Его ос­новоположником считается учитель Кун, или Конфуций в ла­тинской транскрипции. Основные представления древнего кон­фуцианства впоследствии претерпели значительные изменения, породив реформированное конфуцианство, которое было специ­ально приспособлено для нужд государственной системы.

    В центре внимания самого Конфуция лежало учение об идеале личности - «благородном муже», который обладает пя­тью добродетелями (дэ): жэнъ (гуманность), ли (благопристой­ность, выполнение надлежащих обрядов), и (справедливость), чжи (мудрость), син (верность).

    Ранняя система конфуцианства выступает больше в этиче­ском, чем политическом ключе, хотя принятая от раннечжоу-ской эпохи концепция тянь-мин (воли Неба) получает у Конфу­ция свое развитие.

    Если у правителя Поднебесной отсутствует одно или несколь­ко из вышеперечисленных качеств, он теряет право на верховную власть, то есть «волей Неба» может быть оправдан государствен­ный переворот. Однако это крайние меры, а добродетельный пра-



    5. Культура во времени


    Культура Древнего Востока


    витель, наоборот, заслуживает сыновней почтительности со сто­роны своих подданных, так как в рамках представления о Подне­бесной как одной большой семье он приходится отцом всем жителям государства.

    Суть концепции сяо (сыновней почтительности) сводится к следующему: младшие должны беспрекословно подчиняться старшим, заботиться о них в старости и почитать после смерти посредством жертвоприношений.

    Кроме того, в учении Конфуция постоянно звучит носталь­гия по ушедшему «золотому веку», он не без грусти вспоминает времена, когда правители были мудры (его идеал - это эпоха правления пяти совершенномудрых императоров), чиновники бескорыстны, а народ благоденствовал. Для восстановления ут­раченного порядка Конфуций предлагал провести «исправление имен» (чжэн мин), под которым понималась расстановка всех людей по местам в строго иерархическом порядке, что вырази­лось в формуле: «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, чинов­ник - чиновником, а государь - государем». То есть каждый об­ладает своими обязанностями, соответствующими занимаемой в социальной иерархии позиции.

    Памятники конфуцианской литературы представляют осо­бый интерес. В «Пятиканоние» (У цзин) включают:

    1. «Летопись Чуньцю», в которой кратко зафиксированы со­бытия VIII-V вв. до н. э., происходившие в раздробленном на мелкие царства государстве Чжоу. Конфуцию приписывают ре­дактирование летописи и частичный комментарий.

    2. «Шу цзин» (Книга истории) - сборник мифов, легенд и исторических событий, которые описывают историю Китая с эпохи правления пяти совершенномудрых императоров до VIII в. до н. э. Традиция приписывает Конфуцию составление этого сборника из лично им отобранных материалов.

    3. «Ши цзин» (Книга песен) - первый литературно-поэтиче­ский сборник, в который вошли как образцы народного творче­ства, так и произведения придворных музыкантов.

    4. «Ли цзи» (Книга ритуалов) - описание норм поведения человека как в семье, так и на службе, представляющее из себя подробные предписания для каждой ситуации.

    5. «И цзин» (Книга перемен) - один из самых удивительных памятников древнекитайской литературы. В его основе лежат 64 гадательные гексаграммы - это особые графические символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух ви­дов - целой и прерванной - во всех возможных сочетаниях. Мы


    помним, что важные вопросы решались с помощью гадания в Ки­тае со времен неолитической древности, система гадания И цзин до сих пор занимает важное место в культуре китайского общества.

    Еще одним важным памятником конфуцианской школы яв­ляется сборник «Лунь юй», в который вошли мысли и афоризмы самого Конфуция, бережно собранные его учениками после смерти учителя.

    В крайней оппозиции к конфуцианству находился даосизм. История его возникновения возводится к двум трактатам - «Дао де цзин» (Канон Пути и Добродетели) и «Чжуан-цзы», которые содержат в себе центральные теоретические понятия школы дао.

    Первый приписывают легендарному мудрецу Лао-цзы. Одна­ко ученые до сих пор не сошлись во мнении, был ли Лао-цзы реальным историческим лицом или нет, жил ли он во времена Конфуция или значительно позже и, наконец, принадлежит ли авторство «Дао де цзин» одному человеку или этот трактат - ре­зультат компиляции нескольких самостоятельных текстов.

    Основная категория даосизма, получившая подробное описа­ние в трактате «Дао де цзин», - дао (Путь), которое понимается двояко. С одной стороны, оно бездеятельное, пребывает в покое и недоступно восприятию, с другой - оно всепроникающее, дей­ствующее и изменяющееся вместе с миром, то есть в нем заложе­ны принципы трансцендентности и имманентности. Дао прича-стно к творению мира, так как именно из него возникает едини­ца, порождающая, в свою очередь, двойственность инь и ян и все дуальные противоположности, из которых создается все много­образие вещей.

    Социальным идеалом даосизма был возврат к естественному первобытному состоянию. Конфуций тоже мечтал о возврате к «золотому веку», но он имел в виду время правления пяти совер­шенномудрых императоров, которые обладали необходимыми добродетелями, у даосов же под «золотым веком» подразумевает­ся догосударственное состояние общества, когда не было иму­щественного социального расслоения, не было власти (которая ассоциируется у даосов в основном с поборами подданных и жестокими войнами, поэтому осуждается, тогда как у Конфуция император - гарант благоденствия общества, отец всего народа).

    Важнейшая концепция даосизма - теория недеяния (у-вэй), или отказ от любой целенаправленной деятельности как проти­воречащей естественному течению Дао. Действия должны совер­шаться спонтанно, без лишних рассуждений и мотиваций, кото­рые являются серьезным препятствием на пути к гармонии.



    5. Культура во времени


    Культура Древнего Востока


    Даосы выступали против обожествления неба, считая его лишь частью природы, отвергали культ предков и другие религи­озные культы, в том числе жертвоприношения.

    Второй трактат - «Чжуан-цзы» - приписывается философу Чжуан Цзы, достоверных сведений о жизни которого практиче­ски не сохранилось. В центре его внимания разработка концеп­ции дао, которое он понимает как основу мира, источник всех вещей, постоянно меняющихся в круговороте мироздания. Его философские идеи изложены в виде занимательных притч и диа­логов, в которых участвуют как реальные исторические лично­сти, так и мифические персонажи и фантастические существа.

    Еще одной школой, решительно выступавшей против конфу­цианцев в период Чжаньго, были моисты. Взгляды основателя этой школы, Мо Ди, изложены в одноименном трактате. Основ­ная ориентация моистов - практическая польза. Главный те­зис - потенциальное равенство всех жителей Поднебесной. Они признавали «волю Неба», но считали ее познаваемой, а значит, судьба человека не предопределена и зависит от него самого. Школа моистов была весьма популярна, так как отражала инте­ресы низших слоев общества и была настроена на борьбу с пра­вящей потомственной аристократией и поддерживающими ее конфуцианцами. Моисты выдвинули идею всеобъемлющей «объ­единяющей любви», которая распространялась бы не только на близких людей, - именно такая любовь несет в себе не личную выгоду, а взаимную выгоду всех членов коллектива.

    Против конфуцианцев выступала и еще одна школа, зародив­шаяся в рассматриваемую эпоху, - это школа легистов, или сто­ронников закона. Легисты выдвинули теорию сильного деспоти­ческого государства, основанного на едином писаном законе фа (отсюда и самоназвание школы фа-цзя). Согласно этой концеп­ции единственным творцом закона является государь, власть ко­торого никем не ограничена, поэтому легисты выступали против потомственной аристократии, что сближает их с монетами.

    В середине IV в. до н. э. идеи легистов оказались востребова­ны в царстве Цинь, которое было на тот момент одним из пре­тендентов на гегемонию в регионе. Министр Шан Ян, который являлся одним из основоположников и теоретиков легизма, ре­шил воплотить его принципы в ряде реформ, направленных пре­жде всего на укрепление центральной власти и ограничение прав потомственной знати.

    Было введено единое законодательство и судопроизводство. Все наследственные титулы были отменены, отныне ранг можно


    было получить только благодаря личным заслугам, прежде всего военным. Именно эти реформы позволяют царству Цинь опере­дить в своем развитии соперников и повести удачные захватни­ческие войны, направленные на объединение политически раз­розненных территорий в единую империю.

    В 238 г. до н. э. на циньский престол взошел молодой прави­тель Ин Чжэн. Его главной задачей было разбить собравшуюся против царства Цинь коалицию из шести крупных царств. В 221 г. он завоевал последнее независимое царство Ци и при­нял титул Хуан-ди (император), положив начало новой династии в теперь уже имперской истории Китая.

    Первой империи, созданной военным путем, не удалось про­существовать долго. Однако Цинь Шихуанди (Первый император Цинь) благодаря активной военной политике определил контуры будущей более прочной империи Хань. Помимо объединения «срединных царств», император выступил в поход в северном на­правлении, имея задачу разбить племена еюнну (гуннов), которые постоянно учиняли набеги на территорию Китая. Нанеся кочев­никам решительное поражение и оттеснив их за Хуанхэ, монарх приказал возвести стену, которая защищала бы Поднебесную от варваров.

    Так началось строительство Великой Китайской стены - крупнейшего памятника архитектуры Китая. Ее строительство и укрепление велось на протяжении столетий. При постройке уча­стков стены использовался различный материал, на раннем этапе применяли в основном утрамбованный лесс с камышом и пес­ком, обмазанный глиной, позже стена была облицована серым камнем. Средняя высота Великой Китайской стены составляет 5-10 м, верхняя ее часть образована рядом зубцов с отверстиями для бойниц, через каждые 100-150 м располагались сторожевые башни с сигнальной системой оповещения о приближающейся опасности.

    После активной завоевательной политики Цинь Шихуанди жизнь имперского Китая вошла в мирное русло. Открытие за­падного мира для Поднебесной произошло благодаря китайско­му дипломату и путешественнику Чжан Цзяну, который получил задание найти военных союзников против сунну, но попал в плен, а после освобождения отправился путешествовать по Средней Азии. Оказалось, что к западу от Срединной империи существуют развитые государства, торговля с которыми может оказаться весьма прибыльной. Основным направлением внеш-



    5. Культура во времени


    Культура Древнего Востока


    ней политики Китая отныне стало стремление контролировать торговые пути для успешного взаимодействия с соседями.

    Торговая дорога на Запад получила название «Великий Шел­ковый путь». Он шел из ханьской столицы Чаньань на северо-за­пад по территории провинции Ганьсу до Дуньхуана, далее через Кашгар в Фергану и Бактрию, откуда путь расходился: одно на­правление вело в Индию, другое - через Парфию к странам Сре­диземноморья.

    Главной статьей ханьского экспорта был шелк, который це­нился на Западе буквально на вес золота. Изобретение шелко­водства в Китае приписывается супруге Желтого императора - мифологического основателя государства, который был первым из пяти совершенномудрых императоров. Согласно данным ар­хеологических раскопок эта отрасль производства появилась уже в неолитическую эпоху. Технология производства шелка долгое время держалась в строжайшем секрете. Китай обладал монополией на разведение гусениц бабочки тутового шелкопря­да до VI в., когда два монаха вывезли обманным путем в полых посохах несколько личинок и доставили их ко двору византий­ского императора Юстиниана.

    Помимо шелка торговые караваны везли из Китая железо, се­ребро, предметы ремесла и лаковые изделия. История лакового производства в Китае также уходит своими корнями в эпоху не­олита. Уже тогда было замечено уникальное свойство лака прида­вать изделиям прочность и устойчивость к высокой температуре. Сок лакового дерева использовался в производстве самых различ­ных изделий: от бытовой и ритуальной утвари до боевого снаря­жения. Цветной лак, получаемый с помощью добавления в него красителей, применялся в различных техниках росписи и инкру­стации.

    Индия. Древняя цивилизация Индии зародилась в долине реки Инд, аллювиальные почвы которой отличались плодородием. Эта территория словно отделена от внешнего мира самой большой горной системой - Гималаями, однако эта преграда не является непреодолимой. С северо-востока на индийские земли издревле проникали завоеватели и поселенцы, здесь проходили торговые пути, а также распространялось культурное влияние других регио­нов. И наконец, именно этим путем в Индию вторглись кочевые племена индоариев, религия которых определила контуры круп­нейшей в Южной Азии ранней цивилизации на долгие годы.

    В середине третьего тысячелетия до н. э. на плодородной равнине Пенджаба (Пятиречье - район, где протекают пять


    крупнейших притоков реки Инд, сейчас находится на террито­рии Пакистана) возникла городская культура, знакомая с полив­ным земледелием (хараппская культура, по названию одного из крупнейших раскопанных центров). Открыта археологами она была довольно поздно (в 20-х годах XX в.).

    Цивилизация долины Инда была признана самостоятельной и автохтонной. Хронологические рамки ее определяются 2300-1700 гг. до н. э. Археологи изучают многочисленные цен­тры этой культуры, крупнейшими и наиболее исследованными из которых являются города Хараппа и Мохенджо-Даро. Особый интерес представляет город Лотхал на южной границе харапп-ской культуры, который имел выход к Аравийскому морю и, ве­роятно, был крупным морским портом того времени.

    Самыми интересными находками индской цивилизации яв­ляются искусно выполненные резные печати, которые, скорее всего, являлись символами собственности, а также могли ис­пользоваться в качестве амулетов.

    По изображениям на этих печатях можно сделать некоторые выводы о религиозных концепциях представителей этой культу­ры. В частности, можно говорить о культе богини-матери, кото­рый был связан с обожествлением деревьев, а также о мужском божестве, изображавшемся в виде быка, оттиски которого обна­руживаются на многих образцах.

    Сказать что-либо более конкретное о ранних культах слож­но, так как письменность, которая уже была известна в эту эпо­ху, до сих пор остается нерасшифрованной.

    На многих из найденных печатей имеются короткие надпи­си - не более 20 знаков. Попытки сопоставить данную систему письма с шумерской не увенчались успехом, поэтому письмен­ность индских печатей остается одной из главных загадок ха-раппской цивилизации.

    Раскопки городов позволяют судить об уровне материальной культуры этого времени. Города были построены по единому плану. В западной части располагалась цитадель, которая пред­ставляла собой искусственную земляную площадку, обнесенную стеной. В цитадели размещались общественные строения. Ниже располагался сам город. Главные улицы пересекаются под пря­мым углом, деля город на ровные прямоугольники, - это гово­рит о том, что строительство велось по заранее намеченному плану. Жилые дома выходили на улицы глухими фасадами, а большую внутреннюю часть дома занимал двор. В городе была система канализации и водопровод. Из крупных построек дан-



    5. Культура во времени


    Культура Древнего Востока


    ной эпохи можно отметить дворец или зал для собраний в Мо-хенджо-Даро, купальню, которая имела, скорее всего, ритуаль­ное назначение, и хлебные амбары.

    Строительство из камня в Индии долгое время не велось. Оно началось только во время правления царя Ашоки из дина­стии Маурьев. До этого строили из обожженного кирпича или просто из глины. Позже получили распространение деревянные постройки.

    К концу XVIII в. до н. э. хараппская культура перестала суще­ствовать. Можно точно сказать, что она погибла не в результате внезапной катастрофы (хотя сначала была выдвинута версия, что она была уничтожена нашествием индоариев, но данные события не совпадают по времени). Она постепенно приходила в упадок, происходила ее варваризация и ветшание.

    Спустя несколько столетий на территорию Индии из Афга­нистана через район Пенджаба начинают проникать арийские племена, осевшие в итоге в долине второй крупной реки - Ган­га. Процесс заселения Индии пришлыми народами шел волнами и длился века.

    Основным источником для изучения этого периода являются Веды - древнейший памятник религиозной литературы Индии. Из текстов Вед, составленных жрецами и содержащих жертвен­ные формулы и гимны, можно получить сведения об образе жизни арийских племен. Эти тексты, прежде чем были записа­ны, долгое время передавались в устной традиции из поколения в поколение.

    Всего известно четыре Веды. Первая и самая ранняя - Риг-веда - содержит хвалебные гимны в честь богов. Самаведа - это сборник ритуальных песнопений, в основном повторяющий тематику Ригведы. Яджурведа - это Веда жертвенных формул. Атхарваведа - самая поздняя из Вед.

    Деление Вед неслучайно, оно соответствует разделению жре­ческих функций во время ритуала жертвоприношения. В момент обряда знаток Ригведы призывал божество, произнося посвя­щенные ему гимны, знаток Самаведы сопровождал обряд песно­пениями, знаток Яджурведы сопровождал его формулами и за­клинаниями.

    В наиболее древней части литературного корпуса - Ригве-де - упоминается в основном район Пенджаба, название реки Ганг практически не встречается. Вероятно, во времена сложе­ния Ригведы кочевники еще не достигли долины Ганга и не пе­решли к оседлости.


    Уже в раннем ведийском периоде существовало деление об­щества на определенные группы, что было связано не только с имущественным расслоением, но в первую очередь со статусом члена той или иной группы. Однако окончательное оформление жесткая варновая система получила в поздний ведический пери­од, после перехода ариев к оседлому образу жизни.

    Наверху иерархии находились жрецы, или брахманы, кото­рые отвечали за сохранность культурных традиций и проведение обрядов. Они обладали немалой реальной властью, поскольку арийское общество было проникнуто религиозностью.

    Второй влиятельной и престижной варной считались кшат­рии, или цари-военачальники. Это претенденты на верховную власть, которая, однако, еще не была прочной. Власть в общине могла быть выборной, то есть кшатрий не мог передать ее по на­следству или же его власть ограничивалась собранием старей­шин, которые принимали участие в решении всех важных вопро­сов. Привилегией варны кшатриев был сбор с общинников нало­га-ренты, который постепенно превращался из добровольного пожертвования в обязательный взнос. При переходе к оседлому образу жизни кшатрий получал право распределения земли.

    Варна вайшьев, или земледельцев, включала в себя всех ос­тальных членов арийской общности. Считается, что именно вай­шьи были основной производящей силой, однако положение их было привилегированным по рождению. Дело в том, что в пер­вые три варны входили непосредственно арийцы, чей высокий статус подтверждался проведением обряда инициации, то есть каждый человек в детстве получал посвящение внутри своей вар­ны, после чего он имел право обучиться профессии и стать домо­хозяином. Прошедшего такой обряд именовали дваждырожден-ным в противовес четвертому слою индийского общества, кото­рый назывался варной шудр.

    Не стоит думать, что шудры имели самое низкое социальное положение. Они действительно происходили из местных пле­мен, так что отличались от арийцев даже по виду, однако они добровольно подчинились завоевателям, а потому были включе­ны в систему социального деления, что уже было немало. Те же племена, которые были завоеваны силой, никакого статуса в об­ществе не имели, поэтому находились на положении рабов.

    Постепенно с развитием общества происходит сближение варны вайшьев и шудр, причиной которого была как утрата арийских привилегий вайшьями, все больше превращавшимися в обычных крестьян и ремесленников, так и повышение статуса



    5. Культура во времени


    Культура Древнего Востока


    шудр, уже ассимилировавшихся настолько, что их происхожде­ние не ставилось им в вину.

    Интересно, что подобное социальное деление никогда не вы­зывало бунта или недовольства в индийском обществе, в отличие от соседнего Китая, который время от времени потрясали кре­стьянские волнения. Стабильность варновой системы обеспечи­вал закон кармы, который был сформулирован в начале первого тысячелетия до н. э. Согласно представлениям индийцев о за­гробной жизни со смертью человека его существование не пре­кращалось и через определенное время он возвращался в мир в новых условиях. Это получило название круга сансары, или бес­конечной череды воплощений каждого индивидуума. Причем пе­реродиться можно было не только в человеческое существо, но и в демона, насекомое, а в лучшем случае - в божество.

    От чего зависело подобное перевоплощение? От самого че­ловека, точнее, от суммы добрых и злых дел, которые он совер­шил в прошлой жизни (именно это и называется кармой). Закон кармы безличный, его нельзя обойти или нарушить, даже с по­мощью какого-либо персонифицированного божества, поэтому только от человека зависит его будущее благополучие. Но этот закон имеет и другое важное следствие, согласно которому низ­кое социальное положение в настоящей жизни является виной самого человека, а значит, бунты против верховной власти не только не изменят ситуацию, но и отяготят человека новым кар­мическим негативом. Поэтому все, что оставалось представите­лям низших слоев индийского общества, - следовать по своему пути, пытаясь улучшить свое положение хотя бы в следующей жизни.

    Религиозные представления со временем претерпевали опре­деленные изменения. Обильные жертвоприношения божествам, характеризовавшиеся количественным фактором (чем больше жертва, тем больше милость и помощь со стороны божества), за­меняются ритуальными подношениями, на первый план выхо­дит магия и символические отношения с небожителями. Успеш­ное осуществление магической деятельности напрямую зависит от святости брахмана, совершающего ритуал. А святость можно обрести через подвижничество и аскезу. Возникает новый иде­ал - отшельник, удалившийся от мира для снискания благодати божеств через совершение религиозных подвигов.

    Постепенно сами тексты древней Веды становятся все более сложными для понимания брахманов, поэтому возникает ком­ментаторская традиция, в результате которой в 800-600 гг.


    до н. э. сложился комментаторский корпус к Ведам, получивший название «Брахманы». Вслед за этим были составлены Араньяки (Лесные книги), в которых содержались руководства для лесных отшельников. Именно эти тексты стали источником литературы Упанишад - первых философских текстов Древней Индии. Са­мые ранние Упанишады принято относить к VIII-VII вв. до н. э., по разным источникам всего их насчитывается от 150 до 235.

    Поздний ведический период характеризуется строительством городов в долине Ганга, в это время образуются первые государст­венные образования, развиваются ремесло и торговля. Историче­ские события этого времени частично нашли отражение в народ­ных эпосах «Рамаяна» и «Махабхарата», где описываются процве­тающие царства и города, а также ожесточенные войны между ними.

    Нужно отметить, что для Древней Индии характерны рыхлые и слабые политические образования. Царства были достаточно неустойчивы, одна династия сменяла другую, да и территории часто переходили под контроль то одной, то другой воюющей стороны.

    Между тем в социальной сфере общества при отсутствии же­сткой центральной власти назревал кризис. Жрецы-брахманы все больше усложняли ритуал, плата за него становилась непомерной для многих членов общества, которые оказывались тем самым как бы выключенными из религиозной жизни. Ответом на по­добные противоречия стал буддизм - новая религия, возникшая на рубеже IV-V вв. до н. э.

    Основоположником буддизма является индийский царевич Сиддхартха Гаутама из рода Шакьев. Его отец был правителем небольшого царства Капилавасту (сейчас это территория Непала, недалеко от границы с Индией). Согласно легенде, матери буду­щего Будды царице Майе приснился вещий сон о том, как в ее лоно входит белый слон. Толкователи посчитали это признаком великого будущего для ее ребенка и предрекли ему две разные дороги: он мог стать мудрым правителем или великим учителем.

    Отец мальчика, царь Шуддходана, мечтал о блестящей поли­тической карьере для своего сына. Он решил изолировать царе­вича от всех горестей мира, которые могли натолкнуть его на пе­чальные размышления. Он окружил его самыми прекрасными вещами и людьми, и Сиддхартха до 29 лет жил в роскоши без за­бот и уныния.

    Однако планам Шуддходаны не суждено было сбыться, царе­вичу не терпелось узнать, что за жизнь идет за стенами прекрас-



    5. Культура во времени


    Культура Древнего Востока


    ного дворца. Выбравшись тайком в город, царевич повстречал человека, больного проказой, старика и наконец похоронную процессию. Удивленный невиданным зрелищем, он спросил сво­его возницу о причине страдания этих людей. Выяснилась, что никому на свете еще не удалось избежать подобной участи: все люди болеют, стареют и умирают. Сиддхартху такой ответ крайне опечалил, он решил попробовать отыскать истину о природе че­ловеческих страданий.

    Встреча с монахом помогла ему встать на путь, он покинул дворец и отправился путешествовать по Индии в поисках новых знаний. Преуспев в медитации и сосредоточении, он понял, что этот путь не дает освобождения от страданий. Тогда он решил предаться суровой аскезе, но и этот путь не привел к желаемому результату. Тогда царевич уселся под дерево бодхи, дав клятву, что не покинет это место, пока не постигнет причину страданий. 49 девять дней провел он под священной смоковницей, погру­зившись в глубокую медитацию, после чего на него снизошло просветление и он стал Буддой, или Пробужденным. Оставшую­ся часть жизни он провел в странствиях по Индии, проповедуя открывшуюся ему истину.

    В своей первой проповеди в Оленьем парке Сарнатха близ Бенареса Будда рассказал пяти ученикам о «четырех благород­ных истинах» и «восьмиступенчатом благородном пути», кото­рый позволяет достичь нирваны, избавившись тем самым от бес­конечного круга перерождений. Согласно первой благородной истине наша жизнь есть страдание, вторая истина говорит о том, что причиной страдания являются желания человека (будь то желания материальных благ, телесных наслаждений или духов­ного общения). Третья истина утверждает возможность устране­ния причины страдания, а четвертая указывает на путь освобож­дения, которому следовал сам Будда.

    Этот путь состоит из восьми ступеней, соответствующих ос­новным категориям буддийской морали:

    1. Правильные взгляды (они противоположны заблуждени­ям, порождающим страдания).

    2. Правильная решимость, которая должна помочь адепту от­казаться от мирских привязанностей, а также дурных мыслей и намерений.

    3. Правильная речь, которая не допускает произнесения лжи, клеветы или грубости.

    4. Правильное поведение - в это понятие входит следование принципу ахимсы, то есть непричинения вреда живым сущест-


    вам, отказ от дурных поступков и сострадание всему живому на земле.

    5. Правильная жизнь, которая предписывает пользоваться только честным источником дохода для поддержания своей жиз­недеятельности.

    6. Правильное усилие, которое нужно приложить для иско­ренения старых привычек, мешающих продвижению по пути.

    7. Правильное направление мысли, или состояние постоян­ной бдительности.

    8. Правильное сосредоточение - глубокая медитация, кото­рой можно достичь, лишь пройдя первые семь этапов пути.

    Буддизм получил распространение среди широких народных масс, кроме того, его поддерживали и в среде аристократии, ко­торая увидела в новом учении средство борьбы с брахманским жречеством. При царе Ашоке буддизм был объявлен государст­венной религией. Ашока - самый известный представитель ди­настии Маурьев, которой удалось объединить царства Северной Индии в единое государственное образование.

    Придя к власти в 272 г. до н. э., Ашока продолжил активную завоевательную политику своих предшественников, однако по­сле победы над небольшим царством Калинга, которое оказало отчаянное сопротивление его войскам, правитель раскаялся в том, что он стал причиной столь большого количества смертей, и обратился в буддизм, приняв принцип ахимсы. Он также отме­нил жертвоприношения животных, а традиционную охоту заме­нил паломничеством в святые буддийские места. Царь приказал установить по всему государству специальные колонны, на кото­рых были зафиксированы моральные нормы буддизма.

    Помимо укрепления положения буддизма со временем прав­ления Ашоки совпал расцвет архитектуры Индии, который был связан с использованием камня в строительстве. Одним из глав­ных видов буддийских культовых памятников были ступы. Они представляли собой реликварии и строились в местах, связанных с деятельностью Будды или его сподвижников. Ступа символи­зирует собой нирвану, ее полусферическую форму принято воз­водить к погребальным холмам, однако согласно легенде такая форма была подсказана самим учителем, который в ответ на во­прос учеников о форме захоронения перевернул на расстелен­ный плащ свою чашку для подаяния.

    Самым ранним и самым известным памятником является ступа в Санчи, постройку которой относят ко времени правле­ния Ашоки, хотя в последующие годы она была расширена и пе-



    5. Культура во времени


    Лнтпичная культура


    рестроена, а также обнесена каменной оградой с четырьмя воро­тами - торанами, ориентированными по сторонам света. Эти каменные ворота восходят к более ранним деревянным формам постройки, они сплошь покрыты резьбой, сюжетами для кото­рой стали как легенды о жизни Будды, так и жанровые сцены, изображающие быт простого народа.

    Буддийское искусство в Индии развивалось на протяжении столетий. Был разработан иконографический образ Будды, воз­никли школы скульптуры. Письменный буддийский канон Три-питака окончательно сложился к I в. до н. э. и был записан на Шри-Ланке. На рубеже веков буддизм вышел за пределы Индии и начал триумфальное шествие по соседним странам и регионам. Он распространился на обширной территории, найдя привер­женцев и в конфуцианском Китае, из которого в уже несколько переработанном виде попал в Корею и Японию, и в Средней Азии, и в горном Тибете, и в странах Юго-Восточной Азии.