Анализ рассказа "После бала" Толстого Л.Н. Основные события рассказа начинаются ранним утром, после бала После бала где происходит действие

Основные события рассказа начинаются ранним утром, после бала. Обратите внимание, как меняются цвета, звуки, чувства в этой части. Некоторые исследователи обращают внимание и на естественный свет раннего утра, противопоставленный искусственному освещению бала. Вместо дам в бриллиантах героя окружают ломовые с дровами на санях, покрытые рогожками извозчики, кузнец в засаленном полушубке и фартуке. В ушах Ивана Васильевича все еще звучит прелестная музыка мазурки, которая, как ему показалось сначала, продолжается и на улице, но прислушавшись, до него доносится «какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка». Белые одежды дам на балу сменяются черными мундирами солдат, собравшихся на улице. И только отец Вареньки был все так же румян, строен и все в тех же домодельных сапогах четко вышагивал рядом с наказуемым и следил, чтобы солдаты опускали палки на спину татарина с соответствующей силой и не «мазали».

Слайд 8 из презентации «После бала» к урокам литературы на тему «После бала»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке литературы, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «После бала.ppt» можно в zip-архиве размером 1404 КБ.

Скачать презентацию

После бала

«Л.Н.Толстой русский писатель» - 1844 - 1847г. СОФЬЯ АНДРЕЕВНА БЕРС В 1862 году Л. Толстой женился на дочери врача. Детство. Л. Толстой « Исповедь». Декабрь 1874 года. Наконец сегодня я получил приказ отправиться к своей батарее, я фейерверкер 4-го класса. Это… не человек, а ЧЕЛОВЕЧИЩЕ, ЮПИТЕР. В 1851 году Л.Толстой уехал на Кавказ и поступил добровольцем в артиллерию.

«Кутузов и Наполеон» - Образ Наполеона. В изображении Толстого Кутузов - живое лицо. Большое место в романе “Война и мир” занимают образы Кутузова и Наполеона. Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Кому принадлежит победа в войне 1812 года? Какова роль командующих в боевых действиях? Нестеров Андрей.

«Жилин и Костылин» - И не знает, как выбраться. А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Чеченцы начали вынимать ружья из чехлов и разделились на две партии. Офицерская честь – Если в связке с тобой человек. И одна снеговая гора выше других шапкой стоит. Тихо, светло по горам, как вымерло все. Колесо вертится, а куколки прыгают.

«Урок Война и мир» - Образ дуба в романе. Л.Н. Толстой «Я старался писать историю народа». Роль пейзажей в описании сражения. Василий Денисов в партизанском отряде. Наполеон. Наташа Ростова. Жанр романа-эпопеи. Оборона Смоленска. Пьер у Баздеева Художник М.С. Родионов. Император Александр I. Образ «высокого неба». Итог урока.

Литература. 8 класс.

Л.Н.Толстой «После бала» -

1. Отметить верное высказывание.

А. Сюжет – это рассказ о жизни героя

Б. Сюжет – это действия и события из жизни героев

В. Сюжет – это действия и события в жизни персонажей, протекающие в пространстве и времени

2. Отметить место действия рассказа.

А. Петербург

Б. Москва

В. Губернский город

Г. Уездный город

3. Отметить, от чьего лица ведется рассказ.

Б. Полковник

В. Ивана Васильевича

Г. Инженера Анисимова

4. Отметить, какие чувства испытывает на балу герой рассказа.

А. Любовь к Вареньке

Б. Любовь к Вареньке и её отцу

В. Любовь ко всему миру, потому что он любит Вареньку

5. Отметить, чем закончилась история любви героя.

А. Благополучно

Б. Любовь пошла на убыль

В. Герой резко порвал отношения с любимой

6. Отметить тему разговора среди собравшихся слушателей.

А. Человек не может сам понять, что всё дело в среде

Б. Для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, в которых живут люди

В. Бывают такие события, которые круто меняют всю жизнь человека

7. Отметить, каков тип композиции рассказа.

А. Рассказ в рассказе

Б. Повествование от первого лица

8. Отметить верное соотношение эпизодов по объёму.

А. Описание бала и описание экзекуции занимают одинаковое место

Б. Описание бала занимает больше страниц, чем описание экзекуции

А. Чтобы придать повествованию достоверность

Б. Потому что рассказ от первого лица даёт возможность передать чувства и мысли персонажей

В. Оба варианта правильные

10. Отметить, делает ли рассказчик выводы об увиденном на плацу.

А. Нет, он не хочет рассуждать

Б. Да, он негодует, выступает против произвола

В. Нет, он не делает выводов, но вся его дальнейшая жизнь зависит от увиденного

11. Отметить наиболее точное определение понятия «антитеза».

А. Антитеза – это сопоставление разных понятий

Б. Противопоставление понятий

В. Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления

12. Отметить правильное утверждение.

А. В рассказе Л.Н.Толстой протестует против николаевской действительности

Б. В рассказе Л.Н. Толстой заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее

В. В рассказе Л.Н.Толстой призывает бороться с произволом

13. Отметить время действия в рассказе.

А. Царствование Александра I

Б. Царствование Николая I

В. Царствование Александра II

А. Из уст присутствующих на балу

15. Отметить, какие чувства испытывает герой рассказа после сцены на плацу.

А. Негодование

Б. Бессилие

В. Тоску

16. Отметить состояние героя рассказа после событий на плацу.

А. Поведение полковника несовместимо с чувством любви героя

Б. Случившееся убедило героя в невозможности любви

В. Случившееся не понято героем, но он не может любить героиню после того, что видел

17. Отметить верный вариант.

А. Ключевым эпизодом в рассказе является сцена бала

Б. Ключевым эпизодом в рассказе является описание экзекуции

18. Отметить, как проявляется образ автора в рассказе.

Ответы:

1 – В

2 – В

3 – В

4 – В

5 – Б

6 – Б

7 – А

8 – Б

9 - В

10 - В

11 – В

12 – Б

13 – Б

14 – Б

15 – В

16 – В

17 – Б

18 - В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературе 9 класс. Зачет по "Слову о полку Игореве" и литературе 18 века.

Цель тестирования: проверка знаний по изученным произведениям древнерусской литературы и литературы 18 века....

Контрольные вопросы по литературе (универсальные для всех классов).Тест по литературе по программе В. Я. Коровиной (в системе "Знак") для 7 класса

Итоговая контрольная работа по литературе(универсальная подходит для всех классов)1. Какое из прочитанных в этом году произведений мне запомнилось больше всего?а) ...

Тест по литературе для неслышащих учащихся 8 класса. Тест по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".

Данный материал разработан для неслышащих учащихся 8 -го класса. Задания оформлены в виде теста по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". В тесте ведётся работа по отработке сравнительной хар...

История создания . Происходящее в рассказе имеет прямое отношение к событиям, происходившим в семье Льва Толстого. В студенческие годы писатель вместе с братом Сергеем жил в Казани. Брат был влюблён в Варвару - дочь высокопоставленного военного Корейша.

Он часто бывал в семье своей избранницы. Однако однажды он увидел, как под руководством этого начальника полк издевается над солдатом. И тогда Сергей разочаровался в своей любви и бросил Варвару.

Эта история настолько глубоко запала в душу писателя, что он пронёс её через всю свою жизнь, пока уже в преклонном возрасте не сделал её основой для своего рассказа. Сначала рассказ назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите». В конце концов Толстой остановился на том названии, под которым рассказ известен сегодня.

Сюжет . Композиционно рассказ разбит на две части. В первой части изображена прямо-таки идиллическая картина. Главный герой влюблён в Вареньку - дочь генерала; генерал устраивает пышный бал, на котором присутствует и герой. Он знакомится с отцом своей возлюбленной, который ему очень понравился.

Генерал - красивый, здоровый и бодрый, несмотря на пожилой возраст. А главное - он настолько любит свою дочь, что ради её благополучия экономит на себе; например, заказывает для себя обувь у простого армейского сапожника, вместо того чтобы приобрести новую. Вторая часть резко контрастна первой.

На следующее утро герой видит, как генерал, этот прекрасный душой и телом человек, осуществляет жестокую расправу над солдатом-татарином, попытавшимся совершить побег. Когда солдат, осуществлявший экзекуцию, недостаточно сильно ударил провинившегося, то генерал начал его бить. Это показалось герою настолько диким, что его чувства к Вареньке совершенно угасли. Видимо, генерал только казался добрым и любящим, а в «рабочей обстановке» показал своё истинное лицо.

Проблематика . Рассказ имеет несколько смысловых пластов. И лицемерие и порочность генерала - только самый верхний пласт, некая вершина айсберга. Cначала бал - свет и роскошь, улыбки и хорошее настроение, красивая музыка. А на утро - серое туманное небо, бой барабана и флейты, суровый полковник. Две разные сцены - бал и плац, где раскрывается образ и характеристика отца Вареньки. Был идеальный, любящий отец, а превратился в жестокого офицера.

Рассказчик поражен таким поведением, он как будто прозрел, увидев поведение человека в разных ситуациях. Еще больше ему противно, что полковник сделал вид, что не узнал его. Став свидетелем мерзкой сцены, ему стыдно и тошно.

Характерно, что в рассказе изображено время молодости писателя - годы Николая I. Видимо, Лев Толстой созданием своего произведения хотел намекнуть, что через многие десятилетия после описываемых событий в обществе ничего не поменялось. Отказался ли герой от любви, расставшись с Варенькой? Очевидно, что нет. Наоборот, он расстался с ней для любви, поскольку понял, что в отношениях с ней никакой любви уже быть не может.

Жанр произведения. «После бала» - это небольшое прозаическое произведение, рассказ. На первый взгляд, он продолжает традиции русского реализма XIX века. Однако весьма глубокий символизм рассказа вкупе с некоторой поверхностностью и «памфлетностью» внешнего плана роднит его с литературой новой эпохи. Описание длительной любовной истории укладывается всего в несколько страниц, а резкая контрастность между первой и второй частями композиции только усиливает символический смысл повествования.

Смысл названия . Примечательно, что рассказ называется «После бала». Это уже вносит некую интригу в первую половину произведения, где описывается сам бал. Само событие, на котором акцентирует внимание автор, происходит в заключительной части повествования, однако лишь оно содержит главную его идею: всё, что происходило до события, произошедшего после бала, оказалось просто суетой.

Герои . В рассказе имеется три главных персонажа. Во-первых, сам рассказчик - Иван Васильевич. Это молодой человек, влюбленный, не лишенный сострадания и порядочности. Истинная любовь для него - чувство всеобъемлющее. В образе Ивана Васильевича, таким образом, Лев Толстой изобразил в том числе и себя.

Во-вторых, это генерал. Счастливый любящий отец, хороший семьянин. Долгое время генерал вызывает восхищение, Иван Васильевич его прямо-таки боготворит. Однако в конце концов выясняется истинная сущность этого социума.

Варенька, возлюбленная рассказчика. Она олицетворяет собой христианские добродетели - веру, надежду и любовь. В какой-то момент эти христианские установки оказываются лишёнными настоящего смысла, что выражается в угасании любви рассказчика к Вареньке.

Рассказ “После бала” совсем небольшой, но описанных событий в нем много.

Сначала идет описание бала, герой влюблен в юную и прелестную Вареньку, также он очарован и ее отцом, полковником, который произвел впечатление глубоко порядочного и доброго человека. Весь вечер рассказчик только и думал о Вареньке, мечтал о женитьбе на прекрасной девушке. Мысли о девушке насколько полонили нашего героя, что он и заснуть не смог.

Он вышел на улицу и прогуливался, как вдруг перед глазами его предстала совершенно другая сцена: добродушный и вежливый отец Вареньки жестоко наказывал солдата, это насколько шокировало героя, что и любовь к Вареньке сошла на нет.

Рассказ Л.Толстого “После бала” рассказывает нам о душевных переживаниях молодого человека Ивана Васильевича, который был влюблен в дочь полковника. Военачальник и его дочь Варенька так поначалу впечатлили молодого человека, что он решил на ней жениться. Особенно остро состояние влюбленности и восхищение отцом девушки проявилось во время бала, который устроили по случаю Масленицы накануне Прощеного воскресенья. Эти дни предваряют начало Великого поста.

На балу отец и дочь были радостны, милы и радушны. После бала молодой человек не мог уснуть и стал свидетелем наказания солдата, который провинился. Оно было весьма суровым и даже жестоким, но даже такая жестокость не удовлетворила полковника и он ударил уже избитого солдата. Эта сцена поразила Ивана Васильевича до глубины души и он отвратился как от отца, так и от дочери. Этим и заканчивается рассказ.

Первое, – это бал, где Иван Васильевич танцует с Варенькой, любуется ею, влюблен в нее, питается этой влюбленность. Затем танец Вари с ее отцом и восхищение этой семьей.

Второе, – сцена, которую герой видит после бала, на утренней прогулке (не спалось ему от избытка чувств). Тот полковник, которым все восхищались, милый, обаятельный старик превратился в тирана, когда наказывал беглого татарина.

Вся эта история, кстати, имеет реальный прототип, так как реально происходила с братом Льва Николаевича.

Молодой человек, влюбленный в очаровательную Вареньку, на балу видит ее отца и тот производит на него приятное впечатление. Ему кажется, что этот человек добрый и благородный. Но после бала он видит казнь солдата, которого били шпицрутенами. В этой сцене отец Вареньки, полковник, предстает совсем иным. Он равнодушный и жестокий. Осознание этого приводит молодого человека в шоковое состояние. После этого любовь к Вареньке сошла на нет.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лебяженская средняя общеобразовательная школа

Урок литературы в 8 классе

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Композиция. Приемы изображения внутреннего состояния героев.
Учитель Сычева Татьяна Владимировна

Цели урока:

Учить детей определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, характеристики героев в разных сценах.

Развивать читательское воображение, историческое мышление.

Воспитывать способность давать оценку людским поступкам, конфликтам с позиции нравственности.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для работы в группах, индивидуально-ориентированные планы, календарно-тематический план прохождения темы.

1. Психологический настрой (2 мин)
1) Рада вас всех видеть, к нашей встрече я готовилась, вы, надеюсь, тоже. Мы приветствуем наших гостей, будем признательны, если они нам будут помогать в нашей работе.

2.Объявление темы

3. Посмотрите на план прохождения данной темы, определите, где мы сейчас находимся. Давайте определим для себя задачи данного урока. (учащиеся отвечают)
2. Лекция с элементами беседы (10мин)

Творчество Л.Толстого- одна из самых ярких страниц в истории русской литературы. В чем же заключается гениальность Толстого? Выражаясь словами М.Горького, можно сказать, что Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература. Свыше 200 произведений написано Толстым. Каждое из них- отражение целой эпохи русской действительности.

В детстве Толстого окружала теплая семейная атмосфера. Здесь дорожили родственными чувствами и охотно давали приют близким людям. Игра в «муравейных братьев», придуманная маленьким Левушкой, навсегда осталась тайной, которую он хотел разгадать, чтобы сделать всех людей счастливыми.

Жизнь в Ясной Поляне, работа по самообразованию и самосовершенствованию привела его к идее исправления окружающего мира через самоусовершенствование. Поэтому Толстой много читает, ведет дневник, анализируя все свои мысли и поступки, отрицательные стороны своего характера, с предельной искренностью полагая, что главный стимул изменения жизни – самоанализ, преобразование каждым своей собственной личности. Так начался беспримерный душевный труд, которым Толстой занимался всю жизнь. Именно в Ясной Поляне он много занимался педагогикой, обучал грамоте крестьянских ребятишек, написал «Азбуку», по которой потом училось несколько десятков поколений русских детей.

Толстой вел активную жизнь. Еще в молодости он участвовал в войне на Кавказе и в обороне Севастополя, пытался в своем имении провести реформы, о которых только начинали задумываться власти. Он очень много писал, читал русскую и зарубежную литературу, увлекался философией, историей.

Прожив долгую плодотворную жизнь, Толстой выдвинул в качестве основы человеческого общежития христианскую любовь, которую понимает как любовное отношение одного человека к другому независимо от расовых, национальных, религиозных различий. Для того, чтобы такая любовь победила на земле, необходимо, чтобы люди воспитывали себя в духе такой любви. Герои Толстого часто рассуждают и спорят со своими противниками на тему самовоспитания и изменения жизни в лучшую сторону.

О рассказе «После бала»

В рассказе «После бала» слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Л.Толстой (40-е годы 19 в., время Николая 1), и той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку вопросов (90-е годы). Писатель в рассказе восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка изменив формы. Изучая этот рассказ, мы должны дать правильную оценку героям, событиям, нарисованным великим мыслителем.


- Почему это произведение по своему жанру является рассказом?

Слайд 5


- Работая над рассказом, Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…» и, наконец, «После бала». Попробуйте понять логику писателя: чем он обосновывает изменение названия? Почему остановился на последнем?

Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?


Действительно, этот рассказ оказывает на читателей очень глубокое впечатление. Предлагаю посвятить наш урок решению вопроса: с помощью чего Толстой добивается такого воздействия на читателя? Чем обусловлена глубина впечатления, которую оставляет этот рассказ?

Слайд 6


- Что необычного вы заметили в построении рассказа?

(он начинается внезапно, разговор ведется о нравственных ценностях человеческого бытия: «…что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди…», «что хорошо что дурно…» и завершается внезапно без выводов.

Слайд 7


- Какой композиционный прием применяет Толстой?

(антитеза, рассказ в рассказе)

Слайд 8


- О каком периоде русской истории идет речь? Что вы знаете об этом времени?

(времена Николая 1, которого называли Николай Палкин).

Вспомним еще одно произведение об этом времени:

В рассказе Лескова «Человек на часах» трагична судьба часового, который ушел с поста, чтобы спасти утопающего.Он был за это жестоко наказан и воспринимает это наказание как естественное следствие своего поступка. Мы видим, что законы, придуманные людьми, расходятся с законами высшими: оказать помощь гибнущему человеку- это высшая необходимость, и ее не видят начальники провинившегося солдата.)

Какие события описаны в рассказе?

(бал у губернаторского предводителя, влюбленность героя, разочарование, потрясение от жестокости случившегося после бала)

Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает с восторженным умилением?

(он влюблен, он очарован праздничной атмосферой званого ужина, близостью любимой девушки, ощущением счастья, молодости и красоты)

(хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц, после бала происходит событие, изменившее жизнь героя)

Слайд 13


3. Групповая работа (15 мин)

Работают 2 группы по 5 человек по карточке для урока - провести наблюдения над текстом и выписать ключевые слова из эпизода.

Первая группа- эпизод «На балу», вторая – «После бала»
4.Закрепление нового материала (5 мин)
1) Выступления от групп – по разделам таблицы (для сравнения заслушать выписки от каждой группы)
2) Формулировка вывода: эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для достижения идеи рассказа. Эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя.
5. Индивидуальная работа по индивидуально ориентированными планами. (10 мин)
6. Подведение итогов. (1 мин)

Задайте мне вопросы, которые возникли у вас при работе с ИОП.

Что самое трудное в работе по данной теме?
7. Домашнее задание: (2)

1 уровень: Подготовить к подробному пересказу одну из сцен рассказа

2 уровень: Составить план рассказа (сложный)

3 уровень: Приготовить устную характеристику одного из героев с введением портрета, диалога, описаний